автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Санникова, Татьяна Олеговна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Санникова, Татьяна Олеговна

Введение.

Глава 1. Источники формирования и генезис провинциальной интеллигенции в XIX веке.

1.1. Происхождение и социальный статус интеллигента.

1.2. Образование и его роль в формировании интеллигенции.

Глава 2. Интеллигенция в условиях уральской провинции XIX века.

2.1. Мир провинции и его влияние на интеллигенцию.

2.2. Ценностные ориентации интеллигенции.

2.3. Деятельность интеллигенции в провинции

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Санникова, Татьяна Олеговна

Российская интеллигенция: что она собой представляет, когда появилась и какова ее роль - эта проблема стала в последнее время одной из актуальных в исследовании истории России. Появилось даже обозначение данного русла исследований - интеллигентоведение.

Интеллигенция в истории России играла и играет немаловажную роль. Она творит и транслирует материальные и духовные ценности, является важной составной частью историко-культурного процесса в России, полная характеристика которого невозможна без ее изучения. Особый интерес для интерпретации сущности интеллигенции в XIX в. имеет тот факт, что интеллигенция - своеобразный феномен русской культуры. Рассмотрение русской интеллигенции как феномена отечественной культуры, как пишет И.В. Кондаков, «есть в то же время осмысление всей русской культуры как архитектонического целого, в том числе и отдельных наиболее фундаментальных ее пластов и закономерностей»1.

Лейтмотивом современности стали разговоры о потере духовности, снижении культурного уровня населения России. И как результат -обращение к исторической миссии российской интеллигенции, восприятие ее как потенциала культурного возрождения.

Однако следует сказать, что, несмотря на то, что изучение истории российской интеллигенции имеет достаточно давнюю традицию в отечественной и западной историографии, работ, касающихся истории интеллигенции в провинции XIX в., не так много. В связи с усилившимся в последнее время интересом к проблемам российской интеллигенции, стали обращать внимание и на такую ее органичную часть как провинциальная интеллигенция. Данное внимание обусловлено двумя векторами: обращением к интеллигенции в целом и обращением к жизни провинции.

1 Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции// Русская интеллигенция. История и судьба. -М.,1999. - С.65.

Сейчас мы преодолеваем представление о нашей стране как «центре» и «периферии» и приходим к тому, что не должно быть городов - «пасынков» и «любимчиков». Отсюда взгляд в прошлое российской провинции, и попытки дать ей адекватную оценку. В начале 1990-х годов появились ежемесячные журналы «Российская провинция» (издавались в Набережных Челнах и в Твери).

Началом обсуждению сущности интеллигенции в XIX веке послужили работы идеологов народничества П.А. Лаврова, М.К. Михайловского. Развернутую характеристику интеллигенции дал Р.В. Иванов-Разумник в статье «Что такое интеллигенция?». После Первой Русской революции, ряд русских философов объединился в сборнике «Вехи», который сыграл роль толчка, импульса к полемике. Сборники «Вехи», «Из глубины» стали своеобразной классикой литературы, посвященной проблемам интеллигенции.

Позднее некоторые из авторов «Вех» дополнили и разработали ранее заявленную позицию, свою концепцию. Один из них - Н.А. Бердяев и его «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея». С этими книгами российский читатель познакомился не так давно, как и с работами об интеллигенции Г.П.Федотова. Особенно интересна его «Трагедия интеллигенции», где история русской интеллигенции представлена исторической драмой в пяти действиях.

Среди авторов, внесших значительный вклад в разработку проблем интеллигенции, следует отметить П.Н. Милюкова. Его работа «Интеллигенция и историческая традиция» вошла в сборник «Интеллигенция в России» (1910), авторы которого выступили с критикой веховской трактовки интеллигенции и ее миссии.

После октября 1917 г. проблемы интеллигенции, так или иначе, затрагивались с одной стороны, в статьях и выступлениях политических деятелей (А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, В.И. Ленин), с другой - в публицистических работах литераторов (М. Горький, А. Блок,

B.Короленко, И. Бунин). Их стержневым вопросом становились дискуссии о судьбах, роли интеллигенции в революции.

В конце 1920-х годов публикации такого рода практически исчезают из проблемного поля исторической науки. Данный процесс в советской науке шел параллельно с появлением ряда фундаментальных работ в Русском зарубежье. Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, И.А. Ильин, С. Л Франк в 1930-е -40-е гг. публикуют исследования, связанные с осмыслением роли русской интеллигенции в российской истории.

Проблемы провинциальной интеллигенции XIX века в указанных работах не ставились.

Возрождение интереса к проблемам интеллигенции в Советском Союзе относится к концу 1950-х - началу 60-х гг. Выходят труды М.Н. Руткевича,

C.А. Федюкина, А.В. Ушакова, коллективные исследования «Советская интеллигенция: История формирования и роста. 1917-1965». (М.,1968), «Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917-1975)». (М.,1977).

В этих работах вопросы дореволюционной интеллигенции не освещались, за исключением проблемы и практики привлечения «старых» специалистов на сторону советской власти, участия интеллигенции в революции и т.п. Большое внимание уделялось роли партии в формировании социалистической интеллигенции. Данный угол рассмотрения вполне объясним, учитывая положение исторической науки в государстве, не терпящем инакомыслия.

В советской России к интеллигенции относились довольно тенденциозно (социально-классовый подход был характерен почти для всех проблем). Хотя и в это время можно выделить ряд работ, в которых освещалась история интеллигенции (В .Р. Лейкина - Свирская «Интеллигенция в России во второй половине XIX века» (М.,1971) и жизнедеятельность конкретных личностей (книги-монографии, посвященные врачам, инженерам, учителям дореволюционного времени).

В конце 1980-х-начале 90-х годов, с крушением советской системы, начался всплеск осмысления интеллигенции советской и дореволюционной, их сравнительный анализ и попытки прогнозирования будущего данного исторического феномена. Работы носили, как правило, публицистический характер, что объясняется желанием быстро откликнуться на наболевшие проблемы истории и современности.

В ряде городов появляются центры по исследованию проблем интеллигенции (Омск, Новосибирск, Кемерово), организуются институционально оформленные исследовательские центры в Иваново (1992г.) - Межвузовский Центр РФ «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества», руководитель - B.C. Меметов и в Екатеринбурге (1994 г.) - «XX век в судьбах интеллигенции России», руководитель - М.Е. Главацкий. Их усилиями становится традицией проведение конференций по проблемам истории интеллигенции (в Иваново и Екатеринбурге проводятся ежегодно), по материалам которых издаются сборники тезисов, докладов, материалы «круглых столов».

Феномену провинциальной культуры в последнее время уделяется внимание со стороны исследователей в российских регионах1. Практически во всех этих работах традиционно уделяется внимание местной интеллигенции как одному из активных создателей и хранителей культурного наследия. Характерно, что исследователи актуализируют долго остававшиеся без внимания наследие Н.К. Пиксанова. И.М. Гревса, Н.П.Анциферова по проблемам культуры провинции и изучению городской среды. Н.К. Пиксанов выделил несколько моделей взаимодействия

Русская провинция. Культура XVII-XX вв.: Сб.ст. - М.,1992; Андреева О.Н. Культурная среда города Сергиева Посада во второй половине XIX - начале XX в. - Автореф. Дис. . канд. культурологии. -Москва,2000; Нестерова С.В. Формирование культурного пространства города Барнаула в XVIII-начале ХХв. - Автореф. Дис. .канд. культурологии. - Барнаул, 2000; Котлова Т.Б. Социокультурная среда в российском провинциальном городе в конце XIX-начале XX века: тендерный аспект. — Иваново, 2001; Фирсова Е.Б. Развитие провинциальной культуры России на рубеже XIX-XX веков (на материалах Пензенской губернии). - Автореф. Дис. .канд.ист.наук. - Пенза,2002; Яхно О.Н. Изменения в быту горожан Пермской губернии в конце XIX-начале XX вв. - Автореф. Дис. .канд.ист.наук. - Екатеринбург, 2002.

