автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Смирнова, Татьяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'История формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы"

СМИРНОВА Татьяна Сергеевна

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ и эволюции НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В 1990-е ГОДЫ

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

" ? ' Г Р

1 ~ ІМ 11

Воронеж-2012

005018644

Работа выполнена на кафедре гуманитарных и социально-юридических дисциплин Воронежского института кооперации (филиал) AHO ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Тонких Владимир Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Филоненко Татьяна Владимировна ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

кандидат исторических наук, доцент Черных Владимир Митрофанович ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»

Ведущая организация: Воронежский государственный

архитектурно-строительный университет

Защита состоится «28» апреля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.036.03 при ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» по адресу: 394043, Воронеж, ул. Ленина, 86, ауд. 408.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Воронежского государственного педагогического университета (ауд. 31).

Автореферат разослан 27 марта 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

С.В. Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационной работы. В современных условиях в России происходят масштабные, глубинные изменения, связанные с развитием и распространением религии как социокультурного явления. Процесс, начавшийся на рубеже 1980-1990-х годов, набирает силу, религия овладевает сознанием многих людей, становится органической частью общественной и личной повседневной жизни. Особо оажную роль в российском обществе играют традиционные конфессии - христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Особенностью религиозной жизни России 1990-х годов стало формирование и развитие новых религиозных движений, не существовавших и не функционировавших ранее на территории Российской Федерации. Статус появлявшихся в стране новых религиозных движений вызвал весьма неоднозначную оценку общественности и специалистов. В массовом сознании новые религиозные движения бьгли отнесены к разряду социально опасных. С появлением в России новых религиозных движений, развернувших в 1990-е годы бурную деятельность во многих регионах страны, появились и сложные проблемы, от решения которых зависело, без преувеличения, благополучие, а нередко и сама жизнь многих российских граждан.

Большая часть всех официально зафиксированных з нашей стране в последнее десятилетие религиозных движений появилась в указанный хронологический период не только де-юре, но и де-факто. Следовательно, по отношению к ним правомерным может считаться определение их в качестве новых религиозных движений.

К новым религиозным движениям принято относить религиозные движения, возникшие в 1960-1970-х годах в США и Западной Европе, получившие распространение в России на рубеже 1980-1990-х годов, функционирующие в нашей стране и в настоящее время.

Причины их возникновения состоят в следующем. Во-первых, западное общество в указанные годы переживало глубокий социальный и духовно-нравственный кризис, вызванный исчерпанием содержания традиционных ценностей и идеалов. Атмосфера духовного кризиса вызвала к жизни поиск путей выхода из него на основе новых идей, оценок, подходов к Богу, человеку, обществу, морали и т.п. Данная причина привела к появлению новых религиозных движений, пытавшихся указать выход из духовного кризиса общества. В более поздний период - уже в конце 1980:х - начале 1990-х годов - подобные религиозные движения появились в России по примерно тем же причинам. Длительное время господствовавшая коммунистическая идеология уступила место идеологическому вакууму, который стремились заполнить не только традиционные дм России религиозные конфессии, но и новые виеконфессиональные, неканонические верования. К данной причине, возможно, добавилось и то, что традиционные религии в начале 1990-х годов находились еще в стадии возрождения после долгих лет гонений и тотального над ними контроля со стороны государства.

Во-вторых, причиной появления новых религиозных движений следует считать особенности индивида: его характера, психики, мышления, темперамента. Речь идет о комплексе личностных качеств, склонных к определенному стилю мышления, поведения, образу жизни. Не секрет, что многие молодые люди шли в новые религиозные организации с целью обрести уверенность, смысл жизни, найти свое место в социуме, не вдаваясь в особенности той организации, к которой они присоединялись. Да и со стороны государственных органов новые религиозные движения не встречали противодействия, а нередко пользовались поддержкой высоких государственных чиновников.

В-третьих, в обстановке идеологического разброда, острой политической борьбы, духовного шатания, поиска новых путей развития, преодоления кризиса государство не предлагало конкретных оценок, способов взаимодействия с новыми религиозными движениями, которые стихийно распространялись в российском обществе в 1990-е годы'. Только в сентябре 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», поставивший проблему в правовое поле. Но и в этом, безусловно, важном законе отсутствовало понятие «нового религиозного движения» и, соответственно, оценок и подходов к вновь создававшимся в России религиозным альтернативным, внеконфессиональным организациям.

В 1990-е годы государство нередко преуменьшало опасность возникновения в России новых религиозных движений деструктивного характера, считало их появление признаком демократии и религиозной свободы. Сами новые религиозные движения (секты) пользовались таким положением для организационного и идейного распространения своей деятельности, укрепления позиций в обществе. Пассивную, зачастую оборонительную позицию в отношении новых сектантов занимала Русская православная церковь, другие традиционные конфессии.

Актуальность избранной исследовательской темы определяется еще и тем, что новые религиозные движения распространены во многих странах мира и ведут активную миссионерскую деятельность. Часть их превратилась в крупные коммерческие и финансовые предприятия, получающие огромные прибыли от культовой и иной, часто противоправной, деятельности.

Итак, исследуемая в диссертации проблема затрагивает важные сферы жизни российского общества, выходит за пределы одной страны, превращаясь в глобальную. Указанные обстоятельства и определяют актуальность темы диссертации.

Степень научной разработанности темы. Изучение религиозных движений в форме сект велось достаточно плодотворно в советской исторической и религиоведческо-философской науке. Научным исследованием сектантства с точки зрения советского атеизма занимались советские философы и историки: A.B. Белов, А.И. Клибанов, Л.Н. Митрохин, А.Т. Москаленко, Е.Г. Балагушкин, Н. Сафронова, К.Г. Привалов и др.2 Методологиче-

1 Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. провозглашал принцип терпимости к самому широкому спектру религиозных взглядов и убеждений.

2 Москаленко А.Т. Современный и его в и :ш / А. Т. Москаленко. - Новосибирск: Наука, 1971; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем / А.И. Клибанов. -

ской основой указанных работ являлся так называемый «научный атеизм», поэтому они носили односторонний, однобокий характер. Считаем, что, несмотря на имевшуюся литературу, анализ отечественного сектантства проводился в ограниченных масштабах, не все секты становились предметом изучения. К сектам в основном относили протестантские религиозные объединения свидетелей Иеговы, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов и др., а также формировавшиеся в рамках православия секты истинно-православных христиан, духоборов, молокан, хлыстов и т.п.

На рубеже 1980-1990-х годов в связи с формированием и распространением в России новых религиозных движений (в содержательном значении термина) появились первые научные исследования, посвященные анализу именно функционировавших в российском обществе деструктивных, тоталитарных культов (сект). Среди отечественных исследователей новых религиозных движений назовем A.A. Ткачеву, М. Эпштейна, В.В. Жириновского и Н.В. Кривельскую, С. Филатова и др.1 В их трудах давался научный анализ деструктивных культов, появившихся в России в 1990-е годы. Среди исследований, вышедших в это время, заслуживает внимания книга М. Эпштейна «Новое сектантство», автор которой предлагал новое оригинальное деление российского сектантства на религиозно-бытовые, религиозио-мещанские, религиозно-национальные, религиозно-атеистические, религиозно-эсхатологические и религиозно-литературные секты". Классификация М. Эпштейна не нашла сколько-нибудь заметных сторонников среди российских ученых. К тому же ряд исследователей посчитал предложенную им типологию сект надуманной.

На рубеже XX-XXI веков исследование новых религиозных движений в России пополнилось новыми трудами, среди которых можно особо выделить двухтомник «История религии» (под общей ред. И.(f. Яблокова); во втором томе специальная глава (автор - И.Я. Кантеров) посвящена рассмотрению новых религиозных движений, дается их классификация3.

