автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Культурно-исторические предпосылки романтизма в России
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Баринштейн, Ирина Эдуардовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Романтизм как универсальное мировоззрение
§ 1. Романтическое мировоззрение в культуре Европы и России
§ 2. Романтизм в музыкальном творчестве
ГЛАВА 2. Социодинамика русской культуры - основа появления романтизма в России
§1. Исторические предпосылки романтизма в России
§2. Культурные предпосылки романтизма в России
§3. Романтизм в русской музыкальной культуре
Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Баринштейн, Ирина Эдуардовна
В истории культуры романтизм представляется одним из самых неординарных явлений. Осознание романтизма продолжается и в настоящее время. Противоречивость, многослойность, сложность явлений, которые объединяет понятие "романтизм", не позволяют прийти к единому мнению в его определении. "Поэзия Жуковского - романтизм. Гюго - романтик. Полежаев и Марлинский - романтики. Гамлет Полевого и Мочалова - романтик. А Кольцов разве не романтик? Всё это -романтизм, и всё это весьма различно, так различно, что не имеет никаких связующих пунктов"1. Многие авторы, изучавшие творчество В.А.Моцарта, писали о нём, как о романтике ( Дж.Б.Шоу считал венского композитора родоначальником романтического искусства). Творчество Л.Бетховена до сих пор вызывает споры среди группы исследователей: одни соотносят его имя с эпохой "романтизма", другие - с эпохой "классицизма". И творчество таких русских композиторов как П.И.Чайковский, А.С.Аренский, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин пронизано романтическими интонациями, романтическими образами, романтическими чувствами.
Разногласия, очевидно, вытекают из самой природы романтизма, которая в философско-культурологическом аспекте ещё практически никем не исследована. Чаще всего романтизм трактуется как узкое понятие в сфере искусствознания (как художественное направление, стиль).
Необходимо отметить, что теоретическое переосмысление романтизма началось в XX веке с 60-70-х годов, которое привело к переоценке и дифференциации художественных течений внутри романтизма и предромантизма, к исследованию гносеологии романтизма, развитию романтических форм и малоизученных художников-романтиков, их творчества. Авторы фундаментальных источников, статей, начинающие исследователи пытаются осмыслить и дать научную оценку особенностям романтического мировоззрения, романтического мышления, романтического типа творчества.
Осмысление романтизма в музыке - сложный и вариативный процесс. Как родился музыкальный романтизм, то есть какие культурно-исторические предпосылки явились началом проявления этого культурного феномена? Имеет ли он чёткие хронологические рамки? Можно ли применительно к музыке говорить о романтизме как о стиле, направлении, или же, действительно, мы имеем дело с более широким, необъятным понятием, обозначенным как "романтизм в музыке"? Все эти вопросы требуют ответов. И причину надо искать в специфике музыкального романтизма, музыкального мышления. "Романтическая музыка, - писала В.Васина-Гроссман, - сохранила до наших дней, пожалуй, большую силу воздействия, чем романтическая поэзия, литература, живопись. Уже одно это обстоятельство обязывает к глубокому научному анализу специфики именно музыкального романтизма"2.
Проблема романтизма в русской культуре (в частности, музыкальной) одна из интереснейших, но пока мало изученных, что и обусловило актуальность темы исследования. Отсутствие глубоких, аналитических трудов о романтизме в русской культуре и музыке является пробелом в исторической культурологии, а также создаёт впечатление и представление о том, что русская музыкальная культура не предрасположена к романтическим тенденциям из-за специфичности условий. Между тем, особенности культурно-исторических условий способствовали тому, что романтические веяния коснулись творчества не одного-двух композиторов, а целой плеяды представителей русской музыкальной культуры, и не только конца XVIII - начала XIX веков, но и столетие спустя. Романтизм в России - явление особенное, и, чтобы понять
1 Григорьев A.A. Романтизм //Искусство и нравственность. М., 1986. С. 113-114.
2 Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М.: Музыка, 1966. С. 5. его, осмыслить, необходимо разобраться в культурно-историческом становлении этого довольно сложного явления, в социальных механизмах русской культуры изучаемого периода, во влиянии их на природу романтического мировоззрения и отражении его в музыкальной культуре. Это и обусловило цель данного исследования.
В соответствии с целью исследования для её решения были выдвинуты следующие задачи: выявить специфические особенности романтического мировоззрения; дать сравнительный анализ проявлений романтизма в культуре Европы и России; определить особенности русского романтизма как самобытного явления; рассмотреть детально культурно-исторические предпосылки романтизма в России; дать системный анализ специфики музыкального романтизма и осмыслить его значение в культуре России XIX - XX вв.
Объект диссертационного исследования - романтизм в культуре и искусстве Европы и России в XVIII - XIX веках.
Предмет исследования - культурно-исторические предпосылки романтизма в духовной культуре России.
