автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Независимые религиозные объединения в Ленинграде в 1960-80-е годы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Чепурная, Ольга Васильевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Основные понятия исследования.
1.3. Независимые религиозные объединения как объект исследования. ф 1.4. Предпосылки появления независимых религиозных объединений в обществе.
Выводы.
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СССР.
2.1. Разрыв религиозной традиции вследствие антирелигиозной политики государства.
2.2. Противодействие государственной политике, возникновение оппозиционных движений
Выводы.
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОИСК В СССР: МЕЖДУ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ И ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ.
3.1. Независимые религиозные объединения как форма религиозного поиска: механизмы формирования, тенденции развития.
3.2 Религиозная вера.
3.3. Стратегии реконструкции религиозной традиции - религиозный самиздат.
Выводы.
ГЛАВА 4. НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД.
4.1. Изменения государственной религиозной политики в постсоветский период.
4.2. Участники независимых религиозных объединений в постсоветском пространстве . 158 Выводы.
Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Чепурная, Ольга Васильевна
Актуальность исследования. Быстрая трансформация российской религиозности в последние два десятилетия привлекает внимание многих российских и зарубежных исследователей. По нашему мнению, такие явления, как индивидуализация, фрагментация религиозной сферы, зародились в 1960-70-е годы XX века в среде советских маргиналов и диссидентов. Малоизученные культурно-религиозные феномены советского общества составляют основную проблематику настоящего диссертационного исследования.
Социологи религии отмечают, что сфера современной религиозности в России фрагментирована и эклектична. Кроме того, Православная Церковь в некоторые моменты истории была связана с националистическими и фундаменталистскими идеями, а ныне ее роль в общественно-политической жизни общества становится все более заметной.1 Основной характеристикой современного состояния религиозной сферы является рост так называемых парарелигиозных л верований и распространенность "свободного христианства".
Зарождение многих современных изменений религиозной сферы происходило в 1960-е и 70-е годы в слоях советских интеллектуалов, которые называли себя "новохристианами". Их появление совпало по времени со сходными процессами в странах Европы и Америки. После Второй мировой войны во всем мире активизируется процесс модернизации, с которым связаны такие явления, как индивидуализация и фрагментация общества, в том числе и религиозная. Российский
Верховский А. Политическая ксенофобия. М.: Панорама, 1999; Костюк К. Н. Православный фундаментализм И Полис. 2000. №5; Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ II Полис. 1999. №3. С. 138-149.
2 См., например: Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность. Опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. №8.С. 2-5. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические Исследования. 1995. №11. С. 81-91; Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы Философии. 1997. № 6; Щипков А. Во что верит Россия. СПб: изд. РХГИ, 1998. контекст 1960-х, который включал в себя процессы либерализации, пропаганду атеистической идеологии и религиозную несвободу, создал своеобразные рамки для независимых религиозных объединений, появившихся в то время в СССР. Появление религиозных объединений явилось результатом религиозного поиска участников, их оппозиционности существующей власти и традиционным религиозным институтам, а также спецификой социокультурного контекста. Независимые религиозные объединения - феномен культурной, общественной и политической жизни советского общества. Этим обусловливается междисциплинарный характер исследования, который проявляется в многосоставности методологической и теоретической базы, методов анализа, в исследовательском языке. Данное исследование совмещает в себе подходы культурологии, устной истории, социологии религии, и социологии общественных движений.
Актуальность исследования состоит, таким образом, в осмыслении истории таких явлений, как эклектичность и фрагментированность, которые наблюдаются в современной религиозной жизни России. Исследование религиозных объединений 1960-70-х годов, включая осмысление причин их распада или реорганизации, является важной частью изучения религиозности в современной России. Проблема исследования заключается в том, что в условиях советской культуры религиозная вера и религиозные поиски оказались маргинализированы, и нам не известно, каким образом и в каких формах религиозные поиски развивались в поздний советский период. Советская социокультурная ситуация повлияла на развитие религиозной сферы в поздний советский период, а феномен религиозных поисков предопределил некоторые специфические черты религиозности россиян в современности.
Объектом исследования являются независимые религиозные объединения, существовавшие в Ленинграде в период с 1960-х по 80-е годы, определявшие себя как христианские или православные. К таким религиозным объединениям были отнесены домашние церкви, кружки и семинары, существовавшие в среде оппозиционных советских интеллектуалов. Религиозные объединения понимаются не только как совокупность людей и религиозных практик, но также идей и текстов, которые составляли единое целое. На основе изучения теоретического материала и предварительного исследования были выделены специфические черты независимых религиозных объединений, обеспечившие дифференцированный подход к анализу материала. Для выделения объекта исследования было введено несколько ограничений. Во-первых, объект исследования ограничен исторически: мы рассматриваем независимые религиозные объединения, существовавшие начиная с середины 1960-х годов и до конца 90-х. Во-вторых, существуют географические ограничения: анализируются только те объединения, которые действовали в Ленинграде - Санкт-Петербурге. В-третьих, объект исследования ограничен по конфессиональному признаку: было решено анализировать объединения, которые были близки к православной традиции. Здесь важно отметить, что независимые религиозные объединения различной конфессиональной принадлежности были связаны между собой, что приводило к смешению и религиозных учений, и участников объединений. По этой причине ограничение по конфессиональной принадлежности достаточно условно.
