автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Императивы экологической этики в образовательном процессе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Императивы экологической этики в образовательном процессе"
!
На правах рукописи
Нафикова Гульнара Зарифовна
ИМПЕРАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Специальность 09.00.11 - Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Уфа-2005
Работа выполнена на кафедре философии, с правоведением, курсом истории и основ экономики Башкирского государственного медицинского университета.
Научный руководитель - доктор философских наук, ^
профессор Азаматов Д.М.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор Рахматуллина З.Я. кандидат философских наук, доцент Серегин A.B.
Ведущая организация: Бирская государственная педагогическая академия.
Защита состоится «3» июня 2005 г. в 14. 00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32, главный корпус, ауд. 01
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке 1
Башкирского государственного университета.
Автореферат разослан «_» мая 2005 года
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор
Поздяева С.М
1<*ц г з
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный уровень знания законов развития позволяет считать, что они в своей основе едины для неживой природы, органического мира и человеческого общества.
1. Человеческая цивилизация в последние столетия развивается с ускорением, которое имеет три основных последствия: - глобализация системы "природа-общество"; - усиление взаимосвязей социальной подсистемы с природной средой; - нарушение сбалансированности в развитии отдельных частей системы. Разбалансирование отдельных частей системы "природа- общество" проявляется в том, что взрывной процесс развития науки и техники оказался необеспеченным соответствующим ускорением в других частях системы. Среди отставших оказались: во-первых, биологическая природа человека; скорость биологической эволюции значительно ниже скорости эволюции общества. Во-вторых, общественное сознание и система ценностей.
2. Важность философского анализа экологической проблемы определяется переменами в ценностных приоритетах. Подготовить человека с расширенным до общечеловеческих ценностей уровнем сознания — главная цель и задача общества в целом и института образования, в частности. От того, какие культурные нормы, образцы поведения, укрепляющие жизнеспособность человека, будут предложены в качестве ориентиров системой образования, будет зависеть дальнейшее становление человека как творческого существа, определяющего судьбу мира.
3. Насущной потребностью современного этапа взаимоотношений человека и природы становится проведение комплексных экологических
РОС ИАЦИОНАЛЬИАЯ 3
•ИММОТЕКА
ш>> к
исследований. Помимо взаимосвязи общественных, физико-химических и технических наук, необходима их тесная связь с медициной. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки медицинского персонала образовательных учреждений, способного в полной мере осуществлять свои функции.
Степень научной разработанности проблемы. В последнее десятилетие философия экологического сознания усилиями Б.Докторова, М.Лауристина, В.Сафронова и Б.Фирсова стала обретать статус особого исследовательского направления. Проблемы взаимодействия природы и общества стали обсуждаться в рамках других, пограничных с социальной экологией дисциплинах: экономики, истории, демографии, географии, гидрометеорологии и др., причем все это были попытки преодоления своих узких дисциплинарных рамок, выхода в сферу междисциплинарных исследований. Этому способствовало и то обстоятельство, что вследствие ухудшения глобальной экологической ситуации, был, в частности, снят официальный запрет с системного анализа, вследствие чего в научный оборот была введена идея единства системы "общество-природа". Социально-философский анализ этой системы стал разворачиваться в форме анализа методологических проблем междисциплинарности, экологического прогнозирования (Фролов И.Т., Гирусов Э.В., Докторов Б.И., Соломина С.Н., Реймерс М.Ф.).
Начиная с конца 80-х годов в отечественной науке развернулась интенсивная разработка теоретических проблем экологического развития общества. Философские работы в области экологии публикуются такими авторами, как Араб-Оглы Э.А., Комаров В.Д., Моисеев H.H., Соломина С.Н., Фролов И.Т., Шахназаров Т.Х. и другие.
Первый блок литературы - это социально-философские концепции, варьирующие идею русского ученого-геохимика В. Вернадского о будущем человечества как о переходе биосферы в ноосферу (Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г., Гирусов Э.В., Дерябо С.Д., Ясвин В.А., * Биджиева Р.У.).
Другой блок литературы - это работы демографов и специалистов по системному анализу на тему "пределов роста", причем в зависимости от авторов акцент делается или на ограниченных возможностях несущей способности биосферы, или на исторической ограниченности индустриального общества (Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский A.M., Агаджанян H.A., Торшин В.И.).
Третий блок работ - это исследования философов-естествоиспытателей, причем весьма противоречивые. С одной стороны, ими утверждается, что вся биосфера неизбежно превратится в биотехносферу, с другой - что техносфера должна быть "встроена" в биосферу. Влиятельные социальные философы (А.С.Ахиезер, Баньковская С.И., Баранов A.B., Будыко М.И., Воронцов H.H., Сукорукова Л.Н., Сафронов И.П., Гирусов Э.В.), проанализировав исторический опыт России, утверждают, что попытки соотнести теоретические построения с реальными социальными процессами, происходящими в российском обществе требуют более глубоких, фундаментальных обоснований.
Проблемы формирования экологического сознания в вузах, экологизации технической деятельности и техники также разрабатываются отечественными исследователями (Ярошенко В.Н., Яницкий О.Н., Шубин А.И., Хильми Г.Ф., Сафронов И.П., Прохоров Б.Ф.).
Объект исследования - система образования в условиях трансформирующегося общества.
Предмет исследования - императивы экологической этики в медицинском образовании.
Цель исследования - анализ реального состояния процесса экологизации высшего профессионального (медицинского) образования, выявление основных направлений и разработка практических рекомендаций по его оптимизации.
В соответствии с целью в диссертации решаются следующие задачи:
- обосновать, что осознание принадлежности человека к планетарному сообществу и биосфере есть основа экологического императива: наряду с вечными ценностными идентификациями (принадлежности к семье, стране, нации), возникает и укрепляется ценностная идентификация с планетарным сообществом;
- определить императивы экологической этики, характеризующие новую парадигму бытия: осознание общества и природы как функционально равных частей единого целого; установление «внешних» пределов деятельности и ограниченности биофизических ресурсов; установление «внутренних» пределов в деятельности и ограниченность возможности физической и психической адаптации человека; преодоление укоренившейся в социальных и гуманитарных науках установки об определяющей роли человека в социоприродном процессе;
- выявить и проанализировать ценностно-поведенческие стереотипы и типы экологического сознания студентов, характеризующие уровень экологической культуры;
- определить средства и критерии экологизации образовательного процесса.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- обоснована тенденция экологизации науки и научного знания, (выявлена одна из форм этой тенденции - развитие наук переходных от экологии к наукам медицинского цикла: медицинская экология, экология человеческих болезней, экологическая физиология человека, геогигиена);
^ - доказано, что экологическое сознание и экологическое мышление,
будучи понятиями одного порядка, но разного уровня познания, находятся в диалектической взаимозависимости (в объект-субьектных и субьек-объектных отношениях, когда объект - это экологическое сознание, а субъект - экологическое мышление) и определяются включенностью социального субъекта в практику (природопотребляющую, природообразующую, природоохранительную);
- доказано, что экологизация образования возможна лишь в обществе, в котором принципы антропоцентризма (человек есть центр и высшая цель мироздания, а природа лишь как инструментальная ценность) заменены ценностными доминантами экоцентризма (глобальная взаимосвязь всего живого и включенность человека лишь как части в эту систему);
выявлены ценностно-поведенческие стереотипы и структура экологического сознания студентов, характеризующие уровень экологической культуры будущих врачей.
Методологической базой исследования является социокультурый и ' аксиологический подходы.
I Теоретическая и практическая значимость работы состоит в
выявлении сущности содержания, характера процесса экологизации высшего медицинского образования, в определении основных факторов, средств и форм, воздействующих на формирование экологической системы ценностей. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при организации
учебного процесса, разработке учебных планов и программ для системы высшего профессионального образования, в преподавании социальной философии, социальной антропологии, социальной медицины, этики, культурологии.
Апробация исследования. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы на международной и региональной научно-практических конференциях, в том числе Международной научной конференции «Инновационные процессы в системе образования» (г. Курск, октябрь 2003), кроме того, «Школа. Вуз. Наука» (г. Бирск, апрель 2003), «Социально-правовые проблемы охраны окружающей среды в современных условиях» (г. Уфа, октябрь 2004), а также изложены в 7 публикациях автора общим объемом 1,8 пл.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждый, заключения, приложений и списка литературы, включающего 213 наименований. Общий объем диссертации -145 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется цель и задачи исследования, его объект и предмет, показана научная новизна диссертации, указана апробация основных идей работы.
