автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Горбатова, Виктория Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций"

На правах рукописи

005057787

Горбатова Виктория Вячеславовна

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ПОЛИТИКА

РАДИКАЛЬНЫХ ИСЛАМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ХАМАС, «ХИЗБАЛЛЫ» И «АЛЬ-КАИДЫ»)

Специальность 23.00.04 -политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук ., ».го /И'!

1 о /л! 1| (-и1

Москва — 2013

005057787

Работа выполнена на кафедре сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Костин Анатолий Иванович

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Манойло Андрей Викторович

доктор исторических наук, профессор Сапронова Марина Анатольевна

Ведущая организация:

НОУ ВПО «Академия МНЭПУ»

Защита состоится 27 марта 2013 г. в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 501.001.47 на базе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 199991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, факультет политологии, ауд. Е-740.

С диссертацией можно ознакомиться в Отделе диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 199991, Москва, Ломоносовский просп., 27, Фундаментальная библиотека, сектор А, 8 этаж, комн. 812.

Автореферат разослан «26» февраля 2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 501.001.47

Кандидат политических наук

В.В. Митева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В современных условиях тенденции явной политизации ряда религиозных доктрин становятся все очевиднее и превращаются в один из ключевых атрибутов мирового политического процесса. Религиозные лозунги используются, по сути, светскими движениями в качестве аргумента в борьбе за политическую власть и влияние. Свое развитие получает сравнительно новый феномен -«политизация религии».

Надо сказать, что тенденции «ренессанса» религиозных традиций характерны, как правило, для переломных периодов в истории стран и народов. В подобном периоде «политической турбулентности» находится в настоящее время регион Арабского Востока. В ряде стран произошли «революции» и сменились многолетние режимы (Тунис, Египет, Ливия). Политическая власть в некоторых государствах региона испытывает серьезный кризис и ведет ожесточенную борьбу с оппозицией (Сирия). В ряде арабских стран эта борьба носит ярко выраженный конфессиональный характер. Светские основы государств слабеют, а главное место в публичной политике занимают религиозные партии и движения.

Таким образом, политизация ислама приобретает ярко выраженный институциональный аспект. В условиях политической нестабильности на передний план рассмотрения выходят радикальные исламские организации (функционирующие, в том числе, в форме политических партий), которые в своей деятельности опираются преимущественно на религиозные постулаты. В этой ситуации практическую значимость изучения и анализа информационно-пропагандистской политики радикальных исламских организаций сложно переоценить. В содержательном смысле указанная информационно-пропагандистская политика представляет собой систему мер, техник , и технологий, а также совокупность действий представителей радикального ислама. Все они направлены на распространение определенного рода информации среди максимального количества людей с целью воздействия на их религиозно-политические и мотивационные

установки. Своим результатом она имеет непрерывное привлечение новых сторонников в ряды исламистов.

Актуальность настоящей работы заключается в ее комплексном характере и расширении предметного поля исследования с учетом современных научных разработок в области исламской традиции, политических измерений религиозной жизни и политизации религии. Особое осмысление получили также институциональный аспект функционирования политического ислама в форме радикальных исламских организаций (политических движений), инструментальный потенциал воздействия представителей радикального ислама на массовое сознание, и, прежде всего, информационно-пропагандистская его составляющая (с учетом современных положений теории сетевого анализа).

Степень научной разработанности проблемы. Работа базируется на современном исследовательском материале, монографиях, аналитических докладах, диссертационных исследованиях, научных статьях отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций.

Среди отечественных специалистов по данной проблематике можно отметить работы: Игнатенко A.A.1, Ланды Р. Г.2, Наумкина В.В.3, Манойло A.B.4, Мирского Г.И.5, Добаева И.П.6, Сюкияйнена JI.P.7,

' См., например: Игнатенко A.A. Религиозный экстремизм как угроза международной и национальной безопасности: Выступление на научно-практической конференции «Религия и проблемы национальной безопасности» // Безопасность Евразии. - 2002. №1. - С. 515-519; Игнатенко A.A. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика: Сборник статей. - М.: Институт религии и политики, 2001. - с. 53-66; Игнатенко A.A. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. - М: Наука, 1988; Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе II Центральная Азия и Кавказ. - Стокгольм, 2000. № 2 (8) и ряд других.

1 См., например: Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Институт Ближнего

Востока, 2005; Ланда Р.Г. Причины и факторы радикализации ислама // Ислам на современном Востоке / Отв. ред.: В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин. М., 2004.

5 См., например: Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциация, конвергенция, гибридизация? // Журнал «Международные процессы». - 2010. - Т. 8, №№ 2(23), 3(24) (часть 1 и 2); Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. Факультет мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, Ин-т проблем международной безопасности РАН, Ин-т междисциплинарных исследований. - М.: Издательство «УРСС», 2005 и ряд других.

4 См., например: Манойло A.B. Революция на' Ближнем Востоке и в Северной Африке: политический

прагматизм и технологии управляемого хаоса [Электронный ресурс] // Научно-политический журнал «Мир

и политика» [сайт]. [2011]. URL: http://rair-politika.m/170-revolyuciya-na-blizhnem-vostoke-i-v-severnoy-afrike-politicheskiy-pragmatizm-i-tehnologii-upravlyaemogo-haosa.html (дата обращения - 12.06.2012); Манойло A.B.

Цветная революция в Сирии: возможные причины и промежуточные итоги [Электронный ресурс] // Научно-политический журнал «Мир и политика» [сайт]. [2012]. URL: http://mir-politika.ru/37-cvetnaya-revolyuciya-v-sirii-vozmozhnye-prichiny-i-protnezhutochnye-itogi.html (дата обращения - 12.06.2012) и ряд других.

Сапроновой М.А.8, Полякова К.И.9, Хасянова А.Ж.10, Донцова В.Е.", Нечитайло Д.А.12и других.

См., например: Мирский Г.И. Вторая «жасминовая революция». Как рухнул авторитарный режим в Тунисе // Журнал «The New Times» (Новое время). - 2011. - № 2; Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // ПОЛИС: Политические исследования. -2002. - №1.— С. 78-86 и ряд других.

См., например: Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. На примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа // Отв. ред.: Игнатов В.Г. и др. Ростов н/Д: Ростиздат, 2000; Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. / Отв. редактор Ю Г Волков -Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. - 416 е.; Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Отв. редактор Ю.Г.Волков - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001; Добаев И.П. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 4. - С. 91-97; Добаев И.П. Радикальные идеологии в исламе: история и современность // Ислам в России. Взгляд из регионов. M., 2007; Добаев И.П Экстремистские группировки в США: исламский фактор // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 1 и ряд других.

См., например: Сюкияйнен Л.Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира (стенограмма лекции) [Электронный ресурс] // «Полит.ру»: [сайт] [2006] URL-http://www.polit.ni/lectures/2006/09/19/sjukijaynen.htm! (дата обращения - 19.04.2011); Сюкияйнен Л.Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 3 (21). - С. 86-97; Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: «Наука», 1986. - 236 е.; Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе"' // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под. ред. А.Малашенко и М.Б.Олкотг. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001; Сюкияйнен Л.Р. Право, религия, традиции, политика: конфликт или взаимодействие? (на примере ислама и мусульманских меньшинств в Европе) И Право журнал Высшей школы экономики. -2010. - № 4. - С. 23—46; Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной Азии: Материалы международной научно-практической конференции. - Душанбе: «Деваштич», 2002. - С. 22-40; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права Российской академии наук 1997 и ряд других.