Предметом исследования является религиозный поиск, появление которого в обществе представляет собой пример индивидуализации в религиозной сфере. В советском контексте религиозные поиски являлись инновационной деятельностью в сфере религиозной традиции и одновременно протестной деятельностью, позволявшей отгородиться и защититься от коммунистического режима.
Целью исследования является изучение типологических и социокультурных особенностей религиозного поиска в условиях культуры позднего советского периода и их развития, и определение того, как этот феномен влиял на политические и культурные процессы позднего советского и постсоветского общества. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать отличительные черты независимых религиозных объединений и выделить их как самостоятельный объект исследования, описать культурные и социальные условия их появления;
2) рассмотреть социокультурные характеристики обращения в веру представителей интеллектуальной оппозиции, сущность их религиозной веры;
3) исследовать этапы развития объединений и их религиозных идей;
4) определить изменения независимых религиозных объединений в постсоветской России и выявить характеристики связи между религиозными поисками этих объединений и современными тенденциями в религиозной сфере.
Степень изученности проблемы. В российской культурологии и социологии религии приоритетным направлением исследований является проблематика современной российской религиозности. Д. Е. Фурман и К. Каариайнен исследовали трансформацию религиозности в современном российском обществе, подчеркивая диффузный характер этого феномена. Данную проблематику также затрагивают Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Е. А. Кублицкая, А. Щипков, М. Штерин. Эти исследования сфокусированы на роли и месте религии в современном российском обществе. Западные социологи также уделяют внимание религии в России и странах бывшего социалистического лагеря, роли религии в десоветизации и детоталитаризации общества. Так, П. Мишель исследовал эти процессы в Польше, К. Руссле - в СССР. Актуальными также становятся вопросы межконфессиональных отношений в различных регионах России, что прослеживается в исследованиях К. Каариайнена, М. Штерина, В. Карпова и др.
Осмыслению религиозной сферы, ее роли и структуры в советском Союзе большее внимание уделяют историки. Такие исследования начались еще в 70-е годы группой специалистов Кестон Коледжа (в наст. вр. Кестон Института). В публикациях Майкла Бурдо, Ксении Дэннен и Филлипа Бубайера актуализированы проблемы противостояния сфер официальной идеологии и религии, репрессий против верующих и священников в социалистических странах. В исследованиях Патрика Мишеля и Катти Руссле проводится анализ роли религиозных групп в процессах деидеологизации общества в Польше и СССР (соответственно). Работы историков (М. В. Шкаровского, Г. Штриннера, Т. А. Чумаченко, Дж. Андерсона), посвященные государственно-церковным отношениям в СССР, в которых рассматриваются проблемы религиозной несвободы в советское время, также очень важны для понимания культурно-исторической среды позднего советского общества.
Проблема религиозных поисков в Советском Союзе, причин интереса к религии и последствий этих поисков остается малоизученной, поэтому для нашего анализа был важен весь спектр исследований, проблематика которых близка к тематике диссертации. Большое значение для исследования имеют работы социологов, касающиеся феномена религиозного движения "Пью Эйдж" ("Новый Век") в Западной Европе и США. Такие исследователи, как М. МакГир, Т. Лукманн, М. О'Хара, отмечают в своих работах, что эти движения появились как ответ на научные и политические кризисы современности. Из социологических работ, посвященных исследованиям общественных движений и субкультур, наиболее важными для понимания процесса формирования объединений и анализа результатов их деятельности представляются исследования Е. А. Здравомысловой,
В. В. Костюшева, Т. Б. Щепанской. Теоретические подходы этого раздела социологии рассматриваются по работам С. Тэрроу, А. Турена, Е. А. Здравомысловой.
Для понимания культурно-политического контекста появления и развития религиозных объединений как групп протеста важны исследования диссидентского движения российских и зарубежных исследователей. Одной из первых серьезных работ в этой области является книга Л. Алексеевой, в которой дается подробное и систематизированное описание различных диссидентских групп, их деятельности и участников. Работа Дж. Эллис посвящена непосредственно религиозному инакомыслию в СССР, но она носит описательный характер. Изучением диссидентского движения также занимались В. Воронков (периоды развития движения), Е. А. Здравомыслова (анализ феномена кафе "Сайгон"), С. А. Чуйкина (роль женщин в диссидентском движении). Кроме того, сами участники диссидентского движения стремятся к переосмыслению своего опыта участия в движении (В. В. Иофе, В. И. Долинин, Б. И. Иванов и др.). Их тексты использовались в исследовании как источники эмпирических данных.
Для анализа культурно-политического контекста были также очень важны исследования советской культуры, официальной и неофициальной, выполненные Б. А. Грушиным, Ю. А. Левадой, О. В. Хархординым, П. Вайлем, А. Генисом, С. Савицким. Эти авторы проводят анализ политических и культурных феноменов, ценностей и специфических практик в советском обществе.
Также близкими к проблематике диссертации являются исследования политологов А. Верховского, А. А. Кара-Мурзы, Я. А. Рымкевича, сконцентрированные на проблематике современного российского национализма и фундаментализма.
