автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Исторические романы Гора Видала в контексте "нового журнализма"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторические романы Гора Видала в контексте "нового журнализма""
На правах рукописи
ООЗОБ2ЭЭВ
ГВОЗДЕВ Алексей Борисович
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГОРА ВИДАЛА В КОНТЕКСТЕ «НОВОГО ЖУРНАЛИЗМА»
Специальность 10 01.03 - литература народов стран зарубежья /американская литература/
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1 7 МАЙ 2007
Нижний Новгород - 2007
003062996
Работа выполнена на кафедре всемирной литературы филологического факультета Московского педагогического государственного университета
Научный руководитель-
доктор филологических наук, профессор Жаринов Евгений Викторович
Официальные оппоненты
Доктор филологических наук, профессор Киреева Ирина Васильевна Кандидат филологических наук, доцент Наумова Ольга Анатольевна
Ведущая организация Владимирский педагогический государственный
университет
Защита состоится на Л 2007 года в Л2~ часов на заседании диссертационного совета К 212 164 01 по специальности 10 01 03 - литература народов стран зарубежья (американская литература) при Нижегородском государственном педагогическом университете
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу 603950, г. Нижний Новгород, ул Ульянова, д 1
Автореферат разослан 2007 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат филологических наук, доцент
М А Маслова
Общая характеристика работы
Диссертация посвящена исследованию исторических романов американского писателя XX века Гора Видала (р 1925) в контексте «нового журнализма»
Г. Видал обязан своей славой романиста ряду исторических произведений, посвященных американской истории, а также сюжетам из древней истории На примере этих романов хорошо прослеживается тенденция, присущая американской и европейской литературе второй половины XX столетия, а именно - усиление документального начала в художественной литературе, повышенный интерес к факту, а также синтез документальных форм и художественных, отразившийся в ряде явлений как в литературе, так и в журналистике В связи с этим представляется целесообразным осуществить анализ исторических романов Г Видала в контексте «нового журнализма», направления, которое наиболее ярко демонстрирует названную тенденцию
Актуальность темы диссертационной работы определяется недостаточной изученностью отдельных частей творчества Гора Видала, прежде всего его исторических произведений, обращенных к событиям отдаленного прошлого, имеющих большое значение для понимания авторской философии Также рассмотрение исторических романов американского писателя представляет интерес для выявления тенденций, наблюдающихся в современной литературе, в частности, сближения художественных форм романа и журналистики, что и является сущностью такого явления, как «новый журнализм». Небезынтересной представляется и попытка разобраться в своеобразии авторского видения истории, которое отличается известной оригинальностью и в то же время противоречивостью
Выбор аспектов исследования обусловлен недостаточной изученностью произведений Г Видала в отечественном литературоведении Творчеству американского писателя посвящена одна кандидатская диссертационная работа (Абузарова Р Ф Историко-политические романы Гора Видала) Кроме того, встречаются краткие суждения о Г Видале в статьях о современном американском романе в работах таких отечественных литературоведов и историков, как Анастасьев Н., Гончаров Ю , Денисова Т , Затонский Д , Хамадан А, Яковлев Н, Голенпольский Т. В этом случае указанные исследователи обращались к историческим романам писателя об Америке (так называемая «американская трилогия», включающая в себя романы «Washington DC» (1967), «Burr» (1973) и «1876» (1976)), обходя вниманием остальные исторические романы Видала В известной мере оценка писателя присутствует в работах об американской драме (Злобин Г., Галуин о Р.), но в них творчество Г. Видала не было предметом специального рассмотрения. Относительно его произведений на историческую тему делались лишь отдельные замечания
Целью работы является определение в американской культуре сущности и особенностей такого явления, как «новый журнализм», анализ его влияния на
современную литературу и журналистику на примере творчества Гора Видала, в частности его исторических романов «Юлиан» и «Сотворение мира» Подобная цель требует постановки ряда взаимосвязанных задач
- описать круг основных представителей «нового журнализма», характеризуя их наиболее показательные произведения,
- выявить истоки появления «нового журнализма» в Америке во второй половине XX века,
- показать эволюцию документальных жанров в американской литературе,
- рассмотреть подход «новых журналистов» к историческим фактам и их взгляд на историю в целом как своеобразное преломление идей французской школы «Анналов»;
- показать различные проявления концепции «нового журнализма» в литературе и журналистике (исторический журнализм, т^йамтеп! и т д ),
- определить место исторических романов в творчестве Гора Видала;
- выявить традиции и новаторство романов Г Видала в контексте традиции исторического романа в американской литературе,
- проанализировать романы «Юлиан» и «Сотворение мира» с точки зрения использования в них приемов «нового журнализма» документальность, сенсационность, актуализация истории и т д.
Постановка такого круга задач диктует ограничение исследуемого материала Работа не ставит целью анализ всех исторических романов писателя Приоритет отдан произведениям, посвященным сюжетам из древней истории, по причине их неизученности отечественным литературоведением и специфике материала, который дает возможность в полной мере рассмотреть необходимые для диссертации аспекты
Предметом исследования стали романы «Юлиан» (1964) и «Сотворение мира» (1981)
Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы как отечественных, так и зарубежных литературоведов Это труды по истории американской литературы НА. Анастасьева, Я Н Засурского, А С Мулярчика, Н И Самохвалова, Е А Стеценко, М О Мендельсона, Дж Олдриджа, С Бейкера, Дж Парини и др Значительную роль при проведении исследования сыграли исторические и философские работы А Я Гуревича, Ю М Лотмана, М Блока, М Вебера, Л Февра
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней устанавливается связь концепции «нового журнализма» с теорией и стилем французской школы «Анналов» В контексте явления «нового журнализма» рассмотрены исторические романы Гора Видала Данная часть творчества американского писателя анализируется как составная часть весьма важного и актуального процесса в современной литературе и искусстве - процессе усиления документального потенциала В работе впервые в отечественном литературоведении рассматриваются так называемые «древние» исторические романы Гора Видала
Научно-практическое значение диссертационной работы состоит в возможности использования ее материалов при чтении общих курсов истории зарубежной литературы второй половины XX века, курса истории американской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по теории художественно-документальной литературы
Апробация работы Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и статьях на XV и XVII Пуришевских чтениях в МПГУ (2003, 2005), на III и IV Межвузовских конференциях молодых ученых в МПГУ (2004,2005), на X межвузовской научно-практической конференции в Бийске (2005), а также на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ и аспирантского объединения
Положения, выносимые на защиту
1 Возникновение «нового журнализма» в США в 60-ых годах XX века явилось следствием литературно-исторических (специфика развития документальных жанров в амерт анской литературе, общий кризис реалистического романа, значение идей «новой исторической науки»), религиозных (влияние протестантизма на культуру США) и социальных (обострение социально-политической обстановки в США второй половины XX столетия) факторов
2 Актуальность принципов «нового журнализма» проявилась в ряде явлений современной культуры исторический журнализм, infotainment, новая развлекательная журналистика и др
3 В исторических романах Гора Видала «Юлиан», «Сотворение мира», а также в произведениях, посвященных американской истории, реализуются концепция альтернативной истории и принцип актуализации истории, что роднит названные романы писателя с принципами «нового журнализма» и идеями французской школы «Анналов».
4 Сходство тем и задач, специфика обращения с фактом, сенсационность как способ подачи материала - все это позволяет говорить об определенном влиянии эстетики «нового журнализма» на творчество Видала и возможности рассмотрения ряда его романов в связи с этим явлением
Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 175 наименований
Содержание работы
Во введении дается обоснование актуальности темы диссертации, формулируются ее предмет, цель и задачи, раскрывается методологическая база работы, определяется научная новизна, ее теоретическая и практическая значимость, выделяются положения, выносимые на защиту Во введении дается необходимый биографический материал, а также предлагается жанровая классификации его произведений.
