автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Историко-философская концепция И. Берлина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Глазунова, Светлана Александровна
Введение.
Глава I. Мировоззренческие основания историко-философской концепции И.Берлина
1.1. Эволюция мировоззрения и жизненный путь И.Берлина.
1.2. Задачи философии.
1.3. Идея свободы и критика исторического детерминизма
Глава II. История европейской философии Нового времени и современность в концепции И.Берлина
2.1. Просвещение, контрпросвещение и романтизм.
2.2. Марксизм.
2.3. Русские мыслители и европейская философия: грани диалога.
2.4.Духовная ситуация современности и традиция философии Нового времени.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Глазунова, Светлана Александровна
Столетнюю историю ушедшего века нельзя оценить однозначно. Его называют веком прогресса науки, победы демократии, веком грядущего процветания человечества и всевозрастающего могущества над слепыми силами природы. В то же время не менее справедливо напоминание о том, что XX столетие принесло неисчислимые страдания всем живущим на земле: революции, войны, геноцид уничтожили миллионы людей. Осмыслить эту эпоху пытались лучшие представители как отечественной, так и западной философии. Особое место в этом ряду занимает британский мыслитель Исайя Берлин (1909-1997), предпринявший попытку объяснить происшедшее в XX веке, обратившись к интеллектуальной истории. Наследие Берлина оказалось удивительно созвучным современности, чем и объясняется растущий интерес к его творчеству.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, процесс филиации идей, являющийся главным предметом теоретических размышлений Берлина, в XX веке находится в центре философской рефлексии. Берлин рассматривает идеи как основу для понимания человеческих действий, видит в них главную силу трансформации общества, предвосхищая тем самым многие идейно-теоретические искания мыслителей второй половины минувшего столетия. Его методологическая стратегия интерпретации идей содержит ряд позитивных моментов, нуждающихся в пристальном анализе.
Во-вторых, концепции свободы и ценностного плюрализма Берлина признаны классикой западноевропейского либерализма, положение которого на сегодняшний день неоднозначно. С одной стороны, за триста лет либерализм прошел проверку временем и доказал жизнеспособность. С другой стороны, есть мнение, что либерализм себя исчерпал и переживает упадок. Необходимость разработки нового варианта либерализма неизбежно поставила вопрос о его философских и теоретических основаниях. В этом контексте важно обратить внимание на идеи Берлина, являющиеся существенным звеном либеральной теории. Их изучение необходимо для воссоздания целостной панорамы генезиса либеральной традиции.
В-третьих, в своей исследовательской работе Берлин, чьи взгляды во многом сложились под влиянием русской культуры, большое внимание уделял феномену российской интеллигенции, рассматривая его как наиболее значительный вклад России в социальную динамику. Идеи русских философов второй половины XIX - начала XX столетий, до сих пор недостаточно изученные в философской литературе, важны для понимания различных аспектов истории отечественной культуры. В связи с этим представляется важным обращение к сочинениям Берлина, посвященным русским мыслителям.
В-четвертых, изучение философского наследия Берлина определяется потребностями дальнейшего совершенствования учебного процесса в высшей школе. Ряд положений и теоретических выводов диссертационного исследования могут найти применение при подготовке курсов по истории западной философии XX столетия и отечественной философии рубежа Х1Х-ХХ веков, которые находятся в ряду наиболее перспективных направлений обновления гуманитарного образования в России.
Степень разработанности проблемы. Философское наследие Берлина, в силу различных причин, лишь в последнее десятилетие привлекло к себе внимание российских исследователей. Возможно, в некоторой степени это объясняется тем, что первое русскоязычное издание сочинений мыслителя было опубликовано лишь в 1992 году. При этом стоит отметить, что отечественная историография исследований философского творчества
Берлина представлена большей частью трудами авторов, в разные периоды его жизни бывших с ним знакомыми. Поэтому большинство работ посвящено личности этого оригинального мыслителя, а не философскому содержанию его идей.1 Все же можно отметить исследования, направленные на постижение как в целом творческого пути Берлина, так и отдельных аспектов его историко-философских воззрений. Попытка проанализировать взгляды Берлина на взаимоотношение исторического детерминизма и моральной ответственности, являющиеся важным основанием его историко-философской концепции, содержится в статье Б.С.Дынина. Становление мировоззрения Берлина, его понимание задач истории идей на фоне событий о современной ему эпохи, отражено в работе И.Шайтанова, который общался с философом в последние годы его жизни. Автор концентрирует внимание на встречах Берлина с русскими писателями в Москве (А.Ахматовой, Б.Пастернаком и др.), стимулировавших осознание им интеллектуальной истории России, ее исторической судьбы. В заключительной части статьи Шайтанова представлено уникальное интервью автора с Берлином, взятое в марте 1994 года, в котором мыслитель высказывает свое мнение по проблеме взаимосвязи России и Запада. Лично знаком с философом был и С.В.Утехин. В его статье содержатся не только биографические данные Берлина, но и проанализированы такие черты его историко-философской концепции как аксиологизм, плюрализм, рационализм, реализм, историзм.4 Для понимания личности Берлина как философа и историка идей важна также мемуаристика,
1 Найман А.Г. Сэр. М., 2001; Бродский И.А. Исайя Берлин в восемьдесят лет // Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе. М., 1992. С. 194-204.