Методологические и теоретические основания исследования. Традиционные подходы социологии религии, основанные на изучении религиозных институтов и их функций, не дают возможности реализовать замысел данной работы. Понятие "новых религиозных движений", разработанное на основе исследований религиозных феноменов в Европе и США такими социологами, как Фр. Шампьон, Р. Старком, А. Баркер и др., также неприменимо к советскому контексту.1
Теоретической основной данного исследования является концепция религиозного поиска, описанная в работах В. Джеймса и разработанная Дж. л
Лофландом и Р. Старком. В этом направлении исследований религии религиозный поиск рассматривается как процесс, сопутствующий обращению в веру неофита, не получившего религиозного образования, и влияющий на сущность его веры в дальнейшем. В отечественных исследованиях религии это понятие использовал JI. Митрохин в философском анализе "Религии Нового Века". 1
Анализ религиозного поиска также является частью подхода французского социолога Д. Эрвье-Леже, которая развивает социологический подход М. Вебера к изучению религии. Согласно идее автора, необходимо исследовать современные религиозные феномены, основываясь не на институциональном подходе, а на анализе религиозной веры индивидов, которые составляют церкви, секты и сообщества. Для проведения такого исследования она классифицирует способы оправдания веры индивидов (validation de foi - соотнесения собственной веры с признанным эквивалентом). Эрвье-Леже выделяет 5 идеальных типов такого оправдания: институциональный (основанный на авторитете института), общинный (авторитет религиозной общины), обоюдный (основан на доверии к ближнему),
1 Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный Институт, 1997; Champion Fr., Nouveau mouvement religieux et nouvelle religiosités mystique-ésotérique// Religions et société, cahiers français, 1995. № 273, octobre-décembre; Stark R., Bainbridge W., The future of religion. - Berkley, University of California Press, 1985.
2 Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993; Lofland J., Stark R. Becoming a World-Saver: A theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological review. 1965. № 30. P. 862-875. самооправдание (убежденность в собственной правоте) h харизматический (авторитет харизматического лидера). Анализ религиозного поиска и веры индивидов дополняется интертекстуальным и дискурсивным анализом. Эта методология позволяет включить в исследование весь спектр доступного нам эмпирического материала и провести всесторонний анализ изучаемого феномена.2
Анализ развития и содержания религиозных поисков советских интеллектуалов выполнен в методологической перспективе "нового историзма", определенного Александром Эткиндом следующим образом: "Новый историзм -история не событий, но людей и текстов в их отношении друг к другу. Его методология сочетает три компонента: интертекстуальный анализ, который размыкает границы текста, связывая его с многообразием других текстов, его предшественников и последователей; дискурсивный анализ, который размыкает границы жанра, реконструируя прошлое как единый, многоструйный поток текстов; и наконец, биографический анализ, который размыкает границы жизни, связывая ее с дискурсами и текстами, среди которых она проходит и которые она продуцирует".1 В силу своей междисциплинарности, метод нового историзма применим в исследованиях разного характера (исторических, филологических, социологических, культурологических и пр.). Он является наиболее целесообразным при анализе религиозных поисков, основанных не на традиционной церковной религиозности, а на индивидуальном выборе, на религиозных текстах и на взаимодействии с особенной социокультурной ситуацией.
Кроме того, в работе использовались теоретические подходы, помогающие объяснить появление общественных и религиозных объединений в обществе (С. Тэрроу В. Бэйнбридж), в частности, в среде оппозиционных интеллектуалов (К. Манхейм, В. Джемс, Дж. Скотт). Для диссертации важна также концепция
1 Митрохин JLH. Религии "Нового века". М.: Сов. Россия, 1986.
2 Hervieu-Léger D. Le pèlerin et le converti. La religion en mouvement. - Paris: Flamarion. 1999. публичной сферы" Ю. Хабермаса, и анализ роли религии в дихотомии публичное/приватное X. Казановы. Основываясь на теории Хабермаса и критике теории секуляризации, Казанова говорит о все увеличивающемся значении религии в современном мире, в публичных сферах большинства обществ. Источники. В исследовании используются следующие группы источников:
1. Официальные документы: тексты законов о религии, законодательных актов и постановлений; публикации официальной прессы (Журналы "Наука и Религии", "Вестник Московской Патриархии"; газеты "Комсомольская Правда", "Литературная Газета")2. На основе этих источников была осуществлена реконструкция официальной политики государства в религиозной сфере. о
2. Неофициальные документы: более двухсот сам- и тамиздатских текстов, включающих статьи и эссе религиозной тематики, отчеты о деятельности религиозных объединений, сообщения о репрессиях по отношению к участникам объединений, открытые письма и личную переписку. Данная группа источников служит основой для анализа содержания религиозных поисков советских интеллектуалов.
3. Автобиографические тексты: 9 опубликованных автобиографий участников независимых религиозных объединений (список информантов в приложении). Эти тексты были написаны в разное время, в основном после прекращения деятельности религиозного объединения и/или эмиграции автора.
4. Интервью: 19 фокусированных с участниками независимых религиозных объединений. Две последние группы источников служили основой для анализа
1 Александр Эткинд А. Новый историзм, русская версия // НЛО. 2001. №48. С. 7-8. 1 Основные официальные газеты, такие, как "Правда", "Известия", игнорировали существование независимых религиозных объединений, публикации о них появлялись во второстепенных, с точки зрения идеологии, изданиях, которые анализируются в нашем исследовании.
