автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Кудин, Александр Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кудин, Александр Вячеславович

Введение

Глава I. Массовые средства пропаганды в системе средств . эстетического воспитания молодежи

§ I. Средства массовой пропаганды и проблемы развития и формирования нравственно-эстетического, духовного мира советской молодежи

§ 2. Эстетическое в организации передачи и восприятии информации систем массовой пропаганды

§ 3. Критика использования буржуазной "массовой культурой" эстетических факторов в современной пропаганде

Глава П. Нравственно-эстетическое в средствах массовой пропаганды и его воздействие на формирование мировоззрения и идейной убежденности советской молодежи.

§ I. Система массовой пропаганды в формировании и воспитании эстетических потребностей личности

§ 2. Практика формирования мировоззрения советской молодежи средствами массовой пропаганды

§ 3. Пути повышения эффективности работы системы массовой информации и пропаганды

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Кудин, Александр Вячеславович

Современный уровень развития социализма, ускорение научно-технического прогресса, возрастание роли творческих способностей в деятельности труженика с особой остротой ставят проблему всестороннего воспитания личности. Как отмечалось на июньском /1983 г./ Пленуме Центрального Комитета КПСС: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства" /72, - 27 /.

С первых дней становления Советской власти Коммунистическая партия, первое в мире народное правительство приступило к решению огромной задачи - образования и воспитания народа. Анализируя процесс образования и просвещения советских людей за годы построения развитого социалистического общества, особенно ярко видим, каких больших результатов удалось достичь в интеллектуальном и культурном развитии трудящихся.

Специфика и особенности современного общественного развития во многом определяются сложным противоборством социализма и капитализма, в котором особенно ярко проявляются наиболее характерные черты и коренное отличие социалистического общества от буржуазного. Идет острая борьба за человека, презвде всего за молодежь. Именно поэтому ее воспитание, формирование убежденности, преданности коммунистическим общественным идеалам становятся наиболее важными как на практике, так и в научных исследованиях.

Проблеме коммунистического воспитания трудящихся, молодежи значительное внимание уделяли классики марксизма-ленинизма. Работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина являются той тео

- 4 ретической основой, на которой возникли и успешно, развиваются теория и практика коммунистического воспитания советского народа.

Практика развитого социалистического общества показывает, как много достигнуто в воспитании и образовании миллионов людей за годы Советской власти. В постановлениях партии и правительства, рассматривающих проблемы развития народного образования, указаны конкретные пути совершенствования форм и методов формирования нового человека.

Однако это вовсе не означает, как подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС, что "мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало. Однако мы обладаем большими ресурсами для все более полного и гармонического развития человека" / 71, - 63 /.

Система коммунистического воспитания предполагает формирование разумных материальных и духовных потребностей человека. Важная роль в этом сложном процессе принадлежит современным средствам массовой информации и пропаганды.

Тема данного исследования ставит цель проанализировать одну из составных частей коммунистического воспитания - эстетическое воспитание молодежи средствами массовой информации и пропаганды, выяснение роли эстетического фактора в этом процессе,

В целом эстетическое воспитание является объектом пристального внимания многих ученых, исследователей. Этой проблеме посвящено немало теоретических работ /см., например, 107, 120, 135, 157, 161, 197, 205, 211, 222, 230, 247, 254, 264, 272, 290, 303 и другие/, в которых определяется сущность, специфика, выявляются закономерности эстетического воспитания, раскрываются основные формы и методы его влияния. В большинстве своем авторы приходят к истинному выводу о важности этого воздействия на сознание, подчеркивают его эффективность, которая обусловлена силой конкретночувственного фактора, присущего эстетическому.

Значительное место в научных исследованиях посвящено анализу форм и методов эстетического воспитания молодежи, возможности использования их непосредственно в педагогическом процессе.

Проблема использования системы средств массовой информации и пропаганды давно уже стала объектом научного анализа. Еще в 20-е годы в развитых капиталистических странах, в частности в США., были сделаны попытки проанализировать значение в идеологических диверсиях разного рода печатных сообщений, установить их воздействие на сознание людей. Например, Уолтер Липпман в своей работе "Общественное мнение" /^ыо-Йорк, 1922 г./ впервые выводит понятие стереотип и пытается дать анализ процессов формирования общественного мнения. В 1928 году выходит другая его книга - "Призрачная публика",, в которой продолжены эти исследования. В 1927 году Гарольд Лассуэл пишет работу "Техника пропаганды в мировой войне" / 307 /.

После второй мировой войны, когда капитализм начал "холодную войну", исследование природы средств массовых коммуникаций приобрело первостепенное значение. Были созданы специальные центры по изучению и систематическому зондированию общественного мнения, такие как Институт Гэллапа или фирма "Луис Харрис энд ассошиэйтс". Именно американскими исследователями были сформулированы с идеалистических позиций основные принципы проведения конкретных социологических исследований в сфере воздействия средств массовой цропаганды.

