автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
История развития художественного образования в Алтайском крае

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Бочковская, Вера Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Диссертация по искусствоведению на тему 'История развития художественного образования в Алтайском крае'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История развития художественного образования в Алтайском крае"

На правах рукописи

БОЧКОВСКАЯ Вера Игоревна

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА)

Специальность - 17 00 09 теория и история искусств

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Барнаул - 2006

Работа выполнена на кафедре истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

Степанская Тамара Михайловна

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Труевцева Ольга Николаевна

«

кандидат философских наук, доцент Вишневская Ольга Борисовна

ч

Ведущая организация:

Барнаульский государственный педагогический университет

Защита диссертации состоится 28 февраля 2006 года в 16 часов на заседании диссертационного совета К 212.005.04. по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Алтайском государственном университете по адресу 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, зал заседаний ученого совета.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Алтайского государственного университета.

Автореферат разослан 28 января 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент

Н.П. Паршукова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Художественное образование является важной составляющей художественной жизни региона. От степени развития художественно1 о образования зависит уровень духовно-художественной культуры как отдельных возрастных и социально-профессиональных групп, так и художественной интеллигенции Алтайского края. Именно художественное образование является условием зарождения и трансляции неповторимых традиций в сфере регионального искусства, фактором формирования уникальных художественных традиций.

Политические преобразования конца XX века оказали существенное влияние на сложившуюся систему художественного образования Алтайского края. Еще не устоявшиеся новые традиции переходного периода негативно сказываются на качестве художественного образования, приводят к снижению уровня профессионализма во всех его областях. Но, как известно, именно высокий уровень образования может обеспечить адекватное художественное воспроизведение и воссоздание модели мира, образа жизни людей, транслировать культурные ценности, социальные нормы и жизненные смыслы. Особое значение приобретает художественное образование и воспитание художественной культуры личности.

В настоящее время художественное образование широко развивается и приобретает все новые формы. Это художественные школы, школы искусств, изостудии, частные мастерские. Количество желающих получить начальное художественное образование растет с каждым годом. Конкурс в Новоалтайское художественное училище, даже с появлением в середине 90-х годов отделения «Дизайн» в Алтайском государственном техническом университете и кафедры дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств, остается по-прежнему на высоком уровне.

Недостаточно изучена история художественного образования Алтая: по данной теме нет трудов обобщающего характера. Если к истории художественных студий и художественной школы 20-х - 30-х годов обращались в своих работах, посвященных художественной культуре первой половины XX века, такие исследователи, как Л.И. Снитко и Т.М. Степанская, то по истории художественного образования второй половины XX века научных исследований не проводилось. А между тем именно этот период явился важным в становлении и развитии художественного образования на Алтае.

Степень изученности темы. Проблему художественного воспитания и образования исследовал выдающийся художник-педагог Б.М. Неменский. В основу системы преподавания изобразительного искусства Б.М. Неменский ставил необходимость широкого введения искусства в школьную практику и видел в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения. Личным педагогическим примером художник подтвердил эффективность своей системы, основанной на поэтапном

приобщении детей к искусству.

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ' БИБЛИОТЕКА {

История художественного образования, начиная с Канцелярии от строений и заканчивая исследованием педагогического опыта и систем различных школ второй половины XIX - начала XX века, была представлена в трудах Э.М Белютина, Л И. Зотова, Н.А. Дмитриевой, Н.М. Молевой и др., изданных в 60-70-х годах.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае в конце XVIII - начале XIX веков раскрыта в работах В.Ф. Гришаева, 3 Г. Карпенко, А.Н. Копылова, Н.Я. Савельева, Т.М. Степанской, М. Овчинниковой, А.П. Уманского и др.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае первой половины XX века подробно освещена в книгах П.Д. Муратова и Л.И. Снитко. В них исследуется художественная жизнь Алтая, определяется место художественного образования в художественной культуре данного периода и характеризуются основные этапы его становления. Однако главной целью этих работ была характеристика развития художественной культуры на Ал1ае в целом, и авторы не ставили своей задачей всесторонний анализ особенностей художественного образования. В связи с эгим целый ряд проблем, связанных с историей формирования учебно-методической базы и исследованием тенденций развития удожественного образования на Алтае, оказался вне поля зрения исследователей.

Развитие художественной культуры на Алтае в послевоенные годы, когда основной и единственной формой художественного образования являлись самодеятельные студии, рассмотрено в статьях И.Б. Каруниной, Л.Н. Лихацкой и др.

Следует отметить работу С.Д. Бортникова «Художественная интеллигенция Сибири (1961-1980 гг.)», где анализируются профессиональная, политическая и общественная деятельность художественной интеллигенции Сибири и ее наиболее ярких представителей. Выделены специфические черты художественной интеллигенции как социальной группы общества, рассмотрены формы и методы подготовки ее кадров.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что в литературе широко представлен период первой половины XX века. В основном изучение художественного образования осуществляется в контексте художественной культуры в целом, либо в рамках творчества отдельного художника-педагога. Проблема художественного образования в Алтайском крае в 1950-1980 годы до настоящего времени не получила достаточного освещения и самостоятельной разработки в искусствоведческой науке.

Цель исследования: выявить особенности развития художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «художественное образование» как важной составляющей художественой культуры России XX века.

2. Изучить состояние художественного образования на Алтае до 1917 года.

3. Исследовать тенденции развития художественного образования в России и в Алтайском крае в первой половине XX века.

4. Проследить динамику развития художественною образования в Алтайском крае середины XX века.

5. Выявить ведущих художников-педагогов и определить их роль в развитии художественного образования в Алтайском крае в 1950-1980-е годы.

Объект исследования: художественное образование России XX века.

Предмет исследования: особенности развития художественного образования в Алтайском крае второй половины XX века.

Хронологические рамки: XX век.

Территориальные рамки: Россия, Алтайский край.

Методология и методы исследования.

Исюрический подход и хронологический принцип являются методологическим фундаментом нашей работы.

На общей концепции работы сказались идеи, представленные в трудах Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, посвященных истории становления и развития русской художественной школы. Н.М. Молева выдвинула тезис о том, что изучение русской художественной школы имеет относительно понимания всего национального искусства неизмеримо большее значение, чем знакомство со школами в любой другой стране и культуре. Ее анализ необходим для определения путей формирования национального художественного метода. Совмещение в учебном процессе теории и практики, связь учебных заданий с приобретением навыков профессиональной работы (причем последнее в непосредственной близости к зрелым художникам путем наглядного изучения их метода), интерес к натуре - таковы были ведущие принципы художественного образования в России.

Методика исследования основана на принципе единства теории и практики образовательного процесса; принципе историзма и объективности, а также базировалась на использовании диалектического, конкретно-исторического и системно-структурного подходов к анализу рассматриваемых вопросов, элементов искусствоведческого и стилистического анализа.

Источники. Источниковую базу исследования составили материалы Центра хранения Архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), исполнительного комитета Алтайского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутате (ФР. 141), Отдела культуры исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся (ФР. 428), Барнаульского городского Совета народных депутатов (ФР. 428), Отдела народного образования. В ходе исследования были использованы опубликованные документы Министерства культуры СССР, собрание документальных материалов по празднованию 50-летия советской власш на Алтае (ФР. 1152), статистические данные, методические разработки, каталоги, периодическая печать, воспоминания художников-педагогов и выпускников художественных учебных заведений края.

Научная новизна диссертации:

1. Художественное образование Алтайского края 1950-1980-х годы исследовано в историко-теорстическом аспекте на основе комплексной методики.

2. История развития художественного образования в Алтайском крае в 1950—1980-е годы рассмотрена в отношении к общим процессам развития региональной художественной жизни и процессам развития художественного образования в России этого периода.

3. Введены в научный оборот архивные источники и опубликованные материалы, позволившие выявить и систематизировать историю развития художественного образования на Алтае во второй половине XX века.

4. Показана история формирования учебно-методической базы барнаульских художественных школ и Новоалтайского художественного училища.

5. Определена роль персоналий в становлении и развитии художественного образования в Алтайском крае в 1950—1980 годах.

6. Раскрыты особенности развития художественного образования в Алтайском крае: влияние столичного художественного образования на методическое обеспечение художественных школ и художественного училища; формирование педагогического состава Новоалтайского художественного училища на основе выпускников Дальневосточного института искусств; подтверждена определяющая роль личности художников-педагогов.

Теоретическая и практическая значимость.

Материалы анализа могут служить основанием для дальнейших теоретических изысканий в области исследования истории изобразительного искусства второй половины XX века.

Полученные результаты могут использоваться для разработки спецкурсов «История изобразительного искусства России», «История изобразительного искусства Алтайского края» и применяться в цикле социально-гуманитарных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту.

1. В условиях развития профессионального и самодеятельного изобразительного искусства Алтайского края возникла потребность в местных профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя художественные школы и Новоалтайское художественное училище.

