автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Ислам в Башкортостане

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Юнусова, Айслу Билаловна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ислам в Башкортостане'

Текст диссертации на тему "Ислам в Башкортостане"

г

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

На правах ру к оп и с и

ЮНУСОВА АЙСЛУ БИЛАЛОВНА

ИСЛАМ В БАШКОРТОСТАНЕ ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора исторических наук

Специальность 09.00.06 — философия

п

Президиум В А . / ^ д

м (решение от

шсудил учехтую ст^п

Нач

к управдел

МОСКВА - 19 9 7

СОДЕРЖАНИЕ

§1.

§2-§3. §4. ГЛАВА II.

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И РАЗ- 26 ВИТИЯ ИСЛАМА В БАШКИРИИ (X - нач. XX вв.)

Проникновение и распространение ислама среди баш- 26

кир в X-XVII вв.

Исламский фактор Башкирских восстаний XVIII вв. 43

Мусульманская Башкирия в XIX-начале XX вв. 54

Специфика функционирования ислама в Башкирии 80

БАШКИРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И 91 СОЗДАНИЕ ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН БАШКОРТОСТАНА. §1. Национально-политическая борьба и положение ислама 91

в России в 1917-1918 гг. § 2. Создание духовного управления мусульман Башкорто- 102 стана

ГЛАВА III. ИСЛАМ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ 120 ВЛАСТИ.

§ 1. Формирование религиозного законодательства в СССР 120 и особенности правового положения ислама на его территории

§ 2. Борьба двух мусульманских управлений в Башкирии 148

§3. Разгром мусульманских центров в 1936 г. 167

§4. Массовое закрытие мечетей в Башкирии 190

ГЛАВА IV. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИ- 198 ГИОЗНОЙ ПОЛИТИКИ. 1943-1948 гг. §1. Нормализация государственно-религиозных отношений 198 § 2. Религиозная жизнь мусульман Башкирии в период ли- 219 берализации государственной религиозной политики ГЛАВА V. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КРИЗИС И РЕЛИГИОЗНАЯ 238 ЖИЗНЬ в 50-70-е гг. § 1. Нарастание кризиса в религиозно-духовной жизни в 50- 238 60-е годы

§ 2. Проявления духовного кризиса в деятельности религи- 265

озных организаций Башкирии § 3. Предпосылки и условия разработки нового религиозно- 275 го законодательства в Башкирии в 80-е гг. ГЛАВА VI. ИСЛАМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭТНО- 285 ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ § 1. Раскол в среде мусульманского духовенства России 285

§ 2. Этноконфессиональная ситуация в Башкирии 291

§ 3. Ислам и политика 301

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 316

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 320

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие в истории России характеризуется рядом кардинальных перемен в области политического и национально-государственного устройства, социально-экономической и общественной жизни. Изменения претерпела также духовная сфера, что связано с общим демократическим процессом, затронувшим и область государственно-религиозных отношений.

По сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз возросло число зарегистрированных религиозных организаций, вера и религиозные представления возвращаются в массовое сознание граждан и в российскую действительность. Укрепление позиций религии в России знаменуется ростом числа верующих, строящихся православных церквей, мечетей и других культовых зданий. Заметно также следующее: на политической арене появились общественно-политические объединения и движения конфессиональной направленности; этнополитические процессы в стране (распад СССР, борьба за суверенитет и повышение статуса национально-государственных образований) в ряде мест приобрели религиозную окраску; в массовое сознание российских граждан внедряются нетрадиционные религиозные учения, что влечет за собой изменения межконфессиональных отношений.