М.: Наука, 1973; Сафронова Н. Реакционность мистических идей современного христианского сектантства / Н. Сафронова. - Львов: Высшая школа, 1975; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект / А.Т. Москаленко. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд., (978; Белов A.B. Секты. Сектантство. Сектанты / A.B. Белое. - М.: Наука, 1979, Ба-лагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий / Е.Г. Балагушкин. - М.: МГУ, 1984; Митрохин Л.Н. Религии «Нового века» / Л.Н. Митрохин. - М.: Сов. Россия, 1985; Привалов К.Б. Секты: досье страха: (о деятельности мистических сект США и Западной Европы) / 1СБ. Привалов. - М.: Политиздат, 1987; и др.

1 Ткачева А.А Новые религии Востока / A.A. Ткачева - М.: Наука, 1991; Эпштейн М. Новое сектантство: Типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80-е гг. XX в.) / М. Эпштейн. - М.: Лабиринт, 1994; Филатов С. Современная Россия и секты / С. Филатов // Иностранная литература. - 1996. - № 8; Жириновский В.В. Псевдохриста-анские религиозные организации России / В.В. Жириновский, Н.В. Кривельская. - М.: ЛДПР, 1997, и др.

2 Эпштейн М. Новое сектантство: Типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80-е гг. XX в.) / М. Эпштейн. - М.: Лабиринт, 1994.

3 История религии: в 2 т.: т. 2: учебиик / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2002.

Наиболее глубокий анализ психологических, основ религиозного сектантства содержится в книге В.Б. Шапаря «Психология религиозных сект». В ней на большом фактическом материале рассматриваются психологические, нравственно-эстетические основы современного российского религиозного сектантства1. Работы А.Д. Прозорова, И.В. Олейника и В.А. Соснина носят научно-популярный характер, адресованы в основном родителям, учителям, участвующим в воспитании детей. В качестве учебных изданий, помогающих уберечь детей от опасного влияния деструктивных сект, указанные книги, безусловно, полезны'.

В последние годы научная литература по проблемам новых религиозных движений пополнилась новыми изданиями. Отметим в первую очередь монографию А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования» (3-е изд., Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008). Содержательно она повторяет предыдущие публикации автора по данной тематике3. Интересен сборник «Религия и российское многообразие» (науч. ред. С.Б. Филатов- М.; СПб.: Летний сад, 2011), в котором представлены статьи Р.. Лункина «Церковь мормонов: американская мечта русского земного рая» (С. 531-536), «Церковь Виссариона: божество с человеческими страстями» (С. 603-608), «Движение Анастасии: в поисках гармонии с природой» (С. 619-628).

Некоторые аспекты функционирования новых религиозных движений в России получили отражение в научных статьях и брошюрах4. Особо важно появление научных трудов по формированию механизма защиты личности от воздействия деструктивных культов5.

Содержание философских, религиозных основ новых религиозных объединений России раскрывает содержание догматики деструктивных

' Глава 9 данной книги В.Б. Шапаря полиостью копирует указанную выше книгу М. Эпштейна.

" Прозоров А.Д. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты / А.Д. Прозоров. - СПб.: Издат. дом «Литера», 2000; Шапарь В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. - Минск: Харвест, 2004; Олейник И.В. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию / И.В. Олейник, В.А. Соснин. - М.: Генезис, 2005, и др.

3 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. - Ниж. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.

4 Олейнич Т.С. Возникновение и трансформация русского сектантства / Т.С. Олейнич. -Ростов-на-Дону, 2004; Балагушкин Е.Г. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском пространстве / Е.Г. Балагушкин, В.К. Шохин // Мир России. - 2006. - т. 15. - № 2; Воропаев Д.Н. Некоторые аспекты распространения нетрадиционных культов в современной России / Д.Н. Воропаев // Современный социум и проблемы девиации. - Оренбург, 2006, и др.

5 Кривельская Н.В. Религиозная среда обитания: оценка угроз и поиск мер защиты: Аналитическое исследование / Н.В. Кривельская. - М.: Изд. Гос. Думы, 1998. См. также указанные работы В. В. Шапаря; Благовещенский Г. Полная история тайных обществ и сект мира / Г. Благовещенский, Лиии фен Паль, В. Спаров. - М.: ACT; СПб.: Астрель, 2009; Ахметова М.В. Конец света в одной отдельно взятой стране: Религиозные с общества'постсоветской России и их эсхатологический миф / М.М. Ахметова. - М.: ОГИ; РГГУ, 2010.

культов. В ряде диссертации рассматриваются конкретные нетрадиционные религии'.

Таким образом, анализ имеющейся научной литературы показывает, что проблема формирования, распространения, эволюции и деятельности новых религиозных движений в России в 1990-е годы не получила еще достаточного освещения в научной исторической, религиоведческой, философской литературе. Этот пробел требует восполнения. Интерес для исследования практики новых религиозных движений представляет книга воронежского специалиста А.К. Никифорова «Молчанием предается Бог»*, в которой повествуется о деятельности тоталитарных сект на территории Воронежской области в 1990-е годы.

Проблемам деятельности деструктивных сект на территории России посвящен ряд диссертационных исследований3. В них дается анализ осмысления с позиций современной исторической науки, используя достижения предшествующих периодов.

Целью исследования является научный анализ истории формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных задач:

- исследовать историю эволюции новых религиозных движений в Российской Федерации в 1990-е годы;

' Кукушкина Г.А. Церковь Саентологии: основы вероучения и внекультовая практика: (Соц. филос. анализ) / Г.А. Кукушкина: автореф. дис.... канд. филос. наук,- М., 2003; Луккик Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России : автореф. дис.... канд. филос. наук / Р.Н. Лункин. - M., 2005; Шилишпанов Р.В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы»: (религоеед. анализ) : автореф. дис. канд. филос. наук / Р.В. Шилишпанов. - Белгород, 2006: Горюнов Д.В. Социальная концепция религиозного объединения «Свидетели Иеговы» : автореф. дис.... канд. филос. наук / Д.В. Горюнов. -Пгрмь, 2006, и др.

" Никифоров А.К. Молчанием предается Бог / А.К. Никифоров. - Воронеж: Изд-во Во-ронежско-Липецкой Епархии, 2002.

Дударенок С.М. Нетрадиционные религии на российском Дальнем Востоке: история и современность : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / С.М. Дударенок. - Владивосток, 2005; Козлов C.B. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности : автореф. дис. ... канд. юридич. наук / C.B. Козлов. - Ростов-на-Дону, 2006; Дукин С.С. Молодежные религиозные группы и антикультовые движения: история противостояния : автореф. дне.... канд. филос. наук / С.С. Дукин. - Ростов-на-Дону, 2006; Балагуш-кин Е.Г. Нетрадиционные религии с современной России (систем.-аналит. подход) : автореф. дис... д-ра филос. наук / Е.Г. Балагушкин. - М., 2006; Еремина З.А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России: автореф. дис. ... канд. филос. наук / З.А. Еремина. - Тула, 2007; Гордус ММ. Новые религиозные движения: стереотипы и реальность : автореф. дис. ... канд. фил. наук / М.М. Гордус - Ростов-на-Дону, 2008; Геворкян P.E. Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного урбанизированного общества : автореф. дис. ... канд. филос. наук ! P.E. Геворкян. - Ростов-на-Дону, 2010; Калужская Е.В. Современное сектантство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Е.В. Калужская. - М, 2010, и др.

- определить место и роль новых религиозных движений в российском обществе;

- раскрыть содержание догматики ведущих новых религиозных движений, сформировавшихся в России в 1990-е годы, дать их классификацию;

- показать негативное воздействие деструктивных сект на сознание и поведение российских граждан;

- рассмотреть основные приемы противодействия влияния деструктивных сект, механизм защиты от их негативного воздействия.

Объектом исследования выступают новые религиозные движения на территории Российской Федерации в 1990-е годы.