См., например: Сапронова М.А. Механизм осуществления государственной власти в арабских странах (конституционно-правовой аспект) / Saarbrücken : LAMBERT Academic Publishing, 2011-Сапронова M.A. Эволюция института верховной власти в странах Магриба (конец XIX - начало XXI вв.)' Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук: 07.00.03 / Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. - Москва, 2009; Сапронова М.А. Арабский мир: новые векторы политического развития // «Мировая экономика и международные отношения». - 2008. - № 12. - С. 91-101; Сапронова М.А. Генезис арабских революций // «Международные процессы». - Сентябрь-декабрь 2011. - том 9, № 3(27); Сапронова М. А. Конституционная регламентация ислама в арабских странах. Ближний Восток и современность (сборник статей). - 2001. - Вып. 11.-С. 280-291; Сапронова М.А. Выборы в парламент Кувейта: очередная победа исламистов в арабском регионе [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [сайт] 2012 URL-http://www.iimes.m/?p=14136 (дата обращения - 05.10 2012); Сапронова М.А. Избирательный закон Ливии-от прямой демократии «Революции 1 сентября» к представительной демократии «Революции 17 февраля» [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [сайт]. 2012. URL: http://iimes.ru/rus/stat/2012/22-02-(дата обращения - 09.05.2012); Сапронова М.А. Новая ливийская государственность [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам [сайт]. 2012 URL-http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=561 #top (дата обращения - 05.08.2012); Сапронова МЛ. Яблоко египетского раздора: новая «исламистская» конституция 2012 года [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [сайт]. 2012. URL: http://www.iimes.m/?p=16237 (дата обращения - 09.01.2013).

См., например: Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма / К.И.Поляков. 2. изд., стер. - М.: Издательство «УРСС», 2003; Поткав К. И.. Хасянов А. Ж. Деятельность исламских организаций после раздела Палестины и в начальный период Интифады // Ближний Восток и

современность (сборник статей). - 2001. - Вып. 11. - С. 255-268 и ряд других.

См., например: По.пяков К. И., Хасянов А. Ж. Деятельность исламских организаций после раздела Палестины и в начальный период Интифады // Ближний Восток и современность (сборник статей) - 2001 -Вып. 11.-С. 255-268 и ряд других.

См., например: Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений: Учебное пособие. / ДА МИД РФ. - М.: Издательство «Научная книга» 2001 и ряд других.

■ См., например: Нечитайло Д А. Египет в центре внимания «Аль-Каиды» Институт Ближнего Востока: [сайт]. [2011]. URL: http://www.iimes.rU/rus/stat/2011/18-08-ll.htm#top (дата обращения - 20.09.2011);

Пристальное внимание российские ученые уделяют исследованию вопросов, касающихся:

- соотношения процессов исламизации, политизации ислама и глобализации (Добаев И.П., Ланда Р. Г., Мирский Г.И., Модестов С.А., Орлов И.Б., Почта Ю.М.);

- радикализации религиозных доктрин и использования данной тенденции в современном политическом процессе различных стран мира (применительно к исламу: радикализации религиозных постулатов, обозначенных в Коране и Сунне, как части региональных процессов Ближнего Востока в условиях противопоставления западному миру с его традициями и обычаями) - Волков В., Игнатенко A.A., Ланда Р. Г., Наумкин В.В.;

- исламского права (фикха и шариата), его соотношения с нормами религии и политическими реалиями (Сюкияйнен Л.Р.);

- феномена религиозного экстремизма, его организационной и институциональной составляющих, а также роли в мировом политическом процессе (Добаев И.П., Ланда Р. Г., Сюкияйнен Л.Р.);

- характера и специфики деятельности радикальных исламских организаций и движений в Российской Федерации и за рубежом (Добаев И.П., Донцов В.Е., Игнатенко A.A., Наумкин В.В., Нечитайло Д.А.) и прочее.

Представляется важным заметить, что проблематика информационно-пропагандистской деятельности радикальных исламских организаций (которые ряд авторов называют также экстремистскими неправительственными религиозно-политическими организациями), отечественными экспертами специально не исследуется, комплексных монографических исследований по информационно-пропагандистской политике представителей радикального ислама в ходе подготовки настоящей работы выявить не удалось.

Зарубежные исследования, связанные с проблематикой настоящей

Нечитайло Д.А. О деятельности «Аль-Каиды» в Йемене. Институт Ближнего Востока: [сайт]. [2011]. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/03-08-lla.htm (дата обращения - 08.08.2011) и ряд других

работы, имеют более узконаправленный характер. В них рассматриваются:

- концептуальные вопросы соотношения ислама, терроризма и политики (в работах профессора Университета Джорджтауна (США) Дж. Л. Эспозито13, профессора Университета политической науки (Франция) Ж. Кепеля14, эксперта по исламу, политолога-востоковеда (Франция) О. Руа15

и др.);

- новые феномены, возникающие в рамках политического ислама, исламского политического радикализма, экстремизма и терроризма (такие как «Евро-ислам»16, «Макджихад»17, «Медиа-джихад»18, «Новый терроризм»19);

- структура и деятельность радикальных исламских организаций20. При этом обращает на себя внимание наличие публичных работ, в которых предпринята попытка провести исследование по методу включенного наблюдения и представить взгляд на данный вопрос изнутри21;

- положение ислама и мусульман в странах Запада (появление многочисленных мусульманских общин в мире в рамках процессов

См., например: Esposilo J. L. Islam and politics. Syracuse University Press, 1998.; Esposito J. L Political Islam: Beyond the Green Menace // Сигтеш History, January 1994; Esposito J. L The Islamic Threat' myth or reality? 3rd ed. - Oxford University Press, 1999; Esposito J. L. Unholy war: Terror in the name of Islam. - Oxford-New York; Auckland: Oxford University Press, 2003 и ряд других.

14 См., например: Kepel G. Du jihad a la fitna, Paris, Bayard / BNF, 2005; Kepel G. The roots of radical Islam London, Saqi Books, 2005; Kepel G. Jihad: The Trail of Political Islam, London, I.B. Tauris, 2004 и ряд других.

См., например: Roy Olivier. Globalised Islam: The Search for a New Ummah. С Hurst & Co Publishers Ltd (1 Oct 2004); Roy Olivier. Secularism Confronts Islam. - New York: Columbia University Press 2007 и ряд других.

См., например: Bassam Tibi. Political Islam, world politics and Europe: democratic peace and Euro-Islam versus global jihad. Taylor & Francis, 2008. Nezar AlSayyad, Manuel Castells. Muslim Europe or Euro-Islam-politics, culture, and citizenship in the age of globalization. Lexington Books, 2002; Samir Amghar, Amel Boubekeur, Michael Emerson. European Islam: challenges for public policy and society. CEPS, 2007.

См., например: Mitchell Timothy. McJihad: Islam in the US Global Order // Social Text 20 Duke University Press.-2002.-№ 4.-P. 1-18. .

См., например: Седых H. Не женское дело - смерть // «Российская газета»,- 2013. - Федеральный выпуск №5987 (11), Matthew Levitt. Hamas and Islamic Jihad Clash over «Media Jihad» // RUSI/Jane's Homeland and Security Monitor. - February 2005.

^ См., например: Simon S., Benjamin D. America and the New Terrorism II Survival L., 2001. Vol. 42. № 1. P.

20 См., например: Harik Judith Palmer. - Hezbollah: The changing face of terrorism. London New York-Tauns, 2005; Jason Burke. Al-Qaeda: The True Story of Radical Islam. Penguin; 2Rev edition (30 Au¿ 2007); John Gray. A1 Qaeda and What It Means to be Modern. Fabe'r and Faber; revised edition, 2007; Kepel G Milelli J-P (edL) M Qaeda in its own words. Penguin; 2Rev Ed edition (30 Aug 2007); Matthew Levitt. HAMAS: Politics, Chanty and Terrorism in the Service of Jihad // Washington Institute for Near East Policy / Dermis (FRW) Ross -Yale University Press, 2006 и ряд других.

" См., например: Ed Husain. The Islamist: Why I joined radical Islam in Britain, what I saw inside and why I left. - Penguin (3 May 2007); Omar Nasiri. Inside the Jihad: My Life with A1 Qaeda - A Spy's Story Basic Books-New Ed edition (6 Mar 2008) и ряд других.

глобализации)22.

Наиболее дискуссионные вопросы для западных исследователей данной проблематики - причины терактов 11 сентября в США, возможности совмещения демократии и ислама и поиски демократических ценностных оснований в мусульманской парадигме мироустройства. В данном отношении обращают на себя внимание работы доктора медицины и доктора философии, члена влиятельной Американской психиатрической ассоциации, бывшего сотрудника ЦРУ Марка Сейджмана, который высказывает нетривиальный подход к анализу деятельности радикальных исламских организаций, сетевому принципу их организации и определению психологического портрета современного террориста23.

