автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Историческая концепция А. П. Платонова

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Роженцева, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Историческая концепция А. П. Платонова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Роженцева, Елена Александровна

Введение 4

Глава I. История текста повестей А. П. Платонова 1926-1927 гг.

Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода»)

§ 1. Теоретические и практические аспекты транскрипции рукописи Платонова. История вопроса 14

§ 2. Источники текста повести «Епифанские шлюзы» 23

§ 3. Направления авторской правки текста в рукописи повести «Епифанские шлюзы»

Исправления, соответствующие историческим реалиям. -Работа над календарем. - Орфоэпические особенности текста. - Орфографическая и пунктуационная правка. -Структурирование текста. - Сюжет «книга в книге». 28

§ 4. Источники текста повести «Ямская слобода» 56

§ 5. Направления авторской правки текста в рукописи повести «Ямская слобода»

Структурирование текста. - Выбор имени главного героя. -Авторская работа над темой, мотивом, сюжетной деталью. -Замены нейтрального стиля. - Орфографическая и пунктуационная правка. 58

Глава II. Историческая концепция А. П. Платонова: комментарий и интерпретация

§ 1. «Епифанские шлюзы» и неоконченная повесть в письмах «Однажды любившие» 75

§ 2. Тема провинции в русской литературе и слободской хронотоп «Ямской слободы» 88

§ 3. Тема «спеца»: от «Епифанских шлюзов» к очерку

Товарищ пролетариата» 103

§ 4. Преодоление «кризиса гуманизма»: «Король на площади»

А. А. Блока и «14 Красных избушек» А. П. Платонова 112

§ 5. Проблема героя в советской литературе 1920-1930-х гг. и рассказ А. П. Платонова «Великий человек» от «Ямской слободы» к «Великому человеку») 134

§ 6. Любовь к «мелочам» у А. П. Чехова и А. П. Платонова 149-

§ 7. Вопросы исторической прозы в советском и современном литературоведении 162-

§ 8. «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода»: исторические источники текста и интерпретация повестей. Некоторые итоги и направления изучения 178

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Роженцева, Елена Александровна

Особое историческое мышление А. П. Платонова впервые отметил и объяснил С. П. Залыгин: «.но каждый из его героев, будучи только сегодняшним, тем не менее никогда не является пионером человеческого существования <.>, и мы угадываем в нем преемственность поколений.»1. Произведения, полностью посвященные исторической теме, немногочисленны в наследии писателя. Это повесть «Епифанские шлюзы», рассказы «Иван Жох», «В 1891 году. Рассказ старого человека» и неоконченная повесть «Македонский офицер» (опубликована только в 1995 г.). К историко-биографическому жанру можно отнести пьесу о юности Пушкина «Ученик Лицея», написанную для Центрального детского театра, но не получившую сценического воплощения. Черновой вариант заявки Платонова на эту пьесу дает представление о звучании исторической и биографической тем в творчестве писателя. Во-первых, это «воспитательный смысл пьесы». Во-вторых, для писателя особо важна современная мотивировка замысла: «Посредством такого строения сюжета мы соединим с современностью, когда народ уже выработал своей судьбой (идею - нрзб. — Н. К.) и осуществляет ее»2. Этой задаче — показать, как вырабатывал народ «своей судьбой» идею, - посвящены многие произведения писателя, в том числе повесть «Ямская слобода». В контексте становления исторических взглядов Платонова нужно рассматривать и эту повесть. По тематической рубрике 1920-х гг. «старого быта» она относится к недалекому прошлому. Но не только глава, посвященная истории Ямской слободы, в которой писатель обращается к Екатерининской эпохе, позволяет включить данное произведение в поле зрения при анализе исторической прозы Платонова второй половины двадцатых годов. Историческая тема - в том или ином объеме и соотношении с современной - присутствует во многих произведениях писателя: это как исторические главы, мотивы и образы, так и особый исторический взгляд писателя.

Отметим несколько косвенных свидетельств авторского отношения к произведениям на историческую тему. Отчасти оно определяется в сборнике 1937 г., в

1 Залыгин С. П. Сказки реалиста и реализм сказочника (очерк творчества Андрея Платонова) // Залыгин С. П. Литературные заботы. М., 1972. С. 151.

1 Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. 1993. № 1.

С. 300. котором был опубликован рассказ «Семен: (Рассказ из старин, времени)». Подзаголовок подчеркивает отнесение самим писателем данного произведения к истории. Платонов видит недалекое по времени прошлое как период исторически завершившийся. Такое отношение писателя является, по представлению исследователей исторической прозы, одним из главных признаков -для отнесения произведения к историческому жанру.

И еще. В статье 1938 г. «"Сущий рай" (По поводу романа Р. Олдинггона "Сущий рай")» Платонов писал, что наиболее честные и разумные люди всегда пытались «выбрать из запутанного клубка истории ту нить, которая единственно ведет в будущее, которая продолжает истинное дело всего исторического человечества»3. «.История полна иллюзий», - размышлял писатель, и задача художника заключается в «возрождении или открытии всего реального и в подавлении всего иллюзорного, приведшего почти весь мир к предсмертным мукам новой войны.»4.

В настоящее время проблематика исторической прозы и исторического сознания изучается очень широко в различных аспектах. Только за последние десять лет вопросам индивидуального художественного осмысления исторического процесса были посвящены кандидатские диссертации М. Г. Степановой «Историческая проза Н.А.Полевого» (1999), Н.Ю.Петровской «Концепция личности и история в творчестве А. Н. Толстого» (2000), А. Ю. Сорочан «Мотивировка в русском историческом романе 1830-1840-х гг.» (2000), В. Д. Линькова «Типы русского исторического романа 20-30-х годов XIX века» (2001), а также докторские диссертации А. Б. Кдырбаевой «История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. (А.Толстой, М. Алданов, В.Набоков, Е.Замятин)» (1996), Т.Н.Фоминых «Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х гг.: Историософия и поэтика» (1998), Л. А. Трубиной «Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология. Поэтика»-(1999). В 2001 г. вышел в свет уже третий сборник статей «Литература и история» (ИРЛИ РАН), в котором продолжается рассмотрение актуальных вопросов взаимодействия двух — самостоятельных в настоящее время -областей культуры и науки: литературы и истории. Таким образом, можно отметить востребованность временем глубокого осознания исторического опыта в целом русской литературы. Тема представленной диссертации вписывается в общий

3 Платонов А. Размышления читателя. М., 1980. С. 174.

4 Там же. С. 172. литературоведческий контекст повышенного интереса к актуализации самой разной проблематики «исторической прозы». Это во-первых.

Во-вторых, актуальность определяется недостаточной текстологической разработанностью творческого наследия А. П. Платонова. История текстов повестей А. П. Платонова 1926-1927 гг., как и текстов любого писателя, должна стать основой для анализа его цельной исторической концепции и идейно-художественного своеобразия произведений. Специфика нашего исследования в том, что общие концептуальные построения проверяются и дополняются историей текста, корректируются теми пластами содержания, которые открывает рукопись. Это, вместе с реальным комментарием, позволит определить место исследуемых произведений в истории русской литературы XX века.

