автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Живоглядова, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль продуктивного воображения в структуре творческого процесса"

X

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи УДК 7.01:159.954

ШВОГЛЯДОВА Ирина Викторовна

РОЛЬ ПРОДУКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Специальность 09.00.0^ - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ дисоертации на соискание учено!! степени кандидата философских наук

I—'

Ки.м - 1ЭЭ1

Диссертация выполнена в Киевском государственном университете им.Т.Г.Шевченко на кафедре этики, эстетики и теории культуры философского факультета.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Л.Т.ЛЕВЧУК

Официальные оппоненп - доктор философских наук,

профессор В.В.СЕЛИВАНОВ кандидат философских наук, старший научный сотрудник С.В.ПЕТРОВ

Ведущая организация - Киевская государственная консерватория им.П.И.Чайковского

1Г&С?

Защита состоится 26 декабря 1991 года в " /•? " часов на заседании специализированного совета при Киевском государственном университете им.х.Г.Шевченко по адресу: 252001, ГСП-1, ул.Владимирская, 60, ауд.267.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета им.Т.Г.Шевченко (ул.Владимир-окая, 58).

Автореферат разослан Л- НеХь^Ь 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук,

доцент п Д.Ю.КУЧЕШ

- I -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темп исследования. Развитие творческих всзаозаюс-тей человека, их активизация зо всех сборах человеческой змзнедеа-тельностц является одним кз кльчевых направлении духовного обновления современного обдества, нереЕлващего глубокие перемени. Чей настоятельнее потребность в развитии человеческой индивидуальности, тем острее становится необходимость в научно!! теории творчества, изучении его природы и .¿ори проявления, его источников и механизмов.

В развитии сущностных сил личности - чувственно-эмоционального и рационально-интеллектуального начал - значительная роль принадлежи худo.vecï'ficiшопу творчеству. Оно является одшш из способов приобщения человека к всеобщим опроделешюстпи бытия, его культурного и мировоззренческого становления. Художественное ткср-чество открывает широкое пространство для самореализации человеческой индивидуальности в качестве свободного субъекта, формирует подлинно человеческое отношение к окрузаюцеау иипу.

Особо актуальным в этом плане представляется исследование творческих механизмов самореализации личности, закономерностей* их функционирования. Возникая и-формируясь в творческой деятельности, воображение превращается в важны!'. фактор процесса саморазвития художника, расширяет его возможности по духовно-практпческоыу освоению и преобразованию действительности. Участвуя в формировании художественного образа, активизируя все духоьние силы и возмоиности творческой личности, воображение позволяет преодолевать границы ииешюйся сферы жизнедеятельности. В процессе творчества, открывая о поиощью воображения новые стороны бытия, худоашик приобретает элементы нового самосознании, самочувствования, что с ноизбеж-HOUTII5 ¿едет к оо'нон.ченноау творческому действию, к созданию худо-кеотвенно-эстетическнх ценностей принципиально нового качества, feu canuu творец эстетически, обогащает саму действительность. В силу -зтого изучение закономерностей функционирования воображения художника представляет возможность приблизиться к наиболее адекватному пониманию процесса создания худокествешюго произведения.

Изучая продуктивное вообракепие в границах общих зако ^мерностей процесса творчества, нельья лгнорировать того, что художественное 1ворчество сушествует в ¡.'ногообразии отдельных видов. Поэтому необходимо исследовать н-з только обиие, но и специфические черты и особенности воображения ь различных видах художественной деятельности. Это связано не только с запросаии эстетической 'j3o-

т • 1

рии на современном уровне ее развития, но и о репеняен задач развитии челсвсчссксй индивидуальности, культивирования ее творческого потоицкйла. laic как духовное развитие современного человека, совершенствование его творческих способностей, б той числе и вооб-рхчепип, происходит в сфере художественной практики, которая не данном этапе характеризуется интенсификацией процесса видообразования искусства, появлением его новых жанров, как экстериоризации богатства внутреннего мира человека,•сложности и многогранности современной еизни и эстетических потребностей.

События последнего десятилетия обусловливают новый взгляд на историю. С течением времени общественным и человечески!' опыт раскрыла ет^ в великих творениях прошлого исключительно глубокий и актуальный сиысл. Обнаруживая в произведениях мастеров нотки настолько близкие нашей собственной восприимчивости, что яти произведения, хотя и возникшие в иных исторических условиях, какутсп создзнаьаы под знаком тех же вопросов, которые волнуют сознание современного оЗцестЕа, мм заново открываем прошлое.

Вопроса, волновавшие великого ненецкого композитора Рихарда Вагнера, обнарукиваэт глубокое родство с поиска«« композиторов нашего времени. Постоянны!: интерес к вопросам бытия, порционная восприимчивость к демоническим, роковым сторонам кпзни, настойчивое изыскание новых способов выражения, сопровождаемое кропотливой. . теоретической работой, нетерпимость и героическое сопротивление консерваторам - все эти, столь характерные для передового композитора XX века, черты порождены проблеиатнко!! вагьеровского творчества.

Внимательное изучение личности Р.Вогнера позволит современно-, му композитору лучие осознать самого себя. Раскрквая свои исторические корпи, современные псследогаинп только к»; грива ют от птого, становятся настойчивее, глубяе осознает счисл своего направления. Тем более, что перед нами стоит вагнеровски!; прг.мер неустанного стремления к творческому■идеалу. Именно поэтому изучение природа творческого таланта, его особенностей, изучений вагнероиского творчества никогда ие станет чей-то опахрокг.чпш - при условии, чтобы оно производилось с постоянно обновляющееся точки зрения, подсказываемой непрестанный развитием общества п искусства.

