автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Концепция личности и ее художественная реализация в повестях А. Абу-Бакара

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Джалилова, Патимат-Захрат Абдулжалиловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Концепция личности и ее художественная реализация в повестях А. Абу-Бакара'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Джалилова, Патимат-Захрат Абдулжалиловна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ПЕРВЫХ ПОВЕСТЕЙ А. АБУ-БАКАРА.

1.1. Становление идейно-творческого кредо писателя.

1.2. Образ горянки в художественном мире лирической повести.

1.3. Своеобразие национальных характеров.

1.4. Расширение творческого поиска: личность и рабочий коллектив

Глава 2. РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ В

ВОПЛОЩЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Поэтический этнографизм и категория комического как средства изображения национальной жизни.

2.2. Художественный конфликт и его решение в сатирико-юмористи-ческом плане.

2.3. Образ автора как одна из составляющих концепции личности.

Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ В ПОВЕСТЯХ

70-80-х ГОДОВ.

3.1. Диалектика чувств героев в историко-революционной повести

3.2. Воплощение концепции личности в повестях о военном времени

3.3. Экологические проблемы и нравственные конфликты.

3.4. Изображение внутреннего мира молодых героев.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Джалилова, Патимат-Захрат Абдулжалиловна

Актуальность исследования. Мировая литература XX столетия, сложная, многообразная и противоречивая, исследуется через призму различных эстетических концепций. Выдвижение на передний план литературоведения такой проблемы, как художественная концепция личности, предстает как закономерное явление, так как в ней сконцентрированы основные задачи, стоящие перед искусством слова.

Концепция личности в литературе XX века - проблема, не только не теряющая своей актуальности, но и приобретающая новый импульс к своему раскрытию вместе с вступлением человечества в XXI век, в сложную систему современных общественных отношений, с необходимостью осознать пройденный нашим обществом путь, без предубеждений и стереотипов оценить то значительное в истории нашей культуры, что составляет ее суть, ее «нетленное ядро».

Сегодня явно наступает время для того, чтобы взглянуть «без гнева и пристрастия» на культуру советской эпохи и увидеть в ней не одну лишь политическую демагогию и фальшь, не одни лишь конъюнктурные поделки и идеологические штампы - в соответствии с тем или иным ее «социальным заказом», - считает известный культуролог и литературовед И. Кондаков. - В советской эпохе были не одни лишь литературные и художественные однодневки, удел которых за пределами эпохи - немедленное, неотвратимое забвение, но и тот «сухой остаток» культурного наследия, который и в XXI веке, и в последующие нам неведомые столетия будет определять культурно-историческое значение советской литературы и искусства как таковых»1.

Художественная литература, имеющая также и такое название, как «человековедение», всегда обращена к человеку, его внутреннему миру, его поступ

1 Кондаков И. Наше советское «все». (Русская литература XX века как единый текст) // Вопросы литературы. 2001. Июль-август. С.З. кам. Она руководствуется определенными принципами постижения человека, которые и лежат в основе творчества писателей.

С изменением самого человека как выразителя общественных отношений меняется и восприятие этого человека, а это отражается и на художественном сознании времени. Эпохи античности, средневековья, Возрождения, классицизма, Просвещения и другие отличались друг от друга в первую очередь специфической концепцией человека и его художественного воплощения в искусстве. Различные концепции человека утверждали такие ведущие методы досоциалистического искусства, как романтизм и реализм, по-разному воспринимая отношения личности и общества: романтическая идея независимости личности и ее самостоятельного развития противоречила реалистическому восприятию общественной обусловленности характера и поведения человека. А на рубеже XIX и XX веков получила распространение и доминировала антигуманистическая концепция «разрушения личности» в самых различных ее вариантах — от идеи рокового одиночества и обреченности человека до фрейдистского психоанализа или ницшеанского «сверхчеловека».

Этим теориям противостояла молодая советская литература - с ее историческим оптимизмом и гуманистической верой в человека, с ее идеей единства коллектива и его частицы - личности. Однако и в советской литературе постижение и восприятие человека не было чем-то неизменным. Вместе с развитием нашего общества развивалась, а иногда и существенно менялась концепция личности, воплощенной в литературном герое.

С самого начала своего становления советская литература выдвинула нового героя - преобразователя мира, революционного активиста, творца истории. И эти главные качества затмевали все остальные в концепции личности периода 20-40-х годов. Идея ответственности личности перед историей и человечеством пронизывала все ведущие произведения советских писателей первой половины XX века. В них утверждалась личность, готовая на лишения, способная к самопожертвованию во имя счастья общества, человечества.