2Анциферов Н. и Анциферова Т. Город, как выразитель сменяющихся культур. - Л., 1926; Гревс И.М. Город, как предмет школьного краеведения// Вопросы краеведения в школе. - Л.,1926. - С.64-87; ПиксановН.К. Областные культурные гнезда. -М.-Л.: 1928. провинциальных культурных гнезд и столиц: «культурные гнезда с большим запасом собственной культуры; воспринимающие столичную культуру как свое родное, культурные гнезда с привнесенной извне культурой; самодостаточные культурные гнезда»1. Современные омские историки В.Г. Рыженко и В.Ш. Назимова включили в свою комплексную исследовательскую модель теоретико-методологическое и методическое наследие российских историков и культурологов 1920-х гг., адаптированное с учетом современного состояния гуманитарных исследований («культурных гнезд» и «культурно-цивилизационного ландшафта» российской провинции)2.

Надо отметить, что, несмотря на интерес к проблемам провинциальной интеллигенции, какого-либо обобщающего труда по данной тематике пока не создано. Статьи в сборниках, журналах носят чаще всего либо характер и описание жизни и деятельности определенного интеллигента в провинции, либо описывают какой-то аспект в существовании провинциальной интеллигенции (отношения с народом, с властью, в своей среде). Тем не менее, следует отметить сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции 4-5 февраля 1997 г. «Интеллигент в провинции», проходившей в Екатеринбурге (доклад JT.H. Когана «Провинция: духовный потенциал» и А.А. Данилова, B.C. Меметова «Сущностные черты интеллигенции российской провинции»). С 2001 г. в Иваново стал выходить журнал «Интеллигенция и мир», в котором большое количество статей посвящено различным аспектам жизнедеятельности региональной интеллигенции . В последнее время ряд исследователей Пиксанов Н.К. Указ.соч. - С.90-92.

2 Назимова В.Ш. Культурно-цивилизационный ландшафт малых сибирских городов в экстремальных условиях XX века // Проблемы культуры городов России. - Омск, 1997. - с. 14-21; Рыженко В.Г. Интеллектуальный потенциал региона в координатах культурно-цивилизационного ландшафта (XX век) // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке. Материалы региональной научной конф. -Новосибирск, 2000. - С. 148-153; Культура Западной Сибири: история и современность.- Омск,2000.

3 Жукова Л.А. Деятельность земской интеллигенции в сфере народного образования и здравоохранения в российской провинции // Интеллигенция и мир. 2001. №2/3. - С. 11-17; Котлова Т.Б. Женская интеллигенция в провинции в конце XIX - начале XX в.// Там же. - С. 136-137. посвятили свои работы именно региональной интеллигенции1, как видно из их заглавий, акцентированы они в основном на рубеже XIX-XX вв. - времени переломном и этим интересном. Тем не менее, важно проследить и обычное, будничное течение жизни интеллигенции XIX в. Французский историк Ю.Шеррер в своем обзоре, посвященном русской дореволюционной интеллигенции в западной историографии, отмечает в ряду очевидных перспективных проблем «вопросы образа жизни интеллигенции XIX в. и истории менталитета», а также исследования «местной интеллигенции; того, насколько интеллигенция в провинции и регионах отличалась от интеллигенции в столицах»2.

Что касается характеристики интеллигенции в уральской провинции XIX века, то здесь следует выделить несколько блоков исследований, в которых, так или иначе, затрагивалась обозначенная проблематика. Во-первых, это труды, посвященные истории Урала, работы историков, искусствоведов, краеведов, дающих характеристику городской среде уральских заводов и затрагивающих вопросы, связанные с деятельностью интеллигенции. Во-вторых, исследования, посвященные характеристике отдельных профессиональных отрядов уральской интеллигенции и отдельных их представителей (инженеров, медиков, учителей).

Специфика горного Урала сама подталкивала исследователей на изучение не только общих производственных процессов, но и деятельности технической интеллигенции. JI.A. Дашкевич в диссертации и статьях3 подробно охарактеризовала положение и работу технической интеллигенции

Самарцева Е.И. Гуманистические традиции тульской интеллигенции. Конец XIX - начало XX вв. Тула, 1992; Гуркина Н.К. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX - начале XX веков. СПб., 1998; Шатохин И.Т. Провинциальная интеллигенция России в конце XIX - нач. XX века (по материалам Курской губернии). -Автореф. Дис. . канд.ист.наук. -М.,1999; Лисичникова А.В. Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров Восточной Сибири во второй половине XIX в. -Автореф. Дис. .канд.ист.наук. - Иркутск, 2000.

2 Шеррер Ю. Русская дореволюционная интеллигенция в западной историографии// Интеллигенция в истории. - М., 2001. - С.26-27.

3 Дашкевич Л.А. Формирование технической интеллигенции в горнозаводской промышленности Урала дореформенного периода (конец XVIII - 60-е годы XIX в.). Дис. . канд.ист.наук. - Свердловск: УрГУ,1988; Дашкевич Л.А. Социально-правовое положение технических кадров горных заводов Урала в первой половине XIX в.// Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма. - Свердловск: УрО АН СССР, 1991. - С.151-164. первой половины XIX века, она же в заключении своей диссертационной работы определила перспективу изучения темы в сфере социальной психологии и образа жизни интеллигенции.

Л .Я. Бугаева является признанной исследовательницей технической интеллигенции Урала пореформенного периода, которой посвящены ее диссертация и публикации в сборниках и журналах1.

В. А. Шкерин в книге «Генерал Глинка: личность и эпоха» (Екатеринбург, 1998) дал подробную характеристику деятельности В.А.Глинки на Урале и атмосферы периода, когда тот был главным начальником горных заводов Уральского хребта (1837-56).

Заметим, что наиболее крупные фигуры уральских инженеров, оставивших в истории Урала значительный вклад, не остались без внимания исследователей. Таковыми фигурами являются, например, И.П. Чайковский, У

Н.В. Воронцов, П.А. Аносов, Н.Г. Славянов.

Среди работ, касающихся уральских медиков, следует отметить «Очерки по истории медицины в Пермской губернии» В.Т. Селезневой (Пермь, 1997) - своеобразный итог многолетней работы исследовательницы в этом направлении, в результате которого было опубликовано большое количество статей в периодической печати. В книге Ю.Э. Соркина «Врачебная династия Миславских XIX - XX вв.» (Екатеринбург, 1995) основное внимание уделено личности известного уральского врача А.А. Миславского. В книге впервые собран вместе материал архивных и музейных фондов, характеризующий жизненный путь А.А. Миславского, она является значительным подспорьем в исследовании медицинской интеллигенции на Урале. Бугаева С.Я. Интеллигенция горнозаводского Урала в пореформенный период (численность, состав, положение) //Положение и борьба трудящихся Урала XVIII-начала XX в. - Свердловск:УрГУ, 1987. - С.50-62; Бугаева С.Я. «Она писала в духе горных инженеров.» (газета «Екатеринбургская неделя») // Известия Уральского государственного университета. -1998, №9. - С.136.

