автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Исторические судьбы романтизма в русской поэзии эпохи Октября
Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторические судьбы романтизма в русской поэзии эпохи Октября"
московский ордена ленина и ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт
имени В. и. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 113.08.08
На правах рукописи
МИКЕШПН Анатолий Михайлович
УДК 882—1 1895—1934
ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РОМАНТИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ЭПОХИ ОКТЯБРЯ
Специальность 10.01.02 — советская многонациональная
литература
автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук
Москва — 1989
Работа выполнена в Вологодском государственном педагогическом институте.
Официальные оппоненты:
Доктор филологических наук, профессор А. С. КАРПОВ.
Доктор филологических наук, профессор К. Г. ПЕТРОСОВ.
Доктор филологических наук, профессор В. А. СУРГАНОВ.
Ведущая организации — Ивановский государственный университет имени первого в России Иваново-Вознесенского' общегородского Совета рабочих депутатов.
Защита состоится «............» .................................... г. на заседании специализированного со-вета Д 113.08.08 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском ордепа Ленина и ордена Трудового Красного З.наагеь ни государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГ1ПИ имени В. И. Ленина (119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1).
Автореферат разослал «............» .............................. 1989 г.
Ученый секретарь специализированного совета
Е. В. НИКОЛАЕВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
"Великая Октябрьская социалистическая революция стала переломным событием всемирной истории,определила генеральное направление и ооновные тенденции мирового развития,положила начало необратимому процессу - смене капитализма ново®, коммунистической общественно-экономической формацией"^,- отмечается в новой редакции Программы КПСС,принятой на ХХУГГ съезде КПСС.
Воздействие Октября, на руоский и,мировой исторический про. цесс было поистине глобальным.Сегодня это становится всё более очевидным.Наше время,как известно,характеризуется возрождением ленинской концепции социализма и утвервдением нового исторического мышления.Всё гроче заявляет о себе настоятельная потребность в переосмыслении отечественной истории/в первую очередь истории страны после 1917 г./»в переоценке многих социальных и эстетических: ценностей.
Не может оставаться в стороне от всего этого и современная литературная наука.Она стремится к более полному воссоздай™ всей сложности,противоречивости,многокрасочности и поляфонич-ности литературного процесса предреволюционных,революционных и послереволюционных лет,смело вставая на путь решения нерешённых историко-литературных и типологических задач.Одной из-таких дискуссионных и малоизученных проблем современного л® -тературоведензя является проблема исторических судеб рсмантиз-. ма в эпоху Октября.
Актуальность исследования обусловлена,во-первых,крайне: •слабой научной изученностью проблемы,во-вторых,идейной значимостью и. непреходящей эстетической ценностью поэтических открытий' русского романтизма XX в. и,в-третьих,необходимостью , восстановления исторической справедливости по отношению к тем литературным направлениям,теченаям,шкалач,которне' длительное время замалчивались,недооценивались»"изгонялись" из истории советской литзратуры.В равной мере это относится и к реваго-ционно-рсмантическсму направлению.
На протяжении нескольких десятилетий игнорировалось суща »
1,Программа Коммунистической партии Советского Союза:Новая редакция.М.:Палитиадат,1986. - С.7.
ствовакие революционного романтизма как самостоятельного направления 6 литературе Октября,а сущность его сводилась лишь к т.н. "составной: части"/т.е. революционной романтике/ или к "стилевому течению" социалистического реализма.Основным и,пожалуй, единетвенным методом советской литературы признавался социалистический реализм.Поатому всё наиболее талантливое и яркое в романтической поэзии XX в. зачастую зачислялось по его "ведомству":и ранний М.Горький,и поздний А.Елок,и С.Есенин первых лет Октября,и молодой Н.Тихонов...Всё это являлось следствием догматического отождествления понятий "социалистическая поэзия" и "поэзия социалистического реализма" .Между тзм процесс становления социалистической поэзии/как и социалистической: литературы в целом/ носил плюралистический характер.
С другой стороны,в литературоведении 60-70-х годов наметилась тенденция искусственного раздувания "романтической проблемы" как своеобразного прикрытия; застойных явлений в самой действительное!ти.Под пером отдельных учёных романтизм стал приобретать глобальные масштабы,превращаясь в "романтизм без берегов".Романтическими называлась подчас явления,весьма далёкие от подлинного романтизма.В качестве чуть ж не главного критерия романтизма провозглашалось преобладание субъективного начала и т.п.Правда.ятот "романтический бум" к настоящему времени оошёл на нетIслишком явственно обнаруживались субъективизм и научная несостоятельность подобной методология.
Особую актуальность и значимость проблема исторических судеб романтизма приобретает в наше - тояе переломное и по-своему революционное - время,когда потребность в окрыляющей и вдохновляющей романтике начинает осознаваться всё заметнее.
' На страницах газет и журналов мы уже встречаем своеобразную "ностальгию" по романтизму и романтике,которые противостояли бн как приземленному бытовизму,так и плоскому иллюстративиа-му в литературе.Методсдогячески верное решение проблемы исторических судеб рдаантнвма в еаоху Октября могло бы оказать существенную помощь и в обновлении научной история советской литературы,2 в развитии современной советской поэзии."Уроки правды" .углубление реалистических основ советского искусства,к .
которым призывали художников ХХУП съезд и XIX конференция КПСС,не только не исключают,но и предполагают обращение- писателей/в первую очередь поэтов/ к высокой » истинно революционной и истинно социалистнческой-ршантике.Такой романтике, которая не прикрашивала бы нашу жизнь/как это нередко бывало ранее/,а правдиво раскрывала бн приоткрывающиеся перспективы движения советского народа к будущему,нравственную красоту и духовное богатство "знаменосцев" революционной перестройки» помогала бы воспитывать подрастающие поколения в духе коммунистических идеалов.
Дели и задачи исследования заключались в то?л,чтобы обосновать^ учётом новейших достижений советского "рсмантиковеде-ння"/работы Е.Любаревой,А.Овчаренко,Л.Егоровой,Н.Гуляева,И.Дубровиной,К.Петрссова,Л.ЗалесскоЯ,И.Волкова и др./.последовательно исторически! подход к изучению закономерностей разви -тия романтизма в эпоху Октября,установить объективные и субъективные предпосылки возрождения романтизма в русской поэзии нг рубеже XIX и XX веков,определить основные этапы развития революционно-романтического направления и его дифференциацию на течения,дать конкретный текстуальный анализ проявлений революционного романтизма в жанре лирико-романтической поэмы.
В диссертации предпринята попытка устранить существующий и поныне разрыв между изучением судеб романтизма в предреволюционной и послереволюционной поэзии/ибо 19Г7 г. отнюдь не оборвал все преемственные связи в литературе/.При этом значительное внимание обращается на неизученные или мало изученные ао. пекты проблемы,на устранение некоторых "белых пятен" и "запретных зон" в истории русского романтизма XX в.
Конечно,определяющее значение для выяснения истории русского революционного ромаитизма XX в. имеет изучение таких вершинных произведений романтической поязии.ках "Человек" К.Горького, "Соловьиный сад" и "Двенадцать" А. Ел ока, "Облако в штана-ж" и "Про это" В.Маяковского,"Миопия" и "Небесный барабанщик" С.Есенина,"Орда" и "Брага" И,Тихонова,"Стихи о поэте и романтике" и "Дума про Оиаиаоа" Э.Багрицкого,ранние стиха П.Антокольского,Вс,Рождественского,М.Светлова и др.,которые вбирают в себя наиболее характерные тенденции развитая русского ро • .•
мантизма XX в.
Однако автор диссертации не ограничивается привычной "обой-моё" имён поэтов-романтиков/Я.Багрицкий,Н.Тихонов,М.Светлов/, а значительно расширяет границы своего исследования.включая в него творчество ряда поэтов,которые не привлекали или почти не привлекали внимания учёных с этой точки зрения/к примеру, произведения "новокрестьянских поэтов" в годы революции/.
Методологическая основа диссертации. Методология современного советского романтиковедения представляет собой специфическое преломление общей методологии марксистско-ленинского литературоведения применительно к изучению истории,теории и критики романтизма.Методологической основой исследования яв -ляется марксистско-ленинское учение о литературе как отраже -нии действительности и выражении авторского сознания,об объективно-исторических и внутренних закономерностях литературного процесса и его связях с историческим процессом,о содержа -тельной сущности художественной формы в искусстве,о специфи -ческих проявлениях романтического типа мышления в политэкономии, социологии,философии,литературе.Автор диссертация опирается на работы и высказывания классиков марксизма-ленинизма и критиков~марксистов/В.Воровского,А„Луначарского,А.Ворокского, М.Горького-критика и др./.посвященные проблемам романтизма.