В первой главе работы «Новый журнализм» в американской литературе» выявляется сущность такого явления, как «новый журнализм», а также
рассматриваются причины, вследствие которых он возник именно в США в 60-ые годы XX столетия
Первый параграф главы - «Новый журнализм» как синтез журналистики и литературы» «Новые журналисты», во главе которых стоял Том Вулф, утверждали, что создали новую форму повествования, соединившую в себе элементы формальной структуры романа с актуальностью и злободневностью газетной хроники, формируя, таким образом, некий гибрид журналистики и литературы, где художественное моделирование действительности осуществляется, не только основываясь на реальных фактах, но при помощи самих фактов Теория направления была изложена в манифесте, оформленном Томом Вулфом в справках о писателях и в предисловии к объемной антологии «Новый журнализм»
Появление «нового журнализма» именно в США и именно в это время логично Для Соединенных Штатов 60-70-ые годы были периодом экономического, политического и духовного кризиса Война во Вьетнаме, студенческое и негритянское движения, уотергейтский скандал и другие социально-политические потрясения вызвали большой интерес американцев к политике и общественной жизни, и, как следствие, к документальной литературе, к отражению реального факта, к невымышленным героям Литература, в свою очередь, должна была предоставить читателю новые формы, способные откликнуться на животрепещущие события сегодняшнего дня, волновавшие Америку. Именно документальная литература, в частности «новый журнализм», с его оперативным вмешательством во все аспекты общественной жизни, оказалась способной удовлетворить этот интерес
Также большую популярность документальной прозы многие литературоведы связывают с «общим кризисом творческого воображения»2 и с падением интереса к художественной литературе вообще. «Формалистические «изыски» теоретиков и практиков «нового романа» и структуралистического «дискурса»... заметно обескровили в 60-70-е годы живую ткань литературы »3. Ведь и сами «новые журналисты» прямо указывали как на одну из причин возникновения новой документальной литературы на деградацию традиционного романа, который утратил для читателей былое очарование и интерес. А Том Вулф видел задачу «нового журнализма» в необходимости вновь сделать реалистическую литературу актуальной и интересной для читателя Отсюда, возникновение предпосылок к поиску новых форм и средств художественной интерпретации действительности при помощи конкретных фактов, документов, изображения реально существующих лиц и событий Такого же мнения придерживаются многие отечественные литературоведы, затрагивавшие в своих работах вопрос о причинах расцвета документальной литературы во второй
1 Wolfe Т The New Journalism With an Anthology Edited by Tom Wolfe and E W Johnson N. Y , 1973
2 Gerda Zeltner La Grande aventure du roman français au XXe siecle Pans, 1967 P 61
3 Мулярчик A С Реалистический роман США после Второй мировой войны (основные тенденции развития) M , 1983 Стр 18
половине XX века, полагая, что современная документалистика, с расширением внутри нее сферы художественности, - в большой степени явилась реакцией на модернизм В работе развивается полемика по поводу оценки модернизма и характера его связей с «новым журнализмом»
Во втором параграфе главы «Новый журнализм» и французская школа «Анналов» предпринимается попытка связать концепцию «новых журналистов» с теорией и стилем французской школы «Анналов»
Отображение истории, реального исторического факта в произведениях «нового журнализма», а также принцип актуализации истории выглядят вполне в духе «Новой исторической науки» (La Nouvelle Histoire), часто именуемой также как французская школа «Анналов» Появившаяся во Франции в период между двумя мировыми войнами, она давно уже перестала быть явлением исключительно французским Ко второй половине XX столетия «Новая историческая наука» стала считаться одним из наиболее влиятельных направлений в мировой историографии Именно «анналисты» в качестве альтернативы традиционному повествовательному историописанию, которое следовало историографическим текстам, выдвинули принцип «история-проблема» (histoire-probleme) Согласно ему, путь исследования истории идет не от прошлого к современному, а от настоящего к прошлому, и если «непонимание прошлого неминуемо ведет к непониманию настоящего», то, значит, «понимать прошлое следует при помощи настоящего»4 Историк выбирает проблему и в свете нее обращается к тем памятникам, анализ которых может служить источником знания по рассматриваемой теме Тесная связь с современностью не выступает при этом препятствием для объективного изучения истории, напротив - она (связь) выступает в качестве его основного условия История проясняется в свете нынешних глобальных проблем, а последние могут быть поняты только при рассмотрении их в широкой исторической перспективе, таким образом, диалог настоящего с прошлым предполагает определенную общность проблем, которые волнуют современное общество и которые были не чужды людям прошлого, хотя, разумеется, рисовались им иначе, нежели нам Возникновение «нового журнализма» и наиболее интересные его проявления пришлись именно на то время, когда в США происходили бурные политические, социальные и культурные события Как следствие этого возникли настроения, при которых стало возможным и необходимым события прошлого соотносить с настоящим Неудовлетворенность современной Америкой заставила писателей искать в прошлом, в истории своей страны (и не только) начала того духовного и морального кризиса, который поразил страну во второй половине XX века
Люсьен Февр и Марк Блок, французские историки, стоявшие у истоков школы «Анналов», подчеркивали значение творческой активности исследователя Противники нового направления в историографии поэтому и обвиняли «анналистов» в том, что они в большей степени являются «вольными художниками», нежели историками, предпочитая субъективный подход к
4 Блок M Короли-Чудотворцы M , 1998. С. 685
историческим фактам Однако представители школы «Анналов» своими авторитетными трудами доказали, что историография может представлять собой не только уже известный всем процесс беспристрастной констатации того или иного факта, а увлекательную (как для читателя, так и для исследователя) творческую работу, в которой большой расчет сделан на интуицию и воображение историка Именно эти два вышеобозначенных принципа, выдвинутые Февром и Блоком, - актуализация истории и творческая активность исследователя - на наш взгляд, в полной мере реализуются «новым журнализмом»
Третий параграф главы - «Протестантизм и особенности американского менталитета в связи со спецификой развития американской литературы» Помимо литературно-исторических традиций, оказавших влияние на становление литературы США и развитие документальных жанров в частности, большой интерес представляет обращение к философским и религиозным истокам американской культуры
Говоря о документализме как о специфике национальной литературы США, необходимо учитывать особенности менталитета американцев Американскому национальному характеру свойственно практическое, действенное отношение к жизни Преобладающее состояние психики в Америке - возбуждение, раскованность, быстрота моментальной реакции, что отчасти и обусловило приверженность к документу и факту на протяжении всего существования американской литературы Интерес к факту именно у американцев особенно велик, так как это также культивировалось такими философскими школами, как позитивизм.
