автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Природа интегративных образований в современной культуре

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Капустина, Людмила Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Природа интегративных образований в современной культуре'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Природа интегративных образований в современной культуре"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра философии

пи

На правах рукописи

КАПУСТИНА Людмила Борисовна

ПРИРОДА ИНТЕГРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Специальность 17.00.08 — теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1995

Работа выполнена на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель — кандидат философских наук, доцент БЛУДОВА В. В.

доктор философских наук, профессор, академик

Академии гуманитарных наук — РАППОПОРТ С. X.

доктор философских наук, и. о. профессора —

ТРОФИМОВА Р. П.

Ведущая организация — Научно-исследовательский центр

Московского государственного университета культуры.

Защита состоится ¿'Г июня 1995 г. в на заседа-

нии диссертационного совета Д—151.04.06 в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 3330.

С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры философии РАГС.

Автореферат разослан мая 1995 года.

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь диссертационного совета

БЛУДОВА В. В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы и ее обоснование.

Исследователи называют XX век веком интеграции, охватив-

шс-и различны** области чрлоьг'чп-ской деятельности: научную, где

—приобретают__ьсе_. бояыиер значение междисциплинарные связи, з

•сом числе есточ,тглншх и социбг умлнитпрннх - наук, _ сферу ^..экономики, унраы^шш, культурн м др. Особенно активно пнтегратив-ш,!'-> лр-.лр-сор ранв^ртнгаются в области культуры, и здесь их самим значимым участником, своеобразным регулятором, а в каком-то смысла и репрезентантом является искусство.

Принято различать интегративные процессы и образования внутри художественной культуры, на ее границе с различными н<?-уудод«от¿«.шкими сферами, а также своеобразные органичные вхождения художественных и астатических начал в обряды, церемонии, мероприятия общественно-политического, военного, спортивного и пр. характера.

Масштабы, роль и значение этих процессор, бурно нарастают в XX веке (и особенно во второй его половине.) в связи с быстрым развитием средств массовой информации. Прогресс в их технике и технологии привел к появлению новых синтетических видов Mc.T,vevr.a t,например, кинематографии), представляющих высший \'Р01;онь интеграции, сказатол на эстетическом и художественном ('.погашении массовых кррлгед и различного рода празднеств, а также- на создании многих "кентавров" (по выражению писателя Д.Данина). т.е. мнт^гратир.нпх образовании на границах художественной и иш»: сфер культуры (философии. науки, религии и пр. ).

1еор>-тическо<- о:/ммсл<'ни(~ хода, результатов и значения ин~ тегоативных процессов в современной культуре ~ задача весьма .-.кту-альнай и важная, поскольку традиционно сложившиеся в эстетике пут;: решения я в и о недостаточны. Их слабость проявилась, прежде всего, в том, что они не выходили, ¡саг: правило, за рамки художественной культуры и не обрели общекультурный характер, хс-тл лля современности особенно актуальным (при слабни изученности) становится исследование "кентавров" и других явлений именно широкого культурного порядка.

?им, что п результате долг'** (70 ПО годы) дискуссии

по проблемам философии культуры обозначился иной подход к определению последней.1 Культура выступает как форма творческого самосознания и самовыражения индивидуальности, и, с этой точки зрения, ее развитие "предстает не как сторона, часть или функция социальной системы, а личностный аспект истории общества".2 Идею культуры как самодетерминации поддерживают и другие исследователи, например, В.Библер, который понимает личность как "...некую регулятивную идею бытия индивида в культуре, как идею обретения, реализации, актуализации своего - всеобщего, единственного, отдельного - духовного мира. Индивид всегда индивид, но он всегда ( в той или иной мере) живет в "горизонте личности',' - и в этой мере он живет в горизонте культуры".3

Интегративные процессы в культуре выражают глубинные перемены в положении личности в современном мире и потребностях ее формирования, развития и самореализации. Не могли поэтому не возникнуть и новые формы общекультурного выражения, нетрадиционные выразительно-смысловые средства и способы освоения мира, в т.ч. интегративного типа: философско-художественный, документально-художественный, художественно-публицистический, научно-художественный и др. Рождение и развитие подобных "кентавров" инициирует создание не только более рельефных картин мира, отражающих состояние в нем человека, но и все новых ин-тегративных феноменов, принимаюшдх общекультурное значение.

Современные интегративные процессы рождают неоднородные по своей структуре и смысловому наполнению образования: их "плотность" (глубина взаимопроникновения составляющих) может быть максимальной - в случае слияния в некое синтетическое целое нескольких художественных "стихий" (например, в театральном, кинематографическом, телевизионном и других искусствах); не столь плотной, когда в едином ключе действуют виды искусств и готовые произведения (храм, архитектурный мемориал и т.д.),

1 Проблемы философии культуры // Под ред. В.Ж. Келле. - . М., 1984.

Я Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М., 1930. - С.44.

3 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век. - М.. 1991. - С. 29?..

малой плотности, когда разнородные средства художественного и эстетического воздействия охватывают некое культурное поле {различные празднества, садош-парковое пространство).

Своеобразные. -весьма._ плотные__интегративные образования

по,«никают на границе худаж?стгевноч и не-худокгс7В?1П1Сй"а^р:--------------------

"кентавры" общекультурней значимости, -де ра&нэрогнне факторы, ткдно взаимодействуя, ж- теряют сшэстоятсльной основы ( научной и художественной, философской и художественной, докумен-толыой и банной") . СтщгФическул обшекультурную актив-

ность пригрели, ь чоотноот/, интегративные образования на границе художественной культуры и философии, хотя именно они иК£мйлг:с1 псго^р«!чдкмьпыы дл.1 при^тят^н^гп оассмотрения ни эстетикой, ни философией.

