автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Институциональные факторы формирования политической идеологии

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Щербаков, Александр Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Диссертация по политологии на тему 'Институциональные факторы формирования политической идеологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Щербаков, Александр Евгеньевич

Введение 3 >

Глава I. Проблемное поле политической идеологии.

§ 1. Особенности формирования идеологических категорий в западноевропейском мировоззрении.

§ 2. Эволюция понятия идеологии в России (XX в.).

§ 3. Система политической идеологии: структурно-методологические взаимосвязи.

Глава II. Механизмы функционирования идеологии в системе политической и метаполитической коммуникации.

§ 1. Элементы языкового механизма политической идеологии.

§ 2. Психологическое манипулирование в политической идеологии.

§ 3. Мггеллектуально-аксиологический уровень политической идеологии.

§ 4. Специфика мистико-символического взаимодействия в структуре политической идеологии.

Глава III. Метарациональное измерение политической идеологии.

§ 1. Идеологические основы мифологического сознания.

§ 2. Сказочное сознание в сфере функционирования политической идеологии.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по политологии, Щербаков, Александр Евгеньевич

Актуальность исследования

Идеология играет незаменимую роль в политическом процессе. Она определяет иормг»! поведения, уровни сознания и самосознания отдельных индивидов и народов, придает смысл совершающимся политическим изменениям, объясняет действительность через ценностные гомерения, создает и совершенствует огромный спектр мировоззренческих ориентиров человека. Национальная идеология, отражая общественно-политическую и духовную традицию определенного народа, является внутренней программой его будущего и настоящего развития, ключевым регулирующим звеном национально-государственной самоидентификации. В начале XXI столетия, в ситуации неопределенности государственно-идеологического статуса, для России особенно актуальны идеи интегративной идеологии, нивилизационно-исторической специфики страны, важно определение перспекшв эволюции духовно-идеологической ситуации, а также идеологических условии общественного согласия. Проблемы политической стабильности, демографического, экологического баланса, военного и технологического роста немыслимы без выявления того идеологического кодекса, который заложен в политическом сознании, культуре и менталитете россиян.

Степень теоретической разработанности проблемы

Политическая идеология - это неотъемлемая часть человеческого сознания. Интерес к се закономерностям, элементам и основам восходит к истокам древнейших культур и общественно-государственных организаций. Философские, религиозные, технологические и иные системы мировоззрения человека непрерывно на протяжении многих веков определяли смысл и направленность политико-идеологического сознания. Формирование современного научного анализа идеологического процесса началось в XIX веке. Новаторскую роль здесь сыграла психологическая школа АЛ.К. Дестютт де Траси, определившая идеологию как всеобщий «логико-грамматический» дедуктивный механизм культуры1.

В дальнейшем это явление анализировалось в рамках самых различных концепций:

1. теории идсологнчсски-иллюзорного сознания2, духовной надстройки

1 См. Destutt de Tracy A.- L.- С. Hlemens ¿'Ideologic. P. 1-5, Paris: Courcier, 1801-1805.

2 К дискуссии о ложности идеологии позднее присоединились К. Манхейм, И Б. Томпсон, Г. Теборн и др. D целом многие исследователи видели в самом явлении либо определенную пол1гтичсскую патологию, которую необходимо периодически пресекать как злонамеренный обман (К. Яснерс), зло о происхождении общественного зла, генератор наслаждении, знание без трудностей, удовольствие фарисейства над материально-экономическим базисом (К. Маркс, Ф. Энгельс); научной (социалистической) идеологии (В.И. Ленин);

2. теории идеологии как сугубо функционального инструмента интеграции общества (О. Лемберг, Т. Парсонс, М. Гейгер, Э. Тонич); м

3. концепции парадигмального содержания идеологии (Н. Пуланзас, К.С. Гаджиев);

4. теории идеологии как «иадисторического» феномена культуры (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парсто, К. Герц);

5. концепции деидеологизации (Д. Белл, Р. Арон, K.P. Поппер, С. Липсет, Э. Шилз);

6. теории реидеологизации (М. Селиджер).

Большой вклад в исследование политической идеологии внесли политическая философия (Лэйн Р., Мэннинг Д., Робертсон Т.1, Антонович И.И., Арапова М.А., Кантонов Э.А., Кувшинов Ю.Б., Ахиезер A.C., Согрин В., Журавлев Г.Т., Мшвениерадзе В.В., Яковлев М.В.), социология знания (Г. Адлер, К. Манхейм, Г. Саломон, Х.О. Циглср,

A. Дитрих)2 и представители социальной интерпретации языка (Р. Барт, ММ. Бахтин, А.Ж. Греймас, Ж. Курте, М. Фуко, A.A. Мирошниченко,

B.В. Трофеев, Ю.П. Милованов, П.Г. Дьякова). Соотношение идеолошче-* ских процессов с государственной системой первоначально рассматривалось в концепциях идолократии (Ф. Бэкон, Ф. Ромер3), затем в аспекте евразийских проектов идеократии (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой), в последнее время - в различных теориях идеологии государства и государственной идеологии (Л. Дюмон, А.Г. Хабибулин, P.A. Рахимов, H.A. Косола-иов, A.M. Ковалев, Б.Г. Капустин).

Целыо данного исследования является комплексный теоретико-методологический анализ институциональных факторов формирования политической идеологии. При этом основное внимание уделяется шуче-нию не определённых учреждений, а системы нормативных и структурных ограничений и связанных с ними процедурах и образцах поведения.

Ж.-М. Денюн), тиранию слов (Ст. Чейз, С. Хайакзва), превратное искажение дейстнгтсльносш в интересах господствующего класса (К. Маркс), либо непогрешимую истину, сферу духовной творческой деятельности (Л Л. Богданов), высшей, строгой научности и революционности (В И. Ленин)

1 См. Lane R.E. Political ideology. Glencoe (111.): Free Press, 1962; Ideology and discontent. Ed. by D.E. Apter. N'.Y. Free Press, 1964; Manning D.J., Robinson T.J. The place of ideology in political life. L.: Croom Helm, 1985.

2 Cm. Salomon G. Historischer Materrialismus und Ideologienlehre. //Jahrbuch für Soziologie. Bd.2, Karlsruhe, 1926, Zicglcr H O. Idcologienlchre. //Archiv fur Sozialvviss und Sozialpolitik. Bd.57, H.3, Tubingen, 1927, Dietrich A. Kritik der politischen Ideologien. //Archiv flir Geschichte und Politik. H.l, Berlin, 1923; Adler G. Die Bedeutung der Illusionen für Politik und soziales Leben, Jena, 1904; Mannheim K. Ideologische Interpretation der geistigen Gebilde. //Jahrbuch fur Soziologie. Bd 2, Karlsruhe, 1926.

3 См. Römer F. Lehre von den politischen Parteien. Stuttgart, 1844.

