автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.05
диссертация на тему: Ислам и внешняя политика Арабских монархий Персидского залива в 80-е годы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ислам и внешняя политика Арабских монархий Персидского залива в 80-е годы"
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДШЛСМАТЖЕСХАЯ АКАДЕМИЯ МИД СССР
ИБРАГИМОВ Сулейман Давуд оглы
ИСЛАМ II ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРАБСКИХ МОНАРХИЙ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В 80-е ГОЛЫ XX ВЕКА
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук
На правах рукописи
МОСКВА
TOOT
Работа выполнена з Ордена трудового Красного Знамени дипломатачес^о!; Акадеии;; lily; CGC?
ааучнан pjхсоводатель
доктор ФИЛОСОФСКИХ I
i7pOÇeCGOp
С теианянц 15. Т.
Официальные оппоненты
доктор исторических профессор Керимов Г. Li.
- кандидат псторичесш доцент
Шилова Л.М. ,
Ведущая;' организация
Защита состоится
¡нститут востоковед«
" 13" г. в ч
часо!
аседании Специализированного -coéera K09.0I.0I в Дишк» ■вческои академии МИД СССР ,по адресу : Москва, Б.Козлоз tep., д.4.
С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке Дипломатической акадеши Ш1Д СССР
ан "Ж" iss/r.
Автореферат разослан
Учёный секретарь Специализированного совета, кандидат исторически;-: наук Рудшщ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ
лвдовательное распространение принципов позого поли-о мкшлппия ка сферу иождулародавх отношений открива-зцеццектше возможности для налаживания конструктцв-лога месту государствами. Сегодня s мире снладизает-вчеекпя ситуация, характеризующаяся отходом oí коп -энных стереотипов прошлого в области мекгосударсггаея-яегшА V от идеологической завднностя при определяют ях характеристик :гацконалг.нкх гштарееов стран миро -Зщеетва. В связи с .чеидеодогизацкэЯ нездукдродних Я возникла потребность в качественно новом яодзеоцо эй современной raposcS политики, всестороннего учЗ -мза ¿(акторов, в тоё или иной степени влеяшях на об atrae. В полной мере это относится и я проблеме взаимо-литакл я религии, s частности, "исламского бута", на-я на тзороге 80-х го^ов нынешнего столетия после побе-вхской ровожри в Иране.
ащение к исследованию данной проблемы на примере араб-архяй Персидского залива не случайно. Наличие общих равдэ всего общность общественно-политической струк-воляет рассматривать их как особую типологическую Специфике исторического развития монархий состоит в они смогли найти решение шош социалъно-экоиоми -роблем ка базе осуществления последовательной интег-мировне структур», однако в пределах, позволяющих ь влияние ислама, веками освящавшего господство правя-левсквх семей. В итоге сложились своеобразные отно-тагонлстяческой взаимозависимости мевду западными ями и монархическими режимами, стремящимися тем боль-ить собственные позиции на мировой арене, чем боль-висшость от транснациональных корпораций, т развития аравийских княжеств позволяет ставить воп-шчш определённых закономерностей перехода в прош-алых стран к новым формам их внутренней эволюция, к этому отшту, как в целом и к процессу становления их запросам мировой цивилизации форм экономической ч, оправдан. Развитие сотрудничества с монархиями ого залива, имеяиего важное стратегическое -значение
'благодаря правде всего наличию здесь богатых ие^ягш кей, становится сщгсё на ваякойпих задач советской ен 'иояйтнкг. Актуальность такого сотрудничества, ещй боле роола в ое?з1Т с ослоанением во«шо-нслаг1ГСЭскоВ сктуя Зализе, вызЕавннм длительной войной между Ираком з К| а затем и оккупацией Ираком Кувейта, .