В первые десятилетия своего развития советская литература исследовала главным образом те новаторские черты, которые проступали в характере советского человека под влиянием новой действительности. Тогда казалось, что решительная ломка старых устоев, традиций и быта - неизбежна и прогрессивна, и поэтому разрыв личности с прошлым и установление новых отношений представлялись вполне естественными.

С середины 50-х годов, когда произошли изменения в политической жизни страны, изменилась и духовная жизнь общества. Усложнился эстетический идеал литературы, соотношение «личность - история» обогатилось пониманием необходимости обратной связи: не только личность для истории, но и история для личности. На первый план выдвинулось осознание самоценности человека.

Согласно концепции, отстаиваемой советской литературой второй половины XX века, мысль о единении человека с народом дополняется признанием самостоятельной ценности личности и ее значимости для общего исторического процесса. На новом этапе своего развития оно продолжает отстаивать концепцию исторически активной личности. «Всестороннее развитие личности, гармоническое ее объединение с историей, с обществом, с человечеством -высшее гуманистическое назначение искусства социалистического реализма. Активный, действенный, созидающий гуманизм - пафос, цель, смысл, сверхзадача советского искусства, его главная тема, генеральная идея, основное содержание»2, - писал Ю. Борев.

Человек для людей и общество для человека - вот суть художественной концепции личности, утверждаемой советской литературой этих лет. Эта концепция проникнута высокими гуманистическими идеалами и совпадает с объективным ходом истории. Потому-то лучшие творения времени навеки остаются современниками людей. 2

Борев Ю. Художественные направления искусства XX века и концепция личности // Концепция личности в литературе развитого социализма. М.; Ереван, 1980. С. 38.

Литература этого периода стремится исследовать происходящую социально-нравственную динамику личности, осознать в художественных образах ее исторический смысл, воплотить в характере героя эстетический идеал своего времени.

Пытаясь решать кардинальные вопросы бытия человека, литература ставит эти вопросы перед человеком и обществом. Для этого создаются своего рода образные модели человека, его духовной и нравственной сущности, системы его взаимодействия с миром. В сложном процессе создания художественной концепции личности, являющейся своеобразным самовыражением художника, основную роль играют сознание, идейно-эстетические взгляды, воля писателя. Поэтому «постижение художественной концепции человека предусматривает, при условии комплексного к ней подхода, изучение индивидуального метода, стиля, авторской мировоззренческой позиции, принципов типизации, жанровой специфики произведения — всей объективно существующей, но субъективно воспринимаемой системы художественного мира»3.

Известная формула, что новое искусство никогда не начинается с новых форм, но всегда с нового героя, свидетельствует о сфокусированном в образе героя диалектическом единстве социальной действительности и авторской концепции. Советская литература начала свой путь развития с утверждения нового героя - простого человека - как значительной личности, как творца истории. Дагестанской литературе, сильной своей поэзией, но не знавшей в прошлом традиций прозы, пришлось осваивать и новые формы и нового героя одновременно.

Как известно, первоочередной задачей литературы является активное участие ее в формировании общественно-эстетического идеала современности как особой системы духовной ориентации человека в мире. В этой связи особо актуальной предстает рассмотрение принципов воплощения человеческого бытия в дагестанской литературе, в частности в творчестве Ахмедхана Абу

Жулинский Н. Г. Человек в литературе. Общественные ценности и проблемы художественного характера. Киев, 1983. С. 80.

Бакара, определение идейно-эстетической специфики художественного изображения национальной жизни Дагестана второй половины XX века, анализ жизненного содержания литературного героя, современника писателя.

Целью нашей работы является исследование концепции личности в повестях А. Абу-Бакара. Проблема эта представляет особый интерес для исследования в творчестве именно А. Абу-Бакара, художника высокого гражданского долга, активной жизненной позиции, убежденного интернационалиста и подлинного патриота. Концепция личности реализуется писателем в различных жанровых формах, раскрывается в разнообразных конфликтах, воплощается в разнотипных характерах.

Среди конкретных задач работы отметим следующие:

- исследование отражения философии социального, исторического оптимизма и эстетического идеала в литературных героях лирических повестей А. Абу-Бакара;

- выявление принципов создания характеров героев, исследование характеров в их объективной обусловленности и многообразии связей с действительностью;

- рассмотрение образа автора в системе решения проблемы концепции личности;

- раскрытие роли художественных средств и приемов в воплощении концепции личности;

- прослеживание эволюции концепции личности в различных жанровых формах повести писателя.

