автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Исламское политическое движение на Северном Кавказе
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Нечитайло, Дмитрий Анатольевич
Введение.
Глава I. Политический ислам.
Глава II. Политизированный ислам на Северном Кавказе.
II. 1. Специфика северокавказского ислама.
II. 2. Положение в Чечне.
И. 3. Политизированный ислам в Дагестане.
II. 4. На пути к планетарному господству шариата.
II. 5. Исламизм в других республиках
Северного Кавказа.
II. 6. Международный аспект проблемы.
Глава III. Тактика исламистов на Северном Кавказе.
III. 1. Пропаганда.
III.2. Джихад.
Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Нечитайло, Дмитрий Анатольевич
Общая характеристика работы Россия столкнулась с разгулом исламизма - политизированного ислама - на собственной территории. Активность радикальных сил в исламском камуфляже на Северном Кавказе стала
С-'" Х —' сильным дестабилизирующим фактором. Уже одно это определяет актуальность и значение избранной для диссертационного исследования темы. Тем более, что распад советского государства привел к появлению на постсоветском пространстве новой геополитической ситуации, одним из важных компонентов которой стал исламский фактор. Активизация исламизма серьезно затрагивает интересы многих стран, включая страны Запада. Мусульманские регионы на постсоветском пространстве являются объектом мировой политики. Не говоря уже о том, что мировое сообщество испытывает озабоченность в связи с интернационализацией экстремизма и терроризма, в частности и под флагом ислама.
Цель и задачи диссертации. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении степени эвентуальной угрозы исламизма для Северного Кавказа в долгосрочной перспективе. В связи с этим была поставлена задача комплексного рассмотрения проблем исламизма в данном регионе: идеологии, тактики исламистов, причин появления здесь феномена исламизма, его северокавказской специфики, общего и особенного в условиях деятельности исламистов в различных районах Северного Кавказа.
Научная новизна. Со времени распада СССР появилось немало исследований в России и за рубежом, посвященных роли и месту ислама в жизни республик СНГ. Данная диссертация, однако, является одной из первых попыток комплексного анализа проблемы исламизма на всей территории Северного Кавказа. В ней впервые рассматриваются структура экстремистских групп, особенности методов идеологической обработки их членов, тактики исламистов. Использованы уникальные полевые материалы, собранные автором среди исламистов на Северном Кавказе
Хронологические рамки работы охватывают период с начала 90-х до 2000 г., когда активность исламского радикализма в северокавказском регионе достигла наивысшего уровня.
Методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической базой диссертации являются работы отечественных и зарубежных ученых. Диссертант придерживается комплексного подхода, совмещающего элементы социологического анализа, позволяющего рассматривать исламизм в рамках изменяющихся социально-политических и исторических условий, с культурологическим, делающим акцент на специфических цивилизационных принципах мусульманского общества и ислама в целом.
Цели и задачи исследования определили круг источников и исследовательской литературы. Это видеоматериалы, листовки, периодические издания, издававшиеся малым тиражом различными общественно-политическими силами и исламистскими центрами Северного Кавказа: «Калам» (учредитель - Дагестанская Повстанческая Армия Имама), «Великий Джихад» (учредитель - Союз ветеранов Юго-Западного направления), «Кавказская Конфедерация» (учредитель - Общественно-политический союз Кавказской Конфедерации), «Аль-Каф», «Исламская нация», «Ичкерия», «Кавказская хроника», «Халифат», «Путь ислама», «Parlament», «Kavkazsky Vestnik». В этих изданиях содержатся интервью, выдержки выступлений главных действующих лиц исламистского движения Северного Кавказа, позволяющих судить об идейных воззрениях, основных направлениях их политической деятельности.
В качестве источников диссертант использовал работы идейных вдохновителей исламистского движения: Абул Ала Маудуди «The Process of Islamic Revolution», «Ваджиб аш-шаббат аль-ислами аль-йаум», «Назарийяту ль-Ислам Ас-Сиясийату», С.Кутба «Маалим фи-т-тарик», «Аль-Адалятульиджтимаийату, филь-ислам», X. аль-Банны «Six Tracts of Hasan al-Banna», Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба «Китаб ат-таухид», «Маджмуату-р-расаиль ли ль-имами-ш- шахид Хасани ль-Банна».