Ц&Зь настоящего диссертационного исследования сс в ан&чийе характера взаимовлияния к взаимосвязи иола яитики монархий Персидского залива в 80-е года. Объе? описание процессов' внутренней нагзни этих стран за ощ ный исторический период представляэтся существенно в; для-поярка точек сближения с ниш, правильной расста акцентов в отношении внешенполитггческих инициатив от; лива, а следовательно, и определения приоритетов в д кости монархий на международной арене
Правящие в странах Залива династии широко испол релиилс "при обосновании политического курса и его ре ции в жизнь. Однако помимо "ислама правящей верхушки существует и религиозная оппозиция, а своих лретенэи властям также ссылавшаяся на постулаты Корана. Хотя организована и экономически маломощна, не считаться власти не могут. Поэтому представилось целесообразна из параграфов данной работы посвятить анализу назван проблемы. !
Ислам играет большую, интегрирующую роль во внеи литике монархий региона. Особо отчетливо это проскач ся на примере деятельности Совета сотрудничества арг государств Персидского залива (ССАПШ). Необходимое1! дания организации была продиктована, помимо общноси культуры и истории, также и общностью религии, стреи [^онархий к установлению новых, равноправных отнояеш ре экономики и политики для обеспечения стйбшгшост! опасности как внутри каждой стракы-участнипу, так и пределами.
"•>■ Противоречия мевду суннитами и шиитами имеют ц< торию. В данной работе проблема исследуется в отдел раграфе, посвящённом взаимоотношениям монархий Залк Особый интерес этот вопрос вызывает в связи с устан "исламского правления" в Иране и стремлением претво
к
цой "еясаорта исламской революции" сс сторсян 0|£еци-кр>гоа Исламской Р'^тгуйгспи; Край, маловагнкм являемся вяучепие деятельности монархий в атфи Иелшвхаз Конференция (ОйК>, прегеадутодей на роль атора в огивета ииголопги и полгмки стран зрадащион-спространения желала 2 шгяуяаючсЯ за создаоте "ново-мскот-о ¡экономического тмрддка" .
учннй а ирактгчески8 интерес представляет ьозщия ио-режысЕ рспгена ко воггросан войны н мира в свете знах представлений» В ^астаосгл, вредлрншма топотка ваши: отзсгвЕЯй зтрая Эслива к арайонгзраяльексму кон-к афганской проблеме м к ирано-'фахскоЯ войне. Конзд лов стал этапом осмысления уроков этой во2нн, с?ремле-Дйлонотргрогать возможную модель осуществления яслаас-трЯн мзргйлл путём и иротшзозос пропаганде "воинствуй -лама" хсмейнистсвего толка.
зусловно, хлеречяслешше выше момента анализируемых з проблем являются отражением определённого стратеги -курса полетим монархий Персидского залива, конкрвт-равлеюи которого нувдгются б специальных научных гениях. Вместе с там, кдючевне положения внешнеполитз-курса этих стран, изучение фактологической последо-оотг данных положений и их историческая оценка пред-тся неотъемлемым элементом в понимании той основы, рой сформировалась современная внешнеполитическая щя княжеств Залива. Анализ теш работы важен хаД о рения решения задач советской дипломатии на Вдащом |, так и урегулирования проблем региональных кояфяик-верздения данного региона в качестве зоны безопас -сотрудничества и добрососедства. ковкие задачи исследования:
лализ воздействия "исламского фактора" на внутршоли-1! курс монархий;
«явление причин наличия в княжествах Залива релгаги-игоозиции правящим' крутил;
шределение характера влияния исламской религии на танке внешней политики исследуемых стран на примере >рганизаций, как ССАГПЗ.и ОИК:
1наллз противоречий между суннитским и штатским миро- .
воязренийм Е межгосударственных отнопепвях б регионе;
- выработка рекомендаций научного характера, преде вдих интерес как для советской иостоксЕедчесной науки, для практического применения в разви5яя ССОР оотрудаич со страна?,® данного регаока,
Хронологические рамют исследования (I960 - IS90 г обусловлены усилением рож "исламского фактора" в поли консервативных рекачов региона, выавеияыы победой нсла революции в Иране ва пороге 80-х годов, а также начало но-иракокоЭ войны, создавшей болкиуп опасность стабиль как в Заливе, так и в шгре в цолоы.