2 См.: Рафиенко Л.С. Горный инженер Н.В. Воронцов. - Пермь,1989.; Баньковский Л.В. Созидающее пламя. - Пермь,1988; И.П. Чайковский Сб.ст./Сост. Б. Аншаков. - Ижевск,1979; Жизнь и деятельность П.И. Чайковского. - Ижевск, 1990; Генерал от металлургии. П.А. Аносов /По ред. М.Е. Главацкого. -Екатеринбург, 1999.

Исследования внепрофессиональной деятельности уральской интеллигенции, в частности, аспекты деятельности Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) и характеристика жизни его инициатора О.Е. Клера содержится в книге Л.И. Зориной - «Онисим Егорович Клер» (М.,1989), обзор музыкальной жизни - в работах С.Е. Беляева1.

В зарубежной историографии мы находим достаточно много работ, посвященных российской интеллигенции. В советскую эпоху западные исследователи не были стеснены рамками идеологического контроля, однако и они в свою очередь оказывались необъективными в силу недоступности определенных документов или стремлением в свою очередь к однобокой трактовке русской истории и интеллигенции в частности. Большинство зарубежных исследований затрагивали вопросы, которые хорошо отражены в заглавии известной работы русского философа Н.А. Бердяева - «Истоки и смысл русского коммунизма». Участие интеллигенции в расшатывании царского режима, характеристика ее оппозиционности и приход к власти большевиков - основной круг проблем этих трудов.

Среди работ обобщающего плана следует назвать исследования Р.Пайпса2, уделяющего истории интеллигенции большое внимание в разработке проблем русской истории.

В 1990-е годы в Западной Европе в ряде семинаров и конференций славяноведов и историков Восточной Европы можно отметить доклады, касающиеся истории российской интеллигенции. При этом от внимания исследователей не ускользнул факт обострения интереса к этой проблеме в России, что видно из обзора Ч. Улофссон (Швеция) .

В 1999 г. в Швеции начал действовать проект «Интеллигенция как создатель социальных ценностей в России и Польше на протяжении XIX и

1 Беляев С.Е. Музыкальное прошлое Урала: Очерки истории и музыкальной культуры Урала XVIII-начале XX в.- Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1995

2 Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М.,1993.

3 Kerstin Olofsson. The Russian intelligentsia. (The debate on the intelligentsia in Russia in the 1990s)// Media Societies Around the Baltic Sea: Communications and Cultures in Transition. Stockholm South. - p. 13-18.

XX вв.», его итогом явилась конференция в Лундском университете с одноименным названием (22-25 августа 2002г.)1. Как указывалось организаторами (http://wl.461.telia.com/~u46109866/conference.html), традиционно интеллигенция Центральной и Восточной Европы играла более активную, жизненно важную роль в развитии общества, чем в случае с западными интеллектуалами. В течение XX века роль интеллигенции подверглась значительным изменениям, и цель обозначенного проекта совместить развитие интеллигенции прошлого и последующего времени, проанализировать, сопоставить их преимущественно в культурной и исторической перспективе. Главным стержневым вопросом здесь становится вопрос, связанный с модернизацией. Интеграцией ценностей модернизма в Россию и Польшу через то, что организаторы называют «европейской травмой идентичности» этих стран. Сфокусировавшись на проблемах Традиции, Модернизма и Постмодернизма, участников проекта заинтересовали такие вопросы, как «Интеллигенция, язык и национализм»; «Язык как идеология»; «Образы себя (Self-images) и стереотипы» и т.д. Если взглянуть на данные проблемы, а также названия секций конференции (Рубежи веков - XIX-XX, XX-XXI; Сталинизм - язык как идеология; Память. Взгляд назад. Незнание прошлого; Образы и образы себя в постсоветскую эпоху), то становится ясным акцент на проблемах интеллигенции в условиях тоталитаризма. Здесь же следует указать на актуальность тематики, которую отечественный поэт И.Л. Сельвинский прекрасно отразил в своем стихотворении:

Нет! Опаснее! Вещи! Чем так называемый ум: Он всегда раздражается, вечно Подымает в народе шум.

1 The intelligentsia of Russia and Poland. Abstracts from the conference held at Lund University, August 22-25, 2002

К чему ж бюрократической касте

Такому кадить выдвиженцу?

Россия при всякой власти

Истребляет свою интеллигенцию.1

Тема образа жизни, человека в повседневности особенно актуализировалась в современной исторической науке. Повседневная жизнь зачастую в силу своей незаметности и привычности оказывается заслонена различными социальными сдвигами, войнами, политической борьбой и т.п. Но остается то, что волнует человека всегда - жизнь в ее будничных проявлениях. Как отмечает академик Ю.А. Поляков, «история по существу -это повседневная жизнь человека в ее историческом развитии, проявлении стабильных, постоянных, неизменных свойств и качеств в соответствии с географическими и временными условиями, рождением и закреплением новых форм жизни, питания, перемещения, работы, досуга»2.

Основная идея исторической науки сегодня - это не противопоставление двух обозначенных трактовок истории, а их взаимное переплетение, которое и составляет историю человечества.

В истории же повседневности главной становится задача — обрисовать образ жизни людей «в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое о буднями» .

Мы говорим не о новом направлении в науке, а об отражении возросшего интереса к старой, но непрерывно обновляющейся проблематике. Человек как главный объект исторических исследований требует, чтобы изучали «не только его производственную, политическую деятельность, не

1 Сельвинский И.Л. Избранные произведения в 2 т. - т.1: Стихотворения; поэмы. - М., 1989. - С.424.

2 Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Отечественная история. - 2000. - №3. - С.125.

3 Там же.-С. 125. только культурные и научные достижения, а его, человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала»1.

В своей работе мы попытаемся выявить специфику провинциальной интеллигенции, ее взаимодействие со столичной интеллигенций и отличие от нее. Особое положение провинциальной интеллигенции в русской культуре определяется «двойственностью» ее существования. С одной стороны, она является российской интеллигенцией (вместе со столичной) и обладает ее чертами, с другой - провинция, со своей особой атмосферой наложила на нее несомненный отпечаток. М.С. Каган в книге «Град Петров», справедливо отмечал, что «когда говорят о петербуржцах, имеют в виду не просто население города, а особый тип горожанина, отличающийся специфическими психологическими качествами, поведением, вкусами, даже речью»2. То же самое мы попытаемся продемонстрировать на материале уральской провинции. Именно поэтому в работе достаточно большое внимание уделено «провинциализму» как комплексу внешних и внутренних условий, отличных от столицы.

Историографический анализ по исследуемой теме позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, изучение неравномерно, работы по истории Урала акцентируют основное внимание на промышленном комплексе, не умаляя их значение, хочется заметить, что человека волнуют и более земные вещи, а не только объем выпущенной продукции и полученных активов. Во-вторых, если говорить о степени изученности проблемы в хронологическом плане, можно отметить малое количество трудов, освещающих период Х1Хв. В-третьих, историки ведут исследования, как правило, с отдельными отрядами специалистов и лишь немногие рассматривают проблему в целом. В-четвертых, определенный традиционный угол освещения проблемы (развитие техники, деятельность земства и т.п.). Чем жили, о чем думали те

1 Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Отечественная история. - 2000. - №3. - С.127.

2 Каган М.С. Град Петров. - СПб.,1996,- С.295. же инженеры, медики, учителя? Каково было их окружение? - Данные вопросы практически всегда оставались без внимания.

Цель нашей работы - дать характеристику мировоззрения и образа жизни интеллигенции Российской провинции XIX (на примере Уральского региона). Для выбранной проблематики характерен историко-культурный аспект.

Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

- выявить источники формирования интеллигенции в провинции,

- показать ее социальный статус; определить отличительные черты провинциальной среды Уральских горных заводов и ее влияние на интеллигенцию;

- обозначить ценностные ориентации интеллигенции и охарактеризовать ее деятельность в уральской провинции.

Объектом исследования выступает уральская интеллигенция, как составная часть общероссийской. Под интеллигенцией по отношению к XIX веку понимается образованное, просвещенное сообщество людей, профессионально занятых в сфере умственного труда.

Предмет исследования - мировоззрение и образ жизни интеллигенции в уральской провинции XIX в.

В диссертации впервые исследуется и дается целостная картина мировоззрения и образа жизни уральской интеллигенции XIX века.

Рассматривая интеллигенцию в уральской провинции, как особую социокультурную общность, особенно важно остановиться на характеристике мировоззрения и образа жизни. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, влияет на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. Характеристика образа жизни, как одного из самых многогранных социально-исторических явлений, дает много информации в силу сфокусированности в нем политических, экономических, психологических, нравственных и семейных отношений между людьми, поскольку образ жизни - понятие, охватывающее совокупность типичных для конкретных исторических условий форм жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в единстве с условиями жизни. Образ жизни объединяет людей с характерной системой мышления, поведения и общения в профессиональной, общественной, бытовой и досуговой сферах; позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей.

На материале Урала (Вятская и Пермская губернии) произведено изучение взаимодействия ценностных ориентиров и деятельности интеллигенции. В центре исследования уральские горные заводы, а также окружающие их уездные города и сельские поселения. Для сравнения и выявления общих или различных черт в бытии уральской интеллигенции в работе приводятся материалы других регионов Российской империи. Это позволяет, с одной стороны, более ярко осветить мировоззренческие и деятельностные аспекты, а с другой - данный путь может в будущем дать целостное представление об интеллигенции в российской провинции XIX в.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIX века (если быть точнее - до 1917 г.) и определяются следующими причинами. Во-первых, именно это период можно назвать «золотым веком» российской интеллигенции, когда были сформированы сущностные черты этого феномена, после 1917 г. началась совершенно новая эпоха. Во-вторых, уральские города (большинство из которых были основаны в XVIII веке), в XIX в. - приобрели вид определенного ландшафтного и архитектурного единства, а также определенного социального организма, в развитии которого важную роль играла интеллигенция.

Сравнительно-исторический метод позволил обобщить объемный материал и дать целостную картину предмета исследования.

Дополнительно к обозначенному, в качестве методологической базы рассматриваются подходы «истории повседневности» - направления, интенсивно развивающегося в последние годы в отечественной исторической науке.

В наши задачи входило показать интеллигенцию в уральской провинции XIX века так, чтобы целое и отдельные части проблемы вырисовывались одинаково ясно. Это могло быть достигнуто путем широкого охвата, сведения воедино и последующего изложения наиболее характерных фактов, выбранных из огромной массы разнообразного и часто бессвязного материла. Данный путь, метод - Лео Оппенхейм весьма точно обозначил как «портретирование»1, т.е. выборочное изображение самого главного. Портрет, опуская подробности, передает индивидуальное, стремиться уловить в человеке главное. Следуя этому пути, сложилась и структура данной диссертационной работы. Первая глава представляет собой фон и дает линейную перспективу, вторая если продолжить метафору Л.О. Оппенхейма - это «фактура, объемность и световые пятна» портрета, дающего представление об основных чертах и сущности уральской интеллигенции XIX века.

Источниковая база исследования включает широкий круг материалов и документов. В истории повседневности необходим выход на широкий междисциплинарный уровень, а значит целесообразным становится использование материалов смежных дисциплин, специальной (неисторической) литературы, воспоминаний, писем, дневников, материалов печати.

Изучены архивные фонды: Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Государственного архива Пермской области (ГАПО),

1 См.: Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). - М., 1980. - С.З.

Центрального государственного архива Удмуртской республики (ЦТ А УР), Архива администрации г.Воткинска.

Документы из архивных фондов позволяют почувствовать живое течение жизни; аргументация с помощью подлинных материалов прошлого приобретает более весомый и конкретный характер. Некоторую информацию содержат сборники документов, уставы, ежегодники.

Источники XIX в., привлеченные в работе, достаточно разнообразны. Статистико-экономические источники (формулярные списки инженеров, служащих, медицинских чиновников заводов) дают материал для характеристики социального статуса уральской интеллигенции, уровня образования, динамики карьерного роста. Статистические описания по заводам, образовательным учреждениям часто публиковались в газетах, они же составляли содержание ежегодных «Памятных книжек» Вятской и Пермской губерний. Материалы законодательной деятельности правительства, делопроизводства учреждений и общественных организаций (уставы, отчеты) обрисовывают рамки положения и условий деятельности интеллигенции. Официально-документальные материалы - характеризуют повседневную работу; отчеты различных ведомств представляют бесспорный интерес для изучения процессов, происходивших в среде интеллигенции. Так, отчеты попечителей учебных округов ценны для воссоздания атмосферы учебных заведений.

Предписания, отношения, донесения являются важным источником изучения повседневной деятельности интеллигенции. Одним из наиболее полных справочников официального характера являются губернские адрес-календари.

Источники личного происхождения много дают при характеристике мировоззрения. Среди воспоминаний инженеров - это мемуары М.А.Павлова, В.Е. Грум-Гржимайло1; материалы характеризующие

1 Павлов М.А. Воспоминания металлурга. - М.,1984; Грум-Гржимайло В. Хочу быть полезным Родине. -Екатеринбург, 1996. деятельность и мировоззрение педагогов представлены в воспоминаниях Ф.С. Узких, Н.Ф.Бунакова, выпускников Уральского горного училища И.В.Шишкина и В.Н.Шведова1; деятельность и ценности медицинских работников в записках З.Г. Мышкиной о земском враче С.П. Мышкине (1853-1919)2, В.А. Кашеваровой-Рудневой. Мемуары М.А. Осоргина о детстве и юности в Пермской губернии; П.Д. Боборыкина, В. Фигнер о формировании ценностных ориентаций в провинциальной юности3. Воспоминания С.Г. Грум-Гржимайло4 с одной стороны дополняют воспоминания ее мужа - В.Е. Грум-Гржимайло, с другой являются прекрасным источником для характеристики взаимоотношений внутри семьи.

Для освещения темы также привлекались материалы периодической печати исследуемого периода - «Вятские губернские ведомости», «Пермские губернские ведомости», «Екатеринбургская неделя». При этом, любопытным представляется сравнение материалов двух официальных газет, выходивших с 1838 года и бывших основным источником информации для читающей уральской публики и газеты, созданной в конце 1870-х гг. по инициативе местной екатеринбургской интеллигенции. Материалы газет дают с одной стороны информацию о жизни провинциального общества, событиях, радостях и неудачах в жизни уральской интеллигенции, а с другой служат предметом рефлексии как информационное поле, в котором вращалась уральская интеллигенция. Следует сказать, что материалы официальной печати достаточно скупы и скучны, статьи, призывающие к размышлению, заставляющие задуматься, к чему-то призывающие появляются только в пореформенное время, и то ближе к концу XIX в.