Активное отношение к жизни, заинтересованность в насущном предписывались и основной религией американцев — протестантизмом Если католицизму, как известно, свойственна некая отчужденность от мира, то протестанты, напротив, подвергают критике аскетические идеалы жизненного уклада католиков «Радость жизни» протестантизма заключена прежде всего в сфере материального, « . один из центральных догматов протестантизма -единственным средством стать угодным Богу считается не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни, тем самым эти обязанности, труд, действие становятся для человека его призванием»5 По большому счету, не труд как таковой, а рациональная деятельность в рамках, установленных Богом, пребывание каждого на своем месте превращались в своеобразный религиозный долг. Как мы можем убедиться, этот догмат имел далеко идущие психологические последствия, которые, так или иначе, проявились практически во всех областях и сферах протестантского общества, в том числе и в культуре
Если суть протестантской этики в том, что Бог «молчит», и единственный способ вступить с ним в диалог - быть встроенным непосредственно в бытие, то
5 Макс Вебер Протестантская этика и дух капитализма Ивано-Франковск, 2002 Стр 26
отсюда возникает необходимость активного участия в жизни, которое подразумевает интерес к действительности, а значит - к факту. Продолжая эту логическую цепочку, мы непременно придем к понятию журнализма, поскольку он является отображением реальной жизни, информированием о фактах действительности Очевидно, что такую взаимосвязь нельзя игнорировать, ведь степень того влияния, которое религиозные идеи оказывали и продолжают оказывать (может, уже в несколько иной форме) на образ жизни людей, их культуру и менталитет, очень высока
Заключительный, четвертый параграф главы «Краткий обзор творчества представителей «нового журнализма», посвящен краткому анализу творчества наиболее ярких авторов, относящихся к «новому журнализму» На примере романа «Тест под наркотиками» («The Electric Kool-Aid Acid Test», 1968) Тома Вулфа выделяются особенности стиля этого автора как теоретика направления Рассматривается также творчество другого признанного классика документального романа - Нормана Мейлера, в частности, его книга «Песнь палача» («The Executioner's Song», 1979) Интерес к этому произведению обусловлен тем, что этот роман по всем признакам можно причислить к «новому журнализму» - американские критики единогласно относят его к таковому Заметим также, что «Песнь палача» никогда не переводилась на русский язык и не становилась предметом внимания отечественных литературоведов Жанр произведения определяется многими критиками, как криминальный репортаж, выполненный рукой профессионального писателя В романе сочетаются приемы традиционной художественной литературы (тщательный творческий отбор фактов и деталей, создание сложных характеров, развитие нескольких взаимопереплетающихся сюжетных линий и т д) и журналистики (точное следование реальному факту, «сухой» протокольный стиль повествования, сенсационность и др.) На примере этого произведения хорошо видна «лаборатория» «новых журналистов», их способ и манера отображения реальных фактов и событий, в которых всегда присутствует субъективность и художественная адаптация документа Вследствие этого возникает деформация факта, но не его искажение, документ в синтезе с художественной формой придает определенную подвижность застывшему факту, помогает взглянуть на него под иным углом зрения и обнаружить нечто большое, чем то, что открывается с первого взгляда
Завершается параграф обзором творчества Джеймса Миченера, представителя исторического журнализма, а именно, одной из популярных разновидностей «нового журнализма». Отличительной чертой этой разновидности является ее определенная тематическая направленность. Произведения такого рода, как это ясно из самого названия, представляют собой историческое исследование Но исследование не в виде традиционного академического труда, а больше напоминающее увлекательный исторический роман, нередко с использованием вымышленных персонажей и ситуаций Однако книги таких авторов, как Джеймс Миченер, Уильям Ширер, Барбара Такман и др , - не просто авторское субъективное видение истории, это один из вариантов ее современного
осмысления, а часто и переосмысления, безусловно, опирающееся на определенный уровень знаний и методов К произведениям Д. Миченера, написанным в духе исторического журнализма, можно отнести романы «Гавайи» («Hawaii»), «Караибские острова» («Caribbean»), «Техас» («Texas») Как видно из названий, книги писателя посвящены самым разным культурам и народам, они свидетельствуют об энциклопедичное™ познаний автора, однако при всей насыщенности этнологического материала текст сохраняет увлекательность Одна из причин этого заключена в том, что автор часто использует в своих текстах романную форму Он может ввести сюжет, героев, конфликт и другие атрибуты художественного повествования Занимаясь, по сути, историческим исследованием, Миченер создает выразительные художественные образы
Вторая глава диссертации «Исторические романы Гора Видала» посвящена непосредственно анализу произведений американского писателя Наряду с рассмотрением романов «Юлиан» и «Сотворение мира», что является основной целью главы, в круг исследования входят также так называемые «американские романы» Г Видала («American Chronicles») «Округ Вашингтон» («Washington DC», 1967), «Бэрр» («Burr», 1974), «1876» (г 1976), «Линкольн» («Lincoln», 1984), «Империя» («Empire», 1987), «Голливуд» («Hollywood», 1989), «Золотой век» («The Golden Age», 2000).
В первом параграфе главы «Специфика жанра исторического романа в американской литературе» рассматривается история возникновения и развития жанра исторического романа в литературе США
Традиция американского исторического романа восходит к творчеству В Скотта, о чем неоднократно писали и В Ирвинг, и Ф Купер, и Н Готорн Естественно, традиция, проникая в чужую национальную культуру, претерпевает неизбежные изменения. Принципиальные открытия, сделанные в жанре исторического романа Вальтером Скоттом, могут быть сведены к следующим положениям убедительный исторический фон, так называемая «история в деталях», главные герои - это люди, «не названные историей», выдуманные персонажи, сами исторические персонажи, как правило, находятся в тени, главный герой обычно проявляет активность лишь в самом начале романа, а затем в силу разных причин занимает подчеркнуто пассивную позицию, роман повествует о каком-либо переломном, драматическом моменте в жизни нации, действие как правило завершается воссоединением двух главных героев и т д
Исторические романы В Скотта представляют собой «прочтение» писателем-романтиком далекого прошлого как своеобразного «текста», актуального в современном мире Причем, это прочтение основывается на принципе, в соответствии с которым время изображается в конкретно-пространственном вещественном виде Время в произведениях В. Скотта дано как «форма существования», или, выражаясь современным языком, как виртуальная реальность
Стилю В Скотта близки исторические произведения В Ирвинга, с творчества которого во многом начинается традиция американского исторического романа Хотя произведения писателя, в частности, знаменитую
«Книгу эскизов», принято связывать с традицией немецкого романтизма (так, «Рип Ван Винкль» представляет собой дословный перевод рассказа из «Народных сказаний» Отмара (псевдоним немецкого фольклориста Иоганна Карла Нахтигаля), а «Легенда о Сонной лощине» восходит к «Дикому охотнику» Бюргера и одной из сказок о Рюбецале, в работе подчеркивается их глубинная связь с шедеврами В Скотта У В Ирвинга также есть общее отношение к времени как к особой «форме существования», а многочисленные предметы и детали, быт, архитектурные сооружения, - все эти артефакты прошлого предстают на страницах американского писателя как своеобразная «модель для сборки» исторических романов в духе В Скотта Сюда же можно отнести исторический роман В Ирвинга «Жизнь и путешествия Христофора Колумба» (1828), причудливо сочетающий театральную бутафорию, готический ужас, вероломство испанцев, благородство дикарей, русалок и прочее волшебство, сочетающееся со строгой документацией в манере В Скотта
Другим представителем американского исторического романа представлен в работе Ф Купер Творчество писателя дает основания сравнивать его не только с В Скоттом, но и с Г Видалом Прежде всего, это касается критики западной цивилизации Главный герой романа Г Видала «Сотворение мира» Кир Спитама также, как и куперовский Натти Бампо (герой цикла о Кожаном Чулке), ведет своеобразный диалог с Западом. При всем несходстве эти два персонажа объединены общим для них неприятием западной цивилизации В то же время у Г. Видала отсутствует романтическая мифологизация образов «отцов основателей» США, которая так ярко проявилась в романе Ф Купера «Шпион» В отличие от своего предшественника, у которого один из «отцов-основателей» США Д Вашингтон предстает в ореоле непогрешимости, Г Видал не разделяет подобного преклонения перед героями американской истории