3 В отличие от самиздата, который публиковался подпольно на территории Советского Союза, тексты для тамиздата тайно переправлялись за границу и печатались там. Это явление появилось позже, чем самиздат. Многие тексты публиковались обоими способами, но зарубежные издания зачастую лучше сохранились. индивидуальных историй участников объединений, связанных с их опытом участия в религиозных объединениях. Методы исследования включали: сравнительный анализ документов, официальных и личных, и фокусированных полуструктурированных интервью с участниками независимых религиозных объединений. Анализ содержания религиозных поисков советских интеллектуалов проводился с применением методологии "нового историзма", который сочетает интертекстуальный, дискурсивный и биографический анализы.
Каждому из использованных источников присущи определенные ограничения: ретроспективность воспоминаний в интервью и биографических публикациях, зависимость от элементов контекста текстов 1960-70-х или 90-х годов и т.д. Использование в анализе нескольких источников данных позволило преодолеть методологические трудности и ограничения каждого источника взятого в отдельности.
При сравнительном анализе эмпирического материала, тексты интервью и документы дополняли друг друга, так как их сопоставление позволяло преодолеть проблемы, связанные с ретроспективностью воспоминаний. Респонденты выступали не только в качестве информантов, но также экспертов, так как демонстрировали высокую степень саморефлексии и знание социологических, культурологических и политологических теорий. Анализ интервью был сфокусирован на этапах развития религиозных объединений и их идей, на культурно-историческом контексте их появления и развития и на траекториях индивидуальных религиозных поисков участников объединений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Независимые религиозные объединения в Ленинграде в 1960-80-е годы"
Выводы.
Исследователи религии в современной России описывают период конца 80-х - начала 90-х как время высокого, активного интереса к религии, время, когда появилось основное количество религиозных объединений, организаций и партий. "Почти все вновь возникшие церкви, деноминации, "культы" и "новые религиозные движения", существующие сейчас в стране (как иностранного происхождения, так и
1 Информация о Православной церкви возрождения была предоставлена Г. Якуниным во время родившиеся в России), появились именно в это время безбрежного интереса и симпатий к религии: после 1992 г. в справочниках о религиозных организациях России "новичков" почти не появлялось".1 И именно на это время приходится период внутренних конфликтов, перегруппировок и переорганизаций в независимых религиозных объединениях. В настоящее время наблюдается некоторая стабилизация, можно предположить, что участники религиозных объединений нашли свои ниши в современной публичной сфере, и в дальнейшем с их стороны можно ожидать либо попыток расширения путем привлечения более молодых участников, либо попыток вновь объединиться в более крупные организации.
Если говорить о трансформации независимых религиозных объединений в целом, получается, что они, несмотря на все изменения в обществе, продолжают занимать оппозиционное положение по отношению к официальной культуре и власти, они одновременно оппозиционны по отношению к государственной религиозной политике, к Православной Церкви, к националистическим и фундаменталистским движениям. При этом независимые религиозные объединения сохранили организационные противоречия, внутренние конфликты и мировоззренческую нестабильность советского периода. Именно этим объясняется отсутствие влияния их современных политических организаций и незаметность деятельности общественно-просветительских объединений, которые ставят перед собой узкоспециальные цели.
В связи с этими предварительными выводами можно поставить следующие вопросы для продолжения исследования: существует ли возможность использования противоречивого опыта независимого религиозного поиска советского периода для их последователей в современных условиях? Каковы структурные возможности, предоставляемые современным российским обществом для мобилизации сил интервью, они доступна на сайте http://apcv.hl.ru независимых религиозных объединений? Какие возможности предоставляют религиозному поиску новые сферы деятельности, такие как интернет?
1 Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис. 1999. №3, с. 147.
Заключение
Советская политика подавления религиозной свободы не остановила процесс самовоспроизводства религии, но создала специфические условия для развития религиозных феноменов. Эти условия предопределили и формы существования религиозных объединений, и их изменения в постсоветском контексте. На примере независимых религиозных объединений, близких к православию и существовавших в Ленинграде, мы проанализировали историю их развития, специфические черты деятельности и мировоззрения. Целью проведенного исследования индивидуального религиозного поиска в советский и постсоветский периоды было изучение этапов появления и развития в послевоенном СССР религиозного поиска и, в итоге, выработка ответа на вопрос о том, какие общественные явления породило это культурное явление 1960-70-х годов в среде советских интеллектуалов. Рассмотрим основные результаты работы:
1. В ходе исследования были сформулированы отличительные черты независимых религиозных объединений, проанализированы этапы развития объединений и определены основные тенденции, ослаблявшие или укреплявшие их. Основные характеристики индивидуального религиозного поиска в СССР были обусловлены культурно-политическими условиями религиозной несвободы и близостью к диссидентскому движению и контркультуре.
