автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Идейно-психологические аспекты влияния СМИ на аудиторию

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Потятынык, Борис Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Идейно-психологические аспекты влияния СМИ на аудиторию'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-психологические аспекты влияния СМИ на аудиторию"

КИЕВСКИЛ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На.правах рукописи УДК 002.703:159.923

ПОТЯТШШК Борис Владимирович

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АУДИТОРИЮ

Специальность 10,01.10 - хурналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Кияв - 1591

Работа выполнена на кафедре теории и практики журналистики Львовского государственного университета имени Ивана Франко

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор ЗД0Р0ВЕГА В.И.

Официальные оппоненты: -доктор филологических нэук,профессор

. ШАПОВМ Ю.Г.

-■<9ндидат филологических науь КОНОВЕЦ А.Ф.

Ведущая оргвнивация - Кишиневский государственный

университет

Защита состоится июня 1991 г. в 1400 часов на 8всед8нии

специализированного совета Д.068.18.18 по журналистике при Киевском ордене Ленина и ордена Октябрьской революции государственном университете имени Т.Г.Шевченко /252017,Киев -17, бульвар Шевченко,14/.

С диссертацией можно овнакомиться в научной библиотеке университета /уя.Владимирская,58/.

Автореферат разослан 26 мая 1991 г.

Ученый секретарь, специэливированного совета, кандидат филологических наук доцент

.П.Олейник

ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темц. Во второй полоняне 80-х годов политичес-перемены в СССР открыли новые возможности для объективного и зтороннего исследования партийно-советской печати, рацио и звядения как составных тоталитарного общества. СМИ этого об-гва, по нашему мнению, могли эффективно служить тоталитарным та только в контексте и на фоне целого ряда внелянгЕистических цств влияния на психику личности, которые базировались на во-гаристском игнорирований основных прав человека и прямом наси-

Но, с другой стороны, пели тоталитарного общества неосу-гвимы без интенсивной индоктринация населения о использованием t каналов средств массовой информации. Вот почему СМИ тотали-rioro общества вполне заслуживают отдельного исследования.

В прошедшие десятилетия СМИ были одновременно жертвой и ору-.1 тоталитаризма. Ь чем же специфика функцгаонирования СМИ в ¡1 двойной роли? И какой след оставило это функционирование в ¡сике реципиентов? Не ответив на эти ьопросы, сложно созидать пшенную концепцию деятельности СШ, направленную на демократи-in обцества и возрождение личности. Это во-першх. А во-вто-, мы рассматриваем журналистику тоталитарного общества / в тобразных ее проявлениях: коммунистической, национал-социа-гической / как тип журналистики, историческое бытие которого одь но исчерпано.

Цель данной .работы - исследовать специфику функционирования гийно-советской печати в условиях тоталитарного общества, пу-социолингвиотического и психологического анализа раскрыть ме-азм и следствия влияния журналистики тоталитарного общества личность реципиента. Таким образом, цель исследования выходит зко за пределы критики тоталитаризма.

Обьект и предмет исследования. Внимание сосредоточено на яо-цовании партийно-советской печати в период о 1917 по 1990 го-т.е. во временных рамках, обозначенных "Декретом о печати" гйбрь, 1ЭГ7/ и Законом СССР "О печати и других средствах мао-5Й информации" / июнь, 1990/. Выбор именно таких временных ж обусловлен я тем, что в "Декрете о печати" содержится цаниа: "Как только ношй порядок упрочится, всякие адащ-

■iMStron J . Ideoloto' i i^-П ticy snd Government in the Soviet lion. N.Y..J974.. P. 70b.

нистративные воздействия на печать будут прекращены, для нее- с дет установлена полная свооода в пределах ответственности пере судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отноше нии закону"*.