Предметом исследования являются основные формы деятельности новых религиозных движений в России в 1990-е годы, ведущие аспекты их деятельности.

Источкиковая база диссертационного исследования достаточно обширна и разнообразна. Имеющийся массив источников целесообразно сгруппировать по следующим основным группам: законодательные акты, юридические документы; Священное Писание и Священное Предание, помогающие определить отношение к деструктивным религиям и культам; основополагающие документы религиозных организаций, в первую очередь, новых религиозных движений; справочная литература; публикации в электронной сети; воспоминания бывших сектантов; данные социологических исследований; статистические материалы.

Первую группу источников составили законы Российской Федерации и прежде всего Конституция Российской Федерации. Ст. 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»1. Ст. 28 Конституции РФ гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая и право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними»2.

26 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»3, определяющий базисные принципы функционирования в Российской Федерации религиозных объединений. Исходным положением закона стало признание светского характера Российской Федерации; особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий как неотъемлемой части исторического наследия России; содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы ве-

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - № 7.

"Там же.-С. 10.

! О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ /,' Собр. законодательства Российской Федерации - 1997. - №39. -Ст. 4465.

роисповедания1. Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, правовое положение религиозных объединений в России. Закон запрещает вовлечение в религиозные объединения малолетних, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих2. Хотя в Законе не дано определение «деструктивных религиозных объединений», вышеуказанные положения в полной мере соотносятся к деятельности деструктивных культов в Российской Федерации.

Ст. 239 Уголовного кодекса РФ определяет создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением как противоправные3. В полной мере данные противоправные действия относятся ко многим новым религиозным движениям, функционирующим ныне в Российской Федерации.

Вторую группу источников составляют Священное Писание и Священное Предание. Поскольку ведущее место в России занимает православие, источником для изучения проблемы является Библия. В текстах Библии содержатся многократные положения о появлении самозваных проповедников. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мт. 7, 15). «Ибо восстанут лжехри-сты и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь» (Мт. 13, 22-23). «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходите в след их» (Лк. 21,8). Подобных рассуждений много в евангельских текстах, они предупреждают от соблазнов увлечься лжеучениями и об опасности, исходящей от лжеучителей и лжепророков.

В диссертации использованы статьи и выступления ведущих иерархов Русской Православной Церкви - Патриархов Алексия и Кирилла по вопросам религиозной жизни в России4.

Третья группа источников представлена документами новых религиозных движений, сочинениями их лидеров. Большая часть документов деструктивных объединений не публикуется в открытой печати и затруднена для исследования. Нами использовались сочинения лидеров ряда религиозных объединений, издававшихся в нашей стране. Например, в России неоднократно издавалась «Дианетика» Р. Хаббарда5. «Дианетика» являет собой ти-

1 Там же. - С. 3.

* Там же. - С. 5.

Уголовный кодекс Российской Федерации. - М: Издательство «Омега-Л», 2011.

4 Алексий II. Грех - смертельное заболевание // АиФ. - 2006. - № 28; Он же. Надо знать, что слушает молодежь // Известия. - 2007. - 3 апреля; Кирилл. Жизнь без вертикального измерения лишена смысла // Литературная газета. - 2008. - №8, и др.

5Хаббард Л.Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья / Л.Р. Хаббард; пер. с англ.; под оощ. ред. МИ. Никитина. - М.: Воскресенье, 1993.

пичный образец сочинения деструктивной тоталитарной секты. Написана наукообразным, сложным для понимания языком с обилием иностранных терминов, часто применяемых не по их прямому смыслу и назначению. В предисловии Хаббард предупреждает, что читать его книгу надо внимательно, не пропуская страниц и абзацев, т.е. уже в ходе чтения происходит обработка сознания личности, используются технологии «промывки мозгов», адаптации индивида к восприятию культовой догматики. В подобном ключе построены и другие сочинения лидеров сект, если таковые имеются'.

Именно в период рубежа 1980-1990-х годов в нашей стране в массовых масштабах издавались труды лидеров новых религиозных движений, ввозились их сочинения из-за рубежа и распространялись открыто среди российских граждан. Противодействия этим процессам не оказывалось.

Четвертая группа источников - справочная литература, выполняющая вспомогательную роль в раскрытии проблемы". Для настоящего исследования имеется достаточное количество справочно-энциклопеди-ческой литературы, в которой в определенной степени освещаются проблемы функционирования деструктивных культов, история их становления в России в 1990-е годы. Данный вид источников позволяет также уточнить определения категорий, используемых в исследовании.

Пятая группа источников включает материалы российской периодической печати, в первую очередь, газетные публикации, освещающие те или иные стороны деятельности новых религиозных движений в России. Нами использовались материалы таких периодических, изданий, как «Известия», «Российская газета», «Литературная газета», «Труд», «Новая газета», «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Коммуна» (г. Воронеж) и др.". В газет-

1 Бхактиведанта С. Легкое путешествие к другим планетам / С. Бхактиведанта. - М.; Л.; Калькута, 1990, и др.

2 Энциклопедия мистицизма. - СПб.: Литера, 1996; Элиади М. Словарь религий, обрядов и верований / М. Элиади, И. Кулиано. - СПб.: Рудомиио, 1997; Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь / Л И. Василенко. - М.: Истина и Жизнь, 2000; Таевский Д.А. Синкретические религии и секты : словарь-справочник / Д.А. Та-евский. - М.: INTRADA, 2001; Самарцев А. Религии мира : энциклопедия / А. Самар-цев. - М.: Эксмо-пресс, 2001; Религии народов современной России: А-Я : словарь / отв. ред. М.П. Мчедлов. - 2-е изд. - М.: Республика, 2002; Атлас современной религиозной науки России: в 3 т. Т. 1 / ред. М. Бурдо, С. Филатов. - М: Летний сад, 2005; Атлас современной религиозной науки России: в 3 т. Т. 2. - М: Летний сад , 2006; Религиоведение : словарь / И.В. Аверченко [и др.]. - М.: Академ, проект, 2007; Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко [и др.]. - М.: Академ, проект. 2008, и др.

3 Со коло в-М итри ч Д. Беслан захватили сектанты и мошенники / Д. Соколов-Митрич // Известия. - 2004. - 27 ноября; Марченко Л. Руководителя тоталитарной секты ловили 5 лет / Л. Марченко И Известия. - 2004. - 29 сентября; Дворкин А. За свое мошенничество он должен ответить перед законом I А. Дворкин // Известия. - 2005. - 5 октября; Никифоров А. Ушел из общины Виссариона / А. Никифоров // Коммуна. - 2005. - 28 октября; Политковская А. Мракобес / А. Политковская // Новая газета. - 2005. - №70; Письман Л. Ваши мышцы расслаблены / Л. Письман // Литературная газета. - 2005. 15; Коряков А. Дьяволо-поклонники / А. Коряков // Литературная газета. -2005. - №30-31; Карачева Е. Энергия перевернутого креста / Е. Карачев // Аргументы неделя. - 2007. - № 24; Егоров В. Искушение «Христом» из милиции / В. Егоров // Аргументы недели:■- 2007.:- 2 сентября, и др.

ных публикациях содержится конкретный материал, характеризующий различные аспекты деятельности деструктивных религиозных организаций в Российской Федерации. Эти материалы позволяют оперативно реагировать на происходящие события, обобщать факты, а на их основе выделять тенденции и закономерности развития.

Шестую группу источников составляют материалы компьютерной сети. Многие деструктивные религиозные культы имеют собственные сайты, на которых они располагают сугубо позитивные материалы о своей деятельности. К данной информации следует подходить объективно и в то же время критически и всесторонне ее оценивать. Нами использованы сайты Русской Православной Церкви, ее оценки деятельности новых религиозных движений в России'.