Американским исследователем К.Шенони была создана схема: источник информации - сообщение - получатель /зритель, слушатель/, которая лежит в основе анализа каждого информативного процесса. Среди наиболее интересных исследователей Запада мож

- 6 но назвать работы Уилбура Шрамма "Процессы и эффекты массовой коммуникации", Г.Лассуэлла "Структура и функции коммуникаций в обществе", Де Флуэра "Теории массовых коммуникаций", М.Мак-клюэна "Механическая невеста", "Понимая медиа", Д.Белла "Культурные противоречия капитализма" и другие / 304, 305, 306, 308, 309, 310, 311 /.

Значительное внимание уделяют западные специалисты изучению конкретного применения тех или иных приемов, способов функционирования средств массовой информации и пропаганды. Однако^все достижения в этой области подчинены необходимости выполнять определенные заказы господствующего класса, потребности постоянно скрывать, завулировать существующие противоречия современного капитализма. Это, естественно, не позволяет в полной мере, со всей объективностью и научностью вскрывать содержание, формы и методы работы системы массовой пропаганды, как важного фактора в формировании убеждений, идеалов и потребностей молодежи Запада.

В исследованиях советских авторов с начала 60-х годов А.Алексеева,.Ю.Воронцова, З.Гершковича, Т.Глобы, В.Мажурова, Л.Петрова, Б.Фирсова, Г.Хмары, Ю.Шерковина с марксистско-ленинских позиций были заложены основы теории массовой информации и пропаганды. Все они справедливо отмечают, что "важнейшая функция массовой коммуникации - корреляция отношений внутри общности, между ее элементами /классами, слоями, группами/, между самими общностями /государствами/ с целью поддержания динамического единства и целостности данной социальной структуры" /235, - 12 /.

Особое внимание уделяется анализу формирования системы средств массовой информации, поиску закономерностей и законов развития этой системы, своеобразию духовного общения между

- 7 людьми с помощью средств массовой информации и пропаганды в современном обществе, проблемам расширения обмена информацией, возможностям ее осознания. Преимущественное внимание авторы уделяют телевидению, что объясняется его массовым характером, конкретностью передачи материала жизни, возможностью своеобразного "приобщения" зрителя к событиям и явлениям, воспроизводимым на телеэкране.

При этом телевидение рассматривается как вид искусства и как составная часть системы массовой пропаганды, могучий воспитывающий и преобразующий фактор. Каждый из названных аспектов имеет право на существование, так как телевидение затрагивает настолько разнообразные стороны жизни общества, что разобраться во всем этом под силу лишь многим специалистам во всем многообразии и разносторонности проводимых исследований.

Значительный интерес представляет анализ телевидения, который находим в работах таких советских специалистов, как Э.Г.Багиров,.Р.А.Борецкий, В.М.Вильчек, В.В.Егоров, Р.Н.Ильин, И.Кацев, Р.Д.Копылова, В.С.Саппак, Б.М.Фирсов. Все чаще проводятся конкретные социологические исследования, позволяющие более полно представить и проанализировать.эффективность работы системы массовой информации и пропаганды.

Актуальность темы, выбранной для данного исследования, заключается в необходимости осмысления новых форм и методов воспитания и образования человека.

Телевидение сегодня охватывает огромную армию зрителей, которые уже не мыслят свое существование вне этого источника информации. Ни один вид искусства не в состоянии собрать одновременно такую аудиторию, которую постоянно собирает телевидение.

В чем "секрет" этого успеха? В силу каких причин теле

- 8 информация, да и вся информация системы массовой пропаганды, способна оказывать такое сильное воздействие на сознание миллионов? Эта сила состоит в своеобразной организации информации, позволяющей наиболее успешно привлекать зрителя к ее восприятию. Более того, сам процесс этого восприятия сопровождается активным сопереживанием, эстетическим наславдением. Эти качества ставят телевидение среди других форм массовой информации и пропаганды в число особо эффективных средств воздействия на сознание человека. Понятно, как важно исследовать и проанализировать характер и содержание этих средств.

Потребность постижения средств массовой информации и пропаганды даст возможность яснее понять механизм их воздействия на человека.

За относительно короткий срок своего существования они превратились в неотъемлемый, органический элемент нашего бытия. Благодаря особым, специфическим свойствам выросли в эффективное, могучее средство не только распространения информации, но формирования и воспитания наших чувств, вкусов, потребностей, представлений, идеалов и убеждений.

