автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Мусаева, Зухра Мусаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия"

Мусаева Зухра Мусаевна

На правах рукописи

Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия (на примере Республики Дагестан)

специальность 09.00.13. - религиоведение, философская антропология, философия культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 5 Р.ЕН да

Махачкала - 2008

003457925

Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор философских наук, профессор Кафаров Тельман Эмиралиееич

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор исторических наук, профессор Муртузалиев Сергей Ибрагимович

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Дагестанский государственный

технический университет

Защита состоится 26 декабря 2008 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д-212.053.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» по адресу: 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

Автореферат опубликован на сайте ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» wvvw.dgu.iu

кандидат философских наук Нурилова Альбина Захарьяевна

Автореферат разослан 21 ноября 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

К.Г. Гусаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Современное общество характеризуется как информационное, в котором качество жизни, социальные изменения зависят от использования информации. Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества. В то же время переход к информационному обществу, основанный на производстве, рхпросграненки и внедрении информации в общественное бьгтие вызывает социально - ^льтурные сдвиги и воздействует на духовную сферу человеческой жизнедеятельности.

Республика Дагестан только вступает в информационное общество и находится в начальной фазе информатизации. Приходится констатировать, что на уровне регионов на сегодняшний день недостаточно квалифицированных специалистов, знакомых с новейшими информационными технологиями; в управлении отсутствует системность знаний и перспектив развития информационной сферы.

Социокультурная ситуация в Республике Дагестан, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Представители различных этаоконфессиональных групп, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Мощный импульс идущий со стороны повседневности, обусловил интерес и внимание всего общества к

проблемам антропотока. Этноконфессиональные регионы, в том числе и Дагестан, стоят перед решением социально-этнического вопроса: как сохранить себя, сбои культурные образы и традиционную идентичность.

Следует отметить, что и гуманитарные науки на сегодняшний день пока не смогли предложить целостную теоретическую модель, с помощью которой можно было бы определить новейшие интенции воздействия информационной культуры на массовое сознание вообще, и этнокульутрное в частности. Это связано с тем, что процессы взаимосвязи информационной культуры и этнокультурного сознания не являются приоритетными для отечественной философской мысли. В этой связи постановка проблем взаимодействия и взаимовлияния информационной культуры и этнокультуры в условиях формирования глобального информационного общества является весьма актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду 80-х - началу 90-х гг. XX века. Наибольший вклад в развитие теории информационного общества как модификации концепций постиндустриального общества внесли Д.Белл, П. Дракер, М. Кастельс, Р. Катц, Й. Масуда, М. Порат, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер. Среди российских ученых следует отметить Р.Ф. Абдеева, B.JI. Иноземцева, А.И.Ракитова. Более прикладной характер носят работы таких авторов, как И.Ю.Алексеевой, О.Н. Вершинской, В. Емелина, Т.В.Ершовой и Ю.Е.Хохлова, И.С.Мелюхина, JI.B. Сморгунова, А.В.Чугуиова и Н.В.Борисова, А.Е. Шадрина, которые анализируют проблемы и перспективы реализации тех или иных теоретических моделей информационного общества на практике.

Степень разработанности проблемы непосредственно определяется наличием в философской литературе работ, обнаруживающих параллели между современными тенденциями развития культуры и технологическими

новациями в информационной деятельности. Этому вопросу посвящен ряд исследований, среди которых в первую очередь следует выделить работу Ж,-Ф. Лиотара - "Состояние постмодерна" (1979 г.), в которой впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания и других представителей постструктуралистской и постмодернистской мысли, среди которых можно выделить Ж. Бодрийяра, Э. Сведенборга и др.

Большой вклад в изучение проблем информационной коммуникации внесен специалистами в области философии, социологии, политологии: Я.Н.Засурским, Е.П. Тавокиным, E.JI. Вартановой, Е.П. Прохоровым, С.Г. Корконосенко, М.Н.Грачевым, Ж.Жерстлем, М.М.Назаровым, В.П.Териным, В. Д. Поповым, A.B. Шевченко, О.Н. Савиновой, Т.Н. Арсеньевой.

Проблема становления информационного общества и формирования информационной культуры в Дагестане рассмотрена фрагментарно и представлена большей частью в научных статьях О.М. Гусейнова, Г.М. Курбанова, М.Г. Курбанова, С.И. Мутрузалиева.

Завершая анализ литературы, следует отметить, что на сегодняшний день практически нет работ, особенно монографического характера, посвященных месту и роли информационного общества в формировании информационной культуры с учетом этноконфессионального многообразия региона. Региональный уровень проблемы восприятия современной информационной культуры (применительно к условиям Республики Дагестан) также практически еще не разработан. Именно актуальность проблемы, ее недостаточная изученность и побудили автора восполнить данный пробел.

Объектом исследования выступает современное информационное общество как объективная реальность.

Предмет исследования - информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия.

Цель н задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ возможностей этноконфессионального региона в адаптации к современным информационным процессам.

Достижение данной цели предполагает решение следующих научных задач:

1. Выявить характер влияния развития современных глобальных информационных процессов на информационную сферу российского общества и средства массовой информации;

2. Исследовать особенности формирования информационной культуры в современном обществе;

3. Определить механизмы формирования информационной культуры и ее влияние на становление и развитие личности в поликультурной среде.

4. Выявить роль социально-культурной функции информации в формировании этнического и конфессионального сознания.

5. Проанализировать изменения, происходящие в этническом и религиозном сознании, под влиянием массовой культуры и глобализационных процессов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автор проводит системный анализ воздействия информационной культуры на сложившуюся в Дагестане этнокультуру.

Непосредственно элементы новизны проявляются в следующем:

• осмыслена роль информационной культуры, применительно к ее новым проявлениям в обществе;

• предложена авторская интерпретация понятий «информационная культура», «этнокультурная идентификация»;

• выявлен и проанализирован антропологический механизм формирования личности в условиях воздействия на нее информационной культуры;

• систематизированы и охарактеризованы особенности влияния информационной культуры на культурные традиции народов Дагестана с учетом этнического и конфессионального факторов;

• предложены адаптационные элементы во взаимном воздействии этнокультуры и информационной культуры в современном дагестанском обществе.

