автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Идея человека в философии Д. С. Мережковского

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Белая, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Идея человека в философии Д. С. Мережковского'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Белая, Светлана Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК: СМЕРТНОСТЬ И БЕССМЕРТИЕ

1.1. Проблема "смертность - бессмертие" - одна из основных в русской философии

1.2. Вопрос о смерти - вопрос о личности

1.3. Дух и плоть

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И СВОБОДЫ

2.1. Идея свободы

2.2. Закон и свобода

2.3. Концепция эсхатологизма и разрешение проблемы "личность-свобода"

ГЛАВА 3. ИДЕЯ БОГОЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКОБОГА,

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ЧЕЛОВЕКОБОЖЕСТВА

3.1. Идея богочеловечества: В.Соловьев, С.Булгаков, Ф.Достоевский

3.2. Богочеловечество и Богочеловек - христианский путь спасения

3.3. Идея теократии: католицизм и русское самодержавие. Человекобог и человекобожество

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Белая, Светлана Николаевна

Проблема человека является на протяжении многих веков устойчивой традицией мировой культуры. В настоящее время кризисные процессы, происходящие в России, проблему человека, его судьбы и предназначения выявили во всей полноте. Понимание современных процессов во всех сферах жизнедеятельности, в культуре в особенности, невозможно без глубокого осмысления проблемы человека.

Для автора исследования наибольший интерес представляет осмысление идеи человека в тот период в русской философии, который принято называть "серебряным веком". Широкий доступ к произведениям философов, творивших на рубеже веков (Х1Х-ХХ вв.), открылся лишь в последнее десятилетие, что дало возможность для современных исследователей включить тематику русского серебряного века в осмысление современных процессов.

Предметом диссертационного исследования является идея человека в философии Д.С. Мережковского. Почему автор обращается к творчеству именно этого мыслителя? Во-первых, по проблеме человека в философии Д.С. Мережковского фундаментальных исследований нет. Это связано, на мой взгляд, с тем, что творчество этого мыслителя многие десятилетия было закрыто, что исключало возможность объемного исследования. И, кроме того, Д.С. Мережковского всегда воспринимали в первую очередь именно как литератора, а не как философа. Поэтому подавляющее большинство работ, посвященных Д.С. Мережковскому, сориентированы на его художественные произведения и мастерство его как писателя, литератора. В центре же внимания автора этой работы - философские идеи мыслителя.

Во - вторых, у Д.С. Мережковского, на мой взгляд, содержится совершенно оригинальный подход к осмыслению идеи человека. Причем, с одной стороны, философ по основным вопросам, связанным с идеей человека, следует традициям русской философии. С другой стороны, в решении проблемы человека он идет своим путем. И вот этот путь представляется автору исследования своеобразным, открывающим новые горизонты в понимании проблемы человека. Следует отметить, что осмысление идеи человека у Д.С. Мережковского идет исключительно в рамках религиозной философии, и все его размышления замыкаются на образе Иисуса Христа, Абсолютной Личности.

Идея человека в философии Д.С. Мережковского, на мой взгляд, разрешается в трех проблемах: 1) проблема смертности и бессмертия; 2) проблема личности и свободы; 3) проблема антиномии Богочеловека и человекобога, богочеловечества и человекобожества.

Данные три вопроса и составляют существо темы диссертации.

Говоря о степени разработанности проблемы следует отметить следующее. Проблема человека считается традиционной в русской философии, и существует масса исследований по данной теме. Идея же человека в философии Д.С. Мережковского нуждается не только в фундаментальной разработке, но и в самой ее постановке и обосновании. Практически нет фундаментальных трудов по этой проблеме. Причины этого уже указаны.

Безусловно, творчество Д.С. Мережковского всегда было под пристальным вниманием исследовательской мысли. Но, как уже было сказано, анализ ограничивался вниманием лишь к некоторым эстетическим, политическим, философским вопросам, затронутым мыслителем.

Наиболее полным и глубоким исследованием философских воззрений Д.С. Мережковского автор исследования считает работу H.A. Бердяева "Новое христианство" (28). В данной работе H.A. Бердяев говорит о Д.С. Мережковском как о лидере такого течения в религиозной мысли, как "новое религиозное сознание", или неохристианство. В центре внимания автора статьи -взгляд Д.С. Мережковского на проблему личности, его отношение к историческому православию, а также проблема духа и плоти.

