автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Ислам в современной России
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гайнутдинов, Равиль Исмагилович
страницы
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава I. Ислам в условиях демократических перемен в обществе 8
1. Особенности становления и эволюции ислама в России в контексте изменения его социального и правового статуса 11
2.Исторические, социокультурные и социально-политические предпосылки возрождения ислама в Российской Федерации 36
Глава II. Философско-богословские проблемы обновления ислама в современных условиях 67
1. Социальные и философско-богословские проблемы изучения роли ислама в формировании личности и в жизни современной религиозной общины 67
2. Обновленческий потенциал ислама 95
3. Об актуальных проблемах развития мусульманской философско-религиозной мысли 116
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Гайнутдинов, Равиль Исмагилович
Актуальность темы исследования. Ислам является традиционной религией более чем тридцати коренных этносов России, а также значительной части мигрантов, прибывающих в Россию на постоянное и временное жительство. Религии принадлежала значительная роль в формировании этих народов, становлении и развитии всех сторон их культуры и менталитета.
С началом демократических преобразований в России наметилась заметная активизация религиозной жизни мусульман. Легализовались многочисленные, не признанные органами власти, но фактически действовавшие общины. Построено большое количество новых мечетей, а их общая численность превысила 5 тысяч. Действуют более 50 высших и средних специальных мусульманских духовных учебных заведений, а также начальные религиозные школы практически при всех мечетях. Издается более 20 мусульманских газет. Большими тиражами печатается, в основном переводная, религиозная литература. Ежегодно несколько тысяч мусульман совершают паломничество к святыням своей религии, расположенным в Мекке и Медине. Все это свидетельствует о том, что в современной России мусульманские организации получили невиданные ранее возможности воздействия на умы и поведение населения.
В то же время религиозные центры мусульман, занятые в последние годы большой организационной работой, не смогли уделить должного внимания совершенствованию религиозного просвещения с учетом современных реалий, особенностей отношения населения к религии. Не преодолены многие трудности в деятельности духовных учебных заведений, связанные с созданием необходимых учебных программ, учебников и пособий. Большая потребность населения в религиозной литературе удовлетворяется в основном книгами и брошюрами, написанными зарубежными авторами в расчете на верующих, живущих в принципиально иной, чем российские мусульмане, социокультурной среде.
Одним из результатов отмеченного выше стало то, что, наряду с традиционным исламом, среди мусульман стали встречаться проявления таких религиозных течений, как фундаментализм и ваххабизм. Это, в конечном счете, может привести к расколу среди самих мусульман, которые веками принадлежали к самому либеральному толку ислама - ханифизму и были едины в понимании, толковании й исполнении предписаний и обрядов своей религии. Определенной, пусть и небольшой, частью духовенства и верующих предоставление реального права свободно удовлетворять религиозные потребности трактуется как возможность, а то и необходимость вернуть то положение, которое занимал ислам в общественной и личной жизни мусульман в дооктябрьский период.
Таким образом, научный анализ современного состояния ислама в стране, его связи с прошлым и поиск возможных направлений развития в будущем становится общественной потребностью. Особого внимания при этом заслуживает изучение потенциальных возможностей обновления учения ислама с учетом светского, многонационального и поликонфессионального характера России, необходимости успешной адаптации мусульман к условиям жизнедеятельности общества, вставшего на путь демократических преобразований и рыночных отношений.
Именно этим обусловлен выбор темы исследования, его содержание. При этом автор исходит из того, что современный ислам в России не однообразен, имеет свои региональные особенности. По мнению диссертанта, ислам в центральной России и за Уралом имеет свои отличия от ислама на Северном Кавказе. Поэтому рамки исследования сознательно ограничены первыми из названных регионов, с положением дел в которых диссертант хорошо знаком.
Степень научной разработанности проблемы. Судьбы ислама в современной России, перспективы его развития всесторонне исследованы в монографии известного государственного и общественного деятеля, доктора философских наук, профессора Р.Г. Абудулатипова1.
Истории ислама в России в целом, как и в регионах, интересующих диссертанта, посвящен ряд научных работ2 и опубликованные источники по
См.: Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М. 2002. См.: Алов А. А. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996; А хм аду длин В. Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М. 2000; Баширов J1.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). М. 2000; Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России и Средней Азии. М.1993; Ислаев Ф.Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань. 2001. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования. Казань, 2002; Ланда Р.Г. Ислам в теме1.
Современное положение ислама в России, в том числе возрожденческие процессы, стало объектом исследований ряда монографий2. Идейно-политическим процессам и духовной жизни, новациям и структурным изменениям в исламе в новых условиях, проблемам, возникшим в связи с возрождением ислама, посвящен раздел монографии Р.А.Набиева, изданной в Казани 3.
Возрождению ислама на интересующей нас территории посвящены также статьи отдельных авторов в научном сборнике «Мусульманский ренессанс» 4. Этот процесс обобщен в специальном справочнике5, и отдельных коллективных монографиях 6.