Степень разработанности темы. Творчество народного писателя Дагестана, внесшего большой вклад в развитие дагестанской культуры, не могло не интересовать литературоведов, критиков, писателей. Каждое его новое произведение вызывало определенный резонанс в обществе, интерес у читателей, появление рецензий и отзывов как в местной, так и в центральной печати.

М. Алексеев, Г. Аржаная, В. Бакланов, С. Баруздин, Г. Бровман, И. Гринберг, Г. Гулиа, Н. Джусойты, М. Зубавина, А. Кешоков, В. Ковский, Г. Кормушина, JI. Лебедева, Г. Ломидзе, В. Лукашевич, В. Максимов, Т. Мамаладзе, Л. Новиченко, 3. Османова, М. Пархоменко, И. Соловьева, В. Шилов - это не полный перечень известных авторов статей, рецензий, выступлений по творчеству дагестанского писателя. К его произведениям обращались и зарубежные ученые - болгарский критик и литературовед Руси Шемелеков и чешский литературовед И. Щадей.

Об А. Абу-Бакаре писали также дагестанские литературоведы, критики, писатели: К. Абуков, Ф. Абакарова, 3. Алиева, С. Ахмедов, А. Вагидов, Н. Гор-банев, В. Лебедев, Л. Мегаева, С. Хайбуллаев, О.-Г. Шахтаманов и др.

Первый обобщающий литературный портрет А. Абу-Бакара был дан С. М. Хайбуллаевым во 2-м томе «Истории дагестанской советской литературы», где отмечено, что даже то «немногое, что вышло из-под пера А. Абу-Бакара, сделало его известным не только в нашей стране, но и за ее рубежами»4.

Более подробно анализированы в идейно-художественном плане произведения писателя в «Очерках даргинской советской литературы (1917-1965 гг.)» (Махачкала, 1969) Ф. О. Абакаровой.

Наиболее полный очерк жизненного и творческого пути А. Абу-Бакара принадлежит литературоведу С. X. Ахмедову: в 1975 году им была издана книга «Ахмедхан Абу-Бакар» в серии «Народные писатели Дагестана». Появление первых повестей А. Абу-Бакара, по мнению исследователя, «ознаменовало начало нового этапа в развитии дагестанской прозы»5. В творчестве писателя С. X. Ахмедов выделяет два этапа. Первый этап характеризуется лирико-романтическим отражением действительности, на втором этапе, в начале 70-х годов, происходит поляризация реалистических и романтических элементов, ослабление юмористического начала.

С. X. Ахмедову также принадлежит составление сборника «Грани таланта»: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности» (Ма

4 Хайбуллаев С. М. Ахмедхан Абу-Бакар // История дагестанской советской литературы.: В 2-х томах. Махачкала, 1967. Т. 2. С. 163.

5 Ахмедов С. X. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала, 1975. С. 6. хачкапа, 1984). В сборник включены литературно-критические статьи, рецензии исследователей, высказывания видных советских писателей, некоторые письма зарубежных читателей, опубликованные в советской печати. Однако некоторые материалы, представляющие интерес для исследователя творчества А. Абу-Бакара, не вошли в сборник. К ним относятся полемические статьи О.-Г. Шах-таманова «И слилась тропа с магистралью»6 и В. Лебедева «Где вы, шубуруму цы?» . Не включена также (возможно, в силу ограниченного объема сборника) и интересная статья К. Мегаевой «Лирическая повесть и повести Ахмедхана о

Абу-Бакара» .

Значительное внимание творчеству А. Абу-Бакара в ряду других даргинских прозаиков уделено в докторской диссертации А. М. Вагидова «Развитие даргинской литературы в контексте общесоюзного многонационального литературного процесса». Исследователь отмечает, что такое свойство писателя, как приверженность к новому, способствовало возникновению жанрово-стилевых новаций в дагестанской прозе9.

Творчество А. Абу-Бакара стало также предметом анализа кандидатской диссертации Т. Ю. Султановой «Идейно-художественное своеобразие повестей 60-70-х годов Ахмедхана Абу-Бакара».

При исследовании дагестанской прозы определенное внимание уделяется авторами и творчеству А. Абу-Бакара в таких обобщающих работах, как «Художественная проза народов Дагестана» С. X. Ахмедова (Махачкала, 1990), «Дагестанская литература: закономерности развития. 1965-1985» (Махачкала, 1999).

