автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История развития провинциальной культуры Центрального Черноземья на рубеже ХIХ - ХХ в. в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пронина, Татьяна Давидовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Курск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История развития провинциальной культуры Центрального Черноземья на рубеже ХIХ - ХХ в. в.'

Текст диссертации на тему "История развития провинциальной культуры Центрального Черноземья на рубеже ХIХ - ХХ в. в."

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПРОНИНА Татьяна Давидовна

история развития провинциальной культуры центрального черноземья на рубеже xix xx вв.

Специальность 07.00.02 - отечественная история

диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор ист. наук проф. Полнер Л.С.

Курск -1999

Содержание

Введение .......................................................................................3

Глава 1 Историко-культурные процессы в губерниях Центрального

Черноземья на рубеже XIX-XX вв........................................................32

Глава 11 Художественная среда Центрального Черноземья на рубеже XIX -

XX вв...........................................................................................84

Глава 111 Усадебная культура и народное искусство Центрального

Черноземья. История художественных промыслов .................................132

Заключение.................................................................................162

Источники и литература ................................................................168

Введение

Тема исследования. Настоящая диссертация посвящена истории развития провинциальной культуры Центрального Черноземья рубежа 19 -20 вв. на материале Курской, Тамбовской, Воронежской губерний.

Культура - это основание исторического процесса. Вне движения культуры нет истории. На сегодняшний день вряд ли будет преувеличением сказать, что история культуры - одно из приоритетных направлений нашего обществознания.

На протяжении многовековой истории России складывалось в массовом сознании представление о провинции как о символе "захолустья" (В. Даль), неразвитости, застоя, противоположности столице. Эта традиция восходит еще к 19 веку, когда в произведениях Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, А.П. Чехова и др. высмеивалась отсталость провинциальной жизни отдаленной от магистральных путей развития культуры. В этой же традиции характеризует провинцию С. Ожегов, называя ее местностью, расположенной вдали от столицы.

Культурное самоопределение провинции оказывалось возможным на фоне столичной культуры, претендовавшей на роль "образца". На этом фоне провинциальное воспринималось как вторичное.

Диалог между столицей и провинцией, который ведется на протяжении 19 - начала 20 в., представляет собой исключительно важный момент российской истории. Столицу можно рассматривать как информационное поле, в котором концентрируются создаваемые в различных регионах ценности. Она довольно подвижна и адаптирована к смене существующих стереотипов в сравнении с провинцией. Последняя, в свою очередь, представляет собой стабильную форму существования национальных моделей культуры, накопленных ценностей.

Российская провинция - это специфически неповторимая, своеобразная часть национальной культуры, исторически сложившаяся, многосторонне целостная, характеризующая диапазон и уровень

ценностей, степень овладения ими, их трансформацию в различные типы и формы жизнедеятельности.

Изучение провинции как культурной реальности дает возможность отрешиться от традиционных представлений о провинциальной жизни, отказаться от литературно - книжного образа провинции и построить региональную историю русской культуры с ее компонентами: историей науки, просвещением, изобразительным искусством, музыкой, театром, народным искусством.

Изучение истории культуры и ее компонентов является особым направлением в исторической науке. Положение и значение культуры в жизни общества, ее постоянное развитие определяется, с одной стороны, качеством самого художественного творчества, а с другой - достигнутым материальным и социокультурным уровнем жизни людей, тем, насколько она становится содержательнее под влиянием конкретных условий, в частности, и культурного фактора.

Определить и социальную сущность духовной культуры, понять ее своеобразие - это значит, прежде всего, объяснить потребность человека в познании мира и эстетической деятельности, которая не только породила культуру как общественное явление, но и обусловила ее историческое развитие. Потребности, интересы, идеалы определенного социального слоя определяют его психологию на конкретном историческом этапе его развития.

Картину жизни провинциального общества нельзя считать полной без исторического анализа его культурных воззрений, досугового общения... Игнорирование изучения этих вопросов ведет к сужению диапазона, фрагментарности исследований истории общественной жизни.

Актуальность исследования. Актуальность диссертационного исследования связана с современной тенденцией историко-культурного движения, выражающейся в переоценке культурных ценностей, возрождении духовности, попытке осознать основы и осмыслить пути дальнейшего развития отечественной культуры.

В последние годы проблема формирования и бытования провинциальной культуры России стала предметом исследований историков, философов, социологов, политологов, культурологов, искусствоведов. Свидетельством этого является проведение ряда научных конференций в столичных и провинциальных городах России.