Однако в указанных работах не уделяется должного внимания историческим, социокультурным и социально-политическим предпосылкам возрождения ислама в России, связи этого процесса с изменением социального и правового статуса мусульманских организаций. Вне поля истории России. М. 1995; Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань, 2002; Сенюткин СБ. и др. История исламских общин Нижегородской области. Нижний Новгород, 1998; Черновская В. Мусульмане Ярославля. Ярославль, 2000. и др.
1 См : Ислам в Российской империи Законодательные акты, описания, статистика /Сост. и автор вводной статьи, комментариев и приложений Арапов Д.Ю. М., 2001. См.: Малашенко Ал. Исламское возрождение в современной России. М. 1998; Его же. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М. 2001; Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). М., 2000.
1 См.: Набиев Р.А Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань. 2002. С. 71-228.
4 См.:Хакимов Р. Мусульманский ренессанс// Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля-1 мая 1996 г. Казань, 1997. С.4; Хасанов М. Феномен российского мусульманства// Там же. С.8-12; Жильбер Делану. Некоторые аспекты возрождения ислама в России. Мусульманский реформизм в арабоязычных странах (1880-1940 гг.) // Там же. С. 159-167; Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане// Там же. С.211-218; Мухаметшин Р. Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы// Там же. С.251-266.
5 См.: Асадуллин Ф.А. Мусульманские духовные организации и объединения в Российской Федерации. М. 1999.
6 См.: Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России/ Под редакцией Юнусовой А.Б. М. 2001. С.260-290; Мусина Р. Мусульманская идентичность как форма «религиозного национализма» татар в контексте этносоциальных процессов и этнполитической ситуации в Татарстане// Там же. С.291-304; Мухаметшин Р. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана (вторая половина 90-х годов)//Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе. М. 1998. С. 19-37; Шаяхметов Ф. Демократизация башкирского общества и ислам/АГам же С 28-40; Файз\ ллина А. Отражение норм шариата в сознании современного верующего// Там же. С. 41-51; Ю ну сова А. Ислам в структуре межконфессиональных отношений в Башкирии// Там же. С.52-61; М\ртазин М. Становление системы религиозного образования// Там же. С.62-68; Галлямов Р. Факторы регионализации мусульманских организаций России на современном этапе// Там же. С.72-77; Муратшин А. Деятельность мусульманских организаций в Башкирии// Там же С.78-84; Яку по в Р. Ислам в России в свете этнографии// Там же. С.92-101; Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань.2000.С. 177-201. зрения исследователей остаются и изменения, которые произошли в облике российского мусульманина, и вытекающие из этого противоречия в развитии ислама. В названных работах вообще не затрагивался вопрос, связанный с возможностями обновления, творческого развития учения ислама, исходя из Корана и Сунны, других источников шариата.
Желанием поставить на обсуждение научной и религиозной общественности вопрос о путях дальнейшего развития ислама и мусульманского сообщества России, предпринять попытку поиска ответов на проблемы, которые ставятся современными реалиями религиозной жизни, объясняется интерес автора к теме исследования.
Объект исследования - ислам в современной России и перспективы его развития.
Предмет исследования - предпосылки возрождения ислама, изменения в его социальном и правовом статусе, противоречия в развитии религиозной жизни в современных условиях.
Цель исследования - раскрыть особенности становления и эволюции ислама в России в контексте изменения его социального и правового статуса, других предпосылок его возрождения в Российской Федерации, поиск путей обновления учения ислама применительно к условиям идущей по пути демократических преобразований страны и дальнейшего совершенствования государственно-исламских отношений.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- выявляются предпосылки возрождения ислама, сопровождающегося заметным увеличением численности мусульманских объединений и учреждений, активизацией религиозной жизни в целом, заметным возрастанием в обществе интереса к религии, ее истории, роли в развитии человечества;
- изучаются реальные изменения в положении мусульманских организаций в российском обществе, ставшие основой становящегося партнерства между ними и органами власти, общественными организациями;
- путем всестороннего анализа изменений, произошедших в функциях ислама, мировоззрении современного мусульманина устанавливаются особенности в развитии ислама;
- на основе детального анализа Корана и Сунны, шариатских религиозно-правовых источников раскрываются возможности творческого развития, обновления учения ислама, определить пути развития современного мусульманского богословия, могущие способствовать успешной адаптации верующих к требованиям быстро модернизирующегося российского общества и всеобщей глобализации;
- определить те аспекты из опыта реформации ислама в России XIX-начала XX вв. (джадидизма) и обновления учения религии в мусульманских странах дальнего зарубежья, которые могут оказать воздействие на религиозную мысль в нашей стране в современных условиях;
- рассмотреть состояние государственно-исламских отношений на современном этапе и наметить пути их улучшения.
Источниковедческую и эмпирическую базу диссертации составили: Коран и Сунна, религиозная литература на русском, татарском, арабском и узбекском языках, мусульманские периодические издания, документы и архив Духовного управления мусульман Европейской части России, Совета муфтиев России, текущие материалы этих организаций; философская, богословская, религиоведческая, историческая литература, раскрывающая историю развития ислама в России, его учение, положение в обществе, изменения, происшедшие в мировоззрении мусульманина, материалы различных богословских и научных конференций;
- личные полевые исследования (записи бесед с рядовыми верующими и служителями ислама, руководителями Духовных управлений мусульман, с зарубежными религиозными деятелями).