Также как и в странах Европы и США, советские независимые религиозные объединения появились как ответ религиозной сферы на внешние общественные изменения. Но в СССР эти объединения вынуждены были преодолевать не столько сопротивление традиционных религиозных институтов, не принимавших инновации, сколько запреты и ограничения, наложенные на религиозную сферу государством. Специфический контекст обусловил основные характеристики околоправославных независимых религиозных объединений: эти группы появляются в результате индивидуальных религиозных поисков и социально-политического протеста, они объединены посредством общего способа оправдания религиозной веры, им присуща организационная структура, основанная на свободе участников движения
Вследствие специфических характеристик социокультурной среды первые религиозные объединения советских интеллектуалов были настроены на сочетание политической и религиозной проблематики в своей деятельности и мировоззрении, позже была привнесена проблематика национальной русской идеи. Кроме того, притесняемая советской властью Православная Церковь вызывала у некоторых участников религиозных объединений стремление бороться за восстановление ее авторитета и полномочий, что вело к сближению с церковью и священниками.
2. Были описаны причины возникновения независимых религиозных объединений и пути, приводившие советских интеллектуалов в религиозные объединения и к религиозной вере. Разочарование в советской идеологии, осознание несоответствия социально-политической обстановки в стране желаемому идеалу провоцировали состояние внутреннего кризиса, одним из возможных выходов из этого состояния был религиозный поиск. Кроме критики советской системы, которая была общей для всех участников религиозных объединений, в качестве путей к религиозному поиску выделяются также эстетическое переживание и участие в контркультуре. В условиях, когда само участие в религиозной сфере воспринималось властью как антисоветская деятельность, организация тайного независимого религиозного объединения (или вступление в него) соответствовала сложившимся структурным возможностям.
3. Были выделены основные элементы воссозданной религиозной традиции и проанализирована специфика религиозной веры участников объединений. Религиозные поиски велись одновременно в различных областях: русская и западная религиозная философия, русское религиозное художественное творчество, западная теология и религиоведение, восточные религиозные течения. В комбинированном виде эти различные течения составляли религиозное мировоззрение участников независимых религиозных объединений. При этом большее увлечение творчеством русских религиозных философов направляло поиски участников объединения в сторону национализма или сближения с Православной Церковью, интерес к западной теологии обуславливал появление экуменической проблематики. Чтение, писание и обсуждение религиозных текстов представляет собой основную форму деятельности религиозных объединений, способствовала распространению идей и позволила участникам преодолеть разрыв религиозной традиции и трансформировать ее на индивидуальном уровне.
Анализ механизмов оправдания веры показал, что контекст религиозной несвободы, затруднявший доступ к традиционным религиозным ритуалам и церемониям, привел к появлению нового способа оправдания религиозной веры -текстуального, который играл большую роль, чем сформулированные Д. Эрвье-Лже 5 идеальных типов (институциональный, общинный, обоюдный, самооправдание, харизматический). Религиозные тексты для участников объединений становятся не только способом восстановления традиции, но и способом поддержания веры.
4. Была сделана попытка определить изменения независимых религиозных объединений в постсоветской России и выявить связи религиозных поисков советских интеллектуалов с современными тенденциями в религиозной сфере. К началу 80-х годов в результате внутренних противоречий и, в некоторой степени, давления власти независимые религиозные объединения перестают существовать, но в начале 90-х годов их бывшие участники продолжают религиозные поиски и стремятся привлечь к ним молодое поколение. При этом наблюдается разделение внутри бывших участников религиозных объединений: наиболее радикально настроенные националисты и православные фундаменталисты выделяются в самостоятельные движения.
В отличие от условий 60-70-х годов в современной России основное сопротивление появлению и развитию религиозного поиска оказывает уже сама Православная Церковь, а не правительство, поэтому стратегии и направления развития религиозных групп изменились, при этом основные идеи и проекты трансформации православного вероучения эти группы унаследовали от своих предшественников. Таким образом, можно утверждать, что в поздний советский период религиозная традиция не только была реконструирована в результате деятельности независимых религиозных объединений, но также произошла передача этой традиции следующему поколению. Религиозная традиция по-прежнему носит эклектичный характер, сохраняя большую часть элементов, привнесенных в нее в процессе религиозных поисков 60-80-х годов. Предположительно религиозная вера бывших участников независимых религиозных объединений и их последователей приобрела более традиционный характер, т.е. основными способами оправдания религиозной веры становятся институциональный или общинный. Религиозные объединения сохранили также оппозиционность и независимость от церкви и государства, что по-прежнему ограничивает их деятельность.
Очевидно, что современное развитие независимого религиозного поиска (как связанного с бывшими участниками независимых религиозных объединений советского периода, так и независимого от них) требует отдельного более подробного изучения. Задачами будущего исследования должны стать: анализ существующих религиозных партий и организаций, их деятельности, уставных документов, участников; сопоставление мировоззрений этих групп с содержанием религиозных поисков советского периода; анализ способов оправдания веры участников современных организаций; изучение связей этих групп с религиозными институтами, политическими и государственными организациями.
Список научной литературыЧепурная, Ольга Васильевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Сборники документов
2. Ведомости Верховного Совета РСФСР, 3 июля № 27 1975, 873.
3. Законодательство о религиозных культах. М.: Юридическая литература, 1969.
4. Законодательство о религиозных культах: Перепечатка с советского издания «Для служебного пользования». Нью-Йорк, 1981
5. Куроедов В. А., Панкратов А. С. Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов. М., 1971. С. 78-83.
6. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР // Сов.Россия. 1990. 10 нояб. С. 5; Ведомости съезда нар.депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.
7. О свободе совести и религиозных объединениях: Федер. Закон Рос. Федерации от 26 сент. 1997 г. № 125 Ф 3 // Рос.газ. 1997.1 окт. С. 3-4; Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1997. №39. Ст. 4465.
8. Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР, М.: Юрист, 1930.
9. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М.: Изд. Московской Патриархии, 1943.2. Материалы архивов:
10. Центральный государственный исторический архив (Петербург). Фонды: 796; 797; 831;833.
11. Архив Научно-Информационного Центра (НИЦ) Мемориал (Санкт-Петербург).
12. Архив Научно-Информационного Просветительского Центра (НИПЦ) Мемориал (Москва).
13. Архив Кестон Института, Оксфорд, Великобритания.
14. OSA Open Society Archives, Будапешт, Венгрия.
15. Личный архив В. Воронкова.
16. Личный архив В.И. Долинина.
17. Личный архив Р. Евдокимова.9. Личный архив Б. Иванова.10. Личный архив С. Чуйкиной.3. Публикации респондентов:
18. Горичева Т. Христианин и мир // Русская мысль. 27.12.1979.
19. Горичева Т. Дневник Путешественника. Париж, 1988.
20. Горичева Т. Христианство и женщина //Русская женщина и Православие. Богословие, Философия, Культура. СПб., 1996. С. 77-85.
21. Григорьева Г. Современные проблемы религиозного пути II Христианский семинар. Посев, 1981. С. 29
22. Желудков С. .Почему и я христианин, пред. А. Шмеман, коммент. о. А. Мень, Posev-Verlag, 1973.
23. Иванов Б. По ту сторону официальности // Самиздат. НИЦ "Мемориал". 1993. С.82-94.
24. Иванов К., Отец Сергий (Желудков) и Ванеев А. А. // Звезда. 1998. № 8. С. 190-193.
25. Иванов К.К. Перспективы русской идеологии // Искусство кино. 1993. №7. С. 56-59.
26. История ленинградский неподцензурной литературы. 1950-1980-е годы / Сб. статей. СПб.: Деан, 2000.
27. Иофе В.В. Политическая оппозиция в Ленинграде. 50-60-х. Н Звезда. 1997. №7.
28. Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы. Париж, 1977.
29. Краснов-Левитин А. Э. В час рассвета. 1984.
30. Краснов-Левитин А. Э. Звезда Маир. 1983.
31. Краснов-Левитин А. Э. По морям, по волнам. 1986.
32. Краснов-Левитин А. Э. Родной простор. 1981.
33. Краснов-Левитин А. Э. Дела и дни. М.: Поиски, 1990.
34. Кривулин В. 37, Северная почта //. Самиздат./ Сб. статей. НИЦ "Мемориал". 1993. С. 74-82.
35. Краткая история Санкт-Петербургского религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева, http://solsoc.chat.ru/hist r.htm, 20.04.2002
36. Мень А. (о.) О времени и о себе // Путь. 1993. № 4. С.74-83.
37. Не стать фарисеями страдания. Интервью с Т.Горичевой // Смена. 1990. №21. 25.01. 90.
38. Огородников А. И. Любовь, свобода, солидарность// Наука и религия. 1993. №3. С. 2431.
39. Пазухин Е. Пути религиозного ренессанса //Религия и демократия. На пути к свободе совести II/ под ред. Филатова С.Б. и Фурмана Д.Е. М.: Прогресс, Культура, 1993. С.47-53.
40. Пазухин Е. Русская религиозная философия в подполье // Преображение. 1992. №1. С. 16-24.
41. Пореш Вл. Община журнал христианского семинара /1974-1980/ // Самиздат/Сб. статей. - НИЦ "Мемориал". 1993. С. 94-100.
42. Религия и атеизм (Мюнхен), декабрь 1980 №12/160. Интервью с Т.М. Горичевой.
43. Солженицын А. И. Собрание сочинений. Vermont, Paris: YMKA Press, 1983. T. 10.
44. Самиздат Ленинграда: 1950—1980-е. Литературная энциклопедия / под. ред. Д. Северюхина. НЛО, 2003. (вступительная статья В. Долинина и Д. Северюхина «Преодоленье немоты»)
45. Фудель С. И. Воспоминания // Новый мир. 1991. № 3, 4.
46. Христианский Семинар. Посев, 1981.
47. A desperate cry: Aleksander Ogorodnikov. Ed. Keston College, 1986
48. Goritcheva T. Nous, les convertis d'Union Sovietique ed: Novelle cité; Paris, 1983.
49. Goritcheva T. Parles de Dieu est dangereux Paris, ed. Desclee de Brouzer, 1985.4. Периодические издания
50. Журнал Московской Патриархии. 1953-1990 гг.
51. Литературная Газета 1960-1990 гг.
52. Наука и Религия 1959-1997 гг.2. Литература
53. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Вильнюс-Москва, 1992.
54. Андерсон Б. Воображаемые сообщества / пер. с английского Николаева В. М., 2001.
55. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.1989.
