автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Игры и развлечения башкир
Текст диссертации на тему "Игры и развлечения башкир"
лУ < а а.....у
К/ f 1 J >1 '
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УФИМСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ОТДЕЛ НАРОДОВ УРАЛА С МУЗЕЕМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
На правах рукописи
Абсаликова Флюра Шакировна
ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ БАШКИР (конец XIX - первая половина XX вв.)
Специальность 07.00.07 - Этнография. Этнология. Антропология.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -член-корр. РАН, академик АН РБ, доктор исторических наук, профессор Р.Г.Кузеев
УФА - 1998
Оглавление
Введение.........................................................................................................4
Глава I. Общая характеристика традиционных игр и развлечений башкир
1.1. Понятия уйын, куцел асыу (историко-этнографическая
интерпретация)....................................................................................21
1.2. Сюжетная основа в играх и развлечениях башкир..........................23
1.2.1. Социальная основа игровых сюжетов.....................................24
1.2.2. Мировоззренческая основа игровых сюжетов.........................31
Глава П. Детские игры и игрушки
2.1. Детские игры................................... .................................................46
2.1.1. Игры взрослых с детьми раннего возраста (период младенчества).........................................................................46
2.1.2. Игры маленьких детей (3-блет).............................................49
2.1.3. Игры детей и подростков (7~14лет).....................................50
2.1.3.1. Игры с предметами..........................................................50
2.1.3.2. Подвижные игры..............................................................52
2.1.3.3. Интеллектуальные игры..................... .............................53
2.1.3.4. Игры с элементами танца и песен....................................56
2.1.3.5. Игры с элементами театральных действий....................59
2. 2. Игрушки и игровые сооружения....................... .................................62
2.2.1. Игрушки.....................................................................................62
2.2.2. Игровые приспособления и сооружения............... ......................72
Глава Ш. Молодежные игры и развлечения взрослых
3.1. Формы игрового общения молодежи в весенне-летний
период..........................................................................................78
3.1.1. Киске уйын................................ ...............................................78
3.1.2. Игры и развлечения по пятницам и праздничным дням...........................................................................................81
3.1.3. Игры, развлечения и состязания на праздниках йыйын, кабантуй....................................................................................89
3.2. Формы игрового общения молодежи в зимний период.....................96
3.2.1. Кис ултырыу...........................................................................97
3.2.2. Аулагк ей................................. ...............................................106
3.3. Развлечения взрослых............................ .........................................116
Заключение................................................................................................125
Список использованной литературы и источников...................................130
Условные сокращения................................. ..............................................136
Приложение 1. Описания игр............................. .........................................137
Приложение 2. Словарь игровых терминов................... ............................157
Приложение 3. Фотоматериалы по народным играм башкир... .161 Приложение 4. Рисунки игрушек и игровых приспособлений......................197
ВВЕДЕНИЕ
Тайна атомного ядра является детской игрой по сравнению с тайной детской игры Альберт Эйнштейн
Одним из важных компонентов духовной культуры башкирского народа являются игры и развлечения. Игровая культура формировалась в течение всей истории народа, ярко и своеобразно отражая в разнообразии игровых форм и игровых приемов прошлое народа, деятельность, мировоззрение и мироощущение людей. Ретроспективное исследование игровых сюжетов, а также терминов и названий, позволяет исследователям создать интересный и ценный свод источников, позволяющий более обстоятельно понимать и интерпретировать многие проблемы истории как башкирского, так и других тюркских народов.
В игровой культуре башкир нашли яркое отражение их многовековые этнокультурные связи с другими народами. Они создают обширную фактологическую базу для выявления процессов взаимовлияния и взаимодействия этнических культур в зонах их контактов.
Народные игры в реальной жизни, а также в проблематике этнографической науки неотделимы от традиционного воспитания и социализации детей. В играх дети познают окружающий мир, осваивают первоначальные трудовые навыки, осознают нравственные устои общества. Это позволяет говорить о традиционной игровой культуре, как неотъемлемой части системы народного воспитания, что, естественно, повышает актуальность настоящего исследования. Она обуславливается также возросшим интересом современного общества к проблемам возрождения, изучения и пропаганды национальных культур и, особенно, их значением в приобщении подрастающих поколений к культурному наследию народа. Актуальность изучения игровой культуры определяется и необходимостью скорейшего научного
фиксирования народных игр, не бытующих в народной среде, но сохранившихся в памяти людей.
