автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века"
На правах рукописи
Мизонова Наталья Григорьевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕЛЬЕРОВ
ХХ-ГО ВЕКА
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
5 ЛЕК ¿1113
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2013
005541787
На правах рукописи
Мизонова Наталья Григорьевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕЛЬЕРОВ
ХХ-ГО ВЕКА
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2013
Работа выполнена на кафедре художественного проектирования костюма федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Научный руководитель: Козлова Татьяна Васильевна
доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой художественного проектирования костюма
Официальные оппоненты: Калашникова Наталья Моисеевна
доктор культуролога и, профессор, ведущий специалист Российского этнографического музея, член СХ РФ, Заслуженный деятель науки РФ
Заева-Бурдонская Елена Анатольевна
кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Средовой дизайн» Московской государственной художественно- промышленной академии им. С. Г. Строганова
Ведущая организация ОП «Традиции текстиля», г. Иваново
Защита состоится "25" декабря 2013 г. в 11 час. на заседании диссертационного совета Д 212.144.05 при Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д.33, с1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Автореферат разослан .¡2/« ноября 2013 г.
Ученый секретарь доктор искусствоведения,
диссертационного совета профессор И.Н. Стор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
Современная мода меняется с возрастающей скоростью и характеризуется активным смешением элементов стилей, приемов и принципов, которое в недавнем прошлом было недопустимо. «1УПх» стал ключевым термином во многих областях жизни, в том числе, в искусстве и моде. В ускоряющемся процессе модных изменений пока ещё существует постоянная тема - образы, взятые из традиционных культур и этнографии. Однако эти мотивы также трансформируются, в результате чего национальные составляющие, расчлененные на фрагменты, теряют свою индивидуальность.
Исчезновение национальных знаков в костюме является сигналом потери национальной культуры подобно утрате языка, что сегодня стало одной из наиболее актуальных проблем для целого ряда научных направлений в философии, политологии, культурологии, социологии, лингвистике. Все большее влияние на общество оказывает массовая культура, оттесняя культуру настоящую, которая, по мнению Т.В. Козловой, «...воплощается в предметах потребления, формируется как производителями, художниками, так и самими потребителями. Ибо воспитательная роль самих изделий для потребления огромна: в этом заключается ответственность художника и производителя перед людьми, приобретающими эту продукцию»1.
Сохранение национальных традиций в костюме является актуальной задачей для отечественной культуры и искусства, в том числе, для искусства костюма.
Сложившаяся в советский период практика оценки только коллективных результатов творчества привела к исчезновению профессиональных авторитетов. Это, в свою очередь, обусловило деградацию вкусов потребителей одежды и к падению патриотической составляющей общественного сознания. Анализ статистического опроса студентов ивановских вузов показал, что сегодня молодежь знает гораздо больше имен западных художников, чем российских, что негативно влияет на покупательский спрос на отечественную продукцию. Возвращение уважения к творческой индивидуальности, активизация интереса к работам российских художников и к товарам отечественной индустрии, является актуальной задачей.
Практика последних десятилетий подтвердила факт зависимости степени влияния рейтинга художника на характер развития культуры и моды. Для России это положение особенно важно. Здесь всегда востребованы не только авторитеты в области культуры, искусства и дизайна костюма, но и их ориентация на национальную культуру.
' Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования / Учебник для вузов /ПЛ.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005, с. 104.
Учитывая значимость названных проблем, важно определить, от каких факторов зависит и в чем конкретно выражается деструктивный процесс исчезновения национальных и народных традиций в искусстве костюма, и как можно ему противостоять. Необходимо найти механизмы внедрения в массовое сознание идей, развивающих художественные вкусы и способствующих возрождению национального достоинства и патриотизма. В области искусства и дизайна костюма действенным средством такого влияния могут быть образцы творчества признанных художников-модельеров, использующих в своих работах тему национального искусства.
Показательно, что самые знаковые дизайнеры России обращались к национальным и народным традициям и продолжают с ними работать. Известно, что одной из первых среди российских модельеров в 20-е годы XX века обратилась к этому источнику творчества Н.П. Ламанова, и ее костюмы с использованием русских народных традиций были отмечены престижными международными наградами. Значимость влияния ее работ на развитие теории моделирования костюма, рассматривалась многими авторами. В силу различных причин развитие теоретических и практических основ ее творческого наследия было приостановлено на десятки лет. Внимание теоретиков и практиков предвоенного и послевоенного советского периодов переключилось на изучение собственно народного искусства, а не на принципы его использования в моделировании костюма.
Другим убедительным примером эффективного применения традиций национального и народного искусства в костюме служит опыт Общесоюзного Дома моделей одежды. Работы многих художников «третьего поколения», выпускников Московского текстильного института им. А.Н. Косыгина, стали основой для международного признания советской школы моделирования. Эти модельеры, продолжая традиции нескольких поколений лучших российских мастеров, постоянно подтверждали актуальность использования народного костюма в современной одежде, показывали его художественные достоинства и практичность. Примерами творческих находок могут служить русские сапожки В.И. Араловой, ставшие классическим видом обуви, вечернее платье «Россия», выполненное Т.А. Осьмеркиной в 1967 г., бывшее в течение нескольких лет хитом множества модных журналов. Стеганые ватные куртки Ю.Н. Денисовой, взятые из тяжкого быта колхозной деревни и превращенные художником в удобную и демократичную одежду, стали прообразом будущих пуховиков.
Одним из известных членов этого коллектива был В.М. Зайцев, постоянно работавший с наследием русского искусства и костюма и народными традициями. Сегодня он является одним из лидеров творческого сообщества профессиональных модельеров России демонстрирует убедительный синтез соединения мотивов русского искусства и костюма с успешной модной практикой. Такой результат позволяет рассчитывать, что анализ творческих принципов и художественных приемов этого художника может стать одним из слагаемых для теоретической базы модельеров, продолжающих развивать и осваивать эту тему.
Учитывая важность решения проблемы сохранения национальной составляющей отечественного моделирования, можно утверждать, что поиск и получение этих результатов является актуальной задачей.
Вышесказанное определило основную цель и задачи исследования:
Цель диссертации - анализ художественного проектирования костюма с использованием традиций национальной культуры на основе изучения творчества российских художников-модельеров XX века; выявление практических методов работы, актуальных в современной дизайнерской практике.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:
- определяются причины возникновения периодов активного использования в костюме традиций русской национальной культуры;
- оценивается роль модельеров, представляющих отечественную культуру и костюм на высоком художественном уровне;
- определяется система методов и приемов проектной работы, обеспечивающих высокий художественный уровень творческой практики художников-модельеров, использующих традиции русской национальной культуры.
Объект, предмет, материал, граннцы исследования
Объектом исследования является практика творческой работы российских художников-модельеров XX века.
Предмет исследования - методы и приемы художественного проектирования костюма ведущих художников-модельеров России.
Работа построена на анализе материалов по истории, теории и практике отечественного декоративно-прикладного, народного искусства и искусства костюма.
Выбор и организация материала подчинены задачам исследования.
Временные границы исследования: период с конца XIX века до настоящего времени.
В главе 1, посвященной рассмотрению русской национальной культуры, границы исследования базируются на анализе литературного и иконического материала с периода языческой Руси до конца XIX века
В 2 и 3 главах рассматриваются примеры использования народных традиций в костюме от начала XX века до наших дней.
Степень теоретической изученности темы
Поскольку структура настоящей диссертационной работы базируется на взаимодействии разных отраслей науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения, можно выделить несколько групп авторов, в трудах которых рассматривались вопросы, близкие к теме исследования.
Среди большого числа ученых, прежде всего, следует выделить авторов фундаментальных трудов в области философии культуры: Л.Н. Гумилева (этнос в истории и культуре), Д. С. Лихачева (Экология русской культуры),
Ю.М. Лотмана (Беседы о русской культуре), В.О. Ключевского (История России), Б.А. Рыбакова (Язычество древних славян, Рождение Руси) и т.д.
В области теории, методологии и практики художественного проектирования костюма необходимо отметить работы Н.П. Бесчастнова, Д.Ю. Ермиловой (композиция костюма и история домов моды), Т.В. Козловой (прогнозирование стилей и моды), Ю.В. Назарова (постсоветский дизайн), Ф.М. Пармона (композиция костюма), Г.И. Петушковой (теория симметрии), И.Н. Савельевой (проектирование одежды различного назначения), P.A. Степучева (костюмографи-ческий язык).
