автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Историческая проза В. С. Соловьева

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Лексина, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Коломна
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Историческая проза В. С. Соловьева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лексина, Анна Владимировна

Введение

Глава I. Проблемы генезиса исторической прозы

Вс. С. Соловьева.

Глава П. Проблемы поэтики исторической прозы

Вс. С. Соловьева.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Лексина, Анна Владимировна

В современном литературоведении системное изучение исторической прозы 70-80-х гг. XIX в. лишь только начинается. Творчество Всеволода Сергеевича Соловьева как исторического романиста является оригинальным и примечательным достоянием русской литературы данного периода, и потому заслуживает самого пристального исследовательского внимания.

Среди последних тенденций в изучении исторической прозы наиболее явственно выделяется стремление к рассмотрению исторической прозы с позиций оценочного подхода, относящего все произведения данной жанровой разновидности к беллетристическому массиву. В соответствии с основными положениями беллетристической концепции историческую прозу относят к массовой литературе, а исторических романистов — к писателям «второго ряда».1

Более объективной в данном случае нам представляется концепция А.И. Рейтблата, в которой вместо разделения писателей на «первоклассных», литераторов второго и третьего ряда, автор предлагает выделять типы литератур «толстого журнала, тонкого журнала, газетную, лубочную, «для народа» и детскую. У каждой из них была своя поэтика, свои авторы и пути доведения текстов до публики, свои читатели.»2 Однако данная точка зрения рассматривает в большей степени восприятие уже законченных произведений, и в меньшей степени — специфику творческого процесса. Данный подход,однако, не применялся к историческим произведениям 70-х-80-х гг.3

1 Гурвич И. А. Беллетристика в русской литературе XIX в. : Учеб. пособие/ Рос. открытый ун-т.-М., 1991.-90 с.

2 Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века.-М.: Изд-во МПИ, 1991,- С.17 3

Данный период истории русской литературы практически не исследовался. Отдельные аспекты изучения проблемы затрагиваются в статье М.Р.Алимова, посвященной формированию жанра исторического романа XIX века. Автор считает 70-е-80-е гг. новым этапом жанрообразования, когда «происходит формирование историко-реалистического жанра. См. об этом: Алимов М.Р. Проблемы современного

В данном исследовании мы старались избегать предвзятых оценок, рассматривая историческую прозу Вс.С. Соловьева в рамках более объективного подхода к реальным процессам литературного развития, не отрицая, впрочем, зависимости его художественной системы от беллетристической поэтики.

До настоящего времени литературное наследие Вс.С. Соловьева не было всесторонне исследовано — современные писателю критики, как правило, выступали по отношению к исторической прозе писателя с позиций односторонней оценки, — будь то полное неприятие или, напротив, положительное отношение к произведениям Соловьева и его трактовке русской истории.

Так, одним из тех, кто воспринимал историческую прозу Соловьева негативно, был известный критик А.М. Скабичевский, который, характеризуя историческую беллетристику 70-х-80-х гг. писал в 1891 году: «. исторический роман . принял характер реакционной тенденциозности и узконационального самохвальства . сделался продуктом не художественного творчества, а .скороспелого борзописанья . Представителем этого лубочного исторического романа является старший сын знаменитого историка С.М. Соловьева, Всеволод Сергеевич Соловьев.»4 Критический пассаж Скабичевского не представляя из себя ни рецензии, ни разбора произведений Соловьева ограничивается бездоказательной, а следовательно предвзятой оценкой исторической прозы Соловьева.

В аналогичном оценочном стиле выполнена и анонимная рецензия на первое собрание сочинений Соловьева, опубликованное в 1887 году.5 Здесь автор рецензии критикует Вс.Соловьева за отсутствие вымысла и переложение в своих романах истории С.М.Соловьева. Для подобных литературоведения : теория, история, методика: Материалы 1-й межвузовской научно-исследовательской конференции.-М. :МГОГШ, 1994.-С.102. Исследованию русского литературного процесса!880-х гг. посвящена диссертация Б.В.Кондакова, где автор упоминает и о исторических произведениях Соловьева. См.: Кондаков Б.В. Русский литературный процесс 1880-х гг.: Дис. д-ра филол. наук - Екатеринбург, 1997.

4 Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы (1848-1890). Спб, I89I.-C.376 рецензий характерна установка на изначальную внехудожественность произведений Ве. Соловьева, а как следствие — отказ от их исследования.