Дынин Б.С. Стихи свидетелю (памяти Исайи Берлина) // Вопросы философии. 1999. №5. С.86-90. 3
Шайтанов И. Русское интервью Исайи Берлина // Вопросы литературы. 2000. №5. С. 127-167.
4 Утехин C.B. И.М.Берлин и его идейное наследие // Вопросы философии. 2000. №5. С.45-50.
1 *■» 2 представленная такими именами, как Л.К.Чуковская, А.Г.Найман. В обобщающих работах по истории западноевропейской философии имя Берлина не упоминается.
Многие грани историко-философской концепции Берлина стали сюжетом рассмотрения зарубежных авторов, увидевших в его истолковании идейного наследия прошлого предпосылку формирования собственной версии либеральной философии, ядром которой является концепция свободы.3 Наиболее полно воззрения Берлина проанализированы в монографии Дж. Грэя,4 где уделяется внимание не только идее свободы и критике исторического детерминизма, разработанных мыслителем, но и его историко-философской концепции, базирующейся на платформе ценностного плюрализма. Особо следует отметить книгу М.Игнатьева,5 бывшего собеседником Берлина на протяжении последних десяти лет его жизни. Его работа - подробнейшее, изобилующее фактами жизнеописание мыслителя. Автору удалось воссоздать влияние жизненного пути и окружения Берлина на формирование его мировоззрения, показать видение им истории идей, раскрыть значимость его наследия для интеллектуальной истории XX столетия. Нетрадиционный подход представлен в работе иранского автора Р. Джаханбеглу,6 написанной в форме диалога. В ходе беседы затрагиваются как факты жизни Берлина, так и его взгляды на
1 Чуковская JI.K. Записки об Анне Ахматовой: В 3-х т. 5-е изд. Том 2,3. М., 1997.
Найман А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М., 1999. о
Ryan A. The Idea of Freedom: Essays in Honour of Isaiah Berlin. Oxford, 1979; Kocis R. A Critical Appraisal of Sir Isaiah Berlin's Political Philosophy. New York, 1989; Margalit E. Isaiah Berlin: A Celebration. London, 1991; Galipeau C.J. Isaiah Berlin's Liberalism. Oxford, 1994.
4 Gray J. Isaiah Berlin. Princeton, 1996.
5 Ignatieff M. Isaiah Berlin. A Life. London, 2000.
6 Jahanbegloo R. Conversations with Isaiah Berlin. Recollections of an Historian of Ideas. London, 1993. развитие философских и политических идей, интерпретация им современной духовной ситуации.
Особый интерес для читателей могут представлять статьи и монографии западных авторов, содержащие анализ отдельных аспектов мировоззренческих установок Берлина, нашедших отражение в его историко-философской концепции. Объединение мыслителем концепции ценностного плюрализма с либеральной идеей стало объектом исследования Дж. Раза,1
2 3
Э.Мака, Дж. Краудера. В свою очередь, моральный реализм и релятивизм, присущие мышлению Берлина, рассматриваются в работах Р. Рорти,4 Б.Вильямса.5
Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных авторов раскрыты некоторые важные аспекты историко-философских воззрений И.Берлина. Однако, до сих пор в научной литературе, посвященной его творчеству, отсутствует исследование, представляющее собой комплексный анализ мировоззрения этого оригинального мыслителя и содержания его историко-философской концепции. Теоретическая неразработанность данной проблематики и практическая значимость наследия И.Берлина обусловили выбор темы диссертационного исследования, объектом которого явилось философское творчество И.Берлина, а предметом, созданная им историко-философская концепция.
Цель и задачи исследования. Цель диссертации составляет целостный анализ историко-философской концепции Исайи Берлина. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1 Raz J. The Morality of Freedom. Oxford, 1986; Raz J. Ethics in the Public Domain. Oxford, 1994.
