автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История ислама на Северном Кавказе

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Казначеев, Андрей Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Пятигорск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'История ислама на Северном Кавказе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Казначеев, Андрей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. История ислама на Северном Кавказе с начала XIX века до постсоветского периода.

1.1 .Исламизация Северного Кавказа в досоветский период.

1.2. Ислам на Северном Кавказе в советский период.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Ислам на Северном Кавказе в — постсоветский период.

2.1. Салафийя на Северном Кавказе как реакция на общий кризис в России

2.2. Ваххабизм и его влияние на исторический процесс развития t Северного Кавказа.

2.3.Исламский фактор на Северном Кавказе и целостность России.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Казначеев, Андрей Викторович

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охватывающий все стороны жизни. С одной стороны, завершается существование социалистической общественно-экономической формации, с другой, идет болезненный процесс становления качественно иной социальной системы. Переход России к иному состоянию общества осуществляется через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а кристаллизация новой системы ценностей до сих пор проблематична. Это находит отражение не только в распаде прежней ценностной картины мира, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход противоречивых ценностей характерна для нашего современного общества. Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные позиции современной молодежи.

В поисках путей выхода из этого кризисного состояния в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления кризиса является совершенствование духовного мира человека. В этом отношении важное значение имеет определение места и роли ислама на Северном Кавказе. В постсоветский период, когда происходит возрождение всех видов религий, ислам у народов Северного Кавказа осмысливается как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждает приоритет духовности над экономическими, социальными, эстетическими и иными ценностями, ценностными ориентациями и регуляторами. В условиях реформирования современного российского общества и обострения межнациональных отношений историко-сравнительный анализ ислама в разные периоды на Северном Кавказе, рассмотрение его в динамике представляет собой весьма актуальную проблему. Представляется, что такой анализ позволит выявить истинные ценности ислама, вошедшие в культурные традиции и менталитет народов Северного Кавказа, показать оптимальные пути отношения российского государства к данной религии. Однако ислам на Северном Кавказе использовался и продолжает использоваться в политических целях. Об этом свидетельствует тот факт, что Кавказ является традиционной сферой противостояния России и Запада.

В этих условиях комплексное исследование истории ислама представляет собой весьма актуальную проблему.

Степень научной разработанности. Проблеме ислама на Северном Кавказе посвящено немало работ.

Отдельным аспектам исламизации Северного Кавказа в досоветский период посвящены работы: Гаммер М.,[1] Зелькина А.,[2]Ахтаева А.,[3 ]Ба-бича И.,[4] Арутюнова С.,[5] Сюкияйнен JI.,[6] Акаева В.Х.,[7] Ходарковско-го М.,[8 ]Цуциева А.[9] и т.д.

Проблемы ислама на Северном Кавказе в советский период отражены в трудах: Саидбаева Т.А.,[10] Уралова А.,[11] Ахмадулина В.Б.,[12] Вагабо-ва,[13] Бобровникова В.О.,[14] ЕрмаковаИ.,[15] Микульского Д.,[16] Максакова И.,[17] Макарова Д. [18 ] и других.

Различным аспектам ислама на Северном Кавказе в постсоветский период посвящены работы: Хасбулатова Р.,[19] Михайлина Д.,[20]Ротарь И.,[21] Арухова 3.,[22] Васильева А.,[23]Кисриева Э.,[24] Кривицкого К.В.,[25] Спенсера Э.,[26]Юсупова М.,[27] Кудрявцева А.В.,[28] Дзуцева Х.В.Д29] Кадырова А.,[30] Хачилаева Н.,[31] и др.

Над указанной проблемой также работали авторы диссертационных исследований. К ним следует отнести Ханмагомедова Я.М.,[32] Казанцева В.Г.,[33] Айдемирова Н.Г., [34] Голунова С.В.,[35] Юнусову А.Б.[36]

Несмотря на ценность проработок отдельных вопросов в работах приведенных авторов, следует признать, что комплексных историко-сравнительных разработок темы ислама на Северном Кавказе с учетом современной ситуации еще не проводились. С другой стороны, в очевидном упорядочении и осмыслении нуждаются уже имеющиеся наработки.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История ислама на Северном Кавказе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Геополитический аспект международных отношений применительно к ЮФО - лишь одна из сторон сложного взаимодействия интересов многочисленных участников, вовлеченных в происходящие в регионе процессы. Как показывают события, эти процессы имеют как внутренние, так и внешние корни.

Чтобы быть эффективной, российская политика на Юге страны в ее геополитическом измерении должна опираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российские интересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегию их достижения. Если интерес России состоит в сохранении территориальной целостности и укреплении общенационального единства, то главным направлением государственной политики должно стать активное развитие федеративных отношений. Вялое реагирование на быстро меняющуюся ситуацию - худший вариант действий.

Задача российской внешней политики и дипломатии - создание благоприятных внешних предпосылок для реализации главных целей, то есть сохранения целостности государства и укрепления его единства. Для этого необходимо выработать и реализовать единую скоординированную стратегию применительно к ЮФО и кавказскому региону.