Научная новизра. исследования заключается в том, ч принята попытка анализа взаимосвязи ислама и политики мере монархий Персидского залива с учётом спектра факт характерйзухцих ситуацию в регионе в 80-е годы XX века лиз поставленных задач позволил разработать ряд полохе: том числа применительно к задачам советской дипломатии она.
Необходимо отметить, что В в »арубежном'востскове кет работ, комплексно рассматривающих основные аспекты ния ислама на формирование внутренней и внешней полити ежих монархий Залива в 80-е года.
Научная достоверность исследования и сделанных на основе выводов определяется в первую очередь последова приыенецием методологии конкретно-исторического погнан Общая направленность и ориентиры диссертационного дования определены положениями официальных советских д тов, в которых содержатся оценки современного состояни дународаых отношений и перспективы их развития.
Степень разработанности проблемы. При работе над диссертационного исследования автор опирался на труда Агаева, G.M. Алиева, Р.Н. Авдреасяна, В.Л. Бодянского, ВальковоЙ, A.M. Васильева, А.Г. Георгиева, В.Ю. Гошвва Игнатенко, А.Г. Князева, В.П. Лукина, Л.И. Медведко, Е кумян, Т.П. Милославской, Г.В. Милослазского, В.В. Oso О.Г. Пэресышаша, Е.М. Примакова, A.B. Сагадеева, М.Т. нянц, С.Л. Стоклицкого, А.И. Яковлева./I/
.1. Здесь и далее см.: Библиографию диссертации.
1рствеяпуи роль т? злятазо исстазлегошт в дяосортеди-юлодоватши проблем екграля труда В.J0. Гошвва, A.A. :о, М.Т. Стопанязпд.
табото "СССР и стран» Пдреяцекого зализа" В.Ю. Го-
гляст делий комплекс проблем, повлиявших на фэр/ггфо-осуществлений спйгатагалит.отескогс «урса монард Пвр-) яядивб б 60-е года, ашшгзвдо-вт возможности я пвр-I раз бл тал ero ñ йу.яущем,
гьтпоЯ интерес представляет работа АД. йгнатеяко "Ха-i халифата; ислйлскяо неправительственные реетгиозпо-5(1тгпг> о^гш'МЗйцйй lift Вшшем Воотокв: история» вцео -хечтельноетг.*. На f'Oíatt?M фа!йвлогзческом материале i i$ojs.«h к метода двйтелшоой?» програшнне цели и вза-аекьчэ ролигиозшх оргакиаацй?!, в частности, и стран и ирчяпмиьи рекимамга, их воздействие на внутратгешгаи-л'туащто в регионе.
й?г»лн?0 od¡3SR йэпонсмърксото! духовного развития монар-5идского тр.%товюз философско-втических кок -
з .чаше сутдэстойтауп; помоць оказали исследования Сте-Í.V., п частности, работа "Мусульманские концепции в га и политике XJI-XX вп."