Среди зарубежных исследований особое место занимают работы авторов арабского происхождения, проживающих как в странах Запада, так и в регионе Арабского Востока. В абсолютном большинстве их монографии и статьи публикуются на английском языке, однако существуют и ряд исследований на арабском24. Среди них особняком располагаются работы собственно представителей радикальных исламских организаций, в том числе, их идеологических вдохновителей (А. аз-Завахири, X. ат-Тураби).

Любопытно отметить, что в настоящее время определенное повышение интереса к информационно-пропагандистской составляющей деятельности представителей радикального ислама в отечественном и зарубежном научном сообществе связано с осмыслением актуальной ситуации череды ближневосточных «революций», ее участников, причин и последствий. Между тем, и по сей день среди зарубежной литературы существует крайне

22 См., например: Effte Fokas. Islam in Europe: diversity, identity and influence. Cambridge University Press, 2007; Joel S. Fetzer, J. Christopher Soper. Muslims and the state in Britain, France, and Germany. Cambridge University Press, 2005; Ludo Abicht. Islam and Europe. Leuven University Press, 2008; Muslim Networks and Movements in Western Europe // Pew Forum on Religion & Public Life, SEPTEMBER 2010: [сайт]. [2011]. URL:

http://pewforam.org/upIoadedFiles/Topics/Religious_Areiiation/Muslim/Muslim-networks-iull-report.pdf (дата

обращения - 17.08.2011); Nezar AlSayyad. Manuel Castells. Muslim Europe or Euro-Islam: politics, culture, and citizenship in the age of globalization. Lexington Books, 2002; Robert J. Pauly. Islam in Europe: integration or ■ marginalizetion? Ashgate Publishing, Ltd., 2004; Samir Amghar, Amel Boubekeur, Michael Emerson. European Islam: challenges for public policy and society. CEPS,'2007.

23 См., например: Marc Sageman. Understanding Terror Networks. University of Pennsylvania Press, 2004. -232 p.; Marc Sageman. Leaderless Jihad: Terror Networks in the Twenty-First Century. University of Pennsylvania Press (first ed.), 2008. - 208 p.

24 ;258 .2003.^j^t s^-jl' oUI>i iJL**ilj ¿jj-^^I . ^а и jh;

.279 .2009 jUil jlj .„-L-JIj JilJill ^JL»» . "jp о и j .288 .2004 jjSUN j'-1 .^гЫ1 fbJ' M-'j»-^1 J"1 ^LbUij OLilJil ^jJI ¿UJI ,,5 ./* A а и

мало работ, посвященных специальному исследованию информационно-пропагандистских инструментов, которые используют представители радикальных исламских организаций в своей деятельности25.

Объект диссертационного исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования является политическая деятельность таких радикальных исламских организаций как ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида», осуществляемая в странах Арабского Востока и в ряде других государств.

Предмет диссертационного исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций на примере ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды» в ряде арабских стран и других зарубежных государствах.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является выявление специфики информационно-пропагандистских технологий, используемых радикальными исламскими организациями в их политической деятельности, а также анализ инструментов информационно-пропагандистского воздействия с целью управления массовым сознанием, коллективным действием на уровне всего общества и отдельных его групп.

Ее реализация требует решения ряда задач, а именно:

1) осмысления понятия исламского политического радикализма как категории анализа, определения специфики его генезиса и последующего становления;

2) обозначения места и роли исламского политического радикализма в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока в контексте событий «арабской весны»;

3) характеристики радикальных исламских организаций как субъектов исламского политического радикализма, выявления особенностей их участия в массовых выступлениях стран Арабского Востока в условиях «ренессанса»

2>См., например: Marc Sageman. Understanding Terror Networks. University of Pennsylvania Press 2004-Muslim Networks and Movements in Western Europe // Pew Fonim on Religion & Public Life, SEPTEMBER

2010: [сайт]. [2011]. URL: http://pewfomra.org/uploadedFiles^opics/Religious_Affiliation/Muslim/Muslim-

networks-full-report.pdf (дата обращения - 17.08.2011); IVeimann Gabriel. Terror on the Internet The New Arena, the New Challenges. - Washington, DC: United States Institute of Peace Press, 2006 и ряд других.

9

политического ислама в регионе;

4) определения общих черт и характерных особенностей функционирования таких радикальных исламских организаций как ХАМАС. «Хизбалла» и «Аль-Каида» на материале стран ближневосточного региона и мирового опыта;

5) анализа структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций (с учетом положений теории и практики сетевого анализа);

6) характеристики потенциала информационного фактора как инструмента общественного воздействия, выявления и сравнительного анализа источников и ресурсов информационно-пропагандистского воздействия радикальных исламских организаций;

7) изучение и анализ направлений и методов противодействия информационно-пропагандистской политике радикальных исламских организаций с учетом российского и зарубежного опыта (включая анализ особенностей нормативно-правового регулирования и практики применения профилактических методов).

Хронологические рамки исследования. В хронологическом отношении настоящее диссертационное исследование базируется на осмыслении современных реалий (начиная с конца 80-х гг. XX века), связанных с политизацией ислама, активизацией деятельности радикальных исламских организаций по всему миру и с возрастающей ролью информационного фактора в политическом процессе. Вместе с тем автором учитываются особенности генезиса исламского политического радикализма и деятельности радикальных исламских организаций, становление которых пришлось на конец 20-х гг. XX века, что позволяет говорить о некотором расширении хронологических рамок исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен исламского политического радикализма представляет собой политическую практику, основанную на идеях радикального исламского фундаментализма, провозглашающую политическую борьбу в качестве основного источника отстаивания традиционных религиозных,

государственных и прочих ценностей и норм арабского региона как внутри него, так и за его пределами. Указанный феномен отличается многосторонностью и имеет под собой политические, экономические, идеологические и психологические основания.

2. Исламский политический радикализм занимает одно из центральных мест в политико-идеологическом спектре стран ближневосточного региона. В ходе событий «арабской весны» исламский политический радикализм претерпел ряд качественных изменений, коснувшихся его политической составляющей. В краткосрочной перспективе переход исламского политического радикализма на уровень официальной власти в целом ряде светских государств может стать одной из главных угроз безопасности и стабильности мирового сообщества;

3. Радикальные исламские организации представляют собой один из основных субъектов исламского политического радикализма. Их можно охарактеризовать как структуры религиозного характера, ориентированные на практическое воплощение своих лозунгов, принципов и установок. Для теоретического обоснования своей деятельности используют, как правило, ультрарадикальные экстремистские лозунги, основанные на религиозных постулатах ислама. В политической борьбе ориентированы на различные методы: начиная от легальных попыток придти к власти, заканчивая террором в качестве основного инструмента влияния и устрашения.

4. ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида», будучи радикальными исламскими организациями разного порядка, обладают схожими чертами (идеологическое обоснование деятельности - религиозные постулаты ислама, опираются на сетевой принцип организации, большое внимание уделяют информационно-пропагандистской и вербовочной деятельности). Между тем указанным группировкам присущ целый ряд особенностей, обусловленных масштабом их деятельности и уровнем функционирования.

5. Главной чертой организационной структуры и принципов деятельности радикальных исламских организаций является их сетевой (или ячеечный) характер. Функционирование в рамках сети позволяет при ликвидации, либо лишении работоспособности одной из ячеек продолжать

намеченную деятельность без существенных временных и материальных потерь. Кроме того, сетевая организация при учете последних достижений техники и технологий позволяет сосредотачивать управление такими структурами в одном центре (в том числе удаленном).

6. Информация как инструмент религиозной пропаганды способна видоизменить сознание человека, чем активно пользуются представители радикальных исламских организаций. Информационно-пропагандистское воздействие исламистов на религиозно-политические и мотивационные установки ведется с использованием всех основных современных технологий и инструментов, ключевыми из которых являются традиционные средства массовой информации. Сторонники радикальных исламских организаций также широко используют потенциал сети Интернет (социальные сети, блоги, форумы и информационные порталы). Основная адресная аудитория -радикально настроенная и социально обделенная мусульманская молодежь.