Влияние Вагнера на всо европейское искусство огромно. 3 изво-'' сткой мере оио питало своими различными гранями и символизм, и кмпрессиокизи, а экспрессионизм. Повсеместно наблюдается "вагне-ровский ренессанс",' и его кеумиратее искусство продолжает ста-

1 I

вить перед людьми вечные вопроси о правде и справедливости, о природе мирового зла и необходимости "нового устроения мира". Для того, чтобы постигнуть твнну магнетического влиянии музыки Р.Вечера, жизненности и актуальности его творческого наследя«, неооходи-мо понять, изучить тайму художественного таланта великого немецкого композитора, природу его музыкальных способностей, творческого воображении.

При этом следует подчеркнуть, что понижение !,скусства проило-го, освоение предшествующего художественного опит.! человечества предполагает знание как психолого-социологических аспектов, закономерностей восприятия ху/">-;.ественнкх произведет.!':, таи и творческих механизмов создания худонественно-зстетических ценностей. Изучение того, каковы индпьцдуэлънае особенности творческой личности художника, каков замысел его творения, как он формируется в вооб-ракении автора и воплощается в конкретную вещественную плеть, позволяет глубле проникнуть в образную с.Уфу произведения, лучие понять те смысла бытия, которые стремился выразить в своей творчестве художник, оценить художественно-эстетическую ценность его наследия. Исследование закономерностей творческого процесса, по-разному проявляющихся в творчестве различных худонников, невозможно без анализа специфики их воображения.

Предложенный в диссертации подход к анализу продуктивного воображения, раскрытию механизмов его действия на различных этапа:: творческого процесса представляется нам перспективным в плане дальнейшего углубления связей "эстетика - психология". Необходимость исследования функционирования воображения связана не только с запрос^:;!! эстетической теории на современном уровне ее развития, но л с решением актуальных проблем, связанных с созданием общей теории творчества, освоением новых подходов, основанных на синтезе знаний различных дисциплин - психологии, эс лики, искусствознания - в целях их взаимного обогащения и дополнения.

Степень разработанности проблемы. Исследование творческого воображения ведется в науке многоаспектно. Вопросы первоосновы, п; чин и механизмов возникновения нового в процессе творческой деятельности человека, путей создания художественных образов всегда привлекали внимание философов, нэчиная от Платона, Аристотеля и заканчивая современными последователями тгорческого процесса. Внимание ученых привлекает к воображению та роль, которую ог.о объективно играет в процессе творчества, а та;с:ге отсутствие устопсгегс-сн взгляда на его природу и суть. Существуют разнообразнее опрчч«;-

_ и _

ленин данного феномена, многообразие которых свидетельствует о его с^о:::ности и неисчерпаемости по содержанию и характеру.

В настоящее время проблеме воображения уделяется пристальное внимание со сторона представителей различных областей научного знании. Зопросы, касающиеся этой проблематики, акт. вно разрабаты-гиытся в современной психологической и философской литературе. При эчоы исследования воображении, опирающиеся главным образом на маторлел и концептуальные схемы психологии, превалируют. Существующие л психологической науке знания о творческом воображении опираются на большой фактический материал, который самим разнообразием представленных аспектов рассмотрения данного феномена свидетельствует о шроте границ его проявления в различных сферах человеческой жизнедеятельности.

¡1 рамках псих0л01..Л интенсивно «изучаются структура и цеханиз-ии воображения (работы В.М.Банщикова, Л.С.Выготского, Ц.П.Короленко, Л.С.Коршуновой, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровского, Я.А.Пономарева, Л.Ц.Розетй", В.А.Роменца, С.Л.Рубинштейна и др.). Традиционно понимание воображения как способности человека свободно оперировать образами объектов окружающей действительности, комбинировать и трансформировать данные представлений, создавать их новые сочетании. Доказывается установочное действие воображения. Изучаются его приемы; комб.ширование - сочетание данных в опыте элементов в новые комбинации (частный случай комбинирования - агглютинация); акцентирование; типизация. Для психологических исследований характерно различение воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения. Единство репродуктивного и продуктивного начал воображения рассматривается через диалектику взаимоотношений воспроизведения к изменения, преемственности и новообразовании.

В рамках психологической науки осуществляются поиски универсального внутреннего механизма становления принципиально нового в нроцеосе творчества (исследования Л.С.Выготского, Т.Гибо, И.Ц.Ро-аета). В теоретическую схему механизма творческого воображения вводятся такие понятия, как "диссоциация" (Т.Рибо), "внутренняя изменяемость", одним из конкретных приемов которой является преувеличение или преуменьшение (Л.С.Выготский), "ацаксиоматизация", "шпераксиоматизация" (М.М.Розет).