2. Одновременно с подготовкой профессионалов в художественных учебных заведениях проводилась работа по приобщению населения к изобразительному искусству в самодеятельных студиях, которые создавали богатый творческий потенциал и во многом предвосхитили деятельность профессиональных учебных заведений края.

3. Процесс творческой отчетности (организация регулярных выставок) продемонстрировал высокую значимость творческой деятельности художественных учебных заведений Алтайского края для художественного воспитании населения.

4. Недостаточность материально-технической базы художественных учебных заведений Алтайского края, достигшая кризисного состояния в конце 80-х - 90-х годов, создала неблагоприятные условия для их развития.

Апробация. По теме диссертации были сделаны выступления с докладом и сообщения на методологических семинарах кафедр «Культурологии и истории искусств» Алтайского государственного университета (АлтГУ), «Теории и

истории художественной культуры» Алтайской государственной академии культуры и искусства (АлтГАКИ) и методических советах Барнаульской щколы искусств №1. Выступления на республиканской научно-практической конференции «Культурное наследие Сибири», региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы», научно-практической конференции, посвященной 60-летию организации «Союз художников Алтая», научно-практической конференции «Молодежь - Барнаулу».

Структура работы. Диссертация сосгоит из введения, двух глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, а также представлены цель и задачи исследования вопросов художественного образования Алтая в наиболее значимый в истории художественного образования края период - вторая половина XX века.

В первой главе «Художественное образование как важная составляющая художественной культуры России» дается определение понятий «художественная культура», «художественное образование» и «художественное воспитание»; рассматриваются особенности художественной культуры и художественного образования в России и на Алтае до 1917 года.

Первый параграф «Сущность и содержание понятия «художественное образование» посвящен сопоставлению таких понятий, как «художественная культура», «художественное образование» и «художественное воспитание».

В литературе, не носящей специального характера, зачастую происходит подмена таких понятий, как «художественное образование» и «художественное воспитание». Художественное воспитание неотделимо от художественного образования как процесса приобщения человека к художественным ценностям, накопленным в ходе исторического развития человечества. Художественное образование как условие и элемент художественного воспитания следует отличать от профессионального художественного образования - систематической подготовки к самостоятельной творческой деятельности в определенной области искусства. Вместе с тем, стимулирование художественно-творческой активности человека в рамках самодеятельности также служил важным средством художественного воспитания. Художественное воспитание, являясь важнейшей частью эстетическою воспитания, способствует формированию эстетического сознания личности.

На Руси художественное образование имеет глубокие традиции. Первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки иконно-писцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских. В XVII веке роль художественно-образовательного центра принадлежала Оружейной палате.

К середине XVIII века идейное руководство изобразительным искусством и профессиональное воспитание специалистов становится задачей широкого государственного и общественного значения, и созданная Академия художеств многие десятилетия являлась единственным в стране высшим учебным заведением. В ней получали профессиональную подготовку живописцы и скульпторы, архитекторы и граверы. В течение долгого времени Академия сосредоточивала наиболее авторитетные силы страны, при участии которых решались многочисленные художественные задачи.

В Советской России осуществить на практике программные замыслы всеобщего художественного воспитания детей средствами искусства долгое время не удавалось, так как с 20-х годов школа была ориентирована, главным образом, на узкопрактическое образование учащихся, и даже предмет «Рисование» выполнял прежде всего задачу подготовки к урокам черчения. В 70-х годах по инициативе и под руководством Союза художников и Союза композиторов лаборатории НИИ ХВ АПН приступили к созданию системы художественного воспитания учащихся средствами искусства. Известность получили программа музыкального образования, разработанная под руководством Д.Б. Кабалевского, и программа художественного развития, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Основой этих программ являлась единая и всеобъемлющая система эстетического воспитания.

Во втором параграфе «Из истории художественного образования на Алтае до 1917 года» прослеживается история появления в конце XVIII - начале XIX веков предметов «Черчение» и «Рисование» в Барнаульском горном училище и на Колыванских заводах.

К 70-м годам XVIII века единственное в стране Центральное Екатеринбургское училище, дававшее среднетехническое образование, перестало удовлетворять потребности сформировавшейся системы горной и металлургической промышленности в инженерно-технических кадрах. Поэтому в 1773 году в Петербурге было открыто Высшее горное училище, а в 1779 году принято решение об учреждении горного училища в Барнауле. Открытое во второй половине 80-х годов Барнаульское училище было средним учебным заведением, но по программе приближалось к Петербургскому высшему горному училищу.

Если до середины XVIII века навыки в рисовании приобретались только в духовных учебных заведениях и у мастеров-иконописцев, то с появлением в Сибири геодезических, навигационных и горнозаводских школ (в середине XVIII века), народных училищ (в 80-х гг. XVIII в.) и гимназий (начало XIX в.) в них стали, наряду с черчением, преподавать рисование. Уже к концу XVIII в. Барнаул можно было назвать значительным культурным центром не только на Алтае, но и в Сибири. Тесные связи с Петербургом, вызванные принадлежностью Барнаульского сереброплавильного завода Кабинету, безусловно, положительно влияли на развитие образования, научного и технического творчества и культуры в целом.

В начале XIX века в Барнауле, как и в Петербурге, возникли частные собрания различных редкостей и произведений искусства. В Сибири работали

художники с академическим образованием: в Иркутске - Семен Семенович Щукин (1754-1828), в Барнауле - Василий Петрович Петров (1770-1810). До 1802 года профессиональных художников на Алтае не было.

Крупнейшие центры камнерезного искусства - Локтевская и Колыванская фабрики - возникли в конце XVIII века. Колыванская гранильная фабрика, наряду с Петергофской и Екатеринбургской, была главным поставщиком изделий из камня для украшения общественных зданий и дворцов, выполняющихся по проектам архитекторов А.Н. Воронихина, Д. Кваренги, К.И. Росси, скульптора С.И. Гальберга. На заводе работали и некоторые ученики В.П. Петрова - дети горных рабочих. Однако, говоря о мастерах Колыванской шлифовальной фабрики, надо иметь в виду, что среди них не было художников-профессионалов. Это были талантливые самоучки, овладевшие мастерством в такой степени, что их произведения в эстетическом отношении не уступали изделиям художников-профессионалов Петергофской и Екатеринбургской фабрик. Для обучения мастеров Колыванской шлифовальной фабрики в середине XIX века в Колывани открылся рисовальный класс, начавший специальную подготовку наиболее одаренных детей. Уже в первой половине XIX века преподавание рисунка вводится на Колыванских заводах. Вести эти занятия приглашается воспитанник Академии художеств живописец Михаил Иванович Мягков (1799-1852), служивший учителем рисования Барнаульского горного училища.

В начале XIX века в Барнауле, являющемся центром горнозаводской промышленности, произошли значительные культурные преобразования. Не случайно за Барнаулом первой половины XIX века укрепилось название «сибирские Афины». Но со второй половины XIX века центр культурной жизни Сибири переместился в Томск. В Томске осуществляются значительные для изобразительного искусства начинания. Это устройство художественных выставок и создание в 1909 году «Общества любителей художеств», оказывавшего влияние на художественные интересы других городов. В планах Общества, не получивших своего воплощения, было открытие в Томске школы живописи и ваяния. С 1913 года деятельность томского Общества затихает. Этот спад был вызван началом первой мировой войны, отъездом ведущих мастеров из города и рядом других причин В это время в Барнаул возвращаются молодые художники: В.Н Гуляев, В.В. Карев, И.И. Курзин, И.Д. Чашников, обучавшиеся в Москве и Петербурге. Они начали вновь организовывать землячество сибирской молодежи, но их деятельность тяготела к Томску — центру художественной жизни дореволюционной Сибири.

В третьем параграфе «Становление художественного образования на Алтае в первой половине XX века на основе общероссийских тенденций» рассматривается история художественного образования на Алтае в 20—30-х годах, дается описание подготовки творческих кадров в студиях ИЗО и художественных школах.

На Алтае, особенно в Барнауле, в этот период происходит оживление художественной жизни. Это связано, прежде всего, с приездом художников, работавших или учившихся какое-то время вдали, и вернувшихся в родной

город. Многие из тех, кто приехал, имели серьезное профессиональное образование. Л.О. Никулин, В.В. Карев, М.И. Курзин, E.JI. Коровай, С.Р. Надольский, H.A. Янова-Надольская активно включились в общественную жизнь Барнаула, и уже в 1917 г. создается «Алтайское художественное общество» (АХО). А в январе 1920 года вместо самораспустившегося АХО стала действовать секция ИЗО при губернском отделе народного образования (ГУБОНО). Вся работа губсекции велась в трех направлениях: I. Агитационно-просветительская; 2. Художественно-производственная; 3. Художественно-образовательная. Барнаульская секция ИЗО имела тесные контакты с художниками Москвы и Пет рограда.

Именно в это время в Барнауле особое внимание начинает уделяться развитию художественного образования. В 1919 году в городе была открыта Алтайская губернская художественная школа; действовали две художественные студии. Одна студия изобразительных искусств начала работать в 1917 году под руководством А.О. Никулина, другую с 1918 года вела Ё.Л. Коровай. С 1921 года школа была переименована в Алтайские советские художественные мастерские (Алтхутемас).

