автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Кабардинская интеллигенция в конце XIX - начале XX в.

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Бичиева, Изабелла Сафарбиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Кабардинская интеллигенция в конце XIX - начале XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бичиева, Изабелла Сафарбиевна

Введение.

Глава 1. Факторы формирования кабардинской интеллигенции.

1.1. Социально-политические условия, формирования национальной интеллигенции.■.

1.2. Развитие светского и духовного образования.

1.3. Влияние русской культуры.

1.4. Дифференциация кабардинской интеллигенции.

1.5. Основные формы социальной активности.

Глава 2. Кабардинская интеллигенция в социально-политических процессах начала XX в.

2.1. Революционно-демократический подъем.

2.2. Мусульманское реформаторство и его влияние на кабардинскую интеллигенцию.

2.3. Революции 1917 г. и Гражданская война в России и судьбы кабардинской интеллигенции.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Бичиева, Изабелла Сафарбиевна

Феномен интеллигенции с особой силой привлекает внимание историков, социологов и культурологов в переломные моменты истории России. Обращение к истории становления и развития интеллигенции северокавказских народов, изучение формирования национальных интеллигенций и взаимосвязь этого процесса с общероссийскими социокультурными процессами отвечает интересам современного российского общества и отечественной науки и способствует пониманию роли и места интеллигенции в современных процессах.

В условиях многонациональной России неоднозначна роль национальной интеллигенции регионов как исторически сложившихся социальных пространств, обладающих способностью к воспроизводству и саморазвитию и складывающихся на основе комплекса взаимосвязанных факторов: территории, природных условий, населения, объединенного экономическими, социальными и политическими структурами, общностью истории и культуры.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения явлений и процессов, происходящих в условиях современной социальной трансформации России. Активным участником этих изменений выступает интеллигенция, сыгравшая важную роль в переходе к демократическим преобразованиям и занимающая ведущее место в реформировании социально-экономических основ общества. Неоднозначные отношения слоев или "отрядов" интеллигенции к эволюционным изменениям общества требует анализа их позиций в возрождении национально-культурных ценностей страны и ее народов. Данное утверждение усиливается тем обстоятельством, что интеллигенция акцентировала внимание общества на проблемах сохранения традиционных ценностей в условиях социальной модернизации.

В настоящее время повышается интерес к изучению роли интеллигенции в развитии и стабилизации межнациональных отношений в регионе, обусловленный необходимостью накопления новых историко-культурологических знаний, которые могут способствовать более полному пониманию истории региона. Исследование роли и деятельности интеллигенции в развитии культуры местных народов, вклада северокавказской интеллигенции в российскую культуру и науку, место интеллигенции в политических процессах XIX - XX веков поможет понять особенности и специфику истории и культуры этого региона.

Раскрытие этих факторов позволяет глубже понять сложность таких специфических явлений как интеграция северокавказских этнических социумов в социально-политическую систему России, взаимовлияние общероссийской и национальных культур в развитии региона, роль духовной элиты в формировании самосознания населения в условиях современных национальных отношений на Северном Кавказе.

Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследования определяется ее научной, исторической, познавательной, практической значимостью и состоит в научном освещении роли и места интеллигенции в истории кабардинского этнического социума в конце XIX — начале XX в.

Объектом исследования является история интеллигенции как составная часть культурной истории.

Предметом исследования выступает кабардинская интеллигенция в период её становления в конце XIX - начале XX в.

В отличие от уже имеющихся исследований по адыгской интеллигенции, при определении предмета исследования необходимо уточнить, что в работе понятие кабардинской интеллигенции понимается широко и включает не только ту часть национальной интеллигенции, чья деятельность имела непосредственное отношение к общественной жизни Кабарды и Нальчикского округа Терской области. К кабардинской интеллигенции мы относим как интеллигенцию, проживавшую на территории обозначенных административно-территориальных единиц, так и за их пределами - в различных российских городах и в эмиграции. Учитывая отмеченную специфику предмета изучения и сложную географию расселения кабардинцев в конце XIX - начале XX вв., географические рамки исследования носят условный, этнически ориентированный характер. Для большей объективности рассматриваемых вопросов и воспроизведения исторического контекста рассматриваемых процессов в кабардинском обществе в работе проводится сопоставление с аналогичными явлениями у других адыгских субэтносов, народов Северного Кавказа и т.д. Вместе с тем, многие вопросы исследования рассматриваются в контексте социокультурных процессов в мусульманском сообществе Российской империи. Прежде всего, это касается мусульманского реформаторства — джа-дидизма, охватившего в начале XX в. большинство мусульманских народов Российской империи. Таким образом, в данном ракурсе географические рамки исследования могут обнимать пространство соответствующих регионов, например, территорию волжских и крымских татар.

Основное содержание диссертационной работы хронологически охватывает конец XIX - начало XX вв. - период, который мы рассматриваем как время становления кабардинской интеллигенции как особого социального слоя, проявившего себя в широком спектре общественных отношений. Однако характер исследования в некоторых случаях предполагает выход за данные рамки с целью выявления истоков сложных социокультурных процессов. Их более точной отправной точкой являются 60-е годы XIX в., когда в результате реформ царской администрации и адаптационных процессов со стороны кабардинского общества складываются условия для формирования нового поколения кабардинской национальной интеллигенции. Исследование охватывает период до 1920-х годов, когда в результате Гражданской войны и установления советской власти пореформенное поколение кабардинской интеллигенции было уничтожено, изгнано и вытеснено из общественной жизни Кабарды формирующейся советской интеллигенцией - качественно новым в социокультурном плане слоем интеллигенции.

Избранные хронологические рамки позволяют рассмотреть эволюцию кабардинской интеллигенции как социального слоя, "особой группы населения" и её вклада в культуру и общественное развитие своего народа и северокавказского региона в целом.

Цель работы заключается в исследовании становления и развития кабардинской интеллигенции, её роли в развитии культуры своего народа и в целом адыгов в конце XIX - начале XX в., а также в национальном самоопределении народов Северного Кавказа в годы Гражданской войны.

В соответствии с указанной целью определены задачи исследования:

• выявить условия и факторы формирования кабардинской интеллигенции в конце XIX - начале XX в.

• осветить проблемы просветительской деятельности кабардинской интеллигенции, её роль в становлении мусульманского и светского образования;

• определить значение российского культурного влияния на становление и развитие интеллигенции Кабарды в XIX - начале XX века;

• показать дифференцированность кабардинской интеллигенции;

• проследить эволюцию и трансформацию взглядов и форм социальной активности кабардинской интеллигенции в контексте общественных процессов конца XIX - начала XX в.;

В историографии рассматриваемого периода нет ни одного исследования, посвященного комплексному анализу становления кабардинской интеллигенции в конце XIX - начале XX в. Наиболее изученной является культурно-просветительская деятельность интеллигенции и основные её направления: вклад в развитие национального образования, разработку письменности. Исследователями отмечается, что в сфере интересов представителей кабардинской интеллигенции находились широкие пласты общественной жизни народа.