Академик Д. С. Лихачев рассматривал текстологию как самостоятельную науку: «.текстология ставит себе целью изучить историю текста памятника. на протяжении всего того времени, пока изменялся текст». Выполнение этой задачи требует широкого охвата самых различных областей знаний: «.нельзя изучать изменения текста памятника в отрыве от его содержания (понимаемого в самом широком смысле, в частности, политических тенденций, художественного замысла и т. д.), а содержание -в отрыве от всей исторической обстановки в целом»5. Подобный подход делает необходимым рассмотрение прозы писателя 1926-1927 гг. в контексте его времени. Восстановление историко-литературного контекста поможет в составлении в будущем реальной биографии писателя. На особые трудности в написании биографии Платонова указала Н. В. Корниенко: он не участвовал в литературной жизни Москвы, и среди документов о его жизни (и в «преемнике жизни» - записной книжке) «практически отсутствуют записи о том, чем живет писательская Москва, то есть тот материал, что проще опознается и комментируется»6. В то же время и в истории литературной жизни, написанной ее участниками, почти не осталось о Платонове сведений: он не «толкался в литературных лавочках Питера и Москвы» и не «кричал» о себе, как и предвидел в 1922 г. литературное будущее молодого писателя В. Келлер - автор первого литературного портрета Платонова. Поэтому поиск исторических фактов, связанных со временем написания произведений, становится для нас так же актуален, как любой факт биографии писателя. Г. О. Винокур, впервые разработавший проблему

5 Лихачев Д. С. и др. Текстология. СПб., 2001. С. 32.

6 Корниенко Н. В. Предисловие // Платонов А. П. Записные книжки. Материалы к биографии. М., 2000. С. 7. соотношения писательской биографии и истории, писал, что в историю личной жизни писателя «входят все решительно события, совершающиеся в рамках того социального целого, членом которого является герой биографии», т. е. «весь контекст социальной действительности в ее исчерпывающей полноте — вот тот матерьял, из которого история лепит биографию»7. Более того, биографический комментарий входит составляющей частью в реальный комментарий произведений, он необходим «всякий раз, когда роль реального основания в структуре поэтического произведения играет факт биографии, историческая дата, входящая в историю личной жизни»8.

Важным является тот факт, что исторические взгляды А. П. Платонова, сформировавшиеся в контексте прозы 1926-1927 гг., повлияли в дальнейшее творчество писателя. Анализ художественных особенностей «Ямской слободы» и «Епифанских шлюзов» на материале истории текста позволит представить перспективу для исследования всего творческого наследия писателя. Особенности работы Платонова, выявленные на данном (частном) материале, помогут, надеемся, в решении текстологических проблем других периодов его творчества. Тщательное исследование всех текстов, выявление способов работы автора с источниками, изучение художественных и идейных установок писателя, подтверждение приверженности к факту и детали позволят решать многие текстологические проблемы, в том числе вопросы атрибуции и датировки произведений писателя.

Решение текстологических проблем творчества Платонова в настоящее время стало условием для проведения дальнейших исследований творчества писателя вообще, в том числе и в интерпретаторском аспекте. Активное издание произведений в последнее десятилетие осуществляется в ущерб качеству их текстологической подготовки. На основе поспешно изданных текстов, зачастую, создаются интерпретаторские концепции, которые не совсем соответствуют реальным текстам Платонова. Это подтверждает острую необходимость очищения текстов от разного рода наслоений, их публикации в истинном виде и их научного комментирования. Н. В. Корниенко неоднократно обращала на это внимание исследователей, но и в настоящее время тема не потеряла своей актуальности. В одной из статей исследователь отмечает «отсутствие широкой научной дискуссии по вопросам

7 Винокур Г. О. Биография и культура. М., 1927. С. 25.

8 Там же. С. 77. творческих историй»9 произведений Платонова. Открывая такую дискуссию, автор продолжает ее в работах «"Страна философов": (Сомнения и откровения Фомы

Пухова)»10, «О некоторых уроках текстологии»11, «"Пролетарская Москва ждет своего 1 художника": (К творческой истории романа)» , «Наследие А. Платонова - испытание для филологической науки»13. В статье «Повествовательная стратегия Платонова в свете текстологии» Н. В. Корниенко рассматривает «движущуюся поэтику творчества»14 писателя. На основании творческой истории произведений автор выделяет «жесткую цикличность» творчества писателя: каждый новый период организуется «установкой на создание романа»15. Такой подход позволяет по-новому объяснить особенности создания отдельных произведений. Отметим, что объем архивных публикаций и комментариев к ним, а также работ, посвященных текстологии, постоянно растет. Назовем наиболее значительные из них. В третьем сборнике «Страны философов» Н. В. Корниенко была опубликована транскрипция романа «Счастливая Москва» и восстановлена творческая история романа. В этом же выпуске введены в научный Оборот материалы, связанные с воронежским периодом жизни Платонова (до 1926 г.). Наибольший интерес в связи с последующей литературной деятельностью Платонова вызывают документальные находки Е. Антоновой, опубликованные в сборнике «"Страна философов" Андрея Платонова» в 1999 и 2000 гг., которые проясняют биографию писателя. Не учитывать эти материалы теперь уже невозможно, так как они многое объясняют в поэтике таких крупных произведений, как «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода». Следующая публикация Е.Антоновой «А.Платонов в "Красной деревне" и "Воронежской коммуне" 1920— 1921 гг.»16 посвящена проблеме атрибуции статей писателя воронежского периода. Материалы трех публикаций исследователя 2000 г. «О некоторых источниках прозы А. Платонова 1926-1927 гг.»17, «А. Платонов и история электрификации Воронежской губернии 1923-1924гг.»18 и «А.Платонов — инженер треста "Росметровес"»19 будут

9 Корниекно Н. В. В художественной мастерской Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. [Вып. 1]. М., 1994. С. 307.

10 Андрей Платонов: Мир творчества. [Т. 2]. М., 1994.

11 Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. [Кн. 1]. СПб., 1995.

12 «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М., 1999.

13 «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М., 2000.

14 «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 2. М., 1995. С. 313.

15 Там же. С. 314.

16 См.: «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 3. С. 463-475.

17 См.: «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 4. С. 460-485.

18 См.: Там же. С. 760-768.

19 См.: Там же. С. 787-804. использованы в комментариях к текстам повестей «Ямская слобода» и «Епифанские шлюзы» в представленной работе.

Отметим еще несколько публикаций сборника «Страна философов». Работа С. Субботина «А. Платонов и Государственное издательство РСФСР в 1921-1922 годах» открывает сложную историю неудавшегося первого московского издания трех книг писателя. На материалах Российского государственного архива экономики основана публикация М. Немцовым и Е. Антоновой докладных записок, рапортов и телеграмм Платонова-губмелиоратора, составленных им в 1922-1926 гг. Эти документы позволяют взглянуть на мелиоративную деятельность писателя «как на один из источников эволюции его мировоззренческих и творческих установок»20. Нужно отметить, что для написания повести «Епифанские шлюзы» послужил весь биографический опыт Платонова-мелиоратора, его инженерный и читательский опыт, а также работа в воронежской периодике: многие статьи на мелиоративные темы стали основой идейно-художественных линий в творчестве последующего времени.

В четвертом выпуске «Страны философов» текстология и комментарий текстов Платонова составляют уже отдельный раздел книги. Особо выделяются глубиной текстологической работы статьи Д. Московской «Художественное осмысление политической реальности первого десятилетия революции в прозе А. Платонова 19261927 гг.», Л. Суматохиной «Платонов в работе над рассказом "Иван Жох"», Н. Дужиной «"Действующие люди" (Проблемы текстологии пьесы "Шарманка")», Т. Лангерака «Очерк "Первый Иван": Опыт комментария», В. Вьюгина «"Чевенгур" и "Котлован": Становление стиля Платонова в свете текстологии». Новое понимание этапов творчества писателя вносят опубликованные в этом выпуске тексты «Технического романа» (Н. Корниенко и В. Гончаров), рассказа «Родина электричества» (М. Платонова, подготовка текста Н. Корниенко), писем к А. Фадееву (В. Перхин).