Еще в 30-е годы советский психолог Л.С.Выготский показал, что знаки, образы выступают важным средством воздействия на управление человеческим поведением. Анализируя эффективность влияния средств массовой информации и пропаганды, в частности-телевидения, мы убеждаемся, что создаваемая им система образного воспроизведения жизни способна заражать зрителя содержанием запрограммированных в передаче идеалов, воспитывать его духовные и материальные потребности, формировать представления о системе ценностей жизни.

Возможности массовой пропаганды в их влиянии на сознание огромных масс практически не ограничены. В связи с этим чрез

- 9 вычайно важно выяснить, как именно, с помощью чего, руководствуясь какими закономерностями, можно целенаправленно проводить распространение информации, используя систему средств массовой информации и пропаганды.

В большинстве исследований советских авторов почти не анализируется вопрос о роли и значении эстетического фактора в информационном процессе. Лишь в исследованиях искусствоведов этот вопрос иногда затрагивается, но они рассматривают его в основном, лишь анализируя трансформацию одного произведения искусства другими техническими приемами или переложения одного произведения на язык других видов искусства.

В данной работе ставится задача выяснить, как с помощью широкого использования эстетического фактора в средствах массовой информации и пропаганды успешнее и оптимальнее всего можно осуществить не только информационный процесс, айв целом процесс коммунистического воспитания социалистической личности. v

Поэтому в работе, прежде всего, сосредотачивается внимание" на анализе эстетического фактора в коммуникативном процессе, его роли в передаче и восприятии информации. С целью более углубленного исследования проблемы она локализуется и в качестве конкретного объекта исследования берется практика телевидения и кинематографа.

Особое внимание, которое уделяется в этом процессе эстетическому фактору, связано с тем, что в природе эстетического своеобразно воплощается единство художественно-образного, эмоционально-волнующего человека воспроизведения действительности, гармония содержания и формы, вся целостность и полнота жизни. Использование эстетического в системе массовой информации и пропаганды чрезвычайно важно потому, что оно способствует, с одной стороны, эффективности воздействия информации, а с дру

- 10 гой, является как бы своеобразным качественным критерием содержания самой информации и, следовательно, выступает важной предпосылкой возможности активного ведения широкой пропагандистской работы.

В диссертации выделяется вопрос использования эстетического фактора в организации пропагандистской работы и место системы массовой информации и пропаганды в системе эстетического воспитания молодежи.

Безусловно, активное использование эстетического фактора, возможность, как показывает практика, эффективно и непосредственно рлиять, воздействовать на процесс воспитания эстетических вкусов, оценок, идеалов молодежи, ставит задачу исследования работы самих средств массовой пропаганды и согласования их функционирования со всем процессом идейно-эстетического воспитания молодежи. Это не значит, что в данном вопросе наблюдаются расхождения или принципиальные противоречия, однако не секрет, что информация, пропагандируемая средствами массовой пропаганды, не всегда еще отвечает высоким требованиям, нравственно-эстетическим принципам жизни нашего общества. Это касается, прежде всего» непродуманного распространения произведений западных авторов посредством кино и телевидения. Огромные возможности средств массовой информации и пропаганды еще недостаточно оптимально используются в едином педагогическом процессе формирования мировоззрения молодежи. Безусловно, то, что делается, оказывает существенное влияние на формирование чувств, вкусов, убеждений, потребностей, мировоззрения советских людей. Однако Lb достаточной мере слабо включается в единый педагогический процесс, который бы заранее планировался и мог быть использован в эстетическом воспитании. Подобное в возможностях массовой информации используется лишь

- II периодически, без определенной системы.

В данном исследовании ставится задача раскрыть некоторые проблемы практики советского телевидения и роли эстетического в организации его передач. Именно эстетическое, преломленное через средства массовой информации и пропаганды, донесенное человеку, заставляет его воспринимать предлагаемую информацию, соотносить ее со своими представлениями, убеждениями, думать, анализировать и, главное, переживать и сопереживать.

Эстетическое приобретает значимость социального фактора, способного увлечь человека, пробудить его стремиться к прекрасному, высокому, нравственному. Оно способно утвердить в сознании человека общественные идеалы красоты, добра, сформировать строго определенную систему ценностей.

Анализ деятельности советского телевидения показывает, что создано в этом направлении немало. Назовем, к примеру, передачи "От всей души", "Очевидное - невероятное", информационную программу "Время", "Клуб кинопутешествий" и другие, где принципы эстетического освоения действительности обретают конкретную плоть. Однако.подобного характера передачи занимают не так уж много места. Еще немало на телевидении серых, невыразительных, скучных передач. Эмоциональная и художественно-эстетическая их обедненность ведет к слабому восприятию информации или к полному ее неприятию. Типичным примером такого есть многие учебные передачи для школьников, программа "5 минут на размышление" /УТ/ и другие.

