автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Интегративная функция философии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дронченко, Анатолий Иванович
ВВЕДЕНИЕ.3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО
ХАРАКТЕРА ФИЛОСОФИИ .17
§ I. Формирование интегративных возможностей античной философии и характер их реализации 17
§ 2. Создание диалектического материализма -качественно новый этап развития интегративной функции философии.40
Глава П. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОЙ
ФУНКЦИИ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ . . 65-
§ I. Факторы возрастания, направления и формы реализации интегративной функции марксистско-ленинской философии в современных условиях.65
§ 2. Условия и общий механизм проявления интегратияых характеристик научной философии .86
§ 3. Общенаучные формы и средства познания в механизме реализации интегративной функции философии.108
§ 4. Интегративная роль философии в марксистско-ленинской теории .I27-I4I
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Дронченко, Анатолий Иванович
Учитывая повседневные и перспективные потребности развитого социалистического общества в СССР, КПСС отметила настоятельную необходимость дальнейшего повышения роли марксистско-ленинской философии в решении социальных и экономических задач. В связи с этим возросло внимание ко всем аспектам функционирования научной философии: мировоззренческому, методологическому, логическому, эвристическому, интегративному и т.п. Из всех же выше названных функций диалектико-материалистической философии заметно выделяется интегративная, раскрытие сущности которой является весьма актуальной задачей научных философских исследований. Это прежде всего вытекает из необходимости укрепления взаимосвязи общественных, естественных и технических наук, поставленной ХХ1У-ХХУ1 съездами КПСС, из требования сосредоточить "усилия большой . .науки на отбытиях, способных внести подлинно революционные изменения в производство"*.
Дальнейшая актуализация вопросов интегративного функционирования марксистско-ленинской философии связана с выводами и решениями последних пленумов ЦК КПСС. Так, на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалась важность умелого применения марк-систко-ленинской методологии научного поиска, соблюдения принципов материалистической диалектики, целесообразности объединения усилий "всех общественных наук на конструктивной разработке методов и средств достижения наших ближайших и перспективных целей"2. Более того, на Пленуме была подчеркнута необходимость дальнейшего проведения в жизнь линии нашей Коммунистической партии, выработанной ХХ1У-ХХУ1 съездами, на плодотворное сотруд
1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.78.
2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.32-33. ничество естественных и технических наук с обществознанием*. Исследование характера интегративного функционирования философии обуславливается и решениями ацрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС по реформе народного образования в СССР.
Таким образом задачи социалистического и коммунистического строительства, намеченные нашей Коммунистической партией, требуют активизации усилий по исследованию особенностей интегративного функционирования диалектико-материалистической философии.
Актуальность данного исследования вытекает также из закономерностей научного познания и самой философии. Известно, что "удельный вес" каждой из функций, которыми обладает философское знание, различен в разные исторические эпохи. Например, философия античной эпохи по своему предназначению существенно отличалась от философии феодального общества, а последняя, в свою очередь, играла иную роль, чем философия Нового времени и т.д.
Более того, в рамках развития определенных философских направлений, скажем, в диалектическом и. историческом материализме, можно отметить ту же особенность. Разрабатывая новую философию для пролетариата, К.Маркс и Ф.Энгельс развивали прежде всего диалектические спекты материализма. В свою очередь, поднимая философию К.Маркса и Ф.Энгельса на новую ступень, В.И.Ленин в изменившихся исторических условиях обратил внимание на разработку уже материалистических аспектов диалектики. Следовательно, изменения в научном познании и социальной практике требуют развития именно таких сторон философского знания, которые дают простор одной из ее функций. Располагая различными функциональными возможностями, философия только дважды наиболее полно функциониро
I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.34. вала в качестве интегратора научного знания - в античное и настоящее время.
В диалектическом процессе развития научного познания фактором, детерминировавшим заметную активизацию интегрирующего функционирования научной философии, явился феномен интеграции, который наиболее характерен для современного этапа развития науки. Именно интенсивное употребление понятия интегративной функции философии как раз и совпадает со всесторонней интеграцией науки, широким проникновением в язык науки такого общенаучного понятия, как интеграция. Под этим понятием обычно понимают "объединение в целое каких-либо частей и. употребляют дяя характеристики ранее автономных элементов как единой совокупности"*.
Интеграция противоположна действующей в науке дифференциации. Диалектическое взаимодействие этих противоположных тенденций^ выступает одним из источников саморазвития науки, в ходе которого то или другое направление может на определенное время стать ведущим. Поскольку философия и наука всегда развивались вместе, то усиление интеграционных процессов в науке неизбежно сопровождалось активизацией интегрирующих возможностей философии (античного времени и марксистско-ленинской).
1 Урсул А. Д. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук. - Философ.науки, 1981, В 2, с. 133.
2 0 дифференциации и интеграции см.работы: I) А.И.Акчурина, В.С.Готта, Б.М.Кедрова, Э.М^Мирского, Н.Р.Ставской, Э.П.Семе-нюка, О.М.Сичивицы, С.Н.Смирнова и др.; 2) коллективные монографии: Материалистическая диалектика. В 5-ти т.Т.2, М., 1982; Диалектика в науках о природе и человеке. В 4-х т.Т.З, М., 1983; На пути к единству науки. М., 1983; SpezJairsiInter-^ration 1и cUr U/i ъъап sck . Haile. ,196"?, Ц.т.У
Развернувшаяся во второй половине XX века, и особенно в последние десятилетия, НТР резко ускорила интеграцию науки, взаимосвязь основных ее циклов. В этих условиях возросла роль не только отдельного, но и коллективного субъекта научной деятельности. Решение научных проблем становится комплексным, т.е. необходимо более тесное объединение усилий специалистов различных направлений, включая, разумеется, и философов. В виду этого в современной, особенно отечественной, науке диалектика безусловно становится обязательным мировоззренческим и методологическим руководством для решения основных проблем частных наук. Материалистическая диалектика объединяет ученых, ибо только философия исследует наиболее общее в явлениях, без чего невозможно решение проблем в частных науках. Для специалистов частных областей научного знания стала невозможной замкнутость в рамках только лишь одной своей дисциплины. Остро встала проблема расширения контактов ученых не только различных частных наук и философии в одной, скажем, в нашей стране, но и между учеными из различных стран. Выполняя объединяющую роль, научная философия укрепляет диалектическую обработку истории человеческой мысли, науки и техники,
0 которой писал В.И.Ленин*.