Восстановлению наследия писателя большое внимание уделяется также исследователями из Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома): вводятся в научный оборот ранее неизвестные произведения и документы из фонда А. П. Платонова (Рукописный отдела Пушкинского Дома); ежегодно проводятся научные семинары, посвященные проблемам творчества А. П. Платонова. В двух изданиях 1995 г. были введены в научный оборот текстологические наблюдения над

20 «Губмелиоратор тов.Платонов». По материалам Наркомата земледелия. 1921-1926 гт. // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 3. С. 474. черновиками романа «Чевенгур» (В. Ю. Вьюгин) и повести «Котлован» (Т. М. Вахитова и Г. В. Филиппов)21, повесть «Строители страны» (В. Ю. Вьюгин) и пьеса «Голос отца» (А. А. Харитонов) . Тогда же были опубликованы несколько неизвестных ранее текстов Платонова, в том числе неоконченный исторический роман «Македонский офицер» (Е. И. Колесникова).

В 2000 г. Институт русской литературы РАН выпустил новую книгу, посвященную творчеству А. П. Платонова, также содержащую текстологические . материалы. Особый интерес представляют фрагменты и небольшие произведения, опубликованные Е. И. Колесниковой, которые позволяют расширить основной массив постоянно публикуемьк произведений писателя и открывают новые источники для дальнейших текстологических исследований. Так, восстановление и публикация текста машинописи рассказа «Великий человек» , обнаруженного исследователем в архиве, позволяют сопоставить машинопись и текст рукописи этого рассказа, находящийся в РГАЛИ. Результаты сопоставления, незначительные на первый взгляд, становятся необходимым «кирпичиком» в построении целостной картины творческого процесса писателя.

В исследованиях творчества Платонова в настоящее время следует выделить еще несколько работ, посвященных текстологическим проблемам. Это статья В. Ю. Вьюгина «"Чевенгур" и "Котлован": Становление стиля Платонова в свете текстологии»24 и публикация Е. И. Колесниковой рассказа «Черноногая девчонка»25. Текстологическое исследование автографа повести «Котлован» позволило осуществить научное издание повести (подготовка текста и машинописных вариантов И. И. Долгова26).

В этом же издании опубликованы полная динамическая транскрипция рукописи «Котлована» (И. И. Долгов), а также подготовленный и прокомментированный киносценарий «Машинист» (Н. В. Корниенко).

21 См. в сб.: Творчество Андрея Платонова. [Кн. 1].

22 См. в сб.: Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов.

23 Колесникова Е. И. Малая проза Платонова // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. СПб., 2000.

24 Вьюгин В. Ю. «"Чевенгур" и "Котлован": Становление стиля Платонова в свете текстологии» // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 4.

25 См.: Колесникова Е. И. Малая проза Платонова // Творчество Андрея Платонова. Кн. 2; Она же. Рассказ «Черноногая девчонка» и его историко-литературный контекст // «Страна философов» Андрея Платонова. Вып. 4.

26 См. в книге: Платонов А. Котлован. Текст. Материалы творческой истории. СПб., 2000.

Нужно сказать еще, что в современном литературоведении очень широк тематический спектр интерпретаторских исследований творчества А. П. Платонова . Но главным в настоящее время все же является точное авторское слово (насколько точным было оно у Платонова, становится видно при внимательном прочтении рукописей), выстраданное и переданное нам великим тружеником и человеком огромного сердца. Каждое новое знание о жизни и творчестве писателя позволяет вернуть настоящее его слово к жизни и, тем самым, отдать дань человеческого признания великому Мастеру. Поэтому наша задача — вернуть всем нам, читателям, истинное слово писателя, который, к тому же, относился к читателям с огромным уважением и безграничным доверием.

Научная новизна определяется впервые проведенным текстологическим анализом произведений Платонова, еще не становившихся предметом изучения. Предметом анализа являются автографы и авторизованные машинописи повестей 1926-1927 гг. «Епифанские шлюзы», «Однажды любившие» и «Ямская слобода», а также черновики пьесы «14 Красных избушек» (1932), очерка «Товарищ пролетариата» (1929) и рассказ «Великий человек» (1939).

Целью представленной диссертации является описание исторической концепции Платонова с опорой на историю текста ставших предметом анализа новых архивных материалов. В связи с этим ставятся следующие задачи:

- провести фронтальную сверку всех известных в настоящее время рукописей, машинописей и прижизненных изданий повестей «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода»;

- провести текстологический анализ, восстановить историю текстов повестей;

- на основе проведенного анализа подготовить к изданию критически установленные тексты повестей;

- составить реальный комментарий произведений, ставших предметом исследования.

Текстологический анализ вместе с реальным комментарием позволит показать возможности комплексного подхода для установления датировки текстов, а также по-новому описать широкий круг вопросов, связанных с исторической концепцией писателя.

Методологически подготовка текстов повестей «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода» основана на достижениях отечественной текстологии. При анализе текстов

27 Подробно об этом см.: Роженцева Е. А. «Страна философов»: Проблемы творчества А. Платонова: (К 100-летию со дня рождения) // Литературоведение. 1999. № 4. С. 141-157. предпринята попытка провести текстологическое и историко-литературное исследование «в их реальном взаимодействии» (Н. В. Корниенко). Методика исследования - историко-литературный комментарий. Для его создания нами привлекаются сведения из периодики 1920-193Ох гг., из истории отечественной литературы, а также из отечественной истории XX века. Текстологические приемы и методы, выбранные в качестве инструмента в данной работе, позволяют решить практические вопросы издания текстов повестей А. П. Платонова и подготовки научного комментария, включающего в себя сведения об истории замысла и сравнительный анализ авторских редакций.

Практическая значимость результатов исследования. Текстологическая подготовка научного издания включает задачу сверки рукописей с машинописями и всеми прижизненными публикациями. Диссертация является первой попыткой описать историю текстов повестей А. П. Платонова «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода» и подготовить к публикации критически установленный текст (2 том Сочинений А. П. Платонова). Практическое применение также могут найти результаты идейно-художественного анализа произведений Платонова, осуществленного на основе реального авторского текста, в работах по истории литературного процесса XX века, в лекциях по новейшей русской литературе в системе среднего и высшего образования.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях. Автором исследования был также подготовлен к публикации и прокомментирован очерк А. П. Платонова «Товарищ пролетариата» («Октябрь». 1999. №7). Результаты исследования сообщались в докладах и обсуждались на международных научных семинарах и конференциях: «Лирический сюжет в прозе А. Платонова 1927 года ("Однажды любившие" и "Епифанские шлюзы")» (ИМЛИ РАН, IV Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения А.П.Платонова, 1999г.); «Контексты очерка "Товарищ пролетариата"» (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), 1999 г.); «"Ямская слобода" А. Платонова: Из истории текста» (Воронежский государственный университет, Третьи Платоновские чтения, посвященные 100-летию со дня рождения писателя, 1999 г.); «Слободской хронотоп (от "Ямской слободы" к рассказам 1936 года)» (ИМЛИ РАН, V Международная научная конференция, посвященная творчеству А. Платонова, 2001 г.); «Преодоление "кризиса гуманизма": А. Блок "Король на площади" - А. Платонов "14 Красных избушек"» (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), XIII Платоновский семинар «Творчество А. Платонова и русская литература», 2002 г.).

Тема работы - описание исторической концепции Платонова с опорой на историю текста и реальный комментарий — определила общую структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историческая концепция А. П. Платонова"

Заключение

Важное место повестей «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода» в творчестве А. П. Платонова определяется их вхождением в рабочий цикл романа «Чевенгур» (цикличность, установленная Н. В. Корниенко). Этими повестями создано историческое поле — взгляд на современность как на явление исторически закономерное, связанное с вековой духовностью народа, вне учета вековых связей не существующее и только в поле традиции возможное будущее - из всего этого вырастал город Чевенгур.

