автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Идиолект былинного перпа

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Карабаева, Марина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Идиолект былинного перпа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идиолект былинного перпа"

= Г 5 Ол

2 7 ш mi

КАРкБАЕЕА МАРИНА АЛЕКСАНДРОЕКА

ИДИОЛЕКТ БЫЛИННОГО ПЕЕДА

10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата фиаолсгических наук

OFE.ÎI - 1997

i' S О

ннв

7

Работа выполнена в Курском государственном педзгогическс университете

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор А,Т.Хроленко

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор В.Д.Бондадетов • кандидат филологических наук, доцент А.Г.Лапотько

Ведушдя организация - Белгородский государственный

университет им. М.С.Ольминского

■Защита состоится г. в и час.

на заседании диссертационного совета Д 113.25.01 в Орловском государственном университете ( 302015 Орел, ул. Комсомольская, 95)

С диссертацией можно ознакомиться в научной бибилиотеке Орловского государственного университета

Автореферат разослан "30" ОгЬаВпЛ 1995 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук

доцент / В.Н.Гришанова

Антропологизм - одно из актуальных и перспективных направлений современней науки, выдвигавшей на первый план изучение человеческой личности во всех ее проявлениях.

Языковая личность есть личность, выпаренная в языке ("хрентах*1' и чрре^ язык, личнооть. реконструированная в основных своих чертах на базе ягыковых средств (Караулов Ю.К.)- В современной русистике установлено, что система речевых средств индивидуума, формирующаяся на основе усвоения языка и развивающаяся в процессе жизнедеятельности данного индивидуума, представляет собой специфический феномен в ряду других разновидностей языка, именуемый идиолектом.

Идиолект - это образование, которое, при всей своей социальной детерминированности, является сугубо индивидуальным явлением, обусловленным психофизиологической организацией и особенностями жизнедеятельности конкретного носителя языка.

Изучение идиолектов оказывается существенны!,! при разработке целого ряда лингвистических вопросов: особенности взаимодействия языка и гоеорое, языка и других языков, разработка вопросов речевой культуры, роль индивидуального фактора в языке и определение характера языковой эволюции. Исследование проблемы идиолекта в языке дает возможность по-новому взглянуть на современное состояние русского языка и отметить определенные тенденции в его развитии, позволяют с уверенностью утверждать, что язык не есть замкнутое образование, независимое от его носителей. За каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка, а потому нельзя погнать язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языкоеой личности.

Всякое исследование в области языка немыслимо без обращения к его истории, к словарному запасу языка. "Квинтэссенцией народного языка" называл В.В.Виноградов словесно-поэтическое творчество ' народа, где строжайшая функциональность каждого языкового и стилистического элемента, отсечение Есего ненужного, приведение оставленного в гармоническое единство создает впечатление, что то или иное фольклорное произведение существует извечно. Однако исследователям произведений различных видов народного искусства необходимо учитывать, что одновременно со строгим следованием нормам традиции сосуществует импровизация творцов-исполнителей.

Любое фольклорное произведение может быть понято должны},!

образом ¿инь в рамках жанревсй системы, кэгорой оно пркнацхе-

лПТ ■ ЕЫ-ЧИН- Е ПЯД\Г ПО^НЗЕеД^КИЙ VC"HO— ПОЗТ.^чеРКОГО тЕОрчестВа

единодушно псизнается особо канонизированным искусством, где чрезвычайно ьекка роль традиции. При этем несспсржо, что, сохраняя жанрс-е-ув специфику произведения к отдавал дань традиции, каждый певец поет былину по-своему.

Актуальность работы обусловлена тем, что тема исследования находится на пересечении нескольких фундаментальных проблем, имеющие з современной науке большую значимость:

- изучение народной культуры;

- исследование роли человеческого фактора в языке*,

- выявление соотношения канонического и импровизационного е фольклоре;

- целостное описание идиолектов.

•Научная новизна работы состоит в том, что ото первое монографическое описание идиолектов трех былинных певцов с использованием оригинальней методики системного сопоставления лексиконов сказителей.

Цель исследования - выявить лексическое своеобразие идиолекта грех былинных певцоЕ.