;работка избранна! те^ы предполагала широкое использо-хбот нкостраншгх авторов. С началом "исламского дума" о данного феномена па Заладе, я в первую очередь, в даётся огромное значение. Среда работ американских учё-провэдении настоящего исследования ¡большой инторес пр зила труда Р. Андерсена, X. Десоуки, Р. ЗеЗберта, У. , Дж. Кемпа, М. Конанта, В. Кэллаба, Л.. Мартина, А, Р. Нькмйиа, В, Рубина, Э. Сивана. /I/ ;
sen НаВ», Ssifeesi , Wagaev J.ö. Polities and eh$ags-e iäidäla Sacbä s sourees of oonfliet »nd soooaodetio».-1ов-Яа11»&!5Х«ягв4 Glifis, 1902| Ielaaie Heeu*s«nee in гаЪ Uorli.Bd, bf Ali B.Hillal Deesoü&l. 2.Y. 8£raoges-, 1982; 3. Jäarisisse -eeess «adaaffitiae power, She paet сi the an Qulf sad futur®. Задэ pubi,,1381j Gonant H.A. Tha so tos In tb.e ÜS Foreign Poliey i 1580-1990,S.t., besinstoj / Оа\хп?П «a Foreign Belgiens .Boote, 1982 j Kariin L. ТЬэ feie Qulf. Tferes-te fron Within, USis-Laxiaston Bo«ka. D.d. and Ooapasy, 19B4s Aya*1* Hazih H.H.' Arab BelaUena in th< > Future «ad Its Prologue. She Iran-Ix&q S»ew es. Old aonüiato. S3, by Skirls Т'МзМГЬви enfi Stöhnest .-i/3A,1963» iraago» FufclleJi«sa9 pp.155-159i ЙйМп
Интересным представляется анализ политических, социаль«' но-эконошгческих и религиозных мотивов в формировании сое -ременной политики монархий Персидского залива. да1гннй в работе Л. Мартин
Проблемы, возникшие перед княжествами о приходом к власти Хомейни, исследуется Ширин Хантзр (США).Л/
В работе английского востоковеда Г. Роуза анализируется суть созданной в Иране исламской власти и её взаимоотношения с соседями по Заливу./2/
Среди работ арабских исследователей в первую очередь необходимо отметить труды кувейтских богословов и политологов, занимающихся разработкой проблем соотношения экономики, политики и шариата. При освещении данного вопроса наиболее доступ ным источником явился издаваемый в Кувейте журнал "Аль-Еэлаг" Различные аспекты теории "исламской экономики" разработаны в трудах кувейтских теологов А.К. Салмана, ан-Яаджтара. Большое внимание вопросам войны и мира в исламском учении^ уделяют Аль-Баруни и аль-йусуф.
Следует отметить работу Я. Радкаба, в которой анализируются перспективы и возможности ССАГПЗ./З/
Б диссертационном исследовании использованы заявления, выступления и высказывания религиозных представителей стран Залива, глав государств и членов королевских семей монархий п различным политическим, экономическим и религиозным проблемам
Revolution and Persian Oulf Instability.- She Ir«n-l£ü<¡ Was. Hew Weapons. Old douillet о - USA, Eraeger ^Publishers, 1983t Interpretations of Islán. Past und Ereeent. By Eaaanuel Si van Tha Darwin fresa. Ine. Prlnoeton, Hew Jersey, 1985.
1. Shire en 2.Hunter. Iran and tha spread of rovo luí iomu?y Iel "Islaa and Polities". Third World Quarterly, vol.10, И2, Aprl 1966.
2. Boae 0. Telaya>-e Juklh «ad tha гвзотегу of Islaale idant i In '*he thought of ayatollah Xhoaeial.- Religion and polities Iran « Shilssa from quietism to revolution, В ¿.by Keddle H.R.-Hew Havea, bonidn, Tale unlv.press, 1983, pp.' 166-188.
.1
3. Радкаб Я. Маджлис ат-тааун ли пуваль аль-халидж зль-арабш1 ( iyyn ¿¡устагсбалия - дираса кануния, сиясия, иктисадия ). -
Кувейт, 1983.
д
; статистические данные советской и зарубежной литера ¡атериаяы периодических и научных изданий княжеств За -Египта, Ирана, Турции, Англии, Франции и США. Значитель-;?ь справочной и аналитической литература была собрана >ре арабских стран Персидского залива Управления стран ■о Востока и Северной Африки МВД СССР.
II. ССНОЕИОЕ СОДШШЗЖ РАБОТЫ руктура. Диссертация состоит.из введения, двух глав, ния и библиографии.
введении обосновывается выбор темы, её актуальность па, определяется црлй исследования, дастся обзор источ-литёратуры.
