автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Идейные истоки историко-философских воззрений В. Н. Татищева

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Перевезенцев, Сергей Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Идейные истоки историко-философских воззрений В. Н. Татищева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейные истоки историко-философских воззрений В. Н. Татищева"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕПЛ ЛЕНИНА II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный Совет К 113.08.04.

На правах рукописи ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ Сергей Вячеславович

УДК 947.06

ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В. И. ТАТИЩЕВА

Специальность 07.00.02 — История СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученей степени кандидата исторических наук

Москва 1990

Работа выполнена на кафедре истории СССР досоветского периода Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института имени В. И. Ленина.

доктор исторических наук, профессор А. Г. КУЗЬМИН

Официальные оппоненты: доктор исторических наук В. И. БУГАНОВ кандидат исторических наук Л. Н. ВДОВИНА

Ведущая организация — Горьковский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. Н. И. Лобачевского.

Защдха диссертации состоится г. в часов на заседании специализированного Совета К llo.08.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, пр-т Вернадского, 88, ауд...................

С диссертацией ¿можно ознакомиться в библиотеке МГПИ им. В. И. Ленина по адресу: 119435, г. Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.

Научный руководитель:

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного Совета

Г. А. ЛЕОНТЬЕВА

Актуальность такн исследования

Проблемы развития общественной шел и России ХУШ в. имеет пемаловагноа научное значение. Российские г.-лслитоли ХУШ в. в своих произведениях отражали и вирзлалк сло:.шие процессы становления нового, капиталистического уклада в экономике, нзмо-нения в социально-политической гизни страны. Они внесли больной вклад в развитие отечественной культуры. Изучение их идей лого наследил позволяет выработать более полное представление как об обидах процессах развития российской истории, так и о потопая России в ХУШ столетии.

Однш из 'выдающихся российских ¡¿частая ей к государственных деятелей ХУШ в. бал Василий Никатач Татищев (1666-1750). Лда!17> а дрятольносхь В.Н.Татищовз 1>~. протяжении последних с?а о иеОояшям лот ноиз.'геняо находится и центре внимания охочос:~ венной 1гсгорйогр?4са« Лглорг-^ург, поезя.'цоиная Татпя;ззу, доеоси* по разнообразна водитс Я^'тьпо- геиго наапсаг.о о Тат«цэв;«:.

ксторнно. Но,мало ссода»-:- рубо? и о грудях, сторопаг. его доятЬноегп» Однако до сиг. лор вгк> не пес-лядогалась пробдеиз Т'Двйшг гс?окоз- ¡югорлко-^г/.осоХ-с}™^ гойзрчнпй 3,Н.Татяз;ови.

яссяо?дс"о• зременп ксторлогр^ан, посвйцёнйач исследован:-'". кс2орпчсс5г.х л (^'досо^ск'^ гозврзддй В,Н.Татищева, ограничь гляёсь отдешшгч упогслапал'а, о пзаяпкл па. формирование г'гс-поэзрвшм Насилия Ипкятпча гд.сй » гсорий Декарта, Лоййхпш?.,;^.^-гдх заддцггоозропойсюлг: 'Ь/слг^сясЯ;- Особенно яьгдолялост, ви^лзс, С«Иуф8йдср$г п Х.Ваягфаг Но да^о при таком поеяиулшк г: !пм вопроса;, п кауадге роботам което найти петло глгорзо:^--.е нгОлпдбяп";, К01'01г;с СЕТДотвЛЬствуот о'необходимое!!: (Зол с с ло--яаяыгого г.'яспсш!я г'-орлчп: истоков ясворяко-фуюзо^-зг.'гс г.о:-арешй »,Н,Тй*яцсса.

Решений дали ой. нробл'с-гу гчвв? спрпдолвпнов спзчаглс«-порпгг, ?йи.по спрсл/.'гп- о?елс-ш? гтигам на ВЛиТрл'гп.г*?-.'; г.".--'. его ЯрОДПОК'ПОГП'ИКО;-. Г. С0Х;ре"СШ«5ИСП, !*0'Д10 ГОГ.О«:Уг*. !'. О {/г-шзкп самсстр.'тсзтц?^гл *' шк^/пэг.::^ --

соззрштй российского г'епптогч« 5':! -ис; г г.. пл. I рогт . срадлттмг.ао-асхоргчссгс-: гилу» дс - .г: • 1>"»рх?.с ! ••:• вгасд Татидсга в разъпг;-1 1'0г-г-о-'-о' г. г яро;?."; :

В про;гяагле.'.'л1 дпоссрда:' и пр >д '¡о'стб пони -гч к.^со?-. сранштг.мтг,'.- ап-тл^з г.с^ р:;; . ■ ит-м;::-! 'ЧПЛ

щева и известнейших в ХУП-ХУЩ вв. немецких теоретиков "естественного права" Самуила Пуфендор{>а (Г632-1694) и Христиана Вольфа (IG72-I754). Помимо чисто научного значения, избранная • тема исследования приобретает актуальное звучание в современных, условиях, т.к. С.Пуфепдорф и Х.Вольф стояли у истоков формирования идеи "правового государства", оказали непосредственное п значительное влияние на возникновение просветительского идеала свободной личности, который до сих пор остается в центре внимания. Идеи, пропагандируемые в трудах С.Пуфендорфа и X.Вольфа, на русской почво развивал В.Н.Татищев.