Методологическую основу исследования составили культурологический и историко-философский методы к раскрытию проблемы социальных механизмов культуры конца XVIII - начала XIX столетий, способствовавших появлению русского романтизма. При осмыслении романтизма в музыкальной культуре применялся культурно-исторический подход, а также элементы герменевтического метода, сравнительный и системный анализы.
Источниковая база. Особое значение имели теоретические разработки И.И.Соллертинского и современная концепция А.В.Михайлова, который рассматривал романтизм как обобщающий, всеобъемлющий взгляд на мир, как, в определённой степени, универсальное мировоззрение, как "пласт литературной истории", как "романтизм в музыке" в широком понимании, не связанном, непосредственно со стилем или направлением, считая романтическое мировосприятие и миропонимание "фундаментом" музыкального искусства. Особый взгляд А.В.Михайлова в этом ракурсе "бессмертность", "неистребимость" музыкального романтизма, "феномен всеприсутствия романтической музыки" - помог автору по-новому осмыслить романтизм как явление в музыкальной культуре. В исследовании этой проблемы ценным подспорьем оказалась статья Е.И.Чигарёвой "Романтизм в музыке".
В осмыслении специфичности культурно-исторических условий для зарождения романтизма в России автор обратился к трудам С.М.Соловьёва, Н.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, В.О.Ключевского, В.В.Зеньковского, П.Н.Милюкова. Ценным подспорьем в рассмотрении исторических условий возникновения романтизма в России оказалась книга под редакцией П.Н.Жуковича "Россия под скипетром Романовых. (Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год)". Санкт-Петербург, 1912.
При анализе влияния религиозных взглядов на сущность романтизма автор обращался к исследованию Е.Поселянина "Русская церковь и русские подвижники XVIII-ro века". (Санкт-Петербург, 1905), а так же к фундаментальному труду прот. Г.Флоровского "Пути русского богословия". (Париж, 1937).
В своём исследовании при анализе общей и музыкальной эстетики романтизма диссертант опирался на взгляды видного историка культуры И.И. Солл ертинского.
На понимание сущности романтического мировоззрения оказали влияние работы Г.В.Ф.Гегеля, Ф.Ницше, А.А.Бестужева, Н.П.Огарёва, В.Ф.Одоевского, П.Я.Чаадаева, А.Н.Серова, В.В.Стасова, Б.В.Асафьева, Р.Вагнера, а при осмыслении философского мировоззрения использован труд Р.М.Габитовой "Философия немецкого романтизма ( Фр.Шлегель, Новалис)" и А.Ф.Лосева "Философия. Мифология. Культура".
Говоря о степени разработанности темы, необходимо отметить, что исследований по романтизму достаточно много, но в основном - это труды по литературоведению, эстетике, философии, искусствознанию, и, в большей мере, освещающие проблемы западноевропейского романтизма. Из этих работ диссертант почерпнул много ценного для своего исследования.
Современные исследования в области романтизма имеют тенденцию к системности. В этом плане интересна работа под редакцией А.Н.Соколова "Проблемы романтизма". В своей статье "К спорам о романтизме" он компонует ряд направлений, определяющих суть романтизма по каким-либо признакам, что помогло диссертанту взглянуть на "романтизм" с различных точек зрения. Перечислю некоторые из них: М.С.Каган определяет романтизм из противопоставления его реализму, теорию реализма-романтизма разрабатывал Л.И.Тимофеев. Для Б.С.Мейлаха романтизм - "мечта". У.Р.Фохт за основу творчества берёт интуицию, а для И.Ф.Волкова романтизм - художественное воспроизведение действительности. Б.Г.Реизов считает, что в истории существует не романтизм, а романтизмы. Всё это различные аспекты в определении сущности романтизма, но ни один из них не раскрывает полностью его содержание. Это правомерно, так как одним значением не определить суть такого разностороннего, универсального и необъятного понятия, как романтизм.
Проблемами европейского романтизма занимались такие учёные, как Н.Я.Берковский, В.В.Ванслов, А.С.Дмитриев (проблемы немецкого романтизма), Н.Я.Дьяконова, Е.А.Некрасова (проблемы английского романтизма), Т.Ф.Саваренская (романтизм во Франции), Дж.К.Арган изучал историю итальянского романтизма.
Наиболее разработанные аспекты в отечественной и зарубежной литературе по романтизму относятся к области эстетики: о субъективном" в искусстве, о творческом характере романтического искусства, диалектике романтической эстетики и т.д. Автор обращался в этом направлении к трудам В.В.Ванслова, В.М.Марковича, А.В.Михайлова, И.И.Соллертинского.
Огромный вклад в комплексное исследование по теории и истории романтизма внёс учёный и педагог Н.А.Гуляев. Более двадцати сборников научных трудов в осмыслении романтизма вышло под его руководством. Многие из них послужили ценным материалом в данном исследовании.
