автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Из истории формирования научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в 20-30 гг. XX века

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Алиев, Жуматай
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Из истории формирования научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в 20-30 гг. XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Из истории формирования научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в 20-30 гг. XX века"

ШЛЕШЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ШОСОФЙЛ И ПРАВА имени И.Ы. МУМШОВА

На правах рукописи

АЛИЕВ Дума тай

ИЗ ИСТОМ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-НАТЕРИАЛИСТШЕСКОГО ИШВОЗЗРйШ В КАЗАХСТАНЕ

В 20-30 гг. XX ВШ 09.00.03 - История философии

Авторефера* диссертации

на соискание' ученой степени кандидата философских наук

Ташкент - 1990

Диссертация выполнена в отвале истории философии и общественной мысли Института философии и права АН Казахской ССР.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор БУРАЕАЕВ М.С.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор СЕГИЗШВ O.A.

кандидат философских наук, доцент ШАВДЩРОВ A.C.

Ведущая организация - Ташкентский государственный университет им. В,И.Ленина. ^

Защита состоится 1990 г. в 1&00 часов на

заседании специализированного сотета Д 01a.03.0i по защите диссертаций на соискание ученой степени доктоуа наук в Институте философии и права им. И. 51. Му ми нова АН УзССР (700170,Ташкент, ул. Муыинова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН УзССР (700170, Ташкент, ул.Муминова, 13).

Автореферат разослан

"2S" ОМпЛ^то г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук

iilAP/fflOB А. Д.

ОБЩАЯ МРМТЕЕИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В условиях развития процесса демократизации, гласности л решэния задач перестройки во многом по-новому встают проблемы развития духовной культуры, реконструкции всего исторического наследия. Рост национального самосознания повысил интерес у всех народов к истории формирования общественно-политической, историко-филосомской мысли. Анализ ранее закрытых источников,исследование "белых пятен" позволяет подойти к своим культурно-историческим ценностям более взвешенно.

Работу по формирований реалистического, гуманистического,научно-материалистичаокого мировоззрения в современных условиях необходимо сопровождать органичным историческим воспитанием, изучением дреЕнейших бесценных сокровищниц духовной культуры предков, всего богатого культурного наследия прошлого, устного народного творчества, просветительных идей Востока и Запада, воскрешением и изучением потерянных национальных традиций и обычаев, изучением истории религии, еа нравстшн-ннх устоев, общечеловеческих данностей всей цивилизации.

Однако сейчас, как; и много веков назад, ислам представляется глазам европейца как воплощение фанатизма, а зачастую невежества.''" Из западных и наших источников доходят сведения о событиях на мусульманском Бостоке,всего нашего государства, пугают мусульманским терроризмом, демографическим взрывом мусульман, возроздаются антимусульманекие стереотипы эпохи "крестовых походов", а таюге 30-годов "панарабизма", "пан-

■^Игнатенко А.А. Хадифл без халифатаИ., 1988.-0.20.

тюркизма", "панисламизма" и т.д. Так, Л.П.Беляев пи-

шет: "Молодежью в Алма-Ата, участвовавшей в известных декабрьских (1986г.) событиях, шнипулировали и мусульманские фанатики - суфяоты,внедрившиеся в студенческую среду, я шею в виду студентов -старшекурсников и даяе профессуру"1. Далее солидаризуясь с французским исследователем ислама А.Еанингсеном он утверждает о существовании и активной деятельности исламской инфраструктуры в СССР секретных суфистских, организаций, существуют под кршкэй "деловых клубов". И.П.Беляев "доказывает", что "ислам нине более разрушителен для коммунизма, чем для западной демократии, он враг Востока и ужа потом Запада..

Сходные стереотипы мышления сработали такав и в постановлении ЦК КПСС "О работе казахской республиканской партийной организации по интернациональному и. патриотическому воспитан™ трудящихся" от I июля 198? года при одонке декабрьских (1986г.) событий в г. Алма-Ате. Казахскому народу инкриминировалась идеализация прошлого, национальная замкнутость, приверженность к исламу, казахский национализм и т.д. и т.п. В настоящее время постановлением Политбюро ЦК КПСС от 18 мая 1990г. вышеупомянутое постановление снято с контроля. Под угрозой дестабилизации обстановки в Казахстане старое Политбюро перед тем, как уйти в

историю тихо, без шума сняло с казахского народа обвинение в ч

национализме.

* Еоляев J1J1. ;_Исламскиа игры, против Советского Союза //Аргументы U8.-LÎ.:Политиздат, I980.-C.224.

2 Там же. - С.226.

