автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Народ и герой в прозе А. Платонова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Короткова, Анна Васильевна
Введение.
Глава I. Народный характер в прозе А. Платонова.
1.1. Народ и герой. Анализ проблемы.
1.2. Традиции и новаторство в осмыслении народной жизни.
Глава II. Поэтика изображения народного характера.
2.1. Символика и её разновидности.
2.2. Особенности жанра и стиля.
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Короткова, Анна Васильевна
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы, которая всегда занимала А. Платонова и являлась предметом его художественных исканий. «Народ весь мой бедный и родной, - размышлял писатель в записных книжках. - Почему, чем беднее, тем добрее. Ведь это же надо кончать - приводить наоборот. Вам радость от доброго, если он бедный?».1 Именно народу «бедному» материально, но богатому духовно посвящены произведения писателя конца 20-х - 30-х годов XX века: «Сокровенный человек» (1928), «Чевенгур» (1929), «Котлован» (1930), «Ювенильное море» (1932).
Изданная в 1928 году повесть «Сокровенный человек» стала свидетельством рождения в литературе нового автора со своеобразным мышлением, стилем и языком. Однако последующим замыслам художника не суждено было осуществиться при его жизни. «Чевенгур», завершенный в 1929 году, был впервые полностью напечатан во Франции в 1972 году, а в России он был опубликован лишь спустя шестнадцать лет. «Котлован» и «Ювенильное море», продолжившие чевенгурскую тему, впервые были изданы в 1987 году. Произведения этого периода объединены тематической общностью, исследованием злободневных проблем современного писателю мира. А. Платонов раскрывал характер обыкновенных, ничем не выдающихся людей, их способность воспринимать мир и реагировать на происходящее в соответствии с ситуацией, когда приходилось выбирать между жизнью и смертью. Вообще, вся жизнь героев писателя была своеобразной битвой за выживание в условиях голода и разрухи революционного периода, гражданской войны и создания новых условий жизни.
Из нового мира рождается новейший. Всякое существо несколько раз сбрасывает кожу. Спускает сукровицу и т. д. - прежде чем получить постоянство»,2 - констатировал писатель. Именно время «спускания сукровицы»
1 Платонов А.П. Деревянное растение. Из записных книжек. - М., 1990. - С. 33.
2 Там же. - С. 98. исследовал А. Платонов в художественном мире своих произведений. Его народ, создавая «новейший мир», не просто испытывал трудности и дискомфорт жизни, но и выглядел при этом совершенно неприглядным образом, так же, как и меняющее кожу животное. Мучительные старания героев привести «массы» к осознанию необходимости перемен наталкивались на откровенную враждебность и непонимание. Однако люди не сдавались перед возникающими трудностями и проявляли такие черты характера, как упорство, настойчивость и целеустремленность. При этом герои писателя действовали исходя из того, какую жизнь (как им казалось) заслужил измученный народ. В результате убийства буржуев, кулаков и подкулачников, эксплуатировавших бедняков, становились не только пропуском в новый мир, но и гарантией его создания. Писатель не решал возникающие противоречия между благородной целью героев и «грязными средствами», он показывал это как неизбежный факт, как следствие сложившихся обстоятельств.
Раскрывая эстетические и философские аспекты темы, невозможно не затронуть взаимодействие творчества А. Платонова с классическими произведениями XIX-XX веков таких писателей, как Н. Лесков, М. Салтыков-Щедрин, JI. Леонов, М. Булгаков. Продолжая исследовать традиционную в литературе тему «народ и герой», А. Платонов по-новому интерпретировал ее, придав оригинальность: писатель выразил в мышлении, языке и поведении обыкновенных людей парадоксальное понимание того, как надо строить новый социум и жить в нём. Кроме того, автор в своих произведениях изучал сознание народа и его героев в отношении к природному, предметному и вещному миру, к духовной и физической сути человека.
Несмотря на почти вековую дистанцию, разделяющую время эпохи А. Платонова и современность, актуальность его произведений не уменьшается, а возрастает. Причина этого кроется в проблематике, посвященной «вечным» темам: поиску людьми смысла жизни и своего предназначения.
Именно эти вопросы пытались разрешить герои писателя, осознавая несовершенство окружающего их мира.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы « народ и герой» в отечественном литературоведении. Несмотря на внушительное число работ, содержащих значимые наблюдения по данному вопросу, целостных исследований, посвященных изучению сущности темы «народ и герой» в прозе А. Платонова, нет. Для более глубокого понимания и раскрытия этого вопроса представляется необходимым проследить развитие народного характера в соотнесении с героями, выделившимися из «массы» не только в силу своего желания помогать и заботиться обо всех страдающих, но и благодаря своей способности осмыслять происходящие перемены, видя в них не только благо, но и негативные моменты и тенденции.
Объектом исследования определены основные платоновские произведения конца 1920-х - 1930-х годов: «Сокровенный человек», «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море». Предметом изучения стала проблема «народ и герой», составляющей частью которой являются самосознание народа в социальной перестройке, драматизм процесса, многозначность авторской позиции в условиях коренного изменения традиционного уклада жизни.
Методология исследования опирается на историко-литературный, сравнительно-типологический методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды М. Бахтина, Б. Вышеславцева, В. Канашкина, А. Лосева, Ю. Лотмана, В. Скобелева, В. Топорова, Д. Шеппинга, Л. Шубина; а также работы по изучению творчества А. Платонова: К. Баршта, В. Васильева, В. Вьюгина, А. Дырдина, Л. Карасева, Н. Корниенко, Н. Малыгиной, О. Меерсон, Н. Полтавцевой, Т. Радбиля, Л. Фоменко, В. Чалмаева и других.
Целью работы является исследование проблемы «народ и герой» в прозе А. Платонова. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучение народного характера в контексте обозначенной проблемы; 2) выявление параллелей в аспекте исследуемого вопроса в творчестве А. Платонова и классиков второй половины XIX века, а также современников писателя; 3) теоретическое освещение понятия «образ-символ» и выявление его роли в раскрытии темы «народ и герой» в прозе художника; 4) исследование жанрового своеобразия и особенностей поэтики художественных произведений А. Платонова конца 1920-х - 1930-х годов; 5) постижение роли платоновской философии в художественном мире писателя; 6) обобщение полученных результатов исследования художнического постижения проблемы «народ и герой» в рамках единой картины платоновского мира.