Цель обусловила постановку следующих задач исследования :

- составить словоуказатели всех знаменательных слов, зафиксированных в текстах былинных певцов;

- составить частотные' словари идиолектов певцов;

- расклассифицировать лексиконы певцов по единой схеме;

- сравнить структуру и качественный состав лексиконов;

- выявить элементы идиостилей певцов и представить языковые портреты сказителей.

Объектом исследования служат тексты былинных пеЕЦов Трофима Григорьевича Рябинина, Козьмы Ивановича Романова и Абрама Евтихиевта Чукова (Чуккоева) из "Песен, собранных П. Н. Рыбниковым". Проанализировано у Рябинина 3 663 былинных стиха, у ЧукоЕа - 2 815, у Романова - 1~1379. Соответственно в текстах Рябинина выявлено 1 653 слоез и 10 770 словоупотреблений, у Чукова - 1 204 слова и 7 835 словоупотреблений, у Романова -SS4 лексемы и 3 908 словоупотреблений. Мы учитывали только знаменательные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числитель-ное. Местоимения в расчет не принималась .

Предметом исследования являются идиолекты указанных былинных певцов.

Методы исследования. В процессе исследования нами попользовался сопоставительный метел, методики классификации, статистического выравнивания, компонентного анализа, элементы квантитативной методики и графическое представление результатов. Одним из наиболее эффективных оказался метод лексикографической аппликации слов, предполагающий поэтапное сопоставление -структурных частей словарной статьи: идентифицирующей, парадигматической , синтагматической, парадигматике-синтагматической, словообразовательной, функциональной и дополнительно- информационной.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы. Наблюдения и выводы нааего исследования способствуют дальнейшей разработке вопроса о роли индивидуального Фактора в языке вообще и соотношении традиции и импровизации в фольклоре в частности.

Материалы работы момно использовать при проведении спецкурсов и спецсеминаров по языку устного народного творчества, а также в лексикографическом описании устно-поэтической речи.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Курского госпедуниверситета и аспирантского семинара при кафедре (1952-1556 гг.), отражены в докладах на научных конференциях трофессорско-преподавательского состава КГПУ (1992-1996 гг.). То теме диссертации опубликованы три статьи в межвузовских сборниках научных трудов (Курск 1994, 1995) и тезисы выступления на межвузовской научной конференции (Курск 1992).

Структура работы: диссертационное сочинение состоит из зЕедения, трех глав, заключения и приложения, включающего индекс лексем исследуемых лексиконов, индекс сверхчастотных лексем и список иопользеванной литературы.

В главах первой, второй и третьей проводится сспостзеп-:ельный анализ лексики былин исследуемых певцов е аспекте ;труктуры фольклорной картины мира. Реалии эпического мира, федстазленные ¡иенами существительными, рассматриваются в ¡ерЕой главе, признаковый мир былин, представленный прилага-:ельными - ео второй главе, процессуальный мир былины, пред-;таЕленный глаголами, - в третьей главе.

В веоднкх параграфах всех глаз рассматриваются количественны? параметры из лексиконов певцов (частотность и частереч-ное ссотнспени?), приводятся классификационные схемы указанных частей речи. В последующих параграфах камдсй из глав подробно сопоставляется лексика певцов, сгруппированная в тематические разряды, группы и подгруппы. В последних параграфах глав анализируются структурные особенности отдельных частей речи из сопоставляемых лексиконов.

В главе перЕой "Наименования реалий эпического мира" представлена лексико-тематическая классификация имен существительных, состоящая из двух больших классов слое: 1) Человек. Жизнь; 2) Неорганический мир. Каждый из названных классов делится на группы и подгруппы.

Лексико-тематический класс "Человек. Жизнь" состоит из пяти групп: 1) личные наименования: родственных отношений, возрастных и половых признаков, неродственных отношений, по роду деятельности и преобладающим признакам, враждебных сил; 2) социальные характеристики: наименования людей в их совокупности, наименования по сословному признаку, религиозные и культовые наименования; 3) характеристики человека как индивида: наименования характерных примет, наименования качества, состояний и ощущений, видов деятельности и ее результатов; 4) наименования частей тела; 5) наименования флоры и фауны: зоэнимы, орнлтонимы, ихтионимы, фитонимы.