В первой главе «Образование и экологическая культура» рассматриваются теоретические и методологические основания исследования - сложный механизм интерференции личностных и социокультурных детерминант, предопределяющих тот или иной исход взаимодействий человека со средой.
В § 1. «Образование как традиционный предмет философии» дан историко-философский анализ теорий, посвященных проблемам образования в системе «человек - природа - общество».
. Истинное познание, стало быть, неразрывно связано с целостностью и интегративностью. Можно выделить следующие основания интеграции знаний: онтологическое (единство мира), гносеологическое (единство человеческого сознания и законов мышления), методологическое (наличие общенаучных методов исследования), социальное (целостность человека). Последнее детерминирует необходимость гносеологического и методологического обеспечения интеграции знаний.
И еще один тезис, представляющийся существенным. Необходима не только интеграция и даже не просто комплексная интеграция знаний. Важно, чтобы основой ее стало обеспечение гармоничности взаимоотношений человека с природной средой. Здесь мы переходим от чисто методологических проблем интеграции к проблемам социальным. Говоря о возможностях и потребностях человека, лежащих в основе интегративных процессов в науке, мы должны иметь в виду целостную, экологически ориентированную личность. Образование должно воссоздать в сознании людей твердое ядро моральных ценностей, в основе которых лежат нравственно-экологический императив. Проанализированы основные подходы к исследованию образования как процесса формирования эмоционального и разумного отношения к природе и другому человеку. В этом контексте философия предстает как общая теория образования. Философский подход к изучению образования предполагает концентрацию усилий исследователей на проблемах формирования человека, осуществляемого в ходе учебно-воспитательного процесса с помощью определенных методов, средств и форм, базирующихся на признании
равенства всех его субъектов. В этом смысле образование является и объектом, и предметом философии, понимаемой как наука и искусство (практика).
Если объектом образования является образование как система и информация о ней, то ее предметом - образование как социальный институт. Чем институциональный подход к образованию отличается от системного? Во-первых, в рамках институционального подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами. Системный же подход характеризует образование как таковое, вне этой связи, как определенное автономное структурно-целостное единство. Во-вторых, институциональная характеристика образования нацеливает на изучение его как определенной устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания, профессиональной подготовки. Системный же подход требует обращать внимание не на организацию, а на строение, структуру образования в связи с выполняемыми им (и его подсистемами) теми или иными функциями. В-третьих, и это, может быть, самое важное: системный подход «обезличен», а институциональный предполагает анализ деятельности и взаимодействия социальных общностей в сфере образования. В границах же институционального подхода образование есть не что иное, как взаимодействие социальных групп, общностей, определенным образом организованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, социализации, профессиональной подготовки.
В § 2. «Экологические ценности общества и роль образования в их формировании» дан анализ экологической ситуации и в связи с этим
выделено четыре типа отношений между человеком и природой в контексте их аксиологического содержания.
Создание экологического общества предполагает изменение структуры личности. Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Экологический гуманизм в своем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическую идеологию, на основе которой создается экологическая культура. Новизна и специфика экологической идеологии в том, что она преодолевает не только классовые, национальные и религиозные разногласия, но и свойственный всем существующим идеологиям антропоцентризм, ориентируясь не только на общечеловеческие, и общежизненные ценности, единые для человека и природы. Ключевым для анализа экологических ценностей общества должно стать понятие пределов разрушения в социо-экологическом и социо-медицинском аспектах. Традиционное деление проблематики на экологическую, экономическую и социальную представляется поверхностным. С экологическим аспектом имеется некоторая ясность: биосфера определяет естественные условия существования человека, биологически Homo sapiens не изменился за миллион лет, этот вид приспособлен к жизни лучше всего в тех условиях, в каких он возник, однако биосфера под антропогенным воздействием стала уходить от этого состояния. В данном случае достаточно ясно существование того предела, который переходить нельзя: в глобальной экологии имеется понятие несущей емкости биосферы, это и есть тот предел воздействия на биосферу, превышение которого приводит к ослаблению, а затем утрате ею регулятивной способности. Сначала превышение этого предела вызывает старт процессов деградации - экологический кризис (нынешняя фаза), а если такие процессы становятся необратимыми, наступает фаза катастрофы.
Во-вторых, речь идет о популяционном здоровье человека. Здесь растет процент генетических отклонений у человека, стрессированность и иные факторы нашей жизни, может быть, даже не влияющие на геном (медицина пока не знает, как происходит это влияние), крайне негативно сказываются на общем популяционном здоровье. Человек теряет не только физиологическое здоровье, но и стереотипы поведения, которые необходимы, для того чтобы он нормально воспроизводился как биологический организм. Растет количество наркоманов, потребление алкоголя, перверсия подчас встречается чуть ли не чаще, чем норма. Все это говорит о начавшемся и нарастающем вырождении человека, об ослаблении популяционного здоровья вида Homo sapiens. Этот аспект устойчивости мы определили как социо-медицинский.
Попытка рассмотрения теории ценностей на основе анализа аксиологической понятийности произведений западных и российских философов, позволяет выделить те моменты, которые имеют общеметодологическое значение и позволяет за явлениями ценности увидеть ее фундаментальные структуры.
Во-первых, ценность по своему онтологическому статусу есть общественное отношение и, как таковое, не может быть сведена ни к предмету объективного мира, ни к какому-либо духовному образованию. Во-вторых, на уровне явления феномен ценностного отношения возникает благодаря эффекту проблематичности. В-третьих, в сознании субъекта этот эффект порождает ценностное представление, в котором ценность противопоставлена реальности и в определенной мере противоположна ей. Далее возникает необходимость рассмотреть структуру ценностного отношения. Первый вопрос, который встает при этом - это вопрос о том, что во внешнем явлении, предмете делает его элементом ценностного от-
ношения, если ни сам по себе предмет, ни присущие ему объективные свойства еще не делают его ценностью. Социально-философская наука не имеет в своем аппарате термина, который отражал бы то, что превращает предмет в элемент ценностного отношения. В этом вопросе можно привести понятие, введенное словацким исследователем В.Брожиком -"ценностная предметность"1. Ценностная предметность - это ценность в потенции, в возможности, но отнюдь не сама ценность. Философская теория, в которой присутствует аксиологическая проблематика не должна упускать из виду то обстоятельство, что она всегда оперирует этими ценностями, за которыми скрыты сложные ценностные образования.
Говоря о понятии "ценность", можно различать два его основных значения: 1) ценности в системе объективно существующих предметов, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей; 2) ценности в смысле значимости (конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.
Одной из актуальных задач сегодняшнего российского общества является преодоление разрыва между ценностной проблематикой, обсуждаемой в контексте практического решения социальных проблем и той же проблематикой, представленной в философских, социологических, психологических трудах, и, тем самым, включение этих наук на решение социальных запросов.
Во второй главе «Императивы экологической этики в медицинском образовании» автор исследует социальные критерии общественного здоровья человека в обществе, переживающем техногенные и социальные потрясения.
1 Брожик В. Марксисткая теория оценки. М., 1982., с. 45.
13
В § 1. «Мировоззренческие основы экологизации медицинского образования» дан анализ трех направлений философского осмысления экологических проблем. Во - первых, речь идет об исследовании взаимоотношений общества с природной средой на глобальном уровне. Конкретно-научной основой исследований в данной области служит учение Вернадского о биосфере. Вторым направлением является исследования взаимоотношений различных групп населения и общества в целом с природной средой с точки зрения понимания человека как общественного существа. Третьим научным направлением можно считать экологию человека. Ее предметом, не совпадающим с предметами глобальной экологии и социальной экологии в узком смысле, являлась бы система взаимоотношений с природной средой человека или индивида. Данное направление ближе к медицине, чем социальная и глобальная экология.
В экологию человека входит генетико-анатомно-физиологический и медико-биологический блоки, отсутствующие в социальной экологии.
Вопрос о правомерности выделения экологического сознания в относительно самостоятельный вид общественного сознания являлся до недавнего времени дискуссионным. Между тем, при обосновании экологического сознания требуется, на наш взгляд, осуществить несколько методологических подходов, являющихся различными аспектами диалектического метода анализа общественных явлений. Это, прежде всего онтологический, гносеологический и социально-философский подходы.