А. Абу-Бакар как детский писатель представлен в монографии Ф. X. Му-хамедовой «Дагестанская детская литература» (Махачкала, 2001).

6 Дагестанская правда. 1966. 1 декабря.

7 Дагестанская правда. 1967. 17 марта.

8 Сборник научных сообщений ДГУ. Махачкала, 1969. С. 31-41.

9 См.: Вагидов А. М. Развитие даргинской литературы в контексте общесоюзного многонационального литературного процесса: Автореф. . докт. фи-лол. наук. М., 1988. С. 34.

К 70-летию со дня рождения А. Абу-Бакара 30 ноября 2001 года в Дагестанском государственном университете была проведена научная конференция. Статьи, написанные на основе докладов и сообщений, вошли в составленный А. М. Вагидовым сборник «Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба» (Махачкала, 2001)10. В своем вступительном слове Н. Э. Гаджиахмедов подчеркнул особую роль Ахмедхана Абу-Бакара в истории культуры дагестанского народа: «Общечеловеческое значение таких людей, как Ахмедхан Абу-Бакар, неразрывно связано с их национальным значением. Чтобы стать представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа. Общечеловеческое значение Ахмедхана Абу-Бакара основано на том, что в его творчестве с большой полнотой и совершенством раскрылась духовная мощь нашего дагестанского народа. Так вершина национального становится вместе с тем вершиной человеческого»11.

Несмотря на казалось бы такое внимание исследователей к различным сторонам творчества А. Абу-Бакара, еще не создано то целостное монографическое исследование, которого заслуживает народный писатель Дагестана, наследие которого представляет яркую страницу в истории дагестанской литературы XX века. В этом плане ученые в большом долгу перед талантом мастера. Исследование повестей А. Абу-Бакара в аспекте раскрытия концепции личности

10 В сборник включены следующие статьи: Гаджиахмедов Н. Э. Слово о народном писателе Дагестана Ахмедхане Абу-Бакаре; Абдуллатипов К. Ю. Общечеловеческие мотивы в повести А. Абу-Бакара «Белый сайгак»; Абдуса-ламова Р. А. Хронотоп повести А. Абу-Бакара «Чегери»; Ахмедов С.Х. Юмор в творчестве А. Абу-Бакара; Ахмедова Р. А. Концепция философии истории и человека в повести А. Абу-Бакара «Исповедь на рассвете»; Бесараб В. Повесть А. Абу-Бакара «Чегери»: сказка и современность; Вагидов А. М. Повесть А. Абу-Бакара «Опасная тропа»: проблемно-тематическое и жанрово-стилевое своеобразие; Кельбеханов Р. М. Рассказ в творчестве А. Абу-Бакара; Магоме-дова 3. К. Новаторские тенденции в творчестве Абу-Бакара позднего периода; Омаршаева Э. М. Образ Мананы из одноименного романа А. Абу-Бакара в галерее образов горянок дагестанской литературы; Хизриева П. Р. Книга А. Абу-Бакара «Пламя родного очага» как произведение лирической прозы.

11 Гаджиахмедов Н. Э. Слово о народном писателе Дагестана Ахмедхане Абу-Бакаре // Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба. Махачкала, 2001. С. 4. явится определенным вкладом в монографическое изучение творчества народного писателя Дагестана.

Научная новизна работы состоит в обращении к неисследованному ранее аспекту в прозе А. Абу-Бакара, к рассмотрению принципов и особенностей воплощения концепции личности на разных этапах развития его творчества, к исследованию формирования концепции личности в различных жанровых формах повести: лирических, исповедальных, историко-революционных, социально-бытовых и др.

Теоретической и методологической основой исследования послужили в основном труды отечественных литературоведов, работы дагестанских ученых.