Диссертантом также были использованы полевые материалы, собранные им во время пребывания на так называемой «Независимой исламской территории» в Дагестане летом 1999 года, с целью изучить организационную структуру, социальную базу, различные стороны жизни, приемы идеологической и военной подготовки участников исламского политического движения.
О современном мусульманском политическом движении имеется большая литература. Для диссертанта первостепенное значение имели работы За-хра М.А. «Тарих мазахиб аль-исламийя», М. Халима. «Хукм уль-Ислам фид-демократийа», а также Тамими М.С. «Книга единобожия», Зину М.Д. «Исламская акъида - вероучение, убеждение, воззрение - по Священному Корану и Достоверной Сунне», Аль-Фавзана С. «Книга единобожия», Ди-дата А. «Что Библия говорит о Мухаммаде», Ибрагима M.A.-JI. «Установление законов Аллаха».
Проблематика исламистского движения подробно рассмотрена в работах российских ученых Игнатенко А.А., Кудрявцева А.В., Ланды Р.Г., Левина З.И., Макарова Д.В., Малашенко А.В., Малышевой Д.Б., Полонской Л.Р., Шариповой P.M.
Особенный интерес представляют посвященные деятельности исламистов на Северном Кавказе книги Малашенко А.В. «Исламские ориентиры Северного Кавказа», «Исламское возрождение в современной России», Макарова Д.В. «Официальный и неофициальный ислам в Дагестане», а также ряд работ Бобровникова В.О. Среди зарубежных авторов, непредвзято исследовавших проблему исламизма, следует выделить работы М.Аркуна, Н.Крамера, Р.Митчела, Т.Митры, А.Рашида, О.Руа, Б.Тиби, И.Хусайни, Дж.Эспозито.
Обширную информацию диссертант почерпнул из зарубежной и отечественной периодической печати.
Практическое значение диссертации состоит в том, что она может быть использована при подготовке методических и учебных курсов, а также при выработке мер по борьбе с религиозным экстремизмом и не только в специфических условиях Северного Кавказа.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций автора, а также в выступлениях соискателя на научных конференциях, семинарах. * *
Предваряя диссертационное исследование, диссертант считает нужным напомнить о специфике Северного Кавказа.
Северный Кавказ - это обширная горная страна, многоэтническое население которой обладает ярко выраженными этнокультурными особенностями. В условиях преимущественно горной страны коренные народы сохранили многие традиции, в том числе элементы родоплеменного самосознания, которые обычно оказываются сильнее сознания этнонациональной общности.
С начала 90-х годов с развалом СССР практически во всех северокавказских республиках наблюдалась регенерация традиционных социальных институтов, механизмов и связей, протекавшая с той или иной степенью полноты и последовательности. Г.У.Солдатова определяет данное явление как «регрессию» - специфический этнозащитный механизм, характерный для народов Северного Кавказа. Это проявляется в форме реанимации кланово-родовой структуры общества и традиционных моделей поведения, во всплесках религиозной активности, в увеличении доли эндогамных браков1. Восстановление традиционного социального уклада со всем присущим ему набором регулятивных функций, традиционных моделей идентичности стало
1 Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности». М., 1998, с.353. как бы компенсирующей реакцией северокавказских этнических сообществ на процесс разрушения советских государственных механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность социума. Укрепление традиционной социальной структуры в значительной степени было обусловлено общей деиндустриализацией северокавказских республик. Произошло, едва ли не внезапное, замещение одних типов социальных связей другими. Это сопровождалось жесткой борьбой за сферы влияния, власть, доступ к источникам денежных средств. Социально-экономические ниши стали заполняться клановыми, этническими группировками, социально-политические отношения выстраивались по типу патронально-клиентельных связей.
Другим потенциально дестабилизирующим положение в регионе фактором является наличие этнотерриториальных споров.
Сегодня на Северном Кавказе существует, по некоторым подсчетам, 38 болевых, чреватых конфликтом точек1, так или иначе связанных с взаимными территориальными претензиями этнических групп. Двухсубъектные северокавказские республики (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария) рассматриваются некоторыми авторами как «бомба», которая рано или поздно будет приведена в действие.