Онтологический подход позволяет выявить природу, происхождение экологического сознания, его субстанцию. Субстанцией экологического сознания, как, впрочем, и всего общественного сознания, является материально-предметная деятельность человека Разновидностью материально-предметной деятельности, ее видом выступает производственная,
экономическая деятельность. Эта деятельность и есть субстанционный фактор существования и развития экологического сознания.
Гносеологический подход позволяет рассмотреть экологическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное сознание. Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта под воздействием общественной потребности.
Объект отражения экологического сознания — экологические отношения. Экологические отношения складываются, не проходя через сознание людей, но, сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно, прежде всего, экологическим сознанием. Кроме отношений, складывающихся в процессе материальной деятельности, экологическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экологической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но это уже вторичные, третичные и вообще производные отношения.
Социально-философский подход предполагает сосредоточение внимания на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания, когда происходит превращение общественного сознания в общественную силу. Для решения проблемы о правомерности выделения экологического сознания следует ответить на вопрос: есть ли в обществе социальный субъект, обладающий необходимостью в экологических знаниях, идеях, в осмыслении и осознании экологических отношений?
Экологическая практика (как единство экологической деятельности и экологических отношений), ее структура могут рассматриваться в качестве
одного из наиболее общих критериев формирования структуры экологического сознания.
Экологическое сознание как вид общественного сознания подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экологического сознания: экологической науки, экологической идеологии и экологической психологии.
Довольно часто экологическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое, которое называют экологическим мышлением. Взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в природо-преобразующей деятельности, теми связями, в которые они вступают в своей повседневной хозяйственной жизни. Они не всегда совпадают с научными выводами, и образуют эмпирический слой экологического мышления. Оно представлено тем, что принято называть обыденным сознанием. Таким образом, экологическое сознание и экологическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности. Анализируя данное явление, можно рассматривать экологическое мышление как процесс и результат познания экологических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние входят и в содержание экологического сознания. В этом смысле сознание — продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания. В данном аспекте экологическое сознание играет роль первичного элемента по отношению к экологическому мышлению. Мышление же, как процесс познания, есть экологическое сознание в действии, в движении. Результат
этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экологического сознания. Но, поскольку данный процесс есть взаимодействие объекта и субъекта, то происходит непрерывный переход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.
Из определений следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экологическое сознание — с познанием функционирования и развития социально-экологических законов, а экологическое мышление — с включенностью в социально-экологическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экологическое мышление как форму проявления экологического сознания в конкретной общественной ситуации. Между тем рассмотрение экологического мышления как формы проявления экологического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет традиционную проблему перестройки экологического сознания перевести в плоскость проблемы влияния изменений в экологическом мышлении на те или иные аспекты экологического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экологического сознания.
В § 2 «Методологические проблемы, средства и критерии экологизации медицинского образования»' рассмотрены условия «включения» экологического императива в образовательные программы высшего медицинского образования.
Медицинская деятельность должна быть детерминирована целым рядом факторов: этическими, психологическими, эстетическими и т.д. Особенно важен этический аспект, который должен определять как работу специалиста, так и учебу студента - будущего специалиста. Необходимо
наполнить новым содержанием такое нравственное понятие как "мера ответственности", с которым человек медицинского труда подходил бы ко всему окружающему. Требуется расширить, исходя из моральных соображений, концепцию ответственности, не исключая ориентированную на прошлое ответственность за результат действий.
Методологические и мировоззренческие проблемы существуют в любой учебной дисциплине. В качестве эффективных средств экологизации медицинского образования может и должно стать:
• Анализ структуры учебных планов и программ с целью достижения оптимального соотношения в них экологических, общенаучных, общемедицинских и социально- медицинских дисциплин и количества учебных часов по этим предметам.
• Анализ философских проблем, объективно заложенных программой учебного курса, особенно в общенаучных предметах, в которых достаточно велик удельный вес мировоззренческих вопросов.
• Усиление методологического влияния в преподавании учебной дисциплины, т .е. выявление логики науки и механизмов получения знания; анализ законов и категория данной науки, а непросто фиксация формул в виде готового знания.
• Связь учебного курса с другими, т.е. наличие междисциплинарных связей, выражающих понимание фундамента или, лучше сказать, основания данного курса и его места и роли в общей систематике наук.
• Обращение к истории формирования данного предмета, что предполагает исторический экскурс с целью, как более глубокой подачи материала, так и понимания студентами причин рождения новых идей, их неслучайности, зависимости от эпохи, и от внутренней логики развития науки и техники.
• Учет экологического императива, поскольку он позволяет выявить человеческое измерение научно-технического прогресса и ориентирует на формирование экологического сознания будущих специалистов.
• Выявление социальной и экономической значимости предмета, раскрытие прямой или косвенной зависимости учебной дисциплины от социального заказа и общественных потребностей.
• Выявление культурологического аспекта дисциплины, т.е. понимание ее как культурного феномена, а значит и как средства формирования культуры личности, его кругозора, интеллектуального горизонта, культуры мышления.
• Разработка преподавателем специальной методики, т.е. наличие конкретного плана и накопленного материала, свидетельствующих о том, как он "видит" возможности экологизации дисциплины.
Изложенные нами пути и средства экологизации медицинского образования, критерии оценок этой работы не исчерпывают всего многообразия форм и методов решения данной задачи. Тем не менее, указанные подходы к экологизации образования в медицинских вузах будут, как нам представляется, полезны всем, кто интересуется данной проблемой и кому не безразлично судьба медицинского образования.
В Заключении диссертации на основе проведенного исследования даны теоретические обобщения и выводы, сформулированы практические рекомендации.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях автора:
1. Философия глобальных проблем как поиск стратегии развития
цивилизации. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ,
2003, с. 9-11.
2. Экологические ценности в медицинском образовании. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ, 2003, с. 61-63.
3. Философская антропология и формирование экологического сознания. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ, 2005, с.24-25.
4. Императив экологического гуманизма в философии. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ, 2005, с.26-30 .(в соавторстве)
5. Пути формирования экологической культуры. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ, 2005, с. 31 -33 (в соавторстве).
6. Экологическая этика и новый образ человека. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ, 2005, с. 34-39.
7. Философия образования как философия личности и глобальных проблем. // Человек. Общество. Образование. - Уфа, Изд-во БГМУ, 2005, с. 8-28.
Нафикова Гульнара Зарифовна
ИМПЕРАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05.01.99 г.
Подписано в печать 28.04.2005 г. Бумага офсетная. Формат 60x84/16, Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе Усл.печл. 1,38. Уч.-изд.л. 0,97. Тираж 100 экз. Заказ 302.
Редакционно-издательский отдел Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32.
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32.
г
I I
Í
РНБ Русский фонд
2005-4 29429
2005
1843
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нафикова, Гульнара Зарифовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
§ 1 Образование как традиционный предмет философии.
§ 2 Экологические ценности общества и роль образования в их формировании.
ГЛАВА II. ИМПЕРАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
§ 1 Мировоззренческие основы экологизации медицинского образования.
§ 2 Методологические проблемы, средства и критерии экологизации медицинского образования.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Нафикова, Гульнара Зарифовна
Современный уровень знания законов развития позволяет считать, что они в своей основе едины для неживой природы, органического мира и человеческого общества. Отличаются лишь конкретные проявления этих законов в зависимости от особенностей развивающихся объектов, от масштабов времени и пространства1.
1. Человеческая цивилизация в последние столетия развивается с ускорением, которое имеет три основных последствия: - глобализация системы "природа-общество"; - усиление взаимосвязей социальной подсистемы с природной средой; - нарушение сбалансированности в развитии отдельных частей системы. Разбалансирование отдельных частей системы "природа- общество" проявляется в том, что взрывной процесс развития науки и техники оказался необеспеченным соответствующим ускорением в других частях системы. Среди отставших оказались: Во-первых, биологическая природа человека. Скорость биологической эволюции значительно ниже скорости эволюции общества. Во-вторых, блок общественного сознания, нравственности и системы ценностей.
2. Важность философского анализа экологической проблемы определяется и тем, что философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений, в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объективному знанию.
3. Перемены в ценностных приоритетах, заново определяют отношение к ценностям общечеловеческой культуры. Подготовить человека с расширенным до общечеловеческих ценностей уровнем сознания — главная цель и задача общества в целом и института образования в частности. От
1 Северцов А.Н. Морфологические закономерности эволюции. M.-JI., 1939. того, какие культурные нормы, образцы поведения, укрепляющие жизнеспособность человека, будут предложены в качестве ориентиров системой образования, будет зависеть дальнейшее становление человека как творческого существа, определяющего судьбу мира.