Научная новизна исследования определяется новыми подходами к анализу концепции человека как личности и народа как «массы» в прозе А. Платонова. Акцент при этом сделан на нравственный, духовный поиск героев. Важной остается проблема изучения символов в поэтике произведений и их влияние на образ народа. Этот вопрос еще недостаточно изучен в платонове-дении и требует более тщательного анализа.
Обзор критической литературы по теме диссертации. В реферируемой работе рассматриваются лишь те литературоведческие изыскания, где затрагивается тема «народ и герой» в творчестве А. Платонова. Одно из них — исследование В. Скобелева «О народном характере в прозе А. Платонова 20-х годов» (1970). В дальнейшем в платоноведении рассматривалась философия платоновской прозы, в той или иной форме сопряженная с образами народа и главных героев, переданная через своеобразие поэтики писателя. Многие исследователи склонялись к тому, что творчество А. Платонова восходит к мифу, что обусловлено наличием в тексте мифологических аллюзий и реминисценций, выраженных не только в сюжетных линиях произведений, но и в наличии образов-символов. Одной из первых работ в этой области стала «Критика мифологического сознания в творчестве Андрея Платонова» Н. Полтавцевой (1977). В следующем ее труде, «Философская проза Андрея Платонова» (1981), была предложена типология героев, прослежены апокалипсические мотивы и поднята проблема отношения произведений писателя к утопическому жанру.
В работах Н. Малыгиной «Особенности философско-эстетических исканий А. Платонова» (1981), «Эстетика Андрея Платонова» (1985), «Образы-символы в творчестве А. Платонова» (1993) были затронуты вопросы о роли образов-символов в передаче смысла произведений. Толкование образов-символов, выраженных в именах, фамилиях и географических названиях продолжено в работе М. Золотоносова «Ложное солнце» («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов)» (1991). Этой же теме посвящена работа JI. Карасёва «Движение по склону. О сочинениях А. Платонова» (2001), где автор рассматривает образы и тайные знаки в произведениях писателя, продолжила эту тематику.
В философском аспекте русской культуры исследовал талант писателя А. Дырдин в своей монографии «Потаённый мыслитель. Творческое сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры» (2000). С мифологической точки зрения изучал поэтику А. Платонова Т. Радбиль в монографии «Мифология языка А. Платонова» (1998). В книге К. Баршта «Поэтика прозы А. Платонова» (2000) систематизирована символика сквозных понятий прозы А. Платонова и их роль в выявлении авторской позиции. Исследованию поэтики посвящена работа Е. Проскуриной «Поэтика мистери-альности в прозе Андрея Платонова конца 20-х — 30-х годов (на материале повести "Котлован")» (2001). Жанровое своеобразие произведений «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» изучали М. Золотоносов, О. Николен-ко, Е. Яблоков.
За последнее десятилетие написано довольно много кандидатских работ, посвященных творчеству писателя, например, диссертации Е. Сергеевой «Народное художественное сознание и его место в поэтике А. Платонова (Концепция героя и художественный мир)» (1996); Т. Радбиля «Общественно-политическая лексика в художественной прозе А. Платонова» (1997) и другие. Однако перечислить имена всех исследователей, занимавшихся изучением А. Платонова, в данном случае не представляется возможным, что частично возмещается библиографическим списком в конце диссертации. Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности его использования при дальнейших исследованиях прозы А. Платонова, в преподавании истории русской литературы XX века в вузе и инновационной школе, при чтении спецкурса.
Апробация материалов диссертации состоялась на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровня: региональной научно-практической конференции «Язык и литература в поликультурном пространстве», БирГПИ, Бирск, 2003; X Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы анализа литературного произведения в системе филологического образования», УГПУ, Екатеринбург, 2004; Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии», МГОПУ им. М. Шолохова, Москва, 2004; X и XI Шешуковских чтениях, МПГУ, 2005, 2006; Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование 2005», БГУ, Нефтекамск. Основные положения работы отражены в 14 научных публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Народ и герой в прозе А. Платонова"
Заключение
В своих произведениях «Сокровенный человек», «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А. Платонов исследовал мировосприятие, характер, мышление, речь народа и персонифицированных героев на границе исторического периода 1920-х - 1930-х годов. Раздумывая о судьбе народа, писатель понимал различия в понятиях «народ» и «масса». В центре внимания автора в художественном мире находилась именно «масса», состоящая из разобщенных людей «дна жизни»: нищих, голодных крестьян, люмпен-пролетариев, «прочих». Понимая, что отсутствие сплоченности было препятствием на пути становления нового государства, герои пытались внести изменения в жизнь «массы», прежде всего, на уровне сознания. Для этого они стремились разъяснить людям преимущества будущего, нового мира, одновременно привлекая их к его строительству. При этом герои боролись с предрассудками, непониманием и, как следствие, враждебностью со стороны «народной массы». В то же время они не отделяли себя от «массы», так как сами вышли из нее и оставляли за простыми людьми решающее слово в определении сущности коммунизма или социализма. Однако именно герои играли ведущую роль в произведениях А. Платонова, выделяясь волевыми чертами и чувством ответственности за простых, безвестных людей, которых так важно было сделать счастливыми и внушить им чувство духовного единения.
Писатель обращался к исследованию характера обыкновенных людей из народа, следуя традициям классиков второй половины XIX века. Его герои, подобно лесковским, наделены стремлением к путешествиям, готовностью сопротивляться судьбе и установленному порядку, умением взглянуть на мир с точки зрения здравого смысла. От Ф. Достоевского характер платоновских персонажей унаследовал такие черты, как бунтарство и непокорность любой несправедливости, умение терпеть и страдать, а также непреодолимое желание познать истину и суть мирового устройства. А восприятие несообразностей действительности как необходимого и естественного хода событий, сопровождающих создание нового порядка, объединило платоновский народ с персонажами М. Салтыкова-Щедрина.