Ее основными направлениями могли бы стать:

Повышение заинтересованности иностранного капитала в стабилизации ситуации на Северном Кавказе; привлечение западных нефтяных и газовых компаний к реализации коммерческих проектов на территории Юга России, включая строительство трубопроводов, эксплуатацию ресурсов российского шельфа Каспия, реконструкция и строительство портов на российском побережье Черного и Каспийского морей; максимальное использование транзитного потенциала Юга России, активизация участия России в проектах ТРАСЕКА; развитие, в том числе с участием иностранного капитала, транспортной, коммуникационной и рекреационной инфраструктуры региона;

•с—' реализация в дополнение к ТРАСЕКА инициативы о развитии транзитных связей через территорию Юга России и Кавказа в меридиональном направлении; вовлечение территорий ЮФО в проекты, осуществляемые в рамках Черноморского экономического сотрудничества; нормализация отношений с непосредственными соседями - государствами Закавказья, восстановление Ч доверительных отношений с Грузией, создание условий для восстановления прежнего пограничного режима; активизация усилий по урегулированию грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов; достижение договоренностей о возобновлении транспортных коммуникаций Север-Юг через территорию Абхазии. В отношениях с Грузией и Азербайджаном Россия в полной мере должна использовать тот экономический аргумент, что до сих пор одним из основных источников жизнеобеспечения населения Азербайджана и Грузии являются не международные нефтепроекты, а торгово-' v предпринимательская деятельность азербайджанцев и грузин на территории

России. Именно российский рынок, а не каспийская нефть останутся основным источником развития этих стран и в будущем.

Необходимы дальнейшее укрепление полномасштабного и всестороннего сотрудничества с Арменией; институциализация постоянного политического диалога с Ираном и Турцией, создание предпосылок для понимания руководством этих стран пользы стратегического взаимопонимания с Россией; введение в практику регулярных консультаций на уровне генеральных штабов; осуществление комплекса мер, направленных на превращение традиционного ислама на Северном Кавказе в союзника в борьбе с терроризмом I и экстремизмом.

Важнейшим направлением в работе руководящих органов ЮФО является завершение установления конституционного порядка на территории Чечни, разработка и принятие конституции Чеченской Республики как уча' стницы единого правового пространства РФ; информационное обеспечение российской политики на Юге России и, в частности, на Северном Кавказе, ее понимания, сочувствия и поддержки прежде всего среди жителей Кавказа. По многим вопросам Россия может действовать совместно или параллельно с государствами Закавказья, особое значение имеет достижение взаимопонимания между Россией и США по комплексу вопросов, связанных с развитием ситуации в Кавказско-Каспийском регионе на условиях, выгодных России.

Обеспечение внешнеполитических интересов России в связи с Северным Кавказом требует координации усилий федерального Центра и регионов ЮФО. Не политика преимуществ для одних народов и ущемления других, а политика культурного плюрализма и уважения гражданских прав должна лежать в основе общественного устройства, стремящегося избежать кризисов и конфликтов.

Видимо, полезно изучить вопрос о возможном сосуществовании в условиях Северного Кавказа государственной и традиционной правовых систем (последняя как дополнение). В этом регионе такой подход может оказаться более эффективным, чем жестко сконструированное "единое правовое пространство". Главное - это улучшение управления, а не административные переделы. Возможность усиления воздействия экономической политики Центра на регион будут зависеть от общей социально-экономической ситуации в стране, которая начинает выравниваться, а также от урегулирования региональных конфликтов. Главным фактором развития экономики могут быть в основном внутренние ресурсы, так как внешние (иностранные) инвестиции, по-видимому, будут сдерживаться нестабильностью в регионе. Для мобилизации этих ресурсов Центру необходимо способствовать развитию в регионе малого бизнеса, дающего быструю отдачу от вложений, внутрирегиональной интеграции, привлечению внебюджетных источников финансирования. Пестрая инвестиционная картина свидетельствует, что отдельные административные территории находят источники финансирования. Привлечение внешних капиталовложений зависит не только от стабильности, но и от энергичных усилий по пропаганде возможностей для выгодного бизнеса. Думается, что финансовая помощь регионам округа по линии федерального бюджета должна еще более дифференцироваться и исходить из принципа "выравнивания уровней" бюджетных расходов, а из принципа эффективности.

Предметом особой заботы федерального Центра и региональных властей должны стать социальная сфера и ее "болевые точки": положение безработных, особенно молодежи и женщин, беженцев, пенсионеров, инвалидов. Причем, федеральные дотации на выплату пенсий и пособий ветеранам и инвалидам предпочтительней осуществлять не по линии трансфертных платежей, а через целевые каналы финансирования. Главная проблема региона -занятость молодого мужского населения, которое во многом определяет сегодняшнюю ситуацию. Программы социально-экономического развития для региона должны предусматривать преимущественные инвестиции в те отрасли, где можно занять именно этот контингент.

На Северном Кавказе срочно нужна глубокая и продуманная земельная реформа. Самое главное для экономики, особенно северокавказских республик - это полноценное включение ее в общероссийский рынок, поддержка северокавказского предпринимательства. Учитывая демографические факторы и ресурсные возможности, следует признать необходимость постоянной и временной трудовой миграции населения республик в другие регионы страны и создавать необходимые условия для этого процесса.

