автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Длуговольский, Виктор Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания'

Текст диссертации на тему "Информационно-библиографическая культура музыканта-исполнителя и педагога как проблема музыкознания"

/У /

- .Х -

» «У"""

Магнитогорская государственная консерватория

ДЛУГОВОЛЬСКИЙ Виктор Павлович

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА КАК ПРОБЛЕМА МУЗЫКОЗНАНИЯ (на материале баянного искусства)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

по специальности 17.00.02. Музыкальное искусство

Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор, академик Международной академии информатизации, заслуженный деятель искусств России М. М. Берлянчик

Магнитогорск 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...............................................................................3

Глава !. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА БАЯНИСТОВ В СВЕТЕ

ДОСТИЖЕНИЙ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА.............18

§ 1. Основные тенденции в теории исполнительского искусства

и музыкальной педагогике XX века...................................................18

§ 2.Баянное искусство: обзор специальной литературы...................36

Глава 2. ВОПРОСЫ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА....69 § 1. Содержание и структура библиографических пособий по музыке

и музыкальному исполнительству.....................................................69

§ 2. О библиографической информации в области баянного

искусства....................................................................................102

§ 3. Принципы составления и модель структуры научно-библиографической монографии для музыкантов-исполнителей

и педагогов (баянистов).................................................................117

Заключение.........................................................................129

Приложение 1. Ретроспектива классификаций литературы в библиографических указателях по музыке и музыкальному

исполнительству..........................................................................135

Приложение 2. Список литературы...........................................163

Том 2. Приложение 3. «Искусство игры на баяне и аккордеоне: Аннотированный библиографический указатель литературы: 1900-1995».................................................................................193

Введение

«Библиография — удивительнейшая область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность во всех смыслах».

Д. С. Лихачев

«Действительно, без хорошо поставленной музыкальной библиографии — плохое житье музыковедению».

Б. В. Асафьев.

Значение духовного богатства и непреходящей ценности высокого искусства, в том числе классической музыки и академических жанров современного музыкального творчества, с новой силой осмысливается мировым сообществом на пороге XXI века, гуманистическая парадигма которого все более становится общепризнанной. Тем скорее они должны стать неотъемлемой частью сложного процесса духовного возрождения России на данном этапе ее исторического пути. В этом плане обновление и дальнейшее развитие отечественной культуры остро нуждается в кардинальном повышении социальной роли Музыки, значительном приближении ее различных отраслей к насущным потребностям современной культурной практики.

Важнейшая функция в этих процессах принадлежит музыкальной науке в целом и ее различным отраслям, которые на современной стадии развития музыкального искусства призваны существенно расширить круг своих профессиональных интересов, органично включив в него не только все более углубленное познание закономерностей композиторского, исполнительского и слушательского творчества, но и осмысление разнообразных условий, способных оптимизировать соответствующие стороны профессиональной деятельности музыкантов и таким образом повысить их социально-культурную значимость.

Поскольку исполнительство занимает, как известно, центральное положение в музыкальном искусстве, выполняя важнейшую социально-культурную функцию объективации, а следовательно, и анимации музыки, создаваемой композиторами и воспринимаемой слушателями, исполнительское музыкознание становится реальным фактором, содействующим повышению удельного веса серьезной музыки в современной отечественной культуре. Это особенно справедливо в отношении российской науки о музыкальном исполнительстве, имеющей немалые достижения в исследовании природы и закономерностей музыкально-исполнительской деятельности, инструментальной и вокальной.

Однако существует значительный разрыв между этими достижениями и повседневной практикой деятельности музыкантов-исполнителей и преподавателей исполнительских дисциплин. Его причины кроются прежде всего в явно недостаточной осведомленности специалистов (музыкантов-практиков) об этих достижениях, в отсутствии четкой ориентации последних на насущные потребности музыкантов, и, как результат, в недостаточно широком их использовании в конкретной практической деятельности — исполнительской и педагогической.

Иначе говоря, современное состояние образования музыкантов-исполнителей в России в большой мере характеризуется ощутимым несоответствием между развитием научной мысли, а также передовой практики, с одной стороны, и реальным методическим уровнем преподавания инструментального исполнительства, прежде всего в его начальном и среднем звеньях, с другой.

Так, в отечественной и мировой музыкальной науке в течение XX века обозначилось немало новых методологических концепций в области исполнительства и его преподавания. Многие из этих теоретических достижений получили убедительное практическое подтверждение в деятельности прогрессивных, систематически ищущих музыкантов. Другие же пока лишь ап-

робированы в экспериментальной работе отдельных исполнителей и педагогов-исследователей и еще ждут востребования более широкой практикой. Накоплен и частично освещен в литературе огромный опыт артистов и педагогов-новаторов, ищущих новые пути в своем искусстве на интуитивной основе. Эти поиски и их обнадеживающие результаты также далеко не всегда становятся достоянием музыкальной общественности.

