автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Искусство как важный фактор правового воспитания
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рукавишников, Валерий Григорьевич
Введение . I
Глава первая
Взаимосвязь искусства и права как двух форм общественного сознания.
§ I. Особенности происхождения и развития искусства и права
§ 2. Искусство и право в классовом обществе
§ 3. Задачи искусства и права в формировании гармонической личности
Глава вторая
Место и значение искусства в правовом воспитании
§ I. О некоторых особенностях воздействия искусства на личность и его восприятия личностью
§ 2. Отображение преступления в искусстве и правовое воспитание.бб
§ 3. Задачи искусства в правовом воспитании . . . Л
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Рукавишников, Валерий Григорьевич
Наша страна уверенно идет по пути создания нового, коммунистического общества, новых общественных: отношений. В этом движении участвует весь многомиллионный советский народ. Каждый из нас справедливо гордится достигнутыми успехами. А успехи действительно грандиозны!
На ХХУ и ХХУ1 съездах КПСС были по достоинству оценены все наши достижения за последнее время. Но вместе с тем значительное внимание было уделено и тем явлениям, которые все еще мешают нашему обществу идти по пути прогресса. На ХХУ съезде КПСС было отмечено: "Необходимо, однако, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Иначе мы можем получить рецедивы мещанской, мелкобуржуазной психологии. Этого нельзя упускать из виду.
Чем выше поднимается наше общество в своем развитии, тем более нетерпимыми становятся все еще встречающиеся отклонения от социалистических норм нравственности. Стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие к человеку противоречат самой сути нашего строя".^
На ХХУ1 съезде КПСС наше внимание снова обращается на необходимость борьбы с антиподами коммунистической морали: "В большинстве своем советские люди трудятся честно, с душой. Они по праву и разумно пользуются многообразными благами,' которые дает им общество, берегут и приумножают наше народное достояние. Но есть у нас такие лица, которые стремятся поменьше дать, а побольше урвать от государства. Именно на почве такой психологии
-^Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976,с.78. и появляется эгоизм и мещанство, накопительство, равнодушие к заботам и делам народа. Немалый ущерб обществу, семье наносит пьянство, которое, откровенно говоря, еще остается серьезной проблемой. На борьбу с этими уродливыми явлениями должны быть направлены усилия всех трудовых коллективов, всех общественных организаций, всех коммунистов".^
Перечисленные выше антиобщественные явления опасны не только как безнравственные. Хорошо известно, что именно эти явления оказываются той питательной почвой, на которой становится воз -можным не только аморальное поведение человека, но и нарушение норм социалистической законности. Соблюдение социалистической законности, борьба с правонарушителями - необходимое условие для дальнейшего совершенствования наших общественных отношений. В этой связи на ХХУ1 съезде КПСС было сказано:". мы уделяли и будем впредь уделять постоянное внимание совершенствованию деятельности милиции, прокуратуры, судов, органов юстиции, которые стоят на страже советской законности, интересов советского обще 2/ ства, прав советских граждан . '
На ХХУ1 съезде КПСС вновь было отмечено значение деятельности правовых органов для нашего общества: "В укреплении социалистической законности и правопорядка высока ответственность органов юстиции, суда, прокуратуры, советской милиции. Профессиональные знания работников этих органов должны сочетаться с гражданским мужеством, неподкупностью и справедливостью. Только такие люди могут достойно выполнять возложенные на них серьезные обязанности. Советский народ вправе требовать, чтобы их работа
Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М.41981,с.63-64. 2'Материалы ХХУ съезда КПСС, с.78. была максимально эффективной, чтобы кавдое преступление должным образом расследовалось и виновные несли заслуженное наказание.В этом деле органам, охраняющим правопорядок, будет' обеспечена полная поддержка партии и, не сомневаюсь, всей нашей общественности".^
Разумеется, в задачу правовых органов входит не только наказание лиц, совершивших преступление, но и их воспитание. Уже с первых лет существования советской власти в нашей стране уделялось значительное внимание проблемам правового воспитания.Одной из них является предупреждение возможности правонарушения, когда чрезвычайно важное значение имеет анализ совершаемых правонарушений, их причин и мотивов.
