автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Из истории симфонического наследия Шуберта
Текст диссертации на тему "Из истории симфонического наследия Шуберта"
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им . П.И.ЧАЙКОВСКОГО
Кафедра истории зарубежной музыки
На правах рукописи
Будакова О.Ю. Из истории симфонического наследия Шуберта
17.00.02 - музыкальное искусство Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель доктор искусствоведения Е.М.Царёва
Москва, 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................3
Глава Первая. ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ, ИСПОЛНЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ СИМФОНИЙ ШУБЕРТА.................................................14
1. Становление картины симфонического наследия Шуберта
в каталогах и музыкальной науке ..................................14
2. Симфонии Шуберта и музыкальная жизнь его времени.
Путь к "большой" симфонии...........................................22
3. Страницы дальнейшей жизни симфоний
в XIX веке..................................................................44
3.1. "Большая" симфония С-с1иг.....................................44
3.2. Симфония 1>то11..................................................57
3.3. Ранние симфонии.................................................62
Глава Вторая. НЕОКОНЧЕННЫЕ СИМФОНИИ ШУБЕРТА.......................77
1. Из истории симфонических эскизов Шуберта......................77
2. Обзор неоконченных симфонических рукописей. Типология. Методы работы Шуберта над симфониями..........84
3. Симфонический фрагмент Б-ёиг Б 2Ь в контексте развития инструментального творчества
1811-1813 годов. От фантазии к симфонии........................97
4. Симфонии 1818-1822годов...........................................104
5. Последняя симфония Шуберта.......................................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................155
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................160
Нотные примеры................................................................................169
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к симфониям Шуберта имеет традицию в отечественной литературе — этой теме посвящены исследования В.Г.Донадзе, И.В.Лаврентьевой, Ю.Н.Хохлова, П.А.Вульфиуса, В.Д.Конен. В этих работах образ шубертовской симфонии оформился в некое завершенное в себе целое, сложился как определенная совокупность смыслов. Круг проблем, составляющих понятие "симфонии Шуберта", обобщен во вступлении Донадзе к очерку о симфониях Шуберта в книге "Музыка Австрии и Германии XIX века".
Прежде всего, симфония Шуберта предстает как явление, указавшее направления для развития романтической симфонии. Шуберту принадлежало открытие в "Неоконченной" симфонии И-шоП и "Большой" симфонии С-с1иг двух типов симфонизма, "лирико-психологического" и "эпического", — двух "русел", внутри которых протекали, в глубоком родстве с шубертовским симфонизмом, симфонические процессы XIX века.
Симфоническое творчество Шуберта рассматривалось ранее в аспектах и классического, и романтического симфонизма, и с точки зрения взаимодействия этих разных исторических типов симфонизма. В работах Донадзе, Лаврентьевой симфонический путь Шуберта предстает как процесс, внутри которого происходит "перелом"-превращение обобщенного венско-классического образа симфонии в симфонию, отмеченную ярко индивидуальными, романтическими чертами. В круг симфонических произведений попадает и неоконченная симфония Е-ёиг, явление "переходного" периода — предмет исследований И.Лаврентьевой. Даже при таком целостном охвате, под "симфонией Шуберта" подразумевались прежде всего две симфонии 20-х г.г. — "Неоконченная" симфония 1>то11 и "Большая" симфония С-ёиг. Ранние, классически ориентированные симфонии меньше привлекали к себе внимание и рассматривались преимущественно с точки зрения прорастания в них черт будущего зрелого симфонизма. Шаг по "восстановлению в правах" ранних
симфоний, выявлению их собственной художественной ценности, предпринимает автор настоящей диссертации в своей дипломной работе.
Двойственность исторического положения симфоний Шуберта отмечалась Донадзе: "Шуберт-симфонист стоит на грани двух эпох и, будучи тесно связан с венским классицизмом, в сущности принадлежит новой, романтической эпохе" (Донадзе, 1975, 262). Образ симфонии Шуберта, в совокупности "старого" и "нового", "классического" и "романтического", "общего" и "индивидуального", обретает особое выражение в контексте исторических связей — с одной стороны, с симфонией конца УУШ века (прежде всего, Гайдна и Моцарта) и симфонией Бетховена, с другой стороны, — с симфоническими процессами XIX века, симфониями Шумана, Брамса, Брукнера, Малера, Дворжака, Бородина и Чайковского.