Это было время глубокого исторического перелома. Из тихого провинциального городка Барнаул превращается в центр культурной жизни на Алтае. Средоточием художественной жизни становится АХО. В Барнауле, как и повсюду в эти годы, шли ожесточенные диспуты о проблеме художественного новаторства и об отношении к традициям вчерашнего искусства. Поиски непроторенных путей в искусстве, осознание себя первооткрывателями новой жизни отличали барнаульских художников: В.Н. Гуляева, E.J1. Коровай, М.И. Курзина. Однако они были далеки от крайней левизны, и полной победы местные авангардисты здесь никогда не получали, хотя их влияние в этаг период было ощутимо повсюду: и на выставках, и на шумных диспутах, и даже в учебном процессе.

Помимо Барнаула, художественное образование развивалось и в других городах Алтая. В Бийске с 1918 года по 1921 год работала студия, в которой занятия вели известный в Сибири художник А.Э. Мако, ученик Г.И. Гуркина, Д.И. Кузнецов и художница В.А. Сенгалевич.

Возникшие в Колывани и Змеиногорске в первые годы Советской власти художественные студии просуществовали недолго.

В Камне художественную жизнь возглавил K.M. Чукалов. После окончания Казанской художественной школы он вел изобразительное искусство в школах Камня, а затем организовал студию.

Подъем культурной жизни в Горном Алтае становится ощутимым лишь в середине 1920-х годов, после гражданской войны. Хотя еще в дореволюционное время здесь начали работать М.И. Курзин, В.Н. Гуляев, А О Никулин. Педагогическую деятельность в селе Чемап начал А.П. Борисов.

В четвертом параграфе «Роль выдающихся художников в развитии художественного образования на Алтае в первой половине XX века» выявляется значение деятельности А.Н. Борисова, В.В. Карева, А.Э Мако, С.Р. Надольского, А.О. Никулина, A.B. Худяшева, Н.И. Чевапкова, K.M.

Чукалова в организации первых художественных школ и студий на Алтае в первой половине XX века.

В Барнауле большую роль в организации в Алтайской губернской советской художественной школы сыграли А.О. Никулин, В.В. Карев, С.Р. Надольский.

Андрей Осипович Никулин (1878-1945) считал необходимым приобщение крестьянских детей к искусству. Поэтому наиболее отвечавшей местным условиям и потребностям времени ему казалась школа с художественно-промышленным уклоном. В будущем А.О. Никулин планировал создание сети художественно-промышленных школ и музеев, призванных воспитывать вкус у населения.

Мечта о создании художественно-промышленного училища в то время не получила своего воплощения, но открытая в Барнауле Алтайская губернская советская художественная школа по своей структуре была близка к художественному училищу. Работа, проводимая преподавателями школы и ее учащимися, сыграла важную роль в приобщении населения Алтая к искусству. Много времени и сил отдавали преподавательской работе А.О. Никулин и С.Р. Надольский, являющиеся ведущими преподавателями школы. Под руководством А.О. Никулина учащиеся изучали рисунок и живопись, а также оформляли спектакли для театров, улиц и площадей во время революционных демонстраций и празднеств. По заданию губсекции ИЗО художники в сотрудничестве с учащимися художественных технических мастерских произвели роспись нескольких зданий.

Из стен школы вышли известные художники: П.И. Басманов, Н.М. Мамонтов, Д.Е. Судишников, М.Е. Тверитинов, С.А. Щицин, продолжившие затем образование в Москве и Петрограде. В школе учились также Г.Ф. Борунов, В.П. Маркова, Н.И. Чевалков. Несмотря на многочисленные дискуссии о методах и формах обучения (высказывались мнения о создании творческих мастерских, как в эпоху Возрождения, и о работе по методам Вхутемаса), в основу преподавания была положена программа художественных училищ.

Результаты работы барнаульских художественных заведений не замедлили сказаться на итогах и уровне ученической выставки. В местной газете появилась статья об успехах учащихся, особенно отмечались Н.И. Чевалков и В.П. Маркова.

После отъезда из Барнаула художников-профессионалов новый этап в истории художественного образования связан с именами A.B. Худяшева и А.Н. Борисова.

Алексей Николаевич Борисов (1883-1937) после приезда на Алтай работал преподавателем Чемальского училища и учителем рисования в школе первой и второй ступени. В Чемале А.Н. Борисов организует детские драматические кружки, оформляет спектакли, затем заведует одним из первых народных домов в селе Шебалино. В 1923 году художник переезжает в Барнаул. Здесь в полную силу проявились его организаторские и педагогические способности. Работая в основном преподавателем рисования в школах, с 1924 года А.Н. Борисов становится председателем методобт,единения учителей рисования. После ряда неудачных попыток организовать в Барнауле художессвенные студии, в 1928 году А.Н. Борисову удалось утвердить проект создания

художественного училища. Самым долгосрочным из всех начинаний А.Н. Борисова оказалась студия, открытая художником в 1925 году.

А Н. Борисов воспитал плеяду живописцев, графиков, оформителей сцены, начавших свой творческий путь в Барнаульской изостудии В 30-е годы у него учились будущие художники: Ф. Филонов, Л. Нарицын, П. Будкин, а около студии группировались такие художники, как С. Беседин, А. Мекаев, М. Сорокин, В. Черепанов, Я. Явцев и другие.

Воспитанник губернской художественной школы Барнаула, Н.И. Чевалков с 1931 года сам становится преподавателем Ойрот-Туринской художественной школы. Развитие собственной инициативы и художественного видения были главными в его методе обучения. Важную роль играли систематические выставки работ учащихся. Устраивались и обменные выставки.

Школа просуществовала до 1941 года. За это время в ней учились одаренный художник по дереву Я. Мечеш, графики Г. Бекин, А. Каланаков, А. Бодунов, живописцы А. Таныш, Н. Шагаев, А. Никифоров, П. Бабурганов, П. Чевалков и другие.

В конце 30-х годов в Барнауле не осталось крупных художников, имеющих профессиональное образование. В конце 20-х годов уехали в Среднюю Азию создатели Алтайского художественного общества: В.В. Карев, Е.Л. Коровай, М.И. Курзин, А.О. Никулин работали в Москве; Н.И. Чевалков умер в 1937 году, как и А.Н. Борисов; Г.И. Гуркин был расстрелян в этом же году.

Художественные традиции, по существу, были прерваны. Студийцы А.Н. Борисова, ученики Г. Гуркина и Н. Чевалкова, выпускники Алтайской губернской художественной школы (она прекратила существование к середине 20-х гг.) не смогли проявить себя достаточно ярко и самобытно. Уровень выставок до 40-х годов был самодеятельным.

В 1937 году Барнаул стал центром выделенного из Западно-Сибирского края Алтайского края. А в июне 1940 года в Барнауле была создана общественная организация художников и искусствоведов - Союз художников Алтая.

Во второй главе «Художественное образование как фактор развития художественной культуры Алтайского края в 1950-1980-е годы» говорится о значении открытия в крае художественных учебных заведений, способствующих притоку новых профессиональных мастеров живописи из центральных районов столицы, а также подготовки местных художественных кадров. Характеризуются приоритетные направления в работе Барнаульской детской художественной школы, Новоалтайского художественного училища, исследуются методические материалы.

В первом параграфе «Послевоенные годы: художественные студии» говорится о роли самодеятельных студий изобразительного искусства в культурной жизни края.

В послевоенные пятилетки Барнаул становится крупным промышленным центром Растут и другие города Алтайского края. Укрепляются материальная база и кадры учреждений культуры. В результате этого художественная самодеятельность получила новый импульс для своего развития. До 50-х юдов в Союз художников входили в основном самодеятельные художники, выпускники изостудий В конце 50-х начале 60-х годов на Алтай приехали

молодые художники с профессиональным образованием, полученным в различных художественных училищах и вузах страны: живописцы Г.Ф. Борунов, В.Ф. Добровольский, М.Д. Ковешникова, И.Р. Рудзите, С.И. Чернов, Л.Р. Цесюлевич; графики А.Г. Вагин, Ю.Б. Кабанов, В П. Туманов; скульпторы П.Л. Миронов, В.Ф. Рублев. Их творческая деятельность активизировала работу Союза художников. Но наряду с искусством профессиональных мастеров существовало искусство учащихся художественных студий.

Эти годы были ознаменованы повышением творческой активности трудящихся, в том числе и в вопросах культурного строительства. Большой популярностью пользовались народные театры, музыкальные и хоровые кружки. Организовывались художественные студии. Две из них, наиболее известные и наиболее значимые, - это студия изобразительных искусств при клубе Алтайского тракторного завода в Рубцовске и студия изобразительных искусств при клубе завода «Трансмаш» в Барнауле, были организованы в 1951 году. Именно там, когда не было еще ни Барнаульской детской художественной школы, ни Новоалгайского художественного училища, люди, любящие искусство, постигали азы изобразительной грамоты. Впоследствии наиболее одаренные из них поступали в художественные учебные заведения других городов.