При разработке проблемы воображения актуальными являются научные труди, посшщошше соотноше' ию, взаимосвязям воображения с . .лруш.ш оруктуршши компонентами человеческой психики - мышлени-

ем, вниманием, восприятием, памятью, интуицией, фантазией, ассоциациями (работы А.В.Брушлинского, А.Т.Гордиенко, Ю.А.Дородных,

A.Я.Дудецкого, В.А.Роменца и др.)- Изучается своеобразно данного феномена. И на основе анализа его функциональной наполненности, структуры и механизмов, диалектики взаимоотношения неялу вышеназванными отобракательными структурами утверждается право вообрзжз-ния на самостоятельное- существование в качестве особой величины :духовной активности человека. Так, например, А.Я.ДудецкпЛ усматривает различие.воображения и мышления в их функциональной направленности, гдо действие воображения связано с траисформирова шеи представлений и созданием на их основе новообразований, а мысше-ние же направлено прекде всего на достижение истинного знагия. ' Кроме того, главным' арсеналом преобразовательного действия являются чувственно-эмоциональные фонды человеческой памяти, и этот чувственно-образный материал преобразуется специфическими механизмами, отличающимися от приемов мышления. Некоторые исследователи (А.В.Брушлинский), наоборот, сомневаются в правомерности сушсство-• вания понятия "творческое воображение", отрицая его в пользу художественного мыиления. 1

В ряде исследований (Г.А.Зязовский, З.И.Исагулов, Б.Ч.Кедров, Л.С.Коршунова, К.С.Станиславский) затрагиваются различные аспескты соотнопения вообразепия и фантазии. Часто они употребляется как. синонюга, различаясь липь как психологический и литературный .термины (З.И.Исагулов) Е:бо цо степени условности (Л.С.Коршунова). Другие Ее, наоборот, настаивают на необходимости разграничения этих двух феноменов, неразрывно связанных в процессе создания художественных образов (например, Г.Л.Вязовский). По их мнению, фантазия, благодаря которой худокник создает то, что никогда не присутствовало в его опыте, базируется па способности вообрзяать. Последняя создает новый образ на Основе переработки материала либо непосредственного восприятия, либо впечатлений, полученных ранее и запечатленных в памяти человека. '. .'

Существует область психологии, специально занимающаяся изучением когнитйвых функций воображения. Продуктивность последнего ; усматривается в получении нового знания (работы Ю.М.Бородая» Л.В.Запорожцэ, Б.И.Прухинина и др,).

Философское осмысление ¿юли в збраяения в "художественно-эстетической деятельности осуществляется в исследованиях М.Арнаудова, С.П.Батраковой, М.Н.Бахтина, С.Д.Безклубешю, Д.И.Говоруна, .

B.Г.Злотникова, Э.В.Ильенкова, З.И.Исагулова, В.И.Мазопы, Л.Т.Лев-

- е -

чук. АЛ'..;,1елч;с-П.м:!.;евп, II.Н.Суворова. Данная проблема затронута в трудах Н.П.1Сишцсм:о, Л.Г.Ковалева, Н.А.ЛеКзерова, А.З.Миронова, П.В.Медведева. 3 большинстве работ воображение рассматривается кпк всдуцап творческая сила художественной одаренности человека. Онп сшпмпаотсн со способностью к опережающему отранению, с созданием новых художественно-эстетических ценностей, с даром предвидения буд,ус1зго в художественных символах. Просмаливается связь вооб-раз:он;1п и эстс7пческого идеала, эстетически;: чувств. Изучаются этакы процесса воображения, специф-дка его дункционироваиия в "авторском" и исполнительском искусствах.

Теоретически;; анализ природы и сущности художественного воображения качестве самостоятельного феномена духовном активности творца нсвозьюкен без изучения своеобразия его функционирования в контексте видовой специфики искусства. Данный аспект исследования определил обращение диссертанта к специальным научным трудам, посвящении« проблеме видов искусства и их месту в системе художественной реальности (работы В.В.Ванслова, Б.М.Галеева, А.Я.Зися, М.С.Кагана, В.В.Михале л, В.М.Тасалова и др.). Постановка проблемы воображения в контексте видовой специфики искусства требует внимания к научным работам, исследующим конкретные формы человеческой чувст-з. .юсти как основу видовой дифференциации и синтеза искусства (2.П.Иванов, А.С.Канарский). Следует подчеркнуть, чт.о . на уровне видовой структу,1 искусства природа воображения как существенного механизма художественного творчества остается до конца не раскрытой.

Аналнз стланного психологией и эстетикой в исследовании художественного воображения показывает, что как философы, так и психологи акцентируют внимание на новизне, неожиданности образов воображения. Однако в психологии акцент ставится на изучении психосоматических оенваний этой способности, структуры и механизмов процесса воображения, философов не прежде всего' интересует обществен-но-истори'рский смысл применения способности воображать, формы ее . ре- газации в системе общественной жизнедеятельности' людей.

■ В представленном в диссертации подходе к изучению воображения автор исходит из тех представлений о культурных функциях данной способности, в которых она предстает в качество важнейшей состав- ' лящей процессов формирования и саморазвития субъекта творческой деятельности, его самоопределения в окружающем мире. Разделяется господствующая в психологии точка зрения, согласно которой вообра- ■ жение определяется через указание новизны его результатов, свобо-

I I

ду оперирования образами объектов действительности. Но основная направленность данного исследования заключается в раскрытии "человеческого" смысла этого феномена, в определении его роли в становлении человеческой субъективности. На основании вышеизложенного определена цель исследования.

Цель исследования; раскрыть эстетическую сущность продуктивного воображения как способа объективации личностях смыслов бытия в конкретно-'Чувстьенцой форме.