Естественно, есть передачи, где эстетический фактор используется максимально эффективно, однако в общем потоке передаваемого его явно недостает. Все это говорит о необходимости глубже осмыслить законы проявления эстетического в практике ведения пропагандистской работы, особенно посредством системы

- 12 массовой информации и пропаганды. И, как отмечалось на апрельском /1984г./ Пленуме Центрального Комитета КПСС: "Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности" /74, - 15 /.

В отличие от принципов существования социалистической информационной системы, капиталистическая система массовой пропаганды и, в частности, телевидение, построены на принципиально другой основе. Коммерческая основа телевидения требует постоянной "новизны" /точнее создания видимости новизны/ информации, сенсационности, постоянной необычности. Все это отбрасывает принципы честности и добросовестности в подборе информации, способствует проникновению и широкому распространению непроверенной, заведомо ложной и вовсе сомнительной информации. Потребности отстоять правомерность капиталистического общества вынуждает информационные системы активно использовать всевозможные идеологические диверсии и фальшивки.

Еще В.И.Ленин, анализируя проблему идеологического воздействия буржуазии на рабочее движение, подчеркивал: "Чем сильнее развивается рабочее движение, тем более отчаянными бывают попытки буржуазии. разделения рабочих проповедью различных буржуазных идей и учений, ослабляющих борьбу рабочего класса." / 38, - 144 /. Подобным методам работы буржуазных средств массовой пропаганды дан критический анализ как учеными социалистических стран, Советского Союза, так и отдельными, прогрессивно мыслящими буржуазными специалистами /скажем, в книге Г.Шиллера "Манипуляторы сознанием"/.

Данная работа в меру возможностей дополняет исследования информационных процессов в современном обществе. Методо

- 13 логической основой решения поставленных в диссертации цроблем являются труды классиков марксизма-ленинизма,решения КПСС по вопросам культуры и искусства. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы эстетического и его роли в работе системы массовой информации и пропаганды, и в частности, на телевидении. Эстетическое рассматривается как важнейший фактор в системе коммуникационной связи информатора и рецепиента, позволяющей решать такие важные задачи, как эффективность информационного воздействия, качество усвоения информации.

На основе всестороннего изучения и анализа соотношения эстетического фактора и глубины идейного содержания пропагандируемого средствами массовой информации формулируются и выносятся на защиту такие,обладающие научной новизной, положения:

- феномен массовой пропаганды, в частности - телевидения, породил не только новое средство в информировании широких народных масс, но и качественно более значительные возможности в формировании их мировоззрения,развития идейно-эстетических взглядов и убеждений молодежи.Особое значение приобретает степень эстетического качества идейного содержания информации и пропаганды в ее воздействии на коммунистическое воспитание людей;

- эстетический фактор в разного рода пропаганде является необходимым и важнейшим элементом, т.к. способен вызывать интерес к информации и, в то же время, порождать своеобразное удовлетворение от ее восприятия, что отвечает эстетическим потребностям личности;

- выражая единство содержания и формы, полноту ритма и гармонии передаваемого содержания информации, эстетический фактор обладает значительной эмоциональной силой воздействия на сознание молодежи, способствует глубокому осознанию и сопереживанию воспринятого, закреплению его в виде чувственно-эстетического опы

- 14 та, оказывающего влияние на социальную активность личности;

- усиливая идейно-эстетическое воспитание молодежи, эстетический фактор способствует формированию подлинной духовной культуры, разумных художественных потребностей и запросов, помогает разоблачению внешне привлекательных поделок буржуазной пропаганды, активно использующей эстетизацию ложных идей и фальшивых ценностей;

- использование эстетического фактора империалистической пропагандой определяет характер манипулирования сознанием широких народных масс, особенно молодежи, и небезуспешное распространение произведений буржуазной псевдокультуры. Преодоление этого влияния наряду с глубокой идейностью, научностью и правдивостью передаваемой информации требует подлинного эстетического совершенства и настоящей художественной культуры.

Наряду с этим выдвигаются практические рекомендации, которые дадут возможность:

- усилить дейатвенность социалистической пропаганды и контрпропаганды, что требует постоянного изучения конкретного адресата информации, его дифференциации и по уровню идейно-теоретических знаний, и по эстетической подготовленности;

- создать системы телепередач, основу которых должны составлять долговременные циклы программ, что даст возможность целенаправленнее и систематически влиять на аудиторию, воспитывать умение классового восприятия информации, способствовать развитию научного мировоззрения, формировать представления о подлинных материальных и духовных ценностях;

- организовать общественные художественные советы при всех телецентрах, которые бы определяли идейно-эстетическое качество программ, не допускали серых, эстетически недоброкачественных передач.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-эстетическое воспитание молодежи средствами массовой пропаганды"

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на республиканской научно-практической конференции "ХХУ1 съезд КПСС о роли искусства в духовной жизни советского народа" /Киев, 1981 г./, Киевской городской научно-практической конференции молодых ученых обществоведов "Общественные науки и проблемы коммунистического воспитания молодежи " /Киев, 1981 г./, республиканской научно-практической конференции "Киноискусство социалистического реализма в формировании нового человека /Киев, IS8I г./.