Кроме того, избранная тема исследования позволяет на конкретном материале рассмотреть проблему взаимоотношения Немецкой кулдтуры и культур': России в ХУ11-ХЛВ вв., которую иногда трактуют излишне упрощенно.

Стстоир изученности проблемы.

Принцип обзора историографии в диссертация определяется отсутствием по избранной теме специальных исследований. Поэтому в первую очереди рассматривается ЕстораограЬгл, касаюца-яся,оценка ксторако-^адософских воззрений В.Н.Татшдава. И в связи о тем, что в исторической литературе еще не утвердилась определенная характеристика мировоззрения Татищева, показали разные точки зрения исследователей по этому поеоду, Во-вто-рих, рассматриваются ссрдедованвя советских а заруб сшшх авторов, в когорт изучается историко-философские взгляды . С. Пуфендорфа и Xt Вольфа.

В XIX- начало XX вв„ большая часть исследователей но отразилась к целостной оценке мировоззрения В.Н.Тагвдева, г.к, считалось» что шторпко-фнлософскпе воззрения российского сао-лптвлп носили компилятивный характер.* Другой.точки зрения ирадорзавалнсь Д.А.Корсаков, В.П.Бозобразов, которло подчор-1^1вали а оригинальность, £ самостоятельность татшдовокого

I» Су,, напр.: Попов Н.А. Татищев п его врсия. - Ы., 1661.

47*» Ов ко: .'Учеаыо п диерагуршо труда Татвдзва. - Спб,, I88S. Ci 17-19; Маликов Д.Н. Евавгшо тсчопед русской нстора-чаокой шала. I.I. -ii.« 1897. С. 15-335 Шло? Г.Г. Сспзшепвя. ~ H„"IS89; С* ',67..

мировоззрения. Д.А.Корсаков первим отметил просветительскую направленность воззрений Б.Н.Тат/щоиа,^ Анализ историко-философских воззрений В.Н.Татищева с марксистских позиций впервые провал Г,В.Плеханов, считавший Татищева родоначальником российского просвотцтйяьства.3

В 30-40-в года в советской историографии определились тра основннэ позиции-в оценке мировоззрения В.Н.Татищева, сущест-. вующде до сегодняшнего дня. Первая группа исследователей считает Татищева.защитником интересов только лишь дворянства,■ идеологом абсолютной монархии и сторонником крепостного права^ Другие исследователи обоновывают наличие у Татищева просвети-' тальского мировоззрения, но только по отдельным взглядам. К ним близки, те авторы, которые оценивают мировоззрение Татищев: в целом, как просветительское.^ Третья точка зрения заражается в том, что исследователи-характеризовала мировоззрение Татищо» ва, как приближающееся к теориям западноевропейских просветителей,6 Продолжающаяся дискуссия лишний раз подчеркивает нес? ходимость проведения сравнительного анализа исторако-фи ос оо> ; скоВ-концепций В.Н.Татшзева л воззрений западноевропейских мыслителей, , .

2, Корсаков Л.А.'Из ;жазня русских деятелей ХУШ в, - Казань, 1С91. С,393,

3. Плеханов Г.В,1 История русской общественной шсла, Иэд,2-а> Т.Д. - П.; Л,, 1925. С.4Э-59,

4. Вайк Ь.Н, Исторйческай источник в русской пстораографаа ХУШ в, // Проблемы история докапиталистических обществ, 1934, # 7, 0,33-37; Ехт А.И» Государственная деятельность В.П.Тата-цева в 20-х - начале 30-х годов ХУШ в. - М.,1985,

5, Кузьшш А.Г,- Татищев. - 14., 19В1; Болдырев А.И. Проблема человека в русской фшгооофза ХУШ вещ, - М,, 1983. С, 47-48, 101,} Корецкай В,И, Формирование крепостного права а первая крестьянская война в Россия, - 14., 1976,

' 6,- Тпхомлроз И.Н. Василий Никитич Татищев. // Иморапкларя-спст, 1940, 15 6; Петров Л,А. ОбщзстЕЭПНо-полптнчес^ал а философская шгсль Россия первой псловлнн ХУШ века. - Иркутск, 1974; Валицкая А.П,- Русская эстетика ХУИ века. - Л, , 1983, С. 62,: . • ,. .

Идейное наследие С.Нуфондорфа и X.Вольфа постоянно вызывало интерес отечественных исследователей на протяжении ХУ111-начала XX вв. В ХУШ в, произведения немецких мыслителей неод-кокртгно хороводилась на русский язык. Особое внимание идеям С.Пуфендор^а и X.Вольфа удаляли российские историки философии и Иг-ава, находившиеся в рамках "возрозденного естественного права" - своеобразного направления российской правовой мысли K.XIX - н.ХХ вв.'' Анализ философски и естественнонаучных взглядов X.Вольфа моино найти также в работах, посвященных М.В.Ломоносову, вышедших в свет во второй псшошю XIX - начало XX пв., в которых обсуждалась проблема самостоятельности мировоззрения великого русского ученого,8 Б целом, русская историография довольно подробно осветила воззрения немецкие теоретиков "естественного права", определила их место в нсто-'púa правовой и философской мысли. В то so время редко обрада-лось внимание на социальные icopini идей немецких ученых.