Непосредственно история адыгской интеллигенции получила фрагментарное освещение в обобщающих работах по истории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии1. Наряду с широким анализом общих закономерностей и особенностей культурной истории Центрального Предкавказья, в этих работах затрагивались некоторые аспекты просветительской деятельности отдельных представителей кабардинской интеллигенции, их роли в общественной жизни своего народа и других народов региона.

Отдельные составляющие исследуемой проблемы нашли также отражение в специальных работах по адыгской культуре. Они позволяют уточнить влияние межкультурного взаимодействия на характер и ход социокультурных процессов в адыгском обществе, определить сложную природу происхождения адыгской интеллигенции, направленность ее культурной и просветительской деятельности. Однако значительная часть данных исследований ограничены географическими рамками северо-западного Кавказа, Кубанской области. А.К. Бузаров2, З.Я. Емтыль3. М.Б. Беджанов4, З.Ю. Хуако5, P.A. Ханаху6 как правило, ограничиваются рассмотрением проблем интеллигенции западных адыгов, а адыгов восточных, т.е. кабардинцев рассматривают лишь фрагментарно.

В наибольшей степени тематике исследования близки работы, посвященные истории и культуре кабардинцев периода конца XIX — начала XX вв.

Процессы формирования национальной интеллигенции адыгов и бал-каро-карачаевцев подробно рассматриваются в нескольких монографиях Т.Х. Кумыковым. Он раскрывает деятельность как отдельных представителей интеллигенции, так и дает обобщающие характеристики основным тенденциям развития культуры и общественно-политической мысли в Кабарде7.

Различным направлениям общественной деятельности отдельных представителей формирующейся кабардинской интеллигенции посвящены работы Г.Х. Мамбетова8.

Обобщающие и информативно ёмкие работы по культурной истории Кабарды и Балкарии на рубеже XIX - XX вв. принадлежат М.З. Саблирову9. В частности, он рассматривает формирование в конце XIX в. кабардинской интеллигенции как часть общественных и культурных процессов10.

В монографии A.B. Кушхабиева11 исследуются процессы миграций черкесов в страны Ближнего Востока и Северной Африки, выявляются роль и место черкесских иммигрантов в социально-политической жизни Османской империи, рассматриваются основные проблемы черкесской диаспоры. Интересные исследования по истории зарубежных адыгов (в том числе и кабардинцев) написаны Х.С. Кушховым12, Г.В. Чочиевым13, Ф. Бадерхан14.

Культурной истории адыгов рассматриваемого периода, и в частности, адыгскому просветительству XIX — начала XX века посвящены исследования И.В. Трескова15, А.Х. Хакуашева16, Р.Х. Хашхожевой17, А.К. Бузарова18, М.А. Кошева19, Р.Г. Ошроева20.

Общие проблемы истории и культуры кабардинцев рассматриваются в работах К.Х. Унежева21. Он предлагает авторскую периодизацию процесса становления адыгской (главным образом, кабардинской) интеллигенции, следуя традициям советской социологической школы, которой свойственно включать представителей правящей элиты в «отряды» интеллигенции. При этом часть оказывалась в административно-управленческом отряде, другие — в идеологическом или военном. При таком подходе основными критериями становились сфера деятельности, характер и содержание труда, образование и т. д., то есть социально-статусные характеристики22. Таким образом, "формирование отдельных отрядов интеллигенции "в условиях русской действительности", согласно К.Х. Унежеву, осуществлялось кабардинскими князьями Темрюковичами - Черкасскими, выезжавшими на службу к царю со времен Ивана IV23. Следующим этапом "становления национальной интеллигенции" автор называет "период деятельности первых адыгских просветителей" XIX - начала XX в.24, которых К.Х. Унежев называет "первым отрядом национальной интеллигенции". В их числе он отмечает Ш. Ногмова, К. Атажу-кина, П. Тамбиева, Т. Кашежева, Я. Шарданова, В. Кудашева.

Новые и ранее мало известные факты жизни и деятельности представителей адыгской интеллигенции начала XX в. отражены в работах М.А. Ха-куашевой25, Ф.Ш. Ошноковой26, А.Х. Кармова и М.З. Саблирова27, O.A. Жан-ситова28, Ж.К. Акаевой29.

Отдельные вопросы истории адыгской (кабардинской) интеллигенции, получившие более основательное освещение в настоящей диссертации, отражены в ряде наших публикаций30.

Определенное значение при написании работы имели исследования по истории интеллигенции народов Северного Кавказа31 и России в целом (прежде всего, татарской мусульманской интеллигенции)32. Интерпретация понятия интеллигенция как социокультурного явления основана на теоретических разработках российских и зарубежных историков, социологов и культурологов33.

Несмотря на наличие множества исследований по истории формирования кабардинской интеллигенции, степень разработанности темы представляется недостаточной. В связи с необходимостью проведения комплексного исследования этой проблемы, в работе использовалась историческая, этнографическая, культурологическая и литературоведческая научная литература, в той или иной мере затрагивающая социокультурное развитие кабардинского общества во второй половине XIX - начале XX в.

Источниковую базу исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные источники.

Определенную группу составляют источники, выявленные в фондах Центрального Государственного архива Кабардино-Балкарской республики.

Среди привлеченных источников, наряду с раннее изучавшимися, значительную часть составили не находившиеся до сих пор в научном обороте. Использованные в исследовательских целях источники можно разделить на несколько групп. Большую группу составляют официальные документы высших и местных органов власти и должностных лиц, министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, попечителя Кавказского учебного округа, начальника Терской области. К ним относятся постановления, распоряжения, циркуляры, которые позволяют определить степень воздействия российской политики в области культуры и просвещения на процесс формирования кабардинской интеллигенции.

Важным источником является делопроизводственная документация: переписка государственных органов и учреждений, документы, исходящие от учреждений, организаций и отдельных лиц, в том числе представителей кабардинской интеллигенции и их родственников - ходатайства, прошения, поручительства. Данная группа документов позволила исследовать политику властей, направленную на формирование среди горцев Северного Кавказа слоя образованных людей, а также реакцию коренного населения на эту политику, выявить социальную основу формировавшейся интеллигенции, ее социальных устремлений и умонастроений. Вышеперечисленные виды источников широко представлены в сборнике документов, отражающих развитие народного образования в Кабарде и Балкарии в XIX - начале XX в., которые выявил, описал и опубликовал М.З. Саблиров34.

Группа информативных материалов, извлеченных из периодики, - заметки, извещения, объявления и сообщения о различного рода общественных мероприятиях, организованных по инициативе интеллигенции, позволила установить отдельные факты, свидетельствующие о формах ее участия в общественной жизни, восполнить пробелы в персоналиях. Они обогатили источ-никовую базу исследования, расширили информацию о формах общественной деятельности интеллигенции и позволили учесть как характеристики общественных отношений, так и личностное отношение интеллигенции к оценке своего места и роли в обществе.

Совокупность перечисленных документов различается по своей информативной отдаче. В ходе исследования предпринимались попытки ее повышения: удалось выявить отдельные составляющие политики царского правительства в сфере просвещения кабардинцев, восполнить сведения биографического характера.