Исследование интегративной функции философии важно и потому, что философия содействует всестороннему анализу и изучению феномена интеграции науки, что создает предпосылки для целенаправленного воздействия на этот процесс, повышая взаимосвязь и единство основных подразделений научного знания. Интегрирующее влияние философии на частные науки возможно вследствие того, что интеграция по содержанию представляет собой объединительный процесс, т.е. более высокий уровень единства науки, ее общность. Наиболее же общее в философии связано с синтезом, обобщением, объединением, что следует из определения предаета диалектико-материалистиче-ской философии, как учения о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления и даже немарксистской философии в определенной мере присуще это свойство. "Совпадение понятий с "синтезом", - как писал В.И.Ленин, - суммой, сводкой эмпирии, ощущений, чувств несомненно для философов свсех направлений"'''. Стало быть, философские обобщения могут открыть широкие перспективы углубления интеграции науки.
Следует заметить, что при анализе интеграционных процессов философами-марксистами в их поле зрения, как правило, оказываются эвристические возможности научной философии, раскрываемые, однако, в основном через ее основные функции. Сложившийся же к настоящему времени союз философов с представителями частных наук, и особенно с естествоиспытателями, показывает, что эти возможности философии выходят за цределы ее основных функций. Именно значительные творческие потенции философии связаны с ее способностью интегрировать, объединять частные науки.
И, наконец, актуальность исследования сущности данной философской функции детерминируется и идеологическими факторами -борьбой с идеалистической философией по вопросам роли философии в обществе и науке, главным образом, по вопросам функционирования философии в интеграции наук. Философы-идеалисты утверждают о якобы существующем бессилии диалектического материализма "дать отр вет на "вызов" современного естествознания" . Нацротив, с таким
1 Ленин В.И. Поля.собр.соч., т.29, с.257.
2 Федосеев П.Н. Философия марксизма и научное познание. -Правда, 1978, 18 сентября, с.З; Более подробно об этом см.:Федо-сеев П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. - Вопросы философ., 1978, № 12? 1979, № I; Урсул А.Д. Философия, естествознание, идеологическая борьба. - В сб.Философские вопросы современного естествознания. М., 1981. вызовом" не в состоянии справиться сама буржуазная философия. Разумеется, она оказывает определенное влияние на буржуазное науковедение и естествознание. Однако, активная разработка философских вопросов естествознания многими его представителями и их теоретические выводы не только не содействуют объединительной роли буржуазной философии, а даже серьезно ограничивают ее "синтетическую силу"*. Расхождения между философами-марксистами и буржуазными философами по всем этим вопросам наиболее остро обр* наружились на ХУ1 Всемирном философском конгрессе . Воцреки измышлениям буржуазных философов, взаимодействие марксистской философии с науками о природе и человеке не ослабевает. Более того, как свидетельствует интенсификация интегрирующих возможностей научной философии, оно постоянно растет.
Таким образом, актуальность данного философского исследования вызвана теми задачами, которые поставлены КПСС перед советскими философами, потребностями современного этапа развития науки, ее последовательной интегрированности, необходимостью дальнейшей разработки теории марксистско-ленинской философии.
Создавая свое философское учение, К.Маркс и Ф.Энгельс указывали на необходимость его дальнейшего всестороннего развития. Следуя этой традиции, советские философы постепенно, но настойчиво приближаются к созданию целостной, достаточно обоснованной картины функционирования диалектико-материалистической философии, в которой содержалась бы характеристика каждой из ее функций.
1 См.: Фурманов Ю.Г. - М.Герлах, Р. Моцек. Буржуазное философствование в наше время (Рецензия). - Новые книги за рубежом по общественным наукам. М., 1983, № 9, с.32.
2 Философия и мировоззренческие проблемы современной науки (ХУ1 Всемирн.философ.конгр. 27-2 сент. 1978 г.) Дюссельдорф. М., 198I.
Результаты исследования этой стороны философского знания, достигнутые советскими и зарубежными философами-марксистами, изложены в целом ряде статей и монографий, вышедших в последнее время*. Однако, уделяя значительное внимание основным функциям философии, ее интегративное функционирование в научном познании остается еще недостаточно разработанным. В настоящее время результаты исследования содержания интегративной функции научной философии представлены только лишь отдельными параграфами монографий,отдельными
I См.: Рожин В.П. Материалистическая диалектика, ее предмет, система, структура и функции. - В кн.: Материалистическая диалектика как философская наука. JI., 1976; Эвристическая и прогностическая функция философии в формировании научных теорий Д., 1976; Функции материалистической диалектики. JI., 1980; Категории диалектики, их развитие и функции. Киев, 1980; Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. JI.,I980; Марксистско-ленинская философия как система: предмет, структура, функции. М., 1981; Социальные функции философии. Свердловск, 1981; Рихтаржик К. Социология на пути познания. М., 1981; Предает философии и система философского знания. Тез. межвуз.конф. - Челябинск, 1981; Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т.2. Субъективная диалектика. М., 1982; Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития . М., 1982; Герц Г. Марксистская философия и естествознание. М., 1982; Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М., 1983; Аверьянов А.Н. К вопросу о функциях марксистко-ленинской философии. - В кн.: Философские методологические семинары. М., 1983; /losing A. LI her die Гипк-t i о иек cicr P h f 1 о so p с e . —
Deubclie Z^itscLriit iur PU'.lo 1965, № 7 и т.д. статьями в журналах и сборниках*, но несмотря на важность этой
I См.: Ленин и современное естествознание. М., 1969; Передовая "Вопросы философии" - 1972. - Воцросы философии, 1972, № I; Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973; Ставская Н.Р. Философские вопросы развития современной науки. M.t 1974;Готт B.C., Шевченко В.Н. ХХУ съезд КПСС и философские цроблемы общественного развития. - Философские вопросы, 1976, II 3; Федосеев П.Н. 1)Фило-софская интерпретация научно-технической революции. - Вопросы философии, 1976, № 10; 2) Философия и интеграция знания. - Воцросы философ., 1978, № 7; 3) Мщювоззрение, философия, наука.М., 1979; 4) Единство и взаимодействие естественных и общественных наук. -Коммунист, 1982, № 7; 5) Философия и научное познание. М., 1983; Кедров Б.М. I) 0 современной классификации наук. - Вопросы философии, 1980, № 10; 2) Марксистская философия: ее предмет и роль в интеграции современных наук. - Вопросы философии, 1982, № I; Урсул А.Д. I) Философия, естествознание,научно-техническая революция,- В кн.:Философские основания естественных наук.М.,1976; 2) Синтез знания и проблема управления. М.,1978; 3)Философия и интегративно-общенаучные процессы.М.,1981 и др.;Готт В.С.,Семе-нюк Э.П.,Урсул А.Д. О специфике философии и ее отношении к другим наукам. - Философ .науки, 1982, № 4; 2) Категории современной науки .М., 1984; Философия и интеграция науки. М., 1980; Чепи-ков М.Г. Интеграция науки. М., 1981; Константинов Ф.В. Марксистско-ленинская философия. Ее место и роль в современном мире. - Воцросы философ., 1982, № 7; Материалистическая диалектика как общая теория развития. Диалектика развития научного знания. М., 1982; Возрастание интегрирующей роли марксистско-ленинской философии в развитии социалистического общества.Л., 1982; Алексеев П.В. I) Предмет, структура и функции диалектического материализма; 2) Наука и мщювоззрение. М., 1983; и др. стороны функционирования диалектико-материалистической философии, до сих пор отсутствует монографическое исследование ее.
