автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Интеллектуальный синтез в структуре воображения

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Беляева, Марина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Интеллектуальный синтез в структуре воображения'

Текст диссертации на тему "Интеллектуальный синтез в структуре воображения"



.л 1

/

//?/) 9 Л ^ ^

московским государственный университет

им. М.В. ЛОМОНОСОВА.

Кафедра философии гуманитарных факультетов.

Беляева Марина Ивановна.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ В СТРУКТУРЕ ВООБРАЖЕНИЯ.

Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.

МОСКВА 1999 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВООБРАЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ РАЗНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ.

§ 1. Определение термина. Обзор литературы. 17

§2. Воображение как познавательная способность субъекта. (По Канту). 34

§3. Феноменологический и экзистенциальный подход к

воображению. (Гуссерль, Сартр). 47

§4. Диалектическая природа воображения. 62

ГЛАВА II. ВООБРАЖЕНИЕ

И СПОСОБЫ ЕГО ПРОДУЦИРОВАНИЯ.

§ 1. Воображение и абстрагирование. 87

§2. Воображение и идеализация. 106

§3. Воображение и рефлексия. 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ. 155

ЛИТЕРАТУРА. 158

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Необходимость анализа воображения диктуется многими факторами и прежде всего глубоким кризисом всей общественной жизни, который проявляется в возрастании голого практицизма, утрате смыс-лообразующих идей, падении общей культуры. Деформируются образ мышления, ценностные установки, процесс осознания людьми собственных интересов и потребностей. Большое влияние на сознание оказывает функциональный кризис науки, которая как бы не оправдала массовых ожиданий, связанных с достижением "чуда" благоденствия на ее основе. Просвещенческое содержание лозунга "знание - сила"оказалось не реализованным. Рационализм потерял высокую мировоззренческую функцию и опустился до обслуживания частной практики выживания, позитивистских ориентаций и эгоцентризма обыденного сознания как главного регулятора общественного бытия человека. А функция продуцирования "чуда" перешла к иррационализму и мистике.

Воображение как предмет исследования приобретает в данной ситуации особую значимость, поскольку в зависимости от контекста гносеологического и психического процессов оно может выполнять и не выполнять познавательную роль, вооружать и не вооружать человека ценными знаниями, развивать и не развивать культуру его мышления и волеизъявления.

Но в каком бы контексте воображение ни функционировало, в

русле какой бы доктрины оно не продуцировало свои чувственные обра-

зы, на него воздействуют глобальные философские представления о единстве мира, методологические установки теоретического рационализма. Между тем, вопрос, связанный с воображением исследуется преимущественно в психологии и эстетике и менее - в теории познания. Существует потребность в философском осмыслении воображения в познавательной деятельности, в том числе в самопознании, в изучении ди- \ намики рациональной и эмоционально-чувственной его сторон, в анализе гносеологических возможностей, в зависимости от смены научных картин мира и общей методологической стилистики той или иной эпохи.

Степень разработанности проблемы.

В истории философии вопрос о феномене воображения находит отражение у многих ее классических представителей от античности до наших дней независимо от их мировоззренческих и методологических ориентаций. Так или иначе к нему обращались Аристотель, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Гегель. В современной философии феномену воображения уделили большое внимание А. Бергсон, Э. Гуссерль, Э. Кассирер, Ж. П. Сартр и др. В диссертации особое внимание заслуживает анализ произведений И. Канта, впервые рассмотревшего воображение, как специфический механизм познания и самопознания субъекта, что делает перспективной саму постановку вопроса в данном

аспекте, и что предопределило особенности воображения в познании не только в образцах науки, но и эстетического опыта.

Другим, особо выделенным в диссертации, философом, исследующим воображение в русле разработки целого философского направления, является Гуссерль. Чрезвычайно интересной представляется дальнейшая разработка Гуссерлем конструктивных идей Канта; критика современных форм позитивизма и ограниченности их критериев научности, исключающих субъектностъ; попытка осмысления философом эстетического опыта в русле идей научного познания, а в связи с этим нового решения гносеологической проблемы субъекта и его познавательных способностей, и прежде всего воображения.

Кроме Канта и Гуссерля, автор обращается к текстам Гегеля, Сартра, и других философов.

В психологической науке вопросы воображения рассматриваются, как "собственные" по природе данного феномена. Так или иначе, воображение определилось, как специфически психический феномен; рассматривалась его роль и функции в сознании и подсознании, в филогенезе и онтогенезе; в различных соотношениях с другими способностями и состояниями психики - Т. Рибо, В Вундт, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, C.JI. Рубинштейн, JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, A.B. Запорожец, Д.М. Узнадзе и др.