Новизна исследования заключается в следующему диссертации
- рассматривается дискуссионная и малоизученная в современ -ном литературоведении проблема,по которой нет ни одной обобщающей работы}
- на широком историко-литературном материале освещаются исторические,мировоззренческие и эстетические предпосылки возрождения романтизма на новой общественной почве и в новом худо-кествекнда качестве в русской поэзии Октября}
• как две полярные конкретно-исторические формы проявления романтического типа творчества характеризуются в диссертации символизм и революционный романтизм,показанные в их противо *• стоянии и противоборстве{
- ревсшюционный романтизм рассматривается не столько.как "элемент", "составная часть",''стилевое течение" социалистического реализма/такой подход преобладал в нашем литературоведении с
середины 30-х до середины 80-х годов/,а преимущественно как ,„. самостоятельное направление,развивавшееся параллельно другим направлениям эпохЯ|
- прослеживается эволюция революционно-ршантич.чского направления, выявляются этапы его развития,даётся характеристика романтических течений в рамках направления,обосновывается новаторская природа революционного романтизма XX в. по сравнении с романтизмом XIX в.;
- наконец,даётся анализ вершинных достижений революционного романтизма в жанре поэмы,определяются структура и внутрижан-ровые разновидности лирико-рсмантической пойми,раскрываются неповторимые дарования крупнейших русских поэтов-романтиков XX в.,а такшэ своеобразное преломление общих принципов рево -люцяонного романтизма через творческие индивидуальности авторов поям.
Практическая значимость исследования. Основные положения и вывода диссертации могут быть использованы/и уке используются/ в лузовскс! практике - при чтении спецкурсов,на спецсеминарах, в лекциях по йстории советской литературы,в школе при изучении творчества отдельных поэтов,при подготовке аспирантов .Исследование позволяет наметить более глубинные связи медду предреволюционной и послереволюционной поэзией,воспалить некоторые пробелы в "Историях" русской литературы XX в. и советской ли -тератур",уточнить наш представления о структуре литературного процесса эпохи Октября.Оно бросает новый свет на место революционно-романтического направления,сыгравшего немаловажную роль .в становлении социалистической литературы.Полученные результаты приоткрывают перспективы дальнейшего исследования исторических судеб романтизма во всей многонациональная советской литературе. На протяжении многих лет автбр диссертации читал спец -курс и руководи спецсеминаром по теме диссертации э Кемеровском и Вологодском педагогических институтах.
Апробация исследования осуществлялась в ходе обсуждения диссертации на заседаниях кафедры литературы Вологодского государственного педагогического института,кафедры советской литературы МГПИ им.В.И.Лешша.а такта при обсуждении докладов автора по материалам диссертации на межвузовских научных Konfepeiuct-
ях в Мсскве,Ленинграде»Новосибирске,Вологде,Кемерове,Иванове, Челябинске,Калинине.Красноярске.Семипалатинске.Результата исследования отражены в трёх книгах автора:"Исторические судьбы русской романтической псазии"/ч,1,Кемерово,1973,212 стр./, • "Исторические судьбы русской романтической поязии"/ч.1Т,Кемерово, 1974,202 стр./,"Исторические судьбы революционного ро -мантизма в русской поэзии эпохи Октября" Д'1. »1986,88 стр./.Ос-, -, новнне положения диссертации излокены также в более чем 30 статьях.Отклики.самечашш,ссылки на работы- автора по теме диссертации содержатся в исследованиях А.Н.Соколова,К.Д.Мурато-вой,Л.Ц.Егоровой, Н. А.Гуляева,К.Г.Петросова,Р.В.Иезуитовой,Е.П. Любаревой,А.И.Миха2лова,И.Т.Крука,Д.Е.?<5аксшова,М.В.Минокина, Е.П.Кикитиной.Л.Л.Бальской и других учёных.
Основные положения,выносимые на защиту
Х.йлсха Октября,будучи переломной - от капитализма к социализму - эпохой,активизировала романтические умонастроения в жизни и б поззии.Но социально-психологическая и эстетическая природа их была различноЕ»Поэтому они требуют конкретно-исторического,дифференцированного подхода к их осмыслению н оцен-кс.Рсмантиза XX в, шшголзк.
2 .У истоков русского романтического двтенжя на "рубеке т- ■ ков" находятся револвцяошшй ршантизм раннего М.Горького и символизм как два конкретно-исторические фарш проявления ро~ -мантического типа художествоиного мышления.Это были не просто два литературных направления»но и два социально-эстетических "полюса" русского ршантйзка конца XII и начала XX веков.
ЗоСреди многообразия рсыштческих проявлений в гдоху Октя- -бря особый интерео/в силу слабой научной изученности/ прзд"-. .ставляет революционно-романтическое направление,носившее глубоко новаторский характер по сравйешю с рсыантивмои ИХ в. 1 Оно прошло в своем разватка несколько этапов,создавало свои манифесты и программные пройзвадешшфдифференцировалось на романтические течэнияЛкосшческиЁ рсаантйза" пролетарских поа-. тов,"ст}Ш1йническиЙ ршантизм" в творчестве крестьянских постов ,"антинэпманехий романтизм" в поязаи т.н. "попутчиков" и др,/.Вокруг его судеб в 20-е годы XX в. разгорается острей -сал полемика.Как воинствующие антирдаантики зарекомендовали
себя рашовщ!,лефовцы »конструктивисты.Проблема судеб романтизма в советско! литературе оказалась одной из узловых проблем всесоюзной дискуссии 1932-1934 г.г. о социалистическом реализме. •
4.Как и всякое жизнеспособное налравлеше.реваяюциошшй ро -мантизм находился в состояния непрестанного разнятая и обогащения, которое шзэ осуществлялось и путём испсшзоваийд возможностей самого романтического методами путём наследования ро -маптаческях традиций прошлого,и путём воздействия ка него завоеваний сеалазма/усилекяв исторической конкретности,обращение :с психологическому анализу,освоение новой тематики п т.д./.Но дальнейшее плодотворноз развитие революционного рсиантизма пак самостоятельного направления было искусственно прервано в первой половине 30-х годов.
5.Своих наивысших идейных и художественных ексот русский романтизм XX в. достиг в лирических яанрах,в первую очередь - в лирической поэда,судьбы которой отражали судьбы романтизма в цглсм .Анализ лиркко-рсмантических поэм М.Горького,А.Блока,С.Ес-з-гоша,В.Маяковского позволяет "высветить" вед}гсие' закономерности развития революционного романтизма и их своеобразное преломление в творческой индивидуальности авторов,в структуре п знут-рл.тлнровых разновидностях их поам.
6,1юбся типология условна.Нет и не может быть устойчивой границы не1ДУ различными направлеш1яьш,течешями,шксща\ш.В живом литературном процессе мы наблюдаем взаимовлияния и взаимолере-ходя, "промежуточные" явления л т.п.Такова сложная,подчас прога-_ воречлвая диалектика литературного развитня.З советской литературе есть немало произведений,по поводу которых среди учётах и доныне нет единогласия г''Двенадцать", "Про это" »"Дума про Ода-паса" одними - нз без оснований - трактуются как явления революционного романтиэка.другими - не без натяжек « как произведения социалистического реализма.Трудно бывает провести "демаркационную линию" п медпу различными романтическими течениями.
7.РеволгоцкошшЙ романтизм сыграл немаловажную роль в становлении социалистической поэзии XX в.Револпцкоинсьроманти1.&скуи стадию прошли в свойл развитии/один в начало,другие в середин* путл/ многие советские поэты,что оущоотввккнм сбразет сказалось позднее и на характере их реализка/у В.Маяковского,С.Есвшга.
Н.ТихоноБа,Э.БагридаогоД1.Ан10кольского,Бс.Ро1!десгвенского и др,/.Романтическое стилевое течение в вонзим социалистического реализма формировалось также не без участия опыта и традиций революционного рошнтизма»его сильных и слабых сторон.
Структура и основное содержание диссертации
Диссертация состоит из введешш,трёх глав,заключения и списка использованной литературы.
Во введении даётся краткое обоснование вала осте темы,це -лее и .-.адач исследования,методологии и новизны работы.
После XX съезда КПСС появилось столько исследований об истории, теории и критике романтизма,что моано,пожалуй,говорить о ровдеюш ново! научной дисциплины - романтиковедения.Прик-ципиальное значение для его становления в эти годы имело изучение романтизма как определённого типа худокественного мшл-лешя в трудах А«Н«Соколова,Н.Я.Берковского,Й.Ф.Волкова,Н.А, Гуляева и ряда других советских учёных..
Наиболее глубоко и разносторонне оказались изученными судьбы классического романтизма в русской и зарубежной литературе XIX в.Особенно "урожайными"' были 70-е годы,когда поя&ишсь работы обобщавшего характера,раскрывающие исторшо Е кадаокаль-кущ типологию русского романтизма:"Из истории русского ршак-тизма"Д971/,"К истории русского романтизма"/1973/,"Русский романтизм"/1974/»"0 русском романтизме" Е.А.Май}.шка/1975/,"Поэтика русского романтизма" Ю.В.Манка/1976/,"Русский романтизм" /1978/,"История романтизма б русской литературе" в 2-х тшах /1979/„позднее - "Страницы русского романтизма" В.Й.Сахарова . /1988/,не говоря узке о книгах,посвященных рсмантизглу отдель -ных писателей.В итоге романтизм перестал быть тем неопределённо-зыбким понятием,каким он был,скажем,до конца 50-х годов.