В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Информационное общество радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. В современном мире основным объектом человеческой деятельности становится производство, обмен и потребление информации. Свободная циркуляция информации в обществе позволяет ей стать важнейшим фактором экономического, национального и личностного развития. Роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция ее темпов дает основание говорить о качественном преобразовании характера общественного развития.

2. Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационно-коммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-технологического процесса.

3. Информационная культура открывает новые возможности общественного прогресса, в совершенствовании всей жизнедеятельности

человека. Она обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтнический, наднациональный и надгрупповой характер. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

4. Важным требованием к личности в современную эпоху является ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

5. Информационная культура является важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнополитическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы соинально-культурного развития общества, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны. Полиэтничность современного российского общества является неоспоримым историческим фактом, именно поэтому информационное взаимодействие становится предметным и результативным, если оно сосредоточивается на изучении объектов и процессов, объединенных общностью пространства. Это диктует параллельно с понятием «этногенез» использовать понятие «демогенеза» - общей истории населения конкретной территории.

6. Сущностью генезиса сознания дагестанцев в постсоветскую эпоху является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление традиционных общественных форм сознания. Результатом этого процесса явился рост влияния этнических и национальных факторов в сознании народов Дагестана. Для кавказских этнических групп характерным является формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности. В целом в сознании мусульман на постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая - в форме «традиционного ислама», и религиозная - в форме «чистого ислама». Разнонаправленность этих интенций сначала приводит к различной самоидентификации и возникновению конфликта в сознании мусульман, а затем к напряженности, вызываемой столкновением противоположных действий доминирующих исламских групп.

7. Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозные чувства формировались, контролировались и поддерживались влиятельными религиозными организациями, а индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность, то в условиях общества информационного типа человек получает свободу совести. Во многом такая свобода носит иллюзорный характер, так как в условиях несформированной личности она зависит от власти общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Теоретико-методологической основой исследования являются широко используемые в современной западной и отечественной философии традиционные и нетрадиционные методы и концепции, принципы и методы познания. Это, прежде всего принцип системности, структурно-функциональный и сравнительно-исторический метод.

Поскольку тема диссертационного исследования находится на стыке нескольких дисциплин, диссертант использован философскую,

религиоведческую, социологическую и культурологическую литературу, в которой в той или иной степени рассматривались вопросы формирования информационного общества и развития информационной культуры в современном российском и дагестанском обществе, проблемы значения и ценности информации в жизнедеятельности общества, сущности и содержания информационного потенциала, особенностей освоения информации индивидами и т.д.

Эмпирическая база исследования. В процессе работы использовался эмпирический материал, почерпнутый из статистических сборников, периодической печати, научной литературы, материалов конкретных социологических исследований, выполненных автором в г. Махачкала среди молодого поколения (всего опросом было охвачено 1000 респондентов). Также был осуществлен контент-анализ материалов центральных и региональных СМИ по проблеме формирования ценностей и идеапов российских и дагестанских граждан современными средствами массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что основные ее положения и выводы можно использовать в дальнейшей разработке теоретических проблем философской антропологии, философии культуры, социологии коммуникаций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций при анализе актуальных проблем развития современного информационного общества, в практической деятельности государственных, общественных и религиозных организаций по адаптации этнокультурных и конфессиональных общностей к современным информационным процессам. Значимость исследования состоит также в том, что результаты исследования могут быть задействованы при подготовке курса в рамках таких дисциплин, как религиоведение, культурология, философия и другие.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на кафедре прикладной социологии ГОУ

ВПО «Южнофедеральный университет» и изложены автором на 10 научно-практических конференциях различного уровня. Основные положения диссертации апробированы в ходе чтения курсов «Информационные технологии в социальной сфере», «Правовая информатика», «Информация как объект правовой защиты» на социальном и юридическом факультетах Дагестанского государственного университета. По теме исследования опубликовано 12 работ общим объемом 4 усл. печ. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих в общей сложности семь параграфов, заключения, библиографического списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении дается общая характеристика диссертационного исследования, а именно: излагаются общие положения диссертации, раскрывается ее актуальность, степень разработанности проблемы, научная новизна, определяется цель исследования и научно-практическое значение, приведены формы и способы научно-практической апробации основных положений диссертации.

В первой главе «Теоретико-методологические основы информационной культуры» рассматривается содержание и диалектическое взаимодействие понятий «информация», «информационная культура», «информационное общество», анализируется влияние информации на социокультурное развитие современного общества.

Первый параграф «Информация как социокультурный феномен» посвящен философскому изучению становления информационного общества с точки зрения историзма.

Автор, анализируя различные теории информационного общества, сформулированные в работах Д.Белла, З.Бжезинского, Э. Тоффлера, Т. Веблена, М. Пората, Е. Масуда, Т. Стоуньера, Р. Каца и др., приходит к выводу, что роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее

информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция темпов этого возрастания свидетельствует о качественном преобразовании характера общественного развития.

Современное информационное пространство невозможно без деятельности людей, что является определяющим фактором рассмотрения информации как социально значимого феномена. Осознание роли информации, произошедшее благодаря процессам информатизации, изменило представление об общественном развитии и социальном прогрессе и стало причиной формирования информационного подхода к обществу в целом, отдельным его звеньям и элементам, различным сторонам его жизни. В ходе развития общества постепенно начал выделяться приоритет информации относительно других ресурсов, а бурное развитие техники и технологии передачи информации вызвало стремительную экспансию информационной деятельности.

Современное информационное общество способствует появлению новой философской парадигмы, центральным понятием которой становится информация как доминанта общественного сознания. Центральный концепт системы подразумевает целый круг связанных с ним и между собой парадигматическими связями понятий, за которыми стоят реалии, формирующие социокультурное бытие современного человека. Все это привело к тому, что информационное общество радикально преобразовало социокультурное пространство, одновременно формируя так называемую информационную культуру.