В отдельную группу историографических источников следует выделить многочисленные статьи, авторами которых были представители кабардинской (адыгской) интеллигенции. Они позволяют проанализировать их взгляды и позиции, содержание творческой и общественно-политической деятельности. Эта группа источников объемна и разнохарактерна. Исходя из тематической и жанровой направленности публикаций интеллигенции, возможно выделение среди них нескольких типов. Наибольшим числом представлены публицистические статьи. Среди них четко выделяются несколько тематических направлений:

1. социально-политические статьи, в которых нашли отражение проблемы гражданского, социально-экономического, правового положения адыгов, как проживавших на Северо-Западном Кавказе, так и оказавшихся за пределами исторической родины;

2. работы, направленные на освещение и решение основных просветительских задач. Данный тип публикаций позволил проанализировать систему взглядов интеллигенции, многообразие ее общественных позиций, характер взаимоотношения с властями, а также процессы, происходившие внутри данного социокультурного слоя.

3. Другой тип публикаций представлен историко-этнографическими очерками и фольклорными материалами. Эти публикации позволили выявить роль интеллигенции в постановке и разработке важных вопросов истории и культуры кабардинцев, определить научное и общественное значение ее творчества.

В этом комплексе источников особо следует отметить ряд сборников. Ценным источником для изучения мусульманского культурного движения является «Адаб Баксанского культурного движения», подготовленный З.М. Налоевым35. В него вошли работы баксанских просветителей Н. Цагова, А.Дымова и др. «Адаб» является важным источником для изучения идеологии и методики новометодного мусульманского просвещения кабардинского народа.

Значительная работа по выявлению и введению в научный оборот документальных свидетельств жизни и деятельности представителей адыгской интеллигенции, а также их литературно-публицистического наследия проводится Р.Х. Хашхожевой36. В недавно изданный сборник публицистических произведений адыгских просветителей рубежа XIX - начала XX в. вошли многие ранее неизвестные статьи М.-Б. Хаджетлаше, X. Хаджемокора, Д.-Г. Хатококора, П. Коцева, С. Озрокова, и др. В них отражены культурные, экономические и политические проблемы, вопросы светского и религиозного просвещения, а также роли национальной интеллигенции в общественном и культурном развитии своих народов. Во введении представлен подробный обзор деятельности журнала «Мусульманин» и сотрудничавших с ним представителей адыгской интеллигенции.

Отдельным видом источника являются мемуары37 и дневники (в частности, дневник И. Купова, описанный Ж.К. Акаевой38).

При подготовке работы важным источником стали информационные ресурсы Интернета, содержащие в форме публицистических статей, электронных книг и публикаций периодической печати сведения о теории и истории российской и зарубежной интеллигенции, раскрывающих социально-политическое и культурное развитие мусульманских народов Российской империи и т.д.

Объем и содержание выявленных источников позволили сосредоточить внимание на выявлении факторов, способствовавших появлению в социальной структуре кабардинского общества интеллигенции; характеристике основных направлений её общественной деятельности в ходе социально-политических и культурных изменений, обусловленных Революцией 1905 -1907 гг., Февральской и Октябрьской революциями 1917 г., гражданской войной и установлением на Северном Кавказе Советской власти.

Методологической основой работы стали как общие, так и специальные методы историко-культурологического исследования. В качестве базовых были использованы такие общенаучные методы, как исторический и логический. Исходя из учета реального теоретико-методологического состояния исторического знания, при выработке теоретических подходов к теме диссертационного исследования предпринималась попытка сочетать различные подходы, способные обеспечить эффективность изучения избранной проблемы.

Основополагающими исследовательскими принципами стали принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил не только исследовать условия становления адыгской интеллигенции, но и динамику ее деятельности в конкретной исторической ситуации. Как показывает П,П. Амелин, конкретно-исторический подход в исследовании истории интеллигенции должен обеспечивать раскрытие и выяснение её социальной природы, её функции как социальной группы, ее место в социальной структуре общества и специфику ее связей с различными классами и слоями, ее профессионально - квалификационную структуру, сферы приложения ее сил и общественную значимость ее труда, выяснять причины и условия изменения ее природы, места в социальной структуре общества и роли в системе общественного разделения труда39. Принцип историзма позволил проследить истоки зарождения национальной интеллигенции, отметить взаимовлияние российских и региональных тенденций в развитии культуры, проследить их с учетом конкретно-исторических реалий.

Сравнительно-исторический метод используется для определения особенностей форм социальной активности северокавказской (российской) кабардинской интеллигенции и интеллигенции зарубежной адыгской диаспоры. Во второй половине XIX в. в силу трагических последствий Кавказской войны значительная часть адыгского этноса была вынуждена переселится в Османскую империю. Тем самым было нарушено единство этнокультурного пространства. В связи с этим для выявления особенностей культурного развития, есть необходимость сопоставления форм социальной адаптации российской кабардинской интеллигенции к социально-политическим условиям Российской империи и зарубежной интеллигенции к общественной ситуации в Османской империи (а затем Турции). Также в работе широко привлекается сравнительный материал о процессах развития интеллигенции у других народов Российской империи (татар, осетин и др.), которые оказывали определенное влияние на становление кабардинской интеллигенции.

Сочетание различных познавательных методов позволило более глубоко проанализировать процесс формирования интеллигенции в контексте важных социокультурных изменений, происходивших в кабардинском обществе в конце XIX - начале XX в.

Концептуальной основой работы служат следующие общие положения и понятия.

Ключевым понятием работы является интеллигенция. Его понимание до сих пор не нашло однозначной трактовки в научной литературе. Говоря о термине «интеллигенция», сошлемся на определение его известными российскими деятелями прошлого и настоящего.

Интеллигенция, - писал П.Н.Милюков, - как отдельная общественная группа, возникла, как только рост культуры или усложнение общественных задач вместе с усовершенствованием государственно-общественного механизма и демократизации управления создавали потребность в специализации и профессиональной группировке интеллигентского труда40.

И.И. Осинский отмечает, что "сложились в основном два подхода к рассмотрению данного термина. Один из них требовал видеть в интеллигенции образованных людей, занятых умственной деятельностью, другой — прежде всего идеологов, борцов за правду, за интересы народа, оппозиционеров власти, противников застоя, рутины.

Сторонники первого подхода видели в русской интеллигенции те же черты, которые были присущи интеллигенции других народов. Представители другого подхода рассматривали русскую интеллигенцию как уникальное явление, обладающее своими специфическими, только ей присущими чертами"41.

