автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Интеллигенция северокавказского региона в период с середины XIX до конца XX века: историко-культурологический анализ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Костылева, Людмила Романовна
Введение
Глава I. Роль интеллигенции в формировании культуры
1. Роль и место интеллигенции в самоопределении российского общества
2. Гуманитаризация и гуманизация интеллигенции
Глава II. Интеллигенция Северного Кавказа в истории России
1. Интеллигенция и национальное самосознание
2. Взаимосвязь российской и национальных культур 101 Заключение 120 Список литературы и источников 130 Диссертационные исследования и авторефераты
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Костылева, Людмила Романовна
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью изучения явлений и процессов, происходящих в условиях современной социальной трансформации России. Активным участником этих изменений выступает российская интеллигенция, сыгравшая важную роль в переходе к демократическим преобразованиям и занимающая ведущее место в реформировании социально-экономических основ общества. Неоднозначные отноше-•ния слоев или "отрядов" интеллигенции к эволюционным изменениям общества требует анализа их позиций в возрождении национально-культурных ценностей страны и ее народов. Обращение к истории становления и развития интеллигенции северокавказских народов, изучение формирования национальной интеллигенции отвечает интересам современного российского общества и отечественной науки и способствует пониманию роли и места интеллигенции в современных процессах.
В условиях федерального устройства России неоднозначна роль национальной интеллигенции субъектов федерации - регионов как исторически сложившихся социальных пространств, обладающих способностью к самовоспроизводству и саморазвитию и складывающихся на основе комплекса взаимосвязанных факторов: территории, природных условий, населения, объединенного экономическими, социальными и политическими структурами, общностью истории й культуры.
Национальная интеллигенция региона возникала в конце XVIII-начале XIX веков: по мере хозяйственного и политического освоения Северного Кавказа здесь складывалась русская и интеллигенция «малых народов». С окончанием Кавказской войны в условиях реализации буржуазных реформ 60 -70-х годов процесс организации светской интеллигенции среди горских народов принял организованный и целенаправленный характер. Появление работников интеллектуального труда означало прогресс в области культуры, науки, техники и организации производства, рост общественно-политического и национального самосознания народа. Исследование роли и деятельности интеллигенции в развитии культуры местных народов, вклада северокавказской интеллигенции в российскую культуру и науку, место интеллигенции в политических процессах XIX и XX веков поможет понять особенности и специфику этого региона.
И, наконец, актуальность темы исследования связана с повышением интереса к значимости роли интеллигенции в развитии и стабилизации межнациональных отношений в регионе, с необходимостью накопления новых историко-культурологических знаний, которые могут способствовать более полному пониманию истории региона.
Раскрытие этих факторов позволяет глубже понять сложность таких специфических явлений как северокавказская интеллигенция, взаимовлияние общероссийской и национальных культур в развитии региона, роль духовной элиты в формировании самосознания населения в условиях современных национальных отношений на Северном Кавказе.
Таким образом, актуальность темы «Интеллигенция северокавказского региона: историко-культурологический анализ» определяется ее научной, исторической, познавательной, практической значимостью и состоит в научном ' освещении роли и места интеллигенции в отечественной истории, извлечении уроков в интересах социального прогресса общества.
Степень изученности темы. Поскольку становление региональной интеллигенции связано с территориальными, методологическими и этнокультурными аспектами, то приоритет в теме принадлежит философам, историкам, социологам и культурологам, рассматривающим развитие культуры и духовной жизни общества в фундаментальных исследованиях и трудах (И.Кант, Г.Гегель^ К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Ясперса, А.Тойнби, О.Шпенглера, У.Джемса, А.Маслоу, Н.Бердяева и др.).
Исследование духовности российского общества во всем ее разнообразии содержания и форм в культуре имеет давнюю традицию и представлено в работах Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, B.C. Соловьева, в исследованиях русских философов П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, Э.В. Ильенкова, И.А. Ильина, И.О. Лосского, В.В. Розанова, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, в литературно-публицистических произведениях А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого и др., которые пытались понять сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского характера, раскрыть содержание абсолютных духовных идеалов, наиболее типичных для русского человека и русского интеллигента.
Отечественная наука имеет устоявшиеся традиции исследования национальных культур и роли интеллектуальных элит в развитии народов России. Непосредственно исследованию этих проблем в Северо-Кавказском регионе посвящены фундаментальные труды авторских коллективов и научно-исследовательских центров России1. В них прослеживаются подвижнический труд представителей интеллигенции по вовлечению широких народных масс в исторический процесс, освещается фактический материал. В исследовании А.В. Ушакова показаны методы и формы деятельности интеллигенции, приемы социализации личности и общества. В теоретическом аспекте рассматривается идеология буржуазии и пролетариата, проблема идеологической борьбы, непременным участником которой является интеллигенция. Познавательный интерес представляет книга Г.П. Федотова «Новая Россия:
1 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.-М., 1988; Интеллигенция и революция XX век /Под ред. К.В. Гусева.-М., 1985; Интеллигенция Северного Кавказа в истории России: Материалы международной научн. конференции (10-11 апреля, 1998 г.). В 2-х ч.-Ставрополь, 1998.
2 Ушаков А.В. Русская интеллигенция периода буржуазно-демократических революций // Интеллигенция и революция XX века. -М., 1985. судьба и грехи России»1. В ней отражены, хотя и частично, вопросы, связанные с позицией и ролью интеллигенции в общественной жизни страны.