Культурологическая ситуация в нашей стране требует исключительного внимания к пропаганде достижений мировой философской мысли в широких общественных кругах, лишенных в течение многих десятилетий доступа к трудам выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей, особенно современных. В решении этой эддачи трудно переоценить возможности и значение зссеистики

-- природа спос.&стйупт глубокому проникновению в проблему при ';о:':г.'!!Пт1Ж-'и иолохеьлн а уа7\чкп. ер'- "'осе, лсзвол^ю-

;;лооошско оскч итол^ги,: функции.

Степень 1'аз;>а5отапнос1"1 проблемы.

Интеграция художественного, фш^сдг-кого, документального прпчму начал в культуре £0 века необычайно увеличила иоле

не исиледооапа - ь. т "ЛгП'. ;>о п^кус ?.г,ч.\ проблема

которого разработана в научной литературе достаточно полно.А

1 Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1972: Взаимо-..■:->• -_л е.кр ■.; л .о . - Л., •"• ижг-в М.Н. Искус-

г .Н. ?сг: г;,!;.- -"'рэн?. н в^аимодеиствие ииЛуссть. - Л.,

л мк. лг. .

Интеграция художественного и философского начал в современной культуре также осталась практически не изученной. В какой-то мере она затрагивалась в плане системно-категориального анализа1., однако, природе фшюсофеко-художественных интегративных образований при атом не уделялось достаточного внимания.

Актуальность и важность проблемы определили тему диссертации, способы исследования и изложения.

Цель наследования.

Рассматривая интеграцию как явление в культуре, возникающее на путях взаимодействия художественного и не-художествен-ных начал, раскрыть специфику соответствующих интегративных образований и их роль в общекультурном смысле.

Исходя из этого были поставлены следующие задачи исследования:

- обосновать проблему интеграции и синтеза в художественной культуре;

- раскрыть смысловую новизну происходящих ныне процессов духовной интеграции;

- выявить особенности внутрихудожественной интеграции;

- исследовать специфику интегративных образований, возникающих на границе художественной культуры с не-художественными сферами;

- определить соотношение понятий "эссе - эссеистика - эс-сеизм"; исследовать философско-художественную природу эссе, показать его историческое развитие и современное значение как образования интегративного типа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы анализа культурных явлений: сравнительно-аналитический метод, диалектика как учение о взаимодействии противоположностей, принцип историзма.

1 См.: Каган М.С. Культура как объект философского исследования // Голь духовкой культуры б развитии личности. - Л.. 1979: Каган М.С. О соотношении содержали'.-! понятий "природа". "общество", "человек". "культура" ь системе философских категорий // Мировоззренческое содержание категории и гакон об материалистической диалектики. - Кис-*.. . 19811; Зись Л.гЧ. В поисках художественного смысла. - ¡.1. . 3 94!. и др.

Определяющее значение для решения задач исследования имели принципы системного анализа, направленные на изучение интегративных свойств, определяющих, в известной степени, приро-_ _ ду-.целостных-объектов--------------------------------------------------------------------------------

Диссертантом использованы результаты, выработанные в ходе дискуссии по проблемам философии культуры (70 - 80 годы), а именно: личностная концепция культуры, представление об ее структурах и основных тенденциях современного развития.

Осмыслению интегративных процессов способствовали идеи М.Бахтина о диалогической основе гуманитарного мышления и пространственно-временном континиууме.

На <|ю» 1МИРОВЯЧи? авторской концепции тюр^япли тазехе философские, культурологические, историко-культурные концепции Аристотеля, В.Беньямина, Н.Бердяева, А.Введенского, Г.Гегеля,

A.Лосева, Н.Лосского, Ф.Ницше, X.Ортеги-и-Гассета, Платона, П.Флоренского, С.Франка, М.Хайдеггера, Ф.Шеллинга, О.Шпенглера, Г.Шпета, из современных - С.Аверинцева, А.Арнольдова,

B.Библера, Г.Гачева, А.Зися, М.Кагана, М.Мамард^швили, В.Межу-ева, С.Раппопорта и др.

На этапе осмысления природы зссеизма и его роли в развитии интегративных начал культуры особенно значимы труды И.Гер-/¡'.•ра, М.Г^И'К^она, г.г*се<г, Бяч.Иванова, Л.Камю. ".Лесатгл, Т.Манна, М.Монтеня, Р.Муг;п1й, В.Розанова, Ж. -П.Сартра, ьл шисгокого, Ф.Шлегеля, а также И.Бродского. С.Ведиковского, У', г.рутлпкпгл, Р.Недороги, М.Рык.лина, М.Эпштейпа и др.

Научная новизна исследования гакдечодтся в том, что:

- в научный оборот вводится понятие художественной интеграции как существенного фактора развития культуры;

предлагается углубленная трактовка понятия художественно!:; культуры;

- выявляется специфика интегративных образований, возникающих на границе художественной и не-художественных сфер

культуры;

- впервые эссе исследуется как философско-художественное интегративное образование, в котором осуществляется воссоединение понятийного и обрззного типов мыплеиия.

В диссертации используются, интерпретируются и включаются в культурно-философский обиход недавно опубликованные работы как отечественных, так и зарубежных авторов, материалы архивов, периодических ( в том числе и эмигрантских) изданий, тексты отечественной и' зарубежной философско-художественной практики - философская проза, эссеистика.

На защиту выносится ряд положений, в числе которых:

- определение понятия интеграции в культуре, критерии ин-тегративности, охарактеризованные на их основе интегративные процессы, которые в своем развитии принимают .характер тенденции, являясь качественной характеристикой современной культуры;

- уточнение традиционного понятия художественной культуры в контексте интегративных процессов, охватывающих все составные части культуры;

- выделение специфики интегративных образований на границе художественной и не-художественных сфер культуры;

- обозначение эссе и эссеистики как интегративных фило-софско-художественных образований, выраженных в том числе в форме зссеизма как своеобразного типа философствования;

- характеристика индивидуальной, социальной и философской основы зссеизма, раскрывающей его интегративные возможности;

- принцип исследования природы интегративных образований по диапазону и "плотности".