Интересны также следующие исследования о философских взглядах мыслителя. В.В.Розанов в своей статье "Среди иноязычных. (Д.С. Мережковский)" (90), отмечая оригинальность идей Д.С. Мережковского, говорит о нем, как о чем - то чужеродном для русской культуры и русской жизни вообще. По В.В.Розанову, у Д.С. Мережковского как писателя и философа нет ощутимой связи с Россией. JI. Шестов в работе "Власть идей. (Д.С. Мережковский "JL Толстой и Ф. Достоевский" , т.П.) " (110) доказывает, что исследование Д.С. Мережковского "Л.Толстой и Достоевский" есть не осмысление творчества J1.H. Толстого и Ф.М. Достоевского, их идей, а попытка утвердить, доказать свои собственные идеи, искажая при этом взгляды названных мыслителей. Работы H.A. Бердяева "О новом религиозном сознании" (30) и JI.C. Франка "О так называемом" новом религиозном сознании" (107) посвящены феномену "нового религиозного сознания" и Д.С. Мережковскому как его наиболее яркому представителю. П. Кропоткин в своем фундаментальном исследовании о русской литературе "Идеалы и действительность в русской литературе" (66) обращается и к творчеству Д.С. Мережковского. На мой взгляд, любопытной является мысль автора о том, что исторические романы Д.С. Мережковского содержат руководящую идею о необходимости синтеза, сочетания между поэзией природы античного мира и высшими гуманистическими идеалами христианства, которая не вытекает из действия произведений, а насильно навязывается читателям. Статья Ж.Б. Северака "Религиозно-нравственные идеи в произведениях Д.С. Мережковского" (94) содержит размышления по поводу идеи Д.С. Мережковского о том, что будущее христианского человечества - в религии Святого Духа. В своих размышлениях автор обращается к романам Д.С. Мережковского. Работа Р.В. Иванова - Разумника "Мертвое мастерство. (Д. Мережковский)" (54) содержит утверждение о мертвенности, чужеродности для русского сознания творчества Д.С. Мережковского. Автор называет Д.С. Мережковского "мертвым" писателем. Р.В. Иванов -Разумник считает единственной вечной темой его тему раздвоения. Он также подвергает резкой критике идеи нового религиозного сознания, считая его движением не вперед, а назад. Исследование В.А. Кувакина "Религиозная философия в России" (67) содержит главу о Д.С. Мережковском "Мистический "революционер" Д.С. Мережковский". Это практически единственная основательная работа советского периода о философе. В.А. Кувакин говорит о Д.С. Мережковском как о философствующем литераторе. Он подчеркивает стремление мыслителя рассмотреть жизнь через призму искусства, литературы и культуры. Автор считает, что история воспринималась Д.С. Мережковским как процесс борьбы религии культуры, как противоборство Христа и Антихриста, подчеркивает важность для философа идеи синтеза. Значительное место в работе уделено также концепции "градущего Хама", с которой Д.С. Мережковский выступил в период первой русской революции.

В своей работе автор исследования опирался и на исследования общего характера, имеющие отношение к идее человека. К ним следует отнести следующие работы. Статья H.A. Бердяева "О характере русской религиозной мысли XIX века" (32) посвящена исследованию своеобразия русской религиозной мысли XIX века. В центре внимания автора проблема человека, идея богочеловечества, проблема христианской свободы, идея соборности, осмысление значимости эсхатологизма в русском сознании. Фундаментальный труд H.A. Бердяева "Русская идея" (33) представляет собой изложение истории русской религиозной философии XIX - начала XX веков. Философ исследует как основные идеи, составляющие своеобразие русской религиозной философии, так и мировоззрение русских философов этого периода. Идейным стержнем таких трудов Н.А.Бердяева как "Самосознание (Опыт философской автобиографии)" (34) и "Философия свободы" (35) является идея христианской свободы и проблема личности. "Чтение о богочеловечестве" B.C. Соловьева (99) являются наиболее полным изложением идеи богочеловечества. Статья В.С.Соловьева "Русская идея" (97) есть попытка осмысления вопроса о смысле существования России во всемирной истории. А.Ф.Лосев в статье "Русская философия" (69) раскрывает сущность русского мышления и русской философии. Книга Б.П.Вышеславцева "Этика преображенного эроса" (41) содержит размышление о законе и свободе. Вышеславцев Б.П., опираясь на Евангелие, показывает, что христианству предопределено быть религией, заменяющей рабскую зависимость закона свободой. Статьи С.Н. Булгакова "Воскресение Христа и современное сознание" и Л.П. Карсавина "О бессмертии души" (60) объединяет общая тема о смертности и бессмертии, а также о значимости Воскресения Христа для современного сознания. Эта же тема является центральной для книги Н.Ф.Федорова "Философия общего дела" (103). Автор книги предлагает своеобразный проект решения проблемы смертности и бессмертия, проект воскрешения умерших. В.В.Розанов в статьях "Семя и жизнь" (88) и "Смысл аскетизма" (89) утверждает религию рода как спасительную для человечества и выступает против религии Христа, которая, по его убеждению, является религией смерти.