Нужно отметить, что, несмотря на практические цели, которым служил Платонов в жизни и литературе, понимание истории не ограничивается у него практическим подходом инженера к Петровской эпохе, хотя все ценное, что он мог почерпнуть из истории создания канала, явилось основой замысла повести. Исполнение этого замысла вело к платоновскому глубинному пониманию истории, истории, одухотворенной человеком, а потому не мыслимой без духовного начала, которое должно учитываться в любых преобразовательских планах, чтобы они не стали «прожектерством».

М. Геллер считает, что интерес к истории у Платонова возник от «исследования утопии». Но, опираясь даже на самые общие сведения о последовательности написания первых значительный произведений, составивших первый прозаический сборник, можно отметить, что интерес к утопии у писателя возникал параллельно с интересом к истории. И оба направления в его творчестве берут свое начало в огромном деятельном интересе к настоящему. Что явилось побуждением для написания Платоновым произведения на историческую тему, мы не знаем. Но каким бы ни оказался этот мотив - внешним или внутренним - важно, что его появление было органично для определенного этапа в творческом развитии художника. В работе о «Борисе Годунове» А. С. Пушкина Г. О. Винокур так объяснял причину появления исторической драмы в творчестве поэта: «Позиция историка послужила исходным пунктом для развития самосознания Пушкина. Пушкин пытается уяснить себе свое собственное социальное и историческое положение. Для этого надо было научиться смотреть на жизнь в перспективе, хотя бы временно отойти в сторону от текущего момента и оглядеться»413.

413 Винокур Г. О. Комментарии к «Борису Годунову» А. С. Пушкина. М., 1999. С. 283-284.

Думается, у Платонова в 1926 г. (он был почти ровесником Пушкина времени написания «Бориса Годунова» (1825)) наступил такой же важный период. Когда возникла необходимость посмотреть на жизнь в ее реальной, а не космической перспективе, потребностью стало историческое осмысление настоящего. Что же касается всего творчества Платонова, то «Епифанские шлюзы» и «Ямская слобода» оказались в последующий период, и особенно в творчестве военных лет, духовным опытом писателя, который был актуализирован им в преодолении самых жестоких испытаний: «Творческий путь художника в своей психологической основе, в вопросах, которыми он всю жизнь занимался, в характерах, к которым он тяготел, в столкновениях и коллизиях, которые его привлекали, как бы заново был повторен в прозе военных лет во всей своей протяженности»414.

Еще раз обратимся к имени А. П. Чехова, к его глубинному восприятию истории, особенно ярко проявившемуся в «Степи» - произведении не историческом в формальном смысле, но глубоко пронизанном духом русской истории, без этого духа теряющем смысл. Одним из самых ярких исторических символов, по замечанию исследователя творчества Чехова, является в русской литературе степь. Этот образ в творчестве писателя стал центром произведения благодаря своей наполненности — для русской исторической памяти — событиями, легендами, былинами и сказками. Через этот образ Чехов возрождает в сознании читателя не исторические факты, а понимание духовной причастности каждого к родной истории. «Память о национальном прошлом, полагает Чехов, есть опора всякого исторического существования», писатель создает «особую пространственную симметрию прошлого и настоящего, первое не менее исторично, чем второе»415.

Платонову понимание этой «симметрии» было присуще в высшей степени. Органичность его восприятия истории отражена не только в «Епифанских шлюзах», но и в «Ямской слободе». Он видел настоящее в историческом процессе как равноценное по значению прошлому, а исторический момент оценивал через личность человека. Что более значимо в жизни Спиридона Матвеевича («Ямская слобода»): исторические перемены Екатерининского времени и революции или пожар, в котором сгорела его дочь?

414 Васильев В. В. Андрей Платонов. М., 1982. С. 215.

415 Исупов К. Г. Философия и эстетика истории в литературной классике XIX века // Литература и история (Исторический процесс в творческом сознании русских писателей и мыслителей XVIII-XX вв.). Вып. 2. СПб., 1997. С. 139-140.

И, вместе с тем, у Платонова было такое понимание исторического процесса, которое позволило (в какой-то степени это созвучно пониманию С. А. Есенина) увидеть происходящее в XX в. не с близкого расстояния человеческой жизни, а с высоты исторических обобщений, и, наверное, исторических прозрений. И потому он сумел построить свой художественный мир, не следуя общепринятым историческим концепциям, не обвиняя прошлое и, вопреки всему, без отчаяния глядя в будущее. «Горькая и трудная правда, возможно, состоит в том, — написала Н. В. Корниенко, - что в исследовании проблематики тоталитарного общества Платонов далеко обошел не только своих современников, но и сознание конца века, ибо рассматривал сталинскую мифологию эпохи в контекстах не только политических, а как явление глобального кризиса в русской и европейской культуре нового века»416.

Платонов остро ощущал окончание исторической эпохи, которая исторической наукой, возможно, и не выделяется особо. Обостренное чувство происходящего позволяло писателю воспринимать «недавнее прошлое» как «старинное», исторически иное («Семен: (Рассказ из старин, времени)»). Поэтому «Ямскую слободу» вписывает в контекст исторической прозы не только формальный показатель — историческая глава, но и субъективный признак - отношение писателя к дореволюционному времени как к исторически завершившемуся, в котором невозможно уже что-то изменить, и которое само оказалось уже в основании последующих событий.

Исторический поток, в который входила история «малой родины» Платонова, оказался бы иным, не будь к нему причастна и история Воронежского края и многих других, на первый взгляд, не самых исторически значительных мест. Поэтому и в двадцатые, и в тридцатые годы проза Платонова придет в те места, в которые исторические бури не доходили, которые не могли сами о себе «пропеть песнь»: «А я думаю, что когда-нибудь земные черви сами запоют, раз о них петь некому. Черви же, это люди бедняки: факт! Это мы!» («14 Красных избушек»). Им нужен был голос писателя. У Платонова история отдельного человека становится историей всего человечества. И обширное прикаспийское пространство, удаленное от столицы и забытое, сменяется неизвестной деревней Минушкино (может быть оттого, что «все минет.») - географической точкой на карте, в которой живет великий человек Григорий Хромов («Великий человек»).

416 Корниенко Н. В. Предисловие // Платонов А. П. Записные книжки. М., 2000. С. 4.

Неизвестные населенные пункты, неизвестные великие люди составляют великий поток истории. Об этом забывают только те, кто «записывает» исторические факты, кто считает себя «над массой». И это невнимание к главному деятелю истории -народу - было во все времена, и, как увидел Платонов, сохранилось после революции. А он в каждой строчке стремился к тому, чтобы дать истинному историческому деятелю голос, чтобы время само рассудило людей и сохранило «величие простых сердец», чтобы по тем результатам, к которым придет жизнь поколения, можно было определить, кто нужен для истории - «кто слабый, а кто нет» («Великий человек»), - а чье изображение останется даже не «Каменным всадником», а глиняным истуканом, бесполезность которого для людей очевидна. * *

Остановить в вопросах вечных — философских, эстетических, этических — ускользающее время пытаются все художники. Люди одаренные наиболее остро чувствуют душевную неудовлетворенность в безвременье. Но исчерпать неисчерпаемое, дойти до сути безмерного дано, наверное, немногим. Время для каждого художника давало направление этому поиску. И, вслушиваясь в эпоху, искал человеческую нравственную основу в жизни А. П. Платонов. Е. А. Яблоков так определяет место Платонова в литературе послереволюционного десятилетия: «Проза 20-х годов, как известно, отличалась стремлением "начать все сначала" — вполне ясно, почему. <.> Для одних писателей важно было обнажить корни общественного устройства, истоки государственности, заново исследовать человеческие отношения, их мотивы и формы. Другие - их меньшинство, но Платонов в их числе — не останавливались на этом и старались постигнуть самые основы человеческого бытия»417.