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретическом осмыслении функционирующих в современной культуре разнообразных видов интегративных образований, сложившихся как самостоятельные феномены, и возможности практического использования философско-художественного эссе в философской, эстетической, публицистической деятельности, способствующей повышению философской культуры общества.

Проведенное в диссертации философско-культурологическое исследование явления художественной интеграции, обогащение и уточнение ряда эстетико-культурологических категорий способны стимулировать поиск новых методологических подходов в осмыслении ситуации "выхода" художественной культуры в не-художест-

венные сферы и ее взаимодействия с другими феноменами культуры.

Результаты диссертационного исследования лредоставл.тст материал для лекций и семинаров в_высаих_ учебных_заведенйях_ чстетичесюго, культурологического и философского профиля.

Апробация работа.

Оснорчые положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях проблемной группы кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, и&лоненн ь ьчступле-ниях диссертанта на международной научной конференции "Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, глсгти" СУлсн-Удз, ССНТЛбр! г.4,, дискуссиях ^ рамках рос-списка-германского проекта "7АС13-РАУ", а т&ше на научных конференциях и семинарах, "круглых столах" кафедры философии (1993-1995 г.г.). Сформулированные теоретические положения использованы в курсе лекций в московском экологическом институте и отражены в нескольких публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и других источников.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении оГюсноуана актуальность ¡пораяной темы, раскрыта ст'Чт:-н1. научной разработанности проблемы, формулируются ".ель, Р'нда-У!. методологические пришины, па которых

основана диос^ гглшм. показана научная ноьигия и 'фактическая ааачжосуа псл-ук азтш.

В первой главе - "Интеграция как существенный фактор развития культур«" - проел. лираетоя логика- историческая динамика

веке они развиваются в тенденцию, которую автор обозначает как интеграцию художественную, определяются ее сущностные характе-

Т» ЛЛТТЛ Г^К ^ --П Т1Т Г5Т7 ~

!-' ; 1 '■-'Т.-: ОЛ ~ "чЧ С'бЛОМЯ Т^'Ор^ТИЧ^'ГКОГО

ооосновалия лронессов интеграши и синтеза в культуре" - автор

'.V НгО;:-!Т ^ЗКТСГг!. ' :ТО'Ч,:' -ТПСЯВЛвИИ^ 3 -

- а -

ной культуре интегративной тенденции:

- развитие средств массовой информации и так называемых "технических искусств" (радио, фотографии, кинематографии, телевидения), использование новейших научно-технических достижений (множительной, свето- и звукотехники, современной оптики, компьютерной графики и т.д.);

- увеличение и демократизация аудитории, расцвет "массового" искусства;

- взаимодействие художественной культуры с другими сферами культуры - философией, наукой, религией;

- формирование феномена "одновременности" существования культур, сложившихся институционально в Англии, Франции, Германии и России, как социально и экономически развитых странах, и их "персонифицированного" (В.Библер) диалога.

Автором уточняется смысл понятия "интеграция", раскрывающего специфику явления в культуре и проявляющегося в таких терминологических сочетаниях как "художественная интеграция", "художественный синтез", "пространственно-временной контини-уум", "интегративное образование", "интегративный тип мышления" и др.

В своем исследовании автор опирается на определение художественной культуры, представленное авторами обстоятельного двухтомного исследования - М.Каганом, В.Вернштейном и др.1 Художественная культура рассматривается ими как относительно самостоятельный "слой", функционирование и развитие которого связано с общими потребностями культуры, и определена как совокупный, охватывающий все отрасли художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и др. -способ и продукт художественной деятельности людей, а также процессы, происходящие "вокруг" искусства:' хранение, распространение, оценку, изучение произведений и т.д.

Понятие художественной культуры охватывает, таким образом, все смысловые - идейные, нравственные, оценочные, фило-

1 Художественная культура в докапиталистических формациях, - Л., 1934; Художественная культура в капиталистическом обществе. - Л., 1986.

софские - начала искусства. Подобная целостность сохранялась на протяжении всей истории его развития. В современной ситуации, под влиянием отмеченных автором факторов, наблюдается ин-теграция-художественного._и^соседни;< сфер культуры, порождающая

новые интегративные образования. Процессы интеграции приобретают иной характер, что существенно обогащает само содержание понятия культуры. Традиционное и упомянутое выше понимание художественной культуры дополняется, таким образом, понятием интеграции, и художественная кухъщ'рг рассматривается автором как часть духовной жизни общества, структурная целостность которой направлена не только на взаимопроникновение в рамках искусства. но и на взаимодействие искусства и не-искусства (философии, науки, факта, документа и т.д.), художественных (образных), и не-художественных (понятийных, документальных, бытовых и пр.) начал.

В последние годы термин "интеграция" получил необычайное распространение в различных науках. Поскольку самое общее философское понятие представляет интеграцию в виде объединения частей в целое, то эта характеристика лежит в основе всех ее определений. Интеграция социальная, например, - понятие, характеризующее совокупность проц-юссв, благодаря каторга: происходит сЦ'ЛЛ^пне разнородных влаимоде'лч влл.инх элементов в оо-вилльную общность, цело", систему. 1

В кулt''Jурологпи аглт термин не- прилился хотя попытки его лил-ул'Л'-лшл Ггллгел.-í. ' л лул:тпчеслу;л мнтеграци'.!" В.Таоалов опре-lieJiHe'i к; к 'а-в;иллилельно-ц-лполтвую ли.лч акул реальность", объяснял ее развитие:.' СИе.'1'.-МЫ ВИДОВ ИСВЛЛ'СТ} Л И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУрЫ

в целом: с появлением все новых и новых средств художественно: I Ге; ЛрЛ,г.ен-;Л ВГВВЛЛ-]ЛеЛ ГеЛЬ ин Г'.-ГГеЛЛ;ь:!ЛХ СВЛЗеЙ гЛЛ-'.ДУ раз-

ичд^ли ьваи^деввллвае лллих т;шллогпчеокв:х

принципов различных искусств.2

Эти и другие использованные в диссертации точки зрения

приводат к ;ыводх, что явления, которк-? объединяется терми-

1 CoEpei 1«шад ълпзд>!.зя сишологий. - М. . 1990. - СЛ 120.

2 Тасалог, В. И. Об интсграти*яых аспектах взаимодействия

г.идоь искусстьа >'/ Б^аимодейстьие и синтез искусств. - л.. 1476. - СЛ'ЛЛ.