Mack E. Isaiah Berlin and the Quest for Liberal Pluralism // Public Affairs Quarterly'. 1993. №7. P. 15-30.
3 Crowder G. Pluralism and Liberalism // Political Studies. 1994. №42. P. 293-305.
4 Rorty R. Contingency, Irony and Solidarity. Cambridge, 1989.
5 Williams B. World, Mind and Ethics. Essays on the Ethical Philosophy. Cambridge, 1995.
- охарактеризовать идейные истоки и сущность историко-философских взглядов Берлина, показать основные этапы их формирования;
- определить понимание Берлином задач философии как звена интеллектуальной истории;
- рассмотреть связь понимания Берлином проблемы свободы и его критику исторического детерминизма как предпосылки формирования плюралистической установки, являющейся важнейшим основанием его историко-философской концепции;
- исследовать трактовку Берлином философии Просвещения, Контрпросвещения и романтизма в широком контексте истории идей;
- раскрыть интерпретацию Берлином марксизма как монистической системы взглядов и итогов его воплощения в социальную практику;
- проанализировать концепцию развития русской мысли второй половины XIX - начала XX вв., предложенную Берлином;
- показать влияние идей мыслителей Нового времени на формирование духовной ситуации XX столетия в трактовке Берлина.
Источниками исследования, в первую очередь, являются работы
1 2 Исайи Берлина - как зарубежные, так и их российские издания.
Существенную помощь могут оказать сочинения мыслителей либерального
1 Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford, 1991; Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford, 1980; Berlin I. Karl Marx: His Life and Environment. Oxford, 1978; Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford, 1979; Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London, 1990; Berlin I. Russian Thinkers. New York, 1994; Berlin I. Vico and Herder. Two Studies in the History of Ideas. London, 1976.
2 Берлин И. Еж и лисица / Пер. с англ. В.В.Сапова // Вопросы литературы. 2001. №4. С. 134-178; Берлин И. Из воспоминаний «Встречи с русскими писателями» //Воспоминания об Анне Ахматовой: Сборник / Сост.
B.Я.Виленкин, В.А.Черных. М., 1991. С.436-459; Берлин И. Мой интеллектуальный путь / Пер. с англ. О.Л.Мартыненко // Логос. 2001. №4.
C.48-64; Берлин И. Назначение философии / Пер. с англ. Б.Дынина // направления.1 Невозможно обойтись без мемуарной и биографической литературы. Наконец, в корпус источников входят также произведения классиков философии прошлого и мыслителей нашего столетия, необходимые для понимания идейного наследия, анализируемого мыслителем.
Методологические основы исследования определяются самой структурой работы и особенностями историко-философского мышления Берлина. В контексте диссертационного исследования принципиальный акцент сделан на сочетании портретно-биографического и проблемно-тематического изложения материала. В процессе анализа материала нашли применение исторический, сравнительно-исторический, структурный, структурно-функциональный и другие методы. При этом особая роль принадлежит сравнительно-историческому методу, позволяющему реконструировать философские взгляды Берлина, выяснить их истоки. Специфика историко-философской концепции мыслителя обусловливает необходимость обращения к методам герменевтического анализа текстов.
В контексте работы много внимания было уделено выявлению и анализу категориального аппарата мыслителя, которым он оперировал в процессе создания своей историко-философской концепции. Важно было определить значение таких понятий, как «свобода», «исторический детерминизм», «плюрализм ценностей», а также показать их роль в философском наследии И. Берлина.
Вопросы философии. 1999. №5. С.91-98; Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001. С.26-68; Берлин И. Четыре эссе о свободе / Пер. с англ. С.Векслер. Лондон, 1992.
1 Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон / Пер. с англ. Л.Б.Макеевой. М., 1998; Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995; Мийон-Дельсоль ТТТ. Политические идеи XX века. М., 1995; Cymlica W. Contemporary Political Philosophy. Oxford, 1992.
Структура диссертации и ее основное содержание.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих три и четыре параграфа соответственно, заключения и библиографии. Общий объем диссертации-158 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Историко-философская концепция И. Берлина"
Заключение
Подводя итоги настоящего исследования, еще раз отметим, что на образ мыслей И. Берлина, определение ряда волновавших его проблем серьезное влияние оказали жизненные обстоятельства и окружение. В связи с этим в становлении и развитии его историко-философской концепции можно выделить три основных этапа. Первый из них (1928-1939) связан с годами учебы и началом преподавательской карьеры в Оксфорде и отмечен интересом к собственно философской проблематике под влиянием логического позитивизма. Второй этап (1940-1958) сопряжен с увлечением историей идей и выработкой собственных историко-философских воззрений, центром которых становятся концепции ценностного плюрализма и свободы. Значительное влияние на данном этапе оказывает служба в Британском посольстве в США, где Берлин познакомился со школой интеллектуальной истории, и визиты в СССР в 1945 и 1956 гг., во время которых он окончательно утвердился в мысли, что положение о ценностном всеединстве ложно. Наконец, на третьем этапе (1958-1997) идеи И. Берлина получают широкое распространение, становятся достоянием европейской общественности. В настоящее время его историко-философская концепция является теоретическим основанием либерализма.
