автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Мусульманский образ жизни: истоки и современность

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Магомедова, Мадина Зайнутдиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Мусульманский образ жизни: истоки и современность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Магомедова, Мадина Зайнутдиновна

Введение.

Глава 1. Истоки мусульманского образа жизни в социальной доктрине ислама.

1.1 Образ жизни как социальная категория и его специфика в исламе.

1.2 Объективные предпосылки формирования мусульманского образа жизни.

Глава 2. Трансформация мусульманского образа жизни в контексте прошлого и настоящего.

2.1 Исламская догматика и обрядность и их роль в становлении мусульманского образа жизни.

2.2 Модернистские тенденции в мусульманском образе жизни в современном мире.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Магомедова, Мадина Зайнутдиновна

Актуальность темы исследования. Религия, как одна из форм общественного сознания, возникнув на определенной стадии исторического развития общества, претерпела трансформацию от примитивных представлений о сверхъестественном до современных религиозных систем. Одни религии после зарождения прочно удерживают свои позиции до сих пор, другие в силу ряда обстоятельств, сошли с исторической арены, третьи, вытеснялись другими религиями. Все религии сходны в одном: в фантастическом отражении действительности, в общности социальных корней их возникновения, исторически неизбежны были их рождение, расцвет, неотвратим их упадок, закономерны постепенная потеря их влияния и, наконец, исчезновение.

Самой «молодой» по времени возникновения мировой религией является ислам. Эта религия удовлетворяет потребности своих последователей, начиная с истоков своего возникновения в VII веке, уже в течение четырнадцати веков. Исламское мировоззрение, сформировавшееся в результате долгих поисков и сменившее религиозные культы древности, представляет собой определенную ступень эволюционного развития. Религиозная система, сложившаяся на стыке древних цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой которого были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность. Ислам вобрал в себя самое необходимое из других религий для создания своей уникальной системы, значительно ближе стоящей к реалиям жизни, чем все прежние религии. Не случайно ислам называют самой «заземленной» религией, так как мусульманская этика сугубо практична, она интересуется не общими основаниями поведения, а его предметным содержанием. Ислам охватывает своим влиянием все сферы общественной и личной жизни мусульманского общества, и поэтому ислам иногда называют тотальной религией. Как религиозная доктрина ислам играл на мусульманском Востоке несколько иную роль, нежели христианство в Европе. Никогда, даже в период своего полного господства и разгула инквизиции, христианство полностью не вытесняло светской власти. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем религии, она просто протекала в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. Даже в таких секулярных арабских странах как Турция, Египет, Сирия ислам продолжает оставаться официальной идеологией. На Востоке не приживается идея о том, что общество может существовать само по себе. Поэтому европейская структура: личность - семья - общество - государство не находит аналогии в мусульманском мире. Мусульманская умма инкорпорирует и семью, и общество, и государство.

Ислам, структурируемый не просто как религия, но и как всеобъемлющий образ жизни, в ходе исторического развития претерпел определенные изменения, однако его общие постулаты переходили от поколения к поколению, оставаясь неизменными. Но религия не может существовать в том виде, в каком она была создана. Между тем, исламские фундаменталисты являются активными сторонниками возвращения к средневековым нормам ислама с одновременным решительным отрицанием духовного влияния со стороны «развращенного» Запада. Они подчеркивают несовместимость западных институтов и отвергают западный образ жизни. Ещё недавно правящее в Афганистане радикальное исламское движение «Талибан», поддерживая истинный мусульманский образ жизни, категорически запрещало телевидение, концерты, исполнение любых музыкальных произведений, за исключением молитв. И поэтому далеко не случайно, некоторые современные политологи, смотря в недалекое будущее, видят едва ли не основные конфликты века в войне цивилизаций, а более конкретно - в столкновении Запада с миром ислама.