ном "интеграция", невозможно подвести под одно основание, поскольку они проявляются на равных уровнях. Их углубленное исследование сложно осуществить в рамках одной диссертационной работы, поэтому автор анализирует процессы интеграции в художественной культуре в широком понимании ее целостности.

Интеграция - не новое явление в художественной культуре. Интегративное свойство возникает на уровне целого и характеризуется появлением новых качеств, не присущих отдельным частям: интеграция - такое взаимодействие и взаимовлияние "партнеров", в ходе которого возникает новый целостный результат, не сводимый ни к одному из них.

' Понятия интеграции и синтеза не исключают, но и не подменяют друг друга. Если художественный синтез определяется как органическое единство художественно-образных элеменглов (приемов, средств, структур) различных искусств, в котором воплощается уникальная способность человека эстетически осваивать мир, то ссылаясь на тезис интегратиЕКого анализа, рассматривающего интегратнвкооть как главное свойство цехссгянхх объектов, можно утверждать, что она (ингегративнооть), заложена в основу самого предмета искусства как некоей целостности.1

Интеграция выступает, с одной стороны - в форме выразительно-смыслового слияния художественных "стихий" (уже не элементов, а целостных видов искусства и деятельности) , с другой - как взаимодействие "партнеров", в результате которого возникает новое интегральное целое, составляющие которого при этом остается самостоятельно-автономными. Она оформляется на уровне явления, возникающего на основе использования в искусстве но-Еепших научно-технических достижений, а также путем взаимодействия художественного с другими сферами культуры - философией, религией и т.д. Художественная культура включает многообразные художественные и внехудожественные компоненты в свою эстетическую реальность, а интеграция как свойство искусства распространяется в XX веке на культуру в целом и становится определяющей тенденцией.

1 олауберг- П.В. '-.елостность к системность , .• Системные исследования. Екеголнкк. - , 1977. - С. 13.

Худапвсювёяязя интеграция, таким обрагсы, явление в кулъ-г'7-5-, £..гкак внутри художественной культуры, так и хв ?е ее •; •••• ;:•.•.': -у / : : не-хуозхе^звенхкз: -" г' :езтт53 Л"ь нчм - к - ттр. - началом_______________________

е ее онгеггацин ~ в:е:. зоехзх ::^тзт:::: кулътуоы в дпале-.т пчесгоа: ____..;:•:......... : ::р-лол::енон зек-

да нродвллеазз 1 зав:.з:зз. "::: т: лтгз; «-.еназ^г:: в зз-езаданолзён-

- - ■ ■ у .. ■ ■ - - ■ ■ ■ -; : ЧГ^ЗРЫЧаИНО ВДЖ-

азьнссть прзлвведенпя искусства обусловлена всей совокупностью ^"грлг""'" -чти« и г^з^пвп^уетсл 2 восприятии, "полклкченкс;:" к определена?:: куль сурне-е.:т-_'рпч-ггкз,й обзцюот::. Гктегр.елпя кар: выразительно-скысловое злклнне различных художественны:-: "гтнхнй" в определенном леостранственно-временнок ковтннпууме, становится зу:дностноп характеристикой искусства, которое всегда находится в поиске нового содержания и способов его выражения. В искусстве XX века актуализируется проблема ,-уб'г---к.тналоге 'авторского'' вгглчла, соелнняяллвго различные.

■ - г.

Ёи ч^л» ;двдь: - "озд. опте: -, .езхзньо: -бра-

- тт'ь"-'?чр.ается- как художественная. интеграция спо-

обрззованп;:-'ке-о^в^в , ___________ г;е.; :: ::•-:--:-:::ч б ка-

чественно новое целое двух (пл:: нескольких) разнородных: "стихии" - художественной к ке-худскестзенной,

- г. ~ г -------- ' -- " —> — п^г-,-t.lt

ах:

- г 3- 3зкх ^ о" о." т зг ^ зиззт": :

не" -ренин? х'/зпжественнои и

модействия художественной культуры с другими формами духовной жизни (философией и т.д.) и деятельности (публицистической и т.д.).

В ряду внутрихудожественных интегративных образований представляется возможным рассмотреть храмовое действо, являющееся классическим примером сосуществования в рамках единого эстетического феномена различных искусств, создающих замкнутый мир художественного целого, нарушение которого ведет к искажению его подлинного смысла и предназначения.

Рассматривая интеграцию как взаимодействие "партнеров", в ходе которого возникает новый целостный результат, автор относит храмовое действо также к интегративным образованиям на границе с не-художественной сферой (религией), поскольку для достижения эмоционального воздействия оно использует богатый исторический опыт воссоединения, восполнения художественного начала философско-религиозным. Понимание культурного феномена храмового действа как целого, которое создается путем интеграции искусства и религии, соотнесено с человеческой способностью к эстетическому сопереживанию и направлено на достижение определенного духовного состояния, является актуальным для современной социокультурной ситуации, характеризующейся повышением статуса церкви в жизни общества и возвращения в ее лоно большого числа верующих.

В качестве аргумента для определения специфики внутриху-дожественной интеграции, заключающейся в плотном соединении в некое целое различных художественных "стихий", автор приводит современное театральное искусство, которое являет собой образец взаимодействия различных видов художественной деятельности (искусства режиссера, актера, сценографа, костюмера, композитора, живописца и т.д.) и приемов (свет, декорации и др.), а также использования новейшей техники - видеомагнитофонов, кинокамер, проигрывателей и т.д. , направленных на достижение максимального эмоционального эффекта у зрителя.