При изучении и оценке романтизма в России способствовали суждения, взгляды современных исследователей: А.А.Григорьева, Е.М.Мелетинского , В.И.Сахарова, П.Стеллиферовского. Б.С.Мейлах, Г.А.Гуковский, Н.Ф.Фридман разрабатывали тему "Пушкин и русский романтизм". Н.В.Фридман отмечал, что для более точного, теоретического осмысления романтизма, необходимо интенсивно и глубоко изучить "романтизм Пушкина, Байрона, Гофмана, Гюго и др.". О типологических особенностях русского романтизма писал А.М.Гуревич.
Исследуя романтизм в музыкальной культуре XIX-начала XX вв., автор обращался к трудам А.Ф.Лосева, И.И.Соллертинского, А.В.Михайлова, И.Бэлзы, Б.С.Штейнпресса, А.С.Третьяковой, В.Д.Конена, Ю.В.Келдыша, Б.В.Асафьева, В.Ф.Одоевского, В.П.Бобровского, Р.Вагнера, Ю.А.Кремлёва, А.Н.Серова, А.Сохора, П.Стеллиферовского.
Итак, романтизм изучался и изучается в различных аспектах, но главным образом направления исследований имеют эстетический характер, то есть связаны с проблемами эстетики и теории искусства. Но романтизм в силу своей "неуловимости", "неистребимости" в музыке рождает новые вопросы, поднимает новые проблемы. И, прежде всего, из-за особенностей романтического мировоззрения, справедливо охарактеризованного Р.М.Габитовой как "фрагментарное", способное постигать жизнь и действительность в художественных образах в единстве и целостности.
В диссертации предпринята практически первая в отечественной научной литературе попытка культурологического осмысления романтизма в русской и европейской культуре, что и составило её научную новизну, заключающуюся в: определении романтического мировоззрения как универсальной, надвременной формы мышления, имевшего наиболее полное и яркое выражение в музыкальной культуре; сравнительном анализе истоков и проявлений романтизма в культуре Европы и России; выявлении особенностей русского романтизма, определении его как самобытного культурного феномена; осмыслении органичности романтизма русскому сознанию, сущности русской души; раскрытии русского музыкального романтизма как специфического явления в истории культуры.
Положения, выносимые на защиту:
• Универсализм, субъективизм, индивидуализм являются основой романтического мировоззрения, что наложило отпечаток на художественное творчество романтиков. Романтическим произведениям присущи эмоциональная напряжённость, психологизм образов; непоследовательность, фрагментарность формального ряда; тенденция синтеза искусств; ироничность, фантастичность сюжетных мотивов.
• Между европейским и русским романтизмом прослеживаются общие признаки и чёткие разграничения. Романтизм для Европы был философией свободы, "жизнестроительства", в России же он не исключал старых, корневых основ и обнаруживал мотивы к примирению противоречий, компромиссности. Примером является сосуществование в русском искусстве классического и романтического типов мышления. Ирония европейского романтизма была более кардинальной, служила средством преодоления страха. В России ирония не преодолевала, а, скорее, сосуществовала со страшным. Если европейский романтизм строился на соответствии содержания и формы, то русский романтизм нередко ограничивался внутренними импульсами проявлений. В русском романтизме ярче выражены национальные, фольклорные мотивы.
• Самобытность русского романтизма обусловлена тем, что наряду с европейским влиянием, он имел свои корневые, национальные традиции. Так, двойственность романтического миропонимания созвучна бинарности русского мировоззрения. Русская душа изначально романтична, для неё характерны чувствительность, мечтательность, противоречивость. Доминирование женского начала над мужским в характере русской культуры выразилось в мягкости, лиричности, камерности русского художественного романтизма. Дух странничества в русской культуре и искусстве связан с пассивной созерцательностью, пессимистическим уходом от действительности, бесконечным поиском идеалов и душевного равновесия.
• Основными культурно-историческими предпосылками романтизма в России явились:
- европейская литература и философия, деятельность русских просветителей Ломоносова, Карамзина, Радищева, Новикова, Державина;
- новый тип взаимоотношений власти и народа (политическая чувствительность), который привёл к пробуждению умов;
- стремительность социально-экономических преобразований и их сосуществование с крепостным правом;
- двойственность, непоследовательность проводимых властью мер в области внутренней государственной политики (в сфере образования, законодательства, военных и экономических реформ);
- социальные движения, внутренние общественные волнения, активизация внешней политики;
• Романтизм в русской музыке не имел полного и всестороннего развития и выразился, в большей степени, в миниатюрных, камерных жанрах, тесно связанных с литературой. Для русских композиторовромантиков не характерны излишняя чувствительность, гиперболизм страстей, демонизм и экспрессионный динамизм. В русском музыкальном мышлении, как и в русском мировоззрении доминировало "мы", а не "я", что сказалось на недостаточной развитости инструментального творчества. Извечная запоздалость русской культуры, а вместе с тем её цикличность, явились сдерживающим фактором распространения романтизма в русской музыке. Потому нарастание романтических тенденций в русском музыкальном творчестве прослеживается лишь к концу XIX века, искания русских композиторов начала XX столетия по сути - неоромантические. Можно утверждать, что именно в русской музыке романтизм не исчерпал себя и сохранил свою актуальность до наших дней.