Марксистскую характеристику иемлцких теоретиков "естественного права" далп К,Маркс и Ф.Энгельс. Для основопаяоззшков марксизма I,Вольф, так философ, был представителем метафизического метода познания, Ф.Энгельс применял тврызл "вольфов-ски-штафизическнй метод", который он считал "cíh-müím" мл

И'Ш века, и кот opaцу постоянно противопоставят ис?од длало!>

í

■гачоский, как более воршй и от од научного йсояодошшад, ща-лософпя Всшьфа, по мнении «¿„Энгельса, oso uc-гафазика, отjn-•ваодая явленгл друг о? .друга, песпоообиал по обьогсгаеаш пра-, ЧЗШШЛ подняться до восприятии прлродц "как одного целого", ; псцовэдугязая ^¿хгшнческай Детвр-шнцза. • В советской литература специальных работ, посвяцеш&к . азучс'ша) взглядов С.Пуфевдорфа ы X.Вольфа до последнего ijpo-• пени но было,. Огдаяышо страницы посвяцзпы ва в обобЕушсшж а 'справочных изданиях. В «о so время, псоясдошгмн творчссгьл

7. Чичерин Б.Н. История полжаческах учсияС. 4,2, - U., 1872} Новгородцов П.И. Учения нового bpe^gira 1У1-1ЛД eb¿ -íl.,1905» .8, Лашшсклй В, О.ВДадшосов. ,Биогра|0ческиЙ очерк, - Cnd., 1864} БоднарскнЁ М.С, Ломоносов, как географ. - У,, 1912,, ?; Парко;К, j Энгельс 0, Соч., Т. 13, С. 495} Т.- 20, С. 349, •..350, 3S9> $з5у'. ; >

М.БДомоносова народко обращаются к сгашеншо идой г.олнкого русского учоного с адояш Х.Ьолх^а.^ Лишь подавно появились исследования, в которшс более подробно анализируется творчество X.Всяьфа. В эхом отношении необходимо отметить обстоятельную диссортацшо Р.С.Аликаева, посвященную изучению немецкой философской терминологии эпохи раннего Просвещения,а также интересные статьи В.В.Зибена, Т.В.АргемьеЕой и ¡Л.И.Мико-шина.** Однако в долом, эта тема остается еще пока малоисследованной в совзтской историографии.

В отличии от современной советской историографии, в зарубежной литературе взгляда С.Пуфендорфа n X.Больна исследуются очень обстоятельно, а сама история этих исследований насчитывает не одно столетие» Многократно издавались произведения - немецких теоретиков "естественного прага", их эпистолярное наследие. Так, собрание сочинений Х.Вольфа издавалось в течешш тридцати лет и насчитывает 8Û томов. За последние года в западноевропейской литературе сложились настоящие школы исследователей творческого наследия G.Пуфевдорфа и Х.Вольфа, к юбиле-' ям миелиталeft вцхадят сборники статей с относительно постоянным составом авторских коллективов. Творчеством С.Пуфендорфа занимаются Э.Вольф, Л.Кригор, С.Германн и другие. Еще более обширен круг исследователей творчества Х.Вольфа: Х.-В.Арндт, М.Томанн, Х.-М.Бахманн, М.Казула, Г.Мщьпфордт и другие. В " целом же, зарубежная историография, посвященная С.Пуфендорфу

10. Морозов A.A. М.В.Ломоносов и телеология Христиана Вольфа," // Литературное творчество М.ВДомоносова. - М; Л,, 1962,

С,- 163-196; Уткина II.Ф. Ломоносов. - М., 1986. С, 30-34.

11. Алйкавв P.C. Немецкая философская терминология эпохи раннего Просвещения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - H., 1983. С, 88-153; Зибен В.В. К вопросу о теоретических источниках философии Христиана Вольфа. // Уч. зап. Тартусского Гос. Ун-та, Внп. 693, - Тарту, 1984, С. 37-56; Он se. Об основных детерминантах тэоретико-познаватальной концепцзн Хр. Ральфа. // Социальная дотор.шлг-пдя Познани. Тезисы докладов научной конференции I9-2Q сентября 1985 г. - Тарту, I9E5, C.2II-2I'i; Атпаъот Т.В„ Г'пко-иип Н,И, Христиан Вольф и руссяоо вальфионство. // вяяоеоф- '• окне науки, 1990, J5 I. G.G-f-7^

и X.Бальзу, представляет собой серьезное яшенио.

Доли и задачц габотц

Главная ноль, которая ставится в диссертации - изучение идейных истоков историко-философских воззрений В.Н.Татищева. Исходя из обще И цели исследования, в работе проводится срад-нитолышй анализ истррико-^ллософских концепций В.Н.Татищева, С.Пу1ондор|а и X.Вальса. Для бсшэе полного освещения поставленной задача, в диссертации подробно анализируются историко-философские воззрения самого В.Н.Татнщева.

Решение проблемы идейных истоков историко-философских воззронг!? В.Н.Татищева позволяет уточнить оценку мировоззрения Насилия Никитича; более детально рассмотреть взаимоотношения иемоцкой и русской культуры в ХУШ в.; конкретно представить процессы развития просветительства в Европе.