Разумеется, это не значит, что в 1990 году "новый порядо* действительно "упрочился", а принятый Закон "самый прогрессивный". Но трудно отрицать тот факт, что во временных рамках,обе наченных "Декретом о печати" и упомянутым Законом, сначала в России, а позже-в других союзных республиках существовал определенный тип журналистики, которую мы называем тоталитарной /1

Кроме нее в тоталитарном обществе, очевидно, существует журналистика сопротивления / от самиздата - до попыток противс стояния тоталитаризму в официальной печати/, которая заслуживг ет отдельного исследования. Да и, собственно, тоталитарная жу] налиотика неоднородна. -Кроме материалов довольно высокого лрех] сионального уровня / в связи с ними напрашивается тема талантг на службе тоталитаризма - этой темы в нашем исследовании мы к касаться не буцем/ есть то, что мы называем феноменом квазикм муникацяи - огромный массив материалов поразительно низкого п] фессиональног^ уровня, который, по нашему мнению, лежит в осш ТЖ, и на который направлено внимание исследователя.

Много внимания уделяется анализу руководящих документов I нооительно деятельности СМИ исследуемого периода, принятых на высшем партий..о-государственном уровне. Что касается публикащ упомянутого периода / рассматриваются материалы республиканок] облаотных, районных газет УССР/, то обращение к ним имеет выб| рочный характер, поскольку детальный и последовательный во временном измерении анализ СМИ на протяжении такого длительно: периода в теоретической работе невозможен. Именно такой подхо, и отвечает избранному предмету исследования, суть которого в чтобы, выяснив специфику становления и функционирования СМИ в условиях тоталитарного режима, проанализировать роль и назначь ние, главным образом, кЬазикоммуникативных текстов / ниже мы обьясням значение этого термина/.

Научная разработка темы и новизна исследования. Прежде ч изложить этот пункт, следует дать ответ на вопрос: можно ли с тать многочисленные исследования партийно-советской печати в

I Декрет о печати'// 0 партийной и советской печати, радиовещ шя я телевидении: Сб. документов и материалов. М. ,1972.С.5

¡прошлом имеющими отношение -к томе наягего исоледованяя. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Во "всяком случае прямых, фундаментальных исследований ТК на врекя 'написания диссертации в СССР не было. Что касается других публикаций, в том чяоле работ таких известных исследователей и теоретиков как Баруотян Л.Э., Варганов Г.И., Здоровега Н.И., Бухарцев 1\Г., Горохов В.М.,Ищен-тсо Г.И., Качкан В.А., Москаленко А.З., Пронин К.И., Прохоров к.и., ¡Црилюк Д.М., Сяуленко Ученова В»В,, Черепахов М.С. и др.,

то она, в основном, 'имеют косвенное отношение к нашей теме. В ио-следоЕаниях прошедших десятилетий практически невозможна было сказать, что партийно-советская печать функционировала как тоталитарная. Исключение составляют некоторые работы последних лег, где дается объективная оценка политической пропаганды в СССР, подмечены важные ее особенности^.

Таким образом, можно вести речь о шзвазле данного исследования.

Методологичеокая база и конкретные методы исследования. Критика тоталитарной журналистики ввдетоя с демократических, гуманистических позиция, норм, зафиксированных в международных соглашениях относительно прав человека и предусматривающих высшую и самодостаточную ценность личности, безусловность ее основных свобод.

Социолингвистический анализ - ведущий в данной работе. В исследовании механизма влияния Тй на личность реципиента используется также психологический анализ. Новизна и неразработанность теш побуждала к синтезу научных данных с разных смежных гуманитарных дисциплин.

Основные понятия и категория как раз отображают спектр тех научных данных, которые автор пытается синтезировать в данном исследовании: "тоталитаризм", "личность","журналистика","суггестия", "автосуггестия" и т.д. Основываясь на понятиях "журналистика" и "тоталитаризм" / в понимании последнего мы исходим из классических работ Х.Арендт, Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромма2/,

1 См.напр.: Скуленко М.Й. История политической пропаганды. К., 1990. С.144; Москаленко А.З., Качкан В.А. С чем идей к людям: размышления о современной публицистике. К., 1990, С.137; Здоровега В.И. Збагнути день сущий. К., 1988. С.183.