В работе М.Ю. Лотмана "Интеллигенция и свобода (к анализу интеллиу гентского дискурса)" отмечается, что "концепт интеллектуала смещается из сферы чисто интеллектуальной в сферу нравственности, что делает русскую интеллигенцию непохожей на западную интеллектуальную элиту". Лидер российского либерализма П. Струве отмечал: "русская интеллигенция как особая культурная категория есть порождение взаимодействия нашего культурного, экономического и политического развития. До рецепции социализма в России русской интеллигенции не существовало, был только "образованный класс" и разные в нем направления"3. Косвенное отношение к этой теме имеет книга В.К. Линдена «Высшие классы коренного населения Краснодарского края и правительственные мероприятия по определению их сословных 4 прав» .
В историографию проблемы определенный вклад внес исследователь Л. Гудков, опубликовав работу "Образованные сообщества в России: социологические подступы к теме". В ней он отмечает, что интеллигенция повинна в истощении культурных, идеологических, человеческих ресурсов в постсоветский период5. Доктор философских наук Б.М. Фирсов провел исследование по теме "Интеллигенция, власть и коммуникация"6.
Изучению общественной деятельности интеллигенции посвящена ра
-j бота В.А. Дмитриева «Необходимость культуроцентризма» . Наряду с теоре
1 Федотов Г.П. Новая Россия: судьба и грехи России. Изб. статьи. В 2-х т. СПб., 1994.
2 Лотман М.Ю. Интеллигенция и свобода ( к анализу интеллигентского дискурса). Россия. Новая серия//под ред. Н. Охотина. 1999. Вып.2 (10).
3 Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции.-М., 1990. С. 173
4 Линден В.К. Высшие классы коренного населения Краснодарского края и правительственные мероприятия по определению их сословных прав.-Тифлис, 1917.
5 Гудков Л. Образованный сообщества в России: социологические подступы к теме. // Неприкосновенный запас. -1999.-№ 1(3).
6 Фирсов Б.М. Интеллигенция, власть и коммуникация».-М., 1998; Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1990. - С. 173.
7 Дмитриев В.А. Необходимость культуроцентризма. // Свободная мысль. 1997. №12. тическими аспектами автор раскрывает и практическое влияние интеллигенции на новейшие течения в общественной жизни. Генезису русской интеллигенции посвящен труд В.В. Григорьева «Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет существования»1.
Видный общественный деятель К.Д. Кавелин писал об особенностях российского исторического процесса, обосновывал роль государства как решающего условия преобразования России на долгие годы вперед, что определило основу мировоззренческого комплекса русского либерализма, его «национальное лицо»2.
Проблемы культуры и межнациональных отношений, (в том числе и роль интеллигенции) рассматривает профессор Р.Г. Абдулатипов, долгое время проработавший в Министерстве по делам национальностей России. В своей научной работе "Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства" он много внимания уделил вопросам национального возрождения народов, идее межнационального сотрудничества3.
Все эти работы можно отнести к разряду определенного уровня общетеоретического и культурологического осмысления роли интеллигенции в общественной жизни страны. Анализ преобразований в области культуры сопровождается освещением последствий происходящих перемен в стране, прежде всего, в духовной сфере.
Заметный вклад в историографию проблемы внес доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств В.И. Чуприна. Общественность с интересом встретила его книгу "Интеллигенция. Власть. Культура: опыт взаимодействия"4. В ней рассмат
1 Григорьев В.В. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет существования. СПб., 1870.
2 Кавелин К.Д. Мысли и заметки по русской истории. М., 1989. С. 171.
3 Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М.: Изд-во "Славянский диалог", 1995.
4 Чуприна В.И. Интеллигенция. Власть. Культура: опыт взаимодействия. -Краснодар. 1999. ривается место и роль интеллигенции в сохранении и развитии культуры, исследуются взаимоотношения власти и интеллигенции, вопросы безопасности и активизации общественно-политической жизни северокавказского региона. Автор подчеркивает, что проблема "Власть и интеллигенция является одной из основополагающих для интеллигенции и аспекты ее многообразны. Именно научная интеллигенция инициирует новые концепции и политические взгляды. Одновременно представители интеллигенции участвуют во всех политических силах, активно действующих в современной России, влияют на политику и формирование властных структур.
Среди культурологических исследований интерес представляют работы Н.Г. Денисова, И.И. Горловой, А.И. Манаенкова1. Книга профессора Денисов Н.Г. "Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональный аспект" посвящена проблемам соотношения традиций и новаторства, личности и общества. Автор рассматривает социально-культурные институты как субъекты духовного развития в регионе, а также образования и регионального художественно-эстетического и культурологического просвещения, выстраивая единое силовое поле культуры Кубани и показывая активное воздействие художественными, культурологическими средствами на воспитание подрастающего поколения. Исследователь внес предложения о методологии образовательной культуродигмы в педагогическом процессе.
Особую группу работ по рассматриваемой тематике составляет труды северокавказских ученых. Так, профессор М.Б. Беджанов издал монографию "Одной судьбой, одной дорогой" , в которой прослежены истоки дружбы русского и адыгейского народов; исследователь З.Ю. Хуако опубликовал монографию "Заговорившие во весь голос" . В ней он показал становление и
1 Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональный ас-пект.-Краснодар, 1999; Манаенков А.И. Роль сельской интеллигенции в дальнейшем повышении уровня культуры деревни. // Социальная проблема культуры современного села: Сб. ст. №95. -М.-1980. - С. 46-53.
Беджанов М.Б. Одной судьбой, одной дорогой. Краснодар. "Советская Кубань", 1998.