' '>' 9 г ол о ю 1'н чо с ду о ос и о г;; и с ат о:;о I; ■~у I кд

Методологической основой рошония поставленных в диссертации вопросов послужили труды классиков марк^измаплонннизма, в которая были сформулированы основные закономерности развития общественно!! шелл вообщо, и просвотитеяьства, в частности. В работах К.Маркса н С1.Энгельса номалое мое?о уделено анализу учений ХУП-ХУШ вв., подробно раскрыто их содержание и социальная сущность. Изучении российской общественной шели большое ениулнио придавал В.ЙДенин. Ленинский анализ просвоти-таяьства указывает основное направление для исследователей отой проблош.-1-2

Источнкковая база исследование

Источниковуи базу данного исследования составляют труда В.И.Татищова, С.Пуфепдор1>а и X.Вольна,' Произведения I3.ii.Tu-ткщова били опубликованы в советское время и именно зтя издания использованы для анализа мировоззрения В.Н.Тагищова. Произведения С.Пуфевдорфа и X.Вольна, в переводе на русский язык, публиковались в России в ХШ в. сте издания, поело . предварительной сворки переводов с оригилалами на латинском и немецкой языках, использованы в качестве основных ясточ-

^ 12. Ленин В.И, Псотн. собр. соч., Т. 2. С.519.

никоэ при характеристике историко-философских воззрений немецких мыслителей. Источниками слу:ш:и таете произволения С.Пу-фондорфа и X.Боль {а издшшыо в ХУД-ХУШ вв. на латыни и немецкой языке.

Научная новизна исследования

Б диссертации впервые поставлена задача конкретного исследования ид о ¡¡них истоков историко-филосо^юшис воззрений В.Н.Та-тшдева, конкретного анализа историко-философских концопций . С.Пуфендорфа и X.Вольфа в сравнении с взглядами российского мыслителя. Уточняются ухе существующие оценки-мировоззрения самого В.Н.Татищева. Впервые в научный оборот вводятся иеко-: торне произведения С.Пуфендорфа и X.Вольфа в полном их объеме, проводится сварка переводов их произведений на русский язык, выполненных в ХУШ в., с оригиналам на латыни и немецком языке. Все это позволяет дополнить картину развития отечественной общественной мысли в ХУШ в.

Практическая значимость исследование

Результаты работы и материалы диссертации могут быть использованы дяя написания монографий и статей по истории общественной мысли России, при чтении курсов истории СССР в высших учебных заведениях.

Апробация работы

Диссертация обсуздалась на заседании кафедры истории СССР досоветского периода исторического факультета МГПИ им, В.И.Л©-нина. Основные ее положения изложены в научных публикациях, а также в-выступлении автора на научной конференции, посеящэн-ной 250-летию создания В.Н.Татищевым "Истории Российской", состоявшейся на историческом факультете ИЛИ им. В.И.Ленина в ноябре 1989 г.

Структура диссертация

Дяссертсгда состоит аз введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во ввяденнц обоснованы актуальность теш исследования, ее научная и практическая значимость. Определены цель а коп.

кретине задачи работы. Проанализирована степень изученности проблемы в научной литературе, дана характеристика источнико-вой базы.

В первой главе "Историко-философские воззрения В.И.Татищева" исследуется мировоззрение В.Н.Татищева, дается целостная ого оценка. Необходимость видеяопия этой главы определяется том, что в научной литературе существуют различные точки зрения по данному поводу, утвердившейся характеристики мировоззрения В.Н.Татищева'пока не выработано.

В начале главы рассматриваются общие социально-экономические и социально-политические процессы развития России в ХУШ в., отмечается определенный рост капиталистических тенденций в экономике, на базе которых значительно ускорились и процессы .национального характера, водь практически все экономические, социальные и политические изменения в России проходили в раы-каг процесса формирования русской нации, или имоли к нему непосредственное отношение. Все эти новые условия необходимо отражались в общественной шсли России, более того, российские мыслители в своих теоретических представлениях о судьбах России неродко предвосхищали пути ее развития, форлируя общественное иноние, готовя его к восприятку тех или иных явлений. В начале ХУШ в. материальная жизнь русского о^оства вздвинула необходимость естественнонаучного, светского объяснения многих проблем, встречавшихся в реальности,fибо ортодоксально-теологические концепции уже не удовлетворяли насущных потребностей общественного прогресса.

В начале ХУШ п. в России постепенно получает распространение рационалистическое и деистическое мировосприятие, которое впоследствии становится методологической основой просветительской идеологии* Б характеристики просветительства автор прпдор;:явае?ся той точки зрения, что надо разделять понятия "просветительство" и "эпоха Просвещения", "Эпоха Просвещения* имеет своз определенную протяженность во вро'мона. Просвоткте-тальство - это идеологическое точение, которое появилось раньше и продолжалось дальше собственно "эпохи Просвещения", когда просветительские кдеп столп в определенном роде господствующими в общественном сознании.

По ынешш автора, в России просветительство почнпяется

- у -

уже в 30-40-в ro.ni ХУШ в. и находит вярахонно р чалосо.'сках, исторических и социально-политических сочинениях В.Н.Гтгиичрл, особое мссто среди которых заняудгт "История Росси.!с;:аг", Разговор дву прг.лталой о пальзо наук и училищах" и "Ло::сакон Российский исторической, гоогра^ичоской, политической и Гражданской". В этих проиэводониях полностьп с[ориулироглна историко-философская концопция российского ыислиголя.