3 Мурсалиев А. В декабре на площади Брежнева// Комсомольская правда. —i99Ô«-2 сентября*

ошибочность такке других положошй постановления указано справке отдела ЦК КПСС: "В постановлении ЦК И1СС отдельные Л0Ж81ШЯ и политические оценки являются по существу ошбоч-ми. Крайне болознонпо воспринята в народе, и особенно ороди тэллигенцни, оценка беспорядков в декабре Т/ХСг. в городе ма-Лте как проявления казахского национализма, а также вп-ди об усилении в республика тенденции национальной зашпту-сти,попытках закрепить ее через ислам, идеализации проилого эахского народа".1 Однако, в самом постановлении Политбюро и отдельные правильные выводи работников отдела ЦК КПСС но шли отражения, а декабрьские собпгля вновь били охарактери-вэны как беспорядки, спровоцированные экстремистами и про-ввнками перестройки, хотя это била самая крупная порвая по-тическая демонстрация протеста,направленная против .диктата требованиями предоставления реального суверенитета респуб-ки. И только сейчас постановлением Президиума Верховного вета Казахской ССР "О вкводзх и предложениях комиссии по ончателъной оценке обстоятельств, связанных с событиями Е роде Алма-Ате 17-18 декабря 1936 года" от 24 сентября 1950 да признано, что непосредственной причиной протеста молоде-; послувилл откровенное пренебрежение мнением населения и ;ртпйных масс республики со стороны центра, направившего пэр-зл секретарем Ш Компартии Казахстана малоизвестного в рос-■блике партийного работника, недооценка возросшего оомосоз-^йя,народа. Ллвото равноправного диалога, биле с?в-*згз о».1?-i на подавленно к'стушокпя столиц?' спгсо'":. 1^гкоес.тт?о 'у'""

Известия

процессом взяли на себя представители цэнтра и новый пар? шй руководитель республики, отключив практически от при£ тия решений не только мастных руководителей, но и ее шс законодательные и исполнительные органы. Узким кругом лиг центра решался Еопрос о переброске в Аада-Ату спецчастеЯ треннпх еоЯск из других регионов, о применении силы для г Елешш двмонотращга. Подавление сопровождалось избиением дей, причем нередко задержанных без разбора, примененном ■гих жестоких методов, включая использование малих сапериа лопаток л служебных собакД

Изучение опыта из истории сформирования научно-матерч ллсткческого мировоззрения показывает, что Казахстан как другие республики демократическими лоложеними Ьоговора I года воспользоваться нэ смог. Сторнирующаяся а^яишсттзатив командная и партократичеокая система ужа начала создавать сткун иерархию, централизацию власти, прово зглапеннш" со добровольных и свободных республик на деле превратился в з конченное унитарное государство. Отсюда появились деформа и искажения в,области духовной культуры. Идеология практп ни стала обслуживать эту систему. Под лозунго:,? борьбы за систскую идеологию с кошо 20-годов началась борьба с рол ей, игнорировались национальные интересы, арабская график ла заменена на латинский кра$т. Это вызвало глубокое возм нио и оассматривалось как покушение на священную книгу "к которая написана арабским алфавитом, на право следования дкцяи предков.

Казахстанская правда.-1990.-'-8 сентября.

Представители алашской интеллигенции, видные ученые, писатели, поэты А.Дгкейханов, А.Еайтурсдаов, М.Думабаав и другие выступали за суверенитет, политическую и экономическую самостоятельность и независимость в составе Российской Федерации. Все они были объявлены националистами и в дальнейшем репрессированы. Такая же участь постигла видных государственных деятелей Туркестана - Т.Рыскулова, С.Ходианова,С.Садшка-сова и других. Ошт выступали против национально-территориального размекевания Туркестана, за проявление более чуткого отношения к национальным особенностям и интересам,религиозным чувствам мусульман, за консолидацию тюркоязычвых народов. Так, Рыскулов предлагал создать "Тюркскую республику и Тюркскую ком» партйп/'-Доджанов говорил, что "тиркские племена составляют зданий тюркоязычннй народ, который "не следует искусственно разрывать"1. Бее эти деятели такие обвинялись в национализме,пап-иоламивае, пантюркизме, панарабизме.

Проблемы, поднятые в начала века казахской интеллигенцией получили новое звучание в наше время. ¡Казахстан готовится принять Декларацию о суверенитете республики, которая явится основой для заключения союзного договора и принятия новой Конституции республики. В Алма-Ате состоялась встреча парик руководителей республик Средней Азии и Казахстана, где заинтересованно обсуждались проблемы региона, превращенного в "сырьевой придаток". Народи региона, объединению общностью исторических судеб, родством культур.религии, географическим соседством, по потреблению социальных благ находятся на ка-

1 И11А 1П.1Л, 2».62, 0.1 Д. 122, л.124; Д.15, лл.5-44.