Упомянутые работы, несомненно, представляют серьезную ценность для каждого, стремящегося разобраться в воззрениях Д.С. Мережковского по проблеме человека.

По мнению автора исследования, научная новизна данной работы заключается в следующем:

1. В работе предпринята попытка фундаментального исследования идеи человека в философии Д.С. Мережковского.

2. Выявлено оригинальное решение проблемы смертности и бессмертия в философии Д.С. Мережковского.

3. Раскрыта такая отличительная особенность размышлений Д.С. Мережковского, связанных с идеей человека, как обращение к образу Иисуса Христа.

4. Выявлено, что идея свободы является в философии Д.С. Мережковского основополагающей в утверждении непреходящей ценности человеческой личности.

5. Установлена значимость идей Богочеловека, богочеловечества в разрешении проблемы человека, а также выявлен путь, ведущий человечество, по Д.С. Мережковскому, к богочеловечеству - религия Святого Духа.

Говоря о задаче исследования, следует выявить основные моменты, составляющие ее сущность. Автор исследования считает наиболее важными следующие положения и попытается раскрыть и обосновать их в диссертации.

1. Философские идеи Д.С. Мережковского являются неординарным исто-рико - философским феноменом. В современном мире, отличающемся обостренным вниманием к человеческой личности, обращение к размышлениям Д.С. Мережковского, связанным с идеей человека, чрезвычайно актуально.

2. Разрешение идеи человека в философии Д.С. Мережковского связано с тремя ключевыми проблемами, а именно: проблемой смертности и бессмертия, проблемой личности и свободы и проблемой Богочеловека, богочеловечества и человекобога, человекобожества.

3. Отличительной особенностью размышлений Д.С. Мережковского в решении проблем, связанных с идеей человека, является обращение к образу Иисуса Христа. Размышления философа о Христе - это размышления о человеке.

4. Вопрос о смерти и бессмертии в философии Д.С. Мережковского связан с вопросом о личности. В решении проблемы важным является обращение к Богу, к облику Христа, к христианству.

5. По Д.С. Мережковскому, христианство уже дало ответ на вопрос о возможности бессмертия для человека через явление Иисуса Христа в этом мире и его Воскресение. Знание о Воскресение - вот то знание, которое открывает человеку путь к бессмертию.

6. Основным препятствием в решении проблемы смерти и бессмертия являются неверие в Воскресение. Корни этого неверия - в историческом христианстве.

Без решения проблемы духа и плоти, пола и общественности невозможно разрешение проблемы смерти и бессмертия и, в конечном итоге, идеи человека.

7. В философии Д.С. Мережковского решение вопроса о свободе связано с идеей Бога. Это отправная точка в постановке проблемы личности и свободы. Свобода у Д.С. Мережковского тождественна Христу.

8. Свобода антиномична. Для решения проблемы личности и свободы существенно осмысление трагизма пришествия Иисуса Христа в этот мир.

9. В решении проблемы личности важен вопрос о соотношении свободы и закона, свободы и власти.

10. Проблема личности и свободы с неизбежностью выходит к теме спасения.

В терминологии Д.С. Мережковского понятие спасения тождественно понятию освобождения: Иисус Христос, освобождая человека, тем самым спасает его. Осмысление феномена Царства Божьего сопряжено у Д.С. Мережковского с идеей человека.

11. В связи с идеей Богочеловека Д.С. Мережковского интересует Иисус Христос как конкретное историческое лицо, соединившие в себе божественное и человеческое.

12. Состояние современного ему человечества приводит философа к мысли о необходимости утверждения идеи богочеловечества, отвергнутой историческим христианством. Путь к богочеловечеству - это спасительный путь для всего христианского человечества. Будущее человечества - в религии Святого Духа. Именно в религии Святого Духа человечество достигнет богочеловечества.

