автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Имидж как репрезентация социально-культурных отношений

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Муратова, Ирина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Имидж как репрезентация социально-культурных отношений'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Имидж как репрезентация социально-культурных отношений"

На правах рукописи

О

Муратова Ирина Анатольевна

ИМИДЖ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

П 3 ДПР 2014 005546798

Челябинск - 2014

005546798

Работа выполнена на кафедре гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Научный руководитель: Лезьер (Апрелева)

Виктория Александровна,

доктор философских наук, профессор.

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный

архитектурно-строительный университет»,

профессор кафедры гуманитарных и социальных

наук.

Официальные оппоненты:

Табуркин Вячеслав Иванович, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», зав. кафедрой философии;

Грунт Елена Викторовна, доктор философских наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», профессор кафедры прикладной социологии.

Ведущая организация: ГОУ ВПО

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

Защита состоится 25 апреля 2014 г. в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.296.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций, созданного при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, I корпус, ЧелГУ, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинского государственного университета.

Текст диссертации и автореферата размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» http://www.csu.ru/.

Автореферат разослан «. /9 » ¿г- 2014 г.

Учёный секретарь /

диссертационного совета Куштым Евгения Александровна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования имиджа современного человека определяется научными и общественными потребностями, обусловленными ходом активной трансформации социокультурной реальности. Результатом происшедших изменений ХХ-ХХ1 вв. явились негативные тенденции и процессы, связанные с разрушением нормативно-ценностной базы, снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми. Коммерциализация социокультурной сферы, ориентация личности на чрезмерное потребление привели к стандартизации социальных запросов и разрушению социально-культурной индивидуальности.

Символическая составляющая общественной жизни оказывает влияние на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей, тем самым трансформируя социально-культурное пространство. Распространенным в общественном сознании становится убеждение, что для жизнедеятельности, самореализации и карьерного роста современному человеку необходимо создание имиджа. Имидж современного человека воспринимается сегодня не как одномерная и однородная система элементов внешности, но как форма, репрезентирующая современные социокультурные отношения.

Актуальность обращения к феномену имиджа обусловлена и причинами социально - философского, аксиологического характера. Это связано со стремлением современного человека осуществлять идентификацию посредством самореализации. В современной системе ценностей имидж приобретает важное значение как форма идентичности индивида, его выбора стиля жизни, произведенной «работы над собой».

Актуальность видится и в практическом отсутствии социально-философского описания имиджа, в интерпретационной неопределенности и многозначности понятия «имидж» и т.д. Наблюдается тенденция, что большинство исследований выступают как обобщение практических действий, как удовлетворение утилитарных задач социальных практик. За границами научной рефлексии остаются явления, напрямую не связанные с коммерческой или политической выгодой, но в то же время радикально трансформирующие социально-культурные ориентиры и активно участвующие в формировании новой, альтернативной реальности. Яркими примерами подобных явлений, иллюстрирующих состояние современного общества, выступают имиджи человека гламурного и представителя молодёжной неформальной организации. Став доступными для большинства и вызвав к себе массовый интерес, они обрели актуальность для населения России как эпатажные, игровые формы социальных взаимодействий.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы имиджа человека в контексте современной социальности представляет определенные сложности. С одной стороны, тема имиджа является достаточно разработанной проблемой в политических, социальных, психологических, педагогических и т.д. научно-исследовательских направлениях. С другой

стороны, налицо дефицит работ, посвященных социально-философскому анализу имиджа с учетом современных тенденций развития общества.

Впервые феномен имиджа стал исследоваться в США 1950-60-х гг. как представление о человеке, целенаправленно формирующееся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды. А.Боулдинг стал одним из первых исследователей, кто рассмотрел междисциплинарную природу имиджа и обосновал его практическую необходимость для всех публичных людей. Среди зарубежных авторов, чьи работы стали основой европейской имиджелогии, выделяют П.Берда, Л.Браун, П.Вейла, Ф.Дэйвиса, А.Мехрабиана, Т.Д.Свана, К.Спенсера, М.Спиллейна, Э.Сэмпсона, Р.Хоффа, Дж.Честера, Дж.Шпингеля. Их работы посвящены особенностям неповторимого имиджа и его влияния в политике, шоу-бизнесе, в новом социальном пространстве конца XX и начала XXI века.

Описание феномена имиджа в советской научной литературе появляется в 70-х гг. в трудах Е.Н.Карцевой, О.А.Феофанова. Их исследования представляют собой изучение и описание механизмов пропаганды буржуазного общества, с критической оценкой имиджа как субъективного образа, создающего иллюзии с последующим манипулированием сознания людей.

Становление современной теории имиджа в России связано с именем В.М.Шепеля. Его труды, вышедшие в середине 90-х годов, обозначили формирование новой области научного знания - имиджелогии.

В последние годы в российской науке сформировалось несколько направлений, рассматривающих феномен имиджа человека с разных мировоззренческих позиций. Имидж как массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью, исследован Г.Г.Почепцовым и И.А.Федоровым.

Интерпретация имиджа как средства психологического воздействия на потребителя представлена в работах Е.Б.Карпова, А.В.Селезнёвой. Имидж с позиции мифологизации и архетипизации исследован В.Г.Горчаковой. В исследованиях Е.Г.Колюжной, Л.А.Соколовой-Сербской и В.И.Сороковиковой имидж рассматривается как культурный феномен, а в работах Д.Е.Братышева, Е.Л.Доценко - как зрелище и информационный продукт.

К следующей группе научных разработок на тему имиджа человека следует отнести узкоспециализированные исследования по отдельным его аспектам. Большинство из них посвящены анализу политического имиджа. Это труды О.П.Березкиной, Л.Я.Гозмана, Г.Г.Дилигенского, Е.В.Егоровой -Гантман, И.Е.Минтусова, О.В.Мякотина, Е.А.Рожковой, Е.Б.Шестопала. Данные исследователи анализируют технологии формирования имиджа политического лидера, механизмы воздействия на избирателя, особенности восприятия образа политика.

В особую группу следует отнести работы, посвященные исследованию имиджа как системы знаков. Эти работы особо важны для настоящего исследования, посвященного имиджу как текстуальному пространству. Так, Е.Б.Перелыгина и Е.А.Петрова описывают имидж в контексте семиотического

подхода. Кроме того, имидж рассматривается и на семантическом уровне, включая предметные и оценочные значения (О.Н.Морозова, С.Э.Носкова и др.).