Для людей, посещающих студию занятие искусством не было просто средством провести время. Это были энтузиасты, по-настоящему преданные своему увлечению, ставшему для них второй профессией. В газетах 50-60-х годов на этом обстоятельстве делался особый акцент. Публиковались статьи о рабочих-живописцах, инженерах-конструкторах, академиках-музыкантах, колхозниках-поэтах. Страна, пережившая тяжелую войну и постепенно восстанавливающая разрушенное хозяйство, нуждалась в первую очередь в рабочих руках. Но все же многие, получившие впоследствии признание художники, начали свое формирование в стенах студий. Среди них Н. Коробков, В. Зайцев, А. Фризен, А. Титов, А. Федченко и другие. Некоторые, как И.С. Хайрулинов и В.А. Раменский, сами стали впоследствии преподавателями. И хотя не все студийцы стали профессионалами, они научились смотреть на окружающий мир по-своему, глазами художника и видеть в жизни больше красоты. В этом и состояла основная задача художественных студий.

Во втором параграфе «Становление и развитие детского художественного образования: художественные школы, школы искусств, студии» исследуется история развития в Алтайском крае детского художественного образования.

В начале 50-х годов в городе Барнауле зародилась новая форма работы со школьниками: были созданы первые клубы пионеров при домоуправлениях. В 1967 году их насчитывалось более 30, и во многих действовали кружки ИЗО. Из кружков и студий ИЗО, наиболее часто упоминавшихся в периодической печати 60-70-х годов, можно отметить студию Дворца пионеров и студию Дома работников просвещения, успешно работавших в городе. Но работа этих изостудий носила форму самодеятельного творчества.

25 августа 1966 года по решению Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся была открыта Барнаульская детская художественная школа (БДХШ). С момента ее открытия и по 28 июня 1990 года школа была единственным в городе учебным заведением в области дополнительного образования, программа которого включала изучение дисциплин изобразительного цикла (рисунок, живопись, станковая композиция), скульптуры, а также теоретического курса по истории искусств, что соответствовало начальному художественному образованию. Вся учебная работа в БДХШ велась строго по программам, утвержденным УУЗом Министерства культуры СССР и РСФСР.

Школу разместили в классах общеобразовательной школы № 70. Первым директором БДХШ был художник Михаил Иванович Бадьян. Он постоянно поднимал вопрос о необходимости выделения художественной школе отдельного помещения. В 1971 году, дополнительно к уже имеющимся площадям, школе было передано помещние бывшей начальной школы №3 по ул. Аванесова, 30, ветхое деревянное здание, построенное в 1895 году. И в этом же году М.И. Бадьян из-за болезни был вынужден оставить свой пост.

С 1971 года по 1976 год директором школы была Тамара Михайловна Степанская, ныне доктор искусствоведения, профессор, декан факультета искусств Алтайского государственного университета, член Союза художников России с 1984 года Именно при ней была укреплена материально-техническая база, увеличен контингент учащихся, расширен коллектив художников -педагогов, были заложены традиции барнаульской художественной школы. С 1972 года в школе стали проводиться: 1. Выставки произведений педагогов школы A.A. Штаня, В.Г. Сапожникова, П.И. Цыганковой,

Е.П. Никитиной, И.И. Самозванцева; 2.Темашческие музыкально-поэтические вечера-встречи с художниками НХУ. Учащиеся, родители, педагоги собирались в самом просторном классе, где перед ними исполняли произведения ученики музыкальных школ К числу традиций принадлежали также и вечера встреч с выпускниками школы, несущие в себе большой воспитательный заряд.

Но самой главной традицией художественной школы, заложенной Т.М. Степанской, явилось установление тесного сотрудничества с Алтайской организацией Союза художников России, что находило выражение в творческих встречах и выставках. По инициативе Т.М. Степанской была подготовлена и проведена выставка, посвященная 175-летию со дня рождения A.C. Пушкина. В июне 1974 года впервые Барнаульская детская художественная школа экспонировала работы учащихся в краевом выставочном зале. На выставку было представлено около 200 работ учащихся. Эта выставка явилась крупным событием в художественной жизни Алтайского края.

Преемником Т.М. Степанской стал в 1976 году художник-педагог И.И. Самозванцев. Выпускник графического факультета Красноярского пединститута, И И Самозванцев учил детей не только грамотно рисовать, но и уделял большое внимание вопросам художественного воспитания учащихся. Написанная И.И. Самозванцевым «Программа по рисунку, живописи и

композиции для детских школ искусства» до сих пор является основной в работе педагогов школы, многие из которых были когда-то ее выпусниками.

В связи с увеличивающимся спросом на художественное образование и ростом контингента учащихся в районе городских новостроек, в 1990 году было произведено разделение Барнаульской детской художественной школы на детскую художественную школу №1 и детскую художественную школу №2.

Из выставок детского искусства 70-80-х годов наиболее значительной была первая выставка работ учащихся детских художественных школ. Необходимость в проведении смотра возникла в связи с увеличением числа художественных школ и школ искусства.

Наряду с Барнаульской школой большим количеством работ на выставке были представлены Бийская и Новоалтайская художественные школы, районные школы Б.Ключей, Славгорода, Тальменки, Камня-на-Оби. В первую очередь художественные школы и школы искусства возникали и успешно работали в тех местах, где были энтузиасты детского художественного образования.

В 1998-1999 учебном году в Алтайском крае работало 114 детских школ, в том числе музыкальных - 60, художественных - 8, школ искусств - 46. При 45 школах работал 81 филиал. Контингент обучающихся на начало учебного года составлял 19373 человека, в том числе 1991 - в ДХШ.

В третьем параграфе «Открытие Новоалтайского художественного училища как важный этап развития художественного образования на Алтае» раскрывается роль Новоалтайского художественного училища в художественном образовании Сибири.

Новоалтайское государственное художественное училище (НГХУ) было открыто в 1971 году. В 1971 году свой первый выпуск сделала Барнаульская детская художественная школа, являющаяся начальным звеном в системе художественного образования. Художественное училище решало проблему дальнейшего образования наиболее талантливых выпускников школы. Нужны были специалисты в области оформительского искусства, отвечающие за облик городов и сел, художники-педагоги для работы в открывающихся детских художественных школах.

За более чем тридцатилетнюю историю своего существования Новоалтайское государс! венное художественное училище пережило несколько периодов становления. Талантливые художники: С.П. Ботев, С.К. Двойное, В.А. Раменский, Н.М. Смирнов начали работу в НГХУ с первых дней его существования Они стояли у истоков организации училища, и именно ими были заложены основы художественного образования. Позже к ним присоединились Б.Г. Босько, Б.Н Лупачев, И.С. Хайрулинов Эти годы открывают второй период истории Новоалтайского государственного художественного училища время его становления В разные годы в училище работали известные алтайские художники- Добровольский В.Ф., Джура П.Д., Иванов Н.П., Мамонтов И.М., Мингулов Ю.Г., Рублева Л В., Рудзите И.Р., Тарский Г.К. Этот период может быть условно ограничен началом 90-х годов, когда педагогический коллектив пополнился молодым поколением преподавателей, бывших выпускников НГХУ. Среди них Долгова Л.П., Ильиных Р Л.,

Казанцев A.B., Котова Г.Ю., Леденева И.А., Олейников Е.В., Пашков С.П., Петренко Д.А., 11рокудин Ю.А., Селезнева Л.Ю., Семенюк C.B.

Методика преподавания специальных дисциплин в художественном училище основывалась на традиции русской реалистической школы. Преподавание велось на основе типовых программ, разработанных на базе Московского художественного училища Памяти 1905 года, являющегося опорой для всей сети художественных училищ страны. Позже программы и методические разработки появились у преподавателей училища.

С момента основания в училище существовало два отделения: живописно-педагогическое и оформительское. В конце 80-х - начале 90-х годов в художественном училище остро стоял кадровый вопрос. Уволились многие преподаватели старшего поколения, а привлечение молодых кадров затруднялось отсутствием жилья. Кроме того, со сменой политического курса во второй половине 80-х годов оказалось практически не востребованным целое отделение художников-оформителей. Пробуя вписаться в требования времени, преподаватели училища предпринимали ряд шагов по перестройке работы. В частности, высказывалось мнение о необходимости открытия на базе НГХУ керамического отделения. Это должно было стать первым шагом в развитии училища по новому пути: в подготовке мастеров-прикладников. Однако большая часть педагогов все же считала необходимым сохранение академического характера обучения. Среди интересных начинаний этого периода было то, что в 1992 году в связи с потребностью театров края была набрана группа но специальности «Театрально-декорационная живопись». В 1992 году оформительское отделение было переименовано в дизайнерское, а с 1997 года на нем были введены специализации- графический дизайн и дизайн архитектурной среды.

До середины 1990-х годов профессиональное художественное образование можно было получить только в Новоалтайском государственном художественном училище. Ныне оно по-прежнему сохраняет значение единственного в крае среднего специального художественного учебного заведения и входит в тройку лучших учебных заведений художественного направления России.