В 70-80-х годах XX столетия в советском литературоведении появилось немало трудов, где исследовалось изображение человека в литературе. Концепция личности как художественно-эстетическая категория осмысливалась в целом ряде работ ведущих литературоведов и критиков12. В них рассматривались принципы и особенности воплощения концепции человека в советской литера

12 Андреев Ю. А. Движение реализма. Л., 1978; Апухтина В. А. Современная советская проза (60-е — начало 70-х годов). М., 1977; Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983; Борщуков В. История литературы и современность. М., 1972; Бочаров А. Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977; Браженас П. Человек и слово в прозе. М., 1981; Буряк Б. С. Художественный идеал и характер. М., 1972; Воробьева Н. Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М., 1978; Воронов В. И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов. М., 1984; Гей Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975; Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970; Демин М.В. Проблемы теории личности. М., 1977; Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980; Жулинский Н. Г. Человек в литературе. Общественные ценности и проблемы художественного характера. Киев, 1983; Кузнецов Ф. Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе. М., 1975; Лавров В. А. Человек. Время. Литература: Концепция личности в многонациональной советской литературе. Л., 1981; Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1978; Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974; Осма-нова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (Традиция и современность). М., 1972; Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976; Щербина В. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. М., 1964 и др. туре на разных этапах ее исторического развития. Этим же вопросам были посвящены и некоторые коллективные труды13.

Художественная концепция личности рассматривалась учеными «как система духовных ценностей, выражающая диалектическое единство познавательной, эстетической, идеологической и других функций»14.

Среди ученых нет принципиальных расхождений в понимании природы понятий «человек», «личность», «индивидуальность». И хотя нельзя говорить о полном их тождестве, в большинстве случаев они используются как синонимы. На наш взгляд, такое синонимическое употребление применительно к художественной литературе обосновано тем, что художественные характеры - это, как правило, личности, имеющие свои позиции, свое мировоззрение, они общественные, активно действующие люди, обладающие самосознанием. Следует, однако, помнить, что личность с такими качествами может проявить себя и как антипод эстетического идеала.

Личность - это всегда живой, телесный индивид, представитель определенной исторической эпохи и Ьотому всегда конкретный человек, практически действующий и потому находящийся в реальных отношениях с миром»15 - таково определение личности в философском понимании.

Исследуя проблему концепции личности в советской прозе 60-70-х годов, известный критик и литературовед А. Г. Бочаров различает концепцию общелитературную и писательскую. Первая «основана на единых мировоззренческих принципах советских писателей: признание оптимистического соотноше

Проблемы психологизма в советской литературе. JL, 1970; Советская литература и мировой литературный процесс: Идейно-эстетические проблемы. М., 1975; Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественное произведение и личность. М., 1975; Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М., 1977; Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. М., 1979; Концепция личности в литературе развитого социализма. М.; Ереван, 1980; Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М., 1980; Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982 и др.

14 Жулинский Н. Г. Указ. соч. С. 9.

15 Демин М. В. Проблемы теории личности. М., 1977. С. 56-57. ния человека и истории, утверждение главенства общественных связей человека, вера в способность личности на героическое возвышение и т.д.»16. В пределах же этих координат располагается многообразие конкретных философско-эстетических решений, то есть писательских концепций, предполагающих в каждом случае свой взгляд на личность, ее внешние и внутренние ориентации. Причем произведение автора возникает на базе изначальной концепции, существующей в обществе, в котором живет писатель и воззрения которого он сознательно или неосознанно впитывает, а уже затем эта концепция трансформируется в процесс художественного воссоздания действительности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар - художник высокого гражданского долга, активной жизненной позиции, убежденный интернационалист и подлинный патриот, наследие которого представляет ярчайшую страницу в истории дагестанской литературы XX столетия.

2. Исследование повестей А. Абу-Бакара в аспекте раскрытия концепции личности обогащает современное литературоведческое представление о проблемах национального мировидения.

3. Концепция личности в лирических повестях 60-х годов явилась отражением творческой программы, позиции писателя Страны гор - быть всегда со своим народом, быть всегда нужным ему.

4. При всей огромной любви к своему народу, при всем желании «окунуть» читателя в дагестанский национальный мир А. Абу-Бакар полностью лишен гнетущего и сковывающего пиетета по отношению к национальному характеру. Его взгляд на национальный характер свободен.

5. Концепция личности писателя получает наиболее полное воплощение в образе автора или рассказчика, здесь для него полная свобода для самовыражения, которое может окрашиваться в разные тона и принимать различные формы.

16 Бочаров А. Г. Указ. соч. С. 5-6.

6. Художественная концепция личности в повестях 70-80-х годов предельно сосредоточена в нравственных доминантах характеров героев, которые в предельных ситуациях исторических катаклизмов выверяют себя, испытывают нравственную силу, человеческую значимость.

Объект исследования - повести А. Абу-Бакара 60-80-х годов, проанализированные в свете заявленной темы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе анализа материалы и выводы диссертации позволяют увидеть решение проблемы концепции личности на национальном материале, что может обогатить современное представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве писателя-дагестанца.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при создании учебного курса «Литература народов Российской Федерации», «Литература народов Северного Кавказа», при чтении курса лекций по истории дагестанской литературы, при создании учебников и учебных пособий для школ, колледжей, вузов.