Следует принять меры по уменьшению уровня криминализации экономики и повседневной жизни. При анализе уровня жизни и доходов населения, финансовой базы субъектов федерации необходимо учитывать фактор теневой экономики, как следствие переходного периода, несовершенства рыночных отношений, продолжение местных традиций вторичной занятости для сокрытия доходов от налогообложения.

Неотложных мер требуют проблемы открытых границ, оборота наркотиков и торговли оружием.

Недавний опыт внутренних территориальных споров, связанных с наследием депортаций, показывает, что попытки восстановить "историческую справедливость" приводят к новым несправедливостям уже в отношении современного населения. В рамках единого государства эти проблемы должны решаться на путях взаимного сотрудничества, свободы передвижения и проживания, развития экономических и гуманитарных связей, уважения индивидуальных и коллективных прав граждан.

При формировании политики в регионе не должен игнорироваться религиозный фактор. При этом важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий - исламом и православием. Идея "исламской солидарности" на Северном Кавказе не имеет под собой реального основания, поскольку ислам разделен этническими перегородками. В этой связи возникновение на исламской основе квазигосударственных объединений маловероятно. Ислам как политическое средство достижения межэтнического согласия продемонстрировал свою ограниченность. Как фактор межэтнической и конфессиональной интеграции на уровне региона он может проявить себя лишь в случае необдуманных или провокационных действий со стороны федеральных властей. В целом конфессиональный фактор вряд ли может быть эффективно использован для достижения политической стабильности в регионе. Учитывая, что религия, особенно ислам, обретает все большее значение в общественно-политической жизни, следует делать акцент на мирном сосуществовании разных конфессий, на поиск диалога, в том числе в сфере политических взаимоотношений.

Культурная стратегия в регионе должна основываться на обеспечении и гармоничном взаимодействии всех трех культурных потоков (северокавказского, общероссийского и мирового), к которым добавляется также важный срез местных межкультурных взаимодействий. Главным направлением культурно-языковой политики должно быть повсеместное развитие национально-русского двуязычия как единственной формулы обеспечения дальнейшей модернизации и интеграции северокавказцев в общероссийскую культуру, основанную на русском языке, и сохранении местных языков как важного элемента национального самосознания и культурной идентификации. Среди важнейших задач культурно-информационного обеспечения населения региона следует отметить насущную необходимость развития радио- и телевещания на местных языках.

Нынешние трудности на Северном Кавказе усугубляются тем обстоятельством, что исторически Россия, русскоязычная российская культура утрачивает в этом регионе безраздельное доминирование. Следует учитывать, что в культурном пространстве более значимыми становятся как местные этнические культуры, так и культурные мировые системы, связанные с исламской или восточной традицией. Вместе с тем, именно через знание русского языка обеспечиваются возможности жизненного преуспевания, интеграция в более широкий внешний мир и более сильная общероссийская гражданская идентичность и патриотизм.

Экономический кризис и идеология национализма не позволяют руководителям отдельных республик Северного Кавказа и их национальный общественных движений увидеть в перспективе негативные последствия вынужденной миграции русских и представителей других нетитульных национальностей. В этой связи необходимо определение действенной миграционной политики, способной уменьшить, если не прекратить, масштабы вынужденной миграции, разработка специальной комплексной программы, направленной на снятие межнациональной напряженности, стабилизацию этнопо-литической ситуации в регионе.

 

Список научной литературыКазначеев, Андрей Викторович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Агаев А. Магомед Ярагский. - Махачкала, 1996.

2. Ахтаев А. Суфий должен быть политиком. // Ат-Таухид. -М., 1994. - №1.

3. Арухов 3. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала: Агентство "Кавказ", 1999.

4. Ахмадуллин В. Б. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии (1917-1945 гг.): Дипломная работа / Воен. )ш-т. -М., 1998.

5. Аристова А. Религия и политика несовместимы // День республики. Черкесск.. -№1.

6. Акаев В. Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республики Ичкерия // Центр. Азия и Кавказ. - 1999. - ША (5).

7. Арутюнов Законы гор // Итоги. - 1999. - 19 янв.

8. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. -Тифлис, 1868. -Т. II; 1874.- Т. V; 1893.- Т. XII.- ч. П.

9. Архив Российского государственного совета в царствование императора Павла I (1796 - 1801гг.) -СПб., 1883.- Т. Ш. - ч. I, П.

10. Аккиева Третий съезд мусульман // Сеть этнологического мониторинга... - 1998. - Апр. - 21. См. также: Обращение В. Кокова к делегатам III съезда мусульман Кабардино-Балкарии.

11. Аликберов А. К. "Райхан ал-хака'ик ва бустан ад-дака'ик" Мухаммада ад-дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец X - XI вв.): Автореф. дис... канд. ист. наук / Ин-т востоковедения РАН. - СПб., 1991.

12. Акаев В. X. Шейх Кунта-Хаджи: Жизнь и учение. - Грозный, 1994.

13. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ): Ф. 77 «Сношения России с Персией», Ф161 СПБ. 14. «Акты, собранные Кавказскою археографической комиссией» под ред. А. Берже - АКАК (Тифлис, 1866-1878 T.I-VI)

14. Асиятилов Исламская партия Дагестана поддерживает В. Путина // Дагестан, правда. - 2000. - 14 марта.

15. Алексеева Е. П. Очерки по истории черкесов в XIV - XV вв. // Труды Карачаево-черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1959.-Вып. Ш.

16. Аккиева Третий съезд мусульман // Этнолог, мониторинг. - 1998. - Март.

17. Алексеева Е. П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов) // Труды Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1954. Вып. П.

18. Аккиева Вторая сессия межпарламентского совета // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. -1998.-Июнь.

19. Ахмадуллин В., Мельков Государственно-исламские отношения в России. - М., 2000.

20. Асиятилов Исламская партия Дагестана поддерживает В. Путина // Дагестан, правда. - 2000. - 14 марта.

21. Акаев В. Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия // Центр. Азия и Кавказ. - 1999. - №4 (5).

23. Акаев В. X. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - 1999. - №127.

24. Акритас П. Г. Древний торговый путь от Черного моря к Каспийскому по горам Центрального Кавказа/А'^ ченые записки Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нальчик, 1959. Т. XVI.

25. Акаев В. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность // Центр. Азия и Кавказ. - 2000. - №3 (9).

26. Архипов А. П. О древнем христианском храме, находящемся близь слияния р. Теберды и Кубани, на границе Б. Кабарды // Ставропольские губернские ведомости. 1851. № 12; то же: Кавказ. Тифлис. 1852. № 24.

27. Архипов А. П. Очерки исследований древнего города Маджа- ры//Ставропольские губернские ведомости. -1856. - № 10 - 20.

28. Айдемиров Н.Г. Взаимоотношение эстетической культуры народов Северного Кавказа и ислама. Дис.... канд. филос. наук М., 1998. -168с.

29. Беляев И. Русские миссии на окраинах. - СПб., 1900.

30. Бакунина В.И. Персидский поход в 1796.: Воспоминания Варвары Ивановны Бакуниной. // Оттиск "Русская старина". - 1887. - Т. 53. - № 2.

31. Багауддин Мухаммад. Чистота Единобожия // Аль-вахдат Единство. Москва.. -1991.-1 септ.

32. Бабич И. Эволюция правовой культуры адыгов. - М., 1999.

33. Бондаренко В. Милошевич - герой славян // Завтра. - 1999. - Апр.

34. Бентковский И. В. Моздокские осетины//Ставропольские губернские ведомости. 1880. № 3.

35. Бентковский И. В. Моздокские калмыки/УСтавропольские губернские ведомости. 1880. № 35, 38,42.

36. Бентковский И. В. Заселение Черномории с 1792 по 1825 гг.// Памятная книжка Кубанской области на 1881 г. Екатеринодар.

37. Берже А. Краткий очерк горских племен на Кавказе. Тифлис, 1858.

38. Берже А. Горные племена Кавказа/УЖивописная Россия. - СПб., 1883. Т. IX.

39. Бернардацци И. Христианские древности за Кубанью/УЖурнал Министерства внутренних дел. - СПб., 1830.

40. Бигулаев Б. Б. Из истории осетинского письма/УИзвестия Северо- Осетинского научно-исследовательского института. - Дзауджикау, 1948. Т. XII.

41. Броневский Новейшие географические и исторические известия о Кавказе.-М., 1823.-Ч. П.

42. Бабич И. Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - 2000. -№131.

43. Багауддин М. Намаз: 2-е изд. - М.: Бадр, 1999. - 6. - (Ислам, б-ка).

44. Бутков П. М. О древнегреческих церквах в верховьях р. Б, Зеленчука, осмотренных в 1802 г. майором Потемкиным//Библиографические листы Кепена.- СПб., 1825. - № 30.

45. Бутков П. И. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. - СПб., 1869.-Ч. 1-П.

46. Бобровников В. О. Родовые святилища рутульцев // Дагестанское село: вопросы идентичности (на примере рутульцев). - М., 1999. - 108

47. Борисов М. Горские рецепты выживания // Эксперт. - 1999. -№8.

48. Бобровников В. О., Рощин М. Ю. Человек, природа и общество в горном дагестанском ауле (по материалом хуштадинского адата) // Дагестанское село Хуштада / Ин-т востоковедения РАН. - М., 1995.

49. Вагабов М. Россия в исторических судьбах народов Дагестана // Дагестан, правда. - 2000. - 9 февр.

50. Вагабов М. В. Ислам и семья. - М., 1980

51. Васильев А. Пуритане ислама. - М., 1974.

52. Васильев А. "Ваххабизма" как течения в исламе не существует // Сегодня. - 1999. - 7 сент.

53. Васильев А. П. Историческая записка о Кавказской, ныне Ставропольской семинарии. - Ставрополь, 1896.

54. Вахуштий. История Грузии. - Тифлис, 1885.

55. Вахуштий. География Грузии//3аписки Кавказского отдела императорского Русского географического общества. - Тифлис, 1904. -Т. XXIV. - Вып. V.

