автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Историософская утопия русского символизма

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Царева, Надежда Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Историософская утопия русского символизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Царева, Надежда Александровна

Введение

Глава I. Особенности историософской утопии в русском символизме конца XIX - начале XX веков

§ 1. Миропреобразующие идеи русского символизма

§ 2. Предчувствие как метод построения историософской утопии

Глава П. Религиозно-историософская утопия Дм.Мережковского

Глава III. Идея духовного братства в творчестве А. Белого

§ 1. Учение о символизме А.Белого как утопический проект пересоздания мира

§ 2. Историософские взгляды А. Белого

§ 3. Историософские идеи Дм.Мережковского и А.Белого и современная социально - политическая утопия

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Царева, Надежда Александровна

Актуальность темы.

Современное состояние общественной мысли в России можно определить как сочетание консерватизма и утопизма. Особый исторический период, переживаемый сегодня россиянами, характерен экономическим и духовным кризисами. Сознание необходимости изменения действительности обусловили социально-философские искания исследователей.

Переоценка ценностей, потребность нового самоопределения вызвали появление большого количества литературы, содержащей новые глобальные проекты перестройки. В философии, политике, экономике рождаются утопические проекты построения будущего общества (программа 500 дней, планы приватизации, национального самоотделения и т.д.)

В связи с этим возрос интерес к историософии и истории утопических учений, в частности, к русским историософским утопиям конца XIX - начала XX веков. Есть много общего в состоянии культуры и общественного сознания начала и конца XX века: состояние психологической напряженности, предчувствие надвигающейся социальной катастрофы, смена политических и культурных парадигм и т.п. Другими словами, сходство рубежа XIX - XX веков и рубежа II-III тысячелетий проявляется в переходном состоянии культур, созвучности многих вопросов и проектов, в том числе и утопических проектов будущего.

Чтобы разобраться в доставшемся России наследстве и определить реалистические пути выхода из кризиса, необходимо понимать, что такое историософская утопия, как она формируется, и что ее питает, чем отличается утопический подход к действительности от научного.

В старых энциклопедиях отмечалось,что утопия исключительно полезна как для молодости, ищущей идеала, так и для зрелого сознания -она утешает и позволяет надеяться, что мир станет лучше.

Движущую силу неослабевающего интереса к утопии на протяжении всей истории от Гомера до исследователей конца XX века, справедливо связывают с загадкой всеобщего счастья и блага. В основе утопии лежит извечная мечта человека о лучшем, хотя бы в виде редких проблесков.

Сторонники старого порядка всегда склонны говорить о нереалистичности "подрывных идей". Но "фантазии" одного века оказываются реальностью в другом. Ламартин называл утопии "преждевременными истинами". Некоторые авторы называют утопии предвосхищениями, и как бы скептики не относились к утопии, но в современном мире полно вещей, которые впервые пришли на ум именно утопистам. Впрочем, надо сказать, что при своем зарождении ни одна великая идея не годится для осуществления, однако, чтобы сохранить за ней возможность победить в будущем, надо, прежде всего, позволить ей жить, сколь бы странной она ни казалась.

Некоторые исследователи понимают историософскую утопию как химеру, несбыточную мечту, но такое определение непригодно для научного анализа. Так понимает утопию Александр Свентоховский: "Утопия, как идеал общественных отношений, представляет собой наиболее всеобщий элемент в духовном мире. Входит она в состав всех религиозных верований, этических и правовых теорий, систем воспитания, поэтических произведений - одним словом, всякого значения и творчества, дающего образцы человеческой жизни. Невозможно представить себе ни одной эпохи, ни одного народа, даже ни одного человека, который не мечтал бы о каком-то рае на земле, который бы не был в большей или меньшей степени утопистом. Где только существует нищета, несправедливость, страдание, а существуют они всегда и везде, -там должно появиться также искание средств для искоренения причин зла. Через всю историю культуры проходит целая лестница самых различных видов утопий - от представлений дикого кочевника, до размышлений современного философа."1

Здесь утопия становится синонимом нравственного исторического идеала и утопистом будет каждый, кто имеет великий идеал и ставит перед собой далеко идущие цели. Анатоль Франс говорит, что без утопии ".люди все еще жили бы в пещерах, нищие и нагие. Утопия - это принцип любого прогресса, стремление к лучшему будущему"2.

Однако представляемое будущее это не только нравственный идеал общества. Утопия одновременно является и определенным экспериментом. С точки зрения Макса Вебера, утопия, как "мысленный эксперимент" и "идеальный тип" играет колоссальную роль. Многие утописты пытались найти экспериментальное подтверждение своим рассуждениям. Утопия для них оказывалась близкой родственницей науки. Если порою она и граничит с фантазиями, то лишь потому, что и общественные науки недалеко от нее ушли. Но в отличие от истории, опирающейся на доказательства, историософская утопия всегда создает желаемый мир, который нельзя еще проверить в действительности.

В настоящем исследовании термин историософская утопия употребляется в значении представлений о лучшем обществе. В этом значении историософской утопией будет любая система взглядов, в основе которых лежит неприятие существующих отношений и противопоставление им других отношений. Всякий выраженный и описанный идеал истории есть утопия, а утопизм - это свойство нашего сознания, нашей духовной жизни. Используя данный подход, историософскую утопию можно определить как философскую систему, целью которой является изображение общественного состояния,

1 Свентоховский А. История утопий. - М., 1910. С. 34.

2 Утопия и утопическое мышление. - М.: Прогресс, 1991. С. 38. максимально завершенного и однозначного в своем совершенстве. По мнению современных философов, утопия - это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве, построенного на альтернативной социально-исторической гипотезе и организованного совершеннее, чем то общество, в котором живет автор"1.