Отмеченное свидетельствует, что изучение и осмысление мусульманского образа жизни представляет сейчас большой интерес, научную и практическую ценность, чем и обусловлен выбор указанной проблемы в качестве темы диссертационного исследования. Исследуемая проблема является предметом изучения историков, социологов, философов, этнографов и многих других специалистов. Она включает в себя целый комплекс вопросов, рассматривающих трансформацию мусульманского образа жизни от его истоков до настоящего времени. Данная проблема не нашла полного и всестороннего отражения в исследованиях ученых. Предлагаемая диссертация является попыткой исследовать наиболее ключевые аспекты этой проблемы. Автор не претендует на исчерпывающее изложение всех рассматриваемых в работе вопросов. Ряд положений нуждается в более углубленном научном исследовании.

Степень разработанности проблемы. Проблемы вероучения и культа на протяжении длительного времени были в центре научных интересов многих исследователей. Однако вплоть до относительно недавнего времени исследования по исламу зачастую стимулировались нуждами идеологической конъюнктуры. В ряде работ советских авторов при достаточно высоком уровне развития исламоведения в целом допускался крен в сторону одностороннего, чаще всего атеистического подхода к изучению ислама, его догматики, культа и других институтов. Зачастую это приводило к необъективности и искаженным представлениям об исламе, о его месте и роли в обществе.

В процессе работы над диссертационным исследованием специальных исследований, посвященных мусульманскому образу жизни, обнаружено крайне мало. Научных работ, посвященных данной теме, за исключением работы Д.Е.Еремеева «Ислам: образ жизни и стиль мышления», в отечественной литературе нет. Пристального внимания также заслуживает монография М.В.Вагабова, Н.М.Вагабова «Ислам: история и современность», изданная в текущем году. Среди исследователей, акцентировавших своё внимание на том или ином аспекте данной проблемы, следует прежде всего назвать О.Г.Большакова, М.В.Вагабова, Г.Н.Гаджиева, Г.М.Керимова.1

В теоретическом плане категория «образ жизни» рассматривается в работах А.И.Арнольдова, Б.А.Грушина, Б.С.Ерасова, А.Г.Здравомыслова, Н.С.Савкина, Т.С.Саидбаева, А.Г.Харчева, И.Я.Яблокова."

При освещении образа пророка Мухаммада как основоположника мусульманского образа жизни в работе использована обширная историческая, философская и религиозная литература.3

Особо следует отметить отечественных и зарубежных ученых-религиоведов, труды которых составили теоретическую основу диссертационного исследования.4

1 Большаков О.Г. История Халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). - М.: Наука, 1989; Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994; Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999; их же: Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М.: Высшая школа, 1988; Гаджиев Г.Н. Исламский образ жизни. -Махачкала: Полиграф, 1998; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978.

2 Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. - М.: Мысль, 1976; Грушин Б.А. Социалистический образ жизни: понятие и возможные проявления эмпирического исследования. // Вопросы философии. 1977.- №2; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М.: Наука, 1990; Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986; Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. - М.: Наука, 1983; Образ жизни: тенденции, противоречия, проблемы. - Кишинев: Штиинца, 1989; Савкин Н.С. Образ жизни: формирование, воспроизводство и регулирование. - Саратов: Изд-во саратовского университета, 1984; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М.: Наука, 1984; Социально-политические представления в исламе: История и современность. - М.: Наука, 1987; Социологический словарь. -Мн.: Университетское, 1991; Харчев А.Г. Воспитание и жизнедеятельность личности. // Вопросы философии. 1975. - №12; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М.: Космополис, 1994.

3 Вагабов М.В. Мухаммад - основатель ислама. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999; Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада; В 2 кн. - М.: ТЕРРА, 1997; Ирвинг В. Жизнь Магомета. -Махачкала: Дагкнигоиздат; Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины. - Ислам в истории народов Востока. - М.: Наука, 1981; Пророк Мухаммад - влиятельнейшая личность в истории человечества // Нурул ислам. - 1997. - №5; Рамазанов К. Основы мусульманской религии. - Махачкала, 1999; Соловьёв B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. - Бишкек: Лидер, 1991.