Лексико-тематический масс слов "Неорганический мир" состоит из трех групп: 1) наименования натурфактов: элементов ландшафта, явлений природы, физических явлений, материалов и веществ; 2) наименования артефактов: пищи, одеззды и ее деталей, элементов утвари, мебели и ее составных частей, жилища и его частей, воинских атрибутов; 3) наименования единиц измерения: количества и веса, длины и формы, денежных единиц, размера, гремени.

Б результате сопоставления списков имен существительных из лексиконов певцоЕ обнаружены общие и специфические черты. Имена существительные в былинах - наиболее употребительная часть речи. Наибольший процент слое данной части речи выявлен у Чукова (41,от общего количества словоупотреблений) и Романова (41,6%). В лексиконе Рябинина данный показатель несколько шме (40%). Идиолект Романова характеризует большее

число парах 1е?сгпепоп и высокочастотных слов.

Белее трациционны сказители при передаче фермульных мест, сохраняемых по канонам жанра, но и здесь отмечены личностные пристрастия - певпу предпочитает то или иное слово, зпитетесс-уетачие или оборот. Так, анализ использования певцами лексемы солнце (общефольклерного номината, традиционно используемого в пейзажных зарисовках) выявляет разниц-/ употребления слова в зависимости от индивидуального вкуса сказителя.

• В текста-'. Чукова лексема солнце - одна из высокочастотных. используемых лишь в символическом, собственно фольклорном значении 'солнце - источник, средоточие силы, власти, величия'. Данный эпитет относится либо к лексеме княгъ/2/, либо к имени собственному (когда речь, вдет о князе) - /49/: Поклон Еедет по-ученому, Солнышку Владимиру - в оссеину (N57, 4.) и ДР-

В общеязыковом значении существительное солнце в текстах Чукова не употребляется совсем, в то время как у Рябинина солнце - слово, употребляемое лишь в прямом, совпадающем с литературным значении. Здесь оно всегда красное и 11 из 13 раз используется в дискретно-ритмических конструкция^-/ДРК/. ДРК -это особые вертикальные языковые конструкции, состоящие из опорных слов текста. Чаще всего существительное солнце тяготеет к другим словам лексико-тематической группы "явления природы", устанавливая с ними контекстуальные или метафорические отношения: солнце - месяц/7/, солнце - звезды - месяц/1/, солнце - ветер /12/: Красное солнышко навечере. Хорош честен пир идет навеселе (N7, 15) и др.

Романов использует лексему солнце как в прямом, так и символическом значениях. В символическом значении лексема солнце примыкает к имени собственно!,!;/ /1/ или к сочетанию имени собственного и номината князь/3/. У Романова в прямом значении слово солнце всегда красное, входит в состав ДРК различного характера, среди которых встречаются конструкции, отличные от зафиксированных у Рябинина.

Ядерная лексика в лексиконах певцов представлена традиционными для эпоса словами - наименованиями по сословному признаку, наименованиями родственных отношений, большим количеством слов, называющих натур- и артефакты. Указанные существительные отличаются синтагматикой и парадигматикой.

2 текста:-; Рябикина обнаруживается большее число наименований по роду деятельности, преобладающе;,!;' признаку, обозначении воинских атрибутов и неприятеля. Среди них встречаются как родовые, та-: и видовые понятия: раЯатик, работница, слуга, слуханка - конюх, сторож, приворстник, кошгнща, гюрпюыейни-ца; доспели - кинжал, лук, меч, палица. Рябинин детально описывает части человеческого ..тела, названия напитков, подробен в наименованиях фитонимов и орнитондасв. Лексикон певца насыщен синонимами: кресяяянин-оратзй, армия-войско-дружина-сила, бей-дракз-рукопашка, сноровка-ухважа.

Чуков активно использует наименования, относящиеся к области управления, названия характерных прижмет человека, подробно перечисляет виды материалов, веществ, одежды. Среди имен существительных из идиолекта Чукова встречается немало синонимических пар: подворотик-привороплик, лакей-слуга, гонец-посланник, ум-догадка-разум. Нередко в ряду синонимичных слов встречаются индивидуально употребляемые лексемы-, лодздь-казурка-конъ-жеребец-бурко; водверъ е-ободверь е-две рь; деньги-л/окепа-грош. У Чукова расширен ряд слов, разнящихся фонетическим обликом.