В сегодняшний сложный период межкультурья создается новый комплекс утопических представлений.

Решающую роль во вспышке нынешнего интереса к историософской утопии сыграли два фактора. Первый из них угроза тотального уничтожения человечества в случае ядерного конфликта или катастрофического вырождения в условиях нынешнего экологического неблагополучия в мире. В связи с этим исторические утопические идеалы уже воспринимаются как реальная альтернатива кровавому хаосу. Человечество, приближаясь к третьему тысячелетию, ищет ответы о путях своего развития.

Второй фактор - изменение социально-общественной структуры. Отношение к утопии сегодня - это отношение к социальному идеалу бесклассового общества. Например, в России все движения предлагают утопические программы и рецепты выживания. "Коммунисты" опираются на книжный образ светлого будущего, "патриоты" - на книжный образ исторического прошлого, "демократы" на книжный образ Запада, а другие "нигилистические" партии просто грабят награбленное. Эти программы являются настоящими утопиями. Таковыми же они воспринимаются и общественным сознанием, и поэтому в большинстве своем российские граждане не торопятся внимать отчаянным призывам прожектеров. Народ занят выживанием и ждет иного проекта, касающегося не только его выживания, но судьбы.

Общество ожидает более приземленных и практических идеалов, приземляя и умеряя свои претензии к ним. Многих устраивают либерально-демократические ценности. Это понятно, в нынешней исторической ситуации они самые комфортные. Демократия, рынок, права человека - эти ценности для нас еще впереди как привлекательная и достаточно высокая цель истории. Глобальные проблемы современности, особенно экологическая, не располагают к трансцендированию бытия, вопрос стоит о выживаемости человечества, а выживаемость ориентирована на минимум. Но именно для того, чтобы не иссяк источник социального воображения, нам нужна утопия. Исчезновение утопии с исторического горизонта человеческого бытия грозит утратой воли к историческому творчеству, ослаблением нашей способности видеть и понимать историю в ее целостности.

Историософская утопия всегда была попыткой интеллектуального овладения кризисной ситуацией. Ее возникновение - это первый симптом

1 Утопия и утопическое мышление. - М.: Прогресс, 1991. С. 16. разворачивающихся необычайных событий, предзнаменование некоего перелома в общественном сознании по поводу текущих событий или процессов. Более того, рождение социально-утопических идей, относительно течения истории, создание утопий и научно-фантастических романов с элементами социального утопизма в сочетании с антиутопиями, объясняются особым напряжением мышления в периоды социальных, экономических и национальных кризисов. Процесс перестройки сопровождается неизбежным в таких ситуациях противоборством социальных идеалов, и часть из них несет печать утопизма.

К концу XX века, как и все в мире, историософская утопия развивается, меняется вместе со временем.

Появляются понятия "экоутопия" (глобальное научно-культурное проектирование), "практоутопия" (система социальных реформ, направленных на построение лучшего мира), "эупсихия" (программа стабилизации и раскрепощения душевного и духовного мира личности с помощью социальной терапии). Диапазон современной историософии очень широк: он включает социальные, религиозные, эстетические, психологические, научно-фантастические формы. Многогранность историософского утопического видения мира позволила некоторым исследователям говорить о панутопизме XX века. Переоценивается история утопической мысли. Утопии наделяются прогностическими функциями, их рассматривают как предвосхищение "нового мышления", столь необходимого XXI веку.

В современном мире утопии обнаруживают все возрастающую зависимость от своих исторических и социальных корней. Понять текущие социальные процессы можно лишь при тщательном изучении исторического прошлого.

В связи с этим очевидна актуальность исследования некоторых социальных утопий в России начала XX века. Это интересно еще и потому, что работы многих русских мыслителей этого периода долгое время не рассматривались в философской науке СССР в связи с ее морализаторством и политизированностью.

Обращение к концепциям идеальных утопий в творчестве Дм. Мережковского и А. Белого не случайно. В их творчестве наиболее полно отразились особенности историософской утопии Серебряного века. Кроме того, историософские концепции Дм.Мережковского и А.Белого имеют много точек соприкосновения. Исследование творчества этих мыслителей позволит объяснить расцвет историософского утопизма на рубеже XIX -XX веков.

Данный период сопоставим во многом с тем периодом, который переживает наша страна сегодня. Изучение проблем, поставленных в диссертации, позволит характеризовать поиски всечеловеческого идеала правды и расцвет историософского утопического мышления в культурной истории России. Возможно, это поможет определить характер ожиданий преобразования мира русского народа сегодня.

Основной проблемой исследования является своеобразие историософских утопий Дм .Мережковского и А.Белого и выявление степени влияния их идей на современную российскую социокультурную ситуацию.

Если исходить из классического представления об утопии как "блаженном месте", разрешении всех вопросов человеческого общежития, идеале общественного устройства, то не окажется ли ракурс, взятый в нашей работе слишком периферийным? Ведь речь пойдет об идеях спасения, ориентированных на определенную установку воли и сознания. Что такое расплывчатые мистические упования на преображение мира с помощью, например, творческого порыва или художественной программы. Что между ними общего? В чем связь историософской утопии и утопического творчества?

Историческая утопия - произвольная конструкция идеала, это один из двигателей человеческой истории, способ сопоставления сущего с идеалом. Историософская утопия - теологизированная конструкция идеального общественного устройства, и она является продуктом утопического мышления.

Утопизм - является элементом человеческого мышления, одной из типичных черт критического осмысления действительности, выражением неудовлетворения ею, желанием преодолеть ее недостатки, изменить законы бытия, то есть решить утопию социальную.