Седьмая группа источников - воспоминания бывших членов сектантских организаций, порвавших с сектами и сумевших вернуться к нормальной жизни". Таких материалов сравнительно мало, т. к. лишь очень незначительному числу сектантов удается вырваться из сетей организации. Но эти материалы крайне ценны для исследователя. Они, во-первых, позволяют изучить изнутри деятельность конкретной секты; во-вторых, дают возможность проанализировать существующие методы вербовки и выявить конкретную угрозу здоровью человека, идущую от секты. Особенно интересным оказалось исследование С. Хассена3, в котором приводятся многочисленные наглядные примеры деятельности мунитов посредством воспоминаний бывших членов данной секты.

Восьмую группу источников составляют статистические материалы, характеризующие численность религиозных объединений в Российской Федерации4, в том числе деструктивных культов. Статистические материалы дают возможность проследить динамику эволюции новых религиозных движений в России, в зависимости от этого строить взаимодействие с ними. Кроме данных ЦСУ, нами использовались статистические материалы Министерства юстиции Российской Федерации, получаемые при регистрации новых религиозных движений.

Наконец, девятая группа источников представлена данными социологических исследований', освещающих отношение населения России к новым религиозным движениям.

Таким образом, обширная источниковая база диссертационного исследования позволяет сделать вывод об обеспечении его разнообразным источниковым материалом.

' h!tp://mvu'.samtei.nj/~orthodox/Dortzet.l!tm; http://subculture.hazod.ru/texts/book2 ' /emelyariovahtm, и др.

" Мамсанарес С. Воспоминания «Свидетеля Иеговы»/ С. Максанарес. - Тбилиси: б.и., 1995.

3 Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / С. Хассен. - М.: ACT Москва: ACT, 2006.

4 Российский статистический ежегодник. 2000-2010. Состав и количество религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2004 года // Religaze.ru. 6 апреля 2004 года.

3 Надо ли бороться с религиозными сектами? Н Известия. - 2007. - 28 ноября.

Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историзма. Принцип объективности позволил провести исследование вне идеологических пристрастий, с учетом всесторонности, взаимосвязи всех аспектов эволюции новых религиозных движений. Принцип объективности важен с точки зрения достижения максимальной степени истинности в оценке новых религиозных движений, а критерием в этой оценке служит мера нанесения ущерба здоровью, психическому состоянию человека в результате контактов с деструктивными религиозными организациями. Принцип историзма дал возможность анализировать новые религиозные движения в исторической динамике, с точки зрения их возникновения, развития, прохождения определенных этапов.

Указанные принципы базируются в свою очередь на универсальном, всеобщем для исследований всех наук диалектическом методе, законах диалектики, позволяющих в значительной степени продвинуться на пути отыскания истины, что и является первейшей задачей любого, в том числе исторического познания.

В ходе исследования использовались такие методы исторической науки, как сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный, синхронный и др.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период 1990-х годов. Именно тогда в посткоммунистической России формировались и интенсивно распространялись многие новые религиозные движения, деструктивные секты, стремившиеся заполнить духовный вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии и советской политической системы. Многие неохристианские течения появились более столетия назад (мормоны, иеговисты, адвентисты, пятидесятники), но только в 1990-е годы их деятельность получила наиболее полное развитие в России. Что касается неоориенталистских сект, то на 1990-е годы пришелся расцвет их деятельности в России. В ряде случаев при анализе новых религиозных движений в целях изучения логики, основных тенденций их развития мы выходим за рамки 1990-х годов (в случае, например, с сектой Г. Грабового).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном анализе новых религиозных движений в России в 1990-е годы. В диссертации на основе документов впервые изучаются процессы формирования, распространения и исторической эволюции деструктивных религиозных объединений в Российской Федерации в 1990-е годы, показываются и обобщаются приемы и методы вербовки новых членов тоталитарными сектами. Также предлагаются меры по созданию механизма защиты населения от негативного влияния деструктивных религиозных культов в рамках создания системы религиозной безопасности. В рамках данного исследования обобщается опыт деятельности новых религиозных движений, накопленный за последние годы в отечественной и зарубежной исторической науке. Предпринята попытка анализа взаимодействия традиционных российских конфессий и новых религиозных движений 8 1990-е годы.

Положения, выносимые на защиту:

- посткоммунистический период в истории России обусловил крушение и деформацию социально-политических и духовно-нравственных идеалов и ценностей в жизни российского общества 1990-х годов. В этих условиях духовного вакуума в обществе получили распространение новые религиозные движения, значительная часть которых развивалась в форме тоталитарных, деструктивных культов (сект);

- новые религиозные движения 1990-х годов вели активную идеологическую и организаторскую работу в России, нередко скрывая свои подлинные цели, маскируя догматику под традиционные российские религиозные конфессии;

- новые религиозные движения в России в исследуемый период получили значительное распространение и влияние в связи с возраставшей социальной апатией населения, низким уровнем информированности в религиозных вопросах. Особую популярность получили деструктивные религиозные объединения среди определенной части молодежи;

- усилия государства. Русской Православной Церкви, других традиционных религиозных конфессий оказывались явно недостаточными перед реальной угрозой, исходившей от внеконфессиональных деструктивных культов, занимавших агрессивно-наступательную позицию в отношении Русской Православной Церкви, других традиционных конфессий;

- в обществе существует настоятельная потребность в создании действенного механизма социально-психологической защиты от негативного воздействия деструктивных религиозных органов с участием представителей государственных органов, традиционных конфессий, специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения ее материалов в научно-исследовательской работе для создания обобщающих исследований по проблемам формирования и эволюции новых религиозных движений на разных периодах их исторического развития. Кроме того, материалы диссертации могут использоваться в учебно-методической работе при чтении лекций по Отечественной истории, истории религии., религиоведению, социальной философии, проведению семинарских занятий по соответствующим учебным дисциплинам.

Апробация исследования. Автором опубликовано 8 работ общим объемом 8,3 п. л. По теме диссертационного исследования - семь статей, в том числе две статьи в журналах, рекомендованных ВАК, монография «Новые религиозные движения в России в 1990-е годы». Основные положения диссертации излагались в выступлениях и докладах на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях в Воронеже, Тамбове, Мичуринске.

ОСНОВНОЕ СОДЕ1РЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на пять параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность, определяется цель, задачи, хронологические рамки., объект и предмет исследования, формулируется научная и практическая значимость темы, рассматривается комплекс опубликованных и неопубликованных источников по теме исследования.

В первой главе «Новые религиозные движения в России: содержание, структура, типология» анализируются вопросы, связанные с причинами возникновения и доктринальным содержанием структуры и типологии новых религиозных движений.

В первом параграфе первой главы рассматриваются причины возникновения и доктринальное содержание новых религиозных движений в РФ. Для выяснения причин возникновения новых религиозных движений в первую очередь определяется время их появления, его специфика. В подавляющем большинстве исследований называются 1950-!960-е годы.

Сектантство в нашей стране имеет многовековую историю. В прошлом оно нередко являлось формой социального протеста. Исследователи выделяют три этапа в становлении русского сектантства. В дореформенное время были распространены так называемые «старорусские секты», уходившие своими корнями в феодальную старину, в ХУ1Г-Х1Х века: христо-веры, духоборцы, молокане, хлысты, скопцы и др. В дальнейшем они почти не сохранились и не пользуются сегодня заметным влиянием в российском обществе.

После реформы (861 г. в России стали распространяться секты протестантского толка: баптистов, евангелистов, а позднее адвентистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы и прочие, получавшие материальную и моральную подпитку из-за рубежа, в первую очередь, из США.