Проблемами, связанными с народным костюмом и использованием его традиций в современном искусстве костюма и моделировании занимались такие авторитетные авторы, как Н.М. Калашникова (история народного костюма), М.Н. Мерцалова (история костюма) Ф.М. Пармон (народный костюм и систематизация кроя одежды различных регионов России), И.Н. Савельева (закономерности гармонии в костюме народов России). Большинство этих авторов детально исследовало морфологию костюмографического языка различных народов, в том числе, русского.
Литературу, посвященную рассмотрению особенностей русского костюма и использования традиций национальной культуры в моделировании и дизайне костюма, можно разделить на несколько основных видов:
- издания, посвященные описанию и систематизации костюма;
- издания, дающие информацию об основных видах кроя народной одежды и возможностях его использовании в современной одежде;
- издания альбомно-справочного типа;
- издания смешанного типа.
Объем научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов использования русских традиций в искусстве современного костюма, невелик по сравнению с работами, посвященными русскому костюму. Возможно, причиной дефицита исследований по этой теме является то, что сегодня в мире немного авторитетных художников, использующих в творчестве черты культуры страны, которую они представляют. Исключениями из этого правила можно считать работы отдельных российских и японских авторов. В России советского периода было принято выдвигать на первый план результаты коллективного творчества, а термин «индивидуальность» имел негативный оттенок. Поэтому в работах советских аналитиков оценка влияния работ того или иного художника на процессы развития стилевых особенностей костюма либо отсутствовала, либо была минимальной.
Книг, посвященных анализу принципов работы художников, успешно работающих в этой области, практически нет.
Брошюра И.П. Работновой «Русская народная одежда» была одним из первых изданий советского периода, в котором рассматривались особенности русской народной одежды. Автор обратилась к определению структуры понятия «народный костюм», рассмотрела его связь с орнаментом и особенности
цветового решения. Костюм рассмотрен как самостоятельное явление, без связи с культурным контекстом эпохи. Попытка определить роль художника в развитии народных традиций в костюме была предпринята М.Н. Мерцаловой в книге «Поэзия народного костюма». В книге представлены примеры отдельных, наиболее знаковых и значимых элементов комплектов народного костюма и показаны разные области их использования — от уникальных до промышленных образцов костюмов для народных ансамблей. Впервые была сделана попытка рассмотреть творчество отдельных художников, работающих с использованием мотивов традиционного русского костюма; в частности, глава «Из страны ивановского ситца» посвящена творчеству В.М. Зайцева. Однако, опыт М.Н. Мерцаловой не получил дальнейшего развития. В других изданиях этого периода личность художника вновь ушла в тень. В популярных в профессиональной среде 70-х годов XX века монографиях Г.С. Гориной, А.Ф. Бланк и З.М. Фоминой давались сведения об основных правилах и приемах народного кроя и примеры методов построения лекал. В аналитических работах Р.В. Захаржевской предлагалась типология костюма по виду взаимодействия формы одежды и тела, и представлялись варианты сочетания цвета и формы. Роль материала в создании стиля в костюме описана JT. М. Горбачевой, Д.Ю. Ермиловой и Е.И. Косаревой, у которых моделирование костюма рассмотрено в общекультурном контексте, поставлены вопросы отражения в костюме стилевых признаков эпохи. В работах P.M. Кирсановой русский костюм анализируется как средство психологической характеристики персонажей в произведениях литературы и живописи на основе рассмотрения всего спектра русского костюма с указанием сословных и культурных значений одежды.
Позднее в книгах Ф.М. Пармона были приведены примеры использования народных традиций в современном костюме, но этими примерами являлись, как правило, проектные работы (эскизы) самого автора или студентов. Основное внимание автор уделил методике изучения подлинников из музейных собраний и его личных коллекций. Безусловным достоинством книги является представленная в ней систематизация кроя комплектов костюма, головных уборов и обуви различных регионов России.
Обширный иллюстративный материал представлен в книгах A.A. Васильева, подробно и документально освещающих русскую моду за два столетия.
Во всех этих трудах творческие методы отдельных художников не являлись объектами исследования.
В зарубежной научной литературе русский костюм представлен фрагментарно, в основном, в общих обзорах. Примеры и анализ работ современных российских дизайнеров чаще всего приводятся на фоне изучения работ западных художников. Костюм обычно упоминается в контексте других видов искусства, например, в связи с архитектурой, дизайном предметной среды, искусством и т.д.
Презентации образцов русского костюма, представляемого в хронологической последовательности или по принципу региональных или социальных
особенностей, постоянно пополняется публикациями в периодических и популярных изданиях. Авторы этих изданий обычно не ставят перед собой задач исследования причин изменения и развития одежды, уделяя основное внимание иллюстративному и описательному материалу.
Сегодня работы художников, использующих на практике традиции национального и русского народного костюма, чаще представляются в периодике, чем в альбомах и иллюстрированных энциклопедических изданиях. Существующий объем научной литературы, посвященной народному костюму и использованию народных мотивов в костюме XX века, значительно превосходит количество публикаций, посвященных творчеству отдельных художников. Творческие методы художников в этой литературе, как правило, не рассматриваются. Анализ использования темы народного костюма недостаточно разработан теоретикам и моды, хотя для практикующих дизайнеров, педагогов и студентов учебных заведений этот материал сегодня необходим.
Такое исследование можно выполнить на основе анализа творчества одного из наиболее известных русских модельеров нашего времени В.М. Зайцева, в течение полувека успешно представляющего тему русского национального искусства и костюма.
Методы исследования
В качестве основного метода выбран системно-исторический метод исследования творческих приемов художников, показавших убедительный художественный результат.
Для определения закономерностей и особенностей творчества художников, работающих в разных временных границах, использован метод сравнительного анализа.
Исследование построено на междисциплинарной основе с привлечением понятий и методов истории и теории искусств, теории проектирования костюма, этнографии, теории живописи.
В исследовании применен семиотический подход к изучению одежды с выделением общих и индивидуальных принципов построения костюма при использовании автором темы русского народного искусства. В качестве основного метода использован структурный анализ иллюстративного материала.
Для получения результатов социологического опроса молодежи (анкетирования) о российских и западных художниках использован метод статистического анализа.
Научная новпзна исследования
1. Определено, что в творчестве всех знаковых художников русской школы моделирования постоянно использовались традиции русского народного искусства и костюма (художники русского модерна, Н.П. Ламанова, художники ОДМО, В.М.Зайцев).
2. Проанализированы творческие методы ведущих российских художников, ра-
ботающпх с народным костюмом.
3. На примерах творчества знаковых модельеров XX века доказана зависимость характера использования национальных и народных мотивов в костюме от политических, экономических и модных тенденций времени.
4. Определены периоды и причины формирования периодов наиболее активного использования русского искусства и костюма в творчестве ведущих западных художников и типичные приемы их работы в этой области.
5. Выявлены причины появления псевдонародных вариантов костюма и сформулированы признаки, отличающие такие решения от грамотного использования народных традиций.
6. Показаны принципы отбора образных аналогов и их влияние на творческий почерк художника-модельера. На примере творчества В.М. Зайцева проанализировано влияние стилевых течений н особенностей творческой биографии на становление авторской манеры.
7. Проанализированы и сформулированы творческие приемы соединения стилевых составляющих национального и народного костюма с другими приоритетными аналогами в работах В.М. Зайцева (иконопись, традиции ивановского текстиля, искусство русского модерна, Возрождения, Барокко, работы ведущих модельеров Европы).
Научная н практическая значимость исследования
Впервые в данной научной работе поставлен вопрос о месте и роли художников, использующих народные традиции в творчестве, в воспитании патриотизма и поворота приоритетов потребителя к товарам отечественного производства. На основе результатов статистического обследования студенческой аудитории разных вузов, подтверждено, что молодежь в настоящее время знает гораздо больше имен западных, чем российских модельеров.
