автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Ислам у степных ногайцев в ХХ веке
Текст диссертации на тему "Ислам у степных ногайцев в ХХ веке"
С .-/ > и ! / ' 1 I
1 (
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ИМ. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ
На правах рукописи
Ярлыкапов Ахмет Аминович
ИСЛАМ У СТЕПНЫХ НОГАЙЦЕВ В XX ВЕКЕ (ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
Специальность 07.00.07 — этнография, этнология и антропология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научные руководители доктор исторических наук В. Н. Басилов, кандидат исторических наук В. И. Бушков
Москва 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................................4
Глава I. Ислам у степных ногайцев: проникновение, укрепление, развитие
(до 1917 г.)..............................................................................................................19
Часть 1. Исламизация ногайских племен и формы бытования ислама у
ногайцев (до 1917 г.)..............................................................................................23
Часть 2. Доисламские верования ногайцев в системе исламских
воззрений................................................................................................................42
§1. Космогонические и космологические представления
ногайцев..................................................................................................................43
§2. Демонологические представления ногайцев............................54
а. Представления о духах-демонах..................................................55
Духйин....................................................................................55
Демон албаелы........................................................................60
Духи аздаа, дэюв, пари..........................................................65
Прочие демонические существа...........................................68
б. Обрядовая практика, связанная с демонологическими представлениями. Знахарство, реликты шаманства...........................................72
§3. Сельскохозяйственные культы и обряды.................................81
а. Культ Эмире..................................................................................82
б. Навруз............................................................................................85
в. Культ громовника в обряде вызывания дождя..........................87
§4. Верования и ритуалы в похоронно-поминальной
обрядности..............................................................................................................97
а. Представления о душе..................................................................98
б. Смерть. Похороны......................................................................101
в. Поминальная обрядность...........................................................109
Глава II. Религия в жизни ногайцев в советский период: ислам и
доисламские верования........................................................................................117
Часть 1. Ислам в Ногайской степи в годы советской власти (до конца 1980-х гг.)..............................................................................................................117
§1. Религия и государство в первые годы советской власти (19171930-е гг.)..............................................................................................................118
§2. Проявления исламской религиозности в Ногайской степи................................................................................................................127
а. Муллы в ногайском обществе в советский период. Феномен йинли молла в духовной культуре ногайцев......................................................129
б. Состояние народной религиозности.........................................139
в. Праздники и памятные даты. Мавлид.......................................156
Часть 2. Трансформация доисламских верований.................................170
а. Демонология................................................................................171
б. Культ святых...............................................................................174
в. Обряды вызывания дождя..........................................................178
г. Похоронно-поминальная обрядность........................................182
Глава III. Ислам в Ногайской степи на пороге XXI века...........................192
§1. Общая характеристика религиозной ситуации в Ногайской степи (конец 1980-х — 1990-е гг.)......................................................................192
§2. Современные проблемы религиозного развития у степных ногайцев................................................................................................................196
а. Проблема мазхабов.....................................................................196
б. Фундаменталистская альтернатива в контексте общей ситуации на Северном Кавказе...........................................................................202
в. Проблема разделенности народа...............................................215
Заключение.....................................................................................................219
Список источников и литературы................................................................225
Список сокращений.......................................................................................254
Приложение....................................................................................................255
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Отечественное этнографическое исламоведе-ние имеет давнюю историю и накопило солидный багаж знаний. Достаточно сильные исламоведческие школы сложились не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в различных регионах бывшего СССР — Таджикистане, Туркмении, Казахстане, на Северном Кавказе. В то же время сегодня, когда в исламских районах страны идет бурное возрождение исповедуемой религии, остро ощущается некоторая односторонность, с которой развивалось в нашей стране этнографическое исследование ислама. В подавляющем большинстве случаев упор делался на изучение доисламского наследия, на выявление домонотеистических элементов в ныне бытующих верованиях. Это правило было применено и по отношению к другим конфессиям. Установившуюся традицию хорошо иллюстрирует длинный список работ советских этнографов, названия которых начинаются со слов с приставкой "до-": "домонотеистические верования", "доисламские верования" и т. д. [См., например: Снесарев 1969, Баялиева 1972, Булатов 1990, Гаджиев 1991, Толеубаев 1991 и др.]. Немногочисленные работы отечественных этнографов, которые касались вопросов непосредственного бытования ислама, рассматривали те его аспекты, которые в той или иной мере восходили к доисламской эпохе и обнаруживали с ней явную связь [См., например: Басилов 1970; он же 1992 и т. д.]. Полной картины религиозных верований, бытующих у исповедующих ислам народов бывшего СССР, мы до последнего времени за редким исключением [Сухарева 1960; Мустафина 1992; Сатвалдыев 1995; Басилов, Кармышева 1997] не имели.