Созданное в Алтайском государственном техническом университете отделение «Дизайн» во многом опиралось на методическую базу училища. Кафедра дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств открыта и функционирует благодаря энтузиазму и профессионализму выпускников НГХУ: Науменко И.В., Чанова Ю.Г , Яурова Ю.А.

В четвертом параграфе «Влияние художественного образования на развитие художественной культуры Алтайского края» определяется влияние НГХУ на выставочную деятельность Алтайской краевой организации Союза художников России Говорится о роли появившихся на Алтае во второй половине XX века художественных образовательных учреждений в расширении круга художественной интеллигенции края.

Важным событием 1975 года был первый выпуск Новоалтайского художественного училища. Его выпускники, среди которых были Владимир Каминский, Владимир Скулов, Валерий Октябрь, Александр Емельянов, Николай

Острицов, Николай Мингалеев, Юрий Иванов, Александр Курдюмов, практически сразу включились в художественную жизнь города и края. Это незамедлительно сказалось и на уровне выставок, проходивших в то время Работы, выполненные вчерашними студентами художественного училища, свидетельствовали о высокой профессиональной культуре.

В течение последующих лет происходила постоянная подпитка КСХА и других творческих и художественно-производственных учреждений, а также художественных школ и иных учебных заведений города и края выпускниками НГХУ, специалистами в области дизайна, а также педагогами по направлению "Живопись".

Так, с 1971 года выдано 789 дипломов, свидетельствующих об окончании художественного училища, из них 24 выпускника получили дипломы с отличием, при этом семеро за последний год. Почти все выпускники работают по специальности. Основательность подготовки в стенах училища помогает им быстро определить свое место в художественной жизни. Например, из 127 членов КСХА, включая искусствоведов, скульпторов, монументалистов и графиков, 34 учились и закончили НГХУ. О качестве образования в художественном училище красноречиво говорит тот факт, что большинство выпускников становится впоследствии студентами художественных вузов страны. Многие остаются в них преподавателями, заканчивают аспирантуру.

Первыми выпускниками, вернувшимися в училище в качестве преподавателей в начале 80-х годов были, С. Павлов и И. Леденева. Свой вклад в преподавательскую деятельность внесли Т. Алекимова, П. Бурнашев, Е. Кравцов, А. Миронов, а также члены КСХА И. Науменко, Ю. Никитюк, Е. Олейников, Н. Острицов, Д. Петренко, С. Семенюк, Ю. Чанов и другие. В настоящее время из 16 преподавателей, ведущих специальные дисциплины, семь выпускников НХУ, получивших позже высшее образование в вузах страны: Л. Долгова, А. Казанцев, Г. Котова, С. Пашков, Ю. Прокудин, Л. Селезнева и член КСХА И. Леденева. Большая часть молодых преподавателей являются выпускниками Дальневосточного института искусств.

Училище поддерживает тесное сотрудничество с доктором искусствоведения, профессором, деканом факультута Искусств Алтайского государственного университета, Т.М. Степанской. Это выражается в многочисленных рецензиях на дипломные работы, докладах, программах, методических разработках и проведении ознакомительных экскурсий по архитектурно-историческим памятникам города Барнаула с учащимися НГХУ. Плодотворно проходит педагогическая практика студентов факультета искусств АлтГУ на базе Новоалтайского государственного художественного училища, многие его выпускники продолжили образование в Ал гГУ, получив дипломы бакалавров искусств и специалистов-искусствоведов. На этом же факультете после окончания Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина преподает историю искусства доцент Т А. Конькова, которая начинала преподавательскую деятельность в НГХУ со дня его открытия. В свою очередь факультет Искусств, возглавляемый Т.М Степанской уже в течение ряда лет проводит большую просветительскую работу с целью приобщения студентов к сокровищнице мировой и отече-

ственной культуры, а также значительным художественным памятникам региональной культуры. Эту работу в очень сложных условиях, когда еще даже не существовало отдельной кафедры, проводили преподаватели Т.М. Степан-ская и Т.А. Конькова. Студенты практически всех факультетов Алтайского государственного университета ознакомились с коллекциями художественных произведений Алтайского государственного музея, Алтайского краеведческого музея, выставочных залов Алтайского Союза художников. Художественное образование в Алтайском крае к началу XXI века сформировалось в целостную систему: школа - училище - вуз.

В заключении формулируются основные выводы по содержанию исследования.

По теме диссертации автором опубликованы работы:

1. Бочковская, В.И. Художественное образование в Барнауле (конец 1910-х - начало 1920-х гг.) / В.И. Бочковская // Культурное наследие Сибири : сборник статей. Барнаул, 2004. Вып. V. С. 94-98.

2 Бочковская, В.И. Художественные студии Барнаула начала 1950-х годов / В.И. Бочковская // Молодежь - Барнаулу : материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2004. С. 76-77.

3. Бочковская, В.И. Становление и развитие детского художественного образования в Барнауле / В.И. Бочковская // Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула. Барнаул, 2005. С. 199-202.

4. Бочковская, В.И. Из истории художественного образования России ХШУ века / В.И Бочковская // Формирование художественной культуры в университетском образовательном пространстве: материалы научно-методической конференции. Барнаул, 2005.

5. Бочковская, В.И. Художественное образование Алтая во второй половине XX века / В.И. Бочковская // Наследие и современность (искусство Сибири): материалы научно-практического семинара. Барнаул, 2006. С. 70-73.

БОЧКОВСКАЯ Вера Игоревна

История развития художественного образования в Алтайском крае (вторая половина XX века)

Автореферат

Издательство АлтГАКИ Лицензия ЛР № 021267 от 25.02.1998 г Подписано в печать 25 01.2006 Формат 60x84/16 Уел пл 1,0 Тираж 120 экз Заказ 10 Алтайская государственная академия культуры и искусств 656055, Барнаул, ул Юрина 277

л^зл.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бочковская, Вера Игоревна

Введение.

Глава I Художественное образование как важная составляющая художественной культуры России.

1.1. Сущность и содержание понятия «художественное образование».

1.2. Из истории художественного образования на Алтае до 1917 года.

1.3. Становление художественного образования на Алтае в первой половине века XX века на основе общероссийских тенденций.

1.4. Роль выдающихся художников в развитии художественного образования Алтая в первой половине XX века.

Глава II. Художественное образование как фактор развития художественной культуры Алтайского края в 1950 - 1980-е годы.

2.1. Послевоенные годы: художественные студии.

2.2. Становление и развитие детского художественного образования: художественные школы, школы искусств.

2.3. Открытие Новоалтайского художественного училища как важный этап развития художественного образования на Алтае.

2.4. Влияние художественного образования на развитие художественной культуры Алтайского края.

2 жлючение.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Бочковская, Вера Игоревна

Актуальность исследования. Художественное образование является важной составляющей художественной жизни региона. От степени развития художественного образования 'зависит уровень духовно-художественной культуры как отдельных возрастных и социально-профессиональных групп, так и художественной интеллигенции Алтайского края. Именно художественное образование является условием зарождения и трансляции неповторимых традиций в сфере регионального искусства, фактором формирования уникальных художественных традиций.

Политические преобразования конца XX века оказали существенное влияние на сложившуюся систему художественного образования Алтайского края. Еще не устоявшиеся новые традиции переходного периода негативно сказываются на качестве художественного образования, приводят к снижению уровня профессионализма во всех его областях. Но, как известно, именно высокий уровень образования может обеспечить адекватное художественное воспроизведение и воссоздание модели мира, образа жизни людей, транслировать культурные ценности, социальные нормы и жизненные смыслы. Особое значение приобретает художественное образование и воспитание художественной культуры личности.

В настоящее время художественное образование широко развивается и приобретает все новые формы. Это художественные школы, школы искусств, изостудии, частные мастерские. Количество желающих получить начальное художественное образование растет с каждым годом. Конкурс в Новоалтайское художественное училище, даже с появлением в середине 90-х годов отделения «Дизайн» в Алтайском государственном техническом университете и кафедры ► дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств, остается по-прежнему на высоком уровне.

Недостаточно изучена история художественного образования Алтая: по данной теме нет трудов обобщающего характера. Если к истории художественных студий и художественной школы 20-х - 30-х годов обращались в своих работах, посвященных художественной культуре первой половины XX века, такие исследователи, как Л.И. Снитко и Т.М. Степанская, то по истории художественного образования второй половины XX века научных исследований не проводилось. А между тем именно этот период явился важным в становлении и развитии художественного образования на Алтае.

Степень изученности темы. Проблему художественного воспитания и образования исследовал выдающийся художник-педагог Б.М. Неменский. В основу системы преподавания изобразительного искусства Б.М. Неменский ставил необходимость широкого введения искусства в школьную практику и видел в этом один из основных путей формирования духовной культуры подрастающего поколения. Личным педагогическим примером художник подтвердил эффективность своей системы, основанной на поэтапном приобщении детей к искусству.