3 Хуако З.Ю. Заговорившие во весь голос. Майкоп. 1986. развитие адыгейской письменности и печати, осветил роль русской и адыгейской интеллигенции в ликвидации безграмотности среди черкесского населения, в широком его просвещении. Заметный вклад в историографию проблемы внес Б.М. Джимов, один из самобытных и видных ученых-историков Адыгеи. На протяжении всей своей научной деятельности он писал историю народных масс, прослеживая истоки дружбы адыгов и русских. Большой интерес у общественности вызвала его работа "Социально-экономические связи Адыгеи в составе России" (вторая половина XIX - начало XX века), в которой много внимания уделено роли интеллигенции в развитии межнациональных отношений1.
Исследователи Р.А. Ханаху, З.И. Хасбулатова в своих работах показали роль культуры и национальной интеллигенции в духовной сфере северокавказского региона2.
Проблема дальнейшей демократизации общества тесно связана с проблемой взаимоотношений субъектов федерации, в которых проявляется триединая система: федерализм-регионализация-самоуправление. Вместе с тем, демократические преобразования, имея объективные основания и проявления, реализуются через деятельность и сознание людей. Определенную роль в этом плане играет интеллектуальная деятельность и субъект деятельности - интеллигенция. От позиции интеллигенции по отношению к демократическим реформам во многом зависит и сам ход реформ.
Все эти вопросы нуждаются в глубоком изучении, т.е. в объективном, не отягощенном национальными и политическими пристрастиями анализе прошлого и настоящего.
1 Джимов Б.М. Социально-экономическое связи в составе России (вторая половина XIX - начало XX века). // Материалы всесоюзн. научн. конф. 2-3 октября 1979 г. - Грозный, 1979.
2 Ханаху Р.А. Основные принципы культурной политики на Северном Кавказе. // Известия высш. учеб. завед. Сев. Кав. регион. Общественные науки 1998. №2 . - С. 72-73; Хасбулатова З.И. Отражение социально-культурных изменений в современной семье чеченцев.
Объектом диссертационного исследования является история культуры северокавказских народов, зарождение интеллигенции «малых народов» Северо-Кавказского региона.
Предметом анализа выступает деятельность и роль интеллигенции в самоопределении российского общества, становлении и развитии духовной культуры региона.
Исходя из актуальности и недостаточной разработанности проблемы, . автор поставил целью исследование роли интеллигенции в формировании культуры народов Северного Кавказа.
В соответствии с указанной целью определены задачи исследования:
- осветить проблемы национального самосознания северокавказских народов;
- показать роль интеллигенции в развитии региона: влияние русской культуры и национальной интеллигенции на становление и развитие культуры народов Северного Кавказа в XIX - начале XX века;
- проследить степень участия интеллигенции в социокультурном развитии постсоветского периода: развитие культуры, инициализация демократических реформ, этнонационализм: обособление и самоутверждение;
- выявить специфику гуманитаризации и гуманизации северокавказской интеллигенции;
- показать вклад интеллигенции в исследования процессов социально-экономического развития северокавказского региона.
Хронологические рамки исследования охватывают достаточно длительный период времени - от становления и развития региональной интеллигенции с середины XIX века до конца XX века. Такие рамки позволяют рассмотреть эволюцию интеллигенции как социального слоя, "особой группы населения", активно участвующей в общественно-политической жизни страны и региона.
В диссертационной работе нашли применение как общие, так и специальные методы историко-культурологического исследования. В качестве базовых были использованы такие общенаучные методы, как исторический и логический.
Принцип историзма позволил проследить преемственность и развитие проблемы: выявлялись истоки зарождения национальной интеллигенции, отметить взаимосвязи, взаимообусловленность, взаимовлияние российской и региональной культуры, проследить объективные закономерности и межнациональные отношения с учетом конкретно-исторических реалий.
Научная новизна работы определяется, прежде всего, самой постановкой проблемы. Автор рассматривает роль интеллигенции в развитии межнациональных отношений, прослеживает ее взаимоотношения с народом, показывает, как интеллигенция способствовала поднятию национального самосознания населения Северного Кавказа, объединяла усилия общественных сил для разрешения межнациональных противоречий и проблем.
В работе обосновывается, что представления людей об общности их происхождения, осознанном отношении к историческому прошлому, к традиционной культуре, в значительной степени носят характер оценочного отношения к сущностным признакам хозяйственно-культурного уклада и духовной жизни общества. Защитная функция национального самосознания представляется доминирующей. В диссертации показаны значимые ценности духовной жизни северокавказских народов: национальный этикет, нравы, традиции. Определенной новизной исследования явился показ роли интеллигенции в социальной защите общественных потребностей и культурных ценностей. В этой связи прослеживаются творческие искания художественной интеллигенции: писателей, художников, театральных деятелей северокавказского региона, в том числе творческих работников Кубани, которые в то же время активно способствовали обогащению и развитию национального самосознания, что положительно сказывалось на укреплении взаимосвязи российской и национальных культур. С помощью своей интеллигенции северокавказские нации стали осознавать себя глубже и шире.
Автором прослежены процессы гуманитаризации и гуманизации интеллигенции, показана социально-политическая роль гуманитарной интеллигенции.
На защиту выносятся выводы и положения исследования.
1. Историко-культурологический анализ проблем современной региональной политики показал, что традиционный комплекс, ценностно-нормативная подсистема культуры в течение XX века претерпела внутреннюю модификацию и дифференциацию в массовом сознании, в иерархии моделей, принципов и норм, социорегулятивных функций культуры. Элементы традиционализма сохранились в модифицированном виде в органических ячейках и структурах общества, не подвергшихся разрушению в предшествующий период - семейно-родственных, соседских, общинных.
2. У народов Северного Кавказа на протяжении долгой истории современного существования этносов формировалось взаимное соответствие традиционной социокультурной системы и этнического самосознания.
