автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Мусайханов, Сайхан Султанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике"

На правах рукописи

Мусайханов Сайхан Султанович

Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике (1991-2011 гг.)

Специальность: 09.00.14 - философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

ДПР 1.ш

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2012

005020431

005020431

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научные руководители: доктор философских наук

Баширов Лёма Ахмадовнч доктор философских наук, доцент Семедов Семед Абакаевич,

Официальные оппоненты: Силантьева Маргарита Вениаминовна,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии МГИМО(У) МИД России

Ряжапов Нил Халиуллович,

кандидат философских наук, главный специалист муниципалитета внутригородского муниципального образования Куркино в г. Москве

Ведущая организация - ФГОУ ВПО «Чеченский государственный

университет»

Защита состоится 26 апреля 2012 года в _/^час. на заседании диссертационного совета Д504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, 2 уч. корп., ауд.3027.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС

Автореферат разослан 26 марта 2012 года Учёный секретарь /¡)

диссертационного совета

Семедов С. А.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ислам для России — вторая по численности конфессия, находящаяся в мирных отношениях с другими религиозными системами. В России 35 этносов считают себя традиционными мусульманскими народами.

Политическая активизация ислама связана с горбачевской перестройкой, когда со стороны власти заметно смягчился идеологический диктат, распадом советского государства, основанной на социалистических ценностях, прямо отрицавших религию, считая её опиумом для народа. Ислам в Чечне, как социальный институт достаточно укоренен, имеет: свои сущностные характеристики, духовно-региональные особенности, механизмы влияния на верующих, возрожденческие тенденции, как культурную реакцию на процессы модернизации.

Исламский фактор1, начиная с 1991 года по настоящее время, имел и имеет различные формы воздействия на общественные и военно-политические процессы, происходившие в Чеченской Республике.

Модернизационные процессы в России, происходившие в период горбачевской перестройки, способствовали трансформации духовных и религиозных ценностей в этнических общностях. Отразились они и на состоянии ислама, который, начиная с конца 80-х годов XX столетия, претерпевает бурный подъем в России, в том числе на Северном Кавказе. Проявлялось это в реконструкции старых мечетей, строительстве новых, возникновении исламских школ и вузов, широком изучении религиозной

1 Исламский фактор выражается в создании исламских партий и движений, участии мусульманского духовенства, мусульманских групп, суфийских братств в общественно-политической жизни Чечни.

догматики, издательстве литературы по исламу, расширении контактов мусульман с зарубежными собратьями по вере и центрами мусульманской культуры.

Исламское возрождение на Северном Кавказе сопровождалось возникновением религиозно-политических партий и движений, преследовавших радикальные цели вплоть до изменения политической системы, одновременно ими ставилась задача замены духовно-культурной идентичности российских мусульман путем насильственного внедрения радикалистских установок, ценностей. Не последнюю роль в этом играли международные исламские организации, находившие среди мусульман своих сторонников, получавшие от них финансовую подпитку.

На Северном Кавказе такие религиозно-политические организации, как Исламская партия возрождения, Исламский джамаат Дагестана, ваххабитские группы в Чечне и Ингушетии, входившие в состав басаевско-удуговского Конгресса народов Ичкерии и Дагестана, вынашивали проект «исламизации» всего Кавказа и даже предприняли попытку создания исламского государства в Дагестане, Чечне, Ингушетии. В политических планах религиозных радикалов стояла задача - создания «Кавказского халифата», который, по их замыслам, должен был объединить народы Северного и Южного Кавказа.

Но эти планы не были поддержаны представителями традиционного ислама, позиции которого были прочны в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

Исламский ревайвализм в Чечне и Ингушетии - явление неоднозначное, противоречивое, ибо в нем сталкиваются местный религиозный традиционализм и религиозное «новаторство», часто сопряженное с радикализмом, экстремизмом. Наиболее выпукло это

столкновение проявилось в конфликте, возникшем между последователями традиционного ислама и «ваххабизма» в Дагестане, Чечне и частично в Ингушетии. Сам факт появления, а затем активного распространения ваххабизма на Северном Кавказе, обусловлено главным образом трудностями в социально-экономических преобразованиях, происходивших во всех регионах России, приведшие к резкому обнищанию людей, образованию духовно-идеологического вакуума, усилению коррупции в местных органах власти. Под «традиционным исламолт подразумеваем - ислам, который бытует на Северном Кавказе в течение нескольких веков, пройдя различные изменения в ходе взаимодействия с этнокультурными ареалами региона. На СевероВосточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) он существует в форме суфизма, проявляющихся через три тариката: накшбандийа, кадирийа, шазалийа. В Дагестане распространены все три тариката, но в Чечне и Ингушетии - накшбандийа и кадирийа. Кроме того, мусульмане Северо-Восточного Кавказа являются суннитами, в основном придерживающихся шафиитского мазхаба (религиозно-правовая школа в исламе), хотя часть кумыков и полностью ногайцы придерживаются ханифитского мазхаба. Мусульмане Дагестана, Чечни и Ингушетии крепко привязаны к религии «дедов», исторически сложившимся религиозным традициям, поэтому какие-либо религиозные новшества здесь духовенством и верующими встречают открытое сопротивление. Ислам, который перешел к ним от своих предков, они считают традиционным. Уже два века, как этот ислам не подвергается каким-либо трансформациям, реформам.

Мусульмане Северо-Западного Кавказа (Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея) являются также суннитами, но при этом придерживаются ханифитского мазхаба. Здесь ислам более синкретичнее, чем на Северо-Восточном Кавказе, что связано с устойчивостью язьгческих верований, перемешанных с исламом в духовной культуре мусульман этого региона. Более того, ислам среди народов Северо-Западного Кавказа менее укоренен, чем среди мусульман Северо-Восточного Кавказа. Тем не менее, мусульмане данного региона предпочитают придерживаться традиций отцов, чем новшества, вводимые так называемыми ваххабитами.

Духовные деятели и исламоведы на Северном Кавказе под ваххабизмом понимают религиозно-политическое течение, рассматривающее местный ислам, как засоренным народными верованиями, суфийскими ценностями, а потому подлежащим очищению. С точки зрения ваххабитов, через освобождение от заблуждений, нововведений местному исламу можно придать вид, который он имел во времена пророка Мухаммада и праведных халифов. То есть здесь проявляется салафитское требование, означающее возвращение к праведным предкам.

В условиях стагнации советской экономики, зарождения капиталистических отношений, различных форм мелкой частной собственности значительная часть молодежи в Дагестане, Чечне и Ингушетии, оказалась вытеснена на периферию социального бытия. Безработная молодежь, часто индифферентная, в поисках своего места в обществе втягивалась в ваххабитские (джачаатские) группы, что происходило не без финансовой и идеологической поддержки ряда

зарубежных мусульманских организаций, перенесших центр своей «благотворительной» деятельности на мусульман Кавказа. Представители традиционного ислама теряли свои позиции, так как не могли дать духовные и культурные ориентиры для молодежи, испытывающей жизненные трудности и коллизии. С этими социально-политическими и идеологическими факторами связан временный успех исламского радикализма на Северном Кавказе, особенно в Дагестане и Чечне, во второй половине 90-х годов XX столетия.