Среди причин, приведших к совершению правонарушения, могут быть и такие, которые на первый взгляд не имеют особого значения. Юристы, выясняя причины преступления, в первую очередь обращают внимание на те из них, которые непосредственно привели к преступлению. Но давно замечено, что в большинстве случаев правонарушители обладают низким уровнем духовной культуры. Если же встречаются среди них люди, вроде бы достаточно развитые в культурном отношении, то чаще всего приходится убеждаться в чисто поверхностном усвоении некоторых азов культуры, не затронувших их внутренней сути.
Духовное богатство личности слагается из многих факторов.И конечно, особое значение имеет здесь искусство. В своем выступлении на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко отметил: "Самых признательных слов заслуживают литераторы, музыканты, художники, работники театра и кино, которые активно развивают великую многонациональную культуру нашей Родины. Для миллионов лю
Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с.65. дей добрыми спутниками стали многие произведения последних лет".1/
То, что искусство играет важную роль в правовом воспитании, известно достаточно хорошо. И не случайно влияние искусства на личность учитывается большинством советских авторов, исследую
2/ щих вопросы правового воспитания. ' материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983г., М., Политиздат, 1983, с.47.
В.И.Иванов. Человек и закон. М., I960; Т.Я.Лильин. Общественность и укрепление законности. М.,I960; Г.В.Мальцев.Советское государство и личность. М.,1962; Советское государство и право в период развернутого строительства коммунизма. Харьков, 1962; В.М.Сеславинский. Жизнь, люди и законы. Горький,19оЗ; И.Е.Фар-бер. Правосознание как форма общественного сознания. М.,1963; Г.З.Аношкин. Укреплять законность, искоренять преступность. М., 1965; А.Гречин. Деятельность местных Советов по воспитанию правосознания трудящихся. Саратов,1966; Личность, общество и государство. М.,1966; Беляев И.А. и Д.А.Керимов. Личность и закон. Л.,1967; И.С.Злобин. Социалистическое государство и культура. М.,1968; И.Р.Миронов. Укрепление законности в общенародном государстве - программная задача партии. М.,1969: Вопросы развития общества, государства и права. Саратов, 1970; Ленинизм и проблемы развития государства и права. Свердловск, 1970; A.C. Гречин. Правовое воспитание трудящихся в процессе деятельности местных Советов. Воронеж, 1971; Роль государства и права в осуf ветвлении задач коммунистического строительства. М.,1971: B.C. еребин. Противоречия при социализме и право. Владимир, 1У72; Д.А.Керимов. Философские прблемы права. М.,1972,Д.Д.Рябов. Социалистическое государство и воспитание нового человека. М., 1972; Р.Г.Аренберг и В.И.Стасько. Молодежь и закон. Ташкент, 1973; Л.А.Кушнир. С законом на "Вы". Кишинев, 1973; Правовое воспитание - составная часть коммунистического воспитания молодежи. Алма-Ата, 1973; Совершенствование правового регулирования общественных отношений (выпуск Ш), Калининград, 1973; Актуальные проблемы теории социалистического государства и права, М., 1974; Правовая культура и воспросы правового воспитания. М.,Ш74; Некоторые вопросы коммунистического воспитания трудящихся. Иркутск, 1975; Правосознание и правовое воспитание в развитом социалистическом обществе. М., 1975; Ю.М.Антонян. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975; А.Ш.Шаманов. Возрастание роли Советов в коммунистическом воспитании трудящихся. Черкесск, 1975; Вопросы эффективности правового воспитания. М., 1977; С.С.Алексеев. Право и наша жизнь. М.,1978;Гран-кин И.В. Местный Совет и правовое воспитание населения.М.,1978; А.П.Кожевникова, А.М.Медведев. Использование средств массовой информации и кино в правовоспитательной работе. М., 1978; В.А. Кучинский. Личность, свобода, право. м.,1978; И.И.Козюбра.Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979; Г.Д. (см.стр.5)
Но, несмотря на то, что роль искусства в правовом воспитании практически признается всеми авторами, работающими в области правового воспитания, вопрос о том, как именно участвует искусство в правовом воспитании, изучен недостаточно. Актуальность рекомендуемой в диссертации проблемы заключается прежде всего в том, что в ней делается попытка ответить на этот вопрос, так как мало только признать факт участия искусства в правовом воспитании, необходимо исследовать специфику этого участия, раскрыть его механизм.