13. Выявление истоков идеи человекобожества в философии Д.С. Мережковского, ее воплощений в истории человечества способствует осмыслению опасности данной идеи для мира.

10

14. Нельзя утверждать человека вне богочеловечества. Только в том случае человек сохранит и утвердит свою ценность, свою свободу, если он неразрывно связан с Богом и богочеловечеством. Богочеловечество предполагает творческую активность человека, то есть в достижении богочеловечества движение должно идти не только от Бога к человеку, но и от человека к Богу.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идея человека в философии Д. С. Мережковского"

Таковы основные выводы, следующие из предложенного выше исследования по идее человека в философии Д.С. Мережковского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Размышления, представленные в диссертации, позволяют сделать следующие выводы. Философские идеи Д.С. Мережковского являются оригинальным и плодотворным явлением в русской философии. Концепция идеи человека Д.С. Мережковского, как показывает исследование, разработанная в русле традиций русской философии, содержит новые подходы в решении проблем гуманистики.

Осмысление идеи человека в философии Д.С. Мережковского сопряжено с тремя ключевыми проблемами: проблемой смертности и бессмертия, проблемой личности и свободы, проблемой Богочеловека, богочеловечества. Важнейшей отличительной особенностью размышлений философа по проблемам, связанным и идеей человека, является обращение к облику Иисуса Христа. Оно в высшей степени существенно для Д.С. Мережковского. Его размышления о Христе - это размышления о человеке. Взгляды Д.С. Мережковского можно представить как новый апокриф, как новую евангельскую притчу, лейтмотивом которой является глубоко осознанная тема русской культуры - идея человека. Д.С. Мережковский прочитывает тексты Евангелия таким образом, что по существу создается еще одно Евангелие, в котором возникает новый образ Иисуса Христа, как архетип судьбы человечества и человека.

Попытка найти решение проблемы смертности и бессмертия есть для Д.С. Мережковского стремление к осмыслению идеи человека, к утверждению непреходящей ценности человеческой личности. Поэтому мыслитель связывает вопрос о смерти с вопросом о личности. Отличительной особенностью в решении данной проблемы Д.С. Мережковским является обращение не только к Богу, к облику Христа, но и к истории христианства.

Выявляя ложные выходы из данной проблемы: искусство как религия, род как религия, общественность как религия - философ указывает истинный, с его точки зрения, путь - религию, христианство. По Д.С. Мережковскому, христианство уже дало ответ на вопрос о возможности бессмертия для человека через явление Иисуса Христа в этом мире и его Воскресение. Знание о Воскресении есть то знание, что открывает человеку путь к бессмертию. Д.С. Мережковский приходит к выводу, что неверие в Воскресение является основным препятствием в решении проблемы смерти и бессмертия. Корни этого неверия он обнаруживает в историческом христианстве.

В связи с этим Д.С. Мережковский выходит на проблемы духа и плоти, пола, общественности. Без решения этих вопросов, по Д.С. Мережковскому, нет разрешения проблемы смерти и бессмертия и, в конечном итоге, идеи человека. Для философа характерно стремление к утверждению равноценности, равносвятости духа и плоти. Он стремится также к оправданию и утверждению святости пола.

Проблема личности и свободы в разрешении идеи человека является в философии Д.С. Мережковского основополагающей. Решение вопроса о свободе у философа связано с идеей Бога. Это отправная точка в постановке проблемы личности и свободы. Свобода у мыслителя тождественна Христу.

Свобода, по Д.С. Мережковскому, антиномична. Для решения проблемы важным является осмысление явления Иисуса Христа в этом мире, трагизм его пришествия и то, почему жертва Христа оказалась действенной в спасении человечества. Существенным в решении проблемы личности и свободы является осмысление вопросов о соотношении свободы и закона, свободы и власти.

Проблема личности и свободы с неизбежностью выводит к теме спасения. В философии Д.С. Мережковского понятие спасения тождественно понятию освобождения: Иисус Христос, освобождая человека, тем самым спасает его. Осмысление феномена Царства Божьего сопряжено у Д.С. Мережковского с идеей человека. Возможность наступления Царства Божьего мыслитель связывает с ролью человека, с возможностью осуществления им свободного выбора.