История художественного образования, начиная с Канцелярии от строений и заканчивая исследованием педагогического опыта и систем различных школ второй половины XIX - начала XX века, была представлена в трудах Э.М. Белютина, А. И. Зотова, Н.А. Дмитриевой, Н.М. Молевой и др., изданных в 60 - 70-х годах.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае в конце XVIII -начале XIX веков раскрыта в работах В.Ф.Гришаева, З.Г. Карпенко, А.Н. Копылова, Н.Я. Савельева, Т.М. Степанской, М. Овчинниковой, А.П. Уманского и др.

История художественной жизни в Сибири и на Алтае первой половины XX века подробно освещена в книгах П.Д. Муратова и Л.И. Снитко. В них исследуется художественная жизнь Алтая, определяется место художественного образования в художественной культуре данного периода и характеризуются основные этапы его становления. Однако главной целью этих работ была характеристика развития художественной культуры на Алтае в целом, и авторы не ставили своей задачей всесторонний анализ особенностей художественного образования. В связи с этим целый ряд проблем, связанных с историей формирования учебно-методической базы и исследованием тенденций развития удожественного образования на Алтае, оказался вне поля зрения исследователей.

Развитие художественной культуры на Алтае в послевоенные годы, когда основной и единственной формой художественного образования являлись самодеятельные студии, рассмотрено в статьях И.Б. Каруниной, JI.H. Лихацкой и др.

Следует отметить работу С.Д. Бортникова «Художественная интеллигенция Сибири (1961 - 1980 гг.)», где анализируются профессиональная, политическая и общественная деятельность художественной интеллигенции Сибири и ее наиболее ярких представителей. Выделены специфические черты художественной интеллигенции как социальной группы общества, рассмотрены формы и методы подготовки ее кадров.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что в литературе широко представлен период первой половины XX века. В основном изучение художественного образования осуществляется в контексте художественной культуры в целом, либо в рамках творчества отдельного художника-педагога. Проблема художественного образования в Алтайском крае в 1950 — 1980 годы до настоящего времени не получила достаточного освещения и самостоятельной разработки в искусствоведческой науке.

Цель исследования: выявить особенности развития художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века. Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия "художественное образование" как важной составляющей художественой культуры России XX века.

2. Изучить состояние художественного образования на Алтае до 1917 года.

3. Исследовать тенденции развития художественного образования в России и в Алтайском крае в первой половине XX века.

4. Проследить динамику развития художественного образования в Алтайском крае середины XX века.

5. Выявить ведущих художников-педагогов и определить их роль в развитиии художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980-ые годы.

Объект исследования: художественное образование России XX века.

Предмет исследования: особенности развития художественного образования в Алтайском крае второй половины XX века.

Хронологические рамки: XX век.

Территориальные рамки: Россия, Алтайский край.

Методология и методы исследования.

Исторический подход и хронологический принцип являются методологическим фундаментом нашей работы.

На общей концепции работы сказались идеи, представленные в трудах Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, посвященных истории становления и развития русской художественной школы. Н.М. Молева выдвинула тезис о том, что изучение русской художественной школы имеет относительно понимания всего национального искусства неизмеримо большее значение, чем знакомство со школами в любой другой стране и культуре. Ее анализ необходим для определения путей формирования национального художественного метода. Совмещение в учебном процессе теории и практики, связь учебных заданий с приобретением навыков профессиональной работы (причем последнее в напосредственной близости к зрелым художникам путем наглядного изучения их метода), интерес к натуре - таковы были ведущие принципы художественного образования в России.

Методика исследования основана на принципе единства теории и практики образовательного процесса; принципе историзма и объективности, а также базировалась на использовании диалектического, конкретно-исторического и системно-структурного подходов к анализу рассматриваемых вопросов, элементов искусствоведческого и стилистического анализа.

Источники. Источниковую базу исследования составили материалы Центра хранения Архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК), исполнительного комитета Алтайского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ФР. 141), Отдела культуры исполкома Барнаульского городского Совета депутатов трудящихся (ФР. 428), Барнаульского городского Совета народных депутатов (ФР. 428), Отдела народного образования. В ходе исследования были использованы опубликованные документы Министерства культуры СССР, собрание документальных материалов по празднованию 50-летия советской власти на Алтае (ФР. 1152), статистические данные, методические разработки, каталоги, периодическая печать, воспоминания художников-педагогов и выпускников художественных учебных заведений края.

Научная новизна диссертации:

1. Художественное образование Алтайского края 1950 - 1980-х годах исследовано в историко-теоретическом аспекте на основе комплексной методики.

2. История развития художественного образования в Алтайском крае в 19501980-е годы рассмотрена в отношении к общим процессам развития региональной художественной жизни и процессам развития художественного образования в России этого периода.

3. Введены в научный оборот архивные источники и опубликованные материалы, позволившие выявить и систематизировать историю развития художественного образования на Алтае во второй половине XX века.

4. Показана история формирования учебно-методической базы барнаульских художественных школ и Новоалтайского художественного училища.

5. Определена роль персоналий в становлении и развитии художественного образования в Алтайском крае в 1950 - 1980 годах.

6. Раскрыты особенности развития художественного образования в Алтайском крае: влияние столичного художественного образования на методическое обеспечение художественных школ и художественного училища; формирование педагогического состава Новоалтайского художественного училища на основе выпускников Дальневосточного института искусств; подтверждена определяющая роль личности художников-педагогов.

Теоретическая и практическая значимость.

Материалы анализа могут служить основанием для дальнейших теоретических изысканий в области исследования истории изобразительного искусства второй половины XX века.

Полученные результаты могут использоваться для разработки спецкурсов «История изобразительного искусства России», «История изобразительного искусства Алтайского края» и применяться в цикле социально-гуманитарных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту.

1. В условиях развития профессионального и самодеятельного изобразительного искусства Алтайского края возникла потребность в местных профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя художественные школы и Новоалтайское художественное училище.

2. Одновременно с подготовкой профессионалов в художественных учебных заведениях проводилась работа по приобщению населения к изобразительному искусству в самодеятельных студиях, которые создавали богатый творческий потенциал и во многом предвосхитили деятельность профессиональных учебных заведений края.

3. Процесс творческой отчетности (организация регулярных выставок) продемонстрировал высокую значимость творческой деятельности художественных учебных заведений Алтайского края для художественного воспитании населения.

4. Недостаточность материально-технической базы художественных учебных заведений Алтайского края, достигшая кризисного состояния в конце 80-х - 90-х годов, создала неблагоприятные условия для их развития.

Апробация. По теме диссертации были сделаны выступления с докладом и сообщения на методологических семинарах кафедр «Культурологии и истории искусств» Алтайского государственного университета (АлтГУ), «Теории и истории художественной культуры» Алтайской государственной академии культуры и искусства (АлтГАКИ) и методических советах Барнаульской щколы искусств №1. Выступления на республиканской научно-практической конференции «Культурное наследие Сибири», региональной научно-практической конференции, посвященной 275-летию Барнаула «Барнаул на рубеже веков: итоги, проблемы, перспективы», научно-практической конференции, посвященной 60-летию организации «Союз художников Алтая», научно-практической конференции «Молодежь -Барнаулу».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История развития художественного образования в Алтайском крае"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью художественного воспитания является обучение будущих зрителей искусства. Искусства предстающего в определенном единстве и целеустремленности - как наследие культуры отношений к самому обществу, культуры отношения к человеку и к миру вещей, культуры отношения к миру природы. Основной целью художественного образования является подготовка не зрителя, а будущего художника. В нем наследие искусства предстает как профессия, где господствуют языковые навыки и знания, основывающщиеся на таких исходных элементах, как композиция, линия, цвет, объем, пространство. В этом заключается отличие таких понятий как «художественное образование» и «художественное воспитание». К их содержанию и сущности обращались в своих работах многие философы, писатели и педагоги. Среди них Дж Вазари, Ф. Шиллер, И.Г. Гаман, Л.Н. Толстой, Г.П.Федотов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.В. Бакушинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, М.С. Каган.

Художественное образование на Руси имеет глубокие традиции и ведет свою историю с XVII века, когда роль художественно-образовательного центра принадлежала Оружейной палате. В середине XVIII века идейное руководство изобразительным искусством и профессиональное воспитание специалистов становятся задачей широкого государственного и общественного значения, и созданная Академия художеств многие десятилетия являлась единственным в стране высшим учебным заведением.

В настоящее время система Министерства культуры РФ включает в себя сеть высших и средних художественных учебных заведений, обеспечивающих все стадии обучения художника. Учащие общеобразовательных школ, проявившие способности к изобразительному искусству, принимаются в детские художественные школы, с четырех и семилетней программой обучения. Специалистов со средним художественным образованием (художников-исполнителей, мастеров по различным художественным специальностям, учителей рисования) готовят училища. Художников высшей квалификации готовят высшие учебные заведения (академии, институты, высшие художественно-промышленные училища), а также архитектурные, театрально-художественные, театральные, полиграфические, текстильные и технологические институты, Всесоюзный институт кинематографии, некоторые институты искусств. Учителей рисования для средних общеобразовательных школ готовят на художественно-графических факультетах педагогических институтов.