Практическая значимость диссертации заключена в том, что её основные положения, обобщения, выводы могут быть использованы в будущих научных исследованиях в целях дальнейшего изучения и раскрытия проблем в исторической культурологии. Высокий интерес к отечественной культуре, и музыкальной, в частности, возникший особенно в последние десятилетия, подтверждает актуальность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по истории музыки, эстетике, искусствоведению, отечественной культурологии.
Апробация работы. Некоторые положения диссертации изложены в тезисах доклада на республиканской научно-теоретической конференции (Нижневартовск, 1998г.). Материалы и основные результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры теории и истории культуры Нижневартовского педагогического института, на кафедре музыкального образования Нижневартовского высшего педагогического колледжа и нашли отражение в научных публикациях.
Структура диссертации обусловлена последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объём работы - 14 страницы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурно-исторические предпосылки романтизма в России"
Заключение
Итак, в результате предпринятого исследования можно сделать следующие выводы:
1 .Романтизм в России стал «жизненной философией», «философией свободы», «жизнестроительством». Дух борьбы, энтузиазм, поиск новых идеалов, желание преобразить реальный мир, а не созерцать в миру ином отличает русских романтиков.
2. В русском романтизме мотивы примирения выражены сильнее, «органические», синтетические мотивы преобладали над «критическими», кульминационными, потому, что в русской культуре, вообще, и русском мировоззрении, в частности, процессы «раздвоения» и «объединения», единства и противоположностей, «единства» и «распада» находятся в непрерывном столкновении и стремятся к уравновешиванию, «нейтрализации», примирению, синтезу.
3. Противоречия романтизма совершенно исчезают, сливаются в музыке. Для русских композиторов-романтиков излишняя чувствительность, гиперболизм страстей, демонизм и повышенный динамизм не характерны. Наиболее ярко в русском музыкальном творчестве проявился синтез противоречий, способствовав примирению и сосуществованию таких разных типов мышления как классицизм и романтизм, романтизм и реализм.
4. Двуплановость романтического миропонимания созвучна двойственности русского миропонимания. Для русского характера, мировоззрения, менталитета русской культуры свойственны бинарность, «балансирование» между «целостностью» и «расколом», посредственностью и исключительностью, единичным и всеобщим, содержанием и формой, смешным и страшным, свободой и рабством, стабильностью и странничеством. Бинарность русского мировоззрения помогает объяснить природу таких явлений, как одновременное существование двух, взаимооисключающих типов мышлений в музыке классицизм и сентиментализм, классицизм и романтизм, романтизм и реализм).
5. Русский человек - духовный странник, «отщепенец». Противопоставление двух миров: видимого (реального) и невидимого (идеального), временного и вечного в миропонимании странников предшествующего романтизму столетия оказалось близким по духу романтической личности. В русской культуре образ странника в романтическую эпоху ассоциировался с образом «изгнанника». Русский дух странничества оказался созвучен романтическим душам неудовлетворённостью действительной жизни, непониманием окружающих, разочарованием в идеалах и поиском идеалов новых, стремлением к независимости, жаждой свободы и непосредственности, поиском необычайного, неординарного. Духовное странничество после эпохи романтизма ещё более закрепилось в русской культуре.
6. Романтизм в музыкальной культуре вполне может уживаться и сосуществовать с другими взглядами на мир, например, с классическим или реалистическим, если подходить к романтизму не просто как к стилю, методу, направлению, а как к «типу музыкального мышления». Для музыкального мышления необходимо единство эмоционального и рационального. Если провести аналогию между этими понятиями, то есть «эмоциональное» связать с романтическим, а «рациональное» - с классическим или реалистическим, то выходит, что в музыкальном мышлении не просто могут, но и должны уживаться, например, классический и романтический типы мышления, романтический и реалистический.
7. Социокультурная динамика русского романтизма основана на внутриполитических событиях, сопровождающихся тяжёлыми общественными потрясениями, и внешних национальных конфликтах.
8. Романтизм в России как самобытное мироощущение, утвердившийся в форме жизненного и умственного воззрения, способствовал раскрепощению русского духа, проявлению его в творчестве, и заложил фундамент для появления русской классической литературы и музыки.
9. В эпоху доминирования рационального, разумного начала происходит тяга к искреннему общению, тождественному потребности в романтизме, потому, что для романтизма характерны интуиция, почтительность, тонкость, правдивость, бережность в подходе к познанию самого «недоступного» и «непознаваемого» в человеке - его внутреннего мира, его души.