В результате многие собственно исламские обычаи, обряды, верования оказывались вне поля зрения исследователя. Сегодня ученый, занимающийся исламом, не сможет найти в этнографической литературе полное описание популярного среди северокавказских народов мавлида (праздника в честь рождения Пророка) и множества других исламских
обычаев и обрядов, ответа на вопрос, чем же в реальной жизни, а не в богословских трудах отличаются шафииты от ханафитов (и те, и другие сунниты) и т. д. Резко меняющаяся религиозная обстановка настойчиво требует, чтобы этнограф, посвятивший себя изучению ислама, разбирался во всех его тонкостях, как в основных вопросах богословия, так и в вопросах конкретного бытования ислама у изучаемых народов.
На огромном этнографическом материале отечественные исламоведы пришли к выводу о том, что «приспособление ислама к местным традициям разных народов было причиной возникновения различных его локальных форм, под которыми следует понимать совокупность религиозных верований мусульман, независимо от того, соответствуют они принципам и предписаниям канонизированного вероучения или нет» [Басилов 1970, с. 139]. Это мнение разделяют и их зарубежные коллеги. Так, современный немецкий исламовед Петер Антее отмечает: «Ислам в такой же мере универсальная религия, как форма жизни, имеющая регионально-культурный отпечаток. Вера и учение, как и "богослужение" на арабском языке являются общими для всех мусульман, но религиозные обычаи, традиции, обряды, напротив, имеют ясно выраженные черты региональных культур, что позволяет, к примеру, отличить турецкий ислам от индийского или индонезийского» [Антее 1998, с.26]. При этом не следует упускать из виду, что на формирование локальных форм ислама у различных народов оказывали влияние не только местные традиции, но и то огромное разнообразие идей, подходов, течений, которые развиватшеь и развиваются в русле самого так называемого "богословского" ислама1.
Религиозные верования ногайцев изучены плохо. Ислам у ногайцев практически не исследовался, а статьи, посвященные домонотеистическим верованиям, не исчерпывают проблему, о чем еще будет сказано в соответствующем разделе. Попытка дать целостную характеристику религиозным
Сам диссертант не видит необходимости в выделении какого-то особого "богословского" ислама и, тем более, противопоставления его "народному" исламу. Ислам составляет в представлениях верующих целостное явление, а два указанных его «раздела» тесно переплетены и активно взаимодействуют.
верованиям ногайцев как одной из локальных форм ислама, предпринимается впервые, что свидетельствует об актуальности и новизне предлагаемой для защиты темы исследования. Кроме этого, актуальность ее разработки повышают следующие факторы:
а). Религиозное возрождение в Ногайской степи, связанное с резким повышением интереса населения к традиционно исповедуемой религии. Коммунистическая идеология, утратив монопольные позиции, неизбежно должна была дополниться в массовом сознании другими формами взглядов. Образовавшийся идейный вакуум заполняли в первую очередь идея национального возрождения и тесно с ней связанная религия. Эта связь объясняется во многом тем, что сегодня ногайцы, традиционно придерживающиеся ханафитского мазхаба (толка) в рамках суннитского ислама, живут в окружении не только иноэтничного горского2 и славянского населения. Они очень резко ощущают свою конфессиональную обособленность: ногайцы отличаются в этом плане как от преимущественно православного славянского окружения, так и от своих единоверцев-горцев, которые, будучи также суннитами, традиционно придерживаются шафиитского мазхаба. Кроме того, среди горцев довольно сильно влияние суфизма, в силу разных причин не укоренившегося среди ногайцев. Иначе говоря, в Ногайской степи мы имеем возможность наблюдать яркий пример переплетения этнических особенностей с конфессиональными, приобретшего особую актуальность в последние десять с лишним лет.
б). Столкновение традиционных и экстремистских взглядов на религиозное развитие. Кажется вполне вероятным, что проводившаяся в годы советской власти активная политика по выявлению и борьбе в первую очередь с доисламскими верованиями и обрядами (т.н. "пережитками") исподволь готовила почву для фундаменталистских настроений среди советских мусульман. С ослаблением, а затем и падением монополии коммуни-
2 Под "горцами" понимаются представители нахско-дагестанских народов. В Ногайской степи это в основном чеченцы, даргинцы и аварцы.
стической идеологии среди исламского населения стран бывшего СССР, распространились различные формы фундаменталистских взглядов, объединенные одним общим названием "ваххабизм"3. Экстремизм фундаменталистов и ответная жесткая позиция, занятая лидерами "традиционалистов"4, приводили и приводят к довольно опасному противостоянию [Кисриев 1997]. Это особенно чревато серьезными последствиями на нестабильном и начиненном самым разнообразным оружием Северном Кавказе, где идеи фундаментализма нашли для себя довольно благодатную почву. Проникают они, естественно, и в Ногайскую степь, осложняя и без того неоднозначную религиозную ситуацию.
Цель и задачи работы. Исследование ставит целью охарактеризовать бытование ислама у ногайцев в необычных и с 1930-х гг. экстремальных условиях (без мечетей, медресе и мектебов, при крайнем дефиците грамотных мулл и неблагожелательной позиции, занятой властями по отношению к религии), а также развернувшиеся со второй половины 1980-х годов процессы религиозного возрождения в Ногайской степи. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1). Свести воедино и изложить в работе все доступные сегодня материалы с целью:
• описать религиозные верования ногайцев, бытовавшие в очерчен-
На Северном Кавказе, где и живут сейчас рассматриваемые в диссертационном исследовании степные ногайцы, фундаментализм распространился именно в ваххабитской форме. Другие формы фундаментализма здесь не получили широкого распространения. Поэтому в дальнейшем, когда речь будет идти о фундаментализме на Северном Кавказе, в частности, в Ногайской степи, автор будет употреблять термин "ваххабизм", который адекватно отражает его содержание.