Более четким и последовательным становится осмысление исторической прозы Соловьева в очерке К.Петрова, появившемся за два года до смерти писателя.6 Здесь уже находим анализ художественных приемов, манеры писателя, сюжетных деталей на конкретном материале исторических романов Соловьева. К. Петров характеризуя историческую прозу Соловьева с точки зрения основной идеи его произведений, руководствуется эстетическим подходом к исследованию художественного творчества.

После смерти писателя появились посвященные его памяти очерки

7 8 9

К.П. Медведского , а также A.A. Измайлова (Смоленского) и П.В.Быкова , включенные в собрания сочинений Соловьева. В этих очерках прослеживается тенденция к проекции фактов биографии писателя и его собственных высказываний на художественные произведения.

A.A. Измайлов посвятил Вс. Соловьеву также целую главу в своем литературно-биографическом сборнике «Литературный Олимп».10

В XX в творчество Вс. Соловьева оставалось за пределами внимания литературоведов и читателей. В единственной работе, затрагивающей проблемы развития русского исторического романа второй половины XIX века, о Вс. Соловьеве вскользь упоминается в стиле оценочного подхода:»Вс. Соловьев в многотомном романе-хронике о судьбах дворянского рода Горбатовых подвергает беззастенчивой идеализации дворянско-крепостническое общество времен Екатерины II и Павла I.»11

5 Русская мысль. -1887. -№8. -С. 467

6 Петров К. Вс.С.Соловьев.// Исторический вестник -I90I.-№5.

7 Медведский К. Один из наших Вальтер-Скоттов.// Наблюдатель.-I894.-M2.; Медведский К.П. Памяти Вс.С.Соловьева.//Исторический вестник-1903.-№12.

8 Измайлов А.А.(Смоленский) Всеволод Сергеевич Соловьев: Очерк жизни и литературной деятельности// Соловьев Вс.С. Собр.соч.-СПб.,1904.-Т. 14.-C.II9-I35.

9 Быков П.В. Всеволод Сергеевич Соловьев: Его жизнь и творчество (очерк)// Соловьев Вс. Полн.собр. соч-Пг., I9I7.-Kh.I-2.-C.3-62.

10 Измайлов A.A. Литературный Олимп.-М.,19И(Гл. «Всеволод Соловьев»)

11 Петров С.М. Русский исторический роман XIX века. М.Д964.-С.436.

В конце 80-х гг. XX в. отношение к исторической прозе Вс. Соловьева становится более заинтересованным в объективном освещении творческого наследия писателя, хотя имеет все еще обзорный характер.12

Исторические романы Вс. Соловьева обрели вторую жизнь лишь с

1990-х гг. Вступительные статьи и послесловия А.Н. Сахарова, В.Б.

Муравьева, Т.Ф. Прокопова и других выполнены в традиции сочетания

11 биографического очерка с эстетически-оценочным подходом. Как дореволюционные очерки, так и вступительные статьи последних лет не выполняют в полной мере задачи собственно научного исследования природы исторической прозы Вс. Соловьева.

В то же время, основываясь на данном подходе, но и применяя методы научного исследования, интересную гипотезу о биографических мотивах (взаимоотношения Всеволода и Владимира Соловьевых) в романах Вс. Соловьева выдвигает Е. Вагин.14

Наиболее последовательно излагаются факты творческой биографии писателя в статье A.A. Ревякиной, не избежавшей, впрочем, нескольких текстуальных и библиографических несоответствий. В целом статья также освещает историческую прозу Вс.Соловьева в биографическом аспекте, что, впрочем, обусловлено жанровой спецификой всего издания.15

Генетический аспект природы исторической прозы Вс.Соловьева не исследовался в современном литературоведении, за исключением попытки подобного исследования, сделанной Е.Шерман на сопоставлении основных

12 Так, Ю.А. Беляев и А.И.Рейтблат отмечают, что по популярности в 70-80-е гг. XIX в. у русского читетеля Вс. Соловьев, Е.А.Салиас, Г.П. Данилевский и Д.Л.Мордовцев «опередили не только первых классиков -Достоевского и Толстого, но и даже мировых «королей» развлекательного жанра - А. Дюма-отца и Ж.Верна. Это утверждение основывается на статистических данных земских библиотек». См. об этом: Беляев Ю.А. Эпохи, воскрешенные словом.//Русская историческая повесть. В 2 т. М.Д988.-Т.2.-С.6 ; Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века.- М.: Изд-во МПИ, I99I.-C.74.