тастрофически низком уровне, усугубляемом экологическим бедствием Аральского моря, воздействием Семипалатинского полигона, космодрома "Байконур". По итогам встречи руководителей региона принято Заявление и Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется потребностями в новом подходе к своему национальному, духовному наследи», к общечеловеческим ценностям в контексте задач, содержапихся в материалах ХХУШ съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, в решениях съездов народных депутатов СССР, сессий Верховных Советов СССР и Казахской ССР,

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОЕДЕМ

Вопросы исследования научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в рассматриваемый период до сих пор не выделялись в качества специальной диссертационной работы. Но сле^ дует отметить, что в работах Ж.М.Абдильдина, Е.А.Амантаева, М.С. Аженова, К.Б.Бейсембиева, М.С.Щурабаева, Н.Д.Дкандильди-на, А.Х.Касыюканога, Д.К.Кшибекова, О.А.Сегизбаева, К.Ц^лемба-ева, Е.И.Шэхтермана, А.К.Закирьянова, В.Г.ЯковлеЕа в ходе решения более общих или специальных научно-исследовательских задач затрагивались проблемы утверждения марксистско-лзпанско-

го миророззрения к cawNt слочны!» период ер истории^. В сорре-менноЯ согРТско1 литературе упрляетеп изрестное гнимяние вопросам формирования научно-материалистического мировоззрения в 2

рассматриваема» период .

CyinpcTppHHHfi гк.лап т изучение истории культуры и сгободо-мнслия наророр Средне"» Азии внесли И.М.Мушнор, М.М.ХаРруллаер,

* Амэнтаег Б. Д. Социализм и коренное преобразорания социальной природы казахского крестьянства.-Алма-Ата: Наука, i960; БеЧсембирв К.Б. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане.-Алма-Ата, Г970; Бурабаер '■'.С. Становление социалистического сознания р Казахстане.-Алма-Ата, 1981; Бурабаев М.С. и Сегизбаер O.A. Идейные сряяи обшестренно-^илософской мысли Казахстана и России (рторяя полотна ХУШ-начало XX река).

-Алма-Ата, 1907; Джаняильпин Н.Д. Природа национально» психологии. -Алма-Ата: Казахстан, 1971; Каснмжанов А.Х. Утверждение марксистско-ленинского мировоззрения и разритие ^лософской науки р Казахстяне/УИзрестия АН КазССР, серия обшестренных наук. -1972.5; Кастогаанор А.Х. и Закирьянов А.К. Казахская ССР//История (furocofim » CCCP.-!.f. ,1988, -Т.5.-Кн.2; Кшибркор Д.К. Критика буржуазной фальсификации опыта строительстра со-шализма л Казахстане.-Алма-Ата: Казахстан, 1972; Сегичбаев O.A. Трапшми сробопо.'/нслия и атеизма р духовной культуре казахского народа.-Алма-Ата: Наука, 1973; и др.

о

Акмураяов Т. ?ормирорание научн о-мате ри а лис тиче с кого мирогоз-зрения трудящихся.-Тегакент: Узбекистан, 1986; Атеизм в СССР: Становление и развитие. Акаоемич общественных наук при Uli КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.Я.Окулор (отр. ррд.> и вр.-М.: Мысль, 1986; Черняк В. А. Социология атеизма и исторический материализм.-Алма-Ата: Казахстан, 1909; и яр.

JC.I1.Вахидор и другие*.

При работе над темой диссертант опирался на то, что уже сделано р ее исследовании и изучении. Вместе с тем, в свете обработки и переосмысления ранее запрещенной литературы, анализе так называемых "бел« пятен" автор обнаружил, что панной проблеме пока уделено недостаточное внимание. Необходимо дальше продолжать изучение духовного наследия, культуры ее компонента -религии, истории формирования научного мировоззрения в контексте современного видения, вызванного политике? перестройки.

ЖТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА В-1ССЯРГ.АЩИ Методологической и идейно-теоретическо-ч оснорой исследования послужили соотрртствушие труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные анализу духовного наследия народов, решения ХХУШ съезда КПСС, съездов народных депутатов СССР, сесси!» Верховных Советов СССР и Казехеной ССР, материалы партийного архива Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана, Центряль-

* Аминов М.М. Из истории развития обтестренно-<*11лософско1 шс-ли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв. Избранные произведения. -Ташкент, 1976.-Т.2; Он же. К ропросам истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане Х-нячале XX рр. Избранные произведения.-Ташкент, 1976.-Т.З; Хайруялаев М.М. "аряби - крупнейший мыслитель средневековья.-Ташкент, 1973; Он же. Фараби.. Эпоха и учение.-Ташкент, 1975; Он же. Абу Наср аль--Гараби.-М., 1982; Он же. Культурное наследие и история философской мысли.-Ташкент, 1985; Вахидов Х.П. Просветительная идеология и идейная борьба в Узбекистане конш XIX и начала XX вв:-Автореферат локт.дисс.-Ташкент, 1971; Он у». Просветитрпь-ная идеология в Туркестане.-Ташкент, 1979; и лр.