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретико-методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по различным общественным наукам, в том числе и одних из основателей джадидизма - Марджани, Курсави, Бигиева.
Для выполнения конкретных научных задач автор применил методы конкретно-исторического и функционального анализа роли ислама в прошлом и настоящем. Объективный подход к объяснению проблем, связанных с религией, учет многообразных факторов, влияющих на религиозность и положение религии и т.д., в конечном счете, позволили раскрыть проблему как сложное социокультурное явление.
Комплексным характером исследования объясняется широкое использование автором трудов не только по философии, истории, , религиоведению, но и сочинений ведущих мусульманских богословов прошлого и настоящего времени, а также материалов наблюдений, которые автор собрал почти за четверть века религиозной деятельности.
Основные результаты, полученные лично соискателем.
Диссертация является первой работой, в которой современный ислам в России подвергнут одновременно и философскому, и богословскому анализу, установлены научные основы и возможные направления развития мусульманского богословия с учетом требований времени. Сочетание указанных выше подходов, знание реалий религиозной жизни позволили диссертанту, в частности:
- по-новому рассмотреть вопрос об истоках процесса, определяемого многими исследователями как «возрождение ислама», показать, что во многих случаях речь должна идти не о «возрождении», а о «легализации» той ситуации, которая существовала долгие годы;
- выявить и описать принципиальные изменения в положении ислама в обществе, которые повышают его роль и место в общественной жизни, создают большие возможности для участия мусульманских организаций в решении социальных проблем;
- изучить изменения в мировоззрении мусульманина, его отношении к исламу, рассмотреть возможные пути обновления религии учения с учетом современного верующего и изменений, происходящих в российском обществе;
- установить имеющие большое значение для обновления учения ислама и развития богословия стороны учения Корана и Сунны о человеке, его жизни и бессмертии, особенности шариата - мусульманского права.
-предложить меры, направленные на дальнейшее развитие государственно-исламских отношений.
Раскрыв характер шариата как подверженной влиянию времени юридической системы, проанализировав достижения отечественных религиозных реформаторов прошлого (джадидидов) и современных зарубежных богословов, диссертант выявил в учении ислама актуальные для современных мусульман аспекты.
Практическая значимость результатов исследования. Работа, способствуя объективной оценке современного состояния ислама в стране, может стать ориентиром в определении основ государственно-конфессиональных отношений, служить формированию банков данных для органов власти о деятельности мусульманских организаций, учитываться при решении вопросов, связанных с реализацией конституционного права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. Результаты, полученные автором в ходе исследования, могут быть широко использованы органами власти, научно-исследовательскими учреждениями при изучении национальных и конфессиональных отношений. Материалы, содержащиеся в нем, призваны стать важным подспорьем для преподавателей светских и духовных средних специальных и высших учебных заведений.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в трех книгах и многочисленных статьях автора, опубликованных в центральных и зарубежных журналах, светских и мусульманских газетах, выступлениях на международных научных, научно-богословских и богословских конференциях, интервью российским и зарубежным средствам массовой информации. Апробированы они и в ходе многолетней преподавательской деятельности в Московском Высшем исламском духовном колледже.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите.
Структура диссертации определена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ислам в современной России"
Заключение
Осуществленный в работе анализ современного ислама в России дает основание сделать следующие выводы.
1. Современное состояние ислама в России характеризуется бурной активизацией религиозной жизни мусульман. Пробужденный демократическими преобразованиями в стране интерес к исламу, отношение к нему не только как к вере, но и как к выразителю национального духа, культуры и традиций этноса, прочно сохраняется в общественном сознании. Не восстановлены и не могут быть восстановлены функции религии, мечети и ее служителя в дооктябрьском объеме. Но мечеть постепенно становится неотъемлемой частью духовной жизни мусульманских этносов, особенно в сельской местности. О сохранении устойчивого интереса к религии, желания усвоить хотя бы в начальном объеме ее основы, свидетельствует и постоянно растущее число желающих посещать занятия религиозных школ, учиться в духовных учебных заведениях. Несколько уменьшилось количество желающих совершить хадж, но это объясняется, во-первых, тем, что за десять с лишним лет практически все, кто в состоянии совершить паломничество, успели это сделать; во-вторых, при нынешней экономической ситуации многие желающие просто не могут позволить себе столь дорогостоящую поездку.
Но дело не только и не столько в этих, подающихся учету явлениях. Ислам сохраняет прочное место в общественном сознании очень значительной части мусульманского населения, хотя нельзя считать всех представителей мусульманских этносов верующими. Тем более регулярно участвует в религиозной жизни не очень значительная их часть. Однако имеются основания утверждать, что большинство представителей мусульманских этносов относятся положительно к своей религии, почитают ее, соблюдают ряд ее предписаний и обрядов, не остаются равнодушными к тому, что о ней говорят, показывают и пишут в средствах массовой информации. Особенно высоко они ценят вклад ислама в развитие национальной культуры, его место в национальной истории.