13 Сахаров А.Н. Исторический мир Всеволода Соловьева.//Соловьев Вс. Жених царевны; Касимовская невеста: Исторические романы - М: Дружба народов, 1994.; Прокопов Т.Ф.»Боже мой, какую кабалу я нес!» Всеволод Соловьев: личность и творчество// Соловьев Вс.С. Хроника четырех поколений: В 2 т.- М, 1994,-T.I. Сергей Горбатов. Вольтерьянец. -С. 5-16; Муравьев В.Б. Всеволод Сергеевич Соловьев и его книги.// Соловьев Вс. Волхвы. Великий розенкрейцер: Дилогия.-М., 1994. -С.590-604.

14 Вали Е. Всеволод Соловьев и Владимир Соловьев.// Антология гнозиса: Соврем, рус. и амер. проза, поэзия, живопись, графика и фотогр.-СПб.Д994.-Т.1.-С.272-285

15 Ревякина A.A. Соловьев Вс.С. // Русские писатели.XIX век.: Биобиблиографический словарь. В двух структурообразующих элементов в текстах Соловьева и Пушкина. Исследователь приходит к выводу о заимствовании Соловьевым в романе «Царь-девица» центральных пушкинских мотивов, структурирующих драму «Борис Годунов».16

В целом же историческая проза Вс.Соловьева еще не получила должного освещения ни в статьях, ни в монографиях, ни в диссертационных исследованиях.17

Таким образом, в научном отношении генезис и поэтика исторической прозы Вс.Соловьева не исследованы. Восполнение этого пробела в современном литературоведении представляется нам актуальной задачей данного исследования.

Актуальность темы обусловливает и цель диссертационного исследования: выявление генетических связей художественной системы Вс. Соловьева с отдельными произведениями русской и зарубежной прозы XIX в и анализ особенностей его поэтики в контексте литературного процесса 70-х

- 90-х гг. XIX в. Цель, в свою очередь, определяет следующие задачи диссертационного исследования:

- определить степень влияния культурного фона эпохи на проблематику, характер и художественные особенности романов Вс. Соловьева;

- выявить характер взаимодействия исторической прозы Соловьева с традициями его литературных предшественников;

- установить генетические связи произведений Вс. Соловьева с исторической и историософской традицией;

- проанализировать природу жанрового многообразия в исторической прозе Соловьева;

- определить характер сюжетно-композиционного единства в поэтике произведений Соловьева; частях. 4.2. М-Я- 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение: Учеб. лит-ра, 1996.-С.250-255.

16 Шерман Е. Исторический роман Вс.Соловьева «Царь-девица» и пушкинские традиции.// Пушкин и русская культура. Материалы конференции молодых ученых 11-13 ноября 1997г. -М.Д998

В указанных выше работах исследовались лишь отдельные аспекты некоторых исторических романов Вс. Соловьева, системный же анализ его исторической прозы до сих пор не был осуществлен.

- проследить степень взаимозависимости художественного метода и стиля в художественной системе писателя.

Выявление генетических связей художественной системы Вс. Соловьева с отдельными произведениями русской и зарубежной прозы XIX в и анализ особенностей его поэтики в контексте литературного процесса 70-х

- 90-х гг. XIX в. — проблема, представляющая, на наш взгляд, интерес для расширения целостного представления о литературе указанного периода.

По отношению к исторической прозе Вс. Соловьева объектом исследования будет весь массив культурной традиции, называемый нами «культурный фон эпохи». Составляющими культурного фона эпохи, оказавшего влияние на формирование мировоззрения писателя являются по нашему мнению как среда, его окружавшая, социокультурный контекст, так и обращение к традициям предшественников в области литературы и истории. Посредством отражения на творчество писателя культурный фон выполняет особую телеологическую функцию, интегрирующую художественную систему писателя в единое целое.