Заметно активизировалось в 60-70-е годы изучение судеб романтизма и в советской литература:"Романтизм в советской литературе" А.И.0вчаренко/196б/,"0 романтическом течении в советской прозе" и "У истоков советской романтической прозы" Л.П.Его-ровоЯ/1966,1968/,"Советская романтическая поэзия.Тихонов.Свет-лов.Багрицкий" Е.П.ЯюбаревоЯ/Г969/,"0 романтическом течении в советской'литература" Л.И,Залесско|/1973/("Романтика в худо-
явственном произведении" И.М*Дубровиной/197б/ и др.Вышло в * свет множество монографий о советских поэтах »творчество которых было так или иначе связано с романтизмом и романтикой. Названные работы явились существенным вкладом в становление советского рсмантиковедения.Но им присущи,на ныл взгляд,два методологических недостатка.
Во-первых.изучение судеб романтизма в советской литературе осуществлялось в отрыве от предреволюционной литературы,где находятся истоки многих романтических тенденций,заявивших о себе во весь голос после Октября.Стремление устранить этот недостаток определило исторические границы диссертации'.середина 90-х годов XIX в. - середина 20-х годов XX в.
Во-вторых,после 1934 г. в нашем литературоведении возобладал взгляд на романтическое начало как на "эдемент"/или "составную часть"/ социалистического реализма,т.е. как на революционную рсмантнку.А примерно с 60-х годов пробивает себе дорогу концепция романтизма как стилевого течения в социалистическом реализме,обладающего своз! поэтикой и своими изобразительно-выразительными средствами.Большинство названных выше исследований придерживалось этой общепринятой точки зрения. Все попытки какого-либо иного подхода к проблеме решительно пресекались.
Между тем,идя по атому - традиционному - пути,мы не- охватываем -сей сложности и многовариантности литературного процесса революционной »похи»упрощаем вопрос о путях становления социалистической поэзии.Не отвергал в принципе отмеченные ас-.пекты "'романтической проблемы".следует сделать дальнейший шаг в сторону её углубления и более диалектического осмысления. Некоторые конструктивные соображения по этому поводу уяв вые-казывались/Л.Новичевко,Д.Марковым ,А»Бушшшм, А.Метченчо,А.Ов<-чаренко,КвПетросовшл и др./,по специальных исследований на данную тему нет.
Речь идёт о наличии в поэзии XX в. самостоятельного направления революционного романтизма,развивавшегося параллельно другим направлениям.Русспу» поззяю переходной алохп навозмйно :. себе представить без таких рэволвциопно-рсмавтачеозшх прозз^: ведений,которые в своза совокупности создавали ыощпоо и зша- ,':, неспособное направление,как "Девушка и Смерть","Песня о Селе-
ле","Песня о Буревестнике","Человек" М.Горького,"Облако в штанах", "Про это" В.Маяковского,"Соловьиный сад","Скифы","Двенадцать" А,Бдока,"ИноШ1я","Небесный барабанщик" С.Есенина,"Я,Господа!" П.Орешка,"Ладмир" В.Хлебникова,"Орда" и "Брага" Н.Тихонова, стихи з прозе А.Гастева,поэзия М.Герасимова и В.Кириллова,ранние стихотворения Э.Багрицкого,П.Антокольского,Вс.Рож-дествекскогс,В.Итака и др.Всё это/даже учитывая различие твор- , ческих индивидуальностей и поэтического уровня/ - явления ре -волюционно-рсмантяческого искусства,как бы■по-разному мы не оценивали их место в истории нашей поэзии.
В первой глазе /"У истоков романтического движения в русской поэзии эпохи Октября"/ рассматриваются объективно-истор1ческие и субъективно-мировоззренческие предпосылки активизации романтических умонастроений на "рубеже веков".которые носили неоднозначный характер."Романтическая вспышка" оказалась настолько значительной и всеохватывающей,что уже в начале XX в. некото -рые критики и учёные/М.Гофман,С.Венгеров и др./ заговорили о "неоромантическом движении" в русской литературе,подводя под 1 один "знаменатель" довольно далёкие друг от друга' явления/скажем, М.Горького и К.Бальмонто/.Начальные попытки решения проблема исторических судеб романтизма содержали в себе элементы метафизичности и отвлечённости.
В атмосфере пролетарского этапа освободительного движения в России романтические тенденции и по своей социальной природе, и по художественному генезису носили разнообразный характер: они проявлялись в в пролетарской,и в демократической,и в буржуазной литературе.Правдаев прозе они вырастали на почве реалистического типа художественного мышления/у АЛехова*В.Коро- ' ленко,А.Куприна,И.Франко,Л.Украянки и др./.В поэзии же складывается иная литературная ситуация:романтпческий тип творчэст-,ва выступает здесь преимущественно в виде самостоятельных ка. правлений. \
Одно из таких направлений,отражавшее кризисный умонастроения буркуаэно-дворянскоЯ интеллигенции в преддверия революции,~ символизй,"Симвализм,~ утвервдает Д.Марков,- это романтизм духовного упадка"1.Для подавляющего большинства символистов
Х.Марков Д.Проблемы теории социалистического реализма.-М.: . Худс.лят.- 1978»- С.150»
был характерен именно романтический тип художественного мыш лешш,Наиболее полное и совершенное выражение он нашёл в поэзии К.Бальмонта и А.Блока,которых не случайно называли "романтиками среди символистов".И сами они,н М.Горький видели в символизме конкретно-историческую форму проявления романтическо -го типа творчества,которая наследовала и развивала традиции не пушкинского или лермонтовского,а мистического романтизма /ненцев,В.Жуковского,В,Соловьёва и т.п./.
В главе даётся развёрнутый анализ эстетической системы символизма как системы романтической.Каковы её "слагаемые"?Ято -разочарование в окружающей действительности и во всём "лосю -стороннем" мире,перерастающее в "космический" пессимизм.Протест против бездуховности,позитивизма,меркантилизма,механистичности современной цивилизации,нивеллирующей человека.Обострённое ощущзние катастрофичности буржуазного общества,осложнён -нов .апокалипсическими и эсхатологическими пророчествами.Бегство от противоречий современности в мир субъективных мечтаний ила в мир идеализированного/часто средневекового/ прошлого.Абсолютизация самоценности духовной жизни личности.Погружение в "тайны" и "ночную сторону" человеческого существование.Акцентирование внимания на "мистических потребностях"."религиозном чувства"„"романтическом томлении" по Беспредельному и Нездешне, му.Индивидуалистическое презрение к "толпе'Уи не только, мещанской/, перерастающее в поэтизацию "сильной личности".Взгляд на поэта как на непонятого "гсния"-страдальца,вступающего в конфликт с обществом.Противопоставление идеализма как философской .основы символизма материализму - житейскому и эстетическому. Признание существования "рока","судьбы","провидения".Критическая переоценка традиций шествдесятников-реалистов.Ировозглаше-;ше поэзии,музыки и вообще искусства высшей формой постижения "неземного мира" внерассудочнш путём.Культ "абсолютной свободы".Мистическая трактовка многозначности сзмвола.
Не без влияния первой русско® резолюции наиболее чуткие к запросам времени символисты в конце концов начин ал-г убеадатьгя з призрачности мистических упойапий и кемэиеспоо обноотС'символизма, который к началу ТО-х годов оказывается в состоянии кризиса,Некоторые из них/А.Блок,В.БрюоовДпорыввя о сдагосшз-
ном,в своём движении к социалистической поэзии проходят стадию революционного рдаантизма.Судьбы же поэтов из модернистского лагеря,не сумевших по тем или иным причинам приобщиться к революционному романтизму,зачастую складываются драма- \< тическв.
Вторая конкретно-иоторическая форма проявления романтического типа творчества в «поху Октября - революционный роман- , тязм,выражавши! умонастроения пролетариата и революционной демократии той поры.Он возникает в недрах пролетарской литературы. Основоположником революционно-романтического направления выступает М.Горький как автор романтических легевд,ска-рок,баллад,песен,поэм,эволюция которого отражала процесс пробуждения самосознания российского пролетариата в условно-ро-мантическо! форме,
В диссертации раскрывается та социальная психология,которая явилась еизкснной почвой горьковского романтизма а которую критики-марксисты связывали о характером умонастроений про--летариата на ранней»относительно "незрелой" стадии его раз-вития.По словам В.Воровского,"эстетическая идеология" пролетариата на заре его движения "романтична",проникнута неопределёнными предчувствиями,радужными.мечтаниями,фантастическими грёзами,полка сознанием "избытка накопляющихся сил" и жаждой' дать им выход:"Йта наклонность к фантастике - а сфере да политического или худоаественного строительства - дроявля -лась в искусстве как наклонность к романтике.Ке удивительно, что М.Горький,явившийся выразителем ещё слабо дифференцированной пролетарской массы,выступил иод флагом романтизма"^.