4 За неимением лучшего термина, будем в дальнейшем именовать противников фундаментализма "традиционалистами", в том смысле, что они выступают за традиционное развитие ислама в регионе, в отличие от ваххабитов, появившихся на Северном Кавказе сравнительно недавно.
ных хронологических рамках под оболочкой ислама;
• проанализировать воззрения и ритуалы и попытаться выяснить их происхождение;
• установить, что же делало ислам у ногайцев устойчивым по отношению к внешне неблагоприятным условиям его существования;
• выявить особенности бытования ислама у ногайцев;
2) на основе всего этого рассмотреть проблемы современного религиозного развития у ногайцев:
• охарактеризовать общую современную религиозную ситуацию в Ногайской степи;
• проанализировать наиболее болезненные дискуссионные вопросы, поставленные современностью перед верующими жителями Ногайской степи (проблему выбора мазхаба, фундаменталистской и традиционалистской перспектив религиозного развития, а также проблему отсутствия единого духовного центра);
• выявить степень связи этих вопросов с современными этническими процессами, происходящими в Ногайской степи.
Объем работы не позволяет включить в число рассматриваемых проблем свадебную и, в значительной мере, семейную обрядность. Этот материал достаточно хорошо изучен и освещен в научной литературе, поэтому диссертант не видел особой необходимости вновь обращаться к нему. Ногайский этнограф Р.Х.Керейтов долгие годы плодотворно работал в этом направлении, о чем свидетельствуют его публикации [Керейтов 1973; он же 1979а; он же 1982; он же 1983; он же 1985; он же 1991 и т.д.]. Основательный труд, посвященный семье и браку у ногайцев, опубликовала и дагестанский этнограф С.Ш.Гаджиева [Гаджиева 1979].
Объект и предмет исследования. Ногайцы — коренной народ Российской Федерации, говорят на ногайском языке, относящемся к кыпчак-ско-ногайской подгруппе тюркских языков. Численность в Российской Федерации по переписи 1989 г. составляла 73 тысячи человек. Основу этноге-
неза ногайцев составили кыпчакские племена, которые ассимилировали в языковом отношении все прочие племена, пришедшие в результате монгольских завоеваний на территорию Золотой Орды. Ногайская орда, вышедшая из недр Золотой Орды, после распада последней была некоторое время преемницей ее военного могущества, играя важную роль в делах соседних государств.
Ногайцы не имеют сегодня единой этнической территории. В ходе бурных и порой трагических исторических событий они разделились на несколько групп, ныне немного отличающихся друг от друга в лингвистическом и этнографическом отношении при наличии безусловно единого этнического самосознания [Калмыков и др. 1988, с.4,6]. Это ногайцы Доб-руджи (Румыния), Турции, астраханские ногайцы — юртовцы и карагаши, дагестанские — бабаюртовские и сулакские ногайцы, кубанские ногайцы (включая жителей с. К англы Минераловодского района Ставропольского края, которых относят также к отдельной группе кумских ногайцев) и, наконец, ногайцы Ногайской степи5 (ставропольские ногайцы — жители Нефтекумского и Степновского районов Ставропольского края и карано-гайцы — жители пяти граничащих друг с другом районов Республики Дагестан и Чечни6).
Каждая из перечисленных групп ногайцев достойна отдельного внимания исследователя. Объектом данной диссертационной работы стали ногайцы, живущие в Ногайской степи (далее будем их для удобства называть степными ногайцами, понимая под "степными" жителей именно Ногайской степи). Они представляют собой довольно крупный и компактный этниче-
Ногайская степь территориально занимает степные и полупустынные земли, расположенные между реками Кумой и Тереком [см.: КГЭ 1962, сЛ 15; БСЭ 1974, с.89].
6 Это районы Республики Дагестан — Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и Чеченской Республики — Шелковской и Наурский.
ский массив, стойко сохраняющий свою культурную самобытность и ощущение единства, несмотря на административную разобщенность между тремя субъектами Российской Федерации (Ставропольем, Чечней и Дагестаном). У них единая судьба и схожие проблемы, в том числе и в сфере духовного развития.
Ногайская степь в течение последних двух десятков лет все более претендует на роль своеобразного центра возрождения ногайского этноса. В административном центре Ногайского района Республики Дагестан — селе Терекли-Мектеб — проводятся общеногайские съезды, созываемые общественной организацией "Бирлик" ("Единство"), здесь в 1991 г. проходили всеногайские торжества по поводу 600-летия Ногайской орды и эпоса "Эдиге", в том числе и всесоюзная научная конференция "Историко-географические аспекты развития Ногайской орды" [Кореняко 1993, с. 12; Коре