Проанализированы и систематизированы приемы использования народных традиций несколькими поколениями российских модельеров XX века. Показано влияние русского костюма на европейскую моду. Впервые подробно проанализировано творчество одного из ведущих российских модельеров В.М. Зайцева с точки зрения его национального содержания. Введен в научный оборот новый изобразительный материал, отражающий эти положения и примеры работ ивановских модельеров, использовавших его творческие приемы.
Разработана методика анализа и сравнения авторской графики, художественного проектирования и практического моделирования. Рассмотрены варианты использования темы национального искусства в творчестве различных художников. Проведена систематизация творческих методов художников-модельеров, позволяющая оптимизировать выбор практических путей работы над костюмом с использованием национальных мотивов. Применение этих результатов может быть использовано в практике работы художников-дизайнеров и студентов в области искусства и дизайна костюма, искусствоведения и культурологии.
Полученные теоретические и практические выводы применяются в работе промышленных текстильных и швейных предприятий, работающих с ассортиментом. использующим традиционные материалы и технологии. Методика применяется в практике работы Всероссийской Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла». Результаты исследования используются в методике преподавания на кафедрах, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Искусство костюма и текстиля». Около 10 лет основные положения и выводы работы являлись руководством при разработке дипломных проектов и студенческих коллекций костюмов, неоднократно удостоенных Гран-при на международных конкурсах работ молодых дизайнеров (Хумень (Китай), Витебск (Белоруссия), Донецк (Украина), Сочи, Москва, Пермь, Иваново, и др.), выполненных под руководством автора.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты работы доложены и одобрены на научных конференциях: Международных НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия - 2000») Иваново, 2000, 2004, 2008; Международной НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс —2001»), Иваново, 2001; Международной НМК «Пути совершенствования подготовки специалистов для текстильной промышленности», Москва, 27-29 марта 2002; На 2-й - 5-й Всероссийских научно-практической конференциях «Современные технологии в дизайн - образовании», Сочи; научно-практической конференции «Морфология обряда народная одежда» , 2008, Иваново; 15-й Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт и новые технологии», 27-30 июня 2012, Санкт-Петербург; Международной НК «Человек завтрашнего дня: взгляд с позиции науки и взгляд с позиции искусства», 20-22 сентября, Иваново. По теме диссертации проведены мастер-классы в рамках всероссийских конференций в Сочи, Н. Новгороде, Ярославле, Иванове.
Большая часть положений диссертации внедрена в систему художественного образования в виде программ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 072700 «Искусство костюма и текстиля».
Положения, выносимые на защиту
1. Роль художников по костюму, работающих с использованием народных традиций, в воспитании патриотизма и ориентации потребителя на товары отечественного производства
2. Наиболее значимые достижения российских модельеров XX века, получившие международное признание, связаны с использованием в костюме традиций русского национального искусства и костюма.
3. Образ костюма языческой Руси, созданный художниками модерна в книжной графике и сценографии, сегодня воспринимается как реальный исторический артефакт в России и за рубежом.
4. Дискредитация народных традиций в костюме псевдонародными имитациями. Признаки, отличающие псевдонародные варианты от подлинников и художественно грамотных решений.
5. Использование мотивов русской культуры и русского костюма западными модельерами. Возникновение и практика использования экзотического стереотипа «русского стиля» в творчестве западноевропейских художников..
6. Значение и влияние аналогов на творческий почерк художника-модельера (на примере творчества В.М. Зайцева).
7. Описание и анализ творческих приемов соединения стилевых составляющих национального и народного костюма с другими приоритетными аналогами в работах В.М. Зайцева (иконопись, традиции ивановского текстиля, искусство русского модерна, Возрождения, Барокко, работы ведущих модельеров Европы).
Публикации
По теме диссертации опубликовано 19 печатных работ, в том числе, 5 в изданиях, предусмотренных Перечнем ВАК.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 143 страницы машинописного текста, список литературы включает 95 наименований. Объем приложения составляет 47 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении содержится обоснование актуальности темы диссертационной работы, ее цели, задачи, объект, предмет и методы исследования, раскрывается научная новизна результатов и их практическая значимость.
В первой главе «Культурно-исторические источники формирования эстетики русского костюма» проведено исследование русской национальной культуры как синтеза русской, мировой, европейской и восточной культуры. Рассмотрены особенности взглядов на русскую культуру Д.С. Лихачева, Л.Н. Гумилева, Ю.М. Лотмана, и других авторов, в том числе, разная оценка этими авторами «горизонтальных» и «вертикальных» связей и влияний сопредельных культур на культуру Древней Руси. Обозначено влияние на костюм Древней Руси одежды печенегов, половцев и других соседних народов. Показано возрождение во 2-ой половине XIV века русской иконописи, проникновение идей светской архитектуры Запада при сохранении культурных влияний Востока. Названы причины и результаты разделения культуры (в том числе, костюма) России на народную и дворянскую. Отмечено, что при разной трактовке идеи национальной самобытности прогрессивной и реакционной частью дворянско-
го общества, в XIX веке активизировался процесс присоединения элементов народной культуры к элитарной культуре. Отмена крепостного права способствовала возникновению общественного интереса к своей истории и народной жизни и возникновению движения славянофилов и народничества. Многие представители общества начали носить одежду в народном стиле.
История показывает, что интерес к России возрастает, когда она становится центром важных международных событий. Результатом этого внимания, как правило, становится обращение европейской общественности к русской культуре. Этот факт отметил в свое время Л.Н. Толстой, сказав, что если Россия чем - то и интересна Европе, то только своей великой культурой. Так, основной причиной популярности русского искусства начала XX века явились промышленные и художественные достижения России, демонстрируемые ею на международном уровне.
Первое представление о русском характере и костюме жители Европы получили во время войны 1812 — 1814 годов. Женщины одобрили, а мужчины скопировали фасон просторных шаровар победителей, начав носить широкие брюки «а 1а соваск».
Наиболее активными подвижниками и пользователями сюжетов языческого периода славянской и русской культуры стали художники периода русского модерна. Подчеркивается, что станковые и театральные художники этого периода реконструировали костюмы славян периода язычества. Их трактовки продолжались в работах театральных художников советского периода.
Показано, что наиболее известные западные кутюрье использовали «русскую тему» не только под влиянием «Русских сезонов» Дягилева, но практически постоянно, начиная с XX века до наших дней.
Наиболее мощным источником влияния русского костюма на французскую моду, стали гастроли в Париже русской оперы и балеты, известные сегодня как «Дягилевские сезоны в Париже».
Самые известные западные модельеры работали, широко пользуясь русскими образцами, пропагандируя, таким образом, русский стиль. Никогда до настоящего времени такого влияния на международную моду не оказала ни одна страна.
Важно отметить, что новшества в русском балетном костюме реально повторялись французскими модельерами в модных новинках. В частности, знаковым является факт, что вслед за Л. Бакстом, снявшим корсеты с балерин, П. Пуаре снял корсеты со своих моделей. Русские художники и сами создавали новинки моды. В 1910 году Л. Бакст ввел в моду женские шаровары. В 1913 году художница Н. Гончарова ввела в моду цветной грим.
В связи со спецификой репертуара, где было много восточных сюжетов, сложился долго существующий стереотип русского стиля в европейском понимании. Многие парижские модельеры выполняли свои коллекции в восточном стиле «по-русски». Отмечено, что уже в этот период возникли опасения по
поводу неверного толкования содержания народной культуры и профанации ее принципов и образов
В 1912 году П. Пуаре создал первую в истории мировой моды коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань», в 1916 году в Доме Ч. Ворта был выполнен модный костюм тальер «Брусилов».
В 1917 году в России происходит октябрьский переворот. Как всегда, когда Россия оказывается в центре мирового внимания, русский стиль становится одним из модных направлений. П. Пуаре, Ч. Ворт, К. Шанель создали коллекции, посвященные царской семье. Отзвуки популярности русского балета периодически появляются в Европе: в 1920 году в моду входит шелк «Павлова», названный в честь одной из самых талантливых русских балерин.