7. Среди ключевых направлений противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций с учетом отечественного и зарубежного опыта можно выделить: правовое (нормативное), политико-экономическое, религиозно-идеологическое, военное, информационное и психологическое. Эффективная работа по противодействию деструктивным проявлениям радикального ислама должна носить комплексный характер, отличаться последовательностью и быть ориентированной, в первую очередь, на превентивные меры.

Научная новизна диссертационного исследования. Новизна диссертационного исследования состоит в том, что в отечественной политологической науке настоящая работа представляет собой первое комплексное и системное исследование особенностей и специфики использования информационно-пропагандистских технологий в деятельности таких радикальных исламских организаций как ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида». В ходе него:

- предложен осевой подход к разграничению основных понятий и категорий исламского и околоисламского дискурса, характеризующихся высокой частотностью упоминания (исламский фундаментализм, исламский

интегризм, исламизм, политический ислам, исламский экстремизм и исламский терроризм). Он позволил провести необходимое уточнение термина «исламский политический радикализм» и отграничить его от смежных явлений. В логике указанного подхода был проведен анализ таких новых категорий как «неоваххабизм», «неофундаментализм», «постисламизм», «новый терроризм» и «макджихад». С помощью осевого подхода были также определены роль и место исламского политического радикализма в политико-идеологическом спектре ближневосточных стран с учетом событий «арабской весны»;

- определены особенности генезиса и политической стратегии радикальных исламских организаций в регионе Арабского Востока в зависимости от уровня политических отношений: национального (в рамках отдельно взятой страны для решения определенного круга задач, например, ХАМАС), регионального (в рамках отдельного региона или группы стран для осуществления задач объединения на основе общности (в том числе конфессиональной) ценностей и интересов, например, «Хизбалла») и международного (за пределами какого-либо отдельно взятого региона с целью решения более глобальных политических задач, например, «Аль-Каида»);

- раскрыта специфика структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций, а также установлена зависимость между ячеечной структурой исламистов и принципами их информационно-пропагандистской политики, характером вербовочной деятельности и механизмами финансирования;

- на основе результатов сравнительного политического анализа принципов организации и деятельности ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды», структурная характеристика последней организации, в силу ее международной ориентированности и разветвленности, была положена в основу предложенной и сформулированной автором модели анализа организационной структуры радикальных исламских организаций;

- проведен сравнительный анализ организационной структуры и оснований деятельности ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды», определены

их основные характеристики, позволяющие судить о наличии ряда общих черт, таких как: сетевая структура функционирования, идеологическое обоснование деятельности постулатами мусульманского вероучения, использование в качестве социальной базы радикально настроенной и социально обделенной молодежи (преимущественно в возрасте от 18 до 27 лет), широкое применение достижений глобализации и научно-технического прогресса (Интернет, новейшие средства связи) при одновременном категорическом их осуждении, пристальное внимание к информационно-пропагандистской и вербовочной деятельности, обеспечение финансирования посредством организации пожертвований и развертывания широких сетей сбора средств, при организации насильственных действий -ставка на суицидальный, терроризм. Вместе с тем имеется и ряд существенных особенностей, обусловленных, прежде всего, уровнем функционирования каждой конкретной радикальной исламской организации и спецификой ее генезиса;

- определена специфика системы информационного и пропагандистского воздействия, созданной и используемой представителями ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды» в целях оказания воздействия на людей в зависимости от их религиозной, поло-возрастной, территориальной, национальной принадлежности, выявлены ее особенности в зависимости от источников, используемых в качестве «канала трансляции и ретрансляции» идей (телевидение, Интернет-ресурсы, печатные средства массовой информации, радио);

- определены и проанализированы основные направления и способы противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций с учетом отечественного и зарубежного опыта. В качестве наиболее эффективного способа противодействия предложена целенаправленная и планомерная превентивная работа во всех направлениях (правовое (нормативное), политико-экономическое, религиозно-идеологическое, военное, информационное и психологическое противодействие).

Теоретико-методологическая основа диссертационного

исследования. Методологическую базу диссертации составил историко-политический, сравнительно-политический, социологический, социально-психологический методы, деятельностный подходы, а также актуальные наработки в сфере сетевого анализа.

С помощью историко-политического метода анализировались исторические условия, сложившиеся в странах Арабского Востока, способствовавшие формированию радикальных исламских организаций и расширению их деятельности за пределы региона. Сравнительно-политический анализ применялся для проведения сопоставительного исследования основных категорий «околоисламского» дискурса, оценки трансформации места и роли исламского политического радикализма в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока до начала основных событий «арабской весны» и после них, выявления общих черт и характерных особенностей функционирования ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды». Актуальные наработки сетевого анализа послужили опорой для исследования организационной структуры радикальных исламских организаций и методов их функционирования.

Посредством социально-психологического подхода в рамках настоящего исследования выявлялись специфика психологических характеристик исламистов, а также сочувствующих им лиц и наиболее типичные методики воздействия представителей радикальных исламских организаций на группы населения в зависимости от пола, возраста, принадлежности человека к той или иной социально-экономической группе, общине, места его проживания. Деятельностный подход способствовал выявлению целей деятельности исламистов, способов ее организации и механизмов мобилизации ресурсов для ее осуществления.

В диссертации использовался также комплекс научных методов, применяемых в гуманитарных дисциплинах, - системный, структурно-функциональный.

В рамках настоящей работы применялся также метод анализа документов для характеристики программных положений уставов радикальных исламских организаций (в случае их наличия) и определения

специфики нормативно-правового регулирования противодействия информационно-пропагандистскому воздействию эмиссаров радикального ислама в Российской Федерации и за рубежом. Метод вторичного анализа данных и социологический метод использовались при исследовании результатов социологических опросов применительно к характеристике численности мусульманских общин в ряде стран Запада, оценке отношения коренных европейских жителей к мигрантам, а также жителей стран Ближнего Востока к ХАМАС, «Хизбалле» и «Аль-Каиде» и анализу первых последствий арабских «революций».

Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения настоящего диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях Российской Федерации. Как представляется, данная работа будет полезна для разработки специальных курсов по мировой политике, политической регионалистике и актуальным проблемам политизации религий (прежде всего, ислама), формам и методам деятельности представителей радикальных исламских организаций и способам ее противодействия в условиях трансформации коммуникационного пространства в России и в мире.

Выводы и материалы диссертации могут быть также использованы в качестве аналитического материала для различных государственных учреждений, занимающихся внешними связями, вопросами безопасности и противодействия терроризму.

Материалы диссертации, как представляется, могут послужить основанием для дальнейшей разработки научных исследований по широкому кругу проблем современных международных отношений и мировой политики.

Апробация работы. Апробация ряда положений диссертации была проведена в ходе участия автора в ряде научных конференций, таких как: Конференция «Ломоносов-2010», Конференция «Ломоносов-2011», Второй Южно-Российский политологический конвент (г. Ростов-на-Дону, 2011 год), всероссийская конференция молодых политологов «Сетевые ресурсы и практики в публичной политике» (г. Краснодар, 8-10 октября 2012 г.).

По теме диссертации автором было опубликовано 2 статьи в ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК России. Диссертация обсуждена на заседании кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертационного исследования. Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из: введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы состоит из 291 наименования.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении автором обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель работы, ставятся соответствующие ей задачи, характеризуются теоретические и методологические основы исследования, новизна полученных научно-исследовательских результатов, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Исламский политический радикализм как категория анализа и политический феномен» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе, посвященном теоретическим и методологическим основам исследования, дается характеристика такого понятия как «политический радикализм»; исследуется многообразие научных подходов к выявлению причин радикализации ислама и перехода его из собственно религиозной сферы в плоскость политических отношений, определяются достоинства и недостатки указанных подходов; анализируется категория «исламский политический радикализм», определяется специфика генезиса данного феномена и последующего становления.