Взгляды Исайи Берлина на содержание и задачи философии тесным образом связаны с его концепцией ценностного плюрализма. По его мнению, философия представляет собой всего лишь попытку продвинуться навстречу решению проблемы, когда нет очевидных способов найти ответы ни посредством наблюдения или применения формул и правил, ни посредством индуктивных и дедуктивных методов. Решительно отвергая господствовавшие в англоязычном мире девятнадцатого столетия, Берлин заявляет, что нет установившихся принципов, на которые можно было бы ссылаться с уверенностью, что они обладают несомненным авторитетом.
Идея о том, что философии дано найти бесспорный ответ на какой-либо вопрос, является абсурдной. Она не в состоянии этого сделать не в силу релятивизма истины или ограниченных возможностей, а вследствие сущности самого человека. В представлении Берлина философские идеи сталкиваются между собой как сосуществующие в человеческом опыте и основанные на разных представлениях о содержании основополагающих категорий бытия, что во многом обусловлено чертами эпохи или культуры, к которой принадлежат мыслители. Более того, наличие множества различных концепций и возможность свободного их выражения - необходимое условие существования философии. Признание этих тезисов должно побудить людей принять необходимость компромисса. Стоит отметить единство аналитической строгости, присущей британской мысли в целом, и историзма как существенной черты стиля философского теоретизирования Берлина.
Центральным в историко-философской концепции И. Берлина, наряду с его теорией ценностного плюрализма, является понятие свободы. Рассматривая два центральных значения свободы - «негативное» (свобода «от») и «позитивное» (свобода «для»), - он, в противовес общему мнению, отдает предпочтение свободе «негативной». Говоря об отсутствии прямой связи между разновидностью свободы и формой правления, Берлин, однако, обращает внимание на тот факт, что крайняя приверженность «позитивной» свободе может привести к тоталитаризму. Он отдает предпочтение «негативной» свободе, которая признает, что человеческие цели разнообразны и не всегда совместимы, позволяя людям делать выбор между конечными ценностями в соответствии с концепциями нравственности, которые составляют часть бытия личности. Исторический детерминизм Берлин решительно отвергает, поскольку представления о неизбежности тех или иных событий влекут за собой устранение понятия о свободе выбора. Разработанная Берлином концепция свободы, равно как и его критика исторического детерминизма, имели кардинальное значение для создания его историко-философской концепции.
Берлин отводит разуму значительное место в политической мысли и политической жизни. Разум - положительная ценность сам по себе и важен, а то и необходим, для постижения иных положительных ценностей. Но рационализм Берлина ограничен. Он отдает должное философам-просветителям как первым противникам тирании, невежественности и догматизма, но отвергает абстрактный, узкий, бездушный рационализм просветительства, настаивающий на существовании единственно правильного ответа на все вопросы. Возможность окончательного решения - иллюзия, и очень опасная. Если кто-то верит в наличие такого решения, никакая цена не покажется ему слишком высокой. В этом контексте Берлину до известной степени более близок иррационализм противников Просвещения, под влиянием идей которых он создает концепцию ценностного плюрализма. Известные трудности методологического плана создает отсутствие в наследии Берлина жесткого разграничения контрпросвещенческой и романтической философии. В то же время для Берлина абсолютно не приемлемы умозрительные схемы построения совершенного общества и фанатичный иррационализм его «строителей», готовых ради своих измышлений попирать иные ценности, превращать людей в орудия построения своих утопий. С его точки зрения, самое лучшее - поддерживать неустойчивое равновесие, которое предотвращает возникновение отчаянных ситуаций или неприемлемого выбора. Таким образом, принимая пафос рационального анализа, заложенный просветителями, Берлин пытается сочетать его с идеей ценностного и культурного плюрализма, которую он полагает важной в традиции Контрпросвещения и романтизма.