Несмотря на использование термина «имидж» в разных направлениях социально-гуманитарного знания, построение философской теории имиджа остается наименее разработанной. В диссертационных исследованиях и научных публикациях рассматриваются лишь отдельные, локальные аспекты данной проблемы. Одной из попыток философского обоснования имиджа является диссертационное исследование И.К.Черемушниковой. В своей работе «Имидж в смысловом пространстве культуры» она говорит о концептуальном оформлении теории имиджа, где обобщает исторический опыт становления феномена «имидж» и дает теоретическое обоснование этому явлению в современной действительности. У.С.Некрасова рассматривает имидж человека как социокультурный феномен, как форму организации социального пространства и заполнения информационной среды и дает теоретическое обобщение его философско-антропологического материала. В ее работе впервые ставится вопрос о необходимости формирования теории имиджа и её философско-методологической базы. Проблемы влияния имиджей на конструирование современной социально-коммуникативной среды рассматривает Н.И.Григорьева. Автор анализирует комплексное воздействие имиджей и симулякров на мир повседневности и духовно-нравственные установки человека.

Задачи настоящего диссертационного исследования предполагают анализ процессов, происходящих в обществе конца XX - начала XXI века. В связи с этим, важным было обращение к исследованиям социальных явлений в постсовременном ключе. Это работы Ч.Дженкса, А.Тойнби, а затем и в категориальном аппарате других философов: Т.Адорно, Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Ф.Гваттари, Ги Дебора, Ж.Делёза, Ж.Деррида, Ж.-Ю.Кристевой, Ж.Лакана, Ф.Лиотара, Ц.Тодорова, У.Эко, а также представителей критической школы Ю.Хабермаса, М.Хоркхаймера. Существенный вклад в разработку постсовременной философии и её основных принципов внес Ж.-Ф.Лиотар.

Прием декодирования смыслов современной социальной реальности выступает связующим звеном современной философской и культурологической мысли таких авторов, как В.А.Апрелева, А.К.Жолковский, М.Н.Золотоносов, В.Н.Курицын, Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий, Б.М.Парамонов, И.С.Скоропанова и других.

Однако при наличии исследований, посвященных как общей характеристике современной социальной реальности, так и имиджевых явлений, до сих пор не осуществлен анализ имиджа человека как текстуальной форме идентичности и её актуальных видов в социальном российском пространстве последних десятилетий.

Объект исследования: современные социально-культурные отношения.

Предмет исследования: имидж как репрезентация социально-культурных отношений современности.

Цель исследования: осуществить социально-философский анализ имиджа человека как текстуальной репрезентируемой формы социально-культурных отношений современности.

Задачи исследования.

1. Осуществить анализ сложившихся в социально-гуманитарном познании подходов и интерпретаций имиджа и сформулировать авторское определение, аргументирующее логику и методологию социально-философского осмысления.

2. Определить социально-культурную специфику имиджа как формы репрезентации диалога с Другим.

3. Выявить определяющую роль телесности как основы репрезентации имиджа, охарактеризовать актуальные формы ее проявлений в современном социокультурном пространстве.

4. Определить симуляционную составляющую современной социальной идентификации на примере гламурного имиджевого текста.

5. Рассмотреть игровой принцип социальных отношений на примере имиджа представителя молодёжной неформальной организации.

Методология и методы исследования. В предлагаемом диссертационном исследовании были использованы приемы анализа и синтеза, логического обоснования, сравнения, наблюдения, обобщения.

Использование феноменологии позволило представить имидж, как результат первичного опыта, полученный в процессе его познания; сосредоточить внимание на актах сознания, в которых конструируется имидж как феномен реальности, а также обнаружить и описать интенциональные моменты в познании репрезентативной природы имиджа.

Постструктурализм определил исследование имиджа не как центрированного, структурного феномена, а как несистемное образование, которое является источником определенных форм социальной действительности. Благодаря его принципам - релятивизму и принципу методологического сомнения, имидж предстал как полемический конструкт, диалог, в котором сосуществуют разнородные образования и смыслы; формируются тексты социально-культурной действительности.

Герменевтика помогла осмыслить имидж как форму текстуализации социально-культурной реальности. Основные процедуры герменевтического анализа - понимание и интерпретация - выявили диалоговый характер имиджа. Применение метода герменевтического круга способствовало выявлению смыслового противоречия между частным и общим, между текстом и контекстом в структуре имиджа.

Источниковая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются три группы источников.

Первую группу источников составили труды по неклассической и современной философии, содержание которых, отдельные положения и выводы выступили основными ориентирами в дальнейшем анализе имиджа человека. Так, обозначенный в данной работе подход основывается на методологических принципах феноменологии, включающей идеи таких философов, как

Э.Гуссерль, М.Мерло-Понти, В.Подорога, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, М.Шелер, Г.Шпет. В феноменологической трактовке имиджа человека важным моментом выступает его практическая реализация в индивидуальном пространственно-временном бытии. Имидж определяется в аспекте совместности, осуществляемом в телесном взаимодействии.

Значительную роль в описании топологических принципов имиджевого пространства сыграли работы П.Бурдьё, Ж.Делёза, Ж.-Л.Нанси, В.А.Подороги, М.Фуко и др. Работа С.А.Азаренко «Сообщество тела» помогла в описании топологии имиджа современного человека как телесного образования, сформированного языком, знаками и коммуникацией в целом. Возможность определить имидж человека как социокультурный текст и описать его основные особенности интертекстуальности - «текст-наслаждение», «смерть автора», «власть интерпретаций», освобождение от границ и иерархий, и т.д. помогли работы Р.Барта, О.Б.Вайнштейна, В.Велыиа, Л.Витгенштейна, А.В.Гараджи, Ф.Гваттари, А.В.Гулыги, Ж.Деррида, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, Н.Б.Маньковской, Г.Л.Тульчинского, Ю.Хабермаса. В трудах названных философов содержатся различные интерпретации современного общества как текстуальной реальности, которые помогают осмыслить сложные и противоречивые социальные явления.

Возможность применения социально-философского подхода как нового методологического основания для теории имиджа современного человека рассматривалось в опоре на теоретические труды А.В.Дьякова, И.П.Ильина, Т.Х.Керимова, в которых анализируются особенности социума последних десятилетий с позиции интертекстуальности, интерсубъективности, гетерогенности, квазинатуральности и т.д.

Исследование проблемы идентичности основывалось на работах И. Гофмана, У. Джемса, Дж. Мида, Ж. Пиаже, К.Г. Юнга. Проанализировать особенности кризиса идентичности помогли работы постнеклассического периода следующих философов - Т. Адорно, Ж. Делёза, Ж. Дерриды, Э. Левинаса, М. Фуко.