Отмеченная автором интеграция художественных и не-худо-жественных начал способствует образованию целого ряда интегративных форм, характеризующихся меньшей плотностью, когда раст-

ворения "стихий" друг в друге не наблюдается, однако, в процессе восполнения создается единое поле культурного воздействия: это определяющие в значительной степени современную культурную_ситуацию_коммерческоерекламные_акции_и презентации,

художественно-просветительские мероприятия, синтезирующие рекламу новых произведений словесного творчества, живописи, печатной продукции, самих авторов-участников, шоу-выборы, включающие политику, бутафорию, политические митинги, военные парады, массовые действа, общественные церемонии, которые объединяются в Феномен празднества как такового. Включая целый ряд мероприятий в различных сферах деятельности - научной, по-ллхичослсп, религиозной, ¡культурной, кошсической. просвети -тульской, публицистической - упомянутые аше интегративные формы соединяют разнопорядковых участников, выполняющих различные общественные функции и задачи.

В качестве масштабного и сложного по своей природе интег-ративного образования рассматривается парк, представляющий собой, с одной стороны, форму интеграции различных искусств -архитектуры, живописи, музыки, театрального действа, с другой - место лля отдыха, проосещешг,). пнуилечепич, питаип". Ь по-"-

^"чл. Ж;-'1 ¡сГ'.млн^е: м.Ч'.!Го.;!у?!кци!'!1а,,ъ.,-1ооть ''ч'пго о^разоьаччл, я Г'.чгром каждое отдельно г:зяте." поло» само ко сеос (местс для

"'ЯП1.1:'-1 ¡и;: , ДООУГ.Ч, бЧб.'Ч'Н'ПЯК!!, I" НИ И ¡10.} МО ГОТ ПОПОЛНЯТЬ

.та>■.■!' ^п'-мэачооть кя-Н']лм\> посетителю Реализовать свои чотятп-чез.пп? и пнгеллсктуалыгые потребности.

Интеграция искусства и средств массовой информации, обо-

жественного начал, порождающего различные по диапазону и "плотности" "кентавры": научно-художественную прозу, художест-

и радиопередачи, фоторепортажи, ра^юфпльмя,, фото ассе. Актуализированный научно-технической революцией процесс

взаимодействии искусства и не-искусства "внедрил" в древнюю

семью художеств так называемые "технические" искусства - кинематограф, радио, телевидение, что позволяет рассматривать их и как интегративные по своей природе образования, поскольку, с одной стороны, они основываются на научно-технических достижениях и тяготеют к документализму, с другой - прибегают к художественно-образной системе традиционных искусств в расчете на завоевание потребителя. Применение современной техники, использование многоканальности и возрастающей интеллектуальности информации рождает другой способ передачи смысла, новый тип коммуникации. В художественной культуре актуализируется проблема субъективного (авторского) взгляда, соединяющего•различные способы миропостижения - философский, художественный, документальный, а формирующееся явление документализма и фотографизма свидетельствует о вполне определенной современной тенденции - тяготении к массовости и демократизации. Обращаясь к факту появления ангажированного и идеологизированного искусства, автор отмечает параллельное развитие контртенденций, направленных на самосохранение художественного: искусство "чистой красоты", с его игровыми жанрами, формальными экспериментами и изысками, сближение художественного и философского начал, проявившееся в зссеистике.

Во второй главе - "Интеграция философского и художественного начал в духовной жизни общества" - речь идет о развитии в культуре XX века тенденции к срастанию философского и художественного, определившей специфику зссеистического вида письма. '

В первой части второй главы - "Интегральная природа зссе-изма" раскрывается процесс формирования зссеистического типа мышления, проявившего себя как на содержательном уровне - в сплаве художественного и философского, так и на формальном - в выраженном тяготении культуры к субъективизму и новой образности.

Опираясь на общепринятое определение эссе как небольшого, свободного в выборе формы и стиля трактата, посвященного рассмотрению общеинтересной для духовной жизни эпохи теш,1 и

1 Сноска на с.15.

. - 15 -

отмечая отсутствие в- теории разработанной типологии, охватывающей содержательные разновидности эссе, автор прослеживает основные этапы становления эссе в европейской культуре и выявля -

.ет_интегративные_возможности_зссеистики,_реализованные в трех

основных разновидностях - эссе как форме художественно-журналистского творчества, литературно-критического этюда, фило-софско-эстетического произведения.

В исследовании разграничиваются собственно эссе, сознательно избираемого авторш для выражения своих творческих замыслов. и зссеистика как вид или манера письма, используемая, в известной степени, спонтанно: при этом выделяется специфика эгоистических сочинений, закшчгхтался ь динамичном чередовании, а порой и парадоксальном совмещении, различных способов миропос-тижения - образного, понятийного, бытового и т.д.

Автор отслеживает процесс оформления эссеистики в самостоятельное культурное явление, пережившее этап слияния, кризиса, перехода (в XX веке) к новым интегративным формам и отразившее процесс социально-экономического и духовного развития европейских стран - Англии, Франции, Германии и России - в новое и новейшее время.

Родившись в недрах теории "авторства", "авторской литературы", "индивидуального стиля",1 эссе становится распространенной формой авторского труда не только у работников периодических изданий англо-французского мира (Монтень, Аддисон, Ма-колей, Карлейль и др.), но и философов нового времени (Паскаль, Бэкон, Локк, Вольтер, Дидро и др.), выполняя свою просветительскую функцию и популяризируя философские и естественно-научные знания.

В эпоху появления и расцвета критики (XYI1I-XIX века), когда философский, художественно-критический и одновременно живой, энергичный, обращенный ¡с жизни, анализ современного искусства искал соответствующую форму выражения, эссе становится

i Сносна со с.14. Met Her und Stammler, Real lexikon der deutschen Lite; аt u r sres с h i с h t e. - Berlin. 1925-1926. - S. 329-330.