Принцип, который избрал для себя Видал в описании истории США, можно определить как «демифологизация» Свою задачу как летописца национальной истории писатель видит в том, чтобы показать и доказать - сегодня США не намного хуже, чем были вчера, современные тенденции американской политической жизни и сопутствующие им нравы обозначились уже в те времена, когда «непогрешимые» отцы-основатели были еще молоды Настоящее может вызвать у американцев любые нарекания, недовольство им возникает в самых разных общественных слоях и в самых разных областях Однако же Прошлое всегда остается несомненным, идеальным, оно - источник покоя, уверенности и надежды нации Отцы-пилигримы, пересекшие Атлантику и основавшие первые поселения в Новой Англии, потом Война за независимость и пионеры, осваивавшие огромный материк, - все это и многое другое, важное и несущественное, бесспорное и сомнительное, окрашивалось постепенно в цвета романтического идеала, превратившись в итоге в некий культ, пресловутую «американскую мечту» Подобное трепетное и романтическое отношение к истории присуще не только американцам, но именно у них культивирование «славного прошлого» приобрело поистине гипертрофированные формы. Во многом это объясняется своеобразным комплексом неполноценности перед лицом
остального мира, прежде всего Запада, связанного с тем, что американцы не имеют истории как таковой, протяженность во времени ее ничтожно мала -индейская цивилизация, которую сами же американцы и истребили, не в счет Отсюда - и придание такой значительности и эпохальности этой недолгой истории, отсюда же - болезненное самовозвеличивание нации и ощущение себя избранными Американская история продолжительное время идеализируется и преображается, укрепляя уверенность многих людей в том, что они - наследники правого и великого дела У Г Видала свой взгляд на это: он называет такое состояние массового сознания соотечественников «американской амнезией». По мнению писателя, страна лишена исторической правды, прошлого как такового нет, есть лишь серия мифов об Америке. Но, как показывает история, миф охотно используется пропагандой Очевидно, что и американской литературной традиции свойственно идеализирование прошлого Прочно вошедший в сознание американцев культ «американской мечты» сложился еще в эпоху Войны за независимость и был выражен в творчестве американских просветителей - Т Джефферсона и Б Франклина В итоге делается вывод о том, что в серии своих романов, посвященных истории США, Видал отходит от романтической и просветительской традиции ее толкования
Во втором параграфе главы «Американские» романы Г Видала как вариант синтеза документальных и художественных форм в литературе» дан более детальный анализ соответствующих произведений, их стиля, а также особенностей авторского видения исторических событий и фактов
Истории Америки у Видала посвящены семь романов, охватывающих события от Войны за независимость до наших дней Начало этой серии было положено публикацией романа «Округ Вашингтон» в 1967 году Через шесть лет последовал «Бэрр» Тогда писатель, по его собственному признанию, осознал, что поместил американскую историю в рамки героев и событий этих двух книг В дальнейшем Видал продолжил цикл романов о строительстве американской империи, назвав все «American Chronicles» (помимо «Округ Вашингтон» и «Бэрр», в цикл вошли романы «1876», «Линкольн», «Империя» , «Голивуд», «Золотой век») Интерес писателя к подобной тематике не случаен Востребованность жанра документального политического романа в США в 60-ых носила характер тенденции В американской литературе примерно в одно время появился целый ряд произведений, в которых традиционные беллетристические средства соединялись с документом или, вернее, с его искусной имитацией1 «Признания Нэта Тэрнера» У Стайрона, «Вся президентская рать» Б Вудворта и К Бернстайна, «Заговор» Э Доктороу и др В этом же ряду следует рассматривать и «американские романы» Видала, лучшими среди которых, по мнению критиков и историков, являются «Округ Вашингтон», «Бэрр» и «1876», заключенные автором в своеобразную трилогию.
В романах Г Видала, посвященных истории США, обращает на себя внимание их форма1 вместо привычного для данного жанра морализаторства и «тяжеловесности» в описании политических будней, писатель предлагает читателю динамичное повествование, выдержанное в духе политического
триллера. В романе «1876» автор изначально выбирает сенсационный сюжет, априори интересный читателю, описывая поразительный инцидент в истории Америки, когда республиканец Русерфорд Хейз «украл» избрание в президенты у демократа Самуэля Тилдена Очевидно, что здесь Г Видал использует некоторые приемы, свойственные журналистской практике В частности, писатель, в основном, обращается к малоизученным и «темным» местам истории, в случае же с описанием общеизвестных фактов, автор старается представить их в ином варианте, расходящемся с традиционной трактовкой Изложение описываемых событий писатель «поручает» одному из главных героев, вымышленному журналисту Ч Скайлеру, имитируя в его рассказе манеру В Ирвинга, прежде всего, как автора «Истории Нью-Йорка» и монументальной биографии Вашингтона.
Однако при очевидной оглядке писателя на реальный исторический факт и постоянное стремление к документальному подтверждению описываемых событий, нельзя сказать, что документ тяготеет над писателем, ограничивает его творческую свободу. Г. Видал - больше беллетрист, нежели историк, поэтому главное место в произведении занимает искусная стилизация под документ. Видал не боится «повернуть историю вспять», он вводит вымышленных героев и что называется «допридумывает» некоторые имевшее место в реальности события и ситуации Для писателя в данном случае очень важны мотивация поступков героев (чего, как заметил сам Видал, «историк никогда себе не позволит»), стремление показать, о чем думал герой, когда совершал то или иное общеизвестное деяние Если историки сообщают нам положения общего порядка, дают теоретическое объяснение событий, то романисты, стремятся описать конкретный момент, оригинальные обстоятельства, психологические состояния персонажей, то есть то, что историки как правило умалчивают, либо вовсе не могут сообщить И в этом смысле история представляет писателю, журналисту, а иногда и ученому широкие возможности - на реальной основе, которую дают факты прошлого, выразить свое видение происходившего, свое отношение к нему и, в первую очередь, свое представление о человеке Такой творческий подход к истории порой может осветить и выявить то, что не попадает в сферу внимания традиционной историографии.
В заключительном, третьем параграфе главы «Романы Г, Видала «Юлиан» и «Сотворение мира» и принципы альтернативной истории» рассматривается жанровая специфика романов писателя, а также, как следует из названия параграфа, анализируется взгляд автора на известные древние события в контексте концепции альтернативной истории, а также использования принципа актуализации истории
Роман «Юлиан» считается первым успешным историческим романом Г Видала. В книге описывается жизнь римского императора Юлиана И, известного в истории как Юлиан-Отступник, попытавшегося во время своего непродолжительного царствования отказаться от христианства и вернуть в Римскую империю прежнюю языческую религию Неприязнь, которую христианская церковь питала и продолжает питать к этому римскому правителю,
трансформировала его образ, придав ему черты антихриста, сатанинского супостата и гонителя веры христовой Русскому читателю такой взгляд на Юлиана известен по трилогии Д С Мережковского «Христос и Антихрист». Ближе к исторической правде Юлиан Г. Ибсена, в трагедии норвежского писателя «Цезарь и Галилеянин» монологи императора - почти буквальные цитаты из его писаний Но и Ибсен наделил своего героя демоническими чертами, вовсе тому не свойственными У Видала же Юлиан показан немного наивным и сентиментальным человеком, в политике он руководствовался прежде всего своими религиозно-философскими взглядами, зачастую не считаясь с реальным положением вещей
Рассуждая о событиях античной истории, Видал приходит к выводу о случайном характере истории История, по его мнению, часто являет собой не цепь закономерностей, а случайное стечение обстоятельств Например, в своем романе писатель неоднократно задается вопросом, что бы произошло, не погибни император от руки подкупленного убийцы, насколько вероятным могло быть возвращение империи к прежней религии, и каковы бы были последствия9 Этот и другие события в истории трактуются Г Видалом в русле так называемой теории контрафакта первого порядка, в соответствии с которой незначительные, частные, события могли бы повлечь за собой коренные изменения в ходе истории