Повсеместно осуществляется художественное воспитание населения в самодеятельных кружках и студиях изобразительного искусства. Учащиеся, которых пополняют затем контингента художественных учебных заведений.

Обобщая все изложенное в основной части диссертационной работы, мы отмечаем, что историю художественного образования на Алтае в 20-м веке можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап - это создание в художественных студий, а также Алтайской губернской советской художественной школы в начале 20-х годов. В их работе активное участие принимали такие художники, как В.В. Карев, E.JI. Коровай, М.И. Курзин, С.Р. Надольский, А.О. Никулин, Н.А. Янова-Надольская.

Новый этап в истории художественного образования связан с именами А.Н. Борисов и А.В. Худяшева. А.Н. Борисов неоднократно пытался организовать в Барнауле художественные студии, а в 1928 добился утверждения проекта художественного училища, к сожелению не получившего своего воплощения.

К истории создания художественных студий, а также Алтайской губернской советской художественной школы обращались в своих работах такие исследователи как Л.И. Снитко и Т.М. Степанская. Однако главной целью этих работ была характеристика развития художественной культуры на Алтае в целом, и они не ставили своей задачей всесторонний анализ особенностей художественного образования начала XX века.

По истории художественного образования второй половины 20 века научных исследований не проводилось. А между тем именно этот период явился ключевым в становлении и развитии художественного образования на Алтае.

Начало 50-х годов является еще одним этапом в истории художественного образования. Эти годы отмечены повышением творческой активности трудящихся, в том числе и в вопросах культурного строительства и основной формой художественного образования являются художественные студии. Две из которых, наиболее значимые - это студия изобразительных искусств при клубе Алтайского тракторного завода в Рубцовске и студия изобразительных искусств при клубе завода «Трансмаш» в Барнауле, были организованы в 1951 году. Руководителем изостудии при клубе АТЗ был Владислав Владимирович Тихонов, но гораздо большую известность имела изостудия при клубе завода «Трансмаш», возглавляемая Алексеем Васильевичем Иевлевым. Позже подобные студии и кружки появились и в других домах культуры и учебных j заведениях, но по степени значимости и по продолжительности существования ни одна из них не сравнялась со студией А.В Иевлева.

Следующим этапом является открытие в 1966 году Барнаульской детской художественной школы. С момента ее открытия и по 28 июня 1990 года школа была единственным в городе учебным заведением в области дополнительного образования, программа которого включала изучение дисциплин изобразительного цикла, скульптуры, а также теоретического курса по истории искусств, что соответствовало начальному художественному образованию.

Вся учебная работа в БДХШ велась по программам утвержденным УУЗом Министерства культуры СССР и РСФСР. Впоследствии педагогами школы стали создаваться собственные методические разработки. Написанный И.И. Самозванцевым проект «Программы по рисунку, живописи, композиции для школ искусств» победил в Третьем республиканском смотре-конкурсе методических работ в 1987 году и был награжден дипломом 1 степени. Работа представляла ценность и была актуальной, так как художественные отделения в

ДШИ, организованные на основе экспериментальных планов не имели соответствующих программ.

Программа по рисунку, живописи и композиции для детских школ искусства» И.И. Самозванцева до сих пор является основной в работе педагогов школы, многие из которых были ее учениками.

В 1971 году было открыто Новоалтайское художественное училище. В этом же году свой первый выпуск сделала Барнаульская детская художественная школа, являющаяся начальным звеном в системе художественного образования. И открывшееся художественное училище решало проблему дальнейшего образования наиболее талантливых выпускников школы.

Методика преподавания специальных дисциплин в НХУ с первых дней развивало традиции русской реалистической школы. Главной целью обучения являлось овладение художественным мастерством. Большое внимание уделялось углубленному изучению академического рисунка, живописи, основных законов композиции.

С момента его основания преподавание в художественном училище велось на основе типовых программ, разработаннных на базе Московского художественного училища памяти 1905 года, являющегося опорой для всей сети художественных училищ страны. Позже программы и методические разработки появились у преподавателей училища. Значительный вклад в становление эффективной системы образования внесли преподаватели училища члены Союза художников России, живописцы С.К. Двойное и А.П. Ботев. Большую работу по подготовке специалистов в настоящий момент ведут члены КСХА заслуженные художники РФ В.А. Раменский и И.С.Хайрулинов, заслуженные работники культуры Б.Н. Лупачев, Б.Г. Босько, ведущий алтайский скульптор-практик, педагог Л.В. Рублева.

Эти и другие профессиональные художники, посвятившие художественному училищу большую часть своего жизненного пути, стали фундаментом, на котором строится система обучения на живописно-педагогическом м дизайнерском направлениях.

Во второй половине 90-х годов в барнаульских ВУЗах стали появлятся дизайнерские отделения. Созданное в Алтайском государственном техническом университете отделение «Дизайн» во многом опиралось на методическую базу училища. Кафедра дизайна в Алтайском государственном институте искусств и культуры была открыта благодаря энтузиазму и профессионализму выпускников НГХУ.

Таким образом, основы художественного образования, заложенные на Алтае в середине 20 века первыми профессиональными художниками, определили дальнейшее его развитие. Одной из особенностей которого явилось то, что на протяжении всей истории своего существования художественное образование на Алтае в своих методических основах следовало за Россией.

 

Список научной литературыБочковская, Вера Игоревна, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. Академии художественные // БСЭ. М., 1978. Т.1. - С. 311.

2. Бортников С.Д. Художественная интеллигенция Сибири (1961-1980гг.) / С.Д. Бортников. Барнаул. Изд-во АГИИК, 1997. 133 с.

3. Бикетов В.А. Культура Алтая в годы ВОВ / В.А. Бикетов // Алтай в прошлом и настоящем. Барнаул, 1987. С. 227-229.

4. Гаврилов Н.С. Алтай в ВОВ / Н.С. Гаврилов. Барнаул: АКИ, 1990. 247 с.

5. Газиева Э.Д. Е.Л. Коровай / Э.Д. Газиева // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, 1989. 283 с.

6. Галкина И.К. Развитие изобразительного искусства Алтая в годы ВОВ / И.К. Галкина // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: АКИ, 1977. С. 35-43.

7. Галкина И.К. Художник А.Н. Борисов / И.К. Галкина // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина. Барнаул, 1996. С. 61-65.

8. Гаман И.Г. // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С. 107.

9. Горобченко В.К. Роль музыкальных, художественных школ и школ искусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения / В.К. Горобченко // Тезисы доклада к краевой научно-практической конференции. Барнаул. 1983. С. 22-26.

10. Ю.Гришаев В.Ф. П.К. Фролов П.К. / В.Ф. Гришаев // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 384.

11. Дмитриева Н.А. Московское Училище живописи, ваяния и зодчества / Н.А.Дмитриева. М.: Искусство, 1951. 172 с.

12. Зотов А.И. Академия художеств СССР. Краткий очерк. / А.И. Зотов. М.: Изд-во АХ СССР, 1960. 91 с.

13. История русского искусства. / Отв. ред. Н.Г. Машковцев. М.: Искусство, 1957.-Т. 1.

14. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. JL: Знание, 1978. 34 с.

15. Каган М.С. Философия культуры. / М.С. Каган. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 415 с.

16. Карпенко З.Г. Горная и металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700-1860 годах / З.Г. Карпенко. Новосибирск: Изд-во Сиб. Отд-ния АН СССР, 1963. 215 с.

17. Карпунина И.Б. Развитие сельской художественной самодеятельности на Алтае в послевоенные годы (1946-1950) / И.Б. Карпунина // Алтай в прошлом и настоящем. Барнаул, 1987.

18. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири 17 начала 19 веков / А.Н. Копылов. Новосибирск: Наука, 1974. 252 с.

19. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -Т.ЗЗ.

20. Ленин В.И. полное собрание сочинений. Т. 41.

21. Ленинградское высшее художественно-промышленное училище // БСЭ.М., 1978. Т. 14. 327 с.

22. Лихацкая Л.Н. А.В. Иевлев / Л.Н. Лихацкая // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2.

23. Луначарский А. Об изобразительном искусстве / А. Луначарский. М., 1967. Т.2.

24. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н.М. Молева. М.: Просвещение, 1991. 413 с.

25. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств 18 века/Н.М. Молева. М.: Искусство, 1956. 519 с.

26. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера Канцелярии от строений и русская живопись первой половины 18 века. М.: Искусство, 1965. -335 с.

27. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа 2 половины 19 начала 20 века / Н.М. Молева. М.: Искусство, 1967. 391 с.

28. Московское высшее художественно-промышленное училище // БСЭ. М„ 1978. -Т.17. -С. 51.

29. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П.Д. Муратов. JL: Художник РСФСР, 1974. 142 с.

30. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. Воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1987. 253 с.

31. Овчинникова М. Мастер живописи / М. Овчинникова // Сибирские огни. 1971. №3.