1 Узких Ф.С. Краткая автобиография. - рукопись 1929 г.; Бунаков Н.Ф. Записки Н.Ф. Бунакова. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью преимущественно провинциальной.1837-1905.-СПб.,1909; Воспоминания об Уральском горном училище бывших воспитанников И.В.Шишкина и В.Н.Шведова, за 1900-1904 гг. (ГАСО. Ф.93 on. 1. Д.365)

2 Мышкина З.Г. Вспоминая былое. - Екатеринбург, 1997. 3

Боборыкин П.Д. Воспоминания. В 2-х т. - Л., 1965; Фигнер В. Полное собрание сочинений в 7 т. - М, 1932. - т.1.: Запечатленный труд (ч.1); Осоргин М.А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. -М., 1989; Осоргин М.А. Мемуарная проза. - Пермь,1992.

4 Владимир и Софья Грум-Гржимайло. Секрет счастливой жизни. - Екатеринбург, 2001.

Однако, мы не станем здесь говорить, что это происходило только потому, что в обозначенный период, «провинция начала осознавать свою значимость и значительность», «провинциальная культура перестает играть пассивную роль в восприятии «программных», «передовых» импульсов из культурных столичных центров»1. Данный процесс представляется более сложным, и, конечно, либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века здесь сыграли значительную роль, но всплеск не мог произойти без подготовленной почвы. Поэтому быть может деятельность интеллигенции в первой половине XIX в. в условиях большей регламентации, несвободы, незнания была не менее самоотверженной, чем прославленная работа земских деятелей второй половины века.

К этим основным источникам следует также добавить использование произведений русской художественной литературы. Как пишет Ю.А.Поляков: «художественная литература - источник особого рода. Нигде так подробно не пишется о человеке, его чувствах, о человеческих отношениях, любви и ненависти, о быте и т.д.» . При этом, конечно же, следует учитывать специфику художественного видения, субъективный подход автора. В работе использованы рассказы А.П. Чехова, авторитет которого в обрисовке провинциального общества является общепризнанным. Сопоставление ситуаций, характеров, оценок А.П. Чехова с воспоминаниями его современников и архивными материалами позволяет более объемно и цельно представить себе картину провинциальной жизни интеллигенции. В.В. Вересаев и М.И. Гончаров дают свой взгляд на поднятые проблемы. Для характеристики атмосферы уральских горных заводов использованы произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка. А.П. Чехов в беседе как-то заметил: «Боборыкин добросовестный труженик, его романы дают большой материал о для изучения эпохи. Этого не следует забывать» ; то же самое можно сказать и о произведениях указанных писателей. XIX век для этих авторов не есть

1 Фирсова Е.Б. Развитие провинциальной культуры России на рубеже XIX-XX веков (на материалах Пензенской губернии). - Автореф. Дис. . канд.ист.наук. - Пенза, 2002. - с.4.

2 Поляков Ю.А. Указ.соч. - С. 131.

3 Цит. по: Боборыкин П.Д. Воспоминания. В 2 т. -ЗГ.1. - Вступит.ст. - С.23.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни"

Заключение

В своей диссертационной работе мы попытались отказаться от одностороннего подхода к провинциальной интеллигенции, осветить сложность ее существования в уральской провинции, являвшейся в Российской империи не просто географически удаленной от столицы территорией, а иной системой ценностей, жизненным укладом. Происходило взаимовлияние: внешние обстоятельства провинции определяли изменение внутреннего мироощущения живших там интеллигентов, но и последние, в свою очередь, пытались, изменить окружающие условия, нивелировать систему бицентрических отношений в России, ликвидировать представление о провинции как «обители душевной дремоты».

Условия существования провинциальной интеллигенции способствовали выработке у нее определенных сущностных черт. Многие из них присущи и столичной интеллигенции, но носят несколько иной характер. Интеллигенция уральской провинции впитывала атмосферу окружающего провинциального общества, но одновременно с этим пыталась выделиться из него, стать своего рода «кастой», «орденом». На наш взгляд, столичных интеллигентов в большей степени можно назвать «теоретиками», а провинциальных интеллигентов «практиками» российской действительности.

В то же время, в провинции стремление «послужить» Отечеству сталкивалось с трудностями: провинциальное общество - с одной стороны ориентированное на «столицы», а с другой - стремящееся высокомерно в себе замкнуться, пыталось сделать интеллигента таким как все. Малочисленность провинциальных интеллигентов в городках усиливала напряженность борьбы, ибо требовалось много сил, дабы переделать условия жизни провинции.

Власть тоже не «баловала» интеллигенцию: неблагополучие в финансовом обеспечении (особенно в области образования), бесправное положение -помещали интеллигенцию между «молотом и наковальней».

Специфика Урала в очерченных нами географических рамках Вятской и Пермской губернии, состояла в расположении на его территории промышленного комплекса казенных и частных заводов, что и определяло социокультурную атмосферу.

На протяжении XIX века уральская промышленность, несмотря на повсеместно возникавшие проблемы, не испытывала недостатка в горных инженерах. В этой ситуации сохранялась возможность выбора и приглашения на заводы наиболее профессиональных работников.

Наиболее влиятельной частью интеллигенции уральских городов в силу отмечавшейся специфики являлись горные инженеры. Их статус обеспечивался в первой половине XIX в. нормативными актами приравнивавшими их положение к военной службе, в связи с чем им обеспечивался ряд льгот и преимуществ. После реформы 1860-х гг. горная служба престала считаться военной, однако по обеспеченности среди населения уральских заводов горные инженеры были в числе первых. Социальное положение врача и учителя зависело от статуса учреждения, где они работали.

Несмотря на ряд объединяющих черт, социальные группы технических кадров, врачей и учителей имели внутри себя множество градаций. Частная служба давала более обеспеченное материальное положение, в отличие от казенной. Однако частная служба была более несвободной в силу зависимости от характера управления владельцев, что очень часто и объясняло желание быть на государственной службе.

Правовой статус уральской интеллигенции определялся с одной стороны сословным характером государственной политики, а с другой -субъективным отношением начальства.

На социальный статус оказывало влияние полученное образование. В среде инженеров мы встречаемся с выпускниками высших учебных учреждений. Однако этот критерий не служит мерилом причисления их к категории интеллигенции, а врачей и учителей, имевших только среднее образование, нет. В условиях России XIX века, когда большинство населения было безграмотным, люди владевшие знанием и передававшим его, включались в понятие интеллигенции как просвещенного сообщества людей.

Первоначальным источником образования, его толчком выступала семья. В среде уральских горных инженеров следует отметить преемственность в получении профессии: это обусловлено и семейными ценностями, традициями. Горный институт в Петербурге на протяжении всего века занимал главное место среди образовательных учреждений, где обучались будущие уральские инженеры, и лишь в конце обозначенного периода его потеснили другие вузы, в частности Технологический институт. Горный институт, давший Уралу много прославленных инженеров, к концу XIX века утратил позиции, которые привлекали семьи отдавать туда учиться своих детей. Хорошо поставленная школа начала XIX века, с традициями всесторонне развитого обучения (музыка, рисование, театр), не модернизируясь, отстав от времени в конце века, все чаще стала вызывать критику как у самих воспитанников института, так и среди широкой общественности. Образование все больше требовало не только теоретических наук, но обоснования их практической значимости.

Преподаватели с высшим образованием были редки для Урала на протяжении всего XIX века, чаще всего они работали в училищах. Чем более низкое положение занимало учреждение, дающее определенный уровень образования, тем более низок, как правило, был и образовательный уровень преподавательского состава.