ного государственного архива Казахской ССР и др.

Критически использованы выступления, статьи, брошюры, сочинения, книги ответственных партийных и советских руководителей, многих писателей и ученых республики 20-30 годов: С.Ас-фендиярова.А.Джангильдана, У.Дкандосова, Й.Кабулова, , Л.Мирзо-яна, Т.Рыскулова, Т.Курганова, М.Джоддаоаева, Г.Тогжанова, Г.Бу-тлера, С.Цуканова, А.Лекерова, М.Ауээова, М.Тулепова, З.Поря-дина и других, которые внесла большой практический и теоретический вклад в.борьбу за формирование у казахского народа научного мировоззрения и преодоления патриархально-феодальной идеологии. По данной проблеме заучен ряд работ л зарубежных авторов на немецком языке.

Большой фактический материал из история формирования на-учно-материалистичаского мировоззрения выявлен диссертантом аз источников,опубликованных на страницах союзных-и республиканских журналов и газет 20-30 годов: "Атеист", "Большевик Казахстана", "За партию", "Просвещение национальностей", "Большевик", "Советская степь", "Казахстанская правда", "Степная правда", а также изданий, выпущенных на казахской языке, с арабской графикой и латинским шрифтом "Айкал" (19П-1915гг.), "Кзыл-Казахстан" (1923-1927 гг.), 'Чана мектеп", "Айэль тендеги", "Адебиет майданы", "Казахстан Комнуниса", "Енбегаш казах", "Лениншил жас", "Тилши" и др.

В диссертации также использованы фонды отдела редких книг и рукописей ЦНБ АН Казахской ССР и государственной библиотеки Казахской ССР им. А.С.Пушкина,

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследования заключается в историко-философском, теоретико-методологическом изучении и анализе идейных и социальных предпосылок становления и развития научно-материалистического мировоззрения в Казахстане в 20-30 годы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринимается попытка дать целостный, систематический анализ основных направлений становления и развития научно-материалистического мировоззрения б Казахстане в указанный период. Автором привлекаются в научный оборот малоизученные материалы. В соответствии с поставленной цельв в диссертации решаются следующие задачи:

- раскрывается специфика становления свободолюбивых воззрений в истории развития общественно-философской мысли;-

- впервые, на основе оригинальной литературы (ранее запрещенной) определяется вклад казахстанских философов и ученых в развитии научно-материалистического мировоззрения;

- показываются основные направления критики феодально-родовых предрассудков и патриархально^б'бщцнных нравов в исследуемый период;

- впервые на основе архивных данных рассматривается диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность объективных условий и субъективных извращений, перегибов в решении религиозного вопроса и формировании основ научно-материалистического мировоззрения;

- показывается, что условием формирования материалистического мировоззрения народов Казахстана явилось преодоление национального и конфессионального неравенства.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Фактический материал и общетеоретические вшзодц диссертации могут быть использованы в научной, педагогической и идейно-воспитательной работе:

- основные результаты исследования могут быть использованы при разработке Всесоюзной плановой работы: "История общественно-политической и философской мысли народов Средней Азии и Казахстана";

-при дальнейшей разработке ряда проблем ленинского этапа в развитии марксистской философии;

- при чтении соответствующих курсов истории общественно-философской мысли народов СССР, истории Казахской ССР, истории и теории религии и атеизма, в организации спецкурсов и спецсеминаров;

- в работе по интернациональному воспитанию молодого поколения.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ

Результаты исследования докладывались автором на теоретических семинарах и научных конференциях в 1984-1990 гг.. Института философии л права AI! КазССР и Алма-Атинского архитектурно-строительного института, а также использованы при чтении лекции по философии, истории л теории религии и атеизма, эстетика.

Диссертация обсуздена и одобрена на заседаниях отдела истории философии и общественной шели Казахстана Института философии и npn.i;-, Mi КаьССР, сектора истории рлософлк Института Философии и правя лы. Н.П.Птмппова All УпССР.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Диссертация состоит из Еведания, деух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиография.

СаТР-РШИВ РАШШ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, дается характеристика научной новизны, формулируются' цели и задачи исследования, практическая значимость,.определяются методологические и теоретические источники работы.