Среди современников А. Платонова многие художники тоже обращались к исследованию темы народа и героя, так или иначе выражая собственное отношение к историческим событиям, потрясшим страну и к последствиям, которые, прежде всего, оказали влияние на ход мыслей обыкновенных людей. Проявляли свои черты характера на строительстве объектов, направленных на улучшение жизни простого народа, персонажи Л. Леонова в романе «Соть», А. Малышкина в романе «Люди из захолустья». Исследовали вопросы бытия герои романов Л. Леонова «Барсуки», «Вор», «Русский лес». При этом художники как будто предостерегали читателей от тех ошибок, которые совершали их персонажи, так как вернуться к истокам начатого было уже невозможно. И только героям М. Булгакова в повести «Собачье сердце» удалось вернуться к эволюции, потому что их дело было лишь следствием человеческого эксперимента и распространялось не на целую страну, а на отдельное существо.
Героями произведений перечисленных писателей-классиков были люди, а у М. Булгакова еще и животные. В отличие от них у А. Платонова статус полноправных участников человеческой жизни приобрели явления живой и неживой природы, а также предметы - результат развития науки и техники. Мир природы в произведениях писателя существовал параллельно миру людей, жил по своим законам и правилам. Образы солнца, неба, звезд, ветра, деревьев, листьев, травы выражали символическое отношение Вселенной к деятельности человечества, решившего бороться не просто за выживание, но и за желание повелевать силами природы. Эту надежду внушало им развитие технического прогресса, в результате которого люди создали такие машины, как паровозы, поезда, корабли, которые способствовали продвижению человечества к заветной мечте и давали надежду на усовершенствование технической стороны жизни в будущем. Наделяя человеческими чертами машины,
А. Платонов исследовал внутренний мир «маленьких людей», способных вдохнуть душу в созданные ими творения. Таким образом, путь исканий платоновского народа и героев сопровождали равные им по степени участия в жизни природные явления и искусственные создания. Видя в природе врага, которого надо непременно надо укротить, подчинить своей воле, герои писателя вступали с ней в борьбу, не осознавая, что пытались одержать победу над Вселенной. И, как следствие, не сумев побороть мощь мировой силы, терпели поражение. Так у писателя образ «маленького человека» дополнился новыми чертами, свойственными фольклорному представлению — герой на фоне вселенского космоса.
Исследуя поведение народа и героев в ситуации противостояния всему миру, А. Платонов вступал в полемику с такими писателями-философами, как Ф. Достоевский и Н. Чернышевский. Художественное пространство их утопических произведений наполнено тишиной и умиротворением, как это и должно быть в спокойном, крепком сне. Напротив, в мире А. Платонова мало красоты, безмятежности и много ужаса и трагедии в судьбе каждого героя. Такой резкий контраст явился следствием различного подхода героев писателей к преобразованию действительности. У Ф. Достоевского и Н. Чернышевского общество прошло эволюционный путь развития и достигло совершенства, а у А. Платонова «масса народа» испытывала последствия насильственной реорганизации действительности.
Несмотря на принципиальные различия в утопических взглядах Ф. Достоевского и Н. Чернышевского, финал жизни человеческого общества в их произведениях сведен к одному: жизнь стала для персонажей радостью, а смерть воспринималась как естественная и неотъемлемая часть мирового круговорота жизни. Для героев А. Платонова, наоборот, жизнь превратилась в мучение и ежедневное сопротивление природному началу. К смерти же у строителей новой жизни сформировалось двойственное отношение: смерть стала восприниматься как необходимость для наказания и мести врагам и как негативное явление в случае гибели детей и соратников советской власти.
Так, в результате сопоставительного анализа философского миропонимания Ф. Достоевского, Н. Чернышевского и А. Платонова можно заключить, что вследствие эволюционных изменений конечной целью людей будет гармоничное слияние с природой. Напротив, при революционном преобразовании действительности гармония невозможна, так как не может быть основана на сопротивлении природному началу и на человеческих страданиях.
Несмотря на тяжесть сопротивления природным законам бытия, герои А. Платонова продолжали выполнять «всеобщее дело», истоки которого были заложены в философии Н. Федорова - одного из оппонентов и одновременно источников мировоззрения А. Платонова. Воплощая теоретические предположения философа в художественном мире своих произведений и совмещая их с советскими догмами, писатель обличил их непригодность для достижения гармонии и развития научно-технического прогресса. В результате наложения мировоззрения самого автора и других мыслителей, мир платоновских произведений наполнился аллюзиями и реминисценциями, относящимися к различным периодам человеческой истории, от фольклора до современности художника.
Так, поэтика произведений А. Платонова органично совместила в себе черты фольклорной мудрости, мифологических сказаний и реалий современной ему действительности. Преобразованная народная мудрость явилась своеобразной визитной карточкой этого писателя. Его художественный мир, пронизанный насквозь символическими образами, стал одним из способов исследования настоящего, где жил и творил сам автор. А речь и мышление героев выразили то, как на самом деле воспринимали люди преобразования новой системы. Авторские метафоры и неологизмы, особенности синтаксиса и построения содержания не находят аналогов ни в одном из произведений писателей-современников или предшественников, и, тем более, в последующем поколении художников слова. Поэтика прозы А. Платонова до сего времени осталась индивидуально-авторской, составляющей часть характеристики не только народа и героев, но и социума.
Свидетельством этого является не только то, что писатель наделил своих героев - обыкновенных людей из народа - сумбурной речью. В их высказываниях причудливо переплелись термины и лозунги постреволюционной культуры с народной мудростью и традиционным отношением к жизни. Стремление человека из «массы» преодолеть пропасть между привычным и новым мировоззрением привело к появлению в сознании, и, соответственно, в речи, пласта новой, непривычной для простого народа лексики. В результате произошло смешение литературного языка и просторечного лексикона. Так, слова-термины у полуграмотных крестьян, пролетариев приобрели статус слов-«терниев», значения которых были неизвестны или толковались с опорой на интуитивное чувство. Этим писатель разрушил ограничения между эстетикой европейской культуры и народностью, обращенной к языку сказок и былин. Кроме того, поэтика А. Платонова нарушила все привычные стереотипы о роли народных масс в истории страны, об осознании народом происходящих перемен и о беспрекословном принятии правил жизни в советской стране.