Апробация. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения работы изложены в шести публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертационный труд состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция личности и ее художественная реализация в повестях А. Абу-Бакара"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая эпоха неутомимо ищет формулу характера своего современника, чтобы ориентировать общество на высокие идеалы. Анализ того, как осуществляется претворение социально-философской концепции писателя в художественную концепцию личности был проведен нами на основе различных жанровых форм повести: лирических, исповедальных, историко-революционных, социально-бытовых, созданных народным писателем Дагестана Ахмедханом Абу-Бакаром.

Лирический герой прозы писателя 60-80-х годов — это человек нравственной жизни, нравственного поведения, воплощающий идеалы социальной справедливости, добра, созидания, духовной красоты.

Для трансформации концепции личности в характер героя необходимо, чтобы в изображении человека проявлялся и мировоззренческий, социально-нравственный стержень, и многокрасочная «живая плоть» бытия. Удачное сочетание этих двух аспектов характерно для стиля писателя.

Эстетический идеал писателя представлен в многообразии национальных характеров героев. Лирическая проза А. Абу-Бакара имеет на своем счету немало сильных, ярких положительных образов. Это лучшие представители дагестанского народа: крестьяне, мастеровые люди, рабочие, студенты. Действующие в повестях положительные герои представляют два поколения: поколение отцов и дедов, проживших большую жизнь, имеющих за плечами огромный поучительный опыт, и младшее поколение - это те, кто стоит на пороге взрослости, ищет свое место в жизни. Старшее поколение (Зумруд, Осман, Хабиб - в «Даргинских девушках», Кичи-Калайчи - в «Чегери», Азии-Мухтар - в «Медовых скалах», Даян-Дулдурум - в «Ожерелье для моей Серминаз», Мухарбий в «Белом сайгаке» и др.), в представлении писателя - опорная, движущая сила нашего общества. Оно передает молодым преобразователям жизни, созидателям будущего, духовный и нравственный опыт народа. У старших молодые учатся высокой гражданственности и строгой человеческой доброте. В этих образах отражена социальная действенность характера новой социалистической личности. Таковы даргинские девушки из одноименной повести, Самур и Шамиль из «Чегери», Серминаз и Бахадур из «Ожерелья.», Мухтар и Али-Булат из «Медовых скал», Кара-Будай и Исида из «Поры красных яблок», Бэла и Бадай из «Девушки из крепости». В соответствии с возрастом они могут и ошибаться, поддаваться слабости и заблуждениям, но им на помощь приходят и люди старшего поколения, и их истинные друзья.

Пристальное внимание А. Абу-Бакара к внутреннему миру человека открыло новые грани характера современника 60-80-х годов. Глазами молодых героев писатель рассматривает действительность, со свойственной молодости пытливостью вглядываются они в окружающее, придирчиво оценивают слова и поступки людей, извлекают поучительные уроки, ищут свою дорогу в жизни. В них отчетливо просматриваются приметы тех нравственно-психологических изменений, которые отличают социальный облик молодого поколения второй половины XX века. Это люди ищущие, самостоятельные в своих суждениях и поступках, их путь к самоутверждению нередко сопряжен с внутренней борьбой, с преодолением препятствий.

Образы девушек из лирических повестей явились утверждением образа дагестанки как равноправной, свободной, духовно и нравственно богатой личности.

Бытовой антураж, конкретные приметы национальной жизни, обстановки, среды, пейзажные зарисовки - описание всего этого направлено на усиление «живой плоти» бытия героев, на придание их образам реалистической основательности. Поэтическая же приподнятость описания, характерная для стиля писателя, эстетизирует картины жизни, сообщая им романтическую окрашенность. Нередко пейзажные зарисовки, живописные, пластичные, становятся средством выражения чувств, эмоций, состояния лирического героя.

Большую роль в лирических повестях и играет авторская интонация, придающая объективным картинам субъективную окрашенность. Иногда авторский голос имеет прямой выход к читателю в прологах, комментариях, лирических отступлениях, эпилогах - характерных для лирической прозы приемах, в которых раскрывается авторская позиция. Так создается образ автора, в котором концепция личности получает своеобразное раскрытие. Иногда голос автора сливается с голосом главного героя, что помогает изобразить характер героя во всей совокупности его мыслей, чувств и действий, проникнуть в глубины человеческой души.