Ваххабитские группы, возникшие в Дагестане и Чечне, с некоторыми оговорками, можно признать в качестве протестных религиозных организаций. Первоначально их деятельность имела просветительский характер; критический заряд своей идеологии они нацеливали против местных коррупционеров и связанного с ними официального духовенства, что привлекало в их ряды недовольных властью верующих. Критические стрелы ваххабитов были нацелены против традиционного духовенства Северного Кавказа, которое обвинялось в невежестве, искажении ислама, тесной связи с коррумпированной властью.

В последующем дагестанские и чеченские религиозные «новаторы» при попустительстве местных органов власти, федерального центра предпринимают попытки установления теократической власти, осуществления далеко идущих политических целей, что явилось одной из причин очередной трагедии чеченского народа.

Степень научной разработанности проблемы. С 1991 года исследование традиционного ислама в Чечне осуществлено в работах В.Х. Акаева, ДА. Аслаханова, JLA. Баширова, В.Ю. Гадаева, Ш.А. Гапурова, A.A. Манкиева, Д.Д. Межидова, M.M. Керимова, A.B. Кудрявцева, С.Ц.

Умарова, М.О. Цицкиевой, А.Д. Яндарова, С.-У. Яхиева и др. В них

рассмотрены время, условия, причины его распространения, суфийская

форма его проявления. В 1992 году коллектив ученых НИИ гуманитарных

наук Чеченской Республики издает сборник статей «Из истории ислама в

Чечено-Ингушетии»2, в котором были отражены вопросы истории и

теории ислама, роль ислама в освободительном движении горцев, о

гносеологическом и нравственном аспектах суфизма на Северном Кавказе,

религиозно-нравственных воззрениях шейха Кунта-Хаджи, роли ислама в

з

культурно-историческом процессе .

В монографиях и диссертациях исследователей В.Х. Акаева, А.О.Булатова, С.-У. Яхиева, М.М. Керимова, С.А. Семедова значительное внимание уделено рассмотрению различных аспектов традиционного ислама, существующего в Чечне в форме суфизма, его влиянию на социальные и культурные процессы, протекающие в чеченском социуме. Особое внимание следует уделить исследованиям В.Х. Акаева, в основном осуществленными в постсоветский период и посвященным суфийскому

2 Из истории распространения ислама в Чечено-Ингушетии /ответ, ред. В.Х. Акаев / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.

3 См.: Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Гадаев В.Ю., Гапуров Ш.А. Роль ислама в освободительном, антифеодальном движении горцев Северного Кавказа под руководством Мансура в конце XVIII века/ Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Акаев В.Х., Хусаинов С.А.О гносеологических и нравственных аспектах суфизма// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. -Грозный, 1992. ; Акаев В.Х. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева Кишиева // О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Аслаханов Л.А. Ислам и адат/ НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.

исламу, представляющему исторически сложившуюся форму традиционного ислама4.

Исторический и философский анализ исламского фундаментализма и радикализма дан в работах A.A. Игнатенко, И.П. Добаева, К.И. Полякова, JI.P. Полонской, А. Сагадеева, С,А. Семедова, Ю. Тыссовский и др.

Причины появления и распространения ваххабизма как формы исламского фундаментализма в Чечне показано показаны в работах В.Х. Акаева, З.С. Арухова, И.П. Добаева, Д. Макарова, A.B. Малашенко, Д. Микульского, Э. Сиван, С.А.Семедова и др. В этих же работах также отмечена роль и значение исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия в 1991-1996 годах.

В работах В.Х. Акаева дан анализ практики строительства шариатского государства в Чеченской Республики Ичкерии в 1996-1998 годах, однако вопросы теории не получили должное освещение.

Отмечая положительные результаты, достигнутые исследователями в ходе рассмотрения специфики функционирования ислама в Чечне, диссертант считает, что резервы его научного изучения до сих пор не исчерпаны. Современные социально-политические и культурные процессы, происходящие в самой Чечне и вокруг нее, предполагают новое осмысление, выявление новых тенденций в развитии ислама. В связи с этим, важно изучение основных принципов взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.

4 Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994; Акаев В.Х. Суфизм н ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? - Махачкала, 1999; Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе,- Ростов-на-Дону, 2004; Акаев В.Х. Ислам в Чечне: традиции и современность,- Грозный, 2006.

Объектом исследования является исламский фактор, оказывающий влияние на военно-политические процессы, протекавшие в Чечне, начиная с 1991 года и завершая современным периодом.

Предмет исследования - особенности проявления традиционного и радикального ислама в ходе политических и военных действий в Чечне на современном этапе.

Цели и задачи диссертационной работы. Основная цель продиктована выборам объекта и предмета исследования и состоит в том, чтобы выявить сложный и противоречивый характер влияния традиционного и радикального ислама на политические и военные процессы, протекавшие в Чечне в 1991-2011 гг.

Для реализации этой цели автором поставлены следующие задачи:

- определение сущностных характеристик традиционного ислама в Чеченской Республике;

- выявление причин появления и распространения исламского фундаментализма;

- установление роли и значения исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия (период 1991 — 1996 гг.);

анализ теоретических основ и практики зарождения и функционирования Чеченской Республики Ичкерия, существовавшей в 1996-1999 годах.

- раскрыть основные принципы взаимоотношения ислама и политики

в современной Чеченской Республике.

Теоретико-методологической основой исследования являются методологические принципы религиоведения: объективность, историзм, культурологический, толерантности, дуальности. В исследовании

применяются как общефилософские, так и общенаучные и специальные методы изучения такого сложного многоаспектного феномена, каким является ислам, и который в силу различных политических процессов, протекающих в обществе, используется как политический инструмент мобилизации масс для решения политических задач.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

- впервые предпринята попытка определить и систематизировать сущностные характеристики ислама в Чеченской Республике;

- рассмотрены и классифицированы основные причины проявления и распространения исламского фундаментализма в Чечне;

- установлена роль и значение исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия в 1991 - 1996 годы;

- проанализирован процесс зарождения и функционирования «шариатского государства» - Чеченской Республики Ичкерия, фактически существовавшего в 1996 - 1999 годах;

- определены основные принципы взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Исламский фактор в военно-политических процессах, происходивших в современной Чеченской Республике, играл важную роль. Начиная с 1991 года, имело место активное возрождение ислама, в рамках которого фиксировались далеко неоднородные тенденции. Возрождение традиционного ислама было видно в широком строительстве новых мечетей, реконструкции святых мест, в активной и открытой ритуальной практике. Исламское возрождение в Чечне в период «независимости»,

позже и в ходе военных действий приобрел явно выраженный политический характер.

2. Под влиянием внешних сил в Чечне, особенно после «первой войны» появляются так называемые «ваххабиты», которые позиционировали себя как носители «чистого ислама», салафизма, представляющего часть исламского фундаментачизма. Между «традиционным исламом» и ваххабизмом в Дагестане и Чечне возникает конфликт на идейной, догматической основе, приобретший политическую, социокультурную форму. В ходе военный действий в Чечне религиозная риторика ваххабитов носила явно выраженный антироссийский характер. Ваххабиты в Чечне объявили джихад против России, предпринимали усилия по построению шариатского общества, Кавказского халифата, а в своей религиозно-политической стратегии намеривались исламизировать всю Россию.