Отмечая значение марксизма для развития идей, Берлин на принимает ряд его основных положений. Во-первых, представления о том, что исторические события развиваются в соответствии с непреложными законами не совпадают со взглядами Берлина на ход исторического процесса. Любые формы детерминизма Берлин отрицает, поскольку убежден, что невозможно построить модель развития общества. Во-вторых, Берлин не согласен с тем, что история - последовательное влияние на людей внешнего окружения. Напротив, история общества - это история сознательных усилий, изменяющих человека, его отношения с другими людьми и к физической природе, с целью достижения свободы. В-третьих, в отличие от Маркса, основывавшего свои воззрения на натуралистической антропологии, Берлин убежден, что сущность человека не является чем-то универсальным. Отстаивая мнение, что все люди индивидуальны, он основывается на антропологии плюралистической, согласно которой, сущность человека проявляется в культурном разнообразии. Признание существования у людей различных целей и ценностей отрицает убеждение Маркса в возможности привести все человеческие устремления к единому знаменателю и его идею построения идеального общества, о чем свидетельствуют, на взгляд Берлина, реальные факты истории XX столетия.
Обратив внимание на проблему формирования западнически-идеалистического крыла российской интеллигенции, Берлин приходит к выводу, что сам феномен с его историческими последствиями представляет собой наиболее значительный вклад России в социальную динамику. Выход российской интеллигенции на историческую арену философ связывает с вторжением Наполеона, благодаря победе над которым Россия заявила о себе в Европе. Растущее патриотическое воодушевление повлекло рост чувства ответственности за хаос и убожество российской жизни, что привело к появлению различных идей о дальнейшем развитии России. Отправной точкой для понимания российского самоопределения становится опыт Европы. В идейных поисках Россия следовала преимущественно за немецкой университетской мыслью. Но, если на Западе философские, социальные, политические теории перемешивались, образуя самые разные сочетания и складываясь в общий процесс многолетней интеллектуальной активности, то в России, где умственная жизнь концентрировалась в узком кругу зарождающейся интеллигенции, конкуренция идей, подходов и мировоззрений отсутствовала. С точки зрения Берлина, Россия не породила собственных социальных учений, но, заимствуя, дала пример их небывалого испытания на истинность. На наш взгляд, суждение Берлина о "вторичности" русской мысли по отношению к западной, выглядит декларативно.
Концепция развития философской мысли Нового времени Берлина является своеобразным прологом его видения духовной ситуации XX столетия. В качестве позитивной опоры взгляда на современность он избирает умеренно-рационалистический подход, выработанный в результате критического осмысления идей просветителей, сочетая его с собственной концепцией ценностного плюрализма, сложившейся под влиянием воззрений контрпросветителей и романтиков. Говоря о позитивном отношении к идеям М.Вебера, Берлин критикует всеобъемлющие схемы истории, которые, на его взгляд, приводят к фатальным политическим последствиям. Он выступает против философских идеологических систем, приведших к становлению обществ тоталитарного типа. Интеллектуальная традиция Нового времени, как справедливо полагает Берлин, приводит к осознанию важности утверждения идеала свободы и плюрализма в духовной ситуации современности.
Классик европейской политической философии Берлин был самым ярким представителем своего интеллектуального поколения. Его историко-философская концепция, признанная наиболее современными философами и теоретиками морали и политики в англо-американском мире, являющаяся не только одним из теоретических оснований либерализма, но и серьезным фундаментом для изучения философий культуры, должна стать предметом пристального анализа в России.