В размышлениях Д.С. Мережковского по проблеме человека осмысление идеи Богочеловека, богочеловечества и человекобога, человекобожества играет значительную роль. Здесь философ вновь обращается к личности Иисуса Христа, к истории христианства. Иисус Христос интересует мыслителя как конкретное историческое лицо, соединившее в себе божественное с человеческим. В понимании идеи Богочеловека для Д.С. Мережковского чрезвычайно существенны реальность существования Христа, момент Его появления в истории человечества, смысл явления Спасителя на земле.

Состояние современного ему человечества приводит Д.С. Мережковского к мысли о необходимости воскрешения и утверждения идеи богочеловечества, которую отвергло историческое христианство. Спасительный путь для всего христианского человечества - это путь к богочеловечеству. Будущее человечества, по мнению мыслителя, - в религии Святого Духа. Только в религии Святого Духа человечество достигнет богочеловечества. Это совершенно оригинальный подход в решении столь традиционного для русской религиозной философии вопроса, как идея богочеловечества.

Идея человекобожества, противоположная идее богочеловечества, занимает значительное место в размышлениях Д.С. Мережковского. Выявляя истоки этой идеи, ее воплощения в истории человечества, влияние ее на умы людей, философ, предостерегает мир о грозящей ему со стороны человекобожества опасности. По Д.С. Мережковскому, единственный спасительный путь для человечества есть путь достижения богочеловечества.

Философ приходит к окончательному выводу о том, что невозможно утверждение человека вне богочеловечества, это приведет к отречению от человека. Только в том случае человек утвердит свою ценность, свою свободу, если он неразрывно связан с Богом и богочеловечеством.

 

Список научной литературыБелая, Светлана Николаевна, диссертация по теме "История философии"

1. Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений. В 24 т.- М.: Изд-во И.Д. Сытин, 1914. Т. 1-24.

2. Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник. 1910-1914,- Петроград: Изд -во И.Д. Сытин, 1915. 363 с.

3. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев.- Петроград: Изд-во И.Д. Сытин, 1915. 123 с.

4. Мережковский Д.С. Будет радость. Петроград: Огни, 1916,- 135 с.

5. Мережковский Д.С. Невоенный дневник. 1914-1916. Петроград: Огни, 1917,- 224 с.

6. Мережковский Д.С. 14 декабря. Петербург: Огни, 1918. - 196 с.

7. Мережковский Д.С. Царевич Алексей : Трагедия в 5-ти действиях.- Петербург : ГИЗ, 1920.-89 с.

8. Мережковский Д.С., B.C. Соловьев // Искусство кино. 1990. - № 10.- С.17-19.

9. Мережковский Д.С. О религиозной лжи национализма // Искусство кино. № ю. - С. 23-27.

10. Мережковский Д.С. О свободе слова. О мудром жале // Лит. газ. -1990. 17 янв. (№ 3 ). - С. 5.

11. Мережковский Д.С. Собрание сочинений : В 4-х т.- М., 1990. Т. 1-4.

12. Мережковский Д.С. Акрополь : Избранные лит. критич. ст. /Сост., авт. послесл. и коммент. С.Н. Поварцов. - М.: Кн. палата, 1991,- 351с.

13. Мережковский Д.С. Атлантида Америка : К истории материалов // Латин. Америка. - 1991. - № Ю. - С. 41-46.

14. Мережковский Д.С. Больная Россия : Избранное / Авт. предисл. и послесл. С.Н. Савельев. Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 267 с.

15. Мережковский Д.С. В тихом омуте : Ст. и исслед. разных лет / Сост. Е.Я. Данилов. М. : Сов. писатель, 1991. - 491 с.

16. Мережковский Д.С. Грядущий хам // Вестн. высш. шк. 1991. -№2.- С. 86-87.

17. Мережковский Д.С. Письма Д.С. Мережковского к П.П. Перцову (1890-1891 гг.) / Вступ. заметка, публ. и примеч. М.Ю. Кореневой //Рус. лит. 1991. -№ 2. - С. 156-181.

18. Мережковский Д.С. Смотрите, кто пришел. : Фрагм. из сер. ст. о Хаме Торжествующем, 1917 г. //Новое время. -1992. -№ 38. -С. 58-59.

19. Мережковский Д.С. Атлантида Европа : Тайна Запада / Вступ. ст. В.Д. Цыбина . -М. :Рус. кн., 1992. - 411 с.

20. Мережковский Д. Письма к O.JI. Костецкой 1916 . / Предисл. и публ. A.B. Лаврова // Лица . 1992 . - № 1 . - С. 170-183.