2 См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989. 272 е.: Тоталитаризм как исторический феномен. Сб. ст. /Отв. ред. А.А.Кара-Иурза. М., 1989. 395 с.

вводим в обращение термин "тоталитарная журналистика" - т.е. журналистика, которая одновременно является жертвой и орудием тоталитаризма, составной частью тоталитарного общеотва.

В общем, это официальная, жестко контролированная госудеро вом / партией/ деятельность строго централязированной системы СМИ. Следует сказать, что термин "тоталитарная журналистика" до некоторой степени условен, мы не уверены, что он войдет в научное обращение, однако вводам его для удобства в данном исследовании, чтобы избежать громоздких, часто повторяемых словосочетаний. Среди нововведений и понятие "квазикоммуникативного текста", т.е. тикого текота, в.котором сохранены только некоторые, символические признаки коммуникации, передачи новой информации. Б действительности же коммуникация, как правило, прекращается. Ведунья для газетного текста коммуникационная функция замещаета ритуальной.

Теоретическое и практическое значение работы. Новизна иссл! дования, те проблемы, которые в нем поставлены, высказанные соображения я гипотезы позволяют говорить об определенном вклаце в развитие отечественной журналистской науки. Многие положения диссертационного исследования нашли применение в учебном дроцео' се, в семикароких занятиях со студентами факультета журналисти-гч Львовского университета.

лпообация работы. Материалы по теме диссертации докладывались на факультетских научных конференциях /1988-1990 гг./, на республиканской научно-практической конференции "Украинская жур налистика в 1989 году / декабрь 1989 г., Киев/, всесоюзной научно-практической конференции "Журналистика и новое мышление" /февраль 1990 г., Москва/. Содержание работы отражено в четырех публикациях.

Структура работы. Диссертация сострит из введения, двух глав и заключения. Она содержит также приложение и библиографию

СОДКРМНЙЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна, научное и практическое значение, определяются цель и задачи работы, излагаются важнейшие методологические и методические принципы, составляющие теоретическую <5азу диссертации, описываются источники фактического материала, композиция исследования.

Первая глава "Особенности становления и функционирования Ш в условиях тоталитаризма" открывается парт графом "Характер зртийно-советской печати, радиовещания и телевидения в свете яасности", в котором анализируются специфические условия функ-ионирования средотв масаовой информации в уоловиях тоталитарно-

0 режима в СССР, причины деградация и кризиса официальной жур-алистики.

В целом ряде материалов лсследузмого периода заметно сме-ание функций газетного текста. Ведущая коммуникативная функция вмещается ритуальной, призванной свидетельствовать о лояльности господствующему режиму. Что касается коммуникативности, инфор-атпвности текста, то эти признаки приобрели явно второстепенное, то и символическое значение / символическое присутствие комму-икативности, информативности необходимо, поскольку без этого екст окончательно будет лишен газеткой специфики/. Таким оСра-ом, можно вести речь о квазшсочмуникации.

. В проанализированных районных газетах исследуемого периода :вазикоммуникативные тексты, по нашим подсчетам, составляют до 0-50, а в некоторых номерах до 80 процентов.

Характерной чертой ритуального квазикоммуникатрзного текста [пляется то. что информационная неконкретность часто сопровождайся в нем психологической неубедительностью, недостоверностью

1 даже абсурдностью описанных поступков, событий. Для квезиком-уникативных текстов, которые ооотавляют основу тоталитарной гурнадистики. второстепенным являются не только информативность, ю и законы логики, психологии, не говоря уже о стилистическом )овершенстБе.

Явление квазикоммуншации - ооциально обусловленное. Следо-зательно, кризио партийно-советской печати был вызван не разрывом ¿ажду теоретиками л практиками пропаганда, не шпкон профоссио-1альной подготовкой или- недостаточной интеллектуальной, общей <ультурой / по нашему мнению, это хотя и важные, но производные причины/, а прежде всего социальнб-политической оитуацуей, ради-<альным ограничением свободы творчества и регла'ментацш и работы редакционных коллективов, особенноотями партийного рутьодотва ЗМИ.

