автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Интуиция как философско-антропологическая проблема
Полный текст автореферата диссертации по теме "Интуиция как философско-антропологическая проблема"
На правах рукописи
Камалова Ольга Николаевна
к
ИНТУИЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры
Автореферат
Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
I
Ростов-на-Дону 2005
Работа выполнена в Ростовском государственном педагогическом университете
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор
Несмеянов Евгений Ефимович
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Лешкевич Татьяна Геннадьевна
кандидат философских наук, доцент Петкова Светлана Михайловна
Ведущая организация Ростовский институт сервиса
Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса
Защита состоится 14 декабря 2005 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной Научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «£?» ноября 2005 г.
2оо(гА 1И907О
Актуальность темы исследования.
Интуиция является объектом теоретико-познавательного осмысления уже в некоторых древнейших философских учениях и исследования ее проходят через всю историю философии. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема эта продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. Число авторов и мнений относительно природы этого феномена стремительно возрастает. Каждое философское обращение к интуиции имеет свои исторические особенности. Не является исключением и 20 век. В современных философских дискурсах отмечается отход от классического рационализма, ориентированного в основном на научное знание. Внимание обращается к антропологическим основам познания. Существенно трансформируются традиционное представление о субъекте познания, о специфике субъект-объектных отношений, о процессе познания в целом. Открытие новых горизонтов и измерений человека способствовало переосмыслению и расширению границ знания, актуализации исследований не фиксируемых ранее компонентов и уровней познавательной активности; неявных, дорефлективных мыслительных структур. Пересматриваются многие философские проблемы, включая и интуицию. Изучение этого феномена, определение его статуса в современных условиях осуществляется различными путями. Диссертант обращается к историко-философской традиции. В этом плане наш подход не является чем то принципиально новым. Новым можно считать то, что наше исследование интуиции осуществляется в контексте антропологических идей о сущности человека. Поскольку в литературе указанный аспект не получил должного освещения, то это, в значительной мере определило цели и задачи исследования. Нам представляется, что указанный исследовательский подход будет способствовать выявлению мало исследованных аспектов понимания интуиции как в истории философии, так и в современных научных дискурсах.
Степень разработанности проблемы.
Проблема интуиции привлекает внимание исследователей на протяжении всей философии. В европейской философской традиции представления о ней восходят к унс^^Лу^Щ^^^^Др^стотеля,
Щс
БИБЛИОТЕКА С. И •9
присутствуют в христианской патристике и теологии, в неоплатонизме эпохи Ренессанса, учениях Декарта, Спинозы, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, а в нашем столетии - Бергсона, Гуссерля, Шелера, Хайдеггера и других.
Большое внимание феномену интуиции отведено в наследии русской философской школы, в работах Киреевского И.В., Франка C.JI., Лосского Н.О., Ильина И.А., Бердяева H.A. В последние десятилетия в отечественной печати было опубликовано много новых материалов по данной теме (Асмус В.Ф., Дубровин В.Н., Егоров A.B., Кармин B.C., Ирина В.Р., Новиков A.A., Родионова И.К.,Грановская P.M. и др.) Широкое распространение в современной отечественной философии получило представление об интуиции как специфической форме познавательного процесса, характеризующейся непосредственностью, внезапностью, новизной. В большинстве работ интуитивистская проблематика разрабатывается на материале научного творчества. Интуицию определяют как способность формирования наглядных представлений объектов непосредственным наблюдением (В.П.Бронский), трактуют ее как способ внезапного достижения нового знания путем своеобразного «перескакивания» этапов строгого логического рассуждения при неосознаваемости самого механизма вывода (И.К. Родионова, И.К.Михайлова, В.Д.Бирюков), форму познания, выражающуюся в специфическом сочетании чувственного (образного) и логического (П.В. Копнин, В.Р.Ирина, A.A. Новиков, А.С.Кармин). Некоторые работы посвящены феномену интуиции в художественном творчестве (Левчук Л.Т., Никифоров В.И., Ермохин A.A. и др.).
Для проведения диссертационного исследования большое значение имеют труды Ростовской философской школы: Дубровина В.Н., Матяш Т.П., Режабека Е.Я., работы по философии науки Кохановского В.П., Несмеянова Е.Е., Лешкевич Т.Г. и др.
Существенный вклад в разработку проблемы интуиции на современном этапе внесли отечественные психологи и физиологи: Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Теплов Б.М., Леонтьев А.Н., Тихомиров O.K.,Симонов П.В., Бассин Ф.В., Лук А.Н.. и др. В современной когнитивной психологии, ориентированной на изучение индивидуального процесса мышления, исследуются механизмы возникновения интуитивного знания. Признанным аспектом осмысления феномена выступает взаимосвязь интуиции и бессознательного. «Отражение побочного продукта действия - и есть то зерно, из которого вырастает интуиция» (Пономарев А.Я.) Некоторые психологи обращают внимание на роль эмоций в формировании интуитивного знания ( Симонов П.В., Налчаджян A.A., Морозов И.М.)
Настоящее исследование, предпринятое автором, проводится с учетом существующих конкретных подходов и обобщений по проблеме интуиции.
Цели и задачи исследования
Основной целью исследования является рассмотрение феномена интуиции, выявление ее многомерности в контексте антропологических идей о сущности человека.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Выявить предпосылки актуализации интуитивной проблематики в 17 веуе. Показать влияние антропологических представлений о сущности человека на постановку и решение проблемы интуиции в философии Нового времени (на примере концепции Декарта).
2. Выявить антропологические основания трансформации интуитивной проблематики в новоевропейской иррациональной философии (на примере концепций Шопенгауэра и Бергсона).
3. Рассмотреть учения об интуиции А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М. Шелера, М.Хайдеггера, С,Л. Франка. Выделить инвариантное в осмыслении проблемы.
4. Типологизировать основные исторические варианты решения проблемы интуиции.
5. Проанализировать эмоциональный аспект интуиции (на материале современной антропологии и психологии).
Объектом диссертационного исследования являются теории интуиции, сложившиеся в классической и неклассической философских традициях. Определение такого объекта исследования дает возможность выявить общую динамику трансформации интуитивистской проблематики в истории философии и определить статус проблемы в современном философском дискурсе.
Предметом исследования выступает интуиция в аспекте ее субъективно-личностных характеристик.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования являются диалектические принципы объективности и всесторонности рассмотрения. Одним из основных методов, используемых в диссертации, является сравнительно-исторический метод, предполагающий возможность реконструирования проблемы интуиции и представлений о человеке, сложившиеся в различные исторические периоды. В работе используются возможности междисциплинарного синтеза, то есть результатов исследования феномена в конкретных науках о человеке, широко применяется метод сравнительного анализа, метод структурного анализа, а так же общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, аналогии, моделирования. Для решения поставленных задач сочетание вышеуказанных методов представляется необходимым.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.
Основные положения и выводы диссертации могут служить теоретическим материалом для дальнейших исследований по проблеме интуиции.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты в материалы лекционных и семинарских занятий философской антропологии, истории философии, психологии. Полученные выводы могут быть также использованы при разработке учебных и научно-методических пособий.
Основная гипотеза исследования.
Теоретико-познавательной гипотезой является то, что несмотря на ярко выраженную гносеологическую составляющую проблемы интуиции, рассмотрение этого феномена как экзистенциально-личностного знания предполагает обращение к эмоциональной сфере сознания, к проблеме бытия в целом. Тем самым открывается возможность комплексного понимания интуиции в структуре философского знания.
Научная новизна исследования.
1. Выявлены социокультурные и антропологические основания актуализации интуитивной проблематики в 17 в. Показано, что понимание природы и специфики интеллектуальной интуиции в
философии Нового времени тесно связано с классическим определением человека как мыслящего существа.