Содержание произведения Ж.Делёза и Ф.Гваттари «Ризома» инициировало подход к имиджу не как к системному, а как к полифоническому, многогранному, сложноустроенному интертекстуальному образованию, с характеристиками ризомного строения. Важную роль для данного диссертационного анализа сыграли работы по описанию социальной гиперреальности - «Америка», «Символический обмен и смерть» Ж.Бодрийяра, «Логика смысла» Ж.Делёза, «Эстетика постмодернизма» Н.Б.Маньковской.

Для анализа имиджевого текста были использованы основные положения произведений Р.Барта, Ф.Гваттари и Ж.Делёза, Э.Кречмера, А.Лоуэна; понятия «смерть автора», «симулякр», «кризис идентичности», «интертекстуальность» были обозначены в качестве основных характеристик имиджа современного человека.

Игровая практика современности была описана на основе работ Т.Н. Голобородовой «Игра в культуре постмодернизма», Л.Т.Ретюнских «Игра как она есть, или онтология игры», И. Хейзинга «Homo Ludens (Человек

играющий)», которые позволили соотнести феномен игры и способ существования имиджевого текста молодежных субкультур.

Ко второй группе источников диссертации относятся работы современных исследователей в области отечественной имиджелогии -О.М.Володько, Д.А.Вылегжанина, В.Г.Горчаковой, А.Ю.Панасюка, Е.Б.Перелыгиной, Е.А.Петровой, Г.Г.Почепцова, О.А.Феофанова, И.А.Фёдорова, И.К.Черемушниковой, О.Л.Чулановой, В.М.Шепеля. Работы данных исследователей помогли определить контексты речевого употребления и научного описания категории «имидж», а также познакомили с основными положениями теории имиджа.

Третью группу источников составляют труды, содержащие теоретические основы, предоставляющие возможность анализа актуальных типов имиджа человека - гламурного и имиджа представителя молодёжной неформальной организации. Работы Е.В.Михайловой, Н.С.Платоновой, Л.В.Полубиченко посвящены рассмотрению концепта «гламур». Анализ гламурного имиджа как явления гиперреальности опирался на социальные практики, описанные в исследованиях Д.Барлет, К.Ю.Точиловой, О.В.Шабуровой. Особое значение для темы исследования имеет содержание и выводы диссертации Д.А.Рудневой «Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX - XXI вв.».

Социально-философский анализ молодёжных неформальных организаций в современной научной литературе представлен слабо. Тем не менее есть ряд работ, которые сыграли определяющую роль в данном исследовании. Это монографии С.И.Левиковой «Неформальная молодёжная субкультура», Т.Б.Щепанской «Система: тексты и традиции субкультуры», К.О'Хары «Философия панка». Были использованы научные статьи и публицистика таких авторов, как А.В.Гуринова, А.В.Карманова, А.Лебедева, В.А.Луков, С.А.Сергеев, А.С.Туркатенко, Н.Фрадкин, С.С.Фролов.

Для иллюстрирования основных теоретических положений диссертации использовались интернет-ресурсы, материалы публицистики и периодической печати, раскрывающие современные имиджевые тенденции представителей гламура и молодёжных неформальных организаций.

Научная новизна исследования.

1. Предложено авторское определение имиджа в рамках социально-философского анализа.

2. Выявлена социально-культурная специфика имиджа как формы репрезентации диалога с Другим.

3. Показана определяющая роль телесности как основы репрезентации имиджа, охарактеризованы актуальные формы ее проявлений в современном социокультурном пространстве.

4. Дана характеристика симуляционной составляющей современной социальной идентификации на примере гламурного имиджевого текста.

5. Показаны особенности игрового принципа социальных отношений на примере имиджа представителя молодёжной неформальной организации.

Положения, выносимые на защиту

1. Имидж - это репрезентативная форма социально-культурных отношений, осуществляемая в рамках диалога с Другим; это текст, в котором переплетаются мировоззренческие аспекты человеческой субъективности и социальности; телесная форма идентичности современного человека.

2. Имидж представляет собой текст, сформированный позициями «автора» - «Я» человека, и Другого, выступающего в роли «читателя». Другой, будучи самоорганизованным актором, формирует модель мировоззрения и социального поведения, исходя из социокультурных и личностных оснований.

3. Обладая дифференцированным единством, телесность выступает в роли субъекта, обеспечивая целостность имиджа и формируя самоидентичность личности. Согласно дуалистической концепции, телесность транслирует множество репрезентируемых имиджем форм, обусловленных культурно-историческим, социальным и индивидуальным опытом. При этом крайняя форма соматизации провоцирует потребительское отношение общества к телесности, что приводит к разрушению личности и социальным дисфункциям.

4. Симуляционная составляющая современной социальной идентификации, рассмотренная на примере гламурного имиджа, выражена в гиперболизации значения; демонстрации расточительного потребления брендов - «пустых» знаков; идеализации как внешности, так и жизни в целом. Концепт гламурного имиджа отражает основные проблемы современного общества, выявляет его кризисную симптоматику, которая связана с трансформацией нормативно-ценностной базы, снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми, деструкцией духовного начала общества.

5. Игра формирует альтернативную реальность как место пересечения социокультурных текстов. Игровой принцип социальных отношений, рассмотренный на примере имиджа представителя молодёжной неформальной организации, характеризуется гетерогенностью, разнородностью, множественностью. Имидж «неформала» является отражением перемен, происшедших в обществе во второй половине XX века, и результатом возникновения новых социокультурных реалий.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты настоящей диссертационной работы имеют теоретическое и практическое значение в условиях активной трансформации современного российского общества, свидетельствующей об усилении влияния символической составляющей на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей. Результаты исследования могут использоваться в качестве методологических принципов для последующих исследований теории имиджа, телесности человека и проблемы его репрезентации.

Рассмотренные автором основные принципы существования имиджа могут помочь в разработке новых методик как в целом развития современного человека, так и, в частности, повышения его имиджевой компетентности.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях методологического семинара аспирантов и

соискателей ТюмГАСУ «Дискуссионные вопросы в методологических основаниях гуманитарных исследованиях»; на Всероссийской научно-практической конференции «Человек и общество в контексте глобализации: проблемы и перспективы» (Тюмень, 2009, 2010 тт.); на Научной конференции для аспирантов и соискателей ТюмГАСУ (Тюмень, 2009, 2010, 2011, 2012 гг.); на Региональной научно-методической конференции «Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования» (Тюмень, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 гг.). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре гуманитарных и социальных наук Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 144 странице. Список литературы включает в себя 179 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень её разработанности, формулируются цель и задачи исследования, определяется теоретическая и методологическая основа, указываются аспекты новизны, излагаются основные положения, выносимые на защиту, освещается научно-практическая значимость работы, а также апробация полученных и проанализированных данных.