В то же время русская эмиграция способствовала двум важным процессам: работой своих представителей на западные, в том числе парижские дома моды, и открытию русских домов моды, ателье и мастерских. В Константинополе в 1921 году процветали дома русской моды «Феражаль» и «Сидан». Во Франции в 1924 году успешно работают русские дома моды «Итеб», « Поль Каре», «ТАО». Искусство вышивания аристократок успешно использовались в домах русского белья «Адлерберг», «Лор Белен», «Хитрово», «Баранов», «Тонконогий». 1933 г. отмечен успехами работы в Париже русского Дома моды «Арданс».
К. Шанель создала блузы на основе рубахи и коллекцию с русскими мехами. В 1936 году в память о дружбе с русскими аристократами она назвала новые духи «Русская кожа».
Следующий цикл влияния русских мотивов на европейскую моду начался после окончания войны и исчезновения железного занавеса.
Конец XX века можно обозначить как время нахождения и налаживания новых контактов художников мира и России.
В 70-е годы XX века продолжается процесс взаимовлияния моды и русского стиля. В 1976 году в моду входит стиль кантри и сапоги «казачок», Ив Сен Лоран в Париже создает русскую коллекцию.
В 80-х - 90-х годах XX века процесс взаимовлияния мировой и русской моды усилился, чему способствует информационный взрыв и широкие международные контакты во всех сферах жизни. В 1988 году впервые российский модельер В. Зайцев создает модели для парижского Дома «Карвен» и, совместно с фирмой «Ь Огеа1», создает духи «Маруся» (1991г.)
Начало XXI века — время постоянного использования европейскими модельерами русской темы. Но, следует отметить, что по-прежнему существуют определенные стереотипы в выборе национальной русской составляющей русского стиля. Современные художники, работающие в системе микса, смешивают русские мотивы с актуальными сезонными брендами, и по-прежнему используют элементы, ставшие для многих символами России. Казак и русский — до сих пор тождественные понятия. Меха, кокошники, ушанки, рукавицы до сих пор являются главными элементами в работах с «русским стилем».
Богатство народного костюма, широко представляемое многими отечественными модельерами, мало используется западными художниками.
Но, важно то, что русская тема используется мировой модой, став одной из ее классических составляющих.
Зависимость влияния русского искусства на европейскую моду от исторических особенностей общественно-политической жизни страны и конкретные примеры проявления таких влияний в костюме представлены в таблице 1.
Таблица 1
Зависимость характера и степени активности использования темы русского костюма в европейской и русской моде. Хронология и характер использования.
Время Событие Общественно-социальная реакция Отражение события в культуре и моде Проявление в костюме
1814 г. Контакт русской армии и парижан Уважение к стране-победителю Взаимовлияние культур. Возникновение экзотического имиджа России Мужской костюм «а 1а каїаК' во Франции
1861 г. Отмена в России крепостного права Накопление, осмысление и развитие национальной культуры Народничество и славянофильство Внимание к народному быту и костюму. Появление элементов народного костюма в одежде дворянства и разночинцев в России
1896 г. Визит Николая II и Александры Федоровны в Париж Повышение интереса к России Интерес парижской публики к «Русскому стилю» Подготовка российских промышленников и художников к парижской выставке
1900 г. Участие русских промышленников и художников на международной выставке в Париже Успешное широкое представление русского стиля на международном уровне Утверждение представления о русском искусстве как экзотическом соединении боярского и народного стиля Вхождение в моду Франции «русского» стиля
1909 г. Дягилевские сезоны в Париже Успех русского искусства и костюма в театральной версии Появление термина «восточный стиль по-русски» Шаровары, цветной грим, отказ от корсетов П. Пуаре в модном костюме вслед за их отменой Л.Бакстом в балетном костюме.
1917 г. Великая Октябрьская революция Внимание к событиям в России. Сочувствие к судьбе царской семьи Создание французскими модельерами коллекций,посвященных гибели царской семьи. Коллекции К.Шанель, П.ГТуаро Костюм тальер Ч. Ворта «Брусилов»
20-е годы XX века Русская эмиграция. в Европе и Азии Работа русских эмигрантов в модных домах Парижа, Берлина, Константинополя и Америки Проникновение основ русской эстетики и ремесла в европейскую моду Ссадиемсхыжсммпарфо-мфомЗ.Бод>жв«аиіе1К!5». Ккизетдомов русской шды (Осин», <4>ережапь» (Кон-стшшняхт) «Итеб,«Тао», «ПспьКаре>(ГЬр(іж)
20-е годы XX века Создание советской моды. Творчество Н. Ла-мановой, В. Степановой, Л. Поповой Накопление теоретических и практических основ использования элементов народного костюма в одежде Гран-при Международной парижской выставки Н. Ламановой за коллекцию костюмов по народным мотивам и золотая медаль вышивкам Великой княгшш Марии Павловны для Дома «Китмир»
30-е- 40-е годы XX века Расхождение путей развития экономики, политики, культуры СССР и стран Европы. Утверждение принципа соцреализма в советском искусстве. Эпоха Домов русского белья в Париже Минимальное внимание к теме русского народного костюма Минимум внимания к «русской» теме в России и странах западной Европы
50е - 60-е годы XX века Победа СССР во 2-ой Мировой войне Ослабление эффекта железного занавеса. Полет Юрия Гагарина Международные фестивали, конгрессы моды Выставки русского искусства и костюма в мировых столицах. Появление в мировой моде сапогов и сапогов-чулков
70-е- 80-е годы XX века Вхождение СССР в систему международного сотрудничества. Обмен культурными делегациями, выставками, фестивалями Показ коллекций ОДМО.ДДМ и др. в Европе и Америке. Выставки моделей Ива-Сен-Лорага Ив сен-Лоран в Париже создает русскую коллекцию
80е- 2000-е годы XX века Перестройка. Падение Берлинской стены. Московские олимпийские игры. Повышение внимания к России, как к стране перемен. Расцвет стиля гранж Начало международного сотрудничества российских и западных художников. Показ моделей П. Кардена на Красной площади. Постоянное использование в моде русских мотивов. Ж. П. Готье вводит в моду кириллицу (1986) Создание моделей В. Зайцевым для парижского дома Карвен и совместно с фирмой Ь'Огеа! духов «Маруся». |
Из таблицы следует, что максимум использования «русской темы» приходится па периоды международных успехов России, причем не только западноевропейскими художниками, но и в самой России.
Опрос студентов ивановских вузов показал, что потребитель этой возрастной категории знает скорее названия торговых марок, чем имена художников-модельеров. Результаты опроса позволяют утверждать, что русских художников молодежь знает гораздо меньше, чем западные бренды и торговые марки.
Материалы, изложенные в первой главе, позволили сделать следующие заключения:
1. Российская национальная культура является синтезом Западно-европейской и славянской кулыур. При разшщс взглядов на степень и механизм этих влияний, с выводом о безуслов-
пост существования такою синтеза согласны все наиболее авторитетные историки культуры, философы и культуролога.
2. Станковые и театральные художники модерна реконструировали изображения костюмов славянского языческого и древнерусского периодов. Их работы, в том числе иллюстрации к сказкам и театральные костюмы, способствовали общественному восприятию авторских интерпретаций как образцов подлинной одежды.
3. В России использование мотивов русского народного костюма в официальной моде началось в конце XIX века.
4. В Европе максимальное влияние русского костюма на европейскую моду произошло под влиянием «дягилевских» сезонов в Париже. С этого времени использование русской темы в разной степени постоянно присутствует в моде XX и начала XXI веков.
5. Существует экзотический стереотип использования западными художниками «русских мотивов», связанный с обстоятельствами знакомства европейцев с русским костюмом, берущий свое начало с образов русских солдат и костюмов персонажей «Русских сезонов».
6. Использование мотивов русского национального костюма увеличивается в западной и русской моде тогда, когда в мире возникает интерес к России, связанный с ее политическими, экономическими, культурными и другими событиями и успехами.
Во второй главе «Приоритеты в использовании темы русского искусства и костюма художниками XX в.» определены причины, повлиявшие на особенности работ российских художников-модельеров советского периода. Проанализированы стилевые и смысловые приоритеты и источники творчества.
Выявлены проблемы, решаемые художниками 20-х годов XX века, позиционировавших народный костюм как «один из самобытных источников информации». Систематизированы принципы работы Н.П. Ламановой с народной одеждой и составлена схема приемов ее работы, включающая в себя несколько открытий, предвосхитивших принципы современного дизайна. Рассмотрены особенности творчества ее единомышленниц (В.Степанова, Л. Поповой, А. Экстер, В. Мухиной, Н. Макаровой), а также их последователей (А. Левашовой, М. Орловой, О. Анисимовой).