Черты утопического сознания обнаруживаются во многих сферах человеческой деятельности. Утопическое сознание удивительно жизнестойко и влияет на политическую, социальную и культурную жизнь общества.

Утопическое мышление, утопическое творчество, как неизменный элемент социальной психологии не отменяет, а дополняет работу утопии социальной: расшатывая старые опоры, готовит мир к преобразованию.

Цели работы:

Основной целью данной работы является рассмотрение историософских концепций Дм. Мережковского и А. Белого и выявление влияния русской историософской утопической мысли начала XX века на современную социокультурную ситуацию.

Автор намерен исследовать историософскую утопию как социокультурное явление, характерное для всех сфер русской духовной жизни конца XIX - начале XX веков.

Задачи исследования.

Предмет исследования достаточно широк, поэтому в диссертации ставятся следующие задачи:

1) выявить пророческо-провидческие мотивы в историософии символизма в конце XIX - начале XX веков;

2) раскрыть особенности утопического идеала в философии символизма.

3) определить предчувствие как метод построения историософской утопии в творчестве ранних символистов;

4) выявить влияние религиозной мысли на историософские устремления мыслителей Серебряного века;

5) проанализировать и сравнить идеально-утопические концепции в творчестве Дм. Мережковского и А. Белого;

7) Проследить связь историософских идей Мережковского и Белого с идеями общественно-политических движений в современной России.

Методология исследования.

Авторский подход к исследованию русской историософской утопии состоит, прежде всего, в том, что она глубоко проникла во все сферы духовной и общественной жизни России XIX - XX веков. Для ее изучения требуется комплексный подход, который предполагает:

- изучение историософской утопии на пересечении философии, религиоведения, теории и истории литературы;

- осуществление принципа движения от общего к частному, от рассмотрения понятия историософская утопия к рассмотрению ее проявлений в русской культуре рубежа XIX - XX веков; от социокультурного контекста эпохи к выявлению особенностей историософского утопического идеала в общественно-политической концепции символизма конца XIX - начала XX веков; от них к анализу и сравнению идеальных историософских концепций в творчестве Дм. Мережковского и А. Белого;

- анализ русской историософской утопии не только в значении идеальной иллюзии, несбыточной мечты, но и в ее сближении с высшими социокультурными ценностями, как на рубеже XIX -XX веков, так и на пороге III тысячелетия

Методологической основой исследования являются основополагающие для современной социальной философии методы и принципы: системно - структурный и сравнительный методы, метод единства исторического и логического, культурологический метод.

Поскольку источниками исследования философских взглядов Мережковского и Белого являются их худжественные и литературоведческие произведения, использовались средства литературоведческого анализа.

Предмет исследования потребовал обращения к трудам крупных мыслителей прошлого, к работам ведущих современных исследователей.

Степень разработанности проблемы.

Об историософской утопии писали многие выдающиеся мыслители. Существует обширная литература, где анализируется историософская утопия: ее социальная обусловленность, функциональные особенности, структура, виды, типы. Исследованию историософских утопий посвящены фундаментальные труды таких западноевропейских философов, как: Э. Кассирер, К. Поппер, М. Вебер, К. Мангейм, J1. Мемфорд, Ф. Полак, Э. Блох, и многих других.

В их публикациях рассматривались такие проблемы, как: понятие

1 2 утопии, взаимоотношения утопии и утопического сознания , исторические формы утопии3, соотношение утопии с идеологией и религией4, утопия и политика5, утопия и революция6 и т.д.

Такой фундаментальный интерес к историософской утопии в западной философии обусловлен тем, что всякая историософская утопия это модель спасения. Возникает она в периоды общественных кризисов, и ни одно революционное и реформистское течение не обходилось без утопических проектов и идеалов, ради которых и пытались изменить действительность.

В отечественной литературе советского периода отношение к историософской утопии было резко противоположным по вполне понятным политическими причинам. Историософская утопия рассматривалась как изжитая форма социально-исторического творчества.

Существовала официальная идеологическая установка, согласно которой после социалистической революции 1917 года в связи с реализацией чаяний народа, исчезла почва для возникновения и развития любых других форм, кроме диалектико-материалистических утопий. Поэтому утопию изучали в рамках истории и на западноевропейском философском материале, в то время как отечественные утопии XIX - XX веков философией почти не анализировались.

В 70-80 годы в различных теоретических ракурсах эта проблема

7 ft Q рассматривалась А.Ф.Аскиным , Ю.Б.Боревым, Е.П.Щудрей,

1 Mumford L. The story of Utopias. 1992. л

Блох. Э. Принцип надежды. / Утопия и утопическое мышление. - М.: Прогресс, 1991. С.49-47.

3 Мангейм К. Идеология и утопия. - М.: ИНИОН, 1976.

4 Свентоховский А. История утопий. - М., 1910.164 С.

5 Шацкий Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс, 1990. 200 С.

6 Ласки Утопия и революция. / Утопия и утопическое мышление. - М.: Прогресс, 1991. С.170-210. у

Аскин А.Ф.Философский детерминизм и научное познание.- М.: Мысль, 1977. 188 С.

8 Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века. Борьба реализма и модернизма. - Киев: Мистецтво, 1986.131 С. Щудря Е. Художественное предвосхищение будущего. - Киев: Наукова Думка, 1978. 246 С.

А.И.Илиади1 и др. Только в последние десятилетия стала изучаться философская сторона наследия многих мыслителей рубежа веков. Но пока в отечественной литературе отсутствуют работы, рассматривающие историософскую утопию или утопическое сознание как целостный феномен или изучающие исторические формы и традиции русского утопизма. Определенный интерес в этом плане представляют исследования Г.Ю.Стернина2, Р.А.Гальцевой3, С.С.Сизова4, С.П.Батраковой5, Э.Я.Баталова6, В.А.Чаликовой7 и других. В этих работах исследуется ряд таких проблем, связанных с историософскими утопиями, как: понятие историософии, исторические формы утопии, историософия и общественное сознание, историософия и культура и т.д. Но цельный историко-философский анализ историософии в контексте отечественной культуры находится пока в начальной стадии.