Отмечаются также возрастающая социальная значимость мусульманской религии, политизация ислама и исламизация общественной жизни ряда народов, традиционно исповедующих ислам. Мусульманская религия занимает важное место в жизни тюркских народов России - Урала, Поволжья, Сибири, Крыма, татар Москвы, Санкт-Петербурга, ряда народов Северного Кавказа. Все вместе они составляют по разным подсчетам от 15 до 20 проц. населения страны. Возрождение морально-этических, нравственных норм религии вообще и ислама в частности может заметно оздоровить общество. Кроме того, ислам является существенным фактором сохранения и стабилизации национального самосознания татар, башкир и других тюркских народов.

Но вместе с тем политизация ислама, появление новых общественно-политических движений с мусульманской ориентацией остро поставили вопрос об угрозе исламского фундаментализма. Реакцией на нее стала исламо-фобия, нарастающая в России.

Существенным образом изменилась религиозная ситуация и в Республике Башкортостан. Здесь проживают башкиры (22 %), татары (28 %), русские (40 %), чуваши, мордва, марийцы, украинцы, латыши, евреи и представители других народов. Большинство населения республики традиционно исповедует ислам и христианство православного толка. В 1987 г. в республике насчитывалось всего 19 мусульманских общин и 16 приходов Русской православной церкви. В настоящее время здесь действуют 5 религиозных центров - Духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), Духовное управление мусульман по Республике Башкортостан при ЦДУМ (ДУМ по РБ), Уфимское Епархиальное управление (УЕУ), Объединение церквей евангельских христиан-баптистов (О ЕХБ). Верующие 15 конфессий - мусульмане, христиане Русской православной церкви, Евангельские христиане-баптисты, лютеране, католики, иудеи, мормоны, иеговисты, адепты Церкви Христа, Церкви Объединения, Общества сознания Кришны, Бахай, новоапостольской церкви и др. - объединяются более чем в 700 религиозных организаций. Зарегистрировано несколько общин язычников-мари. Наблюдается рост числа так называемых нетрадиционных религиозных организаций (протестантских, восточных, межконфессиональных), в связи с чем сложившиеся с XVI в. межконфессиональные отношений внутри массы верующих претерпевают изменения.

В настоящее время взаимоотношения государства и религии, место религии в обществе определяются законами, принятыми на волне демократизации страны в 1990-1991 гг. Выработка новых законов была обусловлена стремительными изменениями политической ситуации в России. Очевидно, что существует потребность в совершенствовании как модели государственно-религиозных отношений, так и их законодательно-правовой базы. При этом

следует выяснить, насколько целесообразна унификация законов в отношении различных вероисповеданий, насколько общероссийские законы функциональны в отдельных субъектах Российской Федерации. В связи с этим необходимо учесть исторический опыт функционирования религии в России, и, в частности, - ислама в ее "мусульманских" регионах, что требует расширения научных исследований в области истории религии.

Региональный ислам, составляющий мусульманство России в целом, пока изучен недостаточно. Нет обобщающих монографий, рассматривающих развитие ислама в таких регионах, как Поволжье и Урал, Сибирь, Северо-Запад и Центр России. Это относится и к Башкортостану. До недавнего времени ислам представлял собой "белое пятно" в истории республики. Связанные с ним проблемы слабо отражены в учебных пособиях, включая новейшие. Ислам в дореволюционной Башкирии получил освещение в трудах этнографов, археологов, в отчетах российских чиновников XIX в., но судьба ислама в Советской Башкирии не исследована вовсе.

Между тем история Башкортостана занимает особое место в разработке истории российского ислама. Республика представляет собой регион, в котором достаточно полно и типично отражена судьба мусульманского населения внутренней России. Мусульманская религия существует здесь с Хв., здесь же более 200 лет действует главное духовное управление мусульман России, учрежденное в 1789 г. как Оренбургское магометанское духовное собрание. Тюркское население Южного Урала и Приуралья отождествляет принадлежность к исламу с принадлежностью к тюркскому этносу. Безусловно важным является то, что народы, принадлежащие к различным вероисповеданиям, несколько столетий живут здесь бок о бок в добрососедстве, обогащая культуру друг друга. Процесс восстановления исламом своих общественных позиций происходит без межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Все это свидетельствует о том, что анализ исторического опыта функционирования ислама в пределах Башкортостана может быть весьма целесообразным.