Идиолект Романова отличается большим количеством слое, называющих рыб, наименованиями воинских подразделений и видое оделды. Широкая представленность названий женщины, ребенка значительно увеличивает объем личных наименований по возрастному и половому признаку. В лексиконе певца наличествуют инди-Еидуа1ьные пары синонимов различного типа: рал^-войско, ве-ю.ер-вехоръ, пупевья-силок-веревка, еояза-куш-энье, шуба-тулуп и отмечено подавляющее (в сравнении с другими певцами) преобладание диминутивных форм ¡иен существительных.

При сравнении списков существительных очевидна индивидуальность певцов, проявляющаяся при Еыборе суффиксальных структурных элементов и субстантивных расчлененных наименований. Данное наблюдение наглядно подтверждается Еыборксй имен существительных, образованных различными способами словообразования и входящих в одно словообразовательное гнездо. Рябинин: обценщик-сценцик-расценщик, ралай-оратай, краса-красот, коса-косица, время-бегвременье, пир-пированъе, год-година, разговор-паговоръе, кус-кусок, верех-верховье-, Чуков: подворсгглик-приворстик, стрелок-стрелец, кроволи-

¡те-крсвспролитие, каращ-сщгящ, щатр-ярцщвогье, улица-преузок, лаерь-водвесье-сбодверинье, лечь-гапечг; Романов: белсмсЯиица-иоргемойнипг., г-тяяз-плагина, дорога-?зг-дорояье, дзср-лодзорге, слога-слогесв, ¿вэрь-лзереник.

В главе второй "Наименования признаков реалий эпического мира" представлена классификация прилагательных, состоящая иг двух классов слов: 1) Жизнь; 2) Неорганический мир.

Лекоико-тематический класс "Человек" состоит из пяти групп: 1) прилагательные, определяющие человека и общество: человеческое тело и его части, род деятельности и функции, отношение к местности и этносу; принадлежность к управлению, культовые определения; 2) определения, характеризующие волн, деятельность и ее результат-. 5.) прилагательные, определявшее :остоянпе и ощущения; 4) прилагательные качества; 5) характеристики явлений флсры и фауны - зоонимое, фитснимоз.

Лексико-тематический класс "Неорганический мир" состоит 13 трех групп: 1) определения, характеризующие природные реа-1ии: ландшафт и явления природы, материалы, физические явления, толоративные обозначения; 2) прилагательные, обозначающие бытовые понятия, вещи и их свойства; 5) определения различных ¿ер: пространства, места и направления, размера, количества и 5лины, времени и порядка.

Усваивая образы внешнего мира в фермах самосознания и опираясь на традиционную, формульную основу воспроизводимой :ылины, сказитель неизбежно изменяет словесную ткань произведши, привнося е нее индивидуальные обороты и эпитетосочета-1ия, отдавая предпочтение тем или иным определениям. В идпо-1ектах певцов процентное содержание имен прилагательных приблизительно одинаково: Рябинин - 15,7% Чуков - 17%, Романов -.7,6%). В текстах Романова обнаружено больше лексем парах 1е-•степоп, а у Рябинина - наибольшее количество постоянных зпп-'етов.

При сравнении списков атрибутов в лексиконах певцов еыяб-ено общее ядро, состоящее из постоянных определений, присущи ольклору вообще и былине в частности. Ключевые слова (постойные эпитеты) характеризуются широким кругом связей, демонс-рируюших своеобразие выбора средств изобразительности кандым з певцов.

Анализ имен прилагательных в идиолектах певцов показал,

что в былнке денотативный элемент значения может нейтрализоваться оценочным элементом индивидуального характера. Так, у Рябиника встретился интересный контекст с использованием определения сахарный, где эпитет придает объекту значение необычайного, чудесного: Сходи-тко в мой зеленый сад, Посмотри на мое на сахарнее на деревцо: Налетит туда голубь со голубушкой, И будет голубь со голубуигао погуркивать (ЛЗ, 246).

