автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Идеологические предпосылки формирования партии социалистов-революционеров

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Власова, Марина Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Идеологические предпосылки формирования партии социалистов-революционеров'

Текст диссертации на тему "Идеологические предпосылки формирования партии социалистов-революционеров"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

ВЛАСОВА Марина Вадимовна

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ - РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

Доктор исторических наук, заслуженный профессор МГУ им.М.В.Ломоносова Кувшинов В.А.

Москва - 1999

ПЛАН

Тема: Идеологические предпосылки формирования партии социалистов-революционеров

ВВЕДЕНИЕ Стр. 1

Глава I. Влияние революционных традиций народовольчества на Стр. 23

выработку идеологии партии социалистов-революционеров

1.1. Идейные истоки теоретических установок эсеровского Стр. 23 движения.

1.2. Революционное наследие «Народной Воли» в оценке Стр. 47 лидеров партии эсеров. ••, ■

I

'» • *

1.3. Место П.Л.Лаврова и «Группы старых йарОдоволыдев» Стр. 70 1894-1896 гг. в идейных исканиях социалистов-революционеров.

Глава П. Роль либерального народничества в формировании Стр. 93

идеологической платформы партии эсеров.

2.1. Взгляды виднейшего теоретика либерального Стр. 95 народничества Н.К.Михайловского (90-е гг. XIX вв.).

2.2. Либеральное народничество о судьбах капитализма в Стр. 114 России.

Глава Ш. Воздействие марксизма на идеологические установки Стр. 148

партии социалистов-революционеров.

3.1. Взаимоотношения марксизма и русской социал- Стр. 148 демократии с народниками и эсерами.

3.2. Оценка народниками и эсерами роли пролетариата и Стр. 167 рабочего движения

Заключение. Стр. 187

Список использованной литературы. Стр. 194

ВВЕДЕНИЕ

Изучение деятельности политических партий России на рубеже XIX - XX столетий занимает важное место во всем комплексе исследований истории страны. В начале XX века на политической арене России появляется партия социалистов-революционеров (эсеров). Ей было суждено сыграть значительную роль в борьбе различных течений общественной мысли того времени. Настоящая работа предполагает анализ идеологических предпосылок возникновения этой партии.

Идейная борьба всегда является отражением сложного процесса столкновения экономических, социальных, политических, духовных интересов в обществе. В то же время специфика противоречий идейного, нравственного, этического начал указывает на невозможность обойти идеологические основы в решении любых кризисных явлений. Особая острота настоящего момента, накала общественных отношений требуют обращения к мировоззренческим проблемам, идеологическим традициям и общечеловеческим ценностным ориентирам.

Хотелось бы отметить факт проверки идеологических доктрин не только конкретным историческим моментом, но и дальнейшим ходом истории. Применительно к настоящему исследованию автор отстаивает точку зрения, что «банкротство народнической идеологии на социалистическом этапе пролетарской революции» не означает банкротства этой идеологии вообще. Так, теоретик партии социалистов-революционеров В.М.Чернов, анализируя политику собственной партии в октябрьский период 1917 г., подчеркивал, что «эсеровская концепция опытной проверки не имела»1. И политика эсеров не всегда была эсеровской политикой. Только причиной этому, по мнению автора, было не то, что у партии социалистов-революционеров было слишком много лидеров, а то, что «многие влиятельные работники... не проникались настоящим образом

1 Чернов В.М. Уроки прошлого. // Революционная Россия, 1925. № 42. С.16.

всей эсеровской теоретической концепцией революции, а потому и не выводили свою тактику из нее..

Таким образом, в развитии идеологии имеет место преемственность и каждая новая идеология, будучи по содержанию отражением новых социальных условий, по форме примыкает к предшествующей. В целом, идеология оказывает огромное обратное воздействие на всю общественную жизнь. Выполняя определенные социальные функции, она вырабатывает соответствующие интересам отдельных классов типы мышления и поведения и даже программы социального действия.