Предметом исследования являются произведения, написанные Соловьевым в 1876 -1893 годы: историческая повесть «Княжна Острожская» (1876), исторические романы-хроники «Юный император» (1877), «Царь-девица» (1878), «Капитан гренадерской роты» (1878), «Касимовская невеста» (1879), «Жених царевны» (1893), историческая эпопея «Хроника четырех поколений» — цикл романов о дворянской семье Горбатовых (1881-1886), «Царское посольство: Исторический роман XVII в.» (1890), исторические рассказы и очерки . Привлекаются также публицистические статьи Вс. Соловьева, эпистолярное наследие, воспоминания и отзывы современников, биографов писателя.

Теоретико-методологическая основа исследования связана с центральными принципами реалистической эстетики, которая исходит из признания единства формы и содержания, обусловленности художественного творчества мировоззренческими ценностями и идеалами автора и логикой обществено-исторического развития. Как в целом, так и в отдельных главах и разделах изложение ведется от общего к частному.

Широко используются методы сравнительного и историко-генетнческого анализа. При анализе художественных текстов применялся принцип функционально-типологического изучения литературных произведений. В отдельных разделах работы использовался системно-структурный метод исследования.

В исходных теоретических посылках осуществляется опора на труды отечественных критиков и литературоведов XIX - XX вв. (работы А.М. Скабичевского, H.A. Энгельгардта, Б.В. Томашевского, Л.П. Гроссмана, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, В.Г. Одинокова, A.C. Бушмина и др.) Важным подспорьем явились специальные работы по проблемам историзма в художественной литературе Г.В. Макаровской, С.М. Петрова, Й.П. Щеблыкина, М. Альтшуллера, В.Д. Оскоцкого и др.

Наиболее важными в данной работе нам представляются следующие аспекты, на которые стоит обратить особенное внимание.

Историческая проза Вс. Соловьева представляет интерес как оригинальное и своеобразное явление в литературном процессе 70-х - 90-х гг. и наряду с произведениями других исторических романистов вносит качественные изменения в развитие канонов русской исторической прозы.

Проблематика и поэтика исторической прозы Вс. Соловьева находятся в тесном взаимодействии с его мировоззренческими установками, которые, формируясь под воздействием культурного фона эпохи обретают всестороннее воплощение в тексте произведений.

Генетические связи исторической прозы Соловьева с литературными предшественниками разделяются на три типа: контактный, контрастный и

1 Q конфликтный. В рамках данных типов происходит деление на прямое или косвенное влияние. Наряду с сюжетными заимствованиями, в прозе

18 Бушмин A.C. Указ.соч.-С.Ш

Соловьева находим и творческую переработку отдельных мотивов и сюжетных ситуаций.

Особенностью исторической прозы Соловьева является «практика литературной наследственности» — воплощение в жизнь неосуществленных замыслов литературных предшественников (A.C. Пушкина, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского) или создание новой художественной трактовки той или иной проблемы, уже получившей художественное освещение в произведениях предшественников Соловьева (наиболее показательны в этом отношении своеобразная трактовка Соловьевым проблемы мистицизма в истории в романах «Волхвы» и «Великий розенкрейцер», в которых он полемизирует с основными идеями романа Бульвер-Литтона «Занони»).

На конкретном материале исторических романов-хроник Соловьева показаны настойчивые поиски писателем новых жанровых форм. Как особенность жанровой системы можно выделить обращение писателя к синтезу разнородных жанров.

Для создания единой сюжетно-композиционной системы писатель использует сочетание адекватных определенному типу сюжета композиционных приемов; организующим принципом данной системы становится специфический для каждой жанровой группы произведений Соловьева хронотоп; связующим элементом сюжетно-композиционной системы являются мотивы, выполняющие в произведениях писателя как композиционную, так и сюжетную функции.

В стилистической системе произведений Соловьева необходимо подчеркнуть приоритет художественного метода (каковым мы считаем бытописательство) над стилем. Именно по данной причине писатель для усиления и подчеркивания идеи пренебрегает стилистической гармонией, нагнетая излишние повторы, используя шаблонные фразы, литературные штампы. Тем не менее нельзя говорить об отсутствии стиля применительно к произведениям Соловьева — это подчеркивается за счет выделения присущих манере писателя стилистических доминант, особых лексических конструкций, благодаря которым можно произвести атрибуцию стиля Соловьева.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что впервые дается целостный анализ генезиса и поэтики исторической прозы Вс. Соловьева в контексте социокультурного и историко-литературного процесса 70-х - 90-х гг. XIX в., основные положения и выводы которого могут быть использованы при чтении вузовского курса лекций, спецкурсов и проведении спецсеминаров по истории русской литературы XIX в., для дальнейших поисков в области истории литературы.