4 Авшалумова JI.X., Вагабов М.В. Курс лекций по истории религии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. - М.: Изд-во МГТУ, 1992; его же: Соч. T.VI. - М.: Изд-во Вост. литературы, 1963; Большаков О.Г. История Халифата. 1.Ислам в Аравии (570-633). - М.: Наука, 1989; Вагабов М.В. Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988; их же: Ислам как мировая религия. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999; их же: Ислам: история и современность. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002; Васильев Л.С. История религий Востока.-М.: Высшая школа, 1988; Вебер М. Работы по

Работы указанных авторов оказались весьма ценными при выявлении особенностей мусульманского образа жизни и основ его религиозно-правовой догматики. В диссертации использованы работы как мусульманских авторов, в различной степени рассматривавших эти вопросы, так и специальные исследования отечественных специалистов в области исламоведения.

В диссертации подробно рассматриваются ключевые положения шариата, анализируются основные предписания и запреты ислама,5 а также видоизменение некоторых законов шариата в низамы Шамиля.6 В социологии религии и идеологии. - М., 1985; The World's religions. - London: Routledge, 1988; Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). - М.: Наука, 1986; Grunebaum G.E. Von. Islam. Essays in the Nature and Growth of a Cultural Tradition. - L., 1964; Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. - М.: Наука, 1990; Ислам. Краткий справочник. - М.: Наука, 1986; Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991; Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999; Социологический словарь. - Мн.: Университетское, 1991; Философский словарь. - М.: Политиздат, 1980; Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1998; Хрестоматия по исламу. - М.: Наука, 1994.

5 Абу Аля Ал-Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Сатланда, 1993; Гаджиев Г.Н. Исламский образ жизни. - Махачкала: Полиграф, 1998; Ислам в Дагестане: Сб. научно-тематических статей. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994; Камилов М.Т. Пять основ ислама. -Махачкала: Юпитер, 2002; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978; Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996; Рамазанов К. Основы мусульманской религии. - Махачкала, 1999.

6 Блиев М.М. К проблеме общественного строя горских («вольных») обществ СевероВосточного Кавказа XVIII - первой половины XIX века. // История СССР. 1989. - №4; Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990; Гаджиев В.Г. Шамиль, (историко-политический портрет) - М., 1989; Гемер М. Шамиль - правитель государства и его дипломатия. Статьи. - Махачкала, 1997; Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. // Вопросы истории. 1966. - №10; Движение горцев северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. - Махачкала, 1959; Ибрагимбейли Х.М. Кавказ в Крымской войне 1853-1856 гг. и международные отношения. - М., 1971; Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990; Омаров А.С. К вопросу о формах государства и права, сложившихся в ходе движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50 гг. XIX в. -Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 19, серия общ. наук, книга II. — Махачкала, 1969; Покровский Н. Мюридизм. - Ученые записки исторического факультета Ростовского госпединститута. Т.1. - Ростов-на-Дону, 1941; Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. - Махачкала, 1996; Руновский А. Записки о Шамиле. - М.: Внешторгиздат, 1989. ходе исследования они раскрываются на основе наиболее характерных положений Корана и хадисов пророка Мухаммада.7

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ возникновения и трансформации мусульманского образа жизни в причинно-следственной связи. Однако данная работа не претендует на исчерпывающее раскрытие столь сложной и многоплановой проблемы. Между тем, в рамках диссертационной работы автор пытается возможно более полно раскрыть важнейшие стороны мусульманского образа жизни.

Данной целью определяются задачи исследования:

- провести комплексный анализ категории «образ жизни»;

- дать сравнительный анализ образа жизни аравийских племен до возникновения ислама и после его принятия;

- проследить и показать роль и влияние личности пророка Мухаммада на формирование мусульманского образа жизни;

- исследовать мусульманский образ жизни в единстве и диалектической связи исторического, философского, социально-экономического и политико-правового аспектов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- сделана попытка комплексного анализа сущности и специфики категории «образ жизни»;

- впервые проводится сравнительно-исторический анализ возникновения и становления мусульманского образа жизни;

- впервые предпринята попытка на основе анализа различных аспектов мусульманского образа жизни воссоздать его целостную картину.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин как «религиоведение», «философия религии», «социология

7 Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. - М.: Наука, 1986; Хадисы Пророка. Пер. В.Пороховой. - М.: Аванта+, 2000. 9 религии», они могут найти применение в системе специальных курсов по истории ислама и нормам мусульманского вероучения. Предлагаемая диссертация может заинтересовать и широкий круг читателей, интересующихся историей ислама, его догматикой, культом и современным состоянием.