Особенно сложной в этом отношении является ситуация в Республике Дагестан. Здесь на сравнительно небольшой территории сосредоточено наибольшее для всего региона количество разных народов. Помимо 14 этносов, имеющих институционально закрепленный статус, в республике проживают несколько десятков малых народов, каждый из которых имеет свою этнокультурную и языковую специфику. Дагестанская полиэтничность наиболее ярко проявляется в высокогорных районах, где она складывалась в силу специфики ландшафта. Добавим к этому, что здесь отсутствуют численно доминирующие этносы, численность которых в несколько раз превышала бы количество других (28% - аварцы, 16% - даргинцы, 13% - кумыки, 11% - лезгины, 5% - лакцы, 4% - табасаранцы). Преобладает сельское население (аварцы
1 «Независимая газета». 1999, 6 июня.
- 69%, даргинцы - 69%, кумыки - 54%, лезгины - 52%, лакцы - 34%). Рождаемость высока - за последние 30 лет население удвоилось.
Ввиду настоящего исследования крайне важной является проблема отношения северокавказцев к русским и к России. Настороженное отношение некоторых народов, и прежде всего вайнахов (чеченцы, ингуши), к России и русским - это результат исторического опыта их отношений с СССР/Россией. Несмотря на огромные успехи советской власти в развитии национальных окраин в экономическом и культурном отношении, республики Северного Кавказа оставались (и остаются) проблемными. И не только в связи с нерешенным национальным вопросом. Крайне остро стоит, в частности, вопрос занятости.
Наиболее показательно в этом отношении положение в Чечне. Если процесс вытеснения русского населения в Дагестане, Северной Осетии и в других национальных образованиях региона проявлялся в росте урбанизации титульных народов и их численности в сфере умственного труда, то в Чечне подобного не наблюдалось. Как отмечает Тишков В.А., в республике произошло разделение экономики на два сектора: русский (нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, инфраструктура) и национальный (мелкотоварное сельское хозяйство, криминальная сфера). Не происходило перелива из одного сектора в другой.
В результате в Чечено-Ингушетии широко распространено отходничество. В 1979 г. в Чечне жили 80,9% вайнахов, в 1989 г. - 76,6%. В Сибири, Поволжье, в центре России они образовали крупные общины, более интегрированные в российскую жизнь, чем большинство других кавказских землячеств'. Помимо этого, в 70 - 80-е годы около 200 тыс. молодых людей ежегодно выезжали на сезонные заработки в Сибирь, Казахстан.
Такая же тенденция характерна для некоторых районов Дагестана. Так, с 50-х годов от 200 до 250 тыс. горцев Аварии (Западный Дагестан) ежегодно на лето и часть осени отправлялись на заработки в колхозы и совхозы Даге
1 Ланда Р.Г. «Ислам в истории России». М., 1995, с.274. станской равнины и сопредельных областей Азербайджана, Кабардино-Балкарии, Краснодара, Ставрополя1.
Как и в других мусульманских республиках на постсоветском пространстве, важное место в жизни народов Северного Кавказа занимает ислам. Местный ислам имеет свои особенности. Для подавляющей части населения ислам является не политикой, не идеологией, а образом жизни. И хотя, как правило, ислам, сталкиваясь с домусульманскими традициями, одерживал верх, он, в свою очередь, менялся под их влиянием.
Традиционное общество воспринимает исламские порядки, сочетая их с элементами родоплеменного уклада. Известный российский культуролог В.Н.Романов так описывает специфику традиционной культуры, в которой религия играет первостепенную роль: «Симпрактичность традиционных регуляторов поведения, в сущности, означает, что данная культура не создает никаких предпосылок для того, чтобы субъект мог произвольно преодолевать «связанность» со смысловыми «полями» ситуационной реальности. Решение выдвигаемых традиционной культурой поведенческих задач постоянно носит такой характер, что индивид оказывается полностью «погруженным» в деятельность и ничто в ней самой не облегчает ему выход за пределы своего эмпирического "я"» .
