автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Интуиция как философская проблема

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Кузнецов, Алексей Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Интуиция как философская проблема'

Текст диссертации на тему "Интуиция как философская проблема"



¿У

л

»

v а

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Диссертационный совет К 113.36.01

На правах рукописи

Кузнецов Алексей Евгеньевич

ИНТУИЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

09.00.01 - диалектика и теория познания

диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор ЯнгутовЛ.Е.

Улан -Удэ - 1997

ИНТУИЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ .

Введение............................................ 3 с.

Глава 1. Гносеологический анализ "интуиции-догадки",

§ 1. Проблемно-исторический дискурс "загадки" интуиции..9 с. § 2. "Интуиция-догадка" и "интуиция-суждение" как различные

формы интуитивного познания.................------ 30 с.

§ 3. Феномен латентного знания......................... 37 с.

§ 4. Виды "интуиции-догадки"........................... 55 с.

Глава 2. Место и роль "интуиции-суждения" в познании.

§ 1. Проблема когнитивнооти "интуиции-суждения"........ 72 с.

§ 2. Познавательные приоритеты "интуиции-суждения"..... 91 с.

§ 3. Интуиция и вера: философско-религиозный аспект.... 98 с.

Заключение.............................................. 122 с.

Библиография............................................ 126 с.

Актуальность темы исследования, Сложна и изменчива судьба проблемы интуиции в,истории науки, Немногие Философские теории претерпевали в своем развитии подобные качественные изменения.

Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы и вокруг нередко образовывался целый круговорот зачастую исключающих друг друга концепций.

Без учета историко-философских традиций невозможно осмыслить сложную эволюцию взглядов на природу интуиции и создать объективное научное представление о ней. Но при этом следует не только поставить вопрос о преемственности в историческом развитии концепций интуиции, но и сделать из такого анализа важные как в практическом,так и в теоретическом отношении выводы, позволяющие говорить об интуиции как об одной из актуальных проблем современного научного знания»

В последние годы проблема интуиции привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания: математики} кибернетики, медицины, физиологии высшей нервной деятельности и особенно философии. Однако этот интерес по существу не связан с традиционно-философскими представлениями об интуиции и тем более не опирался на результаты соответствующих исследований! Для этого имеются свои причины,

В отечественной и зарубежной марксистской философии проблема интуиции в течение долгого времени рассматривалась исключительно в плане критического анализа различного рода идеалистических концепций. Традиция прочно связала интуицию с идеализмом и отодвинула решение гносеологических задач, связанных с ней, на задворки отечественной эпистемологии, В представлении большинства ученых категория "интуиция" олицетворяла собой шарлатанство, возрождающее дух мистицизма и иррационализма, Современный мировоззренческий катарсис заставляет пересмотреть многие традиционные представления и оценки, выдвигая новые позитивные задачи, стимулирующие важные области научного зна-

Т

творчество,//Сборник научных статей,-

ния. Насущность решения вопроса о психофизиологических и психоинтеллектуальных ресурсах человека подталкивает философов к изучению проблемы интуиции как важного психоэвристического феномена.

Причастность интуиции к творческому процессу стала для многих исследователей столь очевидной, что превратилась в условие и исходный пункт решения многих сложных проблем.

"Многие отрасли современной науки, - писали еще в 1969 г.

B.Пушкин и В.Фетисов,- заинтересованы в раскрытии закономерностей интуиции. Незнание зтих закономерностей затрудняет решение важных вопросов научной организации труда людей, занятых интеллектуальной деятельностью. Многие очень важные для современного человечества проблемы могли бы быть по-другому освещены, если бы была построена научная теория интуиции"7

Один из основоположников теории творчества, А.Пуанкаре прямо заявлял, что от решения проблемы интуиции зависит успех в раскрытии тайны научного творчества и в конечном итоге -прогресс науки. Это мнение разделяют С.Е.Зак, А.Н.Леонтьев,

C.Р.Микулинский, В.А.Энгельгардт, М.Г.Ярошевский, А.Ньюзлл, Г.Саймон. Дж.Шоу и многие другие известные отечественные и зарубежные ученые-специалисты в области проблемы творчества.

Теория интуиции имеет многовековую историю, содержащую немало ценных и актуальных идей.Но тщательная идеологическая ревизия, в силу слабой верифицируемости получаемого знания и недостаточной "материалистичности"данного метода, вынуждала советских ученых пренебрегать изучением данного гносеологического приема.Если анализ-синтез, индукция- дедукция .экстраполяция и другие методы использовались легально, то поле деятельности интуиции было окутано толстым покрывалом мистики. Но громадный авторитет,который имело интуитивное познание у большинства знаменитых философов(начиная с Платона),подталкивает к анализу этой познавательной процедуры уже с новых, идеологически нейтральных позиций с целью введения этого метода в качестве полноправного члена гильдии познавательных алгоритмов .