21. А.Б. Богданович А.И. . . Критические заметки . Лев Толстой и Достоевский // Мир божий . 1901 .-№11 . - отд. II . - С. 1-14 .

22. Айхенвальд Ю. Мережковский о Лермонтове . Поэт сверхчеловечества . // Айхенвальд Ю. Отдельные страницы : Сб. 2. М.: Заря, 1910. -С. 107- 120 .

23. Антипов Г.А. От философии к литературе . От литературы к философии // Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.- С. 88-106 .

24. Арсеньев К. Новая форма старой мечты . (Д.С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский . СПб ., 1901 ) // Вестн. Европы . 1901.- №5. С. 307-324 .

25. Белый А. Д.С. Мережковский . Не мир , но меч. К будущей критике христианства // Весы. 1908 . - № 6 . - С. 54-56 .

26. Бердяев Н. Мережковский о революции. Не мир, но меч .

27. Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции. Петербург, 1910.- С. 102-119.

28. Бердяев H.A. Новое христианство // H.A. Бердяев о русской философии . Б.М. : Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 127-146.

29. Бердяев H.A. О двусмысленности свободы / Предисл. В. Цыбина //Моск. вестн. 1991. -№ 1. - С. 336-340 .

30. Бердяев Н. О новом религиозном сознании // Бердяев Н. Sub specie acternitatis . Опыты философские , социальные и литературные ( 1900-1906 ) . Петербург: Изд-во М.В. Пирожков, 1907. - С. 338-373.

31. Бердяев H.A. О русской философии . Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 4.1. - 288 с. ; 4.2. - 239 с.

32. Бердяев H.A. О характере русской религиозной мысли XIX века

33. H.A. Бердяев о русской философии . Б.М.: Изд-во Уральского унта, 1991. - С. 3-29.

34. Бердяев H.A. Русская идея // Вопр. философии. 1990. - № 1. - С. 77144; № 2. - С. 87-155.

35. Бердяев H.A. Самопознание ( Опыт философской автобиографии ). -М.: Книга, 1991. -С. 1-446.

36. Бердяев H.A. Философия свободы // H.A. Бердяев . Сочинения .- M . : Раритет, 1994. С. 11-244 .

37. Бердяев H.A. Эрос и личность . Философия пола и любви. М.: Прометей , 1989. - 158 с.

38. Берлин П. Страницы истории . ( Александр I и декабристы в искажении Д. Мережковского ) // Новый журнал для всех . 1913. - № 4.- С. 170-171.

39. Библия : В 2 т . Б.М.: Духовное просвещение, 1990. - Т. 1-2 .

40. Булгаков С.Н. Воскресение Христа и современное сознание //Русские философы : Антология . М . : Кн. палата , 1993 . - С. 81-88.

41. Буренин В. Критические очерки . Воскресшие боги . // Новое время. 1901. -30 нояб. ( № 9247 ) . - С. 2 ; 7 дек. ( № 9254 ) . - С. 2 .

42. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса . М.: Республика, 1994. - 367 с.

43. Гачев Г.Д. Русская Дума : Портр. рус. мыслителей . М.: Новости , 1991. - 269 с .

44. Гиппиус 3. Воспоминание о религиозно философских собраниях // Наше наследие. - 1990. - № 4. - С. 67-80 .

45. Гиппиус Мережковская З.Н. Из книги Дмитрий Мережковский. / Вступ. заметка , подгот. текста и примеч. Н. Богомолова // Вопр. лит. - 1990 . - № 5 . -С. 219-248 .

46. Голиков В. Лики авторов и лики жизни . ( Александр I Д.С. Мережковского ) // Вестн. знания . 1913 . - № 1 . - С. 124-126 .

47. Гофман М. Д.С. Мережковский // Книга о русских поэтах последнего десятилетия / Под ред. М.Л. Гофмана . Петербург -М . : Изд-во М.О. Вольф, 1909. - С. 199-210 .

48. Гриневич П. Якубович П.Ф. . Заметки писателя .[ Воскресшие боги ] // Рус. богатство. 1900. - № 4 . - отд. II. -С. 140-149 .

49. Грифцов Б. Д.С. Мережковский // Грифцов Б. Три мыслителя. М.: Изд-во В.М. Саблин, 1911. - С. 85-142 .

50. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 308 с.

51. Доротин С. Либрович С.Ф. . Александр I Мережковского и его хулители // Вестн. лит., 1913. - С. 65-68 .

52. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 12 т. М.: Правда, 1982 .- Т.П. 623 с.

53. Евг. Л. Ляцкий Е. . Литературное обозрение . ( Петр и Алексей Д.С.Мережковского . СПб ., 1905 ) // Вестн. Европы. 1905. - № 12,- С. 824-829 .

54. Иванов Вяч. Мимо жизни // Иванов В. Родное и вселенское. М.: Изд-во Г.А. Леман и С.И. Сахаров , 1917 . - С. 75-84.

55. Иванов-Разумник Р.В. Мертвое мастерство. (Д. Мережковский) //Иванов-Разумник Р.В. Творчество и критика. Т.2. -Петербург: Прометей, 1911. С.110-179.

56. Измайлов А. Пророк безблагодатных дней: О Д.С.Мережковском. // Измайлов А. Пестрые знамена. Литературные портреты безвременья. -М.: Изд-во И.Д.Сытин, 1913. С. 123-146.

57. Ильин И.А. Мережковский художник: Фрагм. лекции, прочит в Берлин. Рус. науч. ин-те в 1834 г. // Звезда. - 1991. - №6. - С. 198205.

58. Ильин И.А. О новом человеке: Из филос. наследия рус. мыслителя . //Слово. 1993. -№1,2. - С. 16-20.

59. Ильин И.А. О русской идее: Из наследия философа / Публ. и по-слесл. Д.Цыганова. //Рубеж. 1992. - №2. - С. 19-38.

60. Ильин И.А. О справедливости: Сокр. вар. ст. рус. фил., опубл. в 1958 г., в Мюнхене . // Нар. образование. -1993. №1. - С. 89-92.

61. Карсавин Л.П. О бессмертии души // Русские философы: Антология. -М.: Кн. палата, 1993. С. 259-288.

62. Карсавин Л. О свободе //Лит. учеба.-М., 1991.-№4. С. 187-192.

63. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -335с.

64. Колобаева Л.А. Мережковский романист. // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. -1991. -Т.50. - №5. - С. 445-453.

65. Колоницкий Б. А.Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году // Лит. обозрение. -1991, №3. - С. 98-106.

66. Корнилов А. Исторический роман Д.С.Мережковского "Александр I" // Современник. -1913. -№2. С.184-200.

67. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. -Петербург: Знание, 1907. С. 338-340.

68. Кувакин В.А. Религиозная философия России. -М., 1980. С.75-105.

69. Ломинадзе С. Вместо послесловия // Вопр. лит . -1989. №10.- С.123-131.

70. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.:Политиздат, 1991.- С. 209-236.

71. Лосский Н.О. История русской философии. -М.:Высш. шк., 1991. -559с.

72. Лукаш И. Портреты. / Публ. и предисл. А.Н.Богословского // Человек. -1992. №2. - С. 135-141.

73. Лундберг Е. Мережковский и его новое христианство. -Петербург, 1914. -192с.

74. Лурье С. Религиозные искания в современной литературе. (Д.С.Мережковский Не мир, но меч. К будущей критике христианства. Спб. 1908) // Рус. мысль. -1908. №10. отд. II. - С. 44-67.

75. Любимова Е. Трилогия Царство Зверя // Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4-х т.-М.,1990. -т.4. С. 657-661.

76. Любутин К.Н. Человек в философском измерении : (Из истории пробл.) Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -131с.

77. Ляцкий Е. Грядущий хам Д.С.Мережковского //Вестн. Европы. -1906. №4. - С. 807-816.

78. М.П.Покровский М.Н. Религия и революция. [Не мир, но меч] // О веяниях времени. -Петербург, 1908. С. 19-38.

79. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. -М., 1991. С. 8-22.

80. Мельгунов С. Защита Мережковским Александра I; В защиту Александра I. // Голос минувшего. -1913. №4. -С. 226-267.

81. Мельгунов С. Роман Мережковского Александр I //Голос минувшего. -1914. -№ 12. С. 39-80.

82. Михайлов О. Венок Мережковскому //Мережковский Д.С. Собр.соч.: В 4-х т. М., 1990. -т.4. - С. 662-666.

83. Нажмудинов Г.М. Проблема человека в философии ХХвека: основные направления: Автореф.дис. д-ра филос. наук /Киев, гос.ун-тим. Т.Г.Шевченко. -Киев, 1991. -57с.