В понятии интеллигентности, как оно оформилось в России, - пишет Ю. Левада, - содержится нечто иное и большее, чем "слой" или "социальная группа"; это в то же время есть и социальная функция, роль, притом представленная как миссия, окруженная ореолом долга и жертвенности. Это не просто группа образованных людей, но некая общность, видящая смысл своего существования в том, чтобы нести плоды образованности (культуры, просвещения, политического сознания и пр.) в народ и уподобляющая эту задачу священной (по меньшей мере, культурно-исторической) миссии". По концепции автора определения, оно задано "специфической структурой отношений в треугольнике - "народ", "власть" и внешняя по отношению к ним, привносимая извне "культура". При этом каждая из этих вершин треугольника предстает в обобщенном и абстрагированном виде. Народ - "косная масса, предмет служения, любви и страха"; власть - "жестокая и консервативная сила, использующая отсталость массы против прогресса и интеллигенции, а достижения прогресса (модернизации) - против массы". Третьей вершиной треугольника и является интеллигенция, находящаяся всегда в оппозиции по отношению к власти несущая культуру и просвещение в народ. Точка зрения

Ю. Левады отражает и ещё одно распространенное в отечественной науке положение, что "интеллигенция - явление преимущественно российское, связанное с тем, что модернизация осуществлялась в России (и еще в немногих странах) именно в XIX в."42

Мы понимаем интеллигенцию как общественную группу, которая представляет из себя общность взаимодействующих друг с другом людей, занятых в сфере интеллектуального труда, имеющих определенные этико-нравственные характеристики и созидающих ценностно-ориентированной основы общественной деятельности. Общие подходы к исследуемой проблеме базируются на широком понимании интеллигенции как образованного класса, социокультурного слоя, выполняющего функцию аккумулятора, хранителя знаний и культуры народа.

Отдельные аспекты проблемы формирования кабардинской интеллигенции отражены в сравнительно широком круге литературы. Однако о том, что следует понимать под термином «кабардинская интеллигенция», до сих пор остается открытым в адыговедении, хотя многие авторы широко пользуются этим термином43. Причем, понимают они его слишком узко. Совершенно очевидна необходимость уяснения смысла понятия «кабардинская интеллигенция», ибо невозможно изучение предмета, пока не выявлены его содержание, круг явлений, которые он включает в себя, его характерные черты. В социальном ракурсе мы разделяем понимание национальной интеллигенции мусульманских народов России, сформулированное одним из представителей кабардинской интеллигенции начала XX в. К.-Б. Ахметуковым. В круг "интеллигентной части мусульманского сообщества" он включает офицеров, чиновников, купцов, докторов, юристов, студентов и вообще учащуюся молодежь, а также народных учителей Кавказа и Поволжья44. Примечательная деталь: "группа интеллигентных черкесов", организовавшая в 1908 г. издание журнала "Мусульманин", состояла из выходцев с Кавказа, не только черкесского (адыгского) происхождения45.

В связи с вышесказанным определенную сложнрсть представляет интерпретация соотношения понятий "адыгская интеллигенция" и "кабардинская интеллигенция". В этническом плане кабардинцы являлись восточным, одцим из наиболее многочисленных адыгских субэтносов. В этнокультурном плане они сохраняли много рбщего, что было обусловлено не только историческими корнями, но и нахождением в рассматриваемый период примерно в одинаковых социально-политических условиях в составе Российской империи. В связи с этим в рассматриваемой период никто из самих представителей не различал субэтнических групп адыгской интеллигенции. Вместе с тем, имеющееся исследование по теме "Адыгская интеллигенция" ограничивается географическими рамками Кубанской области, и в основном западноадыг-скими этническими рамками46. В связи с этим, употребляемое в нашей работе понятие "адыгская интеллигенция" охватывает прежде всего её кабардинских представителей и в этом смысле употребляется как синоним понятию "кабардинская интеллигенция". В представленной работе акцентируется внимание на взглядах и деятельности кабардинцев, которых по указанным выше параметрам можно отнести к интеллигентной части общества, а также тех представителей адыгской (не кабардинской) интеллигенции, которые имели непосредственное отношение к культурной истории Кабарды в конце XIX-началеXX в.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой первое в историографии систематическое исследование кабардинской интеллигенции в хронологических рамках конца XIX - начала XX вв. Работа носит комплексный характер, предполагающий анализ факторов формирования кабардинской интеллигенции, трансформации её мировоззрения, выявления и систематизации форм социальной активности интеллигенции, определения ее общественно-исторического значения в различных социально-политических процессах рассматриваемого периода. Диссертационное исследование дополняет новыми характеристиками традиционное для отечественной историографии представление о месте и роли интеллигенции в обществе, способствует выявлению нетрадиционных путей и способов ее формирования. Раскрывается роль кабардинской интеллигенции в защите общественных и культурных потребностей, а также прослеживается трансформация её социально-политической роли.

В работе прослеживается взаимоотношения интеллигенции с народом, показывает, как интеллигенция способствовала поднятию национального самосознания населения Северного Кавказа. Некоторые представители интеллигенции в контексте данной проблематики рассматриваются впервые (3. Даутоков-Серебряков, Н. Катханов, П. Коцев и др.). Также впервые их деятельность рассматривается в русле "мусульманского либерализма", сформировавшегося под влиянием политического направления джадидизма, прослеживается их политическая судьба в контексте революционных событий 1917 г. и Гражданской войны 1918 - 1920 гг.

Теоретическое значение исследования определяется прежде всего конкретно-историческим анализом и комплексным подходом к изучению процессов формирования и становления кабардинской интеллигенции, что позволило поставить ряд новых проблем, решение которых позволит существенно расширить наши представления о сложном процессе социокультурной адаптации кабардинцев и других народов Северного Кавказа к изменяющейся общественно-политической ситуации в России во второй половине XIX — начале XX в.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования её материалов при исследовании различных аспектов социально-экономического и культурного развития кабардинского общества в конце XIX - начале XX в. Результаты исследования могут быть востребованы при подготовке обобщающих работ по истории народов Северного Кавказа; учебных пособий и спецкурсов по истории культуры и истории интеллигенции Кабардино-Балкарии. Историческая специфика и социальные функции национальной интеллигенции могут быть учтены при разработке и осуществлении политики региональных органов власти в отношении социокультурного развития общества.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение и список литературы. Главы диссертации составлены с учетом проблемных принципов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Кабардинская интеллигенция в конце XIX - начале XX в."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках работы исследование позволило проанализировать процессы в общественной жизни адыгов в конце XIX — начале XX вв., связанные с формированием и деятельностью адыгской интеллигенции. Историографический анализ предоставил возможность определения общих очертаний проблемы, выделения её базовых составляющих, выявления недостаточно освоенных исследователями тем, что позволило сосредоточить внимание на вопросах, нуждающихся в более обстоятельном изучении: условиях формирования адыгской интеллигенции, особенности просветитель-ско-религиозной деятельности интеллигенции, роль интеллигенции в революционных процессах начала XX в.

Исследование процессов, происходящих в сфере культуры, политики, социальной сфере Кабарды конца XIX - начала XX вв., взаимодействие и взаимовлияние кабардинской и русской интеллигенции, свидетельствуют о складывании условий, предопределивших социокультурные изменения в кабардинском адыгском обществе и формирование в нем особой общественной группы - интеллигенции. Национальная интеллигенция активно исследовала, изучала историю и традиционную культуру своих народов. В этих условиях познавательная функция национального самосознания стала доминирующей.

Характерной особенностью социального движения кабардинской интеллигенции рубежа XIX - XX вв. было то, что оно не ориентировалось на русское освободительное движение и преследовало две основные цели - национальное и социально-экономическое освобождение. При этом условия для реализации последней сложились только после Февральской революции 1917 г.

Необходимость самосохранения в сложных исторических условиях существования и адаптации к ним определила потребность в выделении интеллигенции как особой группы, способной пересмотреть весь комплекс ранее существовавших общественных представлений, выработать новые социально значимые идеи, способные обеспечить существование и развитие адыгов как этноса, стать ценностно-ориентированной основой их общественной деятельности.