В сознании народа национальные и религиозные компоненты, как правило, отождествляются. Воздействие ислама часто усиливает негативные социально-экономические и политические противоречия, в межрегиональных отношениях обостряет этнический эгоизм, противопоставляющий своё чужому на уровне как обыденного сознания, так и идеологии.
На Северном Кавказе в результате адаптации ислама в местных условиях стало утверждение (преимущественно в Дагестане джамаатов - религиозных общин), в качестве социальных ячеек, распространение религиозно-родовых форм групповой идентичности - духовных братств - тарикатов - в Чечне,
1 «Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе». М., 1998, с. 120.
2 «Социо». 2000, №10, с.54. параллельное бытование норм обычного и шариатского права. Ислам имеет наиболее сильные позиции в сельских районах Чечни и значительной части горного Дагестана. Характерно, что хотя горцы (аварцы, даргинцы, чеченцы, ингуши) приняли ислам значительно позже равнинных народов (кумыков, ногайцев), религия оказывает большое влияние на жизнь первых'.
Остается заметить, что народы Северного Кавказа так или иначе прошли (и все еще проходят) школу приобщения к достижениям мировой цивилизации. Это является результатом их экономического и культурного развития в бытность СССР, влияния сил интернационализации потребностей и потребления, успехов демократизации в планетарном масштабе, демонстрационного эффекта и т.п.
Индустриальная эпоха провозглашает права и свободы индивида, а не общества. Урбанизация создает условия, при которых происходит поляризация общества, отчуждение людей. Одним словом, реалии нового времени приводят к разрушению вековых общинных принципов ислама, подчиняющих индивида обществу и требующих соблюдения общепринятых и одобренных религией предписаний. В жизненный уклад мусульман всего мира стали проникать новые установки и нравственные ценности. Влияние индустриальной эпохи сказалось и на мусульманской богословской мысли, которая не могла остаться в стороне от наметившихся перемен. Весьма показательны в этом плане взгляды мусульманских реформаторов, которые, с одной стороны, противостояли Западу и западничеству как социальному явлению, а с другой - призывали к очищению ислама и его переосмыслению во времени. Мусульманские реформаторы предприняли попытку расширить рационалистическую трактовку Корана с целью защиты ислама от сокрушительных ударов со стороны естественных наук, а также устранения противоречий между наукой и религией - приспособить ислам к меняющейся обстановке. По словам российского востоковеда Левина З.И., они стремились соединить традиции и современность, проложить путь к возрождению мусульманского ми
1 Жариков А.А. «Этнические факторы политической стабильности». М., 1995, с.33.
11 pa с учетом потребностей прогрессивного развития. Неразрывность в исламской доктрине мирского и священного, общинных и личных интересов, а также разделение мира на домен ислама и домен войны придает особую жесткость исламистских вызовов Западу. Всякая угроза привычному образу жизни мусульманских народов, удар по этническому самосознанию, ущемление национальной гордости воспринимаются мусульманами как покушение на ислам, происходит перемещение акцентов в плоскость борьбы за веру. В свою очередь, различные политические силы стараются использовать в своих целях этот закономерный протест.
12
Заключение научной работыдиссертация на тему "Исламское политическое движение на Северном Кавказе"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исламизма или идеологии политизированного ислама является установление мирового господства шариата. Исламистские движения, которые сильно активизировались в последние десятилетия, принимают как умеренную, так и радикальную, зачастую экстремистскую формы.
На Северном Кавказе получило распространение преимущественно радикальный исламизм. Насилие является для него главным средством достижения цели. Появление и распространение исламизма на Северном Кавказе является, главным образом, следствием нерешенных социально-экономических проблем: аграрное перенаселение, безработица среди молодежи, разрушение привычного образа жизни с развалом Советского Союза. Но, в первую очередь, - идейным, моральным и политическим вакуумом, который был порожден дискредитацией коммунистической идеи и провалом социалистического эксперимента советского образца.
Идейной базой исламистского движения здесь является прежде всего ваххабизм и реформаторский салафизм в его охранительной версии. Их объединяет не только идеализация раннеисламской общины пророка Мухамма-да, основанной на принципе неразделенности религии и политики, но и, прежде всего, признание Корана и сунны пророка в качестве единственного источника правовых норм.