84. О Д.С.Мережковском и этой книге /Предисл. О Михайлова / Мережковский Д.С. 14 декабря: Роман; Гиппиус-Мережковская З.Н. Дмитрий Мережковский: Воспоминания. -М., 1991. - С.3-8.

85. Орлов В.Н. Поэзия буржуазного упадка:(Символизм, аскетизм, футуризм) // История русской литературы. -M.;JI.; Изд-во АН СССР, 1954. -Т10. С. 766-767, 770-771.

86. Пленник культуры /Предисл. О Михайлова //Мережковский Д.С. Павел I. Александр I. Больная Россия: Драма для чтения. Роман-эссе. -М., 1989. -С. 4-24.

87. Поварцов С. Надо через нас пройти //Лит. газ. -1990. -17янв.(№3)- С. 5.

88. Розанов В. Новая работа о Толстом и Достоевском. (Лев Толстой и Достоевский Мережковского) //Новое время. -1900. -24июня (№8736)- С.2

89. Розанов В.В. Семя и жизнь //Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. -М.Республика, 1992. С.160-167.

90. Розанов В.В. Смысл аскетизма //Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. -М.,:Республика, 1992. С. 168-176.

91. Розанов В. Среди иноязычных: (Д.Мережковский) //Мир искусства. -1903. -№7-8. -С.69-89.

92. Розанов Н.П. О новом религиозном сознании :(Мережковский и Бердяев). -М., 1908. -35с.

93. Савельев С.Н. Воспоминания о будущем:(Идеология культа и ее критики) //Философия и освободительное движение в России. -Л., 1989.- С. 205-224.

94. Садовский Б. Оклеветанные тени:(0 романе Д.С.Мережковского Александр I)//Сев.зап.-1913. №1. - С. 115-119.

95. Северак Ж.-Б. Религиозно-нравственные идеи в произведениях Мережковского //Вестн.знания. -1907. -№10-11. С. 106-120.

96. Собенников A.C. А.П.Чехов и Д.С.Мережковский: (К проблеме религиозного символа) //Чеховский чтения в Ялте: взгляд из 1980-х . -М., 1990. С. 87-96.

97. Соболев A.JI. Мережковские в Париже (1906-1908) //Лица. -1992. -№1. С. 319-371.

98. Соловьев B.C. Русская идея //Владимир Соловьев. Смысл любви ,-М.: Современник, 1991. С. 41-68.

99. Соловьев B.C. Смысл любви // Владимир Соловьев. Смысл Любви . -М: Современник, 1991. С. 125-182.

100. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения: В 2т. -М.: Правда, 1989. -Т.2. С. 5-174.

101. Соловьев С. Последняя книга Мережковского. ("Было и будет. Дневник. 1910-1914") //Соловьев С. Богословские и христианские очерки. -М., 1916. С. 227-238.

102. Соловьева Т. Здесь начинался Мережковский: Санкт-Петербугр в творческой судьбе писателя. // С.-Петербургская панорама. -1993. -№3.- С. 17-18.

103. Сологуб Ф. О Грядущем хаме Мережковского //Золотое руно. -1906.- №4. С. 102-105.

104. Федоров Н.Ф. Философия общего дела //Федоров Н.Ф. Сочинения. -М.: Мысль, 1982, 710с.

105. Фельзен Ю. У Мережковских по воскресеньям // Даугава. -1989. -№9. С.104-107.

106. Фишер В. Д.С.Мережковский. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев //Голос минувшего. -1915. -№7-8. С. 259-263.

107. Флоренский П. Нет смерти //Рус.рубеж. -1991. -№4. С.8.127

108. Франк С.Л. О так называемом новом религиозном сознании // Франк С.Л. Философия и жизнь, -Петербург: Изд-во Д.Е. Жуковский, 1910. -С.338-346.

109. Шеррер Ю. Об одной теологии революции: (Мережковский и русский символизм)//Ступени.-1992. -№1. -С.70-93.

110. Шестаков Д. Д.С.Мережковский. Воскресшие боги. Леонардо да Винчи//Мир искусства.-1902 .-№1. -отд.II. -С.8-10.

111. Шестов Л. Власть идей.(Д.Мережковский "Л.Толстой и Достоевский." Т.2) // Мир искусства. -1903. № 1-2. - С.77-96.

112. Шестов Л. Шварцман Л.И.. О книге Мережковского ["Л.Толстой и Достоевский"]//Мир искусства. -1901. -№ 8-9. С. 132-136.