4. Насущной потребностью современного этапа взаимоотношений человека и природы становится проведение комплексных экологических исследований. Помимо взаимосвязи общественных, физико-химических и технических наук с науками о Земле и биологией, необходима также тесная связь их с медициной. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки медицинского персонала образовательных учреждений, способного в полной мере осуществлять свои функции.
Социальная экология как самостоятельная дисциплина возникла сравнительно недавно, хотя некоторые элементы социально-экологической теории были заложены еще в 1920-х гг. Р. Парком, Ю. Бэрджессом и другими теоретиками Чикагской школы1. Развитие данной отрасли знания, и прежде всего ее теоретико - методологических оснований, тесно связано с развитием общества, изменением его целей и ценностей, сдвигами в общественном сознании. Лишь в последнее десятилетие философия экологического сознания усилиями Б.Докторова, М.Лауристина, В.Сафронова и Б.Фирсова стала обретать статус особого исследовательского направления2. Проблемы взаимодействия природы и общества стали обсуждаться в рамках других, пограничных с социальной экологией, дисциплинах: экономики3, истории4, демографии5, географии6, гидрометеорологии1 и др., причем все это были
1 Современная западная социология (словарь). М.: Политиздат, 1990
2 Докторов Б., Сафронов В. Экологическое сознание, социальная коммуникация и ситуация в обществе: закономерности связи и развития // Разработка научных основ изучения и формирования экологического сознания населения страны, ч. 1 / Отв. ред. Б. Фирсов. М.,1990; Lauristin М. Public participation as educational process. An East European view //T. Deelstra and 0. Yanitsky, eds. Cities of Europe: The Publi's Role in Shaping the Urban Environment. Moscow, 1991
3 Проблемы оптимизации в экологии / Отв. ред. И.Б. Новик. М.: Наука, 1978.
4 Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия / Ред. М. Ким. М.: Наука, 1981.
5 Демография и экология крупного города / Ред. Н. Толоконцев, Г.Л. Романенкова. JL: Наука, 1980.
6 Listengnrt F. Ecological aspects of urbanization //In: S. Manzoor Alam, W. Pokshishevsky, eds. Urbanization in development contries. Haydarabas: Osmania University A.P., 1976/P. 261-278 попытки преодоления своих узких дисциплинарных рамок, выхода в сферу междисциплинарных исследований. Этому способствовало и то обстоятельство, что вследствие ухудшения глобальной экологической ситуации, был, в частности, снят официальный запрет с системного анализа, вследствие чего в научный оборот была введена идея единства системы л общество-природа" . Социально-философский анализ этой системы стал разворачиваться в форме анализа методологических проблем междисциплинарности, экологического прогнозирования3.
В частности, Яницкому О.Н. удалось впервые ввести в научный оборот такие понятия, как экологический комплекс, несущая способность экосистемы, качество среды обитания и его восприятие, участие населения в принятии (экологически обоснованных) решений и др4. Позже систематический обзор работ зарубежных авторов был выполнен С. Баньковской5.
Начиная с конца 80-х годов, в отечественной науке развернулась интенсивная разработка теоретических, общечеловеческих проблем экологического развития общества. Философские работы в области экологии публикуются такими авторами, как Э.А. Араб-Оглы, В.Д. Комаров, Н.Н.Моисеев, С.Н.Соломина, И.Т. Фролов, Т.Х.Шахназаров и другие.6
Первый блок литературы - это социально-философские концепции, варьирующие идею русского ученого-геохимика В. Вернадского о будущем человечества как о переходе биосферы в ноосферу (Кочергин А.Н., Марков
1 Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. JL: Гидрометеоиздат, 1977. 2
Гирусов Э.В. Система "общество-природа": проблемы социальной экологии М.: МГУ, 1976; Глазычев В. Социально-экологическая интерпретация городской среды. M.: Наука, 1984.
3 Хильми Г.Ф. Уроки биосферы // Методологические аспекты исследования биосферы / Ред. И. Новик, Г. Хильми, А. Шаталов. M., 1975.
4 Яницкий О.Н. Урбанизация и социальные противоречия капитализма: критика американской буржуазной социологии. М.: Наука, 1975.
5 Баньковская С. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991.
6 Араб-Оглы, Э.А. Демографические и экологические прогнозы: Критика буржуазных концепций. M.: 1978; Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1982.
Ю.Г., Васильев Н.Г., Глазычев В.В., Дерябо С.Д., Левин В.А., Биджиева Р.У.)1.
Другой блок литературы - это работы демографов и специалистов по системному анализу на тему "пределов роста", причем в зависимости от авторов акцент делается или на ограниченных возможностях несущей способности биосферы, или на исторической ограниченности индустриального общества (Абрамов Ю.Ф., Ахиезер А.С., Коган Л.Б., Яницкий О.Н., Толоконцев Н.И., Романенкова Г.Л., Денисовский Г.Н., Мозговая А.В.)2.
Третий блок работ - это исследования философов-естествоиспытателей, причем весьма противоречивые. С одной стороны, утверждается, что вся биосфера неизбежно превратится в биотехносферу, с другой - что техносфера должна быть "встроена" в биосферу. Влиятельные социальные философы (Баранов А.В., Будыко М.И., Докторов Б., Новик И.Б., Сукорукова JI.H., Сафронов И.П., Хейдметс М., Шубин А.В.)3 утверждают, что в отличие от индустриального общества западного типа, для российского общества выявить доминирующую социальную парадигму просто невозможно.
Наиболее эмпирически развитые направления в отечественной социальной экологии состоят из нескольких тематических блоков. Первый -изучение зависимости анти - или проэкологического поведения от типа личности и ее сознания (Баньковская С., Баранов А.В., Докторов Б., Сафронов В., Яницкий О.Н.). Второй - исследование дифференциации данной озабоченности в зависимости от пола, возраста, социального
1 Марков Ю. Социальная экология. Новосибирск, 1986.; Глазычев В. Социально-экологическая интерпретация городской среды.М.: Наука, 1984.
2 Ахиезер А.С., Коган Л.Б., Яницкий O.H. Урбанизация, общество и НТР//Вопросы философии 1969,№2; Демография и экология крупного города/Ред. Н.И. Толоконцев, Г.Л. Романенкова.Л.: Наука, 1980; Денисовский Г.М., Мозговая А.В. Человек и окружающая среда. М.: ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1992.
3 Докторов Б., Сафронов В. Экологическое общественное мнение: состояние, дифференцирующие факторы и концепции//Разработка научных основ изучения и формирования экологического сознания./Отв. ред. Б. Фирсов.М.;1990; Хейдметс М. Феномен персонализации окружающей среды: Теоретический анализ. Таллин,1988; Шубин А.В. Экологический кризис и социальные реформы//Экодвижение в России: проблемы и пути выхода из кризиса. M.; 1994. положения и других конституирующих признаков (Денисовский Г.М., Мозговая А.В., Коган Л.Б., Моисеев Н.Н., Новик И.Б,). Третий - изучение ценностных ориентаций участников экологических движений (Александрова Л.А., Дружинин В.Ф., Коган Л.Б., Красилов Л.А., Михеев А.В., Иноземцев А.А., Халий И.А., Цепилова О.И.).
Ни одна из концепций, именующих себя социально-экологическими, не делала попыток соотнести теоретические построения с реальными социальными процессами. И это вполне объяснимо: в социальной философии того времени отсутствует главное звено - концепция доминирующей социальной парадигмы. Известный российский социолог и социальный философ О.Яницкий предложил Парадигмы Системной исключительности и Системной адаптируемости1.
Проблемы формирования экологического сознания в вузах, экологизации технической деятельности и техники также разрабатываются отечественными исследователями (Ярошенко В.Н., Яницкий О.Н., Шубин А.И., Хильми Г.Ф., Сафронов И.П., Прохоров Б.Ф.).
Если взять гносеологический и социально-философский способы рассмотрения явлений, то в сущности второй из них представляет собой один из аспектов первого. Чтобы раскрыть истинные социально-экономические причины (факторы, детерминанты корни и т.д.) тех или иных элементов социальной жизни, надо познать собственную природу этих причин, т.е. определенных элементов объективной действительности, которые управляют данным обществом, поведением людей и т.д. Другими словами, познание объектов, их собственной природы является предпосылкой адекватного познания причинно-следственных связей между элементами социальной жизни и поведением людей, с одной стороны, и объективными природно-социальными условиями этих связей - с другой. Таким образом, познание
1 Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур//Соц. исследования. 1994, №3 объективной природы явления, выступающего причиной чего-либо в духовной сфере общества, и познания причинной связи - единый процесс. Гносеологический и социально-философский (теоретико-познавательный и социально-причинный) подходы в аксиологическом анализе экологических императивов в образовательном процессе выступают в неразрывном единстве.