Игры, как часть национальной и общей культуры народа, выступают структурообразующим компонентом большинства праздников и обрядов. Особенности празднично-игровой культуры, имеющие сезонный характер и связанные с хозяйственным и обрядовым календарем, со структурой семейных и общественных отношений, создали свой набор форм игрового общения, игрового поведения молодежи, взрослых. Выделение в качестве предмета исследования форм игрового общения позволяет проследить ценностные ориентации социального поведения в обществе и тенденции ее развития.
Проблемы народной игровой культуры в разное время привлекали внимание многих исследователей: этнографов, психологов, педагогов, искусствоведов. По проблеме имеется обширная зарубежная и отечественная литература.
С утверждением в конце XVIII - начале XIX вв. эволюционистских взглядов в научном познании мира западные ученые начинают проявлять интерес к истории развития различных народов, а также их быту и культуре. В работах, посвященных общим законам развития культуры, представители этого направления Э.Тайлор, Л.Морган (Тайлор Э.Б.: 6681; Морган Л.Г.: 69.) природу игр, танцев и их генезис связывают преимущественно с религиозными воззрениями, а также с характером жизнедеятельности того или иного общества. На тесную связь культуры с хозяйственной деятельностью, природно-географическими факторами указывал немецкий ученый Ф.Ратцель (Ратцель Ф.: 74). Другой немецкий ученый В.Вундт (Вундт В.: 184-186) связывал происхождение игр с генезисом различных искусств. В конце XIX в. А.Гомм и К.Гросс делают попытку систематизировать игровые явления.
В России первый свод детских игр был составлен известным медиком Е.А.Покровским (1895). Он включил в свое капитальное
исследование, как русские игры, так и игры других народов России. Анализируя игры в связи с историей, этнографией, гигиеной народов, Е.А.Покровский раскрывает их воспитательное, физиологическое, психологическое значения. Им была составлена и первая программа для сбора материала по играм, а также предпринята попытка их классификации.
Воспитательные аспекты игровой культуры всегда привлекали внимание демократически настроенных русских педагогов. Большую роль народных игр в физическом и эстетическом воспитании подчеркивал русский педагог, врач-физиолог П.Ф.Лесгафт. Он писал, что "игра - есть упражнение, при посредстве которого ребенок приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия" (Лесгафт П.Ф.: 120). На основе народных игр им была разработана специальная система игровых упражнений и методика их разучивания с детьми школьного возраста. Кроме того, в своих работах он систематизирует игры как по возрастным группам, так и по содержанию, а также по их значимости в физическом развитии детей.
Большой вклад в изучение народных игр внес историк театра В.Н.Всеволодский-Гернгросс. Как и предполагал сам автор, свод народных игр, составленный им, стимулировал многих исследователей к изучению игр, развлечений, тесно связанных с обрядовой, праздничной культурой. Так, начиная с 30-х годов постоянно публикуются работы с описанием игр, праздников и обрядов народов Кавказа (Ахмедов М.Ш.; Багиров.Д.; Вахания A.B.; Гогоберидзе Н.С.), Средней Азии (Каган Г.Д.; Омурзаков Д., Мусин Ю.), Поволжья (Галеев З.Х., Ханбиков Я.И.).
Важным моментом в процессе исследования народной игровой культуры является классификация игр. Единых критериев для этого в научной литературе не выработано. Как видно из предыдущего обзора, исследователи использовали различные классификационные подходы к
изучению игр. Это зависело от того, какой именно аспект игрового явления рассматривался исследователем: исторический, психологический, воспитательный, физический. По социальному значению в этнографии принято различать: детские, юношеские, девичьи, взрослые и обрядовые игры (Итс.Р.Ф.: 83). Наиболее распространенным в научной литературе остается типологический принцип группировки, опирающийся на содержание и характер игр.
Степень изученности проблемы. Литература о традиционной игровой культуре башкирского народа разнообразна.