56. Воскресенский А. Преосвященный Игнатий Брянчанинов//Ставропольские епархиальные ведомости. -1908. № 21 -24.

57. Вертепов Г. А. В горах КавказаУ/Терский сборник. - Владикавказ, 1903. Вып. VI.

58. Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе//Ставропольские епархиальные ведомости. 1888. № 18.

59. Владимир, епископ Ставропольский и Екатеринодарский. Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Б. Зеленчуку/УСтавропольские епархиальные ведомости. -1888. - № 22,23, 24.

60. Владимир, преосвященный. Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Б. Зеленчуку/УСтавропольские епархиальные ведомости. -1888. - № 24.

61. Воспоминания о преосвященном Феофилакте Кавказском и ЕкатеринодарскомУУСтавропольские губернские ведомости. - 1873. - № 27-32.

62. Виноградов И. Преосвященный Иеремия. - Нижний Новгород, 1886.

63. Воскресенский А. Историческое описание Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе Кавказском. Ставрополь, 1908.

64. Воскресенский А. Преосвященный Игнатий Брянчанинов II Ставропольские епархиальные ведомости. -1908. - № 21 - 24.

65. Воспоминания о Преосвященном Феофилакте Кавказском и ЕкатеринодарскомУУСтавропольские губернские ведомости. -1873. - № 27-33.

66. Владимир, преосвященный. Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и ЗеленчукуУУТам же. -1888.- № 22, 23. 24.

67. В целях распространения ислама (интервью муфтия РД Абдуллаева) II Ассапам. - 2000. - №11 (121). - Июнь. 185.

68. Гурий, архимандрит. Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племен. Калмыки. - Казань, 1915. - Т. I.

69. Габеев А. Владикавказское Осетинское духовное училище// Ученые записки Северо-Осетинского Государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова. - Орджоникидзе, 1940.

70. Грозней, рабочий. - 1999. - 16-22 дек.

71. Голос Чеченской Республики Грозный.. - 1999. - 25 февр.

72. Грозн. рабочий. - 1999. - 4-11 февр.

73. Голунов СВ. Ислам в СНГ в общественной и научной мысли Запада. Дис... канд. социол. наукМ., 1999. -177с.

74. Гатуев А. Христианство в Осетии // Владикавказские епархиальные ведомости. -1896. -№ 10,12,13; 1900. - № 12,14,15,17, 21, 22, 23,24; 1901.-№2,3,4.

75. Герман, епископ Кавказский и Екатеринодарский. В Больше- Дербетовском улусе//Ставропольские губернские ведомости. -1875. - >fo 20.

76. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М.: Крон-пресс, 1998.

77. Гусейнов О. Приверженцы ваххабизма находятся под контролем // Газета Юга. - 2000. - 22 июня.

78. Документы внешней политики СССР. - М., 1957. - Т. 1.

79. Джамбулаев Д. ...И тогда судья достал священный Коран // Дагест. правда. - 2000. - 16 июня.

80. Документальная история образования многонационального государства Российского. - М., 1998. - Кн. 1: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках.

81. Дзуцев X. В., Першиц А. И. Ваххабиты на Северном Кавказе - религия, политика, социальная практика // Вестник Рос. академии наук. - 1998. -Т. 68.-№12.

82. Дагестанская правда. - 1999. - 27 авг.

83. Дубровин Н. Ф. История владычества русских на Кавказе: В 6 т. - СПб., 1871-1888.

84. Данные исследования "Чеченский кризис в массовом сознании населения Северного Кавказа". Цит. по: Кривицкий К. В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе // Религия и политика в современной России. - М., 1997.

85. Дибаев И. Исламский радикализм в контексте проблемы военно- политической безопасности на Северном Кавказе // Науч. мысль Кавказа.-1999.-№1.

86. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. - М., 1893. Вып. IV.

87. Джемаль Г. Упущенная возможность на закате советской истории // НГ- Религии. - 2000. - 28 июня.

88. Документальная история образования многонационального государства Российского: В четырех книгах. - М., 1998. - Книга первая: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX веках.

89. Дзадзиев А. Конгресс народов Чечни и Дагестана // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. -1998.-Июнь.

90. Дьяков Н. Н. Тарикаты арабского Магриба и Северного Кавказа в эпоху европейской колонизации // Россия, Запад и мусульманский Восток в новое время. - СПб., 1994.

91. Дагестан, правда. - 1996. - 10 авг.

92. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. - М., 1993.

93. Зелькина А. Ислам в Чечне до российского завоевания // Чечня и Россия: общества и государства. - М., 1999.

94. Знаменский П. Учебное руководство по истории Русской церкви. Изд. П. - СПб., 1904.

95. Ислам - медитация здоровья // Ассалам Махачкала.. - 1999. -№23,24; 2000.-№1. I

96. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока, -М., 1961;

97. История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е января 1825 г. -М., 1853.

98. Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе// Ставропольские епархиальные ведомости. -1888. - № 18.

99. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. - СПб., 1998. - Вып. 1.

100. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991.

101. Иеремия, преосвященный. 24 письма на Кавказ. Рукопись.

102. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе // Центр. Азия и Кавказ. -2000.-№2(8).

