автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Исторические драмы Фридриха Геббеля
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шведова, Ольга Владимировна
Вступление
Глава I. Политические и философско-эстетические взгляды Ф.Геббеля. Историко-мифологическая трагедия
Ирод и Мариамна"
Глава П. Мифологические трагедии. Трилогия "Нибелунги".
Глава Ш. Исторические трагедии - "Агнес Бернауэр" и
Димитрий"
3.1. "Агнес Бернауэр"
3.2. "Димитрий"
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шведова, Ольга Владимировна
турной обстановки Германии середины века, и каждую из его драм, через которые красной нитью цроходит мысль о трагическом бремени власти. В работе вскрывается механизм соотношения философского и поэтического начал в творчестве Геббеля. Здесь А,Карельский вдет вслед за С.Адриановым, подчеркивая "существенное противоречие между геббелевской схемой и реальной художественной црактикой Геббеля-драматурга: наложенная на конкретные произведения, схема не покрывала собою всего их действительного богатства, той блистательной диалектики души, которую Геббель воплощал "с неведомой дотоле аналитической глубиной и изощренностью" / 60, 7 /.
В 70-е годы выходят в свет три работы М.А.Алесиной / 37; 38; 39 /, посвященные раннему творчеству Геббеля, драмам "Юдифь" и "Мария Магдалина",
Этим скудным перечнем имен фактически ограничивается яруг исследователей, занимавшихся у нас проблемами творчества Ф.Геббе-ля.
Новизна предложенной работы заключается в том, что в ней впервые или по-новому как в советском, так и в зарубежном литературоведении освещается ряд проблем: дается обоснование историчности всех драм второго периода творчества Геббеля, будь то драмы, написанные на историческом или мифологическом материале; совокупность драм рассматривается как органическое целое, развивавшееся в рамках изменявшихся социально-политических условий и, следовательно, эволюционировавших общественно-политических взглядов самого Геббеля; прослеживаются пути развития основных исторических, философско-эстетических концепций Геббеля, его художественных приемов; впервые ставится вопрос о соотношении и значении исторического и мифологического времени в его драмах, о самой структуре и вариантах соединения в них истории и мифа; дается сравнительный анализ интерцретации мифологического материала Геб-белем и Р .Вагнером; в "Агнес Бернауэр" предлагается нетрадиционная трактовка ключевого образа трагедии - герцога Эрнста, что определяет характер интерпретации драмы в целом; трагедия "Димитрий" впервые рассматривается в общем контексте художественного воплощения темы Лжедмитрия в немецкой и русской традиции; наконец, в диссертации разработана новая типологическая классификация монологов у Геббеля и выявлены общие художественные особенности, присущие его драматургии.
Актуальность работы определяется тем, что большая часть перечисленных проблем вызывает в настоящее время особенно пристальное внимание исследователей и может, в конечном итоге, способствовать решению больших общетеоретических задач.
Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что представленный в ней материал может быть использован для дальнейшего изучения как творчества Геббеля, так и более широкого круга воцросов драматургии Германии XIX века. Материал диссертации может быть использован также для составления программ чтения спецкурсов по зарубежной литературе, истории драматургии и театра.