Вместо того чтобы в художественных произведениях исследовать жизнь людей на строительстве мирового масштаба, писатель обратился к периферии. Именно там, уделяя внимание человеку из провинции, по А. Платонову, и было сосредоточено настоящее строительство новой жизни. И трудности, которые ожидали героев, были не менее значимы, чем при возведении заводов-гигантов или городов. Так писатель исследовал жизнь рабочих, крестьян в условиях, когда легче было отрешиться от нововведений, чем преодолевать косность взглядов и мнений местного населения. В этом непоколебимом упорстве и упрямстве, а также в парадоксальном восприятии действительности, в наивном ожидании чуда художник исследовал черты народного характера. Однако рамки выбранной темы не позволяют полностью и всесторонне изучить данный аспект, поэтому категория народного характера в произведениях А. Платонова представляет перспективу дальнейшего исследования.
Таким образом, нами было предпринято исследование проблемы «народ и герой» в художественно обрисованных экстремальных условиях, соответствующих историческому периоду становления советской власти. В это противоречивое время было очень трудно сохранить гуманное отношение к другим людям, жертвовать ради них своим благополучием, бороться за выживание чужих, как за собственное. Во имя обыкновенных бедняков герои терпели лишения и голод, и даже убивали предполагаемых врагов с целью освобождения мира от тех, кто мешал пролетариату жить по-новому. По этой причине единой картине художественного мира А. Платонова присуща некая двойственность. Рядом сосуществуют два противоположных понятия: добро и зло, границы которых тонко пересекаются друг с другом, что порой становится невозможно их различить. Двойственность присуща и характеру народа и героев, которые в своем желании уничтожить зло и установить справедливость нередко переступали дозволенные нормы добра. А. Платонов указывал на эти противоречия не только изображением отдельных героев, но и с помощью раскрытия характера «массы народа» в лице ее индивидуальных представителей: крестьян, нищих, «прочих».
Список научной литературыКороткова, Анна Васильевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Булгаков М.А. Собачье сердце. Собр. соч.: В 5-ти т. - Т. 2. - М., 1989. -С. 119-208.
2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в четырех частях с эпилогом. Собр. соч.: В 7 т. с доп. восьмым томом. Т.6. - М., 1996. - 560 с.
3. Лесков Н.С. Очарованный странник. Собр. соч.: В 12-ти т. Т. 2. — М., 1990.-С. 218-336.
4. Леонов Л.М. Барсуки. Собр. соч.: В 10-ти т. -Т. 2.- 1981.-327 с.
5. Леонов Л.М. Вор. Собр. соч.: В 10-ти т. Т. 3. - М., 1982. - 614 с.
6. Леонов Л.М. Золотая карета. Собр. соч.: В 10-ти т. Т. 7. - М., 1983. -С. 595-666.
7. Леонов Л.М. Русский лес. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.9. - М., 1984. - 736с.
8. Леонов Л.М. Соть. Собр. соч.: В 10-ти т. Т. 4. - М., 1981.-С. 7-286.
9. Малышкин А. Люди из захолустья. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 2. - С. 123481.
10. Платонов А.П. Впрок. М., 1990. - 655 с.
11. Платонов А.П. Город Градов. Государственный житель // Юмор серьёзных писателей. М., 1990. - С. 324-365.
12. Платонов А.П. Деревянное растение. Из записных книжек. М., 1990. — 47с. (Библиотека ж. «Огонёк», № 16).
13. Платонов А.П. Записные книжки. Материалы к биографии. М., 2000. -424 с.
14. Платонов А.П. Котлован // Платонов А.П. На заре туманной юности. -М., 2002.-С. 107-226.
15. Платонов А.П. Котлован. Текст. Материалы творческой истории. -СПб., 2000.-384 с.
16. Платонов А.П. На заре туманной юности. М., 2002. - 328 с.
17. Платонов А.П. Размышления читателя: литературно-критические статьи и рецензии. М., 1980. - 287 с.
18. Платонов А.П. Сокровенный человек // Платонов А.П. На заре туманной юности. М., 2002. - С. 32-106
19. Платонов А.П. Чевенгур // Платонов А.П. Впрок. М., 1990. - С. 18-373.
20. Платонов А.П. Чутьё правды. М., 1990. - 464 с.
21. Платонов А.П. Ювенильное море // Платонов А.П. Впрок. М., 1990. -С. 546-618.
22. Салтыков-Щедрин М.С. История одного города. Собр. соч.: В 10-ти т. -Т. 2.-М., 1988.-С. 293-483.
23. Научно-теоретические источники
24. Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. -Т.6. -М., 1971.-С. 826-831.
25. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара, 2001. -132с.
26. Акаткин В.М. Покушение на вселенную: О стихах писателя. // Акат-кин В.М. Живые письмена (О поэтах и поэзии). Воронеж, 1996. — С. 82-101.
27. Андрей Платонов: Исследования и материалы: сборник трудов // Под ред. Т.А. Никоновой. Воронеж, 1993. - 196 с.
28. Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. — 432 с.
29. Андрей Платонов писатель и философ: Материалы дискуссии // Вопросы философии, 1989. - № 3. - С. 89-97.
30. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. М., 1988. - 176 с.
31. Аннинский JI. Откровение и сокровение. Горький и Платонов // Литературное обозрение. 1989. - № 9. - С. 3 - 20.
32. А.П. Платонов (1899-1951): Материалы к биобиблиографии / Сост. Н.М. Митрикова; под общ. ред. Э.Я. Брун и О.Г. Ласунского. Воронеж, 1969.-47 с.
33. Банин С. Этот загадочный, необъяснимый Платонов. О художественном пространстве повестей «Котлован» и «Ювенильное море» // Сибирские огни.- 1988.-№ 10.-С. 156-171.
34. Барышников Е.П. Литературный герой // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. Т. 4. - С. 315-318.
35. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук.-СПб., 2000.-336 с.
36. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. - 543 с.
37. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000. - 320 с.
38. Богданович Т. Художественные открытия А. Платонова и А. Малышки-на в прозе 20-30-х годов (концепция личности и истории): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1988. - 324 с.
39. Борноволоков Д.Л. «Чевенгур» и повести Андрея Платонова 30-х годов: К проблеме межтекстовых связей: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000. - 228 с.
40. Бочаров С.Г. О художественных мирах («Вещество существования»). -М., 1985.-296 с.
41. Брель С.В. Диалектика духовного и материального начал в прозе Андрея Платонова (категории «живого» «неживого» в жанрах научной фантастики и антиутопии): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1999. - 218 с.
42. Брук С.И. Народность // Большая советская энциклопедия. (В 30-ти томах).-Т. 17.-М., 1974.-С. 280.
43. Будаков В. Снова посеять Россию.: О военной прозе Андрея Платонова // Берег. 1998. - 21 августа (№ 34). - С. 13.
44. Буйлов В. Андрей Платонов и язык его эпохи // Русская словесность.1997.- №2.-С. 30-34.
45. Бульская Я.Р. Типология конфликтов в повестях Андрея Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2003.- 166 с.
46. Бутенко А.П. Народ // Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М., 1998. - С. 254.
47. Васильев В.В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М., 1990. -217с.
48. Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб.,1998.-672 с.
49. Воложин С.И. Тайна Андрея Платонова. Одесса, 2001. - 132 с.
50. Варламов А. Платонов и В. Шукшин: Геополитические оси русской литературы // Москва, 1998. № 2. - С. 167-174.
51. Васильева М.О. Религия и вера в творчестве Андрея Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1997.- 138 с.
52. Вахитова Т.М. Мудрость и очарование // Волга, 1979. № 5. - С. 163168.
53. Вахитова Т.М. Оборотная сторона «Котлована». Очерк Андрея Платонова «В поисках будущего (Путешествие на Каменскую писчебумажую фабрику)» // Платонов А. П. Котлован. Текст, материалы творческой истории. СПб., 2000. - С. 372-379.
54. Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. - 400 с.
55. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 112-121.
56. Вьюгин В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления и эволюции стиля). СПб., 2004. - 440 с.
57. Вьюгин В.Ю. Наследие Андрея Платонова (1941 1951 годы): Хроника IX Платоновского семинара, 29-30 октября 1997 г. // Русская литература. - 1998. - № 2. - С. 228-235.
58. Вьюгин В.Ю. Повесть «Котлован» в контексте творчества Андрея Платонова // Платонов А. Котлован. Текст, материалы творческой истории. СПб., 2000.-С. 5-18.
59. Вьюгин В.Ю. «Чевенгур» Андрея Платонова (К творческой истории романа): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 1992. - 22 с.
60. Вьюгин В.Ю. VII и VIII Платоновские семинары // Русская литература. -1997.- № З.-С. 228-232.
61. Газизова А.А. Красота в ранней прозе А. П. Платонова // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1995.-С. 53-62.
62. Газизова А.А. Леонов Шолохов - Пастернак: к вопросу о типологии героев // Леонид Леонов и русская литература XX века. - СПб., 2000. -С. 76-82.
63. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. М., 2001. — 672 с.
64. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981 -247 с.
65. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. М., 2000. - 432 с.
66. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999. - 416 с.
67. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20-е 30-е годы. - М., 1992. -202 с.
68. Грачев А.Ю. Философско-эстетические концепции А. Платонова и их художественное воплощение: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самара, 1996. - 148 с.
69. Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А. Платонова // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы: Перевод с разных языков / Сост., общ. ред., предисл. В.А. Чаликовой. -М., 1991.-С. 252-275.
70. Даль В.И. Народ // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4т.- Т. 2.-М., 1979.-С. 461.
71. Дарьялова JI.H. Русская литература XX века после Октября. Динамика размежеваний и схождений. Типы творчества. Калининград, 1998. -119 с.
72. Дмитровская М.А. Макрокосм и микрокосм в художественном мире А. Платонова: Учебное пособие. Калининград, 1998. - 80 с.
73. Дмитровская М.А. «Переживание жизни»: о некоторых особенностях языка А. Платонова // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990.-С. 107-115.
74. Дмитровская М.А. Проблема человеческого сознания в романе А. Платонова «Чевенгур» // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1995. - С. 39-52.
75. Дмитровская М.А. Пространственные оппозиции в романе А. Платонова «Чевенгур» и их экзистенциальная значимость // Прагматика. Семантика. Грамматика: Материалы конференции научных сотрудников и аспирантов / Институт языкознания РАН. М., 1993. - С. 47-50.
76. Дужина Н.И. А. Платонов: поход на тайны // Литературное обозрение. -1988.-№2.-С. 47-54.
77. Дырдин А.А. Потаённый мыслитель. Творческое сознание Андрея Платонова в свете русской духовности и культуры. Ульяновск, 2000172 с.
78. Дырдин А.А. Русская философская проза после 1917 года. А.П. Платонов, Н.М. Пришвин, JI.M. Леонов (символика мысли): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ульяновск, 2001.-407с.
79. Дыханова Б. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. Лескова. -М., 1980.-174 с.
80. Евдокимов А. «Чевенгур» и русское сектантство // Новая деловая книга. -1998.-№2.-С. 28-32.
81. Елисеев Н. Загадка «Фро»: К истории заглавия рассказа // Новый мир. -1997.-№3.-С. 213-216.
82. Замятин Д.Н. Империя пространства. Географические образы в романе «Чевенгур» // Вопросы философии. 1999. - № 10. - С. 82- 89.
83. Западов Е.А. Утопия // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. -Т. 7.- М., 1972.-С. 853-855.
84. Золотоносов М. Ложное солнце («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов) // Вопросы литературы, 1991. Выпуск V.-C. 3-43.
85. Золотоносов М. Усомнившийся Платонов («Чевенгур», «Котлован») // Нева.- 1990.-С. 176-190.
86. Иванова Л.А. Личность и действительность в творчестве Андрея Платонова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1983. - 20 с.
87. Иванюшкина И.Ю. Утопическое сознание в русской литературе первой трети XX века. Саратов, 1996. - 14 с.
88. Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов. СПб, 1995. - 502 с.
89. Именник // Уральский следопыт. 1992. - №8. - 48 с.
90. Исупов К.Г. А. Платонов: философия исторического творчества // Ису-пов К.Г. Русская эстетика истории. СПб, 1992. - С. 98-117.
91. Калашников В. Жалобное сердце: О прозе А. Платонова. // Дон. 1996. - №4.-С. 199-211.
92. Канашкин В.А. Народность как эстетическая категория и проблема народного характера. (На материале литературы и критики 60-80-х годов): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1989. - 37 с.
93. Канашкин В.А. Русская литература всегда и теперь. Национально-исторический критерий как феномен развития. Краснодар, 2000. -С. 11.
94. Карасев JI.B. Вещество литературы. М., 2001. - 400 с.
95. Карасев JI.B. Движение по склону. О сочинениях А. Платонова. М., 2002. - 140 с.
96. Карасев JI.B. Движение по склону: Пустота и вещество в мире А. Платонова//Вопросы философии. 1995.-№ 8.-С. 123-143.
97. Карасев JI.B. Знаки покинутого детства («постоянное» у А. Платонова) // Вопросы философии. 1990. - № 2. - С. 26-43.
98. Карасев JI.B. Парадокс о смехе // Вопросы философии. 1989. - № 5. -С. 47-65.
99. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. - 264 с.
100. Кашаева Н.П. Диалектика знака и символа в духовном освоении действительности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Рига, 1990. - 20 с.
101. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. - 608 с.
102. Киселев А. Одухотворение мира: Н. Федоров и А. Платонов // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1993. -С. 237-248.
103. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Языковые аномалии в прозе А. Платонова через призму процесса вербализации // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990.-С. 125-139.
104. Кобринский А.А. Проза А. Платонова и Д. Хармса: к проблеме порождения алогичного художественного мира // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1994. - Выпуск 3.-С. 82-94.
105. Коваленко В.А. Творчество как ценность в мире А. Платонова // Вопросы философии. № 10. - С. 90-98.
106. Ковров М. Платонов. Русский канон // Платонов А. Котлован: Романы, повести, рассказ. СПб., 2005. - 800 с.
107. Ковров М. «Погибший от смерти»: К творческой биографии А. Платонова. // Наш современник. 1997. - № 11. - С. 242-249.
108. Козлов В.И. Народ // Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М., 1988. - С. 309.
109. Козлов В.И. Народность // Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М., 1988. - С. 309.
110. Колесова Д.В. Фраза и синтагма в структуре текста Андрея Платонова // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 2. История. Языкознание. Литературоведение. Выпуск 3.- Л., 1991.-С. 94-97.
111. Кондаков И. Перед страшным выбором (Культурно-исторический генезис русской революции) // Вопросы литературы. 1993. - Выпуск VI. -С. 72.-121.
112. Корниенко Н.В. «Заметки» Андрея Платонова (комментарий к истории невышедших книг А. Платонова 1939 года) // Русская литература. -1990.- № 1.-320 с.
113. Корниенко Н.В. Зощенко и Платонов: Встречи в литературе // Литературное обозрение. 1995. - № 1. - С. 47-54.
114. Корниенко Н.В. История текста и биография А.П. Платонова (19261946): Монография. // Здесь и теперь. 1993. - № 1. - 320 с.
115. Корниенко Н.В. «Москва во времени». Об одной литературной акции 1933 года // Октябрь. 1997. - № 9. - С. 147-157.
116. Корниенко Н.В. «.На краю собственного безмолвия»: Комментарий к публикации романа А. Платонова «Счастливая Москва». // Новый мир. -1991.-№ 9.-С. 58-74.
117. Корниенко Н.В. «Сказано русским языком.» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. М., 2003. - 536 с.
118. Корниенко Н.В. «Сокровенный человек» Андрея Платонова // Москва. -1990.- № 8.-С. 175-185.
119. Корниенко Н.В. Сочинения и жизнь Андрея Платонова // Платонов А.П. На заре туманной юности: Повести и рассказы. М., 2002. - С. 5-22.
120. Корниенко Н.В. Творческая биография и текстология А.П. Платонова (в художественной лаборатории писателя): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1992. - 399 с.
121. Корниенко Н.В. Философские искания и особенности художественного метода А. Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Л., 1979. -202 с.
122. Корниенко Н.В. Человек перед видением своей родины: О некоторых поездках А. Платонова 30-х гг. // Русская Провинция. 1996. - № 3. -С. 100-105.
123. Короленко В.Г. Письма к Луначарскому // Новый мир. 1988. - №10. -С. 207.
124. Кройчик Л. Усомнившийся Андрей // Воронежский курьер. 1998. -10 сентября. - (Перечитывая Платонова).
125. Кузьменко О.А. Андрей Платонов: призвание и судьба. Очерк творчества.-Киев, 1991.-232 с.
126. Кузьмичев И. «Мы наново познали свой народ.» // Волга. 1979. -№5.- С. 146-150.
127. Лазаренко О.В. Мифологическое сознание в антиутопиях XX века и роман А. Платонова «Чевенгур» // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж. - 1994. - Выпуск 3. - С. 7682.
128. Лангерак Т. Андрей Платонов: Материалы для биографии. 1899-1929 гг. Амстердам, 1995. - 276 с.
129. Ласкина Н.О. Принципы организации художественного времени и пространства в прозе А. П. Платонова двадцатых годов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск, 2000.-198 с.
130. Ласунский О.Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова. Воронеж, 1999. -218 с.
131. Ласунский О.Г. Из ранней биографии А. Платонова // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1998. -Выпуск 10.-С. 79-81.
132. Лебедев Ю.В. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» // Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. М., 2002. - С. 524.
133. Левин Ю.И. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. -С. 392-419.
134. Лосев А. Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. М., 2001. - 558 с.
135. Лосев В. Перевернутый мир Булгакова // Булгаков М.А. Избранное. -М.,1988.-С. 5-12.
136. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М., 1996. - 464 с.