Во втором параграфе «Проблемы формирования информационной культуры в современном обществе» рассматривается информационная культура как элемент макропроцессов, происходящих в обществе, определяется ее предмет как способ сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования.

По мнению автора, информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в

знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации. К основным компонентам информационной культуры автор относит: развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационно-коммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-технологического процесса.

Информационная культура имеет свое сложное системное строение, соответствующее системной организации информационной деятельности, поскольку между ними имеется диалектическая связь. Системность информационной деятельности является объективной основой представления информационной культуры в качестве сложного, внутренне противоречивого целого. Информационная культура обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтннческий, наднациональный и надгрупповой характер и открывает новые возможности общественного прогресса, так как посредством ее человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

Автор выделяет такие важнейшие компоненты информационной культуры, как умение правильно воспринимать различную информацию, выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач, строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, анализировать информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем и интерпретировать полученные результаты, предвидеть последствия собственных действий, умение подчинить свои интересы тем нормам поведения, которым необходимо следовать в интересах общества.

Вторая глава «Антропологический аспект формирования информационной культуры» рассматривает связь и зависимость личностного фактора и синергетики процессов общественного развития.

Первый параграф «Информационная культура и ее влияние на развитие личности» посвящен анализу процессов воздействия информационной культуры на развитие личности.

Переход информационному обществу сопровождается развитием социума по нормам личностного развития - через углубление, выработку идентичности и аутентичности, соотношения различных идентичностей в диалоге и полифонии различных миров, культур, мировосприятие, явлений и процессов, не учитывать которые уже не представляется возможным.

Современное разнообразие форм жизнедеятельности не позволяет личности замкнутся в узкие рамки профессиональной информационной культуры, а предполагает как усвоение определенных мировоззренческих ориентиров, так и разносторонние научные знания, усвоение эргономики, информационной безопасности. Более того, информационная культура в социокультурном аспекте предполагает формирование у личности определенных нравственных идеалов и эстетического освоения действительности. Следовательно, информационная культура в антропологическом аспекте предусматривает не только научное знания челевека-личности, но усвоение определенных духовно-нравственных, политических, правовых и эстетических ценностей. Человек должен правильно отражать объективный мир и его изменять, эмоционально переживать, оценивать все с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, гармоничного и негармоничного, гуманного и антигуманного. В связи с этим роль личности, как нравственной основы бытия человека, в эпоху информатизации усиливается, так как многократно возрастают возможности влияния отдельного человека на информационные процессы всего общества. Это актуализирует у личности сочетание максимальной

индивидуальной свободы с высокой мерой ответственности за свои поступки.

К важному требованию к личности в современную эпоху автор относит ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. По мнению автора, эти личностные качества в условиях информатизации общества как раз и обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

Во втором параграфе «Проблемы социализации личности в условиях информационного общества» на основе философских, социологических, психологических концепций и теоретических подходов к понятию «социализация» исследуется сущность процесса социализации в современных условиях.

Социализация, по мнению автора - это двусторонний, взаимообусловленный процесс взаимодействия человека и социальной среды, предполагающий как его включение в систему общественных отношений посредством усвоения социального опыта, так и самостоятельное воспроизводство этих отношений, в ходе которого формируется уникальная, неповторимая личность. В данном определении отражено как воздействие социальной среды на становление личности, так и обратное влияние личности на процессы обновления социальной жизни. При такой интерпретации понятия «социализация» достигается понимание формирующейся личности не только как объекта социализации, а, прежде всего, как субъекта общественных отношений.

В процессе информатизации общества ключевой фигурой является человек. Личность, с одной стороны, существует в информационной среде и изменяется под ее воздействием, с другой - сама непосредственно воздействует на социальную среду и способствует ее изменению в ходе своей деятельности.

Расширение современных информационных возможностей и рост коммуникационных процессов открывает новые перспективы для современного общества, оказывая влияние на его социокультурное развитие. Оптимизация адаптивных процессов личности при освоении ею социокультурной среды в настоящее время заключается в сочетании технологизации данных процессов с индивидуальным подходом к ее особенностям, что позволяет характеризовать социализацию как социальный тип деятельности, который носит всеобщий характер или становится всеобщим. При этом автор полагает, что факторы и компоненты процесса социализации нельзя считать завершенными, в силу того, что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия. Кроме того, само общество, в зависимости от собственных изменений, может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности. Следовательно, расширение современных информационных возможностей и рост коммуникационных процессов открывает новые перспективы для современного общества, оказывая влияние на его социокультурное развитие.

В третьем параграфе «Влияние современных коммуникаций на развитие полиэтничной культуры» на основе структурно-функционального подхода изучается воздействие средств массовых коммуникаций на развитие этнической культуры.

Восприятие и оценивание одного этноса другим - это непосредственная реакция на контакт с иноэтнической средой. В условиях полиэтничного общества возрастает роль средств коммуникаций как условий взаимопонимания между представителями различных этносов, культур,

конфессий и стабильности в общественном развитии. Учитывая возрастающее значение средств массовой информации, автор рассматривает их как позитивное или негативное управляющее воздействие, форму социального контроля масс.

Информационные технологии являются важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнокультурными процессами в обществе. По мнению автора, они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны.

Полиэтничность современного российского общества является неоспоримым историческим фактом, именно поэтому информационное взаимодействие становится предметным и результативным, если оно сосредоточивается на изучении объектов и процессов, объединенных общностью пространства. Это в свою очередь диктует параллельно с понятием «этногенез» использовать понятие «демогенеза» - общей истории населения конкретной территории.

В третьей главе «Социокультурные особенности восприятия информационной культуры в условиях этноконфессионального разнообразия (на примере Республики Дагестан)» изучается характер этноконфессионального разнообразия Дагестана, рассматривается его поликультурность и исследуется адаптивный потенциал дагестанского социума к условиям культуры информационного общества.

В первом параграфе «Этнокультурная идентификация в условиях информационного общества» автор определяет этнокультурную идентичность как сложный социально-психологический феномен, не сводимый к простому акту идентификации (отождествления, осознания общности) индивида с этнокультурным образованием, но включающий глубинное сознательно-бессознательное переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные.