Список научной литературыГлазунова, Светлана Александровна, диссертация по теме "История философии"
1. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары / Пер. с англ. В.В.Сапова // Вопросы литературы. 2000. №2. С.111-142
2. Берлин И. Еж и лисица / Пер. с англ. В.В.Сапова // Вопросы литературы. 2001. №4. С.134-178
3. Берлин И. Из воспоминаний «Встречи с русскими писателями» //Воспоминания об Анне Ахматовой: Сборник / Сост. В.Я.Виленкин,
4. B.А.Черных. М.: Советский писатель, 1991. С.436-459
5. Берлин И. Мой интеллектуальный путь / Пер. с англ. О.Л.Мартыненко // Логос. 2001. №4. С.48-64
6. Берлин И. Назначение филорофии / Пер. с англ. Б.Дынина // Вопросы философии. 1999. №5. С.91-98
7. Берлин И. Рождение русской интеллигенции / Пер. с англ. Б.Дубина // Вопросы литературы. 1993. Вып.VI. С.188-212
8. Берлин И. Чувство реальности / Пер. с англ. Н.Лахути // Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001.1. C.26-68
9. Берлин И. Естественная ли наука история? / Пер. с англ. И.Свердлова // Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С.69-121
10. Берлин И. Марксизм и Интернационал в XIX веке / Пер. с англ. М.Рубинштейн // Берлин И. Философия свободы. Европа. М.: Новое литературное обозрение, 2001. С.366-423
11. Берлин И. Введение к «Четырем эссе о свободе» / Пер. с англ. С.Векслер // Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон, 1992. С.7-78
12. Берлин И. Политические идеи в XX веке / Пер. с англ. С.Векслер // Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон, 1992. С.79-134
13. Берлин И. Историческая неизбежность / Пер. с англ. С.Векслер // Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон, 1992. С.135-231
14. Берлин И. Две концепции свободы / Пер. с англ. С.Векслер // Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон, 1992. С.232-302
15. Берлин И. Джон Стюарт Милль и цели жизни / Пер. с англ. С.Векслер // Берлин И. Четыре эссе о свободе. Лондон, 1992. С.303-348
16. Berlin I. The Counter-Enlightenment // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P. 1-24
17. Berlin I. The Originality of Machiavelli // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.25-79
18. Berlin I. The Divorce between the Sciences and the Humanities // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.80-110
19. Berlin I. Vico's Concept of Knowledge // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.111-119
20. Berlin I. Vico and the Ideal of the Enlightment // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P. 120-129
21. Berlin I. Montesquieu // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P. 130-161
22. Berlin I. Hume and the Sources of German Anti-Rationalism // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.162-187
23. Berlin I. The Life and Opinions of Moses Hess // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.213-251
24. Berlin I. Benjamin Disraeli; Karl Marx and the Search for Identity // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.252-286
25. Berlin I. Georges Sorel // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P. 296-332
26. Berlin I. Nationalism: Past Neglet and Present Power // Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. Oxford: Clarendon Press, 1991. P.333-355
27. Berlin I. Verification // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 12-31
28. Berlin I. Empirical Propositions and Hypothetical Statements // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 32-55
29. Berlin I. Logical Translation // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 56-80
30. Berlin I. Equality // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 81-102
31. Berlin I. The Concept of Scientific History // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 103-142
32. Berlin I. Does Political Theory Still Exist? // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 143-172
33. Berlin I. "From Hope and Fear Set Free" // Berlin I. Concepts and Categories. Philosophical Essays. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 173-198
34. Berlin I. Karl Marx: His Life and Environment. Oxford: Oxford University Press, 1978. 230 p.
35. Berlin I. Chaim Weizmann. New York: Farrar, Straus and Cudahy, 1958. 62 p.
36. Berlin I. Vico and Herder. Two Studies in the History of Ideas. London: The Hogarth Press, 1976. 230 p.
37. Berlin I. John Locke // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 30-112
38. Berlin I. Voltaire // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 113-114
39. Berlin I. George Berkeley // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 115-161
40. Berlin I. David Hume // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 162-260
41. Berlin I. Tomas Reid // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 261-265
42. Berlin I. Condillac // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 266-268
43. Berlin I. La Mettrie // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 269-270
44. Berlin I. Johann George Hamann // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 271-275
45. Berlin I. Georg Christoph Lichtenberg // Berlin I. The Age of Enlightenment: The Eighteenth Century Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1979. P. 276
46. Berlin I. The Pursuit of the Ideal // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.l-19
47. Berlin I. The Decline of Utopian Ideas in the West // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.20-48
48. Berlin I. Giambattista Vico and Cultural History // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.49-69
49. Berlin I. Alleged Relativism in Eighteenth-Century European Thought // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.70-90
50. Berlin I. Joseph de Maistre snd the Origins of Fascism // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.91-174
51. Berlin I. European Unity and its Vicissitudes // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P. 175-206
52. Berlin I. The Apotheosis of the Romantic Will: The Revolt against the Myth of an Ideal World // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.207-234
53. Berlin I. The Bent Twig: On the Rise of Nationalism // Berlin I. The Crooked Timber of Humanity: Chapters in the History of Ideas. London: Vintage Press, 1990. P.238-261
54. Berlin I. Russia and 1848 // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.1-21
55. Berlin I. Herzen and Bakunin on Individual Liberty // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.82-113
56. Berlin I. German Romanticism in Petersburg and Moscow // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.136-149
57. Berlin I. Vissarion Belinsky // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.150-185
58. Berlin I. Alexander Herzen // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P. 186-209
59. Berlin I. Russian Populism // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.210-237
60. Berlin I. Tolstoy and Englitenment // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.238-260
61. Berlin I. Fathers and Children. Turgenev and the Liberal Predicament // Berlin I. Russian Thinkers. New York: Penguin, 1994. P.261-305
62. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Мысль, 1997. Т. 1. 832 е.; Т.2. 830 с.