. Опираясь на исследования Б.В.Мяхайловского,Е.Б.Тагера," Н.К.Пико8йова,А,А»Ёолкова,Б,АвБялика к других гopькoвeдoвí , автор диссертации приходит к выводу,что горьковскоэ наследие \j50-900-x годов невозможно улояыть в границы одной какой-либо эстетической системы.И если М.ГорькнЙ-прозаик выступает одно-■.■, временно и как реа.таот»и как романтик,и как создатель произведений,синтезирующих реалистические и романтические начала,-то М.Горький-п«эт - преимущественно романтак.В атом убелщают кас многне его поэтические произведения:"Нэ браните вы музу
Х.ВоровокнЙ В.Литературно-критичесгае статьи.-М.:Худох. дшт.-1956.-С,2Б6.
мою'Уконец 80 - начало 90-х годов/,"Во мраке таинственной но-чи"/18Э2/,"Девушка и Смерть"/1932/,"Легенда о Марко"/1892, ТЭ02/,"Песня о Соколе"/1894Д89Э/,"Прощай!"/18Э5/,"Песня о Буревестнике"/1901/,"Ччловек"/Т903/ и др.йненнс они знаменовали рождение революционно-романтического направления в русской поэзии на "рубеже веков".
Романтически-максималистская концепция иизии как "жизни-горения" и "жизни-тления",культ гордой,вольнолюбивой и свобод ной личности,лорыв к социалистическому идеалу/понимаемому поначалу в чём-то утопически/,прсаоведъ активного,преобразующего начала в искусстве/возможности которого преувеличиваются/', полемика с символизме?/ и натурализм ом/а порой и с есвремек -ним критическим реализмом/,ориентация на романтические традиций Пушкина,Лермонтова и Гоголя,широкое использование всевозможных условных форм,подчёркнуто-зкспрессивная,лиричеекая стилистика - всё это,как и многое другое,характеризует эстетическую систему М.Горького-поэта как систему революционно-романтическую.
В 90~э и 900-е годы М.Горький вносит вклад в становление революционно-романтического направления не только jçok его зачи -нагель и крупнейший представитель,но и как теopeгик.Некоторые его произведения тех лет - своеобразные эстетические трактата. Под этим утл (»л зрения анализируется горьковские рассказы-очерки "Читатель"/Т895/ и "Часы"/138б/»в которых обосновывается необходимость обращения современных писателей к романтическому искусству.Это были пурвне манифесты нарождавшегося революционно-романтического налрааления,Аналогичные сообралйяия высказывал М.Горький и в переписка с АЛеговим:"Право m - настало время нудны в героическом .-все хотят возбуадащего,яркого, такого,знаете.чтоб не было похсяе на жазнь,а было ваше ей,лучив,красивее .Бала на этом путя у молодого писателя и заблуждения,? оеи6ки/к примеру,попытки истолковывать романтизма, как "возвь'шашзяпТ обман" или как " прикраивание Е1зни"/,но они быстро км преодолевались.
Вторая глава /"Реводущонный романтизм ¡кек направление з EgÇCRQlL.no?3i«t„эпохи Октября"/ раскрывая? новаторский харак-
Т. Горький U. С обр.соч. :3 30 т.-М. :Худох.лит. ,1954.- 'Г.28,-С.ИЗ.
тер революционного романтизма XX в. в русской поэзии и прослеживает эволюцию данного направления.
Литературное направление - это более или менее широкое творческое единство писателей определённой эпохи,обусловленное .типологической: близостью их философско-астетическоЁ кон -цепцип жизни и проявляющееся в общности художественного метода. Оно вовлекает в свою орбиту писателей с различным мировоззрением/в отличие от течения/,но родственных по типу художественного мыщленкя/а в случае с революционным романтизмом - и " по типу восприятия Октябрьской революции/.
Многими современниками Октябрь был воспринят как переломное, "рубежное" время,закрывавшее одну и открывавшее другую эпоху.В условиях вызревания революции у части писателей по -является неудовлетворённость традиционным критическим реализмом,кризис которого явственно стал обнаруживаться в поэзии тех лет/в прозе он ещё продолжал сохранять свои высоты/,всё ооле.е осознанное признание того,что в эпоху "гроз и бурь" от ■поэтов требуются "новые песни" - возбуадающие,призывные,увле-"кашяе на суть борьбы."Нукик подвиги,- утверждая М.Горький в статье "Об одном поэте"/Те94/.-Нужны такие слова,которые бы азучали^как колокол набата,тревожили зев и,сотрясая,толкали вперёд"А.Кннми словами,нужны была поэты--"буреглашатаи".Незадолго до Октября И.Горький писал начинающему пролетарскому поэту Д.Семеновскому:"Русь нуждается в большом поэте...нужен поэт большой,как Пушкин,как Мицкевич,нужен поэт - демократ и романтик,ибо мы,Русь,страна демократическая и молодая"^.
Революционный романтизм оказался как нельзя "кстати" и пришёлся "ко двору" в поэзии,где критический реализм уже утратил своп прежние позиции,а господствующие высоты зани/ал модернизм ь лице символистов,акмеистов,футуристов,Этот романшзм был созвучен революционной эпохе и необходим для поэтов,искренне потянувшихся к демократии и пролетариату,перешедших/или перехо-дятах/ на революционную платформу,но ещё -нередко не оаладеь-цпх марксистским миропониманием.Не случайно А,Блок видел в
1.Там же.- Т.I.-С.334,
2.Семеновский Д А.М.Горький.Письма и встреча.~М.:ШХЛ, 1936.-С.6.
"русском революционном пафосе" эпохи отражение "величавого романтизма, наших дней".Слова эти сказаны им в 1917 г.
По самой своей природе революционный романтизм весь устремлён к революционной перспективе - пусть не всегда,быть может, социально и политически конкретной,но,безусловно,социалистической в своём магистральном русле.Сила его как раз и заключалась в проповеди активного отношения к жизни,в призыве к революционному "преображению" действительности,в вослев'ании героического подвига не только отдельной личности, но и мае о. и/о чём так мечтал В.Короленко/,в страстном порыве к социалиста -чеекдау идеалу.Всё это свидетельствовало о новаторском характере революционного романтизма.Солидаризируясь с романтическими исканиями молодого М.Горького,М.Коцюбинский говорил ему на рубеже 10-х годов:"Демократия всегда романтична,и это хорошо, знаете!! Ведь романтизм наиболее человечное настроение;мке думается,что его культурный смысл недостаточно понят,Он - Креу -величивает.ну да!' Но ведь он преувеличивает добрые начала,свидетельствуя этим,как велика жаида добра б людях"*.Возможно,М* Горький вспомнил эти слова,когда в 1917 г. писал Р.Родлануг "Наша цель - возбудить в сердцах юношества социальный роман -тизм,настроение любви и доверия к яизки.к людям{мн хотели Си внушить человеку,что это он - творец и хозяин мира и на нём лежит ответственность за все грехи земли,точно так же,как ему слава за всё прекрасное в жизни"^.
Каждое литературное направление имеет свою судьбу и свои исторические границы.В равной мере это относится ж к революционному романтизму.который прошёл в своём развитии несколько эта-, лов.Границы между ними носят,разумеется,условный характер.Кеж-дый йа этапов отличается своей спецификой и чем-то обогащает романтический метод,который тоже эволюционирует амеотэ с эволюцией" направления¡изменяются герои,конфликты,канры,стилевые тевденции,меняется и характер взаимоотношений с другими направлениями.
Первый этап - дореволюционный/середина 90-х годов - ГЯ?/„ ■ Это период ратдения»<?)ормисованая и утверждения революционного I.Горький М.Литературяке портреты,Шел.гвардия,1967,-С,63, 2« "Неделя",1966,,>«37.-С.4.
романтизма как направления в русской поэзии.М.Горысий дал модный толчок дальнейшему развитию и становлению зтого направления: в пролетарской поэзии.На волна революционных подъёмов 1905 г. и начала 10-х годов в русскую поэзию вступает плеяда пролетарских, поэтов,среди которых не последнее (.¡еето занимали цоэты-ршактикк/А.Гастев,А.Пдаорски1иА.Маширов-Сшо -бытнкк,позднее - М.Герасимов,В.Кириллов и др./.В каярийских лекциях по историк русской литературы /1Э09/ М.Горький отмечал,что на начальной стадии его исторического развития психологии пролетариата присущ "социальный романтизм","романтизм коллективизма",хотя потом со временем пролетариат выступает как "строгий реалист,строящий свои обеления на фактах дейст-вительггоста"^.
Уже вскоре революционно-романтическое направление расширяет свои границы за пределы пролетарской поэзии,не ограничиваясь ею.З предоктябрьские годы к революционному романтизму начинают тяготеть - каждый по-своему - некоторые поэта непролетарского происхождения: А.Бяок/"Ямбы", "Родина", "Соловьиный с ад"/,В Д! аяк овокий/"Облак о в штанах","Флейта-позвоночник", "Человек"/,другие поэты.