103. Игнатенко А. Исламизация по-чеченски // Независимая газ. - 1998. - 20 нояб.

104. Инсарский В. А. Записки//Русская старина. -1895. -Т. 84.

105. Инсарский В. Воспоминания//Русская старина, -1907. - Т. 129.

106. Ислам, новости Махачкала.. - 1992. - 14 мая.

107. Казанцев В. Г. Межнациональные конфликты на Северном Кавказе в контексте современных геополитических реалий. Дис... канд. филос. наук Ростов, 2000. -173с.

108. Каяев А. История лаков. // Литературный Дагестан. - 1990. - № 4-5.

109. Кисриев Э. Столкновение в селение Чабанмахи // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1997. - Май.

110. Кудрявцев А. "Ваххабизм": проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центр. Азия и Кавказ. - 2000. - №3 (9).

111. Краснов М. Просветители Кавказа. - Ставрополь, 1912.

112. Клочков А. Ваххабитский полумесяц // Коммерсантъ-Власть. - 1999. - 24 авг.

113. Кутков П. Материалы для новой истории Кавказа. - СПб., 1869.- Ч. I.

114. Каллистов Н. Краткая историческая записка об обществе восстановления православного христианства на Кавказе//Духовный вестник Грузинского экзархата. - Тифлис, 1891.- № 7.

115. Короленко П. Переселение казаков за Кубань. Русская колонизация на Зап. Кавказе/ТКубанский сборник. - Екатеринодар, 1911. - Т. XVI.

116. Кашкаев Б. О. Гражданская война в Дагестане 1918-1920 гг. - М.: Наука, 1976.

117. Кисриев Э. Столкновение в селение Чабанмахи // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1997. - Май.

118. Кудрявцев А. В. Ислам на Северном Кавказе // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. - М., 1994.

119. Кудрявцев А. "Ваххабизм": проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центр. Азия и Кавказ. - 2000. - №3 (9).

120. Комаров А. В. Казикумухские и кюринские ханы. // Сборник сведений кавказских горцев. Вып. П. -М., 1992: (репринт.)

121. Каримов И. Узбекистан - не айсберг, чтобы дрейфовать // Народное слово Ташкент.. - 1997. - 12.11.

122. Кисриев Э. Ислам как политический фактор в Дагестане // Центр. Азия и Кавказ.-2000.-№5(11).

123. Князе-Михайловский миссионерский стан Ставропольской епархии. - Ставрополь, 1898.

124. Кавказское духовенство ХУШ века//Ставропольские епархиальные ведомости. -1905. - № 4.

125. Ларина В. Основание Моздока и его роль в развитии русско-осетинских отношений // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. - Орджоникидзе, 1957. - Т. ХГХ.

126. Моздоко-Маджарское викариатство в Астраханской епархии//Астраханские епархиальные ведомости. -1880. - № 32.

127. Михайлин Д. Ваххабизм - не просто зло, это смертоносное зло // Рос. газ.-1999.-28сент.

128. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России / Моск. Центр Карнеги. - М., 1998.

129. Макаров Д. Дагестан на рубеже веков: Приоритеты устойчивого и безопасного развития. - М., 1998.

130. Магомедова P.M. - Махачкала, 1940. - Т. 3. - Ч. 1

131. Малашенко А. У порогов татарских мечетей // Независимая газ. - 1996. - 12 марта

132. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах - М., 2000.

133. Макаров Д. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане: Рукопись.

134. Магомадов М. Между лакцем и кумыком... // Независимая газ. - 2000. - 23 февр.

135. Максаков И. "Я благодарен судьбе за этот урок" (интервью с представителем в Москве президента Чеченской Республики Ичкерия Майербеком Вачагаевым) // Независимая газ. - 2000. - 19 февр.

136. Макатов И. А. Религиозное влияние в семейно-родственных отношениях и его преодоление // Вопр. науч. атеизма. - 1983. - № 31.

137. Морозов Е. От мира до войны // Лит. газ. - 1998. - 1 апр.

138. Моск. новости. - 2000. - 4-10 янв.

139. Макатов И. А. Религиозное влияние в семейно-родственных отношениях и его преодоление // Вопр. науч. атеизма. - 1983. - № 31. J41. Малицкий П. Руководство по истории Русской церкви. Изд. 4-е. -Петроград, 1916.

140. Максаков И. Соотношение исламских движений Дагестана // НГ- Религии. - 1998. - 18 марта.

141. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России / Моск. Центр Карнеги. - М., 1998.

142. Материалы по истории Дагестана и Чечни. 1801-1839./ Под ред. К. Бушуева.

143. Муфтий Чечни Ахмад Кадыров: ваххабизм - опасность не только для ислама // Север. Кавказ. - 2000. - №9 (467). - Март.

144. Наречение и хиротония ректора Ардонской Александровской миссионерской семинарии архимандрита Иоанна во епископа Чебоксарского. -Казань, 1899.

145. Но дня Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Грузины и абхазы: Путь к примирению. - М.: Весь мир, 1998.

146. Никольский Ставропольское епархиальное церковно-археологическое общество за первое десятилетие своего существования. - Ставрополь, 1907.