2. Установлено влияние антропологических идей о сущности человека, оформленных в «философии жизни», на трансформацию интуитивной проблематики в новоевропейской философии;
3. Проанализированы интуитивные и антропологические идеи А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггера, СЛ. Франка. Выявлены общие черты, характеризующие интуитивную проблематику 20 в. в целом.
4. Обозначены основные исторические варианты интуитивного знания. Наряду с общепризнанными: чувственной и интеллектуальной интуицией, в философии вычленяется интуиция-переживание как особый, не сводимый к предметным формам познания, интегративный вид знания.
5. Проанализированы антропологические основания неоднозначного понимания эмоций в истории философии, установлено значение эмоционального фактора в реальном мыслительном процессе (психологический аспект). Выдвинута гипотеза, согласно которой эмоциональная активация является важной составляющей интуитивного познания.
Основные положения выносимые на защиту.
I 1. В результате стремительного развития наук в 16-17 в.в. меняется
не только представление о мире, но и самом человеке, его способностях. Ориентированная на математическую «модель» познания, философия Нового времени утвердила разумность и > логичность собственно человеческими качествами, определяющими
сущность человека. В философии Декарта интуиция понимается как высшая форма разума. Признаки интуитивного знания очевидность, ясность, простота. Предельную самоочевидность Декарт находит в положении «Я мыслю», открывая тем самым путь к рациональному истолкованию человека, к закреплению антропологической проблематики, включая интуицию, в гносеологической плоскости.
2. В противовес сциентистской направленности классической философии, «философия жизни» обращается к внутреннему опыту,
переживанию человека. В рассмотрение вводятся более широкие и глубокие уровни сознания. Дорефлективное сознание не является ясным и отчетливым, но оно, считают представители иррациональной филдософии, непосредственно связано с жизнью, волей, влечениями и поэтому определяет сознание в его разумно-логической форме. В «философии жизни» в корне меняются антропологические представления о родовой сущности человека, осуществляется постановка проблемы интуиции в нетрадиционном ключе.
3. В новоевропейской философии пересматриваются представления о специфике и природе интуитивного знания. В философии А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггера, С.Л.Франка интуиция выступает как широкий и динамический тип обобщения, особая форма целостного, глубинного знания, превосходящего по своей значимости возможности дискурсивного мышления. Не будучи обусловленной лишь особенностями субъекта, на уровне индивидуального сознания интуитивное знание осознается как глубоко личностное;
4. Основными, гносеологически признанными вариантами интуиции являются интеллектуальная и чувственная интуиция. В настоящем исследовании, проведенном в контексте антропологических идей, выявлено, что наряду с указанными формами существует вид опыта, в гносеологическом аспекте раскрывающийся как мыслящее переживание. Незаслуженное «забвение» этого типа интуиции или сведение его лишь к осознанному перцептивному опыту, объясняется доминированием рационально-сциентистской линии в истории европейской философии.
5. То, что проблема эмоций не получила должного освещения вплоть до 20 века, является результатом определенного (в целом негативного) отношения к этой проблеме в истории философии. По мнению современных авторов, эмоции являются онтологической и гносеологической основой человека, выступают внутренней стороной, гранью мышления. Особенно велико значение эмоций на стадии формирования невербализованных смыслов. Включение эмоционального фактора в реальный мыслительный процесс меняет и отношение к проблеме интуиции в современной антропологии и психологии. Как субъективно-личностное явление, интуиция имеет свои генетические корни в эмоциональной сфере.
Апробация работы.
Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и выступлениях на научной конференции аспирантов и соискателей СКНЦ ВШ (г. Ростов н/Д, 2002-2003г.г.) и итоговой научной конференции молодых ученых РГМУ (г. Ростов н/Д, 2005 г.). Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и культурологии Ростовского государственного педагогического университета и на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СевероКавказского Научного Центра Высшей Школы (г. Ростов н/Д, 2005 г.).
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка литературы, насчитывающего 165 наименований.
Основное содержание работы.
Во введении формулируется объект и предмет исследования, обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, сформулированы теоретические положения, выносимые на защиту, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Человек, его сущность и интуиция в идеях классического рационализма» показаны историко-философские основы осмысления проблемы интуиции, дан анализ ее понимания в концепциях рационализма 17-19 в.в. Обозначен классический подход в понимании интуиции.
В первом параграфе «Сущность человека и феномен интеллектуальной интуиции в философии 17 века» рассматриваются учения об интуиции Р.Декарта, Б.Спинозы, ДЛокка. Отмечается, что хотя черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились уже у древнегреческих авторов, особую значимость эта проблема приобретает в 17 веке, когда в результате стремительного развития наук теоретико-познавательная проблематика выходит на первый план, а рационализм становится самой влиятельной методологической и мировоззренческой силой времени. Ядро философии Нового времени - в убежденности
способности человеческого разума получить адекватное познаваемой реальности знание. Идеалом познания объявляется математика, а разумность, логичность признаются собственно человеческими качествами, определяющими сущность человека. Наивысшая методологическая оценка, которую все без исключения рационалисты давали математическому знанию, ставила перед ними вопросы об источнике и критериях достоверного знания. Пытаясь ответить на эти вопросы, философия 17 века и обращается к интуиции, выдвигает эту проблему в центр философских дискуссий.
Под интуицией Декарт понимает высшую способность разума, «мыслительную операцию», «проницательность», а также само знание. Признаки и критерии достоверности интуитивного знания -непосредственность, очевидность, простота. Для подтверждения своих выводов Декарт призывает обратиться к собственному сознанию, «мыслящему Я», как исходному пункту, являющемуся самым непосредственным и очевидным образцом для всех прочих истин. Таким образом, в философии Декарта отчетливо обозначился гносеологический и антропологический аспекты проблемы интуиции.
Схожие представления об интуиции мы находим у Спинозы. Познавательный процесс мыслится им как переход от одного рода познания к другому, более высокому. Интуиция связывается им с третьим родом познания, когда «вещь воспринимается единственно через ее сущность или познание ее ближайшей причины». К указанным Декартом критериям интуитивного знания, Спиноза добавляет идущее из пантеистической традиции понимание интуиции как целостного знания.
Представители эмпирической философии, в частности Локк, отвергая теорию «врожденных идей», принимает выдвинутую рационалистами концепцию интеллектуальной интуиции. Ум, согласно Локку, может воспринимать соответствие или несоответствие идей непосредственно «как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он на него направлен». Интуиция у Локка, как и у других представителей философии Нового времени, является интеллектуальной основой, тесно взаимосвязанной с дискурсивным мышлением. То есть, то, что постигается интуитивно, может быть оформлено, логически доказано, продемонстрировано. Опираясь на логику, мышление человек, по мнению философов 17 века, может получить адекватное и исчерпывающее знание о мире и самом себе.
Во втором параграфе «Феномен интуиции в контексте антропологических идей немецкой классической философии» анализируются взгляды И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Фр.Шлейермахера, Г. В.Ф.Гегеля.
Определяя человека как существо не только разумное, но и активное, Кант тем не менее, отрицает выработанное предшествующей философией понятие интеллектуальной интуиции. Человек, с точки зрения Канта, не обладает достоверным знанием о внешней и внутренней реальности. Он остается для себя ноуменом, непознаваемым на уровне сущности. Кант отрицает также саму способность интеллекта к созерцанию. И то и другое сводится к конечности познавательных возможностей человека. Мир выступает для людей как данный, поэтому восприятия или созерцания могут быть, по Канту, только чувственными (пространство и время), а не интеллектуальными. Именно отсюда следует мысль об ограниченности чувственного созерцания и недоступности по этой причине «вещей в себе». Но познавательные возможности человека не ограничиваются только его восприимчивостью. Человек является существом мыслящим, активным, деятельным, что и выделяет его из всего остального мира. Не в состоянии познать реальность как она есть в себе, человек, по Канту, в состоянии понять результаты своей деятельности. Но теоретическое познание есть мысленное конструирование, поэтому всякое знание является не исходным, а конечным продуктом познавательного процесса. Кант отрицает как непосредственный, так и только интеллектуальный характер (знание-синтез чувственности и рассудка) получения знания. Интеллектуальная интуиция как внечувственное знание сущности вещей доступна только Богу.