иущак В., Фетисов В. Интуиция и ее экспериментальное чёние.//" Наука и жизнь.- 1У69.- N 1.- С. 291

Возрождение традиций интуитивного познания, реальное возвращение интуиции статуса гносеологической методики и дальнейшая разработка эпистемологических приемов, дающих возможность непосредственного приобретения информации, является безусловно актуальной и насущной задачей,

Состояние и степень изученности темы, Проблема интуиции родилась в науке как бы дважды. Первый раз - как гносеологический феномен в системе зарождающейся теории познания (древнеиндийская и античная философия), Вторично интуиция была открыта наукой уже в качестве психологического феномена, С этого времени (конец 19 в,) исследование проблемы пошло по двум относительно самостоятельным направлениям: собственно философскому (гносеологическому) и психологическому," К этому же времени относятся и первые серьезные и систематические попытки проникнуть в тайны творческого процесса. Понятия "творчество" и "интуиция" оказались не только тесно связаны, но содержание последней получило в данном аспекте свое специфическое, характерное преломление в качестве эффекта, названного В.Келером инсайтом (шзгщь)} догадкой,

В последние десятилетия на страницах ряда научных изданий были опубликованы интересные материалы по проблеме интуиции, с которыми выступали некоторые отечественные и зарубежные ученые, '"Значительный интерес представляет анализ проблемы интуиции в книге В, Ф= Асмуса "Проблема интуиции в философии и математике"," Где автор приходит к выводу , что интуиция является особой сферой человеческой деятельности ни коим образом не подлежащая опеке философии,

-

См,: Интуиция, логика, творчество.//Сб.науч.ст.- М.,1УЬ7.

См,: Адамао Ж, Исследование психологии изобоетения в области математики,-ам,. ly?UY Александров E.Ä. исновы теоюии эвоис-тических_решении, -' м,, 19?Ь; ь'ооижь Луи де, По тшпам науки.-М.. 19ьй; bVHre М, Интуиция'и над/ка,- М, . 1967: ..Витгенштейн Л, О достоверности,//Bono,Фс,-19ö4,N 8; Дубровскйи Л,И, проблемы чейролинамического кода" психических явлении.//ВФ.- 1975: - N6; юномарев, А,Л, Психика и интуиция.-.М, , ДУ67-, Uarnac R, _ тё ¡.offipal, striicturv oi i.ne woria.-Berelv and Los'Angeies, 1У67; rränk Ph.Modern,äeipee.ana its DhilosoDny, - London, ly5ü: 3opper K, The logiK oi scmtific discovery, - London," 1У60 и

См,: Асмус В,Ф, Проблемы интуипии в йилосо&ии и математике, - М., 19оУ„

Глубокую разработку проблема классификации интуитивных состояний получила у Кармина A.C. и Хайкина Е.П,,которые достаточно подробно описали способы получения интуитивного знанияГ

Но ареал функционирования интуиции, как правило, ограничивался исследователями рамками только одной области социальной деятельности - научным творчеством.

для многих неожиданным оказалось столкновение с чрезвычайно широкимг поистине безграничным семантическим диапазоном самого понятия "интуиция" от смутного полусознательногонпредчувствия", близкого по своему характеру и форме проявления к психобиологическому инстинкту животных.до высших форм творческого мышления, имеющих место в науке и искусстве. По современным представлениям интуиция - это и "вид знания" и "специфическая способность" и "особое чутье", и "догадка" и "мгновенное восприятие", и даже "фантазия". Следует отметить, что отсутствие в науке твердых и ясных принципов на этот счет, невозможность проверки результатов исследований создали условия для проникновения в широкую печать недостаточно квалифицированных и путанных мнений.

Ряд авторов независимо от рода их профессиональной деятельности и научных интересов, затрагивая в той или иной мере вопросы теории творчества, считает своим долгом попутно обогатить проблему интуиции новыми,как правило, весьма произвольными понятиями. В результате, среди того, что пишут и говорят об интуиции, общим является лишь само слово "интуиция". Для некоторых интуиция вообще есть "свалка интеллектуального хлама" (М.Еунге).

В процессе развития философской науки проблема интуиции неоднократно получала весьма определенные и конкретные решения, Но всякий раз эти решения несли на себе печать исторической и логической детерминации того или иного этапа развития человеческого знания.

Меняла форму и сама проблема. Неизменным оставался тот факт, что все известные истории науки концепции интуитивного знания всегда возникали в непосредственной связи с постановкой новых гносеологических проблем и решались в соответствии с за-

„Um.: касмин А.и.. Хаикин ЕЛ. гносеологическим анализ научной интуиции.//Проблемы философии и методологии современного

естествознания.- м.. 1У?а.

дачами и уровнем- развития самой теории познания.

Современный уровень развития философии и общенаучного знания позволяет уточнить, а в ряде случаев и пересмотреть некоторые традиционные представления и оценки. Сегодня ясно, что понимание интуиции, которое выработала предыдущая философия, сегодня уже не удовлетворяет, равно как и тенденция решения проблем средствами и методами традиционной эпистемологии.

Между тем, комплексное исследование данной проблемы, нахождение внутренней дифференциации интуитивного знания и демонстрация реализованных потенций интуиции, позволит полнее и адекватнее разобраться в сути вопроса»

цели и задачи исследования. Диссертант видит цель работы в комплексном определении интуиции как специфического философского метода и раскрытии ее роли в познавательной деятельности индивида. Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:

1. Нахождение внутренней дифференциации интиутивного знания.