В результате анализа конкретных исторических произведений Вс. Соловьева, делается вывод о том, что историческая проза данного писателя по-своему способствовала обогащению русской литературы 70-х - 90-х гг. XIX в. и даже оказала влияние на поэтику исторических романов и малых эпических жанров начала XX в.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историческая проза В. С. Соловьева"

Заключение

Подводя итоги нашего исследования еще раз отметим основные выводы. В генезисе исторической прозы Вс. Соловьева доминируют три основных фактора: наличие зависимости проблематики от социокультурного и биографического контекста; усвоение предшествующей литературной традиции не только путем заимствования, но и путем творческой переработки; разработка отдельных историософских проблем, под влиянием предшествующих исследователей. Историософия у Вс. Соловьева подчинена его христианскому миросозерцанию, а посему можно обозначить ее понятием "религиозная историософия".

Все многообразие традиций, согласно концепции полигенезиса, не лишает историческую прозу Соловьева своеобразия, а, напротив, способствует созданию органичной художественной системы. Генезис исторической прозы Вс. Соловьева во многом обусловлен формированием его мировоззрения, творческого метода, воздействовавшего на поэтику произведений Соловьева.

В поэтике исторической прозы Вс. Соловьева отметим стремление к обновлению жанра исторической повести путем жанрового синтеза, соединяющего жанры жития, легенды, элементы готического романа единое целое. В романах-хрониках проявляется тенденция к циклизации за счет употребления писателем "конспективного метода" - краткого изложения фабульного содержания, сближающего между собой два разных романа. В цикле романов о дворянской семье Горбатовых основным жанрообразующим фактором становится метод жанровой трансформации", способствующий переходу автора от первичного жанра семейной хроники к циклу исторических романов, на которые проецируется эпическое жанровое содержание.

По рассмотрении сюжетно-композиционной сферы в поэтике исторической прозы Вс. Соловьева отметим следующие результаты исследования:

- прослеживается явная взаимозависимость типа сюжета и композиционных средств его оформления;

- особую роль в организации художественного мира произведений Соловьева играет хронотоп "гостиной", ограничивающий пространство изображенного мира, концентрирующийся, главным образом, на изображении мира вещей, а особенно предметов бытового обихода;

- сюжетно-композиционное единство в исторической прозе Соловьева осуществляется благодаря системе связующих мотивов, выполняющих как сюжетообразующую, так и композиционную функции. Центральными мотивами данной системы являются мотивы судьбы, случая и счастья;

- особенность стилистической системы исторической прозы Вс. Соловьева состоит в доминировании художественного метода над стилем, что нередко приводит к стилистической дисгармонии в произведениях писателя, однако в прозе Соловьева можно выделить стилистические доминанты и специфические лексические конструкции, посредством которых можно осуществить атрибуцию стиля писателя.

Таким образом, своеобразие поэтики Вс.Соловьева было обусловлено трансформацией в его художественной системе традиций предшественников. Именно благодаря полигенезису в поэтике Соловьева художественные открытия обрели значимость, о чем свидетельствуют результаты данного диссертационного исследования.

Не говоря уже о плагиате в "сочинении"- переложении исторической повести Вс. Соловьева "Княжна Острожская" Воронецким, что было отмечено выше, в жанре исторического романа тенденция к жанровому синтезу и мистической проблематике проявится в творчестве В. Брюсова

Огненный ангел"). Несмотря на явное различие жанрово-стилистических систем Вс.Соловьева (историко-реалистический роман) и В.Брюсова (историко-символистский), в художественной системе Соловьева зародились и осуществились не свойственные ранее русской исторической романистике идеи и формы (модель романа о познании, основанная на теории циклического развития цивилизаций и воплотившаяся в дилогии "Волхвы" и "Великий розенкрейцер"), которые затем обрели оригинальную творческую интерпретацию в романе Брюсова.

Отдельные мотивы, заимствованные из романов Соловьева находим в прозе его биографа А. Измайлова (мистические рассказы "Феникс", "Хиромант", "Призор очесъ".) Реминисценции из названий исторических романов Соловьева проникают в названия рассказов А. Измайлова ("Барышня из старого дома", "Вольтерьянская книга", "Навождение" - ср. с соловьевскими "Старый дом", "Вольтерьянец", "Навождение"), содержание которых - антитеза мироощущению и методу Соловьева.