10. Исследование о «вечности», «безграничности» романтизма, о соотношении эмоционального и рационального в музыкальном мышлении, о превалировании в русском мировоззрении «мы», а не «я», предположения об изначальной тождественности русской души и романтизма объясняют тот факт, что романтизм не исчерпал себя в полной мере в музыке русских композиторов в начале XIX и XX веков.
Список научной литературыБаринштейн, Ирина Эдуардовна, диссертация по теме "Историческая культурология"
1. Анисимов Е.В., Каменский A.B. Россия в XV1.I - первой половине XIX века.: История. Историк. Документ: Экспериментальное учебное пособие для старших классов. М.: МИРОС, 1994. - 336 с.
2. Арган Дж.К. Романтизм //Арган Дж. История итальянского искусства. М., 1990. Т.2.-213-218 с.
3. Асафьев Б.Ф. Избранные труды. Т.2: Избранные работы о П.И. Чайковском, А.Г.Рубинштейне, А.К. Глазунове, А.К. Лядове, С.И. Танееве, C.B. Рахманинове и др. русских композиторах, 1954. 383 с.
4. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века (Русская музыка). М.: Советский композитор, 1959. 39 с.
5. Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. 200 с.
6. Бажанов Н. Рахманинов. М.: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1966. -323 с.
7. Балакина Т.И. История отечественной культуры. 4.2.: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М.: Изд. центр «Аз». МИПП «Север», 1995. 144 с.
8. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-ти т. М., 1953-1959. T. V.
9. Белинский В.Г. Сочинения A.C. Пушкина. М.: Советская Россия, 1984. 96 с.
10. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -528 с.
11. Бент М. Течения или этапы? Ещё раз о единстве романтизма //Вопросы литературы, 1990. № 8. 218-231 с.
12. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 174 с.
13. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256 с.
14. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства.: В 2т.
15. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. Т. 1. - 542 е., Т. 2. - 510 с.
16. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Вступит, статья А.Аникста.- Л.: Художественная литература, 1973. 565 с.
17. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русской мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.
18. Бестужев A.A. О романтизме // Литературно-критические работы декабристов. М., 1977. 79-82 с.
19. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки. В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1989. 268 с.
20. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма. М., 1985. 200 с.
21. Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники. Обращение к друзьям. В 4-х т. Ред. А.Л. Волынский. М.-СПб: Грядущий день, 1911-1912.
22. Вагнер Р. Избранные работы /Сост. и комм. И.А. Барсовой и С.А. Ошерова/. М.: Искусство, 1978. История эстетики в памятниках и документах. 695 с.
23. Вагнер Р. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1935. 106 с.
24. Ванчугов В.В. Очерк истории философии «Самобытно-русской». М: РИЦ «Пилигрим», 1994. 405 с.
25. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М.: Музыка, 1966. 406 с.
26. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. М.: Мысль, 1988. 606, (1) с.
27. Веселовский А.Н., Жуковский В.А. Поэзия чувств и сердечного воображения. Спб, 1904. 31 с.
28. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. 333 с.
29. Волков И.Ф. Романтизм // Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение. «Владос», 1995. Гл. 3. 208-227 с.
30. Вульфиус С.П. Франц Шуберт. М.: Музыка, 1983. 447 с.
31. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. ( Фр. Шлегель. Новалис). М.: Наука, ин-т философии, 1978. - 287 с.
32. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. 2-е изд. исправленное и дополненное. JL: Издательство университета, 1989.-744 с.
33. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация (Философическая исповедь). // Музыкальная жизнь, 1989. № 8. 22-24 с.
34. Гачев Г.Д. Образ в эстетике и литературе рубежа XVIII-XIX вв. Романтизм // Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М., 1972. -149-172 с.
35. Гегель Г.В.Ф. Романтические искусства // Гегель Г. Эстетика. М., 1971. Т. 3.- 190-587 с.
36. Теге ль Г.Ф. Эстетика. В 4-х т. ( Перевод. Под ред. с предисловием М. Лифшица, с. 1-16). Т. 1, 2, 4. М.: Искусство, 1968-1973.
37. Гёте И.-В. Избранное. В 2-х ч. Ч. 1. Пер. с нем. /Сост., авт. статей и коммент. А.Аникст. М.: Просвещение, 1985. 224 с.
38. Гоголь Н.В. Мёртвые души. (Поэма). М.: Правда, 1976. 367 с.
39. Григорьев A.A. Романтизм //Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986. (Библиотека «Любителям российской словесности». Из Литературного наследия). 111-143 с.
40. Гулыга А.В.Шеллинг. 3-е изд., испр. - М.: Соратник, 1994. ( Серия избранных биографий). - 316(4) с.
41. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Художественная литература, 1965. 355 с.
42. Гурвич И.А. Русская классика XIX в. как литературное явление. М.: изд. Российского открытого университета, 1991. - 72 с.
43. Гуревич A.M. О типологических особенностях русского романтизма //К истории русского романтизма. (Сб. статей. Ред. Ю.В.Манн и др.). Ин-т мировой лит-ры им. Горького. М.: Наука, 1973. 505-525 с.