Когда речь идет о современном исламе, возможных направлениях его дальнейшего развития, необходимо иметь в виду ряд факторов.
2. Исследование показывает, что все сказанное выше о проявлениях современного ислама нельзя расценивать только как результат демократизации общественной жизни. Высокая религиозная активность не может возникать вследствие социально-политических изменений, неожиданно. Это не возрождение на пустом месте, а во многом легализация той высокой религиозности, которая была характерна для общественного сознания и в советский период. При этом, конечно, нельзя забывать, что благодаря именно демократическим преобразованиям мусульманские организации впервые в истории России получили законные права не только свободно решать все религиозные вопросы, но и активно участвовать в решении социальных проблем общества.
В то же время следует признать, что с самого начала возрождение ислама оказалось нерегулируемым и не направляемым никем процессом, процессом, когда органы власти лишь констатировали происходящие события, а не управляли ими. До сих пор у органов власти нет ясного представления о том, куда и в каком направлении идет и должно идти развитие ислама в стране.
Массовое открытие мечетей и религиозных школ при них проходило в условиях, когда практически полностью отсутствовали образованные служители ислама, что не могло не отразиться на содержании исламского просвещения, учебы в духовных учебных заведениях. Ведущую роль в подготовке кадров служителей ислама, издании религиозной литературы, т.е. ключевые вопросы толкования ислама, его развития оказались в руках зарубежных миссионеров. Таковой во многом остается ситуация и в наши дни.
С началом возрождения ислама два действовавших в стране религиозных центра мусульман разделились на десятки автономных, самостоятельных духовных управлений мусульман. Понадобилось время, чтобы их руководители осознали необходимость совместных действий и образовали первоначально два, а затем три координирующих центра. Эти центры продолжают действовать также самостоятельно, не объединяя свои усилия для решения важных для всех проблем. Более того, существуют определенные противоречия между их руководителями.
Отсутствие должного внимания со стороны органов власти, низкий уровень подготовки служителей ислама, разрозненность религиозных центров мусульман привели к тому, что до настоящего времени нет концепции развития ислама, не разработаны основные направления обновления учения ислама с учетом происходящих в стране реформ. Возникшая ситуация вскоре дала о себе знать появлением ваххабитских и фундаменталистских настроений радикально настроенной молодежи. Появилось противостояние между мусульманами разных поколений, имеется реальная угроза раскола между последователями одного, самого умеренного и либерального в исламе течения - ханифизма. Мусульманские организации оказались неспособными в полной мере использовать права, представленным им действующим законодательством о свободе совести и религиозных объединениях. Довольно масштабное исламское просвещение строится на неизменности шариатских установок, преимущественный акцент делается на различных запретах ислама, а не на его вечных, гуманных ценностях, на том, что мусульманин, оставаясь верным основам религии, должен жить и действовать в соответствии с требованиями времени. Все это, в конечном счете, может отрицательно сказаться на адаптации мусульман, особенно молодежи, к современным реалиям российского общества, изменяющегося мира.
3. Преодоление возникших трудностей в развитии ислама, считает диссертант, дело рук, в первую очередь, самих служителей ислама. Это аксиома. Но, думается, в сегодняшней ситуации религиозные центры мусульман своими силами вряд ли могут справиться с этой задачей. Для этого у них нет ни материальных возможностей, ни интеллектуальных сил. Самое же главное, чего им не хватает, это единства. Единства в понимании сути происходящих явлений и их оценки, необходимости вести религиозное просвещение с учетом изменившегося времени и сознания мусульманина. Это не позволяет им совместными усилиями взяться за решение общей для всех них проблемы - резкого улучшения содержания и методов работы духовных учебных заведений, религиозной проповеди. Не способствует решению этих задач и позиция «невмешательства во внутренние дела мусульманских организаций», занятая органами власти. Представляется, что дела эти давно перестали быть таковыми, так как речь идет о том, куда и в каком направлении будут вести миллионы мусульман их религиозные лидеры. Уже сегодня можно констатировать наличие в жизни мусульманской общины страны явлений, которые не могут не насторожить.
Так, не является секретом тот факт, что не только рядовые мусульмане, но и религиозные лидеры зачастую по-разному понимают учение ислама, пути и объем его реализации в практической жизни. Одни из них считают, что не только основы веры, но и все касающиеся земной жизни указания ислама являются вечными и неизменными и их следует придерживаться, несмотря на изменившийся мир. Другие считают, что именно так, как молится и соблюдает обряды и предписания ислама тот или иной народ, должны поступать и все остальные, готовы бороться против инакомыслящих административными мерами, привлекая правоохранительные органы. По мнению третьих, главным признаком принадлежности к исламу является обязательное, без учета каких-либо смягчающих обстоятельств, соблюдение запретов ислама (не употреблять свинину, носить хиджаб, и т.д.). Есть немало мусульман, которые отрицают наличие каких-либо общих черт между исламом, иудаизмом и христианством, негативно относятся к последователям других религий. Все это, в конечном счете, ведет к расколу между самими мусульманами, влияет отрицательно на межнациональные и межконфессиональные отношения.