Объект исследования - система образования в условиях трансформирующегося общества.
Предмет исследования - императивы экологической этики в медицинском образовании.
Цель исследования - анализ реального состояния процесса экологизации высшего профессионального (медицинского) образования, выявление основных направлений и разработка практических рекомендаций по его оптимизации.
В соответствии с целью в диссертации решаются следующие задачи:
- обосновать, что осознание принадлежности человека к планетарному сообществу и биосфере есть основа экологического императива: наряду с вечными ценностными идентификациями (принадлежности к семье, стране, нации), возникает и укрепляется ценностная идентификация с планетарным сообществом;
- определить императивы экологической этики, характеризующие новую парадигму бытия: осознание общества и природы как функционально равных частей единого целого; установление «внешних» пределов деятельности и ограниченности биофизических ресурсов; установление «внутренних» пределов в деятельности и ограниченность возможности физической и психической адаптации человека; преодоление укоренившейся в социальных и гуманитарных науках установки об определяющей роли человека в социоприродном процессе;
- выявить и проанализировать ценностно-поведенческие стереотипы и типы экологического сознания студентов, характеризующие уровень экологической культуры;
- определить средства и критерии экологизации образовательного процесса.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: обоснована тенденция экологизации науки и научного знания, (выявлена одна из форм этой тенденции - развитие наук, переходных от экологии к наукам медицинского цикла: медицинская экология, экология человеческих болезней, экологическая физиология человека, геогигиена);
- доказано, что экологическое сознание и экологическое мышление, будучи понятиями одного порядка, находятся в диалектической взаимозависимости (в объект-субьектных и субьек-объектных отношениях, когда объект - это экологическое сознание, а субъект - экологическое мышление) и определяются включенностью социального субъекта в практику (природопотребляющую и природоохранительную);
- доказано, что экологизация образования возможна лишь в обществе, в котором принципы антропоцентризма (человек есть центр и высшая цель мироздания, а природа лишь как инструментальная ценность) заменены ценностными доминантами экоцентризма (глобальная взаимосвязь всего живого и включенность человека лишь как части в эту систему);
- выявлены ценностно-поведенческие стереотипы экологического сознания студентов (антропоцентрический и экоцентрический), характеризующие уровень экологической культуры будущих врачей.
Методологической базой исследования является социокультурный и аксиологический подходы.
Теоретической основой исследования являются труды классиков философско-этической мысли, работы отечественных философов, культурологов, педагогов, социологов, психологов.
Эмпирическая база диссертации представлена результатами исследования молодежных аспектов концепции экологизации высшего медицинского образования, разработка которой проводится на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета.
Теоретическое значение диссертационной работы состоит в выявлении сущности содержания, характера и особенностей процесса экологизации высшего профессионального образования и выработке теоретико-концептуальных основ его оптимизации.
Практическая значимость работы заключается в определении основных факторов, средств, форм, воздействующих на экологизацию высшего профессионального образования и на формирование экологической системы ценностей. Результаты исследования могут быть использованы при организации учебного процесса, разработке учебных планов и программ для системы высшего профессионального образования, в преподавании социальной философии, социальной антропологии, социальной медицины, этики, культурологии.
Апробация исследования. Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации были апробированы на международной и региональной научно-практических конференциях: Международная научная конференция «Инновационные процессы в системе образования» (г. Курск, октябрь 2003); Научно-практическая конференция «Школа. Вуз. Наука» (г. Бирск, апрель 2003); Научно-практическая конференция «Социально-правовые проблемы охраны окружающей среды в современных условиях» (г. Уфа, октябрь 2004), а также изложены в выступлениях на методических семинарах, в статьях, опубликованных в межвузовских сборниках «Человек. Общество. Образование» (г. Уфа, 20032005 гг.).
Общий объем публикаций по теме составил 1,8 п.л.
Структура диссертации - в соответствии с поставленной целью и задачами, диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Императивы экологической этики в образовательном процессе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце ушедшего XX столетия произошло осознание пределов роста индустриальной цивилизации. Ярче всего это видно в появлении глобальных проблем. Представители мировой общественности хорошо обосновали варианты возможного развития человечества на ближающее время, каждый из которых ведет к гибели человечества, если не будет найдено альтернативы современной техногенной цивилизации.
Поиски спасительных альтернатив побудили философов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развивались в противовес техногенной. Речь идет о ценностях обществ, мировоззрение которых выполняло охранную функцию по отношению к природе и, было пронизано космическим мироощущением. Стали актуальными учения древнекитайских даосов с принципов недеяния в противовес европейскому активизму^ учение индусско-буддийской традиции ненанесения вреда живому, христианская концепция человека как духовного существа; философия русского космизма (Федоров, Вернадский) с его представлением о человеке как космическом событии. Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Леви-Стросс, Лосев, Башляр, Хейзинг и других, пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только трех последних столетий европейской цивилизации, падает надежды на положительные ответы на вопрос: "Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе"? Это означает и включение в образование экологического императива. Техническое мышление приобретает сейчас отчетливо выраженный сциентический характер, становится системным. В деятельность специалиста настойчиво вторгается экологическая культура, ибо широта интеллектуальных горизонтов и владение концептуальным аппаратом современной науки и философии становится характерной чертой технического творчества. Преподавание технических и медицинских дисциплин, поэтому, не должно быть отторгнутым от философии, истории науки и техники, от экологической проблематики и человеческих ценностей.
Альтернативы экологизации образования нет, ибо сегодня необходимы не просто специалисты, а личность для жизни в цивилизованном обществе. Наше исследование посвящено философии образования и прежде всего медицинского образования. В современной образовательной системе проявляются две тенденции - личностная и когнитивная.
Уже начиная с XVIII века, в европейских университетах, начинается движение за внедрение в учебный процесс дисциплин, ориентирующихся на человеческие и экологические ценности. Однако бурное развитие естествознания, а затем и техники в новое время подавило тенденцию на экологизацию образования и привело к утверждению когнитивной, т.е. сциентистической линии в образовательной практике. Объективно потребовалась ориентация на науку, т.е. целенаправленное использование научных знаний, методов, что опредмечивалось в новой технике и технологии. Следствием такой ориентации стало возникновение сциентистского стиля мышления в ущерб экологическому. Единая культура раскололась на гуманитарную и техническую, утратив былую тотальность.
В настоящее время идет интенсивное внедрение в образовательную систему экологического императива и в этой связи необходимо подчеркнуть несколько моментов: а) современный научно-технический процесс объективно требует преодоления узкой специализации и технократических установок, а это невозможно без расширения культурного пространства специалистов, а значит и культурного горизонта учащихся вузов; б) последнее означает, что современное высшее профессиональное образование должно быть синтезом экологической и технической культуры; в)основным направлением экологизации образования должно быть выявление экологического потенциала самих общенаучных, технических и медицинских дисциплин; г) сам процесс экологизации образования не является данью моде, самоцелью, а служит формированию в равной мере как компетентного специалиста, творчески мыслящего профессионала, так и личности в полном смысле этого слова, способного подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям.
Все это требует изменения программ и учебников по естественно-техническим дисциплинам. Помимо блока дисциплинарных тем, должен быть гуманитарный и экологический блок, ориентирующий на синтез обучения специальности и воспитания, на развитие культуры личности. При обновлении учебных программ и учебников должны быть учтены: межпредметные связи; фундаментализация обучения; принцип историзма в изложении материала; экологический императив.
Информатизация общественной жизни, возникновение глобальных проблем и в особенности экологической, дальнейшее расширение технической сферы общества резко обнаружили минусы традиционных подходов в образовании:
1 .Экологизация профессионального образования сегодня настоятельная потребность, ибо научные знания, технический прогресс, сама профессиональная производственная деятельность должны быть детерминированы и подчинены экологическим ценностям и целям.
2.Господствующая пока концепция экологизации малоэффективна, поскольку она ориентирует на внешний путь, т.е. на расширение в учебных планах цикла экологических дисциплин.