В ходе анализа научных экспертных подходов к определению околоисламских категорий обнаруживаются отсутствие конвенциональных трактовок, а, нередко, и серьезные расхождения в употреблении часто используемых понятий дискурса, таких как исламский -фундаментализм,

исламский интегризм, исламизм, политический ислам, исламский политический радикализм и исламский экстремизм. На основании проведенного анализа в работе предлагается авторский подход к определению и разграничению обозначенных понятий (на основе условной дихотомии «практика-теория»). Дополнительно теоретические рассуждения иллюстрируются графически при помощи этого так называемого «осевого подхода».

Сравнительно новые категории околоисламского дискурса, такие как «неофундаментализм», «неоваххабизм», «постисламизм», «новый терроризм», «макджихад» также получают осмысление в работе, автором приводится спектр оценок их научной значимости отечественными и зарубежными экспертами.

Во втором параграфе с применением авторского осевого подхода анализируется место и роль исламского политического радикализма в ряду других сходных по содержанию и употреблению в научном обороте теоретических категорий и концепций. Автором определяется три наиболее крупных политико-идеологических направления, существующих в регионе Арабского Востока, анализ которых, как представляется, наилучшим образом отвечает целям и задачам диссертационного исследования, - исламский консерватизм, исламский социализм и исламский модернизм. В ходе анализа автором показано, что тенденции радикализации присущи практически всем идеологиям, существующим (либо существовавшим) в регионе, что позволяет выявить и охарактеризовать эволюцию классических направлений мысли в радикальные.

При подготовке диссертационного исследования автором учитывались события ближневосточных «революций», а также их первые политические последствия. В ходе анализа автором отмечается, что широкомасштабное развертывание в ближневосточном регионе протестных движений, наличие массового протестного духа способствовало радикализации настроений его населения в целом. На этом фоне наблюдался резкий подъем идей радикального исламского фундаментализма и исламского национализма. Радикальные исламские движения в регионе в массовом порядке участвовали

в выборах, а в некоторых ближневосточных государствах, - пришли к власти. Таким образом, радикальный ислам в ряде случаев получал новое институциональное воплощение.

В структурном отношении автором исследования рассматривается и оценивается динамика изменения политической ситуации, сложившейся в регионе на национальном, региональном и межнациональном уровнях политических отношений до волны ближневосточных протестных движений и на первых этапах после нее. В частности, автором подчеркивается, что резкий подъем идей радикального исламского фундаментализма и национализма привел к обострению в регионе религиозной нетерпимости, межконфессиональным и межплеменным столкновениям и внутриэлитным противоречиям. Особую тревогу вызывает тот факт, что социальное,

религиозное и даже политическое неравенство закрепляется в основных

26

документах государств, — национальных конституциях .

Вторая глава «Организационная структура и основания деятельности радикальных исламских организаций» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе автором анализируется многообразие научных подходов к определению радикальных исламских организаций и их сущностной характеристике. По его результатам автор формулирует и обосновывает собственный, базовый для диссертационного исследования, подход к изучению указанного феномена с учетом его особенностей. Далее, основываясь на нем, в работе рассматривается специфика природы радикальных исламских организаций, их генезиса и последующего становления как институционального воплощения исламского политического радикализма.

В диссертационном исследовании приводятся варианты классификаций и типологизаций околоисламских групп и движений, выявляются основные цели и стратегии их деятельности. Автором рассматриваются различные

*б Подробнее см.: Сапронова М.А. Избирательный закон Ливии: от прямой демократии «Революции 1 сентября» к представительной демократии «Революции 17 февраля» [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [сайт]. 2012. URL: http://iimes.ru/rus/stat/2012/22-02-12.htm (дата обращения - 09.05.2012); Сапронова И.А. Яблоко египетского раздора: новая «исламистская» конституция 2012 года [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока [сайт]. 2012. URL: http://www.iimes.ru/?p=16237 (дата обращения -09.01.2013) и прочее.

оценки функционирования радикальных исламских организаций, сформулированные отечественными (исламоведы A.A. Игнатенко, JI.P. Сюкияйнен, И.П. Добаев) и зарубежными (французский ученый Ж. Кепель, американец Э. Уокер, египетский философ Махмуд Амин аль-Алим, ливанец Юсеф М. Хури) экспертами.

В ходе исследования автором установлено, что специфика функционирования радикальных исламских организаций как субъекта исламского политического радикализма во многом определяется тем уровнем политических отношений, на котором они себя позиционируют. При этом, начиная с конца XX века и по сей день, выход на международную арену стал главной особенностью радикального политического ислама. С развертыванием «революционных» процессов в регионе Ближнего Востока исламский политический радикализм переживает своего рода «ренессанс». «Исламизация» Ближнего Востока и возрождение исламского политического радикализма в регионе приводит к массовой миграции населения и возникновению внутриполитических конфликтов, в том числе с реальной перспективой применения военной силы.

Во втором параграфе анализируются общие черты и характерные особенности функционирования ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды». Указанные организации объединяют схожая структура, информационно-пропагандистская политика, способы и приемы идеологического обеспечения деятельности и механизмы финансирования. В качестве инструмента для достижения своих целей все эти группы используют и совершенствуют «суицидальный терроризм», сопровождающийся сложной системой подготовительных мер.

Вместе с тем, как показывает автор, каждая организация имеет ряд присущих только ей особенностей. Для ХАМАС и «Хизбаллы» характерна активная социальная работа, прежде всего, с молодежью, манипулирование общественным мнением в зависимости от ситуации в регионе, отталкиваясь, прежде всего, от местных, либо региональных проблем. В случае с «Аль-Каидой», основной упор делается на тактику «одинокого волка» и «индивидуальный подвиг борца» при решении глобальной задачи -

уничтожении США. Социальной базой для вербовки «Апь-Каиды» также является молодежь, но проживающая преимущественно в мусульманских общинах за пределами ближневосточного региона.

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, приведенных в диссертационной работе, ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль-Каида» имеют серьезный потенциал для развития. В ряде ближневосточных государств их деятельность поддерживают больше половины населения (по данным, которые приводят «Pew Research Center» (США)27 и Фонд «Общественное мнение» (РФ)).

В третьем параграфе автор сосредотачивает свое внимание на исследовании специфики структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций. В диссертации анализируются актуальные разработки теории сетевого анализа, прежде всего, применительно к изучению структуры скрытых криминальных и террористических сетей (В. Кербс, М. Сейджмен, Б. Макалистер и Дж. Родригес), определяются формат и архитектура сети (по У. Манстенбруку, П. Лазарсфельду, Т. Огдену и А. Бейвласу). На основе проведенного анализа автором предлагается модель анализа организационной структуры радикальных исламских организаций. Указанная модель сконструирована на примере «Аль-Каиды», поскольку данная организация обладает наиболее разветвленной структурой из всех группировок, включенных в исследование, а, следовательно, содержит в себе все уровни связей и отношений, наиболее характерных для данного типа организаций.

В ходе исследования автором установлено, что сетевой характер функционирования радикальных исламских организаций позволяет им осуществлять свою деятельность без значительных сбоев, временных,

27 «Pew Research Center» - американская исследовательская организация, базирующаяся в г. Вашингтоне (Округ Колумбия). Она занимается информационной деятельностью, связанной с интересами, событиями и вопросами, имеющими значение как для США, так и для всего мира. Указанная организация реализует глобальный проект «Pew Global Attitudes Project». Он представляет собой серию исследований общественного мнения по всему миру, нацеленную на выявление предпочтений населения 24 стран (включая Российскую Федерацию) по ряду вопросов. Этот проект возглавляет экс-Госсекретарь США Мадлен Олбрайт и бывший представитель США в OHH Джок Дэнфорд. Официальный сайт «Pew Research Center» в сети Интернет - http://pewresearch.org/. Официальный сайт «Pew Global Attitudes Project» в сети Интернет - http://www.pewglobal.org/.

людских и финансовых потерь даже в случае ликвидации части сети, либо какой-то отдельной ее ячейки. Современные технико-технологические ресурсы помогают сосредотачивать управление подобной группировкой в одном центре, а также обеспечивают все возможности для дистанционного управления. В ежедневной текущей деятельности ячеечная структура в существенном отношении определяет принципы финансирования радикальных исламских организаций, а также их информационно-пропагандистскую политику и характер вербовочной деятельности.