Народы Северного Кавказа - это народы «общей судьбы» в рамках Российской империи, Советского Союза и современной России. Однако, в разных районах влияние ислама неодинаково в силу исторических причин, специфики бытования ислама. Оно уменьшается в направлении с Востока на Запад, с Юга на Север. Что касается исламизма, то его активность имела наибольший успех в Чечне. Однако нигде нет условий для длительного успеха и стабильного существования гипотетического государства ислама.
По-видимому, главным препятствием для исламизма на Северном Кавказе служат тарикатизм и этно-национализм.
Исламизм, который для этого региона является привнесенной идеологией, не имеет прочных корней в массовом сознании. Более того, в основе исламизма лежат преимущественно фундаменталистские, пуританские идеи возрожденцев (ваххабиты) и охранителей реформаторского толка (братья мусульмане и близкие им группы), а это представляет опасность для традиционного образа жизни и неприемлемо ни для приверженцев исламской ортодоксии, ни для суфийских братств, имеющих прочные позиции на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Ингушетии и в Дагестане.
Дополнительную и труднопреодолимую преграду для исламизма в Дагестане составляет многообразие часто разобщенных этносов.
Национальный вопрос остается очень болезненным во всех республиках Северного Кавказа. В Адыгее важной проблемой для коренного населения, которое в собственной республике составляет численное меньшинство, является процесс фактической русификации. В Ингушетии до сих пор фактически не получил разрешения конфликт с Северной Осетией по поводу территорий пригородного района. Граница Ингушетия и Чечни окончательно не проведена. Исламская солидарность повсеместно уступает силе этнических и плановых связей.
Главным средством достижения цели исламских радикалов - образование государства ислама, живущего по законам шариата, являются пропаганда и джихад - «священная война» с оружием в руках. В лагерях на территории Северного Кавказа и за его пределами проходят идеологическую обработку, теоретическую и военную подготовку «воины ислама».
Международные исламистские организации оказывают северокавказским исламистам финансовую помощь, обеспечивают поставки вооружения и пропагандистскую поддержку.
Анализ ситуации на Северном Кавказе позволяет утверждать без опасения серьезной ошибки, что исламизм здесь не имеет будущего и вместе с тем, пока существуют экономические, политические, социальные проблемы на Северном Кавказе и впредь возможно появление протестных движений под исламистскими лозунгами. Особенно в условиях очевидных успехов политизированного ислама за рубежом и мощной исламистской пропаганды.
Результаты настоящего исследования позволяют сделать некоторые заключения относительно возможности нейтрализации исламистского экстремизма.
Как очевидно, для того, чтобы пресечь подрывную деятельность исламистских группировок, в большинстве случаев достаточно применение силы. Однако, исламский радикализм будет оставаться потенциальной угрозой стабильности державы до тех пор, пока не будут решены сложные социально-экономические и административно-политические проблемы региона, пока существуют малейшие проявления великорусского шовинизма. При этом, осуществляя общую программу восстановления и поддержания стабильности на Северном Кавказе, следует постоянно иметь в виду местную специфику и разный потенциал экономического развития отдельных территорий. Безусловно, необходима гибкая политика, учитывающая роль тейпов и тарикатов в Чечне, пестроту этнического состава и значение тарикатов в Дагестане, несбалансированность этно-национальных отношений на Северо-Западном Кавказе. В борьбе с исламскими радикалами нельзя также игнорировать наличие серьезных противоречий между ортодоксальным мусульманским духовенством, которое в целом повсюду сохраняет твердые позиции, и носителями идей радикального исламизма и что, напротив, между официальным исламом и тарикатами на Северном Кавказе сложился своеобразный модус вивенди - способ сосуществования.
149
Список научной литературыНечитайло, Дмитрий Анатольевич, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"
1. Зину М.Д.«Исламская акида вероучение, убеждение, воззрение - по Священному Корану и Достоверной Сунне», М., Бадр, 1998.
2. Дидат А. «Что Библия говорит о Мухаммаде». М., «Сантлада», 1994.
3. М.А.-Л. Ибрагим «Установление законов Аллаха», Махачкала, Бадр, 1997.
4. Ал-Маудуди А. «К пониманию ислама». М., «Сантлада», 1994.