Путь А.Блока к революционному романтизму вобрал в себя несколько последовательно сменявших друг друга периодов.Первый -период преобладания символизма как формы мистического романтизма, наследующий традиции "венских романтиков",В.Чуковского, З.Соловьёва.Своё наиболее адекватное выражение он нашёл в "Стехах. о Прекрасной Даме"/1901-1902/.Второй - переходный период: кризис символизма в атмосфере первой русской революции, тяга к реальности и противоречиям современности,насмеёка над недавни,« мистицизмом,вызревание элементов демократического романтизма.Типичный образец этой переходности - "Незнакомка" /19Об/.Третий - период выхода поэта к большим социальным темам к утверждения его на позициях прогрессивного романтизма,демократическою з своей основе и революционного по своим потенциям. "Соловьиный сад"/19Т5/ - классический образец я •того романтизма. Наконец,четвёртый - период-романтически-максималистского вооггиятия А.£"оксм Октября к его утверждения на платформе • Т.Горький Мстория русской лктературы.-М.:ГйУЛ,1939.-С;70.
революционного романизма,наведшего своё вершинное выражение в "Двенздцати"/1918/ и "Скифах'УШб/.
В настоящее время всё большее число исследователзй/К»Г.Пет-росов,А.С.Субботин и др./ приходят к вноду.что чем делее ухо -дил молодо!? В.МаяковскиЯ от футуристических установок,тем яв- • ственнее усиливались в его поэзии романтические тенденции,наполняясь революционным содержанием.Разлад поэта-романтика"с окружающей действительностью,романтический максимализм даря -ческого героя и его трагическое одиночество,мотива избранничества и поэтизаыия жертвенности.гияерболкзецяя чувств и »мифологизация современности,пророческие предвиденья и предсказания» предельно метафсризированны! стиль и многое другое - всё это свидетельствовало о сильном романтическом начале в творчества раннего В.Иатаовского.Не случайно в связи с выходом в свет "Флейты-позвсночника"/191б/ один из рецензентов назвал поэму "романтической песнью о, последней любвя"/"Прйазовскнй край.", 1916,29 сентября/.Своей вершины революционно-романтические умонастроения дореволюционного В.Маяковского достигают в "0бг лаке в штанах"/1915/.
Второй этап в развитии революционно-романтического направления - послереволюционное десятилетйе/1917-1927/.Рто— период расцвета революционного романтизма в советской: поэзии и дифференциации его на течения.Отмечая,что "революция не только создала условия для возрождения романтизма,но и "потребовала" его от поэт1в",М.Пархсменко подчёркивал:"Октябрьская революция явилась мощным стимулом развития романтизма в литературе. Не случайно перЕке отклики на её победу были...именно рсмаятй~ ческими"^.
Невиданное по силе и массовости столкновение человеческих страстей и воль,поражающее воображение худо;итков,стремительные изменения решительно во всём,обещавш$е свободную п счастливую жизнь.патетика и.экзальтация в общении между людьми,го- ' рячая и искренняя вера в планетарный характер революции,уст -ремлённость в грядущие дали социализма,вера в коммунистический идеал - всё это не могло ке активизировать реЕолюциоЕНО-рсманткческие умонастроения в литературе той поры.Да и вообще 1;Пархсм"енко М. Горизонты реализма.-М. :Сов.писатель, 1982.-С.362. .
атмосфера перЕых лет революции оказалась исключительно благо- ■ ириятной для расцвета именно революционно-романтического типа художественного мишлзния.В ней органически сливались воедино очарования и разочарования эпохи,те противоречия между идеалом, и реальностью,которые всегда питали романтические умона-» строения в искусстве и в конечном счёте определяли сущность романтического метода.Это - провозглашение социальной свободы личности и проповедь самоограничения,чуть не отказа от личностного начала,захватившая не только пролеткультовских поэ -тов.но даже В.Маякобского.Страстный порыв к идеалу коммунистического общества,основанного на гуманистических принципах и всестороннем развитии личности,и вынужденное введение "военного коммунизма" яа практике,вызвавшее недовольство крестьянства. Размах стихийной революционности как проявление глубинной народности революции и борьба за дисциплину и организованность/что так великолепно сумел уловить и передать А.Блок в "Двенадцати"/.Нетерпеливое ожидание близкой/"вот -вот!,"-/ мировой революции,''"мировой ложар в крови"/ и поражение революций на Западе...Такова та социально-психологическая почва,на .которой возрос и расцвёл революционный романтизм первых лет Октября.
Синтезируя,творчески перерабатывая в себе предшествующие тенденции дооктябрьского романтизма - и общедемократическую, и пролетарскую - на единой социалистической основе,революционный романтизм послеоктябрьских лет заметным и широким потоком вливается в советскую поэзию,во многом определяя её облик той . поры.И в первую очередь это относится ко временам гражданской войны,когда он бжл едва ли не господствующим направлением.Во всякш случае,А.Бушмин писал,что в литературе периода грая -данской войны наблюдается своеобразное "двоевластие" револю -ционного романгиэма и социалистического реализма¡"Первый уже не мог,а второй ещё не мог возобладать.в массовом литературней движении"*. , - ■ ■ ' --
Больаиястяо советских логтов в первое послеоктябрьское десятилетие в то() или иной мере отдало дань революционному роман- ■ тизму+Здесь мц находим такие вешинные для того времени.ревь-
1«Еуаиин А.Наука о литературе.- М. :Наука,1980.-С!.284.
люционно-романтические явления,как "Двенадцать" и "Скифы"
A.Блока,"150000000" и "Про'это" В.Маяковского,"Лирическое от -отупление" Н.Асеева,романтические баллады Н.Тихонова,поэмы С. 'Есенина "Инония"/'Небесный барабанщик","Сорокоуст","космический романтизм" поэтов Пролеткульта и "Кузницы","Дума про 0т-наса" Э.Багрицкого,ранние стихи П.Антокольского,Во.Гождест-венского, Л. Мартынова, В.Луговского, М.Светлова, Н.Павловг.ч,В.Ита-на...Бсё это вливалось в общее русло революционного,социалистического по своему пафосу/хотч и не всегда научно-социалистического по своему миропониманию/ романтизма. "3 те годн мы все били романтиками,хотя и стыдились'этого слова'"'®",- вспдак-нае* И.Оренбург,который и сам начинал свой творческий путь как поэт.
Это было уже время не юности,а зрелости направления,когда возникает потребность б осмыслении его пседиеториа и истории и когда появляются декларации,обосновывающие ирало революционного романтизма на существование.Мы имеем в виду ряд вступлений М.Горького в защиту романтизма/статья "0 русском искусстве",Т917; "Трудный вопрос",1Э19;предцсловие к "Сказкам об Италии",1919/, доклад А.Блока "0 рсмантигме"/19]9/,стихотворение
B.Брюсова "Рсмантикам"/Г920/ к др.Именно в эти годы ропшэдш-онный романтизм начинает прочно входить в сознание поэтов,критиков и читателей,становясь одним из '"эпйцекгроп" латератур-ных споров на протяжении 20-х годов.дссткгаюаих своего апогея к концу десятилетия,а затем "перебрасываясь" в первую половину 30-х годов.
Вполне понятно,что ни М.Горький,ни В,Мялке,веки*!,ни А.Блок не могли исчерпать возможности революционного ра-антизме,который в послеоктябрьской поэзии залил нсьой жизнью и заиграл новями красками в творчестве С.Есенича,П.Орешина,Н.Клюево,Н.Тихонова, Я.Багрицкого, М.СЕетлова, И.Уткина, М. Голодного, П. Ант с:-: ель-ского..."География" революционного романтизма после Октября стремительно расширяется:чуть ли не каждое из мнсгсмсленних 1 в те годы "литературных гнёзд",разбросанных пс стр-лне.тндни-гает "своего" лоата-романтика:"Клуб поэтов" в Одессе - Э.Рвг-ряцкого,ИЛХО в Иркутске - И.Уткина.УЛАМ в.Киевз - К.Паустови-
I. Оренбург К. Люд л, годн, жгзнь. —Р.*. :Сов.писатель,19В1.-^чЛ-й.-
C.ЙОЭ,
кого,начинавшего сбой путь поэтом,Цех поэтов в Ленинграде -Во.Рождественского и т.д.Они вольют сзеяую струю в послеок -тябрьский романтизм и уже вскоре - примерно с середины 20-х годов - станут определять характер дальнейшего развития и лицо революционного романтизма 20-х годов.
В рамках второго этапа революционный роыантшм достигает новых поэтических вершин.Наиболее полно и разносторонне проявляются его новаторские возможности.Он обретает свои само - . битные и одновременно масеическае для XX в. формы и тради-ции,на которых будет воспитывайся т.н. фронтовое поколение советских ноэтсв/П.Коган,М.Кульчишшй,Н.Майорев и др./.
Как важнейшую типологическую закономерность литературного процесса автор диссертации отмечает всё белее углублявшуюся' . дифференциацию революционно-романтического направления на течения,ь конечном счёте отранающув общую дифференциацию литературы на "пролетарскую","крестьянскую" и "пояугннческую"/что вскоре было закреплено к в партийных документах по вопросам литературы/.Именно в эти годы окончательно оформляются - на почвз идейного,эстетического и организационного единства -начавшие вызревать ещё до Октября различные течения,которые в своей совокупности и определяют внутреннюю структуру революционно-романтического. направления.В диссертации на большом фактическом материале и широком историко-литературном фоке даётся развёрнутая характеристика эстетической платформы и типологических особенностей- трёх основных,наиболее значительных, ка взгляд автора,романтических течений/их наименования носят условный,"рабочий" характер и не претендуют на абсолютную терминологическую точность/.