Вместе с основными благами, которые несет в себе информационное общество, человек получает также унификацию быта, массовую культуру, определенный стандарт «современного человека». Наступает кризис личности и кризис самоидентификации, которые сливаются в один поток, выражающий противостояние обыденности и прогресса. В этих условиях актуализируется этнокультурная идентичность, которая занимает особое место в ряду прочих форм социальной идентичности в силу свойственной ей интегрирующей функции.

Анализируя этническую идентификацию народов Дагестана, автор отмечает, что их этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, дагестанцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость дагестанских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Вместе с тем, развитие культур народов Дагестана идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Свойственное человеку стремление к социальной интеграции требует определенного механизма согласованности в виде определенных культурных установлений, разделяемых представителями всех структурных сегментов общества. Именно единая культура в результате и определяет границы социальной общности, одновременно формируя у ее индивидов представления о единстве на основании общих культурных признаков. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов Дагестана.

Для кавказских этнических групп характерным является формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности. В целом, в сознании исламского населения на

постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая - в форме «традиционного ислама», и религиозная - в форме «чистого ислама». Разнонаправленность этих интенций сначала приводит к различной самоидентификации и возникновению конфликта в сознании мусульман, а затем к напряженности, вызываемой столкновением противоположных действий доминирующих исламских групп. Активизация этичности ведет к дальнейшему дроблению кавказских народов, стремлению установить многочисленные межэтнические границы, обособиться друг от друга. Активизация же религиозности ведет к преодолению межэтнических границ, началу объединения тюркско-кавказских этнических групп в единый национально-государственный суперэтнос. Таким образом, этническая ментальность как способность этнического самосознания посредством определенных общественных установок и особенностей психики размышлять, чувствовать и воспринимать окружающую реальность, к концу XX века не только не потеряло свое значение, но, наоборот, на сегодняшни!} день играет значительную роль в социокультурных процессах. Это позволяет констатировать тот факт, что человек XXI века не превратится в очередной феномен научно-технического прогресса, не останется серой, безликой массой «стандартных современных людей», а сохранит свою уникальную индивидуальность, групповую индивидуальность, свою этническую память и свое этническое прошлое.

Во втором параграфе «Специфика динамики религиозности в современном информационном обществе» автор отмечает, что религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозное чувство формировались, контролировались и стабилизировались влиятельными организациями, то в условиях общества информационного типа человек получает иллюзию свободы совести, так как власть церкви и государства над

совестью индивида заменяется властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Религиозное сознание человека информационного общества синкретично, оно представляет собой смесь религиозных представлений всех эпох и народов. Исследуя влияние информационного общества на религиозность дагестанской молодежи, автор получил следующие результаты: назвал себя верующим 301 человек (45,5%), среди них мужчин -22%, женщин - 23,5%. Колеблющихся, или неопределившихся оказалось 37,5% с небольшим преобладанием мужчин (21%) над женщинами (16,5%). 17% отнесли себя к неверующим, с более чем пятикратным перевесом мужчин 95 (14,4%) над женщинами 17 (2,6%). Заметна также трансформация традиционной религиозности в новый тип сознания с преобладанием неопределенных верований. На уточняющий вопрос: "Во что веруете?" следовали ответы: "В нечто сверхприродное...", "В высший разум..." и т.д.

Неверие примерно треть респондентов объясняет отсутствием религиозного воспитания и религиозных семейных традиций, еще треть -несовместимостью научного знания с религией. Среди опрошенных наблюдается отождествление религиозности и национального (этнокультурного) самоопределения, то есть устойчивый стереотип традиционного религиозного сознания. К определенным конфессиям причислили себя 522 человека. Обнаружено весьма поверхностное знание священных текстов, религиозных обрядов и предписаний, а также несоблюдение последних преобладающим большинством опрошенных. Менее 4% респондентов регулярно соблюдают религиозные обряды, подавляющее же большинство лишь иногда участвуют в обрядах и праздниках.

Если в недавнем прошлом телевидение играло заметную роль в формировании ценностных ориентации индивида, то сегодня это влияние ослабло. Лишь каждый пятый из числа опрошенных предпочитает проводить свободное время у телевизора. Что касается Интернета как средства

информации и досуга, то он пока еще не получил широкого распространения в Дагестане и 80% респондентов не рассматривают его в качестве источника религиозной информации.

В целом, на основе проведенного исследования, автор делает вывод, что наличие групп с отличающейся культурой и религией в Дагестане играет стабилизирующую роль, поскольку именно они являются проводниками идеи равенства людей независимо от национальной или религиозной принадлежности, и видят основу единства этносов республики в региональной и психологической общности, "заземляя" накал этнических страстей. Существование таких групп придаёт всей сложной системе межнациональных отношений в поликультурном регионе устойчивость и стабильность. Одним из основных противоречий автор считает противоречие между толерантностью, формируемой информационной средой, и сохраняющимися императивами поведения, выработанными тысячелетиями традиционализма.

В Заключении подводятся итоги, обобщаются основные выводы и результаты проведенного исследования.

Основные публикации по теме диссертации:

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Культура мира как основа стабильности многонационального и поликонфессионалыюго региона//Обсерватория культуры. 2007.№3. С.95-98.

В других изданиях

2. Информационное обеспечение государственной безопасности в глобализирующемся мире// Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана. Материалы региональной научно-практической конференции. - Махачкала 2007. 0,5п.л.

3. Применение информационного подхода при подготовке социальных работников// Формирование' 'л сЬциалыю-педагогической активности выпускников педагогических колледжей и вузов для работы в социалыю-образовательной сфере. Региональная 'научно-практическая конференция. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. 0,25 п.л.

4. Этническая и информационная культура: единство и противоречия// Социально-экономические, правовые и культурные проблемы региона в эпоху глобализации. Материалы региональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2004.0,25 п.л.

5. Этнические конфликты и информационная безопасность общества// Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов северного Кавказа: Региональная научно-методическая конференция:-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.0,25 п.л.