В 1938 г. Платонов так писал о смысле существования народа в истории: «Для отдельного человека и для целого народа нет стыда или ущерба жить в том или другом веке — сто или две тысячи лет назад. Но есть преимущество и абсолютная ценность в том, куда человек или исторически-решающая часть народа обратит фронт своих сил: если в правильно понятое будущее, то такой народ (и даже отдельный человек) останется современником, товарищем и собеседником всего человечества на все время существования последнего на земле»418.

417 Яблоков Е. А. Безвыходное небо // Платонов А. П. Чевенгур. М., 1991. С. 8.

418 Платонов А. П. «Сущий рай» (По поводу романа Р. Олдингтона «Сущий рай») // Платонов А. П. Размышления читателя. М., 1980. С. 167-168.

 

Список научной литературыРоженцева, Елена Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Архивные материалы

2. Платонов А. П. Великий человек. Автограф, лл. 1-38 // РГАЛИ. Ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 72.

3. Платонов А. П. Впрок. Авторизованная машинопись, лл. 1-92 // Резервный фонд архива М. А. Платоновой в ИМЛИ (Группа собрания сочинений А. П. Платонова. Опись Н. В. Корниенко).

4. Платонов А. П. Епифанские шлюзы. Автограф, лл. 1-100 // Резервный фонд архива М. А. Платоновой в ИМЛИ (Группа собрания сочинений А. П. Платонова. Опись Н. В. Корниенко).

5. Платонов А. П. Епифанские шлюзы. Авторизованная машинопись, лл. 1-34 // РГАЛИ. Ф. 2124, оп.' 1, ед. хр. 68.

6. Платонов А. П. Однажды любившие. Автограф, лл. 1-14 // Резервный фонд архива М. А. Платоновой в ИМЛИ (Группа собрания сочинений А. П. Платонова. Опись Н. В. Корниенко).

7. Платонов А. П. Товарищ пролетариата. Автограф, лл. 1-14 // Резервный фонд архива М. А. Платоновой в ИМЛИ (Группа собрания сочинений А. П. Платонова. Опись Н. В. Корниенко).

8. Платонов А. П. 14 Красных избушек. Черновой автограф, лл. 78-204 // РГАЛИ. Ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 90.

9. Платонов А. П. 14 Красных избушек. Авторизованная машинопись, лл. 1-77 // РГАЛИ. Ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 90.

10. Платонов А. П. Ямская слобода. Автограф, лл. 1-66 // Резервный фонд архива М. А. Платоновой в ИМЛИ (Группа собрания сочинений А. П. Платонова. Опись Н. В. Корниенко).

11. Платонов А. П. Ямская слобода. Авторизованная машинопись, лл. 1-51 // РГАЛИ. Ф. 2124, оп. 1, ед. хр. 79.11. Издания А. П. Платонова

12. Платонов А. Гидроэлектрическая станция на р. Дон имени Ленина // Воронежская коммуна. 1924. 22 февраля. №43. С. 1.

13. Платонов А. Голубая глубина. Краснодар: Буревестник, 1922. - 93 с.

14. Платонов А. Епифанские шлюзы. М.: Мол. гвардия, 1927. - 285 с.

15. А. Платонов А. Живя главной жизнью. (Сост., послесл. и примеч. В. В. Васильева) М.: Правда, 1989. - 448 с.

16. ПлатоновА. Избранное. (Послесловие М.Лобанова). М.: Московский рабочий, 1966.-544 с.

17. Платонов А. Избранное. М.: Гудьял-Пресс, 1999. - 592 с.

18. Платонов А. Котлован. Текст. Материалы творческой истории. (Подготовка текста И. И. Долгова). СПб.: Наука, 2000.-381 с.

19. Платонов А. Македонский офицер // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. Кн. 1. СПб.: Наука, 1995. - С. 245-264.

20. Платонов А. Машинист (либретто). (Подготовка текста Н.В.Корниенко) // Платонов А. Котлован. Текст. Материалы творческой истории. — СПб.: Наука, 2000. -С. 309-322.

21. ПлатоновА. Победим ли мы засуху? // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. Кн. 1. СПб.: Наука, 1995. - С. 221-225.

22. Платонов А. Происхождение мастера. М.: Федерация, 1929. - 260 с.

23. Платонов А. Против халтурных судей. (Ответ В. Стрельниковой) // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М.: Современный писатель, 1994. - С. 250-253.

24. Платонов А. Рассказ о многих интересных вещах // Наша газета. (Воронеж). 1923. 12 июля 19 авг.

25. Платонов А. Сказки русского народа: («Рус. нар. сказки» в обраб. А. Н. Толстого) // Огонек. 1947. № 26.

26. Платонов А. Сокровенный человек. М.: Мол. гвардия, 1928. - 226 с.

27. Платонов А. П. Григорий Хромов. Великий человек. (Публикация Е. И. Колесниковой) // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. СПб.: Наука, 2000. - С. 305-318.

28. Платонов А. П. Взыскание погибших: Повести. Рассказы. Пьеса. Статьи. -М.: Школа-Пресс, 1995. 672 с.

29. Платонов А. П. Записные книжки. Материалы к биографии. (Сост., подгот. текста, предисл. и примеч. Н. В. Корниенко) М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - 424 с.

30. Платонов А. П. Размышления читателя. М.: Современник, 1980. - 287 с.

31. Платонов А. П. Собр. соч.: В 3 т. М.: Советская Россия, 1985.

32. Платонов А. П. Чевенгур. (Сост., вступ. ст. и коммент. Е. А. Яблокова) М.: Высш. шк., 1991.-652 с.

33. Ф. Человеков. «Ирина Годунова» // Литературная газета. 1939. 30 мая. № 30.

34. I. Исторические работы и художественные произведения других авторов

35. Бабель И. Избранное. М.: Худ. лит., 1957. - 376 с.

36. БлокА. Собр. соч.: В 6 т. Л.: Худож. лит., 1982.

37. Горький М. Статьи и памфлеты. Л.: Мол. гвардия, 1948. - 352 с.

38. Записные книжки А. П. Чехова. — М., 1927. 138 с.

39. КлючевскийЛ. О. Курс русской истории. М.-Пг.: Гос. изд., 1925.

40. Колосов М. Комсомольские рассказы. М.: Мол. гвардия, 1925. - 66 с.

41. Леонов Л. Барсуки. Роман. Л.: Гос. изд., 1925. - 306 с.

42. Олеша Ю. Избранное. М.: Худож. лит., 1935. - 256 с.

43. Серапионовы братья. Альманах первый. СПб.: Алконост, 1922. - 127 с.

44. Павлов-Сшьванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты. — СПб., 1897. -386 с.

45. Перри Д. Состояние России при нынешнем царе. М.: Изд. о-ва истории и древностей росс, при Моск. ун-те, 1871. - 196 с.

46. ПильнякБ. Повести и рассказы. (Сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанов)-М.: Современник, 1991. 687 с.

47. Пильняк Б. Соч.: В 3 т. М.: Издательский дом «Лада М», 1994.

48. Платонов С. Ф. К истории городов и путей на южной окраине Московского государства в XVI веке. СПб., 1898. - 24 с.