Глава 1 «Имидж как проблема социально-философского анализа» состоит из трех параграфов и посвящена рассмотрению социально-философских подходов к анализу имиджа как репрезентативной формы социокультурных отношений.

В первом параграфе «Имидж человека и современность: философские основания рассмотрения» отмечается, что имидж в аспекте современной социальной реальности предстает как совокупность теоретических концептов, практических технологий, социально- обусловленных моделей, которые формируются как результат общественного запроса и субъективных представлений о них человека.

Проведенный нами обзор определений «имиджа» в работах В.Г.Горчаковой, А.Ю.Панасюка, Е.Б.Перелыгиной, Е.А.Петровой, И.А.Фёдорова, И.К.Черемушниковой, В.М.Шепеля и т.д. показал многообразие его интерпретаций и существование концептуальных противоречий в понимании роли и значения имиджа в деятельности человека, что соответствует основным принципам рефлексии современной социальной реальности - плюрализму, гетерогенности, разнородности парадигм.

На основе работ З.Баумана, У.Бека, Л.Свендсена, М.Фуко, Э.Эриксона было выявлено, что актуализация идеи имиджа человека как на Западе, так и в России имеет причины социально - философского, аксиологического характера. В первую очередь это связано с тем, что, после потери традиционных ориентиров идентичности, человек стал сверхактивным

конструктором внешних самопрезентаций - имиджей в попытке сформировать новые идентичности, отвечающие характеру современного общества.

Как было выяснено на основе исследований П.Бурдье, Дж.Мида, Ю.Хабермаса идентичность человека определяется на сознательном и бессознательном уровнях. С одной стороны, она зависит от выбора индивида, от степени его самореализации, произведенной «работы над собой», а с другой - обусловлена независимыми от индивида дорефлексивными факторами, структурирующими предрасположенностями, габитусом. Было определено, что данный принцип «двойного структурирования» идентичности (П.Бурдье) соответствует формированию имиджевой реальности, то есть его интерпретация обусловлена рациональными требованиями, интересами, но ещё в большей степени социокультурными схемами, стереотипами, установками.

На основе анализа сложившихся в социально-гуманитарном познании подходов и интерпретаций имиджа было дано авторское определение имиджа, аргументирующее логику и методологию социально-философского осмысления: имидж - это репрезентативная форма социально-культурных отношений, осуществляемая в рамках диалога с Другим; это текст, в котором переплетаются мировоззренческие аспекты человеческой субъективности и социальности; это телесная форма идентичности современного человека.

Во втором параграфе «Текст имиджа как результат взаимодействия с Другим» определяется, что имидж можно осмыслить как точку пересечения, соединения личностных характеристик человека и современных социокультурных потребностей. На основе работ М.Бахтина, В.Библера, Ю.Лотмана, Мида, Ю.Хабермаса было выявлено, что проблема социокультурных отношений, репрезентируемая в содержании имиджевого текста, сводится к следующему: взаимосвязи, возникающие в ходе социального взаимодействия, определяют структуру имиджа, которая зависит от социального положения, ролей, тендерных, стратификационных характеристик. Это проявляется в имидже четко обозначенными границами и регламентациями в поведении.

В работе было показано, что связь имиджевого текста и идентификации невозможна без отношений «автора» - «Я» человека и Другого, выступающего в роли «читателя». Имидж в данном контексте определяется как пространство пересечения их интеракций, место их встречи, а режимы существования имиджевого текста определяют уровни идентичности человека. Так, имидж как «текст» (Ж. Деррида) предстает на бессознательном уровне идентификации, имидж как «произведение» (Р. Барт) отражает сознательную форму идентификации, когда необходимо сформировать мнение, дать характеристику, оценить человека с позиции Другого. Детерминировать имиджевый текст не представляется возможным, так как Другой, будучи самоорганизованным актором, придаёт ему особый смысл, исходя из социокультурных и личностных оснований. Следовательно, современный имидж существует в множественности смыслов и толкований, в многообразии форм, которые способствуют распространению множественной идентичности.

Причина широкого распространения имиджевой практики раскрыта в работе посредством стратегической позиции «Взгляда», описанной М.Хайдеггером. Она интерпретирована как необходимость за короткий промежуток времени сформировать эффективный для взаимодействия (особенно в профессионально-деловой сфере) образ, мнение, то есть персональный имидж. Показано, что именно господство «Взгляда», идея которого заключается в скорости схватывания, а не созерцания процессов социальной реальности, инициировало значение имиджа как формы репрезентации социальных взаимодействий. Таким образом, сознательное структурирование имиджа как «произведения», где доминируют антитекстовые формы идентификации, выражающие социальный запрос, и определяет логику современной науки об имидже.

В третьем параграфе «Телесность как основа идентификации и репрезентация имиджа» показано, что исследование имиджа с позиции идентификации человека включает рассмотрение феномена телесного «Я», роли телесного фактора в структуре самосознания человека, а также его основные формы репрезентации в современной социальной реальности. В связи с этим в работе рассматриваются такие характеристики, как дистанция между субъектами социального взаимодействия, их направленность, переживания, устремления, выявляется роль представлений о структуре своего тела, о его функциях в развитии самоидентичности. Поскольку тело обладает целостностью, то ее можно полагать основой имиджа человека телесного, который, вступая во взаимодействие с Другим, производит различные социальные формы.

На основе исследования И.М.Быховской соматических позиций, сложившихся в истории общества, в работе проанализированы те позиции в осмыслении телесности, которые являются актуальными для современного имиджа. Сделан вывод о том, что наиболее распространенной позицией является дихотомическая парадигма - идея дуалистического разделения человека на телесное и духовное. Выяснено, что согласно дуалистической позиции, имиджевое пространство, образованное телесностью, предстает как текст-сообщение, предоставляющий множество символических значений, обусловленных культурно-историческим, социальным и индивидуальным опытом.

Рассмотрена и проиллюстрирована позиция соматизации, получившая широкое распространение в современном обществе, обозначенная Г.Л. Тульчинским как телоцентризм. Работы Л.М.Брагиной, А.Ф.Лосева, М.Фуко, М.Элиаде позволили проследить её развитие, начиная с архаического периода и заканчивая современностью, когда отношение человека к самому себе как существу телесному является базовым, когда тело человека воспринимается определяющим соответствующие аксиологические установки и имиджевые практики.

На материалах исследований А. Лоуэна, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра аргументировано, что ориентация только на потребительское отношение к телесности провоцирует отчуждение тела от индивида, что приводит к

развитию шизоидных тенденций, разрушению духовного начала общества, классических принципов этики и эстетики, коммуникативной выразительности и социальной значимости.