Все работы, в которых речь идет об интегративной функции философии, с содержательной стороны можно условно разделить на две группы. В одной из них, представленной указанными работами П.В.Алексеева, В.С.Готта, Б.М.Кедрова, Н.Р.Ставской, А.Д.Урсула, П.В.Федосеева, М.Г.Чепикова и т.д., рассматриваются причины и условия возрастания интегрирующей роли марксистской философии в научном познании й социальной практике, характеризуются отдельные компоненты философского знания на предмет интегративного функционирования в научном познании или в развитии социалистического общества. Ко второй группе мы относим работы тех авторов, которые кошфетно не посвящены исследуемой философской функции, но в них имеется указание на ее выполнение философией или отмечается рост ее значения для интеграции науки (Л.Ф.Ильичев, Н.Ирибадкаков, П.В.Копнин и др.). В целом эта важнейшая функция научной философии рассматривается только лишь в общем контексте исследований по диалектико-материалистической философии.
Высоко оценивая результаты, достигнутые названными авторами, необходимо все же отметить, что под влиянием растущей интеграции наук произошли изменения в характере интегративного функционирования философии, которые требуют своего исследования. К их числу, например, относится анализ деятельности и философского учения К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И .Ленина под углом зрения интегративного функционирования философии. Самостоятельного исследования, в которых бы были представлены названные проблемы, еще не имеется, хотя выявление всех аспектов переворота совершенного ими в философии не теряет своей актуальности до сих пор. При этом подходы к решению этих проблем могут быть различными. Это может быть анализ их произведений, отдельных компонентов или в целом всей философской теории на предает интегративного функционирования, формирования этой функции и т.д. Вместе с тем требуется и дальнейшая конкретизация вклада основоположников революционной теории в единение естествознания, обществознания и технического знания, ибо современные исследования, проводимые в этом направлении, касаются в основном союза философии и естествознания. По существу не разрабатывается их роль в развитие того функционального аспекта научной философии, который впоследствии составил основу мировоззренческой интеграции социалистического общества.
Подобный анализ необходим и в отношении античной и в целом всей домарксистской философии. И в этом случае дифференцирован -ный подход не исключается. Тем более, что и идеалистическая философия этого периода выполняла интегративную роль в познании. Это касается прежде всего разработки категориального аппарата наук и формирования теорийного мышления.
Учет этой философской функции в укреплении единства научного и других форм знания, в преемственности преподавания общественных наук, в укреплении их союза с естественными и техническими науками в преподавании, комплексных исследованиях, научно-технических программах, совершенствование учебных Программ курса марксистско-ленинской философии в вузах и системе марксистско-ленинского образования требует обстоятельного анализа общих черт интегративной функции философии, а также дальнейшего исследования интегративных свойств всех компонентов философского знания.
Целью данной диссертационной работы является дальнейшее выявление сущности интегративного функционирования философии марксизма-ленинизма, определение источников и факторов ее развертывания, а также конкретизации общего механизма реализации интегрирующей функции философии в познании. В этой связи диссертант ставит перед собой следующие задачи: а) исследовать формирование интегративных потенций философии в период ее возникновения и утверждения; б) показать вклад основоположников марксизма-ленинизма в коренное изменение, развитие и развертывание интегрирующих свойств диалектико-материалистической философии? в) выявить характер, средства и условия проявления интегративных потенций марксистско-ленинской философии на современном этапе ее развития; г) рассмотреть действие интегративной функции философии как в марксистско-ленинской теории, так и с учетом функционирования общенаучных форм и средств познания.
Теоретическими и методологическими предпосылками решения поставленных задач явились произведения основоположников диалек-тико-материалистической философии, материалы ХХУТ съезда партии, материалы Пленумов ЦК КПСС, труды советских философов и философов-марксистов социалистических стран. При решении поставленных задач автор руководствовался диада ктико-материалистическими принципами всеобщей связи и развития, материального единства мира, историческим и логическим подходом к исследуемому явлению.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в выборе направления и постановке самой проблемы интегративной функции философии как самостоятельного диссертационного исследования. Нами исследована античная философия на предмет выявления особенностей формирования и реализации ее интегративно-синтезирующих свойств в античном знании. Нами показан характер изменений внесенных К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Лениным в философию, которые коренным образом изменили ее функционирование в качестве интегратора наук и на основе анализа произведений выявили их понимание условий развертывания интегративных возможностей философии в познавательной деятельности, а также в социальной действительности. Проведенный, таким образом, анализ античной и марксистской философии на предмет их интегративного функционирования раньше не являлся предметом специальных философских научных исследований.
В логико-методологическом плане интегративное функциошфо-вание философии как бы распадается на два этапа, когда это функционирование было наиболее резко выраженным. Это время господства античной натурфилософии. Однако ее интегративные возможности после падения античной цивилизации постепенно угасают. По ряду причин "в своем дальнейшем развитии материализм становится односторонним"*. Что же касается домарксистской философии в целом, то ее функциональный аспект пытался изменить
Гегель. Основная задача философии, по его мнению, должна состор ять в постижении существующего . В конечном же итоге и он сводил роль философии к порождению частнонаучного знания.
Резкое снижение интегративных возможностей домарксистской философии продолжалось до создания диалектического и исторического материализма, т.е. превращения философии в подлинную науку. Осуществленное К.Марксом и Ф.Энгельсом,оно открыло реальные возможности для синтеза наук через диалектико-материалистическую философию. Последовавшее затем развертывание ее интегративной функции представляется процессом неизбежного нарастания "экспансии" этой функции в познании. Таким образом, второй этап наиболее заметного усиления функции философии по интеграции наук приходится на время становления и развития марксизма-ленинизма. Последующая история его развития подтверждает наше положение
0 постоянном усилении интегрирующей функции научной философии на ход развития научного познания и социалистического общества.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.143.
2 См.: Гегель Г.В. Философия права. М., 1934, с.16.
Это нашло отражение, во-первых, в появлении понятия интегратив-ной функции философии. Оно отражает направленное влияние диа-лектико-материалистической философии на объединение научного и других форм знания в единую совокупность. И, во-вторых, в расширении сферы действия интегративной функции философии на область взаимосвязи основных циклов наук: общественных, естественных и технических.