Рациональная философия 19 века, преодолев дуализм и агностицизм кантовской философии, вновь возвращает отвергнутое им понятие интеллектуальной интуиции.
Фихте рассматривает это явление с позиций субъективного идеализма, где все познавательные способности человека и реальность внешнего природного мира с необходимостью дедуцируются из единого принципа - деятельностного, мыслящего Я. Интуиция понимается им как схватывание сущности действования, как способ разрешения, возникших в действовании (познании) противоречий, как форма слияния в акте познания субъекта и объекта, мыслящего и мыслимого. Интуиция является непосредственным фактом индивидуального сознания и вместе с тем, высшей формой философского самосознания. «Это требуемое от философа созерцание самого себя при выполнении акта, благодаря которому у него возникает Я, я называю интеллектуальной интуицией». «Вникни в самого себя, отврати свой взор от всего иного, что тебя окружает...» -таково требование философского обращения.
В объективном идеализме Шеллинга человеку отводится роль привилегированной частности в иерархии бытия, ибо только в
человеке мировой Разум осознает себя. Интуиция рассматривается как «глубокий внутренний опыт», высшая форма знания. «Оно возникает тогда, когда мы перестаем быть объектом для самих себя, когда созерцающее Я, замкнувшись в себе, становится тождественным созерцаемому я...». Интуиция - принадлежность аристократов ума, поскольку возвыситься до осознания всеобщего содержания может далеко не каждый человек. Это знание неисчерпаемо, в глубине своей иррационально. Шеллинг разделяет мнение многих романтиков, согласно которому искусство в разнообразии своих средств дает больше возможностей для объективации интуитивного знания, чем другие сферы человеческой деятельности.
В диссертации анализируются особенности эстетизма раннего Шеллинга, в котором по мнению диссертанта, заложены основы его позднего мировоззрения.
В отличие от многих своих современников, Шлейермахер считал, что в наиболее чистом виде интуиция проявляется не в художественном, а в религиозном сознании. Суть религии - в религиозном переживании. В противоположность научному познанию, которому философ отводит активную роль, в религии человек «по-детски пассивен», активен сам универсум. Шлейермахер ие признает аристократического подхода Шеллинга и считает, что интуицией обладает каждый человек. Интуитивное знание возникает в момент «погружения» в Абсолют, почти не поддается описанию, о нем трудно, даже невозможно говорить. Единственной реакцией индивидуального сознания является возвышенное чувство бесконечного.
С позиций идеалистической диалектики, Гегель подвергает критике представления об интуиции в ее романтической версии. То, что, считает он, в большинстве случаев выдается за истину, оказывается лишь субъективным «уверением», чувствованием, поэтому единичным и случайным фактом. Единичное и индивидуальное, по твердому убеждению Гегеля, не может отвечать требованиям общезначимости и объективности. Это сфера несвободы человека. Знание, говорит Гегель, всегда мышление, а мышление есть процесс, движение. Назначение человека - преодолев собственную индивидуальность, овладеть бесконечным мышлением. При этом мысль Гегеля об одухотворенном истинном созерцании, «которое охватывает субстанцию предмета во всей его полноте» по признанию философа, в некотором смысле совпадает с понятием интеллектуальной интуиции . Шеллинга. Не отрицая возможность такого созерцания, Гегель отрицает непосредственный характер являемого в нем знания. Подчеркивая, что непосредственное знание есть результат целого ряда опосредствований и убежденный в полной познаваемости
действительности, Гегель критикует любую попытку отказаться от метода, логики, выступает против приоритета религиозного и художественного познания над философским. В его философии интуиция, созерцание не имеет того значения, которое отводигся ей в философии Шеллинга и романтизма.
Все рассмотренные концепции интуиции базируются на признании широких познавательных возможностей человека. В философии Нового времени оформляется классическая «модель» интеллектуальной интуиции, включающая следующие положения: знание, которое психологически выступает как ясное, простое, самоочевидное;
единство мышления и созерцания;
интеллектуальное, рациональное (не чувственное, не эмоциональное) явление познания.
Показано, что трактовки интеллектуальной интуиции не являются однородными. Представители немецкой классической философии, критикуя механистическое, рассудочное мировоззрение, понимают ее (за исключением Канта) как форму рационального познания, преодолевающую конечность определений рассудка, как познавательное единство конечного и бесконечного, субъекта и объекта. Отмечается, что к концу 19 века стремительно распространяются иррациональные мотивы в философии, влекущие за собой переосмысление и феномена интуиции. Эта тенденция заметна уже в философии романтизма и Шеллинга. Рационалистическая же направленность эпохи сказывалась в том, что все духовные способности исследовались как способности разума. Интуиция утверждается как знание, дополняющее познание научное, а не замещающее его целиком.
В третьем параграфе «Иррациональный «ответ» в понимании человека и ценность интуиции в философии А.Шопенгауэра» выявлены основания иррациональной философии А.Шопенгауэра. Подвергая критике идею о единой закономерности мира, Шопенгауэр противопоставляет ей представление о свободно действующем начале - воле. Воля - иррациональная основа мира. Весь видимый мир есть эманация воли и познание его дает мир как представление. Время, пространство, причинность, закон достаточного основания суть априорные формы субъекта, которые он в процессе познания «накидывает» на познаваемые объекты. Это формы рационального знания феноменального мира, а не вещей самих по себе. Но человек отличается от всего, что его окружает тем, что способен к самопознанию вне всякого представления. Воля как вещь в себе постигается человеком интуитивно.
Шопенгауэр выделяет два типа интуиции: эмпирическую и мистическую, иррациональную. Первая является интеллектуальной, поскольку «причинность входит уже как условие в эмпирическое воззрение, которое оказывается, таким образом, функцией рассудка». Представление об интеллектуальной интуиции, развитое в немецком рационализме 19 века как непосредственно созерцающем разуме, Шопенгауэр отвергает. Сущность мира и человека постигается совершенно иным способом. «Процесс этот... мистичен, ибо он есть нечто такое, в чем разум не может дать непосредственного объяснения и основания и чего нельзя отыскать опытным путем». Стать «чистым», «безвременным» субъектом познания может далеко не каждый. Для большинства людей, деятельность которых направлена на обладание вещами, истина мира скрыта.
В философии Шопенгауэра, по мнению диссертанта, оформились основные идеи, которые во многом повлияли на трансформацию интуитивной проблематики в новоевропейской философии. Это отрицание единой закономерности и субстанциальности мира, утверждение иррациональной воли в качестве сущностного определения человека, интерес к дорефлективному сознанию, внутреннему опыту, субъективно-личностному началу в познании, приоритет искусства по сравнению с другими сферами деятельности.
Во второй главе «Феномен интуиции в гносеологических и антропологических концепциях XX века» рассматриваются концепции А. Бергсона, Э.Гуссерля, М.Шелера, С.Л.Франка, в которых, по мнению автора, наиболее четко представлена характерная для 20 века в целом, тенденция в решении проблемы интуиции. 20 век - время перемен во всех сферах бытия. Возрастает критика рационализма в познании, существенно меняется характер и статус науки, критерии и масштабы оценки человека и его жизнедеятельности.
В первом параграфе «Проблема человека и интуиции в философии А.Бергсона» анализируется интуитивная философия А.Бергсона, в которой достаточно четко демонстрируется новая модель сознания. Понимание сознания как ясного и прозрачного для самого себя есть, по Бергсону, сужение сферы сознания, сведение его к поверхностным, рефлективным слоям. В рассмотрение вводятся гораздо более глубокие и первичные уровни, которые непосредственно связаны с жизнью. Свою причастность этой сфере человек обычно ощущает где-то на периферии своего обыденного повседневного существования, неявно чувствует и понимает вопреки естественным стремлениям. В связи с этим интуиция понимается как :
первичное иррациональное знание человека, «глубинное, внутреннее Я» в противоположность «поверхностному Я»; способ «метафизического исследования предмета в его индивидуальной сущности»;
познавательная форма, которая противоположна рациональным, дескриптивным формам (логическому выводу, анализу).