3. В общественно-политических процессах последних лет играли свою роль два типа "традиционных" социальных институтов: общественно-политические организации и движения, которые претендовали на выполнение соответствующих социально-политических функций. Менее заметную, но в длительной перспективе более фундаментальную роль в формировании новой модели региональной политики играют собственно традиционные общественные институты северокавказских народов.
4. Автор обосновывает необходимость выявления и выработки алгоритма политического, национально-государственного и духовно-культурного самоопределения этносов в рамках больших цивилизационных циклов российской истории и уже на этой основе решать нынешние проблемы.
5. Фактором стабилизации обстановки и ослабления в регионах межнациональных обострений служат культурно-национальные общественные движения.
6. Духовная элита Северного Кавказа формировалась под влиянием российской культуры, интеллигенции и общественно-политических движений, которые помогали осмыслить пути мирного развития общества и решать межнациональные проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов при выявлении общих и особенных вопросов социальной истории народов России. Результаты исследования могут быть востребованы при написании обобщающих работ по истории народов Северного Кавказа; использованы при подготовке вузовских спецкурсов по истории культуры и истории интеллигенции, а также при разработке и осуществлении политики региональных органов власти в отношении интеллигенции.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета, на межвузовской научной конференции: "Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы" (Краснодар, Декабрь 1998 г.) опубликованы в авторской брошюре "Интеллигенция в новейшей истории России, ее место и роль в современной этнокультурной ситуации (в помощь преподавателям и студентам, изучающим спецкурс по теме "Взаимоотношение культур в общественном развитии", Краснодар, 1998 г.).
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Главы диссертации составлены с учетом проблемных принципов; внутри параграфов материал систематизирован в хронологическом порядке, по необходимости сделан историко-культурологический экскурс.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Интеллигенция северокавказского региона в период с середины XIX до конца XX века: историко-культурологический анализ"
Заключение
Исследовательский интерес к проблемам прошлого, настоящего и будущего российской интеллигенции в последнее время значительно возрос. Россия нуждается в интеллектуальном поле, формируемом тремя факторами: уровнем национальной безопасности, объемом знаний (научно-технический базис) и уровнем экологической безопасности. В таком аспекте интеллигентность представляется как сплав культуры и образованности, как символ гуманизма и гражданственности. Понять сущность этих категорий можно лишь при условии постоянного внимания к массовым процессам, общественным движением перенесения "фокусной точки" исследования на эти процессы. Их природа может быть понятна лишь друг через друга, так как они представляют собой взаимопроникающие противоположности, (и в то же время единство) а прогресс гуманизации - это поиск путей, методов преодоления этой противоположности, нахождения оптимальной меры между ее полюсами.
И в этом процессе велика роль творческой интеллигенции, элиты интеллектуального мышления. В изучении ее деятельности прослеживаются три подхода. Согласно первому интеллигенции отводятся профессиональные функции творческих работников. Второй характеризует явление как категорию, наделенную высокими морально-этическими ценностями. Третье направление исходит из признания общественно-политических свойств интеллигенции.
Такие подходы особенно важны при изучении роли и деятельности интеллигенции субъектов Федерации и, прежде всего, национальных регионов, в том числе такого полиэтнического как Северный Кавказ, где национальная интеллигенция создавалась с помощью русской интеллектуальной элиты.
Для создания национальной интеллигенции требовались соответствующие социально-политические условия. К ним относились: установление равноправия между нациями, их территориальное самоопределение, обретение государственности, создание широкой сети научно-исследовательских, культурно-просветительских учреждений, системы народного образования. Большое значение имело создание своей письменности, печатных органов и издательств. Созданная национальная интеллигенция стала исследовать, изучать историю и традиционную культуру своего региона. В это время познавательная функция национального самосознания стала доминирующей. Особую роль выполняло историческое познание. Безущербное развитие национального самосознания возможно только при объективной беспристрастной оценке прошлого: нации стали осознавать себя глубже и шире с помощью своей интеллигенции.
Ускоренное социально-экономическое развитие преобразовало и этническую среду. При этом особое значение имела высокая грамотность населения и приобщение людей к достижениям духовной и материальной культуры. Исторически национальное самосознание базировалось на устном народном творчестве, теперь интеллигенция на основе своей письменности и, используя опыт передовых наций, не только творчески переработала традиционную культуру, но и создавала профессиональное искусство, литературу всех жанров. В них нашло дальнейшее развитие национальное самосознание. Развитие национального самосознания стало вместе с тем и процессом его освобождения от своих ущербных сторон. Подозрительность к русскому народу сменилась уважительным, дружеским отношением. С помощью своей интеллигенции народы Северного Кавказа осознали свои коренные интересы. Они заключались в единении с русским народом, в укреплении дружбы и братства с ним, так как своими достижениями они обязаны ему.
Для национальной интеллигенции огромное значение имело овладение русским языком. Северокавказцы относятся к тем народам, которые имеют наиболее высокие показатели в знании русского языка. Русский язык для национальных меньшинств не только средство межнационального общения на личностном уровне. Его предназначение гораздо шире и глубже. Во-первых, он является для них могучим орудием познания. В нем сложился богатейший научно-понятийный аппарат, которого нет в языках малых наций. Во-вторых, русский язык является, средством накопления, хранения и передачи научной информации. В-третьих, являясь одним из мировых языков, он служит могучим средством приобщения людей малых наций к достижениям мировой культуры. Все это способствует развитию национального самосознания.
В последние годы более активно стала проявляться взаимосвязь российской и национальных культур. Это дополняет сущностные признаки хозяйственно-культурного уклада, духовной жизни нации. Доминирующей становится защитная функция национального самосознания.