44. Европейский романтизм (Отв. ред.: доктор философских наук И.Неупокоева, академик Венгерской Академии наук И. Шетер). Наука, Ин-т мировой лит-ры им. Горького, 1973. 506 с.
45. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII- XIX вв.): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995. 226 с.
46. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. СПб., 1911.-217 с.
47. Зеньковский В.В. История русской философии. Том1. Часть 1. Ленинград «Эго», 1991. 221 с.
48. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2т. Под ред. И.Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1952.-Т.1.-606 с.
49. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. В 3-х т. К 25-летию восстания декабристов. 1825-1950. Под общей редакцией И.Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1951.- 466 с.
50. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX-начало XX века. Учебная книга для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. 320 с.
51. Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: Сб. произведений / Сост. и автор комментариев Карпов A.A. ; авт. вступит, статьи Маркович В.М. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. 560с.
52. И я открою землю.(Глинка). Композиция. Авт. композиции Н.Колосова. М.: Молодая гвардия, 1976. 160 с.
53. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М.: Правда, 1988. 544 с.
54. Карташева И.В. Гоголь и русский романтизм // Русский романтизм. Сб. статей. Ред. К.Н.Григорян. JL: Наука, 1978. с. 58-78.
55. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. 415, (1) с.
56. Ключевский В.О. Литературные портреты /Сост., вступ. ст. А.Ф. Смирнова. М.: «Современник», 1991. (Б-ка «Любителям российской словесности». Из лит. наследия). - 463 с.
57. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Том V. Курс русской истории. Часть V. М.: Мысль, 1989. 476 с.
58. Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып. 3. Изд. 6. М.: Музыка, 1976.- 534 с.
59. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие.-М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.
60. Кремлёв Ю.А. Русская мысль о музыке. (Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке). Л.: Государственное муз. изд-во в 3-х томах, 1954-60. Т. 1. - 1954. - 288 с. Т. 2. - 1958. - 614 с. Т. 3. - 1960.- 368 с.
61. Кремлёв Ю.А. Прошлое и будущее романтизма. М.: Музыка, 1968. -28-45 с.
62. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 551 с.
63. Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Том 1. М.: Музыка, 1972. 595 с.
64. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах. Том первый /Сост. и комм. И.С. Чистовой; Вступ. ст. И.Л. Андроникова. М.: Правда, 1988. 720 с.
65. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып.1. М.: Искусство, 1938. 360 с.
66. Литературная критика 1800-1820-х годов. /Автор статьи, сост., примеч. и подготовка текста Л.Г. Фризмана. М.: Художественная литература, 1980. 343 с.
67. Литературная теория немецкого романтизма. Ред Н.Я.Берковский. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. 333(2) с.
68. Литературное наследие декабристов. Отв. ред. В.Г. Базанов, В.Э. Вацуро. Л.: Наука, 1975. 400 с.
69. Литературно-критические работы декабристов. / Сост., предисл. и коммент. Л.Г. Фридмана. М.: Художественная литература, 1978.- 380 с.
70. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. (Философское наследие). 620 с.
71. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- (Мыслители XX века). 525 с.
72. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 288 с.
73. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.
74. Лосский Н.О. История руской философии. М.: Прогресс, 1994. 460с.
75. Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
76. Маймин Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры A.C. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М.: Наука, 1976. (Сер. «Из истории мировой культуры»). 189 с.
77. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. -384 с.
78. Маркус С. История музыкальной эстетики. (Романтизм и борьба эстетических направлений). Том 2.М.: Музыка, 1968. 686 с.
79. Масонство, (репринтное воспроизведение издания 1914 года). Том I-II. М.: СП «ИКПА», 1991. Т. 1. - 255 с. Т. 2. - 266 с.
80. Мейлах Б.С. Пушкин и русский романтизм. М.-Л.: Академия наук СССР,1937. 293(3) с.
81. Мелетинский Е.М. От романтизма к реализму // Мелетинский Е. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. 202-244 с.
82. Милюков П.Н. Очерки из истории русской культуры. В 3 т. Т. 1-2, ч. 1. М.: Прогресс-Культура, 1994. - Т.1. - 416 с. Т. 2. - 496 с.
83. Мировое значение русской литературы XIX века. М.: Наука, 1987. -438(2) с.
84. Миропонимание и творчество романтиков: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калининский госуниверситет. Калинин, 1986. 156 с.
85. Мир русской классики. Энциклопедический справочник. М.: Вече. 1997. (Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги). - 624 с.
86. Михайлов A.B. Романтизм // Музыкальная жизнь. № 5-6. 1991. 21-23 с.
87. Михайлов A.B. Эстетические идеи немецкого романтизма //Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987. 733 с.
88. Мордовченко Н.И. Развитие романтической критики. Критика декабристского круга // Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л., 1959. 196-236 с.