Отмечено преобладание в этот период приема использования фрагментов народного текстиля, то есть, метода прямого цитирования. Этот прием в более примитивной форме сегодня используется в работах самодеятельных и начинающих авторов.
Творчество художников следующих поколений, продолжавших развивать идеи Н.П. Ламановой, практически не рассматривалось аналитиками моды и искусствоведами. Этика советского периода требовала выдвижения на первый план коллективных результатов труда. Роль художника в развитии традиций культуры считалось амбициозной претензией, как для художника, так и для аналитика его творчества.
В 30-х годах XX века главной задачей, поставленной перед специалистами всех уровней, стало создание швейной промышленности. Внимание художников переключилось на использование принципов кроя и подбор дополнений одежды и аксессуаров в народном стиле.
В 50-х годах, с началом международного сотрудничества, легкая промышленность встраивалась в систему международной моды. Модельеры стали уделять больше внимания художественной выразительности и качеству тканей. На смену использованию принципов кроя и цитат из орнаментов пришел интерес к структурам и отделкам народных тканей более сложным, чем в 1920-е годы. Начали использоваться аналоги домашнего текстиля, лен, набойка, вышивка, кружево и т.д.
Одной из новых форм работы художников стало сотрудничество художников по костюму и художников по тканям. Модельеры ОДМО А. Левашова, Т. Файдель, Н. Голикова совместно с художниками по текстилю С. Заславской, Н. Жовтис, А. Андреевой и другими начали совместно проектировать рисунки тканей и одежду. Такой опыт приближал их к методам дизайна, расширял рамки видения специалистами своих творческих объектов в их окончательном виде.
Модельеры К. Божнева и М. Вышеславцева совместно с московскими художниками текстильного рисунка Т. Озерной и Е. Скворцовой добились промышленного выпуска купонных тканей с использованием национальных мотивов.
В это же время увеличился разрыв между серьезным изучением основ традиционного русского костюма и дилетантским подходом к его воплощению. Появление поддельного, китчевого варианта русского костюма началось еще в начале века в повседневном, нарядном и театральном костюме. Признаками псевдонародного решения костюма стали утрата вкуса, механическое цитирование элементов одежды и орнамента и перенасыщение изделий отделкой. Особенно эти недостатки присутствуют в костюмах для художественной самодеятельности. В приложении к работе приведены примеры таких сценических костюмов. Определены и сформулированы основные признаки разницы между народным и псевдонародным костюмом. Наиболее существенные из них:
- замена ручного текстиля промышленными тканями с другими пластическими свойствами;
- замена цветовой гаммы на основе природных красителей на цвета на основе химических красителей;
- замена рукотворных орнаментов, органично встроенных в ткань, не связанными со структурой ткани аппликациями и тесьмой;
- соединение в одном комплекте костюма частей костюма, орнаментов и аксессуаров из одежды разных регионов, исторических и возрастных временных периодов.
Показана позитивная роль в сохранении русской культуры и костюма и развитии моделирования с использованием традиционных мотивов Общесоюз-
ного Дома моделей одежды, основанного в апреле 1944 года. Рассмотрены наиболее значимые открытия в области использования мотивов народных костюмов в модной одежде, сделанные его авторами, особенно мастерами «третьего поколения». Художники ОДМО сумели соединить национальные и народные традиции и моду, вновь заявить на международном уровне о высоком мастерстве и приверженности к национальным традициям школы русского моделирования. Показано, как политические изменения, в частности, падение железного занавеса, сказываются на теории и методах работ художников
На примерах работ ивановских модельеров показано влияние творчества художников ОДМО на трактовки темы национального искусства провинциальных российских художников.
Обобщены результаты работ авторов, изучавших методы использования русского традиционного костюма художниками XX века. Показано влияние особенностей экономических, политических и модных изменений на выбор аналогов, материалов и методов работы художников. Тенденции изменений в теории и практике использования российскими модельерами советского периода мотивов народного русского искусства представлены в таблице 2.
Таблица 2
Тенденции изменений в теории и практике использования российскими модельерами мотивов народного русского искусства
Время Теоретические и практические проблемы Практические приемы работы с народными мотивами Материалы
20-е годы XX века Построение модели исходя из природы человека и свойств ткани. Замена терминов «фасон» и «форма» на термины «форма» и «моделирование». Орнамент как элемент, позволяющий «читать» форму. Формулировка основ дизайнерского решения костюма на основе принципов конструктивизма и народного костюма. Использование приемов безотходного кроя. Использование принципов народного кроя для создания конструктивно простых, ясно читаемых форм. Использование народного орнамента как носителя цвета и образного начала. Использование кустарных тканей как композиционных акцентов. Кустарные ткани Фрагменты народного текстиля
Конец 20-х годов XX века Возможности использования костюмов народов СССР Использование национальных орнаментов народов СССР Ткани отечественных фабрик
30-е годы XX века Решение задачи создания швейной промышленности. Изучение национальных культур народов СССР Использование принципов безотходного кроя народного костюма Отечественные ткани и ткани фабрик советских республик
50-е годы XX века Проблемы возвращения в систему международной моды на основе международного сотрудничества Использование пластических и декоративных возможностей ткани. Использование народного, текстиля. Сотрудничество художников-текстильщиков и модельеров. Ткани с традиционными рисунками рубежа XX века. (Набойка, пестрядь лен, полоса, клетка, купонные ткани, кружево).
50-е - 60-е годы XX века Поиски закономерностей развития материальной культуры. Понятие костюма как единого комплекса. Использование новых технологий и материалов. Использование в качестве аналогов мотивов древнерусского зодчества и народных художественных промыслов. Использование для аксессуаров и украшений предметов народной культуры. Бижутерия в народном стиле. Аналоги традиционных тканей. Вышивка, кружево
60-е - 70« годы XX века СЪедюЕиие иищиилшых традший и обшредюпенсюй моды Содпуше новых идоз вшзтазн! о,тгж-ды и обуй! на основе адаптации народных офазцовксо^кмсииой моде. Повторение прием», накопленных за период с 20-х годов до 70-х годов Ткани, имширукхщЕ народ ный текстиль Иетжзованне дорогих материалов в том числе анаотов традиционных для русского боярского костюма тканей тиги «пава-гок»
Материалы, изложенные во второй главе, позволили сделать следующие заключения:
1. Традиции русского костюма с разной степенью точности цитирования и выбора приоритетов постоянно использовались художниками по костюму конца XIX - XX вв.
2. Начало активного применения мотивов народного костюма в теории и практике моделирования одежды заложено Н. П. Ламановой, ее современниками и последователями.
3. Снижение понимания роли личности художника в процессе развития культуры приводит к снижению в обществе уровня патриотизма. На сегодняшний день русские студенты знают больше западных модельеров и торговых марок, чем российских.
4. На фоне низкого уровня художественной грамотности XX века постоянно появлялись псевдонародные имитации, принципиально отличающиеся от подлинного народного костюма. Сформулированы основные отличия подлинников от их имитаций.
5. Новому подъему интереса к народному костюму и развитию теории и практики его использования способствовали работы «третьего поколения» художников ОДМО - выпускников МТИ им. А.Н. Косыгина. Значение вклада этих модельеров в создание русской моды по достоинству не оценено.
В третьей главе «Национальная и мировая культура в морфологии художественного языка В.М. Зайцева: источники и факторы влияния» рассмотрены и проанализированы основные источники влияния на творческий почерк В.М. Зайцева.
Личность знакового для XX века русского художника В.М. Зайцева выделяется из множества других современных модельеров тем, что он создал свою творческую систему проектирования костюма. Это доказывает его опыты в станковом искусстве, поэзии и общественной деятельности. В.М. Зайцев - создатель собственного стиля, впитавшего в себя множество направлений и художественных течений, многие из которых связаны с русским национальным искусством. Следует особо отметить постоянное стремление автора воплотить идеи, отлаженные в авторских моделях в промышленных коллекциях из отечественных тканей.