32. Павлюченков А.С. Некоторые проблемы изучения истории советского изобразительного искусства / А.С. Павлюченков // Вопросы художественно-педагогического образования. М., 1976. С. 5-18.

33. Петренко B.C. С.Р. Надольский / B.C. Петренко // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2.

34. Приходько Л.Н. Развитие художественной самодеятельности в Западно-сибирской деревне в годы ВОВ / Л.Н. Приходько // Культурная жизнь Сибири в 17-20 вв. Новосибирск.: НГУ, 1981.

35. Савельев Н. Я. Алтайские камнерезы / Н.Я. Савельев. Барнаул: АКИ, 1956. 71 с.

36. Снитко Л.И. Художественная жизнь Советского Алтая (10 30 -е годы) / Л.И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: АКИ, 1977. С. 5-15

37. Снитко Л.И. Первые художники Алтая. Н.И. Чевалков / Л.И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: АКИ, 1977. С. 27. 35.

38. Снитко Л.И. Первые художники Алтая / Л.И. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 1983. 155 с.

39. Степанская Т.М. Культура и искусство / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1995. Т.1.

40. Степанская Т.М. А.Н. Борисов / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С.81.

41. Степанская Т.М. А.О. Никулин / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 245-246.

42. Степанская Т.М. В.П. Петров / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 276-277.

43. Степанская Т.М. Г.И. Гуркин / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 116-117.

44. Степанская Т.М. Е.Л. Коровай / Т.М. Степанская // Энцикопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 189.

45. Степанская Т.М. М.И. Мягков / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 236.

46. Степанская Т.М. Художественная жизнь Барнаула / Т.М. Степанская // История культуры. Барнаул: РИА Алтапресс, 2000. С. 84-89.

47. Степанская Т.М. Я.Н. Попов / Т.М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул: АКИ, 1996. Т.2. С. 289.

48. Суздалев П.К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны / П.К. Суздалев. М., 1965. 468 с.

49. Толстой Л.Н. Об искусстве / Л.Н. Толстой. М.: Художественная литература, 1983.

50. Уманский А. О судьбе собраний П.К. Фролова / А.О. Уманский // Алтай. 1962. №1.

51. Уфимцев В.И. Говоря о себе / В.И. Уфимцев. М.: Сов. Художник, 1973. 135 с.

52. Федотов Г.П. Судьба и грехи Росси: Изб. Ст по философии рус. Истории и культуры: в 2 т.. Санкт-Петербург: София, 1991. Т.1. 349 с.

53. Художественное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. М. С. 549.

54. Художественное образование //БСЭ. М., 1958. -Т.46. С. 404-406.

55. Художественное образование//БСЭ. М.,1978. -Т.28. С. 415-416.

56. Художественное творчество // Российская педагогическая энциклопедия. М. С. 550-552.

57. Художественно-ремесленные училища // БСЭ. М., 1958. Т.46.-С. 406.

58. Художественно-ремесленные училища // Российская педагогическая энциклопедия. М. С. 552.

59. Художественные школы // Российская педагогическая энциклопедия. М.

60. Шиллер Ф. // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. С. 749.1. Источники:

61. Документы по культурному строительству Советской власти

62. Декреты Советской власти. М., 1957.

63. Документы по культурному строительству на Алтае

64. Должностная инструкция преподавателей НГХУ // Текущий архив НГХУ.

65. Культурное строительство на Алтае 1917-1941 // Документы и материалы. Барнаул: АКИ. 1980.

66. Культурное строительство на Алтае 1941-1977 // Документы и материалы. Барнаул: АКИ. 1990.

67. Положение о художественной школе Новоалтайского государственного художественного училища // Текущий архив НГХУ.1. Архивные материалы

68. Историческая справка к фонду муниципального образовательного учреждения культуры «Барнаульской детской школы искусств №1» Отдела культуры администрации Г. Барнаула Алтайского края // Текущий архив НГХУ.

69. ЦХАФ АК. Ф.141. Оп.1. Д. 155.

70. ЦХАФ АК. Ф.141. Оп.1. Д.7а.

71. ЦХАФ АК. Ф. 1152. On. 1. Д. 19.

72. ЦХАФ АК. Ф.141. Оп.1. Д. 155.

73. ЦХАФ АК. Ф.312. Оп.7. Д.80.

74. ЦХАФ АК. Ф.428. Оп.1. Д.83.

75. ЦХАФ АК. Ф.312. Оп.7. Д. 1299.1. Статистические материалы

76. Информационные материалы по итогам 1998-1999 учебного года. -Барнаул. 1999.

77. Народное хозяйство Алтайского края за 50 лет Советской власти: Статистический сборник. Барнаул, 1967.1. Опубликованные материалы

78. Бийской детской художественной школе 25: Каталог. -Бийск. 1997.

79. Босько Б.Г. Методика ведения наброска от пятна, как связующего между рисунком и живописью: Методологическая разработка для преподавателей художественного училища.

80. Вторая городская выставка работ учащихся БДХШ: Каталог / Е.М. Соколова: Вступ. ст. Барнаул. 1989.

81. Выставка В.В. Тихонова Каталог / Н. Подакова: Вступ. ст. Рубцовск. 2000.

82. Галкина И.К. Оранжевое небо // Алтайская правда. 1979. - 30 января.

83. Галкина И.К. Праздник детского творчества. 1979. - 19 января.

84. Гракова О. Семейный потртрет в интерьере // Алтайская правда. -1983.- 19 марта.

85. Демин Н. Новоалтайское художественное // Молодежь Алтая. 1971. - 27 октября.

86. Иевлев А.В. Творческое содружество // Алтайская правда. 1966. - 12 марта.

87. Ильина Т. Ночной костер у реки // Алтайская правда. 1991. - 3 августа.

88. Капов Е. Самый первый вернисаж // Молодежь Алтая. 1976. - 21 октября.

89. Козлов Ю. Не могу взять в толк // Алтайская правда. 1989. - 4 октября.

90. Кошкарева JI. Школа искусств // Алтайская правда. 1977. - 24 ноября.

91. Кузнецова Е. Дом, в котором живет красота // Вечерний Новоалтайск. -2001.-25 октября.

92. Леонидова 3. Прекрасная «болезнь» // Молодежь Алтая. 1960. - 13 августа.

93. Леонов В. Открытие мира // Алтайская правда. 1989. - 8 апреля.

94. Лихацкая Л. Что там, за гранью? // Молодежь Алтая. 1998. - 5 февраля.

95. Лупачев Б.Н. Десятое лето училища // Алтайская правда. -1981.-19 июля.

96. Малахова Ж. Красота глазами ребенка // Вечерний Барнаул. 2001. -3 октября.

97. НГХУ 30 лет: Каталог. - Барнаул. 2001.

98. Новоалтайскому художественному 25 // Вечерний Барнаул. - 1996. -12 ноября.

99. Объявление о приеме в БДХШ // Алтайская правда. 1966. - 15 сентября.

100. Объявление о наборе в БДХШ №1.

101. Первой художественной 35 // Вечерний Барнаул. - 2001. - 17 ноября.

102. Попов В. «Алтай моя вторая родина //Алтайская правда. - 1984. -1 февраля.

103. Попов В. Тень учителя // Алтайская правда. 1989. - 11 февраля.

104. Порошин А. Раздобыли бумагу, краску // Молодежь Алтая. 1971.- 2 июня.

105. Рябова Е. Рисуют будущие художники // Алтайская правда. 1982.- 4 марта.

106. Рябова Е. Академия художеств в Барнауле это вполне реально // Свободный курс. - 1997. - 8 мая.

107. Салин Р. Нет перспективы у мвстеров? // Молодежь Алтая. 1993.- 9 апреля.

108. Самозванцев И.И. Тематический план по рисунку, живописи и композиции для детских школ искусства: Методические рекомендации. Барнаул. 1987.

109. Скулов В. Полдень и сумерки // Алтайская правда. 1988. - 29 мая.

110. Снитко JI.И. Большой скульптор // Алтайская правда. 1967ю - 19 августа.

111. Снитко Л.И. Он пел Алтай // Алтайская правда. 1966. - 5 ноября.

112. Снитко Л.И. «Потребность в красоте» // Алтайская правда. 1967. -18 февраля.

113. Соколова Е.М. Главная выставка // Алтайская правда. 1996. - 19 апреля.

114. Сорокин Ю. Н. Здравствуй будущий хдожник // Алтайская правда.- 1976. 16 ноября.

115. Степанская Т.М. Научить восприятию мира // Алтайская правда. -1976. -18 апреля.

116. Хайрулинов И.С. Сколько теперь ждать? // Алтайская правда. -1990.-16 мая.

117. Хайрулинов И.С. Хоть бы перышко из крыла жар-птицы // Алтайская правда. 1991.-20 декабря.

118. Чехова Е. Восемь Буратино маэстро Щербакова // Молодежь Алтая.- 1995.-24 февраля.

119. Шеваров Г. «По сему рисунку.» // Алтайская правда. 1977. - 14 сентября.