В начале 90-х годов эта мыоль может показаться ак(ио;.ой, не требующей специального обоснования,но,с другой отороны, коррект-

- а -

ного научного исследования в этом, направление пока не проводилась, и не будет, по-вядямому, лишней: попытка его предпринять. Тем; более, чю, вникнув в проблему,, мы. выйдем на вещи далеко не очевидные. ,

Как, например, оценивать административную заботу о действенности печати? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать во втором параграфе первой главы: "Административные меры, направленные на повышенае эффективности и авторитета, СМИ: и их. последствия".

Ответ на этот вопрос негативный» 0о> нашему мнению, админи-стратявная забота о действенности" начат на самом деле приносила больше вреда журналистике, стимулировала, процессы девальвацией слова и деградации личности журналиста.,

В третьем параграфе.первой главы "Симптомы деградации СжИ' в условиях тоталитаризма" - рассматриваются, особенности тоталш-тарноя журналистики в лексическом, стилистическом, тематическом: планах. Административно-волевые попытки поднять формальные приг-знаки популярности изданий / тираж/ только консервировали. органичные недостатки ТЖ, такие, как распространение языковых, композиционных, тематических штампов.

Во второй главе "Влияние тоталитарной журналистики на личность реципиента "- внимание сосредоточивается на изучении последствий влияния этой журналистики на психику. Причем первый параграф второй главы поовящен такому аспекту, как игнорирование тоталитарной журналистикой психологических особенностей читатела /слуш ,тёля, зрителя/ как личности, а во втором исследуется механизм влияния Тй на психику.

Кроме упомянутых параграфов, го есть формальной структуры, исследование имеет две сквозные тематические линии. Речь идет о журналистике как жертва и как орудии тоталитаризма. Эти два вваимосвязанные линии проходят через вое исследование, хотя в разных параграфах им уделявтоя неодинаковое внимание.

В формально-логическом плане упомянутые темы взаимно исключают, отрицают одна другую. Ведь принеоение в жертву тоталитаризму журналистики как творческой деятельности, трудно поддающейся жесткому управлению, безусловно, означало резкое снижение ее потенциала, ее эффективности.

Как же в таком случае можно говорить об этой журналистике как эффективном орудив-тоталитарного режима?.

Эта внешняя противоречивость настолько очевидна, что в

леднем параграфе второй глав» - "Механизм! ш последствия влия-тоталитаркой журналистики на психику реципиента" - автор счел бходимым предложить разрешение этого противоречия - гипотети-кую версию психологического механизма влияния Т1. Последний аграф является,, таким образом, местом соприкосновения двух этических линий.

Ит^к,. журналистика как жертва' и. как- орудие тоталитаризма, ой смысл вкладываем- мц: в эти понятия^

Все тоталитарные режимы,, включая витлеровский, по мнению гих исследователей, так или иначе: связаны о идеями социализма оммунизма. Ори этом необходимо помнить, что тоталитаризм как всгвенно-политическое явление, возникшее в XX веке, существен-отличается от деспотий прошлого. Прежде всего тем, что юта-аризм ориентирован не на старые,, традиционные ценности, а но, чаото утопические, например,, изменение человеческой приро-воспитание' "нового человека'",, я предусматривает интенсивную алогическую обработку населения с использованием всех каналов ,. стремится к абсолютному контролю над' веема сферами жизни об-гва и личности.

В этом отношении примечателен. "Декрет о' печати" - первый зрический документ Совета Народных Комиссаров, касающийся СМИ здписанный Лениным в октябре 1917 года.