Методологической основой диссертационного исследования являются научные принципы историзма, детерминизма и диалектический подход к изучению мусульманского образа жизни.

Апробация исследования. Диссертация выполнена на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета. Некоторые результаты исследования послужили основой докладов на межвузовских и университетских конференциях 1998-2002 годов. Диссертация обсуждена на заседании кафедры основ религиоведения Даггосуниверситета. По теме диссертации опубликованы две статьи и тезисы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мусульманский образ жизни: истоки и современность"

Заключение

В работе над исследованием «Мусульманский образ жизни: истоки и современность» мы руководствовались научным принципом максимальной объективности, стараясь без всякой предвзятости раскрыть сущность поставленных проблем. В условиях активизации ислама, когда возник повышенный интерес к исламской проблематике, хотелось бы верить, что предлагаемая диссертация принесет пользу для получения знаний об этой религии, её догматике, культе и современном состоянии. По нашему мнению, проблема трансформации мусульманского образа жизни не нашла полного отражения в исследованиях историков, социологов, философов, и освещение её в них явно не достаточно. Глубокая и всесторонняя разработка данной проблемы помогла выявить основные изменения, произошедшие в образе жизни мусульман.

Понятие «образ жизни» было рассмотрено нами как одно из основных общесоциологических понятий, раскрывающих систему социальных связей и общностей, отражающих процессы развития общества, класса, социальной группы и личности. Исследуемая категория активно разрабатывалась в рамках многих социальных наук, однако это не помогло ученым выработать единое мнение о предмете исследования, о принадлежности этой категории к какой-либо определённой науке. Образ жизни рассматривается и как социально-философская, и как социально-экономическая, и как социологическая, и, наконец, как историческая категория. В научных исследованиях, посвященных теоретическим и практическим вопросам образа жизни, это многогранное понятие не выходит из узких рамок социалистического образа жизни. Но нельзя забывать и о том, что образ жизни - понятие, применяемое для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Оно охватывает все существующие сферы деятельности людей: труд, быт, правила поведения людей, использование людьми своего свободного времени и т.д. Мы посчитали целесообразным прежде чем дать характеристику особенностей мусульманского образа жизни, исследовать само понятие «образ жизни».

Образ жизни не является постоянной величиной, он трансформируется в историческом процессе. Поэтому наука определяет его как изменяющуюся, деятельностную сторону общественного бытия. Вследствие чего, в ходе работы мы попытались охарактеризовать объективные предпосылки формирования мусульманского образа жизни, установить преемственную связь ислама с предшествовавшими идейными предпосылками, процесс возникновения ислама и его первоначальных идей.

И, конечно, трудно себе представить мусульманский образ жизни без характеристики деятельности и образа жизни первооснователя религиозного учения - пророка Мухаммада. Образ пророка Мухаммада, его деятельность и учение сыграли в последующей истории исламской цивилизации гораздо более значительную роль, чем любые другие события или исторические деятели. Культ пророка с самого начала стал одним из столпов ислама, хотя в вероучении и неизменно повторялось, что полным знанием обладает только Бог. Посредничество обеспечивало ему статус выразителя истины и непререкаемого образца поведения.

Мухаммад повлиял на возникновение и формирование новой мировой религиозной системы в двух направлениях. Первое направление состоит в том, что он внес свой индивидуальный вклад в развитие мусульманской мысли. Второе направление - это влияние его идеализированного образа на последователей ислама, на их психологию, на формирование мусульманского образа жизни. Подражание во всем пророку было идеалом для всех верующих.

Нельзя не подчеркнуть значительное влияние роли мусульманской догматики и обрядности в формировании мусульманского образа жизни.

Рассматривая обрядовую сторону ислама, мы пришли к выводу, что в раннем исламе многое было иным, чем сейчас, но и представлять современное состояние ислама как нечто совершенно новое, ни в чём не повторяющее старое, нельзя. Также нельзя говорить и о механическом повторении его первоначального состояния. Религия никогда не оставалась неизменной, а постоянно трансформировалась с ходом истории. Приспосабливаясь к новым условиям, она умело обслуживала новые социальные структуры и, таким образом, сохраняла свое влияние на людей.