Актуальность исследования проблемы обуславливается также поиском ответов на вопросы, затрагивающие возможности альтернативного варианта развития нынешней России. Исследование воззрений русских народников и их преемников - социалистов-революционеров, их сравнение с подобными течениями в других странах позволяют сделать вывод о том, что характер их теоретического мышления является адекватным положению средних слоев в современном обществе. При различных социальных условиях одни и те же идеи повторяются, как правило, определенными слоями интеллигенции, меняя лишь форму изложения, а отнюдь не содержание и аргументацию.

В процессе перемен в общественной жизни в наше время происходит распространение концепций, тождественных тем, которые в начале XX в. выдвигали эсеры и другие течения народнического направления. Такие черты, как отсутствие четких представлений о социальной базе движений и организаций, призывы к всеобщему единению в условиях роста имущественного первенства, социального расслоения заставляют задуматься о глубинных истоках этих явлений.

Представляется целесообразным углубленное исследование проблем, связанных с пониманием и объяснением многопартийной структуры общества как

1 Чернов В. Отклики прессы // «Революционная Россия», № 32. С.21.

в начале века, так и в его конце на примере России. Логика изучения подводит к необходимости исследования начального этапа формирования идеологических основ партии социалистов-революционеров. Ведь правильная оценка роли этой партии невозможна без анализа конкретных условий ее возникновения, так как именно эти обстоятельства во многом определяют судьбу любой организации.

Прелметом исследования является идейное наследие теоретиков народничества 60, 70, 80, 90 гг. XIX в. применительно к взглядам их последователей (неонародников, прежде всего эсеров) в начале XX века.

Отсюда вытекает цель работы: раскрыть закономерности появления системы взглядов и идей, которые привели к возникновению партии эсеров, представляющей направление крестьянского демократического социализма в условиях России.

Осуществление намеченной цели требует решения следующих задач:

• проанализировать процесс, приведший к становлению новой политической организации в России - партии социалистов-революционеров, выявить эволюцию народнической доктрины на протяжении середины XIX - начала XX вв;

• определить связь и корни преемственности течений народничества с движением эсеров, подойти к осмыслению единства и непрерывности идеологии мелкобуржуазного социализма в условиях России;

• изучить проблему влияния марксизма вообще и русского марксизма (социал-демократии), в частности, и рабочего движения в России на формирование эсеровских теоретических постулатов и программ;

• провести объективный анализ критериев различных направлений народничества. Часто можно проследить подмену социального объяснения идеологическим или наоборот. Отсюда встает проблема изучения причин смены одного этапа народнического толка другим;

• обосновать научность теории народнического социализма в России. Ряд ученых утверждает, что народническая доктрина, покоившаяся на учении о

самобытности страны, не является научной теорией1. Это положение, на наш взгляд, представляется весьма сомнительным и односторонним. Имеющая цель, предмет и методы познания, народническая теория может считаться теоретическим отражением действительности, продуктом определенной сферы деятельности. Думается, что социализм, который включает теорию и метод изучения явлений, принадлежит к основам народнического мировоззрения и детерминирован социальной природой этого идейного течения, а не манерой мышления его идеологов.

Обозначенные задачи мы надеемся решить путем строго исторического подхода, с принципиальных научных позиций, лишенных односторонности, тенденциозности и догматизма. Среди методов исследования особое место занимает историко-функциональный, отвечающий потребностям современной духовной жизни с ее возрастающим интересом к непреходящим ценностям, культуре прошлых эпох. Историко-философское рассмотрение общественных явлений предполагает как более глубокое постижение их идейного смысла, так и выявление степени соответствия современной эпохе. Для данного исследования представляется наиболее значительной ориентация на то, какие традиции, кем и в каких целях использовались, прослеживание последовательности и преемственности применительно к народнической и неонароднической идеологии конца XIX - начала XX вв.