Первые письменные сведения об игровой культуре башкир относятся к XVIII в. Высказывания об отдельных играх или развлечениях в трудах участников "академических экспедиций" П.И.Рычкова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа, И.Г.Георги даются на фоне исторических сведений об образе жизни, хозяйстве, быте. П.И.Рычков, живший в Башкирии в первой половине XVIII в., описал в своих трудах природные условия, особенности экономического развития Оренбургского края, а также некоторые обычаи, обряды, в том числе исполнение игр (Рычков П.И.: 80-100.). Интересные сведения об играх на сабантуе, женском празднике "каргатуй", обрядовых свадебных играх содержатся в трудах И.И.Лепехина (Лепехин И.И.: 25-26;11-14; 151-153). Игры "сабанного праздника" - скачки, бега, соревнования в удальстве, силе, ловкости остались у башкир, как отмечает И.И.Лепехин, с "языческих времен". П.С.Паллас также оставил краткие описания игр, развлечений, различных состязаний, сопровождающих праздничные торжества башкир. В "Описании всех обитающих в Российском государстве народов" И.Г.Георги зафиксированы некоторые свадебные и праздничные развлечения (Георги И.Г.: 95, 100, 104 ). В частности он пишет: "Увеселение их (башкир - Ф.А.) состоят, кроме пирования, в пении, пляске, борьбе, бегании на лошадях, в запускании, стрелянии в
пении, пляске, борьбе, бегании на лошадях, в запускании, стрелянии в цель и смехотворных представлениях в коих они передразнивают людей и зверей" (Георги И.Г.: 106).
Экспедиции Российской Академии наук соотносились прежде всего с имперскими замыслами Петра I, с развитием Российского государства. Главной задачей экспедиций было изучение и характеристика экономического потенциала восточных окраин России, выявление природных богатств и возможностей их использования. Русские ученые заложили, в то же время, основы научного исследования, как материальной так и духовной культуры многих народов, в том числе и башкир.
В XIX в. к сбору, переводу и публикации башкирского фольклора, материалов о культуре и быте башкир активно подключаются краеведы, ученые, путешественники, писатели и поэты. Появляются обобщающие труды, такие как "Описание Оренбургской губернии..." В.М.Черемшанского, "Описание башкирцев" Н.Казанцева. В них имеются краткие сведения о развлечениях и играх башкир (Черемшанский В.М.: 157; Казанцев Н.: 35-36). О древней игре hopo буре (серый волк) упоминает исследователь башкирского быта П.С.Назаров (Назаров П.С.: 35). К этому же периоду относятся информативные заметки М.Баишева о развлечениях молодых людей во время мусульманского праздника тсорбан бэйрэм (праздник жертвоприношения), на торжествах в честь рождения первенца (Баишев М.: 19). Впервые о характере детских игр башкир в этнографических и санитарно-антропологических исследованиях пишет Д.Г.Никольский (Никольский Д.Г.: 125-126). Отдельные высказывания о культуре народа, религиозных верованиях, играх содержатся в рассказах П.М.Кудряшова (Кудряшов П.М.: 8-14), М.В.Авдеева (Авдеев М.В.: 192-213), Т.Беляева (Беляев Т.: 7), Н.А.Крашенинникова (Крашенинников H.A.: 241-254) и многих других.
В конце XIX - начале XX вв. появляются первые работы башкирских авторов об истории, быте и культуре народа. Наиболее интересны среди них зарисовки свадебных обрядовых игр Ю.Юлуева, Г.Давлетшина (Юлуев Ю.: 217-218, 219, 220, 221; Давлетшин Г.: 17), полное описание свадебных драматизированных игр, развлечений М.Бурангулова (НА УНЦ РАН. Ф.З. Оп.12. Д.З.). В рукописных материалах ученого-просветителя М.Уметбаева сохранился проект организации праздника в честь 300-летия города Уфы с описанием старинных национальных видов спортивных игр, юмористических молодежных игр и развлечений. Среди них забытая в настоящее время игра - бите (НА УНЦ РАН. Фонд М.Уметбаева. T.I, лл. 163,165).