Залами диссертационного исследования:

- определить специфику идеологической структуры, полярность её пространственно-временных и политико-культурных измерений;

- наметить основные этапы эволюции понятия политической идеологии, эксплицируя нелинейность данного процесса (проблема трансформации интерпретационных подходов);

- исследовать ключевые аксиологические, языковые и психологические механизмы функционирования идеологии в системе политической коммуникации;

- выявить роль фольклорно-символических институтов в политической идеологии, построенных на архетипическом соподчинении ценностно-смысловых и контекстуальных категорий;

- изучить влияние мифических и сказочных элементов на формирование метарационального измерения политической идеологии.

Методология исследования основана на принципах сравнительного анализа рациональных и иррациональных элементов политической идеологии, соотносимой с разными уровнями общественного развития и государственного управления1. С помощью данного подхода может быть построена модель эволюции идеологии как «свободного» самоорганизующегося процесса.

Научная новизна исследования

Впервые исследована структурная модель политической идеологии, учитывающая специфику рациональных и иррациональных сфер мышления (сакральное и обыденно-историческое; фольклорное и интеллектуально-научное восприятие и смыслополагание действительности и т.п.). Изучена проблема «двойственности» к структуре политической идеологии (наличие ряда взаимоисключающих бинарных оппозиций) и ее временны-ех параметры (синхрония-диахрония). В диссертации предложена концепция функционирования политической идеологии на базе комплекса познавательно-языковых, психологических и ценностных механизмов (проблемы дешифровки идеологических знаков, внушения, смыслового и образного иллюзионизма, нарадигмального мировоззрения в политическом процессе); приводится обоснование метаполитического измерения идеологии, включающего мистико-символические, сказочные и мифологические элементы и структуры политического сознания.

1 Проблематика государства, рассматриваемая через призму идеологических взаимосвязей, выступает как один из возможных вариантов (примеров) подобного соотношения. Место государственных структур вполне могут занимать общественные, групповые или же личные ценности, интересы, отношения, влияющие на конкретные политические события и явления. В зависимости от специфики идеологического мира происходит изменение политических акторов, их адаптация к сложившимся условиям.

Основные положения, пыиосиммс на защиту

1. Структур пая композиция идеологического процесса характер! пует-ся двойственностью. Одна часть является осмыслением действительности, которое уже есть своеобразная «накладка», фантастическая ложь, первично необходимая человеку для существования и поэтому принимающая форму «истины». Другая - использованием осмысленного в реальных целях, то есть утверждением (обычно - догматизированием) ранее оемьпленного, приданием ему символически-сакрального содержания и определённой формы. Таким образом, этот феномен будет представлять скорее то, что можно было бы назвать «истинно-ложной» и «удноенно-ложной» идеологией. Истинным же здесь необходимо считать сам феномен идеологии как таковой в функционировании (а для исследователя - в изучении, анализе) двух ее противоречивых полюсов.

2.Логика двойственности обнаруживается и в пространственно-временном измерении, где синхрония означает эволюцию идеологических явлений, обозначаемых и анализируемых на протяжении всей истории через различные понятия, а диахрония, напротив, - развшие и анализ конкретных идеологических понятий в определённый исторический период их применения и актуализации. Этот дуализм восходит к идее временной конверсии в повествовательном дискурсе.

3.Политическая идеология имеет и другую особую дихотомическую структуру. С одной стороны, она представляет рационально-манипулирующую систему, сферу интеллектуально-народных («неофициальных»: проправительственных или оппозиционных) и шггеллектуалыю-адмииистративных («официальных») политических идеологем. С другой стороны, идеология охватывает область иррационального, метаполитпче-ского сознания. Единым связующим звеном в политической и метаполити-ческой идеологии служит технократический инструмент воздействия, который может принимать как «естественную» субъективно-информационную, так и технически-информационную форму (слухи, мода, обычаи, игры, шествия; радио, телевидение, компьютер и т.н.).

4.Функционирование идеологии обеспечивается институциональными механюмами, образующими ряд последовательно усложняющихся уровней.

5.Наиболее элементарный уровень представляет собой языковое общение. Политическая идеология выступает здесь как особая знаковая система, замещающая окружающий мир определённым оценочным содержанием. Трансляция и изменения знаков являются единым многофункциональным процессом идеологического творчества. Для каждой эпохи и для каждой социальной группы существует свой индивидуальный набор знаковых идеологем. Лексико-семантические и синтаксические особенности текстов (техника речевого исполнения, внешнее оформление речи, расноложенис, теми, плотность повторов в повествовании и истории) образуют сложную институциональную систему идеологической интерпретации.

6.11а следующем уровне политическая идеология зависит от психологических факторов управления сознанием и поведением человека. Осно-« ву институционально-психологических элементов политической идеологии составляет социокультурная традиция, с помощью которой кодируется, запоминается и актуализируется определённый спектр исторических ценностей. Её развитие определяется влиянием на социальную среду различных эмоционально-волевых категорий, познавательных способностей, стереотипных установок.

7.Институциональные механизмы политической идеологии отражаются в системе культуры, регулирующей взаимодействие потребностей, интересов и ценностей человека. Аксиологический уровень предполагает соотнесение идеального и реального в едином творческом процессе иерархического выстраивания актуально значимых и жизненно необходимых ориентиров и характеристик действительности. Ценностио-паралигмальная структура идеологии включает целый ряд идейно-познавательных систем (этатистско-аиархические, дисциплинарно-правовые, религиозно-этические и др.).

Практическая значимость исс.тстонания

Результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности. В последнем случае они могут составлять материал для ряда лекционных курсов, предполагающих подготовку к междисциплинарной научно-исследовательской работе.

Апробация и с сл сл о »а 11 и я

Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в виде статей в журналах и сборниках (ПОЛИС, Проблемы политологии, Научные труды аспирантов и докторантов МГСА и др.), а также представлены в докладе на заседании Центра «Политической культуры и политического участия» Института сравнительной политологии РАН 22 ноября 2002 года.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка цитируемой литературы и библиографии.

Первая глава посвящена описанию общей системы политической идеологии, ее структурно-функциональному соподчинению информационно-познавательному (семасиологическому) фактору. Вторая глава подразделяется на четыре параграфа, соответствующих основным механизмам функционирования политической идеологии. Здесь обозначены аксиологические бинарные оппозиции властно-регламентирующей организации, этического самоконтроля и самоуправления; эволюция, типология и дешифровка идеологических знаков в политической лингвистике; идеопси-хология (политические стереотипы, архетипы, традиции, обычаи, ритуалы, игры) и манипулирование («естественное»: социально-политический им-принтинг и «искусственное»: иллюзорное внушение); магический символизм и политические мистерии. Последняя глава представляет анализ ме-тарационального сказочно-мифического уровня политической идеологии (информационно-коммуникативный механизм мифической идеологии; эволюция богов в политической мифологии; межкультурпый и национальный уровни, священность и темпоральность мифического аспекта политической идеологии; мифопоэтика и политика; праздничная идеология; сказочно-магический элемент в политическом процессе; нравственный идеал сказочной идеологии; проблемы политико-культурного смыслоиолагания в сказочной метареальпости; сказочное государство: специфика архетипиче-ских образов).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Институциональные факторы формирования политической идеологии"

Заключение

Завершая данное исследование необходимо подчеркнуть, что институциональная система политической идеологии представляет достаточно сложный социально-политический феномен, охватывающий самые разнообразные сферы научного и ненаучного знания, практических технологий.