В тореой главе "Социально-политические, нстороческио предпосылки и идейные основы становления научно-материалистического мировоззрения в Казахстане", в первом параграфе "Влияние прогрессивных традиций казахской общественной мне ли на становление свободомыслия" показано, что казахский народ имеет древнюю хультуру, богатые духовные традиции. История казахского наоода и его предков - составная часть истории тюркских народов. На почве местной культурной традиции своего Бремени в органическом сочетании с высшими достшхениями античной, иранской, индийской,арабской культур, по сути достижениям мировой культуры вырос такой великий философ, учешЗ, уникальное явленно в истории науки, как аль-Фараби, выходец из Фараба. Он получил титул "Аристотеля Востока" и стал основателем про-

7

грессивного направления в философии на средневековом Востоке.х На территория Казахстана сохранились водащиеся памятники древ-нетюркской культуры, как Тушокун битиги; Кул тогин; Бклча

1 ХзГруллаев 1.1.М. .Мировоззрение Фэраби и ого значение п история Спдосо^кп.-Ташкент: 0пнД967.

Хокон; Моюн-чур, Енисейские рунические письма, поэма "Кутад-гу биляг" Юсуфа Еаласегуии , "Диван-лугат-ат-тюрк" Шхму-да Кашгари, религиозное сочинение Ходжи Ахмеда Ясавн "Диван-и-Хютлет" и др.

В документах и постановлениях Компартии республики,принятых в период 30-40-х и начале 50-х годов били "допущ-энн грубые ошибки и искажения з оценке культурного наследия народа, творчества ряда поэтов и писателей как дореволюционного, так и советского времени"*. В категорической форме отвергалось все творческое наследие крупных представителей казахской устной поэзии ХУИ, XIX и начала XX веков: Бухар-жирау, Еазар-кироу, Дулата, Шортанбая.Султанмахмутз Торайгнрова и других. Их произведения били признаны как фэодалыго-реакцпоннне, буркуазно-националистические и религиозные. Начиная с ХУ вока, вплоть до середины XIX века, шла непрерывная борьба казахов с различными иноземными захватчиками. В 1728-1730гг. войска трех жузов под предводительством хана младшего жуза Абулхаира одержали ряд крупных побед над джунгарамя. После окончания военных действий на выборах ханом казахов стзл хан среднего жуза Лбилмзм-бот. Абулхаир, в кодевде стать ханом силой,опираясь на помощь русского государства, заключил сепаратный договор о вхоадегаш части Казахстана г состав России. Однако этот договор ни одним из казахских хансв но бгл принят. Абулхаир как изменник и предатель был казнен. Из-за упорного сопротивления казахов захватнической политике Россия окончательное присоединение

х Саклтснио ко -лссил Ш Косатки Кззахстава по изучвпгаз постановлений по вопросам литературы и. такусстпа ,пшнят'~: в пор-ясд 30-40-х п начало 50-х гс?г» // ~ Кэзахотзяскея прапдо.-та>»,-9 доксбрч.

Казахстана произошло только в ХТХ веке.Степь постоянно сотрясали мощные выступления и восстания. В 1783-1792 гг. произошло крупное восстание под руководством Сырша Латова. В 2030 годы XIX в. началась героическая освободительная борьба казахского народа под предводительством национального героя Кенесары Касымова. В I83í>-Ifi37 гг. произошло выступление под руководством Исатая и Махамбета. Практически seo последущиз годы степь юта своши родовши, дедовскими законами, окззп-вая упортаэ сопротивления колонизаторам.

Прпсоэдинепие Казахстана к России и его последствия нашли идейное отражение в литературе "эпохи скорби". Неукоснительное соблюдение предписаний ыупульманской ролигги кан и ханское прошлое Казахстана, было идеалом жизни поэтов- Ыортаггбая Канаева и йулата БабатаеЕа. В поэме и'ортакбая "8ар заман"("С'П0-ха скорби") и нравоучительных стихах ("Осиет-Паю") Дулата ей-ракзется мысль о восстановлении и создали самостоятельного исламского государства и недовольство присоедипонЕемКэзахстана к России, если Шортаыбэй каловался на то, что "белый царь" вторгся в казахскую землю, то Дулат бил недоволен поступками своих отцов, допустивших в свою страну "неверных". Выдающийся поэт ¡te~ хамбет Утекисов в своих лирических стихах воспевал героические традиции своего народа, отразил вою ненавлсть казахов к гшозешшм поработителям^всо его творчество наполнено пламенным призывом борьбы за свободу, он предпочитал смерть, чогм кизпь в неволе Л

' Сбот;нш; произведений казахских акшгов, поэтов конца ЗЗШ к Х1Г в . г,Ь».:а-Ата, 1962 .-С. 116.

Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев, Ш.КудаИбердиев и другие, продолжая традиции прогрессивных миелит еле Г! предыдущей эпохи, внесли огромный вк лад в поднятие национального самосознания и развитие свободомыслия, ош говорили о благотворно ы влиянии на казахов обцественно-уилософской мысли, литературы, культуры, науки народов Востока и Запада.

Богатая материальная и духовная культура предков казахов, устно-народное творчество, деятельность просветителей было духовным источником героизма казахского народа в борьбе против иноземного ига, сыграло огромную роль в становлении свободомыслия и консолидации нации, поднятии национального самосознания и возвышении народного духа.

Во втором параграфа "Критика феодально-родовых,патриархально-общинных предрассудков и нравов" констатируется, что у казахов насчитывается овыше 400 крупных племенных групп, образующих три куза.На родовом признаке основывалось административное деление отдельных волостей и районов, организация советов и колхозов в первые годы коллективизации. "Остатки старого патриархально-родового бита и родовых группировок, - писал в 1926г. Т.Рыскулов, - дает себя чувствовать и сейчас в повседневной жизни казахов"-'".

К 1928 году 75,5$ всего казахского населения вело кочевое пастбищное скотоводческое хозяйство. Из 119 административных

районов Казахстана 9 были кочевыми, 05 - полукочевыми и толь-

2

ко 25 -осодлши .

Рыскулов Т. Избранные труди.-Алма-Ата, 1984. - С. 169.

о

" Народное хозяйство Казахстана,-1920,6-8. -0,124-125.

Властям приходилось учитывать, что в результате многовекового сосуществования и взаимовлияния родовой традиции,народной культуры и ислама, их ценности были взаимнопереплетены, а зачастую выступали как национальные традиции. Принцип уважительного отношения к религиозным и национальным традициям, провозглаиен-, шй в официальных документах в первые годи Советской власти соблюдался. Президиум КазЩК 5 марта 1921 года, идя нав~ страчу многочисленным пожеланиям,просьбам,принял постановление, в котором объявлялось обязательным празднование "Наурыза" -праздника весны и следующих мусульманских праздников: "Ураза-айт", - праздник в честь окончания месячного поста ура за - три дня, "Цурбанайт" - праздЕШК жертвоприношения - три дня. Свободолюбивое воззрение народа в единении с мероприятиями Советской власти по преодолению остатков феодализма и колониализма,коллективизация и индустриализация.несмотря на перегиби и деформации, создали условия для ликвидации родовой идеологии и психологии, патриархальных предрассудков, перожктков и нравов, способствовали формированию научно-материалистического мировоззрения.

Вместе о тем, в диссертации отмечается, что в научных кругах республики идет- дискуссия о правомерности огульного от-рицашш кочевого уклада хозяйства, о необходимости проведения коллективизации и т.д. ~ Но отрицая накопленного опита

в борьбе с отжившими старыми порядками и нормами необходимо по-новому посмотреть на позитивные моменты в вековой морали и нравственности, родовой традиции и дедовских обычаях, древних установках и понятия части, достоинства. Например, казахи в аулах до сих пор обязаны знать родословную до седьмого колена, беречь имя и достоинство рода. При ьсэобщем историческом

беспамятстве и манкуртизме .росте преступности,наркомании и алкоголизме - это служит как бы защитным механизмом, [кампания борьбы якобы за марксистку» идеологию вновь напомнила о себе в Казахстана после декабрьских событий 19Р6 года. Под видом борьбы с казахскил национализмом, родоЕой идеологией и исламом, проводился скурпулезннй подсчет, сколько и где казахов -работает, какого рода и ясуза. Подверглись гонению казахи,работавшие в советских,партийннх,судебных и правоохранительных органах. Еыл ограничен прием казахской молодею! в ВУЗы, пострадала научная и творческая интеллигенция.

Во второй глава "Соцдально-(Тилосо:'ские принципы формирования и развития научно-юториалистичоского мировоззрения в Казахстане", вшрвом параграфа "Особенности формирования научно-материалистического мировоззрения в пергое десятилетие пооле победы Сктября"отм9чается, что социально-экономические изменения, которые произошли в республике в первые годы Советской власти, привали к лвменениям в духовной яизнн казахского народа. Октябрьская революция отделила церковь от государства и школу от церкви. Но она не отделила и не могла отделить ворующих от религии. Коммунистической партией бота поставлена долговременная задача воспитания широких слоев народа в духе шучпо-мзтэрпаллстичеокого мировоззрения.