В качестве значимого условия формирования интеллигенции, вытекавшего из сущностной стороны понятия интеллигенции, можно рассматривать процесс развития образования.

Одной из основных сфер общественной деятельности адыгской интеллигенции являлось просветительство. Адыгское просветительство представляет собой сложное явление историко-культурного развития адыгского народа, которое определялось, в первую очередь, национальной спецификой, культурными традициями народа, социально-экономическим и политическим положением.

Учитывая характер политического и межкультурного взаимодействия в регионе можно выделить два самостоятельных образовательных источника: российский культурный канал и восточный культурный канал. Оба они способствовали не только росту образовательного и интеллектуального уровня адыгов, но и культурной трансформации, изменениям в традиционной структуре адыгского общества.

Подлежит переосмыслению и деятельность религиозных представителей, которая до недавнего времени оценивалась однозначно как реакционная. В этих рамках исследована деятельность турецко-подданных учителей, нанимаемых жителями адыгских аулов на свои средства. Это было довольно своеобразное явление в истории развития образования на Кавказе.

Мусульманское школьное образование обладало серьёзными перспективами дальнейшего развития. Увеличение количества предметов по всем отраслям знания, повышение образовательного уровня преподавателей при интенсификации культурного обмена с адыгскими диаспорами в дальнейшем могло бы способствовать превращению начальной религиозной школы в один из каналов распространения исламского знания.

Конфессиональное образование у адыгских народов достигает относительно высокого развития во второй половине XIX — начале XX века. Имеется в виду не только то, что почти в каждом селе была своя приходская школа, а в крупных селах - своеобразное медресе (своеобразие это состояло в отходничестве учеников: медресе не хватало квалифицированных учителей по некоторым — особенно нетрадиционным - предметам, и сохсты временно уходили к другим устазам, которые лучше знали нужные дисциплины) и что открывались такие серьёзные учебные заведения как Баксанская духовная семинария, но и то, что многие не удовлетворяясь этим ездили за средним образованием в Дагестан, Крым, Казань, Уфу, за высшим образованием - в Египет (университет ал-Азхар), Стамбул. Среди тех, кто получил в те времена мусульманское высшее образование можно назвать имена таких деятелей адыгской интеллигенции, как Н. Цагов, А.Дымов, И.Купов, И. Тлегуров, Т. Губашиев, А. Хапцев и др.

Свою задачу просветители видели не только в том, чтобы способствовать оптимальной интеграции кабардинского народа в новые социально-политические условия, но и в выработке ценностно-ориентированной основы последующей культурной деятельности народа, которая бы наряду с новыми идеями вобрала бы в себя богатство культурных форм, накопленных предшествующими поколениями. Пытаясь решить эту задачу, просветители выступили за европеизацию общественного быта и образования при сохранении и развитии важных элементов этнической культуры.

Побудительной силой и основой движения передовой общественной мысли кабардинской интеллигенции явились национально-патриотические настроения, зревшие в народе, откуда они произошли в этот знаменательный этап истории Кавказа, а также влияние на горцев передовой русской общественной мысли, литературы и культуры. Именно российская передовая общественная мысль, её наука и культура явились той богатой базой, отправной точкой, на которую опирались адыгские просветители, как и другие народы Кавказа.

Формирование кабардинской интеллигенции происходило в период сложных социально-политических изменений в жизни народов Северного Кавказа, которые поставили в первый ряд задачу самосохранения и самоутверждения народа. В плане решения этих задач и развернулась деятельность интеллигенции. В её основу легло стремление к наиболее оптимальному вхождению кабардинцев в социально-политическую систему российского государства при сохранении и развитии значимых для дальнейшей эволюции этноса элементов культуры.

В результате интеллигенцией были определены в качестве приоритетных направлений общественной деятельности — развитие этнической культуры кабардинского народа, борьба против ущемления его гражданских и политических прав, просвещение народа, ликвидация феодально-патриархальных пережитков и европеизация быта. При этом характерной особенностью общественной деятельности кабардинской интеллигенции являлось то, что, как правило, она не приводила к прямой оппозиции во взаимоотношениях с властью. Понимая невозможность решения своих общественных задач с позиции силы, она не шла на конфронтацию, а искала пути к их решению в конкретных условиях существования.

 

Список научной литературыБичиева, Изабелла Сафарбиевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1.A. Шогенцуков. Страницы биографии / Предисл., составл. и комментарии М.К. Шаковой. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - 176 с.

2. Абрамов Я.В. Кавказские горцы: материалы для истории черкесского народа. Краснодар, 1927. - Вып.З.

3. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура / Ин-т гуманит. исслед. Правительства КБР и КБНЦ РАН; Редкол.: Х.М. Думанов (гл. ред.) и др. Нальчик: Эль-Фа, 2000.

4. Азаматова Г.К. Ислам в общественных традициях кабардинцев и балкарцев // Южнороссийское обозрение. Вып. 1. - 2001.

5. Айдемир Иззет. Причины и результаты выселения черкесов в Османскую империю // Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа в XIX в. и проблемы мухаджирства. Нальчик, 1994.

6. Акаева Ж.К. Арабский язык и арабское письмо. Их значение в культурной и общественной жизни кабардинцев и балкарцев в XVIII начале XX в. // Вестник КБИГИ. - Вып. 11. - Нальчик, 2004. - С. 114-125.

7. Алиев Б.Р. Северокавказская диаспора. Махачкала, 2001.

8. Амелин П.П. Интеллигенция и социализм. Л., 1970.

9. Амирханов Р.У. Татарское просвещение в зеркале истории (дооктябрьский период) // Ислам в Среднем Поволжье: история и современность: Очерки. Казань: Мастер Лайн, 2001//http://tataroved.rU/institut/novhist/publ/l/

10. Ансоков М.Т. Образование и развитие национальной советской государственности народов Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1974.

11. Аталиков В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик: Полиграфсервис и Т., 2000.

12. Абдуллаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана XIX в. М., 1968

13. Бабич И.Л., Ярлыкапов A.A. Исламское возрождение в современной Кабардино-Балкарии: перспективы и последствия. М., 2003.

14. Бадерхан Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и •Иордании (вторая половина XX века). М.: Институт востоковедения РАН, 2001.

15. Байтуган Б. Этапы развития национально-освободительного движения на Северном Кавказе // ВИ. 2001. - № 5.

16. Башиева Ж.Д., Супрунова Л.Л. Становление образования в Ка-барде и Балкарии (конец XVIII начало XX века) // Вестн. Пятигор. лингвист. ун-та. - 2000. - №3.

17. Беджанов М.Б. Одной судьбой, одной дорогой. Краснодар: Советская Кубань, 1998.

18. Бейтуганов С.Н. Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. -Нальчик, 1991.

19. Бекалдиев М.Д. История Кабардино-Балкарии с древнейших времен до конца XIX в. Нальчик, 1997.

20. Беннигсен А.И. Гаспринский (Гаспрали) и возникновение джади-дизма в России // ЭО. 1992. - №6/

21. Бербеков Х.М. Образование и развитие кабардинской социалистической культуры. Нальчик, 1958.