В советское время всякая религиозная активность, в том числе сектантов, находилась под неусыпным контролем государства. Религиозная пропаганда, а тем более попытки создания религиозных организаций, как правило, сразу же пресекались. Не только у православных, протестантов, католиков были свои исповедники веры , о которых сейчас знает страна, но и у неведомых до сих пор миру, известных лишь узкой группе сочувствующих, смешных и странных для окружающих открывателей Высших Истин, также были свои герои. Лишь очень законспирированные и потому малочисленные секты были способны выживать при большевиках.

С. 1970-х годов в России широко распространились сильно примити-визированные восточные верования или их фрагменты. В первую очередь, это были всякого рода заимствования из буддизма, индуизма, йоги, в меньшей степени - даосизма и ислама. Особую роль в адаптации всякого рода восточных верований к условиям России играло Рериховское движение, возникшее еще до перестройки.

Период рубежа 1980-1990-х годоз стал временем интенсивного проникновения в российское общество новых религиозных движений, распространения их по территории РФ, что создавало угрозу безопасности государства. Всем хорошо знакомы такие понятия, как, например, военная, экономическая, политическая и социальная безопасность, но почти никто

до сих пор не говорит о религиозной безопасности'. С этой стороны России угрожает не менее серьезная опасность.

В диссертации раскрываются основные причины возникновения новых религиозных движений в России 1990-х годов. Таких причин много, они многоплановы, разнообразны, многоуровневы. В качестве одной из них можно назвать существование в любом обществе определенной группы людей, члены которой обладают так называемой сектантской психологией. Этим людям не хочется быть похожими на всех, они стремятся найти свой особый путь, который подчеркнул бы их «избранность» и «незаурядные» духовные дарования. Повышенное самомнение, разного рода психологические расстройства весьма типичны для представителей такой группы. Они обязательно подыщут себе секту, в крайнем случае, создадут ее сами при православном приходе, в буддийской ебщине, мусульманском джамаате или даже в клубе воинствующих атеистов.

К причинам возникновения новых религиозных движений в России 1990-х годов можно отнести также снижение общественного авторитета христианской церкви, как православной, так и католической, сохранение неразрешенными вечных вопросов человечества, в особенности вопроса жизни и смерти. Кроме того, среди причин - расширение связей между разными странами, народами, взаимопроникновение культур, появление стремления к объединению между ними, развитие средств массовой информации, увеличение скорости донесения информации до потребителя, что оставляет ему значительно меньше времени на ее обдумывание2.

В диссертации анализируются существующие в отечественной научной литературе подходы к определению категорий «новое религиозное движение», «секта», «тоталитарна;! секта», ('Деструктивный культ» и др. Дать одно конкретное определение новым религиозным движениям достаточно трудно, поскольку наряду с понятием «новое религиозное движение» существует более распространенное в научной литературе понятие «секта», зачастую они используются как синонимы. Автором предпринята попытка дать конкретное определение категории «новое религиоз ное движение».

Новые религиозные движения в России представляют собой сравнительно недавно созданные организации, имеющие обожествляемого лидера (лидеров), который чаще всего преследует собственные цели за счет контроля над психи кой своих последователей, причем использует для этого техники изменения человеческого сознания. Термин «новые религиозные движения» слишком размыт, неконкретен по содержанию и недостаточно политкорректен. Однозначно можно сказать, что деятельность подобных религиозных организации чрезвычайно опасна для общества, объективной необходимостью является контроль государства над деятельностью сект. Однако в отсутствии

' Только в 2006 г. была защищена одна из первых в нашей стране диссертаций по тематике религиозной безопасности. См.: Козлов C.B. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности : автореф. дне., .канд. юрид. наук / C.B. Козлов,- Ростов-на-Дону, 2006.

" См.: История религии: в 2 т.: т. 2: учебник,-С. 623.

иных категорий, определяющих сущность и содержание религиозных объединений, в настоящем исследовании применяется категория «новые религиозные движения», равнозначная по содержанию понятию «секта».

Во втором параграфе первой главы раскрывается структура и типология новых религиозных движений. В параграфе рассмотрены причины возникновения, сущность, содержание новых религиозных движений, появившихся в российском обществе в 1990-е годы и функционирующих в настоящее время. Причины возникновения и распространения новых религиозных движений в России в 1990-е годы были связаны с нарастанием социально-экономического и духовно-нравственного кризиса, с утратой многих привычных устоев, социально-нравственных идеалов и ценностей, образованием духовного вакуума. Этот вакуум заполняли миссионеры из разных стран, спешившие использовать кризис в общественном и индивидуальном сознании, заполнить его религиозным содержанием новой для: России направленности. Многие новые религиозные движения, появлявшиеся в России в 1990-е годы, носили эсхатологический характер, что также было связано с кризисом традиционного сознания.

Анализ научной литературы позволил нам обосновать следующую типологию новых религиозных движений:

Неоориенталистские. К ним относят такие новые религиозные движения, как «Международное общество сознания Кришны», «Трансцендентальная медитация», «Миссия божественного света», «Брахма Кумарис», «Маха-рай Джи» и другие. В основе этих движений лежит буддизм и индуизм.

Неохристианские. («Церковь Христа», «Новоапостольская Церковь», «Семья любви», «Церковь Последнего Завета Виссариона», «Церковь Божьей Матери преображающейся» (Богородичный центр), «Богослужение Московской Церкви Христа» и др.). Лидеры эгих групп заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном ими в результате озарения или откровения.

Неоязыческие. Различные малочисленные секты, которые обращаются к элементам древних дохристианских верований, в основном славянского язычества (школа Порфирия Иванова и др.).

Синкретические и универсалистские движения («Церковь объединения», «Вера Бахай», «Сайентологическая церковь», «Аум Синрекё», «Аг-ни-йога» и др.). Они стремятся придать своим доктринам наукообразный характер.

Сатанинские, например, «Церковь сатаны», «Черное братство», «Зеленый крест», различные секты последователей А. Кроули. Они отвергают традиции и этику христианства, провозглашают себя носителями зла1.

Большая часть новых религиозных движений, сформировавшихся в России в 1990-е годы, имела тоталитарное содержание, т.е. устанавливала тотальный контроль над индивидами, становившимися членами секты (движения, организации). Тоталитарные секты осуществляли различные приемы и методы психического воздействия на адептов с целью трансформации их психического и социального состояния.

' История религии: в 2 т. Т. 2. - С. 609-610.

Во второй главе «Новые религиозные движения в России в 1990-е годы» рассматриваются отдельные группы сект, выделяются их особенности и степень опасности для российского общества.

В первом параграфе второй главы рассматриваются псевдохристианские секты. К этой группе мы отнесли такие новые религиозные движения, как «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны), «Общество Сторожевой башни» («Свидетели Иеговы»), «Семья» («Дети Бога»), «Церковь Христа», «Всемирная церковь Бога», «Движение веры» (неопятидесятники), «Белое братство» - «Юсмалос», Секта Виссариона - «Община единой веры», Секта Григория Грабового, Культ Анастасии, «Рада-стея» Дуси Марченко. Псевдохристианские деструктивные культы копируют многие положения христианского вероучения, маскируют обряды и ритуалы под христианские, а в действительности не имеют ничего общего с подлинным христианством. В параграфе обращается внимание на данное обстоятельство. Деятельность псевдохристианских культов и сект направлялась в первую очередь против Русской Православной Церкви. В исследуемый период некоторые государственные деятели России открыто поддерживали псевдохристианские культы как признак свободы вероисповедания к распространения демократии в России.

Во втором параграфе второй главы рассматривается содержание и деятельность неоориенталистских сект. Сюда относятся секты «Аум Синрикё», «Общество сознания Кришны» или «Международное общество сознания Кришны» - «МОСК», «Интегральная йога» Шри Ауробиндо, Культ Сатьи Саи Бабы. Эти религиозные организации модернизировали положения традиционных восточных религий, приспосабливая их для собственных нужд. Значительное число неоориенталистских религиозных организаций носило массовый характер и распространяло свои идеи среди молодого поколения россиян.