Это же можно сказать и о романе «Сотворение мира», который открывается сценой полемики главного героя, персидского посла Кира Спитамы, с Геродотом и его трактовкой Греко-персидских войн Описание Г Видалом древних цивилизаций и культур во многом созвучны традициям школы «Анналов», когда в центр историко-культурного анализа ставится категория личности. Главенствующим становится так называемый «антропологический принцип» исследования - познание «изнутри», через человека, через проникновение в самосознание людей описываемой эпохи Подобный подход к истории наблюдается и в «Американских хрониках», где Г. Видал пытается осмыслить историю США как «продукт» деятельности конкретных политических фигур Кир Спитама - является абсолютно выдуманным персонажем Писатель воссоздает человека древней эпохи, он «имитирует» сознание персидского придворного V века до н э Кир призван олицетворять собой, если прибегнуть к терминологии все той же школы «Анналов», голос «безмолвствующего большинства», то есть иной, отличный от официальных источников взгляд на историю, воплощающий идею исторического нонконформизма, очень близкую позиции самого автора В связи с этим большое внимание Видал уделяет особенностям психологии своих героев Однако он не просто констатирует наличие тех или иных психических установок людей другой эпохи, а пытается объяснить их. В результате проблемы политики и религии, которых в произведениях американца предостаточно, анализируются не столько с социальной и философской точки зрения, сколько с психологической. Внимание писателя сосредоточено на «человеке в истории», на его мыслях и чувствах, его сознании. Причем, «сознание» понимается Видалом, достаточно широко, учитывая опыт философии и литературы XX века Некоторые
действия своих героев автор склонен объяснять иррациональными мотивами, действующими на уровне подсознания персонажей
Для Видала история не является цепью закономерных событий, совершенных исключительно логически мыслящими и действующими людьми Наоборот, история видится писателю во многом как случайное стечение обстоятельств, важнейшие и определяющие события такой истории нередко противятся всякой логике - актуальный в XX век взгляд на прошлое, подкрепленный теорией школы «Анналов», представители которой утверждали, что в истории нет автоматизма, однозначной связи причин со следствиями
Г Видал, как и любой писатель, обращающийся к истории, неизбежно подвергается так называемому «культурному принуждению»* В той или иной степени автор находится во власти тех представлений, которые свойственны его собственной эпохе Этот факт «активизирует» принцип актуализации истории, осознанно применяемый в данном случае Гором Видалом и широко используемый «новым журнализмом»
Роман «Сотворение мира» («Сгеайоп») создавался писателем в обстановке обострения противостояния Востока и Запада Именно в 60-70-ые годы восточные религиозные и философские идеи буквально хлынули в Европу и Америку Такие культурные феномены, как движения хиппи и битников, в некоторой степени были следствием повального увлечения молодежи Востоком Не избежал этого влияния и Гор Видал Хотя формально он не относится ни к битникам, ни тем более к хиппи, писатель был хорошо знаком со многими представителями этих движений и находился непосредственно в этой культуре и, безусловно, разделял ее эстетику В тех произведениях, в которых автор затрагивает проблему противостояния западной цивилизации/культуры и восточной («Сотворение мира», «Калки» и др), его симпатии неизменно оказываются на стороне Востока. Во-первых, главный герой, Кир Спитама, - перс, человек восточного менталитета, и именно через него писатель выражает подобное отношение Во-вторых, в трактовке истоков происхождения мировых цивилизаций (западной в частности) Видал явно находится на позициях «теории панвавилонизма», согласно которой Вавилон был главным культурным центром древнего мира. Панвавилонисты, немецкие ученые Г Винклер, П Йенсен, Ф Делич и др, утверждали, что Вавилония является очагом цивилизации большинства народов мира, в том числе народов Средиземноморья, Индии, Китая и Южной Америки Именно во второй половине XX столетия интерес к теории панвавилонистов особенно очевиден Оценивать правомерность этой теории - не входит в задачу диссертационной работы Однако относительно позиции Видала ясно, что его взгляд согласуется с этой теорией и в «Сотворении мира» писатель ставит под сомнение абсолютную самобытность западной культуры, полагая вторичность последней в сравнении с восточной
В заключении делаются выводы о характерных особенностях исторических романов Г Видала, прежде всего, романах о «древней» истории, и
"ГуревичА Я Исторический синтез и Школа «Анналов» М,1993 С 216
связи последних с принципами «нового журнализма». Выявление структурных закономерностей и своеобразия поэтики таких романов, как «Юлиан» и «Сотворение мира», свидетельствует, что в этих книгах складывается своеобразный синтез истории, социологии, культуры и искусства, где истина действительных событий соединена с художественным вымыслом, который, не искажая факта, дополняет его, находит для него новые решения с помощью определенных художественных методов и приемов В связи с этим, творчество Гора Видала, прежде всего его исторические произведения, представляется весьма актуальным в контексте «нового журнализма» Сходство тем и задач (политизированность, острое социальное звучание, актуализация), специфика обращения с фактом (синтез документальности и художественности), сенсационность как способ подачи материала — все это позволяет говорить о влиянии эстетики «нового журнализма» на творчество Видала
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях
1 Гвоздев А. Б. «Новый журнализм» в контексте специфики развития американской литературы. // Вестник Тамбовского университета, Выпуск 4 (48) - Тамбов,2007 С 153-156(0,1 п л)
2 Гвоздев А Б «Новый журнализм» в американской литературе // Филологическая наука в XXI веке взгляд молодых. Материалы третьей международной конференции молодых ученых. - М - Ярославль Mill У -Ремдер, 2004 С 321-329 (0,6 п. л)
3 Гвоздев А. Б. «Новый журнализм» и французская школа «Анналов» // XVII Пуришевские чтения Всемирная литература в контексте культуры сборник материалов международной конференции «Путешествовать - значит жить» (X К Андерсен) Концепт странствия в мировой литературе». - М.. МПГУ, 2005 С. 47-49(0,1 п л)
4 Гвоздев А. Б Роман Нормана Мейлера «The Executioner's Song» в контексте американского «нового журнализма». // Филологическая наука в XXI веке взгляд молодых Материалы четвертой международной конференции молодых ученых -М. - Ярославль МПГУ - Ремдер, 2005. С. 390-397 (0, 5 п л)
5 Гвоздев А Б «Новый журнализм» и французская школа «Анналов». // Художественный текст: варианты интерпретации Труды X межвузовской научно-практической конференции в Бийске В 2 ч Ч 1 - Бийск- РИО БГПУ, 2005 С 104-108 (0,3 п л)
6 Гвоздев А Б Роман Гора Видала «Creation» // XV Пуришевские чтения Всемирная литература в контексте культуры- сборник материалов международной конференции - М • МПГУ, 2003 С 61-62 (0,1 п л)
Подл к печ 24 04 2007 Объем 1 п л Заказ № 134 Тир 100 экз
Типография Mill У
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гвоздев, Алексей Борисович
Введение
Глава 1. «Новый журнализм» в американской литературе
1.1. «Новый журнализм» как синтез журналистики и литературы
2.2. Протестантизм и особенности американского менталитета в связи со спецификой развития американской литературы
1.3. «Новый журнализм» и французская школа «Анналов»
1.4. Обзор творчества представителей «нового журнализма»
Глава 2. Исторические романы Гора Видала
2.1. Специфика жанра исторического романа в американской литературе
2.2. «Американские» романы Г. Видала как вариант синтеза документальных и художественных форм в литературе
2.3. Романы Г. Видала «Юлиан» и «Сотворение мира»
Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Гвоздев, Алексей Борисович
Диссертация посвящена исследованию исторических романов американского писателя XX века Гора Видала (р.1925) в контексте «нового журнализма».
Г. Видал (настоящее имя - Юджин Лютер Кинг) обязан своей славой романиста ряду исторических произведений, посвященных американской истории, а также сюжетам из древней истории. На примере этих романов хорошо прослеживается тенденция, присущая американской и европейской литературе второй половины XX столетия, а именно -усиление документального начала в художественной литературе, повышенный интерес к факту, а также синтез документальных форм и художественных, отразившийся в ряде явлений как в литературе, так и в журналистике. В связи с этим представляется целесообразным осуществление анализа исторических романов Г. Видала в контексте «нового журнализма», направления, которое наиболее ярко демонстрирует названную тенденцию.
В западной критике Гор Видал позиционируется как писатель, установивший новые интеллектуальные и художественные стандарты для американской литературы. Прежде всего, литературы исторической. Его называют современным биографом Америки. Романы и многочисленные эссе пессимиста-борца Видала являются серьезным исследованием одной повторяющийся темы - упадок, духовная деградация Запада в целом и США в частности. Тема вовсе не новая и свойственная многим крупным писателям, однако, у Видала поражает систематичность и регулярность в обращении к этой проблеме, о чем бы он не писал. Гор Видал - автор семи романов, исследующих историю Америки от Войны за независимость до наших дней, и четырех романов, посвященных сюжетам «древней» истории; герои этих книг - Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Абрахам Линкольн, император Юлиан, Конфуций, Сократ и многие другие не менее культовые персонажи мировой историй.