Таким образом, имидж репрезентирует такие черты социокультурных отношений, как распространение идеологии индивидуализма и утрату этнических, аскриптивных, ценностных, мировоззренческих ориентиров идентификации, и показывает необходимость в поиске новых значимых для современного общества форм жизни.

В связи с многообразием современных форм идентификации, содержание второй главы сконцентрировано на показе наиболее интересных, с точки зрения автора, форм имиджа, которые репрезентируют кризис современных социокультурных отношений.

Глава 2 «Репрезентация кризиса современных социокультурных отношений в актуальных видах имиджа» рассмотрены симуляционные и игровые характеристики имиджа как репрезентации особенностей современного кризиса социальных отношений.

В первом параграфе «Симуляцнонный аспект имиджа» анализируется имиджевый текст гламурного человека, история происхождения которого связана с процессом формирования иллюзорной социально-политической реальности в целях манипулирования массовым сознанием. В работе проведено исследование симуляционного аспекта, выступающего средством формирования современных псевдоидентичностей. Использование растущих возможностей масс-медиа приводит в общественном сознании к формированию нового качества идентификационных процессов, основанных чаще всего на принципах симуляции.

Произведен анализ гламурного интертекста при выявлении его симуляционной составляющей, которая имела место уже в самом процессе его зарождения - голливудском кинематографе. Показано, что к концу XX века, распространяясь на многие аспекты социальной реальности, гламур стал знаком своеобразной эстетической и экономической привилегированности. Последняя заключалась в демонстрации определенной модели жизни как наслаждения, которая возможна только при приобретении дорогих товаров и услуг.

В контексте теории симулякров выявлена способность гламурного интертекста идеализировать реальные жизненные процессы при обязательном условии активной демонстрации праздности, расточительного потребления и культа роскоши и богатства. Исследовано, что особенностью российского варианта гламурного имиджа является гиперболизация его значения, как очередной утопии, выраженной в сверхбогатстве, суперпопулярности, гиперсексуальности. Показана специфика современных идентификационных образов, которая заключается в тенденции их массового воспроизводства, коммерциализации, симулятивности.

Сложившаяся в социально-культурологической теории дифференциация на «ложных» и «истинных» потребителей гламура способствовала выявлению в их структуре симуляционного аспекта и обозначению отличий в степени их

симуляции в процессе идентификации. Показано, что наиболее «зрелым» симулякром является категория «истинного» гламура: во-первых, по причине его полного погружения в структурно организованный комплекс, затмевающих реальность практик; во-вторых, за успешную маскировку симуляционного аспекта, происходящую в форме идеализации как своей внешности, так и жизни в целом; в-третьих, за обладание притягательной, гипнотической силой соблазна и обольщения, когда задаётся недостижимый, но манящий идеал для подражания.

В диссертации показано, что при всем внешнем лоске и идеализации, гламурный имидж как симуляционная форма идентичности репрезентирует такие черты кризиса социокультурных отношений, как: симуляция, доминирование утилитаризма, потребление материальных ценностей, демонстрация богатства и сверхбогатства, шизоидность, игнорирование духовных и нравственных ценностей. Таким образом, социальный феномен гламура выявляет аномическую симптоматику современного общества и помогает сформулировать условия его преображения.

Во втором параграфе «Имидж как репрезентация игрового принципа социальных отношений» дана характеристика имиджа представителя молодёжной неформальной организации (далее - имидж «неформала»), функционирующего по принципам интертекстуальности и игры.

Феномен игры имеет особую значимость для современного общества, так как позволяет преодолевать утрату коллективной, этнической, религиозной идентичности человека, в то же время подчеркивая его уникальность и неповторимость. Одним из таких феноменов является игра, она сочетает в себе рациональное и иррациональное, реальное и виртуальное, действительное и иллюзорное. Имидж, репрезентируя современную социокультурную реальность, определяется игровыми принципами. Игра распространилась на всё социокультурное пространство, выйдя за грани индивидуального самовыявления человека и определив тем самым принципы моделирования реальности. Л.Т. Ретюнских назвал этот процесс возникновения игры во всех сферах социального бытия - игроизацией.

Используя основные теоретические аспекты анализа игры в работах М.М. Бахтина, А.Неклёсса, Л.Т.Ретюнских, И. Хейзинга, было выявлено, что игровой принцип наиболее полно и рельефно проявляет себя в пространстве неформальных молодёжных организаций. На основе изучения эмпирического материала были проанализированы такие характеристики игры, как творчество и свобода, выступающие обязательными условиями формирования имиджевого текста «неформала». Выявлено, что имидж «неформала» является интертекстом, объединяющим вокруг себя массу текстов по основному принципу - «ценностной аномии», где игровая форма самопрезентации содержит ресурс освободительного начала от гнета требований, предъявляемых к современному человеку. Такая игровая форма выражения протеста - в нестандартности внешнего облика, в эпатажном поведении, в незначительных отклонениях от социальных норм является для «неформала» наиболее удобным способом удовлетворения своих социальных потребностей.

Выявлено, что игра дает возможность «неформалу» ощутить свободу от крайнего фатализма современности не только посредством игрового протеста, но и предоставляет возможность продемонстрировать свою позицию и ценностные ориентации посредством свободного творчества, итогом которого выступает альтернативная реальность, где человек сам устанавливает свой порядок, отличный от порядка реального мира.

Другим отличительным качеством имиджевой игры явиляется исчезновение разграничения «игрового» как «иного бытия» и «обыденной жизни». В работе продемонстрировано, что игровая стихия оказывается настолько привлекательной для «неформалов», что происходит слияние реальности и вымысла, когда «неформал» начинает полностью идентифицировать себя с придуманным образом.

В ходе исследования было выявлено, что общность «неформалов» содержит в себе некоторые особенности архаических обществ. Свидетельством этому явилось множество фактов, которые были описаны в исследованиях таких авторов, как А.В.Гуринова, А.В.Карманова, А.Лебедева, С.И.Левикова, В.АЛуков, С.А.Сергеев, А.С.Туркатенко, Н.Фрадкин, С.С.Фролов, подтверждающих склонность практически всех типов молодёжных субкультур к демонстрации ночной, оккультной, магической темы. В работе было проиллюстрировано, что для одних мистика стала лишь частью их имиджевого текста, а для других - идеологической основой, диктующей свои правила и определяющей социальное поведение человека. Показано, что различные способы изменения телесного имиджа - нанесение узоров на лице, шрамы, проколы, татуировки - в практиках молодёжных неформальных организациях являются коммуникативными и определяющими их идентичность «текстами». Данные манипуляции описаны как неосознанная попытка человека самоидентифицироваться в симуляционной гиперреальности современного общества.