В соответствии с цельп определены следующие задачи исследования:

- изучить особенности лорнирования и функционирования воображения в качестве механизмов создания новых худояеотвенно-эстети-ческих ценностей, одного из способов самовыражения, саморазвития творческой личности;

- расснотреть закономерности действия вообраксния в структуре творческого процесса;

- выяснить взаимосвязь творческого воображения и видовой специфики искусств;

- "перевести" теоретический материал в проблему анализа творчества Р.Вагнера, своеобразия его творческого таланта.

Автором также реконструировано становление проблемы воображения в истории эстетической мысли.

Методология исследования. В сЬоей работе диссертант обращался к исследованиям философов, занимающихся проблемой деятельности, разработкой ее теории и анализов отдельных видов, к трудам эстетиков, разрабатывающих теорию эстетического, исследующих его диалектику, к работам психологов и эстетиков, посвященным изучению художественной деятельности, диалектики художественного творчества, его законов а механизмов. В работе автор использовал значительный искусствоведческий материал, касающи! 1 творчества отдельных художников.

Научная новизна исследования: продуктивное воображение рассмотрено как специфический способ самореализации творческой личности, благодаря которому предвидение будущих результатов тьор-чества, создание новой художественно-эстетической ценности, формирование синтетических образных структур, регулирование и интегрирование творческих спосоо'ностей фикоируют и выраиают воэмон-ности саморазвития творческой индивидуальности. В соответствии о этим диссертантом сделано следующее:

- показано, что продуктивное вообраденне является способом

1

1

объективации личности смыслов бытия в форме чувственно воспринимаете образов. Реалии, принадлежащие внутреннему миру субъекта тьорчиотьа, в процессе вообраке::ия объективируются, выносятся вовне, обротан в худокестьенно-оО.азноП форме впенаходимость, целостность, зииориснность во врсме:.и, пространстве, бытии;

- выпилено, что в процессе '.:норчества, используя возможности ьооорадешш, художник приобретает элементы нового самосознания, сапочувствоьтшя, что с нсизСежгостью ведет к обновленному творческому действ::», к создании художественно-эстетических ценностей принципиально нового качества. Этому способствует диалогпззция во-обра.мащего сознания, в процессе которой фиксируется опыт самоопределения субъекта творчества в окруиавцеН его действительности, удовлетворимся потребность духовного присвоения ми/а и заключенных в ней потенций, более полной их ассимиляции и преобразования;

- рассмотрено продуктивное действие воображения на всех этапах лшюьления художественного образа как ведущей творческой способности, которая определяет как процесс мысленно:! переработки материала действительности, так к закрепление результатов этого переосмысления на языке искусства;

- вычленена как теоретическая проблема, требующая дальнейшего самостоятельного исследования, взаимосвязь творческого воображения и видовой специфики искусства. Формируясь в сфере художественной практики, творческое воображение становится императивный условием преобразования того или ии-^о вида искусства как по пути его обособления, углубления уникальных свойств и качеств, так и в поисках скрытых "резервов" .вида, способствуя взаимодействию, взаимо-обогащенш- искусств;

- исследована специфика творческого воображения Рихарда Вагнера в копекето его творческой индивидуальности, органично связанной с основными тенденциями развития и кризиса романтизма ъ музыке второй половины XIX века. Характерное для воображения Р.Вагнера слияние иоэтичеокой и с'зшшлышй образности.с философской идеей обусловило.неповторимость процесса работы композитора над музыкальным произведением.

Научная и практическая значимость работы. Исследование-эстетической природы творческого соображения как специфического-способа самореализации, саморазвития творческой личности имеет суцествзн-нбе значение цлн теории зитетического, для углубление знаний о ху-долостненноп творчестве как процеосэ, о диалектических закономерностях от-ишвлешш художественного образа, видов искусства.

)

Изучение закономерностей функц.юпнроп-'шп продуктивного воображения, способствуя целостному анализу художественного творчества, является условием более глубокого понпчанип его законов, взятых в е динстве их диалектического изаииодсПствия. Предложении:) в диссертации подход к анализу данного феномена представляется перспективна- в плане дальнейшего углубления связей ме::;ду различными областч;.;:г. научного знания - эстетикой, психологией, искусствознанием - в целях их взаимообогацения дополнения.

Конкретнее выводи работы могут гиотупать в качестве основания для искусство^дческих конце птуалы^х разработок, касающихся изучения искусств.! проплого. Ибо постижение художественного наследия как отдельного творца, так и предвестзуюцих поколений человечества невозможно без знания закономерностей художественного восприятия, творческих механизмов создания худо..ественно-зстетичоскнх ценностей.

Содержащиеся в работе выводы и материалы могут быть такке нс-пользозаны в культурно-просветятельско:! деятельности, способство- • вать расширению знаний о специфике творческого таланта композитора, лучвему пониманию худоаественной ценности его наследия.'