В параграфе рассматривается эстетическая концепция Бергсона, выявлены специфика и особенности проявления интуиции в художественном творчестве.
Отмечается, что бергсоновская версия интуиции в целом не лишена противоречий. Рассматривая феномен с позиций иррационализма, противопоставляя интуицию и интеллект, философу, по мнению диссертанта не удается с достаточной ясностью раскрыть ее познавательную природу и значение.
Во втором параграфе «Интуиция человека. От феноменологии к экзистенциализму» диссертант обращает внимание на то, что вопросы о дорефлективной данности «жизни» человеческому сознанию становятся центральными в философских дискурсах 20 века. Близкие по предпосылкам бергсоновкому пониманию интуиции подходы можно обнаружить в интуитивизме, философской антропологии, экзистенциализме. Ввиду того, что Бергсону не удалось до конца преодолеть неартикулированность данности сознанию некоторого содержания, многих философов бергсоновская версия при решении проблемы интуиции не устраивала.
В диссертации рассматривается интуитивная концепция Гуссерля. Сознание - целостный поток переживаний, наиболее существенным признаком которого является интенциональность. Интенциональность понимается как направленность на мир, действие, придающее смысл миру, открывающее его. Интуиция или восприятие - необходимое условие познания. Философ выделяет чувственную и эйдетическую (категориальную) интуиции. И та и другая интеллектуальны, поскольку между миром и человеком всегда лежит сфера смысла, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир и самого себя. Переключение внимания с чувственных данных на сам этот смысл образует суть категориальной интуиции. Этот тип созерцания, предполагающий сосредоточенность и целенаправленность сознания, Гуссерль называет «идеирующей абстракцией». Интуиция гарантирует познанию целостность, адекватность и является основным методом философии.
На основе феноменологических интерпретаций сознания стала более четко вырисовываться и сфера теоретических изысканий экзистенциально-антропологической философии. На первое место выдвигаются проблемы смысла жизни, собственно человеческой
истины в отличие от деперсонализированной истины предшествующей философии.
Одно из ведущих мест занимает феномен интуиции в философской антропологии М.Шелера. В отличие от Гуссерля, отдавшего предпочтение теоретической деятельности и не считающего эмоции, в целом, объективирующими, исполненными предметности, Шелер, напротив, определяет эмоциональное сознание в качестве первичного по сравнению с рационально-теоретическим. При этом философ выступает против сведения эмоций исключительно к чувственно-телесным состояниям. Эмоциональное сознание рассматривается им в качестве высшей степени духовности. Развивая в себе способность «интенционального чувствования», своего рода «эмоциональную интуицию» человек, по Шелеру, может постичь вещи в их собственном бытии, достичь высших ценностей (любви, святыни). Причину ущербности ценностного мира людей современности, Шелер связывает не с отсутствием ценностей, а с типом современной цивилизации, ее бездуховностью и практицизмом, способствующим притуплению интуитивной способности.
Значительное место феномену интуиции отведено в философии экзистенциализма. Центральная проблема для Хайдеггера во все периоды его творчества - проблема человека, смысла его существования. Хайдеггер отличает бытие от сущего (онтологическое от онтического). Бытие «ближайшее, хотя и остается для человека самым дальним», поскольку человек в своем опыте всегда держится за сущее, предметное, зримое. В основе бытия лежат эмоциональные характеристики человека. Именно поэтому оно не может быть схвачено как вещь, «пред-ставление» по аналогии с внешним созерцанием. Но у человека всегда есть «смутная понятность бытия». Экзистенциональное понимание выступает у Хайдеггера и как проблема интуиции, хотя сам термин встречается в его работах крайне редко. В вопросе об интуиции Хайдеггер отличает свою позицию от традиционно «созерцательной» линии исследования феномена. Под его критику попадает и «оригинальное созерцание» Гуссерля. По Хайдеггеру, интуитивно-экзистенциональное понимание является логически и исторически первичным, нежели феноменологическое «узрение сущности».
В третьем параграфе «Живое знание в контексте антропологических идей СЛ.Франка» обращается внимание на характерное не только для западной, но и для русской философии 1920 в.в., стремление преодолеть поверхностный позитивизм в понимании реальности. Отмечается, что представления об интуиции, развитые русской философией тесно связаны с метафорой «сердца», отражающей особенности русской ментальное™ и являющейся ценной
предпосылкой целостного учения о человеке. Бытие, пишет Франк, никогда нельзя понять одной лишь мыслью, как и усмотреть внешним способом. Оно доступно не «воспроизводящему знанию-мысли», а «живому знанию», как «единству мышления и переживания», «мыслящему переживанию». Понимание интуиции как целостного познания, основанного на «собирании» всех духовных сил, характерно для многих русских философов («истинное познание», «живое знание» Киреевского И.В., мысль о «целостности духа» Хомякова A.C., «сердечное созерцание» Ильина И. А. и др.). Новизна и значение подхода Франка - в синтетическом характере учения об интуиции, органично сочетающем в себе особенности как русского, так и европейского философствования. «Мыслящее переживание» Франк отличает от интуиции «созерцательной», которая будучи «обладанием исконным-единством, вместе с тем имеет его во вневременной форме...по аналогии с определенностью» и не дает совершенного обладания всей полнотой реальности. Отношение Франка к отвлеченному, дискурсивному знанию двойственно. С одной стороны, опираясь на интуицию всеединства, оно не может исчерпать ее полноты; с другой, не является ни ложным, ни бесполезным. По мнению Франка, научный подход к действительности - это величайший способ проверки и очищения знания, отделения в нем истины от субъективных мнений, придания ему ясности и обозримости. При этом, Франк, хотя и признает ценность рационального познания, считает, что «адекватное знание может дать лишь такое изображение предмета, которое пытается воссоздать эту интуицию как таковую» Задачу эту выполняет искусство.
Таким образом, в отличие от предшествующей философской традиции, в интуитивизме, антропологии, экзистенциализме интуиция представляется как целостное, глубинное и уникальное знание человека. Подчеркивается значение субъективно-личностного фактора в его формировании. Смещение интуитивной проблематики, постановка и решение этой проблемы в нетрадиционном ключе тесно связаны с новыми подходами в понимании природы человека, его сущности, интересом философов 20 века к тем сторонам сознания, мимо которых проходила рациональная философия.
В третьей главе «Ценность эмоционального сознания и интуиции в индивидуальном бытии личности» диссертант обращает внимание на необходимость комплексного изучения проблемы интуиции. Анализируется эмоциональный аспект в структуре интуитивного знания.
В первом параграфе«Проблема эмоций в свете современной антропологии и психологии», проводится анализ эмоционального
сознания человека (психологический и философский аспекты). Обращается внимание на отличие эмоций от ощущений. Эмоции - это определенные состояния Я, обладающие модальной специфичностью, не сводимой к сенсорным модальностям. То, что для западноевропейской философии тема эмоций не была, в целом актуальной, является результатом определенного отношения человека к миру и самому себе. Современные психологи дифференцируют эмоции на высшие и низшие, делят их по качествам (интенсивность, длительность, осознанность), отмечают их предметную направленность, выделяют их функции. В параграфе рассматривается вопрос о взаимосвязи эмоций и мышления. При изложении этого вопроса диссертант опирается на положения Выготского JI.C. о единстве интеллекта и аффекта, работы Рубинштейна С.Д., Леонтьева А.Н., Вилюнаса В.К., Тихомирова O.K. и др. При исследовании индивидуального процесса мышления современные ученые выделяют различные его фазы. Формирование замысла или «общей схемы мысли» может, по их мнению, осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровнях (Выготский Л.С., Лурия Л.П., Дубровский Д.И., Тихомиров O.K.). В современных исследованиях показано, что в большинстве случаев процесс формирования невербализованных смыслов предшествует их вербализации и объем их шире того, что определено в словесной форме. Исключительно важное значение в фазе формирования замысла отводится эмоциям, которые выполняют роль «внутренних сигналов, с помощью которых сознанию впервые «презентируется» непосредственная сущность неосознанных образований» (Васильев И.К.).Установлено (Тихомиров O.K.), что эмоциональная активация может опережать «выдачу» решения на речевом уровне дважды; как «чувство близости решения» и как «эмоциональное решение задачи» на невербальном уровне. В современных конкретно-научных исследованиях подчеркивается, таким образом, что эмоции не только сопровождают мыслительный процесс, но и органически включены в сам процесс формирования знания.