Актуальность темы исследования, таким образом, имеет несколько различимых аспектов - социальный, политический и научный.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в диссертации сосредоточено на положении ислама в новейший период истории. Однако совершенно очевидно, что для определения роли и места ислама в современном Башкортостане, перспектив его дальнейшего развития необходимо выявление исторически сложившихся особенностей развития и степени проникновения мусульманской веры в массовое сознание башкир, социальных функций, выполняемых исламом в башкирском обществе. В связи с этим хронологические рамки были раздвинуты и исследование начинается с X в. Конкретно-исторические события - принятие ислама Волжской Булгарией, господство золотоордынских ханов, вхождение башкир в состав Русского государства в XVI в., политика России в отношении мусульман и колонизация территории Башкирии, башкирские восстания ХУИ-ХУШ вв., социальный статус башкир в XIX в. - все это составило условия формирования и развития башкирского этноса, а вместе с тем и ислама в Башкирии.

Существенное влияние на современное состояние ислама оказали события отечественной истории XX в. Советская модель государственно-религиозных отношений строилась на отчуждении религии от участия в различных формах общественной жизни, что закономерно вело к разъединению веры и граждан страны. Жесткие формы секуляризации, особенно в отношении ислама, определили сегодняшние черты российского мусульманского социума - политическую и экономическую слабость в сочетании с элементами экстремизма, низкий уровень религиозного знания тех, кто считает себя мусульманами. Исследование этапов развития ислама в Башкортостане в годы советской власти в комплексе с анализом государственной религиозной политики позволяют не только правильно оценивать современную этноконфессио-нальную ситуацию в республике, но также строить здесь научно обоснованные государственно-религиозные отношения.

Географические рамки исследования не ограничиваются исключительно территорией Республики Башкортостан. В VIII в. башкирские племена населяли Южный Урал, Приуралье, бассейны рек Белой и Камы. Отдельные территории расселения башкирских племен в средние века последовательно входили в состав Булгарского ханства, Золотой орды, Казанского и Сибирского ханств. В XVI—XVII вв. Башкирия, уже в составе Русского государства, была разделена на 4 дороги — административно-территориальные единицы — Казанскую, Оеинскую, Сибирскую и Ногайскую. В XVII—XVIII вв. эта территория составила Уфимскую провинцию, в 1792—1865 гг. — кантоны Оренбургской губернии. В 1865 г. из состава Оренбургской была выделена Уфимская губерния, башкиры, таким образом, оказались проживающими на территории обеих губерний, а кроме того и на сопредельных территориях Екатеринбургской, Вятской, Пермской, Самарской, Казанской губерний. В 1917 г. отдельные уезды Уфимской и Оренбургской губерний вошли в провозглашенную 3. Валидовым Башкирскую автономию (Малую Башкирию). В 1922 г. Малая Башкирия была объединена с Уфимской губернией в составе Башкирской Автономной ССР. В 1934 г. из ее состава были выведены три кантона, которые вошли в Челябинскую обл. Таким образом, настоящие границы республики утвердились в 1934 г.

Исследование предполагает изучение ислама в контексте российской истории, что также обуславливает выход за географические рамки собственно Башкирии. В отдельных главах и параграфах на первое место выдвигаются общеисторические проблемы, а затем на их фоне анализируются события, связанных с исламом в Башкирии.

Источники и методика их организации. Соискателем были изучены материалы более 10 архивов - государственных и ведомственных, исторических и текущих, центральных и региональных.