89. Музыка в зеркале поэзии. Вып. 1: «.Нам музыка звучит» /Сост., вступ. статья и коммент. Б.Каца.-Л.: Сов. композитор, 1985. 192 с.
90. Музыкальная энциклопедия. Главный ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978.
91. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА. М НОРМА, 1997. - 592 с.
92. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система //Вопросы литературы, 1982. № 11. 156-195 с.
93. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза: Перевод с немецкого. СПб.: Художественная литература, 1993. 672 с.
94. Огарёв Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения . ( В 2-х т. К 75-летию со дня смерти /1877-1952/ ). Под общей редакцией М.Т. Иовчука и Н.Г. Тараканова. М.: Государственное изд-во политической литературы, 1952. Т. 2. 682 с.
95. Огарёв Н.П. О литературе и искусстве. М.: Современник, 1988. (Из литературного наследия).
96. Огарёв Н.П. Русские вопросы //Избранные социально-политические и философские произведения: В 2-х т. М.: Знание, 1952. Т. 1 Гл. 5. -137-169 с.
97. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. ( Общ. ред., вступ. статья и примечания Г.Б. Бернандта). М.: Государственное музыкальное изд-во, 1956. 723 с.
98. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве / Вступ. статья, сост. и коммент. В.И. Сахарова. М.: Современник, 1982. 223 с.
99. Одоевский В.Ф. Русские ночи. / В.Ф. Одоевский, изд-во подготовил Б.Ф. Егоров, ( и др. примеч. Е.А. Маймина, М.И. Медового). Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1975. - 317 с.
100. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х томах. / Вступительная статья, сост. и коммент. В.И. Сахарова. М.: Художественная литература, 1981.
101. Одоевский В.Ф. 1838 год. Петербургские письма //Русская литературная утопия. М.: Пресса, 1986. 107-139 с.
102. От романтизма к реализму. Из истории международных связей русской литературы. / Отв. редактор М.П. Алексеев. Л.: Наука, 1978. -319 с.
103. Петросов К. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX-начала XX века // Русский романтизм. Л.: Наука, 1978. -282 с.
104. Письма зарубежных музыкантов /Из русских архивов/. Л.: Музыка, 1967. Сост. Л.М. Кутателадзе, вступ. ст. A.A. Гозенпуда. 378 с.
105. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Ч. 2: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1993. - 256 с.
106. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVTII-ro века. С.-Петербургское издание книгопродавца И.Л. Тузова. Гостиный двор, 45, 1905.-320 с.
107. Ш.Поспелов Г.Н. Романтика в связи с проблемой романтизма. //Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. 105-127 с.
108. Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Выпуск шестой. М.: Советский композитор, 1985.-318с.
109. Проблемы романтизма в художественной литературе и критике (научный редактор проф. Л.И.Савельева). Казань: Изд-во Казанского университета, 1976. 168 с.
110. Проблемы романтизма. Сборник статей. Сост. У.Р.Фохт. М.: Искусство, 1967. Вып. 1. 360 с.
111. Пушкин A.C. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма.- М.: Худож. лит., 1985. 735 с.
112. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М.: Просвещение. «Владос», 1996. 192 с.
113. Реизов Б.Г. У истоков романтической эстетики. Античность и романтизм. // Реизов Б. Из истории европейских литератур. Л., 1970. -3-22 с.
114. Рейман П. Эпоха романтизма (1805-1815). // Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848. 281-313 с.
115. Розанов В.В. Собр. соч.: Среди художников. /Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Н.Ниполюкина. М.: Республика, 1994. 494 с.
116. Романтизм в других странах Западной Европы и США. //История эстетической мысли. М., 1986. Т. 3. Гл. 2. 122-203 с.
117. Романтизм в русской и зарубежной литературе (под редакцией проф. H.A. Гуляева). Казань: Изд-во Казанского университета, 1974. 176 с.
118. Романтизм: эстетика и творчество: Сборник научных трудов к 80-летию со дня рождения H.A. Гуляева, (издающая организация Тверской госуниверситет; ред. И.В. Карташева. Тверь, 1994. 156 с.
119. Россия под скипетром Романовых. ( Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год). Под ред. проф. П.Н. Жуковича. С.Петербург. Государственная Типография, 1912.- 319 с.
120. Русская музыкальная литература. Выпуск 4. Л.: Музыка, 1982. 263с.
121. Русская музыкальная литература: Учебное пособие для музыкальных училищ. 7-е изд. Л.: Музыка, 1984. - 296 с.
122. Русский романтизм: Сборник статей /Отв. редактор К.Н.Григорьян. Л.: Наука, 1978. 282 с.
123. Русский романтизм (под ред. проф. Н.А.Гуляева). М.: Высшая школа, 1974. 359 с.
124. Русская романтическая новелла. /Сост., подгот. текста, вступ. статья и примеч. А.Немзера; Худ. Б.Тржемецкий.-М.: Худож. лит., 1989. 384 с.