Основные положения данного исследования могут быть полезны при разработке курса эстетики по темам "Художественный образ", "Система искусств и виды искусства", "Творчество как объект эстетического анализа"., а такяе спецкурсов по проблемам диалектики ху-донественной .'„зятельности, социальной природы искусства.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре этики, эстетики и теории Культуры философского факультета Киевского госуниверситета и рекомендована к защите. Ее основные теоретические полосе чя я выводы нашли отражение в трех публикациях автора, а также в его выступлениях на Всесоюзной межвузовской нау«'">й конференции "Творчество как предмет философского исследования" (Киев, 1989), школе молодого эстетика "Эстетика, искусство, художественная культура и перестройка" (Москва, 1989), республиканской научно-практической конференции ^Теоретические и практические аспекты комплексной'программы развития .украинской культуры" (Киев, 1990), Всесоюзной научно-практической конференции "Нравственное с&деряат ние искусства й современный идеологический процесс" (Киев,'1990), Всесоюзной научной конференции ^Художественной наследие в контексте современной культуры (социологические, аспекты)" (Санкт-Петербург, 1991). . •

Структура работы. Во введении определяется направление иссла-

I

довапии и его границы, в соответствии с которами работа включает iibi'b разделов. Л первом изучается проблема становления концепции творческого восораяения в истории эстетической мысли. Во втором раздело випсняетс.1 место и специфика воображения в качестве со-стпзлпюцеи процвсса саморазвития творца. Выдвинутые в связи с siiiu положении получают свое развитие в третьем разделе, где рассматриваете i специфика функционирования воображения на различных этапах становления художественного.образа.'В четвертом разделе затронута - на материале музыкального искусства, творчества композитора - проблема взаимосвязи творческого воображепия и видовой специфики искусств. В пятом исследуется воображение Р.Вагнера в /сон-тексте анализа своеобразия его творческой индивидуальности. Далее следует заключение, в которой сформулированы основные выводы диссертационного исследования, и список использованной литера.уры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теаы, дается анализ степени ее научной разработанности, формулируются цель и основные задачи исследования, вскрываются его • теоретические и методологические г инципы, определяются научная новизна, а также научная и практическая значимость работы.

В первом Разделе "Становление ко1и,_шции творческого воображения в истории эстетической мысли" автором подчеркивается, что в рамках философских и психологических наук за всю историю развития человеческой мысли накоплен огромный материал, позволяющий содержательно рассматривать вопрооы, связанные с изучением природы воображения, его роли в творческой деятель эсти человека. Отмечается, что теоретическая оформлеиность проблемы воображения в эстетике сложилась к концу ХУШ века. Постановка зе данной проблематики в ее частных вопросах имела место в отдельных областях художественной культуры на ранних этапах развития эстетической мысли.

В философии античности проблема воображения развивалась в рамках теории познания, где не только воображение, но и искусство в целом рассматривалось как подражание природе. Автор отмечает, что особый интерес вызывают взгляды Платоив, затрагивающие проблему воображения как средства художественного вымысла, тогда как Аристотель описывает механизмы деятельности воображения, образы которого выступают для человека определенной "схемой действия".

Иокусотво Византии еще более поднимает превооходртво воображении над подражанием. Развивается концепция фантазии, которая, на-, ряду с чувствами и разумом, рассматривается как необходимая чело-

е i

~ II ~

веку способность (Феодор Студит, Григории Палама).

В работе отмечается, что в олоху Проторенессанса су1яест]>о"ала как убежденность в необходимости сочетания вымысла с правдоподобием, разума и фантазии (Гораций), так и о .мцанно художественного вымысла как не имеющего ценности (Тертуллиач). Чекн«1го Чемнинч в вопросе о вообрапекии подготавливает ношй подход к с;.обод? творческой фантазии эпохи. Ренессанса,

Автором такяе показано, что в эстзтглсе Возро-кдеып (Н.Кузан-ский, Альберта, Леонардо да Винчи) ктиначение художника г.датся а изобретении новых образов и сюгетов. Художник не только п" чра'.оот природе, но и творит новые формы ве^ей, дополняя и испрапляя природу.

В учении Ф.Бэкона воображение признается в качестве самостоятельной способности ума, будучи его своеобразным развлечением. 2 диссертации указывается, что взаимоотношению правил хизпи випне-ла уделяют внимание Дидро, ГельвецпП, Коидильпн. Прач-.а не гое-да прекрасна, а воображение споообно смягчить холодность рассудка, > тем самым их сочетание мог.ет бить полезно.

Как отпечено в работе, вооо'ракенио как особой конструируйте;! способное?» поэта уделяют агимание Бодлер и БреЛтингер. о деятельностью воображения они связывают предрасполокенпе к пруга:;;ети. Эта традиция развивается Бауигартегом.

В работе рассматриваются лзглчди нз суть вербражзния лонтт, Шеллинга, Тендера, Яиллера, Фихте. Так, для Канта вообрчг.отте естьпреяде всего деятельность, воплощтп.ая в кимй чувстгвнночти ' мира явлса1',Я рэгаоиплышо структуры. Фихте также определяет длп себя.роль воображения в решении задатт синтеза раооудка и ссзерщ-ния. Этот синтез осуществляется, по низ ни г Фи.хте, в Деятельности • духа. Продуктивное воображение при лш есть наглядная модель этой деятельности.

Автор указывает, что в эпоху романтизма преклонение пгрод силой' вообрагепип достигло'своей, кульминации. Так,'Шеллинг считал-мир воображения выше того миро, в котором приходится действовать человеку. Фа-.^азия'художнике, .примиряя практику и теорию, совершает чудо, недоступное объяснению, рассудку. Мир воображения, болое реален, чем повседневная практика реальной :швнн. В работе такяе ' рассматривается теория активного характера творчества Кольриджа, подразделяющего воображение на первичноо, вторичное и.фантазию.