свая глава - "Исламский фактор во внутриполитической 60-х годов в монархиях Персидского залива (Саудовская Кувейт, Объедино:шие Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн, посвящена анализу роли исламской религии в социаяьно-ческой 'И политической жизни княжеств Залива, лечается, "что "исламизация политики" вызвана специфике] мами поиска путей развития в условиях зависимого нзма, протестом т]«диционного мусульманского общества 'зол" капиталистического образа'жизни. Отказ принять-о модель устройства ' общества в странах традиционного гранения ислама - далеко не всегда признак фанатизма неточного обскурантизма. Стремление сохранить свои куль-;енности часто свидетельствует о нежелании перестать гам собой. В этом сохранении преемственности им видится 'абильности.
[анном смысле монархии Персидского залива не являются [ием. Религиозная традиция является для них важным сред-шодения идеологии до широких масс населения, по-прех -[.дершващихся родо-племенных, монархических я религиоз-
1КЦИЙ.
сте с тем традиционализм, выступающий за сохранение несредневековой исламской религиозной системы, в чистом определяет официальной идеологии в странах Залива, даже ской Аравии. Объясняется это тем,,что государства рас-смого региона в ближайшей перспективе не смогут, по всей и, собственными силами освоить возросшие доходы от неф-о, в свою очередь, будет способствовать их дальнейшей
интеграция в аконодагческую, финансовую и политическую erg Запада. Прячем более глубокая вовлечённость в мировое хоз. ведёт и к большей вовлечённости в структуру политики запа стран.
Есгбствошго, не учитывать все эти факторы л»авя!цие ш стран Залива не могут, что заставляет юс гибко сочетат литию и политику. Апелляция к исламу используется для под ння статуса-кво королевских ренимов, а специфика исламско кия позволяет решить целый ряд проблем мусульманского общ возникающих в различных сферах жизни, где применение иных ретических концепций дато ба меньше эффекта ш же было б результатшш.
Правящие динасгсш идут на дискредитация воех опиози ных группиррвок, параллельно укрепляя институт улемов и т лигиоанае органиаациэ, деятельность которых не выходит за новленные государством рамки. Подобного рода организации ются даже интегрировать в государственно-нолитическую отр В этом плане показателен пример суннитской организации "Д ат аль-ислях аль-идатвмаи", которая получает поддержку, в числе финансовую, от властей Бахрейна, Объединённых Арабе Эмиратов и Кувейта, и активно выступает 'sa укрепление мои ческой власти.
Сокращение екепорта нети и падение мировнх цен на первой половшш 60-х годов, а также ирано-иракокая война, шившая торговлю в регионе, негативным образом отразилась экономике княжеств Залива. Многие социальные и внутриполи .кие проблемы аравийского обществ«, оглаживавшиеся до сих экономическим процветанием, в »тот период многократно yci: Сложной оказалась и религиозная ситуация. Наряду о исламом", поддерживающим правящие режимы, активизировали:: кхциеся многочисленные группировки и организации с разлкчг пенью лояльности к монархической власти. Однако борьба рг ных, порой противоречивых тенденций внутри самого духов л. а также разрозненность и слабая координация оппозиционны? отражается на деятельности религиозной оппозиции е целом, в Саудовской Аравии и Кувейте она сумела объединиться в с ше группы, представляющие широкий спектр оппозиционных с
парламентской до террористических, то в Эмиратах или ко I' *
религиозной оппозиции практически нет.
Гад не менее, монархические рент»!' стараются проявляя ыум гибкости а отношении оппозиции, стремясь уменьшить яыидакёмиость внутри своих государств.