Объектами защиты выступают социально и национально значимые ценности духовной жизни, способные удовлетворить нравственные и эстетические потребности личности. Ими являются национальный этикет, нравы, традиции и т.п., одним словом комплекс гуманистических начал.
Так, в целом интеллигенция высвечивается как субъект духовной культуры и как социальный феномен. Такой вывод базируется на историко-культурологическом начале, на анализе нравственных и гуманистических идей, составляющих базис высокой гражданственности индивида.
В среде интеллигенции, как правило, выделяются люди, наделенные потребностью нововведений, своего рода "генераторы" идей. Особенностью таких "интеллигентных людей" является духовная чистота и способность самостоятельно, свободно мыслить, независимо от мнения общества. Именно с помощью такой интеллектуальной элиты произойдет возрождение явления "великой российской интеллигенции". Ведь человечество немыслимо без постоянных нравственных исканий и сомнений, без духовной жизни и борьбы. Носителем этого предназначения и станет интеллигенция нового поколения.
Такие постулаты присущи и интеллигенции многонациональных и национальных регионов. Эти тенденции особенно характерны для северокавказского региона, где интеллигенции принадлежит ответственная роль - спо собствовать развитию и стабилизации межнациональных отношений, что и явилось предметом данного исследования.
В нем логически высвечиваются две темы: "Роль интеллигенции в формировании культуры" и "Интеллигенция Северного Кавказа в истории России". В качестве приоритетных выступают вопросы, касающиеся психологии этнической идентичности и этно-дефференцирующих характеристик.
Во второй половине XX столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания у нации своей этнической идентичности - принадлежности к определенному этносу, "этнической общности". Индивиды • всегда стремятся сохранить или восстановить позитивную и групповую идентичность при сравнении своей этнической группы с другими. У членов группы доминантного большинства обычно не возникает с этим особых трудностей. Существует еще одна стратегия позитивной этнической идентичности - стратегии социальной конкуренции. В этом случае позитивные различия устанавливаются в прямом соревновании. Нередко такая стратегия социальной конкуренции перерастает в ситуации межэтнической напряженности, это прослеживается и в ситуациях Северокавказского региона.
Особую значимость приобрели проблемы национального самоопределения, которые, кстати, ведут вглубь веков. Идея национального самоопределения тесно связана с понятием утверждения исключительного права этноса на территорию. Эти тенденции характерны и для XX, и для XXI века. В обозначенные периоды времени по-прежнему приоритетными были и остаются проблемы национального самоопределения. Здесь обычно прослеживаются два аспекта: в спокойной мирной ситуации декларируется так называемый титульный этнос, являющийся "хозяином" территории. Аргументы при этом приводятся в основном исторические. Остальные этносы, в соответствии с демократическими традициями, приравниваются в своих правах к титульно-.му.
Внешне все в полном порядке. Но сама постановка вопроса не всегда правомерна. В любом случае субъектами права остаются лишь представители титульного этноса, все остальные жители - лишь объекты, которым милостиво даруются права, в действительности принадлежащие каждому человеку с рождения. Практически ни в одном государстве эти дарованные права реально не соблюдаются.
Тут речь идет не против самоопределения народов, не против этнического самосознания и самоутверждения, а за многообразие этносов в правовом государстве, взаимопомощь и терпимость, за поддержку национально-культурных автономий. В связи с этими реалиями особую актуальность приобретают такие проблемы, как модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация.
Исследовательский интерес продиктовала проблема политической самоорганизации общественных формирований. Со времени присоединения Северного Кавказа к России у народов региона сформировались достаточно зрелые формы политйческой самоорганизации общественных организаций. Они представляли собой самобытное явление, неотъемлемый элемент этого уникального культурно-исторического ореола. Важнейшей его особенностью, наряду со спецификой хозяйственного, социального, духовного и психологического уклада, являлась самобытная политическая культура, выразившаяся в своеобразных формах общественного устройства. Многообразие этих форм несводимо к общественным образцам европейской государственности и поэтому не может рассматриваться с точки зрения формационного подхода, как пережитки родового строя в рамках феодального общества. О степени развитости самоуправления у народов Северного Кавказа свидетельствует тот факт, что местная власть осуществляла все основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, хотя и без четкого институционального оформления системы разделения властей.
Идеология "радикальных реформ", послужившая путеводной нитью для нынешней фазы преобразований, строилась уже с конца 1980-х годов на абстрактных принципах экономического и политического либерализма. Возможность модификации этих принципов в соответствии со спецификой различных социокультурных контекстов не принималась в расчет, а резкое снижение авторитета и эффективности государственной власти оставило без реальной правовой санкции со стороны государства. В результате политическая либерализация рубежа 80-90-х годов, ориентированная на стандарты западной демократии, парадоксальным образом принесла народам Северного Кавказа ренессанс традиционных общественных институтов после многих десятилетий забвения и "советизации". Этот процесс наиболее ярко высветился в создании общественных движений и организаций в республиках Северного Кавказа.
В блоке с этими вопросами нашла свое отражение и проблема "интеллигенция и национальное самосознание". Отмечается, что у народов Северного Кавказа имеются весьма характерные, выработанные веками свои духовные начала. К примеру, в Адыгее выработан и действует адыгский кодекс чести, имеющий огромное воспитательное значение. Существует два основополагающих признака национальной принадлежности человека - его национальное самосознание и язык. А самосознание значительно устойчивее языка, хотя это не всегда учитывается в жизни.