В.H.Татищев придерживался допстичоского «прогоспрнятил, характерной чертой которого является протигорпчивоо соидино-ние материалистических и идеалистических воззрений. U денс-тнчеком мировоззрении Татищева сгадотольствуот nouai о ¡«актов, в том числе, определение им понятия "естество", которое дается в "Лексиконе..." Это внутренне протпеорочивоо опрч?дйл>.Ч1не. С одной стороны, Татищев шлет, что бог ость "начало rem гл-пей в чире", а с другой - бог тоже ¡входят з понято "остостро", наряду с "тварью". С-одной ctojchm, природа определена "бо-апеЗ" промудростьг, а с другой -.гоцд, тала з дало "духи" находятся в йогом геем им об-дом ирародчом состоянии. По сута дала, "естество" заменяет собой бога, япляетсл попыткой дать определение понятия "маторчл", как некой сбчзЯ гсочу мару субстшнпа. Иначе голорл, Гатвдов строчится подлиться до зэглнда на природу, как на единое цалоо.

Ci'oe допстачоскоо мвровоззро.ч?.о В.Н.Татягцев обллг.?л л ■Jojî.ty "естественного закона", мя яначе a теория "осты*.-

твбшюго ярагл". Осяовадлач "естественного ;л::о.чам слугзт ¡ор-ayáa *лв0я сач«го себя с разумом", doaio утгоркдть, что центром идейного учения Татищева ятлотся пдоя Чологога, npcoso-титатьская «дел свободной личности, Однако нрцзнагля нзобхода-мость исходить го все« аз "пользы для с оба", Татидоп писал о топ, что человек долгой соотносить сиси ледлнля с лалонгл?л1 других лядой, пользоваться сю о i1, свободой рл пудю, пз зпбигать О НеС<520ДЙ!£1Х ОГраНТГОНДЯХ сгободч. Рацгопал'лстячосгля идол стала ссновсполаглгдоЛ всей днастячоско:! копцплцдл Тлткет.

Развивал a ioв tпогонялкзая, Татдл?в прелат к ;чгюду, что главной двпт.удп.1 c;noí¡ зсториз ягляотсл рпопрэстрлмондо плукп, .-S!.a!f'JÍ!, пресвезои/л народа. Идая "пепмяряяго роаросгрсчеипя" ловится в осногу т-.т я поисков порг.одазацая истории. Иначе говоря, ili№ocoicr:u :ч;!ч;очц-.1я, создачнгл Ь.И.'Г&тияепим, стала мо-

ТОДОЛОГИЧЬСКОЙ ОСНОВОЙ XIя изучения ИСТОрИИ.

I'jitjHHO На к.г:о;,алогачоски0 принципы изучения Татищевым истории об^адаотся ьниманио в диссоргацни. Автор отмечает, что "flftw.M3i'0C4iHme", шшисышоо Татищевым к "Истории Российской" - это, по сути дата, порвов в России (и на долгое время адинстнонноа) историко-^ллесофокоо сочинении методологического характера, в котором ясно а точно обозначены основные задачи и принципы рабогы историка, многомерно осмыслена суть исторического незнания, сущность самой кстогии. Б основе *ату.:цйм;кого понимания истории лежит доистнческоо мировоззрении. В определении причин' тех или нише исторических ша~ НЕД он видит их "дьолную" природу - божественную й естественную, чыюьическуп. С&ц Тагидои отходит от провиденциализма е ставит споиД ц^лью изучение "гражданской", "светской" истории, в чем цролатлотся рационалистическая направленность его исто-ркчиского ныилония. Именно этим объясняется сталь Ешшатияь-ноо отно-шние Татищева к источниковедческим вопросам, разработка ыатодша анализа и характеристики исторически* документов, G точки зрения педохений теории "естественного права" Татиаов рассматривал социологические вопросы, проблемы развития фори политической организации общества.

В цодом, и с : о ри ко-jiu о с o-'i« куп концепцию В.Н.Татшцава моь-но характеризовать как деистическую, рационалистическую, про-светнтачьскуи по своей направленности. ;

.Во второй глат;е "Сравнительный анализ историко-философских воззрений С.Пуфендор^а и В.Н.Татищева" ставится задача определения степени влияния идей С.Пуфендор^а на формирована; мировоззрения В.U,Татищева,

С.Иуфендорф бил одним из создателей и пропагандистов теории "естественного права". В.ХУП-ХУШ вв. его труды пользовались огромной популярностью в Европе, неоднократно переводились иа разные языки. Многие произведения С.Пуфендорфа на латки с ком, немецком п русском языках имел у с оба. Татшцэв. В тру-« дах самого Василия Никитича ыогно встретить неоднократные ссылки на авторитет немецкого кц'слитаяя. .

В центра историко-философской концепции С.Пуфовдорфе стоит идея бога - творца с правителя шра, при этом Пуфендорф довольно резко выступает против деизма п пантеизма. В диссер-

сертация показан?, что воззрения Пуфондор'.л - это идеалистическое учоние, ю многом остащееся в рачклх теологической концепция протыг.члтиэма.'ТЗ этом смчсло Татиг;оп ся'иал значительный шаг тчрйд по сравнению с Пу^чнцор^ом. В прян:и;по, Татищев оказывается в стано тух мыслитплой, icoropiix Пу^ш'-дорр критикует за нопраьильноа опрсдилоние бстесггснноЛ сущности - среда деистов.