Следует учесть, что раскол, открытое противостояние между самими мусульманами будет расширяться по мере возвращения из мусульманских стран дальнего зарубежья многочисленных наших молодых соотечественников, обучающихся там в духовных учебных заведениях. Немногочисленные выпускники этих учебных заведений уже вносят заметный раскол в ряды мусульман, пытаются противостоять религиозным лидерам, которые, по их мнению, не добиваются активного возвращения россиян к «настоящему исламу», подвержены сильному влиянию представителей власти. Пока таких людей немного, но с каждым годом их будет становиться больше и через несколько лет они могут объединиться и стать мощной оппозицией к действующим мусульманским структурам. Не исключено, что они придут не только к управлению самыми большими общинами, но и духовными управлениями мусульман.
4. По мнению диссертанта, для противостояния наметившимся негативным явлениям в развитии ислама в срочном порядке необходимо предпринять следующие меры:
- общими усилиями органов власти, религиозных центров мусульман и научных учреждений, на основе всестороннего анализа современного положения ислама в обществе, наметившихся тенденций в его развитии, с учетом всех аспектов жизнедеятельности страны и происходящих в ней перемен создать выверенную концепцию развития ислама на ближайшие годы и на более отдаленные сроки. Концепция, прежде всего, должна определить основные направления политики государства по отношению к мусульманским организациям, подготовки знающих ислам кадров для местных органов власти, научных кадров и служителей ислама;
- реализация на практике такой концепции потребует от мусульманских организаций коренной перестройки содержания учебного процесса в духовных учебных заведениях, готовящих служителей ислама, создания системы переподготовки их преподавателей, всех служителей ислама, принципиально новых, адаптированных к условиям жизни российских мусульман учебников и учебных пособий.
5. Интересы общества требуют, чтобы при всех изменяющихся общественных условиях, в любой социо-культурной среде мусульманин чувствовал себя уверенно и комфортно. Поэтому служители ислама, светские ученые больше внимания должны уделять распространению учения
Корана о человеке, тому, что оно особое значение придает его земной жизни. Аллах не создает человеку трудности, а наоборот, всячески облегчает ее. До сведения широких масс мусульман следует доводить мысль о том, что шариат исходит из этого же принципа, оставляя человеку во всех жизненных случаях право выбора. Основой учения ислама о человеке является обращение к его разуму, учет жизненных реалий.
6. Отечественное богословие не может развиваться, игнорируя достижения зарубежной богословской мысли, опыт собственных религиозных реформаторов прошлого (джадидов). Это нужно не только для того, чтобы взять все из их учения, сохраняющее свою актуальность и в наши дни в условиях нашей страны. Такая опора необходима и для преодоления довольно распространенного среди верующих и духовенства о неизменности, вечности учения ислама и его предписаний, норм и запретов. Преодолению подобных взглядов, либерализации религиозной жизни большую поддержку могут оказать обращение к сочинениям основателя ханифитской школы в исламе Абу Ханифы, трудам средневековых среднеазиатских богословов и философов, которые завершили создание этой школы, внесли неоценимый вклад в ее развитие и стояли на позициях, которые созвучны нашей эпохе.
Обновление веры невозможно без обращения к классической мусульманской философской мысли, творческого ее развития. В ней объединены все методы познания, которые применимы и в современных условиях. Классики сумели найти для развития исламской мысли все современные им пути познания мира, в полной мере использовали возможности, содержащиеся в религиозном учении. Только используя их труды, полностью основанных на первоисточниках религии, мы сможем достигнуть обновления религии.
Будет неправильно, если решением этой задачи будут заниматься только религиозные организации. Во-первых, эта задача на современном этапе просто непосильна для них. Во-вторых, изучение мусульманской религиозной мусульман является предметом и светских ученых, так как вся философия мусульманских народов в той или иной степени была связана с религией. Изучение этой философии ведется в ряде светских научных учреждений, но ведется с позиций академической науки. При более целенаправленном изучении, акцентировании на актуальных для состояния современного ислама проблемах достижения светских ученых могли бы оказать неоценимую пользу развитию богословия.
Предметом заботы государственных органов должна стать и подготовка ученых-религиоведов, специалистов по исламу. В стране в наши дни насчитывается порядка 20 миллионов мусульман, их число постоянно будет расти. Однако светских ученых - специалистов по исламу (не по проблеме «ислам и политика», а именно по религиоведению) явно недостаточно. Среди них ученые - этнические мусульмане буквально единицы. Россия, которая является и мусульманской страной, собирается вступать в Организацию Исламская Конференция не может не иметь достаточное число знатоков ислама - второй по численности последователей религии в стране.