Отдельную проблему составляет взаимодействие симфонии Шуберта и Бетховена. Долгое время, вплоть до начала XX века, симфония Шуберта страдала от неминуемого сопоставления с бетховенской симфонией, считавшейся высшим достижением, "эталоном" симфонического искусства. Следствием этого была критика симфонической драматургии Шуберта, "длиннот", методов развития материала. Освобождение от такой "зависимости" ознаменовало поворотный пункт в судьбе шубертовской симфонии и в судьбе инструментальной музыки в целом. Одним из первых в отечественной литературе на особое состояние шубертовской сонатно-симфонической формы — как "полную противоположность бетховенской сонатной драматургии с ее конфликтностью и ярким выявлением действенных интонаций в контрастных напряженнейших сопоставлениях" — обратил внимание Асафьев (Асафьев, 1971Д02)1.
1 Примечательно, что наблюдения Асафьева по времени совпадают с появлением на свет в 1927 году книги Х.Кёльцша о фортепианных сонатах Шуберта (КбквсЬ, 1927), знаменующей столь же поворотный момент в истории развития западно-европейского представления об инструментальной музыке Шуберта. Как и Асафьев, Кёльцш указывает на неповторимое своеобразие инструментального мышления Шуберта.
Сущность шубертовских симфонических процессов — их лирическую, общеромантическую и в то же время неповторимо "шубертовскую" природу — в отечественной литературе принято определять через понятия "песенности", "песенного симфонизма". Рассмотрение этой проблемы затрагивает разные уровни взаимодействия "песенного" и "симфонического" — от непосредственных тематических связей до глубочайшей интеграции всего комплекса средств песенного выражения внутри симфонии: "Песня как жанр, поднимаясь до значения песенности как стилистического принципа в симфонии, становится новым внутренним источником выразительности" (Донадзе, 1975,263). В подходе к симфонии Шуберта "песенность" становится той универсальной призмой, сквозь которую рассматриваются различные аспекты шубертовского симфонизма — например, "тематизм и форма в ее развитии" (Лаврентьева, 1974, 165). Вопросу взаимодействия песенного и симфонического принципов формообразования посвящена развернутая статья И.Лавреньевой "Влияние песенности на формообразование в симфониях Шуберта".
Еще одну тему, привлекавшую ранее исследователей, составляет взаимодействие симфонии с другими жанрами творчества Шуберта — камерно-инструментальными ансамблями (что отмечается, в частности, В.Конен), фортепианной музыкой, хоровыми и музыкально-сценическими произведениями.
Особый интерес представляют "симфонические" разделы книги Ю.Н.Хохлова "Шуберт. Проблемы творческой биографии", в которых освещаются другие аспекты — это, прежде всего, вопросы датировки "Большой" симфонии С-ёиг и существования "Гмунден-Гаштейнской" симфонии, вопросы неоконченности в связи с "Неоконченной" симфонией Ь-то11, проблемы творческого метода композитора. Проблемы симфонии Шуберта рассматриваются автором в контексте жизни Шуберта и последующих эпох. Автор заново, шаг за шагом, выстраивает историю создания шубертовских симфоний — в опоре на симфонические рукописи Шуберта
и обширную документальную канву, в творческом диалоге с широким кругом западно-европейских исследований прошлого и настоящего. Многие идеи этого исследования, как и сам исторический подход к материалу,послужили точками отсчета для данной работы.
Таков, в целом, круг вопросов и тем, сложившийся к 1970-х годам. С этого времени представление о симфоническом наследии Шуберта изменилось. В конце 70-х г.г. были обнаружены новые материалы и факты, потребовавшие пересмотра как отдельных аспектов, так и целостной картины симфонического творчества Шуберта. Открытие касалось симфонических эскизов Шуберта. Среди эскизов так называемой "симфонии in D" 1818 года (обозначенной в старом издании Каталога Дойча как D 615) были обнаружены эскизы трех симфоний, относящихся к разным периодам жизни Шуберта — исследования, включающие экспертизу бумаги, чернил, почерка композитора, проводились Э.Хильмаром и Р.Винтером (Hilmar, 1978, 266273). Несколькими годами раньше, в конце 60-х г.г., К.Лэндон обнаружила в Архиве Общества мужского пения в Вене последнюю, недостающую страницу партитуры Скерцо "Неоконченной" симфонии (Landon, 1969, 299-323), проливающую свет на загадку неоконченности симфонии (этот документ фигурирует в книге Ю.Н.Хохлова).