~ "Рель религии в обосновании внеишеполи-кого курса монархии Персидского залива в 60-е года" -дина ¿шалииу роли ислама в качестве интегрирующего на-в сотрудничестве стран рассматриваемого региона, а так-взаимоотнеиениям с шиитским Ираном. Интегрирующую роль исламской религии автор рассматрива-пршере деятельности Совета сотрудничества арабских арств Персидского- залива (ССАГПЗ), созданной по инициа-ГоуцовскоЛ Аравии в 1981 гону. Главной задачей з-той ор-ации является достижение координации и интеграции всех монархий Залива, установление мезду ними новых, равно-отношений для обеспечония стабильности и безопасности 1утрп каждой страны, так я за её пределами. В достижении дели особый акцент делается на исламские ценности, сыг-з роль одного из интегрирующих факторов. Ярано-иракская война, а.также попытки "экспорта ислам -религии" иранскими'отделами заставили членсз Совета со-ячества выработать коллективные структуры обеспечения зе]той безопасности. Вое отчётливее просматривается ля-1 создание "исламской военной промышленности", сууъ ко-ааключпотея к налаживании выпуска различных видов всо-й собственными силами. В этой связи большое внимание зтея военно-политическим связям с мусульманскими стра -
1ссло окончания войны в [988 году на первый план выили ;ц экономического оовд'вдичестаа. Конечной целью в этой является создание "общет'о рынка" Залива типа ЕЭС. По шдимосгй, "лея "о:;с1;:;;.:;;':еской общности" к концу нынвш-:толетия будет достигнута,
¡ради внешнеполитических приоритетов отношения с мусуль-ши странами выдвигаются на первое место. Параллельно ¡рства-члокы ССАГ1ТЗ п] илагаит немало усилий .для разреае-¡гиональних коп^шнтов и обеспечения стабильности и ми-¡убрегионе.
)дш:ы пз факторов, визывагиим тревогу у аравийских мо -
к
кархов, являются сувнитско-газитские противоречия.Б^йучи ■ Д1щимшшл з долговременным, етот фактор приобрёл в 80-е ] политическое значений как внутри арабских монархий Заяаш так и в меетосударотвекных отношениях. Его усиление или I лабление зависит от политики мусульманских государств, к< рые используют данный фактор в собственных интересах. Су] ты и свита оспаривают друг у друга право на влияние сред мусульман, что в конечном итог© свначает борьбу эа влас?] Преимущество суннит-ов п -том, что, в отлачие от шиитов, в еквх странах Залива они стоят во главя государственной и лигвозкоЯ влаояи.
В отличие 01 нкх, шиэты составляют меньшинство (кро! Бахрейна), и, считая суннитов узурпаторами, стремятся ьо< новить "справедеивость". В основной своей массе ою> етву: крайне тяжёлых условиях, что создаёт благопряятнув почву экстремизма и религиозного фанатизма.
Всё это'заставляет кейхоз осторожно относиться как : циально! шиитской власти в лице руководителей Ирана, так шиитской общине в княжествах ЗалиЕа.
Есть основания считать, что суннитско-шиитские про т. чия в перспективе сохранят свой влияние на политику мона региона.
Одной кз характерных черт 60-х годов является то, ч дельные мевдународаые объединения попытались взять на се пользуя "исламский бум", роль координатора в идеологии:.и тине. Одной из наиболее активных среда них является Орга ция Исламская Конференция (ОИК).Её деятельность охватыва ласть политики, экономики, культуры и духовной хизнп. Ос же этой деятельности является идея мусульманского единст солидарности, стремление к построению общества на основе динения исламских этических и' экономических принципов.
Материальную основу для претворения в жизнь этой т тавляют нефтедоллары монархий Залива, учредивших Исламсн банк развития (ИБР) для оказания помощи менее развитым с Основными пай едоками, кроме Ливии, являются в нём ещё три дарства : Саудовская Аравия, Объединённые Арабские ¡Змирв Кувейт.