Все это еще раз подтверждает необходимость обращения к исторической прозе Вс. Соловьева, представляющей интерес для осмысления целостной картины развития русского литературного процесса 70-х - 80-х гг. XIX века. Исследование данных связей составит задачи будущих работ на данную тему.

 

Список научной литературыЛексина, Анна Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Соловьев Вс. С. Сочинения. -Т. 1-7. СПб, 1887.

2. Соловьев Вс. С. Собрание сочинений. -Кн. 1-40.- СПб., 1903-1904.

3. Соловьев Вс.С. Полное собрание сочинений. -Кн.1-42. Пг.,1917,

4. Соловьев Вс.С. Москва, 15 мая 1883г.: Письмо детям Всеволода Соловьева. СПб., 1883.-16 с.

5. Соловьев Вс. С. Воспоминания о Ф.М. Достоевском . СПб., 1881.-32 с.

6. Соловьев Вс. С. Грех Ивана Ивановича. СПб., Постоянная комиссия народных чтений.,1900.-26 с.

7. Соловьев Вс. С. На краю гибели. СПб., 1893.

8. Соловьев Вс.С. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и с "теософическим обществом" с приложением ответа на брошюру "г-жи Игрек". СПб., 1893.-370 с.

9. Значение А.С. Пушкина и его произведений. Юбилейное изд./ Под ред. Вс.С. Соловьева. СПб.: Постоянная комиссия народных чтений, 1899-34 с.

10. Александр Сергеевич Пушкин. Юбилейное изд. / Под ред. Вс. С. Соловьева. СПб.: Постоянная комиссия народных чтений, 1899- 32 с.

11. Николай Васильевич Гоголь. /Под ред. Вс.С. Соловьева. СПб.: Постоянная комиссия народных чтений, 1901 .-32 с.

12. Николай Михайлович Карамзин. Биографический очерк./Под ред. Вс.С. Соловьева. СПб.: Постоянная комиссия народных чтений, 1900.-36 с.

13. Соловьев Вс.С. Юный император. Царь-девица. Капитан гренадерской роты. Романы./ Вступит, ст. И. Скачкова М., 1991. -718 с.

14. Соловьев Вс.С. Капитан гренадерской роты/ Вступит, ст. А.Н. Сахарова. М., 1991. -458 с.

15. Соловьев Вс.С. Юный император/ Послесл. В. Муравьева-М., 1993 -252 с.

16. Соловьев Вс.С. Жених царевны. Касимовская невеста. История, романы./сост., вступит, ст., предисловие А.Н. Сахарова. -М., 1994. -335 с.

17. Соловьев Вс.С. Хроника четырех поколений. В двух томах./Вступит. ст., сост. Т.Ф. Прокопов. М., 1994.

18. Соловьев Вс.С. Волхвы. Великий розенкрейцер: Дилогия/ Авт. послесл. В.Б. Муравьев-М., 1994. -605 с.

19. Соловьев Вс.С. Собрание соч. В 8 т.-М.: Бастион, 1996-1997.

20. СоловьевВс. Граф Л.Н. Толстой.//Нива-1879-№43,-С. 854-855.

21. Соловьев Вс.С. "Тарас Бульба'У/ Север 1888 - №14.- С.15.

22. Соловьев Вс. С. Изд-ль. Беседы Севера. Наша беда.// Север.-1888 -№ 1. С. 12-15.

23. Алимов М.Р. Исторический роман ХЕХ века: к вопросу о формировании жанра.// Проблемы современного литературоведения: теория, история, методика: Материалы 1-й межвузовской научно-исследовательской конференции.-М.: МГОПИ, 1994. -С. 100-103.

24. Алимов М.Р. Язык исторической повести А.О. Корниловича "Андрей Безыменный"// Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. М., 1996. -С.95-96.

25. Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России. СПб., 1996. -340 с.

26. Ауэр А.П. Салтыков-Щедрин и поэтика русской литературы второй половины ХЕХ века Коломна, 1993.-112 с.

27. Барт Ролан. Избранные работы: Семиотика: Поэтика.-М., 1989. 615 с.

28. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.М.,1975 502 с.29