Если в работах советских юристов все же учитывается значение искусства в правовом воспитании, то в работах эстетиков, в которых рассматривается воспитательная функция искусства, об этом или не упоминается вовсе, или упоминается всколзь - как правило, в связи с задачами искусства в ьфавственном воспитании. Более того - в отличие от достаточно хорошо изученных взаимосвязей искусства с другими формами общественного сознания (искусство и мораль, искусство и религия, искусство и наука, искусство и политика) вопрос взаимосвязи искусства и права представляется малоизученным.
Разумеется, данная работа не претендуетна то, чтобы полностью восполнить пробел в этой области. Прежде всего это не позволяет осуществить сами размеры работы. Целью настоящей диссертации является попытка анализа и обобщения положения марксистско-ленинской эстетики, утверждающих в качестве ведущей воспитатель
Маркова. Научные основы и организация правового воспитания молодежи. Киев, 1979; В.В.Океамытный. Правовое воспитание - важный фактор формирования социально-активной личности. Киев,1979; М.А.Иванов. Родители, подросток, закон. М., 1980; Корецкий Д.А. В плену вещей. Ростов на Дону, 1981; ХХУ1 съезд КПСС и развитие Советского государства и права. М., 1982; К.Т.Белеский.Формирование и развитие социалистического правосознания. М.,1982. но-познавательную функцию искусства как фактора правового воспитания. При этом в работе обращено внимание на наиболее важные,по мнению автора, вопросы, касающиеся участия искусства в правовом воспитании в условиях развитого социалистического общества,
В связи с этим в диссертации ставятся задачи: а) раскрыть специфические особенности развития искусства и права как двух форм общественного сознания; б) показать значение взаимосвязи искусства и права в условиях развитого социалистического общества; в) рассмотреть проблему романтизации преступления в искусстве в свете задач правового воспитания; г) выявить возможности участия искусства в правовом воспитании в условиях нашей действительности.
Основополагающим принципом решения поставленных в работе задач выступает марксистское понимание сущности искусства как формы общественного сознания. Методологической основой работы явились произведения классиков марксизма-ленинизма, программные документы ЦК КПСС - материалы съездов и пленумов, а также постановления ЦК КПСС по вопросам идеологической работы.
Говоря о степени изученности проблемы и теоретической новизне данной диссертации, нужно отметить, что в исследовании участия искусства в правовом воспитании использованы работы советских авторов - эстетиков и юристов, в которых накоплен значительный теоретический материал, имеющий непосредственное отношение к рас-матриваемой проблеме. Тем не менее в проанализированной литературе проблема участия искусства в правовом воспитании не представлена как предмет самостоятельного исследования. В предоставленной же диссертации актуальность и новизну содержат следующие положения:
1. Сравнительный аналид возникновения и развития искусства и права выявляет особенности взаимосвязи этих форм общественного сознания в различные исторические эпохи.
2. Рассматриваемая в диссертации проблема романтизации преступления выявляет важность эмоционального начала в искусстве как фактора правового воспитания.
3. В работе теоретически обосновывается объективный процесс возрастания роли искусства в правовом воспитании в условиях развитого социализма и указывается на необходимость дальнейшей активизации деятельности художников в этом направлении.
Структура диссертации представляет собой - введение, две главы и заключение. Практическая значимость работы, с точки зрения автора, заключается в том, что положения и выводы, имеющиеся в ней, могут быть использованы как в учебно-педагогическом процессе, так и в процессе непосредственного правового воспитания.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Искусство как важный фактор правового воспитания"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотренные в работе вопросы участия искусства в правовом воспитании позволяют сделать некоторые общие выводы теоретического характера. При этом, видимо, нужно ещё раз уточнить, что были затронуты только те из вопросов, относящихся к данной теме, которые представляются наиболее важными, без рассмотрения которых вообще не представляется возможным говорить о значении и месте искусства в правовом воспитании.
Нельзя, например, говорить о значении искусства в правовом воспитании, не обратив при этом должного внимания на некоторые наиболее важные особенности возникновения и развития искусства и права как двух форм общественного сознания, с одной стороны -находящихся в естественной взаимосвязи, с другой же стороны -являющихся достаточно самостоятельными в своем развитии, имеющими свою специфику. Одни из важнейших выводов в данном случае заключается в том, что становление и искусства, и права связано с появлением классового общества.