147. От коммунизма до ваххабизма // Балкария Нальчик.. - 1998. - №1 (1). - Сент.

148. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. -М., 1981.

149. Обращение к парламенту ЧРИ Союза ветеранов Юго-Западного направления // Великий джихад. - 1999. - №3. - Янв.

150. Прозрителев Г. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольской губернии/ЛГруды Ставропольской ученой комиссии. -1913. - Вып. V.

151. Прозрителев Г. Казанский кафедральный собор в Ставрополе на Кавказе. - Ставрополь, 1910.

152. Попов И. Преосвященный Иосиф... Там же. - Т. I.

153. Попов И. Владикавказская епархия/Шравославная Богословская энциклопедия. - ТIII.

154. Польский Н.Д. Краткий очерк истории Ставропольской епархии. Рукопись.

155. Пауков В., Лефко Э. "Воины ислама" выбирают Кавказ // Время МП. - 1999.-30 авг.

156. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский // Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1902. - Т. I.

157. Письмо Элим-Солты Бейбулатова из г. Гудермес // Кавказ. конфедерация. - 1999. -№2 (11). - 1419. -Шавваль.

158. Пути мира на Северном Кавказе: Независимый экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова. - М., 1999.

159. Ротарь И. Ислам и война. - М.: АИРО-ХХ, 1999.

160. Ротарь И. Ислам и война. - М.: АИРО-ХХ, 1999.

161. Русско-дагестанские отношения в ХУШ - нач. ХГХ в. / Под ред. Гаджиева. -М., 1988.

162. Роль мусульманских организаций в решении социальных проблем: Материалы Третьего всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман (Москва, 28 июня - 2 июля 2000 г.). - М., 2000. -

163. Сказание о местно-чтимой Иверской иконе Божией Матери. - Владикавказ, 1895.

164. Сотовое Н. А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в ХУШ в. От Константинопольского договора до Кучук-Каджарского мира 1700-1774 гг. -М., 1991

165. Сиверцев М. Политическая культура села: от микрополитики до геополитики // Дагестан: село Хуштада. - М., 1995.

166. Садиков М. Главный принцип - свобода // НГ-Религии. - 1997. - 28 авг.

167. Сосламбеков Ю. Чечня (Нохчичьо) изнутри. - Б. м.., [Б. г.].

168. Сталин И. В. Соч. -М., 1947. - Т . 4.

169. Сагадеев А. "Исламский фундаментализм": жизненный факт или пропагандистская фикция? // Россия и мусульм. мир: Бюл. реферат.-аналит. информ. - 1993. -№10.

170. Саидбаев Т. А. Ислам и общество. - М., 1978

171. Спор мусульман между собой // Независимая газ. - 1999. - 21 авг.

172. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

173. Сюкияйнен Л. Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе // НГ-Религии. -1997.-27 февр.

174. Смирнов И. А. Политика России на Кавказе в XVI - XIX вв. - М., 1958.

175. Соколов А. Епископ Игнатий Брянчанинов, его жизнь, личность и церковно-аскетические воззрения. - Киев, 1915.

176. Сюкияйнен Л. Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе // НГ-Религии. -1997.-27 февр.

177. Тимофеевский Е. П. Холмская церковноприходская летопись/ТКубанский сборник. - Екатеринодар, 1913. - Т. XVIII.

178. Титов А. Нижегородский епископ Иеремия // Исторический вестник. - 1889.-Т. 37.

179. Торжества в Чиркее // Ассалам. - 2000. - №12 (122). - 1.

180. Титов А. Преосвяш;енный Иеремия. Биографический очерк. - М., 1897.

181. Тотоев М. Развитие просвещения в 30 - 40-е гг. ХГХ в. под влиянием русской культуры//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. - Дзауджикау, 1948. -Т. XIII. - Вып. I.

182. Уралов А. (Авторханов А.). Убийство чечено-ингушского народа // Народо-убийство в СССР. - М., 1991.

183. Умнов А. Признание ваххабизма подорвет возможности экстремистов // Время МН. - 1999. - 6 сент.

184. Уруимагов. Несколько слов о преосвященном Иосифе // Владикавказские епархиальные ведомости. -1900. -№ 3.

185. Успенский Д. Воспоминания о в Бозе почившем епископе Евгении//Ставропольские епархиальные ведомости. -1897. № 9,11,12, 15,16.

186. Фролова Е.А., Проблема веры и знания в арабской философии. - М., 1983

187. Фролова Е.А., История средневековой арабо-исламской философии. - М., 1995.

188. Филипсон Г. И. Воспоминания. М., 1895.

189. Фадеев А. В. Россия и Кавказ первой половины XIX в. - М., 1960.

190. Ханмагомедов Я.М. Хадж и его трансформация в исламе (историк© - философский анализ). Дис....канд. истор. наук. М., 1999. -152с.

191. Ходарковский М. В Королевстве кривых зеркал // Чечня и Россия: общества и государства / Ред.-сост. Д. Е. Фурман. - М., 1999. - 22,26.

192. Хетагуров К. Владикавказские письмаУ/Северный Кавказ. - Ставрополь, 1897.-Ко 7.