По разному определяют мыслителя п пали познания. ilTjtiii-дорф считает, что истинное познаиио состоит п тон, "что он не от себе самаго ость, но от васочаЛпого начала битнв сг=оо амоот". По его мления, дула человеку ддреглла богом и является "inп-дотеи", а тапо - только "служитель". Татиаоп тлкжо углзчЕЛ«, что дула дана чалоиеку йогой, но сама дуга .«охот найтя свое самовирааонпе только через тало. Именно поэтому Татищев прядает боталое значение роля чувстр;) иного познпнил - чпрт познание тола человек может познать дугу. И цальг познания в этом случаи становится не позианае только боаостгэнной оуцно-» стп мара, а пезналпо orb естественной npapoiai, яознаиаэ ост а— ственной сущности человека.

Различное ¡алссофскоэ мапяоиво определяло ч разноз кнопо-Пуфендор^а а Татищева к содоиьпо-паяятяческш я пегорчог.глч .проба с."лч. Здесь, однако, "исобхоламо под'1<»ршугь, что fly^n-дор{), переходя от философских рлсеухяонлй г. ос'ислвнип проблем общественного развитая, гступал в озредолшшоа арстпгоро-тао с ccl'um собой, ибо а ого nonavruian судаоста "остчегг*вно-го Прага" основную роль начинала играть не стельно 6c30r.-F-.Tj-нио факторы, сколько остоствэншю. 3 этоя проздиась apnop-аонность Ду^ендор;« к рацаошиястпчосксгзу методу »пгллciuui. В определенна "естественного закона" у ПуЧ<?вдор1а пояпл««тся пторяя, поело идеа бога, сспоглпл адол ого мирогоэзропал -адоя "благонравного" существо вангл человеческого сбзостгл, в пот орем личность человека играо? подчяноштую роль, а raarmrrt является ачторес.ч ойзостгл. Глагаой своей эадатэЗ Пу^епдор'! и гиддт ояродаленяо соотнояснпя "бо-ествспного пу.ччела" a естастсоншп за.ченоп чодогачесдого обцоаятил.

Видимо, подобная прстагоречавость оказала определению пха-гпгао па йормароганао мировоззрения Татищева, но см сделал более ротатолышй яаг в сторону празнечтя естественности чаю-

büHCCiX'io бытия, uorrouy Ttvrnuou, с одной стороны, в трактовке "ьсг1)сг1чш!ого нрава" cn.'.¡i4i;Tcn на адик Ilyl.oímopla, с другой стороны chiiuigt ик;«иты в стс]ю.чу вдии "оданствслшого человека"» jvo Oi;oóciih0 ¡íí^.iútho i;;ü анализа понимания Пуц-ендорфом и TuTiuici-JiM проблем ваиа\юоткоп.'йшш "ваяй" и Неволи", как в принципиальном план а', так и в кон.-цчпчпа ¡'опросах. Так, автор от-аич.чит ц^шлшое цошшании llyj андор^ом и Татищовим проблемы paácrivi. Татадои псиил в иго:; вопроси намного дальше Пуфендор-фа, считал приростной пгисо, в праидапо,н орационал¡.нам в экономическом отношении, а "рибстпо и навольничоство" вообще про-твворочжим "естественному ьакону", обосношвая при этом право заимчииного в плен iada освободиться от сьои.1 "поводи" любим способны. lio lly;>iUopi¡y ао, рабство как раз вытекает из "есте-стынного закона" и здесь он огь'шичиъается лиль призывом к "господин" не излагать на раоов "несносного отягощения",

Влияние C.lIy¿Gimopi¡a сказывалось и на фондировании исторических взглядов нашего первого оточостьонного историка и имело двоякий характер. В первую очередь - методологический, ибо Татищев н;аод;'лся в русло той же рационалистической.школы, одним из" осиоьопалсшшкон которой в исторической науке был Пу-(^-ендорЬ Крома того, знакомство Татищева с историческими работами iIy¡¿uaAop¡a бпроделенно расширяло его исторический кругозор, давало базу фактических данных по мировой и, особенно, европейской истории, тем более, что Пуфондорф являлся автором одного из «орта в Европа обобщающого труда по истории европейских стран, в русском издании получившего название "Еводонив в гисторип европейскую".

Рационалистической мшалешю необходимо заставляло Пуфен-дорч,а искать в истории естественные причины развития общества, не отсылая читателей сеоих исторических трудов только к премудрости бокьей. Татищев в полной мере воспринял рацаоиалис-тическоо понимание истории, более того, пошая дальше Иуфендор-в осмыслении.значимости собственно методологических вопро-•сов, в разработки принципов исследования источников, Е пстора-ческих произведениях Пуфендорфа нет 'на методологических введений, типа татищавского "Прздьиэвэсчения", ни глубокого анализа lct очнике.). '

, Более детальной совпадете гэглядов Татищева ь ПуЛиндорф:*,

прослеянвается пр.» аналнзо их историко-соцпалоппоск;!! взглядов, ибо Татищев «пользовал разработанную теоригикапа "естественного прав.,*, в тм 4lfcx?io и Пу1еидор]си, схиму ртвчш« фор4 общественно!:» а также политической организации od^ocrra. Но и Здесь Татищев отходит от точки эриния Hyloiuiopja, клорна лутаеД формой государственного устройства считан монархии. Татищеву ле свойственен асТорико-гоогрп|ичоскяЯ подход, коглл форм государства у того или нпого народа определяется конкрот-йыка географическими я историческими причинами, в тон число а уровней просвещения народа. Вообще, пр.азмпппо Татилчглн про-озощонпя народа главной двяяущоЯ силой ясгораа шилотел оспов-uvM отличаем историко-философской конноппда Tniawsa от концепция Пуфендор1а, ибо Татищев вырастает аз только ркисшшс-тячзского понимания асториа а пр ходит к пр^ввтитольсксму взгляду па развитие чалопоческого об пест гл.