В условиях абсолютного влияния духовенства на мусульман, преэдовремонныо лозунги и забегание вперед было недопустп.то,

так как могло привести к дискредитации идей марксизма, вызвать разочарование верующих в революционных преобразованиях. Отдельные партийшю руководители, правильно оценивая обстановку занимали нестандартные, в целом для того времени, приемлемые позиции в вопросах распространения марксизма среди трудящихся Востока. Так, например, на I съезде Компартии Тур- . кестана (июнь 1918г.) докладчик по вопросу "О партийной работа среди мусульманского пролетариата" Д.КлвЕлвев предлокнл вести агптацшо за идеи социализма среди трудящихся мусульман, "используя тексты Корана". Некоторые из делегатов съозда питались возразить против подобного' метода . Но один из представителей столичного горкома в своем выступлении сказал, что хотя коммунизм и не имеет ничего общего с религией, е частности с исламом,предложенный Клевлеевш способ агитации необходимо использовать как тактику в подходе к мусульманскому населению.

I съезд Компартии Туркестана в целом принял правильное решение и по вопросу распространения научиш: знаний среди коренного населения края. Е резолюции указывалось на необходимость создания печатных официальных органов на тюркском,русском языках, а такке"подготовки опытных работников для пропаганды сроди мусульманского пролетариата идеи классовой борьбн и коммунизма, идеала, к которому стремится международный пролетариат". Эти положения, нашедшие отражение в решениях I съезда Коммунистической партии Туркестана, относились и к кетой части Казахстана, до 1924г. входящей в состав Туркестанской АССР. lío П съзьдо Компартии Туркестана (декабрь 1918г.) бил сделан значительный сиг вперед, lima поставлона задача создания специальной газетн, к которой бн помещались статьи "исторотос-

кого, теоретического и филооо(|ского характера".^ В становлении научного, материалистического мировоззрения сыграла роль ликвидация неграмотности среди казахского населения. Наряду с ликвидацией массовой неграмотности взрослого населения,развитием сети общеобразовательных школ,партийная'организация Казахстана придавала большое значение постановке идейно-воспитательной работы в высших и средних специальных учебных заведениях республики. В первые годы установления Советской власти и гражданской войнч партия, политически просвещая и организуя крестьян в борьбе за Советскую Еласть, содействовала некоторому отходу крестьянства от церкви и духовенства, превде всего по политическим мотивам. Вместе с тем и духовенство меняло свою политину, оно всемерно старалось приспособиться к меняющейся обстановка. Духовенство пшдло к пониманию бесперспективности кровопролития и способствовало свертываншо и прекращению басмаческого движения. А басмачество в то время в глазах абсолютного большинства мусульман носило символ национально- освободительной борьбы. Без поворота духовенства в сторону Советской власти победа революции,обошлась бы народу ошэ большим кровопролитием и трагедией при перегибах в деятельности руководства Красной Армии, при ее радикализме и ультрареволюционности. Мусульманекое духовенство объявило ислам философией казахского парода."Коран -разворнутая программ;) построения социализма? - говорила они. В эти годы были опубликованы работы Асфэндиярова С. по истории ислама, где он ка-

* Очеши.истории Коммунистической партии Туркестана.—1Тавтонт, 1959,-i.2rC. 177; Резолюции и постановления съездов Коммунистической партии Туркестана (1918-2924) гТашкопт, IS59, —С.G,II,20.

тегорически высказался против соединения марксизма'и ислама. С.Асфэндияров с эпохи появления ислама до наших дней находит определенную параллель в кизни кочевых народов. Многочисленными примешми автор доказывает, что кочевое хозяйство не является примитивным, "не бессистемное бродяжничество", что кочевые народи, благодаря своему оппту, находили выгодные пастбищные условия и целесообразные способы выращивания скота и т.п. Кочевые народы, согласно мнению С.Асфендиярова, в историческом развитии прошли этап земледелия. И в этой связи, он пишет, что "у целого ряда чисто кочевых народов наиболее древние слова в их языке, обозначающие злаки: "бпдай","арпа"

т

("пшеница", "ячмень") .

Во втором параграфе "Диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность объективных условии и субъективных факторов извращений, перегибов в решении религиозного вопроса и формировании основ научно-материалистического мировоззрения" проанализировано, что период конструктивных взаимоотношений власти с религией и верующими прекращается на рубеже 19281929 годов. В I92R-29 годах в республиканских газетах появились различные разоблачительные материалы о том, как "кулаки в союзе с попами" срывают хлебозаготовки, "Церковь и синагога,костел,мечеть,сектантская община - все это штабы врагов социалистического наступления", "Борьба против религии -

о

борьба за социализм" . Постановление Советского правительства

"О религиозных объединениях" (1929) отражало сталинский тезис

того времени:"по мере строительства социализма обостряется

* Асйендияров С. Кедам и кочевое хозяйство//^Атеист г^ЗО. II. -.С.16.

2 GLU: Советская степь,-1929,-25 декабря; Большевик liaзах-стана,-I929,-.'s II—12: - С.3-4,

классовая борьба". Кроме того, в эти годн издавались в центра и в республике ряд документов о грифами "секретно", "для служебного пользования", "не для печати", которые полностью свернули и ограничили права духовенства и религиозных людей.

Насильственное изъятие скота у коронного населения на основании так нарываемого "голощекинского оседания кочевого народа на базе коллективизации," "малого Октября" в ауле, а такае изъятие хлеба у кулака и среднего крестьянства, грубое вмешательство в жизнь религиозных общин, вызвали в ряде мест серьезное.сопротивление населения Советской власти. По всей республике прокатилась волна различных инцидентов и выступлений, Массовые антиколхозные движения крестьян, поддерживаем,а духовенством в некоторых мостах принимали затяжной характер, было официально заявлено, что дело доишо до повстанческого движения, что в борьбе с ниш применяются регулярные войска и части ОГСУ. Чрезвычайные меры администрирования,форсированная коллективизация в аула привели к невиданной трагедии казахского народа. Были резко сокращали посевные площади, поголовье скота упало от 40,5 до 5,3 млн.голов. Голод и эпидз-

т

мня унесли более 2 млн.200 тис. кпзней. Идеологическая деятельность партии в таких условиях по гЪрмироЕатто основ научно-материалистического мировоззрения била не только не элективной, а встречала упорное сопротивление со стороны широкого круга людей. В настоящее время принят нови"! Закон "О свсопдс совэстн и религиозных организаций"*;1 который призван вссстг'гс-вить ленинские пртшппл отногкк'л к религии, церкви, зэ?;/:г

1 Тати'юв ПЛ. Сгвдэхыию обусгоглонпость.д<>погр?;гчесгг:: процессов.-.Ая'.'о-А^п , IXе;. - С. Т2С.

4 См.: Пглй"г»г1уС.; . октлбрт.

В третьем параграф "Преодоление национального и конфессионального неравенства - условие формирования и развития материм

алистического мировоззрения, рассмотрена связь религиозного вопроса с национальным. Октябрьская революция выкорчевала вековые предрассудки, пробудила к политической жизни миллионы рабочих и крестьян всех национальностей. Провозглашенная свобода вероисповедания," объявление равенства всех религий, ликвидация национального неравенства способствовало началу сплочения верующих разных национальностей вокруг Советской власти. Верующие связывали религиозное возрождение с национальным возроадениегл, с возрождением культуры и истории народа. Преодоление национального и конфессионального неравенства, развитие духовной культуры в национальной жизни и в межнациональном обдении, демократический статус верующих и религиозных организаций в 20-х годах способствовали формированию и развитию материалистического мировоззрения. И наоборот, вольные и невольные ошибки, в реализации ленинской политики по национальному и религиозному вопросу, отступления от нее, ущемление прав верующих, нигилистическое отношение к культурному наследию, национальным ценностям и традициям работали на национализм и шовинизм, этноконфессионалыюе отчуждение. В истории республики были периода, когда было предвзятое отношение к национальной одезде, казахской музыке и т.д.. Во время латинизации погибли тысячи рукописных книг по истории, фгаософии,религии,народной медицине, и т.д.. Перевести с текста, написанного арабской графикой было некому, хотя, по данным видного казахского ученого академика АЛДаргулзно до Октябрьской революции до 40% казахского населения владело арабским алфавите»'», так кзк лучшая часть генофонда нации, кошгротине носители шпг'гзацви шгкбяя в сталински}; лагерях. Зг/нграцня казахско-

го населения за пределы республики и сграни била высокой, что дэке к настоящему вромэни дает о себе знать. Более 30$ казахов (это более 3 миллионов) находится за пределами республики.

В заключении диссертации автор подводит краткие выводы проделанной работы,намечает пути дальнейшего изучения проблемы.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1.Влияние прогрессивных традиций казахской общественной мысли на становление свободомыслия и атеизма. (ИШОН АН СССР, за В 38968 от 24 июля 1989г.). Объем I п.д.

2. Философская и еотественно-научная критика религии 20-30-х годов XX века. (ИШОН Ali СССР, за Я 38969 от 24 шаля 1989г.). Объем I п.л.

3. Новые подходы в атвиси$чэсиом воспитании// Тематический сборник преподавателей Министерства народного образовать Казахской ССР.-Ллыа-Ата, T9ö9.-6,3 п.л.

4.Ле1пшские принципы интернационализма и становленио научного мировоззрения в.Казахстане//- Известия АН КазССР. Серу общественных нвук,-13Э0,-1л 5. - 0,5 п.л.