5. Ал-Маудуди А. «Мы и западная цивилизация». М., 1993.
6. Ал-Маудуди. А. «Путь к благоденствию». М., «Сантлада», 1994.7. «Программы по изучению шариатских наук». Фонд «Ибрагим аль Абра-гим», Москва, 1999
7. Тагаев М. «Наша борьба, или повстанческая армия Имама». Киев, Наука, 1997.
8. Ат-Тамими М. «Книга Единобожия», аль-Хареймн, Баку, 1997
9. Ал-Фавзан С. «Книга единобожия»,Пер. с арабского. Махачкала, 1997. 11 .«Исламская нация».12.«Кавказская конфедерация».13. «Калам».14.«Аль-Каф».15.«Знамя ислама».
10. Постановление Маджлиса КНИД от 10.11.98 г., за подписью III. Басаева.
11. Обращение к братьям мусульманам всего Дагестана.18. «Kavkazsky Vestnik».19.«Parlament».20. «Ичкерия».21.«Великий Джихад».22. «Халифат».
12. Маджмуату-р-расаиль ли ль-имами-ш- шахид Хасани ль-Банна», изд. Му-ассату-р-рисаля», Бейрут.
13. Аль-Ваххаб М. «Китаб ат-Таухид». Эр-Рияд, 199825.3ахра М.А. «Тарих мазахиб аль-исламийя». Аль-Кахира, 1996
14. Кутб С. «Аль-Адалятуль-иджтимаийату, филь-ислам», аль-Кахира,. 1952
15. Кутб С. «Маалим фи т-тарик» («Вехи на пути»), Каир, Дар аль-Шурук, 1980., (М. Котб «Джахилийят иль-карни ль-ишрин», (Джахилийя в XX веке), Бейрут, Дар аш-Шурук, 1978
16. Ал-Маудуди А. «Ваджиб аш-шаббат аль-ислами аль-йаум». Маккат уль-мукаррама, 1381
17. Ал-Маудуди А. «Назарийяту ль-Ислам Ас-Сиясийату», Каир, 1959.
18. Ал-Маудуди А. «Куда направляется ислам и мусульмане?», Маджалат аль-Азхар, т. 51, №1 ,1978.
19. Халима М. «Хукм уль-Ислам филь-демократийа», Аш-Шарика аль-джадида, 1993.
20. A1-Banna Н. "Six Tracts of Hasan al-Banna", Kuwait: International Islamic Federation of Student Organisation, n. d
21. Maydudi A. «The Process of Islamic Revolution». Lahor Karachi - Dahlca, 1968.
22. Wendell Ch. "Five Tracts of Hasan al-Banna (1906-1949), California Press, 1978.
23. Литература на руском языке
24. Абубакаров Т. «Режим Дудаева: Правда и вымысел»,М., 1998г
25. Авксентьев А.В. «Ислам на Северном Кавказе», Ставрополь, кн. Издательство, 1973 г.
26. Акаев В.Х. «Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе», РАН, М., 1999 г.
27. Акаев В.Х. «Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение». Грозный, НИИГН ЧР, 1994.
28. Алов А.А., Владимиров Н.Г. «Ислам в России», М., Институт наследия 1996 г.
29. Аршаруни А. , Габидуллин X. «Очерки панисламизма и пантюркизма в России». Лондон, 1990.
30. Ахмадов Ш.Б. «Имам Мансур». Грозный, «Книга», 1991 г.
31. Бабич ИЛ. «Эволюция правовой культуры адыгов (1860-1890 гг.)». М.,1999.
32. Бабкин С.Э. «Движение политического ислама в Северной Африке». М.,2000.
33. Волконский Н.А. «Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в связи с мюридизмом». «Кавказский сборник». Тифлис, 1886.
34. Вацанаев С.Г. «Опыт философского самосознания чеченской нации», М., 000 «Агент», 2001 г
35. Гаджи-Али. «Сказание очевидца о Шамиле». Махачкала, «Юпитер», 1995.
36. Гаммер М. «Шамиль правитель государства и его дипломатия». Статьи. Махачкала, Фонд Шамиля, 1997.
37. Гаммер М. «Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана». М., Крон-пресс, 1998.