Результаты научного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Телевидение в битве идей. В сб.: "Этика и эстетика", вып. 21, 1978 г., изд-во Киевского госуниверситета, 0,5 п.л.

2. Критика буржуазных концепций пропаганды капиталистического образа жизни. В сб.: "Этика и эстетика", вып. 22, 1979 г., изд-во Киевского госуниверситета, 0,5 п.л.

3. Общественные науки в идейном воспитании творческой молодежи /коллективная монография/. - К.: Вища школа, 1980 г. Разделы: гл.1 § 2 Единство познавательного и воспитательного в процессе формирования марксистско-ленинского мировоззрения в соавторстве с Н.А.Савицкой/, 1,0 п.л.; гл. 3 § 4 Разоблачение буржуазной идеологии и интернациональное воспитание творческой молодежи /в соавторстве с В.А.Кудиным/, 1,0 п.л.

4. Массовые средства пропаганды в системе эстетического воспитания молодежи. В сб.: "Актуальные проблемы нравственного и эстетического воспитания молодежи". Тезисы научно-практической конференции молодых ученых обществоведов. - К.: Киевский горком ЖСМ Украины, 1981, 0,3 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурное развитие научно-технического прогресса оказывает значительное воздействие на развитие общества, вносит многие коррективы и изменения в нашу жизнь. Одним из самых ярких проявлений его - возникновение системы массовой информации и пропаганды, как прямое следствие развития человеческих знаний и достижений в практическом освоении действительности. Рожденное техническим прогрессом как средстю передачи информации, массовые средства пропаганды со временем приобрели особые черты и свойства и превратились в мощный инструмент идеологического воздействия на сознание масс, дали возможность некоторым социальным группам манипулировать общественным сознанием в капиталистических странах, создали условия для прямого идеологического вмешательства в жизнь других стран. Современные достижения науки и техники позволяют с помощью радиоволн доносить информацию в любой уголок Земного шара, недалек тот день, когда и телеинформацию так же можно будет принимать без ретрансляторов!

Средства массовой информации и пропаганды занимают особое место в жизни современного общества. Они позволяют ежедневно, систематически, непосредственно общаться с большими группами людей, народами всей планеты. Многое еще не осмыслено в механизме их воздействия на сознание человека, но то, что изучено, позволяет сделать вывод о значительной роли в них эмоционально-эстетического воздействия. Именно эстетическое "заставляет" аудиторию не только воспринимать информацию, но и сопереживать ее. Таким образом, информация неизбежно воздействует на чувственный опыт личности, выступает во многих качествах, в том числе и своеобразным критерием эстетических оценок.

Сложен и противоречив процесс воспитания человека, формирования его мировоззрения, духовных и материальных потребностей. Однако, он будет обедненным в отрыве от эстетического, от активного воздействия общества на воспитание эстетического идеала, вкусов, оценок. Комплексный подход к воспитанию предполагает органическое единство всех видов воспитания, всех форм и методов воздействия на людей.

Дальнейшее развитие социалистического общества, совершенствование его экономических основ требует раскрытия во всей полноте сущностных сил человека, его возможностей. В силу этого эстетическое воспитание, как один из важных факторов формирования духовной культуры личности, воспитания эстетического отношения к действительности, приобретает первостепенное значение. Развивая наши чувства, эстетическое воспитание дает возможность обществу непосредственно воздействовать на формирование активной мировоззренческой позиции.

Утверждение разумных материальных и духовных потребностей личности проходит более успешно при правильно воспитанных эстетических запросах. Именно они выступают во многом доминантом человеческого поведения,критерием отношений, в которые вступает индивид на протяжении всей жизни. . Справедливо замечание выдающегося советского педагога В.А.Сухомлинского, что "правильная социализация основывается на богатстве идейной полноценности эмоциональной жизни. Нужно научить ребенка, прежде всего, ощущать и сопереживать. Чувства, переживания - это как бы крохотный магнит, заложенный в детском существе, который притягивает его к людям, делает его восприимчивым к словам, поучениям, идеям. Развитые чувства, высокая эмоциональная культура - это, образно говоря,

- 127 абсолютный музыкальный слух моральной воспитанности. Дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, убедненной мыслью" / 261, - 54, 70 /.