49. Платонов С. Ф. Петр Великий. Личность и деятельность. Л.: Время, 1926.113 с.

50. Соболь А. Собр. соч.: В 4 т. М.: Земля и фабрика, 1926.

51. Толстой А. Н. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. лит., 1958-1961.

52. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. IV. Ч. И. Приложения. СПб., 1863. - 672 с.

53. Чапыгин А. Собр. соч. М.-Л.: ГИЗ, 1928.

54. Чехов & П. Собр. соч.: В 12 т. М.: Худож. лит., 1954-1957.

55. Шкловский В. .Zoo или Письма не о любви. Л.: Атеней, 1924.-96 с.

56. ЭренбургИ. Собр. соч.: В 8 т. -М.: Худож. лит., 1990-2000.1.. Текстология. Теория литературы

57. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Худож. лит., 1975. 504 с.

58. Вахитова Т. М. и Филиппов Г. В. К творческой истории повести Андрея Платонова «Котлован» (Фрагменты чернового автографа) // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. Кн. 1. СПб.: Наука, 1995. - С. 91-92.

59. Винокур Г. Биография и культура. — М., 1927. 86 с.

60. Винокур Г. О. Полное собрание трудов: Комментарии к «Борису Годунову» А. С. Пушкина. М.: Лабиринт, 1999. - 416 с.

61. Вьюгин В. Ю. Теория и практика публикации рукописей: к проблеме транскрибирования платоновских текстов // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 5. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. - С. 473^191.

62. Гришунин А. Л. Исследовательские аспекты текстологии. — М.: Наследие, 1998.-416 с.

63. Грознова H.A. Наброски к замыслу неизвестного романа? (По неопубликованным рукописям А. Платонова в Пушкинском Доме) // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. Кн. 1. — СПб.: Наука, 1995. — С. 146— 152.

64. Громова-Опульская Л. Д. Основания «критики текста» // Современная текстология: теория и практика. М.: Наследие, 1997. - С. 23-34.

65. Долгов И. И. Динамическая транскрипция рукописи «Котлована» // Платонов А. Котлован. Текст. Материалы творческой истории. СПб.: Наука, 2000. - С. 165— 308.

66. Запевалов В. Н. Рукописи «Тихого Дона» в Пушкинском Доме // Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов. А. Платонов. Л. Леонов. -СПб.: Наука, 1995. С. 5-22.

67. Колесникова Е. И. Рукописное наследие А. Платонова в Пушкинском Доме // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. Кн. 1. -СПб.: Наука, 1995. С. 207-220.

68. Колесникова Е. И. Рассказ «Черноногая девчонка» и его историко-литературный контекст // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - С. 805-814.

69. Корниенко Н. В. В художественной мастерской Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. — М.: Наследие, 1994. -С. 306-341.

70. Корниенко Н. В. «Добрые люди» в рассказах А. Платонова конца 30—40-х годов. Предварительные текстологические заметки // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. СПб.: Наука, 2000. - С. 3-24.

71. Корниенко Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. 1993. № 1.

72. Корниенко Н. В. «.На краю собственного безмолвия» // Новый мир. 1991.9.

73. Корниенко Н. В. Наследие А. Платонова испытание для филологической науки // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - С. 117-137.

74. Корниенко Н. В. О некоторых уроках текстологии // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. Кн. 1. — СПб.: Наука, 1995. — С. 423.

75. Корниенко Н. В. Основной текст Платонова 30-х годов и авторское сомнение в тексте (От «Котлована» к «Счастливой Москве») // Современная текстология: теория и практика. М.: Наследие, 1997. - С. 176-192.

76. Корниенко Н. В. Повествовательная стратегия Платонова в свете текстологии // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 2. — М.: Наследие, 1995.-С. 312-335.

77. Корниенко Н. В. «.Сохранить в неприкосновенности» // Новый мир. 1991.1.

78. Лихачев Д. С., при участии Алексеева А. А. и Боброва А. Г. Текстология (на материале русской литературы Х-ХУП вв.). СПб.: Алетейя, 2001. - 759 с.

79. Опульская Л. Д. Эволюция мировоззрения автора и проблема выбора текста // Вопросы текстологии. Сборник статей. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 89-134.

80. Опульская Л. Д. Некоторые итоги текстологической работы над Полным собранием сочинений Л. Н. Толстого II Там же. — С. 247—288.

81. Опульская Л. Д. Документальные источники атрибуции литературных произведений // Вопросы текстологии. Сборник статей. Вып. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. -С. 9-51.

82. Основы текстологии. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 500 с.

83. Рейсер С. А. Основы текстологии. — Л.: Просвещение, 1978. 176 с.

84. Рейсер С. А. Палеография и текстология нового времени. М.: Просвещение, 1970.-336 с.

85. Современная текстология: теория и практика. М.: Наследие, 1997. — 200 с.

86. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. В 3 т.- М.: Изд-во АН СССР, 1962-1965.

87. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. Л.: Прибой, 1928.- 230 с.

88. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерки текстологии. М.: Искусство, 1959.-279 с.

89. Харитонов А. А. Пьеса А. П. Платонова «Голос отца» («Молчание»). История текста история замысла // Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов. А. Платонов. Л. Леонов. - СПб.: Наука, 1995. - С. 391-408.

90. V. Литературоведческие и литературно-критические работы

91. АбрамовЯ. Наша жизнь в произведениях Чехова // Книжки Недели. 1898,июнь.

92. Абрамова Н. «Победить засуху и нищету» // Наш Платонов. — Воронеж: Центр духовн. возрождения Черноземн. края, 1999. С. 296-300.

93. Авербах Л. «Долой Плеханова». (Куда растет школа Воронского) // На литературном посту. 1928. № 20-21.

94. Аннинский JI. А. Запад и Восток в творчестве Андрея Платонова // Вопросы литературы. 1967. № 4.

95. Андрей Платонов в документах ОГПУ-НКВД-НКГБ. 1930-1945. Публикация В. Гончарова и В. Нехотина // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. -М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. С. 848-884.

96. Андроникашвили-Пильняк Б. Б. Города или веси: Пильняк и Есенин. // Борис Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения. М.: Наследие, 1995. - С. 91-116.

97. Андроникашвили-Пильняк К. Б. Борис Пильняк: 1915 год. История любви и творчества // Борис Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения. М.: Наследие, 1995. -С. 153-171.

98. Антонова Е. А. Платонов в «Красной деревне» и «Воронежской коммуне» 1920-1921 гг. К атрибуции статей писателя // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. - С. 463-475.

99. Антонова Е. А.Платонов и история электрификации Воронежской губернии 1923-1924 гг. // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - С. 760-768.

100. Антонова Е. А. Платонов инженер треста «Росметровес» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - С. 787-804.

101. Антонова Е. О некоторых источниках прозы А. Платонова 1926-1927 гг. // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - С. 460-485.

102. Арватов Б. Леонардо да Винчи // Горн. 1920. Кн. V.

103. Асеев Н. Ключ сюжета // Печать и революция. 1925. № 7.

104. Белая Г. Критика в контексте эстетики (о деятельности и творчестве А. Лежнева) // Лежнев А. О литературе. Статьи. М.: Советский писатель, 1987.

105. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

106. Бочаров С. Г. «Вещество существования». (Выражение в прозе) // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. - С. 10—46.

107. Васильев В. Национальная трагедия: утопия и реальность. (Роман «Чевенгур» в контексте его времени) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. М.: Наследие, 1994. - С. 51-72.

108. Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. — М.: Современник, 1982.-230 с.

109. Воронский А. На перевале // Красная новь. 1923. № 3.

110. Воронский А. Полемические заметки // Красная новь. 1924. № 5.