Для гябиннна постоянный эпитет - это нечто ярко характеризующее. Славней, великий, богатырский - его наиболее высокочастотные лексемы, имею]дие широкие сочетательные возможности. В то время, когда в идиолекте Романова атрибут славный отсутствует, а у Чукова определяет существительное богатырь и эпитете сочетания родная Агаяудкз, синее поре, Рябиник характеризует определением славный действующих лиц былин {князь, богатырь, посланник), место и объекты действия (рггдеиьице, город, село, земля, Литва, святая Pyes, застава, река, чара, камень, церковь, гридня, горенка, терем, береза, крест, дуб). Сказитель активно употребляет атрибутивные цепочки, чаще двухэпитетные структура с близкими по значению словами (свежая ключевая вода, дрянное попетое л^-ченышко, дорогой самоцветный камеяек); гирокс пользуется словообразовательными возможностями слова, употребляя параллельно простые и сложные однокорневые лексемы (гел/гевый - сетзелковый, белый - белополотняный, белокаменный; , синонимичные ряды и антонимичные пары, созданные путем приставочного словообразования: дорожный - подорожный, святя - пресвятая, повинный - бесповинный, безумный - разумный, раз-нокорневые синонимы и антонимы: целый - полный; храбрый - удалей; прекрасный - престрашный, прекрасный - преухасный; зансс-лизый, захззешивый. В лексиконе певца широко представлены некоторые словообразовательные типы (формы с прф сложные фермы с корнем -бел- в качестве составляющей).

Чуков особенно подробен в определениях человека, детатьно описывает местность и этнос, широко характеризует разнообразные ощущения и мир животных. При этом певец .нередко использует двухэпитетные структуры (тонкий льняной рукавичек, прямая, не окольная дорожка, сиротские вдовиныз животинки), синонимичные ряды разнокорневых лексем, содержащих как родоЕые, так и видовые понятия: заморский, городовой - ростовский, черкасский, индейский, литовский. В идиолекте Чукова встречаются индивиду-

алгнке антонимпчные пары прямой - скедсный; передний - задний-, смирный, хрсркий - свирегнй. Как свидетельства своеобразия словообразовательных приемов певца выделяются аффиксальные морфемы -ози™, -лир. Манеру певца отличает параллельное использование однокорневых атрибутов, построенных по разным словообразовательным моделям: красивой - крассвирый, старый -старческий, княжеский - княэевкй. В сравнении с другими певцами в лексиконе Чукова встречается больше слов, подвергшихся фонетическсп трансформации различного рода: охзочий, косявча-гый-косятчалый-кссивчалый, перзный, девочий, дсжлевсй и др.

Романов уступает двум другим певцам по количеству словоупотреблений и разнообразию представленных лексем. На нал взгляд, у него наблюдается меньшее следование былинному канону в употреблении прилагательных, встречаются малохарактерные для эпоса тавтологические эпитетосочетанпя свягзя святыня, молодая молодость, аглрыз старушки, соборная церковь. Е лексиконе певца обнаружено немало сложных имен прилагательных Гполномочный, богоданный, дрсворубный, двухмесячный), больше единичных определений и сравнительно малое число атрибутивных цепочек. При этом определения в идиолекте Романова нередко демонстрируют индивидуальность выбора и своеобразие употребления лексем: винная чара, баская речь, гаяц поскакучий. В текстах певца продуктивны суффиксальные морфемы -оват, -овит, -эк (лечаловз-шй, с.гдновитый, рсвнакий), встречаются самобытные пары синонимов и антонимов: несчастный - непаланный, громкий - зычный, кручиновашй - г.ечалов-агШ, полоненный - подневольный.

В глазе третьей "Наименования действий в эпическом мире" в зависимости от сферы проявления предиката глаголы представлены тремя класса.«! слов: 1) Экзистенция;, 25 Активная деятельность; 3) Чувственный мир,

Лексико-тематический класс "Экзистенция" состоит из пяти групп: 1) глаголы бытийные;, 2) глаголы звучания: говорения, обозначающие различные звуки; 3) глаголы слухового восприятия; 4) глаголы зрительного восприятия; 5) глаголы, обозначающие процесс еды.

Лексико-тематический класс "Активная деятельность" включает семь групп слое: 1) Глаголы движения: однонаправленного, разнонаправленного, связанные с актом движения; 2) глаголы созидательной деятельности; 3) глаголы, обозначающее единоборс-

тво деятельность с ним связанную; 4) глаголы, обозначавшие процесс одевания, оборы; в) глаголы, обозначающие этикетные действия-, £) глаголы, обозначающие культовые действия, обряды; 7) глаголы, характеризующие свойства отдельных предметов.