7. Для обновления учения ислама в соответствие с нашей действительностью, богословие должно широко опираться и на достижения современных светских наук. Обновление немыслимо, если сами богословы не будут хорошо представлять современную эпоху, тенденции ее развития, те требования, которые она предъявляет теперь, и будет предъявлять в будущем мусульманину. Современный ислам в России, к сожалению, не располагает людьми, хоть отдаленно напоминающими джадидов -реформаторов ислама. Все они одновременно были и видными учеными и имамами, огромные познания в разных областях науки ставили на службу исламу. Выход из такого положения видится только в одном: привлекать к подготовке и их переподготовке служителей ислама, развитию богословия светских ученых, в первую очередь философов. Как явствует из текста диссертации, такой шаг не является чуждым исламу. Известно, что многие из великих мусульманских ученых прошлого способствовали развитию богословия. И, обратившись к помощи светских ученых, религиозные деятели не нарушат многовековые традиции, а вернутся к положению, когда богословы тесно сотрудничали со светскими учеными на благо ислама.
8. Развитие богословия, создание фундаментальных трудов, могущих стать для него основой, потребует немало лет. Но уже сегодня остро чувствуется потребность в массовой, популярной религиозной литературе, рассчитанной на самые широкие круги мусульман. Основная часть имеющейся литературы об исламе ограничивается сведениями о том, во что и как должен верить человек, какие обряды и каким образом он должен их выполнять. Эта литература закрепляет и так довольно распространенный в
России феномен формального, неглубокого отношения к исламу, сведения его к механическому исполнению обрядов, произнесению механически заученных молитв. Сегодня отсутствует литература, способствующая углублению знаний об исламе, раскрывающая нравственный смысл совершаемых религиозных действий, дающая ориентир в поиске понимания путей к праведности, сочетания веры и добродеяния. Современный читатель особо нуждается в литературе, раскрывающей значение религиозности для личного самосовершенствования, сохранения нравственной чистоты в нынешних условиях, когда перед человеком стоит зачастую животрепещущая и тонкая задача - оставаться человеком в условиях безнравственности и бездуховности. Чувствуется острый недостаток книг об истоках ислама, его становлении, распространении, воздействии на мировую цивилизацию. Есть острая необходимость в работах об отношении ислама к последователям других религий - иудаизма и христианства. Срочно следует издавать книги и брошюры, написанные с самых современных позиций и освещающие вопрос о сочетании принадлежности к исламу с теми духовными ценностями России, которые нередко имеют западное происхождение. Как отмечалось, принадлежащим к исламу, мусульманской культуре, мусульманской общине считают себя и люди, относящиеся к нему лишь этнически. Этой немалой по численности группе мусульман небезразлична история их религии, нападки, которым постоянно подвергается ислам в средствах массовой информации. Им необходимы книги и брошюры, дающие ответы на их вопросы, аргументировано отвергающие домыслы и обвинения в адрес их религии.
Нет вообще и литературы, в систематизированном виде излагающей учение Священного Корана. Десятки книг, посвященных Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), страдают однообразием, практически не дают новой информации. Они не содержат ответов на краеугольные для современного российского мусульманина вопросы; почему именно Пророку Мухаммаду выпала честь стать главным пророком ислама? В чем причина грандиозного успеха его деятельности, того, что его считают одной из самых влиятельных личностей в истории человечества? И т.д.
Создание и распространение такого рода литературы является общей задачей светских ученых богословов.
Изучение современного состояния ислама в России, путей его обновления - не самоцель. Оно не может быть оторвано от интересов самих мусульман - граждан России. Мусульмане не живут в изолированном мире. И очень важно, чтобы ислам не стал препятствием на их пути освоения общечеловеческих духовных ценностей, не приводил к отчуждению от общества, от представителей других религий, жизнедеятельности страны, вставшей на путь демократических, рыночных преобразований.
Список научной литературыГайнутдинов, Равиль Исмагилович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абдулваххоб Халлоф. Усули фикх (на арабском языке). Каир, 1979. 199с.
2. Абдуллах Ахмад ан-Наим. На пути к исламской реформации: гражданские свободы, права человека и международное право. Пер. с англ. М., 1999. -213с.
3. Абдуллин Я. Г. К вопросу о соотношении религиозно-реформаторских просветительских начал в истории татарской общественной мысли // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 126134.
4. Абу Ханифа Нуман ибн Сабит. Трактаты. Вводная статья, перевод и примечания Р.Г. Батрова. М., 2001. -128 с.
5. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М., 2002.
6. Алексий II Патриарх. Нельзя беззастенчиво покупать души людей// Комсомольская правда. 25 декабря 2002г.
7. Алимарин. Несколько слов о современной литературе казанских татар// Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №1.
8. Алов А.А. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996. -122 с.
9. Аль-Каттани Мухаммад. Необходимость глубокого понимания религии как условие следования закону обновления// Хасанийские чтения в Священный месяц Рамадан. Марокко, 1997. С.109 -121.
10. Амирханов P.M. Ислам и нация в концепции национальной истории 111. Марджани//Марджани: наследие и современность. Казань, 1998, 151 с.
11. Амирханов P.M. Ислам в татарской общественной мысли: история и современность// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань,2000. С.6-24.
12. Атеистическое воспитание школьников. Материалы семинара, проведенного в Москве 4 мая 1987 г. М.,1987.-157 с.
13. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М., 2000. -96 с.
14. Балтанова Г. Р. Ислам в современном Татарстане// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. -180 с.
15. Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М., 1979. -189 с.
16. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России (Точка зрения). М., 2000. -101 с.
17. Боголюбов А. Ап-Кийас //Ислам: Энциклопедический словарь. М.,1991. С.137.
18. Ваххабиты: XVIII-XX века. Историческое исследование /Сост. С. Шумов, А. Андреев. М., 2002. 196 с.
19. Вильданов А.Х. Башкирские просветители-демократы XIX века. М., 1991. -255 с.
20. Гайнутдинова А. Образы пророков в Коране. М., 2002. -159с.
21. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. -243 с.
22. Гарипов Я.З. Социально-этническая структура работников и межнациональные отношения на КамАЗЕ//Современные национальные процессы в республике Татарстан. Вып.1. Казань, 1992. С. 64-69.
23. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории. 6001258. М., 1988.-215 с.
24. Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993. -165 с.
25. Жузжоний А.Ш. Исламское право, школа Ханафии и среднеазиатские факихи (на узбекском яз.). Ташкент, 2002.- 234 с.
26. Законодательство Древней Руси. В 9т. Т.1. М., 1984. -401с.
27. Зорин В. Мы стоим на пороге нового качества взаимодействия государства и религиозных организаций» // www.religare.ru, 03.10.2002.
28. Зоркальцев В. Религиозные организации один из наиболее важных институтов гражданского общества, хотя еще и не очень заметный в России// }^wTeligae,ru, 27.01.2003 .
29. Ибрагим Т., Ефремова Н. Мусульманская священная история. От Адама до Иусуса. Рассказы Корана о посланниках Божиих. М., 1996,- 284 с.
30. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. Современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве народов России. М., 2001 -516 с.
31. Ислам в России (законодательные акты, описания, статистика)/ Сост. и автор вводной части, комментариев и приложений Д.Ю. Арапов. М., 2001,- 367 с.
32. Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань 29 апреля-1 мая 1996г.). Казань, 1997. 378 с.
33. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. 315 с.
34. История религии. В 2 т. Т. 1. /Под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2002. 289 с.
35. Керимов Г. Шариат закон жизни мусульман. М., 1999. - 303 с.
36. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.-223 с.
37. Коблов Я. Д. О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк. Казань, 1907. Репринтное изд. Казань, 1998. 35 с.
38. Ковалевский А.П. На стыке континентов и цивилизаций (Из опыта образования и распада империй в X-XVI вв.). М, 1996. 561с.
39. Кодекс приличий на Востоке (Адаб-уль Салихин)// Сборник материалов для статистики Сыр-Дарьинской области. Т.4. Ташкент, 1895.
40. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М.,1963. -445 с.
41. Кунаев Д. Выше уровень идеологической работы. Выступление на собрании партийного актива республики// Актуальные вопросы атеистического воспитания. Алма-Ата, 1976. С. 12-24.
42. Панда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1995. -312 с.
43. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга третья. История Русской Церкви в период естественного перехода ее к самостоятельности (1240-1589). М., 1995.
44. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. -222 с.
45. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. -180 с.
46. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.,1986. С. 165,190.
47. Мироненко В. Отчет ЦК ВЛКСМ и задачи комсомола по дальнейшему усилению коммунистического воспитания молодежи в свете установок XXVII съезда КПСС // Комсомольская правда. 16 апреля1987г.
48. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Ш. Марджани в трудах деятелей тюркского национального движения// Марджани: наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. Казань, 1998. С.59-64
49. Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане// Ислам в татарском мире: история и современность. Материалы международного симпозиума. Казань 29 апреля-1 мая 1996 г. Казань, 1997. С.212 -219.
50. Мухаметшин Р. Г. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана (вторая половина 90-х годов) // Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сборник статей / Под ред. Юнусовой А.Б и Малашенко А.В. М., 1998. С. 19-27.
51. Мухаметшин Р.Г. Об отношении Ш. Марджани к кадимизму// Марджани: наследие и современность. Казань, 1998. С. 189 -192.
52. Мухаметшин P.M. Идейное наследие Ш. Марджани в контексте религиозного обновления татарского общества в 1990-е годы// Марджани: наследие и современность. Казань, 1998. С. 160-165.
53. Мухаметшин P.M. Ислам и татарский национализм в начале XX века// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С.80-89.
54. Мухаметшин P.M. Путь от уммы к нации и роль культурного наследия ислама// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С.94-103.
55. Мухаммед Али. Предисловие к переработанному изданию перевода Корана// Священный Коран. Двуязычное издание. Подготовил Маулана Мухаммад Али. Лахор, Пакистан США, 1997. С. I-XIX.
56. Набиев Р.А Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. Казань, 2002,- 244 с.
57. Наумкин В В. Предисловие// Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории. 600 -1258. М., 1988, С. 3 -15.
58. Недумов О. Имамы разоблачают ваххабитов. Мусульманские лидеры Ингушетии просят президента республики разобраться с религиозными экстремистами// Независимая газета. 29 января 2003г.