Еще хуже обстоит дело с изучением наследия отдельных русских философов.

Так, творчество Дм.Мережковского в советское время по известным идеологическим причинам почти не исследовалось, его произведения были преданы забвению. Однако в начале века современники Дм.Мережковского: А.Блок8, З.Гиппиус-Мережковская9,

А.Белый10, Н.Бердяев11 и другие, - активно исследовали значительной вклад мыслителя в русскую культуру.

Позднее появляются публикации о творчестве Мережковского Д.А.Горбова12, Е.Лунберга13, Б.Грифцова14.

1 Илиади А.Практическая природа человеческого познания - М.:Высш.шк.,1962.168С.

2 Стернин Г. Русская художественная культура II конца XIX- начала XX вв. - М.: Сов. худ., 1994. 304 С.

3 Гальцева Р.А. Очерк русской утопической мысли. -М.:Наука, 1992. 214С.

4 Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Философско-социальный анализ. - М.: ЛГУ, 1988. 119 С.

5 Батракова С.А. Искусство и утопия. - М.: Наука,1990. 301 С.

6 Баталов Э.Я В мире утопии. Пять диалогов об утопии, утопическое сознание и утопический эксперимент.- М.: Политиздательство, 1989. 317С.

7 Чаликова В.А. Утопия и свобода. Эссе. - М.: Весть, 1994. С. 312.

8 Мережковский Дм. Блок А. / Собрание сочинений. В 8 т., т. 5 - Л.: ГИХЛМ, 1962. С. 360.

9 Гиппиус-Мережковская 3. Дм. Мережковский. - М., 1951.137 С.

10 Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Мысль, 1992. 375 С.

11 Бердяев Н. Новое христианство. / Н.Бердяев о русской философии: В 2 т. Ч. 2. - Свердловск: УрГУ, 1991. 147 С.

12 Горбов Д.А. 10 лет за рубежом // Печать и революция. 1927. № 8.

13 Лундберг Е. Мережковский и его новое христианство.- М., 1914. 85С.

14 Там же.

Более полный обзор творчества Дм. Мережковского был дан И.А. Ильиным - "Творчество Дм. Мережковского" - в его книге "Русские писатели, литература и художество". Но вышла эта книга не в России, а в Вашингтоне в 1973 году.

Только в последние десять лет появился ряд публикаций, освещающих отдельные философские аспекты творчества Дм. Мережковского. С.Петухова1 и С.П.Бельчевичен2 исследовали религиозные мотивы и их связь с основными принципами символизма в творчестве Дм .Мережковского. В.Дефье3 посвятил свои работы мировоззрению Дм.Мережковского. Об эстетической концепции мыслителя пишет С.Поварцов4. Есть и другие исследования, но цельной картины историософского творчества Дм. Мережковского пока нет.

Судьба наследия А.Белого складывалась значительно удачнее. О значении творческого вклада А.Белого в отечественную культуру, его провидческом даре писали многие авторы. Исследованию эстетической концепции А.Белого посвящены труды Л.Долгополова5, о провидческом

6 7 даре мыслителя писал Н.Банников . Л.Колобаева рассматривала проблему соотношения человека и мира в художественной системе А.Белого. В 1988 году выходит коллективная монография советских литературоведов, писателей, ученых о творчестве А. Белого "А. Белый. Проблемы о творчества" . И тем не менее, концепции идеальных историософских утопий в творчестве Дм. Мережковского и А. Белого, их взгляд на будущее специально не исследовались.

Объект исследования.

Объектом исследования является историософская утопия в философии русского символизма.

1 Петухова С. Философско-религиозные мотивы творчества Мережковского // Философия, эстетика, культурология. - М.: МГУ, 1995. Вып 1. С. 46-51.

2 Бельчевичен С.П. Религия и культура в философии Мережковского // Культура и творчество. - Тверь, 1995. С. 106-110.

3 Дефье О.В. Путь к гармонии // Русская словесность. 1993. № 5. С. 82-87.

4 Поварцев С. О литературно-эстетической концепции Мережковского // Вопросы литературы. 1986. № 11. С. 151-193.

5 Долгополов JI. На рубеже веков. - Л.: Сов. писатель, 1977. 365 С.

6 Банников Н. Три века русской поэзии. - М.: Худ. лит.,1979. 429 С. Колобаева Л. Человек и его мир в художественной системе Белого /

Научн. доклады высшей школы // Философские науки. 1980. № 5. С. 20-28. о

Белый А. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. -М.: Сов. писатель, 1988. 806 С.

Предмет исследования - анализ своеобразия историософской утопии в творчестве Дм.Мережковского и А.Белого.

Научная новизна работы в том, что данная диссертация является одной из первых попыток выделения историософии из общего контекста творчества Дм. Мережковского и А. Белого. Диссертация посвящена исследованию проблем, связанных с прояснением места и роли историософского сознания и историософских утопии в контексте русской культуры конца XIX - начала XX веков. Проанализированы и общие аспекты историософских концепций в творчестве Белого и Мережковского. В ходе их разработки были получены следующие новые результаты:

- дан анализ историософской утопии русского символизма на основе малоизученных социально-утопических проектов Д. Мережковского и А. Белого;

- представлены особенности утопического идеала русского символизма на рубеже XIX - XX веков;

- проанализированы методы построения историософских утопий в философии ранних символистов;

- выявлены философско-мировоззренческие основы историософских утопических проектов Дм.Мережковского и А.Белого;

- проведен сравнительный анализ историософских концепций в творчестве Дм.Мережковского и А.Белого;

- выявлена связь их идей с социально-утопическими проектами социально-политических движений в современной России.