Не менее важным представляется и анализ /хотя и очень, к сожалению, краткий/ дальнейшего развития искусства и права в классовом обществе. Это - история, без достаточно хорошего знания которой нельзя глубоко понять процессы современного участия искусства в правовом воспитании в обществе развитого социализма. В этой связи не случайно значительное внимание уделено классовой природе искусства, особенно подчёркивается, что искусство никогда не развивалось вне классовой борьбы, что оно всегда находилось на службе определённых классов. И если право в классовом обществе всегда было однозначно по своей сути, защищая интересы господствующих классов, то искусство в классовом обществе как раз однозначным никогда не было.
Если же говорить о дальнейшем развитии искусства и права уже в условиях социализма, то важнейший вывод здесь заключается в том, что основная их функция - это активное участие в формировании гармонической личности, помимо всех остальных качеств обладающей высоким эстетическим совершенством и не менее высоким уровнем правового самосознания.
Что же касается непосредственного участия искусства в правовом воспитании, то прежде всего нужно отметить одну из его специфических особенностей в воздействии на личность, а именно -его обращение к миру человеческих чувств. Дело в том, что искусство может и должно как можно больше внимания уделять главным образом эмоциональному воспитанию человека, что в свою очередь способствует формированию гармонической личности. Правильное воспитание эмоционального мира личности неизбежно сказывается и на всей системе мировоззренческих оценок человека, и на его восприятии произведений искусства, обращающихся к правовым проблемам.
Другой важный вывод связан с проблемой романтизации преступления, которая иной раз может быть сознательно осуществлена художником, что говорит о его мировоззренческой позиции, а так же и о том, чем социальный заказ он выполняет. Кроме того, многое зависит и от уровня восприятия художественного произведения, от степени подготовленности личности к знакомству с ним и т.д. И чем талантливее произведение, в котором прослеживается тенденция к романтизации преступления, тем оно может быть опаснее в своём воздействии на сознание его воспринимающих, и прежде всего - молодежи. Вот почему сама идея романтизации преступления на любом, даже самом, примитивном уровне требует к себе самого пристального внимания.
Итак, во-первых, эмоциональное воздействие искусства на личность, во-вторых, проблема романтизации преступления и её опасность с точки зрения правового воспитания, и в-третьих -выводы, касающиеся непосредственного содействия искусства правовому воспитанию в условиях развитого социализма.
Прежде всего - искусство при социализме может и должно способствовать самому широкому ознакомлению своей аудитории с различными правовыми проблемами. Это в первую очередь относится к произведениям детективного и приключенческого жанров. При этом особое внимание стоит обратить на недопустимость искажения в художественных произведениях показа элементарных правовых норм, что может привести к отрицательным последствиям в процессе правового воспитания. Но и самое точное их воспроизведение может не принести реальной пользы, если художественное произведение не будет по-настоящему художественным! Иначе говоря - требования к детективному и приключенческому жанрам должны быть не менее высокими по сравнению с требованиями к другим художественным произведениям. Только высокохудожественные произведения способны внести свой вклад в дело правового воспитания.
Но не всё зависит только от искусства. Многое зависит и от того, как пропагандируются лучшие произведения искусства среди нашего населения. К сожалению, в области пропаганды тех произведений искусства, которые действительно могут способствовать правовому воспитанию, мы всё ещё достаточно часто сталкиваемся с серьёзными недостатками, на что также нужно обратить самое серьёзное внимание. В первую очередь это касается работы нашего кинопроката.
И наконец - последний вывод, к которому можно прийти на основе всего сказанного. Касается он непосредственной работы с молодежью. Он может показаться в какой-то степени тривиальным: ведь речь идёт о чуткости и внимательности, о тактичности и умении работать с подрастающим поколением, т.е.казалось бы, повторяются общеизвестные истины. Но, видимо, повторяемость эта необходима ещё и потом/, что многое в работе с молодежью весьма далеко от совершенства и с самого начала носит иной раз откровенно формальный характер. Поэтому именно на неформальные методы работы с молодёжью предлагается обратить особое внимание. Конкретно же сказать, какие это могут быть методы, вряд ли представляется возможным по той простой причине, что работа с молодёжью не терпит шаблона и в каждом конкретном случае требует особых, неповторимых, возможно даже уникальных решений, что и отмечается в последнем разделе диссертации.