Идеология является основным субъектом политического сознания. Она формирует определенное специфически насыщенное информационное пространство, через которое (и в котором) транслируется в общественно-государственную систему управления строгий набор политических социолектов/идей.

Ключевое значение в структуре идеологии имеют элементы пространственно-временной коммуникации.

Спецификой политического пространственно-временного континуума является наличие в нем двух уровней. Синхронический (структурный) уровень обозначает политические идеи, выражаемые в различных синонимических понятиях, дополняющих и изменяющих друг друга (как но форме, так и по содержанию), на протяжении всей жизни человечества. Диахронический (исторический) уровень указывает на определённое понятпй-но-словесное их происхождение и развитие наряду с наслоениями первоначальных значений. Применительно к идеологии речь идёт о наличии оппозиции общеструктурной среды (синхронического пространства культуры) и исторпко-этимологической интерпретации.

Происхождение понятия идеологии связано с эпохой Просвещения конца XVIII — начала XIX веков. Новаторскую роль сыграла психологическая школа АЛ.К. Дестютт де Траси, определившая идеологию как всеобщий «логико-грамматический» механизм культуры. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса идеология принимает двойственный характер. С одной стороны, она означает субъективный теоретический проект, совокупность теорий и ценностей, отражающих материальное, классовое положение, экономические условия и общественные отношения социальных субъектов; с другой, - ложное, иллюзорное сознание, морально оправданное и изменяющее представление о действительности в интересах господствующего класса. Огромный интерес представляют исследования немецкой и англоамериканской социологии (К. Маннгейм, 'Г. Гейгер, М. Селегер, Д. Белл, Т. Парсонс и др.).

В нашей стране революционная эпоха стата ключевым моментом в ¡■пучении политической идеологии:

1. социатыю-философский подход (В.И. Ленин, A.B. Луначарский,

Л.И. Аксельрод, В. Адоратский, И. Разумовский, И.А. Ильин);

2. психологический подход (Г.В. Плеханов, П.С. Юшкевич, В. Румий);

3. религиозно-психологический подход (Д.П. Овсянико-Куликовский,

М.Л. Рейснер, B.B. Ивановский);

4. религиозно-мистический подход (Л.М. Ту беровский, П.А. Флоренский);

5. организационно-трудовой (А.Л. Богданов, Ф.И. Калинин).

В советский период наука достигла больших результатов в исследовании прикладных аспектов идеологической работы и пропаганды (II.Б. Бпккснин, В.А. Ядов). Особо следует отмстить роль в 50-60-е гг. специальных идеологических комиссий.

В постсоветский период в России происходит переход от классовой теории идеологии к идеологии обновления, которую обычно представляли на основе утверждения приоритета общечеловеческих ценностей, отказа от духовного надзора, плюрализма мнений (М.С. Горбачёв, Г. Шахназаров, B.JI. Алтухов, Э.Я. Баталов)

Коренным образом пересматривается взгляд на идею научной идеологии. Огромное влияние оказал западный опыт. Перспективы национальной идеологии связывались с факторами Нового времени и общеевропейского развития. Актуальными являлись концепции кризисного сознания, вступления России в эпоху модерна, либерального перерождения коммунизма (В.Б. Пастухов и др.).

Середина 90-х годов отмечается борьбой за интегративную идеологию государства. Негативное отношение к данному понятию к концу XX века сменяется осознанием её значимости и многогранной сложности. Идеология представляется фактором объединения огромного потенциала знаний, накопленного в процессе национальной социокультурной эволюции.

Особенность институциональной структуры политической идеологии - в интерпретации институтов, которые предстают как определённого рода ограничения в форме традиции, обычаев, господствующей интеллектуальной парадигмы, структуирующие политическое, экономическое и социальной взаимодействие. Отсюда многофункциональность институциональных показателей идеологии. Институциональность принимает облик норм и ценностных образцов (Б. Селигмен), правил игры (Д. Порт), устойчивых форм социальной практики.

Политическая идеология имеет особую дихотомическую структуру. С одной стороны, она представляет рационально-манипулирующую систему, сферу ишеллектуально-народных («неофициальных»: оппозиционных или проправительственных) и интеллектуально-административных («официальных») политических идеологем. При этом идеология традиционно разделяется на консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, демократические, фашистские, националистические, анархические и иные подобные направления. С другой стороны, идеология охватывает область иррационального, инвариативного (устойчивого) мета-политического сознания. В данном ключе сё основу составляют мифические, сказочные, утопические, фантастические системы. Единым связующим звеном в политической и метанолитической идеологии служит технократический инструмент воздействия, который может принимать как «естественную» субъективно-информационную, так и технически-информационную форму (слухи, мода, обычаи, игры, шествия; радио, телевидение, компьютер и т.п.).

Идеология функционирует на основе институциональных механизмов нарастающего уровня сложности (языкового общения, психологический, аксиологический, мистико-символический).

Наиболее элементарный уровень представляет собой языковое общение. Политическая идеология выступает здесь как особая знаковая система, замещающая окружающий мир определённым оценочным содержанием. Трансляция и изменения знаков являются единым многофункциональным процессом идеологического творчества. Для каждой эпохи и для каждой социальной группы существует свой индивидуальный набор знаковых идеологем.

Ключевую роль в политической идеологии играют слова, понятия, имена. Слово в политической идеологии как основа внутренней и внешней речевой практики неизбежно сопровождает и сливается со всеми иными видами знаков, связывая и обрамляя их своей выраженностью, непрерывно и напряженно взаимодействующими между собой ценностными контекстами. Оно объединяет в себе явление и его значимость, одновременно оборачиваясь «и средством констатации факта, и его оценкой» (Р. Карт). Номинальная, терминологически-понятийная рефлексия (как отражение, осознание и смысловая упорядоченность определенной системы человеческой деятельности) достигается благодаря автоматизму в сочленении означающего и означаемого в одном неделимом предмете.

Лингвистическая структура политической идеологии тесно связана с процессами воображения и интерпретации, формирующих специфическую зеркальность политико-языковых механизмов. В теоретической лингвистике язык состоит га первичной (роль содержания в метаязыке) и вторичной знаковой системы (роль выражения в коннотации) (Л. Ельмслев). Кон-нотативный язык и есть по сути удвоенно-ложная (или вторично-ложная) часть идеологии. Она создает добавочные смыслы, которыми нагружается и которые потребляет метаязык истинно-ложной (первично-ложной) идеологии.

Политическая идеология — фшуративна. Она формирует образы, модели социальных отношений; политико-культурные тексты, на основе которых складываются новые структуры и новые отношения. Идеология как бы перечитывает, дополняет ранее созданный материал.

Лексико-семантические и синтаксические особенности текстов (техника речевого исполнения, внешнее оформление речи, расположение, темп, плотность повторов в повествовании и истории) образуют сложную институциональную систему идеологической интерпретации.