В третьем параграфе второй главы рассматриваются сатанистские и близкие к ним тоталитарные секты. Это самые опасные секты. Из наиболее известных в России в 1990-е годы объединений сатаниетов можно назвать «Церковь Сатаны», «Международную ассоциацию люцеферистов кельт-ско-восточного обряда», «Зеленый ордер», «Черный ангел», «Южный крест». С деятельностью сатанистских организаций на территории нашей страны в 1990-е и последующие годы связаны противоправные действия (осквернение христианских, еврейских кладбищ, святынь, жертвоприношения животных и даже людей, надругательства над умершими и др.).

Таким образом, в диссертации дан анализ формирования и эволюции наиболее распространенных в 1990-е годы в России новых религиозных движений - деструктивных сектантских организаций. Большая их часть продолжала действовать и в 2000-е годы, оказывая порой существенное идейное влияние на население страны. Деструктивные секты получили влияние среди различных категорий населения, преимущественно город. ского, утратившего во многом собственные духовные ориентиры, либо попавшего в затруднительную жизненную ситуацию - общественную или

личную. Вышеназванные новые религиозные движения в указанный период не только кардинально изменили конфессиональный спектр, исторически характерный для России, но и а определенной мере разбалансировали, дестабилизировали религиозную обстановку в обществе. С их появлением возник новый блок нерешенных проблем.

В третьей главе «Меры по предотвращению распространения новых религиозных движений на территории Российской Федерации» выделяются основные меры, которые могут эффективно применяться в работе по предотвращению распространения новых религиозных движений на территории Российской Федерации.

С сожалением приходится констатировать, что в 1990-е годы в России преобладало поверхностное отношение к возникавшим в стране новым религиозным движениям, существенно недооценивалась их дестабилизирующая роль в жизни российского общества. Это касалось и государственной политики, и деятельности СМИ, и практики традиционных конфессий, прежде всего Русской Православной Церкви как основного объекта идеологических атак со стороны деструктивных культов.

Серьезная опасность состояла еще и в том, что многие из возникавших в России новых религиозных движений были тесно связаны с официальными кругами зарубежных государств, далеко не дружественным образом настроенных против России, стремившихся ослабить социально-экономический и духовно-нравственный потенциал русского народа. Значительная часть деструктивных сект получала мощное финансирование из-за рубежа и на эти средства разворачивала свою деятельность в России.

Проблема защиты интересов личности, общества и государства приобретает особое значение на рубеже ХХ-ХХ1 столетий, в том числе в связи с распространением в нашей стране новых религиозных движений.

Защита личности от негативного воздействия деструктивных религиозных организаций - не надуманная проблема, как может показаться на первый взгляд, не теория, оторванная от реальной жизни, а самая насущная практика повседневности. На сегодняшний день в России насчитывается, по разным данным, от 300 до 500 различных сект1. Число людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает одного миллиона человек. Из них 70 процентов - молодые люди от 18 до 27 лет.

Сохранение жизненно значимых функций функционирования личности. особенно в период ее формирования в детском и юношеском возрасте, предполагает создание системы безопасности от влияния деструктивных религиозных культов. Религиозная безопасность призвана уберечь личность от негативных последствий контактов с лидерами и членами деструктивных сект, несущих гражданам реальную угрозу разрушения, трансформации личности.

1 Религия и российское многообразие / науч. ред. и сост. С Б. Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2011.-С. 16-17.

В чем состоит реальная угроза личности со стороны деструктивных религиозных организаций, появившихся в России в 1990-е годы? Прежде всего, в методах воздействия на сознание человека, вступившего в контакт с представителями секты (данные методы проанализированы нами в разделе I диссертационного исследования). Сложность их распознавания заключается в том, что сектанты не раскрывают подлинных целей своей деятельности, занимаются социальной мимикрией, что затрудняет общение с ними. Необходимо хорошо усвоить методы освобождения от негативного влияния деструктивных религиозных культов, чгобы не подвергать собственную жизнь серьезной опасности, минимизировать исходящие от секты реальные угрозы. Данные методы составляют важную структурную часть системы безопасности личности.

В главе подробно анализируются методы противодействия негативному влиянию новых религиозных движений, прежде всего, тоталитарных сект, на поведение и сознание молодежи.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщающие выводы. От позиции Российского государства, Русской Православной Церкви, общественности в значительной мере зависит благополучие общества, его духовно-нравственная безопасность и стабильность. Конечной целью выстраивания системы государственно-церковных отношений с новыми религиозными движениями должно стать дальнейшее формирование гражданского общества, укрепление его государственно-правовых основ, всесторонняя защита прав н свобод граждан. При этом государство, заботясь о безопасности и стабильности жизни своих граждан, должно оставлять за собой право получения полной и достоверной информации по всем вопросам, сзязанным с новыми религиозными движениями и принятием всех необходимых мер для их практической реализации. На этих основах должна строиться политика Российского государства в отношении новых религиозных движений.

Нами предлагается ряд практических рекомендаций, которые должны помочь в борьбе с негативным влиянием сект на российское общество: выделить в РФ, по примеру большинства государств Европы, традиционные культурообразующие религии, являющиеся религиями большинства верующего населения, более четко прописать это положение в законе «О свободе совести...». Необходимо обеспечить профилактику вовлечения населения в деструктивные религиозные организации путем законодательного ограничения или запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан. Следует ввести в программы обучения в общеобразовательных учреждениях факультативные курсы лекций о деятельности некоторых религиозных организаций и профилактике их воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России. Эти знания учащиеся могли бы получать в ходе изучения курса «Основы православной культуры». В целях проверки законности деятельности некоторых религиозных организаций на предмет их воздействия на здоровье человека принять постановление Правительства Российской Федерации о порядке

проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций. При регистрации религиозных организаций предусмотреть экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство этими организациями на территории Российской Федерации. Государственным структурам, СМИ, традиционным религиозным конфессиям необходимо усилить аргументированную разъяснительную работу с верующими относительно содержания вероучений тоталитарных деструктивных культов. Эти и иные меры могли бы способствовать предупреждению негативного воздействия новых религиозных движений на территории Российской Федерации в настоящее время.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

в изданиях, рекомендуемых ВАК:

1. Смирнова Т.С. Новые религиозные движения в России: проблемы классификации и механизмы защиты личности / Т.С. Смирнова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота -2011. - № 4. - С. 159-161 (0,25 п. л ).

2. Смирнова Т.С. Новые религиозные движения РФ в 1990-х годах: причины возникновения и эволюции / Т.С. Смирнова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. Научно-производственный журнал. - Мичуринск: Мичуринск-наукоград РФ. - 2011. - № 1. -Часть 2. - С. 206-208 (0,25 п. л.).

прочие публикации:

3. Смирнова Т.С. Новые религиозные движения в России в 1990-е годы : монография / Т.С. Смирнова, В. А. Тонких, Ю.Л. Ярецкий. - Воронеж: «Истоки», 2010. - 112 с. (6,5 п. л.).

4. Смирнова Т.С. Новые религиозные движения в России: угроза демократии и морали / Т.С. Смирнова II Реформы и власть: особенности становления и функционирования гражданского общества : межвузовский научный сборник. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга». - 2010. - Вып. 5. -С. 103-108 (0,4 п. л.).

5. Смирнова Т.С. Меры по предотвращению распространения новых религиозных движений на территории Российской Федерации / Т.С. Смирнова // Модернизация российского общества на современном этапе : юбилейный межвузовский сборник научно-практической конференции. - Воронеж: ВФ МГЭИ, Типография Воронежского ЦНТИ - филиал ФГУ «РЭА» Минэнерго РФ. - 2010. - С. 282-284 (0,2 п. л.).

