автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Воропаев, Дмитрий Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Воропаев, Дмитрий Николаевич

Введение.

Глава 1. Бытийные основания и идейные компоненты концепций религиозного нетрадиционализма.

§ 1 .Соотношение концептуальных положений религиозного традиционализма и религиозного нетрадиционализма.

§2. Функции концепций религиозного нетрадиционализма.

Глава 2. Современный религиозный нетрадиционализм как новая парадигма религиозного сознания.

§ 1. Особенности бытия сознания новой культовой личности.

§2. Проблема типологизации нетрадиционных религиозных концепций и культов.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Воропаев, Дмитрий Николаевич

Актуальность исследования.

Отличительной особенностью процессов, происходящих в духовной сфере современного Российского общества, является не только ренессанс традиционных религий, но и стремительное распространение нетрадиционных религиозных концепций.

В странах Западной Европы и США появление большого количества м новых религий наблюдается с начала второй половины XX века. Распространение нетрадиционных религиозных движений делает актуальной проблему их изучения. Государству и обществу необходимо выработать адекватное восприятие новых религий и способы взаимодействия с ними. Наиболее остро вопрос понимания новых религий - причин их появления, принципов функционирования и путей развития - встает после трагических событий, произошедших в 1969 и 1978 годах. В 1969 году был пойман лидер секты «Семья Мэнсона» Чарльз Мэнсон, совершивший немало убийств, которые были продиктованы доктриной культа. А в 1978 году весь мир был потрясен известием о гибели секты «Народный храм», которая возглавлялась Джимом Джонсом. Эти события наглядно показали, что бесконтрольное распространение новых религий представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей. Также стала очевидной беспомощность государственных структур в предотвращении подобных случаев.

К сожалению, дальнейшее развитие событий в религиозной сфере общества лишь подтвердило Эти факты. В 1993 году в городе Уэйко штата Техас члены религиозного движения адвентистского толка «Ветвь Давида», оказав сопротивление подразделениям ФБР, пытавшимся взять штурмом их штаб-квартиру, взорвали себя. В 1994, 1995 и 1997 годах были совершены ритуальные самоубийства последователями Люка Жюре, создавшим религиозную организацию «Храм Солнца». В 1995 году последователи религиозного движения «Аум Сенрике» совершили террористический акт в токийском метро. 1997 год стал последним для членов религиозной общины «Небесные врата». И совсем недавно - в 2000 году - сотнями убитых адептов «прославилась» секта «Движение за возрождение десяти заповедей».

Несмотря на то, что проблема новых религиозных концепций стоит перед западным обществом уже более полувека, государственные структуры до сих пор не могут защитить людей от той опасности, которая скрывается в нетрадиционных религиозных движениях.

В России резкое, можно сказать взрывообразное, появление большого количества нетрадиционных религиозных концепций мы наблюдаем с начала девяностых годов. Одни из них были привнесены миссионерами из-за рубежа, другие возникли в России.

Политика религиозного плюрализма, начавшаяся в России в начале девяностых, с уравниванием в правах всех религиозных организаций привела к неконтролируемому росту числа религиозных концепций. Но когда стало ясно, что такая ситуация дестабилизирует обстановку в обществе (особенно в совокупности с негативными явлениями, порожденными кризисной ситуацией нашего государства в 90-х гг.), в 1997 году был принят новый Закон о свободе совести, в котором проводится различие между традиционными и нетрадиционными религиями. Тем не менее, специалисты признают, что и этот закон весьма несовершенен.

На мой взгляд, одной из причин беспомощности государства и общества перед нетрадиционными религиями является недостаточная изученность религиозного нетрадиционализма.

Нетрадиционные религиозные концеции современности - это самая динамичная, многовариативная часть религиозной сферы.

Однако несмотря на их распространенность и достаточно большое количество информации о них, накопленной западными и российскими исследователями, до сих пор механизмы их функционирования, а также бытийные основания, сущностные характеристики нетрадиционных концепций как целостного явления религиозной жизни мало изучены, что делает новые религии малопонятными. Такая ситуация порождает различные домыслы, необоснованные выводы и неоднозначное отношение к новым религиям со стороны частных лиц и со стороны государства.

Распространение новых культов порождает тревогу и негативное отношение к ним среди педагогов, родителей, чьи дети сталкиваются с такими организациями или уже стали их членами, среди работников правоохранительных органов, которым приходится работать с различными проявлениями деятельности нетрадиционных культов - от несанкционированных шествий до насилия над людьми и убийств. Очень остро сегодня стоят вопросы о методах воздействия на психику личности в таких организациях, о степени реальной опасности и возможных способах нейтрализации подобного рода воздействий, а также вопросы реабилитации и адаптации человека, порвавшего с культом.

Негативное отношение к нетрадиционным религиозным концепциям и соответствующим движениям существует и среди традиционных конфессий: православия, католицизма, лютеранства, ислама. В новых религиях они видят угрозу духовному здоровью граждан и стремятся противодействовать их деятельности. Для этого проводятся конференции, создаются информационно-консультативные центры, издается литература, разоблачающая деятельность неокультов, которая, к сожалению, не всегда отражает реальную ситуацию. Причем негативно к традиционным конфессиям (в России, прежде всего, к православию), а иногда и агрессивно относятся и сами нетрадиционные религиозные организации. Такая ситуация приводит к конфликтам в сфере межконфессиональных отношений.

Во многих исследованиях, посвященных проблемам общественного развития, отмечается существование прямой зависимости общественной и государственной стабильности от состояния духовного здоровья общества. В результате деятельности нетрадиционных культов деструктивной направленности именно духовное здоровье общества подвергается негативному воздействию.

Размываются духовные и культурные корни, нарушается преемственность национальных традиций. Поэтому проблема распространения нетрадиционных религиозных концепций непосредственно касается национальной безопасности России, что тоже заставляет уделять ей пристальное внимание.