Список научной литературыРукавишников, Валерий Григорьевич, диссертация по теме "Эстетика"
1. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т.З, с.7-
2. Маркс К.,Энгельс Ф. Манифест Комшгнистической партии. Соч., т.4, с.419-
4. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1953, с.
5. Маркс К.,Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.689, Маркс К.,Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М., 1957, с.
6. Маркс К.,Энгельс Ф. О литературе. М., 1958, с.
7. Энгельс Ф. Внгельс Ф. Энгельс Ф. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Ленин В.И. Анти-Дюринг. Соч., т.20, с.5-
8. Диалектика природы. Соч., т.20, с.343О/Со Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Соч., т.21, с.269-317. К характеристике экономического романтизма. пес, т.2, с.119-262. От какого наследства мы отказываемся. пес, т.2, с.505-550. Что делать? ПСС, т.6, с.1-
9. Партийная организация и партийная литература. ПСС, т.12, с.99-105. Лев Толстой как зеркало русской революции. ПСС, т.17, с.206-213. Лев Толстой. ПСС, т.20, с.19-24. Три источника и три составных части марксизма. ПСС, т.23, с.40-48. К вопросу о диалектике. ПСС, т.29, с.316-322. О пролетарской культуре. ПСС, т.29, с.ооо—ооI.
10. Задачи союзов молодёжи. ПСС, т.41, с.298-318. Ещё раз о профсоюзах. ПСС, т.42, с.264-304. О воспитании и образовании. М., 1970, с.679. О молодёжи. Речи, статьи и письма. М, 1966, с.431. О литературе и искусстве. М., 1979, с.
11. Программа КПСС. М., 1976, с.
12. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., I97I, с.
13. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с <»оо. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., I98I, с.223. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г., М., 1980, с.
14. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983г., М., Политиздат, 1983, с.
15. Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. М., 1973, с.
16. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974,с.215, Александров И.А. Алексеев С. Человек и закон, Сыктывкар, 1966, с.
17. Право,законность... Что это такое? Свердловск, 1973, с.23.
18. Ленинская теория отражения и природа искусства. М., 1978, с.
19. Место искусства в познании мира. М.,1980, с.
20. Укреплять законность, искоренять преступность. М., 1965, с.
21. Социальная среда и формирование личности преступника. м., 1975, с.159. ХХ1У съезд КПСС и правовое воспитание молодежи. Ташкент, I97I, с.
22. Социальная активность. М., 1974, с.
23. Социалистический образ жизни и культура. М.71976, с.
24. Познавательная и воспитательная роль искусства. М., 1967, с.
25. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968, с.
26. История античной философии. М., 1965, с.
27. Ленинская теория отражения как метод исследования специфики искусства. Кишинёв, 1978, с.
28. Будущее общество. М., 1959, с.
29. Природа искусства. М., 1982, с.
30. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982, с.
31. Личность и закон. Л., 1967, с.
32. Воспитательная роль советского права.М., 1966, с.
34. Великое востановление наук. Соч., т.1, М., I97I, с.57-546. Об отражении действительности в музыке. М., 1953, с.235.
35. Проблема прекрасного. М., 1957, с.
36. Эстетика романтизма. М., 1966, с.
37. Прогресс в искусстве. М., 1973, с.456. О реализме социалистической эпохи. М., 1982, с.
38. Эстетика критика. М., 1961, с.256. \У Волков B.C. Волков И.Ф. Волков И.Ф. Во имя человека. Из опыта пропаганды правовых знаний. Л., 1974, с.
39. Детерминистская природа преступного поведения. Казань, 1975, с.НО. Партийность искусства и социалистический реализм. М., 1974, с.
40. Творческие методы и художественные системы. М., 1978, с.
41. Вопросы развития общества, государства и права. Саратов, 1970, с.
42. Вопросы теории и практики правовой пропаганды. Л., 1973, с.
43. Вопросы эффективности правового воспитания. М., 1977, с.
44. Воспитывать уважение к закону. Махачкала, 1973, с.
45. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968, с.
46. Гармонический человек. М., 1965, с.
47. Гачев Г.Д. Гельвеций К.А. Гинцбург В.Г., Позин A.M. Гоббс Т. Гоббс Т. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972, с.