1.Течение "космического романтизма" в творчестве ряда позтов Пролеткульта и "Кузницы",возникшее в недрах пролетарскоЕ по»-эки ещё б предреволюционные годы,но раззивавиеьоя особенно ик~ тексквно в период граздансксй войжЛГ.Гераскмов,В.Кйрил.тов,А. Поморский,А.МапироЕ-Саксбытник и др./. ■ •-
2,Течекйе "стихкй>шчесного ршалтизма",полвиьшееся сразу ка яоело Февральской революции,у истоков которого стоял А.Блок со "Софами" к "дкеаздлатыо"а которое наиболее плодотворно развивалось в творчестве зоагов. "крестьянской 1:упго:дьг"/С.Есе-Ш^Н.Клюйк,П.Сре1Клн,С.Клычков и др./,
3.Течение "антинэпманского романтизма", появившееся в начале 20-х гздов,общепризнанным лидером которого вскоре стало -вится Я.Багрицкий и к которому тяготеют поэты~"пспутчики"/Н. Тихонов,П.Антокольский.и др./,а также некоторые "комсомольские поэты"Д!.Светлов,К.Уткин,М.Голодный и др./.
Именно эти течения наиболее отчётливо оформились в романтической поэзии тех лет,породив горячие споры в критике 20-х годов и давая основание для1всевозможных - оптимистических и пессимистических - прогнозов о судьбах романтизма в советской литературе.3 кавдом из ниг идейная близость проступает уже более эрамо,чем в рамках направления.
Активизации романтически» умонастроений немало способство -вал переход к "новой экономической цолит;.ке"/1921/,который . был воспринят некоторыми романтиками не как долговременная и ' реалистическая стратегия построения социализма,а только как "отступление".Но влияние. НЭПА на судьбы романтизма неоднозначно.
Прежде всего НЭП явился суровым испытанием и проверкой жизнеспособности "космического романтизма",обусловив его кризис. Поворот от романтических стереотипов периода гражданской войны к мирным,повседневно-будничным форлом работы был воспринят отдельными пролетарскими поэтами-романтиками особенно болеэ ненно.Лирическйм героем в поэзии ряда "кузнецов" становится романтически настроенная,одинокая личность,разочарованная в окружающеД/"нерсмантической"/ обстановке,влюблённая попрежне-му в романтику гражданоко2 войны»драматически воспринимающая "гримасы" НЭПа,охваченная чувством "мировой скорби" и. чуть ли не космическим пессшиз'мом/пЧёрная пена" М.Герасимова,1922} "В городском сквере" В.Кириллова,1921/.Подобные умонастроения пролетарских романтиков представляли еббога специфическое выра- ■ жение распространённой в те годы -"детской1, болезни левизны",против которой тогда же. выступили некоторые поэты "Кузшцы"/"Буд- ' ни" В.Александровского, 1922$"Разворот героики" К.Садофьем, 1922/,
Одновременно НЭП подогревал романтические умонастроения у той части художественной интеллигенции,которая встретила Ск -тябрь сочувственно,но романтически отвлечённо,с позиция ро -ман'тического максимализма,и теперь растерялась 8 новых уел ори-
их,не улавливая перспективу социализма.В основе возникнове - • шя "анткнэпманского романтизма" лекало разочарование поэтов-"пспутчиков" в современной/"бухгалтерскоЯ"/ действительности, показавшейся им недостаточно героической и романтической,и очарование периодом 'гражданской войны как невиданного взлёта революционной романтики,нравственного максимализма,возвышенных устремлений.Отсюда - романтизация гравданской войны в "Орде" и "Брагз" Н.Тихонова/1922/,в "Думе про Опанаса" Э.Багриц--кого/192б/»в "Гренаде" М.Светлова/1927/ и столь же осознанная деромантизация периода НЗПа в стихотворениях "Разговор поэта о ромслтико&"/1925/ и "Ст чёрного хлеба и верной яедн"/192б/ Э. Багрицкого,, "Городской архялелаг"/1923-1925/ и "Поиски героя" /1Э25/НЛ'ихоиова.
Революционный романтизм достигает вершин в раглках второго ртэпа своего существования. Он йвсяюционирует вместе со всей советской: литературо2.Соответственно изменяется и его метод: он становится менее отвлечённым и аллегоричным,всё более конкретные очертания приобретает романтический идеал,углубляется мотивировка поведения героев,более тонными становятся характеристики,усиливается аналитическое начало - словом,вызревают ¡¿декенты,прокладывающие дорогу к переходу на реалистическую платформу таких поэтов,как В.Маяковский,С.Есенин,а.Багрицкий, Н.Тихонов и др.
Третий этап в развитии революционно-романтического направления - конец 20-х и первая половина 00-х годов/1927-1934/. '+ю период заката,постепенного и окончательного вытеснения ро-;залю!"10ннсгс романтизма как самостоятельного направления.
К концу 20-х годов заметно активизируются к достигают своей кулышодда нападки литературных противников романтизма -рйпповцев,лс^овцев,конструктивистов.Ош и ранее выступали против ьегоЛ'епвръ ш- создаётся единий аитарсмантический фронт. /"Н^от'чв рг.ыак-мкп" О.Бряка,1927}"До.чоЙ Гмллера!" А.Фадеева, 19291 вио туглешш И .(¡ельаяиского" и' К.Зелпнского против раман-•Тй&мз г. рэмюяида и пр./.На рубеже 20-х -и 30-х годов уоюива-•гссоя амирсмотадркав настроения среда чисти писателе®,блие-
К да^ьотв.Ч: рАТЮа г, журналу "На зтгррвтуриж посту" '■ в др.У, Неудивительно,что в Яти годы поив-
ляется серия поэтически-полемических произведена;!,авторы которых о туевого® пытаются осмысливать судьбы романтизма и романтики в условиях социалистического строительства,отвечать на нападки литературных протиЕников/"Разговор с комсомольцем Н.Демеятьевым" к "Стихи о поэте и романтике" - второй Еариант "Разговора поэта с романтикой" З.Багрицкого,192?,1&29;"Ночные встречи" М.Светлова,1д2?;"Романтическая ночь" М.Голодного, Т927;и др./.
Судя по многим признакам,наступает время внутренней исчерпанности и измельчания революционного романтизма как направления, Поазия И,Уткина,М.Галодного.Д.Алтаузена конца 20-х и начала 30-х годов - убедительное тому свидетельство."Сектор романтизма" постепенно сужается. Один за други:.. революционные романтики утверждаются на позициях реализма,сохранив лучшее из завоеваний и открытий революционного романтизма.
Негативнуй роль ь исторической судьбе ревалвдконно-романти-ческого направления сыграло возникновение культа личности с его догматическим истолкованием марксистской теории познания, унифицированным_подходом к литературному процессу,преследованием всех "инакомыслящих".Однонаправленное мышление не допускало существования никаких литературных направлений кроме социалистического реализма. Окончательное вытеснение революцию^ ного романтизма как направления не случайно совпало с официальным провозглашением социалистического реализма "основным методом" советской литературы.Последнюю точку поставил А.Зда-нов,когда в'речи на I съезде советских писателей/1934/, дал негативную оценку романтизма,носившую директивны® характер. По мере того,как все явственнее стала обнаруживаться деформация социализма,революционному романтизму предстояла или уйти со сцены,или выродиться в апологетическое приукрашивание действительности. .
-.-Завершающи! этап в истории революционно-романтического на-, правления отмечен дискуссией 1902-1934 годов о ссаиалкстичес-' ком реализме,в которой.неожиданно большое место занял гспрос о судьбах- романтизма.В ходе'.дискуссии проблема революционного романтизма получает качественно новое теоретическое решение с учетом изменившейся литературной ситуации и структуры и структуры литературного процесса на новом этале/яосле 19Н2 г,/ .развития Советской литературы,когда' в ней стал безраздельно
господствовать социалистический реализм.Революционный рсмац - -тизм/а точнзе - революционная романтика/ начинает рассматриваться как неотъемлемый элемент метода социалистического реализма,а не как самостоятельное направление.
Революционный романтизм XX века явился законным и достой -ним наследником классического романтизма XIX века.Однако он не был повторением романтизма прошлого.Напротив,это была качественно новая ступень в развитии русского романтизма.
Революционные романтики обычно тяготели не столько к воссозданию конкретно-аналитических картин действительности,реальных шаг ;в революции в городе и деревне,сколько к условно-обобщённым, масштабным формам,часто перераставшим в поэтические аллегории,символы, олицетворения,к улавливанию скорее общего пафоса, полярных/идеальных и антиэдеалышх/ умонастроений эпохи, её потенциальных тенденций',приоткрывающих перспективы развития анзнц в ближайшем или отдалённом будущем.Человеческая личность при атом зачастую воспринимается уке в масштабе всей планеты и даже БселейноЦ/"Человек" М.Горького.и "Человек" В.Маяковског-го,"Иношш" и "Небесный барабанщик" С,Есенина,"Скифы" А.Блока, "космический романтизм" пролетарских поятов/.