Следует сказать, что на практике деятельность ОШ I -до многограннее той, что получает отражение в теологичес
адет. Организация Исламская Конференция осуществляет ём основным линиям : интеграция мусульманской религии ь му образования; в науку и культуру; миссионерская рабоВ деятельности организации просматривается своего рода ственноотъ межиу пянясламистскимя выступлениями колони-х времён и современным. этапом международного мусульман-движения. Причём сама (Ж является одним из.потоков лее влиятельного в рассматриваемый период "возровденчес-напраЕления, по своей сути и форме более близкой и пой традтцтоналистскм настроенным мусульманским кассам, аравийских монархий задаёт тон в рамках организация cotí стратегию "исламской солидарности" с первоочередной эй интересов мусульманских обуржуазившихся феодальных, ке консервативно настроенных буржуазно-помещичьих кругов. Несмотря на дезинтеграционные процессы, сегодняшнее попе в мусульманском мире отличается от предшествующего, авно как разочарование в "западных ценностях", так и ка-нефтяяого богатства и рост политического влияния Cay -эП Аравии, других монархий Залива. Рост исламского само-шя в сочетании с ростом экономического и политического что регулируется ССАГПЗ и СИК, должен в конечном счёте ;ти к преобладаний интеграционных процессов в мусульман-лире.
3 ходо работы над диссертацией автор пришёл к следующим ш, которые изложены в заключении : Прежде всего, необходимо отметить, что во влиянии ре-на политику наблюдается определённая закономерность. >виях социальной стабильности это влияние на идейно-по-юкую ситуацию обычно уменьшается, в то время как в кри-) периоды связь религии с политикой усиливается. ! начале 80-х годов наблвдается подъём.массового ислам -движения - глубоко двойственного и неоднородного, внз -■о усиление апелляции к исламу в формировании политичес-урса монархий Персидского залива. Объективная заинтвре-ость правящих режимов этих стран,куда в рассматриваемый , переместился, благодаря нефтиi центр богатства арабско-в активизации роли религии в общественно-политической
кизни диктуется тем. что калитоязация фюдзлько-+1<>иарха»1б структур и втягивание гсироних иас.с яралп^гкого общества в вариое производство и потребление 'лреводит к ерозии тредип них норм визня. На политическую власть ncii активнее тгратеп средние классы. Например, нравлиг.'й режчму Бахрейна к КувйЯ уже выну%деки ьксперкмектироБять с парламентской системой, хотя здесь до сих пор отсутетауют градации массовой пол:«'!; кой борьбы, а крутые материальные возможности королетекта мой позволяют при необходимости нейтрализовать черчз суЗсх протест маос, угроза »ласта монархических рпадмов сттюгаи вполне/реальной -
В этих условий*; власти, стремясь избеуа-гь оои??8-льнвх' трясений, интегривпж ислам в ядаг-лотаэ в ьа^ьстзе ос вал вей составной пасти, необходимой дяя национальной консоли; ции,
2. Одним из проявлений пеялтазацте ислама в 5<J~o год! арабских кокархгяк Персидского дашзп. стаю усиленна рз¿гя ной оппозиции. Наиболее показ атзяыш в этом отношении Cay.; екая Аравия, Кувейт и Бахрейн, Оояаус разобщённость оппоз' онких религиозных групп, отсутствие иирокоН опоры в масса' 'неорганизованность позволяют властям подавлять лглсе их в; туплэние. Оппоэшшя жэ 2 остальных княяеетвах - Объедании Арабских Эмиратах, Катара к Омане, прштгееекг кет.
Скорее всего, несмотря на призывы исламских |Тундам«н листов, выступащюс против королевской масти в монархиях лива, вернуться к "истинным ценностям з°рн", иракский опк здесь в обозримом будущем ке повторится. Хотя объективные ловия существования религиозного фундаментализма в княкес постряЕно воспроизводится, тек не менее отсутствие зкогюг/ ческой мощи сводит их шансы к минимуму.
' 3. ЭкономяческйЙ нотеиту-гвл к стратегической лолоаода стран ПерсЕдскогЬ залива, а такдо их политическое значен! привели ^ всестороннего вовлечений данных государств в mi во^бцвЬгвепный процесс, к возрастанию пх роли на меаодгс ной-арене, Свидетельством этого явилось создание Совета с трудничветва арабских государств Лорсидс?ого залп^ (COA] Роль ошюго из штегрирутодах факторов сыграл ислам. Сове" Лудничосгва, руководствующийся в своей деятельности при
- 13 -
тага шариата, помимо экономических и политических цэлеЗ, ит также задачу продемонстрировать возможность претворо-в кизнь нсламсних доктрин мирным путём з противовес "во-вувдему исламу" хомойнястского толка, на собственном при-показать интогриррхауго роль мусульманской религии.