Па следующем уровне политическая идеология зависит от психологических факторов управления сознанием и поведением человека. Политическая психология народов складывается из устойчивых моральных и интеллектуальных особенностей, из того, что обычно принято называть национальным характером. Это длительный, постепенный процесс, который формирует общие чувства, интересы и верования народа. Основу психологических элементов политической идеологии составляет социокультурная традиция, которая кодирует, запоминает и актуалширует определенный спектр исторических ценностей. Её развитие определяется влиянием на социальную среду различных эмоционально-волевых категорий, познавательных способностей, стереотипных установок. Институт психологического манипулирования в целом может обладать врождённой и искусственной системами взаимодействия. Первый его уровень обозначает проблемы социально-политического импринтинга (биологических механизмов «раннего запечатления»).

Институт психологического манипулирования (второй уровень) традиционно связывают с проблемами идеологического внушения, смыслового и образного иллюзионизма. Данный процесс осуществляется посредством восприятия ограниченного числа стимулов, своего рода сенсорной изоляции отделяющей субъекта от внешнего мира. Пространство ощущений и идей замыкается в сфере определённых логических команд. В массе реальные события интерпретируются посредством идей-образов. Наличие даже незначительных признаков даёт возможность говорить, например, о существовании потенциальной утрозы или преступления.

Политическая идея стапов1ггся своеобразным «маяком», лучи которого, освещая попеременно окружающий мир, окрашивают его, заставляя застыть в относительно неподвижную однородную форму.

Идеи, составляющие политическую идеологию, транслируются на уровнях фольклорного н обыденно-исторического сознания. Последнее представляет феномен общественного мнения, основанного на сверхчувствительных реакциях в оценке поведения и мышления окружающих. Мнение «общества» заставляет одних чувствовать себя в изоляции, замыкаться, отмалчиваться, «исчезать» из поля зрения / внимания, других возвышать, делать сильнее, чем они в действительности.

Другой институционально-психологический уровень идеологии занимает система легитимного господства. Легитимность состоит из определенных мотивов социального действия: целерационального (принцип предельной полезности), ценностно-рационального, аффективного и других. Она формируется на эмоционально-критических, спонтанных или умышленно создаваемых чувствах, настроениях доверия. Легитимный механизм идеологии регулирует и восполняет содержание политической культуры.

Институциональные механизмы политической идеологии отражаются в системе культуры, регулирующей взаимодействие потребностей, интересов и ценностей человека. Аксиологический уровень идеологии предполагает совмещение внешнего выражения с осмыслением, осознанием выбранных индивидом или социальной группой приоритетных задач, целей и идеалов. Это соотношение рационального и иррационального, идеального и реального в едином творческом механизме иерархического выстраивания актуально значимых и жизненно необходимых категорий и характеристик действительности (см. учения Платона, Г.В.Ф. Гегеля, А.Ф. Лосева, И.А. Ильина и др.). Данный институциональный уровень предусматривает парадигмальное деление.

Ценностная структура идеологии включает о!ромное количество идейно-познавательных систем. Среди них особо следует выделить этати-стско-анархический элемент политической аксиологии, в котором противопоставляется процесс максимального участия государственных учреждений в сфере общественного управления - самоуправлению и саморегуляции свободных от государственного «вмешательства» и вообще от государственной организации общественных структур.

Другой не менее важной бинарной аксиологической системой выступает идеология дисциплинарной власти и правовою государственного управления.

Противовес юридическому направлению аксиологического уровня идеологии составляет система культурно-этической самоорганизации. Здесь одну из основных позиций занимают идеи и технологии теократического управления. Этот уровень также представляет и система этико-иолигического ненасилия. lie основные принципы были сформулированы в древнейших религиозных учениях буддизма, конфуцианства, индуизма, даосизма, христианства.

Специфика мистико-символического взаимодействия в структуре политической идеологии - в процессе сакрализации символических институтов, способствующих образованию идеи магического воздействия на принятие решений, определения особого статуса и поведения в обществе.

Идеологические стереотипы принимают форму метафоры, обозначая целые эпохи или отдельные период!»! исторического развития, а повседневные рациональные представления - форму архетипической интерпретации, отвечающей на бессознательном уровне за события, «исчезнувшие» из памяти народа, социальной группы, индивида, потерявшие актуальность, но продолжающие время от времени оказывать влияние на индивидуальное и массовое сознание людей. Их содержание представлено определенными первообразами (матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т.н.), динамика которых лежит в основе мифов, сказок, символики и художественного творчества.

Нормативными элементами традиционной символической репрезентации являются ритуал, игра, мода. Обычаи в политическом процессе направлены на обыленно-стереотшшческое регламентирование, в то время как ритуалы связаны с некой священностью, верой.

Политическая игра отражает игровые архетипы детского мира. Она представляет символическую методологию исследования реальных и возможных жизненных ситуаций, политических событий, теорий, идей. Это механизм проигрывания своего опыта, эмоциональных впечатлений, способ регулирования конфликтов, преодоления трудностей.

Специфика политической магии определяется, прежде всего, ее способностью органшовывать, прошгзывать и направлять весь спектр познавательно-языковых элементов политической идеологии.

Бессознательное поведение в политическом процессе характеризуется ие только психологическими закономерностями. Магия именно и начинается там, где психологические факторы теряют свою исконную значимость, становясь прозрачными, доступными для специфического внсра-ционального наполнения. Слова-ярлыки здесь превращаются из привычного результата психического внушения — в эффект мистического одержа-ния, заговора; именование становится одновременно внешним соответствием вкусу, интересам и тайным заворожепием противника или области неизвестного, а также стереотипическим игнорированием неназванных отношений, ценностей, политических структур и субъектов; образ «второго» государства, «двойника» партии, с одной стороны, - моментом сознательного манипулирования (то есть построенного на определенных научно разработанных методах имнджмейкерства и др.), а с другой - религиозно-мистическим поклонением, отражающим большинство исторических об-рядово-церемониальных приемов и действий.

Рассмотренные институты выступают функциональными инструментами в политической и метанолитической коммуникации. С их помощью осуществляется контроль и изменение идеологических систем, периодически занимающих господствующее положение в массовом и индивидуальном сознании.

Метаполитическое измерение идеологии составляют мифологические, сказочные, утопические, фантастические системы мировоззрений. Рассматриваемые в данной работе сказочно-мифические компоненты политической идеологии представляют единую творческую модель смысло-образования. Они сакрализуют и актуализируют весь спектр властных отношений через сложный механизм архетииической символизации и переоценки. Сказочная фольклорность и ритуальный мифологизм позволяет более глубоко (и на доступном образном языке) понимать и анализировать политические изменения, культуру и психологию народа, определять цель и задачи будущего развития.