137. Майорова О.Е. Судьба «незагадочного писателя» // Лесков Н.С. Повести и рассказы. М., 1990. - С. 5-16.
138. Малыгина Н.М. Андрей Платонов: Поэтика «возвращения». М, 2005. -335 с.
139. Малыгина Н.М. Особенности философско-эстетических исканий Андрея Платонова. Якутск, 1984. - 42 с.
140. Малыгина Н.М. Художественный мир Андрея Платонова. Учебное пособие.- М., 1995.-96 с.
141. Малыгина Н.М. Эстетика Андрея Платонова. Иркутск, 1985. - 144с.
142. Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. 1995. - Выпуск I.- С. 154-182.
143. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. - 398 с.
144. Мамонтова Е. М. Фантастика в художественной прозе Андрея Платонова 20-40-х годов двадцатого века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997. - 213 с.
145. Маркштайн Э. Советский язык и русские писатели // Вопросы литературы.- 1995. Выпуск I.-С. 98-112.
146. Матвеева И.И. Комическое в творчестве Андрея Платонова 1920-х годов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1995. - 212 с.
147. Матвеева И.И. Сатирические и комические элементы в раннем творчестве А. Платонова // Русская литература XX века: образ, язык, мысль. — М., 1995.-С. 3-14.
148. Машинский С.И. «Мёртвые души» // Гоголь Н.В. Собрание сочинений. -В 7-ми томах. Т.5. - Мёртвые души.- М., 1978. - С. 499-526.
149. Меерсон О. «Свободная вещь». Поэтика неостранения у Андрея Платонова. 2-е изд., испр. - Новосибирск, 2001. - 122 с.
150. Мировое значение творчества Леонида Леонова / Редактор-составитель В. Ковалев.-М., 1981.-367 с.
151. Михеев М.Ю. В мир Платонова через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки. М., 2002. - 407 с.
152. Михеев М.Ю. Мифология причинности у Андрея Платонова // Вопросы философии. № 10.-С. 54-81.
153. Мороз О.Н. Антропологическая доминанта художественных исканий в творчестве Андрея Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Краснодар, 2001. - 309 с.
154. Мущенко Е.Г. В художественном мире А. Платонова и Е. Замятина: Лекции для учителя-словесника. Воронеж, 1994. - 84 с.
155. Найман Э. «Из истины не существует выхода»: А. Платонов между двух утопий // Новое литературное обозрение. 1994. - № 9. - С. 233-250.
156. Недзвецкий В.А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003. - 176 с.
157. Нестеров А. Ю. Проблема символа в литературном произведении: текст и читатель в акте моделирования эстетического объекта. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Самара, 2002. - 23 с.
158. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.-400 с.
159. Николенко О.Н. От утопии к антиутопии. О творчестве А. Платонова и М. Булгакова. Полтава, 1994. - 208 с.
160. Норман Д. Символизм в мифологии. М., 1997. - 272 с.
161. Носов С. О стилистике романа А. Платонова «Чевенгур» // «Русская речь».- 1989.-№ 1.-С. 22-28.
162. Нудельман Р. И. Фантастика // Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. Т. 7. - М., 1972. - С. 887-895.
163. Опыт неосознанного поражения: Модели революционной культуры 20-х годов: Хрестоматия / Сост. Г. А. Белая. М., 2001. - 455 с.
164. Остромиров А. Николай Фёдорович Фёдоров и современность. Очерки. Выпуск 2-й. Типолитография Л. М. Абрамовича. Харбин, 1928. - 52 с.
165. Осуществленная возможность: А. Платонов и XX век. Материалы III Международных Платоновских чтений. Воронеж, 2001. - 244 с.
166. Павлов О. После Платонова // Октябрь. 2000. - № 6. - С. 159-163.
167. Павловский А. И. Яма (о художественно-философской концепции повести Андрея Платонова «Котлован») // Русская литература. 1991. -№ 1. — С. 21-41.
168. Петишева В.А., Петишев А.А. Романное творчество Л. М, Леонова. -Бирск, 2002.-138 с.
169. Петишева В.А. Романы Л. Леонова 20-30-х годов в вузовском изучении. М. - Бирск, 2004. - 168 с.
170. Пискунова С., Пискунов В. Сокровенный Платонов. К выходу в свет романа «Чевенгур», повестей «Котлован» и «Ювенильное море» // Литературное обозрение. 1989. - № 1. - С. 17-29.
171. Подорога В. Евнух души. Позиция чтения и мир Платонова // Параллели (Россия Восток - Запад). Альманах философской компаративистики. Выпуск 2.-М.,1991.- С. 33-82.
172. Полтавцева Н.Г. Критика мифологического сознания в творчестве Андрея Платонова. Ростов, 1977. - 36 с.
173. Полтавцева Н.Г. Философская проза Андрея Платонова. Ростов-на-Дону, 1981. - 144 с.
174. Проскурина Е.Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х 30-х годов (на материале повести «Котлован»). Монография. - Новосибирск, 2001. - 264 с.
175. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. Монография. -Н. Новгород, 1998.- 116 с.
176. Радбиль Т.Б. Общественно-политическая лексика в художественной прозе А. Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1997. 193 с.
177. Ритчик Ю.И. Зарождение научной фантастики в русской романтической повести 30-40-х годов XIX века // Утопия и утопическое в славянском мире. Научное издание. Сборник статей. М., 2002. - С. 115-121.
178. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина. М., 1988. -431с.
179. Рыжкова M.JI. JI. Леонов и А. Платонов (Человек и техника в художественном мире писателя) // Верность человеческому. Нравственно-этическая и философская позиция Л. Леонова. М., 1992. - С. 117-125.
180. Савкин И.А. На стороне Платона. Карсавин и Платонов, или об одной невстрече // Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1995.- С. 153-162.
181. Семенова С.Г. Воскрешенный роман Андрея Платонова: Опыт прочтения «Счастливой Москвы» // Новый мир. 1995. - № 9. - С. 209-226.
182. Семенова С.Г. Мытарства идеала. К выходу в свет «Чевенгура» Андрея Платонова // Платонов А. П. Чевенгур. М., 1991. - С. 489-517.