6. Смирнова Т.С. Сайентология как новое религиозное движение / Т.С. Смирнова II Стратегия развития региональных рынков: инфраструктура, безопасность, качество [Текст] : материалы международной научно-практической конференции в 2-х частях: часть 1. - Воронеж: «Научная книга», 2010. - Часть 1. - С. 367-371 (0,3 п. л.).

7. Смирнова Т.С. Новые религиозные движения в духовной жизни российского общества 1990-х годов / Т.С. Смирнова // Духовная жизнь общества и человека: история и современность : международный сб. науч. тр. - Воронеж: Воронеж, гос. технол. акад. - 2010. - Вып. 2. - С. 374-377 (0,2 п. л.).

8. Смирнова Т.С. Новые религиозные движения в российском обществе и личность: диалектика взаимодействия / Т.С. Смирнова // Духовная жизнь общества и человека: история и современность : международный сб. науч. тр. - Е'юронеж: Воронеж, гос. технол. акад. - 2010. - Вып. 3. - С. 238240 (0,2 п. л.).

Научное издание

СМИРНОВА Татьяна Сергеевна

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ и эволюции НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В 1990-е ГОДЫ

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Подписано в печать 26.03.2012. Формат 60 <847,4. Печать трафаретная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 1,37. Уч.-изд. л. 1,27. Заказ 8. Тираж 100 экз. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Отпечатано в типографии университета. 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86.

 

Текст диссертации на тему "История формирования и эволюции новых религиозных движений в России в 1990-е годы"

61 12-7/678

Воронежский институт кооперации (филиал) AHO ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

Смирнова Татьяна Сергеевна

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ и эволюции новых РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ В 1990-е ГОДЫ

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель-доктор исторических наук, профессор Тонких В.А.

Воронеж - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................. 3

Глава 1. Новые религиозные движения в России: содержание, структура, типология.................................................................27

§ 1. Новые религиозные движения: причины возникновения

доктринальное содержание............................................................ 27

§ 2. Структура и типология новых религиозных

движений.................................................................................... 7Q

Глава 2. Новые религиозные движения в России в 1990-е годы......... 84

§ 1. Псевдохристианские секты...................................................... 88

§ 2. Неоориенталистские секты....................................................... 129

§ 3. Сатанистские и близкие к ним секты.......................................... 138

Глава 3. Меры но предотвращению распространения новых религиозных движений на территории Российской

Федерации................................................................................ 150

Заключение.............................................................................. 173

Список источников и литературы................................................ 181

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях в России происходят масштабные, глубинные изменения, связанные с развитием и распространением религии как социокультурного явления. Процесс, начавшийся на рубеже 1980-1990-х годов, набирает силу, религия овладевает сознанием многих людей, становится органической частью общественной и личной повседневной жизни. Особо важную роль в российском обществе играют традиционные конфессии - христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Особенностью религиозной жизни России 1990-х годов стало формирование и развитие новых религиозных движений, не существовавших и не функционировавших ранее на территории Российской Федерации. Статус появлявшихся в стране новых религиозных движений вызвал весьма неоднозначную оценку общественности и специалистов. В массовом сознании новые религиозные движения были отнесены к разряду социально опасных. С появлением в России новых религиозных движений, развернувших в 1990-е годы бурную деятельность во многих регионах страны, появились и сложные проблемы, от решения которых зависели без преувеличения благополучие, а нередко физическое и психическое здоровье и сама жизнь многих российских граждан.

Что представляют собой новые религиозные движения? Насколько правомочна с правовой, социальной, политической, духовно-нравственной позиции их деятельность в нашей стране? Насколько опасны эти движение для человека? Какие конкретные цели они преследуют? Каковы взаимоотношения возникших религиозных движений и традиционных для России конфессий? Какую позицию должно занимать государство в отношении вновь возникших религий? Перечень вопросов можно продолжить. Вопросов пока больше, чем ответов на них, и по мере распространения в России новых религиозных

движений (а их становится все больше) число вопросов, остающихся пока без ответа, не уменьшается.

К новым религиозным движениям принято относить религиозные движения, возникшие в 1960-1970-х годах в США и Западной Европе, получившие распространение в России на рубеже 1980-1990-х годов, функционирующие в нашей стране и в настоящее время.

Причины их возникновения на Западе около полувека назад состоят в следующем. Во-первых, западное общество в указанные годы переживало глубокий социально-экономический и духовно-нравственный кризис, вызванный исчерпанием содержания традиционных ценностей и идеалов. Атмосфера духовного кризиса вызвала к жизни поиск путей выхода из него на основе новых идей, оценок, подходов к Богу, человеку, обществу, морали и т.п. Данная причина привела к появлению новых религиозных движений, пытавшихся указать выход из духовного кризиса общества.

В более поздний период - уже в конце 1980-х - начале 1990-х годов, подобные религиозные движения появились в России по примерно тем же причинам. Длительное время господствовавшая коммунистическая идеология уступила место идеологическому вакууму, который стремились заполнить не только традиционные для России религиозные конфессии, но и новые внеконфессиональные, неканонические верования. К данной причине, возможно, добавилось и то, что традиционные религии в начале 1990-х годов находились еще в стадии возрождения после долгих лет гонений и тотального над ними контроля со стороны государства.

Во-вторых, причиной появления новых религиозных движений следует считать психические особенности индивида, его характера, психики, мышления, темперамента. Речь идет о комплексе личностных качеств, склонных к определенному стилю мышления, поведения, образу жизни. Не секрет, что многие молодые люди шли в новые религиозные организации с целью обрести уверенность, смысл жизни, найти свое место в социуме, не

вдаваясь в особенности той организации, к которой они присоединялись. Да и со стороны государственных органов новые религиозные движения не встречали противодействия, а нередко пользовались поддержкой высоких государственных чиновников.

В-третьих, в обстановке идеологического разброда, острой политической борьбы, духовного шатания, поиска новых путей развития, преодоления кризиса государство не предлагало конкретных оценок, способов взаимодействия с новыми религиозными движениями, которые стихийно распространялись в российском обществе в 1990-е годы1. Только в сентябре 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», поставивший проблему в правовое поле. Но и в этом, безусловно, важном законе отсутствовало понятие «нового религиозного движения» и, соответственно, оценок и подходов к вновь создававшимся в России религиозным альтернативным, внеконфессиональным организациям.

В 1990-е годы государство нередко преуменьшало опасность возникновения в России новых религиозных движений деструктивного характера, считало их появление признаком демократии и религиозной свободы. Сами новые религиозные движения (секты) пользовались таким положением для организационного и идейного распространения своей деятельности, укрепления позиций в обществе. Пассивную, зачастую оборонительную позицию в отношении новых сектантов занимала Русская православная церковь, другие традиционные конфессии. В-четвертых, актуальность темы обусловлена тем, что и в современных условиях новые религиозные движения, в том числе деструктивные культы, сохранили свои позиции и влияние в российском обществе, по-прежнему вовлекают в свои организации новых адептов.

1 Закон РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. провозглашал принцип терпимости к самому широкому спектру религиозных взглядов и убеждений.

5

На 6 апреля 2004 г. численность новых религиозных движений, по данным Минюста России, представляла следующую картину: Свидетели Иеговы имели на территории России 386 организаций; Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны) - 50; Церковь объединения (Муна) - 9; Церковь Божьей матери «Державная» - 27; Церковь Христа - 26; Сайентологическая церковь - 2; Международное общество сознания Кришны (MOCK) - 80; Вера Бахай - 20 и т.д.1.

Актуальность избранной исследовательской темы определяется еще и тем, что новые религиозные движения получили распространение во многих странах мира, ведут активную миссионерскую деятельность. Многие из них превратились в крупные коммерческие и финансовые предприятия, получающие огромные прибыли от культовой и иной, часто противоправной, деятельности.