111. Въюгин В. Ю. Поэтика А. Платонова и символизм // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. -С.267-272.

112. Геллер М. Я. Андрей Платонов в поисках счастья. — М.: МИК, 1999.432 с.

113. Григорьев М. Приемы сценического воздействия на зрителя в пьесах Чехова//Горн. 1920. Кн. V.

114. Грознова H.A. Ранняя советская проза. 1917-1925. Л.: Наука, 1976.203 с.

115. Громов М. П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989. - 384 с.

116. ГурвичА. Андрей Платонов // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М.: Современный писатель, 1994. - С. 358-413.

117. ДебюзерЛ. Тайнопись в романе «Счастливая Москва» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. С. 630-639.

118. Дмитровская М. А. П. Платонов и В. А. Поссе // Андрей Платонов. Проблемы интерпретации. Воронеж, 1995. - С. 44—51.

119. Дмитровская М. А. Образная параллель «человек-дерево» у А. Платонова // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Кн. 2. СПб.: Наука, 2000. - С. 25-40.

120. Дмитровская М. А. «Огненная Мария» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 5. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003.

121. Евдокимов А. Образы романа на страницах литературной критики писателя // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. — М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. С. 276-280.

122. Ермилов В. За живого человека в литературе. М.: Федерация, 1928.312 с.

123. Зайцев Б. К. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. Литературные биографии. М.: Дружба народов, 1999. - 544 с.

124. Залыгин'С. П. Литературные заботы. М.: Современник, 1972. - 304 с.

125. История русского советского романа. В 2-х кн. М.-Л.: Наука, 1965.

126. Исупов К. Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992. - 155 с.

127. Исупов К. Г. Философия и эстетика истории в литературной классике XIX века // Литература и история (Исторический процесс в творческом осознании русских писателей и мыслителей XVIII-XIX вв.). Вып. 2. СПб.: Наука, 1997. - С. 110-144.

128. Йосихара М. Об отношении между странником и инженером в повестях «Эфирный тракт» и «Котлован» // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 2. М.: Наследие, 1995. - С. 198-206.

129. Казаркин А. Платонов и евразийство // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. -С. 218-224.

130. Келлер В. Андрей Платонов // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материальпс биографии. М.: Современный писатель, 1994. — С. 157-162.

131. Корниенко Н. В. Сочинения и жизнь Андрея Платонова // Платонов А. П. На заре туманной юности: Повести и рассказы. М.: Дет. лит., 2002. - С. 5-22.

132. Корниенко Н. В. «Страна философов». (Сомнения и откровения Фомы Пухова) // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. -С.227-245.

133. Корниенко Н. В. «Я прожил жизнь.» Хроника жизни и творчества А.П.Платонова// Платонов А. П. Взыскание погибших: Повести. Рассказы. Пьеса. Статьи. М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 629-636.

134. Красильников В. О молодой прозе // Печать и революция. 1926. № 7.

135. Краснощекова Е. А. А. Платонов и Вс. Иванов (вторая половина 20-х годов) // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1970. - С. 147-156.

136. Лангерак Т. Андрей Платонов в 1926 году // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. - С. 193-211.

137. Лангерак Т. Андрей Платонов в Воронеже // Russian Literature. Amsterdam, 1988. № XXXIII.

138. Лангерак Т. Андрей Платонов. Материалы для биографии. 1899-1929 гг. Амстердам: Пегасус, 1995. - 276 с.

139. Лангерак Т. Комментарии к сборнику «Епифанские шлюзы» // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М.: Современный писатель, 1994.-С. 184-203.

140. Ласунский О. Г. Житель родного города: воронежские годы Андрея Платонова. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1999. -288 с.

141. Лежнев А. О «Зависти» Ю. Олеши // Революция и культура. 1927. № 1.

142. Лежнев А. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. - 432 с.

143. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. 192 с.

144. ЛотманЮ.М. О русской литературе. Статьи и исследования (19581993). СПб.: Искусство-СПб., 1997. - 845 с.

145. Лукач Г. Эммануил Левин // Литературное обозрение. 1937. № 19-20.

146. Луначарский А. Лев Давыдович Троцкий о литературе // Печать и революция. 1923. Кн. 5.

147. Лунин Б. Л. Леонов. Барсуки // Книгоноша. 1925. № 29. 31 августа.

148. Львов-Рагачевский В. Город и деревня в новейшей литературе // Город и деревня. 1925. № 1.

149. Лысое А. «Счастливая Москва» и «Град всечеловечества»: о концепции культуры в творчестве Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. - С. 131-142.

150. Майзелъ М. Ошибки мастера // Звезда. 1930. № 4.

151. Малыгина Н. Образы-символы в творчестве Андрея Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. М.: Наследие, 1994. -С. 162-184.

152. Матвеева И. Символика образа главной героини // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. -С. 312-319.

153. Мессер Р. Д. А. Н. Толстой. Критический очерк. Л.: Гослитиздат, 1939. -176 с.

154. Мессер Р. Д. Советская историческая проза. Л.: Сов. писатель, 1955.304 с.

155. Московская Д. Платонов и краеведение // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 5. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2003. - С. 7-34.

156. НемцовМ. и Антонова Е. «Губмелиоратор тов.Платонов». По материалам Наркомата земледелия. 1921-1926 гг. // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. - С. 463-475.

157. Никонова Т. А. Комментарий к повести «Епифанские шлюзы» // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1970.-С. 204-210.

158. Овсянников И., Ходякова Г. «Здесь грустная жизнь» (Сто дней Платонова в Тамбове) // Наш Платонов. Воронеж: Центр духовн. возрождения Черноземн. края,1999.- С. 292-296.

159. Очерк истории русской советской литературы: В 2 ч. Ч. 1. (1918-1934 гг.) М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. - 376 с.

160. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет.-М., 1934.

161. Переверзев В. Ф. На фронтах текущей беллетристики // Печать и революция. 1923. Кн. 4.

162. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980.-413 с.

163. ПиксановН. К. Областные культурные гнезда. М.-Л.: Гос. изд., 1928.148 с.

164. Пономарева С. «Я родился на прекрасной живой земле.»: Опыт комментирования мелиоративной практики А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. — М.: ИМЛИ РАН, Наследие,2000.-С. 486-491.

165. Против механистического литературоведения. Дискуссия о концепции В. Ф. Переверзева. М., 1930. - 201 с.

166. Русская советская литература. М.: Учпедгиз, 1958. - 727 с.

167. Русская советская повесть 20-30-х годов. — Л.: Наука, 1976. 254 с.

168. Свительский В. Конкретное и отвлеченное в мышлении А. Платонова-художника // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1970. - С. 7-26.

169. Семенова С. Россия и русский человек в пограничной ситуации: Военные рассказы Андрея Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. Юбилейный. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. - С. 138-152.

170. Сиповский В. В. H. М. Карамзин, автор «Писем русского путешественника».-Спб., 1899.-578 с.

171. Скобелев В. П. О народном характере в прозе А. Платонова 20-х годов // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1970. - С. 56-74.

172. Смирнов-Кутаческий А. Мастер очерка // Красная новь. 1929. №11.

173. Стеллеман Е. Драматическое творчество А. Платонова: Обзор и предварительные замечания // Russian Literature. Amsterdam, 1999. № XLVI-II.

174. Стенограмма творческого вечера Андрея Платонова в ВССП 1 февраля 1932 года // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. -М.: Современный писатель, 1994. С. 293-317.

175. Стрельникова В. «Разоблачители» социализма. О подпильнячниках // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. — М.: Современный писатель, 1994. С. 246-250.