1 Аьеринць-ь C.C. Проблема индивидуального стиля в античной и византийской риторической традиции // Литература и ик.усстьо ъ системе культуры. - М. , 1938. - С. 24.

наиболее гибкой формой критики., чья популярность объясняется еще и тем, что она оказалась как бы посредствующим звеном между блистательными импровизациями журнализма и объемистыми томами, написанными специалистами для специалистов. В качестве примера автор приводит эссеистику французских просветителей, которые использовали ее не только в качестве рупора теоретико-философских и эстетических взглядов, но и для осуществления своих практических идей.

В эпоху Просвещения наряду с теоретическими и практическими идеалами рационализма, направленными на универсализацию в жизни общества, развивается и индивидуалистическая, иррациональная линия. "Лаокоон" и "Гамбургская драматургия" И.Лессин-га, которые немецкий исследователь И.Шоте считает "чистым выражением эссеистической формы",1 строятся на субъективных впечатлениях и апеллируют к индивидуальным образам конкретных произведений, что не могло не отразиться на процессе трансформации исследуемого автором жанра. Опираясь на данные структурно-функционального анализа стилистических особенностей текстов английского эссе XYIÏI века, автор проводит отличия между эссе в пору его рождения и более поздними разновидностями жанра. Если раннему эссе, описывающему лишь отдельные стороны жизни, явления природы, нравы и быт народа, присуща изолированность и несвязанность, отдельных частей между собой, то позднее они подчиняются последовательной авторской логике и приобретают совершенно иное значение и функции.

Рассуждение в эссе и калейдоскопичность возникающих ' вновь и вновь тем, характерные для жанра в пору его рождения, придающие ему рационально-логический характер и обуславливающие его "аналитическую" Функцию (комментирование происходящего и выход на прямое общение с читателем), в процессе развития дополняются стремлением возвести сверххудожественную реальность к сверххудожественным обобщениям. Поэтому в структуре эссе, в эссеистической парадигме как' таковой, господствуют уже не сюжетные и логические последовательности, а семантические анало-

1 Schote. Joachim. Die Entstehung und Entwicklung des deutschen Essay im 18. Jahrhundort. - Freibure, 1938.

гии и параллели.

Интегральная природа эссе определяется сочетанием в нем

содержательных и формальных признаков философского, научного, художественного и публицистического начал: откликаясь на актуальные события общественной жизни, эссе"испбл£гзуёт~их"как'о&ь" ект научного исследования и художественного обобщения одновременно. Определяющей его приметой становится именно авторское осмысление реальных фактов. Таким образом, характер мысли эссеиста. ощущения автора, выраженные в эссеистике, уже в Х№ веко являются одной и;з определяющих характеристик этого гяи'а письма и отражают в полной мере черты, свойственные современной кул?-туре.

Диализ английского и французского эсо° нового времени позволяет сделать вывод, что отличительными чертами его становятся не только глубина исследования и художественность изложения, но и заложенная в его природе публицистичность, позволяющая практически использовать эссе и в философско-теоретически, и в практических интересах времени. Объединяющей обе культуры чертой следует считать то, что, выполняя свою просве-тительокуя-' фушгдао. з-ссе гораздо активпер используется г сфере жури чличыа.

в Гегманни эпохи Просввшечил подлинном т-1фр.хенис"»< внут-ро:п;оп жизни с^ппсзвва онановпгвн литература, истетико-фило-оофская си;.тема образованна в большей '"т^п^ии направлена на пивл.зпплтание илплвпиа .который вырастал к.чк нздивилуаовноотв !!.- ТООДЧЦИИ;. Чем Не. ОбОППС:ВаНИе ииститу.уюнальных ОСНОВ гооу-ларвтненпостк. как ?хо происходит в Англии и по Франции.

Эссеистика органично вписывается в духовную жизнь Просве-п'ппп, а ое расцвет1 связал о эпохой Романтизма. " агого времени пзеточшшп у.п'-к эссе в Германии обт-ясняегеч возрастающей тревожностью в духовной жизни: культурная жизнь европейских народов второй половины XIX века ознаменована предчувствием глобальных социальных изменений. Н истооическое движение, ос-«нпггппе 'сотового по сип пор пало прерогативой ч^рхнего культурного слоя общества, ьступаот "массы". С развитием матери-япвнои культуры, демократизацией, социализацией и единообрази-

- 1в -

ем жизни растет оппозиция индивидуальности с ее органической потребностью в выражении собственной супщости.

В последние десятилетия XIX века протест индивида против давления массовой жизни отражает зссеистическая эстетика Ф.Ницше, исполненная предчувствием новой культуры - культуры "трагического миросозерцания". На смену "теоретической" приходит новая философия, размышляющая о вечных ценностях и возвышающаяся над временными, массовыми интересами людей. Отношения между личностью и массой несут отпечаток культурно-философской значимости: личность стремится спасти свой внутренний духовный мир.

Позднее, в эпоху социальных потрясений и войн, эта философия обогатит немецкую и мировую культуру, явив миру философский роман-эссе (Т.Манн, Р.Музиль, Г.Гессе и др.), с углубленным постижением действительности и исследованием взаимоотношений личности и мира.

"Эссеистический роман" писатели считают одной из характеристик современного романа. В качестве примера автор приводит теорию Г.Броха о том, что "роман и новая романная форма поглотили ту часть философии, 'которая хотя и отвечает метафизическим потребностям, но на нынешнем уровне науки должна быть признана "ненаучной". Пришло время... универсально-гуманитарного романа".1

Эссеистический тип мышления, первоначально развитый в эссе, в XX веке трансформируется в мыслительство-писательство, обозначившее традицию нового, интеллектуального, романа, которому было дано определение "романа культуры".