6. Развитие личности студента посредством компьютерного обучения // Материалы конференции: «Дагестан в правовом пространстве России». -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.0,4 пл.

7. Возможности Интернет в повышении образовательного уровня студентов // Материалы 2-й региональной научно-практической конференции «Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании». Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.0,13 пл.

8. Компьютеры как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями// Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Социализация детей с ограниченными возможностями в системе образовательных и социальных учреждений». Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001.0,25 пл.

9. Перспективы развития студентов с помощью Интернет-технологий //Материалы региональной научно-практической конференции «Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании». -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.0,25 пл.

10. Компьютерное образование через игровые технологии как новая тенденция в образовательном процессе //Тезисы докладов IV Региональной межвузовской научно-практической конференции.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.0,25 пл.

11. Проблемы технологии в компьютерно-информационном образовании //Проблемы гуманитарного образования: Межвузовский центр.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.0,5 пл.

12. К вопросу о влиянии информационных компьютерных технологий на психические процессы //Проблемы гуманитарного образования: Межвузовский центр.- Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.0,25 пл.

Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Бумага офсетная. Тир. 100 экз. Размножено ПБОЮЛ «Зулумханова» Махачкала, ул. М. Гаджиева, 34

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мусаева, Зухра Мусаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Информация как социокультурный феномен.

1.2. Проблемы формирования информационной культуры в современном обществе.

ГЛАВА 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1. Информационная культура и ее влияние на развитие личности.

2.2. Проблемы социализации личности в условиях информационного общества.

2.3. Влияние современных коммуникаций на развитие полиэтничной культуры.

ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗНООБРАЗИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН).

3.1. Этнокультурная идентификация в условиях информационного общества.

3.2. Специфика динамики религиозности в современном информационном обществе.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Мусаева, Зухра Мусаевна

Актуальность диссертационного исследования. Современное общество характеризуется как информационное, в котором качество жизни, социальные изменения зависят от использования информации. Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества. В то же время переход к информационному обществу, основанный на производстве, распространении и внедрении информации в общественное бытие вызывает социально - культурные сдвиги и воздействует на духовную сферу человеческой жизнедеятельности.

Республика Дагестан только вступает в информационное общество и находится в начальной фазе информатизации. Приходится констатировать, что на уровне регионов на сегодняшний день недостаточно квалифицированных специалистов, знакомых с новейшими информационными технологиями; в управлении отсутствует системность знаний и перспектив развития информационной сферы.

Социокультурная ситуация в Республике Дагестан, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Представители различных этноконфессиональных групп, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Мощный импульс идущий со стороны повседневности, обусловил интерес и внимание всего общества к проблемам антропотока. Этноконфессиональные регионы, в том числе и Дагестан, стоят перед решением социально-этнического вопроса: как сохранить себя, свои культурные образы и традиционную идентичность.

Следует отметить, что и гуманитарные науки на сегодняшний день пока не смогли предложить целостную теоретическую модель, с помощью которой можно было бы определить новейшие интенции воздействия информационной культуры на массовое сознание вообще, и этнокульутрное в частности. Это связано с тем, что процессы взаимосвязи информационной культуры и этнокультурного сознания не являются приоритетными для отечественной философской мысли. В этой связи постановка проблем взаимодействия и взаимовлияния информационной культуры и этнокультуры в условиях формирования глобального информационного общества является весьма актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду 80-х - началу 90-х гг. XX века. Наибольший вклад в развитие теории информационного общества как модификации концепций постиндустриального общества внесли Д.Белл, П. Дракер, М. Кастельс, Р. Катц, Й. Масуда, М. Порат, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер. Среди российских ученых следует отметить Р.Ф. Абдеева, B.JL Иноземцева, А.И.Ракитова. Более прикладной характер носят работы таких авторов, как И.Ю.Алексеевой, О.Н. Вершинской, В. Емелина, Т.В.Ершовой и Ю.Е.Хохлова, И.С.Мелюхина, JI.B. Сморгунова, А.В.Чугунова и Н.В.Борисова, А.Е. Шадрина, которые анализируют проблемы и перспективы реализации тех или иных теоретических моделей информационного общества на практике.

Степень разработанности проблемы непосредственно определяется наличием в философской литературе работ, обнаруживающих параллели между современными тенденциями развития культуры и технологическими новациями в информационной деятельности. Этому вопросу посвящен ряд исследований, среди которых в первую очередь следует выделить работу Ж.-Ф. Лиотара — "Состояние постмодерна" (1979 г.), в которой впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания и других представителей постструктуралистской и постмодернистской мысли, среди которых можно выделить Ж. Бодрийяра, Э. Сведенборга и др.

Большой вклад в изучение проблем информационной коммуникации внесен специалистами в области философии, социологии, политологии: Я.Н.Засурским, Е.П. Тавокиным, E.JI. Вартановой, Е.П. Прохоровым, С.Г. Корконосенко, М.Н.Грачевым, Ж.Жерстлем, М.М.Назаровым, В.П.Териным, В. Д. Поповым, А.В. Шевченко, О.Н. Савиновой, Т.Н. Арсеньевой.

Проблема становления информационного общества и формирования информационной культуры в Дагестане рассмотрена фрагментарно и представлена большей частью в научных статьях О.М. Гусейнова, Г.М. Курбанова, М.Г. Курбанова, С.И. Муртузалиева.

Завершая анализ литературы, следует отметить, что на сегодняшний день практически нет работ, особенно монографического характера, посвященных месту и роли информационного общества в формировании информационной культуры с учетом этноконфессионального многообразия региона. Региональный уровень проблемы восприятия современной информационной культуры (применительно к условиям Республики Дагестан) также практически еще не разработан. Именно актуальность проблемы, ее недостаточная изученность и побудили автора восполнить данный пробел.

Объектом исследования выступает современное информационное общество как объективная реальность.

Предмет исследования - информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ возможностей этноконфессионального региона в адаптации к современным информационным процессам.