Описана структура имиджевого интертекста с помощью символа постовременности - «ризомы» (Ж.Делёз, Ф.Гваттари). Плюралистичность, фрагментарность, отсутствие центрирующей мифологемы, системной доминанты как проявления ризомности современных текстов отразили специфику имиджевого интертекста «неформала». Выявлены особенности игрового принципа неформальных социальных взаимодействий: принцип множественности, принцип разнообразия, ризоматического строения, которые определили способность данных общностей возобновлять свой имиджевый текст в различных социокультурных ситуациях.

Исследование гламурного имиджа и имиджа представителя молодёжной неформальной организации в аспекте интертекстуальности показало открытость и незавершенность самого процесса создания имиджа как формы репрезентации социокультурных отношений, когда современная социальность стала разворачиваться множественностью, фрагментарностью, децентрированностью и распространением гетерогенности. Она проявила себя как функциональная, дифференцированная, основанная на различении гетерогенных функциональных структур.

В целом, социально-философский анализ показал, что имидж выражает те же характеристики и проблемы, что свойственны всему современному миру: усложнение форм социальности, использование новых электронных технологий, быстрое развитие средств массовой информации, ориентация на потребление, сложности в самореализации современного человека. Такой подход позволяет осознать, что социокультурные смыслы, стереотипы деятельности и поведения человека, аксиологические концепты социальности должны подвергнуться если не полному переосмыслению, то обновленной интерпретации в изменившихся общественных условиях.

В Заключение диссертации формулируются выводы, которые могут быть полезны для дальнейших научных исследований репрезентативных форм социокультурных отношений в современном обществе.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

Статьи в ведущих рецензируемых журналах

1. Муратова, И.А. Знаковый аспект персонального имиджа в современном обществе [Текст] / И.А.Муратова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2010. - № 2. - С. 64-68.

2. Муратова, И.А. Телесность как доминанта культуры постмодерна [Текст] / И.А.Муратова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 1.- Ч. 1. - С. 143-146.

3. Муратова, И.А. Гламурный имидж как симулятивная реальность современного общества [Текст] / И.А.Муратова // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 2 (37). - С. 61-64.

4. Муратова, И.А. Имидж человека как текстуальная реальность [Текст] / И.А.Муратова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2014. - № 2,- Ч. 1. - С. 117-120.

Статьи

5. Муратова, И.А. Игра как основной принцип формирования имиджа представителя молодёжной неформальной организации [Текст] / И.А.Муратова // Молодой ученый. - Казань : ООО «Издательство Молодой ученый», 2013. -№ 12 (59). - С. 895-900.

6. Муратова, И.А. Проблема методологии исследования имиджа человека [Текст] / Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г. - Ч. 10. Тамбов, 2013. С.110-114.

7. Муратова, И.А. Игровой аспект современной культуры [Текст] / И.А.Муратова // Ценностный мир человека: сб. науч. тр. / Тюмен. гос. архитектурно-строит. ун-т. - Тюмень : ТюмГАСУ, 2012. - С. 142-147.

8. Муратова, И.А. Имиджевое поле представителя молодёжной неформальной субкультуры [Текст] / И.А.Муратова // Осмысление человека: культура, история, политика: сб. ст. гос. аграрный ун-т Северного Зауралья. -Тюмень, 2013. - С. 39-47.

9. Муратова, И.А. Лицо актера и носителя имиджа [Текст] / И.А.Муратова И Человек и общество в контексте глобализации: проблемы и перспективы: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Тюмень, 1112 дек. 2009 г.). Тюмен. гос. архитектурно-строит. ун-т. - Тюмень : Изд-во ТюмГАСУ, 2010. - С. 152-156.

10. Муратова, И.А. Молодежная неформальная субкультура как игровая практика современности [Текст] / И.А.Муратова // Сборник материалов XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей ТюмГАСУ 27 октября 2012 г. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет. - Тюмень; ТюмГАСУ, 2013. - С. 234-237.

11. Муратова, И.А. Текстуальное пространство имиджа современного человека [Текст] / И.А.Муратова // Осмысление человека: культура, история, политика: сб. ст. гос. аграрный ун-т Северного Зауралья. - Тюмень, 2013. - С. 31-38.

12. Муратова, И.А. Телесность в контексте современной культуры [Текст] / И.А.Муратова // Личность и общество в контексте глобализации: проблемы и перспективы: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. Тюмен. гос. архитектурно-строит. ун-т. - Тюмень; ТюмГАСУ, 2009. - С. 99-103.

13. Муратова, И.А. Фактор телесности в процессе гуманитаризации технического образования [Текст] / И.А.Муратова // Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего профессионального образования : материалы регион, науч.-метод. конф. (г. Тюмень, 19 мая 2009 г.) / Тюмен. гос. архитектурно-строит. ун-т. - Тюмень : ТюмГАСУ, 2009. - С. 43-45.

14. Муратова, И.А. Человеческое лицо как важный элемент персонального имиджа [Текст] / И.А.Муратова // Глобализация: мифы и реальность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Тюмен. гос. акад. мировой экономики, управления и права. - Тюмень, 2009. - С. 216-220.

Научное издание

Муратова Ирина Анатольевна

АВТОРЕФЕРАТ

ИМИДЖ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Изд. лицензия № 02884 от 26.09.2000. Подписано в печать 04.03.2014. Формат 60x90/16. Печать цифровая. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,06. Тираж 120 экз. Заказ № 800.

РИО ТюмГАСУ, 625001, г. Тюмень, ул. Луначарского, 2

 

Текст диссертации на тему "Имидж как репрезентация социально-культурных отношений"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

04201457245

На правах рукописи

Муратова Ирина Анатольевна

ИМИДЖ КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

Лезьер (Апрелева) Виктория Александровна, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», профессор кафедры гуманитарных и социальных наук.

Тюмень - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ИМИДЖ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-

ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА........................................................................................................................................15

1.1 Имидж человека и современность: философские основания рассмотрения................................................................................................................................................................................15

1.2 Текст имиджа как результат взаимодействия с Другим....................................36

1.3 Телесность как основа идентификации и репрезентация имиджа............52

ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КРИЗИСА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В АКТУАЛЬНЫХ ВИДАХ ИМИДЖА..............................................66

2.1 Симуляционный аспект имиджа................................................................................................................................66

2.2 Имидж как репрезентация игрового принципа социальных

отношений....................................................................................................................................................................................................................94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................................................................................124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................................................................................130

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования имиджа современного человека определяется научными и общественными потребностями, обусловленными ходом активной трансформации социокультурной реальности. Результатом происшедших изменений ХХ-ХХ1 вв. явились негативные тенденции и процессы, связанные с разрушением нормативно-ценностной базы, снижением моральных критериев во взаимоотношениях между людьми. Коммерциализация социокультурной сферы, ориентация личности на чрезмерное потребление привели к стандартизации социальных запросов и разрушению социально-культурной индивидуальности.