Запрет "контрреволюционной печати" в Декрете мотивируется кностыо политической оиууации и необходимостью создать'надле-*е условия для укрепления ноеого общественного строя. Но зктивно, в исторической перспективе "Декрет о печати" был зшл шагом на пути превращения СМИ- страны в тоталитарную и девическую машину, был началом того пути, который привел пар-!о-советскую пачать к весьма парадоксальному концу в 1990 ! / сказанное не значит, однако, что'партийно-осветскпя печать ерзтила свое существование, но в 1990 году с принятием Зако-Зоюза Советских Социалистических Республик о печати и других ютвах массовой информации партийно-советская печать фвкрати-¡вое существорание как всео.бЬемлющий инструмент тотал [таоной хлогии,'. '

Если в 1917 году "Декрет о печати" ограничивал своб щу СМИ 1мя победили укрепления власти Советов, то в 1990 год;, после зых, действительно демократических выборов в местные ;оветы ¡де регионов СССР / например, в Ивано-Франковской, Ль ¡овской

областях / .происходила совсем противоположное: партийные комитет] в одностороннем порядке лишали новоизбранные Советы народных депутатов средств масооьой информации. В этих регионах монополия К11СС на СаИ фактически получила антисоветское направление. Связк; "партийно-советская пресса" распалаоь, о одной стороны, на собственно советскую, а о другой- на партийно-антисоветскую.

Но если разобраться, ничего удивительного в этом нет. Ирония истории прояьилась еи;е в 20-х годах,, когда партийная цензура была использована по отношению к одному из творцов партии и советского'государства В.И.Ленина /имеется в виду статья "Как на реорганизовать Рабкрин", которая, согласно решению Политбюро,, бы ла опубликована в "Правде" с купюрами/.

После этого нас не' должен удивлять тот факт, что в 30-е годи некоторые редакторы газет побаивались публиковать фотоснимки деревьев и куотов,-ибо компетентные органы могли различить в оплетениях веток фашистскую свастику или "очки Троцкого", что для редактора было чреЕато серьезными последствиями. О каком творчестве адоглэ идти речь в таких условиях?

В конце концов, дело не в.курьезах и не в волюнтаризме. Если принять определение творчества как процесса, в принципе не поддающегося руководству, регламентации и планированию /Я.Ги-линский/ - а творчество -оердцевина, стержень журналистики - то становится понятным, почему град руководящих документов фактичео ки парализовывал деятельность СМИ.

Кризио партийно-советской печати с типичными для всей пооле дующей истории этой преооы недостатками констатируется еще в 1919 году на УШ съезде РЛП/б/. Это ее состояние можно связывать и с уровнем дореволюционной болыпевиотокой преооы. Здеоь умеотно будет вспомнить предвидение одного из наиболее известных защитников свободы печати, английского поэта и публициста ХУП века Джона Мильтона относительно заотоя в науке и общеотве, который может наотупить воледотвиа ограничения свободы печати. Даже рели гиозный проповедники, по его мнению, в этих уоловиях обречены на деградацию, поскольку при отоуготвии новых и смелых книг неизбежно будут пользоваться отарой "кучей готовых проповедей"*.

Мильтон, естеотвенно.не мог предвидеть, что в рамках одного из тоталитарных режимов XX века возникнет овоя атеиотичеокая ''рилигая" оо своими "проповедниками". И что их квалификация в

1 Мильтон Д. О овободе печати, М., 1907. С.36.

условиях монополии на истину будет неуклонно падать или, в лучшем случае, переживать засто;;. Если принять во вишенке утверждение Ленина о невысоком уровне дореволюционной большевистской печати / имеется в виду статья Ленина "Как обеспечить успех Учредительного собрания", где он говорит о буржуазной прессе, по сравнению с которой "пресса меньшввикоз я эсеров, не говора уже

0 больневиотскол, совсем, совсем, слабато можно попытаться связать кризис парти;:но-соьетской печати в СССР с невысоким уровнем дореволюционной печати. Поскольку после революции ее конкуренты /опозиционная к власти печать/ были устранен1 с политической арены или- поставлены под строгий контроль, то тем самым были устранены и сяльне'Ьие стимулы к совершенствованию и саморазвитию партийно-советской печати, которая все больше пользовалась "кучей готовцх проповедей".