56. Бердяев Н. А. Самопознание. М. 1990.
57. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
58. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.10. jBe6ep М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
59. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
60. Верховский А. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе, http://www.index.org.ru/iournal/ll/verh.html
61. I Грушин Б. А. Жизнь первая. Эпоха Хрущева. // Грушин Б.А. Четыре жизни России. Взеркале общественного мнения. Очерки массового сознания России времен Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина. М.: Прогресс-традиция, 2001.
62. Даниель А. Ю. Диссидентство: культура, ускользающая от определений //Россия/Ш^а Семидесятые как предмет истории русской культуры. Москва-Венеция, 1998 19. С.111-125.
63. Даниэль А. Ю. Истоки и корни диссидентской активности в СССР. Неприкосновенный запас №1(21) 2002.
64. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.
65. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Союз, 1998.
66. Звягин Е. Что такое 'богемные христиане'? // Континент. 1990. №62. С. 253-256.23. ' Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993.
67. Зиммль Г. Социология религии // Зиммель Г. Избранное. М.: Культура. 1998. Т.2. С. 545-595.
68. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. М.: Культура. 1998. Т.1. С. 256-272.
69. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
70. История ленинградской неподцензурной литературы. 1950-1980-е годы / сборник статей. СПб.: Деан, 2000.
71. Клямкин И. М. и Кутковец Т. И. Русские идеи // Полис. 1997. № 2. С.118-140.
72. Коргунюк Ю. Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие. М.:Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, 1996
73. Котрелев Н. В., Рогов К., Страда В. и др. Семидесятые как предмет истории русской культуры. Материалы дискуссии // Россия/Яив51а. Семидесятые как предмет истории русской культуры / ред.-сост. К. Ю. Рогов. Москва-Венеция, 1998. С.7-28.
74. Костюк К. Н. Православный фундаментализм // Полис. 2000. №5. С.56-59 . В. В.
75. Костюшев; Т. Б. Щепанская (ред.), Молодежные движения и субкультуры Петербурга, СПб 1999
76. Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность. Опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. №8. С.2-5.
77. Куроедов В. А. Из истории взаимоотношений государства и церкви // Вопросы истории. 1973. №9. С. 15—31.
78. Кырлежев А. Церковь и плюрализм // Церковно-общественный вестник. 1997. №23. С.12-23.
79. Левада Ю.Н. Социальная природа религии. М., 1965.
80. Левада Ю. Н. Рубежи и рамки семидесятых // Неприкосновенный запас. 1998. №2. С.72
81. Манхейм К. Идеология и Утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, ' 1994
82. Манхейм К. Проблема поколений // НЛО. 1998. №30. С. 9-23.
83. Митрохин Л. Н. Религия и культура (философские очерки). М.: Изд-во ИФРАН, 2000.
84. Митрохин Л.Н. Религии "Нового века". М.: Сов. Россия, 1986.
85. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 1998. С. 614-615.
86. Панков Г. О политике Советского государства в отношении РПЦ на рубеже 50-60-х годов // Религия и демократия. На пути к свободе совести II / под ред. Филатова С.Б. и Фурмана Д.Е. М.: Прогресс, Культурра, 1993.
87. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.
88. Религия и права человека. На пути к свободе совести III / под ред. Филатова С.Б. М.: Наука, 1996.
89. Русская Православная церковь в советское время (1917-1991) / сост. Штриннер Г. М.: Республика, 1995. Кн.2.
90. Рымкевич Я. А. Анализ взаимоотношений религии и политики в России 90-х годов XX века //Политология в России, http://www.polit.spb.ru/art.php3?mb=34&id=9807
91. Савицкий С. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М.: Новое Литературное Обозрение, 2002.
92. Самиздат: По материалам конференции "30 лет независимой печати. 1950-1980 годы". СПб.: НИЦ Мемориал, 1993.
93. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. М., 1988-1989.53. ;Фирсов Б. Связь времен. Девять сюжетов о прошлом, настоящем и будущем. -СПб.: Европейский Дом,1997.
94. Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ // Полис. 1999. №3. С.138-149.
95. Филатов С., Воронцова JI. Католики и католицизм в России // Религия и общество. Очерки религиозной жизни России / отв. ред. С.Б. Филатов. М.- СПб: Летний сад, 2002. С. 268-292.
96. Хархордин О. Проект Достоевского // Pro Et Contra 1997 Том 2, №4. С. 38-59.
97. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / перевод с англ. A.A. Васильева. СПб.: Алтея, 1998.
98. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М.: "Аиро-ХХ", 1999.
99. Чуйкина С. Участие женщин в диссидентском движении. Случай Ленинграда // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / под ред. А. Темкиной и Е. Здравомысловой. Труды ЦНСИ. 1996. Вып. 4. С. 61-81.
100. Чуйкина С. Границы и повседневая жизнь диссидентской среды // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ: Материалы международного семинара в С-Пб. 14-17.11.96 / под. ред. В. Воронкова и Е. Здравомысловой. СПб., 1997. С.38-42.
101. Щипков А. Во что верит Россия. СПб.: изд. РХГИ, 1998
102. Штриннер Г. Русская Православная церковь в советское время (1917-1991), сб. док. в 2-х .Томах, сост. и коммент. Г. Штринер. М.: Республика, 1995.