В работе уделязтея внимание исоледоваиии проблемы воображения в эстетике Гегеля. Продолжад кантовскую традицию рассмотрения ак-

- и -

тишюсти субъект',, ее направленности от рациональных структур к чувственности, Г> ель подчитет воображение рассудку. В его системе оно ограет ро ч. ступени самопознания абсолютного духа, этапом в становлении Абсолютной Идеи. Сферой реализации деятельности воображения выступает искусство.

Таким образо,. , по мнению автора, в истории эстетической мысли был накоплен огро;лым материал, высказано множество блестящих догадок по поводу природы и функционирования'воображения, которые получили свое развитие в современны:: эстетических и психологических исследованиях.

Во втором раздел; "Воображение как епш иоический способ самореализации личности в художественном творчестве" исследуется роль и закономерности данного феномена в процессе саморазвития творца.. Подчеркивается, что шпепционалыюи характеристикой любой талантливой творческой личности является ее стремление воплотиться во всей полноте своих суаностных опредсленное-ей, реализовать собственные жизненные потенции. Область искусства, художественное творчество открывают широкое пространство для самореализации человеческой индивидуальности в качестве свободного субъекта.

Автором подчеркивается, что творец соновипвляет себя в общественной предметно-практической деятельности, объективируя, переводя во внешний план свои переживания смыслов человеческого бытия, воплощая в художественных произведениях индивидуальное видение объектов реальности. Реалии, принадлежащие внутреннеиу миру субъекта творчества, во-обраяаются, возводятся в конкретно-чувственный образ. Благодаря этому во-ображению моиенты духовной жизни творца объективируются, обретая в художественно-образной форме вненаходииость, целостность,• завершенность во времени, пространстве, бытии. По мнению автора, способом объективации личностных смыслов быт.;п в форме чувственно воспринимаемых образов является творческое воображение. В результате этой деятельности воображения рождается новый план бытия, где изображение неразрывно связано с иироотновениеы, с нравственно-эстетической квалификацией отражаемого явления действительности.

Как показано в работе, деятельность сознания, развортывавщая-V... в воображаемой плане, задается социокультурными формами присвоения действительности, воспринятыми художником. Отмечается, что культура воображения предполагает способность личности совершенствовать эти формы, тем самый расширяя горизонты "видения" реальности, раздвигая границы времени и пространства реализации че-

- -

ловеческой субъективности в конкретном единстве г« общественной и индивидуальной составляющих.

Креативная природа вообратлнип подчеркиваете:! во нногих исследованиях по психологии творчес тва. Автором обраи' ;,ю внимание на некоторые из них, характеризующие различные нодлодц к определению данной способности (Л.С.Зыготсшй, К.И.Игнатьев, Л.В.Носова, С.Л.Рубинытейн, У.Джемс, Т.Рябо, З.-П.Сар.р, 3.?рейд, К.Юнг).

В работе показано, что объективируя личноспые смыслы в художественных образах, формируя чувственный образ, адекватно выражающий "сверхчувственное", идейяо-эиоциональное содержание, воображение синтезирует материал различной модальности: непосредственно чувственные образы, образы памяти, продукты цьгалблия. Блпгодаря этому развитая сила воображения позволяет повернуть факт объективной реальности в такой ракурс, при котором "заиграла" бы его всеобщая единичность в свете общей перспективы развития, и продет вить ее в конкретно-чувственной форме. В силу чпособнооти художественного образа представить общее, сущность ъ наглядной, чувственно воспринимаемо!! форме, в обличии единичного и особенного в процессе воображения реализуется возможность обогащения индивидуального опыта творца всевозможными отношениями, необходимыми ему в личностном становлении. При этом автором подчеркивается, что данная активность вообгажения во многой связана о тем, что в художественных образах обобщаются не только особенности предметов, чувства, испытываемые к ним, но и сами творческие действия.

В работе также исследуется диалектика свободы творческой инициативы и работа воображения в русле необходимости действия сообразно определенной творческой цели.

Автор такие отмечает, что в процессе вообраяения происходит своеобразная дизлогизация сознания, когда изнутри переживаемое событие бытия оформляется извне идущей активностью автора. Акты формирования художественных образов сопровождает субъективное чувство красоты, которое выступает личностным критерием продуктивности работы вообраяения.

В третьем разделе "Закономерности функционирования продуктивного воображения в процессе создания художественного произведения", не ставя задачей анализ всех проявлений воображения в художественном творчестве, охват всех его функций, автор попытался определить специфику действия данного феномена на различных этапах творче ого процесоч как ведущей творческой способности, которая определяет кпк процесс мысленно!! перрработки материала действительности,

•1-ак и процесс закрепления результатов этого переосмысления на языке искусства. «

Автором подчеркивается, что выяснение роли воображения в структуре творческого процесса имеет определенную сложность, обуслов-■гепнуо тесный пощеплете шем данного феномена с другим., способами осмишш дейотштельности, а также условностью самого структурирования творческого процесса. В работе отмечается существование раз-личннх вариантов определения структуры творчества, данных в исследованиях Ы.Арпаудога, Н.З.Голчарешю, В.Г.Злотникова, П.В.Иедведе-ьа, Ь.^Лв,.лйУл, Я.А.Пономарева, З.А.Роиенца, Р.В.Пиашнца и др. Диссертант яе придсркивается тех взглядов (работы Л.'Г.Левчук), которые рассматривай четыре этапа работы художника над произведением: этап оещего познания и восприятия действительности; возникновение замысла; выборочное целенаправленное познание и восприятие; этап (чоиент) непосредственной реализации художественного замысла.