3 итого в диссертации делается сывод, что здоа, шлпяиутни С.Пуфендор^ч, стала одним из источников ^архлровлная истоpasto фалоссфзгах воззрений В.Н.Татяцпгд. Но в цел cu ясторако- « ¡¿хлоссфскпя концогщгя Татащогд является оригинальной я слчо-стоятвльноЗ по отнозёияэ й лсторпко-фолосо^скоа яокцолпаа С . ПуGilB opJf-l»

Л-1Е.е1$МЗ-Г»^'Ш "Сранттвггытй зиаялэ асадрзко-1ояссо|ч.*кяс гэззропзЯ &.£ояьфа з В.Н.Татяазва" зссдвдуг.тея допроси ядачная : вп стаиоваонзэ изровоззреиая В.Н.Татадек» алей 1.Банфа» • '

лрлст:.:а;-: Валь£ по праву сшаетсл саста^тзкоа ф.исс^с-хоЗ аоуяз а Гвршпз а Звропа з\Ш а.Его ссапмая штэот-дпсь orptaoíi попудярлсстт со гаогах -¡aponoflciox госуядрст- ' гат, ещэ пра эго гязял слозалось цзлоз фялософскоо пзлрцяо-зпо, пазучахпоэ здзкшо "гадьфзйясзм''. Больиоа та cao ароаз-зэдоиай з croas баблдомт В.И.Татвдав, з тзта»

r,oEcinx ■грудах "огшэ гстрзтать мяогохрззкнз ссезгл аз счанпа З.Вальфг,

Оглзчзэ утовд ¿¿БалЦа от ::зогзх друга таорзЗ Ш-1Л2 ю» состояло a tc:i} что он страшсл соместать ¡i свое! (алссо;«-ho3 cncte.*io достдязнйя протавсзйзоэшх в l/il в. папраатепай: глтэрааластзчоокого - гшшрззгл, а здогияетачссксго - радио-йаяпауа» Зга Черта гольф-овской фзлсеофаа пессг^нсано оказало ; 'манна d на Татвдгеа прз выработка ого депстйчбспой концепции, •

хотя сои Воль] критически относился к доиииу. Однако стремление Вадька избемть про'-/.ьср-очи;» при сошотении рационализма в эмпиризма, породило лоьоо противоречие, когда иррациональна, суздспованиа бога доказиьаотся ра1;,и о н ал ь н о - з мни рп че с ким цутьа. С,-л Вольф и^ододеку. указанное противоречие следующим обхйэоа. О одной СТОрОНЫ, он ог]шцпч способность человеческого рдзугл создать обобадмцив понятия, которые могли бы поста--мть под сочленив роль бога, как всеобщей миро во й.перво причины. С другой сю1снн, он считал сеоой реальной за; ачей изучение конгротша обцзстренкнг ь природных явлений,

Раздодркно овдкадого кира на конкретные чаете и последуйте механическое соединенна ухо изученных и обгленешцх цау- ; кой конкретных частей не в. одно целое, а в систему до конца несоедгн깫 конкротиостой - это характерная черта вальфовско-го цировоззрекия. В целом, Вапь£'• воспринимая мир как малашу, когда суа^стпо каждой из его частей можно просчитать чисто математически. Именно поэтому он считал главном методом позна-ния.математический митод. Татищев но принимая этого волховского миропонимания, стре.'.ц'лся осшслигь мир, как нечто шут-' ренне единое, наИтл некую обацт) всей явлениям илра субстанцию, В этом заиючается главное огличаа татвдовйкой концепции,от учения Вольна. В силу указанной Причины Татищев нигде на оговаривает главенство математического метода в познанни. В ае вромя необхо&шо указать, что, видимо, внимательное отношение Вольра к проблемам чувственного познания побудило Татищева обратить внимание на ату проблему а он, как ж Вольф,. считал .чувственный способ познания основой логического способа,

• Определенные параллели прослеживаются и при сопостаьлонаи • понимания Х.Вольфоа и В.Н^дтшцввыы существа "естественного закона", В огоих трудах Вс«ь& развивал а систематизировал положения 'ёстеотвенного закона", разработанные до него Г.Гроци-ем и С.Пуфендорфом, Ддя него характерно смещение акцентов и . интересам лачностй, он рассматривает цель суцо отсования отдельного человека, как а'аботу о своей душе, своем теле и свое-! счастье, для достижения вм состоятшш "сово^зпс-гва"«- В ехом синоде Татищев стоит блнжо кД.Вадьфу, ;неаолЕ г. С.ЦуфопдЬр^у,.';.. ибо оа трактовал цель лзнн человека, как достижение "истанна-го йлагопояучвлТ Однако многие конкретные вопросы Татищев

объясняет иначе, чем Вольф.