Именно средства массовой информации и пропаганды могут выполнять более значительную роль в эстетическом воспитании молодежи. Это, к сожалению, мало еще исследуется сейчас. А ведь средства массовой информации, и в этом убеждает практика жизни, уже выполняют огромную воспитательную /за рубежом -развращающую/ роль, воздействуя на чувства и вкусы широких масс. Система массовой пропаганды относится к той части воспитательного процесса, который продуманно еще не соединен органически со многими формами воспитания: семьей, школой, общественными организациями. Каждая из них, преследуя одну и ту же цель - формирование всесторонне развитой личности, -функционирует пока оторванно друт от друга. Наметились лишь первые шаги некоторого согласования телевидения и работы школы. Возможности же не используются огромные.

Рассматривая процесс формирования и воспитания эстетических потребностей личности, следует отметить их особую роль во всей системе потребностей человека. Речь о том, что прекрасное и возвышенное выступают в роли своеобразного детерминанта нашего поведения, а эстетическая потребность во многом определяет и другие материальные и духовные потребности.

Конечно, решающим фактором в развитии сознания было, есть и будет общественное бытие, которое, как известно, определяет общественное сознание. С развитием социалистического общества в жизни людей все большее значение приобретает широта знаний, общий культурный уровень, в которых важное место принадлежит развитию эстетического чувства. Ибо в зависимости от того, так человек воспринимает эстетическое, какое содержание вкладывает в понятие прекрасного, возвышенного, что является сущностью эстетического идеала, определяются и его многие культурные и материальные потребности. Содержание же этой эстетической потребности существенно влияет на решение проблемы духовных и материальных запросов человека.

С дальнейшим развитием социализма роль эстетической потребности будет возрастать, так как стремление к красоте, к. совершенству будет становиться сущностью ежедневных чело-ческих устремлений. Уже сегодня одной из причин несоответствия между уровнем знания и качеством жизни каждого индивида является то, что знания не всегда переживаются, остаются сами по себе, а уровень развития эстетических потребностей не соответствует степени полученных знаний. Художественно-эстетическая недоразвитость рождает нравственную ограниченность, эгоизм.

Воспитание гражданина социалистического общества немыслимо без развития его мировоззрения, расширения и совершенствования его знаний и убеждений. Мировоззрение личности динамически совершенствуется под воздействием всей окружающей среды, всех общественных отношений, в которые вступает человек.

Возможность системы массовой информации и пропаганды эффективно передавать необходимую информацию показывает, что она занимает важное место в процессе формирования нового человека. Средства массою й информации и пропаганды выступают по отношению к человеку и как неисчерпаемый источник знаний, постоянно обогащающий его новыми фактами и теоретическими положениями, и как отражение общественного бытия и общественного сознания. В этом коммуникативном процессе решаются две задачи: формирование определенного отношения к действитель

- 129 ности и формирование представлений о мире, перерастание их в убеждения. Причем в этом процессе эстетический момент выступает сразу двояко: во-первых, как побудительный мотив обращения индивида к данной программе, во-вторых, как удовлетворение от ее восприятия, - что отвечает гедонистическим потребностям людей. Процесс восприятия любой информации, а, следовательно, и процесс закрепления ее в сознании человека, находится в прямой зависимости от эстетического.

Таким образом, формирование мировоззренческих понятий, убеждений, особенно молодежи, в основном базируется на эстетическом сопереживании. Именно это и определяет важность и необходимость исследования эстетических факторов и их использований. в средствах массовой информации и пропаганды в идеологической борьбе.

Она своеобразно охватывает как бы два уровня: теоретический и, так называемый, обыденный. Идеологи буржуазии понимают, что свои ложные концепции наиболее выгодно пропагандировать на низшем, обыденном уровне. Для этого используется противоречие между научными теориями и недостаточной подготовкой молодежи их воспринимать, между примитивным уровнем "массовой культуры" и неустоявшимися подлинными эстетическими взглядами и идеалами.

Особое место в этом занимает пропаганда буржуазного образа жизни, являющегося навязыванием определенного стереотипа поведения и мышления человека. Этот стереотип предполагает формирование и воспитание личности, соответствующей пропагандируемым идеалам общества потребления. Утверждая главный принцип капиталистического существования - принцип "свободного бизнеса", ограничивая человека удовлетворением только индивидуальных желаний и прихотей, буржуазия навязывает стандарты поведения личности, благодаря воспитанию ложных эстетических взглядов.