Вообще же, по словам самого автора, он пишет художественные произведения трех видов. В начале своей литературной карьеры Видал в основном сочинял так называемые «драмы современности», рассказывая истории о людях из разных слоев американского общества. Это солдат Второй мировой войны из «Уилливо» («Williwaw», 1946), молодой биржевой маклер с Уолл Стрит из «Города и столпа» («The City and the Pillar», 1948), авантюрист, попавший в элитное общество, из романа «Суд Париса» («The Judgement of Paris», 1953). Ко второй группе относятся исторические произведения - цикл «Американские хроники» и вариации на сюжеты из «древнего» истории: «В поисках короля» («А Search for the King», 1950), «Юлиан» («Julian», 1964), «Сотворение мира» («Creation», 1981). И третья условная группа включает в себя романы, которые сам писатель называет «inventions» (изобретения, открытия), а критики относят к постмодернистской литературе. Наиболее известные среди них -«Дулут» («Duluth», 1983), «Калки» («Kalkie», 1978), «Репортаж с Голгофы» («Live from Golgotha», 1992) и, конечно, «Майра Брекенридж» («Муга Breckinridge», 1968) - самое популярное и успешное в коммерческом плане произведение Видала.
Несмотря на большое внимание западных, главным образом американских, исследователей к фигуре Г. Видала, большинство монографий зарубежных ученых, посвященных писателю, носят общий, обзорный характер. Очень часто задачи ограничиваются изучением биографии писателя. Яркая, неординарная и полная экстравагантных поступков жизнь Видала действительно может показаться притягательнее его объемных романов. Иллюстрацией к утверждению о том, что многих исследователей творчества писателя в большей степени привлекают страницы его биографии, служат, например, такие книги, как «Sexually Speaking: Collected Sex Writings by Gore Vidal» под редакцией Donald Welse и «Gore Vidal: Writer Against the Grain» J. Parini, по большей части описывающих частную жизнь Видала, политические скандалы, связанные с его именем и т. д.
Одна из первых библиографий писателя, вышедшая в 1978 году под редакцией R. J. Stanton («Gore Vidal: a primary and secondary bibliography»), включает в себя все, что говорилось о Видале в литературоведении и прессе с 1946 по 1977 гг. Данный труд был призван активизировать деятельность специалистов, привлечь их внимание к писателю. Среди остальных работ, посвященных творчеству Видала, можно отметить книгу американских авторов S. Baker и C.S. Gibson «Gore Vidal» (1997), а также исследование В. F. Dick «The Apostate Angel. A Critical Study of Gore Vidal» (1974).
В отечественном литературоведении обращение к произведениям Гора Видала носит фрагментарный характер. Творчеству американского писателя посвящена одна кандидатская диссертационная работа (Абузарова Р. Ф. Историко-политические романы Гора Видала). Кроме того, встречаются краткие суждения о Г. Видале в статьях о современном американском романе в работах таких отечественных литературоведов и историков, как Анастасьев Н., Гончаров Ю., Денисова Т., Затонский Д., Хамадан А., Яковлев Н., Голенпольский Т. В этом случае указанные исследователи обращались к историческим романам писателя об Америке (так называемая «американская трилогия», включающая в себя романы «Округ Вашингтон» («Washington D.C.», 1967), «Бэрр» («Burr», 1973) и «1876» (1976)), обходя вниманием остальные исторические романы Видала. В известной мере оценка писателя присутствует в работах об американской драме (Злобин Г., Галушко Р.), но в них творчество Г. Видала не было предметом специального рассмотрения. Относительно его произведений на историческую тему делались лишь отдельные замечания.
Актуальность темы диссертационной работы определяется недостаточной изученностью отдельных частей творчества Гора Видала, прежде всего его исторических произведений, обращенных к событиям отдаленного прошлого, имеющих большое значение для понимания авторской философии. Также рассмотрение исторических романов американского писателя представляет интерес для выявления тенденций, наблюдающихся в современной литературе, в частности, сближения художественных форм романа и журналистики, что и является сущностью такого явления, как «новый журнализм». Небезынтересной представляется и попытка разобраться в своеобразии авторского видения истории, которое отличается известной оригинальностью и в то же время противоречивостью.
Целью работы является определение сущности и особенностей такого явления, как «новый журнализм», анализ его влияния на современную литературу и журналистику на примере творчества Гора Видала, в частности его исторических романов «Юлиан» и «Сотворение мира». Подобная цель требует постановки ряда взаимосвязанных задач:
- описать круг основных представителей «нового журнализма», характеризуя их наиболее показательные произведения;
- выявить истоки появления «нового журнализма» в Америке во второй половине XX века;
- показать эволюцию документальных жанров в американской литературе;
- рассмотреть подход «новых журналистов» к историческим фактам и их взгляд на историю в целом как своеобразное преломление идей французской школы «Анналов»;
- показать различные проявления концепции «нового журнализма» в литературе и журналистике (исторический журнализм, infotainment и т. д.);
- определить место исторических романов в творчестве Гора Видала;
- выявить традиции и новаторство романов Г. Видала в контексте традиции исторического романа в американской литературе;
- проанализировать романы «Юлиан» и «Сотворение мира» с точки зрения использования в них приемов «нового журнализма»: документальность, сенсационность, актуализация истории и т. д.
Постановка такого круга задач диктует ограничение исследуемого материала. Работа не ставит целью анализ всех исторических романов писателя. Приоритет отдан произведениям, посвященным сюжетам из древней истории, по причине их неизученности отечественным литературоведением и специфике материала, который дает возможность в полной мере рассмотреть необходимые для диссертации аспекты.
Предметом исследования стали романы «Юлиан» (1964) и «Сотворение мира» (1981). Также обзорно рассматриваются произведения писателя, посвященные американской истории: «Бэрр», «Округ Вашингтон» и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней устанавливается связь концепции «нового журнализма» с теорией и стилем французской школы «Анналов». В контексте явления «нового журнализма» рассмотрены исторические романы Гора Видала. Данная часть творчества американского писателя анализируется как составная часть весьма важного и актуального процесса в современной литературе и искусстве - процессе усиления документального потенциала. В работе впервые в отечественном литературоведении рассматриваются так называемые «древние» исторические романы Гора Видала.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы как отечественных, так и зарубежных литературоведов.
Это труды по истории американской литературы Н.А. Анастасьева, Я. Н. Засурского, А. С. Мулярчика, Н. И. Самохвалова, Е.А. Стеценко, М. О. Мендельсона, Дж. Олдриджа, С. Бейкера, Дж. Парини и др. Значительную роль при проведении исследования сыграли исторические и философские работы А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана, М. Блока, М. Вебера, JI. Февра.
Научно-практическое значение диссертационной работы состоит в возможности использования ее материалов при чтении общих курсов истории зарубежной литературы второй половины XX века, курса истории американской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по теории художественно-документальной литературы.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и статьях на XV и XVII Пуришевских чтениях в МПГУ (2003, 2005), на III и IV Межвузовских конференциях молодых ученых в МПГУ (2004, 2005), на X межвузовской научно-практической конференции в Бийске (2005), а также на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ и аспирантского объединения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Возникновение «нового журнализма» в США в 60-ых годах XX века явилось следствием литературно-исторических (специфика развития документальных жанров в американской литературе, общий кризис реалистического романа, значение идей «новой исторической науки»), религиозных (влияние протестантизма на культуру США) и социальных (обострение социально-политической обстановки в США второй половины XX столетия) факторов.
2. Актуальность принципов «нового журнализма» проявилась в ряде явлений современной культуры: исторический журнализм, infotainment, новая развлекательная журналистика и др.
3. В исторических романах Гора Видала «Юлиан», «Сотворение мира», а также в произведениях, посвященных американской истории, реализуются концепция альтернативной истории и принцип актуализации истории, что роднит названные романы писателя с принципами «нового журнализма» и идеями французской школы «Анналов».
4. Сходство тем и задач, специфика обращения с фактом, сенсационность как способ подачи материала - все это позволяет говорить об определенном влиянии эстетики «нового журнализма» на творчество Видала и возможности рассмотрения ряда его романов в связи с этим явлением.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 175 наименований на русском, английском и французском языках, включающих художественные тексты, критическую литературу, периодические издания, и приложения.