Анализ трансформации мусульманского образа жизни показал, что на современном этапе мусульмане в своём образе жизни не всегда соблюдают догматические предписания ислама, но придерживаться бытовых правил и норм, связанных с похоронными, свадебными и др. обрядами стараются все, даже люди, совершенно безразличные к религии.

Характеристика реформистских и модернистских тенденций в мусульманском образе жизни привела нас к выводу, что идеологи ислама не смогли противостоять проникновению в мусульманские страны европейской цивилизации, достижений науки, техники, западной культуры и практики. Такая тенденция способствовала модернизации ислама как формы общественного сознания.

В настоящее время процесс обновления, наблюдающийся в исламе, приводит к значительным изменениям в его вероучении, к трансформации, к переоценке «мусульманского» взгляда на многие явления окружающего мира. Следует сказать и о том, что последняя четверть XX в. в мусульманском мире характеризуется антизападной тенденцией. Это как бы своеобразная реакция на «вестернизацию» общественной жизни. Поэтому актуальной остаётся необходимость сохранения его целостности в условиях натиска со стороны Запада.

Значительное влияние на возникновение исламской идеологической системы оказали многочисленные предписания шариата. В мусульманском обществе шариатское урегулирование охватывает все стороны человеческого бытия, создает свою обширную аксиологическую, самобытную систему, регламентирующую все без исключения области. Правда, регулятивная функция относится к основным функциям и других религий. Но в исламе она является как бы всеохватывающей функцией, потому что в ней нет деления на религиозное и светское. Таким образом, сакрализация общественной жизни в мусульманском обществе достигает исключительно высокого уровня.

Отмечая влияние адата на нормы и предписания шариата, мы обратились к низамам Шамиля. Анализ низамов показал, что они являлись системой права, совокупностью норм, регулирующих выгодные узденству общественные отношения. Реализация этих норм способствовала удовлетворению интересов горцев и осуществлению функции Имамата по организации экономической, социальной, идеологической борьбы с колонизаторами и феодалами. Низамы были вызваны условиями той исторической эпохи и носили прагматический характер. Они способствовали объединению горцев в борьбе с внешними врагами и регулировали повседневную жизнь людей.

В работе отмечается, что согласно шариату, действия людей подразделяются на пять основных категорий: фардз, манду б, мубах, макрух и харам. Такое четкое разграничение между разрешенными и запрещенными действиями является уникальным достижением ислама. Но среди этих действий существует целый ряд таких, которые в большинстве своём способствуют порождению конфессиональной исключительности. К ним прежде всего относятся брачно-семейные обряды и ритуалы, правила принятия пищи, ритуал омовения, похоронные традиции и обычаи, суннат (обрезание), запреты иноверцам вступать в «священные» места ислама и др.

По нашему мнению, шариат, как комплекс предписаний и норм, которыми должен руководствоваться каждый мусульманин, это и есть

138 мусульманский образ жизни, включающий самые разнообразные нормы -религиозные, нравственные и бытовые. Шариат является религиозно-этической основой исламской доктрины о правилах поведения мусульман, мусульманского права и юриспруденции.

Анализ социально-правовой природы мусульманских семейных отношений показал, что освященное исламом неравенство женщины с мужчиной в обществе отражается и в его социально-правовой системе: формой заключения брака, обязательным условием его заключения узакониваются полигамные семьи, закрепляется неравноправное положение женщины и при разводе, и при других правовых актах.

Следует отметить, что взгляды ислама на семью и семейные отношения и их изучение в контексте прошлого и настоящего остаются актуальными в теоретическом плане и имеют самое непосредственное практическое значение.

В завершении работы необходимо отметить, что в связи с широтой охвата проблемы исследования, её неисчерпаемостью, некоторые вопросы были недостаточно полно освещены в работе, и более детальное их рассмотрение возможно в дальнейшей научной работе.

 

Список научной литературыМагомедова, Мадина Зайнутдиновна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. - 496 с.

2. Хадисы Пророка. Пер. В. Пороховой. М.: Аванта+, 2000. -192 с.

3. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994. - 238 е.: ил. Книги

4. Абу Аля Ал-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: Сатланда, 1993.-96 с.

5. Авшалумова J1.X., Вагабов М.В. Курс лекций по истории религии. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. - 272 с.

6. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX-XX в. -М.: Наука, 1978.-304 с.

7. Арабско-русский словарь. В 2-х Т. Составил проф. Х.К.Баранов. -М, 1996.

8. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура. М.: Мысль, 1976.- 156 с.

9. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992.-141 с.

10. Бартольд В.В. Соч. Т.VI. М.: Изд-во Вост. литературы, 1963.

11. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. -144 с.

12. Большаков О.Г. История Халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). -М.: Наука, 1989.-312 с.

13. Бромлей Н.Я. Образ жизни в условиях совершенствования социализма: Опыт историко-сравнительного исследования. М.: Наука, 1986.-224 с.

14. Бутенко А.П. Современный социализм: Вопросы теории. М.: Политиздат, 1989. - 302 с.

15. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980.

16. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. -192 с.

17. Вагабов М.В. Мухаммад основатель ислама. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999.-23 с.

18. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988. - 272 с.

19. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999. -288 с.

20. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. 416 с.

21. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988.-416 с.

22. Вебер М. Работы по социологии религии и идеологии. М., 1985.

23. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

24. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. - 80 с.

25. Гаджиев В.Г. Шамиль, (историко-политический портрет) М., 1989.

26. Гаджиев Г.Н. Исламский образ жизни. Махачкала: Полиграф, 1998.-52 с.

27. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX- начале XX в. М.: Наука, 1985. - 358 с.

28. Гемер М. Шамиль правитель государства и его дипломатия. Статьи. - Махачкала: Библиотека фонда Шамиля, 1997. - 104 с.

29. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). -М.: Наука, 1986.-216 с.

30. Гольдциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). -М.: Наука, 1938.- 180 с.

31. Далгат Б.К. Обычное право и родовой строй народов Дагестана, 1934. Рук. фонд ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР, ф. 5, on. 1, д. 22.

32. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4 М.: Русский язык, 1978. Т.2. И-О. 1979. - 779 с.

33. Движение горцев северо-восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. Сборник документов. Махачкала, 1959.

34. Добролюбов Н.А. Соч. T.III. М.: Худ. литература, 1941.

35. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука, 1990.-205 с.

36. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. - 288 с.

37. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. - 349 с.

38. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 1991. - 216 с.

39. Журавский А.В. Христианство и ислам. М.: Наука, 1990. - 128 с.

40. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

41. Ибрагимбейли Х.М. Кавказ в Крымской войне 1853-1856 гг. и международные отношения. М.: Наука, 1971. - 404 с.

42. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. -240 с.

43. Ислам в СНГ. М.: Институт востоковедения РАН, 1998. -180 с.

44. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х -начало 80-х годов XX в.). М.: Наука, 1986. - 279 с.

45. Ислам и женщины Востока: история и современность. Ташкент: Фан, 1990.-252 с.

46. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1990. - 302 с.

47. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1986. - 139 с.

48. Ислам: Словарь атеиста. / Авксентьев А.В., Акимушкин О.Ф., Акиниязов Г.Б. и др.; Под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. -М.: Политиздат, 1988. 254 с.

49. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.- 315 с.

50. Камилов М.Т. Пять основ ислама. Махачкала: Юпитер, 2002.96 с.

51. Касьяненко В.И. Советский образ жизни великое завоевание социализма. - М.: Знание, 1982. - 64 с.

52. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.-223 с.

53. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. -М.: NOTA BENE, 1998. 424 с.

54. Климович Л.И. Ислам: Очерки. М.: Наука, 1965. - 334 с.

55. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. - 270 с.

56. Кодекс Шамиля. Махачкала, 1992. - 51 с.

57. Кудрявцев А.В., Ниязи А.Ш. Политический ислам, начало 90-х -Современный ислам: культура и политика. М., 1994.

58. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: Ось-89, 2001. - 224 с.

59. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. - 110 с.