Для революционного романтизма характерен стихийно-материалистический взгляд на жизнь и историю как на нечто непрестанно изменяющееся и обновляющееся.Он стремится схватить действительность в её динамике,в драматические моменты/"минуты роковые"/, когда личность как бы "выламывается" из привычного и устойчивого бита.Не случайно романтические персонажи предстают перед нами р. ойллке одиноких бунтарей-мечтателей,бесприютных странников .неутомхмих путешественников,благородных разбойников,рево-ЛЕЦИонороа,наделённых беспокойными сердцами,правдоискательски-ме душами ¿шясжшш порываэд/таковы многие лирические герои стихотворений А.Блска.С.Есешша,Я.Багрицкого,Н.Тихонова,П.Анто-кольокого к др./."И вечны! бойГ Покой нам только снится...По» кед нет!:" - так сказать мог только'"позт-ршантик,для которого "¿(¿тор" всегда бык символом народно-революционной стихии,воале-катезд! а сьой водоворот и отдельную личность,и целые народы, "Двенадцать" - наглядная иллюстрация этого тезиса.
Исдышпспее большинство революционных романтиков придержи-
валось ясно выраженной социалистической ориентации/чего не было в русском романтизме ранее/,хотя элементы политического романтизма и утопизма ещё присущи многим из них.Тазе было в самой жизни,так было и в литературе."Мы не можем обойтись без рсман— • тики.Лучше избыток её,чем недостаток.Мн всегда симпатизировали ■ революционным.романтикам,даже когда были- не согласны с ними"*,-утверяздал В,И.Ленин,имея в виду политический романтизм "левых социалистов". • 1
Одна из "ипостасей" революционного романтизма - острейшая неудовлетворённость буржуазной современностью,неприятие мещанского образа жизни.С каким романтическим максимализмом,презрением и ненавистью относились к буржуа В.Маяковский и А.Блек.Но силе и страстности отрицания буржуазного мира трудно отыскать в поэзия тех лет что-либо подобное "Облаку в итанах" или "Скифам".Романтики с осуждением встречали успехи буржуазной цивилизации,которая разрушала гармонию народной жизни,красоту природы,вносила начала бездуховности.В революционном романтизме эта тенденция, осложнённая драматическими судьбами деревни после..-революции»навша. своё наиболее заострённое выражение в творчестве С.Есенина,Н.Клюева,С.Клычнова и др*
Вторая "ипостась".революционного романтизма - страстное желание предугадать облик новых форм жизни»предвосхитить очертания грядущего мира.Поэтому так-много в творчестве революционных романтиков всевозможных предчувствий,догадок,прозрений,домысливания сущего,замены его с помощью щедрого воображения возможным или желаемым.Мечты,возможное,желаемое приобретают здесь методообразугащую фуннцию/"Песня о Буревестнике" М.Горького,"Новая Америка" А.Елока,"Кантата".С.Есенина,"Ночной разговор" П.Ан-' токсяьского,"Ночные встречи" М.Светлова,"Рсмантичеокая ночь" М.Голодного и др./.По этой же причине особое место среди прояз--ведений подобного рода занимают поэмы,лирический героЗ. которых выступает'.в роли "пророка",возвещающего людям о новых,открыв шихся его взору.истинах.Таковы и "Человек" М.Горького,и "Облако фтанах" В.Маяковского,и "Инония" С.Есенина,
Новаторство революционного романтизма проявилось в качеот --Еенном переосмысления традиционного противостояния мара рсаль- -
- I.Ленинский сборник,- М, :Палитйздат,19?0.-Г.37.-С,212,
нооти и мира идеала/т.н. романтического двоемирия/.Око не бы- -ло снято полностью.Ко Уке стала обнаруживаться тенденция к их с'лижешпо,ис!о реальностью революционных лет становится борьба за претворение в жизнь идеалов,деками вызревавших в народе и выстраданных передовыми умами человечества.Одним из первых/после М.Горького/.это почувствовал А.Блок."Наше время,- записывал он а 1916 г.- время,когда то,о чём мечтают как об идеале, надо воплощать сейчас"''".На смену противопоставлению "неба" к ■ "земли" приходит иная трактовка взаимоотношений идеала и дейс-твительности.У позднего А.Блока "небо" на столько противостоит "земле'/как в "Стихах с Прекрасной Даче"/,сколько сближается с нею,просвечивает через нее."Высокое" и "низкое" в "Двенадцати" взаимопроникают друг в друга,а точнее - высокое,идеальное начало казни как tíu вырастает из самой что ни па ость реальной действительности,ибо "то - действительность революции,просветлённая пламенам взрнва народной стихии и заревом "кирового псжарг.".
Коше акценты вноса? революционный романтизм и в трактовку взаимоотношений личности и'массы - одной из принциакальнейвих проблем романтизма. На смену романтическому индивидуализму с его противопоставлением исключительной личности "толпе" приходит романтический коллективизм.Всё pese мы встречаем здесь кул л одинокой и гордец личности - аё романтизацию можно отыскать преимущественно.на ранней стадии развития революционного рсиактиэма/Данко и Сокол у М.Горького,лирический героЗ "Об-в итанах" В.Маяковского и др./.Романтизация кассы явилась худигостБонвш открытием революционного рсшнткзка XX в.,одним из важнейших его зивоеБаний.Речь идёт' не только о показе коллективного героя как активной и реваящев спли истсрки/"ДБеяад-iiatb","C!n!iIi!","l;)COOOCCO", "Я, Господи Г', "Матросы", "Небесный сарабанда;"/,но и о цоатизации героя из народа как носителя его нрчвсэджл.'яс начал,жизнелюбия, потенциальных возможностей/тако-B¡/ r,er¡f;í р.чннля: баллад Н.Тихонова,Тиль Улонптгель и Дидель-ятаце.Н!Г< у амолсто Э.Багпицкого,Са!г:юлот у II.Антокольского, укрзишхкК клсиец у М.се-етловй/.Рсу.антиакроааннчй народ - главный repof "исиокрастьявокоР. поэзии".Героям революционных ро ~ кянтакса у*е нет необходимости «екать путрД к народу,как ро-
Х.Бмк A.Sinnciwe кна^я.- К.Жудож.лит.,I9C!i.-C.'28K.
мактпческим героям прошлого,- они ежи из 'народа,плоть от плоти его,и .Зорится за свободу к счастье народа.
.Сказанное проясняет и ещё одну особенность революционного романтизма.Даже если некоторые из его героев и погибают,всё равно она - победители .Именно з недрах революционного романтизма -была рождена формула" оптажстаческая трагедия",сущность которой'' ещё зад airо до оё появления выразил М.Горький в "Посие о Соколе"/"Пускак ты умер..."/.Ибо-гибель героя ещё не означает гибели того дела,за которое он боролся:? него есть соратники, продолжатели,последователи,и они доведут зто дело-до конца,
Револвдисшш<1 романтизм XX в. отказался от идеализации средневековья,в котором Пушкин видел "смиренное начало" романтической поэзии.В историческом' прошлом внимание ре ведши ошшх романтиков привлекали периоды революционных взрывов,социальных катаклизмов, национально-освободительных движений - восстания Разина и Пугачёва,берьба "гезов",Французская революция,Парижская Коммуна,романтика большевистского подполья.Типичный образец такого романтического историзма ti драматическая поэма С.Есенина "Пугачёв"/!922/.Принцип романтического историзма проявлялся преимущественно при обращении к прошсму.В изображении же рзвелю -njioHHof современности наблюдается постепенное усиление исторической конкретности,которое прокладывало дорогу реалистическому историзму/'"Песнь о великом походе","Дума про Опанаса","Гренада"/. Зто лроиэведеиия;стоящяе,по сути дела,на грани революционного романтизма и реализма нового типа. • •
В третьей главе /"Романтическая поэма в историко-литературном контексте"/ рассматриваются эволюция и жанровые.разновидности лирико-романтической поэмы первой четверти XX в..
Судьбц романтической поэмы XX в, неотрывны от судеб русской поэмы в целом.Эволюция поэмного жанра обусловлена во много« изменениями в художественна« сознании общества.Поэма обнрвлялас-ь по мере изменения взглядов на личность,историю,мироздание,Её история отражает различные'коллизии fee взаЕмсотнозечиях ли«шоо-та и общества на разных этапах их развития.'
В революционную эпоху поэма оказывается перед.нйобходи;их'тъ» поисков новых форм и'-средств,способных адэкватно передавать новее,революционное.содержание.Ни о какой жанровой стабильнсоиг не. могло быть и речи,В .первне десятилетия XX.в. рсмаптп-.гскнл
цизма не просто возрождается к жизни,но и переживает стреми -телышй взлёт в русле революционно-романтического направления: "Человек". М.Горького/1903/,"Ночная фиалка"/1905/,"Соловьиный сад"/1915/,"Двенадцать" /1918/А.Блока,"Облако в штанах"/1915/, "Человек"/! 917/, "Про ято"/1923/ В.Маяковского,"Инония'71918/ и "Небесный барабанщик"/1918/ С.Есенина,"Дума про Опанаса" Э.Багрицкого/1 926/ и др.