Миф неразрывно связан с сознанием человека. Он имеет сложную логическую структуру и функциональные уровни. Одним из ключевых элементов формирования мифологической идеологии является общий информационно-коммуникативный механизм восприятия, оценивающий и направляющий ту или иную информацию через императив («фильтр») доверия/недоверия. Обладая монополией на точность и оперативность официально транслируемой информации, государственная власть определяет истинность или ложность, необходимость, полезность или опасность поступающих сведений, интерпретирует происходящие в стране события в идеологически целесообразном ключе, формирует на бессознательном и подсознательном уровнях выгодные ей слухи и мнения. С другой стороны, поступающую в массы политическую информацию люди вынуждены искажать, упрощая и изменяя се содержание относительно привычных им представлений, делая ее узнаваемой, наглядной и непротиворечивой. Эти факторы в целом составляют одно из составных звеньев единого мифологического фона, регулирующего символически-образную систему познания.

Основными каналами распространения мифологических систем обычно выступают средства массовой информации. Печать, радио, телевидение активно имплантируют в сознание целый спектр варьируемых мифологических установок и архетипов. Священность мифологии всегда была связана с эволюцией богов и их творений. Пантеон богов в политической мифологии выступает в форме особой психологической защиты определенных интересов и ценностей человека. Миф в политическом процессе обычно базируется на тройственной системе управления, основными субъектами которой выступают пророк (учитель); царь/вождь (партия, государство) и священник/политический идеолог (агитатор, политрук, комиссар и т.н.).

Смена мифических учреждений не означает уничтожение прежних богов (тогда бы мы ничего не знали о них), а переносит их из настоящего в прошлое, отнимая лишь право на исключительность их прежней власти.

Мифология не замкнутая на отдельных интересах система. Она имеет межкультурный и национальный уровни. Мифологические типы культурных взаимосвязей были прекрасно проанализированы в концепции О. Шпенглера.

Национальный миф тесно связан с психологией конкретного народа. Это система символических образов, отраженная в религиозно-философских теориях, изобразительном искусстве, в литературно-художественных темах, социально-этических понятиях, цикле государственно-политических установлений и общенародных жизненных норм, осуществляющихся в обряде, в повседневном укладе быта, в обычаях, преданиях и культе. Национальная мифология строится на создании народом некой второй реальности, возвышающейся над его обыденной трудовой жизнью.

Сказочные установки, как и мифологическое сознание, также непосредственно принимают участие в развитии и изменениях политического и общественно-культурного процессов, задают определенные механизмы самоуправления, совершенствуют систему принятия решений.

Общение человека со сказочными образами или в самой сказочной метареальности укрепляют его идеологическо-воображаемое общение с "духами" природы (воспевание красоты и сил природной стихии), общества и государства (воспевание и рассуждения о силах демократии, многопартийности, правосознания). Ключевым механизмом народной и общественно-политической магии является сложная система оберегающих запретов. Нарушение или сбой в ней неизбежно вели к изоляции (сопровождающейся общественным презрением и порицанием) и гибели (от психологического настроя или внешней опасности). Сказочный сюжет постоянно базируется на проблемах табуироваиия исторических и мегаисториче-ских событий. Сказка свободно переходит от древнейших архетипических образов к критике современных условий жизни и проблем развития.

Сказочная динамика ситуативна. Она зависит от конкретных условий жизни, бытовых и политических событий. Характеры сказочных персонажей не постоянны. Они могут со временем менять свой облик: зло может обращаться в добро, добро становиться злом. Сказка как 61л проигрывает бесчисленные вероятности возможных жизненных ситуаций, подчеркивая изменчивую и многосерийную форму сюжетосложения. В мифе, напротив, реальность относительно устойчива. Это замкнутая, закрытая система, тотально охватывающая все сферы деятельности человека. В отличии от сказки, мифологическая цикличность отражает круговорот не отдельных архетипических символов и сюжетов, а всего содержания образовавшихся представлений. Миф - единая логически-закономерная система отношений, строго соответствующая определенным коллективным ритуалам и предписаниям.

Сказочно-мифологические институты в политическом процессе тесно взаимодействуют с религиозными системами и верованиями. Структура богов, герое» и демонов создает в государстве особые ритуалы и обряды (цари, возводящие свои родословные к богам; административные должности, ставящие чиновников в ранг богов (разных по степени влияния и власти); мифологическая коллективность, формирующая в советскую эпоху целую сеть героических иерархий

Государство и его субъекты непрерывно взаимодействуют в этой метареальности, зависят от малейших ее изменений и управляют ее сложными политико-культурными механизмами.

 

Список научной литературыЩербаков, Александр Евгеньевич, диссертация по теме "Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии"

1. Основы политической науки (иод ред. В.П. Пугачева), ч.П, М.; Общество "Знание" России, 1993.

2. Леснов A.B. Гомологичность философии науки K.P. Поппера. Дисс. на соиск. уч.ст.к. философ, н. М., 1997.

3. Егоров B.C. Философский реализм, М., Прогресс, 1994.

4. Варданян Е.А. Информационное пространство политики. Дисс. на соиск.уч. ст. к. философ, н, Ростов н/Дону, 1997.

5. Политология: Энциклопедический словарь (общ.ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов) M.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

6. Дьякова Е.Г. Семиозис идеологии (Макросемиотический анализ). Дисс. на соиск. уч. сг. к. иол irr. н., Екатеринбург, 1993.

7. Богданов A.A. Наука об общественном сознании (Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах). М.: Литер.-изд. отдел Нар. Комиссариата по Просвет, изд. 2-е, 1918.

8. Деикэп Ж-М. 11олигическая паука, М.: Изд-во МНЭ11У, 1993.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.Н, М., 1979.

10. Философский энциклопедический словарь, М., Сов. Энциклопедия, 1983.

11. П.Еллинек Г. Право современного государства, т. 1, изд-е 2-е, С-П, 1908.

12. Горенштсйн В.О. Примечания //Цицерон М.Т., Диалоги, M.; Пауч-но-изд. Центр Ладомир-Наука, 1994.

13. Цицерон М.Т. О государстве //Диалоги М., 1994.

14. Темпов Е.И. Макиавелли — политический писатель //Макиавелли П. Государь, Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996.

15. Ильин М.В. Слова и смыслы: государство //Полис, № 2, 1994.

16. Кулланда C.B. Праязыковые этимоны и историко-социологические реконструкции //Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1995.

17. Щербинин А.И. Государь и гражданин //Полис № 2, 1997.

18. Ключевский В.О. Терминология русской истории. Лекц. I //Сочинения. В 9-ти, т.6: Специальные курсы. М.: Мысль, 1989.

19. Попов В.А. Политогенетическая контроверза, параполитсйность и феномен вторичной государственности //Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.

20. Попов В.А. Историческая динамика общественного расслоения и тенденции классогенеза в параполитейных обществах (на материаледоколониальных аканоп) //Ранние формы социальной стратификации. М.: гад. Фирма «Восточная литература» РАН, 1993.

21. Воронов Ю.М. Идеократия. Историко-иолитические контексты. С-П., 1998.

22. Хабибулин Д.Г., Рахимов Р.А. Теория и идеология государства: политико-правовые процессы, С-П.; Изд. С-П. Ун-та; Изд-во МВД РФ, 1998.

23. Косолапов Н.А. Интенгративная идеология для России: теоретическая возможность и реперные точки //Вестник МГУ. Серия 12: Соц-пол.науки, № 5, 1993.

24. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. С-П.: Рудомино, Университетская книга, 1997.

25. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, изд. 2-е, 1995.

26. Фюстель де Куланж Н.Д. Древнее общество: обзор культа, права и учреждений Греции и Рима, С-П.: изд-во II.И. Ламанского, 1867.

27. Манхейм К. Идеология и утопия //Манхейм К. Диагноз нашего времени (сб.) М: Юрист, 1994.

28. Булгаков С.11. Философия имени. Париж, 1953.

29. Бахтин М.М. Марксизм и философия языка: основные проблемы м социалистического метода в науке о языке. Ленинград: Прибой,1929.

30. Белков ПЛ. Раннее государство, иредгосударство, протогосударст-во: игра в термины? //Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.

31. Барт Р. Нулевая степень письма //Семиотика языка и литературы. М.: Радуга, 1983.

32. Лосев А.Ф. Вещь и имя //Лосев А.Ф. Имя: шбранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. С-П., 1997.

33. Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.

34. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

35. Зенкин С.Н. Ролан Барт — теоретик и практик мифологии //Барт Р. Мифологии.М.: изд-во им. Сабашниковых, 1996.

36. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

37. Сосюр Ф. де. Труды но языкознанию. М., 1977.4 38. Фуко М. Порядок дискурса //Фуко М. Воля к истине: по ту сторонузнания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.

38. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

39. Ппкопский Л.В. Основные элементы культуры //Основы социологии. Курс лекций (под ред. А.Г. Эфеидиева). М.: Общество «Знание» России, 2-е изд., ч.1, 1994.

40. Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка//Семиотика языка и литературы. М.: Радуга, 1983.

41. Фуко М. Воля к знанию //Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М: Касталь, 1996.

42. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996.

43. Табачникова C.B. Комментарий //Фуко М. Воля к истине ., M., 1996.

44. Капустин Б.Г. Что такое «полиппеская философия»? ч.И // Полис №1, 1997.

45. Чугров C.B. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения //МЭИМО, №1, 1993.

46. Фишбейн Н.В., К.Г. Юнг. Об архетипах как основе понимания сознательной деятельности человека//Соц.-иол. журнал, № 6, 1998.

47. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.

48. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. M.: Междун. Педагог. Акад., 1994.

49. Элькопин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

50. Лсбон Г. Психология народов и масс. С.-П.: Макет, 1995.

51. Макаренко A.C. О взрыве //Сочинения в 7-ми т., t.V, M.: 1958.

52. Foncault M. Distipline and Punish. The Birth of the Prison N.Y.: Pantheon books, 1977.

53. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1995.

54. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Новый энциклопедический словарь. Под общ. ред. акад. К.К. Арсеиьева, т. XXIV,С.-П.: Акц. об-во Изд-е дело бывшее Брокгауз-Ефрон, б.г.

55. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989.

56. Вебер М. Основные социологические понятия. //Изб. произвел., М.: Прогресс, 1990.

57. Политическая наука: теоретико-методологические и историко-культурные исследования. Сб. обзоров., М.: ИНИОН, 1996.

58. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди //Избранные труды, М.: Весь Мир, 1997.

59. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: изд-во полиг. jnrr-ры, изд. 2-е, 1986.

60. Фрейд 3. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии. Петроград-Москва: Психолог, и психоаналнт. библ-ка, вып. VI, 1923.

61. Кассирер Э. Техника наших современных политических мифов //Октябрь, №7, 1993.

62. Бердяев H.A. Слова и реальности в общественной жизни

63. Бердяев H.А. Судьба России: опыты по психологии пойпы и национальности. М.:Изд-во МГУ, 1990.

64. Шпенглер О. Закат Европы, т.1, М.: Мысль, 1993.

65. Шопенгауэр А. Животный магнетизм и магия //Шопенгауэр А. О воле в природе ///Сочинения в 2-х т., т.2, М.: Наука, 1993.

66. Шерель П-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений //Полис, №6, 1993.

67. Зеленин Д.К. Магическая функция слов и словесных произведений //А.П. СССР академику И.Я. Марру (сб.), вып.Х1У, М.-Л., 1935.

68. Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993.

69. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.

70. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭП, 1997.

71. Франц А.Б., Власть и символические структуры ценностных форм сознания. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филос. н., Екатеринбург, 1993.

72. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. С.-П., 1995.

73. Гогогишвили JI.A. Примечания //Лосев А.Ф. Из ранних произведений, М., 1990.

74. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госуд. изд-во иностр. и науч. словарей, 1952.

75. Краткий философский словарь (под ред. М. Розеиталя и П. Юдина), 4-е изд., М.: Изд-во полит, лиг-ры, 1954.

76. Краткий словарь по философии (под общ. ред. И.В. Блауберга, II.В. Кошшна, И.К. Паипша), M.: Изд-во иолиг. лиг-ры, 1966.

77. Шеллинг Ф.В.Й. Историко-критическое введение в философию мифологии, кн.1 //Сочинения в 2-х т., т.2, М.: Мысль, 1989.

78. Юнг К.Г. Психология бессознательного, М., 1994.

79. Мосейко А.И. Коллективное бессознательное и мифология современных этнических отношений //Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М.: Изд-во РГГУ, 1996.

80. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Закон и милость //Новый мир, №9, 1988.

81. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.

82. Ленин В.И. Государство и революция //Ленин В.И. О парижской коммуне (сб.), М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1941.

83. Ильин И.А. Паши задачи: статьи 1948-1954 гг.//Собр. соч. в 10-ти т., т.2, кн.И, М.: Русская книга, 1993.

84. Ильин И.А. О демонизме и сатанизме //Собр. соч. в 10-ти т., т.6, кн.П, М.: Русская книга, 1996.

85. Митрофанов Г1. Крестоносцы XX в. //Подольские зори, Кч 5, 1996.

86. Михалков U.C. С Богом! //Подольский рабочий № 109-110, 1996.

87. Котельников М. Четвертое октября. Расстрел России. // Правда Москвы, ЛЬ 21, 1995.

88. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистиче-ской философии //Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря (сб.), М.: Республика, 1995.

89. Голосовкер Я.Э., Логика мифа, М., 1987.

90. Дашевский В.В. Социально-психологические особенности мифологизации политического сознания. Дисс. на соиск. уч. ег. к. пси-хол.н., М., 1997.

91. Ильинский В.II. Геральдика трудовой славы, М.: Политиздат, 2-е изд., 1987.

92. Гфимова Е.С. Священное, древнее, вечное . Мифологический мир «Лега Господня» //Лит-ра в школе, № 3-4, 1992.

93. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.

94. Манаенков Ю. Куда зовет Данко? //Правда, Л!» 187, 1991.

95. Фейерабенд П.К. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания //Избр. труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

96. Аинкии B.II. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977.

97. Халуторных О.Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (социально-философский анализ). Дисс. на соиск. уч. ст. к. филос.н. М., 1993.

98. Трубецкой E.H. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М.: Изд-во Г.А. Лемана, 1922.

99. ЮГДемурова Н.М. Лыоис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. М.: Паука, 1979.