Автор подчеркивает, что в настоящее время структура радикальных исламских организаций серьезно эволюционирует. Основными действующими лицами в них становятся исполнители-одниночки, а наиболее управляемыми звеньями, - рядовые члены. В указанную группу лиц попадают преимущественно молодые люди, как женщины, так и мужчины. Важную роль играют также так называемые «спящие ячейки».

Третья глава «Политические технологии информационно-пропагандистского воздействия радикальных исламских организаций в мире» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе автор исследует особенности использования информации как фактора общественного воздействия. При этом содержательно определяются основные категории дискурса, такие как «информация», «контент», «информирование» и «пропаганда». В диссертации отмечается, что «пропаганда» из всех обозначенных понятий наиболее тесно связана со сферой религиозного, так как именно мировые религии не имеют аналогов по длительности и эффективности использования в своей деятельности инструментов пропаганды. Особое осмысление в работе получают такие виды пропаганды как политическая и идеологическая.

В диссертации показано, что современное научно-техническое развитие, наряду с процессами глобализации, превратили информацию в один из самых мощных инструментов общественно-политического воздействия. С получением Интернета статуса глобальной сети скорость и эффективность указанного воздействия существенно возросли. Вместе с этим значительно меняется характер управления. Из реального пространства оно переходит в

виртуальную среду, функционирует дистанционно и не имеет ярко выраженного персонифицированного субъекта.

Учитывая это, снижаются возможности для эффективного контроля за распространением деструктивной информации со стороны заинтересованных и компетентных участников политического процесса. Указанная ситуация является благоприятной почвой для ведения активной информационно-пропагандистской деятельности со стороны представителей радикального ислама. С развитием Интернет-технологий мусульманская умма по всему миру выходит в сеть.

Во втором параграфе анализируется специфика информационно-пропагандистского воздействия радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей.

В диссертации показано, что в настоящее время информационно-пропагандистская деятельность радикальных исламских организаций осуществляется различными способами, а именно: через СМИ, в формате преподавания богословских дисциплин (в специализированных и неспециализированных учебных заведениях), посредством управленческой деятельности путем внедрения представителей исламистов в аппарат интересующей организации, в рамках духовного общения с муллой (в пределах его паствы), через проповеди и в условиях массового скопления людей (свадьбы, похороны) посредством листовок и обращений. Культовыми основаниями для нее служат священные для мусульман тексты, религиозные ритуалы и собственно предметы культа. Концептуальным основанием информационно-пропагандистской деятельности исламистов выступают, в том числе, такие понятия как «джихад», «шахид» и «шахидизм», «такфир», «кафиры» (неверные) и «куфр» (обвинение в безбожии), «таухид» (монотеизм), «ширк» (многобожие или поклонение кому-либо, либо чему-либо кроме Аллаха) и прочие.

Наиболее подробное освещение в диссертации получили методы и приемы, которые используют исламисты для воздействия на сознание людей посредством СМИ (телевидение, газеты, журналы, Интернет-вещание, видеообращения посредством Интернета, электронные ресурсы, социальные

сети). По оценкам большинства аналитиков, информационно-пропагандистская работа на данном направлении ведется ими наиболее активно и, как результат, имеет наибольший эффект, выраженный в количестве и качестве новых привлеченных сторонников. В частности, ХАМАС и «Хизбалла» имеют свои телевизионные каналы («Аль-Акса», «Аль-Манар» соответственно), посредством которых ведут активную пропагандистскую деятельность. Репутацией такого канала применительно к «Аль-Каиде» обладает катарская «Аль-Джазира». Приемы информационно-пропагандистской работы посредством телевидения у исламистов являются довольно разнообразными: от создания и раскручивания образов детских персонажей (в целях ведения пропаганды среди детей младшего возраста), до использования между полноценными длинными программами сравнительно коротких, но ярких по содержанию музыкальных роликов и видеосюжетов, посвященных продвижению идеологии каждой конкретной организации. Указанные факты свидетельствуют о том, что информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций на данном направлении хотя и является дифференцированной, но строится по-преимуществу на принципах символизма и стереотипизации, оперируя уже сложившимися образами в умах людей, либо формируя новые выгодные для себя сюжеты.

Автор диссертации отмечает, что в настоящее время исламисты весьма свободно ориентируются в Интернет-пространстве и широко используют его ресурсы. С помощью глобальной сети они решают свою главную задачу -при обеспечении наибольшего охвата потенциальной аудитории довести сообщение до каждого конечного потребителя быстро и без цензуры. Помимо собственных веб-сайтов радикальные исламские организации проводят пропагандистскую политику посредством размещения информации на виртуальных досках объявлений, форумах и социальных сетях. В этом отношении идеологами «Аль-Каиды» особо подчеркивается важность последовательного ведения так называемого «медиа джихада».

Динамичную информационно-пропагандистскую политику представители радикального ислама проводят за пределами Ближнего

Востока. Как представляется, одним из основных направлений их деятельности в данном отношении стали мусульманские общины в странах Западной Европы (прежде всего, во Франции, Германии и Великобритании) и на территории Российской Федерации. Благоприятную почву для широкой информационно-пропагандистской деятельности радикальных исламских организаций в западноевропейских государствах создает не вполне успешный процесс интеграции мусульман в европейские сообщества и сетевая структура мусульманских общин в Европе, их полузакрытый характер и высокий потенциал межличностных связей. В сложившихся обстоятельствах крепнет такое явление как «транснациональный ислам», которое имеет исключительно негативный оттенок, связанный с экспортом экстремистских идей в европейские страны. В этой связи представители зарубежных спецслужб заявляют о росте числа террористов, родившихся и выросших в Европе, которые быстро радикализуются и готовы безоговорочно пожертвовать собой ради веры.

В третьем параграфе исследуются инструменты и методы противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей, применяющиеся, либо применявшиеся, в отечественной и зарубежной практике.

Автор диссертации выделяет ряд базовых .. направлений по противодействию политике исламистов. Среди них отмечаются правовое, политико-экономическое, собственно религиозное, военное, информационное и психологическое виды противодействия, а также анализируются их особенности. В работе подчеркивается, что противодействие информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций должно носить комплексный характер и с необходимостью осуществляться посредством правоохранительных органов, дипломатических ведомств и специальных служб.

Большое внимание автор уделяет осмыслению позитивного и негативного опыта противодействия информационно-пропагандистской политике радикальных исламских организаций, накопленного властями

Великобритании, Франции и США, а также характеристике правовых рамок и практики, сложившейся в данном отношении в Российской Федерации. В частности, одним из примеров, подробно рассмотренных в рамках диссертационного исследования, стала английская программа под названием «Предупреждение насильственного экстремизма» (Preventing Violent Extremism)28. В правовом аспекте, применительно к российскому опыту, автором рассматривается Концепция противодействия терроризму, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.

В диссертационном исследовании указывается, что залогом эффективного противодействия политике исламистов являются совместные усилия, направленные на недопущение проведения насильственных акций и обеспечение международной и национальной (применительно к Российской Федерации) безопасности. В области коммуникационного пространства серьезным механизмом упреждающего противодействия может стать межгосударственный обмен актуальной информацией по усилиям исламистов данной сфере.

В Заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются основные выводы и намечаются перспективы предполагаемых дальнейших исследований по данной проблематике.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых

ВАК:

1) Горбатова В. В. Исламский экстремизм и терроризм как категории политического анализа. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. - 2012. - №4. С. 113-116. - 0,25 п.л.;

2) Горбатова В.В. Радикальные исламские организации в условиях «ренессанса» политического ислама в странах Арабского Востока // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. - № 365. С. 39^1. - 0,45 п.л.

"8 См.: Царегородцева И. Ислам в Британии: накануне перемен [Электронный ресурс] // Эксперты о религии «Religo.ru»: [сайт]. [2011]. URL: http://religo.rn/joumal/I46 (дата обращения - 19.04.2011).