Человек конца нашего столетия, точно так же, как человек его начала, устремлен к постижению главных истин через себя самого: загадка его драматического существования еще в большей степени, чем раньше, тревожит умы и души. Художник рисует себя самого, свою тоску по цельности: в повествование включаются философские размышления, диалоги, все больше становится эссе, свободных от повествовательных задач, написанных философами и

Цит. по: Померанц Г. Литературный процесс и литературная поножовщина. Отрывочные газетки •• / - М,, 1984. - "112.

художниками слова. Определенное направление в современной прозе - философской в том числе, и не только в Германии - это эссе и близкие ему формы: исповедь, мемуары, притча, фантасмагория , утопия. Сами мыслители порой не отдают себе отчета в этих формалмю-содержательна-, сочетался*, не говоря уже о критике, которал по си® пору не расставила ноех точек кад "1" ь определении зссеистического вида письма.

На основании анализа немецкой зссеистики автор делает вывод, что она несет на себе отпечаток своеобразия Просвещения в Германии и наиболее полно вошюшается в философоко-рететичее-ком эссе, которое в лроцессе духовного развития Германии продвигается ецо дальше на пути с5л:ег.сния с философией.

Распространение зссеиотики «а другие зшри и типы творчества (в частности, философский) позволило автору выделить и проанализировать рефлексирующую (индивидуальную, авторскую), философскую и социальную природу эссеизма, который принял форму определенного способа философствования в культуре. "Интеграция" как "единение", "воссоединение" заложена в природу эссеизма, в котором понятийное, документальное восполняется художественным. образным. "Росе - "оо-пстика - зссеизм" выступают как часть духовной ж'/.зни общества и являются порождением гбъ'--к"-и!Л1ЫХ потребностей эпохи.

Выделенные ,'автором основные качественные характеристики зоое и шгго-ратлвная природа эсссизма - то основание, которое сб/икзег оссеистику отмеченных в исследовании стран (при безусловном национал!.ном своеобразии), что способствует проявлению аде одной функциональной особенности зтого вида письма: эссе становится конкретной формой диалога культур. Осмысление русского зссо в контексте его проникновения в немецкую и французскую культур«/ позволяет обнаружить интересные параллели между русскими, немецкими, французскими философами и писателями , воссоздать тот ситуационно-исторический контекст, в котором фермигугтеп мысль того или иного представителя культуры, рождается их диалог. Сегодня он выходит ва рамки культуры художественной и охватывает другие сферы деятельности - науку, образование-, управление, обслуживание и т.д. Культурные контакты и/ючл^; и/«» интегратпвным образованиям, и зс-

се, являясь продуктом мыслящего, философствующего'сознания, активно работает в пространстве коммуникации культур.

Во второй части второй главы - "Эссе как философско-художественное интегративное образование" - автор дает свое определение эссе как философско-художественного интегративного образования, являющего собой небольшое завершенное сочинение, окрашенное ярко выраженным субъективным началом и представляющее тему в художественно выдержанной и одновременно свободной форме.

Вписывая эссе в контекст современной философско-культур-ной ситуации (в нашей стране), автор подчеркивает, что она отличается многообразием подходов к определению философии. Результат многочисленных дискуссий . можно свести к обозначению ее как "ситуации после философии", когда на этапе формирования национальной культуры, создания информационного общества, издания прежде пребывавших под запретом произведений отечественных философов и осмысления мирового опыта философии, в частности, западной традиции философствования, заново переосмысляется само понятие философской культуры, роль и назначение философии в обществе.

Определение познавательных возможностей эссеистики, или осмысление философского знания через его соотнесение со словесным художественным творчеством, обогащает представление о роли человека в культуре и его возможностях в познании действительности.

Так называемая "чистая философия", которая являет особый род понятийно-теоретической рефлексии и реализуется в дискурсивной системе, проявляет в XX веке и другие качества. Обозначая этот процесс, исследователи говорят о "вненаучвом" (или "ино-научном") существовании философии, переходе ее в "статус маргинальной сф)еры знания" (В.Кругликов), отмечают феномен "эссеизации философии" (М.Эпштейн) или ее "эстетизации" (В.Кругликов). Наконец, явление "иного лика" объясняется природной склонностью философии "легко вырождаться в какие-то другие формы деятельности, например, в художественные интуиции" (В.Виблер). Во всех случаях речь идет по сути об одном -

обращении философского сознания к художественному началу. Поскольку ото взаимодействие может исклриниматься как чрезвычайно нес-21ксна--1н0е по своему г»}»тису, автор оговаривает предмет с воеве последовал::}; тле;вл"":лм оплавом: ^р.-'.пи всего мнбпхе'Ора--вн.-! пролгпг-нии "флас.'-о.кмсоио совваниз" по отношение к "литературном v" рассматривается одно явление, в котором интеграция этих двух напав окпйш.а«'Тен взаимообусловленной и достигает "полноты" своего проявления - философско-хуложественннй эссе.

Уесеистика, овоеглгазие которой обусловлено ее способ ностью, сохраняя целостность, встать "в оппозицию" и к фшю-ооф^кому и к у\'дожествпняому оказывается в состоянии пордм-ЛИ ТВ ЛЛВЛ.ЛСЛ~В 5 В! Н В Л В С ЛИ: Л'Л'Л ЛВ'ТТ]'^ Г ибрЗО ЧТОбВ* последовать мозаичное своеобразие явлений. Так вступает в свои права эссеигм как характерная для современной культуры форма философствования. Художественно-философская идея в ситуации многообразия культурных форм пытается собрать воедино, с одной стороны, фрагментарность современного мышления, с другой - способствует более глубокому постижению индивидуальности как ГУГЛЛПТЛ культуры.

Увллп ПВЛ-СЛеЛИВЛЛ Т ЛД'ЛиЛВГ1 К "par T-BilUlKi фллосгф кого

и :-'УД'...л^"7вевпего внутри культур;-:, олр'"-'В-'лпы,!ук) специфику "н1-:лл;-"мл. Сели до XX века эолеистнлл ллхвдлвля на периферии фи-ялллтвии, негмлтвн на по, что в этом лапре было создано немало шилсеофллих ргл'вт, во в лашом столетии лссе становится излюбленным Философским птоообом ивлохенил материала.