Установление и обоснование такой зависимости - дело историков журналистики. Мы же -пока можем только конотагировать, что в партийных документах 1919-22 годов, отмечается "тяжелейший кризис" партийно-советской печати. Предлагаются и пути возрождения: усиление партийного руководства печатью, регламентация работы редакционных коллективов, подбор лояльных-к официальной идеологии редакторов, журналистов, ограничение свободы'творчества, то есть предлагаются рецепты, которые, по нашему мнению, и привели СМИ к еще большему упадку.

Вместе с тем XI сьезд РКП/б/ принял резолюцию,' обязывающую "каждого члена партии быть читателем и подписчиком одной из партийных газет"2, принуждение в организации работы редакций распространилось, таким образом, и на читателей. Логически можно заключить, что подобные акты должны были бы положить конец формальным признакам кризиоа партийно-советской печати. Наоборот, тиражи этой периодики со временем должны бы свидетельствовать о ее расцвете и давать основания для того, чтобы очитать советскую читательскую аудиторию наиболее читающей з мире..

Собственно, так оно я случилось. Лоследувдие ХП и Хй сьез-ды предпринята очередные шаги в этом направлении.

Принуждение распространяется с членов партии на все читающее население. Ни для. кого не будет открытием, что навязывание

1 Ленин В.И. Как обеспечить успех Учредительного собрания // Поли, собр.соч. Т.34. С.209.

2 0 печати и пропаганде': Резолюция XI съезда РКП/б/ // 0-партийной.й советской печати, радиовещании и телевидении. С.82,

подписки газет г. журналов, - особенно партийной и комсомольской . прессы, было правилом, которого неуклонно придерживались до 1985 года включительно. И это еще один фактор деградации СМИ в СССР, поскольку при таком подходе консервировались многочисленные недостатки журналистской деятельности, при таком подходе дг же относительно слабое издание могло иметь тираж, свидетельств] ющяй о его формальном благополучии, популярности.

Административно-волевая забота о повышении тиражей не могла возродить партийно-советскую прессу, так же, как не могли этого сделать другие административные меры. Как мы убедились, "читабельность"- газет и журналов ■"поднимали" по мере -того, как партия " завоевывала" читателей. Аналогичный механизм был запуи и для поднятия авторитета печати. То есть акцент делался не на субьект / редакция/, а.на обьект, в данном случае обьект критик Имеется е виду партийная забота " о действенности" СМИ.

С одной стороны, было бы некорректно игнорировать те положительные сдвиги, которые происходили в разных сферах жизни пол влиянием публикаций в периодике. Но, с другой, нельзя забывать ту деятельность СМИ по раскрытию "преступлений", которая принес ла огромный вред обществу и служила прикрытием политических реп рессий.

Мы не имеем возможности точно подсчитать, чего было больше в истории .партийно-советской печати: разоблачения всякого рода злоупотреблений или идеологического прикрытия неправедных, пред взятых расправ? Во всяком случае раскрытие злоупотреблений и пропаганда цередопго опыта ударников труда не остановили сползания советской экономики к кризису, не остановили упадка социальной оферы, здравохранения, образования. Таким образом, в ито ге явно перевешивает негативный, вредный для общества результат деятельности СМИ, задуманных в 1919 году, как орудие Революцион ного трибунала.

Не менее фатальные результаты партийно-государственная забота о действенности, печати принесла и самой журналистике, гвор ческим работникам редакций. Печатное слово было наделено'несвой ственными для него "трибунальными" / а не трибунными/ функциями которые только стимулировали ^деградацию этого слова, приводили к снижению профессионального уровня функционирования СМИ, к дег радации личности журналиста. Ведь критическая публикация не просто шдшмала проблему с целью повлиять на общественное мнени

Нет, прежде всего речь шла о судьбе / а в 30-9 годи нередко о жизни или смерти/ человека, который становился объектом критики.

Отяжеленное -слишком большой ответственностью, слово еще больше снижало свою и без того небольшую мобильность; то есть все больше тяготело к определенным лексико-сгялистяческим стереотипам .