Лексико-тематический класс "Чувственный мир" состоит из пяти классов: 1) глаголы, выражающие различные чувства: положительные эмоции, отрицательные эмоции; 2) модальные глаголы; 3) глаголы, связанные с мыслительной деятельностью; 4) глаголы волеизъявления; 5) глаголы, характеризующие состояние и ощущения .

При анализе учитывались субъектно-объектные ориентации глагола и семантика сочетающихся с нал существительных, служащих раскрытию содержания глагольной лексики. Другим ванным фактором стало рассмотрение вербальных эпических формул (эпически;? формул, имеющих в качестве стержневого слова глагол), которые ярко отражают как особенности устно-поэтической речи в целом, так и особенности композиционого строения былин.

Сопоставление глагольной лексики в идиолекта? былинны;? певцов позволяет отметить следующее.

Глаголы характеризуют жизнь в эпическом мире, отношения между объектами и субъектами этого мира, отличаясь при этом стабильно низкой частотностью. Лишь изредка б идиолектах каждого из певцов глаголы обнаруживают более высокую частоту употребления.

Результаты исследований позволяют увидеть языковую самобытность, отличающую сказителей на уровне лексико-семантичес-кого использования глаголов, выбора их субъектно-объектной ориентации. Так, например, всеми сказителями используется глагол спородить. В сюжете о Добрыне Никитиче традиционно присутствует эпизод разговора богатыря со свой матушкой, где он сетует на неудавшуюся судьбу ("бессчастного опередила") и рисует идеальный образ былинного героя. Выборка характеристик, используемых каждым из певцов при глаголе спородит, дала следующий результат.

РЯБИНИН

возрастом во старого казака Илью Муромца, силушкоИ во славного Самсона -богатыря, спородить смелостью во смелого богатыря Алешеньку Поповича, красотою во славного князя ео Владимира (N8),

РОМАНОВ

СХгСИЕМи 2 СТСЛЬКО-КНеЗСКСГО- КНЯЗЯ ВЛЕДПМИра,

ксасж в Осипа Прекрасного, опередить сило:с в, старого казака Ллье Муромца, смелостио с смелого Алешу Поповича (N41), ЧУКОЗ

таланом-^аст^ю в Илью Муромца, силой з Свлтсгсра-бстатыря, смелссггв в смелого в Алешку во Поповича, опередить крас:,-пой в Осипа Прекрасного, походкою во Чурилу Пленксвпча, вежесгпзом в Дсбрыннявку Никитича ("£?).

В данной устойчивой конструкции лексические замены компонентов косят индивидуальный характер, свидетельствуя о творческом подходе сказителя к изображаемому.

Очевидно своеобразие применения предикатов в традиционных поэтических формулах. В большей части эпических формул лексические- замены компонентов носят индивидуальный характер, при этом заменяющим элемента,! монет быть не одно слово, а целый ряд их с разнообразными отношениями между компонентами ряда. К примеру, в текстах исследуемых певцов используется глагол коротать, употребление которого в Фольклоре традиционно в сочетании с прямым объектсм-оуществительным век. Все сказители включают данное словосочетание з устойчивую эпическую формулу, при этом каждый дает свои вариант вербальной Чуксв поет: Как тебе нить молодой вдовой. Молодей век свой коротать (Ж*'', 80).

У Рябинина мы встречаем конструкцию с "наращением" предиката яигпь синонимичным биномом быт: Чтобы было мне с кем жить да быть. Нить да быть, век коротати (N3, 15).

Романов дополняет структуру тавтологическим повтором думу думать и объектным распространителем долгий при номинате век: И было бы мне, князю, с кем жить да быть, Дума думати, долгие веки коротати (N43, 17).

Сопоставление списков глаголов демонстрирует не только индивидуальные наборы слов и оборотов, но и индивидуальный набор приставочных морфем, используемых певцами в полипрефиксальных формах. Каждый из сказителей владеет целым рядом средств и приемов, отличающих га творческую исполнительскую

манеру. Сравнение в лексиконах былин значений слов, включавших одинаковые полипрефиксальные сцепления, обнаруживает индивидуальность певцов при выборе семантического ядра для производных лексем: Пи + ЕЫ

Романов - повыклевать, повыкопать, повыкусать, поЕысушить, по-

зышить, повыщербить, повыщипать; Чуков - повызднать; повык§тать, повыманить, повыпраЕить, повыкинуть , повылететь; Рябинин - повыплеснуть, повырубить, повытерпэть, повыторкать, повытряхнуть.