Принимая во внимание отмеченный к. Виплером факт "историко-культурного взрыва" в XX веке, в процессе которого истори-

'В'ЛЛЛЛ паука И фИЛОСЛХГПЛ "ЛДВИНЛВЛ'ОЛ К полое'/ КУЛЬТУрЫ", мох чо лвслатв выв." д. 'по плвнлватлтвнв:е и раглексивные вовмолнос-ти зссеистики чрезвычайно созвучны философско-культурному фону эпохи. Поскольку философию и искусство сближают емыст!ов!Ы° и ценностные ориентации. взаимодействие доселе само-;ллтлллнв;х фплосоФггог'< и худож'^тг'лнного палат, выраженное в Философско-художественном ьосе, имеет глубокие основания.

в'-евл: апохи 1!в';л:вещ''jaBi в возможность урегулирования соци-ашшл слчкхге-икЗ при помсчцй разума в; XX" вгк-- с его техншшз-

mgij, с одной стороны, и углублением интереса к внутренней :*пв-ни личности - с другой, уже не отражала действительных отношении между субъектом л объекте;,:, что и подтверждает явление кризиса в культуре.

В ситуации сиюминутного отклика ка. роковые для общечеловеческой культуры события, мыслительнал деятельность направлена на исследование истины в пространстве культуры, а мыслители первых трех десятилетий нашего века, искавшие адекватнь:е кризису в развитии рационального знания средства выражения, келз-бктаэ приходят к "взыскующему ду:-:" искусству. Эссе как "неизменный и уникальный облик, который понижает внутренняя >.пзнь человека в какой-то решающей мысли"1 восстанавливает связи действительности с последней инстанцией - Богом и Вечность:*?. Философские и художественные средства Еырачекил соединяются а напряженном усилии, направленном на осмысление реальности и, прежде всего, самого ч-лсвека в его уникальных экзистенциях -с тем чтобы помочь ему сориентироваться 2 ::ассё кизнеСытис. Однако этого оказывается недостаточно. Хаос несбход!2,:о не только отрефлексировзть, осмыслить, но и преодолеть, и поэтому философское сознание ке случайно обращается к эссепетпке.

Во французский язык слово "essai" вешло иг латинского "sxsdiare", "exsdiurr*" - действовать, испытывать. Автор, избирающий зтот жанр, индивидуально окралпгая сказанное, воздействует на своего партнера ю диалогу. Это одна кг причин, по которой толкование, "экспликалпн", стала, главным приемся нашего столетия, которое называют "веком эссе".*;

Процесс демократизации и массовости, охвативший культуру, не мог не отразиться на языке ф;:лософ::;:. "Ынгсы" ке только привлечены к пстог;;ческсуу действию. Возникает поторпческал необходимость осознание скыгда жизни, поэтому в XX аеке художник стремится Сыть понетым eçokîîu кругом людей, использует для этого все виды, жанр-ы и способы аогпейстЕпя, объясняет, увлекает, "ангажирует". 'Чтобы быть услышанным, ji.-ïï. Сартр по-

1 муэилъ f. человек tes ."сойстг, - м., 1?34. - Z. I. -с.294.

£ ¡¿арксъ 5. Зен-зтк;: кг. п^лл;: , Огл'-тъ:. - '.••••.— ... - г.. . -У: . - к'5. - с,£5.

шел по пути эссе, который уже в древности проявил потенциальную возможность к сближен;® различных познавательных систем и

живо отзывался на объективные потребности истории. С 1946 по - ■[ дур—годы- во - Франции - вышло - десять - сборников.. избранной оссеис-тикп Сартра, каждый из которых им°л одно и то же название: "Ситуации". Его "ситуационная излагаэтся на языке,

призванном довести до аудитории необходимость нравственного выбора, решающего в ответственный момент истории.

зг'.о^ становится ответом на объективную потребность общества. --по своеобразие при зтом характеризуется определяющей деталью - как ни в каком другом жанре, объективная идея выражена о субъектиги^и фогм°: сугубо индивидуальной иктерПротад;п: и авторской сопричастности Истории (.или Вечности). На Ьош взгляд, этот одна из причин, объясняющая ярко выраженное тяготение философов XX века к публицистике, Не стремясь к выражению своих идей в "системе", многие из них помещают в русских, немецких, французских журналах вдохновенные эссе и блестящие этюды, написанные в жанре свободного исследования, не скованного строгостью логических конструкций разума и использующего образный чзнк искусства слова.

Эссе р=>ст"т «мест» с историей, сохраняя свою субъективную природу и являл собой определенные внутренние установки и Формы сознания, поскольку в философии и искусстве человек, в копотном счет?, "отдает себе отчет о самом себе" (М.Мамардашви-ли). ОСт-сктньно-еуб?активный характер эссе является отражением своеобразного способа переживания человеком действительности, для которого требуются интегративные формы выражения, и приот-«•рчяает возможности для нового познания мира.

В заключении диссертант подводит итоги проведенного исследования, формулирует основные выводы об интегрзтивных процессах как существенном факторе развития и обогащения ]^ульту-

ры, .обозначает проблемы, нуждающиеся в дальнейшей теоретичес-

* *

а

Основные положения диссертации нашли отражение в следую-' щих публикациях:

1. Концепция "ангажированной" литературы в эссеистине Ж.-П.Сартра и А.Камю // Человек и его мир в философской мысли А.Каш и Ж.-П.Сартра. - М., РАГС, 1994. - N14. - 0,4 п.л.

2. Проблема интеграции и синтеза в культурологии // Современное российской общество: тенденции развития. - М., РАГС -Келен-Стайл, 1995. - 0,5 п.л..

Зон .Г f5f Тир. 80 энз.

ПМБ РЛГС 117606 Москва,пр.Вернадского,84