Уральские врачи были в основном выпускниками Медико-хирургической академии в Петербурге, либо медицинского факультета Казанского университета (как наиболее территориально близкого вуза). Медицинская специальность, как и педагогическая, давала больший простор разночинцам. Именно по причине большей свободы, в медицине и были достигнуты первые успехи в деле получения образования женщинами. Врачи, вопреки закону, но в силу объективных обстоятельств были не на всех уральских заводах; поэтому врач в городе был, в общем-то, единственным представителем высокого ранга своей профессии. Будучи близок по уровню образования и интеллектуальных, духовных запросов к горным инженерам, он был вхож в их среду и составлял с ними местную столь малочисленную элиту.

В условиях уральской провинции, отдаленной от центра, для интеллигенции становился важным постоянный процесс самообразования. Только знающий, образованный человек мог выполнять достойно свои профессиональные обязанности.

Книги и материалы периодической печати оказывали влияние на формирование мировоззрения, а затем поддерживали соответствующий уровень образования и дальше развивали систему профессиональных и духовных ценностей. Значение литературы для интеллигенции не исчерпывалось ролью в формировании мировоззрения; едва ли не большее значение она обретала потом, когда интеллигент вступал в жизнь и сталкивался с суровою действительностью. Книга, периодика давали выход уральскому интеллигенту не «вариться в собственном соку», а находить подпитку своей деятельности, мировоззренческим принципам, приводили к созданию хотя бы «виртуального» интеллектуального сообщества.

Поэтому не случайно, что в среде уральской интеллигенции находились активные организаторы и помощники устроения библиотек. Сохранялось и стремление иметь собственные библиотеки. Что касается публичных библиотек, библиотек при заводах на Урале, надо сказать, что с их комплектованием специальной технической литературой - дело обстояло лучше всего, что вполне объяснимо.

Самообразование чаще всего не ограничивалось профессиональными рамками, ибо интеллигент не может быть устремленным исключительно в свою сферу. Самодеятельность в среде уральской интеллигенции (театр, музыкальные или литературные вечера, проявление индивидуального творчества), характеризовалась достаточно высоким уровнем и служила созданию особого мира интеллигенции, творческой атмосферы.

На бытие интеллигента в провинции оказывала влияние и среда провинциального общества, которое было ориентировано прежде всего на сохранение своего статуса. Интеллигент, который нес новое, сталкивался с конфликтным отношением к нему. С другой стороны при столь тесном взаимодействии с людьми, когда дела и судьбы вершатся на виду, появлялась возможность познавать людей, давать им верную оценку, оценивать их по внутренним качествам.

Столицы» - оставались для уральской интеллигенции своеобразными звездами-ориентирами. В них многие получали образование, атмосфера столицы служила впоследствии своеобразным эталоном для образа жизни, деятельности интеллигентов. Попадая на уральские заводы, горный инженер, врач, учитель сталкивался с тем, что лиц, равных ему по образованию, положению было мало. В такой атмосфере требовалось не стать высокомерным и не опуститься до более низкого уровня.

Социальный состав населения на уральских городах-заводах был примерно одинаков, но несколько менялся на протяжении века. В условиях почти полного отсутствия соответствующей среды — требовались дополнительные усилия, чтобы не утратить свой интеллектуальный потенциал, а наоборот, его приумножить. Социальный состав города влиял на общую культуру, быт и нравы населения. На Урале города-заводы в этом плане оказывались в более выгодном положении по сравнению с городами, не вовлеченными в активный торговый, промышленный обмен.

Уральские заводы в отличие от многих уездных городов Вятской и Пермской губернии сохраняли динамику развития именно в силу своего промышленного характера. Развитие промышленности влекло за собой и развитие города. Хотя, конечно и положение уральских заводов было далеко не идеальным. «Провинциализм» - это настройка на самоуспокоенность, когда человек в конечном итоге незаметно для себя поддается общей пустоте». «Провинциализм» может проявляться и в столице, но в провинции у него, если можно так сказать, больше «шансов» на успех (в силу отдаленности от всех и вся).

Не всем устремлениям интеллигенции было легко реализоваться на профессиональной стезе. Из институтов, университетов выходили люди с желанием и задатками быть хорошими учителями, врачами, инженерами; готовые недочеты своего теоретического образования пополнить за счет жизненной школы, но, к сожалению, не всегда эта «школа» ждала их с распростертыми объятиями. Важно было, чтобы в нужный момент рядом оказался опытный руководитель, коллеги, готовые помочь и благоприятная атмосфера для творчества.

В свидетельствах современников, восприятии исследователей образ провинции носил чаще всего однобокий характер - либо идеализировался, либо описывался в сатирических, отрицательных тонах. Действительность уральских городов представляла сложную систему ценностей и черт, которая вырисовывается именно в комплексе их восприятия.

Мир уральских городов-заводов накладывал отпечаток на образ жизни интеллигенции и ее мировоззрение. Однако процесс этот не был односторонним, и интеллигенция в свою очередь пыталась воздействовать на окружающие нравы и изменять среду провинциального общества. Вовлеченность человека в сферу жизнедеятельности, социальных отношений, формирует определенную направленность этой деятельности, ценностные ориентации.

Многие из 'основных качеств, знаковых характеристик интеллигенции определены в трудах исследователей истории интеллигенции, философов, историков. Рассмотренные по отношению к конкретной ситуации XIX века и бытованию в нем уральской интеллигенции, они предстают несколько в ином свете. В определении интеллигенции очень часто ставится упор на ее нравственные качества. В документах XIX столетия нам приходится сталкиваться с противоречием, когда на одной чаше весов профессиональная деятельность, на другой - нетрезвая жизнь, азартные игры и проч. Вопрос о нравственности пересекался с вопросом о политических пристрастиях интеллигенции. Тем не менее, следует признать, что большая часть провинциальной, в том числе и уральской интеллигенции в целом лояльно относилась к власти. Их волновали процессы, прежде всего связанные с профессиональной деятельностью. И это вполне объяснимо, чтобы говорить о ценностях модернизируемого общества - это общество следовало сделать грамотным, обеспеченным и здоровым.

Интеллигент в уральской провинции искал стержень, опору в тяжелых жизненных обстоятельствах - в себе, именно это позволяло ему действовать, работать, а не мечтать об иллюзорных благах столицы. Самоотверженность в данном ряду - одно из определяющих качеств. Интеллигенция уральской провинции была более патриархальной, здесь сказывался социальный состав заводского общества и ее «корни». Взаимоотношения с народом строились на уважении, что в свою очередь обеспечивало и соответствующую ответную реакцию.

Следует констатировать, что большинство интеллигенции не покидало Урал в поисках столичного «места под солнцем», и не опускалось до обывательского уровня.

Деятельным натурам провинция, с одной стороны противодействовала, с другой - предоставляла широкие возможности для деятельности. Можно сказать, что особые условия российской провинции: традиционализм, волокита, подозрительность к новому, нехватка материально обеспечения, ущемление прав личности (стремление держать ее в рамках регламентации) были своеобразной проверкой на прочность провинциальной интеллигенции. Условия жизни в провинции несли в себе и положительные характеристики: тесная связь с природой; близкие контакты с людьми; возможность самоуглубления, созерцательность среди мирно текущей жизни; — все это, по нашему мнению, способствовало особому усердию и преданности своему делу в среде провинциальных интеллигентов.

Полученное образование и исповедуемые ценности находили реализацию в деятельности интеллигентов. В профессиональной сфере можно отметить ее полифункциональность. Специфика исторического развития России, и Урала в том числе, приводила к тому, что интеллигенция выполняла не только узкоспециальные обязанности, но и преодолевала сопутствующие ей трудности. Здесь проявлялась инициативность интеллигентов, опять таки приводящая к расширению сферы деятельности, касалось ли это производственных методов, педагогических приемов или медицинских улучшений.