Символическая составляющая общественной жизни оказывает влияние на ценностное сознание, на установки и мотивацию поведения людей, тем самым трансформируя социально-культурное пространство. Распространенным в общественном сознании становится убеждение, что для жизнедеятельности, самореализации и карьерного роста современному человеку необходимо создание имиджа. Имидж современного человека воспринимается сегодня не как одномерная и однородная система элементов внешности, но как форма, репрезентирующая современные социокультурные отношения.

Актуальность обращения к феномену имиджа обусловлена и причинами социально - философского, аксиологического характера. Это связано со стремлением современного человека осуществлять идентификацию посредством самореализации. В современной системе ценностей имидж приобретает важное значение как форма идентичности индивида, его выбора стиля жизни, произведенной «работы над собой».

Актуальность видится и в практическом отсутствии социально-философского описания имиджа, в интерпретационной неопределенности и многозначности понятия «имидж» и т.д. Наблюдается тенденция, что

большинство исследований выступают как обобщение практических действий, как удовлетворение утилитарных задач социальных практик. За границами научной рефлексии остаются явления, напрямую не связанные с коммерческой или политической выгодой, но в то же время радикально трансформирующие социально-культурные ориентиры и активно участвующие в формировании новой, альтернативной реальности. Яркими примерами подобных явлений, иллюстрирующих состояние современного общества, выступают имиджи человека гламурного и представителя молодёжной неформальной организации. Став доступными для большинства и вызвав к себе массовый интерес, они обрели актуальность для населения России как эпатажные, игровые формы социальных взаимодействий.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование проблемы имиджа человека в контексте современной социальности представляет определенные сложности. С одной стороны, тема имиджа является достаточно разработанной проблемой в политических, социальных, психологических, педагогических и т.д. научно-исследовательских направлениях. С другой стороны, налицо дефицит работ, посвященных социально-философскому анализу имиджа с учетом современных тенденций развития общества.

Впервые феномен имиджа стал исследоваться в США 1950-60-х гг. как представление о человеке, целенаправленно формирующееся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды. А.Боулдинг стал одним из первых исследователей, кто рассмотрел междисциплинарную природу имиджа и обосновал его практическую необходимость для всех публичных людей. Среди зарубежных авторов, чьи работы стали основой европейской имиджелогии, выделяют П.Берда, Л.Браун, П.Вейла, Ф.Дэйвиса, А.Мехрабиана, Т.Д.Свана, К.Спенсера, М.Спиллейна, Э.Сэмпсона, Р.Хоффа, Дж.Честера, Дж.Шпингеля. Их работы посвящены особенностям неповторимого имиджа и его влияния в политике, шоу-бизнесе, в новом социальном пространстве конца XX и начала XXI века.

Описание феномена имиджа в советской научной литературе появляется в 70-х гг. в трудах Е.Н.Карцевой, О.А.Феофанова. Их исследования представляют собой изучение и описание механизмов пропаганды буржуазного общества, с критической оценкой имиджа как субъективного образа, создающего иллюзии с последующим манипулированием сознания людей.

Становление современной теории имиджа в России связано с именем В.М.Шепеля. Его труды, вышедшие в середине 90-х годов, обозначили формирование новой области научного знания - имиджелогии.

В последние годы в российской науке сформировалось несколько направлений, рассматривающих феномен имиджа человека с разных мировоззренческих позиций. Имидж как массовый стереотип, отличающийся эмоциональной интенсивностью и повышенной устойчивостью, исследован Г.Г.Почепцовым и И.А.Федоровым.

Интерпретация имиджа как средства психологического воздействия на потребителя представлена в работах Е.Б.Карпова, А.В.Селезнёвой. Имидж с позиции мифологизации и архетипизации исследован В.Г.Горчаковой. В исследованиях Е.Г.Колюжной, Л.А.Соколовой-Сербской и В.И.Сороковиковой имидж рассматривается как культурный феномен, а в работах Д.Е.Братышева, Е.Л.Доценко - как зрелище и информационный продукт.

К следующей группе научных разработок на тему имиджа человека следует отнести узкоспециализированные исследования по отдельным его аспектам. Большинство из них посвящены анализу политического имиджа. Это труды О.П.Березкиной, Л.Я.Гозмана, Г.Г.Дилигенского, Е.В.Егоровой -Гантман, И.Е.Минтусова, О.В.Мякотина, Е.А.Рожковой, Е.Б.Шестопала. Данные исследователи анализируют технологии формирования имиджа политического лидера, механизмы воздействия на избирателя, особенности восприятия образа политика.

В особую группу следует отнести работы, посвященные исследованию имиджа как системы знаков. Эти работы особо важны для настоящего исследования, посвященного анализу имиджа как текстуальному пространству.

Так, Е.Б.Перелыгина и Е.А.Петрова описывают имидж в контексте семиотического подхода. Кроме того, имидж рассматривается и на семантическом уровне, включая предметные и оценочные значения (О.Н.Морозова, С.Э.Носкова и др.).

Несмотря на использование термина «имидж» в разных направлениях социально-гуманитарного знания, построение философской теории имиджа остается наименее разработанной. В диссертационных исследованиях и научных публикациях рассматриваются лишь отдельные, локальные аспекты данной проблемы. Одной из попыток философского обоснования имиджа является диссертационное исследование И.К.Черемушниковой. В своей работе «Имидж в смысловом пространстве культуры» она говорит о концептуальном оформлении теории имиджа, где обобщает исторический опыт становления феномена «имидж» и дает теоретическое обоснование этому явлению в современной действительности. У.С.Некрасова рассматривает имидж человека как социокультурный феномен, как форму организации социального пространства и заполнения информационной среды и дает теоретическое обобщение его философско-антропологического материала. В ее работе впервые ставится вопрос о необходимости формирования теории имиджа и её философско-методологической базы. Проблемы влияния имиджей на конструирование современной социально-коммуникативной среды рассматривает Н.И.Григорьева. Автор анализирует комплексное воздействие имиджей и симулякров на мир повседневности и духовно-нравственные установки человека.

Задачи настоящего диссертационного исследования предполагают анализ процессов, происходящих в обществе конца XX - начала XXI века. В связи с этим, важным было обращение к исследованиям социальных явлений в постсовременном ключе. Это работы Ч.Дженкса, А.Тойнби, а затем и в категориальном аппарате других философов: Т.Адорно, Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Ф.Гваттари, Ги Дебора, Ж.Делёза, Ж.Деррида, Ж.-Ю.Кристевой, Ж.Лакана, Ф.Лиотара, Ц.Тодорова, У.Эко, а также представителей критической школы

Ю.Хабермаса, М.Хоркхаймера. Существенный вклад в разработку постсовременной философии и её основных принципов внес Ж.-Ф.Лиотар.