60. Курьер ЮНЕСКО. 1981. Сентябрь октябрь.

61. Кутб С. Будущее принадлежит исламу. Махачкала: Бадр, 1997. -104 с.

62. Лейн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. -М.: Наука, 1982.-436 с.

63. МавлютовР.Р. Ислам.-М.: Политиздат, 1974.

64. Магомедов P.M. Два столетия с Шамилем. Махачкала: Библиотека фонда Шамиля, 1997. - 75 с.

65. Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. - 104 с.

66. Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994. 272 с.

67. Майкл X. Харт. Сто великих людей. М.: Вече, 1998. - 554 с.

68. Максуд Р. Ислам. М.: Фаир-Пресс, 1999. - 304 с.

69. Малерб М. Религии человечества. С.-П.: Университетская книга, 1997.-600 с.

70. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество». // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.45

71. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,-Т.3.-544 с.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.8

73. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.20

74. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.42

75. Марксистско-ленинская теория исторического процесса.

76. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М.: Наука, 1983. - 535 с.

77. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Наука, 1982. - 191 с.

78. Мифы народов мира в 2-х томах: Энциклопедия. М.: Болын. росс, энциклопедия, 1998. Т.1

79. Негря J1.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии V-VII в.в. М.: Наука, 1981. - 160 с.

80. Образ жизни в условиях социализма. М.: Наука, 1984 - 265 с.

81. Образ жизни: тенденции, противоречия, проблемы. / В.Н. Иванов, Н.М. Блинов, И.Т. Левыкин и др. Кишинев: Штиинца, 1989. - 220с.

82. Омаров А.С. К вопросу о формах государства и права, сложившихся в ходе движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50 гг. XIX в. -Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Т. 19, серия общ. наук, книга II. Махачкала, 1969.

83. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада; В 2 кн. М.: ТЕРРА, 1997.

84. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.

85. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. -219 с.: ил.

86. Покровский Н. Мюридизм. Ученые записки исторического факультета Ростовского госпединститута. T.I. - Ростов-на-Дону, 1941.

87. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций. М.: Центр, 1996. - 304 с.

88. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 1996.-206 с.

89. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996. - 55 с.

90. Рамазанов К. Основы мусульманской религии. Махачкала, 1999.- 112 с.

91. Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. - 624 с.

92. Религия. История и современность. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998. - 263 с.

93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - 265 с.

94. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. -672 с.

95. Руновский А. Записки о Шамиле. М.: Внешторгиздат, 1989. -176 с.

96. Савкин Н.С. Образ жизни: формирование, воспроизводство и регулирование. Саратов: Изд-во саратовского университета, 1984. - 148 с.

97. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука, 1984. - 302 с.

98. Сефербеков Р.И. Традиционные религиозные представления табасаранцев (боги и демоны; верования, связанные с животными) -Махачкала: Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2000. -60 е.: ил.

99. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972.

100. Соловьёв B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. -Бишкек: Лидер, 1991. 80 с.

101. Социалистический образ жизни и вопросы его совершенствования. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980. -232 с.

102. Социалистический образ жизни. / Л.И. Абалкин, В.Г. Алексеева, С.С. Вишневский и др. -М.: Политиздат, 1984. 318 с.

103. Социалистический образ жизни: Политико-экономический справочник. М.: Политиздат, 1986. - 335 с.

104. Социально-политические представления в исламе: История и современность. М.: Наука, 1987. - 116 с.

105. Социологический словарь. Мн.: Университетское, 1991 -528 с.

106. Социология. М.: Мысль, 1990. - 446 с.

107. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986 - 255 с.

108. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. -572 с.

109. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982. -288 е.: ил.

110. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., 1976.

111. Философия и религия на зарубежном Востоке: XX в. М.: Наука, 1985.-272 с.

112. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980. - 446 с.

113. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1998. - 814 с.

114. Халилов A.M. Шамиль и Кавказская война. Махачкала, 1998. -384 с.

115. Хроника христианства. Пер. с нем. В. Годфрида. М.: ТЕРРА, 1999.-464 е.: ил.

116. Хроника человечества. / Сост. Бодо Харенберг. М.: Большая энциклопедия, 1996. - 1200 е.: ил.

117. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. (Эволюция ислама и женский вопрос). М.: Наука, 1978. - 200 с.

118. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. -С.-П.: Университетская книга, 1997. 416 с.

119. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21

120. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1994. - 224 с.

121. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. -182 с.1. Статьи

122. Блиев М.М. К проблеме общественного строя горских («вольных») обществ Северо-Восточного Кавказа XVIII первой половины XIX века. // История СССР. 1989. - №4

123. Вагабов Н.М. Ислам и конфессиональные отношения. // Религия и межнациональные отношения. Махачкала, ИПЦ ДГУ, 1990. - С.45-55

124. Грушин Б.А. Социалистический образ жизни: понятие и возможные проявления эмпирического исследования. // Вопросы философии. 1977. - №2

125. Грязневич П.А. Проблемы изучения истории возникновения ислама. // Ислам. Религия, общество, государство. -М.: Наука, 1984. С.5-18

126. Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. // Вопросы истории. 1966. - №10

127. Еникеева Т.Х. К вопросу о влиянии ислама на изобразительное искусство Ирана // Сообщ. ГМИНВ. 1969. - Вып. II.

128. Золотова Б.Х. Ислам и адаты в жизни горцев. // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - С.48-50

129. Керимов Г.М. Как ислам относится к искусству. // Наука и религия. 1980. - №4.- С.41-42

130. Маммаев М.М. О влиянии ислама на средневековое изобразительное творчество народов Дагестана. // Художественная культура средневекового Дагестана. Сб. статей ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. -Махачкала, 1987.

131. Масиньон JI. Методы художественного выражения у мусульманских народов. // Арабская средневековая культура и литература. -М., 1978. С.46-60

132. Пиотровский М.Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины. // Ислам в истории народов Востока. М.: Наука, 1981. - С.9-18

133. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама // Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984.-С. 175-188

134. Полонская JI.P. Исламская легитимизация современных государственных структур мусульманского мира (на примере СНГ). // Современный ислам: политика и культура. М., 1994. - С.26-70

135. Резван Е.А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения). // Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. -С.44-58

136. Сюкияйнен JI.P. Нужна ли России мусульманско-православная культура? // Постсоветское мусульманское пространство. Религия, политика, идеология. М., 1994.

137. Тагирова-Шайдаева Г.М. Нравственные нормы в исламской системе социального регулирования // Ислам в Дагестане: Сб. научно-тематических статей. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1994. - С.65-67

138. Харчев А.Г. Воспитание и жизнедеятельность личности. // Вопросы философии. 1975. -№121. Авторефераты

139. Нурилова А.З. Философские проблемы аврааматического монотеизма. Автореф. дис. канд. философ, наук. Махачкала, 2001. - 24 с.

140. Хайбулаев З.Х. Ваххабизм в исламе: истоки и современность. Автореф. дис. канд. философ, наук. Махачкала, 2001. - 22 с.

141. Ханмагомедов Я.М. Хадж и его трансформация в исламе: историко-философский анализ. Автореф. дис. канд. философ, наук. -Махачкала, 1999. 22 с.

142. Шевелев В.Н. Модернизация исламских обществ: социально-философский анализ. Автореф. дис. докт. философ, наук. Ростов-на-Дону, 1997.-30 с.1. Периодические издания

143. Бенси Д. Последний решительный бой. Исламские фундаменталисты стремятся к власти в Пакистане. // НГ-религии. 2002. №7(102).- 18 сентября.

144. Ислам образ жизни // Московский комсомолец - Дагестан, -2001 г.-№17.

145. Малашенко А. «Исламский радикализм» как современный феномен. // Дагестанская правда. 2002. - 31 мая.151

146. Овчаренко Е. Убивают не суры, а люди. // Комсомольская правда. 2001.- 14 ноября.

147. Пророк Мухаммад влиятельнейшая личность в истории человечества // Нурул Ислам. 1997. - №5.1. Иностранные источники

148. Grunebaum G.E. Von. Islam. Essays in the Nature and Growth of a Cultural Tradition. L., 1964.

149. The World's religions. London: Routledge, 1988.