3. Идеология ваххабизма распространялась среди исключительно бедных слоев населения, индифферентной части молодежи, социальных маргиналов. Имели .место факты принятия идей ваххабизма молодыми людьми, попавшими в зависимость от наркотических веществ. Попав в «джамаатские» группы ваххабитов, такие молодые люди постепенно отходили от этой зависимости, но попадали в зависимость от своих эмиров, использовавших их в террористических целях.

4. Роль исламского фактора в политических процессах высока. Представители традиционного ислама (кадирийцы и накшбандигщы) не были в стороне от бурных политических событий, протекавших в период государственного переворота в ЧИАССР осенью 1991 года. Без поддержки вирдов Кунта-Хаджи и Вис-Хаджи Д. Дудаев и его сторонники

не смогли бы свергнуть законную власть в Чечено-Ингушетии. Антидудаевская оппозиция, опирающаяся на вирды чеченских шейхов Дени Арсанова, Абдул-Азиза Шаптукаева, ориентированная пророссийски, неоднократно пытались отстранить от власти сепаратистов, вернуть Чечню в правовое и политическое пространство России.

В связи с военными действиями в Ичкерии в 1994 году, сепаратистам, в том числе и ваххабитам, удалось, прикрываясь исламистскими лозунгами, мобилизовать значительную часть молодежи на военные действия против федеральных войск. В первую войну в Чечне в боевых действиях против федеральных войск принимали участие ваххабитский джамаат, возглавляемый арабом Хаттабом. Военные успехи этой группы привлекала к ним часть чеченской молодежи. С осени 1996 года в Ичкерии, благодаря деятельности и.о. президента 3. Яндарбиева, начинается процесс ее исламизации, что было явным проявлением влияния ваххабитов, религиозных радикалистов и экстремистов. На территории Чечни были отменены действия светских судов, образован Верховный шариатский суд и районные шариатские суды. В этих судах ваххабиты заняли руководящие должности и начали осуществлять судопроизводство по шариату. Некоторые эксперты объясняют эту ситуацию тем, что с руководством России было невозможно вести цивилизованный диалог, а потому 3. Яндарбиев и другие заняли исламистскую позицию, рассчитывая на поддержку мусульманского мира. Вместе с тем, нельзя не признать и тот факт, что 3. Яндарбиев оказался под влиянием ваххабитов, более того, он был от них зависим и финансово.

5. После окончания «первой войны», завершившейся захватом сепаратистами Грозного и выводом из Чечни федеральных войск, роль ваххабитов в Ичкерии значительно возрастает. В правительстве А. Масхадова они и им сочувствующие стали занимать ключевые позиции.

Позиции традиционного ислама и исламского фундаментализма в лице ваххабитов и салафитов в Чечне были принципиально различными. Традиционалисты не поддерживали ни стратегию и тактику ваххабитов, наоборот, они не признавали джихад против России, выступали против сепаратизма, видя в нем угрозу для экономического и политического существования чеченского этноса.

На этой почве возникали конфликты, перераставшие в военные столкновения между ними, что имело место в Дагестане и Чечне. Военный конфликт, происшедший в Гудермесе в июне 1998 года, яркий пример обострения противоречий между традиционалистами и ваххабитами. Этот конфликт - показатель резкого обострения внутрирелигиозной ситуации между сторонниками традиционного ислама и ваххабизма. Ваххабиты, видя, что в прямом столкновении не смогут победить традиционалистов, начали оказывать политическое давление на А. Масхадова, требуя от него введения шариатского правления в Чеченской Республике Ичкерия. 3 февраля 1999 года президент Ичкерии А. Масхадов своим указом ввел шариатское правление. И высшим органом государственного управления объявил Шуру, во главе которой назначил себя. Парламент отменил указ А. Масхадова, признав его не соответствующим Конституции Чеченской Республики Ичкерии. Верховный шариатский суд во главе с Шамсудином Батукаевым принимает решение распустить Парламент Ичкерии, объявив его незаконным с точки зрения политических установок шариата. Таким

образом, внутри властных структур Ичкерии, представляющих собой смешанное сочетание светских и религиозных институтов, возникло очередная конфликтная ситуация, которая была связана с введенным шариатским правлением.

6. Население Чечни в массе свое проявляло негативное отношение в религиозным нововведениям А. Масхадова. В общественном мнении доминировали антишариатские настроения. Откровенными выразителями их были женщины, занятые торговлей на рынке. Согласно нормам шариата они не могли заняться общественной, производственной деятельностью. Поэтому по телевидению, не скрывая свои позиции, они публично требовали от президента Ичкерии обеспечить работой своих мужей.

7. У А. Масхадова и тех, кто добивался введения в Ичкерии полного шариатского правления, не было ясной концепции шариатского государства. Не были теологов, которые могли бы разъяснить мусульманам республики суть, основные принципы, идеи, положения того государства. Практика шариатских судов показывала, что не соблюдается нормы шариата, не осуществляется справедливое шариатское судопроизводство. Узкий круг сторонников шариатского правления, подвергавшие светские суды, за коррупцию, несправедливость сами оказались под более жесткой критикой.

8. Любые формы радикализма и экстремизма требуют противодействия посредством выработки соответствующих мер политической и культурной терапии, «хирургического» вмешательства со стороны государства и общества. Без такого подхода религиозные девиации, вполне могут аннигилирующе воздействовать на социокультурное бытие людей, традиционно сложившиеся политические и

религиозные отношения между людьми. Социальное неравенство, бедность, нищета, западная модернизация, подвергающая к испытанию устоявшиеся общественные и культурные системы - основные причины, детерминирующие радикалистские и экстремистские тенденции.

9. Значительная часть молодежи, оказавшаяся на периферии общественной жизни, не занятая в производстве, управленческих структурах, представляет собой социальную базу для радикально настроенных сил в обществе. Современные радикально настроенные исламисты не скрывают своего неприятия западного образа жизни, демократических ценностей и свободомыслия.

Практическая значимость исследования обусловлена, в первую очередь, возможностью применения его результатов для анализа политического процесса в субъектах Российской Федерации с преимущественным мусульманским населением. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем при анализе государственно-конфессиональных отношений, повышении

эффективности механизмов её реализации, а также расширении методологических и теоретических принципов исследования в данной сфере. Они также могут быть использованы при чтении курсов по религиоведению, политологии, философии, государственному управлению и других дисциплинах, затрагивающих проблемы государственно-конфессиональных отношений.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите

Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора общим объемом 1,0 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность избранной темы диссертации, раскрывается степень научной разработанности проблемы, устанавливаются хронологические и пространственные рамки исследования, формулируются его объект и предмет, определяется цель и задачи диссертации, излагаются основные положения, выдвигаемые на защиту, раскрываются теоретические и методологические основы, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе диссертации «Ислам в Чеченской Республике: традиционализм и радикализм» автор анализирует так называемый традиционный ислам, который исторически утвердился среди чеченцев и стал их мировоззрением и образом жизни. Этот ислам сыграл неоднозначную, двойственную роль в военно-политических процессах в Чеченской Республике, начиная с 1991 года и кончая так называемой «второй чеченской войной». Различия между тарикатами накшбандийя и кадирия, не имеющих принципиального догматического характера,

приобрели конфликтный характер при решении социально-политических проблем.