Ценным материалом для исследователя духовной культуры башкирского народа являются фольклорные материалы: эпос, легенды, сказки, поговорки и пословицы. В фольклорных произведениях башкирский батыр нередко соревнуется со своими соперниками в борьбе, скачках, стрельбе из лука, в народных сказаниях побеждают только справедливые и честные батыры. Идеал героя в представлении народа, это - батыр, который обладает не только могучей силой, но и мудростью, добротой, готовностью защитить свою родину (БНТ., 1987. T.I.: 247, 259, 283, 325, 337, 338, 387-388, 413, 444, 445, 464, 469, 483, 492, 494).
Изучение и анализ имеющихся источников XVIII - начала XX вв. по народным играм показывает, что характеристика игр, как правило, схематична, описания отрывочны, фрагментарны. В поле зрения авторов оказались главным образом игры сабантуя и свадебных торжеств. Тем не менее работы авторов имеют непреходящую ценность, т.к. порой содержат сведения по неизвестным деталям игровых циклов, в совокупности позволяют построить эволюционную схему развития игр.
Среди работ исследователей XX в. особое место занимает монография С.И.Руденко "Башкиры". Его историко-этнографические очерки написаны на основе полевых материалов, собранных автором в
1905-1908 гг., с привлечением сравнительных данных из литературы XVIII и начала XIX вв. В монографии С.И.Руденко тесно увязывает игры детей, развлечения взрослых с хозяйством и культурой, общественным и семейным бытом башкир. В этой связи он делает важное заключение: "Общественная жизнь башкир ярче всего проявлялась в народных празднествах и, в известной мере, в детских играх" (Руденко С.И.: 276). В отдельной главе, посвященной семейному быту и празднествам башкир, он впервые в этнографической науке дает описание традиционных игр ашъгк (в кости), йен туп (войлочный мяч), есэт (чижик), сведения о ряде других игр автор приводит при описании праздников -карга буткакы (воронья каша), кабантуй (сабантуй), йыйын (собрание), некоторых семейных торжеств. Немаловажное значение имеет замечание С.И.Руденко о том, что многие детские игры в прошлом исполнялись как обрядовые действа. Но с изменением социально-экономических, исторических условий традиционная обрядность утрачивала свою первоначальную семантику, целостность и переходила в разряд детских игр или молодежных развлечений (Руденко С.И.: 279).
Ряд примечательных высказываний об играх имеется в работах этнографов, музыковедов, фольклористов. Так, в работах Л.И.Нагаевой впервые дается анализ детских и девичьих игр капка (ворота), алырым кош (возьму птенца), уткес (прохождение через что-то), а~к тирэк (тополь), ос букэн (три пня) (Нагаева Л.И., 1981: 16; 62-63; 65-66). Анализируя истоки народных танцев, отмечая их синкретическое единство с играми и древними верованиями, автор определяет социальную значимость народных обрядов, в составе которых исполнялись игры и пляски. В статье "Весенне-летние празднества и обряды у башкир" Л.И.Нагаева подробно рассматривает весь праздничный цикл сабантуя, каргатуя, детально описывает стадии подготовки к праздникам, отдельные их ритуалы, различные игры (Нагаева Л.И., 1984).
Большой интерес с точки зрения музыкального оформления детского игрового фольклора представляет статья известного музыковеда Л.П.Атановой "Музыка - в башкирских играх". Анализируя игровые напевы с точки зрения их музыкальной формы, она связывает их с древними магическими обрядами, обращениями к родовым тотемам, заклинаниями сил природы (Атанова Л.П.: 117-128).
Ценные сведения о педагогической практике народа в воспитании детей с самого малого возраста имеются в работе Н.В.Бикбулатова и Ф.Ф.Фатыховой "Семейный быт башкир" (Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф.: 115-116). Несколько образцов молодежных игр во время посиделок зафиксированы Ф.А.Надршиной (Надршина Ф.А.: 20-21).
Первый свод башкирских игр составлен И.Г.Галяутдиновым (Галяутдинов И. Г., 1995). В нем имеются описания наиболее распространенных в народе детских игр. Игры в книге рассматриваются по следующим разделам: игры с предметами, игры на воде, зимние игры, хороводно-плясовые игры, разные игры. Книга знакомит читател