183. Семенова С.Г. Философский абрис творчества Платонова // Русская поэзия и проза 1920-х 1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. - М., 2001. - С. 471 -506.
184. Серафимова В.Д. Повесть «Ювенильное море» в контексте творчества Андрея Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997. - 290 с.
185. Сергеева Е.Н. Народное художественное сознание и его место в поэтике А. Платонова (Концепция героя и художественный мир): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1996.- 174 с.
186. Сердюченко В. Достоевский и Чернышевский. Единство крайностей. -Львов, 1999.-208 с.
187. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / Авт.-сост., д-р ист. наук, проф. В.Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И.Б. Орлов, д-р ист. наук В.Л. Телицын; под общ. ред. В.Л. Телицына. М., 2005. - 495 с.
188. Скобелев В.П. О народном характере в прозе А. Платонова 20-х годов // Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970.- С. 5674.
189. Скобелев В.П. Перспективы разорения и созидания: О повести А. Платонова «Котлован» // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Выпуск 10. Воронеж, 1998. - С. 80-82.
190. Смирнова С. Идея жизни у Андрея Платонова // Москва. 1988. - № 3. - С. 180-189.
191. Солдаткина Я.В. Мифопоэтика романа 20-30-х годов («Чевенгур» А.П. Платонова и «Тихий Дон» М.А. Шолохова): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2002. -247 с.
192. Софронова Л.А. Об утопии и утопическом // Утопия и утопическое в славянском мире. Научное издание. Сборник статей. М., 2002. - С. 713.
193. Сухих И. Русские странники в поисках Китежа // Звезда. 1999. - № 8. -С. 222-235.
194. Творчество А. Платонова: Исследования и материалы. Кн. 3. М., 2004. -556 с.
195. Творчество А. Платонова: Исследования и материалы. Библиография. -СПб., 1995.-358 с.
196. Творчество А. Платонова. Статьи и сообщения. Воронеж, 1970. -248 с.
197. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. - 96 с.
198. Телегин С.М. Философия мира. Введение в метод мифореставрации. -М., 1994.- 144 с.
199. Толстая-Сегал Е. Идеологические контексты Платонова // Андрей Платонов. Мир творчества / Сост. Н.В. Корниенко, Е.Д. Шубина. М., 1994. - С. 47-83.
200. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области ми-фопоэтического: Избранное. -М., 1995. 624 с.
201. Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М., 1999. -448 с.
202. Тринко А. Тени великого инквизитора: Трилогия А. Платонова в зеркале метаистории // Литературная учеба. 1996. - Кн. 2.- С. 72-75.
203. Турбин В.Н. Мистерия Андрея Платонова // Молодая гвардия. 1965. -№7.-С. 293-307.
204. Турскова Т.А. Новый справочник символов и знаков. М., 2003. - 800 с.
205. Утопический роман XVI-XVII веков. Том 34. - М., 1971. - 496 с.
206. Утопический социализм в России: Хрестоматия / А.И. Володин, Б.М. Шахматов; общ. ред. А.И. Володина. М., 1985. - 590 с.
207. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. -М., 1991.-405 с.
208. Фёдоров Н.Ф. Философия общаго дела. Статьи, мысли и письма Николая Эедоровича Оедорова, изданныя под ред. В.А. Кожевникова и Н.П. Пе-терсона.-Томъ II.-М., 1913.-474 с.
209. Фоменко Л.П. Своеобразие финалов повестей А.П. Платонова: (К проблеме изучения стиля прозы А.П. Платонова 20-30-х годов) // Жанрово-стилевые проблемы в советской литературе: Межвуз. темат. сб. Калинин, 1978.-С. 37-49.
210. Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А. Платонова. Калинин, 1985.-72 с.
211. Харитонов А.А. Способы выражения авторской позиции в повести Андрея Платонова «Котлован»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. СПб., 1993. - 271 с.
212. Хрулев В.И. Символика в прозе Леонида Леонова. Уфа, 1992. - 88 с.
213. Хрулев В.И. Художественное мышление Леонида Леонова. Уфа, 2005. -536 с.
214. Хрящева Н.П. «Кипящая Вселенная» А. Платонова: Динамика образо-творчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов: Монография. -Екатеринбург; Стерлитамак, 1998.-323 с.
215. Хрящева Н.П. «Кипящая Вселенная» А. Платонова. Динамика образо-творчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Екатеринбург, 1999. - 31 с.
216. Чайковская В. На разрыве аорты (Модели «катастрофы» и «ухода» в русском искусстве) // Вопросы литературы. 1993. - Выпуск VI. - С. 323.
217. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М., 1978. - 176 с.
218. Чалмаев В.А. Андрей Платонов: (К сокровенному человеку). М., 1989. -447 с.
219. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. Очерк жизни творчества. Воронеж, 1984.-224 с.
220. Червякова JT.B. «Философия существования» Андрея Платонова: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Саратов, 2000. - 206 с.
221. Чернухина И .Я. «Инакомерность» логики и слова в художественной прозе А. Платонова // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1993.-Выпуск 1. — С. 101-110.
222. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1997. - 240 с.
223. Шеханова Т. Сердце, берегущее человека / Платонов А.П. Впрок: Проза. -М., 1990.-С. 3-16.
224. Шиндель А. Свидетель (Заметки об особенностях прозы Андрея Платонова) // Знамя. 1989. - № 9. - С. 207-217.
225. Шубин JI. Поиски смысла жизни отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет. М., 1987. - 368 с.
226. Яблоков Е.А. Безвыходное небо // Платонов А.П. Чевенгур. М., 1991. -С. 5-22.
227. Яблоков Е.А. На берегу неба. (Роман Андрея Платонова «Чевенгур»). -СПб, 2001.-376 с.
228. Яблоков Е.А. О типологии персонажей А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 1993. - С. 194-203.
229. Яблоков Е.А. Пуховы и прочие (Леонид Леонов и Андрей Платонов в двадцатые годы) // Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. - С. 175-188.
230. Яблоков Е.А. Художественное осмысление взаимоотношений человека и природы в советской литературе 20-30-х гг. (Л. Леонов, А. Платонов, М. Пришвин): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990. - 24 с.