Автор, отмечая роль суфизма как религиозно-мистического течения в исламе, констатирует, что он в арабо-мусульманских странах часто приобретал политическую направленность: суфии, представители разных тарикатов, активно боролись и борются за политическую власть, возглавляли освободительное движение, например, против колонизаторов.

Сущностные характеристики традиционного ислама в Чечне определяются историей его распространения и утверждения, степенью освоения народом его основополагающих принципов, а также особенностями, которые ислам приобрел в ходе адаптации к социально-политическому устройству чеченцев, к их этнокультурным традициям. Для понимания роли и места «традиционного ислама» в военно-политических процессах Чеченской Республики Ичкерия автор делает экскурс в прошлое для исследования процесса распространения и утверждения «традиционного ислама» среди чеченцев. Ислам в Чечне имеет синкретический характер, в нем тесно переплетены религиозные и национальные традиции. Ислам в Чечне, по мнению автора, утвердился в форме суфизма - тарикатов накшбандийа и кадирийа.

Автор считает, что «традиционный ислам» в Чечне - практика суфизма, его тесная связь с родоплеменными отношениями чеченцев. Почитание памяти предков для чеченцев так же свято, как и почитание основателей вирдов, которые нередко являлись лидерами тайпов (родов). Сущностные характеристики традиционного ислама в Чечне - это характеристика тарикатов накшбандийа и кадирийа, раскрытие их идейной взаимосвязи, ритуальных различий. Между ними нет принципиальных

различий в догматическом, религиозно-философском отношении, поскольку они опираются на базовые принципы ислама: единобожие, пророческую миссию, ссудный день, загробную жизнь. Они имеют различные подходы к избранию пути (тариката) ведущего к Богу. По этому поводу ими разработаны различные ритуально-обрядовые формы: тихий зикр и громкий зикр. На почве обрядовых различий между вирдовыми братствами возникают споры на предмет, какой путь является угодным Богу. В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки некоторые вирдовые братства Чеченской Республики часто оказываются по разные стороны баррикад.

Основателем накшбандийского тариката является Бахауддин Накшбанд из Самараканда. Основными компонентами этого учения являются - аскетизм, мистицизм, социальная пассивность, духовное и нравственное самосовершенствование. Однако в ходе исторического развития последователи этого учения отходят от его первоначальной духовной основы, заложенной его основателем. В Средней Азии (XV в.), Индии (XVIII в.), на Кавказе (XIX в.) накшбандийа превращается в идеологию национально-освободительного движения, в антиколониальную идеологию. В период Кавказской войны тарикат накшбандийа приобрел форму мюридизма, стал основной формой идеологии теократического имамата Шамиля. Использование газавата последователями накшбандийа превращает его в жесткое религиозно-политическое антиколониальное движение, получившее название мюридизма.

Тарикаты накшбандийа и кадирийа, распространившиеся среди чеченцев, делятся на более мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает тридцати. Представители

суфийских братств, строго придерживаются основополагающих положений классического ислама, и вместе с тем - культа святых, шейхов и устазов. Они почитают основателей тарикатов и вирдовых братств (в своих зикрах, наряду с именами Бога, Пророка, упоминают имена святых), посещают их зияраты (места захоронения). Среди последователей вирдовых братств часто бытуют различные предания о чудесах, якобы совершенных основателями тарикатов и вирдов. Они передаются из поколения в поколение, формируя у членов суфийских братств, специфическое мировоззрение, которое, с точки зрения ваххабитов, не соответствует исламу.

Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является вирд шейха Кунта-Хаджн Кишиева - интепретатора и распространителя кадирийского тариката в конце Кавказской войны - 50-х годах XIX века, последователи которого царскими чиновниками были названы «зикристами», а само его учение «знкризмом».

Роль суфийских братств в духовной и политической жизни чеченцев и ингушей всегда была значительной, с их участием проходят все религиозные праздники, похороны, примирение кровников.

Примерно 20 % верующих чеченцев являются последователями тариката накшбандийа, который делится на вирдовые братства: Ташу-Хаджи, Элаха-муллы, Докку-шейха, Юсупа Кошкельдинского, Дени-шейха и др. В годы советской власти наиболее влиятельными в духовной и политической жизни чеченцев становятся последователи накшбандийа, прежде всего вирда шейха Дени Арсанова. Прямые родственники этого суфийского братства занимали достаточно высокие и «доходные» должности в Чечено-Ингушской АССР.

В период «чеченской революции», президентства Д. Дудаева влиятельные последователи шейха Дени были оттеснены на периферию общественной жизни и даже подвергались преследованию. Значительная часть накшбандийцев составила ядро антидудаевской оппозиции. Определенная часть кадирийцев (вирды Кунта-Хаджи и Вис-Хаджи) составила социальную базу режима Д. Дудаева, что приводило к усилению их влияния на политической сцене Чечни. Если зикристы в 1991-1993 годах поддерживали Д. Дудаева, то летом и осенью 1994 года он лишился этой поддержки, что означало полный крах его политики в Чечне. Многие чеченские тайпы, особенно .иячхи, кей, ялхой, ранее поддерживавшие Дудаева, поняли, что он не способен решать общенациональные задачи. Они начали понимать, что от него исходит угроза для чеченского народа. Вокруг него остался небольшой круг людей, из числа его родственников, а также тех, кто был зависим от него либо по занимаемой должности, либо выполнял его специальные поручения.

В целом, по мнению автора, традиционное чеченское духовенство не поддерживало «чеченскую революцию», усматривая в ней серьезную опасность не только для своего общественного статуса, но и для существования всего чеченского народа. Оно не поддержало и «яндарбиевско-масхадовскую» исламизацию Чечни. Традиционный ислам, представленный вирдами кадирийа и накшбандийа выступил в качестве сдерживающего фактора и сильным препятствием на пути распространения религиозного радикализма, представленного в Чечне так называемыми ваххабитами, которые по мере своего укрепления проявляли себя противниками традиционного ислама и решительными сторонниками политического переустройства жизни мусульман.

Проповедники «чистого ислама», коими себя считают ваххабиты, видели в последователях традиционного ислама своих основных религиозных и политических противников.

Традиционный ислам в Чеченской Республике, благодаря усилиям А.А. Кадырова, начиная с 1998 года, был мобилизован против исламистов, выступавших, против исторически сложившейся формы религиозности среди чеченцев, так и против конституционного строя государства.

Во втором параграфе Главы 1 «Исламский фундаментализм в Чеченской Республике: причины появления и распространения» автор дает детальный анализ «фундаментализма» с различных точек зрения. Он отмечает, что исламский фундаментализм как и любое социальное, политическое, религиозное течение не монолитен: в нем наличествуют как либеральное, так и радикальное направление. Поэтому однозначно негативная оценка этого феномена не проясняет его роль и место в современном обществе, особенно в событиях Чечне. В диссертации внимание акцентируется на политической составляющей «исламского фундаментализма», «ваххабизма» а аппеляция их к прошлому исламу, незамутненному позднейшими наслоениями. Исламский фундаментализм, отождествляется с салафизмом, являющимся интеллектуальным и политическим движением в исламе, призывающим возвращение к первоосновам, корням религии, религиозным верованиям праведных предков, то есть к золотому веку ислама времен пророка Мухаммада и первых праведных халифов.