За последнее время появилось множество интересных исследований, опирающихся на новые факты и документы — например, исключительный интерес представляют материалы о взаимоотношениях Шуберта с Обществом любителей музыки в Вене и о судьбе "Большой" симфонии C-dur, представленные в докладе О.Биба на юбилейном Конгрессе 1978 года, исследование В.Дюрром контекста симфонической жизни шубертовского времени, материалы о лейпцигском исполнении "Большой" симфонии в 1839 году, представленные в статье П.Краузе.
В 1978 году появилось Новое, расширенное издание Каталога Дойча, продолжается издание Нового собрания сочинений Шуберта. Проект Нового
собрания сочинений (в Редакционный совет входят В.Дюрр, В.Адерхольд, В.Личауэр) охватывает восемь серий (76 томов). Начиная с 1967 года, было издано 48 томов. Издание симфонической серии еще не завершено (пока вышли три тома: первые два посвящены ранним симфониям, третий — "Неоконченной" симфонии Ь-шоИ).
Весь диапазон находящихся сегодня в нашем распоряжении материалов — симфонические рукописи, нотные издания, документы прижизненной и последующей истории шубертовской симфонии, рецензии на исполнения, научные исследования разных направлений — открывает необозримые горизонты для изучения симфоний Шуберта.
Данная работа носит характер прежде всего исторического исследования. Ее цель автор видит в том, чтобы восполнить существующее в отечественной литературе представление о симфонии Шуберта с учетом событий последних десятилетий, опыта, накопленного за последний период времени в зарубежной науке, и той исторической перспективы, которая в настоящее время является необходимым условием восприятия любого феномена прошлого. Симфония Шуберта предстанет такой, какой мы ее видим сегодня, в конце XX века: с одной стороны, как бесконечная изменчивость, совокупность исторически менявшихся смыслов (Первая глава), с другой — как зафиксированная на настоящий момент данность, интересующая нас в аспекте незавершенных сочинений (Вторая глава). Одной из задач является обзор симфонических автографов и других документальных источников. Ряд неоконченных симфонических произведений Шуберта, как и ряд аспектов рассмотрения шубертовской симфонии, впервые находят отражение в отечественной литературе.
Название диссертации — "Из истории симфонического наследия Шуберта" — хотя скорее "скрывает", нежели "раскрывает" содержание работы, - тем не менее достаточно точно отражает ее задачи. Под "симфоническим наследием" в данной
работе понимается именно симфония Шуберта. Под "историей" подразумевается и путь шубертовской симфонии в его движении от первой к последней симфонии, и путь, который проходит симфония Шуберта в восприятии разных эпох (парадоксально, что этот путь после смерти Шуберта развивается как бы в обратной перспективе, от конца к началу - он начинается с исполнения "Большой" симфонии С-ёиг и далее движется в направлении ранних симфоний). Единую историю шубертовской симфонии — с момента ее рождения и до сегодняшнего дня — можно представить в виде некоей симфонической партитуры, которая обладает и "горизонталью" и "вертикалью", мы прослеживаем ее и в последовательном, временном развитии, и останавливаясь на отдельных эпизодах, чтобы рассмотреть симфонию Шуберта в "срезах" разных эпох. На последней странице мы увидим симфонию Шуберта в "разрезе" восприятия конца XX века. Таким образом, между двумя главами диссертации существует непосредственная связь: новый облик симфонии Шуберта (из которого мы выделяем фрагмент — неоконченные симфонии) вырисовывается как закономерное следствие и как "отблеск" длительного исторического пути, запечатленного сегодня в ее памяти. Связующим звеном являются также эскизы трех симфоний 0-с1иг (Б 615, 708а, 936а) - последнее событие в истории шубертовской симфонии и существенное звено в ряду незавершенных сочинениях.