63. Арон Р. Мнимый марксизм / Пер. с фр. И.А.Гобозова. М.: "Прогресс", 1993.384 с.
64. Баглай М.В. Дорога к свободе. М.: Международные отношения, 1994. 320 с.
65. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987. 573 с.
66. Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М.: Правда, 1989. 621 с.
67. Безансон А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы / Пер. с фр. Я. Горбаневского. М.: "МИК", 2000. 104 с.
68. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения: В 2 т. М.: Госполитиздат. Т.1. 1948. 642с.; Т.2. 1948. 594с.
69. Бродский И.А. Исайя Берлин в восемьдесят лет / Пер. с англ. Г.Дашевского // Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе. М.: СП "Слово", 1992. С.194-204
70. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. Н.Файнгольда // Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. С.5-72
71. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
72. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
73. Великие мыслители Запада / Под ред. Я.Мак-Грила: Пер. с англ. В.Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. 656 с.
74. Вильчек В.М. Прощание с Марксом (Алгоритмы истории). М.: "Прогресс", 1993.224 с.
75. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон-Пресс, 1998. 494с.
76. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис. 4.1. 1994. 612с; 4.2 Кн. 1. 1994.206с.
77. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1996. 560с.
78. Вольф Р.П. О философии / Пер. с англ. Под ред. В.А.Лекторского, Т.А.Алексеевой. М: Аспект Пресс, 1996. 415с.
79. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель. Новалис). М.: "Наука", 1978. 288 с.
80. Гароди Р. Марксизм XX века / Пер. с фр. М.: "Прометей", 1994. 176 с.
81. Гердер И.Г. Идеи о философии истории человечества / Пер. с нем. Л.Ю.Виндт // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гос. изд-во худ. литературы, 1959. С.227-273
82. Герцен А.И. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль. Т.1. 1985. 592с; Т.2. 1985. 652с.
83. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль. Т.1. 1989. 621с; Т.2. 1991. 735с.
84. Гоголевский A.B. Очерки истории русского либерализма XIX начала XX вв. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996. 156 с.
85. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997. 288с.
86. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь: ТвГУ, 1997. 112с.
87. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М,: Мысль, 1996. 332с.
88. Деринг Д. Либерализм: размышления о свободе / Пер. с нем. М.: Комплекс-Прогресс, 1996. 48с.
89. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: В 2 т. Т.1. 4.1-2. 399 е.; Т.2. 4.3-4. 502 с. М.: Гослитиздат, 1963.
90. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т.26. Л.: Наука, 1984.518 с.
91. Дынин Б.С. Стихи свидетелю (памяти Исайи Берлина) // Вопросы философии. 1999. №5. С.86-90
92. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: ЭГО, 1991. Т.1: В 2 ч. 4.1. 220 е., 4.2. 279 е.; Т.2: В 2 ч. 4.1. 254 е., 4.2. 268 с.
93. Зеньковский B.B. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. 368с.
94. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: В 2 т. T.l. М.: Интерпракс, 1994. 432с.
95. Интеллигенция. Власть. Народ: Анталогия. М.: Наука, 1993. 334с.
96. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М.: ИНФРАМ-КОДЕКС, 1995. 736 с.
97. История философии: Запад Россия - Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Кн. 2: Философия XV-XIX вв. М.: "Греко-латинский кабинет" Ю.А.Шичалина, 1996. 557с.
98. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб.: Наука, 1995. 528с.
99. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская книга, 1997. 448с.
100. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1986. 400 с.
101. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.: Канон, 1996. 494 с.
102. Левицкий С.А. Трагедия свободы // Сочинения: В 2-х т. T.l. М.: Канон, 1995.512 с.
103. Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762-1914. М.: Русский путь; Полиграфресурсы, 1995. 550 с.
104. Лосский H.A. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.478с.
105. Лукацкий М.А. Культура и власть в философии Л.Н.Толстого. Тверь: ТвГУ, 1994. 35с.
106. Маркс К. К критике политической экономии. М.: Политиздат, 1984. 207 с.
107. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В. 30 т. Изд. 2-е. Т.1. М.: Госполитиздат, 1954. 698 с.
108. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. 689 с.
109. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. М.: Политиздат, 1985. Т.1. 635 е.; Т.2. 574 е.; Т.З. 637 с.
110. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. 574с.
111. Марксизм pro и contra. М.: "Республика", 1992. 334 с.
112. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-BOOK, 1994. 368с.
113. Мийон-Дельсоль Ш. Политические идеи XX века. М.: Конкорд, 1995. 228 с.
114. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
115. Найман А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: "Вагриус", 1999. 432 с.
116. Найман А.Г. Сэр. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 320 с.
117. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. 2-е изд. М.: Мысль, 1974. 572 с.1170 свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. 461 с.
118. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 496 с.
119. Поппер K.P. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. 605с.
120. Поппер K.P. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1983. 185с.
121. Просветительское движение в Англии / Под ред. Н.М. Мещеряковой. М.: Изд-во МГУ, 1991.445 с.
122. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2 т. Т.2. Кн.З: Философия Нового времени. Новосибирск: Изд-во Новосибирского унта, 1994. 391с.
123. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Пер. с англ. Н.В.Воробьева. М.: Изд-во ин. литературы, 1957. 555с.
124. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. СПб.: ТОО ТК "Петрополис". Том 3. Новое время (от Леонардо до Канта). 1996. 736 е.; Том 4. От романтизма до наших дней.1996. 880 с.
125. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.535 с.
126. Рормозер Г. Кризис либерализма. М.: ИФ РАН, 1996. 292 с.
127. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменол. общ-во, 1996. 282 с.
128. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: Канон-Пресс, 1998.416с.
129. Свобода. Равенство. Права человека / Сост. Л.Богораз. М., 1997. 214 с.
130. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина XIX начало XX в.). М.: "Памятники исторической мысли", 1995. 286 с.
131. Судаков А.К. Абсолютная нравственность: Этика автономии и безусловный закон. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 240с.
132. Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1992. 525с.
133. Утехин C.B. И.М.Берлин и его идейное наследие // Вопросы философии. 2000. №5. С.45-50
134. Философия XX века / Под ред. Т.Д.Романовой. М.: ЦИНО общ-ва "Знание" России, 1997. 288 с.
135. Фламэн M. История либерализма и современный либерализм / Пер. с фр. М.: Интратэк-Р, 1995. 190 с.
136. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу / Пер. В.А. Закса // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С. 13-108
137. Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом / Пер. Т.В. Панфиловой // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.299-374
138. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса / Пер. Э.М. Телетниковой // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.375-414
139. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. 417 с.
140. Хёсле В. Гении философии нового времени / Пер. с нем. А.К.Судакова. М.: Наука, 1992. 224 с.
141. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. 308 с.
142. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой: В 3-х т. 5-е изд. М.: Согласие. Том 2. 1952-1962. 1997. 832 е.; Том 3. 1963-1966. 1997. 544 с.
143. Шайтанов И. Русское интервью Исайи Берлина // Вопросы литературы. 2000. №5. С. 127-167
144. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. М.: Флинта, Наука, 1998. 272 с.
145. Юм Д. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль. Т.1. 1996. 734с; Т.2. 1996. 800с.
146. Crowder G. Pluralism and Liberalism // Political Studies. 1994. № 42. P. 293305
147. Cymlica W. Contemporary Political Philosophy. Oxford: Clarendon Press, 1992.310 p.
148. Galipeau C.J. Isaiah Berlin's Liberalism. Oxford: Clarendon Press, 1994. 182p.
149. Gray J. Isaiah Berlin. Princeton: Princeton University Press, 1996. 194 p.158
150. Ignatieff M. Isaiah Berlin. A Life. London: Vintage Press, 2000. 356 p.
151. Jahanbegloo R. Conversations with Isaiah Berlin. Recollections of an Historian of Ideas. London: Orion Books Ltd, 1993. 206 p.
152. Kocis R. A Critical Appraisal of Sir Isaiah Berlin's Political Philosophy. New York: Edwin Mellen Press, 1989. 138p.
153. Mack E. Isaiah Berlin and the Quest for Liberal Pluralism // Public Affairs Quarterly. 1993. №7. P.15-30
154. MargalitE. Isaiah Berlin: A Celebration. London: Hogarth Press, 1991. 122p.
155. North G. Marx's Religion of Revolution: Regeneration Through Chaos. Tyler, 1989. 280 p.
156. Raz J. The Morality of Freedom. Oxford: Clarendon Press, 1986. 186p.
157. Raz J. Ethics in the Public Domain. Oxford: Clarendon Press, 1994. 232p.
158. Rorty R. Contingency, Irony and Solidarity. Cambridge: Cambridge Universety Press, 1989. 294p.
159. Ryan A. The Idea of Freedom: Essays in Honour of Isaiah Berlin. Oxford: Oxford Universety Press, 1979. 98p.
160. Williams B. World, Mind and Ethics. Essays on the Ethical Philosophy. Cambridge: Cambridge Universety Press, 1995. 246p.