По мнению автора, если пик возрождения ислама в Чечне пришелся на конец 80-х годов XX столетия, то процесс радикализации ислама сопряжен с распадом СССР, образованием идейного вакуума на

постсоветском пространстве и его заполнением нетрадиционными формами духовности, часто граничащими с религиозным и политическим экстремизмом. Первая российско-чеченская война ускорила процесс радикализации ислама на Северном Кавказе, в том числе и в Чеченской Республике Ичкерия.

Северокавказские ваххабиты меньше всего были заняты вопросами догматики ислама и главную свою задачу видели в общественном преобразовании на основе собственного понимания ислама. Их не устраивали общественные порядки, существовавшие в мусульманских районах Северного Кавказа, считая их несоответствующими нормам ислама, шариату. Поэтому радикалистские и экстремистские группы ставили задачу изменения общественно-политической ситуации в этих регионах путем создания сети "исламских анклавов". Ради решения этой задачи радикалы применяли оружие против тех, кто не соглашался и противостоял их идеалам. С точки зрения ваххабитов, сторонники суфизма - заблудшие верующие, отошедшие от чистого ислама, и против них допускается джихад. Противоречия между ваххабитами и традиционалистами на Северном Кавказе приобрели напряженный характер. Сначала они протекали в идеологической форме, а затем - в политической. Традиционалисты видели в ваххабитах соперников в деле влияния на мусульман региона. Ваххабиты же стремились ослабить традиционный ислам, и тем самым преодолеть его как препятствие для своего религиозно-политического господства в обществе.

Ряды ваххабитов часто пополняла индифферентная молодежь, которая испытывала материальные и социальные затруднения, а, что

касается старшего поколения, то оно оставалось приверженцем традиционных устоев.

Если традиционный ислам проявляют толерантность к инокультурным ценностям, в том, числе, и к ценностям демократическим, то северокавказские ваххабиты отличались их неприятием. Ваххабитское движение на Северном Кавказе было представлено как умеренными группами, так и радикальными. Эволюционируя, ваххабизм в данном регионе прошел три следующих этапа: просветительский, организационно-политический и военно-политический.

Крайне радикальный ваххабизм в Чеченской Республике, безусловно, являлся разновидностью религиозно-политического экстремизма, получившего распространение вследствии низкого уровня конфессиональных знаний среди местных мусульман. Это обстоятельство и явилось важным фактором временного укрепления и доминирования ваххабитской идеологии, воспринятой частью чеченской молодежи. Однако, фундаменталистские идеи в Чечне не были господствующими, не получили поддержки у абсолютно большинства населения, напротив, последователи традиционного ислама активно выступали против исламских фундаменталистов, ваххабитов. Да у ваххабизма были сторонники в лице З.Яндарбиева, Ш.Басаева, М.Удугова и др., которые использовали политическую составляющую ваххабизма для своих корыстных целей, но они были в меньшинстве. «Ваххабиты» вошли в политику отнюдь не в пору военной кампании в Чечне. Их дебют состоялся несколькими годами раньше, и не на Кавказе, а в Таджикистане.

Автор отмечает, что существует большое различие между ваххабизмом в Чечне и ваххабизмом в Саудовской Аравии.

«Северокавказский ваххабизм» - религиозный феномен, не связанный с местными этническими культурами, когда в Саудовской Аравии он является официальной идеологией, господствующей в обществе несколько столетий.

Вторая глава диссертации, «Исламский фактор в военно-политнчееких процессах Чеченской Республики», посвящена анализу религиозного фактора в политических процессах на Кавказе в 90-х - 2000х гг с учетом ранее выделенных особенностей ислама в Чечне. По мнению автора, на Северном Кавказе исламский фактор оказывает косвенное или прямое влияние на все сферы жизни общества. Он является одним из факторов, формирующих этническую и религиозную идентичность, образ жизни и мировоззрение индивидуума. После распада СССР и либерализации государственно-конфессиональных отношений ислам вышел из полуподполья, куда он был загнан советским режимом, и стал реальным фактором общественно-политической жизни и с каждым годом усиливает свое влияние не только на духовно-нравственную жизнь народов Северного Кавказа, но и на политику.

Ислам в Чечне существует как в ортодоксальной форме, так и в виде суфийских тарикатов (братств), последователей которых называют мюридами (ученики, послушники). Мюриды беспрекословно подчиняются шейхам (мюршндам - наставникам) не только в духовных вопросах, но и светских. Это позволяет руководителям суфийских братств (тарикатов) мобилизовывать своих учеников-мюридов для решения не только чисто духовных, но и социально-политических проблем. Принадлежность к определенному тарикату, верность его руководителю для мюрида имеет не только чисто религиозное, но и политическое значение. Мусульманское

духовенство Чечни в период «чеченских» войн было тесно связано с различными военно-политическими группировками, каждая из которых признавала только своих духовных авторитетов. Наиболее влиятельным вирдом среди кадирийского тариката является кунта-хаджинский. Именно его лидеры играли наиболее активную роль в период военных действий. Однако, опыт идеологической и политической деятельности у последователей накшбандийа был больше, чем у кадирийцев, поскольку они всегда в той или иной мере были представлены во власти, в связи с чем были материально состоятельными, имели более высокий уровень светского образования.

В целях поиска общественных и религиозных группировок, которые оказывали бы политическую поддержку новому режиму, в дудаевской Ичкерии была активизирована деятельность традиционного ислама -суфийских тарикатов, вирдовых братств. В поддержку режима Дудаева выступили некоторые вирдовые братства, например, зикристские братства Чим-Мирзы, Вис-Хаджи, некоторые группы кунтахаджинцев, а также последователи братства шейха Юсупа Кошкельдинского, внук которого, прибывший из эмиграции, стал министром иностранных дел правительства Дудаева.

По мнению автора, представители суфийских орденов, долгое время находившиеся в изоляции от духовной и теологической мысли арабо-мусульманского мира, начали активно налаживать отношения со своими зарубежными единоверцами. Следствием этих контактов стало проникновение в Чечню неизвестных здесь ранее исламских течений, что способствовало радикализации религиозно-политической жизни чеченского общества, в котором объективно назревшая концентрация

социальных и национальных противоречий достигла взрывной силы. Политические лидеры в свою очередь использовали исламский фактор для мобилизации масс в политических целях. «Начиная с Д. Дудаева, политика властей в Чечне и ислам неразрывно связаны между собой. Религиозные лидеры неизбежно превращались в политические фигуры, а политические лидеры выступали в роли религиозных идеологов».5 Исламские идеи овладели лидерами Чеченской Республики Ичкерии лишь в процессе обострения внешнеполитических и внутриполитических процессов, особенно в период «первой чеченской» войны. Именно в Чечне оказалось сконцентрировано воздействие внешних сил, стремящихся использовать исламский фактор для обеспечения своих геополитических интересов на Северном Кавказе. Таким образом, тесно переплелись интересы духовных и политических лидеров Чечни. Однако, в процессе обострения внутренних и внешних проблем, Д.Дудаев все больше и больше стал рассматривать ислам как мощный фактор сплочения и мобилизации чеченцев в борьбе с федеральным центром.