125. Сахаров В.И. Гармония и хаос романтического стиля //Литературная учёба, 1981. № 4. 180-187 с.
126. Сахаров В.И. Из истории русского романтизма. М.: Наука, 1988. -158 с.
127. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма: Книга статей. М.: Советская Россия, 1988. 350 с.
128. Серов А.Н. Статьи о музыке. В 7-ми выпусках. Сост., ред. и коммент. В.Протопова. М.: Музыка, 1984. 414 с.
129. Слово о музыке. Русские композиторы XIX в.: Хрестоматия: Книга для учащихся старших классов /Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева. М.: Просвещение, 1990. 319 с.
130. Смирнова З.В. Русская мысль I половины XIX века и проблема исторической традиции. // Вопросы философии, 1995. № 9. 95-105 с.
131. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Музыкально-исторические этюды. Л., 1956. 90-113 с.
132. Соловьёв С.М. Сочинения. Книга 13. История России с древнейших времён. Тома 25-26. М.: Мысль, 1994. 621 с.
133. Сомов О.М. О романтической поэзии // Литературно-критические работы декабристов. М., 1977. 234-272 с.
134. Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. 64 с.
135. Станькова Я., Пехар И. Романтизм // Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1987. Гл. 12. 164-169 с.
136. Стасов В.В. Избранные сочинения. Живопись. Скульптура. Музыка. В 3-х томах. М.: Искусство, 1952.
137. Стасов В.В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. Вступительная статья, общая редакция и примечания А.С. Оголевца. М.: Музгиз, 1954. 163 с.
138. Стасов В.В. Собрание сочинений. Том 4. Искусство в XIX веке. 1 .Архитектура. 2. Скульптура. 3. Живопись. 4. Музыка и др. статьи. (1901, 1857, 1887 ). Указатель имён и предметов. Петербург, 1908.
139. Стеллиферовский П. Романтизм ( споры, проблемы, изучение) //Литература в школе, 1982. № 4. 24-35 с.
140. Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. /Коммент. А.Розанова. 2-е изд.-Л.: Музыка, 1989. 223 с.
141. Тертерян И. Романтизм как целостное явление //Вопросы литературы, 1983. № 4. 158-176 с.
142. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1976. 207 с.
143. Третьякова Л.С. Страницы русской музыки (Русская музыка на рубеже XIX XX вв.). М.: Знание, 1979. - 160 с.
144. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX в. / Отв. ред. Н.М. Федь. М.: Наука, 1985. -279 с.
145. Тураев C.B. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. 255 с.
146. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. М.: Искусство, 1981. 550 с.
147. Тютчев Ф.И. Стихотворения. М.: Советская Россия, 1986. 288 с.
148. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. 2-е изд. М. : Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
149. Флоровский прот. Георгий. Пути русского богословия. Париж, 1937. 599 с.
150. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве A.C. Пушкина. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
151. Цахер И. «Я знаю,что делаю». (О последних квартетах Бетховена). //Музыкальная жизнь, 1989. № 7. 23 -26 с.
152. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1 М.: Наука, 1991. 798 с.
153. Чаадаев П.Я. Статьи и письма ( Сост., вступ. статья и коммент. Б.Н.Тараканова. М.: Современник, 1987. ( Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия). 367 с.
154. Чаадаев П.Я. Философические письма //Полное собрание сочинений: В 2т. М.: Панорама, 1991. Т. 2. 33-270 с.
155. Чегодаев А.Д. Искусство романтической эпохи // Чегодаев А. Мои художники. М., 1974. 91-108 с.
156. Чигарёва Е.И. Романтизм в музыке // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков (Сб. научных трудов под ред. проф. Н.А.Гуляева). Калининский госуниверситет. Калинин, 1983. 145-156 с.
157. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Художественная литература, 1994. 416 с.
158. Шерихова Г. Безбрежность романтизма //Музыкальная жизнь, 1986. №6.
159. Штейнпресс Б.С. Романтизм //Штейнпресс Б.С. Музыка XIX в. М.: Советский композитор, 1968. Гл. 6. 174-414 с.
160. Эпоха романтизма: Из истории международных связей русской литературы. Сб. статей. / Отв. ред. М.П. Алексеев. Л.: Наука, 1975. -284 с.
161. Эстетика немецких романтиков. Сост. А.В.Михайлов. М.: Искусство, 1987.- 733 с.
162. Эстетика: Словарь /Под общей ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
163. Эстетика раннего французского романтизма. Сост. В.А.Мильчина. М.: Искусство, 1982. 480 с.
164. Этьен де Сенанкур. Оберман. Пер. с фр. М.: Художественная литература, 1963. 371 с.
165. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. ( перевод с польского). М.: «Прогресс», 1978.
166. Music in Western Civilisation by Paul Henry Lang Professor of Musicology Colombia University. New York, 1941.
167. Alfred Einstein. Music in the Romantic Era. London. J. M. Dent Song.