Изучение источников, мемуаров, исторической литературы и диссертационных исследований по теме становления и развития народнических взглядов середины XIX - начала XX веков, указывает на различные точки зрения в историографии проблемы. Каждый этап изучения характеризуется своими особенностями и направлениями. Для нас наибольший интерес представляют разделы, связанные непосредственно с народнической историографией, т.е.

1 См.: Хорошавин В.А. Идейный кризис и разложение народничества. Дисс... канд.ист.наук. Уфа, 1979. С.5.

оценкой событий изнутри. И отличительная специфика здесь - отсутствие указаний на идейный кризис народничества на всем этапе его существования. Оппоненты могут указать на субъективизм в оценке своего идейного прошлого представителями изучаемого идейного направления. Но тем не менее именно эти материалы определяют, изучение темы, указывают на спорные аспекты и свидетельствуют о степени зрелости и научности как теории, связанной со спецификой развития России, так и ее лидеров и идеологов.

Для эсеровских публицистов было характерным стремление представить партию социалистов-революционеров непосредственной преемницей «Народной Воли», где народовольческие организации являлись неким «идейным связующим звеном»1. По мнению В.Л.Бурцева, организационное разложение народничества, что признавали многие, нельзя переносить на его идейную основу. Согласно его точке зрения, «неумирающие» принципы «Народной Воли» после разгрома партии вели своего рода самостоятельное существование на страницах нелегальной печати, в умах отдельных революционных интеллигентов, возродившихся впоследствии в деятельности партии социалистов-революционеров2.

В широком смысле современные историки видят истоки народничества в 50-х гг. XIX в., а с другой стороны, доводят его до 20-х гг. нашего столетия, вплоть до тех пор, пока окончательно не сошла с арены исторической борьбы партия эсеров3. Народниками обычно называют народовольцев и их ближайших предшественников - революционеров-разночинцев 1870-х гг. В эти годы революционное народничество действительно отличалось яркостью своего существования. В самом узком смысле под народниками подразумевали

1 Аргунов A.A. Из прошлого партии социалистов-революционеров // Былое, 1907, № 10. С.94.

2 См.: Бурцев В.Л. Социалисты-революционеры и народовольцы // Народоволец,

1903, № 4. С.15-16.

3 См.: Библиотека революционных мемуаров «Из искры возгорится пламя» -«Народная Воля» и «Черный передел». Л., 1989. С.6.

землевольцев 1876-1879 гг. И этому есть вполне определенное основание: чтобы подчеркнуть свое понимание народных потребностей и отличить себя от предшественников - участников «хождения в народ» (1874-1875 гг.) именно землевольцы стали называть себя «народниками». Только со второй половины 70-х годов и вошел в обиход этот термин.

Детально останавливаясь на элементах, образующих народническую доктрину, разбирая ее этапы, нельзя уйти от освещения составляющих категорий идейных основ партии «Народной Воли», а в дальнейшем и партии социалистов-революционеров. Здесь можно выделить: народничество, идею политической борьбы, бланкизм, индивидуальный террор1. Между этими основными элементами существовали и противоречия, которые в период расцвета деятельности партии были мало заметны, а впоследствии, в условиях кризиса, существенно обострились2.

Обобщая характерные черты и особенности народнических ориентаций, целесообразно отметить, что народничество есть мировоззрение, ставящее во главу угла общественной эволюции потребности, интересы, идеалы масс и в этом смысле заслуживающее название «философии масс».

Пройдя длительный и сложный процесс становления и развития, преодолев ряд кризисов, крестьянский социализм в России - народничество не потеряло актуальности, не утратило своего демократического, гуманистического содержания, которое в XIX и XX веках привлекало к нему внимание передовых представителей различных слоев населения страны. На рубеже столетий народничество получило новый импульс, новое направление, которое отражало интересы значительной части общества. И во многом заслуга этого принадлежит богатейшему идеологическому наследию, боевому организационному прошлому и духовному импульсу, которые достались эсерам и явились стимулом развития их теории и деятельности. «История П.С.-Р. связана самым тесным образом

1 См.: Корнилов A.A. Общественное движение при Александре П (1855-1881): Исторические очерки. М., Русская мысль, 1909. С.263.