Кроме того, диссертант конкретизировал ряд черт и условий характерных для интегративного функционирования философии в настоящее время, уточнил источник роста ее значения в современном познавательном процессе и появления понятия интегративной функции философии в категориальном аппарате науки. Нами проанализирован общий механизм действия марксистско-ленинской философии как интегратора в марксистско-ленинской теории и показаны примеры функцион1фования отдельных разделов философского знания с точки зрения наибольшего интегративного воздействия на составные части революционного учения. И этот аспект (социологический) исследуемой философской функции не имеет аналога в советской философской литературе. Вместе с тем мы конкретизируем место общенаучных форм и средств познания в механизме интеграции наук через философию.
Марксистско-ленинский этап в интегративном функционировании философии связан, и это проходит красной нитью через все исследование, с монизмом марксистской философии, с синтезом философского знания. Зависимость эффективности такого функционирования философии от ее внутреннего монизма в свое время показали ее основоположники.
Предмет философии предполагает, что философия интересуется только самыми отдаленными причинами и последствиями процессов, совершающихся в природе и обществе и прежде всего такими \ феноменами, знание о которых далеко выходит за пределы наличного опыта и, основанных на нем, теоретических построений"1'. Из этого следует, что философская интеграция наук может осуществляться не непосредственно, а через научную политическую экономию, научный коммунизм, общенаучные формы и средства познания и др.
В целях разграничения интегративно-синтезирующих функций различных наук, теорий, общенаучного уровня знания и т.д. в диссертации предпринята попытка систематизировать их по принципу общности и характеру выполняемого синтеза знания.
Научно-практическая значимость исследования состоит в конкретизации функциональной картины диалектико-материалистической философии, обогащении ее структуры, что, безусловно способствует более углубленному познанию сущности философской теории и философской деятельности. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в преподавании марксистско-ленинской философии (темы: "Философия, ее предает и роль в обществе", "Предает исторического материализма"), при чтении спецкурсов по структуре и функциям философии марксизма-ленинизма, взаимосвязи философии и частных наук, в укреплении преемственности преподавания общественных наук, а также для осмысления и более последовательного укрепления интеграции наук и познавательной деятельности.
I Ойзерман Т.И. Международный форум философов: М1фовоззренче-ский спор. - Вопросы философии, 1984, №5, с.ЗГ,
Заключение научной работыдиссертация на тему "Интегративная функция философии"
Основные итоги диссертационного исследования выражаются в следующих положениях, I'. Интегративная функция философии является важным элемен том структуры философского знания и одним из существенных пока зателей и путей реализации растущей роли диалектического и исто рического материализма в научном познании в целом и интеграции наук в частности. В процессе интегративного функционирования на учной философии осуществляется не только ее союз со всеми част ными науками, но под воздействием ^ософии они теснее объединя ются ме,жду собой^ В этой связи очевидность превращения философии в необходимое условие повышения эффективности и результативности научных исследований, приращения нового знания не вызывает сомне ний. Вместе с тем, занимая все более весомое положение в структу ре философского знания, эта функция отражает общую тенденцию по вышения марксистско-ленинской философии в жизнедеятельности социа листического общества, и в целом создает условия дзтя более пло дотворного проявления ее эвристических возможностей.2. В истории развития научного познания философия всегда вы полняла интегративную функцию. Однако степень и интенсивность ее реализации была различной на разных этапах исторического разви тия практики и познания. Формирование интегративных возможностей философии начинается в период ее возникновения и наиболее отчет ливо намечается в античном знании. Ее действие обнаруживается в деятельности и учениях античных философов. Несмотря на то, что эти проявления интегративно^синтезирущей роли философии можно отметить во всем древнем мире, все же в силу ряда причин функци онирование философии в этом качестве имело еще фраплентарный и отчасти кратковременный характер. В последующие эпохи философия
не смогла подняться до уровня общего интегратора научного зна ния. И только с созданием К.Марксом, Ф.Энгельсом и Б.И.Лениным диалектико-материалистической философии начинается активное раз вертывание ее возможностей как интегративного феномена, которое наиболее отчетливо проявилось первоначально в обретении единства естественнонаучного знания, а ныне в единении общественных, есте ственных и технических наук.3. Развитие, уточнение, совершенствование и наполнение ин тегративной функции философии новым содержанием, т.е. раскрытие ее сущности, цроводившееся в последнее время (включая и наше ис следование) приоткрывает новый ракурс эвристических возможностей не только современной диалектико-материалистической философии, но и эвристических возможностей сокровищницы марксизма-ленинизма -
теоретического наследства К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Й.Ленина; Исследование сущности этой функции показывает, что творческое ос мысление их громадного философского наследства далеко еще не за вершено, да и вряд ли это может быть выполнено раз и навсегда.На каждом новом этапе исторического развития практики и познания каздое новое поколение будет заново открывать для себя творческие потенции марксизма-%яенинизма^
4г. Современные представления об интегративных потенциях фи лософии еще не дают оснований для отнесения их к числу основных функций философии. Их развертывание в настоящее время, происходит через философское мировоззрение, марксистско ленинскую методологию, диалектико-материалистический метод и др.Свойственный научной философии монизм предполагает тесное един ство всех философских функций, поэтому интегративная функция об наруживается и предстает как бы их общим аспектом и чем эффектив нее функционирование философии как мировоззрения и методологии и т.д., тем более эффективны и ее интегративные возможности. В свою
очередь данная функция философии оказывает обратное укрепляющее воздействие на монистический характер марксистско-ленинской фило софии и ввделяет ее из среды других интеграторов наук (дисципли нарных, общенаучных, математических и т.д.) в качестве всеобщего интегрирующего средства,
5. Интеграция наук через философию (содержательный и внеш ний аспекты такой интеграции) стала более содержательной. В на стоящее время возросла интегративная роль не только мировоззре ния и методологии, но и всей философской теории: диалектики, те ории познания основного вопроса философии, философских принципов, научной картины мира, материалистического понимания истории обще ства, учения об общественно-экономической формации, законов и ка тегорий философии, а в целом всех разделов и компонентов философ ского знания. Вместе с тем оцределились значительные интегратив ные возможности и организационно-црактической деятельности фило софов-марксистов црезде всего из социалистических стран. Предста вляя коллективные субъекты (коллективы философов) различного на значения, они принимают активное участие в црактической реализа ции единства частных наук. Интеграция наук через философию, как цравило, опосредованна. Нацример, составными частями марксист ско-ленинской теории (научной политической экономией, научным
коммунизмом), общенаучными фощами и средствами познания.6'. Интегративно-синтезирущие возможности домарксистской фи лософии озтраничивались сферой знания и фактически не распространялись на общество^. Разумеется античная философия оказывала определенное влияние на интеграцию древнегреческого общества, но оно не имело решающего характера. Интеграцию клас сово антагонистического общества осуществляла в прошлом и пыта ется выполнять в настоящее время религия^ С созданием научной диалектико-материалистической философии сфера ее интегративного
функционирования распространилась и на социалистическое общество; В нем научная ^ософия содействует не только интеграции наук, но и интеграции социальной црактики, производит мировоззренческую интеграцию социалистического общества. Более того, эта ее роль не только не ослабевает, а еще больше усиливается, В это же время религия утрачивает интегративную функцию в социалистическом обще стве .И, более того,она играет роль чуадого в системном отношении эле мента, роль дезинтегративного фактора,
Список научной литературыДронченко, Анатолий Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, 0.1-4. 3. Из рукописного наследства К.Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.