100. Ильин И.А., Духовный смысл сказки //Собр. сочин. В 10-ти т., т.6, кн.Н, М., 1996.

101. Каттнер Г. Планета-шахматная доска //Маска Цирцеи. Фантастические повести и рассказы. Н. Новгород: Паратлель, Нижкнига, 1993.

102. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественнойкрити-ки. Бунин-Ремизов-Шмелсв //Собр. сочин. в 10-ти т., т.6, кн.1, М., 1996.

103. Миронова А. Герой моего времени //Подольский рабочий, чЛ-Ш, 28 янв., 4 и 11 февр., 1995.

104. Демин В.Н. Гииерборея — утро цивилизации. M.: б.м. изд-я, 1997.

105. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа //Семиотика языка и литературы. М.: Радуга, 1983.

106. Гуггенбюль-Крейг Л. Наивные старцы. Анализ современных мифов. С.-П.: ИСК, 1997.

107. Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки (ответ К. Леви-Строссу) //Семиотика языка и литературы. М., 1983.

108. Drucker U.M. The Political uses of Ideology. L., 1974.

109. Кабанис П.- Ж.- Ж. Отношения между физической и нравственной природой человека. Т.2, СПб., 1866.

110. Косолапов H.A. Интсгративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов //Вопросы философии. №1, M., 1994.

111. Туронок С.Г. «Идеология» как проблема социального знания (к постановке вопроса). Деп. рукоп. М.: ИИИОИ, 1995.

112. Яковлев М.В. Идеология: противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций. M.: Мысль, 1979.

113. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., М., 1965.

114. Адоратский В. Об идеологии //Под знаменем марксизма. №11-12, М., 1922.

115. Юрченко М.В. Современная парадигма политической идеологии. Дисс. . к.полиг.н. Ростов н/Д., 1999.

116. Жукоцкая A.B. Проблема идеологии (социально-философский анализ). Дисс. . д.филос.н. М., 1998.

117. Ленин В.И. Сочинения. 2-е изд. М., 1984.

118. Луначарский A.B. Мещанство и индивидуализм //Очерки философии коллективизма. СПб., 1909.

119. Аксельрод Л.И. В защиту идеологии //Аксельрод Л.И. Действи-тельгость и идеология. Пг., 1913.

120. Разумовский И. Сущность идеологического воззрения //Вестник Социалистической Академии. Кн.4, M.- П., 1923.

121. Баммель Г. Предисловие //Корш К. Марксизм и философия. М.,1924.

122. Ильин И.А. Зачем нам идеология? //Возрождение. №154, Пар1гж,1925.

123. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 11, М., 1979.

124. Румий В. Аз Буки - Веди //Под знаменем марксизма. №11-12, М., 1922.

125. Юшкевич U.C. Идеология и политика (к вопросу о философии марксизма) //Новая жизнь. №8, Пг.- М., 1911.

126. Рейснер М.А. Государство. Ч.Г. Идеология и метод. 2-е изд., М.,1918.

127. Богданов Л.Л. Организационные принципы социальной техники и экономики //Вестник социалистической академии. Ки.4, М.- П., 1923.

128. Богданов A.A. О художественном наследстве //Пролетарская культура. №2, М., 1918.

129. Богданов A.A. Идеология //Богданов A.A. Десятилетие отлучения от марксизма ///Неизвестный Богданов. Кн.З, М.: РЦХИДНИ, ИЦ «АИРО-ХХ», 1995.

130. Богданов A.A. Вопросы социализма: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1990.

131. Калинин Ф.И. О стихийности и сознательности //Безсалько П., Калинин Ф.И. Проблемы пролетарской культуры. П.: Антей, 1919.

132. Калинин Ф.И. Идеология производства. М.: Издательство Всероссийского Пролеткульта, 1922.

133. Флоренский П.А. Отзыв о сочинении А. Тубсровского «Воскресение Христово (Опыт православно мистической идеологии догмата) //Флоренский H.A. Сочинения. Т.2, М.: Мысль, 1996.

134. Флоренский П.А. Сочинения. Т.З (2), М.: Мысль, 1999.

135. Биккенин П.Б. Социалистическая идеология. М., 1983.

136. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. М., 1977.

137. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества. Л., 1961.

138. Горбачёв М.С. Революционной перестройке идеологию обновления //Речь на Пленуме ЦК КПСС 18 февраля 1986 года. М., 1986.

139. Шахназаров Г. Обновление идеологии и идеология обновления //Коммунист. Л1-4, М., 1990.

140. Алтухов B.JI. «Обновлённая идеология»: возможно ли она? /ЮНС. №, М., 1992.

141. Баталов Э.Я. От тоталитарной идеологии к идеологическому плюрализму //011С. №3, М., 1991.

142. Кара-Мурза С.Г., Ормигон М., Пискунов Д. Идеология и наука -не антиподы! /ЮНС. №5, М., 1991.

143. Ахиезер А. Идеология предмет пауки, наука - элемент идеологии /ЮНС. №1, М., 1991.

144. Бакиров В. Какая идеология у нас возможна? /ЮНС. №6, М., 1991.

145. Пастухов В.Б. «Новые русские»: появление идеологии //ПОЛИС. №•3, М., 1993.

146. Ильин В.В. Идеология как форма духовности //Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.

147. Капустин Б.Г. Идеологии современной России: поиск модальности сопряжения //Этика успеха. Выи.7, Тюмень М., 1996.

148. Гаджиев K.C. Политическая идеология //Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999.

149. Корякин Л.В. Идеологическая детерминанта групповой интеграции. Нижний Новгород, 1994.

150. Жукоцкая A.B. Проблема идеологии (социально-философский анализ). Дисс. . д.филос.н. М., 1998.

151. Алексеева Т.Д., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы иитсгра-тивной идеологии (Тезисы) //Каков!»! идеологические условия общественного согласия в России?///ПОЛИС. №3, М., 1997.

152. Афиани В.Ю. Идеологические комиссии ЦК КПСС (1958-1964гг.) в механизме управления культурой //Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. М.: РОССПЭН, 1998.

153. Аймермахер К. Партийное управление культурой и формы её самоорганизации (1953-64/67гт.) (Предисловие к серии документальных сборников) //Идеологические комиссии ЦК КПСС. 19581964: Документы. М.: РОССПЭН, 1998.

154. Соловьёв А.И. Интегративная идеология: Панацея? Ловушка? Мистификация? //Власть. №3, М., 1997.

155. Шевченко В.П. Общественная мысль и государственная власть: теоретические аспекты взаимодействия //Политическая культура. Вып.6. Серия «Политология». М.: Изд-воМИЭПУ, 1999.

156. Баталов Э.Я. Нужна ли России государственная идеология? //Власть. №1, М., 1996.

157. Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997.

158. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

159. Быченков В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъектности. М., 1996.

160. Карцевский С.Н. Язык, война, революция. Берлин, 1923.

161. СелищевД.М. Язык революционной эпохи. М.- Л., 1930.

162. Попов М.Н. Политическое красноречие. СПб., 1906.

163. Коготокова Т.С. Из истории формирования общественно-политической терминологии (По материалам последних десятилетий XIX века) //Исследования по русской терминологии. М., 1971.