Преодоление указанного несоответствия представляет собой одну из насущных проблем дальнейшего развития музыкального образования в обновляющейся России. Большинство освещенных в литературе подходов и методов исполнительства и его преподавания так или иначе связаны с актуальнейшими задачами преодоления тех типических трудностей, которые накопились в отечественной музыкальной педагогике в предшествующие десятилетия— с раскрытием путей пробуждения творческого начала в исполнительстве, развитием художественно-образного мышления у музыканта-инструменталиста, рационализацией путей и сокращением сроков формирования технического мастерства, индивидуализацией обучения в этом плане, углублением связей музыкального воспитания инструменталиста с насущными социокультурными потребностями, с духовно-нравственным становлением творческой личности и т. д.

Этот круг проблем приобретает особую значимость в плане обучения инструментальному исполнительству потому, что в России прошлого и настоящего сложилось так, что не только профессиональное, но и общее музыкальное образование в преобладающей мере осуществляется в процессе овладения игрой на каком-либо инструменте. Нетерпимость указанного несоответствия между развитием теоретической мысли и широкой исполнительской практикой обусловлена еще и тем, что именно в инструментальном исполнительстве (фортепианном, смычковом, баянном) отечественное музыкальное искусство в XX веке достигло впечатляющих, признанных во всем мире высот.

Происходящий на наших глазах переход цивилизации к информационному обществу проникает во все сферы — производство, науку, культуру. Не может остаться в стороне от этого глобального процесса и искусство, в том числе музыка. Поэтому одной из актуальных проблем музыкознания на пути возвышения роли музыкального искусства в общественном развитии становится содействие формированию информационной культуры специалистов-музыкантов, в частности исполнителей и педагогов.

При этом стремительное развитие человеческого общества и его глобальная информатизация настоятельно требуют не только внедрения новых, но и повышения эффективности соответствующих традиционных систем передачи информации, относящейся к практической деятельности различного типа, в том числе и в сфере искусства, музыки.

Иначе говоря, вполне естественно, что одной из актуальных проблем отечественного музыкознания как интегратора научного и художественного компонентов общественной культурно-музыкальной деятельности становится проблема значительного расширения непосредственного информационного фундамента практической деятельности как одного из основных факторов развития широко трактуемой информационной культуры музыканта— исполнителя и педагога.

Термин «информационная культура» появился в литературе в начале 90-х годов XX века. С его помощью стали обозначать высокий уровень обеспеченности общественной и личной деятельности современными научными и эмпирическими знаниями, данными практического опыта, приобретающими в целом системно-интегративный характер. В последние годы исследование этого явления с возрастающей интенсивностью осуществляется в самых различных отраслях науки и общественной практики. Заметно расширяется ас-пектология специальных исследований информационной культуры и проблем ее развития в социальном и личностно-индивидуальном плане. Возникло новое научное направление — информационная культурология, рассмат-

ривающая пути становления и развития соответствующей культуры в самых различных контекстных связях. Среди всего спектра этих проблем наибольший интерес для нас представляют прежде всего проблемы информатизации формирования художественной, в частности, музыкальной культуры и развития музыкального образования, а также соответствующие аспекты психолого-педагогических, социологических, общих искусствоведческих и других гуманитарных знаний.

Как справедливо замечено М. Г. Вохрышевой, исследователем в области информационной культурологии, причиной столь пристального внимания к информационной культуре явилось фундаментальное значение «множества процессов, касающихся данного явления, в различных сферах практики: библиотечной, библиографической, информационной, образовательной, социально-культурной и др.» (69, 48). Подчеркнуто, что научные изыскания в этой области представляют не только теоретический интерес, но и приобретают важнейшую практическую значимость, стимулируя развитие соответствующих областей деятельности. В нашем случае, отметим, забегая вперед, это— создание специализированной музыкальной библиографии как проблемы музыкознания, решение которой имеет существенное значение для обеспечения информационной культуры специалиста-музыканта.

Разумеется, понятие «информационная культура» применительно к деятельности музыканта-исполнителя и педагога следует рассматривать в гораздо более широком, системном плане как обозначение весьма сложного явления, имеющего разветвленную многокомпонентную структуру. При этом, по нашему мнению, можно говорить об информационной культуре музыканта в широком и узком значении. Вряд ли нужно доказывать, что широкая информированность в самых различных сферах общественной жизни, науки, культуры, художественной практики и искусствознания образует в совокупности ту необходимую разностороннюю личностную культуру музыканта, которая неизбежно отражается во всей его творческой деятельности.