Концепция экологизации образования, изложенная в работе, исходит из следующих принципов:
- преподавание экологических предметов необходимо в контексте изучения философии, социологии, истории, культурологии, религиоведения;
- главным направлением должна стать экологизация самих общенаучных и общетехнических дисциплин, ибо по существующей традиции на экологические предметы смотрят как на досадную помеху;
- выявление мировоззренческого и культурного потенциала в самих общенаучных и общетехнических дисциплинах, отказ от узкотехницистского мышления;
-средствами выявления культурно-экологического потенциала общенаучных, общетехнических и медицинских дисциплин должен стать анализ мировоззренческих и методологических проблем этих предметов, историко-научный, историко-технический, биографический материал.
В ближайшие десятилетия антропогенная нагрузка на биосферу будет расти. Если в 1904 г. Вернадский говорил о том, что однажды наступит время, когда человеку придется взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу биосферы, то в 1990 г. это время уже давно наступило. И, по-видимому, первой задачей, которая встает перед цивилизацией, будет проблема оценки предельных нагрузок на природу, которые еще разрешены человеку. Это означает, что человек в первую очередь должен знать границы тех воздействий на биосферу, которые не приведут к бифуркационным значениям ее параметров, что может повлечь непредсказуемое изменение характеристик окружающей среды. В результате может возникнуть такая биосфера, в которой места человеку уже не будет. Такое требование и есть основная составляющая экологического императива.
Установлению условий экологического императива суждено превратиться в одно из фундаментальных направлений современной науки, причем эта деятельность потребует синтеза многих дисциплин. Но главная трудность в том, что определение условий экологического императива нуждается в изучении биосферы как единого целого. А это потребует не только разработки отдельных специальных методик, но и создания одной общенаучной методологии.
Список научной литературыНафикова, Гульнара Зарифовна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Агаджанян Н.А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М., 1994.-247с.
2. Алексеев В. П. Очерки экологии человека. М., Наука, 1993. - 191с.
3. Александрова Р.А., Смолянов А.В. Экология и мораль. М., 1984.-203с.
4. Аббаньяко Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни.- СПб: Алетейя, 1998.-310 с.
5. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1992. - 335 с.
6. Абдуллин А.Р. Культура и символ. Уфа, Гилем, 1999.- 217 с.
7. Агаркова Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия: Диссертация кандидата филос. наук. Чита, 2002. -154 с.
8. Александер Ф., Селестник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание и до наших дней.- М.: Прогресс, 1995. 608 с.
9. Ю.Алексеев В.П. Очерки экологии человека.- М., Наука, 1998. 191 с.
10. П.Алмаев Г.Н. Экологические аспекты религиозного сознания: дисс. канд. филос. наук. Казань, 2000. - 171 с.
11. Алтухов В.Л. Логический аспект взаимоотношения философии и науки // Вопросы философии, №1, 1981. С. 86-98.
12. Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального философского образования // Теория и практика физической культуры, №8, 2002. С. 5-7.
13. Ахияров К.Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы: монография / К.Ш. Ахияров, Т.И.Петрова, Л.Г.Наумова. Министерство образования Р.Ф. Стерлитамакский гос. мед. инст. Стерлитамак, 2001.-140 с.
14. Афонина В.Н. Глобальная экология и проблема культурной традиции //Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы) М.: Наука, 1986. - С. 303-316.
15. Баранова В. И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М., 1989. - С. 76-80.
16. Бганба-Церера В.Р. Экология души: ненасилие путь в грядущее. -СПб., 1994.-196 с.
17. Будыко М.И. Глобальная экология. М., Мысль, 1977. - 327 с.
18. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, №8, 1981. -С.78-89.
19. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа человека // Теория и практика физической культуры. -№1, 1999. С. 22-27.
20. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. -348 с.
21. Барковская А.В. Современная экологическая ситуация: мифы и реальная картина // Научная картина мира как феномен культуры: Тезисы конференции / Изд-е Башк. ун-та. Уфа, 1992. - С. 11-12.
22. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры, №1, 2001. С. 50-56.
23. Белов В.И. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой // Теория и практика физической культуры, №3, 1989. С. 6-8.
24. Бердяев Н.А. Смысл истории М.: Мысль, 1990. - 175 с.
25. Бессонов Б.Н. Гуманизм и технократизм как жилы духовной ориентации // Философские науки, №1, 1988. С. 43-54.
26. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры, №9, 1997. С. 18-20.
27. Волховских Р.Н., Карпенко В.Б., Логинов А.В. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры, №8 1997. С. 51-53.
28. Брекман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии, №2, 1982. С. 48-53.
29. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой, М.: Агроплиздат, 1987.- 174 с.
30. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Мысль, 1984. - 272 с.
31. Великов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, №11, 1988. -С.6-17.
32. Венедиктов Д.Д., Чернух A.M., Лисицин Р.П., Кричагин В.И. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения // Вопросы философии, №7, 1979. С. 102-113.
33. Вернадский В.И. Размышления натуралиста, кн. 2. М., Наука, 1977. -191с.
34. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира М., 1991.- 196с.
35. Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 2000. - 284 с.
36. Галеева А. М. Экологическое образование и воспитание: проблемы, решения // город, природа, человек (проблемы экологического воспитания) М., 1982.
37. Галеева A.M., Курок М.А. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: Методологическое пособие для руководителей теоретических семинаров. М.: Московский рабочий, 1978. - 168 с.
38. Гарковенко Р.В. и др. Общество и природа (принцип взаимодействия) // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Философия» М.: Знание, 1974. -64 с.
39. Гвишиани Д.М. Глобальные проблемы и роль науки в их решении // Вопросы философии, №7, 1979. С. 91-101.
40. Герасимов И.П. Экологические проблемы прошлой, настоящей и будущей географии мира М.: Наука, 1985. - 281 с.
41. Герасимов И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Общество и природная среда. Сборник М.: Знание, 1980.-С. 66-78.
42. Герасимчук А.А. Человек и природа / Критика религиозно-идеалистической интерпретации экологических проблем / Киев: Вица школа. Изд-во при Киев, ун-те, 1981. - 144 с.
43. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии М.: Наука, 1983. - С. 105-117.
44. Глазачев С.Н. Управление экологическим образованием: новые альтернативы // Экология и жизнь, №1, 1996. С.68-70.
45. Голубец М.А. Актуальные вопросы экологии. Киев: Наукова дума, 1982. - 157 с.
46. Гор Эл. Земля на чаше весов: экология и человеческий дух. М.: ППП, 1993.-432 с.
47. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФ РАН, 2002.204 с.
48. Горелов А.А. Экология наука - моделирование (Философский очерк) - М.: Наука, АН СССР, Институт философии, 1985. - 207 с.
49. Гордиенко А.Н. Искусство и экология // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика» М.: Знание, №5. 1984. - 64 с.
50. Григорьев Ал.А. Экологические уроки прошлого и современности /Под ред. Академика К.Я.Кондратьева J1.: Наука, - 1991. - 252 с.
51. Гринин JLE. Формации и цивилизации // Философия и общество, №2, 1998.-С. 5-89.
52. Гирусов Э. В. Система «общество-природа»: проблемы социальной экологии. М.: МГУ, 1977. 166с.
53. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998. - 154с.
54. Гирусов Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989. - 63с.
55. Глазычев В. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984. 180 с.
56. Гусейнов А. А. Природа как ценность культуры // Экология, культура, образование. М., 1989. - С. 5-11.
57. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии.-М., 1990.-С. 278-303.
58. Демография и экология крупного города / Ред. Н. Толоконцев, Г. J1. Романенкова. JL: Наука, 1980. 157 с.
59. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону, 1996. 176 с.
60. Девятова С.В. Купцов В. И. Развитие естествознания в контекстемировой истории. М., 1998. - 145с.
61. Дружинин В. Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М.; 1996. 309с.
62. Давыдова Г.А. Единство человека и природы как философская проблема // Взаимодействие общества и природы (Философско -методологические аспекты экологической проблемы) М.: Наука, 1986. -С. 5-24.
63. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. - 415с.
64. Депенчук Н.П., Дроздова Г.Д. Нравственные аспекты современной экологии // Интегрирующая функция экологии в современной науке (В помощь методологическим семинарам) Сборник научных трудов. -Киев: Наукова думка,1987. С. 17-31.
65. Депенчук Н.П., Крисаченко B.C. Экология и теория эволюции (Методологический аспект)- Киев: Наукова думка, 1987. 240 с.