2. Маркс Арнольду Руге. Кельн, 13 марта 1843 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с.373-375. 5; Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.21-140.
3. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура: (докт.диссерт.). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т;40, с.147-
4. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-6 изд., т.19, с.185-230. 8; Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-344.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-676.
6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Э-е изд;, т.21, с.269-317. 1Г. Энгельс Ф. Письмо Ф. Мерингу, 14 июля 1893 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.82-86.
7. Маркс R., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Соч., 2-е изд., т.2, с,3-230.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
9. Алексеев Ш В Наука и мировоззрение: (Союз марксистской философии и естествознания). М.: Политиздат, 1983. 367 с,
10. Алексеев П.Б. Предмет, структура и функции диалектического материализма. 2-е изд., Изд. Моск. ун-та, 1983. 344с.
11. Андреев Й.Д. Методологические основы познания социальных явлений." М.: Высш. жола, 1977. 327 с;
12. Антология мировой философии: В 4-х томах. Т. I, ч".1 (Ред. -составитель I тома и автор вступ. статьи В.В;Соколов).
13. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., Политиздат, I98I
14. Бернал Дж. 432 с, Наука в истории общества: Пер. с англ. (Общ. ред. Б.М.Кедрова, И.В.Кузнецова). М.: Изд. иностр. лит-ры, 1956. 735 с.
15. Богомолов А С Ойзерман Т.Н. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с.
16. Вазшин Б.А. Логика "Капитала" Е.Маркса. М.: Изд. Моск. ун-та, 1968. 295с.
17. Возрастание интегрирущей роли марксистско-ленинской философии в развитии социалистического общества. /Ред. коллегия: М.Н.Росенко (отв. ред.), Б.В.Ахлиб]кий и др./. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1982. 127 с.
18. Волков R H У колыбели наук-. М., "Молодая гвардия", I97I. 223 с>
20. Гегель Г.В.Ф. Философия права; М.:. .Л,: Соцэкгиз, 1934. 380 с.
21. Гейзенберг В. Физика и философия. Перевод с нем. И.А.Акчурина и Э.П.Андреева. Общая ред. и послесл., М.Э.Омельяновского. М., Изд. иностр. лит., 1963. 203 с.
22. Герц Г. Марксистская философия и естествознание. М.: Прогресс, 1982. 450 с.
23. Герцен А.Й. Письма об изучении природы. М.: Гос. изд. полит, лит-ры, 1946. 316 с.
24. Готт F i C Зешшнский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высш. школа, I98I. 319 с,
25. Готт B.C., Семенюк Э.П;, Урсул А.Д. Проблемы развития общенаучного знания. Ред. А.К.Сухотин. Томск. Изд. Том.ун-та, 1983. 217 а.
26. Готт В.О;, Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: /становление и развитие/. М.: Мысль, 1984. 268 с.
27. Готт B.C., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М.: Знание, 1975. 64 с.
28. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О единстве научного зна29. Гносеология в системе философского мировоззрения. М.: Наука, 1983. 384 с.
30. Гносеологические проблемы диалектического материализма. Под ред. Ф.И.Георгиева. М.: Высш. шк., 1974. 357 с.
31. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии: К анализу диалектики ист.-философ; процесса. М.: Наука, 1977. 295 с.
32. Диалектика и практика: (Воцросы теории социального отражения). М.: Наука, 1984. 336 с.
33. Диалектика в науках о природе и человеке. В 4-х т. Т.З. Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания (Редкол.: А.Д.Урсул /отв. ред./ и др;). М.: Наука, 1983. 399 с. 29; Зеленков А;1Г. Принцип отрицания в философии и науке. Мн., Изд-во Бел; гос, ун-та, 198Г. 176 с. 30* Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала П Х века; Ш.г Наука, 1965. 372 с.
34. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Марсса. М., Изд-во АН СССР, I960; 285 с.
35. Ильичев Л.Ф. Философия и научный црогресс. Jff.: Наука, 1977320 с.
36. Интеграция науки и системный подход. Под ред. Явурса 3., Урсула А.Д., Земана И; Амстердам Ныьйорк, Eibevitt fablrsWrs (на англ. яз.), 1984. 259 с.
37. История античной диалектики. /Редкол.: М.А.Дынник и др./. М.: Мысль, 1972. 335 с.
38. История философии. В 3-х т. Под ред. Г.Ф.Александрова, Б.Э. Быховского, м;Б.Митина, П.Ф.КЩина. Т. I. Философия античного и феодального общества; Ш»: Политиздат, 1940; 492 с. ScleKce
39. Ирибаджаков Н. Критика метафизического разума. М.: Црозтресс, 1983. 480о.Пер. с болгарского. Общ. ред. А.Г.Мысливченко.
40. Категории исторического материализма, уед. коллегия: Н.И. Дряхлев и др./ М.: Мысль, 1980. 351 с.
41. Категории диалектики, их развитие и функции. /Булатов М.А., Васильев О.А., Андрос Е.И. и др.; Отв. ред. B.II. Иванов. Киев, Наукова думка, 1980. 364 с.
42. Кессиди Ф.Х. От мира к логосу.: (Становление греческой философии )v М., Мысль, 1972. 312 с.
43. Киссель М.Ц. Идеализм против науки. Критика науки в буржуазной философии XIX-XX вв. Л.: Лениздат, 1969; 320 с 41; Кйссель М.Н:. Судьба старой диллемы.: (Рационализм, эмпиризм в буржуазной философии XX века); М.: Мысль, 1974; 280 с. 42; Константинов Ф.В. Марксистско-ленинская философия и современность. /Отв. ред. Д.В.Козлов/. М.: Наука, 1982. -480 с.
44. Копнин П.В. Диапектшса, логика, наука. М.: Наука, 1973, 464 с.
45. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.: Наука, 1974. 352 с. 45; Кузнецов Б.Г. Разум й Бытие. Эткщы о классическом рационализме и классической науке. М.: Наука, 1972. 288 с.
46. Кучевский В.Б. Анализ категории "материя". М;: Наука, 1983, 255 с. 47; Ленин и современное е(Втествознание. (Отв. ред. М.Э.Омельяновский) М;: Мысль, 1969. 373 с. 48; Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. В х т; T.I-2. /Гл. ред.: Тодор Павлов, ред.: А.П.Шептулин, П;П1Ндев, В.С;Украинцев/. София; Изд-во Наука и искусство, I98I; T.I". 688 е.; Т.2. 758 с.
47. Ленинская теория отражения и современность. Лед. коллегия:
48. Лурье Я. Очерки по истории античной нарси. Греция эпохи расцвета. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1947. 403 о. 51*. Маковельский А. Досократики. Казань, 1914. -242-0.
49. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. М.: Наука, 1982. 270 с.
50. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука, 1982. 256 с.
51. Марксистско-ленинская йософия как система. Предмет, структура, функции. /Д.ШСанкин, Г.М;Штракс, Л.Г.Джахья и др./. Под ред. Г.В«Платонова. М.: Изд-во MI7, I98I. 312 с. 52. Мартьшычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М.: Мысль, 1980. 221
53. Материалистическая диалектика: (Краткий очерк теории) /П.Н. Федосеев, И.Т.Фролов, В.А.Лекторский и др./: М.: Политиздат, 1980. 287 с.
54. Материалистическая диалектика. В 5-ти т. /Под общ. ред. Ф.В. Константинова, В.Г.Марахова/. Т,
55. Объективная диалектика. М., Мысль, 1981. 374 с Т.
56. Субъективная диалектика. М., Мысль, 1982, 285 с,
57. Материалистическая диалектика и системный подход. Под ред. В.Б.Ильиных, Д.А.ЗДина. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 208 с.
58. Материалистическая диалектика и структура естественнонаучного знания, /Н,П.Депенчук, Б.Крымский, М.Д.Ахундов и др.; Отв. ред. Н.П.Депенчук, Л.В.Озодовский/. Киев: Наукова думка, 1980. 354 с. Ин-т философии. София; Наука и лскусство,
59. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Под рук. и общ. ред. Л.Ф. Ильичева. Кн.Х. Философские основы теории развития. М.; Наука, 1982. 496 е.; Кн.
60. Диалектика развития научного знания. М., Наука, 1982. 464 с Кн.
61. Проблема развития в современных науках. М.; Наука, 1983. 478 с.
62. Материалисты древней Греции: (Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура). /Общ. ред. и вступ. ст. М.Аг.Дынника/. М;: Госполитиздат, 1955. 239 с.
63. Методологические цроблемы научного знания. /А.Г. Антонюк, П.М. Бурак, А.И. Головнев и др./ Мн.: Наука и техника, 1983. 239 с.
64. Методологические проблемы современной науки. /Отв. ред. Б.С. Молодцов, А.Я.Йльин, А.М.Коршунов/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 460 с.
65. Микешина Л.А. Детерлинация естественнонаучного познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 104 с.
66. Мировоззренческое содержание
67. Нурматов М.Х# Предает, функции и система философии марксизма-лленинизма. Ташкент, 1974. 87 с.
68. Общенаучные понятия и материалистическая диалектика. Под ред. Д.А.ЗДина. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 175 с.
69. Общенаучные проблемы и средства познания. /Ред. коллегия: Коноплев Н«С. (отв. ред.) и др./. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, I98I. 131 с.
70. Олех Л.Г. Методологические цроблемы теории научного коммунизма. Томск: Изд-во Том. ун*та, 1980. 118 с.
71. Ойзерман T.M, Главные философские направления: (Теоретический анализ историко-философского nponeccaW.: Мысль, 1984; 303 с. 72* Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской наукг» 2-е изд. М.: Мысль, 1982. 301 с,
72. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения: (О влиянии философии на формирование понятий теории систем). М.: Мысль, 1975* 286 с.
73. Платонов Г.В. Марксистско-ленинская философия и частные науки. М.: Высш. школа,1982. 191 с.
74. Познер Аг.Р. Истины и парадоксы. М.: Политиздат, 1977. 256 с.
75. Проблемы развития общенаучного знания. Ред. А.К.Сухотин. Томск: Изд-во Том. ун-та,1983. 217 с.
76. Рихтаржик К. Социология на путях познания. Пер. с чеш. М.: Прогресс, I98I. 263 с.
77. Семенюк Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. Львов: Изд-во при Львов, гос. ун-те, 1978. 173 с.
78. Синтез знания и проблема управления. Урсул А.Д. (отв. ред.), Н.Т.Абрамова, В.И.Кремянский. М.: Наука, 1978. 200 с. 80". Сичивица О.М. Сложные формы интеграции наук. М.: Высш. ж о л а I983V 152 с.
79. Социальные функции философии. /1Редкол.: й.И.Субботин (отв. ред.) и др. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 198Г. 160 с.
80. Ставская НчР. Философские воцросы развития современной науки: (Социологические и методологические проблемы интеграции науки). М.: Высш. школа, 1974. 229 с.
81. Старостин Б.А. Параметры развития науки. М.: Наука, 1980. 280 с.
82. Урсул Аг.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, I98I. 368 а.
83. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. 3-е изд. доп. М.: Наука, 1978. 656 с.
84. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука, М.: Знание, 1979. 64 с.
85. Федосеев П.Н. Философия и научное познание. М,: Наука, 1983, 464 с,
86. Фетисов В;Я. Научный коммунизм как социологическая теория. Л.: йзд-во Ленингр. ун-та, 1983. 168 с.
87. Философия и интеграция науки. Пер. с польск. /Под ред, С,Н, Сшрнова/, М.: Знание, 1980". 64 с.
88. Философские методологические семинары: (Проблемы развития). Отв. ред*!, Ю»А.Овчинников. М.: Наука, 1983. 365 с. 9Г. Философские методологические семинары: (Опыт". Проблемы, Перспективы). Отв. редЭТолопов. М.: Наука, 1984. 320 с.
89. Философские основания естествознания. Под ред. Т.Мелюхина (отв ред.) и др. М;: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 343 с.
90. Философские основания естественных наук. /Ред. коллегия: П,С, Днтлевый и др.Д М,: Наука, 1976, 384 с.
91. Философский словарь. /Йод ред. М.М.Розенталя/. М.: Политиздат, 1972. 496 с.
92. Функции материалистической диалектики. /В.Г,Иванов, В,В,Гречаный, А.П.Мозелов и др./- Под ред. В.И.Иванова, В.П.Рожина. Л.: йзд-во ЛГУ, 1980, 124 с. Моек, ун-та, 1979. 264 с.