38. Гокаев Д. «Очерки политической истории Чечни XX века». М., 1997.
39. Гусейнова Н.А. «Социальная ситуация и межнациональные отношения в Дагестане», М., 1998 г
40. Дагестан (межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад), 1998 г.
41. Добаев И.П. «Исламский радикализм в международной политике», Ростов-на-Дону, Росиздат, 2000 г.
42. Жариков А.А. «Этнические факторы политической стабильности». М., 1995.22.3елькина А. «Ислам в Чечне до российского завоевания» (Чечня и Россия: общество и государство), М., 1999 г.
43. КрагХ. «Северокавказские народы на перепутье». СПб, 1996.
44. Ланда Р.Г. «Ислам в истории России». М., 1995.
45. И. Левин «Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте», «Наука», М., 1972
46. И. Левин «Развитие арабской общественной мысли (1917-1945)», М., 1979.
47. Макаров Д.В. «Официальный и неофициальный ислам в Дагестане», М., 2000 г.
48. Малашенко А. «Исламское возрождение в современной России», Московский центр Карнеги, 1998 г.
49. Малашенко А. «Исламские ориентиры Северного Кавказа», М., Московский центр Карнеги, 2001 г.
50. Медведко Л.И. , Германович А.В. «Именем Аллаха.: (Политизация ислама и исламизация политики)». М., Политзидат, 1988 г.
51. Милованов Ю.Е. «Анклавизация» территорий Северокавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования // Насилие в современной России. Тезисы докладов научной конференции, Ростов-на-Дону: СКНЦВВ, 1999
52. Нухаев Х.А. «Ведено или Вашингтон?», Москва, 2001
53. Нухаев Х.А. «Нахи и священная история», Ярославль, 1999 г.38.0шаев X. «Очерк начала революционного движения в Чечне», Грозный,1927 г.
54. Родригес A.M. «Ислам в Саудовском Королевстве» (Проблемы новой и новейшей истории, Рязань, 1996
55. Садыки М.А. «Федерализм внутреннее дело демократии», М., Логос, 2001 г.
56. Смирнов Н.А. «Политика России на Кавказе в XVI XIX в.в.», М., изд. РАН СССР, 1958 г.
57. Солдатова Г.У. «Психология межэтнической напряженности», М., 1998 г.
58. Тишков В.А. «Общество в вооруженном конфликте», М., Наука 2001 г.
59. Сайдуллаев М. «Философия возрождения Чечни», М., 1999
60. Сосламбеков Ю. «Чечня (Нохчийо) взгляд изнутри», (без года и места изд.)
61. Темишев Н. «Почему Россия и Ичкерия не Америка», М., 2001 г.
62. Трименгэм Дж. С. «Суфийские ордены в исламе», М., Наука, 1989 г.
63. Умаров С.Ц. «Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии», Чечен-инг. книжное издательство, Грозный, 1995 г.
64. Ханбабаев К.М. «Суфизм и борьба горцев». (Кавказские войны: спорные вопросы и новые подходы., Тезисы международной научной конференции), Махачкала, 1998 г.
65. Чагилов В.Р., Тоидис В.П. «Этничность, культура, менталитет» (Георети-ко-методические и культурологические аспекты изучения этнического), Карачаевск, 2000 г.
66. Червонная С.М. «Ислам и этническая мобилизация». М., 1998.
67. Черноус В.В. «Ислам и политика на Северном Кавказе» (сборник научных статей), Ростов-на-Дону, 2001 г.
68. Чеснов Я.В. «Родовое тело в этногамии чеченцев» (проблема происхождения нахских народов. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений), Шатой, 1991 г.
69. Чумалов М.Ю. «Каспийская нефть и межнациональные отношения», М., 2000.
70. Литература на иностранных языках.