4. Ирано-иракский вооруженный конфликт усилил стремление ских монархий Залива к проведению самостоятельной незави-й политики, к диверсификации и упрочению отношений с Запа-и Востоком. Вызвано это как стремлением коллективными усз-и отстоять национальные интересы, так г повысить свою роль вдународной•политике.
Кроме того, в результате кризиса возросло соперничество 7 Саудовской Аравией и Ираном за лидерство в регионе. Ско-всего, суннитско-шгитские противоречия сохранят в перснек-своо влияние на политику отран Персидского залива.
5. Стремясь утвердиться в качестве лидеров мусульманского , монархии единим блоком выступают в Организации Исламская зренция (ОИКК Идеи "исламской солидарности" в рамках ор -зации они соотносят с задачей защиты интересов муеульман-консервативных кругов в странах-членах ОИК.
Рост исламского самосознания, а также усиление экономизм и политического влияния мусульманских государств при-г в итоге к преобладанию интеграционных процессов в ислам-мире. Данному процессу будет способствовать переход кон-рации "Запад - Восток" в плоскость "Север - Юг", чему яр-юдтверадением стала события последнего времени, в чаот -I, война за освобождение аннексированного Ираком Кувейта. В этих условиях Советскому Союзу для установления взаи -•одного сотрудничества, основанного на нринципах уважения зеаитета и независимости отран Персидского залива, следуете остороЕко подходить к вопросу поставок вооружений в ш, оделив акцент на установление экономического и куль ->го диалога о монархия?® Залива как в рамках ССАГПЗ, так и Это оообш'яо актуально в связи со сложными и неодаознач -процессами в советских республиках, восстанавливавдих свою (арственнооть и суверенитет. Данный тезис имеет большое шве в первую очередь .для республик с преобладающим мусуль-:ш населением, связагашх .традиционными историческими узами ;амским миром (Азербайджан, республики Средней Азии и Ка~ •ан).
Советским дипломатам, ра<5ояящшв в странах Персидской зелива, знание основ сариата в значительной степени комок бы иотпъ спввдфеку жизни•аравийского общества, протокола в пёь' процессов, более таалдфЕХЗфсвояно п всзстоткотле ела ляэвроьахъ иодшичеснай монархий ремвона.
Такой подход к ¡задачам внесшей ясоттрки и подготовки дпиломатвчвских кадров отвечает духу нового политического латая, способствует шркому урегуя&ровщшй, проблем стран ! сядокоге гелям и Бквгпвго Вос-уока в дело«;, (тр^вра]
ний ьтогс взригсопасного регион* п зоь'у миря г. етабяльнос Основнне. подрытая /я выводы, диссертации изложо№ ав! ром е статьях ;
- О к&ко-юрах еепбктах ([орае^сташв обзесгвеиниго созв под влияют ем исламской реявгюц- 3 сб.: Тлобяяодге проЗл укрепления мяр* и международной <5б»оиаонос2Им,- М,: ДА Ж СССР, 1989.- 0,5 п.л.
- Ислам во внутршолитягчеокоЯ борьбе в странах Нерсадо зализа в 80-е годы..-- В сб.: "Роялгга современного мира и ы народные отношения".- М.: ДА ЗДД СССР, 1990.-, 0,5 п.л.
- Роль религии » обосновании внввнаполаткческого курса ских монархий Персидского залава в 80-е года,- Б сб.; "Ах альнне проблемы арабистики я ислямоведения".- №»: Иисетггу ременных общественных проблем при ЦК КПСС, 1991.- 0,5 г.,.т