Наделенное "трибуиальной" властью, это слово почти автоматически обеспечивало авторитет журналисту. Творчество особенно а на треОоЕалось. Требовалось "проводить в жизнь" уже начертанную "генеральную линию".-А здесь настоящее творчество с его непредвиденностью скорее лишнее и даже вредное. Вместе с творчеством на задний план отступили стиль, эрудиция, мастерство - эти атрибуты свободной журналистики, направленной на обретение популярности.-

В тоталитарной журналистике авторитет и популярность разделяются. Зачем лелеять стиль, эрудицию, мастерство, если и без них слово наделено властью карать и миловать? Формальный авторитет давался вместе со статусом работника редакции, приходил автоматически со словом, за которым стоял Ревтрибунал / прокуратура, партком, народный контроль/.

При этом журналист чаот-о воспринимался как ревизор, контролер, что пришел или критиковать / читай: карать/, или хвалить /прославлять, воспевать/. Пополнять эти функции можно, почти совсем обходясь без творческих способностей, эрудиции. Достаточно было овладеть определенным'набором газетных штампов. И в этом плане закономерным выглядит их распространение, деградация стиля, журналистского мастерства да п самой личности журналиста.

Объективно интересам тоталитарного режима отвечала журналистика, направленная на деиндивядуализацию,-деградацию личности. В этом плане также закономерной выглядит унификация, обеднение языка, изъятие из него целого ряда слов и понятий, которые неоли информацию о глубинных духовных ценноотях.

Процесс обеднения языка шел разными путями. Один из них -отмежевание от большой / нередко лучшей/ частя искусства и литературы. Вместе с тем в пореволюционные годы языки на]одов СССР почти перестали пополняться терминами философского, I олитическо-го и экономического словаря о.других языков, не гов!р* уие о безусловном атеизме.

_ Xi, _

С помощью обедненного языка надеялись сузить и сознание читателя, сделать его более управлявши. Язык служил и средством денационализации. Украинский публицист Ю.Бадзьо свидетельствует, что редакторы издательств в 1973-7*) годах вычеркивали из книг, статтей эпитет "украинский". Например, фразу "украинские деятели" заменяли на "отечественные деятели", "украинский народ" - на "трудящиеся кассы" и т.п.1

Констатируя это, важно подчеркнуть, что "укрощение" языка было не только- следствием, но и условием укрепления тоталитарной системы. С помощью языка котандно-административный режим питался контролировать психику людей. И для этих целей как .нельзя'лучше годился именно тот язык, который, за редкими исключениями, так широко укоренился в периодике прошлых десятилетий: казенный и шаблонно-патетический.

Описанные явления, вполне удовлетворяя тоталитарный режим, одновременно представляют угрозу для негр, вернее для тоталитарной журналистики, для ее читабельности. Налицо угроза потери связи с читательской аудиторией. Согласно всей законам логики и психологии такая журналистика, в конце концов, долкна бы остаться без читателя.

И все-таки у нас есть достаточно свидетельств пагубного влияния ТЖ на личность реципиента. Каким же образом влияет ТК на личность? Какой психологический механизм этого влияния? Не противоречит ли утверждение о пагубных для личности и общества последствиях функционирования тоталитарной журналистики нашим размышлениям о деградации СМИ, снижении уровня ее функционирования, игнорировании психологических особенностей' аудитории? Очевидно, слабую журналистику будут читать меньше, так можно ли в такой случае вести речь о том вр«ц&, который наносит ТЖ личности?

Парадоксальность ситуации заключается в ток,'что предлохен-• ная в исследовании версия психологического механизма влияния СМИ на личность осуществляется только при наличии упомянутых недостатков, без них механизм не срабатывает. То есть слабость' ТХ: при определенных условиях ее функционирования превращается в силу.