Наблюдается стремление создать своеобразную армию "людей-роботов", способных бездумно выполнять распоряжения хозяев. Первым шагом для достижения этой цели - преграды, создаваемые искусственно перед молодежью в приобщении к подлинной культуре. Известный английский писатель-публицист Джеймс Олдридж отмечает: "Невозможность получить образование - лишь одна из форм отлучения от культуры, поскольку очень сомнительно, чтобы миллионы наших полуобразованных безработных молодых людей,полностью отрезанных от участия в культурной жизни, смогли воспользоваться плодами интеллектуальной жизни страны, не говоря уже об участии в ней. Они по сути дела приговорены к культурной смерти". /227, - 97/

В этом же направлении предпринимаются попытки буржуазии повлиять на формирование духовных потребностей молодежи социалистических стран. Не случайно ряд радиостанций США., Англии, ФРГ круглосуточно ведут свои подстрекательские передачи с широким использованием псевдомузыки, псевдоискусства. Кино- и телепродукция, предлагаемая западными фирмами миру социализма, также отвечает определенным требованиям буржуазной идеологии. В качестве примера можно привести тот факт, что произведения, правдиво отражающие процессы, происходящие в мире, которых совсем немного среди всей культурной продукции Запада, сознательно не импортируются. Буржуазия всеми средствами стремится помешать широкому распространению действительно реалистических, народных, правдивых произведений талантливых художников капиталистических стран. Тех, кто уже завоевал популярность и известность, и кто убедился в лживости и подлости идеалов общества потребления, капиталист пытается купить, "связать 'выгодным контрактом" и практически развратить талант.

Правдивые произведения художников социалистического мира идеологи Запада стремятся не популяризовать. Они готовы понести временные убытки: купить произведение, но ни в коем случае не допустить его к аудитории.

Принципиально иные задачи стоят перед социалистическим обществом: организовать систему массовой информации и пропаганды для нравственно-эстетического воспитания молодежи, формировать у нее диалектико-материалистическое мировоззрение, коммунистические идеалы. Именно поэтому воспитание общего культурного уровня народа Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает как одну из важных постоянных задач.

В этом процессе особое значение имеет искусство, как сильнодействующее средство формирования мировоззренческой позиции личности, системы ценностных ориентаций. Ибо она является активной формой, посредством которой общество может непосредственно, целенаправленно влиять на внутренний мир людей.

Руководствуясь методом социалистического реализма, советские художники, литераторы, объективно и правдиво отражают действительность, воспитывают народные массы, молодежь, поднимают их на подвиг. Не случайно на ХШ съезде КПСС отмечалось: "В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и бшгатой - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства" / 71, - 61 /.

В условиях социалистического общества средства массовой информации и пропаганды выполняют гуманные задачи. Во-первых, они являются инструментом формирования системы коммунистиче

- 132 ских ценностных ориентации личности; во-вторых, они способствуют преобразованию и познанию мира, пополнению человеком знаний, расширению кругозора, развитию творческой активности личности.

Развитие демократических основ Советского государства предполагает все расширяющееся оперативное информирование советских людей по всем вопросам внутренней и внешней политики нашей страны. А в этом, как отмечалось в речи Генерального Секретаря ЦК КПСС тов. К.У.Черненко перед избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы, исключительно "велика роль средств массовой информации'*, от которых требуется "больше глубоких и интересных материалов о жизни страны и всего мира, большей смелости в постановке назревших проблем" / 75, - 18 /.

Учитывая возрастание роли и удельного веса средств массовой информации в жизни, требуется качественное улучшение их использования, глубокое изучение. Вероятно, назрела необходимость в создании специального института, который взял бы на себя обязанности координировать взаимодействие средств массовой пропаганды между собой, выяснил бы удельный вес каждого средства и его роль в пропагандистском процессе. о

Поскольку главным объектом нашего исследования было телевидение, то и некоторые рекомендации по повышению эффективности работы касаются, прежде всего, организации телепередач.

За последние десятилетия телевидение превратилось в важное средство духовного бытия человека. Уже сейчас, анализируя достигнутое телевидением, можно утверждать, что оно является могучим средством формирования мыслей, взглядов и вкусов целых народов. Массовость его влияния - характерная черта телевидения. Никогда еще в истории общества человечество не

- 133 получало в таком огромном количестве зрелищ, информации, сколько нам предлагает ежедневно телевидение.

При всем том, что уже достигнуто, многое в организации телепередач, насыщенности их содержания требует улучшения.

Все еще серьезной проблемой остается организация так называемой обратной связи от аудитории к информатору. В сущности, информатор очень мало знает о том, как воспринята его информация, насколько она была эффективной. Возможным путем решения проблемы может стать более широкое распространение конкретных социологических исследований, опросов, интервью, которые позволят восстановить недостающее звено связи. Эта работа позволила бы изучить и научно дифференцировать аудиторию на определенные социальные группы, отчего информация получила бы более конкретного адресата. Это дало бы возможность выявить качество передаваемой информации, ее недостатки, степень усвояемости и воспринимаемости, что в свою очередь позволило бы оперативно вмешиваться в процесс организации информации, "регулировать" качество пропагандистской работы телевидения. Жизнь выдвигает необходимость шире организовать работу научно-исследовательских групп, что позволило бы качественнее и эффективнее использовать уже познанное, научно искать новые пути и формы воздействия на аудиторию, особенно на молодежь.