2. Выяснение роли интуиции в творческой деятельности.

3. Систематизация вариантов классификации интуиции.

4. Вычленение приоритетных объектов исследования для интуиции.

5. Выявление масштабов гносеологического потенциала интуиции в философии и религии.

Методологической и теоретической основой диссертации является проблемный анализ истории взглядов на интуитивное познание, сочетающий в себе принцип единства научной объективности и конкретности, что принципиально важно для исследования теоретического наследия различных направлений в философии. В исследовании конкретного материала использованы общенаучные принципы познания, особенно принципы системности, структурности и целостности. В работе использованы труды как классиков Философии, так и исследования современных отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования.Данная диссертация представляет собой одну из немногочисленных отечественных диссертационных попыток комплексного осмысления проблемы интуиции.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие новые результаты:

- систематизированы основные взгляды на интуицию как философов, так и ученых из смежных отраслей науки;

- найдена и логически обоснована возможность дифференцирования интуитивных состояний;

- выявлена системообразующая доминанта интуитивного познания;

- рассмотрена целесообразность приоритетного использования интуиции в творческом процессе;

- намечены перспективные пути исследования эпистемологических качеств интуиции.

Научно-практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертации расширяют область изучения теории познания и раздвигают горизонты эпистемологической деятельности человека.

Кроме того, содержание и выводы исследования могут также найти применеие в общетеоретических и специальных курсах философии, в частности по проблемам современной гносеологии. Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и экспертной группой диссертационного совета К.113.38.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Бурятском государственном университете. По итогам обсуждений рекомендована к защите.

Основные теоретические положения и выводы докладывались на методологических семинарах и научно-практических конференциях в Уральском госуниверситете им. А.М.Горького (1992-1994), на республиканской научно-практической конференции (Екатеринбург, 1993), а также в опубликованных научных статьях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Прилагается список использованной литературы.

Глава Гносеологический анализ "интуиции-догадки",

§ 1, Проблемно-исторический дискурс "загадки" интуиции.

Проблема интуиции имеет многовековую историю, Ее истоки можно увидеть еще в учении Платона об анамнезисе: воспоминании души об идеальном мире, в котором она находилась до переселения в земную действительность. По Платону, интуиция - внечувс-твенное восприятие идей, а познание - погружение в себя, в глубины своей субьективности, Аристотель, подобно Платону, придает интуиции интеллигибельный (сверхчувственный характер), Высшие принципы (архе) научного философского знания недоказуемы и познаются непосредственно интеллектуальной интуицией (нус),

Единственной достойной целью ума у Аристотеля выступают близкие по смыслу "самопознание" и "богопознание", приоритетная реализация которых осуществляется посредством интуиции, У Николая Кузанского интуиция носит недискурсивный характер, она высшая познавательная способность человеческого духа» Разрабатывал учение об интуиции Джордано Бруно, выделяя четыре ступени познания:рассудок - постигающий первоначала; чувства -дающие ограниченную картину мира; разум - исправляющий познание чувств и рассудка; интуицию - усовершенствованный разум, который постигает противоположности» Но систематической разработки проблема интуиции у названных ученых не получила, Более внимательно подошел к изучению этой проблемы Р.Декарт»Он обратил внимание, что есть истины, которые обнаруживаются не на основе логических рассуждений, а в результате непосредственного интеллектуального видения, К таким истинам он отнес ос-

новные законы математики» Интуиция у Декарта - это прямое, непосредственное усмотрение истины, в отличие от опосредованного, рассудочного познания» Знание, полученное интуитивным путем, предстает как простое, ясное, самоочевидное» Интуиция -высший вид интеллектуального познания, в процессе которого человек одновременно мыслит и созерцает, Декарт не противопоставлял интуитивное и дискурсивное, считая, что одно с необходимостью предполагает другое» У Б»Спинозы разум не исчерпывается только различными формами рассудочного познания, а включает в себя и интуицию» Последняя представляет собой высшее проявление рациональных способностей человека, основанное на свободе восприятия, при котором "вещь воспринимается единственно чеоез ее сущность или через познание ею ближайшей пои-1

чины"» Интуиция у Спинозы - это своего рода ускоренное умозаключение, выраженное в знаковой форме, отражающей использование понятий. Интуитивный акт, по мнению Спинозы, неразрывно связан с дискурсивным мышлением. Взаимопроникновение интуиции и дедукции проявляется в "материи" рационально достоверного познания - в общих понятиях. В отличие от универсальных понятий, сформировавшихся на основе опыта и являющихся продуктами абстракции, общие понятия непосредственно интуитивно даны уму. Именно поэтому они, с точки зрения Спинозы, есть "фундамент рассуждения", приводящий к достоверному результату. Без признания интуитивности важнейших истин невозможен весь последующий процесс рационально-дедуктивного познания» В этом Спиноза и Декарт единодушны.

Г.Лейбниц в отличие от Спинозы не выходит за рамки рацио-

Спиноза Б. Избр. произведения. 1.1»- М., 19ь7.- С.ЗЕь.

налистического толкован