На наш взгляд, основными компонентами этого психологического механизма являются метод суггестии и автосуггестии, дрессировка дояльности и стремление реципиента преодолеть раздвоенность

I Бадзьо D.B, ВЦкритий лист до ПрезидН Верховно! Ради Союзу PCP та ЦК КПРС. Нью-Йорк. 1980. С.63.

юзнания и мышления, что может подталкивать его к максималистско-[у желанию поверить идеологии. Все три составные имеют обоснована в проанализированной нами психологической литературе.

Предложенная версия психологического механизма влияния ТЯ [а реципиента, как констатируотся в заключении диссертации, поз-юляет разрешить упомянутое противоречие мезду тематическими [иниями исследования / которые, в свою очередь, отражают конк-)этше реалии функционирования ТЯ/. Более того, она подчеркивает [еразрывность, взаимосвязанность этих линий: журналистика может :лухить орудием тоталитарного режима только при тоц условии, что >на стала жертвой этого рвюша, то есть лишена автономии в твор-[еских поисках, подчинена и деградирована, И наоборот: жертва гепременно становится орудие«.

Таким образом, важнейшие выводы сводятся к нескольким |унктам:

1. Тоталитарная журналистика - это определенный исторически тип журналистики. У нас нет достаточных оснований считать

!е историческое бытие в тех или иных формах исчерпанный, поэто-гу следует рассматривать ее как объект актуального теоретическо-•о исследования.

2. Основа ТЖ - ритуальные, квазикоммуникативные тексты, :оторые возникают вследствие замещения ведущей коммуникативной )ункции /остающейся нередко только символической/ ритуальной.

3. Феномен квазикоммуникации общественно обусловлен. Лич-гостный фактор, связанный с интеллектуальной, лингвистической, [сихологической подготовкой журналиста - второстепенный и произ-

10Д1ШЙ.

Квазикоимуникативные тексты парадоксальным образом >беспечивают эффективное влияние тоталитарной журналистики на шчность реципиента, содействуя формированию условного рефлекса юяльности и стимулируя раздвоение сознания.

5. Выяснение закономерностей функционирования и особенности психологического механизма влияния ТЖ на аудиторию будет ¡одействовать, на наш взгляд, преодолению реликтовых явлений тоталитаризма в деятельности СМИ и становлению новой демократичной прессы.

Основные положения диссертации изложены в следующих публи-:ациях автора:

1. Ф1лософсько-психолог1чна проблеиатика публ!кац1й - фактор п!двичення читацького 1нтересу // Журнал1схика I соц1ально-еконои!чне прискореннв! Зб.наук.праць. К.,1988. С.129-137, 0,6 друк.арк.

2. Колод!«на преса кр!зь прнэиу 1нфориац1йних запит1восо-бистост! // Еурнал1стика та перебудова. В1сник Льв1вського ун1-верситету. Сер.жури. Внп.16. Льв1в: Св1т.1990. С.43-47. 0,3 др; арх.

3. Публ1циотика I особиот1сть /0ообливост1 впливу ЗШ на особист!сть в уиовах ианування коиандно-ади1н1стративно1 систе-ии // Укра1нська «урнал1стика-89: Тези допов!дей Республ1кансь-ко] науково-праК1йчно1 конфереиц1|. Ки1в-1990. С.7-8. 0,1 друк, арк.

Психологический механизм влияния тоталитарной журналистики на личность реципиента //Советская журналистика.в 1990 году. Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 199] с .16-17.0,1 поч. лист.

5. М}ф про д!ев!оть // Вурнал1от УкраУни. 1991. £ 4. С .12-13.

ПОТЯТЫНЫК Борис Владимирович

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА АУДИТОРИЮ 10.01.10 - аурналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано к печати 20.05.91.Формат 60x64/16.Буи.тип.Из I. Явч.офсот,Усл.печ.л.О,93.Усл.кр.-от.1 Д6.Уч.-изд.л.О,98. 8окаэ 219. • Тирах 100. Бесплатно.

Каыинво-офсетнан лаборатория Львовского госуниверситете, 290602, Льбов, ул. Университетская, I.