193. Хетагуров К. Развитие школ в Осетии//Северный Кавказ. - Ставрополь, 1901.-№69.

194. Хасбулатов Р. Чечня: последняя надежда // Независимая газ. - 2000. - 23 мая.

195. Хинштейн А. В постели с Березовским // Моск. комсомолец. - 2000. - 5 мая.

196. Хетагуров К. Собр. соч. - М., 1951. - Т. Ш.

197. Хачилаев Н. Реформаторство необходимо // НГ-Религии. - 1997. - 24 июля.

198. Хачилаев Н. Руководство к программе всемирного восстания мусульман: Из книги "Наш путь к газавату". - Б. м.., [б. г.].

199. Ханаху Р. А., Цветков О. М. Религия и кавказская война в контексте исследования менталитета адыгов // Наука, религия, гуманизм. - М., 1996.

200. Цуциев А. Осетино-ингзопский конфликт (1992-...): Его предыстория и факгоры развития. - М.: РОССПЭН, 1998.

201. Цаголов Г. Культурное движение среди осетин // Северный Кавказ. - Ставрополь, 1900.-№ 11.

202. Церковная старина на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1910. - Т. I.

203. Червонная М. Тюркский мир юго-восточной Европы. Крым - Северный Кавказ // Die Welt der Tbrkvolker zwishen der Krim imd der Nordkaukasus / Ин-т тюркологии Свобод, берлин. ун-та. - Берлин, 2000.

204. Шамиль в Калуге: Брошюра издана по тексту книги И. Н. Захарьина (Якунина) "Кавказъ и его герои". - -Петербург: Издание Б. Н. Звонарева, 1902. -Грозный, 1931.

205. Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина / Моск. Центр Карнеги. - М., 1999.

206. Шихсаидов А. Ислам в Дагестане // Центр. Азия и Кавказ. - 1999. - № 4 (5).

207. Шаймухамбетова Г.Б., Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция (начальный период). - М., 1979.

208. Щербина Ф. История Кубанского казачьего войска. - Екатеринодар, 1910. - 4.1.

209. Щербина Ф. Происхождение выборного казачьего духовенства в Черномории//На Кавказе. - Екатеринодар, 1910. - № 7 - 8.

210. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю: Сборник документов и материалов / Сост. А. Магомедалиев. - Махачкала, 2000. - Кн. 1.

211. Энциклопедический словарь / Петербург, фил. Ин-та востоковедения РАН; Сост. и отв. ред. М. Прохоров. - М., 1999. - Вып. 2.

212. Эффендиев М.М. Русско-иранские отношения в 1803 - 1813 гг. и англофранцузская дипломатия: дис... канд. ист. наук. - Баку, 1947.

213. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: история. Состояние и перспективы развития. Дис....докт. социол. наук. М.,1997.-292с.

214. Юсупов М. Ислам в социально-политической жизни Чечни // Центр. Азия и Кавказ. - 2000. - № 2 (8).

215. Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. - Казань, 1898.

216. Ярлыкапов А. Национальное и религиозное возрождение в ногайской степи // Конфликт - Диалог - Сотрудничество: Бюл. / Междунар. обществ, организация "Центр стратегия, и полит, исследований" Москва.. - 1999. - №1. - Сент.-нояб.

217. Ярлыкапов А. Проблема ваххабизма на Северном Кавказе // Чepнoмopьcкo-Kacпiйcкий репон: умови та перспективи розвитку: Maтepiaли Шжнар. конф. Кшв 26-28 VI1998. - Киш, 1998.

218. Atkin М. Russia and Iran 1780 - 1828. - Minneapolis, 1980

219. Black D.L., Logic and Aristotle's Rhetoric and Poetics in Medieval Arabic Philosophy. - Leiden-N.Y., 1990.

220. Terms of War and Peace // Time. - 1996. - March.

221. Demirel S. The Compatibility of Islam, Democracy and Secularism // Perceptions: J. of Intern. Affairs Istanbul.. - 1997. - Jime-Aug. - Vol. 2. -№2.

222. Churchill Ch.-H. La vie de Abd-El-Kader. - Alger, 1971.

223. Lieven A. Chechnya: Tombstone of Russian Power. - New Haven; London: Yale Univ. Press, 1993.

224. Rodinson M. L'Islam politique et croyance. - Cher, France: Fayard, 1993. -

225. Roy O. Afghanistan, islam et modernite pohtique. - Paris: Le Seuil, 1985. -

226. Knight R. Why Russia is Nervous About Its Muslims // U. S. News and World Report. - 1979. - May 14.

227. Leman S. G. Islam and Ethnicity in the Republics of Russia // Post-Soviet Affairs. - 1997. - Vol. 13 (Jan.-March).

228. Kepel G. The Political Sociology of Islamism // ISIM Newsletter. - 1998. - Oct.

229. Watt W. M. Muhammad: Prophet and Statesman. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1980-1982.

230. Burgat F. L'Islamisme au Maghreb: la voix du Sud (Tunisie, Algerie, Libye, Maroc).-Paris, 1988.

231. Watson R. History of Persia from the beginning of the XlX-th century to the yearl898.-London, 1915.