22. Березгов Б.Н. Черкесская диаспора (Страницы истории зарубежных черкесов) // Адыгская и карачаево-балкарская диаспора: история и культура. Нальчик, 2000.

23. Березгов Б.Н. Современное положение Северокавказских мухад-' жиров в странах мира (история из расселения и историко-культурные перспективы) // Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа в XIX в. и проблемы мухаджирства. Нальчик, 1994.

24. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

25. Берзедж H. Изгнания черкесов /Причины и последствия/. Майкоп, 1996.

26. Бессмертная О.Ю. Русская культура в свете мусульманства: мусульманский журнал на русском языке, 1910 1911 // Одиссей. Человек в истории. РАН. Ин-т всеобщ, истории / Гл. ред. А.Я. Гуревич. - M.: Coda, 1996. - С.268-286.

27. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. -Нальчик, 1991

28. Бичиева И.С. Адыгская интеллигенция в конце XIX начале XX в. (к вопросу о терминологии) // Материалы всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных "Перспектива - 2004". -Нальчик, 2004. - Том II. - С. 192-194.

29. Бичиева И.С. Интеллигенция и проблемы светского и духовного образования у кабардинцев в конце XIX начале XX в. // VI Конференция молодых ученых КБНЦ РАН. Тезисы докладов. - Нальчик, 2005. - С. 100-102.

30. Бичиева И.С. Интеллигенция и формирование адыгской диаспоры в Османской империи // Материалы всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных "Перспектива 2005". - Нальчик, .2005. - С.273-275.

31. Бичиева И.С. Светское и духовное образование в Кабарде в конце XIX начале XX в. // VI конгресс этнологов и антропологов. Тезисы докладов. - СПб., 2005.

32. Бичиева И.С. Становление адыгской интеллигенции // I Конференция молодых ученых КБНЦ РАН. Тезисы докладов. Нальчик, 2000. -С.54-57.

33. Болотин И.С. Термин "интеллигенция": эволюция содержания и объема за 100 лет // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей / Под ред. Ж.Т. Тощенко; Сост.: О.Н. Козлова, В.Ф. Левичева. -М: РГГУ, 2001.-С.81-87.

34. Боров А.Х. Думанов Х.М. Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик: Эль-Фа, 1999.

35. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999.

36. Бузаров А.К., Бузаров К.И. Из истории просветительского движения адыгской духовно-арабистской интеллигенции//Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: (Сб. науч. тр.). Майкоп, 1996.- Вып. 1,-С. 31-46.

37. Бузаров А.К. Из истории культурного развития адыгов начала XX века (по материалам рукописного наследия С.Х. Сиюхова) // Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. ст. Майкоп, 1998.

38. Бузаров А. К. Отклики джадидизма на Северном Кавказе и генезис черкесской новометодной школы // Информационно-аналитический вестник АРИГИ. История, этнология, археология. Майкоп, 2002. - С.302-306.

39. Бушуев С. К. Из истории русско-кабардинских отношений. -Нальчик, 1956.

40. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. - С.644-706.

41. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

42. Воронцов-Дашков. Записки по управлению Кавказским краем.1907.

43. Герандоков М.Х. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1917-1940 гг.). Нальчик: Эльбрус, 1975.

44. Голубева JI.Г. О некоторых проблемах изучения просветительской мысли на Северном Кавказе в XIX веке // Филологические труды КЕНИИ. Вып. 1. - Нальчик, 1977.

45. Гугов Р.Х. Улигов У.А. Очерки революционного движения в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1967.

46. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения // ЭО. №5.

47. Гражданская война в России: разгром Деникина. СПб., 2003.

48. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе. Нальчик.2001.

49. Дзамихов К.Ф. У истоков адыгской словесности // КБ А. Майкоп, 1991.

50. Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухуми, 1975.

51. Дзидзоев М. Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии (2-я пол. XIX нач. XX вв.). - Орджоникидзе, 1979.

52. Де Бесс Ж.-Ш. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829-1830 гг. // АБКИЕА. Нальчик, 1974

53. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX в.) // ВИ. 1996. - № 11-12. - С.39-53.

54. Емельянова Н. М. Мусульмане Кабарды. М., 1999.

55. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция (конец XIX начало XX в.). Автореферат дисс. канд. истор. наук. - Майкоп, 1999. - 22 с.

56. Емтыль З.Я. Адыгская интеллигенция. Начало XX века. Становление исторических взглядов. Майкоп, 1999.

57. Емтыль 3. Я. Некоторые проблемы национальной психологии в трудах адыгских просветителей (конец XIX—начало XX вв.) // Вопросы теории и методологии истории». Вып. 2. - Майкоп, 1997.

58. Еремеев Д.Е. Этногенез турок. — М., 1971.

59. Ечерух М. Роль кавказских горцев в политической и общественной жизни Турции // Мусульманин. Париж. 1910. - №6.

60. Жанситов O.A. Антибольшевистское движение в Кабарде и Бал-карии под руководством 3. Даутокова-Серебрякова // ИВ КБИГИ. Вып. I. -Нальчик, 2005. - С.275-284.

61. Жанситов O.A. Противоправные действия советской власти в Кабарде и Балкарии в годы гражданской войны (1918 1920) // ИВ КБИГИ. -Вып.П,-2005.-С.218-238.

62. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993.

63. Интеллигенция и революция. XX век // Под ред. К.В. Гусева. М.,1985.

64. Интеллигенция Северного Кавказа в истории России: Межрегион. сб. науч. ст. / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 1997. - 160 с.

65. Ислам в татарском мире: история и современность Казань: Панорама, 1997.

66. История Кабарды с древнейших времен до наших дней. / Отв.ред. Н.А.Смирнов, М., Изд. Академии наук СССР, 1957.

67. История Кабардино-Балкарской АССР. Т. 1. М.: Наука, 1967.

68. История народов Северного Кавказа. Т. 1,2. - М.: Наука, 1988.

69. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997.

70. Казарина М.А. Из истории развития образования в Кабарде в конце XX начале XX вв. // УЗ КБГПИ. - Вып. 13. - Нальчик, 1957. - С. 161180.

71. Калинина Е.В. Социальная роль провинциальной.интеллигенции юга России в развитии культуры села (60-70-е гг. XX в.). // Интеллигенция Северного Кавказа в истории России. Ставрополь: СГУ, 1997.

72. Калмыков Б.Э. Революционное движение в Кабарде и Балкарии / Сост. Р.Х. Гугов, У.А. Улигов. Нальчик, 1957.

73. Калмыков Б.Э. Статьи и речи. Нальчик, 1983.

74. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии: (Конец XVIII начало XX века). - Нальчик: Эльбрус, 1995.

75. Кармов А.Х., Саблиров М.З. Жизнь и общественно-политическая деятельность П.Т. Коцева // ИВ КБИГИ. Вып. II. - Нальчик, 2005. - С. 374398.

76. Касумов А.Х., Касумов Х.А. Геноцид адыгов. Нальчик, 1992.

77. Кешева Е.Т. Просвещение и наука Кабардино-Балкарии за годы Советской власти // 50 лет Советской автономии Кабардино-Балкарии. Сборник статей. Нальчик, 1971.