Другие публикации:

1) Горбатова В.В. Роль сетевых технологий и Интернет-ресурсов в череде ближневосточных «революций». // Тезисы для участия во всероссийской конференции молодых политологов «Сетевые ресурсы и практики в публичной политике» (г. Краснодар, 8 -10 октября 2012 г.). -0,2 п.л.;

2) Горбатова В.В. Интернет-технологии как катализатор ближневосточных «революций». // SCHOLA-2011: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова / Под общ. ред. А. Ю. Шутова и А. А. Ширинянца; сост. А. И. Волошин, Э. А. Козьменко. — М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2011. - 0,3 п.л.;

3) Горбатова В.В. Роль Интернет-ресурсов в организации массовых выступлений в странах Арабского Востока. // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011» / Отв. ред. Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2011. - 0,2 п.л.

4) Горбатова В.В. Специфика феномена исламского политического радикализма (на материале стран арабского региона), // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, A.B. Андриянов. [Электронный ресурс] М.: МАКС Пресс, 2010, - 0,14 п.л.;

5) Горбатова В.В. Сирийская политика межобщинного баланса в этноконфессиональной плюралистической среде. / Мировая и российская политика. Сборник статей по политологическим теоретико-методологическим и прикладным проблемам истории и современности / Ред.-сост.: В.И. Коваленко, А.И. Костин, A.B. Федякин. Вып. II. «ИД «Весь Сергиев Посад», 2008., с. 150-158. - 0,56 п.л.

6) Горбатова В.В. Сирия и ближневосточная политика России. // Материалы XIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 12-15 апреля 2006 г.). Том 4. М.: Изд-во МГУ, 2006. - 0,28 п.л.

Подписано в печать 26.02.2013 Формат 60x88 1/16. Объем 1.0 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 1299 Отпечатано в ООО «Соцветие красок» 119991 г.Москва, Ленинские горы, д.1 Главное здание МГУ, к. А-102

 

Текст диссертации на тему "Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА (МГУ) ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

На правах рукописи

04201354923

Горбатова Виктория Вячеславовна

Информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций (на примере ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды»)

Специальность 23.00.04 - политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель: д.ф.н., профессор Костин А.И.

Москва 2013

Оглавление

Введение..........................................................................................................2

Глава 1. Исламский политический радикализм как категория анализа и политический феномен.........................................................................................23

1.1. Исламский политический радикализм как категория анализа, специфика генезиса и последующего становления................. ..........................23

1.2. Исламский политический радикализм в политико-идеологическом спектре стран Арабского Востока.......................................................................54

Глава 2. Организационная структура и основания деятельности радикальных исламских организаций.................................................................67

2.1. Радикальные исламские организации как субъект исламского политического радикализма.................................................................................67

2.2. Общие черты и характерные особенности функционирования ХАМАС, «Хизбаллы» и «Аль-Каиды»...............................................................82

2.3. Специфика структурно-сетевого принципа организации деятельности радикальных исламских организаций.......................................112

Глава 3. Политические технологии информационно-пропагандистского воздействия радикальных исламских организаций в мире............................123

3.1. Информационный фактор как инструмент общественно-политического воздействия................................................................................123

3.2. Информационно-пропагандистское воздействие радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей.................................................................................................132

3.3. Инструменты и методы противодействия информационно-пропагандистскому воздействию радикальных исламских организаций на религиозно-политические и мотивационные установки людей: российский и зарубежный опыт................................................................................................157

Заключение..................................................................................................173

Список использованной литературы........................................................177

Приложения.................................................................................................207

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных условиях тенденции явной политизации ряда религиозных доктрин становятся все очевиднее и превращаются в один из ключевых атрибутов мирового политического процесса. Религиозные лозунги используются, по сути, светскими движениями в качестве аргумента в борьбе за политическую власть и влияние. Данные процессы в большей или меньшей степени имеют место применительно не только ко всем основным религиозным конфессиям, но и к сектам, новым религиозным движениям. Свое развитие получает сравнительно новый феномен - «политизация религии».

Так, например, в настоящее время заметно политизирован протестантизм и протестантские церкви1. Пытаясь всячески отделить себя от политики, на практике они широко в ней участвуют. В Российской Федерации, начиная с середины 1990-х гг., помимо традиционных конфессий, начали активно позиционировать себя в сфере политического новые религиозные движения, такие как: Белое братство, Богородичный центр, Церковь Последнего Завета (виссарионовцы). Религиозный журналист, социолог религии, главный редактор портала «Религия и СМИ» (www.religare.ru4) Александр Щипков, например, утверждает, что «на президентских выборах 1996 года по просьбе местной администрации Виссарион внушил своим адептам, что воля божья заключается в поддержке Бориса Ельцина. Голосование было единогласным» .

Подобные тенденции «ренессанса» религиозных традиций характерны, как правило, для переломных периодов в истории стран и народов. Религия с

1 См.: Протестанты говорят о кризисе протестантизма в России. Причиной кризиса считается "чрезмерная политизация" одних лидеров и маргинализация других [Электронный ресурс] // «Religare.ru» [сайт]. [2008]. URL: http://www.religare.ru/2_58627.html (дата обращения - 10.09.2012); Bruce S. Militants and the margins: British political Protestantism // The Sociological Review. Volume 34, Issue 4, pages 797-811, November 1986; McGrath, Alister E. and Darren C. Marks (eds). The Blackwell Companion to Protestantism. Blackwell Publishing, 2003; Freston P. Protestant Political Parties: A Global Survey // Aldershot, Hampshire, U.K.: Ashgate, 2004.

2 См.: Щипков А. Политизация религии - характерная черта 1990-х годов. Глава из книги «Христианская демократия в России» // М.: Ключ-С, 2004.

ее вечными и непреходящими ценностями дает духовные опору и ориентиры людям в условиях вакуума целей и идеологии как таковой. В подобном периоде «политической турбулентности» находится в настоящее время регион Арабского Востока. В ряде стран произошли «революции» и сменились многолетние режимы (Тунис, Египет, Ливия). При этом важно то, что указанные «революционные» события носят в значительной степени негативный характер, поскольку изменение конституции страны и проведение «альтернативных» (по форме, а не по сути) президентских выборов в условиях существенного ограничения пассивного избирательного права граждан посредством системы цензов (в случае с Египтом), межплеменные столкновения и борьба за власть при формировании Переходного национального совета Ливии лишь активизируют латентные противоречия, имеющиеся в обществе. Экономические же последствия «революций», связанные с резким снижением национальных доходов указанных стран, проявляются в обнищании населения и падении без того невысокого уровня жизни людей.

Политическая власть в некоторых государствах региона испытывает серьезный кризис и ведет ожесточенную борьбу с оппозицией (Сирия). В ряде арабских стран эта борьба носит ярко выраженный конфессиональный характер: в Бахрейне имели место выступления шиитов (подавлены войсками Саудовской Аравии и ОАЭ), а в Сирии - активизировалось алавитско-суннитское противостояние. Сравнительно неплохо контролируют ситуацию монархические режимы: в Омане султан выделил дополнительные средства на решение многолетних экономических проблем, в Иордании Абдалла II пошел на уступки, сменил правительство и премьера, а самая «консервативная» монархия Саудовская Аравия пошла на существенные послабления женщинам (впервые за всю историю страны им разрешено

принимать участие в голосовании)3. Ситуация в Мали, обострившаяся после событий «арабской весны», активно переходит из плоскости этнического восстания кочевников-туарегов в затяжную борьбу между радикальными исламистами и светскими силами.

Оставив за скобками популярный вопрос о возможном наличии внешних факторов, способствовавших обострению политических противостояний и переходу их в «революционные» события, можно рассуждать о первых результатах так называемой «арабской весны». Очевидная тенденция такова: светские основы государств слабеют, а главное место в публичной политике занимают религиозные партии и движения. На выборах в Тунисе и Египте к власти уже пришли исламистские партии.

На примере Египта ярко проявили себя диалектические особенности «ренессанса» религиозных ценностей: объединение мусульман-единоверцев с одновременным противопоставлением своей конфессиональной группы другим религиозным сообществам по типу «свой-чужой». С новой силой разгорелась кампания по притеснению христиан-коптов, сопряженная с уничтожением предметов христианского культа и поджогами храмов. Как результат, начался массовый исход христиан-коптов из Египта.