Расцвет лирических жанров в те годы не мог не сказаться и ■ на эволюции поамы.Происходит существенная перестройка её жанровой структуры.На первый план выдвигается лирическая разновидность i омантической поэмы.Её основу составляет проблема личности и её судеб в эпоху "гроз и бурь".Но личность уже выступает здесь не в виде объективированных и персонифицированных героев, а'в Форме лирического героя,за которым чаще всего стоит автор. Поэтому вполне можно говорить о' субъективизации поэмного героя. Лирический героя,выдвигающийся в центр поэмы,выступает и субъектом,и объектом лирического повествования."Я" лирического героя становится тем жанровым "фокусом",к которому стягиваются все' сюжетные и композиционные нити поэмы,средоточием событий внешнего мира, прел оголяющихся через его внутренний мир. Авторская интерпретация и оценка - "структурообразующий" фундамент такой, поэмы. Она зачастую носят исследовательский характер -это было н требование^! знамение времени.
Лирический герой обычно не замыкается в сугубо личных наст -роениях.Напротив,именно в русле лирико-романтической поэмы начала XX в. намечается выход из индивидуалистически-замкнутого мира символистской поэмы с её отчуждённостью от социальной проблематики и сосредоточенностью на "плацдарме души" автора. Лирический repot не приемлет буржуазно-мещанского бита."Красивые уютн" ему не по душе,Он остро ощущает драматизм жизни и порывается к иннм - более свободным,искренним,справедливым -человеческим отношениям.
"Личностная" интерпретация изображаемых событий'в лирической поаде отнюдь >ш означает субъективистской интерпретации.В том-то и дело,что она вбирает в себя общезначимнЕвзгляд и общезначимую' оценку.Уж. на что неповторим лирический герой-романтик в ранних поэмах Б.Маяковского,"но и он,рассказывая о себе,говорит hs только о себе.Поток историк,"силовые" линии" современности.
страсти века,конфликты эпохи,её.взлёты и падения - всё это прошло через его сознание и.сердце."История души".лирического героя оказываемся неотрывно! от истории общества.
Лирическое ощущение авторш собственной слитности с эпохой рождает в лирической поэме ту эпическую "подоснову".которая не ' позволяет ему замкнуться' в узко камерных: переживаниях.Эпичес -кий "макромир" раскрывается здесь в основном через "микромир" лирического героя.А противоречия в его сознании так или иначе представляют собою выражение общественных: противоречий эпохи.
В нашу задачу'не входит анализ эволюции поэмного жанра в целом,тем более,что по этому вопросу уже имеются фундаментальные исследованпя/А.С.Карпова,А.Н.Лурье,Г.АЛервяченко и др./. Наша задача локальнее - показать жанровое разнообразие ферм ли-рико-романтической поэмы,преломление общих принципов революционного романтизма во внутрижанровой структуре этих: поэм.
В XX в. поэма,подобно рсману в чпосе,настолько разрастается, что становится в поэзии "государствам в государстве".В поисках новых изобразительных средств и возможностей она начинает об- • ращаться к опыту "соседних" жанров - эпических,драматических, лирических,даже музыкальных,обогащая тем самым свою внутрижан-ровую цалитру.Ята "синтезирующая" тенденция оказывается сталь всеохватывающей,что автор диссертации склонен рассматривать её как ещё одну - дополнительную - координату жанровой классификации русской поэмы XX в.Мы находим здесь и поэму-сказку,и поэму-сказ,и лоэму-билину.и поэму-миф,и поэму-гимн,и поэму-биографию,и поэму-автобиографию,и поэму-думу,и поэму-балладу к т.п. Под углем зрения предлагаемой классификация в диссертации даётся анализ нескольких романтических поэм в историко-литературном контексте. -
Поэма "Человек" /19С0/,которой М.Горький придавал програм- ■ мное значение,-"завершающий аккорд горысовского романтизма. . Это поэма-гимн,восходящая своими истоками к "пшновоЕ поэме",, рождённой гз эпоху Романтизма.Лйрическому гимну но славу Чвло-века здесь подчинено всё - й предельно обобщённый образ' главно-' го героя/без имени,фамилии-,лица/ как символа человеческого авангарда,и 'торжествённо-патётическая интонация повествования, и наличие -таких отвлечённых персонажей,как Мысль,Уныние,Скука,
Л ежь и пр.,и ритмообразующее начало,и многое другое.
Позма "Соловьиный сад"/19.15/ А.Влока - произведение иной то-иг-шгости.Это-поэма-аллегория,смысл который прочитывается при одном услоЕиигесли её просветить "рентгеном" эпохи,пропустить через призму блокоЕских исканий.В поаме нашли отражение иска-, лая самого поэта с их самокритицизмоад/автобиографический план аллегории/,искания интеллигенции в менреволюционнне годы и предостережешь в её адрес/социально-исторический план аллегории/, решение общегуманистичоской проблемы "человек и общее тво"/фи-лософский план аллегории/.
Попка "Икошш"/1918/ С.Есенина рассматривается как поэма-пророчество.Её лирический герой выступает в роли революционного "пророка".Он романтически условен,мифологизирован,олицетво-рлех мощь крестьянства,разбуженного Октябрём.Его образ разрастается до титанических размеров.Пророк готов совершить "вселенские" подвиги - перекроить мир,"перекрасить" Америку,низвергнуть старых бегов и создать новых,освободить народы планеты от "ложных упований" и пр.Он грозит-гибелью "железной' Америке" и пророчат строительство "града Инонии"- "мужицкого рая" на земле,
Псзма "Про ято"/1923/ В.Маяковского анализируется как поэма-трагедия, в центре которой две трагедии лирического героя т личная и общественная;лирический геро! погибает,расстреливаемы! "столетним" врагом - "толпой" мещан.И образ лермонтовского пророка возникает в поаме закономерно.Трагизм конфликта обостряется тем,что он развёртывается также и в душе героя - человека переходного времени,не свободного от пережитков и предрассудков п-оийого.Трагически® характер содержания накладывает свою пзч.ить и на с гиль пос>мы,отличащййся напряжённостью и спрес-соваяныу лаконизмом.Здесь всё дано "на пределе".
Ка^г,ая из ароаналирооанных поэм обладает глубоко самобытным, наповмримцы характером и позволяет наглддно судить о творчес-
ш!дивидуальности их авторов. . В зиитчании делаются выводы по содержанию погмы,выноси- • кие ни защиту.
.По тема диссертации опубликованы следующие работы: Л,Исторические судьбы революционного романтизма в русской доязак чпохи Октября.:МГШ. им.В.И.Ленина.-1985.-88 с. 2,На академическая проблема,» Вопросы литературы.-1964,-
Ж?.-С.123-127.
3,"русс;;и3 романтизмИ/-1ОД ред. Н. А.Гуляева.-М.:Высшая школа.-1974/.~Филологичсские науки.-Т975.-М.-С.12С-12Г.
4.0(3 эстетическом идеале в поэзии С.Есенина,- Из истории со- . ветсксЛ литературы 20-х годов.-Иваново,Ивановский универси - • -тет»- I963.-C ,80-113. • .
5.Иэ истории споров о романтизме в советской литературе и критике 2С-х годсп. - Советская литература 20-х годов.■-Южно— Ураиьское ки.кзд..Челябинский пединститут.-1966.-С .43-64.
О.О блокоаскоЯ •концепции романтизмн/яо статьям и знступлекиям 19:7-1921, г.г./.- 1966.- C.2I-72.
7.На романтическом плацдарме/социалистическая романтика "Матери" М.Горького в идеологической борьбе начала XX в./.- Вопросы романтизма.-Каллнин.КалининскиЙ университет.-Т975.-
С.57-74. ■ ,
8.Александр Блок и ВбЬ.всиод Иванов.- Всеволод Иванов ii проблемы романтизма,- М.гМОПИ им.Н.К.КруяскоИ,- 1976.- СЛ25-138.
9.Начало пути/о романтическом историзме в.поэзии П.Антокольского/.-Романтизм в русской и зарубежной литературе.-Калинин, Калининский укйЬерситет.~1979.-С.105-123.
Ю.Ксторические судьбы революционного романтизма в советской поэзии послеоктябрьсйого десятилетия.- Становление социалистического реализма в советской поазии.-М.:МГПИ им.ВЛ^.Ленпна.-1981.-С.25-39.
11."Про это" В.Маяковского в историко-литературном конт?ксте*-
B.В.Маякозскиг и советская поэзия.-М. :МГШ им.В.И.Леншга.-1985.-С.41-52. ..
12.Положительный repoif "Двенадцати" в свете эстетического идеала А.Блока.- Эстетический идеал и проблема полояительнсго героя в советской литературе/Традиции и новаторство/.- М.: МГПЙ им.В.И.Ленина,- 1987.- С;12-23.. '
13.С'романтической'природе "Двенадцати" А.Блока,- Романтизм. • Открытия и традиции.-Калинин,Калининский университет.~Т?Е-8»~ '
C.II9-ID2. '• ' , ___
.. ' ' ' - 12 н.л.
Всего по-теме диссертации, опубликовано 76