В узком же, прикладном значении информационная культура музыканта включает, с нашей точки зрения, три блока компонентов. Во-первых, культуру звуковой информации о музыке различных народов и стран, видов и жанров, эпох, стилей, авторов и т. д. Во-вторых, культуру профессиональных (музыкально-теоретических, исторических, специальных и многих других) знаний. И, наконец, в-третьих, тесно связанную с предыдущей культуру поиска и использования специальной литературы. Именно в этом аспекте, нуждающемся в полноценном библиографическом обеспечении, идет речь об информационной культуре музыканта в настоящей диссертации.

Поэтому нас интересует развитие информационно-библиографической культуры как специфической составной части целенаправленной профессиональной деятельности специалиста, включающей всю совокупность информационно-культурных ценностей, а также систему современных информационных технологий, то есть, с одной стороны, социальную инфраструктуру, обеспечивающую становление и функционирование данной культуры, а с другой, уровень информационно-культурного развития самого специалиста. Таким образом, в пространство настоящего исследования включен как тот аспект информационной культуры, который характеризует состояние современной отечественной науки о музыкальном исполнительстве и меру его освещенности в традиционной музыкальной библиографии, а также состояние самой музыкальной библиографии (особенно ее специализированных видов), так и необходимый уровень личностной информационной (библиографической) культуры музыкантов-практиков (исполнителей и педагогов), поиск путей и средств ее совершенствования в процессе деятельности каждого музыканта.

Из сказанного становится ясным, что определение и исследование компонентов, образующих в совокупности информационную культуру музыканта-исполнителя, должны сегодня закономерно входить в круг интересов музыкознания, его исполнительской ветви. Поэтому в теории музыкального ис-

полнительства необходимо отталкиваться от тех признаков данной культуры (как явления сугубо системного, многокомпонентного), которые выявлены в информационной культурологии. Среди их множества выделим самые существенные для нас, которые определены понятиями информационного мировоззрения, информационной ситуации, информационного пространства, информационной потребности, информационного поведения, информационного образования, информационных ресурсов и, наконец, информационной литературы. Не ставя здесь задачи раскрыть конкретное содержание каждого из указанных понятий (это мы постараемся осуществлять по ходу исследования), отметим следующее. Названные компоненты информационной культуры образуют в совокупности системную целостность. Так, информационные потребности музыканта могут формироваться лишь на основе соответствующих аспектов его профессиональных мировоззренческих установок, диктующих адекватное информационное поведение, оптимизируемое с помощью необходимого специфического (информационного) образования и создания специальной (в частности, библиографической) литературы*. В свою очередь, информационное образование специалиста-музыканта призвано всемерно обогащать его информационный потенциал, максимально используя имеющиеся информационные ресурсы, целесообразно направляемые и дифференцируемые в определенных (специализированных) информационных потоках в соответствии с насущными профессиональными запросами специалиста того или иного рода музыкальной деятельности.

Показательно, что в социологии информационная потребность в последнее время рассматривается как один из основных факторов социализации личности. При этом подчеркивается, что потребность эта является своего ро-

*Показателыю, что в учебных планах музыкальной школы П ступени (музыкальных техникумов), созданных в 1926 г. под руководством Б. Л. Яворского, существовал учебный предмет «Библиотековедение и библиография», на который в течение двух (!) лет отводился один час в неделю. В свете этого исторического факта причины нынешней недостаточной библиографической грамотности музыкантов, очевидно, в комментариях не нуждаются...

да «гарантом сохранения человеком своей социальной сущности» (119, 3). Не приходится говорить, сколь это важно для музыканта, творчество которого в свою очередь обладает огромным социализирующим потенциалом.

Не случайно современные информациологи (И. М. Андреева, Ю. С. Зубов, Ю. H. Рагс, В. А. Фокеев и др.) считают крупнейшей проблемой «умение осуществлять информационную деятельность: формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты» (102, 7; курсив наш.— В. Д.). Решающее во многом значение целенаправленной информационной деятельности определяется еще и тем, что «каждое новое поколение музыкантов входит в постоянно расширяющиеся и усложняющиеся информационные поля» (197, 294).

А для того, «чтобы поддерживать свою профессиональную подготовку на достаточно высоком уровне, музыканту <...> нужно не только в гораздо большем объеме, чем раньше, изучать специальную литературу, но и, главное, уметь быстро