Таким образом, политизация ислама приобретает ярко выраженный институциональный аспект. В условиях политической нестабильности на передний план рассмотрения выходят радикальные исламские организации (функционирующие, в том числе, в форме политических партий), которые в своей деятельности опираются преимущественно на религиозные постулаты. Пропагандистское воздействие адептов «чистого» ислама в рамках используемой ими специфической интерпретации религиозных канонов является одним из ключевых факторов, оказывающим значительное влияние не только на внутриполитическую ситуацию в странах Арабского Востока,

3 См. подробнее: Женщинам Саудовской Аравии разрешили участвовать в политической жизни // ИА «Росбалт» [сайт]. [2011]. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2011/09/25/893745.html (дата обращения -18.01.2012).

но и на характер взаимоотношений арабского мира с другими неисламскими государствами (в том числе, с Российской Федерацией). В сложившейся ситуации практическую значимость изучения и анализа информационно-пропагандистской политики радикальных исламских организаций сложно переоценить.

В содержательном смысле информационно-пропагандистская политика радикальных исламских организаций представляет собой систему мер, техник и технологий, а также совокупность действий представителей радикального ислама. Все они направлены на распространение определенного рода информации среди максимального количества людей с целью воздействия на их религиозно-политические и мотивационные установки. Своим результатом она имеет непрерывное привлечение новых сторонников в ряды исламистов. Термин «политика» здесь выступает в своем «узком» смысле как направление деятельности, а также совокупность средств, инструментов, методов и технологий для реализации определенных интересов и достижения определенных целей в искомой социальной среде. В настоящее время к этому «узкому» пониманию политики в исследуемом контексте добавилась борьба за власть и влияние, которую исламисты активно ведут в ряде ближневосточных государств, широко используя при этом информационно-пропагандистские инструменты и технологии.

Актуальность настоящей работы заключается в ее комплексном характере и расширении предметного поля исследования с учетом современных научных разработок в области исламской традиции, политических измерений религиозной жизни и политизации религии. Особое осмысление получили также институциональный аспект функционирования политического ислама в форме радикальных исламских организаций (политических движений), инструментальный потенциал воздействия представителей радикального ислама на массовое сознание, и, прежде всего, информационно-пропагандистская его составляющая (с учетом современных

положений теории сетевого анализа). В рамках исследования нашли отражение ряд теоретических исследований по осмыслению политических причин «арабской весны» и ее возможных последствий, связанных с радикализацией исламского вероучения в поликонфессиональных (по структуре) и светских (по типу) странах4.

Важно подчеркнуть, что географические рамки работы охватывают преимущественно регион Арабского Востока, но не сводятся исключительно к нему. Комплексная характеристика деятельности радикальных исламских организаций в современных условиях, их структурного и организационного потенциала производится с учетом анализа специфики функционирования арабских (мусульманских) общин в ряде государств мира. Как представляется, в отсутствии подобных примеров настоящая работа была бы неполной, принимая во внимание имеющиеся обстоятельства, связанные с увеличением миграционных потоков из арабских государств в европейские страны, а также нарастающее противостояние эмиссарам радикального ислама по всему миру. Учитывая напряженный характер политических событий последних десятилетий в республиках нашей страны с преимущественным проживанием мусульман, а также тот факт, что ислам в Российской Федерации является второй по численности верующих конфессией после православия, настоящее исследование имеет важное значение для правильного понимания ситуации, сложившейся в российской обществе, выработки адекватной реакции на современные вызовы радикального ислама и формирования сбалансированной концепции национальной безопасности, прежде всего, ее информационной составляющей.

Степень научной разработанности проблемы. Работа базируется на

4 См., например: Мирский Г.И. Вторая «жасминовая революция». Как рухнул авторитарный режим в Тунисе // Журнал «The New Times» (Новое время). - 2011. - № 2; Мэтью фон Pop, Широков В. (перевод). Революция, которой не было // «Профиль». - 2011.- № 5; Сатановский Е. Регион бунтующих меньшинств// Военно-промышленный курьер. - 2010. - № 28 (344).

современном исследовательском материале, монографиях, аналитических докладах, диссертационных исследованиях, научных статьях отечественных и зарубежных ученых, материалах научных конференций.

Среди отечественных специалистов по данной проблематике можно отметить работы: Игнатенко A.A.5, Ланды Р. Г.6, Наумкина В.В.7, Манойло A.B.8, Мирского Г.И.9, Добаева И.П.10, Сюкияйнена Л.Р.11,

5 См., например: Игнатенко A.A. Религиозный экстремизм как угроза международной и национальной безопасности: Выступление на научно-практической конференции «Религия и проблемы национальной безопасности» // Безопасность Евразии. -2002. №1.-С. 515-519; Игнатенко A.A. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика: Сборник статей. - М.: Институт религии и политики, 2001, - с. 53-66; Игнатенко A.A. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. - М.: Наука, 1988; Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - Стокгольм, 2000. № 2 (8) и ряд других.

6 См., например: Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. М.: Институт Ближнего Востока, 2005; Ланда Р.Г. Причины и факторы радикализации ислама // Ислам на современном Востоке / Отв. ред.: В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин. М., 2004.

7 См., например: Наумкин В.В. Мусульманская диаспора на Западе: дифференциация, конвергенция, гибридизация? // Журнал «Международные процессы». - 2010. - Т. 8, №№ 2(23), 3(24) (часть 1 и 2); Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. Факультет мировой политики МГУ им. M.B. Ломоносова, Ин-т проблем международной безопасности РАН, Ин-т междисциплинарных исследований. - M.: Издательство «УРСС», 2005 и ряд других.

8 См., например: Манойло A.B. Революция на Ближнем Востоке и в Северной Африке: политический прагматизм и технологии управляемого хаоса [Электронный ресурс] // Научно-политический журнал «Мир и политика» [сайт]. [2011]. URL: http://mir-politika.nl/170-revolvuciva-na-blizhnem-vostoke-i-v-sevemoy-afrike-politicheskiv-pragmatizm-i-tehnologii-upravlvaemogo-haosa.html (дата обращения - 12.06.2012); Манойло A.B. Цветная революция в Сирии: возможные причины и промежуточные итоги [Электронный ресурс] // Научно-политический журнал «Мир и политика» [сайт]. [2012]. URL: http://mir-Dolitika.ru/37-cvetnava-revolyuciya-v-sirii-vozmozhnve-prichinv-i-promezhutochnve-itogi.html (дата обращения - 12.06.2012) и ряд других.

9 См., например: Мирский Г.И. Вторая «жасминовая революция». Как рухнул авторитарный режим в Тунисе // Журнал «The New Times» (Новое время). - 2011. - № 2; Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // ПОЛИС: Политические исследования. -2002. - №1.— С. 78-86 и ряд других.

10 См., например: Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. На примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа // Отв. ред.: Игнатов В.Г. и др. Ростов н/Д: Ростиздат, 2000; Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. / Отв. редактор Ю.Г.Волков.-Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. - 416 с:, Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Отв. редактор Ю.Г.Волков - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2001; Добаев И.П. Неправительственные религиозно-политические организации исламского мира // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 4. - С. 91-97; Добаев И.П. Радикальные идеологии в исламе: история и современность // Ислам в России. Взгляд из регионов. M., 2007; Добаев И.П. Экстремистские группировки в США: исламский фактор // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 1 и ряд других.

11 См., например: Сюкияйнен Л.Р. Ислам и перспективы развития мусульманского мира (стенограмма лекции) [Электронный ресурс] // «Полит.ру»: [сайт]. [2006]. URL: http://www.polit.ru/lectures/2006/09/19/sjukijaynen.html (дата обращения: 19.04.2011); Сюкияйнен Л.Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - № 3 (21). — С. 86-97; Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: «Наука», 1986. - 236 е.; Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под. ред. А.Малашенко и М.Б.Олкотг. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001; Сюкияйнен Л.Р. Право, религия, традиции, политика: конфликт или взаимодействие? (на примере ислама и мусульманских меньшинств в Европе) // Право журнал Высшей школы экономики. -2010. - № 4. - С. 23—46; Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: п