Большая часть материалов по истории ислама в России отложилась в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкорто-

стан (ЦГИА РБ). Самый большой комплекс источников по истории российского ислама в XVIII—нач. XIX вв., отражающий положение ислама не только на территории современной России, но и в бывших западных провинциях Российской империи - Польше и Финляндии, содержится в фондах Оренбургского магометанского духовного собрания (ф. И-295) и составляет 72 тысячи дел: журналы заседания собрания с 1832 по 1919 г., дела об утверждении мулл к мечетям, дела о строительстве мечетей, формулярные списки, личные дела высшего духовенства, метрические книги мусульманских приходов по России, бракоразводные и наследственные дела. Также использованы фонды Президиума Верховного Совета БАССР (ф. Р-394): материалы комиссии по делам религиозных культов, дела о закрытии мечетей в 20—30-е гг.; Статистического комитета Уфимской губернии (ф. И-473) и Статуправления БАССР (ф. Р-472): материалы переписей населения, статистика; Уфимского мусульманского военного комитета (ф. И-465); НКВД БАССР (ф. Р-1252): материалы регистрации приходов, поименные списки прихожан, личные дела служителей культа, распоряжения, инструкции; Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров БАССР (ф. Р-4732): инструкции Совета по делам религиозных культов СССР, регистрационные дела мусульманских приходов с 1945 г., анкеты и выездные дела служителей культа, записи приемов духовенства и верующих, переписка с Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.

Значительная часть документов была извлечена из фондов Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ) — фонда Башкирского обкома КПСС (ф. 122): материалы агитационно-пропагандистского отдела и антирелигиозной комиссии, резолюции пленумов, постановления, статистика; фондов уездных и кантонных партийных комитетов (фф. 22, 24, 33): материалы агитпропотделов; Башвое-нревкома (ф. 1832): постановления первого башкирского правительства о ду-

ховных делах, личные дела духовенства — членов правительства Башкирской автономии.

Были использованы дела по закрытию мусульманских общин в татарских и башкирских деревнях Уральской (с 1930 г. — Свердловской) области из фондов Государственного архива Свердловской области (ГА СО): Уральского облисполкома (ф. 88-р), Административного отдела Свердловского облисполкома (ф. 102-р), Административного отдела Екатеринбургского облисполкома (ф. 349-р), Административного отдела Свердловского горисполкома (ф. 575-р).

Значительная часть материалов по истории мусульманских учреждений находится в текущих архивах Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ и Духовного управления мусульман Республики Башкортостан: материалы съездов, пленумов, текущая документация: Совета по делам религий при Кабинете министров РБ: статистика, персоналии, учетные карточки приходов, Информационные отчеты уполномоченного Совета по делам религиозных культов (СРК) по БАССР. Это комплексный источник, позволяющий рассматривать широкий круг вопросов, таких как численность и характеристика приходов, состав духовенства, отправление религиозных обрядов верующими, паломничество, состав государственных служащих, занимающихся вопросами религии, законодательная база государственно-религиозных отношений, инструкции и распоряжения государственных органов и лиц по вопросам религии. Таким образом, в ходе написания работы были изучены документы, исходящие как из правительственных органов, так и религиозных организаций.

В настоящее время стали доступными материалы прежде закрытых архивов. В частности, Министерство безопасности Республики Башкортостан предоставило соискателю возможность ознакомиться со следственными материалами репрессированного в 30-е гг. духовенства.

Использовались также материалы ГА РФ (ф. 1318 - Наркомнац): переписка с Уфимским губернским отделом, обращения, телеграммы.

В своем исследовании диссертант широко использовал опубликованные материалы. Среди них сборники документов и государственно-правовых материалов по истории России и Республики Башкортостан, раскрывающие положение ислама в дореволюционный период1, в годы революции и гражданской войны, национально-государственного строительства2, советский3, а также современный4 периоды.

Ценную информацию дают опубликованные статистические материалы, хозяйственно-статистические обзоры Уфимской губернии, итоги переписей населения - XIX в., 1917, 1920, 1926 годов и более поздние5.

Огромный фактический материал, достоверное и добротное опи