66. Диалектика в науках о природе и человеке. Труды 111 Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. -М.: Наука, 1983.-431с.
67. Дрейер O.K., Лось Б.В., Лось В. Л. Экологические проблемы развивающихся стран (теоретико методологические и социально -политические аспекты).- М.: Наука - 1983. - 174 с.
68. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе; Методы и средства обучения. М., 1993. - 146 с.
69. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном, сознании //. Вопросы психологии, №3, 1999. С. 83-88.
70. Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология» М.: Знание, -№8, 1991 - 64с.
71. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992. 206с.
72. Кочергин А. Н„ Марков Ю. Г. Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск, 1987. - 222с.
73. Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии, №1, 1998. С. 65-75.
74. Карчавцев О А. Молодежь, Природа, Воспитание. JL: Знание, 1982. -32 с.
75. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке.- М.: Гардарика, 1998. 784 с.
76. Категории философии и категории культуры.- Киев: Наукова думка, 1983. 343 с.
77. Кашапов Р.Ш. Введение в основные экологические проблемы Башкирии.- Уфа, БГПИ, 1992.
78. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу.- М.: Мысль, 1972. 312 с.
79. Киселев Н.Н. Влияние экологических исследований на стильмышления в современной науке // Интегрирующая функция экологии в современной науке (в помощь методологическим семинарам) -Сборник научных трудов. Киев, 1987. - С. 4-17.
80. Киселев Н.Н. Объект экологии и его эволюция (Философскометодологический аспект) Киев.: Наукова думка, 1979. - 136 с.
81. Киселев Н.Н. Мировоззрение и экология Киев: Наукова думка, 1990. -216 с.
82. Клесова Э.В. Природа и человек: Философский очерк Мн. Изд-во БГУ, 1979. - 176 с.
83. Когай Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социально политический журнал (Социально - гуманитарные знания), №6,1998. - С. 85-101.
84. Когай Е.А. Ценностные регулятивы экологического сознания: дисс. докт. филос. наук, М.: 2001. - 312 с.
85. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1955.
86. Кочергин А.Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования. М.: 1996. - С. 246-266.
87. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития.- М.: Наука, 1982. 214 с.
88. Кошелова В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность, №1, 1993. С. 153-162.
89. Крапивенский С.Э. Социальная философия- М.: Гуманитар. Изд-во Центра ВЛАДОС, 1998. 416 с.
90. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки по истории представлений о взаимоотношении природы и общества М.: Наука, 1988. - 416 с.
91. Кузнецов Г.А. Экология и будущее: анализ философских оснований глобальных прогнозов.- М.: Изд-во МГУ, 1988. 160 с.
92. Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции.- Уфа: РИО Баш ГУ, 1998.- 164 с.
93. Культура и экология: время встречи (беседа с академиком Д.Лихачевым) // Человек и общие проблемы природопользования. Нар.ун-т, фак. «Человек и природа» М.: Знание, №10, 1987. - 96с.
94. Кун Т. Структура научных революций М.: Прогресс, 1975.
95. Курманова Г.,Багдасарева H.JL Экологический миф вчера и сегодня // Общественные науки и современность, №5, 1998. С. 131 -136.
96. ЮЗ.Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород: «Нижний Новгород», 1994. 199 с.
97. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс.-Традиция , 2001. 240 с.
98. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура //Вопросы философии, №5, 1989. С. 3-19.
99. Культура человек - философия: к проблеме интеграции и развития. //Вопросы философии, №1, 1982, С. 33-51.
100. Лавриненко Л.Я. Учебно-политический комплекс как эффективное средство экологического воспитания // Социально-политический журнал, №6,1998. С. 207-212.
101. Лаптев И.Д. Социально-философские аспекты взаимодействия общества и природы. М.: Знание, 1975. - 64 с.
102. Лепехин И.И. Продолжение дневных записок путешествия академика и доктора медицины Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб, 1802. - 338 с.
103. Липицкий B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд. Моск. ун-та, 1977. - 56 с.
104. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. - Л.: Наука.
105. Ленингр. отд-ние, 1985. 575 с.
106. Лось В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема.//Вопросы философии, №5, 1982. С. 128-135.
107. Лось В.А. Человек и природа (Социально-философские аспекты экологических проблем) М.: Политиздат, 1978. - 224 с.
108. Лолор П. Клиническая иммунология.— М., 2000. 128 с.
109. Льянц Р. Медико-биологическая статистика.— М.,1997 2001. - 372с.
110. Леопгард К. Акцентуированные личности.— М., 1981. 217с.
111. Мамедов Н.М. Ценностные установки и техническое освоение природы // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Наука, 1981. -С.170-216.
112. Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования //Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995. - 219с.
113. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. М., 1996. - С. 1-12.
114. Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1998. 260 с.
115. Марьянин А. Судьбе вдогонку. М., 2000. - 118 с.
116. Матвеев В.Ф. Морфологические изменения в головном мозге при экспериментальной лизергиновой интоксикации. М.: Медицина, 1976.-290 с.
117. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.— Новосибирск: Наука, 1999. 158 с.
118. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. - 219 с.
119. Методологические и социальные проблемы медицины: Сб. научных трудов / Ред. Михайлова Е. П.; Моск. мед. стоматологический ин-т им. Семашко Н. А. М., 1999. - 145 с.
120. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999. 129с.
121. Матрос JI. Г. Социальные аспекты проблемы здоровья.— Новосибирск: Наука, 1992. 158 с.
122. Медицина и средства массовой информации / Ред. Покровский В.И., Саркисов Д.С.; АМН СССР.—М.: Медицина, 1991. 271 с.
123. Методологические и социальные проблемы медицины: Сб. научных трудов / Ред. Киселев А. А.; ВНИИ социальной гигиены и орг. здравоохранения им. Н.А. Семашко. М., 1988. - 319с.
124. Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994. - 194 с.133.0шмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник -Ярославль, 1998. 240 с.
125. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия / Ред. М. Ким. М.: Наука, 1981. 156 с.
126. Особенности социального поведения населения региона, пострадавшего от чернобыльской катастрофы / Ред. А. Мозговая, М.: ИС РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1993.- 233с.
127. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. - 364с.
128. Ольков С.Г. Общественные болезни.— Тюмень, 1996. 330 с.
129. Петров К. М. Общая экология. М., 1998. С. 317-326.
130. Прохоров Б. F. Экология человека: эволюционный аспект/ Эволюционная и историческая антропоэкологня. М., 1994. - С.47-65.
131. Первая медицинская ассамблея «Здоровье человека». Н.Новгород, 15-18 мая 1991. Стенограмма.— М.: Рос. фонд «Здоровье человека», 1992.- 512 с.
132. Поляков И.В. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебник для вузов.— М.: Владос, 2000. 196с.
133. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы игипотезы) М., 1994. - 364с.
134. Смирнов С. В., Муратова Е. П. Организационное поведение. М., 1997. -67с.
135. Соколов В., Яницкий О. Об актуальных направлениях социально-экологических исследований // Социологические исследования., №2, 1982.
136. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997. - 167с.
137. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. М., 1982.-256с.
138. Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. канд. философ, наук. М., 1992. - 213с.
139. Снежневский А. В. Избранные труды.— М., 1986. 162с.
140. Социальная гигиена.— М., 2000. 217с.
141. Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни, М., 2001.- 187 с.
142. Социальные проблемы здравоохранения / Ред. Коф-ман Ф. Я.— М., 2000. 208 с.152.4-ый Соловецкий общественно-политический форум «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры»: Тезисы докладов научн. конф. Архангельск, 1992. - 159 с.
143. Социальные проблемы в медицине.— Л.: Медицина, 1969. 169с.
144. Федоров Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 176с.
145. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. М., 1987. - 494 с.
146. Халий И. А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре //Социологические исследования, № 12, 1992.
147. Халий И. А. Экологические проблемы в предвыборных программах кандидатов в народные депутаты СССР (выборы 1989 г.). М., 1990.-С. 40-47.
148. Халий И.А. Экологическое движение в условиях крупного индустриального центра России. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1994. 27с.
149. Царегородцев Г.И., Полис А.Ф. Социальные проблемы медицины.— М.: Медицина, 1968. 114с.
150. Черносвитов Е.В. От эпидемиологии здоровья к институту социальной медицины (к постановке актуальной проблемы) // Психология зрелости и старения. № 3. - С. 115-122.