Немаловажное значение в художественной реализации концепции личности имеет обращение писателя к дагестанскому фольклору, который обогащает содержательную и эстетическую структуру лирических повестей. Вставные новеллы, стихи, легенды, сказки, анекдоты, забавные были и небылицы, пословицы, поговорки, причитания несут на себе идейно-эстетическую, композиционную и стилистическую нагрузку. Использование в речи героев народных изречений становится одним из художественных средств для их характеристики. Фольклорные мотивы, отражающие духовные корни народа, его национальное самосознание и мировосприятие, придают лирическим повестям национальный колорит, способствуют созданию народных характеров.

Одним из принципов художественной реализации концепции личности является такая стилистическая особенность писателя, как окрашенная юмором лирическая интонация. Большей частью юмор служит подчеркиванию в героях и персонажах остроумия, мудрости, любви к шутке, меткому слову. Лирический юмор часто служит основой для создания комических ситуаций, в которых естественно раскрываются характеры героев.

Но иногда авторский голос может приобретать ироничность или сатирическую окрашенность, выражающие активность гражданской позиции писателя, неприятие тех или иных явлений действительности.

Таким образом, в писательской концепции личности находят свое выражение такие сущностные черты и принципы реалистического метода, как исследование характеров в их объективной обусловленности и многообразии связей с миром, в диалектике развития личности и общества, социальный анализ явлений действительности. Вместе с тем воплощение личностной концепции не лишено и романтической окрашенности, проявляющейся в ярко выраженном лирическом начале, позволяющем автору выразить сокровенные стороны духовной жизни, в тяге к исключительному в характерах и сюжетах.

 

Список научной литературыДжалилова, Патимат-Захрат Абдулжалиловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абакарова Ф. О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965 гг.). Махачкала, 1969.

2. Абдуллатипов А. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

3. Андреев Ю. А. Движение реализма. Л., 1978.

4. Апухтина В. А. Современная советская проза (60-е — начало 70-х годов). М., 1977.

5. Ахмедов С. X. Ахмедхан Абу-Бакар. Махачкала, 1975.

6. Ахмедов С. X. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.

7. Бальбуров Э. А. Поэтика лирической прозы. 1960-1970-е годы. Новосибирск, 1985.

8. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

9. Борщуков В. История литературы и современность. М., 1972.

10. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977.

11. Браженас П. Человек и слово в прозе. М., 1981.

12. Буряк Б. С. Художественный идеал и характер. М., 1972.

13. Вагидов А. М. Восхождение к единству. Махачкала, 1991.

14. Вагидов А. М. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.

15. Вагидов А. М. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала, 1987.

16. Воробьева Н. Н. Принцип историзма в изображении характера: классическая традиция и советская литература. М., 1978.

17. Воробьева Н. Н., Хитарова С. М. На новых рубежах. О многонациональной прозе наших дней. М., 1974.

18. Воронов В. И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 6080-х годов. М., 1984.

19. Гей Н. К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. М., 1975.

20. Герасименко А. П. Русский советской роман 60-80-х годов. М., 1989.

21. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М., 1970.

22. Гусейнов Ч. Г. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988.

23. Дагестанская литература: Закономерности развития (1965-1985). Махачкала, 1999.

24. Демин М. В. Проблемы теории личности. М., 1977.

25. Дмитриев В. А. Гуманизм советской литературы. М., 1980.

26. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Д., 1980.

27. Егорова JI. П. О романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966.

28. Заморий Г. П. В поисках героя-современника. Героическое начало в современной прозе. Киев, 1990.

29. Заморий Г. П. Становление гармонической личности в современной русской прозе. Киев, 1979.

30. Золотоусский И. П. Тепло добра. М., 1970.

31. Иванова Н. Б. Точка зрения. М., 1988.

32. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967.

33. История национальных литератур. Вып. II. М., 1996.

34. Кедрина 3. С. Главное человек. М., 1972.

35. Клитко А. И. Глубина фокуса. М., 1981.

36. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

37. Кузнецов Ф. В. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. М., 1975.

38. Лавров В. А. Человек. Время. Литература. Концепция личности в многонациональной советской литературе. Л., 1981.

39. Ланщиков А. П. Ищу собеседника. О прозе 70-80-х годов. М., 1988.

40. Лапченко А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе. Л., 1985.

41. Латынина А. Н. Знаки времени. Заметки о литературном процессе. 197080-е годы. М., 1987.