48. Записные книжки. Соч., т.1, М., 1973, с.73-
49. Пути повышения правовой культзфы. М., хУIL, с.DD. Основы философии. Соч., T.I, М., 1964, с.45-
50. Левиафан. Соч., т.2, М., 1964, с.43-720.
51. Местный Совет и правовое воспитание трудящихся. М., 1978, с.
52. Громов B.C. Гулыга А.В. Правовое воспитание трудящихся в процессе хеятельности местных Советов. Воронеж, еятельности [971, с.
53. Художественное творчество. М., 1970, с.
54. Искусство в век науки. М., 1976, с.182. ХХ1У съезд КПСС и вопросы теории государства и права. М., 1972, с.399. ХХУ1 съезд КПСС и развитие Советского государства и права. М., 1982, с.
55. Дмитриева И.А. Дмитриева Н.А. Доценко Ф.И, Вопросы эстетического воспитания. М., 1956, с.
56. Краткая история искусства. Очерки. М., 1975, с.
57. Законодательство и молодёжь. Алма-Ата, 1974, с.
58. Духовное становление человека. Л., 1972, с.
59. Егоров А. Еремеев А., Руткевич М. Ермаш Г.Л. Зись А.Я. Иванов В.И. Иванов В.П. Иванов М.А. Изволина А. Искусство и общественная жизнь. М.,1959, с.409. Век науки и искусства. М., 1965, с.
60. Искусство как творчество. М., 1972,с.
61. Искусство и эстетика. М., 1975, с.
62. Человек и закон. М., I960, с.
63. Человеческая деятельность познание искусство. Киев, 1977, с.
64. Родители, подросток, закон. М., 1980, с.
65. Художник в революционном мире. М., I98I, с.48.
66. Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969, с.
67. Каган М.С. Каргин А.С. Кеменев В. Керимов Д.А. Киященко И.И. Социальные функции искусства. Л., 1978, с.
68. Нравственно-эстетическое формирование личности. М., I98I, с.
69. Статьи об искусстве. М., 1956, с.
70. Философские проблемы права. М., 1972, Эстетика, жизнь, искусство /Итоги У П Меж1 дународного эстетического конгресса/. М., X 5 С Oft Киященко И.И., Лейзеров И.Л. Коган Л.М. Кожевникова А.П., Медведев A.M. Козюбра И.И. Корецкий Д.А. Кунчева Л.И. Кзшгнир Л.А. Лармин О.В. Лейзеров И.Л. Искусство в борьбе за человека. М., 1979, с.
71. Художественный вкус. М., 1966, с.
72. Использование средств массовой информации и кино I правовоспитательной работе. М. в 1978, с. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979, с.107. В плену вещей. Ростов на Дону, I98I, с.III. Эстетическое и этическое в жизни и в искусстве. М., 1968,cI39. С законом на "Вы". Кишинёв, 1973, с.
73. Искусство и молодёжь. М., 1980, с.
74. Образность в искусстве. М., 1974, с.
75. Ленинизм и проблемы развития государства и права. Свердловск, 1970, с.
76. Лефевр А. Либкнехт К. Лилов А.О. Лильин Т.Я. Введение
77. Мысли об искусстве. М., I97I, с.76. О природе искусства. М., 1977, с.
78. Общественность и укрепление законности. М., I960, с.
79. Личность в XX столетии. М., 1979, с.260.
80. Лукашёва Е.А. Лукин Ю.А. Луначарский А. Макаров О.А. Мальцев Г.В. Маркова Г.Д. Миньковский Г.М., Бабаев М.М. Миронов И.Р. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973, с.
81. Ленин и теория социалистического искусства. М., 1973, с.
82. Статьи о литературе. М., 1957, с.
83. Искусство в современной идеологической борьбе. М., 1975, с.
84. Советское государство и личность. М., 1969, с.
85. Научные основы и организация правового воспитания молодёжи. Киев, 1979, с.
86. Молодой человек и закон. М., 1971,с.
87. Укрепление законности в общенародном государстве программная задача партии.М., Роль правовой надстройки в коммунистическом воспитании, м., 1966, с.
88. Искусство и общество. М., 1966, с.
89. Искусство в нашей жизни. М., 1977, с.
90. Некоторые вопросы кошлунистического воспитания трудящихся. Иркутск, 1975, с.
91. Некоторые вопросы социологии и права. Иркутск, 1967, с.