151. Черносвитов Е.В. Социология глобального старения. Социально-медицинские аспекты // Черносвитов Е.В. Социальная медицина.— Владивосток, 2000. С. 215 - 300.
152. Человек, предприятие, город / Ред. Р. Нооркыйв, X. Аасмае, Д. Тамм. Таллин, 1986. 247с.
153. Человек, среда, общество. Таллин, 1989. 220с.
154. Человек, среда, пространство. Тарту, 1979. 194с.
155. Яницкий О. Взаимодействие человека и биосферы как предмет социологического исследования // Социологические исследования. № 3, 1978.
156. Яницкий О. Н. Двенадцать гипотез об альтернативной экополитике // Социологический журнал, № 4, 1994.
157. Яницкий О. Н. Индустриализм, и инвайронментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования, № 3, 1994.
158. Яницкий О. Н. Экологические движения: методологические вопросы международных сопоставлений // Социологические исследования. № 10, 1991.
159. Agavelov V., Brudny A., Bozhukova Н., Kavtaradze D., Orlova E., Yanitsky 0. Ecopolis programme. Moscow, 1985. 114p.
160. Barbash N. Technics of the socio-geographic study of population urban environment protection // In; W. Michelson and 0. Yanitsky, eds. Cities and
161. Ecology. Vol. I. P. 64-67.
162. Beck U. Risk society. Towards a new modernity. London: Sage Publications, 1992. 347p.
163. Bozhukova H., Kavtaradze D. Main works on the programme «Ecopolis» (Synopses of publications. 1979-1982). Pushcino, 1983. 202p.
164. Cotton W., Dunlap R. Environmental sociology: a new paradigm // American sociologist., vol. 13, № 2, 1978. P. 41-48.
165. Downs A. Up and down with ecology: the issue attention cycle // Public Interest. № 28, 1972. P. 38-50.
166. European integration and environmental policy / J. D. Liefferink, P. D. Lowe and A. P. J. Mol, eds. London, N.-Y.: Belhaven Press, 1993. 119p.
167. Fomichov S. A short history of the Party (of Greens) // The Third Way. № 4, 1994. P. 7-9.
168. Fomichov S. Again to the crisis question // The Third Way, № 4, 1994. P. 3-6.
169. Glazychev V. The research project «Naberezhnye Chelny» in the Soviet Union // T. Deelstra, 0. Yanitsky, eds. Cities of Europe. The Public's Role in Shaping the Urban Environment. M.: Mezhdunarodnye Otnoshenia, 1991. -P. 195-211.
170. Kavtaradze D. «Ecopolis» — an interdisciplinary program // Commission of the USSR for UNESCO (bulletin), № 1, 1984. P. 26-29.
171. Khalyi I. Environmental and national movements in Russia: Allies or adversaries? Paper presented at 13th World Congress of Sociology, 18-23 July, Bielefeld, Germany, 1994. 16 p.
172. Khalyi I. Local ecological conflicts in the USSR // In: Nikula J., Melin H., eds. Fragmentary visions on social change. Working papers. Sarja В 34: Univ. of Tampere, 1992. P. 67-68.
173. Khalyi I. The environmental movement in Russia: contemporary trends // On the Other Hand. Vol. 1. № 3.1993. P. 5-13.
174. Kogan L. Urbanisation et culture urbaine // Recherches Internationales. № 83-2, 1975. P. 29-42.
175. Lauristin M. Public participation as an educational process. An East European view // T. Deelstra and 0. Yanitsky, eds. Cities of Europe: The Public's Role in Shaping the Urban Environment. Moscow, 1991. 147p.
176. Listengurt F. Ecological aspects of urbanization // In: S. Manzoor Alam, W. Pokshishevsky, eds. Urbanization in development contdes. Haydarabad: Osmania University A. P., 1976. P.261-278.
177. Luhmann N. Risk: a sociological theory. N.-Y.: Aldin de Gruyter, 1993. -267p.
178. Chernosvitov E.Y. Age, health, and employment.—Englewood Cliffs; N. Y.: Prentice Hall, 1996. - 182 p.
179. Chernosvitov E.V. Assessing the contributions of the social sciences to health: Publ. for the Amer. assoc. for the advancement of science / Ed. by Brenner M. N. et al.—Boulder: Westview press, 1999. 216 p.
180. Armstrong D. Political Anatomy of the Body: Medical Knowledge in Britain in the Twentieth Century.—Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 114p.
181. Brooks-Cunn J. Weight concerns as chronic stressors in women/BarnettR., BienerL., BaruchG.K. (eds.) Gender and Stress. New York: The Free Press, 1997.-P. 218-254.
182. Auer F., Burri S. Lebensplannung und Gesundheit: Modelle einerLebensphilosophie.— Basei: Recom, 1998. 169 p.
183. Bakal D. A. Psychology and Medicine.-New York: Springer, 1999. 217p.
184. Health and Work Under Capitalism: An International Perspective / Berman D. M. (eds.).-Farmingdale, N. Y.: Bavwood. 1998. 196p.
185. Kagan A., Levi L. Health and environment: Psychosocial stimuli, a revier// Social Sience and Medicine. 2001. P. 225-241.
186. Kahn R.L. Work and health: Some psychosocial effects of advanced technology / Gardell В., Johansson C. (eds.) Working Life.- N.Y.: Wiley 2001.-P. 17-37.
187. Kaplan H., Johson R., Bailey C., Simon W. The sociological study of AIDS: A critical review of the literature and suggested research agenda // J. of Health and Social Behavior, 28, 2001. P. 140-157.
188. Kaplan J., Manuck St., Clarkson Th., Lusso F., Taub D., Miller E. Social stress and atherosclerosis in normocholesterolemic monkeys // Science.-220 (4,598).-P.733-735.
189. Karliner J.N., Faber D. The other revolution: Nicaragua's environmental crisis// Utne Reader.-2000.-January-February. P.54-65.
190. Brazier M. Medicine, patients and the law.- Harmondsworth etc.: Penguin books, 2000. XXIII. -375 p.
191. Bryant J. Health and the developing world.-Ithaca-London: Cornell univ. Press, 2000. XXVI. - 345 p.
192. Burger E.J. Protecting the nations health: The problems of regulation.-Lexington books (Health), 2000. XVII. -245 p.
193. Byrne D.S., Harrisson S.P., Keithley I., McCartny P. Housing and health: The relationship between housing conditions a. the health et council tenants.- Aldershot: Gower, 2000. X. - 149 p.
194. Cartwright F.F. A social history of medicine.-L; N. Y.: Londman, 2001.209 p.
195. Charriere H. Papillon. Panter Books Ltd Frogmore, St Albans, Herts AL2 2NF. 1970. 98 p.
196. ChemosvitovE.V. The deviation & delinquention behaviour teenager in Russia. Social medicine problems // Measuring Health-related QL in social & clinical Trials.-Paris-Chantilly. 2001. P. 215-354.
197. Chemosvitov E.V. Quality of Life Assessment & Mental Disorders of the Chernobyl disaster aftermath Liquidators // Mental Health: Epidemology & Social medicine needs. Malaysia, 2001. - P. 31-51.
198. Chemosvitov E.V. The escapism of the infants in Russia. Social medicine problems // Global Health Equity. UNESCO-2001. P. 178-231.
199. Class and health: Research and longitudinal data. Ed. by Wirkinson R. G. for the Econ. a. Social research council.-L; N. Y.: Tavistock publ., 2000. -136p.
200. Colloque enseignement de l'economoile de la sante et de la sociologie medicale, Paris, 18 et 19 janv // Economie et santel.-№ 3, 2001. 81p.
201. Contemporary health services: Social science perspectives. Ed. by Johnson A. W. of al.-Boston: Auburn house, 1999.-XV.- 272 p.
202. Crisi della medicina: Propste de iniziativa polit. di massa // Berlinger G., Cappeli V., Cecchini M. et al; A cura del Circho «Gioanni Castello» e delle Arciusp haz.- Roma: Ed. riuniti, 2000. 227 p.
203. The cultural crisis of modern medicine / Ed. by Ehrenreich J.-/N. Y.; L: Month. Rev. Press, 2000. -VIII.-300 p.
204. Doherty W.J., Campell Th.L. Families and health.-Beverly Hills; L: Sage, 2001.-159 p.
205. Dubos R.I. Mirage of health, Utopias, progress, and biological change // World perspectives.-Vol. 22. -N. Y.: Harpei, 2001. 236 p.