Анализ историософии и исторического сознания осуществлялся на основе исследования малоизученных или совсем не изученных утопических проектов Дм. Мережковского и А. Белого.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическое значение работы определяется тем, что она призвана восполнить пробел, существующий в изучении философского аспекта пророческо-провидческих тем в работах Дм. Мережковского и А. Белого, а также роли историософии и исторического сознания не только во всех сферах духовной жизни России в конце XIX - начале XX веков, но и в современной социально-политической действительности России.

Результаты диссертационного исследования могут служить основой для последующей разработки проблем, связанных с понятием историософской утопии и утопического сознания, с осмыслением особенностей социокультурного и государственно-политического развития России, с прояснением влияния утопических проектов на социально-политическую стратегию различных групп и слоев современного общества.

Некоторые выводы, содержащиеся в работе, могут помочь при прогнозировании социально значимых реакций на те или иные политические события.

Материалы диссертации могут быть эффективно использованы при разработке и чтении курсов политологии, социологии, философии, религиоведения, эстетики, культурологии.

Результаты исследования получили практическое применение в выступлениях и научных сообщениях автора, при чтении лекций во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

Апробация исследования.

Результаты исследования на разных этапах и по различным аспектам общей проблематики диссертации отражены в статьях и выступлениях на ряде международных, всероссийских и региональных философских, научных и научно-практических конференций: Второй философский конгресс (Екатеринбург, 1999), Третий международный научный конгресс стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Владивосток, 1999), Международная научная конференция студентов, аспирантов (Владивосток, 1999), Региональная научная конференция студентов, аспирантов (Комсомольск-на-Амуре, 1998), Региональная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых (Владивосток, 2000). Приняты на депонирование в ИНИОН РАН следующие статьи: "О духовном и творческом наследии русского Ренессанса", 1998, "Идея духовного братства в творчестве А. Белого", 1998, "Идея Богочеловечества в творчестве Дм. Мережковского", 1999, "Понятие и классификация утопий (обзор научной литературы)", 1999.

Материалы диссертации легли в основу спецкурсов и семинаров, читаемых во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Историософская утопия русского символизма"

Заключение

Анализ историософии Мережковского и Белого дал следующие результаты:

Рубеж XIX - XX веков считается одним из переломных моментов нашей истории. Утопические устремления являлись особенностью этого кризисного катастрофического периода. Утопия как социокультурное явление была характерна для всех сфер духовной и политической жизни России.

Вся русская религиозная философия основывалась на уверенности в построении земного рая путем самоусовершенствования человека, его обращения к богу. Фундаментом историософских утопических концепций в русской философии выступали идеи любви, соборности, космической ответственности человечества, идеи предчувствия будущего.

Исследование показало, что проецирование будущего России в религиозном, философском и политическом сознании конца XIX - начала XX века обладало чертами взаимопроникновения и синтеза.

Так в историософии ранних символистов провидение будущего приобретало форму знаний о преобразованной действительности. В конце XIX - начале XX века в связи с обострением кризиса общественной жизни в России, интуиция становится основным способом познания нового мира в творчестве символистов. Интуитивно проникая в будущее, символисты по-новому видели исторический процесс, создавали модели будущего устройства России, свои социальные утопии. Благодаря редкой способности интуитивно-чувственного предвидения "символисты со свойственной им чуткостью чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще не известная"1.

Символисты считали себя не столько философами, сколько пророками, поскольку созидали новые миры. Их утопические проекты будущего отличались особой глобальностью. Речь шла не только об общественном переустройстве, но человек мыслился как космическое существо, а будущее общество - Градом Небесным.

Символизм становится не просто литературным движением, но учением о жизни, поскольку его главной целью является пересоздание жизни и человека.

Таким образом, анализ творческого утопизма Серебряного века дал возможность определить особенности и роль утопий в русской историософии конца XIX - начала XX века.

- Человек становится главной проблемой отечественных историософских утопий.

- Синтез исторического, философского, религиозного осмысления мира определял суть и место русских историософских утопий в контексте отечественной социально-политической и культурной жизни.

- Культура в русской утопии есть непременный созидающий фактор идеального общества.

- Русские историософские утопии подразумевали возбуждение непосредственных динамических процессов в объективной реальности.

В ходе исследования выявлено, что в ряду отечественных истороисофских утопий конца XIX - начале XX веков философские проекции будущего Дм. Мережковского занимают одно из ведущих мест. Мэтр символизма, лидер неохристианства, Мережковский создает свой религиозно-историософский проект будущего, основанием которого являются следующие положения:

- цель творчества Мережковский видит в широком философском значении;

- история есть движение культур;

- согласно теории Мережковского о смене культур, каждое поколение, развивая религиозную мысль человечества, приближается к "всечеловеческой культуре", которая будет миростроительной силой Третьего Царства.

Мережковский был убежден, что необходимо объединить религию и искусство. Нужно в вере найти такую идею, которой подчинится искусство. Путь человечества - это путь от одной Атлантиды к другой, и чтобы не погибло третье человечество, новая культура, новое религиозное сознание должно соединить в себе божественное и материальное, возродить веру во Христа. Новая религиозная общественность -интеллигенция, проникнутая высокой духовностью, и русский народ, сохранивший веру, спасут Россию и человечество. Мережковским переосмысливаются основы православного христианства: создается проект "социального христианства".