Прием декодирования смыслов современной социальной реальности выступает связующим звеном современной философской и культурологической мысли таких авторов, как В.А.Апрелева, А.К.Жолковский, М.Н.Золотоносов, В.Н.Курицын, Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий, Б.М.Парамонов, И.С.Скоропанова и других.

Однако при наличии исследований, посвященных как общей характеристике современной социальной реальности, так и имиджевых явлений, до сих пор не осуществлен анализ имиджа человека как текстуальной форме идентичности и её актуальных видов в социальном российском пространстве последних десятилетий.

Объект исследования: современные социально-культурные отношения.

Предмет исследования: имидж как репрезентация социально-культурных отношений современности.

Цель исследования: осуществить социально-философский анализ имиджа человека как текстуальной репрезентируемой формы социально-культурных отношений современности.

Задачи исследования.

1. Осуществить анализ сложившихся в социально-гуманитарном познании подходов и интерпретаций имиджа и сформулировать авторское определение, аргументирующее логику и методологию социально-философского осмысления.

2. Определить социально-культурную специфику имиджа как формы репрезентации диалога с Другим.

3. Выявить определяющую роль телесности как основы репрезентации имиджа, охарактеризовать актуальные формы ее проявлений в современном социокультурном пространстве.

4. Определить симуляционную составляющую современной социальной идентификации на примере гламурного имиджевого текста.

5. Рассмотреть игровой принцип социальных отношений на примере имиджа представителя молодёжной неформальной организации.

Методология и методы исследования.

В предлагаемом диссертационном исследовании были использованы приемы анализа и синтеза, логического обоснования, сравнения, наблюдения, обобщения.

Использование феноменологии позволило представить имидж, как результат первичного опыта, полученный в процессе его познания; сосредоточить внимание на актах сознания, в которых конструируется имидж как феномен реальности, а также обнаружить и описать интенциональные моменты в познании репрезентативной природы имиджа.

Постструктурализм определил исследование имиджа не как центрированного, структурного феномена, а как несистемное образование, которое является источником определенных форм социальной действительности. Благодаря его принципам - релятивизму и принципу методологического сомнения, имидж предстал как полемический конструкт, диалог, в котором сосуществуют разнородные образования и смыслы; формируются тексты социально-культурной действительности.

Герменевтика помогла осмыслить имидж как форму текстуализации социально-культурной реальности. Основные процедуры герменевтического анализа - понимание и интерпретация - помогли выявить диалоговый характер имиджа. Применение метода герменевтического круга способствовало выявлению смыслового противоречия между частным и общим, между текстом и контекстом в структуре имиджа.

Источниковая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются три группы источников.

Первую группу источников составили труды по неклассической и современной философии, содержание которых, отдельные положения и выводы выступили основными ориентирами в дальнейшем анализе имиджа человека. Так, обозначенный в данной работе подход основывается на методологических

принципах феноменологии, включающей идеи таких философов, как Э.Гуссерль, М.Мерло-Понти, В.Подорога, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, М.Шелер, Г.Шпет. В феноменологической трактовке имиджа человека важным моментом выступает его практическая реализация в индивидуальном пространственно-временном бытии. Имидж определяется в аспекте совместности, осуществляемом в телесном взаимодействии.

Значительную роль в описании постсовременных принципов имиджевого пространства сыграли работы П.Бурдьё, Ж.Делёза, Ж.-Л.Нанси, В.А.Подороги, М.Фуко и др. Работа С.А.Азаренко «Сообщество тела» помогла в описании имиджа современного человека как телесного образования, сформированного языком, знаками и коммуникацией в целом.

Возможность определить имидж человека как социокультурный текст и описать его основные особенности интертекстуальности - «текст-наслаждение», «смерть автора», «власть интерпретаций», освобождение от границ и иерархий, и т.д. помогли работы Р.Барта, О.Б.Вайнштейна, В.Велыпа, Л.Витгенштейна, А.В.Гараджи, Ф.Гваттари, А.В.Гулыги, Ж.Деррида, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, Н.Б.Маньковской, Г.Л.Тульчинского, Ю.Хабермаса. В трудах названных философов содержатся различные интерпретации современного общества как текстуальной реальности, которые помогают осмыслить сложные и противоречивые социальные явления.

Возможность применения социально-философского подхода как нового методологического основания для теории имиджа современного человека рассматривалось в опоре на теоретические труды А.В.Дьякова, И.П.Ильина, Т.Х.Керимова, в которых анализируются особенности социума последних десятилетий с позиции интертекстуальности, интерсубъективности, гетерогенности, квазинатуральности и т.д.

Исследование проблемы идентичности основывалось на работах И.Гофмана, У.Джемса, Дж.Мида, Ж.Пиаже, К.Г.Юнга. Проанализировать особенности кризиса идентичности помогли работы постнеклассического

периода следующих философов - Т.Адорно, Ж.Делёза, Ж.Дерриды, Э.Левинаса, М.Фуко.

Содержание произведения Ж.Делёза и Ф.Гваттари «Ризома» инициировало подход к имиджу не как к системному, а как к полифоническому, многогранному, сложноустроенному интертекстуальному образованию, с характеристиками ризомного строения. Важную роль для данного диссертационного анализа сыграли работы по описанию социальной гиперреальности - «Америка», «Символический обмен и смерть» Ж.Бодрийяра, «Логика смысла» Ж.Делёза, «Эстетика постмодернизма» Н.Б.Маньковской.

Для анализа имиджевого текста были использованы основные положения произведений Р.Барта, Ф.Гваттари и Ж.Делёза, Э.Кречмера, А.Лоуэна; понятия «смерть автора», «симулякр», «кризис идентичности», «интертекстуальность» были обозначены в качестве основных характеристик имиджа современного человека.

Игровая практика современности была описана на основе работ Т.Н. Голобородовой «Игра в культуре постмодернизма», Л.Т.Ретюнских «Игра как она есть, или онтология игры», Й.Хейзинга «Homo Ludens (Человек j играющий)» которые позволили соотнести феномен игры и способ

существования имиджевого текста молодежных субкультур.

Ко второй группе источников диссертации относятся работы современных исследователей в области отечественной имиджелогии -О.М.Володько, Д.А.Вылегжанина, В.Г.Горчаковой, А.Ю.Панасюка, Е.Б.Перелыгиной, Е.А.Петровой, Г.Г.Почепцова, О.А.Феофанова, И.А.Фёдорова, �