164. Голованевский А.Л. Общественно-политическая лексика и фразеология русского языка 1900-1917. Дисс. . к.филол.н. М., 1974.

165. Белая A.C. Формирование общественно-политической лексики советской эпохи. Дисс. . к.филол.н. Днепропетровск, 1977.

166. Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977.

167. Язык как средство идеологического воздействия. М., Краснодар, 1988.

168. Энштейн М.Н. Способы воздействия идеологического высказывания //Образ человека XX века. М., 1988.

169. Бахнян K.B. Язык как средстно идеологического воздействия. Деи. M., 1988.

170. Крючкова Т.Б. Идеология, массовая коммуникация и проблема языка//Язык в развитом социалистическом обществе. M., 1982.

171. Дридзе Г.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.

172. Нрофеев В.В. «Воспитание» посредством идеологической речи //Образ человека XX века. М., 1988.

173. Байков В.Г. Манипулятивная семантика и контрпропаганда //Функционирование языка как средства идеологического воздействия. Краснодар, 1988.

174. Крючкова Т.Б. Особенности формирования и развития общественно-политической лексики и терминологии. М., 1989.

175. Латынов В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии на материале парламентских выступлений //Психологический журнал, т. 15, К» 1, M., 1993.

176. Ушакин Речь как политическое действие//ПОЛИС. №5, М., 1995.

177. Купина H.A. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург, Пермь, 1995.

178. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии.1. СПб., 1998.

179. Красильщиков Л.Н. Метафора и метонимия в общественно-политическом контексте. Деи. JI., 1989.

180. Добренко П. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении //Slavistische Beitrüge. Band 302, München,1993.

181. Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текст //Барт Р. S/Z. М.,1994.

182. Лещёв C.B. Идеология и текст: социально-герменевтический аспект. Дисс. . к.филос.н. М., 1999.

183. Алтунян А. Власть и общество. Спор литератора и министра (Опыт анализа иолигического текста) //Вопросы литературы. №1, М., 1993.

184. Разворотнева C.B. Язык власти, власть языка (Анализ исследований политической коммуникации в Америке) //США: экономика, политика, идеология. №3, М., 1993.

185. Милованов Ю.Е. Языковые аспекты государственной идеологии

186. Вестник Московского Университета. Серия 12: Социально-политические науки. №5, М., 1993.

187. Лассан Э.Р. Дискурс власти и инакомыслия в СССР: когнитивно-риторический анализ. Вильнюс, 1995.

188. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3, М., 1993-1995.

189. Каддафи М. Зелёная книга. М., 1991.

190. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви //Посев. №, М., 2000.

191. Кондрусевич Т. Христианское отношение к политике //Theologia. №3, М., 1994.

192. Московичи С. Век толп. М., 1998.

193. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

194. Тамбовцев В.Л. Введение в институциональный анализ. М., 1996.

195. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск, 2001.

196. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.

197. Библиография иностранной литературы (классификация по периодам)1. XIX век

198. Destutt de Tracy A.-L.-C. Elemens d'ideologic. P. 1-5, Paris: Courcier, 1801, 1803-1815. 1824-1825.

199. Destutt de Tracy A.-L.-C. A Treatise on Political Economy: to which is Prefixed a Supplement to a Preceding Work on the Understanding of Elements of Ideology. Georgetown, 1817.

200. Picavet F. Les Ideologues: Essai sur l'Histoire des Idees et des Theories Scientifiques, Philosophiques, Religieuses, etc., en France depuis 1789. Paris: Felix Alcan, 1891.

201. Guillois A. Le Salon de Mme Helvetius, Cabanis, et les Ideologues. Paris, 1894.1900- 1910

202. Bernstein E. Das realistisch und ideologische Moment im Sozialismus //Bernstein E. Zur Theorie und Geschichte des Sozialismus. Teil II, Probleme des Sozialismus. Berlin, 1904.1920- 1930

203. Dietrich A. Kritik der politischen Ideologien //Arch. Fur Geschichte und Politik. I I. 1, Berlin, 1923.

204. Mannheim K. Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde//Jahrbuch fur Soziologie. Bd.2, Karlsruhe, 1926.

205. Salomon G. Historischer Materialismus und Ideologienlehre //Jahrbuch fur Soziologie. Bd.2, Karlsruhe, 1926.

206. Ziegler И.О. Ideologienlehre //Arch. Fur Sozialwiss und Sozialpolitik. Bd.57, H.3, Tubingen, 1927.

207. Mannheim K. Ideologie und Utopie. Bonn, 1929.1930 1940

208. Horkheimer M. Ein neuer Ideologiebegriff? //Archiv fur die Geschichte des Sozialismus und der Arbeiterbewegung. Leipzig, 1930.

209. Van Duzer C.II. Contributions of the Ideologues to French Revolutionary Thought. Baltimore, 1935.1940- 1950

210. Roucek J.S. A history of the concept of ideology. Reprint from Journal of the history of ideas. Oct., vol.V, №4. College of the City of N.Y., 1944.

211. Burks R.U. A Concept of Ideology for Historians //Journal of the history' of ideas. Vol.X, N.Y., 1949.

212. Ideological differences and world order. Studies in the philosophy and science of the world's cultures. Ed. by F.S.C. Northrop Publ. For the Viking fund. New Haven: Yale univ. press, 1949.

213. Kohn H. Political Ideologies of the Twentieth Century. N.Y., 1949.1950- 1960

214. Bergmann G. Ideology //Ethics. Vol.LXI, 1951.

215. I Iughes I I.S. The end of political ideology. Messures, Chicago, 1951.

216. Garstin LH. Each age is a dream. A study in ideologies. Toronto, 1953.

217. Shills E. The end of ideology? //Encounter. Vol. 146, №5, L, 1955.

218. Aiken I I. The Age of Ideology. The Nineteenth Century Political Philosophers. N.Y., 1956.

219. Naess A. Democracy, ideology and objectivity. Studies in the semantics and cognitive analysis of ideological controversy. Oxford, 1956. Oslo, 1956

220. Rosenburg M. Misanthropy and Political Ideology //American Sociological Review. Vol.XXI, 1956.

221. Scheiben P. Von Bakunin zu Lenin. Geschichte der russischen revolutionieren Ideologien 1840-1895. Leiden, 1956.

222. Campbell P., Howard P. America Needs an Ideology. L., 1957.

223. Macrae D.G. Class Relationships and Ideology //Sociological Review. Vol. VI, 1958.

224. Shills E. Ideology and Civility: On the Politics of the Intellectual //Sewance Review". Vol.LXVI, N.Y., 1958.

225. Gellner E. Words and Things: A Critical Account of Linguistic Philosophy and a Study of Ideology. L., 1959.

226. Jansson J. The Role of Political Ideologies in Politics //International Relations. Vol.1, 1959.1960- 1070

227. Bell D. 'Hie end of ideology: On the exhaustion of political ideas in the fifties. N.Y., 1960. 1961

228. Birnbaum N. The Sociological Study of Ideology (1940-1960): A32