В наше время бурного роста самосознания и обострения чувства национального достоинства обретают все больший вес и значимость проблемы поклонения и, что особенно важно, очищения национальной духовной памяти. Не случайно, при всей неодинаковости и разбросе идейных установок и политических устремлений, почти все общественные движения на Северном Кавказе единодушны в одном - в идее национального возрождения. Эти благородные порывы и вызванные ими в жизнь программы обнадеживают. Взаимообмен и взаимопроникновение духовных ценностей всегда было и остается проявлением человеческого труда. Северный Кавказ не представляет собой исключения. Культурно-национальные движения в известной степени помогают преодолеть, с одной стороны, недооценку позитивных начал в культуре народов Северного Кавказа и, с другой стороны - непризнание за так называемыми "малыми" народами самобытных духовных реалий, недоверие к их интеллектуальным возможностям.
В исследовании показана диалектика взаимосвязи интеллигенции и самосознания. В каждом регионе Северного Кавказа данные проблемы являются приоритетными и престижными. Демократизация общества возродила надежды на раскрепощение национального духа и расширила возможности для этого. С другой стороны о духовном возрождении любого народа России невозможно говорить в отрыве от возрождения, сохранения и развития русской культуры.
Вместе с тем, истинно национальное есть, как правило, разумное, на-циосохраняющее и созидательное начало. Поэтому очень важно развивать национальные идеи, национальное самосознание, что в конечном итоге выводит и на общегосударственный интерес, ибо эти идеи являются взаимодополняющими. Данные идеи лежат в основе межнациональных отношений на Северном Кавказе, где национальное самосознание возрождается на принципах интернационализма, уважения других народов. На развитие северокавказских народов активно влияла русская культура; с помощью русских они обрели свою государственность, вместе с тем, не потеряв национальной самобытности. Процесс национального возрождения повысил активность интеллигенции, ее ответственность за преодоление трудностей в национальном строительстве.
Важным компонентом регуляции общественных отношений является духовная сфера, т.е. влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества. Процесс усвоения человеком системы культурных норм и ценностей позволяет ему стать полноправным и полноценным членом общества.
В последнее время в обществе проявляются позитивные тенденции, зарождаются новые формы социальной интеграции. К таким позитивным тенденциям относятся: пробуждение национального самосознания, формирование национально-культурных движений, различных общин, "неформальных" общественных объединений, занимающихся восстановлением историко-культурных традиций и эстетических памятников, самоорганизацией досуго-вой деятельности и т.д. В северокавказском регионе в рамках этих движений рождаются и социокультурные институты: национальные центры, общественные комитеты по экологии и охране памятников, различные общества и ассоциации, занимающиеся проблемами национальной и региональной культуры.
Социокультурный анализ деятельности государственных и ведомственных учреждений культуры и искусства Северного Кавказа выявил необходимость их консолидации в целях духовного развития различных этносоциальных групп населения, творческого становления личности. Различия в социокультурных ситуациях, трудности в сфере культуры усложняют решение задач укрепления социального единства нашего общества. Было бы небесполезно при ее решении использовать единый социокультурный "язык" -развернутую систему ценностей, на основе которых в перспективе должна осуществляться консолидация.
В формировании самосознания северокавказского населения особенно велика роль русской национальной духовной элиты. Деятельность интеллигенции здесь, ее убеждения исходят из признания общественно-политических свойств, присущих интеллигенции России в целом. Перед ней встает благородная миссия - помочь в разработке программы дальнейшего развития Северо-Кавказского региона в объединении общих усилий на решение межнациональных проблем и противоречий, а значит и в усилении взаимовлияния национальных культур региона. Предметом исследования явились процессы гуманизации и гуманитаризации интеллигенции, социально. политическая роль гуманитарной интеллигенции. Эти вопросы прослежены с позиций историко-культурологического анализа.
В свете социологического, исторического и культурного подхода определилась и научная новизна работы. Прежде всего, она определяется самой . постановкой проблемы, впервые предпринята попытка исследования роли интеллигенции в развитии межнациональных отношений в северокавказском регионе, прослежены взаимоотношения интеллигенции и народа, показано, как интеллигенция способствовала поднятию национального самосознания народов Северного Кавказа, объединяла усилия общественных сил для раз. решения межнациональных противоречий и проблем. Показано, как с помощью интеллигенции народы Северного Кавказа осознавали свои коренные интересы. Они заключались в единении с русским народом, в политических и культурных связях с русским народом.
На фоне проблемы о социальной миссии российской интеллигенции прослеживается роль северокавказской интеллигенции в формировании национального самосознания, основным содержанием которого являются представления людей об общности их происхождения, осознанном отношении к историческому прошлому, к традиционной культуре. Оно в значительной степени носит характер оценочного отношения к сущностным признакам хозяйственно-культурного уклада и духовной жизни нации. Защитная функция , национального самосознания представляется доминирующей. В диссертации показаны значимые ценности духовной жизни северокавказских народов: национальный этикет, нравы, традиции.
Определенной новизной исследования явился показ роли интеллигенции в социальной защите общественных потребностей и культурных ценностей. В этой связи прослеживаются творческие искания художественной интеллигенции: писателей, художников, театральных деятелей, северокавказ
129 ского региона, в том числе творческих работников Кубани, которые в то же время активно способствовали обогащению и развитию национального самосознания, что положительно сказывалось на укреплении взаимосвязи российской и национальных культур. С помощью своей интеллигенции северокавказские нации стали осознавать себя глубже и шире.
Роль духовной элиты в формировании самосознания населения особенно актуальна в условиях современных ситуаций на Северном Кавказе. Немаловажно и то, что деятельность интеллигенции Северного Кавказа, ее убеждения исходят из признания общественно-политических свойств интеллигенции в России, которая олицетворяет собой сплав высокой культуры и образованности. Интеллигенция призвана сегодня осмыслить мирные пути совершенствования общества, выдвинуть программу дальнейшего развития Северо-Кавказского региона и объединить свои усилия на решение межнациональных противоречий и проблем.