59. Никольский Н. М. История Русской Церкви. М., 1983. -487 с.
60. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 3. 667с.
61. Нужно спасать молодежь от ваххабитов, считает первый заместитель муфтия Татарстана // Портал-Credo.Ru. 28.01.2003.
62. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.,1985. 213 с.
63. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. М., 1990.
64. ОжеговС. И. Словарь русского языка. М., 1990. -679 с.
65. Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л., 1989. -241с.
66. Пигулевская И. В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.-Л., 1951. 220 с.
67. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978.
68. Путин В.В. Выступление на встрече с чеченскими духовными лидерами //http://www.kremlin.ru/eventline.shtml, 17.03. 2003.
69. Радугин А.А. Введение в религиоведение. Курс лекций. М.,1996. -187 с.
70. Рахимов С.Т. Ш. Марджани и казанская татарская школа// Марджани: наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. Казань, 1998. С.129-134.
71. Рашидов Ш.Р. Ленинизм знамя освобождения и прогресса// Опыт социалистических преобразований в СССР и его международное значение. Международная научная конференция в Ташкенте 16-19 октября 1972 г. М., 1974, С. 19-31.
72. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1997. 243 с.
73. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М., 1984. 302 с.
74. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.- 321 с.
75. Сахих аль-Бухари (Краткое изложение). В 2 т. Составил имам Абу-ль-Аббас Ахмад бин Абд ал-Латиф аз-Зубайди. Пер. с арабского. М., 2002. Т.1. -418 е.; Т.2. -471 с.
76. Сенюткин С Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю Н. История исламских общин Нижегородской области. Нижний Новгород, 1998. 550 с.
77. Сенюткина О.Н. История цивилизаций. Нижний Новгород, 1997. -186 с.
78. Словарь иностранных слов. М., 1988. 621 с.
79. Современные межнациональные процессы в ТАССР. Программа исследования и инструментарий. Казань, 1991. 47 с.
80. Сюкияйнен Л. «Шариат не свод давно известных правил на любой случай»// Ислам минбере. 1997. №11.
81. Тауфик Ибрагим. О Марджани историке и реформаторе //Марджани: наследие и современность. Материалы Международной научной конференции. Казань, 1998. С. 144-145.
82. Текущий архив Духовного управления мусульман Европейской части России и Совета муфтиев России.
83. Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973. -270 с.
84. Усманходжаев И.Б. Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана XXI съезду Коммунистической партии Узбекистана. 30 января 1986 г. Ташкент, 1986. 60 с.
85. Фахретдинов Р. Записка председателя Центрального Духовного управления мусульман в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в марте 1933 года. Как это было// Исламский вестник. 1992. №8. С.17-18.
86. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.) М., 1999. -269 с.
87. Хайруллин А. Г. Проблема свободы совести в трудах татарских просветителей Габдельнасыра аль-Курсави и Шигабутдина аль-Марджани//Ы11"1.о1с1.ssu.samara.ru/ research/philosophy/iourna17/.
88. Хайрутдинов А. Последний татарский богослов (Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева). Казань, 1999. 87 с.
89. Хайрутдинов А. Г. Колониализм и развитие религиозной мысли на мусульманском востоке на рубеже XIX-XX вв.// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 135-147.
90. Хакимов Р. Ислам и элита Татарстана. Выступление на семинаре «Ислам после СССР». Май, 2002// Сайт Центра восточных культур ВГБИЛ.
91. Хакимов Р. Исламский ренессанс в татарском мире// Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля 1 мая 1986 г.). Казань, 1997. С. 4.
92. Хасанов М. Феномен российского мусульманства II Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля 1 мая 1986 г.) Казань, 1997. С. 8 -123.
93. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства// На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X-XVI вв. М., 1996.
94. Хусниддинов 3. Ислам. Направления. Школы. Течения (на узбекском языке). Ташкент, 2000. 97 с.
95. Черновская В. Мусульмане Ярославля. Ярославль, 2000. 207 с.
96. Черняк И.Х. Свободомыслие и атеизм эпохи итальянского Возрождения. Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1978. 23 с.
97. Чуев А.В. Законодательная поддержка традиционных религий России// Государство и религиозные объединения (Материалы научно-практической конференции 25 января 2002 года). М., 2002. С. 62-69.
98. Злиаде Мирча. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. -488с.
99. Юзеев А.Н. Марджани как философ// Марджани: наследие и современность. Казань, 1998. С. 156-160.
100. Юзеев А.Н. Татарское религиозное реформаторство: история и типология// Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 104-125.
101. Юнусова А. Ислам в структуре межконфессиональных отношений в Башкирии // Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сборник статей / Под ред. Юнусовой А Б. и МалашенкоА.В. М,1998. С. 52-61.
102. Яблоков И.Н. Социология религия. М., 1979. 181 с.
103. Якупов Р. Ислам в России в свете этнографии// Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сборник статей // Под ред. А.Б. Юнусовой и А.В. Малашенко. М.,1998. С. 92-102.