В ходе «первой чеченской» войны ислам стал символом сопротивления федеральным войскам по четырем причинам: во-первых, ислам не проводит различия между религией и политикой (духовным и светским); во-вторых, не было другой силы или идеологии, которая оказалась бы способной вдохновить и направлять борьбу; в-третьих, в ряде мусульманских государств нашлись силы, готовые оказать помощь братьям по вере; в-четвертых, сохранилась историческая память о Кавказской войне, которая велась под религиозным знаменем. Как

5 Ислам в Чечне: традиции и современность,- Грозный, 2006.

считает В.А. Тишков, именно «конфликт и война усилили роль религиозного фактора во всех его проявлении...».6 Исламский фактор играл неоднозначную роль в военно-политических процессах Чеченской Республики Ичкерии. То есть нельзя сказать, что представители традиционного ислама и большинство верующих однозначно поддерживали идею газавата и сменяющих друг друга режимы Д.Дудаева, З.Яндарбиева и А.Масхадова. Об этом свидетельствует частые смены муфтиев и постоянно возникавщиеся среди лидеров тарикатов противоречия по вопросам о роли ислама в политических процессах.

В диссертации подчеркивается, что политически значимым фактором ислам становится по мере обострения социально-политической обстановки, усиления военно-политических конфликтов и особенно в период двух «чеченских» войн. Как отмечает известный российский исламовед и социолог Э. Кисриев, в начальный период влияние исламских движений в Чечне «на общество и политический процесс были ничтожными, но в ходе развития ситуации (война, перемирие, вторая война) исламский фактор неуклонно возрастал. Причем, инициаторами его эскалации были не религиозные, а политические деятели».7

Автор констатирует, что все руководители «независимой» Чечни делали попытку превратить её в мусульманское государство. 3 марта 1995 г. президент ЧРИ Д.Дудаев издал указ о вводе шариатского правления на территории ЧРИ и объявил джихад против России. В декабре 1996 г. и.о.

6В.А.Тишков Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. - М.: «Наука», 2001.-С.347.

7 Энвер Кисриев Ислам на Северном Кавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенднций// Россия и Ислам. Межцивилизацпонный диалог. -Москва-Уфа, 2006,-С.18.

президента ЧРИ З.Яндарбиев подписал указ об отмене светских судов и замене их шариатским судом, другим указом Президента был утвержден верховный шариатский суд (ВШС) в качестве главного судебного органа страны. 8 февраля 1999 г. Президент ЧРИ А.Масхадов издал указ №46 «О Шариатской Конституции». Так, традиционный ислам в форме суфийских братств становится государственной идеологией Чеченской Республики Ичкерия.

Идеология и практика суфийских братств были укоренены в чеченском обществе, тесно переплетены с национальными традициями и обычаями (адаттш). Суфизм воспринимался в национальном самосознании чеченцев как национальная религия. В этих условиях распространение чуждой менталитету чеченцев религиозно-политического движения ваххабизма большинством населения республики было встречено враждебно. Не случайно его активными проводниками стали оппозиционно настроенные к А.Масхадову полевые командиры. Новая социальная, политическая и идеологическая реальность, обусловленная резким падением благосостояния людей, криминализацией и нравственной деградацией общества, идейным вакуумом, неспособностью традиционного духовенства отстаивать интересы верующих - ускорило распространение ваххабитской идеологии и практики на Северном Кавказе. Как считает диссертант, если лидеры кадирийского тариката не всегда последовательно вели себя в отношении сепаратистского режима, а лидеры накшбандийского тариката находились в оппозиции к режиму Д.Дудаева, А.Масхадова, З.Яндарбиева, то идеологи ваххабизма стали активными сторонниками джихада против России, установления

шариатского государства. В этот период исламский фактор стал реальной политической силой.

Религиозно-политическая ситуация в современной Чеченской Республике коренным образом изменилась. Экстремистская деятельность ваххабитов приостановлена, их роль в обществе не ощущается. Муфтият Чечни, состоящий в основном из представителей традиционного ислама, периодически проводит мероприятия, направленные против религиозного радикализма, на которых подвергается критике идеология и практика ваххабитов. В настоящее время руководство Чеченской Республики в своей государственно-конфесиональной политике опирается на традиционный ислам в форме суфийских тарикатов, и с их помощью стремится преодолеть последствия идеологии ваххабизма, влияние которой по мере возрождения республики сходит на нет.

Действия федеральных сил привели к определенному свёртыванию деятельности ваххабитов. Но было бы преждевременно говорить о том, что их влияние совсем исчезло. Ваххабиты ушли в глубокое подполье, хотя и редко, но дают о себе знать террористическими актами, их ряды по-прежнему пополняют новобранцы, прежде всего молодёжь.

На государственном уровне неформально поддерживается традиционный ислам, представленный тарикатами кадирийа и накшбандийа, каждый из которых имеет свою структуру, состоящую из вирдовых братств. Их участие в религиозно-политических процессах более чем очевидно. Доминирующую роль в этих процессах играют вирд кунтахалжинцев, поддерживаемый главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, муфтием Республики С. Мирзаевым.

В диссертации отмечается, что в ходе столкновения традиционного ислама с ваххабизмом выявились слабые места первого. Традиционный ислам в Чечне не был готов к идеологическому противостоянию с ваххабизмом; его представители были недостаточно теоретически подготовлены, а отсюда - полная растерянность в противостоянии с религиозным радикализмом; они на начальном этапе перестроечных процессов были политически пассивными; они были отчуждены от духовных запросов молодежи, решения проблем социальной несправедливости; у них отсутствовала перспективная программы развития в условиях разворачивания демократических процессов.

История развития традиционного ислама в Чечне свидетельствует о приверженности чеченцев к своим религиозным традициям. Так же как 150 лет тому назад чеченцы придерживаются тарикатов накшбандийа и кадирийа, приобретшие за это время местные особенности, инстшуциональность. Попытка ваххабитской унификации духовно-религиозной жизни в Чечне не получила поддержки у народа, более того он отверг навязываемые ему идеологию и практику ваххбизма, считая их чуждой образу жизни и ментальное™ чеченцев.

Автор предлагает конкретные практические шаги по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений не только в Чечне, но и в России, в целом.

В Заключении подведены общие итоги исследования, обобщены выводы отдельных глав, обрисовано современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Чеченской Республике. Автор приходит к выводу о важной роли исламского фактора в политических процессах в современной Чеченской Республике.

По теме исследования опубликованы статьи в ведущих рецензируемых изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1. Мусайханов С.С. «Шариатское государство» в реалиях Ичкерии (Чечни) // Социология власти. 2009. № 6. - 0,5 п.л.

2. Мусайханов С.С. Исламский фактор в военно-политических процессах Чечни // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. №3-4,- 0,5 п.л.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Мусанханов Сайхан Султаиович

Исламский фактор в военно-политическнх процессах в Чеченской Республике (1991-2011 гг.)

Изготовление оригинал-макета Мусайханов С.С.

Подписано в печать 22. 03. 2012 г. Тираж 80 экз.