В отечественной философии различные аспекты исследования воображения представлены в работах многих авторов. Следует отметить, что в последние 20 - 30 лет публикаций, посвященных воображению, появилось достаточно много. Воображение рассматривается в контексте научного познания; раскрываются его познавательно - эвристиче-

ские особенности. Интересный материал о роли воображения имеется в работах, посвященных искусству, религии и др.формам общественного сознания.

Гносеологический и методологический аспекты исследования представлены в работах Ю.М. Бородая, A.B. Брушлинского, А .Я. Ду-децкого, JI. С. Коршуновой, Д.И. Говоруна, JI.JI. Гуровой, Р.И. Байковой, J1.C. Корневой, В.А. Роменца и др. Здесь анализируются вопросы спецификации воображения, как познавательного процесса, и его ре-

L

зультата, рассматриваются соотношения с чувственным и рациональным познанием; вопросы природы иллюзий и адекватности, особенности продуцирования образов и отношения их к действительности и другие.

При всей серьезности названных работ существует, на наш взгляд, ряд аспектов, которые недостаточно затронуты философским осмыслением. К ним относятся, например, следующие: воздействие на процесс воображения и характер его образов теоретического уровня науки и философской картины мира. Исследование этого воздействия позволяет осознать возможности воображения в создании трансцендентальных конструкций и моделей, имеющих познавательное значение; проследить наиболее адекватные методологические основания данного процесса, обусловливающие его специфические пределы и направленность, включающие ценностное содержание. Исследование конкретно-исторической динамики соотношения рациональных и эмоционально-чувственных компонентов воображения, позволяет выявить его рациональные возможности в конструировании целостных образов субъекта и его отношений к действительности. Прояснение наиболее общей структуры этой целостности на материале соотносительного анализа научных и эстетических обобщений.

Конкретизация взаимодействия механизмов абстрагирования, взятых в самостоятельном и включенном в "состав" воображения виде, применима к эволюции сознания и самосознания.

Методологическая и источниковедческая база исследования.

Методология исследования основана на диалектическом анализе философских категорий, их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействия, применительно к проблеме воображения. Именно диалектический подход, на наш взгляд, позволяет осуществить дальнейшее исследование воображения, характер его соотношений с другими философскими категориями.

В качестве источников, на которые опирается диссертант, в методологическом плане выступают положения авторов, имеющих отношение к определениям и разработке фундаментальных философских категорий, необходимых для теоретического описания проблемы и путей ее решения. Сюда следует отнести работы классиков диалектики, прежде всего материалистической, а также представителей современной отечественной литературы - С.С. Аверинцева, П.В Алексеева, Д.С. Горского, Э.В. Дубровского, Э В. Ильенкова, П.В. Копнина, A.M. Коршунова, В.А. Лекторского, Л.Н. Суворова и др.

Цели и задачи исследования.

Основная цель диссертационного исследования состоит в изучении вопроса о роли интеллектуального синтеза в структуре воображения, в раскрытии его познавательных возможностей и способов продуцирования.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд более конкретных задач: 1. Изучить условия, при которых воображение выступает как познавательная способность субъекта. 2. Исследовать воображение в русле феноменологического и экзистенциального подхода к нему. 3. Изучить воображение в контексте его диалектической природы. 4. Провести анализ соотношения воображения и абстрагирования. 5. Исследовать воображение, реализуемое посредством идеализации. 6. Изучить взаимодействие воображения и рефлексии.

Конкретные результаты исследования и их научная новизна.

1. На основе концептуальных идей И. Канта выработано понимание воображения как универсального познавательного механизма, составляющего необходимое условие формирования всякого знания. Важной является мысль, что воображение является свойством свободного субъекта, обладающего самосознанием. Показана специфика данного процесса (и продукта), которая выражается в его синтезирующем, интеграционном характере. И процесс, и продукт (образ) представляют собой некоторую целостность. Эта целостность многокачественна, противоречива по своей сути, что

указывает на диалектичность ее природы. Кант разработал условия, при которых воображение выступает как познавательная способность. К ним относятся два важнейших положения: наличие в структуре момента теоретического разума (всеобщего и необходимого), что, равноценно, по Канту, приобретению статуса объективности, и включение методологической идеи, нормы, стандарта, выступающих специфическими посредниками между теорией и опытом.

Анализ теории познания Канта позволил взглянуть на воображение в контексте субъективной детерминации и изучить его как особую форму познавательной деятельности, соединяющую в себе рациональные и чувственные компоненты.

Научная новизна полученного результата состоит прежде всего в самом подходе к анализу кантовской концепции воображения.

В диссертации конкретизировано понимание воображения как единства чувственного и рационального. В данном единстве акцентирована роль активного интеллектуального синтеза. Раскрыта связь синтетических особенностей воображения с интегральной деятельностью самосознания. Показаны условия адекватности воображаемых конструкций, одним из которых выступает обоснованный метод познания.