На конференции "Русская провинция и мировая культура", проходившей в Ярославле в апреле 1993 г., было введено понятие "культурная провинция" как "область действия более или менее единых традиций, нравов, норм, привычек, сходного уклада жизни". Было отмечено, что "русская провинция не только впитывает достижения мировой культуры, но и обогащает ее".1

Конференция "Экономика и культура - источники возрождения малых городов России" (Москва, апрель 1994 г.) определила функции малых городов, которые они выполняют в экономическом, социальном, культурном и духовном отношении. "Исторически они сложились как особые общественные образования, являются одним из источников становления национальных, нравственных начал, традиций".2

Научно - практические конференции со сходной проблематикой проходили в Костроме: "Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развития культуры народа" (1994 г.), "Провинциальная культура и культура провинции" (1995 г.); в Рязани "Культура и наука в жизни российской провинции. Методика преподавания вопросов культуры и науки в высшей и средней школе" (1996), в Орле "Традиционная русская народная художественная культура и современность" (1998 г.), в Курске "Проблемы провинциальной художественной культуры" (1998 г.).

1 // Ваш выбор. 1993. № 2. С. 11

2//Человек. 1994. №6. С. 116

Название конференций свидетельствуют об актуальности и широте подходов в современной науке к различным проблемам российской провинции.

Актуальность данного исследования определяется следующими моментами:

во-первых, заявленная тема недостаточно изучена в контексте истории развития региональной культуры. Крупные города России с высоким социально - экономическим, политическим темпом жизни, с большим сосредоточением театров, концертных залов, музеев, библиотек и других учреждений культуры издавна являлись культурными центрами. Провинция, со своими специфическими особенностями, своими формами культурно - просветительской деятельности, разнообразными явлениями культурной жизни, так же играла немаловажную роль в общественной и экономической жизни страны. Воссоздание мира российской провинциальной культуры, ее становление и развитие, объективная оценка противоречий и достижений не только расширит представление о прошлом отечественной культуры, но и будет способствовать формированию национального самосознания подрастающего поколения.

Во-вторых, исследования в этой области представляют большой научный и практический интерес. Они могут выявить ценность провинциальной культуры как важной сферы отечественного культурного наследия, раскрыть ее влияние на духовное развитие русского народа в прошлом и определить значение провинции в развитии современной культуры.

В-третьих, современное состояние российского общества во многом напоминает ситуацию рубежа веков - эпохи культурного перелома, времени рождения нового в недрах старого. Понимание выявленных закономерностей развития культуры, характерных для переходных периодов, поможет разобраться в сути происходящих перемен.

В-четвертых, современная культура и образовательная политика должны опираться на знание традиций. Содержание образования не

должно исключать действительный историко-культурный процесс в провинции. Существующие пробелы в исторических исследованиях затрудняют формирование нового содержания историко-культурной подготовки учащихся в современной региональной школе.

Объект исследования - история развития провинциальной культуры Центрального Черноземья рубежа 19-20 вв.

Предмет исследования - становление и развитие культуры Центрального Черноземья, включающего в себя три российские губернии -Воронежскую, Курскую и Тамбовскую.

Цели и задачи исследования. Цель исследования данной диссертации -собрать и обобщить историко-культурные материалы, определить своеобразие и показать значение истории развития провинциальной культуры для историко-культурных процессов прошлого и настоящего.

Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. исследовать архивные материалы, музейные фонды, частные коллекции, источниковедческую литературу, источникостатистические сведения, художественные ценности;

2. проанализировать и описать характер и особенности истории развития провинциальной культуры;

3. определить роль общественных организаций и отдельных лиц в культурной жизни Центрального Черноземья;

4. исследовать взаимодействие, взаимовлияние столичной и провинциальной культуры;

Хронологические рамки исследования. История развития провинциальной культуры рассматривается в хронологических рамках -конец 19 - начало 20 в. ( 80-е г. 19 в. - 1905 г.)

Пореформенное развитие России - это особый период в истории отечественной науки. Именно в этот период происходили важные изменения в культурной жизни страны. На рубеже веков в центре и на

местах начался подъем общественно - политической, творческой и научной деятельности российской интеллигенции.

С начала 80-х г. 19 в. в России набирают скорость важные социально-экономические процессы, связанные с социально-экономическим и политическим прогрессом. В середине 90-х г. 19 в. завершается промышленный переворот, происходит переход к фабрично-заводскому производству. Помимо столиц в экономике страны возрастает роль крупных промышленных городов, где сформировались классы, основные элементы гражданского общества. Возрастает роль местного самоуправления. Новая полоса в политической и идейной жизни России несла печать новых умонастроений "образованного общества", характерных для периода революционного народничества и последующей реакции. Рождались новые философские, эстетические, этические течения, менялась психология интеллигенции, которая была создателем и главными потребителем литературы и искусства. Конечно, в столицах этот процесс шел острее и многограннее. Но и провинция не была в стороне от этого. Провинциальная интеллигенция заражается "теорией малых дел", связывая свои судьбы с простым народом. В "хождении в народ" участвовали служащие разных учреждений: врачи, учителя, студенты, которые вели огромную просветительскую работу. Происходили изменения в общественной и культурной жизни русской провинции, где важную роль играло подвижничество, личная инициатива представителей различных сословий.