Усл.п.л. 1,5

Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 33 119606, г. Москва,пр-т Вернадского, 84

 

Текст диссертации на тему "Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике"

61 12-9/472

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

Мусайханов Сайхан Султанович

Исламский фактор в военно-политических процессах в

Чеченской Республике (период 1991 - настоящее время)

Специальность: 09.00.14 Философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научные руководители: доктор философских наук

Семедов Семед Абакаевич, доктор философских наук Баширов Лёма Ахмадович

Москва-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Ислам в Чеченской Республике: традиционализм и 11

радикализм

1.1. Сущностные характеристики традиционного ислама в 11 Чеченской Республике

1.2. Исламский фундаментализм в Чеченской Республике: 29 причины появления и распространения

Глава II. Исламский фактор в военно-политических 53

процессах Чеченской Республики

2.1. Роль и значение исламского фактора в политической 53 обстановке Чеченской Республики Ичкерия (период 1991 - 1996

гг.)

2.2. Чеченская Республика Ичкерия - «шариатское 73 государство»: теория и практика (период 1996 - 1999 гг.)

2.3. Основные принципы взаимоотношения ислама и 89 политики в современной Чеченской Республике

Заключение 99

Список использованных источников и литературы 105

Введение

Актуальность темы исследования. Ислам для России - вторая по численности конфессия, находящаяся в мирных отношениях с другими религиозными системами. В России 35 этносов считают себя традиционными мусульманскими народами.

Политическая активизация ислама связана с горбачевской перестройкой, когда со стороны власти заметно смягчился идеологический диктат, распадом Советского государства, основанной на социалистических ценностях, прямо отрицавших религию, считая её опиумом для народа. Ислам в Чечне, как социальный институт достаточно укоренен, имеет: свои сущностные характеристики, духовно-региональные особенности, механизмы влияния на верующих, возрожденческие тенденции, как культурную реакцию на процессы модернизации.

Исламский фактор1, начиная с 1991 года по настоящее время, имел и имеет различные формы воздействия на общественные и военно-политические процессы, происходившие в Чеченской Республике.

Модернизационные процессы в России, происходившие в период горбачевской перестройки, способствовали трансформации духовных и религиозных ценностей в этнических общностях. Отразились они и на состоянии ислама, который, начиная с конца 80-х годов XX столетия, претерпевает бурный подъем в России, в том числе на Северном Кавказе. Проявлялось это в реконструкции старых мечетей, строительстве новых, возникновении исламских школ и вузов, широком изучении религиозной догматики, издательстве литературы по исламу, расширении контактов мусульман с зарубежными собратьями по вере и центрами мусульманской культуры.

1 Исламский фактор выражается в создании исламских партий и движений, участии мусульманского духовенства, мусульманских групп, суфийских братств в общественно-политической жизни Чечни.

Исламское возрождение на Северном Кавказе сопровождалось возникновением религиозно-политических партий и движений, преследовавших радикальные цели вплоть до изменения политической системы, одновременно ими ставилась задача замены духовно-культурной идентичности российских мусульман путем насильственного внедрения радикалистских установок, ценностей. Не последнюю роль в этом играли международные исламские организации, находившие среди мусульман своих сторонников, получавшие от них финансовую подпитку.

На Северном Кавказе такие религиозно-политические организации, как Исламская партия возрождения, Исламский джамаат Дагестана, ваххабитские группы в Чечне и Ингушетии, входившие в состав басаевско-удуговского Конгресса народов Ичкерии и Дагестана, вынашивали проект «исламизации» всего Кавказа и даже предприняли попытку создания исламского государства в Дагестане, Чечне, Ингушетии. В политических планах религиозных радикалов стояла задача - создания «Кавказского халифата», который, по их замыслам, должен был объединить народы Северного и Южного Кавказа.

Но эти планы не были поддержаны представителями традиционного ислама, позиции которого были прочны в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

Исламский ревайвализм в Чечне и Ингушетии - явление неоднозначное, противоречивое, ибо в нем сталкиваются местный религиозный традиционализм и религиозное «новаторство», часто сопряженное с радикализмом, экстремизмом. Наиболее выпукло это столкновение проявилось в конфликте, возникшем между последователями традиционного ислама и «ваххабизма» в Дагестане, Чечне и частично в Ингушетии. Сам факт появления, а затем активного распространения ваххабизма на Северном Кавказе, обусловлено главным

образом трудностями в социально-экономических преобразованиях, происходивших во всех регионах России, приведшие к резкому обнищанию людей, образованию духовно-идеологического вакуума, усилению коррупции в местных органах власти. Под «традиционным исламом» подразумеваем - ислам, который бытует на Северном Кавказе в течение нескольких веков, пройдя различные изменения в ходе взаимодействия с этнокультурными ареалами региона. На СевероВосточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) он существует в форме суфизма, проявляющихся через три тариката: накшбандийа, кадирийа, шазалийа. В Дагестане распространены все три тариката, но в Чечне и Ингушетии - накшбандийа и кадирийа. Кроме того, мусульмане Северо-Восточного Кавказа являются суннитами, в основном придерживающихся шафиитского мазхаба (религиозно-правовая школа в исламе), хотя часть кумыков и полностью ногайцы придерживаются ханифитского мазхаба. Мусульмане Дагестана, Чечни и Ингушетии крепко привязаны к религии «дедов», исторически сложившимся религиозным традициям, поэтому какие-либо религиозные новшества здесь духовенством и верующими встречают открытое сопротивление. Ислам, который перешел к ним от своих предков, они считают традиционным. Уже два века, как этот ислам не подвергается каким-либо трансформациям, реформам.

Мусульмане Северо-Западного Кавказа (Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея) являются также суннитами, но при этом придерживаются ханифитского мазхаба. Здесь ислам более синкретичнее, чем на Северо-Восточном Кавказе, что связано с устойчивостью языческих верований, перемешанных с исламом в духовной культуре мусульман этого региона. Более того, ислам среди народов Северо-Западного Кавказа менее укоренен, чем среди мусульман Северо-Восточного Кавказа. Тем не менее, мусульмане данного региона

предпочитают придерживаться традиций отцов, чем новшества, вводимые так называемыми ваххабитами.

Духовные деятели и исламоведы на Северном Кавказе под ваххабизмом понимают религиозно-политическое течение, рассматривающее местный ислам, как засоренным народными верованиями, суфийскими ценностями, а потому подлежащим очищению. С точки зрения ваххабитов, через освобождение от заблуждений, нововведений местному исламу можно придать вид, который он имел во времена пророка Мухаммада и праведных халифов. То есть здесь проявляется салафитское требование, означающее возвращение к праведным предкам.

В условиях стагнации советской экономики, зарождения капиталистических отношений, различных форм мелкой частной собственности значительная часть молодежи в Дагестане, Чечне и Ингушетии, оказалась вытеснена на периферию социального бытия. Безработная молодежь, часто индифферентная, в поисках своего места в обществе втягивалась в ваххабитские (джамаатские) группы, что происходило не без финансовой и идеологической поддержки ряда зарубежных мусульманских организаций, перенесших центр своей «благотворительной» деятельности на мусульман Кавказа. Представители традиционного ислама теряли свои позиции, так как не могли дать духовные и культурные ориентиры для молодежи, испытывающей жизненные трудности и коллизии. С этими социально-политическими и идеологическими факторами связан временный успех исламского радикализма на Северном Кавказе, особенно в Дагестане и Чечне, во второй половине 90-х годов XX столетия.