Итак, исследуемая в диссертации проблема затрагивает важные сферы жизни российского общества, выходит за пределы одной страны, превращаясь в глобальную проблему. Указанные обстоятельства и определяют актуальность темы диссертации.

Поскольку новые религиозные движения представляют собой весьма сложный, неоднородный комплекс религиозных объединений, организаций, важно разобраться в терминологии, связанной с определением указанных движении. В российской историческои, религиоведческои, социологическои, психологической, юридической, философской литературе используются самые различные категории, фактически обозначающие одно и то же явление, - «новые религиозные движения», «нетрадиционные религии и культы», «неорелигии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии». Применяется и специфический российский религиоведческий термин - «тоталитарные секты» по аналогии с

1 См.: Тонких В.А. Русское православие: история, теория, практика / В.А. Тонких, Ю.Л. Ярецкий. - Воронеж: НОУ «НПИОЦ». - 2007. - С. 215 -216.

политическим термином «тоталитаризм», «тоталитарная система» и т.п. Обилие терминов отнюдь не упрощает задачу научного исследования новых религиозных движений в России. За данными терминами укрывается действительно сложное, новое для российской религиозной жизни явление, далеко не столь абстрактное, безобидное и отвлеченное, как представляется на первый взгляд.

В двухтомном исследовании «История религии» в разделе «Современные нетрадиционные религии и культы» (автор - И.Я. Кантеров) новые религиозные движения характеризуются как движения, отличающиеся нововведениями, «существенно расходящимися с вероучительными установками исторических религий». В первоначальных заявлениях лидеров новых религиозных движений «сообщается о радикальной новизне учения, видоизменяющего или отвергающего вовсе вероучительные доктрины традиционных религий...»1. Справедливо употребление автором данной работы термина «тоталитарный или деструктивный культ», когда лидеры культа скрывают истинные цели объединения, осуществляют полный контроль над сознанием и поведением человека, наносят серьезный вред здоровью неофитов, вовлеченных в тоталитарные секты .

Авторы энциклопедического словаря «Религиоведение» определяют новые религиозные движения как религиозные движения и группы, получившие широкое распространение в 1960-1970 годах в США, странах Западной Европы, некоторых государствах Азии, и в середине 1980-х годов -в России3. Новыми эти движения называются потому, что возникли они сравнительно недавно - во второй половине XX столетия. Однако недостаточно определить лишь время их возникновения, необходимо дать качественную характеристику.

1 История религии: в 2 т.: т. 2: учебник / Под общей ред. И.Н. Яблокова,- М.: Высшая школа,2002,- С.609.

2 См.: там же. - С. 612.

3 См.: Забияко А.П. Религиоведение: энциклопедический словарь / А.П. Забияко и др. - М.: Академ, проект, 2006. - С. 706.

Термин «новые религиозные движения» широко применяется в отечественной научной литературе и обозначает инновационный характер и структурную незавершенность религиозной организации. Сам термин был введен в научный оборот в конце 1980-х годов профессором Лондонской школы экономики Эйлин Баркер1. В поддержку термина высказывались известные российские специалисты И. Кантеров, М. Штерин и др. .

Несмотря на некоторую размытость термина, считаем правомочным его употребление для анализа внеконфессиональных, неканонических религиозных течений (культов). Содержательно под термином «новое религиозное движение» понимается совокупность новых религиозно-мистических образований, отличающихся от традиционных религий доктринальными особенностями, обрядово-культовой спецификой, психологическими установками и ориентациями, носящими нередко эсхатологический характер, появившихся в большинстве своем во второй половине XX столетия.

Содержательно близким к данному термину является категория «секта» («религиозная секта»). Известный отечественный исследователь А.Л. Дворкин считает сектой «закрытую религиозную группу, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона» .

Советские исследователи иначе подходили к определению секты, подразумевая под сектой отколовшиеся от главной религиозной конфессии религиозные организации. Именно в таком ключе подходил к оценке сектантства известный советский историк-религиовед А.И. Клибанов.

1 См.: Баркер А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб.: РХГИ, 1997.

2 См.: Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов / М. Штерин // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Кариайнена и Д. Фурмана. -СПб.; М.: Летний Сад, 2000,- С.56.

3 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. - 3-е изд. / А.Л. Дворкин. - Ниж. Новгород: Изд-во Братства во имя св. кн. А. Невского, 2005. - С. 44.

Определение секты как обособленной группы верующих, отошедшей от церкви или общины, давалось в «Кратком научно-атеистическом словаре»1.

При таком подходе под определение секты подпадали старообрядцы, протестантские церкви, в свое время отколовшиеся от Римско-католической церкви. А.Л. Дворкин предложил именовать такие секты классическими (менониты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, духоборы, хлысты и другие, маргинальные по отношению к христианству, группы) . Справедливо, на наш взгляд, применение А.Л. Дворкиным категории «тоталитарные секты», под которыми подразумеваются закрытые

религиозные группы, противопоставляющие себя культурообразующим религиозным общинам. К таким сектам следует отнести большинство новых религиозных движений, появившихся в России в 1990-е годы. А.Л. Дворкин относит к тоталитарным сектам особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками3. Тоталитарные секты осуществляют полный контроль над членами секты, стремясь удержать их в составе религиозной группы.

Итак, мы полагаем возможным употреблять применительно к вновь сформировавшимся в России в 1990-е годы религиозным формированиям термин «новые религиозные движения» и аналогичные, близкие по смысловой нагрузке категории - «деструктивные культы», «альтернативные, внеконфессиональные, неканонические, нетрадиционные верования (религии)», «тоталитарные секты» и т.п. Последний термин в большей степени подчеркивает опасность секты, исходящую от нее угрозу.

1 См.: Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем / А.И. Клибанов. - М.: Наука, 1973. См. также: Краткий научно-атеистический словарь. - 2-е изд. - М.: Наука, 1969.

2 См.: Дворкин А.Л. Указ. соч. - С. 44.

3 См.: там же.

Степень научной изученности проблемы. Изучение религиозных движений в форме сект велось достаточно плодотворно в советской исторической и религиоведческо-философской науке. Научным исследованием сектантства с точки зрения советского атеизма занимались советские философы и историки: A.B. Белов, А.И. Клибанов, JI.H. Митрохин, А.Т. Москаленко, Е.Г. Балагушкин, Н. Сафронова, К.Г. Привалов и др.1. Методологической основой указанных работ являлся так называемый «научный атеизм», поэтому они носили односторонний, однобокий характер. Считаем, что, несмотря на имевшуюся литературу, анализ отечественного сектантства проводился в ограниченных масштабах, не все секты становились предметом изучения. К сектам в основном относили протестантские религиозные объединения свидетелей Иеговы, евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов и др., а также формировавшиеся в рамках православия секты истинно-православных христиан, духоборов, молокан, хлыстов и т.п.

На рубеже 1980-1990-х годов в связи с формированием и распространением в России новых религиозных движений (в содержательном значении данного термина) появились первые научные исследования, посвященные анализу именно функционировавших в российском обществе деструктивных, тоталитарных культов (сект).

1 См.: Москаленко А.Т. Современный иеговизм /А.Т. Москаленко. - Новосибирск: Наука, 1971; Она же. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд., 1978; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем / А.И. Клибанов. - М.: Наука, 1973; Сафронова Н. Реакционность мистических идей современного христианского сектантства / Н. Сафронова. - Львов: Высшая школа, 1975; Белов A.B. Секты. Сектантство. Сектанты / A.B. Белов. - М.: Наука, 1979; Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий / Е.Г. Балагушкин. - М.: МГУ, 1984; Митрохин Л.Н. Религии «Нового века» / Л.Н.Митрохин. - М.: Сов. Россия, 1985; Привалов К.Б. Секты: досье страха: (о деятельности мистических сект США и Западной Европы) / К.Б. Привалов. - М.: Политиздат, 1987, и др.

Среди отечественных исследов