78. Кешоков А.П. Народное образование // Кабардинская АССР. -Нальчик, 1946.

79. Костылева Л.Р. Интеллигенция в новейшей истории России, ее место и роль в современной этнокультурной ситуации //В помощь преподавателям и студентам, изучающим спецкурс «Взаимоотношение культур в общественном развитии». Краснодар: КГАУ, 1998.

80. Костылева Л.Р. Интеллигенция северокавказского региона: исто-рико-культурологический анализ. // Автореферат дисс. на канд. истор. наук. -Краснодар: КГУКИ, 2001.

81. Копачев И.П. Школьное образование в Кабарде и Балкарии в конце XIX начале XX века. // УЗ КБНИИ. - Том XIX. - Серия экономическая и историческая. - Нальчик, 1963.

82. Кошев М.А. Люди, события, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях и документах (конец XIX XX в.). -Майкоп, 1999.

83. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX начале XX века. - Нальчик, 1991.

84. Кошев М.А. Ставропольская гимназия и просвещение горцев (70 90-е годы XIX века) // КБА. - Вып.6. - Майкоп, 1989.

85. Краснов М. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.

86. Крикунов В.П. Северный Кавказ в революции 1905 1907 гг. // Кабарда. - Нальчик, 1955. - №7.

87. Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. -Нальчик: Эльбрус, 1991. 190 с.

88. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии. Библиографический указатель литературы. Нальчик, 1979.

89. Культурное строительство в Кабардино-Балкарии (1918-1941 гг.). Сборник документов и материалов. / Отв. ред. Х.И. Хутуев. Нальчик, 1985. -Т.1

90. Кумыков Т.Х. Кази Атажукин. Нальчик, 1969.

91. Кумыков Т. X. Культура и общественно-политическая мысль Ка-барды первой половины XIX в. Нальчик, 1991

92. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX вв. - Нальчик, 1996.

93. Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию последствие кавказской войны. - Нальчик, 1994.

94. Кумыков Т.Х. О жизни и деятельности В.Н. Кудашева // Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Нальчик: Эльбрус, 1991.-С.З-28.

95. Кумыков Т.Х. Общественная мысль и просвещение адыгов и бал-каро-карачаевцев в XIX начале XX в. - Нальчик, 2002. - 448 с.

96. Кусова Л.Б. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л.Г. Лопатинского, Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева на Северном Кавказе (конец XIX первая четверть XX в.): Дис. канд. пед. наук. - Владикавказ, 2002.

97. Кушхабиев A.B. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX -XX вв.).-Нальчик, 1997.

98. Кушхов Х.С. Некоторые аспекты этнокультурной идентификации зарубежной черкесской диаспоры. // Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000.

99. Лаврова Н.С. Крестьянские выступления в ходе подготовки и осуществления коллективизации в Кабардино-Балкарии. //Перспектива-2003. Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Том V. - Нальчик, 2003.

100. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. -М., 1998.-222 с.

101. Мамбетов Г.Х. Адыгское крестьянство в творчестве Адиль-Гирея Кешева // Известия СКНЦВШ. 1975. - № 1

102. Мамбетов Г.Х. Земельный вопрос в творчестве общественно-политических деятелей адыгов, балкарцев и карачаевцев // Общественно-политические деятели адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. (Материалы конференции). Нальчик, 1976;

103. Мамбетов Г.Х. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. // Известия СКНЦВШ. - 1974. - №

104. Мамбетов Г.Х. Общественно-политические деятели адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. о крестьянском вопросе // Общественно-политические деятели адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX в. (Материалы конференции). - Нальчик, 1976;

105. Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX начале XX в. // Известия СКНЦВШ. Общественные науки. - № 3. - Ростов н/Д, 1980.- С.29-35.

106. Мамедов С.М. Становление и развитие народного просвещения в дореволюционном Дагестане. Дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 1998.

107. Матвеев В. А. Православие и мусульманство в России: ретроспективный взгляд на межконфессиональные взаимоотношения до 1917 г. // Соборность в России и современность. Ростов н/Д, 1997

108. Милитарев А. О содержании термина "диаспора" (К разработке дефиниции)//Диаспора. 1999. -№ 12.

109. Милюков П. Интеллигенция и исторические традиции // Интеллигенция в России. СПб., 1916.

110. Мисост Абаев: общественно-политические взгляды. Нальчик: Эльбрус, 1980. - 132 с.

111. ИЗ. Мужев И.Ф. 1905 год в Кабарде. Нальчик, 1955.

112. Мухаметшин Р. Исламский фактор в общественном сознании татар (XVI—XX вв.) // Татарстан. — 1994. — № 3—4.

113. Мухаметшин Р. Проблема идентичности татар в начале XX века глазами национальной интеллигенции: этнонациональные и политические аспекты // http://www.archipelag.ru/authors/muhametchin/?library= 1226.

114. Мухаметшина Н.С. Этническая «символьная элита»: понятие, функции, подходы к исследованию // httn://www.ethnonet.ru/lib/1203-01 .html

115. Налоев З.М. Баксанское культурное движение и его адаб // Адаб Баксанского культурного движения. Нальчик: Эльбрус, 1991. - С.8-77.

116. Налоев З.М. К типологии баксанского адаба // Вопросы кавказской филологии и истории. К 80-летию Г.Ф.Турчанинова. Нальчик, 1983. -С. 107-118;

117. Налоев З.М. Из истории Баксанской учительской семинарии // Этюды по истории адыгской культуры. Нальчик, 1985. С. 175-190;

118. Налоев З.М. Адаб баксанского культурного движения. Нальчик,1991.

119. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978.

120. Налоев З.М. О восточном культурном канале // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. (Материалы конференции 28-29 марта 1974 г.). - Нальчик, 1976. - С. 145-165.

121. Нефляшева H.A. Мусульмане Северо-Западного Кавказа: ислам и власть (20-е гг. XX в.) // Ислам и право в России. Вып.1. - М.,2004. •

122. Нефляшева Н. Особенности развития Ислама у адыгов на СевероЗападном Кавказе // http://www.islam.ru/pressclub/histori/sevkazis/

123. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (материалы конференции 28-29 марта 1974 г.). -Нальчик, 1976.

124. Однодневная перепись начальных школ в империи. Вып.1, ч.1. Кавказский учебный округ. Пятигорск, 1914.

125. Опрышко О. Л. Кавказская Конная Дивизия. Возвращение из забвения. Нальчик, 1999.

126. Опрышко O.JI. На изломе времен. Нальчик, 1996.

127. Осинский И.И. О происхождении и содержании понятия "интеллигенция" // Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей. М: РГГУ, 2001. - С. 67-72.

128. Ошнокова Ф.Ш. Дымов Адам педагог, первопечатник и журналист // Вестник КБИГИ. Вып. 10. - Нальчик, 2003. - С.282-295.

129. Ошнокова Ф.Ш. Из истории кабардинской журналистики // Вестник КБНИИ. Нальчик, 1972. - Вып.5. - С.59-71.

130. Ошроев Р.Г. Критерии грамотности в историческом освещении (региональный аспект) // Сб. V конференция молодых ученых КБНЦ РАН. Тезисы докладов. Нальчик, 2004.