В свою очередь сопоставление рядоЕ однокоренных лексем, проведенное при использовании методики лексикографической аппликации, подтверждает наличие в лексиконах певцоЕ большого количества слов, появившихся вследствие активных деривационных процессов. СКОЧИТЬ » РЯБ.

>: перескочить /3/, поскакивать /3/, скакать /3/, соскочить /3/, выскочить /1/, повыскочить /1/ S ЧУК.

>: поскакивать /9/, прискочить /7/, выскочить /4/, перескочить /4/, проскакивать /3/, расскочиться/1/ # РОМ.

>: повыскочить /2/, скакать /2/, выскочить /1/, поскакивать /1/

Рябинин наиболее полно использует возможности многозначных глагольных слов, дифференцирует их значение. Чаще других он употребляет глагольную тавтологию {дарит дарц, испивать питьецо, проязычитъ ' языком)> конкретизирует действия героев различного рода модификаторами (сидеть сидя, стоять стоя, ускорять скоро-наскоро, засвистать в полсвиста). В былинах пеЕца "префиксальный аскетизм" сосуществует с активно используемым приставочным образованием.

Идиолект Чукова отличает большее фонетическое варьирование глагольного слоез, индивидуальность б использовании и оформлении эпических формул, тавтологических сочетаний (глас гласит, перегон гонит, в сон заснула), отдельных лексем. В его текстах встречается метафорическое употребление глаголов, зое-мантиэация глагольных приставок.

Романов традиппснен в употреблении глагольной тавтологии, чале использует конструкции типа лризгсгига грезу, совегсвзяь оовегы, думать. Певец демонстрирует пристрастие к приста-

2счко?.г/ еловое б рагев ан5ээ {лроеаворияв, испрогсвсрцрЁ, уговорить, подговорив, выговаривав, разговаривать). Он активно использует приемы синсн;ьм1Г-:есксто варьирования, авторского переосмысления оттенков значений лексем, изменения семантической емкости глаголов за счет сочетающихся с ним тлен.

■ 5 Заключении обобщаются результаты исследования:

Сопоставление лексиконов трех былинных певцов и анализ полученных результатов дают возможность говорить о наличии идиолектных черт дане в столь канонизированном искусстве слова, как былина.

Проявление идиолекта в фольклоре (конкретно в анализируемом жанре былины) мы видим:

- е СЕоебразии видения фольклорной картины мира певцами, когда концептуализация аналогичных фрагментов мира былины происходит с позиций конкретной личности творца;

- в степени частотности упоминания о тех или иных концептах и словах, их составляющих. В идиолект каждого из певцов входят целые серии синонимических рядов, выражающих важные для певца понятия, где у разных сказителей доминантой выступает разные лексемы;

- в своеобразии использования певцами постоянных для эпоса слов. Количественная ограниченность запаса слов может успешно компенсироваться другими средствами: многозначностью, вариативностью, повышенной валентностью;.

- в наличии в лексиконах певцов словно значениями индивидуального характера. Исследуемые идиолекты насыщены немалым количеством лексем, которые могут быть признаны новообразованиями, хотя, возможно, некоторая их часть певца,1 не принадлежит ;

- з целом ряде авторских наборов излюбленны-; структурных элементов. Каждым из певцов используются не только определенные единицы базового лексикона, но и индивидуальные наборы структурных элементов - приставок, суффиксов;

- з деривационных ¡¡вменениях структуры слова, а следовательно, и оттенков его значения по предпочитаемым певца,;и моделям слов;

- в авторском переосмыслении опорных слов,, в появлении дополнительной коннотации;

- в варьировании типических мест. В былинные тексты, как бы сотканные ив эпических формул разного типа, пеЕЦы включают свои заменяющие компоненты, которыми может быть не одно, а целый ряд слов с различными отношениями среди компонентов-ряда;

- в различной степени использования тех^ли иных художественных языковых приемов: тавтологических сочетаний, бинарных структур, метафсризагцга, сравнений и т.д.