Остро встает вопрос о более широкой подготовке высококвалифицированных кадров для телевидения. Потребность в таких специалистах растет с каждым годом, ведь впереди организация мировой системы космического телевидения.

К сожалению, многие наши телевизионные программы еще низкого художественно-эстетического уровня. Одной из возможных мер его повышения было бы создание художественных советов

- 134 из числа работников культуры высокой квалификации: художников, писателей, критиков, музыкантов и т.п., которые давали бы анализ созданной продукции, высказывали соответствующие рекомендации по художественно-эстетическому качеству программ. Это способствовало бы росту эстетической ценности информационных программ, ограничило бы проникновение безвкусицы и примитивных произведений на телеэкран.

Практика обмена отдельными телепрограммами между братскими социалистическими странами свидетельствует, что мы уже поднялись до того уровня, когда возможна организация единого кооперированного идеологического центра телепередач всех социалистических стран, для более полного использования всего лучшего, что имеется в работе национальных телецентров в каждой социалистической стране. Такое объединение могло бы организовывать систематические передачи наиболее интересного для всех социалистических стран. Вероятно, возникнет возможность оперативно и качественнее обсуждать проблемы, с которыми сталкивается каждый народ в построении социалистического общества. С другой стороны, появляется возможность широко распространять передовой опыт трудовой деятельности, знакомить более полно и широко с достижениями науки и культуры всего социалистического общества, способствовать достижению той великой цели, о которой писал в свое время В.ЙЛенин: "Не "национальная культура" написана на нашем знамени, а интернациональная /международная/, сливающая все нации в высшем социалистическом единстве и подготавливаемая уже теперь." /3, - 237/

Этот интернациональный телецентр смог бы стать кузницей современных кадров пропагандистов. На первых порах он мог бы вести работу с аудиторией близлежащих капиталистических стран

- IS5 ~ например, программа телевидения ГДР "Черный канал"/ и страны третьего мира, т.е. готовить дяя них специальные программы. В дальнейшем можно было бы готовить программы для более широкого /в будущем - мирового/ телевидения. Накопив определенный опыт, и с приходом эры всемирного телевидения, этот центр смог бы противостоять напору буржуазной телепропаганды, вести передачи от имени всего социалистического содружества. Это несомненно способствовало бы качественному росту телевидения и как информационному средству, и как виду искусства.

Телевидение не существует само по себе, оно- органическая составная часть всей системы массовой информации и пропаганды. Анализ его работы показывает, какими огромными возможностями оно обладает. Познать их, научиться научно использовать в пропагандистской работе - значит вооружить нашу идеологию могучим средством, позволяющим донести идеи марксизма-ленинизма во все уголки Земного шара, помочь угнетенным массам в их борьбе с насилием и эксплуатацией. По-сути, это требование жизни, современного этапа идеологической борьбы, которую ведут Коммунистические и Рабочие партии всего мира. Ведь, как подчеркнуто в Постановлении Центрального Комитета КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", "одна из постоянных задач советских средств массовой информации - систематически освещать жизнь социалистических стран во всем ее многообразии, обращая особое внимание на конкретный положительный опыт решения братскими партиями актуальных общественных проблем, на политическое, идеологическое, экономическое сотрудничество. Регулярно освещать самоотверженную борьбу братских коммунистических и рабочих партий против империализма и опасности новой

- 136 войны, за идеалы коммунизма, за коренные интересы рабочего класса,всех трудящихся,за социальный прогресс" / 95, - II/.

 

Список научной литературыКудин, Александр Вячеславович, диссертация по теме "Эстетика"

1. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.

2. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33,с. I-I20.

3. Ленин В.И. Еще о разделении школьного дела по национальностям. Полн.собр.соч., т.24, с.236-238.

4. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Полн.собр.соч., т.25, с.93-101.

5. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29,с. 316-322.

6. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.

7. Полн.собр.соч., т.24, с.ПЗ-150.

8. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.

9. Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

10. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.

11. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., т.20,с. 100-104. .

12. Ленин В.И. Л.Н.Толстой.и современное рабочее движение.

13. Полн.собр.соч., т.20, с.38-41.

14. Ленин В.И. Лучше меньше да лучше. Полн.собр.соч., т.45,с. 389-406.

15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч.,.т.18, с. 7-384. .

16. Ленин В.И. Новая экономическая, политика и задачи политпросветов. Полн.собр.соч., т.44, с.155-175. .

17. Ленин В.И. 0 государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

18. Ленин В.И. 0 диктатуре пролетариата. Полн.собр.соч.,т.39,.с. 259-268.

19. Ленин В.И. 0 журнале "Свобода". Полн.собр.соч., т.5,17