Рассматривав ;<зглядч X.Боль;а на истории чалоксчостм, ар-тор отмечает, -.то Вольф, 1Í отличии от С.Пуфсндор^а, на занимался специально историческими исследованиями а ого анализ различных социальных и политических фори с уд <jcti>oi¡íu! ал человеческого общества имеет скорое социологический xapurrep. В основу своого анализа Х.Еольф кладот два главных постулата: I. Принцип равенства' всех людей "по природе"; 2. Тпздо о "естественной свободе" людей, йэ того, что ico люди parни а свободны, слодует, что coi.vocthoo суцесгго.'чшао лгдеЛ возможно таль ко пря условий заключения и.-.м логово ja, при котором они принимают па себя обязанности соблюдать питороси других людей. И в дальнего« reo о^щистгашш проблемы Вольф риоп'лт-рзвает чороз призму "общественного договори", основанного па "естественном законе". У Тптшцпва нот столь ярко выромн-ной идея "естественного рагеистпа" людей, но он шаиы в Еольф-овскоа духо трактует понятие "остествшшой сгободы". Такзл. кпд а Вольф, Татищев подчеркивал знпчеияо "обцоеттшо-го договор!".

Во !.шогоа похожа' хараеторастакз Всльфсц а Татщеадл фя?». государствопного устройства, zöa Мльф считал, что на одна из этих форд - "монархия", "аристократия* а "д.-чмкратяя" - но могу? празяаш лучао другой а eco сна »деит праго па оучост-Еовзпао» Однако могло выдоавть разлпчпя а подходах двух нчс-лптогэа. К аназззу чадовочоскогэ txJqecxia Вольф подходит так логик, проводя лотачоогаа оналаз, рассматривав эзазмсстпсзйпао догачоспах патегорай, понятай фоj-t промокал, но соотнося зх / о конкротпо-аотормвскоЯ сатуацзей то2 яла г,пой страны. Бодеэ того, оя дялз аз расстатраваот асторзчасето этапы стгшогло- ' пая государствшшогсг устройства. Татздоа r.o, п порвуз очарадь зстсспг:, г.оторий пытается сошшпагь логачэопзо глто-горпа с копкрзтпо-псторачоскоЗ прзлгакой, уггдоть а рзальпой потерла, азгасТ:1оП по асточнакпм, •роаяаэвдгз иводрпннх чодо-зочсспгл. раэуг'см взплтяЛ* Uoorc-ty он, нар inj с логзчуокал анализе:!, пспальаусу? аоторякоуГесграфлческаЯ подход, соотнося ?сорта о практппэП, наполняя ао эгл содархтси.

В-данной-глава отмочаотсл татгл, что на Татэдова поссу-лс.чно оказала пяглнао проспотптслъоао эдви Вальфа, его' про-

паганпл необходимом* ¡аэккпш науга л проовощенця. Однако у Ьх-л 1а Пит сталь ярко шралюнного понимания роли просвещения, как главного двигатиля исторического прогресса, В этом сынеле, Татищев, когда стремился объяснить ход всего исторического развития чаюиочистиа урогиом просвещения народа, ' поаал намного д;иы20 Х.Ьальфа.

В итого додается вывод, что историко-философская концап- • дат В.Ц.Га-п'.дига, иисмотря на определенную схогесть с концепцией Х.ЬалИа, приставляй г собой результат сшлосгоктедьних разметы ений российского мыслителя, является вполне оригинальной.

. Ь ','.ч К1ГЧ'''НИ"^ подведены итога исследования. Делается вывод, что ни смотра на определенные: черты сходства историко-фчлософ-еккх концепций Б.Н.Татищева, С.П}']ендор}а, Х.Бальфи, которца обглсшттс« приваргшшостыз всех трех ыцеяителей тоор^к тиствонного права", историко-философские воззрения ВД1»Уа"л> дева шлются самостоятельными. к орагииаяшаа по оыопонво к воззрениям С.Пу1сшдор]а к Х.ЬольК*. Более того, ю:угверг-дать, что Татищев внес значат елышй вклад в развптг.с л тсори: "естественного права", к есоё общественной кыедц Россеп и' • Европы в цолом..

X,' ¡1 вопросу об идейных истоках ьсторш-;о-фи5ософскх хтзрастД В.И.Татищева: С.Пуфондорф и В.ИД'атищзЕ, // АрцеогрзЬи;. 1. изучение духовной культура. И Ураз-лс5./:о .а^ойграфачсо^с ч*с..ля. Тезлсы докладов. - Свердловск, УрГУ ш.А.Е.ГорькоХ'О, 1307« (0,1 п.л.).

2».Мировоззренье В.Н.Таг'йщо^г в оценка советски и'яо^ш* Ц Идеология Е кухьтуро, феодальной России: МмззузошгЛ сборяак./ Отв. рад. В.П.Ий^р^ггл: Горьк. гоо." ус-? ш5К.С<-Лобачевского,' - Горь$з&, 102.8^ (0,7 п.л,).

3, "Валькодумотвэ, пагубное бяа'огстроПоть/", // Косодад» •Релита, Атокеш, -Еав,. и - и«-. 1'оа, гвард.'-;.. 1£30. (0,8 г..Лс).

4, Отечества соао.8Ц Для: Имо£Лйокоя погсст^оваш-с, ~ I'..: Мод,- пирдл!, К'ЭО, - Ш с. (Б,1? к.лО.