Выбор исторического аспекта подсказан своеобразием шубертовской симфонии как исторического феномена — история редко сталкивалась с произведениями столь сложной судьбы, которые прошли сквозь длительное испытание времени, прежде чем в полном объеме явиться на свет. Каждая из эпох в буквальном смысле слова находила отдельные, интересующие ее симфонии Шуберта, а симфония Шуберта — интересующую ее эпоху.
Жизнь шубертовской симфонии в XIX веке мы рассматриваем прежде всего через призму изменяющегося восприятия, отраженного в истории исполнений.
Именно исполнение было тем исходным событием, в котором пересекались пути симфонии Шуберта и пути времени, — "со-бытием", в котором "произведение срастается с сознанием слушателей" (Асафьев, 1971, 264), и в котором в равной степени раскрывались и смыслы эпох. Задачей автора является не только описание этих "встреч", но прежде всего выявление тех внутренних смыслов шубертовского симфонизма, которые обнаруживали себя в восприятии той или иной эпохи - с тем, чтобы соизмерять с ними ту совокупность смыслов, которая открывается нам в симфонии Шуберта сегодня.
Первой эпохой, вступившей в диалог с симфонией Шуберта, была собственно шубертовская эпоха. Изучение условий бытования симфонической музыки в Вене начала XIX века, эстетических представлений о смысле и предназначении жанра симфонии, различных симфонических образцов этого времени очень многое изменяют в сложившемся представлении о развитии симфонического пути Шуберта. Симфония Шуберта не была, как принято думать, "затворена" в себе — она занимала свое место в звуковом строе эпохи, место, которое, в соответствии с традицией времени, определялось уровнем притязаний и существом самой симфонии.
Глубокие изменения, происходящие с шубертовской симфонией и инструментальной музыкой в период 1818-1825 г.г., вызваны не только закономерностями внутреннего развития - они были также обусловлены извне, стремительным развитием концертной жизни Вены, возникновением новых условий звучания симфонии, одновременно - обстоятельствами жизни Шуберта, назревшей необходимостью самоутверждения на симфоническом поприще. Именно сменой общей парадигмы можно объяснить дистанцию между ранними симфониями и симфониями 20-х г.г., смысл поисков "переходного" периода, особое положение в симфоническом творчестве Шуберта "Большой" симфонии С-ёиг, которая так и не была услышана эпохой. Обращение к контексту симфонической жизни эпохи проливает свет на внутренние проблемы шубертовской симфонии - например,
проблемы оркестрового стиля, тематизма "переходного" периода, неоконченности, — в целом, такой подход к феномену шубертовской симфонии редко применяется в шубертовской литературе.
Именно исполнение связывает шубертовскую эпоху с последующими. Что не было услышано шубертовским временем — полноценно прозвучало в более позднее время. Каждая из симфоний Шуберта, таким образом, обретала себя дважды: первый раз — в контексте шубертовской эпохи, второй — как явление, современное тем эпохам, которые обеспечили ей полноценное существование. На протяжении всего XIX века выбор той или иной симфонии Шуберта для был своеобразным "индикатором" симфонических устремлений эпохи. Извлечение на свет и исполнение "Большой" симфонии имело особый смысл в контексте поисков немецкой симфонии 30-40х г.г. (например, Шумана и Мендельсона), "Неоконченной" симфонии — в 60-е годы, одновременно с зарождающимся симфонизмом Чайковского и Брамса, ранних симфоний — в контексте классицистских интересов 80-90-х г.г.
Образ шубертовской симфонии предстает перед нами в оценках - подчас противоречивых — ее исторических слушателей: основным материалом послужили автору документы XIX века — это и рядовые рецензии на исполнения симфоний, и высказывания крупнейших музыкантов, исследователей и критиков (Шумана, Брамса, Чайковского, Ганслика, Гроува, Дворжака).
Остановка в результате всего пройденного пути (во Второй главе) на незавершенных симфониях Шуберта имеет несколько оснований.
Во-первых, последние, зафиксированные в конце 197