Авх'ор показывает, что на этапе общего познания действительности создается потенциальная готовность художника к созданию произ-ве/тенлл искусства, происходит своеобразное накопление образного материала, резерв которого должен быть всегда "под рукой" у воображения. Это исследовательская деятельность по.созданию образных моделей будущих творений.

В работе лсслодуетсн продуктивное действие воображения, под которым понимается такая сущностная его определенность, благодаря которой основные'для него проявления - предвидение будущих результатов творчества, создание новой худокественно-эстетической ценности, формироианиа синтетических образных структур, регулирование и интегрирование творческих способностей - способствуют саморазвитии творца. По мнению автора, но стадии "общего познания" данные проявлении воображения имеют в значительной мере стихийный характер.

Следуыций период творчества - возникновение замысла художественного произведения - связан с созданием в воображении идеалвно-го образования, содержащего общие цонтурц будущего произведения, "зачаточные" влементц художественной формы и содержания. Полисемантическая смысловая наполненность воображаемого образа-замысла придает ему многозначный, динамический характер, содержит в себе возможность разнообразных путей реализации. Автором также отмечается, что особенности материала конкретного вида иокуоства, при-оутогиушех'о з йамысле в снятом вк.,-6, влияют на формирование обра- • за, ¿ндавая диапазон, сферу, в которой сможет развернуть свое иа-

- 15 -

териальное существование художественная к оде ль.

В работе такте определяется соотноменис чувственного л рационального, харшстериэуюдее данный этап становления образа, анализируются прич.шы, а такке первые импульсы, ¡.рлводвдю в действие сложные механизмы воображения. Отмечается, что в период возникновения замысла художником определяется дошишрупцее смысловое и эмоционально« начали, вокруг которого в процессе воображения организуются образные элементы. Подчеркивается, что характерной чертой воображения является Tot что, несмотря на неосознанный характер упорядочивания представлений, в cbocíI основе спо явлкетоя сознательным процессом и его действие подчинено осознаваеиоЧ цели' (художественной идее, задаче).

Действие воображения на этапе "выборочного полналш" отличается большей продуктивностью и интенсивность!.), связанными с углублением, обогащением художественного обрчза, конкретизацией его со-деряательно-смыслового обтена. Воплощение зозмокностеп, "^программированных" в замысле, происходит как в структурных пластах ра-. ционалького, так и в чувственно-эмоционально!; сфере. Характер определенной связи образов вообразения, их содержание определяются. художественной концепцией автора, его эстетическим идеалом. В работе описывается использование различных приемов воображения, подчеркивается, что во всех случаях действие воображения должно сообразовываться с внутренней Mepoil как тюсбрагэеиог? объекта действительности, так и самого художественного образа гак такового.

В работе описывается характерный путь становления образа - чередование НЕГлядчо-чувствешшх представлений и осмысления. Внезапное "озарение", интуитивность возникновения образоу воображения связаны с последующей "рационализацией" процесса. Дзнкый процесс имеет свою специфику у художника-"первотворцз", работающего г таких видах искусства, reaft литература, живопись, и у художника-"со-творца" (региссер, актер, музыкант-исполнитель).

На материально-практической фазе творчества происходит своеобразная "дешифровка" в конкретно1» материале определенного вида искусства "закодированных" в идеальной образной- модели личностных • смыслов бытия. Действие воображения в данном случае подчинено языковому оформлению образных структур. В.процессе воображение в сочетаниях и фактуре красок, в звук-ритмических особенностях слова, в-возможностях музыкально} интонации творец выделяет те аспекты и "свойства, йоторыэ помогут ему с максимальной силой и точностью во-обр'азить, объективировать .определенное идейно-эмоциональное со-

держание. Худом.с: находится в постоянном поиске новых впечатляющих средств его :гудожественного выражения.

В - зтверто;.- разделе "Творческое воображение в контексте видовой специфики искусств" автором подчеркивается, что заявленная данная проблема требует самостоятельного исследования. В данной работе она рассматривается частично, будучи представлена в основном на матер/зле музыкального искусства, творчества композитора.

Аптор указывает, что процесс воображения, его специфика во многом зависят от объективно сформировавшейся структуры чувств конкретного субъекта творчества, наличия у него развитой определе,тной типологической формы эстетической чувственности. Культивирование и совег "енстЕование последней связано с существованием и развитием конкретного вида искусства. Художник имеет, с одной стороны, развитую типологическую форму чувственности, необходимую для определенного вида искусства, в котором он творит, а также обладает способностью конструировать образные модели на основа художественной доминанты этого вида искусства. Кроме того, каждый вид искусства по способу своего конструирования и существования связан преимущественно с моделированием временных или пространственных образных структур. Вследствие этого воображение ориентируется на отражение, выражение в зОазных моделях переживаний бытия в модусах либо пространства. либо времени. Каждый исторически сложившийся вид искусства и соответственно си- 'ема художественного языка связаны с определенным набором художественных ассоциаций. Овладевая определенным языком искусства, художник присваивает к его ассоциативные возможности, на которые опирается его воображение.