Во втором параграфе «Интуиция как экзистенциально-личностное знание» рассматривается вопрос о взаимосвязи интуиции и эмоций. Подчеркивается, что этот факт не прошел незамеченным ни для философии, ни для психологии. Показано, что преобладание негативного отношения к эмоциям, устранение их из структуры мыслительного акта не исключает и позитивное отношение к ним. Так, например, уже в античности сложились представления о неких «чистых переживаниях», оторванных от «низменных» потребностей и страстей. Поскольку взаимосвязи между духовными и телесными эмоциональными состояниями как правило, не устанавливалось, то
даже в тех случаях, когда интуитивное знание оценивалось как глубоко личностное и описывалось в таких терминах как, «духовная радость», «познавательная любовь» и т.д., оно рассматривалось как духовное, интеллектуальное, но не связанное с эмоциональной сферой, явление сознания.
О необходимости пересмотра роли эмоций в структуре мыслительной деятельное™ заговорили только в 20 веке. На фоне выраженного интереса мыслителей к проблеме человека, его уникальности и индивидуальности, представители философии и науки 20 в. открываются новые перспективы для исследования интуиции в аспекте ее субъективно-личностных характеристик. Диссертант обращает внимание на недостаточность исследования эмоционального аспекта интуиции в отечественной философии и науке. Хотя частично этот вопрос освещается в работах некоторых психологов (Налчаджян A.A., Симонов П.В., Морозов И. М.), специальных работ по данной проблеме нет. Так Морозов И.М., рассматривая интуицию с позиций теории установка (Узнадзе Д.) определяет ее как момент связи бессознательного и сознания. Автор выделяет чувственно-эмоциональный и интеллектуальный уровни интуиции. Для первого характерно отсутствие четкой предметной направленности. Субъекту в данном случае свойственно стремление к вербализации своего состояния. Второй уровень интуиции - интеллектуальный приводит к четкому осознанию содержания. Несмотря на то, что гносеологический аспект эмоциональной интуиции выявлен недостаточно, сама идея «уровневого» понимания интуиции оказывается в русле современных представлений о структуре и динамике познавательного процесса. В результате проведенного исследования диссертант приходит к выводу, согласно которому интуиция может быть понята как целостное знание-переживание, осуществляющееся через активность всех способностей человека, включая внешнее осознанное восприятие и внутренние психофизиологические состояния. Будучи обусловленным не только особенностями субъекта, но и различными надиндивидуальными факторами, на уровне индивидуального сознания интуиция переживается как глубоко личностное знание. Рассмотрение эмоционального аспекта интуиции показывает лишь один из возможных путей изучения многомерного феномена интуиции в субъективно-личностном плане.
В заключении подводятся общие итоги диссертационного исследования, отмечается его значение, намечены дальнейшие направления в исследовании проблемы.
Основные положения диссертации изложены в следующих
публикациях:
1. Камалова О.Н «Понятие и роль интуиции в эстетической концепции Бенедетто Кроче» / Гуманитарные и социально-экономические науки, №2,2002 г., с. 5-9.
2. Камалова ОН. «Учение А.Бергсона об интуиции «реального времени»» / Гуманитарные и социально-экономические науки, №1, 2003 г., с.22-24.
3. Камалова ОН. «Об искусстве и эстетизме в философии раннего Шеллинга» / Наука и образование, №3,2003 г., с.127-131.
4. Камалова О Н. «Интуиция и специфика художественного познания (об эстетических воззрениях А.Бергсона)» / Гуманитарные и социально-экономические науки, № 2,2004 г., с. 15-17.
5. Камалова ОН. «Интуиция как философско-антропологическая проблема» / Сборник 59 итоговой конференции молодых ученых, 2005 г., с.11.
Подписано в печать /0. МЛ005. Формат 60*84 1/1в. Бумага офсетная. Печать офсетная. Объемл^физ печ л Тираж/00 экз Заказ Ы°2-
ИПО РГПУ
344082, г Ростов-на-Дону, ул Большая Садовая, 33
4 i,
■
№2 2 4 35
РНБ Русский фонд
2006-4 22819
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Камалова, Ольга Николаевна
Введение.
Глава 1. Человек, его сущность и интуиция в идеях классического рационализма.
§1. Сущность человека и феномен «интеллектуальной интуиции» в философии XVII в.
§2. Феномен интуиции в контексте антропологических идей немецкой классической философии.
§3. Иррациональный «ответ» в понимании сущности человека, ценность интуиции в философии А. Шопенгауэра.
Глава 2. Феномен интуиции в гносеологических и антропологических концепциях XX века.
§ 1. Проблема человека и интуиция в философии А.Бергсона.
§2. Интуиция человека. От феноменологии к экзистенциализму.
§3. «Живое знание» в контексте антропологических идей C.JI. Франка.
Глава 3. Ценность эмоционального сознания и проблема интуиции в индивидуальном бытии личности.
§1. Проблема эмоций в свете современной антропологии и психологии.
§2. Интуиция как экзистенциально-личностное знание.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Камалова, Ольга Николаевна
Актуальность темы исследования.
Интуиция или непосредственное знание является объектом теоретико-познавательного осмысления уже в некоторых древнейших философских учениях и исследования ее проходят через всю историю философии. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. Число авторов и мнений относительно природы этого феномена стремительно возрастает.
Каждое философское обращение к феномену интуиции имеет свои исторические особенности. Не является исключением и 20 век. В современных философских дискурсах отмечается отход от классического рационализма, ориентированного в основном на научное знание. Внимание обращается к антропологическим основам познания. Существенно трансформируются традиционное представление о субъекте познания, о специфике субъект-объектных отношений, о процессе познания в целом. Открытое новых горизонтов и измерений человека способствовало переосмыслению -и расширению границ знания, актуализации исследований не фиксируемых ранее 'компонентов и уровней познавательной активности; неявных, дорефлективных мыслительных структур. В современных условиях пересматриваются многие философские проблемы, к числу которых относится и интуиция. При этом, очевидно, что традиционно гносеологическая проблематизация данного феномена не отменяет значимость и антропологического его анализа со стороны выявления оснований, уходящих вглубь человеческой природы. Нам представляется, что указанный исследовательский подход, включающий в себя и конкретно-научные данные о человеке, будет способствовать выявлению не исследованных ранее аспектов понимания интуиции,* как в истории философии, так и в современных научных дискурсах.
Степень разработанности проблемы.
В европейской философской традиции представления об интуиции восходят к учениям Платона и Аристотеля, присутствуют в христианской патристике и теологии, в неоплатонизме эпохи Ренессанса, учениях Декарта, Спинозы, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, а в нашем столетии - Бергсона, Гуссерля, Шелера, Хайдеггера и других. Большое внимание феномену интуиции отведено в наследии русской философской школы, в работах Киреевского И.В., Франка СЛ., Лосского Н.О., Ильина И.А., Бердяева Н.А.