42. Липин С. А. Сквозь призму чувств. О лирической прозе. М., 1978.

43. Мусаев А. И. Интернационализм в художественном образе. Фрунзе, 1989.

44. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974.

45. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. (Традиция и современность). М., 1972.

46. Старков А. Н. Нравственный поиск героев Даниила Гранина. М., 1981.

47. Старцева А. М. Поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1984.

48. Султанов К. К. Преемственность и обновление. Современная проза Северного Кавказа и Дагестана. М., 1985.

49. Хмара В. Н. Эстетический идеал и творчество. М., 1983.

50. Хмельницкая Т. Ю. В глубь характера. Л., 1988.

51. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.

52. Шагалов А. А. Измерения человечности. Нравственный выбор героя современной прозы. М., 1983.

53. Щербина В. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. М., 1964.

54. Эльяшевич А. П. Горизонтали и вертикали. Л., 1984.1. СБОРНИКИ СТАТЕЙ

55. Ахмедхан Абу-Бакар: творческая судьба. Махачкала, 2001.

56. Грани таланта: Творчество А. Абу-Бакара в оценке литературной общественности. Махачкала, 1984.

57. Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982.

58. Жанры советской художественной прозы Дагестана. Махачкала, 1987.

59. Концепция личности в литературе развитого социализма. М.; Ереван, 1980.

60. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. М., 1977.

61. Поэтика дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986.

62. Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. М., 1979.

63. Проблемы психологизма в советской литературе. Л., 1970.

64. Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М., 1980'.

65. Современная русская советская повесть. Л., 1975.

66. Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественное произведение и личность. М., 1975.

67. Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала, 1983.1. СТАТЬИ

68. Бонецкая Н. К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст 1985. М., 1986.

69. Зульфукарова М. И. Композиционные особенности полвести А. Абу-Бакара «Ожерелье для моей Серминаз» // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. Махачкала, 1987.

70. Кедрина 3. Многообразие национальное, многообразие художественное // Вопросы литературы. 1977. № 8.

71. Киселева Л. Об особенностях психологизма в прозе 70-х годов // Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М., 1980.

72. Кондаков И. Наше советское «все» (Русская литература XX века как единый текст) // Вопросы литературы. 2001. Июль-август.

73. Лебедев В. Где вы, шубурумцы? // Дагестанская правда. 1967. 17 марта.

74. Мегаева К. Лирическая повесть и повести Ахмедхана Абу-Бакара // Сборник научных сообщений ДГУ. Махачкала, 1969.

75. Султанова Т. Ю. О некоторых особенностях поэтики повести «Белый сайгак» // Поэтика дагестанской советской литературы: Сб статей. Махачкала, 1986.

76. Хайбуллаев С. М. Ахмедхан Абу-Бакар // История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала, 1967. Т. 1.

77. Шахтаманов О.-Г. И слилась тропа с магистралью // Дагестанская правда. 1966. 1 декабря.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

78. Вагидов А. М. Развитие даргинской литературы в контексте общесоюзного многонационального литературного процесса: Автореф. дис. . докт. филол. наук. М., 1988.

79. Мамбетова М.Х. Северокавказская лирическая проза. (Поэтика и проблематика): Автореф. дис. . канд.,филол. наук. Нальчик, 2003.

80. Султанова Т. Ю. Идейно-художественное своеобразие повестей Ахмедхана Абу-Бакара (60-70-е годы): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1988.1. ИСТОЧНИКИ

81. Абу-Бакар А. Медовые скалы: Трилогия. М., 1968.

82. Абу-Бакар А. Пламя родного очага. М., 1976.

83. Абу-Бакар А.Солнце в «Гнезде Орла». М., 1976.

84. Абу-Бакар А. В ту ночь, готовясь умирать.: Повести и рассказы. М., 1978.

85. Абу-Бакар А. Избранные произведения: В 2-х томах. М., 1980.

86. Абу-Бакар А. Тайна рукописного Корана: Повесть. М., 1980.

87. Абу-Бакар А. Опасная тропа. Махачкала, 1983.

88. Абу-Бакар А. Чрезвычайный комиссар. Махачкала, 1983.

89. Абу-Бакар А. Да озарит тебя надежда: Повести. М., 1985.

90. Абу-Бакар А. Мама, зажги солнце: Повесть. М., 1985. Абу-Бакар А. Ты земле, человек, поклонись. М., 1985. Абу-Бакар А. Из неопубликованного. Махачкала, 2001.