В работе показано, что музыкальные модели складываются в воображении композитора, опираясь на слуховые восприятия, чувство ритма, появляющиеся в результате воздействия звуковых соотношений действительности. Звук "очеловечивается" композитором, приобретает эстетическое значение. Специфика музыки такова, что не дает возможног-и отражения окружающей действительности в "зримой" пол-, нг-е ее бытия, но она отличается'неограниченными возможностями в создании образных структур, выражающих диалектику душевных состояний человека. Возможности воплощения философских, политических, религиозных идей сильно возрастают, когда иузжа вступает в сии- ' тез со словом и сценическим действием, которое направляет воображение в определенную сторону, подсказывая те ассоциации, на которые рассчитывает композитор. ' • .

По мнению автора, работа продуктивного воображения композите-

I

ра тесно связана с жанровой' содержательностью. Так, например, оперши композитор должен достигнуть гармонического единства музыкально-речевого, словесно-поэтического и сценического образе И на этой основе создать целышй, способны!! к саморазвитию музыкально-драматический образ. Именно за счет расширенш' сферы наглядного конструирования образов, средств выразительности как результата сочетания в едином театральном представлении низшей, слова и сценического действия продуктивно-созид!. елыше возможности вооб-ранения в оперном жанре значительно возрастают.

В пятом разделе "Воображение и своеобразие творческой индивидуальности Р.Загнера" азтоо исследует обусловленность воображения эмоциональным характером, эстетическим вкусом, профессиональным мастерством, мировоззренческими позициями композитора.

Творчество Вагнера, как в фокусе, сосредоточивает все тенденции развития и кризиса романтизма в музыке второй половины XIX века. Творческое воображение Р.Вагнера воспитано на традициях романтического музыкального искусства, его художественного восприятия действительности, способах творческого ио'обцения. .Характерными признаками немецкого ромадтизма являются склонность к фантастике, мечте, к свободе форм, к фольклору, глубокая сокрытость основной идеи под покровом символов. Воображение Вагнера отличается грандиозностью, предельной эмоциональностью, космической масштабностью художественных образов. На художественную мысль композитора, как отмечает автор, огромное влияние оказали Пекспир, Гофман, древнегреческая иифология. Стихия музыкальных образов Вебера, Моцарта, Бетховена увлекала за собой деятельную, болезненно-чувствительную натуру Венера.

Высказывания композитора подтверждают то, что, несмотря на индивидуальные особенности творческого процесса, на сложность определения и фиксирования первоначального, смутно ) состояния, с которого начинается рождение будущего произведения,'замысел - это всегда некая пркая идея, увлекающая воображение творца, зреющая затем в его сознании, обрастающая новыми деталями. Она может давать и достаточно полное представление о музыкально-художественном целом или ощущаться весьма смутно, вспыхивать в сознании подобно молнии или представлять собой как бы навязчивое перекивание, впечатление. 3 обоих случаях ьногое зависит от последующей работы композитора над идеей. Из идеи, из строительного материала необходимо возвести здание целого, ч но к.-адой стадии обработки творческое воображение оказывает омр^ и:лшжее зешшше на ьонь ход процес-

са. У Нагнера ь творческом процессе воображение оплодотворялось поэтическим прздстлзлением. По свидетельству самого композитора, его привлекал лииь такой сюмет, котори!" с самого начала являлся ему как в овеем поэтической, так и б музыкальном значении.

3 р..боте показано, что характерней чертами творческого воображении композитор;! нвллигсл мифологизация и гиперболизация. Вооб-раи-пне.Р.Вагнера было направлено на выражение философских и психологи ч.-ских смыслов оо'цочелоиеческих масштабов музыкально-драма-'.■ичсски!:и средствами оперного искусства. давал возможность реалпловлть за о, освобождая от обязательства соблюдать видимую точность. Берн за основу миф или средневековую легенду, Вагнер ис-Mo.ii-. )ует Лииь их сшеч'. При этом идеИиоо содеряанио он изменяет, приолл?.ал к вопросам современности. Для Фигнера характерной чертой юоо'рлкешш било глуо'очиИиее слиншгс поэтической и музыкальной обра залети с филооо^ско:! пдееН. Композитор стремился с максимальной па годностью передать л.ло'ую мысленную абстракцию, идею, раскрыть :;е ы!ут]>С!1Иоо содержание, сделать еллшимон, доступной для других, найти адекватный чувственный образ.

1) заключении кратко нодводятсп итоги исследования, указывается необходимость дальнейшем разработки поставленной проблемы, рао-спит.лиаютоя ьозло'лнооти практического применения полученных выводов.

Основное содержание работы отрл»епо в следующих публикациях:

1. Проблема интеграции понятийного аппарата эстетики и психологии (на нрлмеро анилиза продуктивного вообранешш) // Этика и астчлика: Республиканский межведомственным научный сборник.- Киев-, ХЧХ).- Енп.ЗЗ.- 0.86-92.

2. Психологические аспекты исследований современного искусства // Теоретические и практические аспекты комплексной программы ральитпн украинской культуры: Тезкой докладов и выступлений рес-'пу<: шышской научно-практический конференции преподавателей и слушателей Института повышения кьплифшепции работников культуры,- Киев, 1Х>0.~ С.28-30.

.3. Тьорчеокие воображение как способ саморазвития Художника.// Зишн, эогетика и теория культуры.- Киев, 1991,- Вин.36 (но укр. ни,, к печати). * . ___-

КУ'

1! »чфигьй К » ">&Т1 I Ь.П.'.У! ,-ак.- -";(но ЧОП ГНл Ьлшетати Укгпмпн г. Клон