Исследование показало, что главным проектом будущего устройства мира стала у Мережковского теократическая утопия,

- В основание религиозно-философской утопии легли идеалы истинного православия, осуществление которых исключит все бедствия на земле.

- Будущее всеединство, возможное в постисторическую эпоху, Мережковский связывал с подлинным преображением человечества, с единением божественного и человеческого, с Богочеловечеством.

- Структура церковной организации политических отношений, по мнению Мережковского, будет основываться на христианских началах человеческой нравственности. Материальные и имущественные интересы людей будут определяться их духовным единством.

- Идеальная церковь станет единой церковью, связующим элементом теократического государства, где Христос будет провозглашен вечным царем нового Царства Божия на земле.

В работе рассмотрены концепции идеальных историософских утопий Белого и выявлены следующие основные принципы:

- как теоретик символизма, Белый понимал новое искусство как прочную историософскую систему, миросозерцание;

- символизм утверждает возможность преобразования действительности в творческом акте;

- творческая личность в философии Белого предстает не как художник, но демиург, созидающий миры;

- доказывается тесная взаимосвязь творчества и религии, то, что начинается в творчестве, завершается в религии.

Конечная цель творчества, по утверждению Белого, - пересоздание личности, раскрытие более совершенных форм жизни.

Исследование показало, что символизм в трудах Белого представлен как эпохальная историософская утопия, и в этом утопическом проекте пересоздания всего мироздания, творчество становится новой жизнью и религией нового человека — демиурга Вселенной.

Анализ историософских взглядов Белого выявил отношение мыслителя к будущему России как к будущему всего человечества.

В основе проекта Белого о всемирном братстве лежит идея создания нового человека, идея полного внутреннего перерождения, личного нравственного самоусовершенствования, выявление в себе "божественной сущности". Перерождение человека мыслится Белым в границах всего человечества как акт установления мирового братства людей.

Универсальным решением всех социальных проблем представлялась Белому революция как реальный путь преобразования духовной внутренней сущности человека. В будущем Интернационале Белый видел реальную возможность упрочения всемирного братства людей.

Осуществляя конкретный анализ историософской утопической системы Белого, диссертант приходит к выводу, что основой модели будущего мира Белый видит коммуну. Свободное объединение людей, соединенных философскими, религиозными, политическими, творческими устремлениями, образует, по мысли Белого, всемирное братство любви. Утопический проект Белого космичен: границ будущего общества не существует, человечество органично связано с Вселенной.

При сравнении историософских утопических моделей будущего А.Белого и Дм. Мережковского выявлены следующие общие моменты:

- символизм для мыслителей был средством пересоздания действительности;

- творчество и религия определялись как неразрывные части одного целого;

- особая роль в историософии мыслителей отводилась интеллигенции;

- утопической моделью будущего у Мережковского представало теократическое государство, "Божественный коммунизм", у Белого -всемирное братство людей, духовный коммунизм;

- и Белый и Мережковский выдвигали идею активной гармонически развитой личности, демиурга;

- по мнению Белого и Мережковского, России принадлежит всечеловеческая миссия.

Таким образом, то, что объединяет этих двух мыслителей, позволяет говорить и о дальнейшем развитии их социальными, историософскими установками концепций Русской Идеи. В это русло, в широком смысле, утопии Дм. Мережковского и А. Белого ставит убежденность в мессианском пути России, ее роли в дальнейшем объединении всего человечества.

Дальнейший анализ современного состояния русской историософской и общественной мысли доказывает, что подавляющее большинство современных социально-политических концепций будущего устройства России в той или иной степени пытаются определить общенациональное, объединяющее начало. И поскольку пути откровенного, механического копирования основ и форм так называемых "западных демократий" вряд ли будут приняты широкими слоями российского населения, футурологи, философы, политики обращаются к достижениям русской культурной и философской мысли конца XIX - начала XX веков, в том числе к основам Русской Идеи.

Но сегодня, в силу сложившихся обстоятельств, общенациональная идея, по их мнению, должна быть более прагматичной, более конкретной и применимой к сиюминутной ситуации. Таким образом, у радикалов и консерваторов, у национал-патриотов и, наконец, у известных независимых авторов социально-философских моделей развития нашего общества сама концепция Русской Идеи значительно заужена и политизирована.

Но в России, традиционно, духовное всегда предстояло мирскому материализму. Значит, современная национальная идея в целом должна быть планетарной, космичной, по сути, не скованной вульгарной приспособленностью к тем или иным обстоятельствам. Поэтому, очевидно, продолжая и развивая традицию, определенную преемственностью, мы с должным пиететом можем еще раз переосмыслить историософские утопии Дм. Мережковского и А. Белого.

 

Список научной литературыЦарева, Надежда Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Акулин В.Н. Философское общество при С.- Петербургском университете. 1897-1929. - Новосибирск: Мангазея, 1994. 134 С.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства от Вл. Соловьева к П.Флоренскому. Новосибирск: Мангазея, 1990.292 С.

3. Аникин А.В. Путь исканий. М.; Мысль, 1991. 130 С.

4. Антология мировой философии. М.: Наука, 1965. Т.4. 348 С.

5. Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественной философской мысли в Средней Азии. Ташкент: Фан, 1883. 107 С.

6. Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М.: Высшая школа, 1986. 203 С.

7. Андрущенко Е.А. Пьеса "Будет радость" в творчестве Мережковского // Известия Российской Академии Наук. Серия: Литература и язык. 1992. Т. 5. № 6. С. 25-36.

8. Антонов М. Ложные маяки и вечные истины. М.: Современник, 1991. 305 С.

9. Белый А. Между двух революций. М.: Худ. лит., 1990. 276 С.

10. Белый А. Москва. М.: Сов. Россия, 1889. 462 С.

11. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Худ. лит., 1889. 284 С.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Наука, 1992. 392 С.

13. Белый А. Начало века. М.: Худ. лит., 1990. 317 С.

14. М.Белый А. Петербург. М.: Худ. лит., 1979. 619 С.

15. Белый Серебряный голубь. М.: Современник, 1990. 374 С.

16. Белый А. Проблемы творчества. М.: Сов. писатель, 1888. 729 С.

17. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 1996. 290 С.

18. Батракова С.П. Искусство и утопия. М.: Наука. 1990. 301 С.

19. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Наука, 1990. 123 С.

20. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. // Царство Духа и царство кесаря. М.: Свободная мысль, 1995. 147 С.

21. Бердяев Н.А. О русской философии: В 2 т. Свердловск, 1991. 204 С.

22. Бессонов Б. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. 328 С.

23. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1992. № 2. 135 С.

24. Безносов В.Г. Путь к духовному синтезу. О религиозно-философских собраниях 1907 1917 гг. // Звезда. 1993. № 3. С. 164-170.

25. Белоус В.Г. АБелый председатель вольной философской ассоциации //Вопросы философии. 1996. № 10. С. 113-122.

26. Баталов Э.Я. В мире утопии. Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1889. 317 С.

27. Булгаков С.Н. Два града: Исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. 267 С.

28. Бельчевичен С.П. Религия и культура в философии Мережковского / Культура и творчество Тверь, 1995. С. 106-110.

29. Введенский Н. Очерки истории русской литературы. Свердловск, 1991.391 С.

30. Ваховская A.M. Проза Мережковского 1890 годов: становление и художественное воплощение культуры / Автореферат к.ф.н. М.: МГУ, 1996. 19 С.

31. Галыдева Р.А. Очерки русской утопической мысли. М.: Наука, 1992. 214 С.

32. Гальцева Р.А. Социокультурная утопия XX века. Вып.1. М.: Наука, 1879. 108 С.

33. Грезы о Земле и небе. Антология русского космизма. СПб., 1995. 237 С.

34. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. -М.: Диалог, 1994. 311 С.

35. Городницкая А. А. Общественно-политические взгляды старших символистов. Середина 90 гг. XIX века. / Автореферат к.и.н. М.: МГУ, 1996. 24 С.

36. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М.: Луч, 1990. 346 С.

37. Гиренок Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности. М.: Луч, 1998. 415 С.

38. Долгополов Л.К. Белый и его роман "Петербург". Л.: Сов. Писатель, 1888.413 С.

39. Дефье О.В. Путь к гармонии: Д.С.Мережковский // Русская словесность. 1993. № 5. С. 85-87.

40. Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л.: Сов. писатель, 1977. С. 188.

41. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века. -Екатеринбург: УРГУ, 1995. 281 С.

42. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. 367 С.

43. Ермилова Е.В. Поэзия теургов и принцип верности вещам М.: Мысль, 1975. 196 С.

44. Жириновский В.В. ЛДПР: Идеология и политика. М.: Континент -пресс, 1995. 144 С.45.3еньковский В.В. История русской философии. Ленинград: Сов. писатель, 1991. 214 С.46.3ернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.184 С.

45. Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием. Проблемы социальной идеологии серебряного века. Новосибирск: Мангазея, 1997. 267 С.

46. Из истории русской философии XIX XX вв.: Материалы к лекции. -М.:ВИА, 1993.48 С.

47. Исаев И. Евразийство: Идеология государственности // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 48-56.

48. Колеров М.А. А. Белый и марксизм // Литературное обозрение. 1995. № 4,5. С. 179-181.

49. Канун. Альманах. Под ред. Лихачева Д.С. Вып. 1.: Русские утопии.-СПб., 1995. 351 С.

50. Кричевская Ю.Р. Мережковский и русская журналистика начала XX века. / Автореферат к.ф.н. М.: МГУ, 1996. 21 С.

51. Конева Л. А. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара, 1995. 234 С.

52. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX XX веков. - М.: Высшая школа, 1990. 218 С.

53. Кларин В.М. Идеалы и пути воспитания в творчестве русских религиозных философов. -М.: Диалог, 1996. 304 С.

54. Короткая Т.П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России к. XIX нач. XX в. - Минск: Навука и тэхника, 1994. 102 С.

55. Колеров М.А. Не щит, но меч. Русская религиозно-философская печать. -СПб., 1995.354 С.

56. Лавров А.В. Материалы А. Белого в Рукописном отделе Пушкинского дома. Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1979 г. -Л.,1981. 147 С.

57. Лавров А.В. А. Белый в 1990 гг.: Жизнь и литературная деятельность // Новое литературное обозрение. 1995. С. 328-335.

58. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Соч. в 2 т. М.: Луч, 1996. 274 С.

59. Лосский Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -Париж, 1991.156 С.

60. Лосский Н. Характер русского народа. / Условия абсолютного добра. М.: Диалог, 1991. 204 С.

61. Лосев А.В. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 453 С.

62. Маслин М.А., Андреев А.Л. О Русской Идее. // О России и русской философской культуре. М.: Мысль, 1990. 204 С.

63. Мережковский Дм. Собр. соч. в 4 томах. М.: Правда, 1990.

64. Мережковский Дм. Атлантида Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992. 412 С.

65. Мережковский Дм. Иисус Неизвестный // Октябрь.1992. № 11. С.47-63.

66. Мережковский Дм. Акрополь. Литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1992. 352 С.

67. Мережковский Дм. Больная Россия. Л.: ЛГУ, 1991. 268 С.

68. Мережковский Дм. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. -М.: Сов. писатель, 1991. 268 С.