103. Эллис Дж. Русская православная Церковь. Согласие и инакомыслие / перевод протоерея (Георгия Сидоренко. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990.
104. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // НЛО. 2001,. №48. С. 7-28.
105. Boobbyer Ph. Religious Experiences of the Dissidents // Religion, State & Society, 1999. Vol. ' 27, № 3/4. P. 374-39012 i Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago & London: The University of Chicago Press. 1994.
106. Champion Fr. Nouveau mouvement religieux et nouvelle religiosités mystique-ésotérique // Religions et société, cahiers français. 1995. № 273, octobre-décembre. P. 13-18.
107. Derrida J. Foi et savoir// Derrida J., Vattimo G. La Religion. Paris: Seuil, 1996. P.59-Ó0.
108. Dobbelaere K. Church Involvement and Secularization: Making Sense of the European Case // Secularization rationalism and Sectarianism. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 19-37.
109. Downton J. V. Sacred Journies: The Conversion of Young Americans to Divine Light Mission. ÍNew York: Columbia University Pres, 1979.
110. Duncan P. J. S. Russian Messianism. Third Rome, Revolution, Communism and after. London and New York: Rouledge. 2000.
111. Dürkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Paris: P.U.F., 1994.
112. Edwards R. Th. Russian Christian Democracy from regional perspective: the case of St. Petersburg // Religion, State and Society. 1992. Vol 20. № 2. P. 201-211.
113. Ellis J. The Russian Orthodox Church: Triumphalism and Defensiveness. London: MacMillan Press LTD, 1996
114. Gauchet M. Le Désenchantement du monde. Une histoire politique de la religion. Paris: Dallimard, 1985.
115. Glock Ch. Y, Bellah R. N. The New Religious consciousness. Berkley, Los Angeles & London: University California Press, 1976.
116. Habermas J. The Public Sphere //New German Critique. 1974 1:3, (originally published in 1964 as an encyclopedia article in Fisher-Lexicon).
117. Habermas J. The structural transformation of the public sphere/ translated by Th.Burger. Cambridge: Polity Press, 1992.
118. Hervieu-Léger D. La Religion pour Mémoire. Paris: Cerf., 1993
119. Hervieu-Léger D. Les identités religieuses en Europe. Paris: éd. avec G. Davie, 1996.
120. Hervieu-Léger D. Le pèlerin et le converti. La religion en mouvement. Paris: Flamarion, 1999.
121. Jaume L. La liberté et la loi: Les origines philosophiques du libéralisme. Paris: Fayard, 2000.
122. Lofland J., Stark R. Becoming a World-Saver: A theory of Conversion to a Deviant Perspective // American Sociological review. 1965. № 30. P. 862-875.
123. Luckman T. The New and the Old in Religion. // Endrew Greeley (ed.) Sociology and Religion. New York: Harper and Collins, 1995. P.232-248.
124. Martin D. A general Theory of Secularisation. Oxford: B.Blacwell, 1978. 92. Mayer J.-Fr. Les sectes. Paris, Serf, 1987.
125. Manent P. Histoire intellectuelle du libéralisme. Dix leçon. Paris: Calman-Lévy, 1987.
126. O'Hara M. A new Age Reflection in the Magic Mirror of Science // Skeptical Inquirer. 1989. Ns 13. P.368-374.
127. Rousselet K. Secte et Eglise: essai sur la religion non institutionnalisée en Union Soviétique. Paris: ed. de l'IEP, 1990.
128. Sennett R. The fall of public man. Cambridge University Press, 1974.
129. Stark R. The Rise of Christianity: A sociologist Reconsiders History, Princeton, NJ:
130. Princeton University Press, 1996. 103 Stark R., Bainbridge W. The future of religion. Berkley, University of California Press, 1985.
131. Scott J. C. Hidden Transcripts. Domination and the Arts of Resistance. Yale, 1990.
132. Strauss A. L. Qualitative analysis for social scientist. Cambridge University Press, 1987.
133. Struve N. Les chrétiens en URSS. Paris: Le Seuil, 1963.
134. Tarrow S. Power in Movement. Cambridge University Press, 1994. 10g Touraine A. Société post-industrielle. Paris. 1969.
135. Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. New York: Macmillan, 1931.
136. HO. Vaissie S.Pour votre liberte et pour la notre. Le combat des dissidents de Russie. Paris: Robert Laffont, 1999.
137. Voronkov V. Die Protestbewegung der "Sechziger"-Generation. Der widerstand gegen das ¡sowjetische Regime 1956-1985 // Osteuropa. 1993. № 10. P. 104-110.
138. Walters Ph. A survey of Soviet religious policy // Religious policy in the Soviet Union / ed. By Sabrina Petra Ramet. Cambridge University Press, 1993. P. 3-31.
139. Wallis R. The elementary Forms of the New Religious Life. London: Routledge & Kegan Paul., 1983.
140. Woodhead L., Heelas P. Religion in Modern Times: An Interpretative Anthology. Oxford: Blackwell, 1999.1 j 5 Zatko James. Descent into the Hell: The Destruction of Roman Catholic Church in Russia, 1917-1923. Notre Dame, Ind.: University Press, 1965.