176. Субботин С. А.Платонов и Государственное издательство РСФСР в 1921-1922 годах // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 3. М.: ИМЛИ, Наследие, 1999. - С. 439-462.

177. Тальников Д. Литературные заметки // Красная новь. 1929. Кн. 1.

178. Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. - С. 47-83.

179. Толстая-Сегал Е. «Стихийные силы»: Платонов и Пильняк (1928-1929) // Андрей Платонов: Мир творчества. — М.: Современный писатель, 1994. С. 84-104.

180. Турбин В. Сокровенные люди // Комсомольская правда. 1966. 14 июля.

181. Тынянов Ю. Литературное сегодня // Русский современник. 1924. № 1.

182. Усиевич Е. Разговор о герое // Литературный критик. 1938. № 9-10.

183. Фоменко Л. К вопросу о концепции героя в творчестве А. Платонова 20-х годов // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1970. — С. 45-55.

184. Фоменко Л. О природе конфликта в рассказах А. Платонова второй половины 30-х гг. // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 5. М.: ИМЛИ РАН, Наследие. - С. 56-62.

185. Формозов А. А. Классики русской литературы и историческая наука. М.: Радикс, 1995.-157 с.

186. ХодельР. Переводы романа «Чевенгур» с точки зрения проблемы ирреально-реального пространства // Russian Literature. Amsterdam, 1999. XLVI-II.

187. Чалмаев В. А. Андрей Платонов. М.: Сов. Россия, 1978. - 176 с.

188. Чалмаев В. А. Андрей Платонов: К сокровенному человеку. — М.: Сов. писатель, 1989.-445 с.

189. Чалмаев В. А. Пленник свободы («Нечаянные» и вечные катастрофы в прекрасном и яростном мире Андрея Платонова) // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. -М.: Наследие, 1994. С. 3-50.

190. Шкловский В. Андрей Белый // Русский современник. 1924. № 2.

191. Шубин JI. Андрей Платонов // Вопросы литературы. 1967. № 6.

192. Шубин Л. Первая школа искусства жить: Истоки творчества Андрея Платонова // Вопросы литературы. 1984. № 1.

193. Шубин JI. А. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М.: Сов. писатель, 1987. - 368 с.

194. Шубина Е. Созерцатель и делатель (1899-1926) // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. — М.: Современный писатель, 1994.-С. 138-154.

195. Шубина Е. «Я помню их, ты запомни меня.» // Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М.: Современный писатель, 1994.-С. 6-12.

196. Щукин В. Г. Дом и кров в славянофильской концепции // Вопросы философии. 1996. № 1.

197. Эйхенбаум Б. В поисках жанра // Русский современник. 1924. № 3.

198. ЭфросА. Восстание зрителя // Русский современник. 1924. № 1.

199. Яблоков Е. О типологии персонажей А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 1. М.: Наследие, 1994. - С. 194-203.

200. Яблоков Е. А. На берегу неба (Роман Андрея Платонова «Чевенгур»). -СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 376 с.

201. Яблоков Е. А. Пастораль в пустыне (пьеса А. Платонова «14 Красных Избушек») // Структура текста и семантика языковых единиц. Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2001. - С. 3-23.

202. Яблоков Е. A. Homo Creator Homo Faber - Homo Spectator. (Тема «мастерства» у А. Платонова и М. Булгакова) // Russian Literature. Amsterdam, 1999. XLVI-II.

203. Барсов П. Накануне энергетической революции. Новое открытие академика А. Ф. Иоффе // Красная нива. 1928. № 47.

204. Бухарин Н. И. Партия и оппозиция на пороге XV партсъезда. Доклад на собрании актива Ленинградской организации ВКП(б) 26 октября 1927 г. // Бухарин Н. И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. С. 315-367.

205. Грэн М. Молодая смекалка // Смена. 1928. № 9.

206. Иванов Вл. Пески Центрально-Черноземной Области и их использование // Народное хозяйство Центрально-Черноземной Области. 1925. Кн. П.

207. Иоффе А. Ф. Достижения физики. — М.: Гудок, 1928. 30 с.

208. Иоффе А. Ф. Физика за десять лет. М.: Работник просвещения, 1928.14 с.

209. Крумин Г. Шахтинский процесс // Красная новь. 1928. № 8.

210. Лебедев Д. Техника угнетения // Смена. 1929. № 24.

211. ЛегунА.И. Воронежско-ростовский водный путь. Воронеж, 1909.98 с.

212. Лопатин А. Когда машины за нас? // Смена. 1929. № 24.

213. На пути к солнечным заводам // Смена. 1928. № 22.

214. Перри Д. Состояние России при нынешнем царе. М., 1871. - 193 с.

215. Постановление ЦК РКП(б) «О специалистах» // Известия. 1925. 23 авг.

216. Пуле Г. А. Условия судоходства в Центрально-Черноземной Области в связи с общим положением судоходного дела в России // Народное хозяйство Центрально-Черноземной Области. 1925. Кн. III.

217. Рубинчик В. Технику массам // Смена. 1929. № 2.

218. Сталин И. В. Сочинения. Т. 12. М.: Гос. изд. полит., 1949. - 398 с.

219. Улърих В. Пора покончить с вредительством // Красная нива. 1929. № 26.

220. Фомин Г. Общественно-мелиоративные работы в Воронежской губернии // Народное хозяйство-Центрально-Черноземной Области. 1925. Кн. II.

221. Яковлев Я. А. О колхозном строительстве // Известия. 1931. №75. 17 марта.

222. Яковлев Я. А. О совхозном строительстве // Известия. 1931. №72 14 марта.1. V. Диссертации

223. Афанасьев Э. Л. Русская литература рубежа XVIII-XIX вв.: Переломный этап национального самопознания. (Аксиология и поэтика.) Автореферат дисс. . д-ра филол. наук. М., 2002.

224. Въюгин В. Ю. «Чевенгур» Андрея Платонова. (К творческой истории романа). Дисс. канд. филол. наук. СПб., 1992.-223 с.

225. Дмитровская М. А. Язык и миросозерцание А. Платонова. Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1999. - 292 с.

226. ДырдинА.А. Русская философская проза после 1917 года: А. П. Платонов, М. М. Пришвин, JI. М. Леонов. (Символика мысли). Автореферат. . д-ра филол. наук. Саратов, 2002.

227. Заровная В. П. Лирическая драма А. Блока. Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1981.-176 с.

228. Кдырбаева Б. А. История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. (А. Толстой, М. Алданов, В.Набоков, Е.Замятин). Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1996.-354 с.

229. Корниенко Н. В. Философские искания и особенности художественного метода Андрея Платонова. Дисс. . канд. филол. наук. Л., 1979.-202 с.

230. Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова в контексте литературного процесса 1920-1930-х годов. Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1992. -310с.

231. Матвеева О. В. Историческая проза Марка Алданова: Философия, история, типология характеров, жанровые формы. Дисс. . канд. филол. наук. М., 1992. -200 с.

232. Пастушенко Ю. Г. Мифологические основы сюжета у А. Платонова (Роман «Чевенгур»). Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1998. 175 с.

233. Петровская Н. Ю. Концепция личности и история в творчестве А. Н. Толстого. Дисс. канд. филол. наук. Бирск, 2000. - 195 с.

234. Скороспелова Е. Б. Жанровые аспекты развития русской советской прозы 20-30-х годов. (Судьбы романа). Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1985. - 392 с.

235. ТрубинаЛ.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология. Поэтика. Дисс. д-ра филол. наук. — М., 1999. 328 с.

236. Фоминых Т. Н. Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х гг.: Историософия и поэтика. Дисс. д-ра филол. наук. М., 1998. - 383 с.