69. Мережковский Дм. Эстетика и критика. В 2 томах. М.: Книжная палата, 1994.

70. Мережковский Дм. Еще о "Великой России", или "тяжкая ноша любви ненавидящей" // Декоративное искусство СССР. 1989. № 9. С. 40-43.

71. Москвина И.К. Критика философско-эстетических взглядов деятелей "нового религиозного сознания" Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. /Автореферат к.ф.н. JL: ЛГУ, 1989. 17 С.

72. Малинин В.А. История русского утопического социализма. М.: Наука, 1991. 269 С.

73. Маслов Г.Н. Стратегия мышления и действия в русской философии: Шестов, Иванов, Белый. М.: МГУ, 1997. С. 125-140.

74. Минц З.Г. Литературное наследство. М.: Современник, 1981. Т.2. 177 С.

75. Мочульский Е. Прошлое, настоящее, будущее. Блок. Белый. Брюсов. -М.: Республика, 1997. 465 С.

76. Носов С.Н. Идея сверхчеловечества в философии Вл. Соловьева // Философские науки. 1991. № 7. С. 56-57.

77. Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис, 1997. 160 С.

78. Новиков Л.А. Стилистика орнаментарной прозы Белого. М.: Наука, 1990.197 С.810 современной буржуазной эстетике. М.: Искусство, 1976. Вып.4. Современные социальные утопии и искусство. 346 С.

79. Осипов В.Г. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. № 10. С. 3-17.

80. Пономарева Г.М. Русский утопизм: история и перспективы. М.: Прометей, 1994. 176 С.

81. Поварцов С. Люди разных мечтаний: Чехов и Мережковский // Вопросы литературы. 1986. № 6. С. 47-54.

82. Петухова С. Философско-религиозные мотивы творчества Д.С. Мережковского. // Философия, эстетика, культурология. Статьи, заметки, документы. М.: МГУ, 1995. Вып. 1. С. 46-53.

83. Пигулевский В.О. Символ и ирония. Опыт характеристики романтического миросозерцания. Кишинев, 1990. 207 С.

84. Рачков В.Н. Предвидимое и непредвидимое в прогностических теориях / Автореферат к.ф.н. М.: МГУ, 1993. 17 С.

85. Русский космизм. М.: Педагогика-пресс, 1993. 369 С.

86. Социокультурные основания русских эстетических утопий // Научные труды Моск. пед. ун. К 120-летию основания. Серия: Социально-исторические науки М., 1993. С. 46-49.

87. Стернин Г. Русская художественная культура второй половины XIX -нач. XX в. М.: Сов. художник, 1994. 304 С.

88. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию // Октябрь. 1991. № 4. С. 146-165.

89. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в XX столетии. / О России и русской философской культуре. М.: Прометей, 1990.132 С.

90. Современная Русская Идея и Государство. Под ред. Зюганова Г.А. М.: Обозреватель, 1995. 82 С.

91. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века. -СПб.: Наука, 1995. 276 С.

92. Свентоховский А. История утопий. М., 1910.142 С.

93. Семенова С. Русский космизм. М.: Свободная мысль, 1992. № 17. С. 94-98.

94. Соловьев Вл. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.

95. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Философско-социологический анализ. Л.: ЛГУ, 1988. 119 С.

96. Трофимов В.К. Душа русского народа. Екатеринбург: УрГУ, 1998. 158 С.

97. Троицкий Е.С. О русской идее. М.: Мартис, 1994. 402 С.

98. Чаликова В.А. Утопия и социализм. Эссе. М.: Весть, 1994. 214 С.

99. Чаликова В.А. Социокультурные утопии. М.: Весть, 1979. 246 С.

100. Черткова Е.Л. Специфика утопического сознания и проблема идеала. М.: Мартис, 1996. 279 С.

101. Чернейко Л.О. Сознание как объект художественного осмысления в повести Белого "Котик Летаев" / Серебряный век русской литературы. -М.: МГУ, 1996. С. 44-56.

102. Штекли А.Э. Утопии и социализм. М.: Наука, 1993. 248 С.

103. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. 302 С.

104. Щудря Е.П. Художественное предвосхищение будущего. Киев: Наукова Думка, 1978. 246 С.

105. Фролова Л.Н. Проблема творчества Д.С.Мережковского. М.: Моск. гос. пед. ун., 1996. 114 С.

106. Федоров Г.П. Эсхатология и культура. // Горизонты культуры. Вып. 1 СПб., 1992. С. 74-82.

107. Федотов Г.П. Лицо России // Судьба и грехи России. В 2-х т. СПб.: Наука, 1991. С. 98-116.

108. Философия реализма. Из истории русской мысли. СПб., 1997. 364 С.

109. Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. 328 С.

110. Утопия как социальное познание. Познание и его возможности // Тезисы междунар. научно-метод. конференции. М.: МГУ, 1994. С. 4649.

111. Эллис Л. Русские символисты: Бальмонт, Брюсов, Белый. Томск: Водолей, 1996. 288 С.

112. Яхонтов Б.А. Предвидение как способность и деятельность. М.: Диалог, 1993. 163 С.

113. The Cambridge History of Russian Literature / Ed. by Mozer Ch. N.Y. -Cambridge, 1989. P. 685146

114. Bristol E. A History of Russian Poetry. N.Y- Oxford University Press, 1991. P. 354.

115. Donohin G. The Influence of Russian Symbolism on Russian Poetry. Grovenhage. Mouton, 1958. P. 239.

116. Markov V. Russian Futurism. A History. Berkley. University of California Press, 1968. P. 467.

117. The Silver Age of Russian Culture / ed. by Proffer C. And Proffer E. Ann Arbon-Ardis. 1975. P. 432.