Если судить по лексиконам идиолектов сказителей, то в идиолекте Рябинина человек - деятель, еоин, много значат для него родственные отношения. Отсюда большее количество лексем, характеризующих виды деятельности, ее результат, состояния и ощущения, названия воинских атрибутов. Для певца существенны как борцовские и деятельностью качества богатыря, его отношение к этносу, так и различного рода характеристики бытовых реалий, наименования флоры и фауны. Эпитет в текстах Рябинина -это средство, придающее значимость и масштабность, реалиям былинного мира, где нет неопределенности. Для сказителя характерно употребление не только двухэпитетных структур, но и целых атрибутивных цепочек. Лексика певца семантически полярна, что обусловливает присутствие большого количества антонимичных пар. Рябинин пространно характеризует деятельнсстный мир былины, дифференцируя глагольным словом оттенки происходящего, акцентируя внимание на глаголах говорения, движения и волеизъяв-'ления. Е лексиконе Рябинина расширены словообразовательные типы с яре- и при-, сложные формы с корнем -бел-; нашли применение ■ различные языковые приемы: употребление тавтологических сочетаний разного рода, бинарных структур, широкое использование возможностей многозначных слов, активное варьирование си-нонимое - в текстах Рябинина обнаружены целые группы слов, совпадающих или близких по значению. Оформление типических мест в былинах певцз отличается индивидуальностью.

Человек в идиолекте Чукова - управитель, с более Еыражен-ным интересом к мыслительной деятельности индивида и его этнической принадлежности. Певец меньше внимания обращает на описание животного и растительного мира, отдавая предпочтение характеристике различных материалов, веществ, жилища и его частей. Признаковый мир в идиолекте Чукова содержит немало прила-

дательных, определяющих человека, детальных характеристик, местности, ошушений и состоянии, нередко содержащих как содовые, так и видовые понятия, В деятельностном мире былины у сказителя выделяются-слова, сбозначающие бытие, процесс еды, глаголы, вырамасгие различные чувства и характеризующие движение . Идиолект Чукоза отличается большим количеством диалектизмов различного рода, з числе которых много слов, подвергшихся фонетической трансформации. В лексиконе певца присутствует немало индивидуально употребляемых дзухэпптетных структур, синс-кпйтчных рядов, биномов различного характера, сравнений и формульных фрагментов.

Сказительскую манеру Романова характеризует мягкость стиля, присутствие большого количества диминутивных форм с различной морфемной структурой. Певец акцентирует внимание на обозначениях женшпны и ребенка, названиях характерных примет человека. Пространно описывая бытовые реалия, мир рыб, он немногословен е характеристиках зсинских атрибутов и животного мира, В текстах певца практически нет атрибутивных цепочек, немного двухэпитетных структур, среди определений преобладают слова с положительной коннотацией. Романов оригинален в использовании сложных прилагательных, тавтологических зпитетосо-четаний, но традиционен в употреблении глагольной тавтологии. Оказитель напрямую связывает процессуальный мир былины со сферой человеческих ощущений, волеизъявлений и различного рода передвижений в пространстве, будучи лаконичным в области глаголов говорения и слов, списывающих единоборства и деятель-■юсть, с ними связанную. ПеЕец нередко представляет авторский вариант Формульных мест былины, демонстрируя наличие в эпичес-сой памяти запаса синонимов и традиционных сочетаний.

3 Приложении дач перечень сокращений и список нспользо-¡анной литературы (всего 202 наименования).

Основные положения диссертации отражены в следующих пуб-:икациях:

1. Особенности идиолекта былинного певца: (на примере разнительного анализа конкретной лексемы в творчестве двух казителей)//Фольклорное слово в лексикографическом аспекте.-ып.1.- Курок, 1954.- С.24-27.

2. Индивидуальность сказителя в использовании элите-

?оз//Фольклорная лексикография.- Еып.4.- Курск, 19У5.-С.32-53.

3. Добрый, белый, богатырский в идиолекте двух былинных пеЕцоЕ//Научный поиск: исследования молодых ученых.- Курок, 1995.- С.76-79.

4. Лексикон былинного певца//Тезизы выступлений на Межвузовской научной конференции,- Курск, 1992.- С.94-95.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 96-04-06045)

J