В этой ситуации необходимость изучения новых религиозных концепций становится наиболее острой. Для того, чтобы выработать адекватные способы взаимодействия государства и общества с нетрадиционными религиями, необходимо изучить феномен возникновения и стремительного распространения новых религиозных концепций. Исследования этого феномена ведутся с точки зрения различных отраслей знания: социологии, психологии, истории, философии. Особую роль в изучении новых религий, на мой взгляд, играет осмысление бытийных основ религиозного нетрадиционализма.

Теоретическая актуальность исследования онтологических основ религиозного нетрадиционализма обусловлена тем, что на сегодняшний день очень много сказано о социальных причинах стремительного роста числа нетрадиционных культов. Достаточно подробно рассмотрено влияние на распространение новых религий так называемых глобальных проблем современности (экологические проблемы, опасность локальных войн и угроза новой мировой войны, которая может стать последней в истории человечества, все увеличивающийся разрыв между ростом населения и производством продовольствия, разгул терроризма и т.п.), которые становятся источником негативных настроений: пессимизма, психологических ощущений хрупкости мира, бесперспективности жизни.

Много внимания уделено тем проблемам общественного бытия России, которые стали причинами распространения неокультов в постсоветский период: изменение политической системы неизбежно повлекло за собой изменение социальной, экономической и культурной сфер общества, что породило комплекс таких негативных явлений, как рост безработицы, стоимости жизни, распространение преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, порнографии и т.п., неудовлетворенность духовной атмосферой общества.

В числе факторов, которые играют роль катализаторов роста интереса к нетрадиционным религиям, названы и личные проблемы человека.

Но при этом мало внимания уделено сущностным характеристикам религиозного нетрадиционализма как явления религиозной жизни общества. В настоящее время нет философских исследований, посвященных выявлению бытийных основ религиозного нетрадиционализма, не определены субстанциональные характеристики этой сферы религиозной жизни общества. Недостаточно рассмотрены механизмы появления и функционирования религий в системе религиозного нетрадиционализма.

Практически не рассмотрено в отечественной философской литературе сознание человека, ставшего членом «новой религии». Не говорится об объективных причинах изменения сознания последователя нетрадиционной религиозной концепции. Обычно изменение сознания связывают только с деятельностью лидера культа, что, как мне кажется, отражает лишь одну сторону этого явления и не отражает глубинных причин такого изменения сознания, при котором появляется новая культовая личность.

Актуальность, необходимость проведения такого рода исследования обусловлена возможностью лучше понять религиозный нетрадиционализм вообще и принципы функционирования нетрадиционных религиозных движений в частности. Знание основ бытийности нетрадиционных религиозных концепций и культов поможет выработать однозначное адекватное отношение к ним как частных лиц, так и государственных структур.

Для того, чтобы ориентироваться сегодня в сложном, многовариативном, динамичном комплексе новых религиозных групп, оценки того или иного феномена должны базироваться на всестороннем научном анализе как конкретных нетрадиционных религиозных концепций и движений, так и всей системы религиозного нетрадиционализма.

Такой анализ возможен только при всестороннем исследовании религиозного нетрадиционализма в таких отраслях знания, как философия, социология, история, психология.

Сегодня возникла ситуация, когда достаточно много существует информации о социальных причинах появления неокультов, о религиозных доктринах и особенностях культовой практики конкретных религиозных групп, о методах воздействия на людей в рамках рассматриваемых организаций. Но мы практически не имеем работ, посвященных глубинным, бытийным основам религиозного нетрадиционализма. А необходимость такой работы обусловлена не только теоретическим значением, но и, как было отмечено выше, большой практической значимостью. Не понимая сущности религиозного нетрадиционализма, невозможно создать рычаги правового регулирования деятельности нетрадиционных культов, а также сформировать адекватное отношение к ним.

Названные факты определяют теоретическую и практическую актуальность философско-онтологического анализа религиозного нетрадиционализма.

В диссертационной работе вводится термин «религиозный нетрадиционализм». На мой взгляд, введение этой категории необходимо для обозначения целого направления религиозной жизни общества. Категория «религиозный традиционализм» уже давно используется в научной литературе. Исследованию религиозной традиции посвящено уже немало работ. Но исследование религиозного нетраднционализма как целостного явления пока еще только начинается. Это обусловлено тем, что особую актуальность эта проблема приобрела лишь с начала второй половины XX века для стран Западной Европы и США, а в России — только в последние пятнадцать лет.

Обычно для обозначения направления религиозной жизни общества, связанного с распространением нетрадиционных религиозных движений, применяется термин «нетрадиционная религиозность». Однако, на мой взгляд, поскольку существует термин «религиозный традиционализм», логично ввести и термин «религиозный нетрадиционализм». Так же данная категория показывает включенность этого явления религиозной жизни в различные сферы общественного бытия. Таким образом, этими двумя категориями мы обозначим два направления религиозной жизни общества -«традиционализм» и «нетрадиционализм».

Так же следует обратить внимание на то, что в научной литературе на сегодняшний день еще не выработано единого определения нетрадиционной религии. На мой взгляд, среди существующих наиболее удачным является дефиниция, предложенная Б.Г. Балагушкиным: «Нетрадиционные религии - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений»1.

Кроме этого, для обозначения нетрадиционных религий предлагаются и другие термины: «тоталитарные секты», «деструктивный культы», «новые религии», «религии Нового века», «альтернативные религии», «неокульты».

1 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999, С. 17.

Однако предложенные определения этих терминов содержат те или иные недостатки.1

В данном исследовании религиозный нетрадиционализм рассматривается на примере современных нетрадиционных религиозных движений. Основная часть их возникла во второй половине XX века, но есть и такие, как, например, «Свидетели Иеговы», или «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», которые возникли в XIX веке. В сознании россиян они остаются нетрадиционными религиями, поскольку их активная деятельность на территории России началась только в 90-х годах.

Учитывая, что общепринятого термина для обозначения нетрадиционных религиозных движений пока нет, мною были использованы термины «нетрадиционные религиозные движения», «нетрадиционные религиозные культы», «неокульты», «новые религии» как синонимы. В некоторых случаях, на мой взгляд, правомерно использовать и термин «секта». В.И. Гараджа приводит такие характеристики секты:2

1) секта тяготеет к неприятию, осуждению мира, мирских порядков. Секта стремится быть общиной избранных;

2) членство в секте предполагает добровольное, сознательно принимаемое решение. В секту принимают в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления. Нарушения моральных принципов группы или отступление от учения наказываются исключением;

3) секта тяготеет к руководителю харизматического типа;

1 Подробнее см. Воропаев Д.Н. К вопросу о терминологии в системе религиозного нетрадиционализма // Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество: Материалы XXV научно-практической конференции. Оренбург, 3-4 апр. 2003г. Ч. 4. - Оренбург, 2003, С. 131.

2Гараджа В.И. Социология религии. -М., 1996, С.136-139.

4) сектантское богослужение допускает спонтанность, оно более эмоционально, чем церковное.

Однако, учитывая сложившиеся стереотипы и негативную смысловую нагрузку, которую несет слово «секта», я стремился использовать его как можно реже.

Таким образом, под религиозным нетрадиционализмом в данном исследовании понимается направление религиозной жизни общества, в рамках которого функционируют нетрадиционные культы.

Религиозный нетрадиционализм рассматривается только на примере современных нетрадиционных религиозных движений.

Степень разработанности проблемы.

Изучение нетрадиционных религиозных движений началось в США и странах Западной Европы в семидесятые годы двадцатого века. Здесь было издано значительное количество публикаций, посвященных данной теме.

Новые религии привлекли к себе внимание философов, религиоведов, социологов, психологов, теологов и публицистов.

Одним из направлений изучения нетрадиционных религиозных движений стало выяснение вопроса о том, имели ли нетрадиционные религии второй половины XX века предшественниц в истории религий, и к каким этапам исторического развития человечества относится возникновение нетрадиционных религий вообще. Разрешением этой проблемы занимались М. Элиаде, X. Кокс, Т. Роззак1. Современный апологет контр-культуры Теодор Роззак считал, что контр-культура в целом и ее проявление в неомистике и психоделических культах призвана спасти от надвигающейся катастрофы технократическое западное общество.

1 Rozzak Т. The Making of counter culture. N.Y. 1979. Rozzak T. Unfinished animal. 1979.

Известный футуролог А. Тоффлер1 увидел в новых религиозных движениях закономерную реакцию части общества на такие явления жизни, как нарастающее одиночество, безкультурность и бессмысленность разлагающегося общества «второй волны» или индустриального общества. По его мнению, это симптомы переходного периода к обществу «третьей волны», в котором названные проблемы должны будут преодолеваться, и на смену «культам» придут альтернативные гуманистические объединения, которые смогут решить проблемы современного общества. Еще более уверенно о позитивной роли новых религиозных движений, в частности восточного мистицизма, заявили такие известные историки и философы, как

•л

А. Тойнби, Э. Вандерхил , Дж. Форрестер, футурологи Дж. Нэсбит и П. Эбурдин. С их точки зрения, катастрофическое разграбление природы обществом тотального потребления можно прекратить лишь тогда, когда кардинально изменятся сознание и ценностные ориентации современного человека. А именно такое кардинальное изменение сознания и ценностных ориентаций названные авторы считают отличительной особенностью, ядром вероучений новых религиозных движений.

Социологические и религиоведческие аспекты данного феномена

Л ^^ ^^ л исследовались в трудах А. Баркер , Р.Беллы, Д. Белла, Т. Доктура , Р. Лифтона, Р. Элвуда, Б Уилсона, Д. Бромлея и Э. Шапа и др.

Изучая специфику вероучений, функционирования, структуры, особенностей развития новых религиозных движений, эти авторы отмечают их неоднозначность, показывая в своих работах многоплановость и диалектическую противоречивость исследуемого феномена. При этом они стараются уйти, на сколько это возможно, от обобщающих характеристик и

1 Toffler A. The Thrid Wave. N.Y. 1980.

2 Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996.

3 Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

4 Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе. В сб. Дна-Логос, М., 1997. С. 340=347. оценок рассматриваемого явления в целом. В результате в некоторых работах мы наблюдаем отказ от попыток философского анализа изучаемого предмета, и такие исследования сводятся к описательно-прикладному эмпиризму.

Большую тревогу стремительное распространение новых религий вызвало у протестантов. Книги протестантских авторов представляют собой не только исследование неокультов, но еще и инструкции по борьбе с ними. Наиболее известны работы американцев У. Мартина1, К. Боа и П. Литтла, Р. Ли Э. Хиндсона, Дж. Берри, Дж. Макдауэла и Д. Стюарта2, немецкого пастора Т. Гондоу3, лютеранского священника Й. Огорда4 и теолога Р. Хауса.

Безусловно, что конфессионально ориентированный подход этих авторов предполагает заранее готовые ответы о вреде еретических, языческих учений, необходимость борьбы с ними. Причины распространения нетрадиционных религиозных движений зачастую сводятся к субъективным моментам: к умелому завлечению в секты, способам экономического и психического подчинения неофитов, техникам воздействия на сознание адептов культов. В то же время эти работы позволяют сориентироваться в определении конкретного содержания вероучений и способов деятельности новых религиозных движений.

За последние два десятилетия в России вышло немало работ, так или иначе связанных с религиозным нетрадиционализмом.

Глубокий анализ проблем, касающихся возникновения разнообразных форм отечественного сектантства, его эволюции, сложных и противоречивых процессов формирования их взаимоотношений с государством, был проделан

1 Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

2 Макдауэл Дж. Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М., 1993.

3 Гондоу Т. Империя «преподобного» Муна. Клин, 1995.

4 Огорд И. Тоталитарные секты - угроза XXI века. // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты-угроза XXI века» Нижний Новгород 23-25 апр. 2001 года. Н.Новгород 2001, С. 66-76.

А.И. Клибановым, С.А. Токаревым, В.А. Беловым, П.Л. Яроцким, Э.Г.

Филимоновым и некоторыми другими.

Проблемы реализации принципов религиозного плюрализма и свободы совести в капиталистических странах, связанные с деятельностью новых религиозных движений в 70-е - 80-е годы, подробно рассматривались в

1 2 трудах таких известных религиоведов, как И.Р. Григулевич , П.С. Гуревич , Л.Н. Митрохин3, B.C. Глаголев, А.Ю. Григоренко, К.Б. Привалов4, Е.Г.

Л 7

Балагушкин , С.Ф. Алинин , Д.Е. Фурман и других.

Практически все отечественные авторы, занимавшиеся этой проблемой в восьмидесятых годах, видели в этом явлении разрушительное воздействие капиталистического строя. Новые религиозные движения представлялись в качестве уродливых форм социального протеста маргинальных слоев населения, а борьба властей с ними - как одна из разновидностей классовой борьбы.

В девяностых годах, после смены политической системы в России, изменяются методологические подходы к проблеме нетрадиционных культов. Теперь авторы пытаются объективно рассмотреть правовые, нравственные, социальные проблемы, связанные с новыми религиями, изучить и сравнить их вероучения.

1 Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М. 1983.

2 Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984. Он же: Современные внеконфессиональные организации в странах Запада. М., 1983. Он же: Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные культы. М., 1985. Он же: Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1985.

3 Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». М., 1985.

Привалов К.Б. Секты - досье страха. М., 1987.

5 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1984.

6 Алинин С.Ф. Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ. М., 1987.

7 Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.

В статьях B.C. Пудова1, Б.З. Фаликова2, С.Б. Филатова3, А.Л. Буряковского4, В.Ю. Пореша5, опубликованных в девяностые годы, религиозный нетрадиционализм рассматривается как одна из форм реализации принципа свободы совести.

Правовые проблемы религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных, были рассмотрены в монографии И.А. Куницина6.

В последнее десятилетие продолжали изучение такие известные ч о л специалисты, как Е.Г. Балагушкин , JI.H. Митрохин , Н.А. Трофимчук , С.Б. Филатов10, А.А. Красиков11. В публикациях этих авторов говорится о

1 Пудов B.C. Кришнаиты в СССР // На пути к свободе совести. М., 1989, С. 468-480.

2 Фаликов Б.З. Неомистицизм в СССР // На пути к свободе совести. М., 1989, С. 480-492.

3 Филатов С.Б. Нет свободы без свободы совести // Религия и права человека. М., 1996. С. 12-17.

4 Буряковский А.Л. Новые религиозные сообщества и будущее человечества //религия, свободомыслие в культурно-историческом процессе. СПб., 1991, С.- 178-183.

5Пореш В.Ю. Дети и секты. // Религия и права человека. М., 1996. С. 32-37.

6Куницин И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

7 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1, М., 1999.

8 «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (материалы круглого стола)// ж. Вопросы философии, 1996, №12.

Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М., 1991. Он же: нетрадиционные культы России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимоотношения с государством // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень РАГС, М., 1995, С. 11-12.

10 Филатов С.Б. Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии, 1999, №12 С. 63-74; Филатов С.Б. Современная Россия и секты // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн., М., 2002, С. 564-603.

11 Красиков А.А. Религиозная свобода в России нуждается в защите // Межконфессиональный мир и консолидация общества. М., 1997. С. 5-17 специфике рассматриваемых объединений, появившихся и активно действующих на территории современной России.

Чутко отреагировала на широкое распространение новых религий на территории России Русская Православная Церковь. Авторами, отстаивающими позиции РПЦ, было посвящено немало публикаций, разоблачающих деятельность нетрадиционных культов. К сожалению, некоторые из авторов, желая представить неокульты в как можно более нелицеприятном свете, использовали в своих работах сомнительную информацию, иногда полностью противоречащую действительности. Но все же большое количество работ внесло неоспоримый вклад в исследование религиозного нетрадиционализма. Многие издания содержат очень интересные материалы, посвященные деятельности нетрадиционных религиозных организаций, истории их возникновения и культовым доктринам. Подобная информация значительно упрощает выработку концептуальных философских подходов для оценки религиозного нетрадиционализма. В целом же православная литература, посвященная религиозному нетрадиционализму, характеризуется субъективным, конфессионально ориентированным подходом.

Позиция Православной Церкви представлена такими авторами, как A.JI.

1 <5 »

Дворкин , О. Стеняев , А. Кураев , архимандрит Августин .

Философский анализ нетрадиционных религиозных движений осуществлен в диссертационных исследованиях Л.И. Григорьевой, Т.Н. Кузнецовой, В.И. Ибрагимова, О.В. Асеева и др.

Изучение нетрадиционных культов с точки зрения психологии ведется

1 ^ 1 такими авторами, как Е.Н. Волков , Ю.М. Зенько , А.Г. Сафронов , Н.В.

1 Дворкин А.Л. Сектоведение. Н.Новгород, 2002.

2 Священник Олег Стеняев Диспут со «Свидетелями Иеговы». М., 2003

3 Кураев А. Уроки сектоведения. СПб., 2002

4 Августин (Никитин) архимандрит Сан Мен Мун и «Церковь Объединения». СПб., 2001.

Бондарев4, Н. Орел, М.М. Ицкович и др. В работах психологов рассматриваются способы вербовки в нетрадиционные религиозные общины, методы воздействия на личность в неокультах и опасность, которую представляет собой такое воздействие, а также методы психологической помощи человеку, порвавшему с культом.

Также необходимо назвать и таких современных авторов, занимающихся изучением феномена нетрадиционных религий, как Е.М. Мирошникова5, Л.Г.

6 7 8

Рагозина , В.В. Кравчук , Г.Ю. Бакланова .

Таким образом, на сегодняшний день уже можно говорить о становлении нового раздела, изучающего проблемы, связанные с возникновением и

1 Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания. // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн., М., 2002, С. 366-375. Он же: Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн., М., 2002, С. 387398.

2 Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб. 2002.

3 Сафронов А.Г. Психология религии. Киев, 2002

4 Бондарев Н.В. Медико-социальные аспекты дезадаптации личности, вовлеченной в культовые новообразования (секты). // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты-угроза XXI века» Нижний Новгород 23-25 апр. 2001 года. Н.Новгород 2001, С. 230-233.

5 Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997.

6 Рагозина Л.Г. Государственно-церковные отношения и правовое положение нетрадиционных конфессий в России: опыт осмысления проблемы. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. 1997, №1 (11), С. 27-32.

7 Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.,1997, №2, с. 114120.

Бакланова Ю.Г. Православная церковь Божией матери «Державная». М., 1999. распространением нетрадиционных религиозных организаций не только в религиоведении, но и в российской философии.

Исходя из всего спектра рассмотренной литературы, можно сделать вывод, что проблемы, касающиеся религиозного нетрадиционализма, остаются в зоне пристального внимания специалистов, однако до сегодняшнего дня практически нет работ, содержащих целостное видение проблемы. Имеющиеся исследования чаще всего рассматривают ее отдельные аспекты, большей частью касающиеся вероучений, идеологии и доктрин нетрадиционных религиозных движений, либо ставят вопрос очень широко, в контексте социально- политических проблем.

Нет ни одной работы, посвященной исследованию глубинных, бытийных основ религиозного нетрадиционализма как направления религиозной жизни общества. Не определены его субстанциональные характеристики и практически не исследованы проблемы сознания адептов нетрадиционных религиозных движений.

Потому так важно, чтобы предметом философских исследований стали онтологические основания религиозного нетрадиционализма.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является выявление бытийных и идейных оснований, а также механизмов формирования и функционирования концепций религиозного нетрадиционализма.

Для реализации этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи: выявить онтологические основы концепций религиозного нетрадиционализма; проанализировать исторические изменения в общественном сознании, обусловившие стремительное распространение нетрадиционных религиозных концепций в XX- начале XXI вв.; определить и исследовать структурные компоненты концепций религиозного нетрадиционализма; проанализировать функции концепций религиозного нетрадиционализма; обосновать тезис о том, что в процессе принятия нетрадиционных религиозных концепций происходит формирование «новой культовой личности» и раскрыть сущностные изменения в ее мировоззрении; выявить специфические черты «новой культовой личности»; проанализировать принципы наиболее распространенных типологизаций нетрадиционных религиозных концепций и культов.

Методологическая основа исследования.

Методологической базой исследования является комплексный диалектический подход к изучению сознания и социальных явлений, опирающийся на принципы анализа взаимосвязей общего и единичного, необходимого и случайного, сочетание конкретно-исторического и логического принципов объективности.

Данный подход предполагает обусловленность конкретных форм религиозности широким комплексом причин и предпосылок социального, гносеологического и психологического характера.

В своем исследовании религиозного нетрадиционализма диссертант опирался на анализ новейшей отечественной и зарубежной литературы философского, религиоведческого, теологического, социологического и психологического характера.

Также при разработке темы исследования потребовалось обращение к книгам основателей культов. Кроме того, анализировались данные, содержащиеся в средствах массовой информации, а также потребовалось обращение к Интернет-сайтам нетрадиционных религиозных движений и сайтам антисектантской направленности.

Научная новизна исследования.

В диссертации осуществлен систематический методологический анализ концепций религиозного нетрадиционализма. При этом получены следующие результаты, обладающие научной новизной: установлено, что онтологическими основаниями концепций религиозного нетрадиционализма являются, прежде всего: укорененные в общественном сознании идейные элементы, объединяющие концепции религиозного традиционализма и нетрадиционализма; обыденный уровень религиозного сознания, на котором особую роль играет мифологическая компонента; выявлены установки, утверждение которых в общественном сознании сделало возможным появление большого количества нетрадиционных религиозных концепций - идеи возможности и допустимости: свободной критики догматики любой религии, религиозного плюрализма, глобального реформирования Церкви, спасения только избранных, религиозного индивидуализма; показано, что специфическими структурными компонентами концепций религиозного нетрадиционализма являются: тезис о необходимости ниспровержения традиционных авторитетов; утверждение, что в новой религии содержится истина в последней инстанции; идея обожествления лидера культа; положение о целесообразности использования элементов разных вероучений (что придает нетрадиционным религиозным концепциям синкретичный характер); проанализированы компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная, интегрирующая, коммуникативная функции концепций религиозного нетрадиционализма; показано, что их реализация обусловливает усиление дезинтеграции как в религиозной группе, так и в системе «личность - общество». Установлено, что функционирование концепций религиозного нетрадиционализма в областях экономики, права, образования, нравственности, теологии, межконфессиональных отношений имеет специфические особенности; обосновано положение о том, что в процессе освоения человеком нетрадиционных религиозных концепций докультовое «Я» практически полностью сменяется культовым «Я», в результате чего появляется «новая культовая личность»; субстанциональной основой ее мировоззрения становится новое понимания сущности бытия; установлено, что специфическими чертами «новой культовой личности» являются следующие особенности: ее сознание полностью находится под контролем культа; она оторвана от социальной практики, от исторических, социальных, культурных традиций общества; кардинально изменен ее менталитет; проанализированы принципы построения наиболее распространенных классификаций неокультов, раскрыты способы их применения и эвристические возможности при анализе нетрадиционных религиозных концепций.

Теоретическая значимость работы. Материалы диссертации могут использованы при последующем методологическом анализе традиционных и нетрадиционных религиозных концепций, при выявлении их структуры и функций, путей формирования и влияния на сознание личности.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в системе профессиональной подготовки специалистов в области социальной философии, философии религии, философской антропологии и религиоведения. Полученные данные помогут государственным структурам определить пути решения проблем, возникающих в связи с деятельностью нетрадиционных религиозных движений. Важным практическим приложением может стать использование полученных выводов в культурно-просветительской работе с молодежью.

Апробация исследования.

Результаты диссертационного исследования получили отражение в статьях и тезисах; были представлены в выступлениях на научно-практических конференциях ОПТУ, на межрегиональных конференциях «Культура славян Оренбуржья» (2002), «Религия и общество. Судьбы людей и народов» (2003), на круглом столе «Молодежь и экстремизм. Проблемы воспитания толерантности» (2003), «Проблемы этнокультурного развития русского народа» (2003), в областном теоретическом семинаре при администрации Оренбургской области «Этноконфессиональные отношения: проблемы, противоречия, опыт», теоретико-методологических семинарах кафедры философии и религиоведения ОГПУ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма"

Выводы, сделанные в данной работе, намечают целый спектр проблем в дальнейшем исследовании религиозного нетрадиционализма. В последующих исследованиях можно подробнее раскрыть способы адаптации к окружающей действительности личности, существующей в условиях религиозного нетрадиционализма, выявить, обратимы ли изменения сознания, происходящие в результате появления новой культовой личности, разработать новые способы классификации нетрадиционных религиозных концеций, а также рассмотреть религиозный нетрадиционализм на протяжении всего существования человечества.

Заключение.

В настоящее время, учитывая стремительное распространение нетрадиционных религиозных концепций и небольшое количество обобщающих работ, посвященных явлению религиозного нетрадиционализма, необходимо продолжать активное исследование этой темы. В настоящей работе впервые была представлена попытка выявить онтологические основания концепций религиозного нетрадиционализма.

В диссертационном исследовании делаются выводы, что религиозный нетрадиционализм генетически восходит религиозному традиционализму, который является его онтологическим основанием. Вследствие этого он обладает сходными с традиционализмом чертами: выступает как способ адаптации человека к окружающей среде, источником его формирования служит эмоционально психический комплекс человека и различные формы отражения природного и социального бытия, часто сущностным элементом религии становится форма.

Также бытийной основой нетрадиционных религиозных концепций и, как следствие, нетрадиционализма вообще является обыденный уровень религиозного сознания. На этом уровне сознание предстает в виде тех представлений, которые являются непосредственным отражением условия бытия людей. Обыденный уровень религиозного сознания характеризуется фрагментарностью, несистематизированностью, разрозненностью взглядов и представлений. Связывает их высокая эмоциональность, являющаяся доминантой обыденного уровня сознания. Представления, складывающиеся на обыденном уровне сознания, могут восходить к различным традиционным религиозным концепциям и новым религиозным воззрениям, а также формироваться в результате мифотворчества, что делает вновь появляющуюся религиозную концепцию синкретичной. Мифологическое сознание по своей природе эклектично. Отмечая его особую роль в формировании новых религиозных взглядов, можно сделать вывод, что миф как конкретно воспринимаемая реальность также является онтологической основой различных концепций в системе религиозного нетрадиционализма.

Особенности обыденного уровня религиозного сознания и мифотворчества характерны для всех эпох человеческой истории, однако бурное распространение новых религиозных концепций в XX веке стало возможно благодаря изменениям в общественном сознании, начавшимся с периода Реформации. В результате этих изменений в общественном сознании закрепляются следующие установки: свободная критика догматики любой религии, религиозный плюрализм, идея глобального реформирования Церкви, возможность спасения только избранных, религиозный индивидуализм. Теперь, когда мы наблюдаем стремительное распространение новых религиозных идей, можно четко выделить собственные черты религиозного нетрадиционализма, отличающие его от традиционализма. Это: синкретичность вероучения; высокая эмоциональность веры, доходящая до экзальтации; ниспровержение авторитетов; небольшая роль идеологического уровня религиозного сознания в силу отсутствия глубокой теоретизации, что характерно для вероучения, находящегося на стадии формирования; обожествление лидера.

Религиозный нетрадиционализм обладает некоторыми сходными с религиозным традиционализмом чертами, а также имеет ряд особенностей, которые являются его субстанциональными характеристиками: ниспровержение традиционных авторитетов и утверждение, что в новой религии содержится истина в последней инстанции; обожествление лидера культа; сикретичность вероучения.

В результате исследования было выявлено, что наиболее ярко религиозный нетрадиционализм проявляется в таких сферах, как правовые отношения, экономика, теология, нравственность, образование, межконфессиональные отношения.

Отмечено, что выполняемые религиозным нетрадиционализмом функции (компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная, интегрирующая и коммуникативная) усиливают процесс дезинтеграции по отношению к «внекультовому миру», что в свою очередь делает религиозную общину более сплоченной. Также эти функции способствуют формированию нового мировоззрения, субстанциональной основой которого является изменение понимания личностью сущности бытия. Истинным бытием для адепта культа становится бытие его религиозной общины.

С изменением мировоззрения в рамках религиозного нетрадиционализма формируется и новая ментальность личности. Подобные изменения сознания становятся возможны в результате того, что все его функции (информационная, ориентировочная, творческая, регулятивно-управленческая и оценка явлений действительности) находятся под контролем культа. Нетрадиционная религиозная концепция становится той призмой, через которую верующий воспринимает мир. Мы можем говорить, что сознание человека, ставшего последователем новой религиозной концепции, отражает тот мир, который творит неокульт. Следовательно, познавательная деятельность человека также полностью находится под контролем культа. Оторванность члена религиозной общины от социальной практики замыкает его контакты и деятельность на этой религиозной группе. Такое воздействие на сознание рождает «новую культовую личность», отличную как от личности светской, так и от личности религиозной, на формирование которой оказала влияние традиционная религия. Механизм ее появления выражен в смене подлинного «Я» человека культовым «Я».

В работе отмечено, что сами принципы существования и функционирования религиозного нетрадиционализма объективно обуславливают рождение новой культовой личности.

В последнем параграфе рассмотрены наиболее распространенные типологизации нетрадиционных религиозных культов. Их анализ показывает, что на данный момент нет ни одного способа классификации, который мог бы разбить существующие нетрадиционные религиозные движения и концепции на четкие группы. Однако практика комплексного применения типологизаций, известных на сегодняшний день, для исследования культов в системе религиозного нетрадиционализма помогла бы более четко сформулировать характеристики известных неокультов, выявить их сущностные особенности и способствовать более глубокому пониманию религиозного нетрадиционализма вообще и новых религиозных концепций в частности.

 

Список научной литературыВоропаев, Дмитрий Николаевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Августин (Никитин) архимандрит Сан Мен Мун и «Церковь Объединения». СПб., 2001.

2. Ажибекова И.И. Религиозность молодежи и проблемы социально-психологической адаптации. Автореф. М., 1990.

3. Алексеев В. Григорьев А. Религия антихриста. Новосибирск, 1997.

4. Алинин С.Ф. Гибель Джонстауна преступление ЦРУ. М., 1987.

5. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск, 1998.

6. Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. №1.

7. Багряновский А.Е. Религиозные отношения. Автореф. М., 1988.

8. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000.

9. Бакланова Ю.Г. Православная церковь Божией матери «Державная». М., 1999.

10. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

11. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М., 1980.

12. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Часть 1, М., 1999.

13. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 665-677.

14. Белла Р. Религиозный индивидуализм и религиозный плюрализм. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 677-699.

15. Белла Р. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии, М.,1996, С., 190-193.

16. Берар Петру Религия в современном мире. М., 1979.

17. Бергер П. Религиозный опыт и традиция. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 339-364.

18. Берри Г. Дж. Во что они верят. М., 1994.

19. Борисов А.Г. Философия, религия и вера в духовной жизни студенчества. Саратов, 1997.

20. Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990.

21. Буряковский A.JI. Новые религиозные сообщества и будущее человечества // Религия, свободомыслие в культурно-историческом процессе. СПб., 1991, С.- 178-183.

22. Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., 1996.

23. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий.// Избранное. М., 1994.

24. Вебер М. Религиозное неприятие мира. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 562-595.

25. Вейнгеров А.Я., Гурьев Д.Д. Бог: современное понимание // Философия науки. 1995, №5-6.

26. Велькер М. Христианство и плюрализм. М., 2001.

27. Внеканоническая религиозная философия. М. 1994.

28. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах. // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн., М., 2002, С. 387-398.

29. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Минск, 2002.

30. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания. // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн., М., 2002, С. 366-375.

31. Воропаев Д.Н. Молодежный взгляд на проблемы противодействия экстремизму и повышения толерантности. // Молодежь и экстремизм. Проблемы воспитания толерантности: Материалы «круглого стола». Оренбург, 2004.

32. Всемирная энциклопедия: Религия. Мн., 2003.

33. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. М., 2002.

34. Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. Клин, 1995.

35. Гандоу Т. История развития концепции свободы совести: американский и европейский подходы. // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты- угроза XXI века» Нижний Новгород 23-25 апр. 2001 года. Н.Новгород 2001, С., 17-22.

36. Гандоу Т. Сатанические тенденции в современном мунизме. // Материалы международной научно-практической конференции

37. Тоталитарные секты- угроза XXI века» Нижний Новгород 23-25 апр. 2001 года. Н.Новгород 2001, С., 122-123.

38. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

39. Где истинная церковь?: Сведения о церквях и сектах. СПб., 1993.

40. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.- М, 1998.

41. Глаголев B.C. Религиозный модернизм и культура. М., 1988.

42. Голубева М.В. Религиозное сознание в контексте НТР. М., 1993.

43. Горголидзе М.Б. Место традиции в структуре общественного сознания. Тбилиси, 1988.

44. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: социальная природа и тенденции эволюции. Автореф. М., 1994.

45. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». М. 1983.

46. Грядовой Д.И. Религия как общественное явление. М., 1993.

47. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.

48. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. М., 1985.

49. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и Восточные религиозные культы. М., 1985.

50. Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации в странах Запада. М., 1983.

51. Дворкин А.Л. «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным». М., 1995.

52. Дворкин А.Л. Введение в Сектоведение: учебное пособие. Н. Новгород, 1998.

53. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт исследования. Н.Новгород, 2002.

54. Дезорцев В.В. Ловцы душ человеческих: (Секты). Уфа, 1998.

55. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб. 1992.

56. Дмитриева Л.М. Религия в технизированном обществе. Омск, 1996.

57. Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе. В сб. Диа-Логос, М., 1997. С. 340-347.

58. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб., 2000.

59. Дремлюг А.Ю. Осторожно секта! СПб., 1999.

60. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №5.

61. Дюргейм Э. Коллективный ритуал // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии, М.,1996, С., 438-441.

62. Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

63. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии//Социология религии: классические подходы: Хрестоматия / сост. М.П. Гапочкин и Ю.А. Кимелева. М., 1994.

64. Евменов Д.Б. История и учение «Общества сторожевой башни». Автореф. М., 1998.

65. Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально-философского анализа российского регионального развития. Оренбург, 2001.

66. Ефимов современное харизматическое движение сектантства. М., 1995.

67. Западные христианские организации: Справочник. М., 1993.

68. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб. 2002.

69. Иваненко С.И. О людях никогда не расстающихся с Библией. М., 1999.

70. Изложение обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 12 декабря 1996г. /Церковно-общественный вестник. 1996, №6

71. Истина или заблуждение? (К вопросу о возникновении и распространении сект). М., 1992.

72. История религий в России. / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. М.,2002.

73. Как защитить вашего ребенка? М., 2002.

74. Каструбин Э.М. Земные Боги Божественные люди. М., 1998.

75. Керн Г. Как противостоять Свидетелям Иеговы СПб. 1995.

76. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995.

77. Коник В.В. Тайны религиозных миссий. М., 1980.

78. Копысов Д.Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий. Автореф. М., 1995.

79. Котляров Освободись от зависимости алкоголя, наркотиков, секты. Оренбург, 1999.

80. Кравчук В.В. Государство и церковь во Франции: отношение к новым религиозным движениям //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.,1997, №2, с. 114120.

81. Красиков А.А. Религиозная свобода в России нуждается в защите // Межконфессиональный мир и консолидация общества. М., 1997. С. 5-17

82. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999.

83. Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999.

84. Куницин И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

85. Кураев А. Второе пришествие апокрифов. Проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе. / www.kuraev.ru

86. Кураев А. Уроки сектоведения. СПб., 2002.

87. Кураев А.В. Соблазн неоязычества. М. 1995.

88. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001.

89. Лукашов В.А. Омурова Т.О. Трофимова З.П. Религиоведение. М., 2000.

90. Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа. М., 2000.

91. Магдес-Ростовинов А. Критические замечания и разъяснение сущности секты «Свидетели Иеговы» по отношению к Христианской Вере. Сочи, 1999.

92. Макдауэл Дж. Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М., 1993.

93. Марлеб М. Религии человечества. М., 1997.

94. Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

95. Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. Минск, 1993.

96. Медведко С.В. Межконфессиональные отношения как диалог культур. Автореф. М., 1997.

97. Мечковская Н.Б. Язык и религия. / М., 1998.

98. Минард Е. Эволюция богов: Альтернативное будущее человечества. М., 1996.

99. Мирошникова Е.М. Государство и нетрадиционные религиозные движения в ФРГ. Тула, 1997.

100. Митрохин JI.H. Религии «Нового века». М., 1985.

101. Митрохин JI.H. Религиозные «культы» США. М., 1984.

102. Моисеев Н. Статьи о культах в США // Наука и религия. 1989, №2, С. 2-4.

103. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. пр. М., 1955.106. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (материалы круглого стола)// ж. Вопросы философии, 1996, №12.

104. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? М., 1990.

105. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 2002.

106. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Ростов н/Д., 1998.

107. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т. 4. Восточно-мистические группы. Ч. 1. / Авт.-сост. И.Куликов. М., 2000.

108. Огорд Й. Тоталитарные секты угроза XXI века. // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные сектыугроза XXI века» Нижний Новгород 23-25 апр. 2001 года. Н.Новгород 2001, С. 66-76.

109. Озер Ф. Сколько религий нужно человеку? М., 1995.

110. Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн., 2004.

111. Петербургские тайны школьного образования. М., 2002.

112. Подберезский И.В. Протестанты и другие.// Сб. ст. СПБ., 2000.

113. Пореш В.Ю. Дети и секты. // Религия и права человека. М., 1996. С. 3237.

114. Порублев Н.В. Культы и мировые религии. М., 1994.

115. Пособие для изучающих божественный принцип. (Учение Муна). М., 1996.

116. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М., 1987.

117. Прозоров А. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. СПб. 2000.

118. Пудов B.C. Кришнаиты в СССР // На пути к свободе совести. М., 1989, С. 468-480.

119. Рагозина Л.Г. Государственно-церковные отношения и правовое положение нетрадиционных конфессий в России: опыт осмысления проблемы. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. 1997, №1 (11), С. 27-32.

120. Религиозный синкретизм: проблема теоретического и исторического исследования. // Материалы IV СПб. религиоведческих чтений, апр. 1997. -СПб., 1997.

121. Религия в изменяющемся мире. Сб. ст. М., 1994.

122. Рид Д.А. За кулисами Сторожевой башни. СПб., 1998.

123. Рогозин П.И. Лжесвидетели. М., 1993.

124. Розенталь Э. В поисках идеала. М., 1976.

125. Романова А.П. Становление религиозного комплекса. Астрахань., 1999.

126. Руководство для инструктора по подготовке стажеров лидеров ячеек. СПб., 1999.

127. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов: История и современность. СПб., 1997.

128. Сафронов А.Г. Психология религии. Киев, 2002.

129. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М., 1970.

130. Сафронов Ю.Н. Роль общественного мнения в преодолении религиозных традиций и обычаев. М., 1968.

131. Секты: как не попасть в капкан. М., 2002.

132. Снигирева Э.А. Влияние религиозной обрядности на психологию личности. Л., 1981.

133. Современное религиозное сектантство. Киев, 1990.

134. Современные ереси и секты в России. Рязань, 1996.

135. Современные секты и неоязычество в России // Сб.ст. М., 1998.

136. Сорокин П. Религиозные группы и религиозные перегруппировки. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 259-266.

137. Стеняев О. Диспут со «Свидетелями Иеговы». М., 2003.

138. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973.

139. Таевский Д.А. Синкретические религии и секты: Словарь-справ. М., 2001.

140. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I-XXI веков. Словарь. М., 2003.

141. Теняко М.Ю. Религиозные отношения как объект научного исследования. Автореф. Минск, 1989.

142. Томас Ф. Ложные свидетели Иеговы: Исследование доктрин, содержащихся в учении Свидетелей Иеговы. М., 1995.

143. Трельч Э. Церковь и секта. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 226-238.

144. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

145. Уилсон К. Оккультное. М., 2001.

146. Фаликов Б.З. Неомистицизм в СССР // На пути к свободе совести. М., 1989, С. 480-492.

147. Филатов С.Б. Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии, 1999, №12 С. 63-74.

148. Филатов С.Б. Нет свободы без свободы совести // Религия и права человека. М., 1996. С. 12-17.

149. Филатов С.Б. Современная Россия и секты // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. Мн., М., 2002, С. 564-603.

150. Филист Г.М. Урбанизация и сектантство. Минск, 1986.

151. Фишер М. Пат Живые религии. М., 1997.

152. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб., 2000.

153. Франкл В.Э. Религиозность как поиск смысла жизни. // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996, С., 375-380.

154. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1980.

155. Фурман Д.Е. Религия в политической жизни США (70-80ые гг.). М., 1985.

156. ФурманД.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.

157. Харм Ф.Р. Как противостоять «научным» религиям. СПб., 2000.Родес Р. В разрез со Священным Писанием. Ложность учения Свидетелей Иеговы. Минск,1998.

158. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. М., 2001.

159. Шахнович М.И. Тайна бога: Глобальные проблемы современности и модернизации идеи Бога. Киев, 1990.

160. Шевченко М.Д. Религиозное сознание и духовная деятельность. М., 2000.

161. Шюре Э. Великие посвященные. (Очерк эзотеризма религий, попытка примирения науки и религии с помощью эзотеризма). М., 1990.

162. Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001.

163. Элиаде М. Очерки сравнительного релиоведения. М., 1999.

164. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1999.

165. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения, М., 1994.

166. Яроцкий П.Л. Кризис иеговизма. Киев, 1979.

167. Яроцкий П.Л. Современный иеговизм: формирование, анализ идеологии и обыденного религиозного сознания. Автореф. М., 1980.