Достижение данной цели предполагает решение следующих научных задач:

1. Выявить характер влияния развития современных глобальных информационных процессов на информационную сферу российского общества и средства массовой информации;

2. Исследовать особенности формирования информационной культуры в современном обществе;

3. Определить механизмы формирования информационной культуры и ее влияние на становление и развитие личности в поликультурной среде.

4. Выявить роль социально-культурной функции информации в формировании этнического и конфессионального сознания.

5. Проанализировать изменения, происходящие в этническом и религиозном сознании, под влиянием массовой культуры и глобализационных процессов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автор проводит системный анализ воздействия информационной культуры на сложившуюся в Дагестане этнокультуру.

Непосредственно элементы новизны проявляются в следующем:

• осмыслена роль информационной культуры, применительно к ее новым проявлениям в обществе;

• предложена авторская интерпретация понятий «информационная культура», «этнокультурная идентификация»;

• выявлен и проанализирован антропологический механизм формирования личности в условиях воздействия на нее информационной культуры;

• систематизированы и охарактеризованы особенности влияния информационной культуры на культурные традиции народов Дагестана с учетом этнического и конфессионального факторов;

• предложены адаптационные элементы во взаимном воздействии этнокультуры и информационной культуры в современном дагестанском обществе.

В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Информационное общество радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. В формирующемся обществе информация выступает в качестве его важнейшего компонента, используется для производства новой информации и знаний. Роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция ее темпов дает основание говорить о качественном преобразовании характера общественного развития.

2. Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационнокоммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-технологического процесса.

3. Информационная культура открывает новые возможности общественного прогресса, в совершенствовании всей жизнедеятельности человека. Она обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтнический, наднациональный и надгрупповой характер. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

4. Важным требованием к личности в современную эпоху является ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

5. Информационная культура является важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнополитическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социально-культурного развития общества, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны. Полиэтничность современного российского общества является неоспоримым историческим фактом, именно поэтому информационное взаимодействие становится предметным и результативным, если оно сосредоточивается на изучении объектов и процессов, объединенных общностью пространства. Это диктует параллельно с понятием «этногенез» использовать понятие «демогенеза» - общей истории населения конкретной территории.

6. Сущностью генезиса сознания дагестанцев в постсоветскую эпоху является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление традиционных общественных форм сознания. Результатом этого процесса явился рост влияния этнических и национальных факторов в сознании народов Дагестана. Для кавказских этнических групп характерным является формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности. В целом в сознании мусульман на постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая - в форме «традиционного ислама», и религиозная - в форме «чистого ислама». Разнонаправленность этих интенций сначала приводит к различной самоидентификации и возникновению конфликта в сознании мусульман, а затем к напряженности, вызываемой столкновением противоположных действий доминирующих исламских групп.

7. Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозные чувства формировались, контролировались и поддерживались влиятельными религиозными организациями, а индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность, то в условиях общества информационного типа человек получает свободу совести. Во многом такая свобода носит иллюзорный характер, так как в условиях несформированной личности она зависит от власти общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Теоретико-методологической, основой исследования являются широко используемые в современной западной и отечественной философии традиционные и нетрадиционные методы и концепции, принципы и методы познания. Это, прежде всего принцип системности, структурно-функциональный и сравнительно-исторический метод.

Поскольку тема диссертационного исследования находится на стыке нескольких дисциплин, диссертант использовал философскую, религиоведческую, социологическую и культурологическую литературу, в которой в той или иной степени рассматривались вопросы формирования информационного общества и развития информационной культуры в современном российском и дагестанском обществе, проблемы значения и ценности информации в жизнедеятельности общества, сущности и содержания информационного потенциала, особенностей освоения информации индивидами и т.д.

Эмпирическая база исследования. В процессе работы использовался эмпирический материал, почерпнутый из статистических сборников, периодической печати, научной литературы, материалов конкретных социологических исследований, выполненных автором в г. Махачкала среди молодого поколения (всего опросом было охвачено 1000 респондентов). Также был осуществлен контент-анализ материалов центральных и региональных СМИ по проблеме формирования ценностей и идеалов российских и дагестанских граждан современными средствами массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что основные ее положения и выводы можно использовать в дальнейшей разработке теоретических проблем философской антропологии, философии культуры, социологии коммуникаций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций при анализе актуальных проблем развития современного информационного общества, в практической деятельности государственных, общественных и религиозных организаций по адаптации этнокультурных и конфессиональных общностей к современным информационным процессам. Значимость исследования состоит также в том, что результаты исследования могут быть задействованы при подготовке курса в рамках таких дисциплин, как религиоведение, культурология, философия и другие.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия"

Выводы по третьей главе

1. Мы определяем этнокультурную идентичность как сложный социально-психологический феномен, не сводимый к простому акту идентификации (отождествления, осознания общности) индивида с этнокультурным образованием, но включающий также глубинное сознательно-бессознательное переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные. Этнокультурная идентичность занимает особое место в ряду прочих форм социальной идентичности в силу свойственной ей интегрирующей функции.

2. Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет - совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность -это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них.

3. Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозное чувство формировались, контролировались и стабилизировались влиятельными церковными организациями, и индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность им под страхом не Божьего суда, а вполне земной расправы (вспомним, что вплоть до 17 октября 1905 г. отказ от православной веры в Российской империи был уголовным преступлением, наказывался лишением всех прав состояния и тюремным заключением), то в условиях общества информационного типа человек получает иллюзию свободы совести. Это именно иллюзия, поскольку власть церкви и государства над совестью индивида заменяется властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Заключение

В заключении подведем итоги нашего диссертационного исследования и сделаем следующие выводы:

Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. В формирующемся обществе информация не только выступает в качестве его важнейшего компонента, но и используется для производства новой информации и знаний. Роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция темпов этого возрастания дает основание некоторым исследователям говорить о качественном преобразовании характера общественного развития.

Рассмотрение информационной культуры как элемента макропроцессов, происходящих в обществе, приводит к формулировке ее предмета как способа сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования. Отсюда закономерно следуют этап эволюционирования общества и выход на историческую арену качественно различающихся своим отношением к информации социальных групп.

- Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационнокоммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-технологического процесса.

- Информационная культура имеет свое сложное системное строение, соответствующее системной организации информационной деятельности, поскольку между ними имеется теснейшая связь. Системность информационной деятельности является объективной основой представления информационной культуры в качестве сложного, внутренне противоречивого целого.

Информационная культура открывает новые возможности общественного прогресса, в совершенствовании всей жизнедеятельности человека. Она обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтнический, наднациональный и надгрупповой характер. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

В современных условиях возникает противоречие между потребностями общества в культурно развитой личности и теми объективными процессами в обществе, которые не только не способствуют, но даже затрудняют это развитие. В условиях функционировании информационной культуры люди начинают существовать как бы в двух разных мирах. Одни из них ориентированы на природу и культуру, другие -на информационную технологию. Культура опирается на естественное, технический мир - на искусственное. Между этими мирами идет борьба, в результате которой состояние природы и состояние культуры терпят поражение от экспансии техники.

- Разнообразие форм жизнедеятельности не позволяет личности замкнутся в узкие рамки профессиональной информационной культуры, а предполагает не только усвоение определенных мировоззренческих ориентиров, но и разносторонние научные знания, усвоение эргономики, информационной безопасности. Более того, информационная культура в социокультурном аспекте предполагает формирование у личности определенных нравственных идеалов и эстетического освоения действительности. Следовательно, информационная культура в социальном аспекте предусматривает не только научное знания челевека-личности, но усвоение определенных духовно-нравственных, политических, правовых и эстетических ценностей. Человек должен не только правильно отражать объективный мир и его изменять, но и эмоционально переживать, оценивать все с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, гармоничного и негармоничного, гуманного и антигуманного.

- Важным требованием к личности в современную эпоху является ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

- Представления этносов об окружающем мире и друг друге, будучи феноменом общественного сознания, нередко демонстрирует полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности. Этнические стереотипы (в узком смысле понятий) - это естественные составные элементы самосознания этноса, своего рода «коллективные представления», помогающие людям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей. На такие представления опираются национальные чувства, национальная гордость, патриотизм. Это схематичные нормы, стандарты самосознания общества, инструменты передачи от поколения к поколению форм социального и нравственного опыта. В этих условиях информационные технологии являются важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнокультурными процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны.

Мы определяем этнокультурную идентичность как сложный социально-психологический феномен, не сводимый к простому акту идентификации (отождествления, осознания общности) индивида с этнокультурным образованием, но включающий также глубинное сознательно-бессознательное переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные. Этнокультурная идентичность занимает особое место в ряду прочих форм социальной идентичности в силу свойственной ей интегрирующей функции.

- Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет - совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность — это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них.

- Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозное чувство формировались, контролировались и стабилизировались влиятельными церковными организациями, и индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность им под страхом не Божьего суда, а вполне земной расправы (вспомним, что вплоть до 17 октября 1905 г. отказ от православной веры в Российской империи был уголовным преступлением, наказывался лишением всех прав состояния и тюремным заключением), то в условиях общества информационного типа человек получает иллюзию свободы совести. Это именно иллюзия, поскольку власть церкви и государства над совестью индивида заменяется властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

 

Список научной литературыМусаева, Зухра Мусаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Пер. с англ. под ред. Иноземцева B.JI. / Д. Белл -М.: Academia, 1999.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Философия эпохи постмодерна. М.: Красико-принт, 1996.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

5. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

6. Дарендорф Р. Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе.- М.: Наука, 2005.

7. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Эссе о политике и свободе.- М.,1991.

8. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980

9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. // Хрестоматия по истории психологии. М.; МГУ, 1980.

10. Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

11. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994

12. Миллс Ч. Социологическое воображение. М.: Стратегия, 2001.

13. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Дегуманизация искусства и другие работы. М.:Радуга, 1991.

14. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8.

15. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897.

16. Тоффлер О. Америку ждет раскол или единство с азиатским оттенком // Независимая газета. 1994. 7 июня.

17. Тоффлер Э. Вторая волна. М.: ACT, 2002.

18. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003.

19. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. -М.: ACT, 1999.

20. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.:Луч, 1993.

21. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

22. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

23. Фромм Э. Пути из больного общества //Проблема человека в западной философии. М., 1998.

24. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ACT, 2001.

25. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

26. Юнг К.Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995.

27. Ясперс К. Духовная ситуация времени. СПб.: Белые альвы. 2005.1.. Исследования 2.1. Монографии

28. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XXI века: Учебное пособие / Р.Ф. Абдеев. — М., 1994.

29. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала, 1993.

30. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология. Ставрополь: СГУ, 1996. 4.1.

31. Арсеньева Т.И. Формирование информационной среды региона: Монография / Т.И. Арсеньева. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2000.

32. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

33. Вартанова E.JT. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе / Е.Л. Вартанова М.: Изд-во Московского университета, 1999

34. Ганцева Д. Этническая пресса в «простреливаемом» пространстве // Российская пресса в поликультурном обществе. // Российская пресса в поликультурном обществе. — М., 2005.

35. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация / М.Н. Грачев М.: НОУ МЭЛИ. 1999.

36. Гусаева К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности. Монография. -Махачкала, 2006.

37. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003.

38. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России /Я.Н. Засурский М.: Аспект-Пресс, 2001.

39. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

40. Иноземцев ВЛ. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000.

41. История теоретической социологии. М.: КАНОН + РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ» 2006. Т. 2.

42. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс М.:ГУ ВШЭ, 2000.

43. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко - этнографическая перспектива. - М.,: Наука 1988.

44. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. М.: Аспект-Пресс, 2001.

45. Крымшамхалов И. Карачаево-Балкаркие деятели культуры конца 19-начала 20 в. Изб. в 2 т. Т. 1. Нальчик, 1993.

46. Леонтьев А.А. Психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ и политической пропаганды //

47. Психологическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации. М., 2001.

48. Муртузалиев С.И. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (Эмпирические исследования в Дагестане и на Северном Кавказе). Махачкала, 2006.

49. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования / М.М. Назаров. М.: УРСС, 1999.

50. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

51. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971.

52. Попов В.Д. «Тайны» информационной политики / В.Д. Попов -Якутск, 2003.

53. Попов В.Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов М.: Изд-во РАГС, 2001.

54. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. -М.: Изд-во МГУ, 2005.

55. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. М.: РИП-Холдинг, 2005.

56. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / А.И. Ракитов. М.: Политиздат, 1998.

57. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991.

58. Розанов В.В. Религия и культура: сборник статей. М.: Правда, 1990.

59. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональный аспект): монография / О.Н. Савинова. Н. Новгород: Литера, 1998.

60. Сорокина В.Н. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.

61. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986.

62. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988.

63. Суханов А. П., Филоненко В. Г. От гусиного пера к компьютеру. — Новосибирск, 1999.

64. Тавокин Е.П. Журналистика в информационном обществе / Е.П. Тавокин М.: Изд-во РАГС, 2005.

65. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние современной России / Е.П. Тавокин. М.: Граница, 2005.

66. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы: Монография / А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2004.

67. Научные статьи, тезисы докладов

68. Абдуллаев М.А. Этнические процессы в современном Дагестане // Дагестанская правда. Махачкала. 2007, № 238 (05.09).

69. Авксентьев В.А., И.О. Бабкин, А.Ю. Хоц. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе // Социс. 2006. № 10(270).

70. Авшалумова JI.X. Роль культурного наследия в воспитании толерантности // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России -актуальная задача». Махачкала, 2007.

71. Адзиев Х.Г. Традиции и обычаи в культурном наследии народов Дагестана // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России -актуальная задача». Махачкала, 2007.

72. Алиев М. Г. Национальные процессы и приоритеты современной национальной политики Республики Дагестан // Дагестанская правда. 2004. 23 апреля.

73. Ачкасова В.А. Чугунов А.В. Регионализация: политика и информационные технологии // Социс. 2004. № 4.

74. Баранников В.П. Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социс. 2004. № 9.

75. Буторин В. Я. Информационная культура общества и личность // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. — Новосибирск, 1990.

76. Верховский А. Введение // Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М., 2002.

77. Виноградов В. А., Скворцов Л. В. Культура и информация // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1992. № 2.

78. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. 2004. №3.

79. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

80. Засурский Л.Н. Массовая коммуникация в современном мире /Я.Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия № 18. Социология и политология. 1999. № 3.

81. Затуливетер Ю.С. Компьютерная информация: от феномена к научной категории // Информация и развитие: Материалы междунар. науч. конф. "От истории природы к истории о-ва": (Сб. ст.). М., 2003.

82. Захаров А.В Традиционная культура в современном обществе // Социс. 2004. № 7.

83. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

84. Иноземцев В.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения / В.Л. Иноземцев // Вопросы философии. 1997. № 10.

85. Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социс. 2006. №11.

86. Ломакина Л.И. Информациональное общество Менуэля Кастельса // Новые идеи в философии. Пермь, 2006. - Вып. 15.

87. Малашенко А. Ксенофобия в постсоветском обществе // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

88. Малькова В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002.

89. Моисеев Н.Н. Информационное общество как возможный этап новейшей истории? // Экология и жизнь. М., 2006. № 8.

90. Оленев С. М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конфер. Краснодар -Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл. Краснодар, 1996.

91. Православные, неверующие // Известия. 2004. 16.01.

92. Ракитов А.И. Перспективы информационного общества в СССР: Проблемы концепции, социально-экономические трансформации // Информатизация общественного производства. М., 1989.

93. Силяева Е. Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества // Информационнаякультура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф. Краснодар Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл. -Краснодар, 1996.

94. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Собр. соч.: В 15 т. Т. III. М.: ЛОГОС, 1993.

95. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

96. Табайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс. Правомерен ли термин? // Дружба народов. 1989. № 2.

97. Тавокин Е.П. Информация как научная категория// Социс. 2006. №11.

98. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации / В.П. Терин // Социологические исследования.- 1997. № 11.

99. Хангельдиева И. Г. О понятии информационная культура // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф. Краснодар Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл. - Краснодар, 1996.

100. Эмануэль Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. СПб.,с 2000.

101. Батдыев А.А. Социально-философские аспекты информации. Дисс. . канд.филос.наук.- Ставрополь, 2000.

102. Валитов O.K. Социально-философские проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях. Автореф. дисс. . докт.филос.наук.- Уфа, 2000.

103. Магомедова М.А.Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе (на примере Республики Дагестан). Дисс. . канд.филос.наук. 09.00.11.- Махачкала, 2005.

104. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1999.

105. Литература на иностранных языках

106. Bell D. The coming of post-industrial society. N. Y., 1973.

107. Clark C. The conditions of economic progress. L., 1957.

108. Coomaraswamy A. (Ed.) Essays in Post-Industrialism: A Symposium of Prophecy Concerning the Future of Society. L., 1914.

109. Demenchonok E. Tecnocratismo у cultura // Rev.cubana de ciencias sociales. La Habana, 1986.-№10.

110. Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park L., 1993.

111. Drucker P.E. Post-Capitalist Society / P.E. Drucker. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.

112. Fourastie J. Le grand espoir du XXe siecle. P., 1949.

113. Gerstle J. La communication politique / J. Gerstle Paris: PUF, 1992.

114. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective / R.L. Katz. N.Y.: Praeger, 1988.

115. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.

116. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princton, 1962;

117. Martin W.J. The information society. L., 1988.

118. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence. // Futures, 1985, v.17. № 5.

119. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society / Y. Masuda -Wash: World Future Soc, 1983.1981.

120. Porat M. The Information Society: Development and Measurement / M. Porat, M. Rubin. Wash., 1978.

121. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978.

122. Riesman D / Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larrabee E., Meyersohn R. (Eds.). Mass Leisure. Glencoe (III.), 1958.

123. Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogenity-Heterogenity. In: Global Modernities. Ed. By M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. L.: Routledge, 1996.

124. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.

125. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. N.Y., 1994.