92. Новиков В. Новосёлов В.И., Чугунов А.П. Овсянников М., Смирнова
93. Оганов А.А. Оксамытный В.В. Художественная правда и диалектика творчества,., 1974, с.
94. Правовое воспитание молодёжи. М., 1972, с.
95. Очерки истории эстетических учений. М., 1963, с.452; Теория отражения и искусство. М., 1978, с.
96. Правовое воспитание важный фактор формирования социально-активной личности. Киев, 1979, с.
97. Социализм и личность. М., 1956, с.
98. Морозов Г.В. Натев А. Нежнов Г.Г. Орловцев Ф.
99. Избранные труды по эстетике. М., 1978, с.
100. Правовое воспитание. М., 1972, с.
101. Искусство и наука. М., 1978, с.
102. Очерк социологии права. М., 1974, с.
103. Формирование правосознания личности. Л., 1972, с.
104. Право и социология. М., 1973, с.
105. Правовая культура и вопросы правового воспитания. м., 1974,с
106. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев, 1979, с.
107. Правовое воспитание и укрепление социалистической законности. М., 1973, с.
108. Правовое воспитание составная часть коммунистического воспитания трудящихся. Л., 1971, с.
109. Правовое воспитание трудящихся. Л., 1980, с.
110. Предупредительно-воспитательная роль советского закона. Волгоград, 1973, с.
111. Проблемы правоведения. Новосибирск, 1957, с.
112. Проблемы социологии права. Вильнюс, 1970, Проблемы художественного творчества. М., 1972, с.
113. Проблемы эстетического творчества и современность. М., 1963, с.
114. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., 1976, с.288. 50 лет Советской власти и актуальные проблемы правовой науки. Саратов, 1967, с.204. 50 лет Советского государства и права. М., 1968, с.
115. Разумный В.А. О природе художественного обобщения. М., I960, с.143.
116. Роль государства и права в решении задач коммунистического строительства на современном этапе. М., 1972, с.
117. Рукавицин М.М. Рюриков Б.С. Рябко И.Ф. Рябко И.Ф. Народность и партийность искусства. М., 1978, с.III. Идеологические основы эстетики. М.,1978, с.
118. Вопросы правового воспитания масс в советском обществе. М., 1969, с.
119. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов на Дону,1969, с.
120. Основы правовой педагогики. Ростов На Дону, 1973, C.I
121. Социалистическое государство и воспитание нового человека. М., 1972, с.
122. Жизнь, люди и законы. Горький, 1963, с.
123. Эстетическая культура советского человека. М., 1964, с.
124. Советское государство и право в период развёрнутого строительства коммунизма. Харьков. 1962, с.
125. Соколов И.Я. Правовые знания молодёжи. М., I97I, с.
126. Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М., 1У66,С.
127. Спиридонов Л.И. Столович Л.Н. Тимофеева В.В. Толстых В.И. Третьяков Ф.Ф. Сощ-альное развитие и право. Л., I973, с.
128. Природа эстетической ценности. М., I972, Пути художественного исследования личности. л/, I975,c.I
129. Искусство и мораль /О социальной сзщности и йкции искусства/. М., I973, с.
130. Воспитательная роль советского права. Л., 1966, с.
131. Рябко И.Ф. Рябов Д.Д. Сеславинский В.М. Скатерщиков В.
132. Реализм в искусстве. М., 1956, с.
133. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972, с.
134. Художественное восприятие. Л., I97I, с.оОО Человек и законы. Алма-Ата, 1973, с.
135. Чернышевский Н.Г. Чхиквадзе В.М. Шабанов М.Р. Шаманов А.Ш. Эстетика. М., 1958, с.
136. Актуальные проблемы советской юридической науки. М., 1967, с.
137. Советский закон и гражданин. М., 1975, с.
138. Возрастание роли Советов в коммунистическом воспитании трудящихся. Черкесск, 1975, с.151. У истоков искусства. М., 1971,с.
139. Воспитательное значение советского права. Нальхшк, 1968, с.
140. Эстетика ижзнь. М., I97I, с.
141. Эстетическое. М., 1964, с.
142. Юлдашев Л.Г. Юм Д. Эстетическое чувство и произведение искусства. М., 1969, с.
143. Трактат о человеческой природе. Соч., т Л с.77-
144. Шерстобитов В. Шогенов А.К.