2. Концепция воображения Гуссерля использована в аспекте его критики принципов и методологии современной науки и

философии знания (позитивизма), не способных средствами своего инструментария познать субъектность. В этой связи воображению отведена роль практически единственного способа самоосмысления субъекта.

Научная новизна полученного результата состоит в следующем: впервые гносеологические проблемы воображения получили широкое освящение в русле феноменологического видения, раскрыта рациональная содержательность ряда идей этого направления. Показаны возможности воображения в рефлексии над свойствами и сущностью субъекта. Выявлены «уровневые» типы воображения и способы их связи с действительностью. Выявлено отражательно - познавательное значение «коммуникативного кода» в структуре образов «высокого отлета».

3. В диссертации конкретизированы и систематизированы методологические идеи в отношении различных аспектов подхода к воображению на базе материалистической диалектики, выявлена диалектическая природа воображения в ракурсе эмпирического и теоретического, сознательного и бессознательного, спонтанного и рефлексивного познавательного процесса.

Научная новизна полученного результата состоит в том, что определено широкое поле исследования, проявляющего различные и противоречивые свойства воображения, раскрывающего его как сложный многокачественный процесс.

4. Выявлено соотношение воображения и абстрагирования. Раскрыто их различие и единство в операциональном и продуктивном смыслах. Анализ осуществлен в аспекте диалектики чувственного и рационального, абстрактного и конкретного. Показано, что воображение является следствием развития абстрагирования. Вместе с тем оно обладает спецификой и относительно самостоятельно к мышлению и практическому освоению действительности.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что соотношение воображения и абстрагирования исследовано в развитии. Конкретизирована разнокачественность процесса и форм воображения, свойственных субъекту познания; обоснована мысль о том, что оно может быть реализовано на всех уровнях познавательной деятельности, которые допустимы для процедуры абстрагирования. Сделан вывод о значении конкретно-исторической фазы развития диалектики для определения характера интеллектуального синтеза, входящего в структуру воображения.

5. Выявлено соотношение воображения и идеализации на материале предельных форм научного и художественного опыта. Показано, что научная картина мира воздействует не только на выработку соответствующей методологии искусства, но и саму форму структуры образов. В связи с этим обосновывается мысль о высокой познавательной ценности средств и стандартов, свойственных эстетическому опыту; о

больших возможностях способности воображения, создающего типы и модели метатеоретического уровня обобщения.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что выбран и реализован новый аспект в вопросе о способе продуцирования воображения. Выявлена корреляция особенностей идеализированных объектов воображения с теоретическим и эмпирическим уровнями научного познания. Показано, что поиск конкретных ситуаций, в рамках которых осуществляется интерпретация «высокоотлетных» моделей воображения, в большей степени зависит от теоретических установок науки и мировоззренческой ориентации, нежели от обыденного сознания.

6. В диссертации вопрос о воображении был включен в контекст диалектики предметного познания и самопознания. Показано, что отрыв "отражения отношения" от "отражения самой действительности" приводит к формализации и деформации конструирования человеком образной реальности.

Научная новизна полученного результата состоит в том, что определен "рефлексивный образ", указаны его главные черты; содержательная специфика, особенности структуры, своеобразие внешней предметности.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективные направления дальнейшей работы над проблемой.

Практическое значение диссертации заключается в возможности использования ее материалов в преподавании курса философии, различных курсов гуманитарного и социального знания, включая искусствоведческие дисциплины. Выводы диссертационного исследования могут помочь переосмыслению ряда методик школьного и средне -специального образования. Кроме того, на взгляд автора, они представляют интерес для общепросветительской деятельности различных объединений художественно-эстетического типа.

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры социальных и гуманитарных наук Волжской Государственной Академии водного транспорта в мае 1998 г., на заседании проблемной группы кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова в декабре 1998 г. Результаты исследования получили отражение в ряде статей и тезисов докладов, которые прошли апробацию на научных и научно-практических конференциях Н. Новгорода 1995-1996 г.: Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы личности в психолого-педагогической подготовке специалиста в техническом вузе» ВГАВТ , на Всероссийских научно-технических чтениях. Кроме того, ключевые положения диссертации нашли применение на практике: в руководстве над выполнением дипломного проектирования и подготовке соответствующих выставок, типа «Золотого подиума», международного конкурса «Дизайнер - Smirnoff», проводившегося в пяти регионах России, в том числе и в Нижнем Новгороде, которые были высоко оценены в средствах массовой информации Нижегородской области. Руководила группой студентов - участников международного конкурса, проходившего в Москве в 1996-1998 гг. Авторская программа диссертанта в 1997 г. награждена третьей премией «Дизайнер - Smirnoff». Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре философии гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ло