Доказано, что наиболее значимым аналогом его творчества являются традиции русского национального искусства и русской иконописи. Выявлено объяснение преобладания в его эскизах декоративности, заключающееся в близости авторских приемов изображения фигуры к народной условно-плоскостной манере изображения.
Определено, что орнаментальность, характерная для авторской манеры В.М. Зайцева, связана с влиянием в период его профессионального становления школы ивановского текстильного рисунка. Рассмотрены влияния тканей Востока, Европы и народного искусства на формирование стилистики ивановских тканей, систематизированы виды традиционных рисунков. Показано, что развитие иконописного ремесла в ивановском регионе повлияло как на характер старинных ручных набоек, так и на манеру изображения человека (фигур) на эскизах В.М. Зайцева.
Рассмотрены особенности влияния на творческий почерк В.М. Зайцева художественных приемов работ мастеров итальянского Возрождения, раннего Барокко, в частности, творчества Караваджо.
Усвоение уроков театральных художников периода русского модерна, повлияло на построение цветовой системы В.М. Зайцева, соединяющей народное искусство, авангард и моду. Многие приемы решения костюмов и их презентаций, развивающие эстетику русского модерна, стали возможны, благодаря новым техническим средствам - цифровой фотографии и компьютерным технологиям. Используя новые возможности, в настоящее время В.М. Зайцев творчески развивает и фиксирует достижения и идеи русского модерна.
Выявлено, что одной из причин изменений во времени творческого почерка В.М. Зайцева, является работа в области станкового искусства. Эта особенность выделяет личность художника среди дизайнерского сообщества. Эксперименты в фотоживописи и графике способствовали смещению его приоритетов от декоративной плоскостной манеры к более живописным и объемно-пластическим решениям. Появившиеся в фотоживописи, объемы и игра тканей в драпировках стала активнее использоваться автором в костюме.
Творческая станковая работа окончательно сформировала характер линии автора. Предельно точная, аккуратная и свободная выразительная линия формирует и ограничивает объемы в пространстве, создает четкий силуэт.
Привязанность к классическим решениям, постоянно используемым В.М. Зайцевым, объясняет последние концепции в творчестве художника.
Проанализирована структура и механизм проявления всех составляющих признаков авторского языка и специфика их соединения с мотивами русского национального искусства. Определено, что морфология художественного языка включает в себя русскую национальную и народную культуру, искусство Возрождения, русский модерн и классические образцы работы знаковых модельеров XX века.
Выявлен механизм соединения тенденций времени и индивидуальных характеристик, не зависящих от моды и времени. На примере работ В.М. Зайцева доказано, что усвоение результатов теоретических исследований практикующими художниками влияет на соответствие их работ веяниям времени. В 1960-х годах в период активизации исследований русского народного искусства и народного костюма, В.М. Зайцев одним из первых начал масштабно внедрять эти результаты в практику.
Показано, что, несмотря на падение интереса мировой моды к русской теме, начиная с 1980-х гг., В.М. Зайцев остается одним из немногих, кто продолжает ее развивать. Расширение ассортимента рынка тканей дало ему возможность на примере костюма подтвердить идеи Д.С. Лихачева и Ю.М. Лотмана о многослойности русской культуры. Использование классических рисунков средневековых тканей Европы и Востока и восточные формы одежды, позволило создать новые визуальные эссе на тему о путях становления русского костюма. Параллельно этой тенденции, сегодня В.М. Зайцев активно использует и пропагандирует в своих коллекциях традиционный русский текстиль - вологодский лен, павловские платки, ивановские сатины и ситцы.
Найдены особенности, отличающие работы В.М. Зайцева от большинства зарубежных и российских модельеров: постоянство использования классической формы и минимум показа обнаженного тела. Проанализированы и сформулированы средства художественной выразительности, с помощью которых достигается «бесплотность» моделей, ставшая одной из брендовых составляющих эскизов и моделей В.М. Зайцева.
Материалы, изложенные в третьей главе, позволили сделать следующие заключения:
1. Результаты творчества и профессиональной практики В.М. Зайцева подтверждают, что национальная составляющая является убедительной константой в творчестве художника.
2. Источниками творчества В.М. Зайцева являются:
- теоретическое и практическое наследие русских философов и искусствоведов, исследователей и модельеров советского периода;
- традиции русского национального искусства, а именно: архитектура, иконопись и стилистика рисунков традиционных ивановских тканей; принципы традиционных решений русского народного костюма (использование плоскостного кроя, декоративность, смелость и выразительность цвета);
- принципы и иконография русского модерна;
- художественные образы и приемы художников итальянского Возрождения и раннего Барокко;
- творчество ведущих европейских кутюрье, в частности, К. Диора, П. Кардена и др.
3. Морфология творческого метода В.М. Зайцева включает в себя:
- в области графики: индивидуальную трактовку фигуры, чистоту и свободу линий, взаимодействие костюма и пространства листа;
- в работе с тканями: использование метода соединения простой формы со сложным декоративным решением;
- в работе с формой: использование технологии, обеспечивающей идеальные линии силуэта и деталей; использование метода подобия объемов и линий; построение костюма с композиционным центром около лица модели; использование аксессуаров, позволяющих получить эффект отражения лица в костюме.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования. Выполнен анализ использования модельерами XX века традиций русской национальной культуры и подтверждена актуальность этого метода для художественного и проектного творчества в области костюма. Подчеркивается, что поддержка художников, успешно работающих с темой русского национального искусства, способствует росту уважения к отечественной истории и культуре и использованию мотивов русского костюма в современной моде, росту патриотизма и повороту потребителя к отечественному производителю.
На основании проведенного исследования в соответствии с его целью и задачами сформулированы общие выводы.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для дизайна костюма XX - начала XXI веков и развития эффективных методов проектирования костюма с использованием русских национальных традиций.
1. Художественное проектирование костюма с использованием традиций русской национальной культуры — одно из наиболее плодотворно-развивающихся направлений в творчестве русских художников-модельеров XX века.
2. На протяжении XX века «русская тема» активно развивалась не только русскими, но и западноевропейскими художниками по костюму, влияя на проектирование модного силуэта европейской одежды. Выявлено, что максимум использования «русской темы» в дизайне костюма приходится на периоды меж-
дународных успехов России.
3. Выявлен ряд художников, которые сформировали свой фирменный стиль, базирующийся на использовании мотивов русской национальной культуры, что определило их ведущую роль в проектировании современного костюма.
4. Определены причины появления псевдонародных и китчевых образцов костюма, демонстрирующих непрофессионализм и деконструктивизм, разрушающие подлинно народные традиции.
5. Определены и структурированы принципы и методы проектирования моделей костюмов с использованием русской национальной культуры в работах В.М. Зайцева как знаковой фигуры в российской культуре XX-XXI веков.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ В изданиях из перечня ВАК
1. Козлова Т.В., Мизонова Н.Г. Использование русских национальных мотивов в мировой моде // Изв. ВУЗов «Технология текстильной промышленности», 2013.-№2. - С. 108-115.
2. Мизонова Н.Г. Творчество В.М. Зайцева и модерн: совпадение идей и приоритетов // Изв. ВУЗов «Технология текстильной промышленности», 2010. -№ 8. - С.45-49.
3. Мизонова Н.Г. Ткань 2000: торжество фактуры (после Premier vision) // Швейная промышленность, 2000. - №1. - С.26-30.
4. Мизонова Н.Г. Умная красота // Вестник актуальных прогнозов, 2010. - №22 . С.45-48.
5. Мизонова Н.Г. Знаки нашего времени // Текстильная промышленность, 2003. - №4. - С.92-94.
В прочих изданиях
6. Мизонова Н.Г. Мода как резонатор уровня демократии // Fashion Collection, 2008. - №47. -С.28-39.
7. Мизонова Н.Г. Humen cup конкурс молодых дизайнеров Китая // International textiles, №1 (48) 2012.
8. Мизонова Н.Г. Мода и ткань: закономерности и исключения // Вестник ИГТА, 2006. - №4,. - С.138-142.
9. Мизонова Н.Г. Ему это дано (О Вячеславе Зайцеве) /7 Журнал «Свои», 2011. - № 8. - С.8 - 12
10. Мизонова Н.Г. Текстиль и мода: региональные особенности // Директор, № 10, 2000, с.39.