К к. 90-х г. 19 в. культурная жизнь провинции активизировалась. Это было связано с появлением новых типов библиотек, возникновением народных чтений, книжных складов, увеличением издания книг. Поднялся уровень провинциальной периодической печати, появились народные театры, музеи, художественные кружки и студии, увеличилось количество выставочных экспозиций.

К. 19 - н. 20 в. - время рождения нового в недрах старого.

Верхняя хронологическая грань исследования определена событиями первой русской революции. Революционный период 1905 -1917 гг., сменивший собою четвертьвековую полосу истории развития политической, общественной, культурной жизни России, должен, на наш взгляд, явиться предметом специального исследования.

Избранный нами временной рубеж не может, конечно, абсолютизироваться. Хорошо известно, что многие процессы, определившие собой облик провинциальной культуры на рубеже двух веков, восходят еще к началу 19 века. В к. 19 - н. 20 в. можно в той или иной форме видеть отклики на исторические события, приведшие страну к первой русской революции, а также предпосылки развития историко-культурных процессов в революционный период.

Таким образом, избранные нами хронологические рамки - это ясно очерченный этап в истории развития провинциальной культуры, имеющий в себе самом свои "концы" и "начала", этап, когда в культурном быту подготавливалось многое из того, что позже проявилось в творческой и исторической практике.

Географические границы исследования. Регион исследования включает в себя три российские губернии - Воронежскую, Курскую и Тамбовскую3, которые в дореволюционный период представляли Черноземный центр страны. Располагаясь в центре страны, рассматриваемые нами губернии сочетали в себе наиболее типичные черты социально-экономического и культурного развития. Наряду с наличием общих черт, каждая из губерний региона отличалась своеобразием.

Историография проблемы. Интерес к изучению культуры отдельных провинциальных регионов начинается уже в 19 в.

Современный Центрально-Черноземный регион объединяет пять областей ( Воронежскую, Липецкую, Курскую, Белгородскую, Тамбовскую), из которых до 1918 г. Липецкая входила в состав Воронежской, а Белгородская - в состав Курской губерний.

Провинция и ее интеллигенция стали объектом пристального внимания русского ученого А.П. Щапова.4 Одной из ранних публикаций, посвященных значению провинциальной культуры, в частности, провинциальной печати, ее отношению со столичной прессой, является письмо A.C. Гациского Д.Л. Мордовцеву "Смерть провинции, или нет?". A.C. Гациский впервые поднимает вопрос о значении провинции: "С значением столицы начинают иметь, а следовательно и будут иметь и должны иметь значение и другие так называемые провинциальные центры. Разве областная провинциальная печать не может иметь своего мнения, и не по одним областным, но и по государственным вопросам, разве решение государственных вопросов никогда не принадлежало провинции, разве, наконец, не провинция, суть всей силы и бессилия своего центра (с вашей т. з.), бесчисленного множества своих центров (с моей)? Мы протестуем, против непризнания за провинцией ее человеческих прав, потому что в самой жизни видим основания для своего протеста .5

В работах этих авторов были затронуты отдельные явления культурной жизни, излагались некоторые факты, высказывалась своя точка зрения. Но на рубеже веков отсутствовали исследовательские работы, в которых была бы реконструирована картина культурного развития провинции, поднимались актуальные и спорные вопросы о месте, роли и значении провинциальной культуры в жизни российского общества.

На современном этапе разработкой проблем региональной, провинциальной истории активно занимаются такие историки и культурологи, как О.Г. Ласунский, В.Ш. Кривонос, В.М. Меньшиков, A.B. Репринцев и др.6 В работах этих авторов прослеживаются попытки

4 Щапов А.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. СПб, 1870.

5 Письмо A.C. Гациского Д.Л. Мордовцеву. Смерть провинции, или нет? -Нижний Новгород. 1876. С. 3.

6 Ласунский О.Г. Литературно - общественное движение в русской провинции. Воронеж, 1985; Кривонос В.Ш. Российская провинция (Культурологические аспекты изучения) // Историко-культурное наследие Центральной России:

пересмотра недостаточно объективных оценок и представлений о роли провинциальной культуры. Высказываются мысли о неправомерности применения оценочного подхода к изучению истории провинции и необходимости демифологизации этого понятия, вводится в научный обиход новый взгляд на культуру провинции как на своеобразную часть национальной культуры.

Изучение культурных явлений отдельных российских провинций невозможно без рассмотрения исследований по истории отечественной культуры как целостной системы. П.Н. Милюков, А.П. Стебелев, С.Р. Минулов, A.B. Предтеченский, С.С. Дмитриев рассматривают культуру России этого периода как важную органическую часть исторического процесса.7 Авторы этих исследований системный подход сочетают с отраслевым, при этом сохраняя важность исторического контекста, ведущих тенденций того времени, то общее, что соединяло просвещение, литературу, науку, искусство этого периода.

Важное место в данном диссертационном исследовании принадлежит добровольным, неофициальным объединениям и организациям доре