131. Петракова В.Ф. Общественно-политическая мысль народов Северного Кавказа в I половине XIX в. в исторической литературе // Вопросы истории и историографии Северного Кавказа (дореволюционный период). Нальчик, 1989

132. Пронштейн А.П., Петракова В.Ф. Советская историческая наука и вопросы изучения кавказского мухаджирства XIX в. // Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа в XIX в и проблемы мухаджирства. Нальчик, 1994.

133. Резван Е.А. Коран и история России // Россия и Кавказ. СПб.: ЗАО «Журнал Звезда», 2003. - С. 17-43.

134. Рождение нации российских мусульман // http://talar.famc1an.rn/0/knizd4.htm

135. Рыженко В.Г. Интеллигентоведение 1990-х гг.: стереотипы исследовательской практики // Исторический ежегодник 2002-2003. Омск, 2003. - С.87-97.

136. Саблиров М.З. К биографии учителя И.М. Кармова // УЗ КБГУ. Сер. историко-филологическая. Нальчик, 1971. - Вып.43. - С.201-206.

137. Саблиров М.З. Очерки истории Кабарды и Балкарии в конце XIX начале XX в. - Нальчик, 2001.

138. Саблиров М.З. Очерки истории культуры Кабарды и Балкарии в конце XIX начале XX в. - Нальчик, 1997.

139. Саблиров М.З. Народное образование в Кабарде и Балкарии в

140. XIX нач. XX в. Нальчик, 2001.

141. Саблиров М. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX начале XX в. - Нальчик, 2001.

142. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: Сб. статей / Под ред. Ж.Т. Тощенко; Сост.: О.Н. Козлова, В.Ф. Левичева; РГГУ. Философ, фак. Отд-ние социологии. Центр социолог, исследований, МГСА. НИЦ ИМ. М: РГГУ, 2001. - 321 с.

143. Тресков И. В. Этюды о Шоре Ногмове. Нальчик, 1974

144. Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX в. (1903-1917). Орджоникидзе, 1968. .

145. Тресков И.В. Адыгские просветители и писатели XIX начала

146. XX века // Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. -С.65-82.

147. Туганов Р.У. Страницы прошлого. Нальчик, 1989.

148. Туганов Р.У. Талиб Кашежев. Нальчик, 1981.

149. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917). Пятигорск: ПГЛУ, 1994.

150. Улигов У.А. Социалистическая революция и гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917 1922 гг.). - Нальчик, 1979.

151. Улигов У.А. Шабаев Д.В. Они боролись за власть Советов в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1967.

152. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик,2003.

153. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

154. Ушаков A.B. Русская интеллигенция периода буржуазно-демократических революций // Интеллигенция и революция XX века. М., 1985.

155. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

156. Фишкин Д. Развитие османского либерализма в начале XX в. // Перспектива-2003. Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Том V. - Нальчик, 2003.

157. Хабутдинов А. Лидеры нации. Казань: Татарское книжное издательство, 2003.

158. Хавжоко Шаукат Муфти. Герои и императоры в черкесской истории (Бейрут, 1972) / Пер. Б.Н. Березгова. — Нальчик, 1994.

159. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

160. Хакуашева М.А. Новые сведения к биографии Нури Цагова // Вестник КБИГИ. Вып. 10. - Нальчик, 2003. - С. 180-187.

161. Хатаев И.Е. Истоки школы и просвещения на Северном Кавказе // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -Пятигорск, 1999. № 3.

162. Хатаев И.Е. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я. М. Неверова (1810 1893 гг.). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002.

163. Хафицэ М.М. Разбросаны адыги по белому свету: книга о черкесском зарубежье. Нальчик, 2000.

164. Хашхожева Р.Х. Адыгская публицистика XIX начала XX века. Избранное. - Нальчик: Эль-фа, 2005.

165. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX -начала XX века. Нальчик: Эльбрус, 1983.

166. Хащхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX начала XX в. - Нальчик, 2003.

167. Хашхожева Р.Х. Деятели адыгской культуры дооктябрьского периода. Избранное. Нальчик, 1991.

168. Хашхожева Р.Х. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.

169. Хашхожева Р.Х. Кази-Бек Ахметуков. Жизнь и творчество // Избранные произведения. Нальчик, 1993.

170. Хетагуров X. Горские штрафные суммы // Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Владикавказ, 2000. Т.4. С. 129-130.

171. Хетагуров К. Неурядицы Северного Кавказа // Полное собрание сочинений. Т.4. - Владикавказ, 2000. - С.131-158.

172. Хетагуров К. Особа (этнографический очерк) // Полное собрание сочинений. Т.4. - Владикавказ, 2000.

173. Хетагуров К. Открытое письмо к осетинской интеллигенции // Полное собрание сочинений. Т.4. - Владикавказ, 2000. - С.288-289.

174. Хлынина Т.П. Северокавказские национальные движения в революции 1917 года: проблемы исследований // Информационно-аналитический вестник АРИГИ. История, этнология, археология. Майкоп, 2002. - Вып.5. -С.46-61.

175. Цагов H.A. Избранные произведения. Нальчик, 1993.

176. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа: Научный иобщественно-теоретический журнал Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы. - 1999. - № 3 (19).

177. Чеченов Ш.Ш. Осуществление ленинской программы народного образования в Кабардино-Балкарской АССР (1920-1970гг.). Нальчик: Эльбрус, 1971.

178. Чочиев Г.В. Из истории деятельности «Черкесского общества единения и взаимопомощи» в Османской империи в 1908-1914 гг. // Вестник КБИГИ.-Вып. 10.-Нальчик, 2003.

179. Чуприна В.И. Интеллигенция. Власть. Культура: опыт взаимодействия. Краснодар. 1999.

180. Чхеидзе К.А. Страна Прометея. Нальчик, 2004.

181. Щеголев А.И. Крестьянское движение в Кабарде и Балкарии в годы столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик, 1962.

182. Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сб. статей / Под. ред. А. Б. Юнусовой и А. В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. — М.,1998. — 124 с.

183. Ямаева JL К вопросу об истоках мусульманского либерализма в России начала XX в.// Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сб. статей. М., 1998. - С. 102-113.

184. Яфаунов A.M. О газете "Адыгэ макъ" А. Дымова и Н. Цагова // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX -начале XX века: (Материалы научной конференции 28 29 марта 1974 года) -Нальчик, 1976.-С.315-320.

185. СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

186. АБКИЕА Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - первой половины XIX в. / Сост. Б.А. Гарданов. - Наль- & чик, 1974.

187. Архив КБИГИ Архив института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН.

188. Вестник КБИГИ Вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН.

189. ВИ журнал «Вопросы истории».

190. ИВ КБИГИ — Исторический вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН.

191. КБА Культура и быт адыгов.

192. УЗ КБГПИ Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного педагогического института.

193. УЗ КБГУ Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного университета.

194. УЗ КБНИИ Ученые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института.

195. УЗ КНИИ Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института

196. ЦГА КБР Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики.

197. ЦГА РСО-А Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания.

198. ЦГИА РГ Центральный государственный исторический архив республики Грузия.

199. ЦДНИ КБР Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской республики.

200. ЭО журнал "Этнографическое обозрение"