93. Чанышев i.H. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. школа, 198Г. 374 с.
94. Чепиков М.Г. Интез?рация науки. 2-е изд. М.: Мысль, I98I. 276 с.
95. Хорев Н.Б. 1Лосо|ия как фактор развития науки. М.: Изд-во
96. Абрамов Ю.Ф. Логико-гносеологический анализ состава общенаучных средств познания. В кн.: Общенаучные проблемы и средства познания. Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, I98I, с.9-22.
97. Аверьянов кЕ» К вопросу о функциях марксистско-ленинской философии. В кн.: йалософские методические семинары. М.: Наука, 1983, с. 99-110.
98. Агудов В.Б; Предмет философии: единство научно-познавательного и идеологического аспектов. Философские науки, I98I, 3, с. 34-45. 4". Андрщенкб Ш Н Идея как форма интезтрации в теоретическом мышлении. Б кн.: Возрастание интегрирующей роли марксистско-ленинской философии в развитии социалистического общества. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982, с,86-95.
99. Аронов Р;А., Шемикинский В.М. Философское обоснование программы геометризации физики. В сб.: Диалектический материализм и философские воцросы естествознания. М.» МГПИ им.ВШ.Ленина, 1983, с. 3-9i
100. Астафьев А.К., Говорунов А.В. Категории материалистической диалектики и общенаучные понятия. Вопросы философии, 1980, 10, с; 175-176.
101. Афанасьев В;Г. О целостных системах. Вопросы философии, 1980, Ь 6. с. 62-78.
102. Берг А.Й., Бирюков Б.В. Кибернетика и прогресс науки и техники. В кн.: Ленин и современное естествознание. М.: ГЛысль, 1969, C.34I-37I.
103. Берг А.И., Бирюков Б.В., Новик И.Б. Общенаучное значение принципа отражения В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука. В 3-х кн. Кн.
104. Теория отражения и естествознание. София: Наука и искусство, 1973, с, I04-I2I.
105. Беседа с профессором А.Ф.Лосевым. Вопросы философии, 1984, 1 0 144-145. 1Г. Богат Bi Мораль. Литературная газета, 14 марта 1984, с,13.
106. Готт B.C., Дрепа Г.Н. Структура науки и социальная детерминация процесса познания. В кн.: Марксистско-ленинская философия и интезтрационные процессы в науке. Тюмень: Изд-во Т ш е н гос. ун-та, I98I, о. 65-71.
107. Готт B.C., Перетурин А.Ф. Симметрия и ассимметрия как категории познания, В кн.: Симметрия, направленность, структура. М.: Высш. школа, 1967, с.3-70.
108. Готт В С Семенкж Э.П., Урсул А.Д. Интеграция научного знания: Основные направления, факторы, средства. Философские науки, 1983, J 6, 42-51.
109. Готт B.C., Семешж Э.П., Урсул А.Д. Общенаучные ф о р ш и сред110. Готт Б*С.,Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О специфике философии и ее отношении к другим наукам. Философские науки, 1982, 4, C.I3-23.
111. Готт B.C., Шевченко В.Н. ХХУ съезд КПСС и философские проблемы общественного развития. Философские вопросы, 1976, 1Ь 3, с.3-15. 20. 1шщн Д.А., Микешина Л.А. Исследование цроблем материалистической диалектики после ХХУ съезда КПСС. Философские науки, I98I, I, с. 35-49. 2L. ЗДин Д.А., Огородников В.П., Поджарова А.М., Папанов В.В. Соотношение категорий материалистической диалектики и общенаучных понятий. Философские науки, I98I, I, с.161-165.
112. Добриянов В. Социальные функции философии и социологии. Боцросы философии, 1976, 3, с. 125-134.
113. Егоров К>.Л. О некоторых актуальных вопросах взаимоотношения философии, методологии и науки. Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия, 1977, 2, с. 14-24. 24. Жог В.И. Роль принципа симметрии в синтезе знания и интеграции наук; В кн.: Марксистско-ленинская философия и интеграционные процессы в науке. Тюмень: Изд-во Ткмен. гос. ун-та, I98I, с. 29-40.
114. Иовчук М.Т. Диалектический-материализм и проблема будущего философии. В кн.: Философия марксизма и современная науч115. Каратеев В.П. Интеграция, синтез, единство как характеристики научного знания. лософские науки, 1982, )S 3, с. 142-144.
116. Кедров Б.М. Диалектический путь теоретического синтеза современного естественнонаучного знания: (О типологии синтетических процессов в науке). В кн.: Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973, с.9-59.
117. Кедров Б.М. Марксистская философия: ее предмет и роль в интеграции современных наук. Вопросы философии, 1982, Ш I, с. 52-62.
118. Кедров Б.М. О синтезе наук. Вопросы философии, 1973, 3, с.77-90.
119. Кедров Б.М. О современной классификации наук: (Основные тенденции в ее эволюции). Вопросы философии, 1980, JI 10, с.85-103.
120. Кедров Б.М. Роль материалистической диалектики в синтезе наук. В кн.: йалософия марксизма и современная научно-техническая революция. М.: Наука, 1977, с.40-50.
121. Кедров Б.М. Философия как общая наука и ее соотношение с частными науками. В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972, с.384-422.
122. Кессиди Ф.Х, Кондзёлка В.В. Аристотель в оценке Маркса: проблема теоретического воспроизведения действительности. Философские науки, 1984, I, 71-78. 34. К итогам Ш Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. Воцросы философии, I98I, 6, с. 20-48.
123. Константинов Ф.В. Марксистско-ленинская философия. Ее место и роль в современном мире. Воцросы философии, 1982, 7, с. 37-49.
124. Лекторский В.А., Швырев B.Ci Единство мировоззренческого и теоретико-познавательного аспектов в марксистской философии. В кн.: Гносеология в системе философского мировоззрения, М.: Наука, 1983, с.9-31.
125. Ляховецкий Л.А. Основной вопрос философии и философский монизм, Философские науки, I97I, I, с. 94-103,
126. Ляховецкий Л., Тюхтин В. Основной вопрос философии. Филос. энциклопедия-. Т.4. М.: йзд-во Сов. энциклопедия, 1967, C.I7I-I72.
127. Митин М.В. Роль марксистско-ленинской философии во взаимосвязи общественных, естественных и технических наук". В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Ч. 3., М.: 1983, с.224-229. 41*. Мостепаненко M.Bi Диалектический материализм и проблема взаимосвязи и взаимодействия наук. В кн.; Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия nayKf. Л.: Наука, Ленингрг. отд;, 1970, с. 5-16w
128. Мысливченко А-.К Жизненная сила марксистско-ленинской философии. (Послесловие). В кн.: И. Ирибадкаков. Критика метафизического разума. М.; Прогресс, 1983, с.455-468.