11. Мизонова Н.Г. Ткань 2000. Торжество фактуры // В зеркале текстильной и легкой промышленности, 2000. - №1. - С. 16-17
12. Мнзонова Н.Г. О народном костюме Ивановской области, об основных понятиях народного костюма и о работе с народным костюмом В. Зайцева //Морфология обряда. Сборник докладов научно-практической конференции «Морфология обряда» - Иваново, ИТ «Роща Академии», 2010,- С. 8-12
13. Мизонова Н.Г. Текстиль и мода: региональные особенности // Тезисы Международной НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия - 2000»), Иваново, 2000. - С.25.
14. Мизонова Н.Г. Мировая мода и российский региональный текстиль. В зеркале текстильной и легкой промышленности, 2000. - № 5/6. - С.2- 3
15. Мизонова Н.Г. Глобальная мода и национальная традиция // Рынок легкой промышленности, 2001. - №10. - С.23-25
16. Мизонова Н.Г., Колобова О. В. Ивановский текстиль и мировая мода // Тезисы докладов международной НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс -2001»), Иваново, 2001. - С.204-205
17. Мизонова Н.Г. Текстиль: фактура и структура в контексте моды. // Тезисы докл. 2-й Междунар. НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия — 2004»), Иваново, 2004. - С.30-31.
18. Мизонова Н.Г. Мода: между правилами и исключениями // Белье и Колготки, 2004. - №5.
19. Мизонова Н.Г. Текстиль: традиция, мода, инновации. // Труды 3-й Международной НТК «Достижения текстильной химии в производство» («Текстильная химия - 2008»), Иваново, 9-11 дек, 2008. - С.19-21
Подписано в печать 18.11.2013. Формат 60x84 1/16. Бумага писчая. Усл.печ.л. 1,5. Тираж 80 экз. Заказ 3416
Отпечатано на полиграфическом оборудовании кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВПО «ИГХТУ» 153000, г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 7
Текст диссертации на тему "Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ-МОДЕЛЬЕРОВ
20-Г0 ВЕКА
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
04201451691
МИЗОНОВА Наталья Григорьевна
аучныи руководитель Д.т.н., профессор
КОЗЛОВА Т.В.
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 17 ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКИ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
1.1. Русская национальная культура как синтез мировой европейской и русской культуры 17
1.1.1. Костюм в системе русской культуры и язычества 19
1.1.2. Костюм в системе русской христианской культуры 20
1.1.3. Влияние Петровских реформ на русскую культуру и костюм 21
1.2. Активизация использования народных мотивов в искусстве и костюме в период русского модерна 24
1.2.1. Стилистика и иконография стиля модерн 24
1.2.2. Модерн и русское национальное искусство 28
1.2.3. Роль русских театральных и станковых художников в создании образа русского костюма и одежды языческой Руси. 30
1.3. Народные и национальные мотивы в русском костюме конца XIX - начала XX века 34
1.3.1. Начало и характер использования русских национальных мотивов в официальной моде 34
1.3.2. Влияние стилистики русского костюма на творчество западных модельеров 41 ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕМЫ РУССКОГО ИСКУССТВА И КОСТЮМА ХУДОЖНИКАМИ XX ВЕ- 56 КА
2.1. Опыт, принципы работы с народным костюмом и теоретическое 56 наследие Н.П. Ламановой и ее последователей
2.2. Использование принципов построения народного костюма в 61 творчестве российских художников 20-х -50-х годов XX века
2.3. Практическое и теоретическое наследие художников ОДМО в об- 67 ласти развития методов работы с народным костюмом
2.4. Влияние русского костюма на европейскую моду 76 ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В МОРФОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В.М. ЗАЙЦЕВА: ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 90 3.1. Основные источники и аналоги творчества В.М. Зайцева 90 3.1.1 .Влияние русского народного искусства, традиций иконописи и 90 ивановского текстильного рисунка
3.1.2.Влияние мотивов Возрождения и русского модерна 101
3.1.3.Продолжение и развитие классики мировой моды XX века 109
3.2. Структура и семиотика авторского языка В.М. Зайцева 111
3.2.1. Роль станкового искусства в развитии творческого почерка В.М. Зайцева 111
3.2.2. Принципы авторского языка в проектной графике 112
3.2.3. Принципы художественного языка в моделях и коллекциях. 120 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 13 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13 9 ПРИЛОЖЕНИЯ 144 П1.1. Работы театральных художников 145 П1.2. Примеры использования русских мотивов модельерами Фран- 149 ции, Англии, Италии
112.1. Примеры псевдонародных образцов костюмов для ивановской
художественной самодеятельности 153
П2.2. Иллюстрации работ художников ОДМО 155
П2.3. Народные мотивы в работах ивановских модельеров 165 ПЗ .1. Творческие параллели в живописи Караваджо и фотоживописи
В.М.Зайцева 170
П3.2. В.М. Зайцев: Цитаты исторических стилей 174
ПЗ.З. Образцы ивановских тканей из музея ивановского ситца 176
П3.4. В.М. Зайцев: Цвет 187
ПЗ.5. В.М. Зайцев: Форма и декор 189
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современная мода меняется с возрастающей скоростью и характеризуется активным смешением элементов стилей, приемов и принципов, которое в недавнем прошлом было недопустимо. «Mix» стал ключевым термином во многих областях жизни, в том числе, в искусстве и моде. В ускоряющемся процессе модных изменений пока ещё существует постоянная тема - образы, взятые из традиционных культур и этнографии. Однако эти мотивы также трансформируются, в результате чего национальные составляющие, расчлененные на фрагменты, теряют свою индивидуальность.
Исчезновение национальных знаков в костюме является сигналом потери национальной культуры подобно утрате языка, что сегодня стало одной из наиболее актуальных проблем для целого ряда научных направлений в философии, политологии, культурологии, социологии, лингвистике. Все большее влияние на общество оказывает массовая культура, оттесняя культуру настоящую, которая, по мнению Т.В. Козловой, «...воплощается в предметах потребления, формируется как производителями, художниками, так и самими потребителями. Ибо воспитательная роль самих изделий для потребления огромна: в этом заключается ответственность художника и производителя перед людьми, приобретающими эту продукцию»1.
Сохранение национальных традиций в костюме является актуальной задачей для отечественной культуры и искусства, в том числе, для искусства костюма.
Сложившаяся в советский период практика оценки только коллективных результатов творчества привела к исчезновению профессиональных авторитетов. Это, в свою очередь, обусловило деградацию вкусов потребителей одежды и к падению патриотической составляющей общественного сознания. Анализ
1 Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования / Учебник для вузов //М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005, с. 104.
статистического опроса студентов ивановских вузов показал, что сегодня молодежь знает гораздо больше имен западных художников, чем российских, что негативно влияет на покупательский спрос на отечественную продукцию. Возвращение уважения к творческой индивидуальности, активизация интереса к работам российских художников и к товарам отечественной индустрии, является актуальной задачей.
Практика последних десятилетий подтвердила факт зависимости степени влияния рейтинга художника на характер развития культуры и моды. Для России это положение особенно важно. Здесь всегда востребованы не только авторитеты в области культуры, искусства и дизайна костюма, но и их ориентация на национальную культуру.
Учитывая значимость названных проблем, важно определить, от каких факторов зависит и в чем конкретно выражается деструктивный процесс исчезновения национальных и народных традиций в искусстве костюма, и как можно ему противостоять. Необходимо найти механизмы внедрения в массовое сознание идей, развивающих художественные вкусы и способствующих возрождению национального достоинства и патриотизма. В области искусства и дизайна костюма действенным средством такого влияния могут быть образцы творчества признанных художников-модельеров, использующих в своих работах тему национального искусства.
Показательно, что самые знаковые дизайнеры России обращались к национальным и народным традициям и продолжают с ними работать. Известно, что одной из первых среди российских модельеров в 20-е годы XX века обратилась к этому источнику творчества Н.П. Ламанова, и ее костюмы с использованием русских народных традиций были отмечены престижными международными наградами. Значимость влияния ее работ на развитие теории моделирования костюма, рассматривалась многими авторами. В силу различных причин развитие теоретических и практических основ ее творческого наследия было приостановлено на десятки лет. Внимание теоретиков и практиков предвоенного и послевоенного советского периодов переключилось на изучение собственно
5
народного искусства, а не на принципы его использования в моделировании костюма.