Список научной литературыГвоздев, Алексей Борисович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Вторым роман Г. Видала «В желтом лесу» («In a Yellow Wood», 1947).
2. Из интервью писателя газете «The Independent», 1999 г.
3. Видал Г. 1876. М„ 1999. С. 88.
4. Vidal G. Empire. N.Y., 1987. С. 112.110 Ibid.
5. Гор Видал. Вице-президент Бэрр. М, 1977. С. 520.
6. Из интервью писателя газете «The Independent», 1999 г.
7. Перевод с древнегреческого Вяч. Иванова.
8. Видал Г. Сотворение мира. СПб, 2005. С. 718.
9. Видал Г. Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира. М., 2003. С. 154-155.
10. Видал Г. Сотворение мира. СПб, 2005. С. 244-245.
11. Dick В. F. The Apostate Angel. A Critical Study of Gore Vidal. N. Y., 1974. P. 34.
12. Видал Г. Сотворение мира. СПб, 2005. С. 170.168 Там же. С. 749.169 Там же. С. 56.170 Там же. С. 169.
13. Видал Г. Вице-президент Бэрр. М, 1977.
14. Видал Г. В тисках тотальной коррупции // ж. Советская культура; №89, 1980.
15. Видал Г. Император Юлиан. С-Пб., 2001.4. Видал Г. Калки. М., 2000.
16. Видал Г. Майра и Майрон. М., 2002
17. Видал Г. Почему нас ненавидят? М., 2003.
18. Vidal, Gore. Creation. Heinemann, N.Y., 1981.
19. Vidal, Gore. Matters of Fact and Fiction. N. Y., 1977.
20. Vidal, Gore. Reflections upon a Sinking Ship. Boston, 1969.
21. Vidal, Gore. The Second American Revolution and Other Essays (1976 -1982). N.Y., 1982.
22. Vidal, Gore. Williwaw: The classic novel of the Second World war. N.Y., 1976.
23. Vidal, Gore. Write against the gain. N.Y., 1992.
24. Том Вулф. Электропрохладительный кислотный тест. СПб., 2000.
25. Трумен Капоте. Хладнокровное убийство. М., 2001.
26. Купер Джеймс Фенимор. Зверобой, или Первая тропа войны. Москва, 1998.
27. Норман Мейлер. Американская мечта. С-Пб., 1993.
28. Герман Мелвилл. Билли Бадц, фор-марсовый матрос. Пол. собр. соч. в 3 т. М., 1987.
29. Уильям Ширер. Взлет и падение III Рейха. М., 2003.
30. Mailer, Norman. Existential Errands. Boston, 1972.
31. Mailer, Norman. The Executioner's Song. N.Y., 1979.
32. Mailer, Norman. The Naked and the Dead. N. Y., 1948.
33. Mailer, Norman. Why Are We at War. N. Y., 2003.
34. James A. Mishener. Iberia, Spanish Travels and Reflections. N.Y., 1968.
35. Barbara W. Tuchman. A Distant Mirror. N.Y., 1978.
36. Barbara W. Tuchman. The Guns of August. N.Y., 1962.
37. Tom Wolfe. The Bonfire of the Vanities. N.Y., 1987.
38. Анастасьев H. А. Массовое сознание и американский писатель // Литература США XX века. Опыт типологического исследования. М., 1978.
39. Анастасьев Н. А. Навстречу жизни (Заметки о современной американской прозе). Вопросы литературы, 1980, №4.
40. Анастасьев Н. А. Разочарования и надежды. М., 1979.
41. Филипп Арьес. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
42. Бахтин М. М. Проблемы литературы и эстетики. М., 1975.
43. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
44. Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998.
45. Жан Бодрийар. Америка. С-Пб., 2000.
46. Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма. Ивано-Франковск, 2002.
47. Вишневский С. Поляризация Нормана Мейлера//Иностранная литература. № 2,1971.
48. Гачев Г. Ментальности народов мира. М., 2003.
49. Гачев Г. Национальные образы мира. Вопросы литературы, 1987, №10.
50. Гиленсон Б. А. Социалистическая традиция в литературе США. М., 1975.
51. Гроссман Э. Новая журналистика и роман // Диалог США. 1977. № 2.
52. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993.
53. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
54. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
55. Денисова Т. Н. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев, 1985.
56. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М., 1966.
57. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М., 1984.
58. Засурский Я. Н. Литература и журналистика США. М., 1987.
59. Засурский Я. Н. Проблема традиции в американской литературе. М., 1980.
60. Затонский Д. В. В наше время. Книга о зарубежных литераторах XX века. М., 1979.
61. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. М., 1973.
62. Затонский Д. В. Роман и документ. Вопр. лит., 1978, № 12.
63. Зверев А. М. XX век как литературная эпоха // ж. «Вопросы литературы», 1992, № 2.
64. Зверев А. М. Наука реальность - роман. - Вопросы литературы, 1979, №3.
65. Зверев А. М. Через зону пустоты // ж. «Иностранная литература», 1977, №3.
66. Злобин Г. Гор Видал. Империя. Современная художественная литература за рубежом, 1988, №2.
67. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
68. Исаев С. А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М., 1991.
69. Киреева И. В. Жанр журналистского расследования в интерпретации американских ученых // Актуальные проблемы американистики. Н. Новгород, 1999.
70. Киреева И. В. Некоторые вопросы теории публицистики (к определению термина "художественно документальный жанр") // Лит. связи и традиции. Межвуз. сб., вып. 6. Н. Новгород, 1976.
71. Киреева И. В. Основные тенденции в развитии литературы США на современном этапе // Проблема традиций и новаторства в изучении и преподавании зарубежной литературы. Н. Новгород, 1984.
72. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод. Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
73. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 2004.
74. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня: в 2 т. М., 1992.
75. Мендельсон М. О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. М., 1971.
76. Мендельсон М. О. Роман США сегодня на заре 80-ых годов. М., 1983.
77. Морозова Т. Л. Спор о человеке в американской литературе: История и современность. М., 1990.
78. Мулярчик А. С. В погоне за бегущим временем (романы Нормана Мейлера)//ж. «Вопросыистории», 1978, № 10.
79. Мулярчик А. С. Массовая беллетристика // Литература США в 70-ые годы XX века. М., 1983.
80. Мулярчик А. С. Послевоенные американские романисты. М," 1980.
81. Мулярчик А. С. Реалистический роман США после Второй мировой войны (основные тенденции развития). М., 1983.
82. Мулярчик А. С. Современный реалистический роман США: 1945-1980. М., 1988.
83. Мулярчик А. С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX века. М., 1985.
84. Мулярчик А.С. Что случилось с «новым журнализмом»? «США», 1979, №10.
85. Несмелова О. О. Проблемы развития художественной прозы США XX века в восприятии отечественного литературоведения: 20-80-ые годы. М., 1999.
86. Несмелова О. О. Публицистическое творчество Нормана Мейлера и традиции американской документалистики. М., 1982.
87. Николюкин А. М. Реализм и модернизм в творчестве Н. Мейлера // проблемы литературы США XX века. М., 1970.
88. Дж. Олдридж. После потерянного поколения. М., 1981.
89. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. М, 2002.
90. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
91. Соколов В. Американский «новый журнализм» концепция социальной мифологии // Демократический журналист. 1977. №№ 4-6.
92. Стеценко Е. А. Взаимодействие традиционных форм и документалистики в современном американском романе. Проблема традиции в американской литературе. М., 1980.
93. Стеценко Е. А. Документальная проза. Литература США в 70-ые годы XX века. М., 1983.
94. Стеценко Е. А. Судьбы Америки в современном романе США. М., 1994.
95. Тараненко О. М. Документальные тенденции в художественной литературе США 60-х-начала 70-х гг. Киев, 1981.
96. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. М., 2002.
97. Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.
98. Толкачев С. П. Американская литература: элитарная и массовая//Пронин В.А., Толкачев С. П. Современный литературный процесс за рубежом. М., 2000.
99. Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.
100. Эрих Фромм. Бегство от свободы. Минск, 2000.
101. Фурсенко А. А. Критическое десятилетие Америки 60-х годов. JL, 1974.
102. Хассан И. После 1945//Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3-х томах. М., 1979.
103. Цурганова Е. А. Современный роман и особенности литературы второй половины XX века // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990.
104. Шлямович Л. А. Мейлер-автор и Мейлер-герой в романах «Армии ночи» и «Майами и осада Чикаго»//Проблемы личности автора в художественном произведении на материале западноевропейской литературы (Сборник научных трудов). Владимир, 1982.
105. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
106. Adams L. Existential battles. The growth of Norman Mailer. Athens, 1976.
107. Aldridge J. After the Lost Generation: A Critical Study of the Writers of Two Wars. N.Y., 1951.
108. Aldridge J. Time to Murder and Create. N.Y., 1966.
109. Baker S., Gibson C.S. Gore Vidal. Greenwood Press, 1997.
110. M. Block. Apologie pour l'histoire.
111. P. Burke. The French Historical Revolution. The Annales School, 19291989. Cambridge, 1990.
112. T. Cheney. Writing Creative Nonfiction. N. Y., 2001.
113. Dennis E., Rivers W. Other Voices. The New Journalism in America. New York, 1974.
114. Dick B. F. The Apostate Angel. A Critical Study of Gore Vidal. New York, 1974.
115. Gilman R. The Confusion of Realms. N.Y., 1969.
116. Johnson M. The New Journalism. The Underground Press, the Artists of Nonfiction and Changes in the Established Media. Lawrence: Univ. of Kansas, 1971.
117. Meyer P. Precision Journalism: A Reporters Introduction to Social Science Methods. Bloomington, 1973.
118. Mitzel J., Abbot St. Myra and Gore: a new view of Myra Breckinridge and a candid interview with Gore Vidal a book of vidalophilies. Dorchester, 1974.
119. Oates J. New Heaven, New Earth. N.Y., 1978.
120. O'Neill W. Coming Apart. An Informal History of America in 1960-s. Chicago, 1971.
121. Parini J. Gore Vidal: Writer Against the Grain. Andre Deutch Ltd., 1992.
122. Poirier R. Mailer. London, 1972.
123. Price, David. Williwaw: Gore Vidal's first Nobel. N.Y., 1978.
124. Radford J. Norman Mailer. A Critical Study. L., 1975.
125. M. Ross. The Literary Politicians. New York, 1978.
126. Norman Sims, Mark Kramer. Literary Journalism. N. Y., 1995.
127. Solotaroff R. Down Mailer's way. Urbana, 1974.
128. Stanton R. J. Gore Vidal: a primary and secondary bibliography. Boston, 1978.
129. White R. L. Gore Vidal. New York, 1968.
130. Wolfe T. The new journalism. With an anthology edited by Tom Wolfe and E. W. Johnson. N. Y., 1973.
131. Gerda Zeltner. La Grande aventure du roman francais au XXe siecle. Paris, 1967.
132. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. 1992. № 2.
133. Американа. Англо-русский лингвострановедческий словарь. М., 1996.
134. Америка Джона О'Хара // О'Хара Дж. Жажда жить. М.: Прогресс, 1970.124. «Американская трагедия» и «американская мечта»; Индустриализм и литература США // Литература США XX века: Опыт типологического исследования. М.: Наука, 1978.
135. Американский военный роман 70-х годов: Обзор // Современная художественная литература за рубежом. 1975. № 2.
136. Американский военный роман последних лет: Обзор // Современная художественная литература за рубежом. 1970. № 2. С. 103—111.
137. Большая советская энциклопедия. М., 1969-1978.
138. Вверх по крутой дороге: Дж. Болдуин и черные литераторы в Америке. // Иностранная литература. 1977. № 12. С. 229—233.
139. Возможности реализма: Рец. на кн.: Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции. М., 1982. // Вопросы литературы. 1984. № 1.
140. Возможности социального романа: Рец. на кн.: Денисова Т.Н. Современный американский роман. Киев, 1976. // Вопросы литературы.1977. №8.
141. Голоса эпохи. Документальная проза: специфика и возможности // Литературное обозрение. 1985. № 12.
142. Дворец на острие иглы: Динамика романа в мировой литературе // Новый мир. 1985. № 9.
143. Зачем критика?: Литературно-публицистические заметки // Вопросы литературы. 1975. № 7. С. 4—50 (с Н.А. Анастасьевым).
144. Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв. Под редакцией Я. Н. Засурского. М., 1985.
145. История американской литературы / Под ред. Н. И. Самохвалова. М., 1971.
146. Краткая литературная энциклопедия: в девяти томах. М., 1962-1978.
147. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Под общей редакцией В. В. Бычкова. М., 2003.
148. Лики массовой литературы США. Под ред. Зверева А. М. М, 1991.
149. Литература США XX века. Опыт типологического исследования. М.,1978.
150. Литература США в 70-ые годы XX века. М., 1983.
151. Литературная история США : в 3 т. М., 1977-1979.
152. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
153. Меняющиеся ориентиры // Иностранная литература. 1976. № 3.
154. Мечта и действительность: американские писатели и «американская мечта»: Из прозы и поэзии США / Сост. Т. Г. Голенпольский. М., 1986.
155. Модернизм в литературе США: Формирование. Эволюция. Кризис. М.: Наука, 1979.
156. Модернизм; Соединенных Штатов Америки литература; Справочные статьи о писателях США. // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.
157. Необходимый скепсис: Заметки о статьях Э.Л. Доктороу и У. Перси. // Иностранная литература. 1988. № 2.
158. Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. М., 1982.
159. О некоторых детях богини //Писатели США о литературе (Сборник статей). М.: «Прогресс», 1974.
160. Общественная борьба 60-х годов и литература США; Милитаризм и «военный роман» // Американская литература и общественно-политическая борьба. 60-е — начало 70-х годов. М.: Наука, 1977.
161. Писатели США. Краткие творческие биографии. Сост. и общ. редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М., 1990.
162. Писатели США о литературе. М., 1974.
163. Проблема традиции в американской литературе. М., 1980.
164. Проблемы становления американской литературы., М., 1981.
165. Склеенная ваза: Американский роман 90-х: ушедшее и «текущее» // Иностранная литература. 1996. № 10.
166. Современная Америка в постмодернистском изображении // Идеологическая борьба и современная культура Запада. М.: Наука, 1988.
167. Современная литература за рубежом. Литературно-критические статьи. Сборник пятый. М., 1983.
168. Средний Запад // Проблемы становления американской литературы. М.: Наука, 1981.
169. Тупик: К вопросу об американском постмодернизме // Иностранная литература. 1982. № 6.
170. Угол зрения: Рец. на кн.: Анастасьев Н. Обновление традиции. М., 1984. // Литературное обозрение. 1986. №11.
171. Что читают сегодня в Америке? // Иностранная литература. 1983. № 4.
172. Sexually Speaking: Collected Sex Writings by Gore Vidal. Edited by Donald Welse. Cleis Press, N.Y., 1999.
173. The best American Essays of the Century by: Robert Atwan, Joyce Carol Oates. N.Y., 2001.
174. The New Conservatives. A Critique from the Left. N.Y., 1974.
175. The Norton Anthology of American Literature. 3rd Edition. Vol. 2. N. Y. -London, 1989.
176. The Oxford Companion to American Literature. Fifth Edition. N.-Y. -Oxford, 1983.
177. Twentieth Century Authors. First Supplement biographical Dictionary of Modern Literature. N.-Y., 1955.
178. Views from a Window. Conversations with Gore Vidal. N.Y., 1980.
179. West, James. Walter Scott and the Style of Russian Historical Novels of the 1830s and 1840s. Columbus (Ohio), 1978.
180. Will the Real Norman Mailer Please Stand Up. Ed. By L. Adams. N.Y., 1974.