В последние десятилетия в отечественной печати было опубликовано много новых материалов по данной теме (Асмус В.Ф.,'Дубровин В.Н., Егоров А.В., Кармин B.C., Ирина В.Р., Новиков А.А., Родионова И.К.,Грановская P.M. и др.) Широкое распространение в современной отечественной философии получило представление об интуиции как специфической форме познавательного процесса, характеризующейся непосредственностью, внезапностью, новизной. В большинстве работ интуитивистская проблематика разрабатывается на материале научного творчества. Интуицию определяют как способность формирования наглядных представлений объектов непосредственным наблюдением (В.П.Бронский), трактуют ее как способ внезапного достижения нового знания путем своеобразного «перескакивания» этапов строгого логического рассуждения при неосознаваемости самого механизма вывода (И.К. Родионова, И.К.Михайлова, В.Д.Бирюков), форму познания, выражающуюся в специфическом сочетании чувственного (образного) и логического (П.В. Копнин, В.Р.Ирина, А.А. Новиков, А.С.Кармин). Некоторые работы посвящены исследованию феномена интуиции в художественном творчестве (Левчук Л.Т., Никифоров В.И., Ермохин А.А. и др.). Для проведения диссертационного исследования большое значение имеют труды Ростовской философской школы: Дубровина В.Н., Матяш Т.П., Режабека Е.Я., работы по философии науки Кохановского В.П., Несмеянова Е.Е., Минасян Л.А., Лешкевич Т.Г. и др.
Существенный вклад в разработку проблемы интуиции на современном этапе внесли отечественные психологи и физиологи: Выготский JI.C., Рубинштейн C.JT., Узнадзе Д.Н., Теплов Б.М., Леонтьев А.Н., Тихомиров O.K., Симонов П.В., Бассин Ф.В., Лук А.Н. и др. В современной когнитивной психологии, ориентированной на изучение индивидуального процесса мышления, исследуются механизмы возникновения интуитивного знания. Признанным аспектом осмысления феномена выступает взаимосвязь интуиции и бессознательного. «Отражение побочного продукта действия - и есть то зерно, из которого вырастает интуиция» (Пономарев А.Я.) Некоторые психологи обращают внимание на роль эмоций в формировании интуитивного знания (Симонов П.В., Налчаджян А.А., Морозов И.М.).
Настоящее исследование, предпринятое автором, проводится с учетом существующих конкретных подходов и обобщений по проблеме интуиции.
Цели и задачи исследования
Основной целью исследования является рассмотрение феномена интуиции, выявление ее многомерности в контексте антропологических идей о сущности человека.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1. Выявить предпосылки актуализации интуитивной проблематики в 17 веке. Показать влияние антропологических представлений о сущности человека на постановку и решение проблемы интуиции в философии Нового времени (на примере концепции Декарта).
2. Выявить антропологические основания трансформации интуитивной проблематики в иррациональной новоевропейской философии (на примере концепций Шопенгауэра и Бергсона);
3. Рассмотреть учения об интуиции А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М. Шелера, М.Хайдеггера, C.JI. Франка. Выделить инвариантное в осмыслении проблемы.
4. Типологизировать основные исторические варианты решения проблемы интуиции.
5. Проанализировать эмоциональный аспект интуиции (на материале современной антропологии и психологии).
Объектом диссертационного исследования являются теории интуиции," сложившиеся в классической и неклассической философских традициях. Определение такого объекта исследования дает возможность выявить общую динамику трансформации интуитивистской проблематики в истории философии и обозначить статус проблемы в современном философском дискурсе.
Предметом исследования выступает интуиция в аспекте ее субъективно-личностных характеристик.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются диалектические принципы объективности и всесторонности рассмотрения. Одним из основных методов, используемых в диссертации, является сравнительно-исторический метод, предполагающий возможность реконструирования проблемы интуиции и представлений о человеке, сложившиеся в различные исторические периоды. В работе используются возможности междисциплинарного синтеза, то есть результатов исследования феномена в конкретных науках о человеке, широко применяется метод сравнительного анализа, метод структурного анализа, а так же общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, аналогии, моделирования. Для решения поставленных задач сочетание вышеуказанных методов представляется необходимым.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.
Основные положения и выводы диссертации могут служить теоретическим материалом для дальнейших исследований по проблеме интуиции. Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты * в материалы лекционных и семинарских занятий философской антропологии, истории философии, психологии. Полученные выводы могут быть также использованы при разработке учебных и научно-методических пособий.
Основная гипотеза исследования.
Теоретико-познавательной гипотезой является то, что, несмотря на ярко выраженную гносеологическую составляющую проблемы интуиции, рассмотрение этого феномена как экзистенциально-личностного знания предполагает обращение к эмоциональной сфере сознания, к проблеме бытия в целом. Тем самым открывается возможность комплексного понимания интуиции в структуре философского знания.
Научная новизна исследования. Выявлены социокультурные и антропологические основания актуализации интуитивной проблематики в 17 в. Показано, что понимание природы и специфики интеллектуальной интуиции в философии Нового времени тесно связано с классическим определением человека как мыслящего существа.
- Установлено влияние антропологических идей о сущности человека, оформленных в «философии жизни», на трансформацию интуитивной проблематики в современной философии.
Проанализированы интуитивные и антропологические идеи А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггер'а, С.Л. Франка. Выявлены общие черты, характеризующие интуитивную проблематику 20 в. в целом.
- Обозначены основные исторические варианты интуитивного знания. Наряду с общепризнанными: чувственной и интеллектуальной интуицией, в философии вычленяется интуиция-переживание как особый, не сводимый к предметным формам познания, интегративный вид знания.
Проанализированы антропологические основания неоднозначного понимания эмоций в истории философии, установлено значение эмоционального фактора в реальном мыслительном процессе психологический аспект). Выдвинута гипотеза, согласно которой эмоциональная активация является важной составляющей интуитивного познания.
Основные положения, выносимые на защиту.
В результате стремительного развития наук в 16-17 в.в., меняется не только представление о мире, но и самом человеке. Ориентированная на «очищенную» от всякого субъективизма и чувственности, математическую „ «модель» познания, философия Нового времени утвердила разумность и логичность собственно человеческими качествами, определяющими сущность человека. В философии Декарта интуиция понимается как высшая форма разумности. Признаки интуитивного знания - очевидность, ясность, простота. Предельную самоочевидность Декарт находит в положении «Я мыслю». Тем самым открывается путь к рациональному истолкованию человека, к закреплению антропологической проблематики, включая интуицию, в гносеологической плоскости.
В противовес сциентистской направленности классической философии, «философия жизни» обращается к внутреннему опыту, переживанию. В рассмотрение вводятся более широкие и глубокие уровни сознания. Дорефлективное сознание не является ясным и отчетливым, но оно непосредственно связано с жизнью, волей, влечениями, поэтому определяет сознание в его разумно-логической форме. В «философии жизни» в корне меняются антропологические представления о родовой сущности человека, осуществляется постановка проблемы интуиции в нетрадиционном ключе.
В новоевропейской философии пересматриваются представления о специфике и природе интуитивного знания. -В философии А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггера, С.Л.Франка интуиция выступает как широкий и динамический тип обобщения, особая форма целостного, глубинного знания, превосходящего по своей значимости возможности логического,-дискурсивного мышления. Не будучи обусловленной лишь особенностями субъекта, на уровне индивидуального сознания интуитивное знание осознается как глубоко личностное.
Основными, гносеологически признанными вариантами интуиции являются интеллектуальная и чувственная интуиция. В настоящем исследовании, проведенном в контексте антропологических идей, выявлено, что наряду с указанными формами существует вид опыта, в гносеологическом аспекте раскрывающийся как мыслящее переживание. Незаслуженное «забвение» этого типа интуиции или сведение его лишь к осознанному перцептивному опыту, объясняется доминированием рационально-сциентистской линии в истории европейской философии.