Список научной литературыКостылева, Людмила Романовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М. Изд-во "Славянский диалог". 1995.
2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1-3. М.: Изд-во философского общества СССР, 1991.
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
5. Беджанов М.Б. Проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе и пути их решения. Майкоп: Адыгейское кн. изд-во. 1997.
6. Белинский В. Г. Письмо к Гоголю. СПб, 1905, С. 13-14.
7. Белый Андрей. Символизм. Книга статей. М., 1990.
8. Бердяев Н. Самопознание. М, 1991.
9. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
10. Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.
11. Битов Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация. М., 1994.
12. Блок Александр. Собр. соч., в 6-ти томах. Т.4. Л., "Художественная литература", 1962.
13. Бородай А. Д., Н.С. Хрущев и молодое поколение художественной интеллигенции. 1999.
14. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. // Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 1909.
15. Булгаков С.Н. Религия и интеллигенция. // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. 1909.
16. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции //Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк. М., 1909.: М, 1991.
17. Волгина Н. Д., Влияние социальных изменений в российском обществе на статусные характеристики интеллигенции. 1999.
18. Вопросы межнациональных и федеративных отношений. М., 1995.
19. Гармонизация межнациональных отношений в России // Регионология 1994. №4.
20. Гельман В.Я. Трансформация в России: политический режим и демо-• кратическая позиция. М., 1999.
21. Генисаретский О.И. Культурно-психологическое измерение Евразии. //Евразийская перспектива. М., Международный фонд "Культура и будущее России", 1994.
22. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М, 1995.
23. Голов А.А. Кумулятивные процессы, ресурсный подход и тайна высокого профессионализма. //Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. М., ВНИИТЭ, 1989.
24. Григорьев В. В. Имп. С.-П. Университет в течении первых пятидесяти лет существования. СПб.: Тип. Безобразова, 1870.
25. Гудков Л. Образованные сообщества в России: социологические подступы к теме. // Неприкосновенный запас. 1999 (№1(3).
26. Горлова И.И. Культурная политика в Современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.
27. Данилов А. А., Интеллигенция провинции в истории и культуре России. 1997.
28. Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, 1999.
29. Джимов Б.М. Из истории крестьянской реформы и классовой борьбы в Адыгее в 60-7- годах XIX в. // Ученые зап. Адыгейск. НИИ. Т. XIII. - Исто. рия и этнография. - Майкоп: Краснодар, кн. Изд-во. Адыг. отд-ние. - 1972.
30. Джимов Б.М. Социально-экономическое положение и классвоая борьба трудящихся Адыгеи в пореформенное время (1896-1900 г.) //Ученые зап. Адыгейск. НИИ. История и этнография. Т. XVII. - Майкоп: Краснодар, кн. изд-во. Адыг. отд-ние. - 1974.
31. Джимов Б.М. Социально-экономическое связи в составе России (вторая половина XIX начало XX века). // Материалы всесоюзн. научн. конф. 2-3 октября 1979 г. - Грозный, 1979.
32. Дмитриев В.А. Необходимость культуроцентризма. // Свободная мысль. 1997. №12.
33. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., Наука, 1990.
34. Емтыль 3. Я., Адыгская интеллигенция. Начало XX века. Майкоп, 1999.
35. Еремеева А.Н: Художественная интеллигенция и политические режимы Юга России в годы гражданской войны.
36. Зезина М. Р., Советская художественная ителлигенция и власть в 1950-е 60-е годы. М., 1999.
37. Зимина В. Д., Интеллигенция в политических процессах России начала XX века. М., 1999.
38. Зинченко В.П. Живое Знание. Психологическая педагогика. Самара,1998.
39. Зуев С.Э. Гуманитарные исследования и культурная политика. М.,1994.
40. Иванов A.JI. Интеллигенция. М., 1999.
41. Изгоев А. С. Об интеллигентной молодежи (заметки о ее быте и настроениях). //Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909-1910. М., 1991.
42. Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века: Итоги пройденного пути и перспективы. М., 1999.
43. Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. М., 2000.
44. Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. М.,1998.
45. Интеллигенция России в XX веке и проблема выбора. М., 1999. Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. Краснодар, 1997. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
46. Карлейль. Герои и героическое в истории. М., 1908.
47. Кичеев А. Г. Дворянская интеллигенция. М., 1998.
48. Ключевский В.О. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.,1968.
49. Кожевников В.А. Христианское подвижничество в его прошлом и настоящем.
50. Конгресс российской интеллигенции. Москва, 10-11 декабря 1997 года. М., 1997.
51. Кормер В.Ф., Крот истории или революция в республике Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура. О карнавализации как генезисе "двойного сознания". 1997.
52. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М., 1961.
53. Кузнецова И.Ю. Молодежная политика и молодежная культура: социализация молодежи на рубеже веков. Краснодар, 2000.
54. Кукушкина. Е.И. К вопросу об изучении интеллигенции в традициях отечественной социологии.
55. Кюстин А. Россия в 1839 году. В 2-х тт. М., 1996.
56. Лихоносов В.И. Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания. -М. 1989.
57. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.,1969.
58. Лотман М.Ю. Интеллигенция и свобода (к анализу интеллигентского дискурса). Россия. Новая серия под ред. Н. Охотина. 1999. Вып. 2 (10).
59. Лурье С. Россййская империя как этнокультурный феномен // Общественные науки и современность. 1994. № 1.
60. Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар: сов. Кубань, 1997.
61. Манаенков А.И. Роль сельской интеллигенции в дальнейшем повышении уровня культуры деревни. // Социальная проблема культуры современного села: Сб. ст. №95. М. 1980.