129. Нарский И.О. Некоторые вопросы диалектики в "Капитале" К.Маркса. В кн.: Философские проблемы "Капитала" К.Маркса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968, с.101-130.
130. Новик И.Б. Некоторые аспекты взаимоотношения философии и естествознания, Вопросы философии, 1969, 9, с.109-114.
131. Обзор откликов на статью Б.М.Кедрова "Марксистская философия: ее предает и роль в интеграции современных наук; Вопросы философии, 1982, 12, с. 124-135.
132. Овчинников Н.Ф. Методологическая функция философии в естествознании. В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М.; Наука, 1968, с.9-42.
133. Ойзерман Т.Н. Международный форум философов: 1лировоззренческий спор. Вопросы философии, 1984, 5, с.31-47.
134. Осипов Б.И-. В.И.Ленин о естественноисторическом материализме и современный встественноисторический материализм. В кн.: Вопросы философии и социологии. Л.: ЛГПЙ, т.406, 1974, с. 199-219. 50; Парнюк М.А. Мировоззрение и наука. В кн.: Диалектика в науках о природе и человека. 4*1. М.: Наука, 1983, с.252-256. 51; Передовая "Вопросы философии" 1
135. Вопросы философии, 1972, I, с. 3-17.
136. Цриписнов А.В. Инвариантность как общенаучное понятие. В сб.: Актуальные проблемы марксистско-ленинской философии. Материалы конференции. Душанбе, 1983, 0.15-18,
137. Протасеня П.Ф. О методологической роли основного вопроса философии. В кн»; Методологические проблемы научного знания. Мн.: Наука и техника, 1983, с, 5-27.
138. Рсжин В.П. Материалистическая диалектика, ее предмет, система, структура и функции. В кн.: Материалистическая диалектика как философская наука. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976, 0,3-13.
139. Розенталь М.М. Ленинская диалектическая теория познания и ее современное развитие. В сб.: Ленинская теория отражения и современная наука. М.: Наука, 1966, с. 16-74.
140. Стасишин BiM. Об особенностях современного этапа математизации научного знания. В кн.: Диалектика в науках о природе
141. Урсул А.Д. Взаимосвязь общественных, естественных и технических наук. Философские науки, I98I, Ш 2, с.II2-125.
142. Урсул А.Д. Взаимодействие философии и естествознания: эффективность и направления развития. В кн.: Философия, естествознание, современность. М.: Мысль, I98I, с.209-235.
143. Урсул А.Д. йнтегративно-общенаучные тенденции познания и философия. Вопросы философии, 1977, ib I, с.114-125.
144. Урсул А.Д.Союз философии и естествознания: некоторые итоги и направления развития Вопросы философии, 1980, 6, с.4661.
145. Урсул А.Д. Теоретиконйетодологические цроблемы обоснования общенаучного знания. В кн.: Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, I98I, с,50-69.
146. Урсул А.Д. Философия, естествознание, идеологическая борьба. В сб.: Философские вопросы современного естествознания. М.: ИНИОН АН СССР, I98I, с,5-76.
147. Урсул А.Д. Философия, естествознание, научно-техническая револщия. В кн.: Философские основания естественных наук. М.: Наука, 1976, с.118-135.
148. Федосеев П.Н. Вступительное слово на Учредительном съезде Философского общества СССР; Вопросы философии, 1972, J I, C.I9-24.
149. Федосеев П.Н. Единство и взаимодействие естественных и общественных наук. Коммунист, 1982, В 7, с.30-39.
150. Федосеев П.Н. Идеи Ленина и методология современной эпохи. В кн.: Ленин и современное естествознание. М.: Мысль, 1969, с.9-27.
151. Федосеев П.Н. Философская интерпретация научно-технической
152. Федосеев П.Н. Ленин и философские проблемы современного естествознания: итоги и перспективы. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. 4.1. М.: Наука, 1983, с.15-70.
153. Федосеев П.Н. Философия и интеграция знания. Вопросы философии, 1978, J5 7, C.I6-30.
154. Федосеев П.Н. Философия марксизма и научное познание. Правда, 18 сентября 1978, с.3-4.
155. Федосеев П.П. Философия и мировоззренческие проблемы современной нау1Ш. Статья первая. Вопросы философии, 1978, 12, 0.34-39; Статья вторая. Вопросы философии, 1979, I, 0.72-87. 72. м а н о в Ю. Г.М.Герлах, Моцек Р. Буржуазное философствование в наше время. (Рецензия). Новые книги за рубежом по общественным наукам, 1983, 9, с.31-35.
156. Хендрик Р.И., Мерфи Э. Атомизм и иллюзия кризиса: Опасность црименения куновских категорий к современной физике частиц. РЖ. Общественные науки за рубежом. Философия и социология. Сер. 3. М., 1983, }Ь 4, с.444.
157. Швырев B.C. Философия и проблемы исследования научного знания. В кн.: Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972, с. 209-248.
158. Штофф В.А. Об интегративной роли общенаучных понятий. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. В 4-х ч. Ч. 3. М.: Наука, 1983, с.274-280.
159. Юрщн Б. Г. Футщвя» Философский энциклопедический словарь. (Гл. ред.: Л#Ф.йльичев, П.Н.Федосеев и др*). М., Изд-во "Советская энциклопедия", 1983, с.751-.
160. Юяина R.C. Проблема науки и метафизики в американской философии XX века. В кн.: Философия в современном мире. Фило161. Габбасов Р.А. Роль философских идей и научных принципов в формировании основ научной теории; Автореф. дис. канд. филос, наук. (Ленингр.гос.ун-т им.А.Герцена. Л.,1983.-23 с.)
162. Танаков В.В. Проблема строения материи в античной дософии и современная физика: Автореф.дис, канд.филос.наук. (Моск. гос. пед. ин-т им.В.Й.Ленина. М., 1983. 23 с.)
163. Троянский В.А. Методологическая функция марксистош-ленинской философии в системе научных знаний; Автореф. дис. канд. филос. наук. (Киев, гос.ун-т им.Т.Г.Шевченко. Киев, 1980. 22 с,)
164. Хасанов М.Х. Структура и функция в системе категорий материалистической диалектики: Автореф. дис*. докт,филос.наук. (Моск. гос. пед. ин-т им.В.Й.Ленина. М., 1983. 25 с.)
165. Яковлева Г.В. Роль общенаучных понятий в формировании научного мировоззрения: Автореф. дис* канд. филос. наук.(Моск. гос. пед. ин-т им.В.Й.Ленина. М., 1984. 16 с.)