71. Ziad Abu Amr "Islamic Fundamentalism in the West Bank and Gaza", Indiana University Press, 1994
72. Area Handbook for Saudi Arabia, Washington, 1966
73. Arkun M. Тагек Mitra, "Islam Europe and Modernity", Occasional Paper №2, Ecumenical Association for Church and Society, 1996
74. Arnold T.W. "The Preaching of Islam", Lahore: SH Muhammad Ashraf, 1979J.
75. Barton G., Fealy G. «Nahdatul Ulama, Traditional Islam and Modernity in Indonesia». Monash Asia Institute, 1996,
76. Beinin and J. Stork "Essays from the Middle East Report", University of California Press, 1997.
77. Bennigsen A., Wimbush S.Enders. «Mystics and Commisars. Sufism in the Soviet Union". California press, 1987, p.21.
78. Bennigsen A., Heure P.B., Tanham G.H., Wimbush S.Endres. «Soviet strategy and Islam». The Macmillan Press, LTD, 1989.
79. Bennigsen A., Wimbush S. «Muslim national communism in the Soviet Union ». Chicago, 1979.
80. Camelah M. "Islam and Modernism", Lahore, 1968.ll.Svante E. Cornell. Cloaching the cnecken War as Jihad. Электр, версия http:llfrecman.io.comlm.onlinel hodansky (Chechnya.htm).
81. Cudsi A. and Dessouki A. «Islam and Power». L., Croom Helm, 1981
82. Ghadbian N. "Democratization and the Islamist Challenge in the Arab World", West View Press, 1997
83. Esposito J. «Makers of Contemporary Islam». Oxford University, 2001,
84. Fuller C. «Caucasians the Lezgin factor compaign for Autonomy». Research Report, 1996
85. Hanafi H. «Religious Dialogue and Revolution: Essays on Judaism, Christianity and Islam». Cairo: Anglo-Egyptian Book Shop, 1997
86. Hawwa S. "The Muslim Brotherhood", New Delhi, 1983
87. Heddie N.R. "An Islamic Response and Religious Writings of Sayyid Ja-mal ad-din al-Afgani", Berkelay University of California press, 1968
88. Hourani A. "Arabic Thought in the Liberal Age (1798-1939)", London: Oxford University Press, 1962
89. Husaini I. M. "The Muslim Brethern. The Greatest of Modern Islamic Movements", Beirut, 1956
90. Ibrahim S. "Anatomy of Egypt's Militiant Islamic Groups. Methodological Notes and Preliminary Findings International Journal of Middle East Studies, 1980.
91. Johannes J.G.Jansen "The dual Nature of Islamic fundamentalism", Cornell University, New York, 1997).
92. Kedourie E. "Zionism and Arabism in Palestine and Israel", London Frank Cass, 1982
93. The Kingdom of Saudi Arabia 1, 1978.
94. Kramer M. "The Islamic Debate", Tel-Aviv University, 1997.
95. Legum C. "Middle East Contemporary Survey", New York: Holmes and Meier, 1984
96. Matimeddin K."The Taliban Phenomenon (Afghanistan 1994-1997), Oxford University Press, 1997.
97. Nasr S.H. "Traditional Islam in the Modern World", London and New York, 1987
98. Rahman F. "Prophecy in Islam", George Allen and Unwin, Russian House Museum Street London, 1974.
99. Rashid A. "Taliban (Militant Islam, Oil and Fundamentalism in Central Asia), Yale University Press, New Haven, London, 2000.
100. Rekness E. "The Iranian Impact on the Islamic Jihad Movement in the Gaza Strip", Tel Aviv University, 1988.
101. Roy O. «The Failure of Political Islam", Cambridge, Massachusets, 1994.
102. Shaalan M. "Political-Psychological Influences in Islamic Revivalist
103. Movements", Political Psychology, vol. 7, № 4, 1986
104. Schiff Z. and Yaari E. "Intifada: The Palestinian Uprising Israel's Third Front', New York: Simon and Schusta, 1989
105. Troll Ch. W. "Sayyid Ahmad Khan. "A Reinterpretation of Muslim Theology", New Delhi, Vikas Publishing House , 1978.
106. Хуванди Ф. «Хаула аль-усулийюн филь-ардун аль-мухталли», Каир,1987.
107. Шавки М. «Аль-Ихван аль-муслимин валь муджтама аль-миср», Каир, 1954
108. Шубайб Н. «Аль-бани аль-каими ва Ирадату-т-тахиир», Бонн: Ад-Дар аль-исламийа лиль-ислам, 1983