Досуговая деятельность была организована по большей части в рамках кружков, различных объединений уральской интеллигенции, которые создавали своеобразное интеллектуальное поле. Для того чтобы не утратить «звание» интеллигента, провинциалу необходимо было постоянно саморазвиваться. Это стремление к самообразованию часто выражалось в различного рода объединениях, которые однако не были просто «островками просвещенности», а стремились стать очагами культуры провинциального общества, путем воздействия на него своими инициативами (создание музеев, библиотек, организация лекций, постановка спектаклей). Просветительская миссия нередко перекликалась с благотворительной деятельностью. Самоотверженность рождала отказ от приспособления к несправедливости, сложившимся стереотипам жизни, неудовлетворенность выражала искреннее желание преобразовать мир вокруг себя. Поскольку, чем выше интеллектуальный, нравственный уровень человека, тем более критичен его взгляд, тем больше он стремится изменить несовершенства действительности, которые он наблюдает. Здесь как раз было важно не замыкание только в выполнении своих профессиональных обязанностей, поскольку сама уральская действительность подталкивала к широкому кругу действий.

Ситуация в среде уральской интеллигенции в современной России вызывает определенные исторические аналогии с материальным и правовым

 

Список научной литературыСанникова, Татьяна Олеговна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Ф. 349 (Музей Сарапульского земства Вятской губернии). On. 1. Д.З, 7, 23. Ф. 409 (Благовещенский собор и церкви Камско-Воткинского завода). Оп.1. Д.91, 103.- Государственный Архив Свердловской Области (ГАСО)

2. Ф. 42 (Директор народных училищ г. Перми Министерства народногопросвещения). Оп.1. Д.25, 52, 121, 519.

3. Ф. 597 (личный фонд А.А. Дмитриева) Оп.1. Д.5, 6, 8.

4. Ф. 612 (Пермская городская общественная библиотека). On. 1. Д.2.

5. Ф. 673 (Пермская губернская врачебная управа). Оп.1. Д.23.

6. Ф. 690. (Личный фонд А.Д. Городцова). Оп.1. Д.29, 47.

7. Ф.р-1210 (Личный фонд В.М. Шулепова). Оп.1. Д. 5, 67,118

8. Ф. р-1331 (Личный фонд Бажановых) Оп.1. Д. 7, 10, 92.- Архивный отдел администрации Воткинска (АОАВ)

9. Ф. 319 а. Среднее механико-техническое училище. История создания. Оп.1. Д.2.- Архив музея усадьбы П.И. Чайковского в г. Воткинскед. 52.12.Периодическая печать:

10. Вятские губернские ведомости. 1838-1842, 1865-1869,1877, 1895. Пермские губернские ведомости. 1838, 1852-1855,1880-1885, 1893, 18971898.

11. Екатеринбургская неделя. 1878-1892.13. Воспоминания:

12. Грум-Гржимайло В. Хочу быть полезным Родине. Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1996. - 344 с.

13. Мышкина З.Г. Вспоминая былое. Екатеринбург: Изд-во «Диамант», 1997. -194 с.

14. Осоргин М.А. Времена: Автобиографическое повествование. Романы. М.: Современник, 1989. - 622 с.

15. Осоргин М.А. Мемуарная проза / сост. О.Г. Ласунский Пермь: Пермская книга, 1992.-285 с.

16. Павлов М.А. Воспоминания металлурга. М.: Наука, 1984. - 424 с.

17. Узких Ф.С. Краткая автобиография, (рукопись 1929 г.) семейный архив З.Г.

18. Мышкиной (Екатеринбург). 25 с.

19. Фигнер В. Полное собрание сочинений в 7 т. Т.1.: Запечатленный труд (ч.1). М: Издательство всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1932. —400 с.

20. Художественная литература:

21. Вересаев В.В. Без дороги // Повести; Рассказы. М.: Правда, 1980. Гончаров ШЖ. Обрыв. -М., 1982.

22. Мамин-Сибиряк Д.Н. Собр. Соч. В 10 т. Т.4: Уральские рассказы. - М., 1958.

23. Мамин-Сибиряк Д.Н. Горное гнездо. Роман. Встречи. Очерки и рассказы. -Свердловск, 1981.

24. Чехов А.П. Собр. Соч. В 12 т. Т. 11-14. - М, 1960.

25. Чехов А.П. Собр. Соч. В 12 т. Т. 9: Ионыч; Человек в футляре; Моя жизнь. Рассказ провинциала. - М., 1985.

26. Чехов А.П. Учитель словесности // Рассказы. Повести. Симферополь, 1985. 1.5.Опубликованные источники:

27. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1897 г. Пермь, 1887.

28. Адрес-календарь памятная книжка Пермской губернии на 1899 г. Пермь, 1899.

29. Воткинск. Документы и материалы. 1758-1998. Ижевск: Удмуртия, 1999. -354 с.

30. Глазов. Документы и материалы. 1678-1989 гг. Ижевск: Удмуртия, 1992.260 с.

31. Генерал от металлургии Павел Аносов. / По ред. проф. М.Е.Главацкого. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. 304 с.

32. Сарапул. Документы и материалы. 1596-1985. Ижевск: Удмуртия, 1987. -268 с.

33. Устав Общества Изучения Прикамского Края. Сарапул, 1913 г.2. Исследования.

34. Баяндина Н.П. Пермь купеческая. Пермь: Изд-во «Пушка», 1997. - 160 с. Белинский В.Г. Петербург и Москва // Физиология Петербурга. - М.: Наука, 1991. - с.14-37.

35. Беляев С.Е. Музыкальное прошлое Урала: Очерки истории и музыкальной культуры Урала XVIII-начале XX в.- Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1995 48 с.

36. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.-М.:Наука, 1990.-220 с. Богатырева О.Н. Земское самоуправление в Вятской и Пермской губерниях в пореформенный период(60-90-е гг. XIX в.) Дис. . канд. ист. наук.-Екатеринбург, 1995.-209 с.

37. Веселов В.Р. Интеллигенция и провинция в исторической судьбе России. -Кострома: Изд-во КГУ, 2001.- 187 с.

38. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: УрГУ,1991.-240 с.

39. Виппер Р. Две интеллигенции и др. очерки. Сб.ст. и публ. Лекций. 1900-1912.-М.,1912.-321 с.

40. Боткинские были: Исторические очерки/ сост. Ступишин и др. — Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1959.-248 е.: ил.

41. Гаевский Э. Мостостроитель об инженере П.И.Старженецком-Лаппе. // Ленинский путь,-1990.-10 июля.

42. Гордон Д.М. Интеллигенция. 4.1. Ташкент: типография штаба Туркестанского военного округа, 1916. - 587 с.

43. Горловский М.А. Горный город Екатеринбург. 1807-1863. Краткий очерк. -Свердловск: УрГУ,1948.- 164 с.

44. Готье Т. Путешествие в Россию. М.: Мысль,1988.-396 с.

45. Гревс И.М. Город, как предмет школьного краеведения // Вопросыкраеведения в школе. Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. - С.64-87.

46. Дашкевич Л.А. Формирование технической интеллигенции вгорнозаводской промышленности Урала дореформенного периода (конец

47. XVIII 60-е годы XIX в.). Дис. . канд. ист. наук. - Свердловск: УрГУ,1988.-218с.

48. Жукова J1.A. Деятельность земской интеллигенции в сфере народного образования и здравоохранения в российской провинции // Интеллигенция и мир. -2001. №2/3. - С. 11-17.

49. Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер. 1845-1920. -М.: Наука, 1989. 128 с. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. - Л.: Лениздат, 1987.-205 с. Илья Петрович Чайковский.- Очерки жизни и деятельности: Сб.ст./ сост. Б.Я.Аншаков. - Ижевск: Удмуртия, 1979.- 108 с.

50. Интеллектуальный потенциал провинции («круглый стол»)// Человек-1996.-№4.-С. 142-149.

51. Интеллигент в провинции: Тезисы докладов Всероссийской научн.-практ. конф. 4-5 февраля 1997 г. Вып. 1-Екатеринбург: УрГУ, 1997.-230 с. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология / Рос. АН, Ин-т философии. М.: Наука, 1993.-334 с.

52. Интеллигенция в России. Сб. ст. СПб.: книгоизд-во «Земля», 1910. - 259 с. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб.: АО Славия,1996.- 407 с.

53. Каган М. Москва Петербург - провинция: «Двуличность» России - ее историческая судьба и уникальный шанс// Российская провинция-1993.-№1.- С. 16-27.

54. Коган Л.Н., Чернявская Г.К. Интеллигенция. Екатеринбург: УГТУ,1996.-68с.

55. Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1989.- 160 с.

56. Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале, XVII начало XX века: Биогр. Справочник. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981.- 222 с. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк). - М.: Наука, 1994.-378 с.

57. Котлова Т.Б. Социокультурная среда в российском провинциальном городе в конце XIX начале XX века: тендерный аспект. - Иваново: Иван.гос.ун-т, 2001.- 157 с.

58. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научноинформационный сборник. Вып.2. -М.: РГБ, 1996.-112с.

59. Культурная жизнь Прикамья XIX-XX вв.: Тез. докл. заседания «круглогостола». Пермь: Гос. архив Пермской области, 1996. - 42с.

60. Курочкин Ю.М. Уральские находки. Свердловск: Сред.-Урал. кн.издво,1982.-272 с.

61. Лахтин В.Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала. М.: Стройиздат, 1977. - 127 с.

62. Левада Ю. Интеллигенция // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс;Париж. :Пайо, 1989.- С. 128-129.

63. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине 19 века. -М.: Мысль, 1971.-368 с.

64. Лейкина-Свирская В.Р. К вопросу о выборе профессий интеллигенцией в России XIX в. // Проблемы истории общественной мысли и историографии. -М.: Наука, 1976. С.209-219.

65. Лисичникова А.В. Образ жизни интеллигенции губернских и областных центров восточной Сибири во второй половине XIX века. Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Иркутск, 2000.-26 с.

66. Лихачев Д.С. Небесная линия города на Неве // Наше наследие. №1. - 1989.- С.8-13.

67. Лярский А.Б. Частная и общественная жизнь Петербургской интеллигенции 1907-1914 гг. (Проблема самоидентификации). Автореф. Дисс. . канд. ист. наук. - СПб.,2000.-23 с.

68. Мамин-Сибиряк Д.Н. Город Екатеринбург (Исторический очерк) // Очерки истории Урала. Вып.1. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996.- С.5-72.

69. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с. Михайлюк В.М. Город мой Пермь. - Пермь: Пермское кн. изд-во, 1973. -170с.

70. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний т. X: Народное образование в России. М., 1912.-351 с.

71. На родине П.И. Чайковского: Фотокнига / авт. сост. О.Ф.Прудникова, Т.А.Поздеева. - Ижевск: Удмуртия, 1990.-160 с.

72. Нестерова С.В. Формирование культурного пространства города Барнаула в XVIII начале XX в. - Автореф. дис. .канд. культурологии. - Барнаул, 2000.

73. Паперный В. Культура «Два». М.: Новое литературное обозрение, 1996.-384с.

74. Пешехонов А.В. К вопросу об интеллигенции. СПб.: Русское богатство, 1906.- 104 с.

75. Писарев Д.И. Базаров // Избранные произведения. Л.: изд-во «Художественное отделение». - 613 с.

76. Поляков Ю.А. Человек в повседневности // Отечественная история. 2000. -№3. - С.125-132.

77. Потресов А.Н. Этюды о интеллигенции Сб.ст. - СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1906.-314 с.

78. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России: Сб.ст./ сост. И.А. Исаев. М.: Русская книга. - 1992. - 432 с.

79. Разумовский Ф. Большое пространство малого города // Наше наследие. -№VI. 1989.-с.31-32.

80. Раскин A.M. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1989.- 192 с.

81. Рафиенко Л.С. Горный Инженер Н.В. Воронцов.-Пермь: Кн. Изд-во, 1989. -124 с.

82. Слудковская И.А. Начальные професиональные школы на Урале во второй половине XIX века. // Развитие общего и профессионального образования на Урале. (Сб.науч. трудов)/ Пермский гос. пед.ин-т. Пермь: Б.И., 1981, -С.32-46.

83. Соркин Ю.Э. Врачебная династия Миславских XIX XX вв.- Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1995. - 144 с.

84. Степанов Е. Вторая Родина // Наше наследие. 1989. № III. С.89-95. Ступишин В.Н. Воткинск. Справочник - путеводитель. - Ижевск: Удмуртия, 1976.- 188 с.

85. Сучков И.В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX-XX веков // Отечетсвенная история. 1995. №1. - С.62-77. Тард Г. Социальные этюды. - СПб., 1902. - 366 с. Твои земляки. - Ижевск: Удмуртия, 1970 - 206 с.

86. Толстых В.И. Об интеллигенции и интеллигентности // Вопросы философии. 1982. -№ 10. - С. 83 -99.

87. Ушакова Н.М. Положение земских учителей Пермской губернии в начале XX в. // Положение и борьба трудящихся Урала XVIII-начала XX в. -Свердловск: УрГУ, 1987. С.63-71.

88. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. Т. 1. - 350 е.; Т.2. - 348 е.- СПб.: София, 1991.

89. Фирсова Е.Б. Развитие провинциальной культуры России на рубеже XIX-XX веков (на материалах Пензенской губернии). Автореф. дис. .канд. ист. наук. - Пенза, 2002.-26 с.

90. Чайковский П.И. Годы детства: Материалы к биографии / Составители Б.Я Аншаков, П.Е. Вайдман. Ижевск: Удмуртия, 1983. - 144 с. Чайковский П.И. и Урал: Сб. ст./ Составители Б.Я Аншаков, П.Е.Вайдман. -Ижевск: Удмуртия, 1982. - 160 с.

91. Шеррер Ю. Русская дореволюционная интеллигенция в западной историографии // Интеллигенция в истории: образованный человек в представлениях и социальной действительности. М.: ИВИ РАН, 2001. -С.9-30.

92. Шумилов Е.Ф. Творческое наследие С.Е. Дудина в современном мире // Проблемы развития архитектуры Удмуртии: Сб. ст. Ижевск: Удмуртия, 1979.-С.6-15.

93. Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск: Удмуртия, 1990. - 608 с.

94. Яхно О.Н. Изменения в быту горожан Пермской губернии в конце XIXначале XX вв. Автореф. Дис. .канд.ист.наук. - Екатеринбург, 2002. -27 с.

95. Brym R.J. The Jewish Intelligentsia and Russian Marxism. London, 1979. -112p.

96. Engel B.A. Mothers and Daughters: Women of the Intelligentsia in Nineteenth Century Russia. Cambridge, 1983. - 230 p.

97. The intelligentsia of Russia and Poland. Abstracts from the conference held at Lund University, August 22-25, 2002 106 p.