То, что проблема эмоций не получила должного освещения вплоть до 20 века, является результатом определенного (в целом негативного) отношения к этой проблеме в истории философии. По мнению современных авторов, эмоции являются онтологической и гносеологической основой человека, выступают внутренней стороной, гранью мышления. Особенно велико значение эмоций на стадии формирования невербализованных смыслов. Включение эмоционального фактора в реальный мыслительный процесс меняет и отношение к проблеме интуиции в современной антропологии и психологии. Как субъективно-личностное явление, интуиция имеет свои генетические корни в эмоциональной сфере.
Апробация работы.
Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и выступлениях на научной конференции аспирантов и соискателей СКНЦВШ (г. Ростов н/Д, 2002-2003г.г.) и итоговой научной конференции молодых ученых РостГМУ (г. Ростов н/Д, 2005 г.). Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и культурологии Ростовского государственного педагогического университета и на заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы (г. Ростов н/Д, 2005 г.).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Интуиция как философско-антропологическая проблема"
Заключение.
В завершении нашего исследования, было бы уместным еще раз выделить основные выводы. Рассмотрению вопроса становления философских представлений об интуиции в истории • философии посвящены 1 и 2 главы диссертации. В результате анализа ряда концепций интуиции, которые сложились в европейской философии в 17-20 в.в., выявлены различные подходы в понимании феномена, зависимость их от мировоззренческих, социально-культурных и иных приоритетов. Обращает на себя внимание, что огромный интерес к проблеме интуиции, многочисленные усилия западных философов, направленные на разработку этой темы и сам характер, разработанных ими концепций обусловлен теми представлениями о сущности человека, которые доминировали в философии и культуре. Учитывая конкретный «контекст», в котором ставилась и обсуждалась проблема интуиции, мы выделили две, наиболее заметные, хотя и неоднородные линии исследований феномена. Одна из этих линий отчетливо просматривается уже'"в рационалистической философии 17 века, с самого начала ориентированной на теоретико-познавательное отношение к миру. Эта установка распространилась и на представления о структуре сознания. Приоритет был отдан мышлению, тогда как прочие присущие человеку способности (эмоциональные, эстетические, волевые, мистические.) стали рассматриваться как несущественные, или же, как искажающие истинное познание. Само познание понималось, как беспрестрастное научное/исследование. В рационализме Р.Декарта интуиция признается высшей способностью интеллекта, обеспечивающей получение всеобщего и необходимого знания и гарантирующей его достоверность. И.Кант, отрицая сущностное постижение мира и человека, отрицал и способность человека к интеллектуальному созерцанию. В его философии интуиция - чувственна. Но отрицаемая в качестве особого, самостоятельного пути познания, интеллектуальная интуиция, под именем' способности воображения, выступает в его системе необходимым условием возможности познания вообще. Послекантовская рационалистическая философия, преодолев агностицизм и устранив противопоставление чувственности и рассудка, вновь утвердила интеллектуальность всякого созерцания, в том числе и чувственно-предметного, а вместе с тем и уверенность в способность человека достичь полного познания мира. Если в свете современных данных экспериментально доказана опосредствованность самых элементарных форм чувственного восприятия, то уверенность в возможность исчерпывающего познания реальности «сильно поколеблена. Но, несмотря на существенное преобразование картины человеческого знания и способов его получения, в XX веке традиционно-классическая линия в* понимании интуиции, как созерцательной способности разума, обнаруживается в феноменологии Э.Гуссерля. Философ выделяет чувственную и категориальную интуицию. Последняя объявляется им фундаментом философского познания. Суть категориального созерцания заключается, по Гуссерлю, в «идеировании» умом смысла, эйдоса воспринимаемого предмета. Как и у Декарта, критерием истинности усмотрения выступает у Гуссерля, очевидность. «При этом, - пишет К.А.Свасьян, - Гуссерль отрицает сведение очевидности к некоему чувству очевидности и подчеркивает ее строго категориальный характер» (127, с.76).
Другая линия исследований интуиции, в которой- и постановка проблемы, и специфика ее решения, отличается от предыдущей, так же имеет некоторую традицию. Она восходит к тем определениям интуиции, которые встречаются в работах Августина, Паскаля, Якоби, романтиков. В качестве ведущей эта линия утвердилась в эпоху неклассической философии: в интуитивизме и философской антропологии, экзистенциализме, сосредоточившихся на тех сторонах процесса познания, мимо которых проходила классическая философия. Проблема интуиции получает здесь новое «звучание». В философии Бергсона, Шелера, Франка, Хайдеггера и др. под интуицией понимается не просто интеллектуальное видение, а целостный духовный, когнитивно-эмоциональный акт, личностное знание, в котором эмоциональный момент не только рассматривается как сопутствующий формированию знания, но и входящий в его состав. Интерес к эмоциональному сознанию, который имплицитно обозначился во многих философских концепциях интуиции XX века, побудил нас провести дополнительные исследования эмоций. Основываясь на научных данных, преимущественно отечественной психологии, нами было выяснено следующее:
- Эмоций и их оттенков бесчисленное множество. Они обладают различной степенью осознанности (ясности), интенсивностью, различной длительностью, значимостью для субъекта, и. т. д;
- Несмотря на то, что некоторые «элементарные» эмоции свойственны и животным, большинство человеческих переживаний социально обусловлены, следовательно, являются специфическими для человека. Такие эмоциональные состояния называют часто «высшими эмоциями» или чувствами;
- Если в рационалистической философии, вплоть до XX века, познавательное значение эмоций (в виду их субъективности), отрицалось, то представители уже экспериментальной науки приходят . к выводу о значении эмоций в осуществлении процесса мышления. Выделяют побудительную, регулятивную, оценочную, эвристическую и др. познавательные функции эмоций. Современные экспериментальные данные когнитивной психологии позволяют утверждать, что сближение (а не отождествление) понятий интуиции и чувства, засвидетельствованное как в философских концепциях, так и в отдельных высказываниях ученых, имеют под собой реальные основания. И хотя эмоциональная сфера в аспекте интуитивных характеристик сегодня малоизученна, нам представляется перспективным дальнейшее изучение этого вопроса.
В результате проведенного исследования установлены следующие основные трактовки интуиции: 1. Интуиция или непосредственное знание, получаемое с опорой на органы чувств — чувственное созерцание. Интуиция в этом значении близка обыденному восприятию, что, впрочем, отмечается довольно часто в справочно-энциклопедической литературе. 2. Интуиция как интеллектуальное созерцание. Человек, пишет Асмус В.Ф., конечно, ничего не «видит», не «созерцает» в прямом смысле слова. «Выражение «интеллектуальная интуиция» содержит мысль о том, что в составе постижений ума имеются истины, которые ум признает не на основе доказательства, а просто усмотрением мысленного в них содержания» (2, с.5). Наряду с «гносеологически признанными»: чувственной и интеллектуальной интуицией, существует еще одно значение интуиции. Интуиция этого типа не получила должного освещения в философии. Сами теории, утверждающие иррациональную природу феномена, до недавних пор рассматривались как ненаучные и заслуживающие строгого осуждения. Конечно, абсолютизация интуиции и попытка представить.- ее как единственно достоверную форму познания, перед которой рефлектирующее мышление теряет все свои права (например, в концепции Бергсона), заслуживает критики, но вместе с тем, рационалистическая критика интуитивизма сама не избежала односторонности, страдая от недостатка конструктивности. Рациональный подход заключается не в том, чтобы с порога отбрасывать иррациональные теории интуиции, а в том, чтобы выявить в них позитивные моменты. В основе иррациональной трактовки интуиции лежит не только критика понятийного мышления, но и поворот к отдельному человеку, его уникальности, индивидуальности. В интуитивизме, философской антропологии, экзистенциализме эмоциональность выступает как внутренний момент самого разума, его ускользающая грань. Интуиция рассматривается как широкий тип обобщения, особая форм целостного знания, превосходящего по своей значимости и ценности возможности логического мышления. Можно предположить, что интуиция-переживание, как в генетическом, так и в логическом плане предшествует интеллектуально-теоретической интуиции. Обозначенная антитеза закрепилась в литературе в таких терминах как «чувствование» и «видение».