62. Машбаш И. Сотвори добро: роман. / Авториз. Пер. с адыг. А. Карлина. М.; Современник 1984.
63. Машбаш Исхак. Избранное. М.: "Современник", 1988.
64. Межуев В. Интеллигенция и демократия //Свободная мысль, № 16,1992.
65. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т.2. М.,• 1994. С.350.
66. Народ интеллигенция - Отечество. Форум интеллигенции Кубани. //Кубанские новости, 1998, 11 февраля.
67. Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, буду• щее. 1998.
68. Петрункевич И.И. Интеллигенция и "Вехи" // Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Мол.гвардия, 1991.
69. Попов И.П. Деятельность земства Рязанской губернии в области на. родного образования // Общественное движение в центральных губерниях России во 2-й половине XIX начале XX вв. Рязань, 1981. С.35.
70. Райнов Т.И. Введение в феноменологию творчества. //Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. Харьков. 1914.
71. Ракитов А. И. Наука в эпоху глобальных трансформаций. //Свободная мысль. 1997. №7.
72. Россия накануне XXI века: новые вехи. М., 1999.
73. Ротенберг B.C., Аршавский В.В Поисковая активность и адаптация. М., . Наука, 1984.
74. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология. М., 1999.
75. Савва М.В. Региональный опыт управления межнациональными отношениями //Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М., Луч. 1995. С. 205-220.
76. Севастьянов. Интеллигенция: что впереди? // В человеческом измерении. М., 1986, с. 170-179.
77. Смена вех. Сборник статей //Ю.В.Ключникова, Н.В.Устрялова, С.С.Потехина. Прага, .1921.
78. Соловьев В. С. Сочинения. В 2-х т. -М., 1989.
79. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
80. Сосулина Т. В., Интеллигенция как субъект социально-экономических отношений и рынка труда. 1999.
81. Социальные трансформации в Европе XX века / Сост. Корчагина М.Б. -М., 1998.
82. Старостин Б.А. Свобода как ценностная ориентация //Вестник РГГУ. 1997, № 1.
83. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения. //Этнос. Идентичность. Образование. Под редакцией B.C. Собкина. М., 1994.
84. Ушаков А.В. ' Русская интеллигенция периода буржуазно-демократических революций //Интеллигенция и революция XX век. Под редакцией К.В. Гусева. М. 1985.
85. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Пед. соч. В 6 т. Т.2. М., 1988.
86. Ф. Бэкон. О мудрости древних. Дедал, или Механик. // Ф. Бэкон. Соч. в 2х т. Т2. М. Н. "Мысль". 1972.
87. Федотов Г.П. Новая Россия: судьба и грехи России", изб. ст. В 2-х т. СПб., 1994.
88. Феномен российской интеллигенции. М., 2000.
89. Фирсов Б.М. Интеллигенция, власть и коммуникация. Социологический журнал, 1995, № 4.
90. Ханаху Р.А. Основные принципы культурной политики на Северном Кавказе. // Известия высш. учеб. завед. Сев. Кав. регион. Общественные науки 1998. №2.-С. 72-73.
91. Хуако З.Ю. Заговорившие во весь голос. Майкоп, Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства. 1986.
92. Чаадаев П.Я. Философические письма // Полное собр. соч. М., 1991.1. Т.1.
93. Чуприна В.И. Интеллигенция. Власть. Культура: опыт взаимодействия. Краснодар. 1999. - 288 с.
94. Ширинянц А.А. Российская интеллигенция на рубеже веков: заметки о политической культуре. М. : Изд-во МГУ, 1997.
95. Шмелев Н.П. Интеллигенция и реформы. Конгресс российской интеллигенции. Москва, 10-11 декабря 1997. СПб, 1998.
96. Шпет Г.Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования: Часть I. Материалы. М., 1916.
97. Эйнгорн Н.К. Этика ненасилия и толерантность. // Интеллигенция России в истории XX века: неоконченные споры. Екатеринбург, УрГУ. 1998.138
98. Элбакян Е. С., Интеллигенция и молодежь в контексте российской цивилизации. М., 2000.
99. Диссертационные исследования и авторефераты
100. Боганцева С.С. Художественная интеллигенция и власть в СССР (середина 1950-х -60-е годы): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.ист.н.: (07.00.01)/ МГУ им. М. В. Ломоносова.- М.,1995.
101. Волгина Н.Д. Влияние социальных изменений в российском обществе на статусные характеристики интеллигенции / Н.Д.Волгина; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов : Сарат. гос. техн. ун-т, 1999.
102. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция. Начало XX века / Емтыль З.Я.; Адыг. гос. ун-т. Майкоп : Адыг. гос. ун-т, 1999.
103. Карпов В.В. Социально-экономические основы региональной политики в условиях трансформации общества: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук. М., 1998.
104. Кутровский В.Н. Интеллигенция в процессе перестройки политических и социально-экономических отношений современной России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.полит.н. / МГУ им. М. В. Ломоносова.- М.,1995.
105. Леонтьев Я.В. Левонародническая интеллигенция в постреволюционной России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.ист.н.: (07.00.01) / МГУ им. М. В. Ломоносова.- М., 1995.
106. Решетова Н.А. Интеллигенция Дона и революция (1917-первая половина 1920-х гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.ист.н.: (07.00.02) / Рост, гос. ун-т.- Ростов н/Д, 1996.
107. Усманова В.Л. Инженерно-техническая интеллигенция России. Основные тенденции и противоречия развития в 30-е годы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.ист.н.: (07.00.01) / МГУ им. М. В. Ломоносова.-М., 1993.
108. Хайрулов Д.С. Формирование системы государственного регулирования социально-экономической трансформации субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук. М., 1997.