Другим убедительным примером эффективного применения традиций национального и народного искусства в костюме служит опыт Общесоюзного Дома моделей одежды. Работы многих художников «третьего поколения», выпускников Московского текстильного института им. А.Н. Косыгина, стали основой для международного признания советской школы моделирования. Эти модельеры, продолжая традиции нескольких поколений лучших российских мастеров, постоянно подтверждали актуальность использования народного костюма в современной одежде, показывали его художественные достоинства и практичность. Примерами творческих находок могут служить русские сапожки В.И. Араповой, ставшие классическим видом обуви, вечернее платье «Россия», выполненное Т.А.. Осьмеркиной в 1967 г., бывшее в течение нескольких лет хитом множества модных журналов. Стеганые ватные куртки Ю.Н. Денисовой, взятые из тяжкого быта колхозной деревни и превращенные художником в удобную и демократичную одежду, стали прообразом будущих пуховиков.
Одним из известных членов этого коллектива был В.М. Зайцев, постоянно работавший с наследием русского искусства и костюма и народными традициями. Сегодня он является одним из лидеров творческого сообщества профессиональных модельеров России демонстрирует убедительный синтез соединения мотивов русского искусства и костюма с успешной модной практикой. Такой результат позволяет рассчитывать, что анализ творческих принципов и художественных приемов этого художника может стать одним из слагаемых для теоретической базы модельеров, продолжающих развивать и осваивать эту тему.
Учитывая важность решения проблемы сохранения национальной составляющей отечественного моделирования, можно утверждать, что поиск и получение этих результатов является актуальной задачей.
Вышесказанное определило основную цель и задачи исследования:
Цель диссертации - анализ художественного проектирования костюма с
6
использованием традиций национальной культуры на основе изучения творчества российских художников-модельеров XX века; выявление практических методов работы, актуальных в современной дизайнерской практике.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:
- определяются причины возникновения периодов активного использования в костюме традиций русской национальной культуры;
- оценивается роль модельеров, представляющих отечественную культуру и костюм на высоком художественном уровне;
- определяется система методов и приемов проектной работы, обеспечивающих высокий художественный уровень творческой практики художников-модельеров, использующих традиции русской национальной культуры.
Объект, предмет, материал, границы исследования
Объектом исследования является практика творческой работы российских художников-модельеров XX века.
Предмет исследования - методы и приемы художественного проектирования костюма ведущих художников-модельеров России.
Работа построена на анализе материалов по истории, теории и практике отечественного декоративно-прикладного, народного искусства и искусства костюма.
Выбор и организация материала подчинены задачам исследования. Временные границы исследования: период с конца XIX века до настоящего времени.
В главе 1, посвященной рассмотрению русской национальной культуры, границы исследования базируются на анализе литературного и иконического материала с периода языческой Руси до конца XIX века
В 2 и 3 главах рассматриваются примеры использования народных традиций в костюме от начала XX века до наших дней.
Степень теоретической изученности темы
Поскольку структура настоящей диссертационной работы базируется на взаимодействии разных отраслей науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения, можно выделить несколько групп авторов, в трудах которых рассматривались вопросы, близкие к теме исследования.
Среди большого числа ученых, прежде всего, следует выделить авторов фундаментальных трудов в области философии культуры: Л.Н. Гумилева (этнос в истории и культуре), Д. С. Лихачева (Экология русской культуры), Ю.М. Лотмана (Беседы о русской культуре), В.О. Ключевского (История России), Б.А. Рыбакова (Язычество древних славян, Рождение Руси) и т.д.
В области теории, методологии и практики художественного проектирования костюма необходимо отметить работы Н.П. Бесчастнова, Д.Ю. Ермиловой (композиция костюма и история домов моды), Т.В. Козловой (прогнозирование стилей и моды), Ю.В. Назарова (постсоветский дизайн), Ф.М. Пармона (композиция костюма), Г.И. Петушковой (теория симметрии), И.Н. Савельевой (проектирование одежды различного назначения), P.A. Степучева (костюмографи-ческий язык).
Проблемами, связанными с народным костюмом и использованием его традиций в современном искусстве костюма и моделировании занимались такие авторитетные авторы, как Н.М. Калашникова (история народного костюма), М.Н. Мерцалова (история костюма) Ф.М. Пармон (народный костюм и систематизация кроя одежды различных регионов России), И.Н. Савельева (закономерности гармонии в костюме народов России). Большинство этих авторов детально исследовало морфологию костюмографического языка различных народов, в том числе, русского.
Литературу, посвященную рассмотрению особенностей русского костюма и использования традиций национальной культуры в моделировании и дизайне костюма, можно разделить на несколько основных видов:
- издания, посвященные описанию и систематизации костюма;
- издания, дающие информацию об основных видах кроя народной одежды и
8
возможностях его использовании в современной одежде;
- издания альбомно-справочного типа;
- издания смешанного типа.
Объем научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов использования русских традиций в искусстве современного костюма, невелик по сравнению с работами, посвященными русскому костюму. Возможно, причиной дефицита исследований по этой теме является то, что сегодня в мире немного авторитетных художников, использующих в творчестве черты культуры страны, которую они представляют. Исключениями из этого правила можно считать работы отдельных российских и японских авторов. В России советского периода было принято выдвигать на первый план результаты коллективного творчества, а термин «индивидуальность» имел негативный оттенок. Поэтому в работах советских аналитиков оценка влияния работ того или иного художника на процессы развития стилевых особенностей костюма либо отсутствовала, либо была минимальной.
Книг, посвященных анализу принципов работы художников, успешно работающих в этой области, практически нет.
Брошюра И.П. Работновой «Русская народная одежда» была одним из первых изданий советского периода, в котором рассматривались особенности русской народной одежды. Автор обратилась к определению структуры понятия «народный костюм», рассмотрела его связь с орнаментом и особенности цветового решения. Костюм рассмотрен как самостоятельное явление, без связи с культурным контекстом эпохи. Попытка определить роль художника в развитии народных традиций в костюме была предпринята М.Н. Мерцаловой в книге «Поэзия народного костюма». В книге представлены примеры отдельных, наиболее знаковых и значимых элементов комплектов народного костюма и показаны разные области их использования - от уникальных до промышленных образцов костюмов для народных ансамблей. Впервые была сделана попытка рассмотреть творчество отдельных художников, работающих с использованием
мотивов традиционного русского костюма; в частности, глава «Из страны ива-
9
новского ситца» посвящена творчеству В.М. Зайцева. Однако, опыт М.Н. Мер-цаловой не получил дальнейшего развития. В других изданиях этого периода личность художника вновь ушла в тень. В популярных в профессиональной среде 70-х годов XX века монографиях Г.С. Гориной, А.Ф. Бланк и З.М. Фоминой давались сведения об основных правилах и приемах народного кроя и примеры методов построения лекал. В аналитических работах Р.В. Захаржевской предлагалась типология костюма по виду взаимодействия формы одежды и тела, и представлялись варианты сочетания цвета и формы. Роль материала в создании стиля в костюме описана JI. М. Горбачевой, Д.Ю. Ермиловой и Е.И. Косаревой, у которых моделирование костюма рассмотрено в общекультурном контексте, поставлены вопросы отражения в костюме стилевых признаков эпохи. В работах P.M. Кирсановой русский костюм анализируется как средство психологической характеристики персонажей в произведениях литературы и живописи на основе рассмотрения всего спектра русского костюма с указанием сословных и культурных значений одежды.
Позднее в книгах Ф.М. Пармона были приведены примеры использования народных традиций в современном костюме, но этими примерами являлись, как правило, проектные работы (эскизы) самого автора или студентов. Основное внимание автор уделил методике изучения подлинников из музейных собраний и его личных коллекций. Безусловным достоинством книги является представленная в ней систематизация кроя комплектов костюма, головных уборов и обуви различных регионов России.
Обширный иллюстративный материал представлен в книгах A.A. Васильева, подробно и документально освещающих русскую моду за два столетия.
Во всех этих трудах творческие методы отдельных художников не являлись объектами исследования.
В зарубежной научной литерат