Сознавая сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы и не претендуя на исчерпывающее ее решение, в настоящем исследовании мы попытались рассмотреть феномен интуиции не только в традиционно гносеологическом, но и в более широком, антропологическом контексте, что позволило обратить внимание на. . неисследованные стороны феномена интуиции и наметить некоторые из возможных путей более глубокого его изучения.
Список научной литературыКамалова, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Августин А. Исповедь. М., 1992.
2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум, рациональность. М., 1988.
3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.
4. Антология мировой философии. В 4-х т.т., М., 1965.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
6. Ахутин А.В. У истоков теоретического мышления // Вопросы философии. 1963, №1.
7. Бакрадзе К.С.Избранные философские труды. Тбилиси., 1981.
8. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы философии, 1973 №6.
9. Бароян О Талант исследователя // Литературная газета, 1967, № 10. Ю.Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
10. П.Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск., 1999.
11. Бергсон А. Философская интуиция // Новые идеи в философии. СПб., 1912, т.1.
12. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
13. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
14. Боно Эд. Рождение новой идеи. М.,1976.• 16.Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.
15. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. //Вопросы философии, 1975, №10.18.Бур М. Фихте. М., 1963.
16. Бур М., Ирлиц Г. Притязание разума. М., 1978.
17. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.
18. Васильев И.К., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.
19. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1974, т.2.
20. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
21. Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1908,т.2.
22. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.
23. Выготский JI.C. О двух направлениях в понимании эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопросы философии. 1968, №2.
24. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.
25. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.
26. Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891.
27. Гегел'ь Г.В.Ф. Сочинения. Т.З // Энциклопедия философских наук. Философия духа. М., 1956.
28. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.
29. Гельдерлин Фр. Сочинения М., 1969.
30. Глазман М.С. Научное и художественное творчество. М., 1973.
31. Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект. JL, 199L.;
32. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973.
33. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск., 1923.
34. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.
35. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М., 1978.
36. Гуссёрль Э. Философия как строгая наука. М., 1911.
37. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.
38. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
39. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм, Спиноза. М., 2000.43 .Джеймс У. Эмоции // Психология. М., 1922.
40. Дубровин В.Н. Гносеологический и социологический аспекты проблемы интуиции. Автореф. дис.канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1969.
41. Дубровский Д.И. О диалектических взаимосвязях категорий знания и незнания. // Философские науки. 1985, №3.
42. Егоров А.В. К вопросу о природе интуиции // Актуальные вопросы диалектического материализма. М., 1973.
43. Ермохин А.А. Творческая интуиция в исполнительском искусстве (философско-эстетический аспект). Автреф. дис. канд. филос. наук. М., 2000.
44. Илиади А.Н. Практическая природа человеческого познания. М., 1962.
45. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка. //Вопросы философии, 1977, №6.
46. Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993.
47. Иностранная литература. 1962, №7.
48. Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.
49. Ирина В.А., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978.
50. История философии. Запад-Россия-Восток. В 4-х т.т., М., 1999.
51. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1983.
52. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.,
53. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.
54. Каринский М. Критический обзор последнего периода германской философии. М., 1873.
55. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1971.
56. Карр Г.У. Философия Бергсона в популярном изложении. М., 1913.
57. Кедров Б.М. О теории научных открытий.// Научное творчество. М., 1969.
58. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.,1984.
59. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.
60. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Тула., 2000.
61. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М. 1970.
62. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970/
63. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.
64. Лапшин И. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999.
65. Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000
66. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.,1930.
67. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.
68. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.
69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
70. Лешкевич Т.Г. Философия. Ростов н/Д., 1997.
71. Логика, наука и искусство. М., 1992.
72. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2-х т.т., т.1, М., 1960.
73. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1892.
74. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Пб Учитель, 1922.
75. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999.83;Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
76. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество // Философские науки. 1981, №5.
77. Льюис Д. История философии. Т. 2, СПб 1892.
78. Любутин К.Н. Критика современной философской антропологии М. 1970.
79. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1999.
80. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.
81. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д., 1988.
82. Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания // Теория познания. М., 1991, т.2.91.Мир философии. М., 1991.
83. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск., 1990.
84. Мудрагей Н.С. Рациональное, иррациональное. Историко-теоретический очерк. М., 1972.
85. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского поиска. М., 1972.
86. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуиции. М., 1972.
87. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
88. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. М., 1976.
89. Немецкая романтическая повесть, т.2, М., -:
90. Несмеянов Е.Е. Феноменалистический стиль политического мышления: методологический анализ и конкретно-политические реалии. Автореф. дис.док.филос. наук. Ростов н/Д., 1993.
91. Никифоров В.И. О роли интуиции в художественном творчестве. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1972.
92. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики. М., 1976.
93. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1997.
94. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992.
95. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Изр. филос труды. М., 1969.
96. Платон Соб. соч. в 4-х т.т. М., 1993, т.2.
97. Подорога В.А. Фундаментальная антропология М.Хайдеггера //Буржуазная философская антропология 20 в. М., 1986.
98. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М., 1985.
99. Полетика И. Современные направления философии. М., 1878.
100. Пономарев А .Я. Психика и интуиция. М., 1967.
101. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск., 1999.
102. Прист С. Теории сознания. С., 2000.
103. Проблема философии в западной философии. М., 1988.
104. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
105. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1982. '•115. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.
106. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней-М., 1997, в 4-х т.т.
107. Режабек Е.Я. Мифомышление. М., 2003.
108. Резвых П.П. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Шеллинга // Вопросы философии, 1996,№1.
109. Рибо Т. Психология чувств. СПб. 1896.
110. Родионова И.К. О природе интуиции. // Проблема отражения и современная наука. М., 1967.
111. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества//Художественное творчество. М., 1982.
112. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., 1968.
113. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.
114. Рудаков .A.M. Чувственность как метафизическая истина бытия. Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа., 2000.
115. Сафонов Б.В., Дорогова JI.H. Мир человека. М.,1975.
116. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.
117. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Ереван., 1987.
118. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1996.
119. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. М., 1980.
120. Скворцов JI.B. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М.", 1989.
121. Славин B.C. Проблема возникновения нового знания. М., 1976.
122. Спиноза Б Сочинения. Избр. произведения. М., 1957, т. 1.
123. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2002.
124. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
125. Тихомиров O.K. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования, вып.1. М., 1969.
126. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
127. Тодоров Ц. Теория символа. М., 1999.
128. Традиции и новаторство // Вопросы литературы. 1963 № 1.
129. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
130. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии. 1998, №4.
131. Фейенберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.
132. Фихте И.Г. Избранные сочинения. М., 1916, т.1.
133. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М. 2000.
134. Франк С.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии //Соч., М., 1990.
135. Фром Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
136. Фурманова О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе. // Вопросы философии. 1984, №7.
137. Хазиев В.И. Роса истины. Уфа., 1998.148. f Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. (. .
138. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
139. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962.
140. Цапок В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе. Автореф. дис.канд. филос. наук. М. 1973.
141. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев., 1970.
142. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Избранные произведения. М., 1994.
143. Шелер М. Положение человека в космосе. //Проблема человека в западной философии. М., 1988.
144. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т.т. М., 1987.
145. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1999.
146. Шилер Ф. Шилер к Кернеру //Собр. соч. М., 1957.
147. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.
148. Шлейермахер Фр. Речи о религии к образованным людям, ее признающих. М., 1911.
149. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск., 1998.
150. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
151. Эстетика немецких романтиков. М., 1987.
152. Юркевич П.Д. Философские произведения М., 1990.
153. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. М., 1972.
154. Янсон В.Н. Психофизиология функциональной ассиметрии мозга человека. М., 1982.