Ваххабитские группы, возникшие в Дагестане и Чечне, с некоторыми оговорками, можно признать в качестве протестных религиозных организаций. Первоначально их деятельность имела

просветительский характер; критический заряд своей идеологии они нацеливали против местных коррупционеров и связанного с ними официального духовенства, что привлекало в их ряды недовольных властью верующих. Критические стрелы ваххабитов были нацелены против традиционного духовенства Северного Кавказа, которое обвинялось в невежестве, искажении ислама, тесной связи с коррумпированной властью.

В последующем дагестанские и чеченские религиозные «новаторы» при попустительстве местных органов власти, федерального центра предпринимают попытки установления теократической власти, осуществления далеко идущих политических целей, что явилось одной из причин очередной трагедии чеченского народа.

Степень научной разработанности проблемы. С 1991 года исследование традиционного ислама в Чечне осуществлено в работах В.Х. Акаева, JT.A. Аслаханова, JI.A. Баширова, В.Ю. Гадаева, Ш.А. Гапурова, A.A. Манкиева, Д.Д. Межидова, М.М. Керимова, A.B. Кудрявцева, С.Ц. Умарова, М.О. Цицкиевой, А.Д. Яндарова, С.-У. Яхиева и др. В них рассмотрены время, условия, причины его распространения, суфийская форма его проявления. В 1992 году коллектив ученых НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики издает сборник статей «Из истории ислама в Чечено-Ингушетии»1, в котором были отражены вопросы истории и теории ислама, роль ислама в освободительном движении горцев, о гносеологическом и нравственном аспектах суфизма на Северном Кавказе, религиозно-нравственных воззрениях шейха Кунта-Хаджи, роли ислама в культурно-историческом процессе2.

1 Из истории распространения ислама в Чечено-Ингушетии /ответ, ред. В.Х. Акаев /

НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.

См.: Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в

Чечено-Ингушетии// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных

наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Гадаев В.Ю., Гапуров Ш.А. Роль

ислама в освободительном, антифеодальном движении горцев Северного Кавказа под

7

В монографиях и диссертациях исследователей В.Х. Акаева,

A.О.Булатова, С.-У. Яхиева, М.М. Керимова, С.А. Семедова значительное внимание уделено рассмотрению различных аспектов традиционного ислама, существующего в Чечне в форме суфизма, его влиянию на социальные и культурные процессы, протекающие в чеченском социуме. Особое внимание следует уделить исследованиям

B.Х. Акаева, в основном осуществленными в постсоветский период и посвященным суфийскому исламу, представляющему исторически сложившуюся форму традиционного ислама1.

Исторический и философский анализ исламского фундаментализма и радикализма дан в работах A.A. Игнатенко, И.П. Добаева, К.И. Полякова, JI.P. Полонской, А. Сагадеева, С.А. Семедова, Ю. Тыссовский и др.

Причины появления и распространения ваххабизма как формы исламского фундаментализма в Чечне показано показаны в работах В.Х. Акаева, З.С. Арухова, И.П. Добаева, Д. Макарова, A.B. Малашенко, Д. Микульского, Э. Сиван, С.А.Семедова и др. В этих же работах также отмечена роль и значение исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия в 1991-1996 годах.

руководством Мансура в конце XVIII века/ Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Акаев В.Х., Хусаинов С.А. О гносеологических и нравственных аспектах суфизма// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. -Грозный, 1992. ; Акаев В.Х. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева Кишиева // О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Аслаханов Л.А. Ислам и адат/ НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.

Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994; Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? - Махачкала, 1999; Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе.- Ростов-на-Дону, 2004; Акаев В.Х. Ислам в Чечне: традиции и современность,- Грозный, 2006

8

В работах В.Х. Акаева дан анализ практики строительства шариатского государства в Чеченской Республики Ичкерии в 1996-1998 годах, однако вопросы теории не получили должное освещение.

Отмечая положительные результаты, достигнутые исследователями в ходе рассмотрения специфики функционирования ислама в Чечне, диссертант считает, что резервы его научного изучения до сих пор не исчерпаны. Современные социально-политические и культурные процессы, происходящие в самой Чечне и вокруг нее, предполагают новое осмысление, выявление новых тенденций в развитии ислама. В связи с этим, важно изучение основных принципов взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.

Объектом исследования является исламский фактор, оказывающий влияние на военно-политические процессы, протекавшие в Чечне, начиная с 1991 года и завершая современным периодом.

Предмет исследования - особенности проявления традиционного и радикального ислама в ходе политических и военных действий в Чечне на современном этапе.

Цели и задачи диссертационной работы. Основная цель продиктована выборам объекта и предмета исследования и состоит в том, чтобы выявить сложный и противоречивый характер влияния традиционного и радикального ислама на политические и военные процессы, протекавшие в Чечне в 1991-2011 гг.

Для реализации этой цели автором поставлены следующие задачи:

- определение сущностных характеристик традиционного ислама в Чеченской Республике;

- выявление причин появления и распространения исламского фундаментализма;

установление роли и значения исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия (период 1991 — 1996 гг.);

- анализ теоретических основ и практики зарождения и функционирования Чеченской Республики Ичкерия, существовавшей в 1996 - 1999 годах.

- раскрыть основные принципы взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.

Теоретико-методологической основой исследования являются методологические принципы религиоведения: объективность, историзм, культурологический, толерантности, дуальности. В исследовании применяются как общефилософские, так и общенаучные и специальные методы изучения такого сложного многоаспектного феномена, каким является ислам, и который в силу различных политических процессов, протекающих в обществе, используется как политический инструмент мобилизации масс для решения политических задач.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:

- впервые предпринята попытка определить и систематизировать сущностные характеристики ислама в Чеченской Республике;

- рассмотрены и классифицированы основные причины проявления и распространения исламского фундаментализма в Чечне;

- установлена роль и значение исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия в 1991 - 1996 годы;

- проанализирован процесс зарождения и функционирования «шариатского государства» - Чеченской Республики Ичкерия, фактически существовавшего в 1996 - 1999 годах;

- определены основные принципы взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.

Глава I. Ислам в Чеченской Республике: традиционализм и радикализм

1.1. Сущностные характеристики традиционного ислама в Чеченской Республике

Исследуя процесс оживления (возрождения) ислама в постсоветской России и характеризуя различные исламские течения и учения, появившиеся на Северном Кавказе, в публицистической и научной литературе стали широко использовать такие понятия, как «традиционный ислам» и как его антипод, нетрадиционный ислам, под которым подразумеваются разные течения, учения - «чистый» ислам, «истинный» ислам, «исламский фундаментализм», «ваххабизм», салафийя, «исламизм», «политический ислам», «радикальный ислам» и т.д. Первый рассматривается однозначно как «мирный», толератный, лояльный к существующему режиму, а «нетрадиционный» - как экстремистский.

При всем многообразии форм проявлений ислама он един в своей догматической основе, внутренне.

В данном