2 См.: Кропоткин П.А. Записки революционера. М., Мысль, 1966. С.504.

преемственности с историей социал-революционных течений 60-70 гг., являясь их логическим и историческим развитием»1.

Проблема активизации народничества в XX веке ставилась в зависимость от «пробуждения русской интеллигенции от спячки эпохи общественного мещанства»2. Причем интеллигенция рассматривалась как «внеклассовая». Тема связи народнической идеологии и интеллигенции крайне важна и интересна, она может представлять собой направление отдельного исследования.

В конце XIX - начале XX вв. вера в историческое предназначение России в сочетании с народническим наследством, а также с усвоенными и переработанными идеями западноевропейской социалистической мысли послужили основой нового народничества - русской разновидности крестьянского социализма. Эта идеология на долгие годы захватила умы и сердца передовых представителей интеллигенции, молодежи, средних слоев города и деревни. В социальных науках народнические идеи получили развитие в трудах историков-профессионалов: В.И.Семеновского, В.Я.Богучарского, И.И.Игнатович3 и др. Под воздействием народничества в русской художественной литературе сложилось целое направление, крупнейшими представителями которого стали В.Г.Короленко, Г.И.Успенский, Н.Г.Гарин-Михайловский, В.В.Вересаев, в поэзии - Н.К.Клюев, С.А.Есенин, отчасти А.А.Блок. В рамках народнического направления развивалась значительная часть демократической периодики конца XIX - начала XX вв.

Среди фундаментальных работ по истории народничества, увидевших свет в дооктябрьский период, следует назвать сочинения Е. А. Соловьева4,

1 См.: Письма Н.Каляева к товарищам // «Былое». 1917, № 2. С.103.

2 См.: Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Т.2. СПб., 1907. С.479.

3 См.: Энциклопедический словарь (Брокгауз и Ефрон). СПб, 1897. Т.40. С.586.

4 См.: Соловьев Е.А. (Андреевич). Очерки из истории русской литературы XIX в. СПб, 1907.

С.А.Венгерова 1 и Р.В.Иванова-Разумника2. Соловьев показывает два направления в народничестве - государственников (либеральное) и критиков (революционное). Он, как и Венгеров, совершенно справедливо отметил отход восьмидесятников от «демократизма, радикализма и социализма» предшественников. Однако объяснения причин этой эволюции они не дали. Оба характеризуют либеральное народничество как особое направление общественной мысли. Венгеров, который сам был близок к либеральному народничеству, дает ему наиболее положительные оценки.

Третий автор, Р.В.Иванов-Разумник, был представителем эсеровского направления в исторической науке. Именно с этих позиций он рассматривает вопросы об истоках и генезисе народничества, о его эволюции в конце XIX -начале XX вв., о двух ветвях в народничестве - либеральном (его называет «догматическим», «оптимистическим», «некритическим») и революционном («критическом»), о полемике между марксизмом и народничеством в 90-е годы. По его мнению, в основе народничества лежали две идеи - признание особого пути развития России и служение народу. Иванов-Разумник в целом критически относился к либеральному крылу в народничестве, но весьма позитивно к Н.К.Михайловскому, которого отделял от либеральных народников.

При изучении историографии проблемы мы не можем, разумеется, обойтись без марксистской дооктябрьской историографии.

Первым представителем марксистской школы по истории народничества был Г.В.Плеханов. Имея непосредственное отношение к идеям народничества, он в конечном итоге вносит свой акцент критики в их характеристику3. Плеханов

1 См.: Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. СПб, 1907.

2 См.: Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной �