автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
История и историзм в художественном опыте Д. Б. Кедрина

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Степыкина, Ольга Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'История и историзм в художественном опыте Д. Б. Кедрина'

Текст диссертации на тему "История и историзм в художественном опыте Д. Б. Кедрина"

¿1 ЯЯ- /О//Од" о

МИНИСТЕРСТВО/ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Степыкина Ольга Викторовна О^

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЗМ

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОПЫТЕ Д.Б.КЕДРИНА

Специальность 10.01.01 - Русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор А. Е.Кедровский

/

/

Курск - 1998

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение .................................................3

Глава I. Традиция как историческая реальность

в художественном опыте Д.Кедрина ........................15

1.1. Традиция в литературном процессе 1920 - 30-х годов ..............................................................................15

1.2. Путь формирования трагического мироощущения

в художественном сознании Д.Кедрина ..................32

1.3. Пушкинский опыт и поэзия Д.Кедрина....................55

Глава II. История и историзм в поэмах Д.Кедрина ..............89

2.1. Проблема "варварство-цивилизация" в поэме "Свадьба" ......................................................................89

2.2. Тема судьбы художника в тоталитарном государстве в исторических поэмах Д.Кедрина.. 101

2.3. Фольклоризм как художественный принцип.

"Песня про Алену-Старицу" ......................................125

2.4. "Уральский литейщик" - поэма о непрерывности исторического бытия ..................................................132

Глава III. История и историзм в драме "Рембрандт" ............143

3.1. К вопросу о жанре поэтической драмы ..................143

3.2. Концепция личности в драме "Рембрандт" ............155

Заключение ......................................................................................169

Библиография .....................................................176

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, когда предстоит существенно переосмыслить перспективы страны и народа, в обществе наблюдается повышенный' интерес к истории. Проблема истории в ее всеобъемлющем значении выдвигается на передний план. Многие явления духовной жизни Воспринимаются через призму исторического опыта. Проникновение истории в духовную жизнь общества проявляется многообразно: повышается интерес к старине, к памятникам древности, к различного рода документально-историческим материалам; историческая тема и исторический жанр становятся ведущими в литературе; развертываются дискуссии о недавнем и далеком прошлом, широко обсуждаются и методы исторического изучения.

С учетом повышенного интереса к современности как исторической реальности обращение к творческому наследию Д.Кедрина, поэта-историка, приобретает особую актуальность.

Актуальность работы обусловлена также тем, что в течение трех десятилетий не осуществлялся обобщенный системный анализ произведений Д.Кедрина. Поэтому обращение к заявленной теме позволяет рассмотреть его творчество в свете современных представлений о литературном процессе 30-х годов XX века.

Кроме того, актуальность настоящего исследования вызывается-и специфическим научным интересом, стремлением диссертанта внести свой вклад в осмысление мало разработанной проблемы историзма в художественном опыте Дмитрия Кедрина.

Творчество Кедрина при жизни не получило должной оценки. Он автор трех сборников стихов. Рукопись первой книги "Свидетели" была представлена в издательство в 1932 году, тогда же получила положительную оценку Э.Багрицкого, но в набор была сдана только в

декабре 1938 года и опубликована в 1940 году в значительно измененном виде.

Два других сборника ("День гнева" и "Русские стихи") вовсе не увидели света при жизни поэта. Над книгой "День гнева" Кедрин' работал с осени 1941 до весны 1943 года. Сборник "Русские стихи" был составлен в конце 1942 года и передан в издательство "Советский писатель", где многократно рецензировался, но не был опубликован.

Незадолго до смерти Кедрин предполагал подготовить два стихотворных сборника - "Зрелость", "Соловьиный манок".

Из опубликованного в настоящее время лишь четвертая часть произведений появилась в печати при жизни поэта. Многие посмертные издания, начиная с книги "Избранное" (1947), печатались в измененном редакторами виде.

0 качестве сборника стихов под редакцией В.И. Инбер (1947)(63) свидетельствуют следующие факты. В "Зодчих", например, выброшены лучшие строки, которые являются по сути центральными в поэме. "Причесывая" историю, редактор изъял из поэмы красочное и образное описание жизни и быта "подлого" люда, темных сторон России эпохи Ивана Грозного. Такого же рода изъятия, искажения произведены в поэме "Приданое" (она была сокращена почти на сто строк), стихотворении "Кофейня", драме "Рембрандт" и др.

Сборники 1953 года (63; 73), вышедшие почти одновременно, отличались от книги 1947 года отсутствием в них драмы "Рембрандт". В то же время они различны и между собой. В "Избранном", .изданном "Советским писателем", исключены поэма "Зодчие" и стихотворение "Кукла", которые наличествуют в издании "Молодой гвардии".

Вот какие объяснения дает этому С.Щипачев - редактор сбор-

ника, выпущенного в свет издательством "Советский писатель": "Только из-за перестраховки издательских работников читатели не найдут в сборниках покойного Д.Кедрина стихотворений "Зодчие" и в свое время растрогавшую Горького "Куклу", которые мне, как редактору, так и не удалось отстоять. Об этом великолепном поэте до сих пор не появилось ни одной статьи, в то время как его творчество заслуживает серьезной исследовательской работы,. монографий" (172,136).

Предпосылки для такого исследования возникли в 60-е годы с изменением общественно-политической ситуации в стране. В 1962 году вышла книга С.Широкова, представляющая собой критико-биографический очерк (168). Год спустя П.Тартаковский на основе своей диссертации "Творчество Дмитрия Кедрина" (153) опубликовал монографию "Дмитрий Кедрин" (152). Обе работы представляют значительный интерес.

Тартаковским исследуются идейно-тематическая и художествен-, ная эволюция поэзии Кедрина, его эстетические взгляды. Однако им не проанализированы так называемые восточные сюжеты, в которых Кедрин поднимает ряд важных вопросов, связанных с темой поэта и искусства.

Эту задачу решает в своей диссертации Н.Б.Реморова (136). Значение ее работы в том, что в ней освещены вопросы взаимоотношения поэта и современной ему критики, рассмотрено, какие художественные идеи Кедрина приходили в противоречие с общим направлением и основными требованиями тогдашней времени.

Анализ творчества Кедрина 30~х годов составляет содержание третьей главы диссертации С.А.Михеевой (104), которая рассматривает авторскую концепцию народного характера.

Таким образом, в критической и научной литературе 60-х годов был осуществлен анализ опубликованных произведений Кедрина, вскрыты некоторые особенности индивидуальной манеры писателя. Творчество "опального поэта" было частично "реабилитировано".

Однако, начиная со второй половины 60-х годов, интерес к поэзии Кедрина стал угасать. Выходили в свет новые поэтические сборники (63, 65, 68, 76, 78), но они, в основном, "повторяли" юбилейное издание 1957 года (67). Исключение составила книга "Избранные произведения" 1974 года (70) - первое проверенное по автографам и прижизненным публикациям издание произведений Д.Кедрина.

Ситуация существенно изменилась лишь во второй половине 80-х годов, когда стало возможной публикация "запрещенных" произведений поэта. Особо следует отметить сборник 1989 года "И минуло время". В нем были опубликованы стихотворения поэта 1927-1928 годов и его письма М.Волошину, до недавнего времени хранившиеся в Пушкинском доме. Книга "Соловьиный манок" (74) сопровождается предисловием С.Д.Кедриной, в котором она приводит не известные ранее факты биографии отца.

Наиболее полной на данный момент является книга "Избранное" 1991 года (67). В ней, например, была опубликована поэма "Хрустальный улей", впервые увидевшая свет в 1987 году в "Книжном обозрении". Именно по "Избранному" 1991 года будут цитироваться в нашей работе произведения Д.Кедрина.

Основной целью диссертации является исследование историзма в художественном опыте Д.Кедрина в связи с особенностями общественной и эстетической ситуации 1930-х годов.

Понятие "историзм" стало активно употребляться в XIX веке.

Исторический взгляд на жизнь был свойственен еще некоторым теоретикам Просвещения (например, Гердеру), но они для своего времени составляли исключение. В XIX веке исторический подход к явлениям, внимание к национальному своеобразию становятся характерной чертой. "Век наш, - писал В.Г.Белинский, - по преимуществу истори-' ческий век. Историческое созерцание могущественно и неотразимо проникло собою все сферы современного сознания. История сделалась теперь как бы общим условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии" (9,90).

Если в XVIII веке закладывались основы теории литературы, то в XIX веке она формировалась как самостоятельная наука, что выражалось не только в появлении различных руководств по теории словесности, но и в том, что теоретико-литературные проблемы стали рассматриваться с исторической точки зрения, в тесной связи с развитием общества. Исторический взгляд на искусство был характерен для романтиков. В их среде впервые возникли грандиозные по своему масштабу историко-литературные концепции. Улавливая динамику историко-литературного процесса, они в своих трудах стремились определить специфику романтической литературы, ее отличие от античной (первая выражает духовную, а вторая "вещественную" жизнь человека).

В более глубоком содержании историзм выступает в лекциях по эстетике Гегеля, являясь его сильнейшей чертой. Гегель выделяет' три исторические формы существования "идеала" - символическую, классическую и романтическую. Немецкий философ искал источник движения в абсолютном духе, тем не менее этапы развития мирового искусства он устанавливал не произвольно, а на основе глубокого изучения их реально-исторического содержания. Историческое чутье

Гегеля подкреплялось его стремлением согласовать свою систему с фактами живой истории.

Объявив предметом поэзии идею в ее чувственном выражении, Гегель тем самым облегчал художнику доступ в реальный мир, давал ему право на изображение действительной жизни со всеми ее драматическими конфликтами. "Человеческое сердце со всем тем, чем оно волнуемо в глубочайших глубинах и что представляет собою в нем силу, - всякое чувство и всякая страсть, всякий глубокий сердечный интерес, вся конкретная жизнь, - писал Гегель, - образует живой интерес искусства" (30,180).

Он подходил конкретно-исторически к изучению творчества художника, справедливо полагая, что оно является плодом определенных исторических условий. "Каждое художественное произведение, -писал он, - принадлежит своему времени, своему народу, своей среде и зависит от особенных исторических и других направлений и целей" (31,15-16). Понимая искусство как "отражение жизни, взятой в ее духовных моментах", Гегель дал содержательную критику натуралистического внешнего подражания природе современного ему немецкого романтизма и дидактических течений в литературе. Поэзия, по его мысли, не средство прославления абстрактной добродетели, ее общественное назначение органически "вытекает" из ее художественной специфики - быть правдивым воспроизведением действительности. Только воплощая в образах "духовное содержание", она, не прибегая к назиданию, становится "учителем народов"(31, 55).

Сложившийся как осознанный принцип художественного мышления в начале XIX века, историзм с огромной силой проявился в творчестве Пушкина.

Пушкин отверг романтическую философию истории (история - не-

кий слепой круговорот, повторение одних и тех же циклов). Думая о сложности и противоречивости исторического развития, он верит в поступательный ход истории, которую понимает как единый процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. В отличие от тех, кто, придерживаясь романтической философии истории или испытывая ее влияние, брал в качестве исходного пункта своих воззрений абстрактно понятую человеческую личность, Пушкин самого человека стремился осознать как результат и следствие истории, в свете ее общих закономерностей, понять его в качестве именно исторического человека. Отсюда - неоднократные размышления о развитии человека, которое идет вместе с движением истории, в соответствии со всеобщим законом бытия.

Пушкинское понимание истории как динамического процесса, в котором имеет место непрестанное обновление, лежит в основе его творчества 1830-х годов. Произведения поэта не только тематически, но и всем своим строем передают движение исторического времени, смену эпох, переход от прошлого к современности. А это и есть историзм, который "предполагает понимание исторической изменяемости действительности, поступательного хода развития общественного уклада, причины обусловленности в смене общественных форм" (159,155).

Д.Кедрин был "учеником пушкинского отношения к историческому материалу" (45,4), хотя на рубеже веков и в 20-е годы возникали попытки нарушить установленные на уровне методологических посылок и непосредственно эмпирических наблюдений связи и взаимосвязи времен. И.М.Гронский на пленуме оргкомитета Союза советских писателей заявил, что "когда говорят о родословной наших пролетарских писателей, когда эту родословную ведут от Достоевского, от Того-

ля, от Толстого, то совершают грубейшую ошибку" (36, 254-255).

На почве отрицания мировой и отечественной классической культуры, ее ценностей выстроился достаточно внушительный фронт, объединивший в своих рядах лефовцев, пролеткультовцев, вульгарных социологов. Утрата критериев оценки и общего взгляда на культуру как исторически развивающуюся духовность вела к искусственному разрыву между литературными периодами и имела далеко идущие последствия. В 30-40-е годы главным становился не историзм, а социально-классовый подход к истории и современности, к литературе и духовной жизни общества в целом. Здесь одна из причин того, что значительные по своему идейно-художественному содержанию, тематически связанные с прошлым произведения Д.Кедрина не получили должной оценки текущей критики. Этот факт находится у истоков сохранившейся на многие годы своеобразной традиции отстранения исследователей от исторической поэмы 30-х годов. Высказанное еще в 1934 году во время обсуждения исторического романа пожелание "расширить рамки дискуссии - вовлечь в поле обсуждения не только романы, но и поэмы и драматические произведения, созданные на историческом материале" (135, 196), так и осталось пожеланием. Историческая поэма 30-х годов как содержательно-смысловая проблема, как проблема жанра, стиля, за исключением традиционных академических "историй" литературы (55), поэзии (57), не включена в сферу обобщений, касающихся специфики поэтического (поэмного) сознания этого десятилетия.

Однако широкое распространение исторической поэмы - произведений Л.Мартынова, В.Каменского, П.Антокольского, Д.Кедрина -подтверждает новое отношение к классике писателей, сумевших сохранить стилевую индивидуальность в условиях дискурса власти. Сама

- и -

идея издания и практического осуществления "полных" академических' собраний сочинений Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, других имели принципиальное значение для формирования эстетической атмосферы времени, соответственно для понимания сложных взаимоотношений человека с обществом, историей. Осуществление этих больших замыслов ( а они приходятся в основном на 30-е годы) есть результат усилий талантливейших филологов (М.А.Цявловского, Ю.Г.Оксмана, Г.0.Винокура, В.И.Срезневского, Б.М.Эйхенбаума, С.М.Бонди, других) и одновременно показатель общего уровня художественной культуры тех лет.

Осуществлялось преодоление неисторического понимания взаимоотношений человека и его времени. Расширились границы индивидуальной жизни, и вместе с тем более "олицетворенным" оказался внешний мир - от прошлого к настоящему - в произведениях Н.Дементьева, П.Васильева, П.Шубина, Д.Кедрина.

Таким образом, несмотря на подмену научного и литературоведческого историзма социально-классовым подходом, под "толщей деформаций" наблюдалось "сквозное движение сильной, органической художественной мысли, развивающейся по внутренним законам"(111,' 217).

Начиная со второй половины 50-х годов понятие "историзм" начинает использоваться гораздо активней, становится более многозначным и к 70-м годам превращается по сути в главное понятие современного литературоведения. Такой сравнительно быстрый качественный рост данной категории был обусловлен рядом причин, прежде всего, политическими изменениями в обществе, некоторой свободой мысли (по сравнению с прежней тотальной идеологичностью) при сохраняющейся общей направленности художественного процесса и углуб-'

лением художественного анализа.

При освещении понятия "историзм" соискатель опирался на �